Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Пространство и пластика народного жилища. Часть вторая. Интерьер народного жилища


Пространство и пластика народного жилища. Часть первая

 

 

Интерьер русского народного жилища детально исследован этнографами и историками. Гораздо меньше изучены его художественные особенности. Благодаря трудам историков царские хоромы XVII века знакомы нам ближе, чем вологодские и архангельские избы, сохранившиеся поныне.

Севернорусское жилище не случайно привлекало внимание исследователей, "открывших" полстолетия назад красоту деревянной народной архитектуры. И. Билибин, В. Воронов, И. Евдокимов, Р. Габе, М. Едемский, Н. Виноградов и другие увидели в формах северного крестьянского дома не только средневековую новгородскую древность, но и ясность замысла, строгую конструктивность, высокий вкус, живую фантазию. Здесь, в краю лесов, не знавшем крепостного рабства и разорительных нашествий, сложилась наша "деревянная классика". Мы хорошо знаем по отдельным предметам утвари - прялкам, ковшам; но что известно нам о принципах и приемах построения ансамбля, синтезе пространства, пластики, цвета, о роли изображений и орнамента? Нельзя ли взять у этой классики ценный урок по "очеловечиванию" стандартного интерьера, каким являлся , по сути, интерьер крестьянской избы? Это не отвлеченные академические вопросы, а насущные проблемы нашего прикладного искусства. Если мы говорим о национальных традициях в области интерьера, мы должны уяснить, в чем состоят эти традиции, как и почему они менялись, где тут живое зерно, способное взрасти в наших условиях.

В старинных домах Тотемского и Тарногского районов Вологодской области доныне сохранились просторные, мощные по формам жилища древнерусского типа, сходные с теми, которые описаны в документах XVII века, подтвержденных ныне археологическими находками. Здесь, на реках Уфтюге и Кокшеньге, расселились в XVI веке новгородцы, сосланные или бежавшие на север при Иване Грозном. "Кокшары" жили вдали от городов и транзитных путей, крепко держались заветов старины, обстраивались со знанием дела и с размахом, так как местность была хлебородной, богатой заливными лугами и отличным лесом. Здесь еще в 1961 году можно было увидеть, как вырубают из огромной выкорчеванной ели нового коня на крышу, взамен сгнившего, в тех же массивных формах. В лесных деревнях почти каждый дом включает могучую скульптуру, да и сам высится как монумент. Интерьеры под стать внешнему виду. Все в них крупногабаритно и долговечно. Жилища Кокшеньги - ценнейший памятник почти уже исчезнувшей эпохи русского зодчества.

Дом встречает входящего высоким крыльцом, укрепленным на столбах или консолях. К нижней его площадке ведут деревянные мостки, где лежат метелки и веники для очистки обуви. Ступени сверкают чистотой, устланы половиками. Верхняя площадка - галерейка, обшитая досками, с арочными окнами и лавками под ними, хороша летом, когда здесь возится ребятня, сидять пожилые, наблюдая сверху за порядком во дворе. Внутренний объем крыльца замкнут со стороны избы, отрезан порогом и низкой дверью. Он красиво и тонко раскрыт наружу, внизу связан с двором, наверху, через арочные проемы, - с далью, небом. От верхнего рундука под прямым углом к оси крыльца расположен вход в прохладные сени, где обычно пахнет стружками и парным молоком. После низенькой галерейки сени кажутся необъятно просторными. В полумраке угадываются гулкие чердаки и сеновалы, видна вся внушительная конструкция кровли, уходящие наверх лестницы. В этой свободной просторности - главная красота сеней, их композиционное значение в качестве пространственного ядра дома.

И вновь, по закону контраста, углубление в толщу стены: низкая квадратная дверь, которую с трудом можно обнаружить, массивный порог. а за ним распластанная в ширину, низкая, теплая в любое время года, сравнительно светлая жилая изба. Такая подвижная смена впечатлений позволяет говорить о некоторой динамике в композиции, вопреки утверждению А. И. Некрасова. сводившего ее к пассивному сложению статичных объемов.

Рассмотрим отдельную ячейку, собственно избу. Главное здесь - строжайшая целесообразность и конструктивность. Все продумано и предусмотрено с точки зрения экономности и простоты постройки и элементарной гигиены. Стены хорошо держат тепло, но воздух не застаивается благодаря естественной вентиляции. Обширные сени, чердак и подклет создают воздушные тамбуры, защищающие от морозов и холодного ветра. В хорошо поставленной избе не бывает сквозняков. Русская печь не только держит тепло в течение суток, но и хорошо приспособлена для самых разнообразных нужд; тут помещают кур-несушек, новорожденных телят, сушат зерно, согревают котлы с пойлом скоту и т. д. Все надежно противостоит суровой природе Севера.

Для композиции помещения характерны цельность и замкнутость пространства, соответствие интерьера наружному облику дома, контраст больших масс пластики и цвета. В плане помещение почти квадратно. Его "наряд". то есть меблировка, соответствует убранству устюжских построек XVII века. Там, как и здесь, плотник прежде всего "стены вытесал и выскоблил нагладко и подволоку тесом в брусе забра и лавки кругом тесовые и с причелинами в стены врубил; устроил "надлавочники", полати, голбец. От голбца к избной стене против печи чулан в столбцы тесом забра. (Это чулан-кухонька перед устьем печи носит на Севере название "шомнуша". Тут стоят шкафы для посуды, обычно без задней стенки).

