Интерьер сталинский ампир: мебель для квартиры и дома, выбор люстры, стола и обоев, характерные черты стиля

Лавка старины » Сталинский ампир в дизайне интерьера

Это направление еще называют Сталианс, оно было распространено в тридцатые-шестидесятые годы в СССР. В отличие от построек для народа — бараков, спаренных одноэтажек, кирпичных домов без удобств, здесь было все для комфортного проживания. Сталинский ампир был уютным и торжественным, а доступен только самым избранным.

В середине 1930-х годов этот стиль зародился в архитектуре. Сталин, как Наполеон Бонапарт, благодаря которому зародился ампир, стремился показать всю мощь Советского государства помпезными высотками. В столице и других больших городах начали появляться новые здания с обилием лепнины и колон. Сталинские проекты жилых домов — это просторные квартиры с высокими потолками, раздельными комнатами и большими окнами. В 1950-х годах, когда к власти пришел Никита Хрущев, часть таких квартир превратили в коммунальные, а все будущие проекты отменили или предельно упростили. Хрущев считал такую роскошь недопустимой в то время, когда большинство людей ютилось в бараках без удобств.

Проект сталинской квартиры

Стандартная квартира «сталинка» состоит из трех-пяти комнат, однако были и семикомнатные варианты. Редко строились двухкомнатные квартиры. Площадь кухни достигала пятнадцати квадратных метров. Высота потолков — более трех метров. Вытянутые окна обычно выходили на две стороны. Обязательно присутствовал просторный холл, раздельный санузел, комнаты почти никогда не были смежными. Сами дома всегда строились в «историческом» центре крупного города, это значит, что вид из окон был соответствующим. Толстые стены домов возводились из белого кирпича, реже из красного. Сами здания имели три-четыре этажа, на фасаде обилие лепнины и настоящие колонны. Входные двери тяжелые, из дерева, часто двустворчатые, фасад также украшали профильными карнизами.

Несложно догадаться, что строили эти дома для избранных. Далеко не каждый представитель высшего партийного руководства мог стать владельцем такого жилья. Артисты, писатели, спортсмены, ученые, но только самые избранные и приближенные, тоже могли получить такую квартиру. Зато на пропагандистских плакатах, страницах журналов в таких интерьерах обязательно находились семьи простых рабочих. Впрочем, иногда передовикам эти квартиры все же доставались.

Интерьер квартиры в сталинском стиле

Квартирный дизайн объединял черты барокко, наполеоновского ампира и классицизма. Вот только в отличие от наполеоновского ампира, где обязательно присутствовало много золота, здесь яркие краски отсутствовали. Мебель преимущественно темная, стены пастельных оттенков, ковры красно-коричневые, межкомнатные двери белого цвета, иногда темно-коричневого. Допускался и монохромный интерьер с наличием некоторых ярких деталей, например, штор или картин. Обязательно присутствовало много натурального дерева, на полу паркет, который обычно выкладывался «елочкой». На стенах сдержанная лепнина, на потолках — фигурные розетки. А вот полы в санузле и кухне обязательно выкладывались керамической плиткой, более состоятельные люди могли позволить натуральный камень ценных пород.

Мебель выбиралась массивная и добротная, обычно из дуба, ореха и палисандра. Серванты выпуклой формы, круглые обеденные столы, кожаная мягкая мебель, деревянные стулья с точеными ножками — все эти предметы обязательно присутствовали в квартире с интерьером сталинского ампира. В самом центре потолка роскошная хрустальная люстра. Отдельные зоны освещались торшерами с текстильными плафонами, также присутствовали настенные бра, рабочее место в кабинете подсвечивалось настольной лампой. Оконные шторы обязательно были плотными и тяжелыми, со складками, в спальных комнатах вешали максимально темные, сегодня они называются блэкаут. Занавески иногда использовали и в дверных проемах.

Интерьер комнат

Гостиная, площадь которой иногда достигала тридцати квадратных метров, обязательно обставлялась дорогой мебелью. Комнату украшали напольные часы с боем, картины известных авторов, впрочем, это могли быть также работы с «советским реализмом». Полотна обязательно были в тяжелых рамах. Во всех жилых комнатах важную роль играла симметрия. Обязательно присутствовал центр комнаты, это мог быть камин или диван. Кухонных гарнитуров в те времена не изготовляли, зато был шкаф-сервант, буфет, каменная рабочая столешница. Столовая зона оформлялась обеденным столом.