В дверной угол иногда врезают кровать об одной ноге, широкую, как кузов грузовика. Это более поздний тип мебели. Полка-божница кое-где украшена резными головами коней.

Обеденный стол сдвинутый в красый угол, под образа, подходит на ларь с характерным "метопным фризом", как отмечает А. И. Некрасов. Столешница округлая и беломраморная от долгого употребления, так же скруглены и словно отполированы, хотя и без блеска, кроки лавок, доска пола, тяжелые брусья подоконников.Все формы определенны и крупны. У двери медный или оловянный рукомойник в форме допетровской ендовы или чайника. На полу домотканая цветная дорожка из грубых очесьев и разноцветных лоскутов. Кадка с водой, светец с корытцем на ножках, порой люлька на гибком шесте - "оцепе" дополняют ансамбль. Сейчас на стенах даже старинных изб можно увидеть электролампы, часы, репродуктор, календари и фото.

В отличие от просторной, до блеска отмытой, чистой половины кухонька закопчена и заставлена утварью.Таинственная дверка в перегородке словно ведет вовнутрь печи. Это голбец, скрытая лесенка вниз, в подклет, заменяющий холодильник и кладовую. Темный угол за печью - склад постелей и коробов с одеждой.

 

 

Пространство и пластика народного жилища. Часть вторая.

art.sovfarfor.com

Интерьер румынского народного жилища :: Архитектура и строительство

Интерьер румынского народного жилища весьма красочен. В своих основныхдеталях еще в недалеком прошлом он был характерен для многих районов страны и различался лишь декоративными особенностями. Во всех домах в одном из углов, расположенном по диагонали от очага или печи, вдоль стен стояли глухие лавки, а перед ними стол. «Красный угол», известный всем восточнославянским народам, у румын почти отсутствует.

Наиболее почетной считается восточная стена дома, вдоль которой и висят иконы. В каждом доме или висит на стене, или стоит поставец для посуды. Для еды ставят маленький круглый столик, за которым сидят или на низеньких скамеечках, или просто на полу. Затем он убирается. В жилой комнате стоят деревянные кровати ручной работы. В наши дни их вытесняют кровати, приобретенные в магазинах.

Важное место в интерьере жилого помещения занимает резной или расписной сундук для приданого. Если в доме есть девушка на выданье, приданое лежит и теперь для всеобщего обозрения на лавках или кровати. Непременная принадлежность каждого дома — укрепленная над кроватью жердь или трапециевидная вешалка кульме (oulme) для одежды (Молдова) или декоративных тканей (Трансильвания).

Большое значение во внутреннем декоре имеет и орнаментированная керамика. Следует отметить, что убранство народного жилища Трансильвании и Баната значительно богаче, чем в других областях Румынии. Здесь наряду с домоткаными коврами широко распространены вышитые полотенца, скатерти и украшение предметов домашнего обихода богатым резным орнаментом.

Б наши дни в народный быт широко проникает покупная городская меблировка. Подвижные лавки, деревянные диванчики и стулья постепенно вытесняют из быта неподвижные глухие лавки. Нередки случаи, когда в жилой комнате можно найти еще традиционное убранство, а чистая убрана по-городскому. В домах же на подклети часто весь верхний этаж убран по-городскому, а кухня, находящаяся в подклети,— традиционно.

arhistroika.ru

Интерьер традиционного русского жилища — КиберПедия

Если по своему внешнему облику жилища разных групп русских резко отличались друг от друга, то в их интерьере различий было гораздо меньше. На рубеже XIX-XX в. обычным было т р е х ч а с т н о е жилище. С улицы через крыльцо вход вел в сени - холодное неотапливаемое помещение. Здесь хранился различный инвентарь, утварь, в летнюю жару, когда в избе, где топилась печь для приготовления пищи и было душно, в сенях спали. С двух сторон к сеням примыкало два помещения - собственно жилище (покой) с печью и клеть, или камора, в которой хранились продукты, утварь, она также могла служить летней спальней. К концу XIX в. все шире распространяется тенденция превращать клеть в дополнительное жилое помещение парадного назначения, иногда отапливаемое. Здесь устраивали праздничные трапезы, размещали гостей. Дверь, которая вела с улицы в сени, открывалась внутрь, чтобы в случае обильного снегопада ее можно было открыть, а из жилого помещения в сени – наружу, чтобы в случае пожара беспрепятственно покинуть дом.

Для бедных семей была характерна двухчастная постройка, состоящая из жилой части и сеней, а то и одночастная, причем зачастую вход с улицы не оформлялся крыльцом. Зато в домах зажиточных семей, а на севере и обычных, в пятистенках, крестовиках, избах-двойнях жилая часть состояла из нескольких помещений, ее могли расширять путем прируба дополнительного помещения.

Значительную часть жилого помещения занимала печь - до четверти, а то и до трети всей площади. На рубеже XIX-XX вв. преобладала духовая печь, глинобитная или кирпичная. Она имела форму куба, который стоял на опечке в виде сруба в три-четыре венца из бревен или плах, перекрытого бревенчатым накатом. В одном из углов, а иногда и по всем четырем углам печи ставили столбы. На высоте человеческого роста от печного столба под прямым углом друг к другу отходили два бруса, упиравшиеся в стены, они назывались воронцы. Один служил опорой для полатей, образуя своеобразный поребрик, благодаря чему вещи, которые клали сюда – шапки, рукавицы, кушаки - не падали на пол. На второй ставили посуду, укладывали свежеиспеченный хлеб. Этот воронец зрительно, а если делалась перегородка, реально отделял собственно кухонное пространство у печи от остальной избы.

Внутри печи было значительное сводчатое пространство с плоским дном – подом, на котором разжигался огонь, здесь готовили пищу. Сбоку делалась глухая ниша, которая называлась жараток, или загнеток, сюда после топки сгребали горящие угли, чтобы в следующий раз от них снова затопить печь, ставили с вечера посуду с пищей, чтобы она была теплой до утра. Снаружи в печь вел проем – устье, или чело, при необходимости он закрывался металлической заслонкой. Дым выходил либо через устье, либо через отверстие в своде. В нижней части печи был подпечек в виде значительного пространства, здесь хранили печные принадлежности, складывали дрова, в зимнее время держали кур и молодняк. В стенах печи снаружи делали ниши (печурки) для увеличения поверхности, что усиливало теплоотдачу, кроме того, в нишах сушили продукты, одежду и обувь. В стене делали отверстия, которые соединялись с трубой, через одни чистили дымоходы специальной метелкой – помелом, а одно предназначалось для вывода дыма из разожженного самовара.

Печь могла топиться по-черному, и тогда из помещения дым выводился либо через специальное волоковое оконце, либо через отверстие, которое делалось под потолком в стене, смежной с сенями. В сенях над этим отверстием устанавливался вертикально длинный узкий ящичек без дна – дымница, она возвышалась над крышей, имела в верхней части много отверстий и покрытие, чтобы в нее не попадал дождь и снег. Но отопление по-черному было малокомфортным – в начале топки было холодно, поскольку приходилось открывать дверь, дым выедал глаза, на стены, потолок и другие детали дома садилась копоть, почему брусы, шедшие от печного столба и назывались воронцами.

В зажиточных слоях русского населения довольно рано над печью стали делать кожух, или патрубок с отверстием, а над ним кирпичную трубу для вывода дыма, такая топка называлась по-белому. К концу XIX в. кирпич стал доступен и для рядовых крестьянских хозяйств, но печи, топимые по-черному, они назывались курными, или рудыми («рудый» – красный, красно-коричневый) не исчезли, они бытовали до Великой Отечественной войны и даже после нее. Одна из причин этого – бедность населения. Но была и другая причина, по которой даже зажиточная семья предпочитала жить в рудой избе. У русской печи очень толстые стены, нагретые, они долго отдают тепло. Но по этой же причине много времени проходит, прежде чем затопленная печь, если она топится по-белому, начнет обогревать дом. У печи, топимой по-черному, теплый воздух сразу поступает в помещение, кроме того, топка по-черному вентилирует и дезинфицирует помещение. И все-таки предпочтение отдавалось печам, топимым по-белому, как более гигиеничным.

Трудно перечислить все функции русской печи. Она обогревала жилище и частично освещала его, в ней пекли в хлеб и готовили пищу, ее использовали для сушки продуктов, намокшей одежды и обуви, она была лучшим спальным местом в холодное время, на ее горячих кирпичах лечились при простудных заболеваниях, в подпечке в сильные морозы держали домашнюю живность. В южнорусских и некоторых других районах, где не было бань, в печи парились. Ее вытапливали, убирали угли с пода, тщательно его выметали и выстилали соломой. Человек брал ковшик с водой, осторожно лез в устье ногами вперед, закрывал заслонку печи и брызгал на свод. Из печи он вылезал в саже, но распарившийся, а мылся в корыте, которое ставили рядом с печью. В зимнее время самовар ставили в доме (в другое время в сенях или на улице), дым же выводили через отверстие в печи. Она была химическим цехом – в вытопленной печи раскладывали навоз, в который помещали шкуры и кожи для их размягчения: в теплоте химическая реакция шла быстрее. Печь выполняла роль барометра, ибо предсказывала погоду: дрова горят с треском и красным огнем – к морозу, белым – к оттепели, дым из трубы без ветра пригибается к земле – к снегу зимой, к дождю летом, дым идет столбом – к ясной погоде. Наконец, печь выполняла сакральные функции – при трудных родах открывали заслонку; в печи «перепекали» младенца, родившегося с физическими недостатками; к ней прикладывали руки участники похорон, вернувшись с кладбища, для ритуального очищения.

При всех своих положительных качествах русская печь имела существенные недостатки. Она была малоэкономна, т. е. потребляла много топлива, что было особенно ощутимо в южных безлесных районах, топка по-черному значительно ухудшала гигиенические условия жилища, а при топке по-белому проходило слишком много времени, прежде чем в доме становилось тепло. Поэтому, по крайней мере, с XVIII в., когда усиливаются контакты со странами Западной Европы, появляется другой тип печи – с плитой, по месту своего происхождения получившей название голландка (так же называлась и сугубо обогревательная печь, облицованная декоративной керамической плиткой). А для традиционной духовой печи появляется название русская. Голландка была лишена недостатков духовой печи, но не имела и ее преимуществ, в частности, в ней нельзя было испечь хлеба - главного блюда русской кухни. Выход был найден сначала в сооружении печей обоего типа – и русской и голландки, затем появились комбинированные сооружения, в которых плита пристраивалась к русской печи. В больших домах ставились также печи, предназначенные только для обогрева помещения.