Почти в каждой такой квартире обязательно присутствовал рабочий кабинет, который также выполнял функцию библиотеки. На самом почетном месте — массивный письменный стол, обязательно был книжный шкаф высотой почти до потолка. Холл или прихожая — это лицо квартиры, часто их оформляли роскошнее других. Например, на полу вместо паркета мог быть настоящий мрамор, на стенах — деревянные панели или лепнина. Могли также присутствовать колонны.

Сталинский интерьерный стиль можно с полной уверенностью назвать уникальным явлением, ведь в наше время все, что связано с той, эпохой ассоциируется с аскетизмом, а здесь все с точностью до наоборот. Неудивительно, что некоторые владельцы современных просторных квартир тоже стремятся к такому оформлению. Вот только на современном рынке мало присутствует соответствующих предметов, и нередко приходится делать покупки в антикварных магазинах.

Стиль в интерьере сталинский ампир – как подобрать к нему мебель |

Обстановку в стиле сталинский ампир сегодня можно встретить в домах, пришедших из той же эпохи. Как правило, они располагаются в центре города, имеют особенную архитектуру, просторные подъезды и большие квартиры с характерной планировкой.

Классические апартаменты времен 30-60-х годов прошлого века состоят из:

  • 4-5 комнат с потолками высотой до 4 метров;
  • Небольшой кухни;
  • Окон с эркерами, выходящими на обе стороны дома;
  • Огромной светлой гостиной с кожаным диваном Честер или гарнитурами из массива другой конструкции.

Особенности квартир сталинских времен

Создать дух давно ушедших времен можно и в современных квартирах, применив основные принципы и атрибуты интерьера. В их числе:

  • Массивные люстры из хрусталя;
  • Высокие двери со стеклянными вставками;
  • Раскладка стекол на окнах и дверях в виде ромбов или квадратов;
  • Темная тяжелая мебель из очень качественных материалов. Чаще использовались дуб, орех – из них производили горки, стенки, книжные стеллажи, буфеты, столы с круглыми столешницами, журнальные столики, стулья с резными спинками и ножками в виде лап, и т.д.;
  • Кабинеты-библиотеки, как в квартирах профессоров и академиков. Обязательные элементы – громоздкий кожаный диван, возможно кресло Честер, и абажур.

Тут же вывешивались красные ковры. Отделка пола – обязательно паркет, выложенный елочкой. Много хрусталя, картин, фарфора.

Антиквариат

Если грамотно использовать антиквариат, он подойдет разным интерьерам, но при оформлении квартиры в духе сталинского ампира его должно быть много. Такая мебель отличается универсальностью, ведь чтобы испортить интерьер антиквариатом, нужно хорошо постараться. Возьмите тот же старинный буфет, темный сервант или диван на фоне светлых обоев в полоску. Главное, расположить все в нужных местах, и гостиная, спальня, кухня станут более интересными. 

Кабинеты и библиотеки

Сам факт наличия библиотеки в современной квартире уже вызывает ассоциации со сталинскими временами. Помните, как в фильмах выглядели рабочие кабинеты профессоров, ученых, членов правительства? Этажерки, выставленные по периметру от пола до потолка. Чтобы достать книгу с верхней полки, нужно залезть на стремянку. Под кабинет лучше выделить большую просторную комнату, наполнить ее антикварной мебелью. Если не позволяет площадь, можно совместить с библиотекой спальню, столовую или гостиную.

Спальня и детская комната

Для обустройства спален использовался стандартный набор мебели:

  • Большая двуспальная кровать;
  • Прикроватные тумбочки по обе стороны ложа;
  • Небольшие светильники для чтения перед сном;
  • Трельяж с функцией туалетного столика;
  • Платяной шкаф;
  • Большой комод из натурального дерева.

Особенностью сталинских квартир было обилие встроенных антресолей и шкафов, разбросанных по всей квартире. Часто в планировку включали проходные комнаты, иногда предусматривали отдельные входы в ванную. Убранству детских особого значения не придавали. Обстановка состояла из шкафчиков и кроватей отечественного производства.

В качестве аксессуаров использовали старинные часы с ударным механизмом, гипсовые статуэтки, подсвечники, картины, вазы и столовое серебро.

 

: Июнь 2013 :: Новости искусства :: Cassone

На выставке Design Miami/Basel 2013 московская галерея «Наследие» представляет выставку, посвященную советскому дизайну интерьеров. В галерее впервые пройдет выставка уникальных предметов интерьера в стиле советского ампира сталинского периода, середины 1930-х – середины 1950-х годов.

Советский ампир отличался роскошью и монументальностью, сочетая в себе элементы барокко, наполеоновского ампира, неоклассицизма и ар-деко. Этот санкционированный государством стиль заменил авангард в качестве основной эстетической концепции Советского Союза. Он символизировал возвращение к классическим представлениям о красоте и стал визитной карточкой могучей восходящей советской империи.