Печь располагалась в одном из углов дома, который, соответственно, назывался печным, имели названия и другие углы – дверной, малый. По диагонали от устья печи находился угол дома, главный в бытовом и сакральном значении, что отразилось в его названиях, различающихся в разных районах проживания русских – большой (передний, красный, святой). В этом углу размещалась «божница» с иконами и было главное место для молений, здесь стоял стол, который мог быть единственной передвижной мебелью в доме, во время трапезы здесь сидели хозяин и хозяйка, чем почетней был гость, тем ближе к главному углу дома его сажали. Три важнейших момента в жизни русского человека отмечалось пребыванием его в этом углу – когда его, новорожденным младенцем, обмыв, укладывали на вывороченный мехом вверх тулуп; здесь он сидел при вступлении в брак во время свадебного пира; наконец, тут ставился гроб с его бездыханным телом.

В зависимости от местоположения печи, ориентации ее устья и положения переднего угла выделяются четыре типа планировки русского жилища: 1)северно-среднерусская, 2)ападнорусская (она аналогична украинской и белорусской), 3)восточно-южнорусская, 4)западно-южнорусская.

1.Северно-среднерусская планировка была распространена на севере и в центре европейской России, а также в южнорусских районах поздней колонизации – курских, донских, терских землях. Для нее характерно расположение печи при входе слева или справа, ее устье обращено к узкой фасадной стене дома, по диагонали от него у дальней стены находился красный угол. Пространство от устья печи до передней стены, которое называлось упеч (середа, куть, чулан), считалось женской половиной, здесь готовили пищу, иногда оно отделялось от остального помещения занавеской или дощатой перегородкой.

2.Западнорусская планировка была характерна для Смоленской, Псковской и частично Новгородской, Петербургской, Курской, Воронежской губерний, для некоторых районов Кубани и Терека. Печь также располагалась слева или справа от входа, но устьем к длинной, боковой стороне. Угол, где происходило приготовление пищи, находился у двери. За боковой стеной печи до передней торцовой стены делался деревянный настил для спанья, он назывался пол, или примост, неподалеку от примоста ставился сундук. В торцовой стене прорубалось только одно окно, два окна делали в продольной стене, находящейся против устья печи.

3.Восточно-южнорусская планировка была распространена в Воронежской, Тамбовской, частично Пензенской, Рязанской, Тульской губерниях. Для нее характерно расположение печи в дальнем от входа углу. Устье печи было обращено к входной двери. По диагонали от него между дверью и длинной стеной, выходившей на улицу, находился передний угол. Пол и полати настилались между боковой стеной печи и длинной передней стеной.

4.Западно-южнорусская планировка отмечена в Калужской, Орловской, Курской, частично в Тульской и Рязанской губерниях. Печь размещалась в дальнем от входа углу, но устьем была обращена к длинной стене дома, выходившей на улицу, передний угол располагался в другом, дальнем от входа углу. «Пол», т. е. настил для спанья, делали между боковой стеной печи и стеной дома, где была дверь.

В Сибири внутренняя планировка домов различалась в соответствии с теми традициями, которые приносило сюда русское население из европейской России. Преобладали северно-среднерусская и западнорусская планировки.

Интерьер традиционного русского жилища определялся зажиточностью семьи и местными традициями, в целом он был довольно прост. Большей просторностью и чистотой отличались дома Русского Севера и старожилов Сибири, меньшей, до откровенной убогости, особенно в бедных семьях, - жилища центральных и южных районов Европейской России, иногда новоселов Сибирского региона. Но основные элементы традиционного интерьера были одинаковы. Преобладало однокамерное жилище, только на европейском севере и в Сибири жилое пространство могло делиться на отдельные помещения капитальными бревенчатыми стенами, иногда отдельные части жилища отгораживались дощатыми стенками.

Вдоль стен набивали стационарные лавки для сидения и спанья, они имели свое назначение и свои названия. Например, та, что шла поперек дома называлась свадебная, на нее сажали жениха и невесту, а идущая вдоль – смеретная, ибо на нее ставили гроб с покойником. На высоте человеческого роста или чуть выше крепили полки (полавочники), на которых хранили повседневную утварь, продукты на ближайшее время, сюда ставили остатки пищи.

От печи до боковой стены под потолком делали деревянный настил – полати. Между стеной, где была входная дверь, и боковой стеной устраивалась широкая лавка, забранная снизу досками, она называлась коник, или кутник. Ее вертикальная боковая доска нередко вырезалась в виде конской головы. На конике мужчины занимались хозяйственными работами, и эта лавка считалась мужской. Пространство при входе называлось куть, или подпорожье, оно считалось прихожей, в большие морозы здесь держали мелкий скот. На лавке между обеденным столом и полатями пряли и шили, здесь ставили ткацкий стан.