В 1929 году советское правительство Иосифа Сталина начало кампанию по быстрой индустриализации своей преимущественно аграрной страны. Уже многое известно о чудовищной человеческой цене тоталитарных амбиций Сталина, а также его репрессивной государственной культурной политики. Тем не менее, мы не должны забывать, что многие известные художники продолжали создавать красивые и изысканные предметы, несмотря на ограничение свободы творчества. Выставка в галерее «Наследие» посвящена усилиям тех смелых мужчин и женщин, которые продолжали творить в очень трудных обстоятельствах и постоянно сталкивались с возможностью тюрьмы или казни за любое реальное или мнимое нарушение.

При Сталине интерьер и архитектура создавались в едином едином стиле, диктуемом Кремлем. Компоненты, которые часто используются для облицовки внешних стен здания, теперь были видны внутри. К ним относятся колонны составного ордера и декоративная лепнина. В интерьерах широко использовались мрамор, дорогое дерево, бронза, репрезентативная живопись.

Эта роскошная и грандиозная эстетика закончилась во второй половине 1950-х годов. Новый советский лидер Никита Хрущев был человеком очень простых вкусов и критиковал советский ампир за «чрезмерное приукрашивание».

При таком политическом забвении и перемене вкусов за последние 60 лет многие предметы интерьера сталинского периода были выброшены и утеряны. Сохранилось немного предметов, что делает эту выставку еще более особенной.

На выставке Design Miami/Basel галерея Heritage представит уникальные предметы декора, светильники и изысканную мебель. Большинство из них были единичными экземплярами, сделанными за большие деньги для частных квартир политической элиты, а также для общественных мест, таких как гостиница «Москва» и Театр Красной Армии в Москве.

Среди наиболее выдающихся экспонатов – огромное фаянсовое панно «Освобождение шлиссельбургских узников » (1934 г.), выполненное скульптором Исидором Фрих-Харом (1894–1978). Также будет элегантная театральная мебель работы известного советского архитектора Каро Алабяна; предметы из квартир политической элиты, выпущенные либо в единичном экземпляре, либо ограниченным тиражом; а также фарфор, расписанный ведущими художниками-авангардистами того времени А. Щекатихиной-Потоцкой и В. Чехониным.

Общее время показа: 11–16 июня 2013 г., 11:00–19:00. Местоположение : Hall 1.1, Süd, Messe Basel, Швейцария

Архитектурный стиль сталинского ампира — подробное описание и фотографии. Карта мест, туристические маршруты

Архитектурный стиль сталинского ампира был распространен в России с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Это был период правления Иосифа Сталина, поэтому в России этот стиль назвали в честь конкретного человека. В других странах Европы этот стиль также был распространен, но там его просто называют «ампир» или «имперский», что означает одно и то же.

Здания, построенные в стиле сталинского ампира, выглядят монументально и помпезно. Советская символика обильно используется во внешнем декоре. Многие элементы (колоннады и портики) взяты из архитектуры Древней Греции и Рима. Также небоскребы Нью-Йорка, которые начали возводиться двумя десятилетиями раньше, послужили образцами для зданий сталинского ампира.

В этом обзоре на онлайн-гиде Геомерид вы можете прочитать обо всех главных постройках Москвы в стиле сталинского ампира:

1. Театр Российской Армии
2. Северный речной вокзал
3. Московский метрополитен
4. Выставка ВДНХ
5. Московский университет
6. Сталинские высотки
7. Гостиница Москва

Чтобы прочитать подробнее, перейдите по гиперссылкам о каждая достопримечательность и посмотреть большое количество фото

Театр Российской Армии

Театр Российской Армии в Москве – один из крупнейших памятников архитектуры сталинского ампира. Его строительство началось в 1934, а первый спектакль на его сцене был поставлен в 1940 году. Размеры самого театра, фойе и сцены исполинские — они должны были олицетворять мощь русской армии.

Высота Театра Российской Армии в Москве достигает 62 метров

Гигантское здание Театра Российской Армии построено в 1930-х годах, его называли первой сталинской высоткой

Эпоха 1930-х годов как в России, так и в Европе было очень тяжелое время. Искусство в те годы было одним из важнейших элементов пропаганды. Без него не могли бы существовать правящие элиты европейских стран. Артисты на сцене разыгрывали спектакли о «великих победах» армии в боях с врагами. Это мотивировало и вдохновляло людей, даже несмотря на трудности повседневной жизни. Одним из основных элементов этой работы стал Театр Российской Армии в Москве.