Интерьер жилища на Севере и в Сибири у старожильческого населения имел некоторые своеобразные черты. Здесь пятистенки и крестовики, а также дома с прирубом имели капитальные бревенчатые перегородки, в то время как в центральных и южных районах жилище было однокамерным. Кроме того, на европейском Севере роль перегородки играла заборка – длинный и высокий под потолок шкаф с дверцами, в нем хранили пряжу, холсты, одежду, продукты на ближайшее время и т.п., заборку расписывали изображениями цветов, животных, птиц. Пространство между стеной и печью, образующее небольшое помещение, имело дверь, здесь хранили продукты и утварь, оно называлось шолныш, или шомнуша. Сбоку печи приделывался ящик из досок в виде шкафа с дверцами – голбец (коценка, каржина), из него в подполье вела лестница. Для молодежи дощатой перегородкой мог быть выделен отдел в виде изолированного помещения. В некоторых районах Сибири было принято расписывать стены, печь, полати, голбец яркими полихромными растительными узорами, иногда деревянная поверхность дома расписывалась и снаружи.

Нередко единственным видом переносной мебели в крестьянском жилище был стол, стоявший в красном углу. Из других видов переносной мебели можно отметить кровать – на ней спали хозяин и хозяйка, коник – так называлась не только широкая стационарная скамья, о которой уже шла речь, но и небольшая скамеечка, иногда тоже с декоративным оформлением в виде головы животного. Если не хватало лавок, использовали переносные скамейки. Особо ценную посуду могли хранить в шкафах, так называемых блюдниках. Самые ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерей, наконец, деньги – хранили в сундуке, в зажиточных семьях сундуков было несколько. Сундук делали для прочности из дубовых досок, обязательно с замком, наружным, а в зажиточной семье с более сложным для взлома, но зато и более дорогим, внутренним. Вынести сундук из дома по причине тяжести было невозможно, а чтобы его не взломали топором, обивали железными полосами, иногда декоративно оформленными. То, что не скажет о своей зажиточности хозяин, говорил его сундук – размерами, замком, качеством отделки.

Освещением традиционного русского жилища служили лучина или жирник. Лучина представляла собой длинную щепу из сосны, которую вставляли в железный светец, он мог быть стационарным, вбитым наглухо в стену, или переносным. Под горящей лучиной обязательно была емкость с водой, чтобы падающие на пол угли не наделали пожара. Лучина горит недолго, поэтому часто надо вставлять новую. В этом отношении лучше был жирник, или каганец, – каменная, керамическая или чугунная плошка, в которую наливался жир и помещался фитиль из мха, пеньковой или льняной кудели, а то и просто тряпочки. Горел он долго, но при этом нещадно коптил, поэтому зачастую предпочтение отдавалось более гигиеничной лучине.

Разнообразны в русском жилище были спальные места. В холодное время, если семья была большая, спать на печи и на полатях было прерогативой стариков и детей. Хозяин и хозяйка спали на самом высокостатусном месте – кровати, если она была. Остальные члены семьи спали на «полу», на голбце, на лавках. Если лавки были узковаты, к ним приставлялись скамейки, при недостатке мест спали на полу, но если в избе было жарко, на полу укладывались все домочадцы. В летнее время, особенно после топки печи для приготовления пищи, предпочитали спать в сенях, чуланах, горницах, а младшие члены семьи на лето обычно переселялись в чердачные светелки и амбары. Постельные принадлежности были самые незатейливые – матрацы и подушки, набитые соломой, домотканые подстилки и одеяла, но в зажиточных семьях имелись пуховые подушки и перины, настилальники – простыни, нижняя часть кровати закрывалась подзором – декорированным куском полотна.

Зажиточность семьи определяла размеры жилых домов, их декор, интерьер, количество и состав хозяйственных помещений. Но при преобладании низкого уровня жизни большей части населения традиционное русское жилище было малокомфортно, особенно в центральных и южных районах – в небольшом однокамерном помещении ютилось и десять, и двадцать, а подчас и больше человек, нередко больные рядом со здоровыми, отдыхающие рядом с работающими, семейные рядом с холостыми. Особенно тяжело было в зимнее время, когда нельзя было спать в амбаре, сенях или на чердаке, когда приходилось содержать в том же помещении домашнюю живность, когда глаза выедал дым от печи, топившейся по-черному, от горящих лучин или коптящего жирника. Одолевали обитателей жилища паразиты-насекомые – тараканы, блохи, клопы, вши.

Только к концу XIX в. жилищные условия начали улучшаться – жилое пространство стали делить дощатыми перегородками и матерчатыми занавесками, в крестьянских домах появились городская мебель, керосиновые лампы, настенные зеркала, набор фотографий в деревянной раме, занавески на окнах, комнатные цветы. Конечно, в первую очередь эти изменения коснулись уклада зажиточных семей.

cyberpedia.su

Национальные традиции в интерьере - У Вас Ремонт.Ру

 

 

 

В организации интерьера дома многие сельчане копируют городской стиль, забывая о том, что сельский дом, тем более усадебный, имеет свои особенности. И здесь не стоит забывать о национальных традициях, о том, как жили наши отцы и деды. Национальный колорит в интерьере — не просто элементы оформления, но и живая нить времён и поколений, накопленный веками бытовой опыт. Интерьер жилых домов, строившихся ранее в белорусских деревнях, был предельно прост и в зависимости от планировочного решения делился на три группы: однокамерные, двухкамерные и трёхкамерные дома. Однокамерные состояли из одного помещения (хаты) без сеней и были широко известны по всей Беларуси в 17—18вв. В единственном помещении однокамерного дома хранились продукты и выполнялись различные работы. Постепенно их сменили двухкамерные дома, формировавшиеся по схеме хата + сени. В сенях ставили некоторые вещи и выполняли многие виды хозяйственных работ, изредка их использовали и как жилое помещение, размещали здесь лавы вдоль стен, ставили стол, даже кровать. Перегородкой в сенях выделяли камору для хранения продуктов, запасов зерна, зимней одежды и т.д. Трёхкамерный жилой дом с 19 в. можно считать основным типом жилья белорусских крестьян. Вариантов его планировочных решений несколько, наиболее распространена схема хата + сени + хозяйственное помещение (камора, клеть, варивня). Сени находились в средней часта дома. Из них делали дверь в хату, а напротив — дверь в хозяйственное помещение. Иногда планировка усложнялась: в сенях отгораживали камору; в сенях ставили печь, сюда выносили всё кухонное хозяйство; хозяйственное помещение делили перегородкой на две части с самостоятельными входами из сеней. На Поднепровье была распространена планировочная схема хата + хата + сени. Она возникла как результат расширения существующего жилья и оказалась очень удобной. В каждой хате делали печь, но иногда вторая, дальняя, хата оставалась без печи и ею пользовались только летом. Постепенно эта вторая хата стала парадным помещением, служившим в основном для приёма гостей.

Помещение, где люди жили, работали, отдыхали, всегда было наиболее важным в хате. В однокамерном доме обычно около дверей в углу стояла печь, занимавшая порой четверть всей площади. Напротив печи был хозяйственный угол, так называемый «бабий кут», где готовили еду. Здесь стояла лавка с ведром для воды, на стене висела полка для посуды, на вбитом в стену крюке или колышке — полотенце (ручник). На продольной стене этого угла висела вторая полка для хранения мелких вещей и свежевыпе- ченного хлеба. По диагонали от печи находился «красный кут» (покуть) — наиболее почётное место в хате. Здесь стоял стол, в праздники-покрытый скатертью, вдоль стен — широкие лавы. В углу висели иконы, обычно украшенные полотенцами. Между печью и торцовой стеной делали помост из досок (пол). Обычно ночью на него клали сенники, набитые соломой, а днём постель собирали и пол становился обычным местом для игр детей. Под полом делали небольшое углубление, где хранили картофель, овощи. Над полом сверху устраивали ещё один помост — полати, где спали старшие члены семьи и дети — там было теплее. Полати опирались одним концом на печь, а вторым — на специально подвешенную к балке жердь. Между «красным» и «бабьим» углами выполнялись хозяйственные работы, здесь ставили прялку или ткацкий станок, рядом был лучник — переносная стойка с зажимом, в который втыкали лучину. В Полесье и центральных районах Беларуси ближе к печи делали «посвет» — постоянный прикреплённый к потолку лучник с дымоходом.

Неотъемлемым элементом интерьера была печь. До середины 19 в. преобладали курные печи, с которыми была связана такая часть интерьера, как грады — полки под потолком, в основном около печи, где сушили и хранили часть дров, лучину. Печи с дымоходом широко распространились со второй половины 19 в. Тогда же начали делать дополнительную печь для обогрева хаты — грубку. Её делали иногда в виде перегородки, делившей интерьер на две комнаты.

В конце 19 — начале 20 в. перемены

в социально-экономической жизни деревни меняют быт крестьянства. Постепенно меняется и планировочная структура дома. Печь и пространство перед ней отделяют от остального помещения, печи делают с дымоходами. Часть хаты, где люди жили, отдыхали, спали, становится более удобной,спокойной.В конце 19 в. в интерьерах крестьянских хат появилась передвижная мебель: кровати, столы, стулья, каналы, шкафы, сундуки. Помимо различий в размерах и конструктивных решениях они отличались многообразием декоративных приёмов. У кроватей, например, весьма разнообразна обработка спинок и ножек. Сундук, служивший для хранения одежды и связанный со свадебной обрядностью, имел множество художественных решений, в которых главная роль отводилась росписи. Он помогал функционально делить помещение, а вместе с ручниками, постилками, занавесками и остальным домашним имуществом создавал необходимый эмоциональный климат для отдыха и труда крестьянина.

В различных регионах Беларуси интерьер жилья при общности основных решений имел многие отличия, особенно в архитектурных конструкциях. Эта разница дополнялась различиями в комплексе предметов, характеризовавших быт крестьянской семьи, разнообразия одежды, изделий ткачества, орудий труда, что в совокупности обеспечивало своеобразие интерьеров народного жилища Беларуси и определило основную его особенность — тесную связь с природным окружением, со сменой времён года. А это в свою очередь определяло, какими заботами в то или иное время года жила крестьянская семья. Зимой в хате появлялся ткацкий станок и необходимое для ткачества оборудование — прясницы, коловороты, мотовила, сновницы и т.д., летом эти предметы из интерьера исчезали. Всё это не только меняло интерьер, но и требовало чёткого соблюдения правила — каждый предмет в хате, а их было множество, имел своё определённое место. Примеры национальных традиций в интерьере показаны на рис. 22.

 

 

Рис. 22. Национальные традиции в интерьере. А. Интерьер хаты в Копыльском районе Минской области. Б. Интерьер хаты в Новогрудском районе Гродненской области

 

 

 

 

yvasremont.ru

Пространство и пластика народного жилища. Часть третья

Высокая культура декоративной формы видна в очертаниях массивного коника, оттеняющего черное жерло печи своим светлым спиральным силуэтом. Развитый коник - чисто северный тип, пришедший из Новгорода, где подобные образцы найдены при раскопках (например, экземпляр из Новгородского музея). Хорошие коники обмерены в Брусенце на Сухоне. Эта форма типична и для Кокшеньги.