Северный речной вокзал 

Северный речной вокзал расположен на берегу Химкинского водохранилища в Северо-Западном округе Москвы. Здание Речного вокзала является одним из выдающихся памятников архитектуры сталинского ампира. Он был построен в 1933-1937 годах. Вокруг речного вокзала разбит большой ландшафтный парк.

Огромное здание Северного речного вокзала в Москве выглядит нарядно, благодаря аркам

Фасад Северного речного вокзала в Москве с табличками, изображающими достижения сталинской эпохи

В XIX веке Москва-река была вполне пригодна для плавания маломерных судов. В начале 20 века оно начало мелеть, увеличилось водоизмещение кораблей. Необходимость строительства Московско-Волжского судоходного канала стала очевидной. Он был построен в рекордно короткие сроки с 1932 по 1937 годы. Длина канала составляет 128 километров; На реках построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 8 шлюзов. Столица России город Москва был объявлен «портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского». В те годы советское правительство осуществляло грандиозные «стройки коммунизма», и Речной вокзал стал одним из образов той эпохи.

Московский метрополитен

Московский метрополитен — не только популярный транспорт в большом городе, но и один из выдающихся памятников архитектуры сталинского ампира. Вестибюли станций Московского метрополитена, построенных во времена правления Иосифа Сталина, имеют самый роскошный декор.

Вестибюль станции метро «Маяковская»: пол покрыт мрамором, а колонны — полудрагоценным родонитом

Самый большой вестибюль станции «Комсомольская» Московского метрополитена с гигантскими византийскими мозаичными панно на потолке

Московский метрополитен был открыт 16 мая 1935 года. Почти все центральные станции Московского метрополитена отделаны мрамором; многие из них украшены барельефами. Несколько станций украшены мозаичными панно, выполненными по старинной византийской технологии. Есть также станции с витражами и скульптурными композициями. На станции метро «Маяковская» пол выложен мрамором, а колонны отделаны сталью и полудрагоценным камнем родонитом.

ВДНХ Выставка

ВДНХ Выставка расположена на севере Москвы. Аббревиатура слова ВДНХ означает «Выставка достижений народного хозяйства». Это не одно здание в стиле сталинского ампира. Здесь на территории 230 га построено более 70 павильонов. Первоначально на ВДНХ проводились только выставки, связанные с сельским хозяйством, но затем власти стали проводить экспозиции по всем отраслям советской промышленности.

Памятник Ленину на фоне главного павильона ВДНХ, который назывался Союз Советских Социалистических Республик

Фонтан Дружбы народов и главный павильон ВДНХ

Статуя Рабочий и колхозница на выставке ВДНХ в Москве

Большинство павильонов ВДНХ построено в стиле сталинского ампира. Особенно монументально выглядят центральные павильоны, расположенные у входа. Впоследствии здесь были построены павильоны в традициях народов, населявших СССР, а также технические павильоны. В наши дни экспозиция ВДНХ полностью реконструирована и является «Заповедником СССР», здесь полностью сохранена атмосфера сталинских времен.

Московский университет

Здание Московского университета является одним из символов Москвы. Его также называют апофеозом сталинского ампира, развивавшегося в России с 1930-х до середины 1950-х годов. Строительство Московского университета было завершено в 1953 году, в год смерти Сталина. Здание Университета — одна из 7 сталинских высоток, которые Иосиф Сталин приказал построить в Москве после Великой Отечественной войны.

Здание Московского университета – достопримечательность Москвы

Вход в университет дает представление о масштабах архитектурного стиля сталинского ампира

 Учебное здание расположено на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы. Его силуэт виден почти со всех центральных районов города. Высота университета достигает 240 метров (36 этажей). После его завершения в 1953 году, до 1990 года, в течение 37 лет он был самым высоким зданием в Европе, пока во Франкфурте-на-Майне не было построено офисное здание Мессетурм. Таким образом, Московский университет — это не только символ сталинского ампира, но и полноценный небоскреб, подобный небоскребам Нью-Йорка.

Сталинские высотки

Сталинскими высотками называют 7 высоток в стиле сталинского ампира, которые были построены в разных районах Москвы в период с 1947 по 1953 годы. Средняя высота сталинских высоток составляла 150 метров, но самая высокая московская Университет достиг 240 метров. В период с 1953 по 1990 год это было самое высокое здание в Европе.

Вид на сталинскую высотку на Котельнической набережной с Наплавного моста в парке Зарядье, д.

Гостиница Украина

Небоскребы Нью-Йорка были взяты за образец сталинских высоток, но в Москве их внешний декор учитывал требования архитектурного стиля сталинского ампира.