Резные навершия коников являются подлинной декоративной скульптурой, отдаленно напоминающий крутую шею коня. Наряду с вытесанными из корневища скамейками и швейками в виде зверя или птицы, круглыми "маковками", порой похожими на голову человека, коники придают интерьеру свободную певучесть линий, оттеняя тем самым строгость общего решения. Неисчислимо разнообразие северных коников - от тонких, ажурных, похожих на просечные железные светцы, до глыбоподобных пластин толщиной вполбревна с еле намеченными формами, как в хакасских каменных стелах.

Основу пластической выразительности интерьера создает огромная печь, поставленная и вылепленная как самостоятельное архитектурное сооружение, отчасти напоминающее постройки Новгорода. Стол, похожий на терем, ларцы и сундуки, схожие по пропорциям с амбарами, светцы в виде ярусных башен, колодезных столбов или крылечных колонок - все они как бы подчиняют свои ритмы архитектуре печи, усиливают ее ударный акцент. Перед нами отдаленное подобие средневекового города, замкнутого в стенах, с собором в центре.

Плотник умело выявляет красоту материала. Доски пола самые светлые и гладкие. В стенах сохранена природная красота отесаного соснового бревна. Они имеют красноватый оттенок, более темный наверху. Стесанные части стен отличаются иной фактурой, чем в кругляках. Доски переборок и лавок разнонаправлены, что создает игру тона, слегка проолифлены и отполированы временем. Потолок значительно темнее остальных частей, и это зрительно отодвигает его выше.

Характерно, что приспособляя природную "кривулину", мастер редко увлекается ее случайными изгибами. Он безжалостно обрубает все лишнее, оставляя простой конструктивный остов, устойчивый и симметричный, предпочитая добавлять к нему прямые элементы, родственные остальной мебели. Резной узор скуп и тектоничен. Порезки выполнены свободно, глубина их различна, чаще всего это зубчатые пояски или круги.

В интерьере избы нет расчета на какую-либо точку зрения. Каждая филенка решается так, как если бы ее всегда рассматривали в упор спереди. Понятие "лица", столь важное в экстерьере, внутри дома не выражено. Стены обычно одинаковы по убранству. Самые дорогие и нарядные предметы задвинуты в будни куда-нибудь в укромный закуток. Даже божница оказывается скрытой в темном углу.

Отсутствие единой, личной точки зрения отражает, по-видимому, растворенность индивидуального восприятия в коллективном сознании и творчестве. В избе нет и личных мест, так или иначе отмеченных личным вкусом и характером члена семьи. Нет и намека на место хозяина, детский уголок и т. д. Пространство делится только по назначению, вне зависимости от состава семьи, возраста обитателей. В крестьянском интерьере, как и в быту, есть нечто кочевое, сезонное. Ни у кого из обитателей, кроме больных и престарелых, нет постоянного места для ночлега, кровати чаще всего отсутствуют. На ночь придвигают к лавкам скамьи и делают походную, по существу, постель.

Это бивуачное начало не проявляется в формах интерьера, как и личные особенности живущих. В избе все говорит скорее о вечности. В ней отразилась связь человека с крестьянским миром и с миром природы, их совместное творчество. Ведь именно так, общими усилиями, коллективной "помочью" и рубились дома на Севере, причем практическое содружество с окружающей природой и поэтическое отображение ее светлых сил в тех же кониках служило целям защиты от мрачных, враждебных сторон природы. Интерьер как образ не адекватен той конкретной жизни, которая в нем протекает. Он выражает скорее целый уклад.

Крестьянский быт был насквозь пронизан обрядом. Обеды и гулянья, свадьбы и поминки - все было как хорошо поставленный спектакль, где роли заучивались с детства, где участвовал хор с освященными обычаем песнями.Нужно было знать, как войти, поклониться, куда сесть, что сказать в том или ином случае, как держать ковш. Эта внешняя, декоративная, на наш взгляд, сторона была жизненно важной в глазах крестьянского населения. Вопленицы и певцы, по выражению исследователя фольклора Б. Соколова, царили над крестьянскими умами. Обрядовое отношение к жилищу держалось на Кокшеньге до конца XIX века, упорно сопротивляясь новому явлению - любви к "городским" формам и украшениям.

Цельность и однородность ансамбля не только указывает на известную недифференцированность общины и патриархальность быта, но и свидетельствует о синтетическом, целостном восприятии мира. Это неповторимо, как исторический этап. Но это не может не привлекать самого живого интереса художника.

Однако за этой песенно-былинной стороной, которую выдвигали на первое место многие исследователи прошлого, нельзя упускать из виду простое и трезвое художественное мастерство плотника-строителя. Геометризм, система горизонтальных и вертикальных плоскостей, выразительность фактуры светлой сосны или ели, растянутость помещения вширь, низкие не доходящие до потолка переборки и тканевые завесы, встроенная и разборная мебель - таковы некоторые, пусть очень внешние , отдаленные черты сходства с современным интерьером. Сходство приемов и средств само уже представляет интерес. Но еще важнее другое. Народный интерьер решается как сугубо типовой, можно сказать, стандартный.

Однако в рамках общего типа мастера находили богатые возможности для проявления живой выдумки, благодаря чему каждый интерьер в чем-то неповторим, индивидуален. Число, размер, форма печурок, очертания коников никогда не бывают шаблонными. Народный интерьер Севера - пример умелого владения языком пропорций. Сопоставляя широкие элементы с узкими, возвышающиеся с распластанными, строитель добивается ощущения прочности, простора, уюта и т. д. Массивный потолок выглядит менее давящим, чем в некоторых современных интерьерах той же высоты. Простой материал художественно живет. Одна и та же сосна выглядит то солнечно-звонкой, то бронзово-литой. Плотник не боится довериться материалу, так как полностью владеет им. Случайность текстуры оказывается всегда художественно оправданной. Даже трещины не нарушают этого впечатления. В интерьере ничего не замаскировано. Каждая часть ясно и полно раскрывает свой смысл, свою рабочую функцию. В этой правдивости решения есть особая сила.

Умение построить и расчленить объем, выдержать строгое единство пластического мотива, найти такую декоративную выразительность композиции интерьера, которая не нуждается во внешнем декоре, - эти особенности могут представлять не только исторический, но и практический интерес в наши дни , в связи с созданием массового типового жилища.

А. Чекалов. 1963 г.

 

 

Пространство и пластика народного жилища. Часть первая.

 

art.sovfarfor.com

Пространство и пластика народного жилища. Часть вторая.

В основе народного интерьера лежит древняя идея очага, защищенного надежной крепостью. Печь - реально и композиционно - основа всего дома. Под ней и над ней всюду жизнь. В центричности интерьера, в его тяготении к замкнутой хороводной композиции в целом и деталях - отголоски срединного положения, которое занимал когда-то очаг. Так, в лавках удержались первобытные формы земляных внутренних завалинок, позже выведенных наружу. Печь и поныне редко примыкает к стене, хотя и сдвинута с центра. Обычно ее можно обойти вокруг. Пространство стягивается к печи, лишая концы избы их самостоятельности. Этому помогает скругление углов при отесе стен. Лавки охватывают пространство, как обвязка двери - ее полотнище.

Стена везде ощутима, весома, непроницаема. Округлые бревна особенно усиливают впечатление активной массы. С оклейкой обоями вес стен зрительно исчезает. Массивное основание: плинтусы, обвязки, подпечья с гигантскими кронштейнами, пороги, даже лавки, похожие на цокольные части стен, - все выражает непомерную, давящую тяжесть, но зато и богатырскую мощь. В отличие от массы пространство пассивно. Окна и двери композиционно нейтральны. К ним ничто композиционно не ведет. Самый подход к окнам затруднен. Их оси случайны, не связаны с мебелью, печью. В эти проемы ничто не уходит вовне, ничто не вторгается снаружи. Вспомним, что избы когда-то совсем не имели окон, если не считать узких волоковых щелей. Закрытая дверь выглядит слепой нишей в стене. Но и будучи открытой, она не вызывает "перетекания" пространства. Притолока так низка, косяки так широки, порог так высок и толст, что дверь скорее разгораживает, разъединяет помещения, чем связывает их. В нее приходится не входить, а влезать, как в люк или в лаз. Для жилья-крепости это вполне разумно.

Очень интересна разбивка пространства по высоте на ряд четких слоев - ярусов, ступенчато нарастающих в согласии с ритмом венцов сруба. Нижний слой образует лавки и кровать, идущие на высоте второго или третьего бревна. Через одно бревно - подоконники и стол. Все эти членения вместе с порогом и плинтусом переборки (высота одного бревна) создают наиболее изрезанное пространство, западающее в глубину, контрастное по светотени, но везде отчетливо выраженное, так как граница пола и стен, а также стыки всех частей ясно отмечены и ничем не скрыты. Верхний ярус самый оригинальный. Он соответствует верху печи и переборки, которые отстоят от потолка на три или четыре бревна. Печь словно вставлена в обвязку из пересекающихся брусьев, причем один из них, идущий над дверью и перекинутый от печи до противоположной стены, несет на себе дощатую настилку, полати. Благодаря этому у дверей создается как бы низкий тамбур, зрительно увеличивающий, в силу контраста, высоту потолка в средней части. Кроме того. образуется особая зона у двери, заменяющая прихожую. Перелом в одной точке сильных, крупных плоскостей: вертикальной переборки и горизонтальных полатей - создает, пожалуй, наиболее сильный пространственный эффект в интерьере. Брусья этого яруса словно подготавливают переход к толстой потолочной балке - так называемой "матице".

 

Пространство над печью понимается двояко: как единый ярус, идущий на уровне полатей, и как сочетание разных объемов, слитых по вертикали с отдельными частями избы (печью, кухней). Да и сама кухня пространственно довольно сложно и интересно связана с главной частью, будучи не столько отгорожена (переборка слишком низка для этого, а дверь лишь занавешена), сколько организована как составная часть единого интерьера при помощи встроенных в переборки посудных шкафов.

Пространство избы в целом "пещерно", статично и замкнуто в пределах квадратного сруба. В то же время оно расчленено на ясные, кратные части, расслаивается на отдельные простые элементы объема. Оно строится на отсчете, на основе модуля, каким служит толщина бревна.

Композиция отличается однородностью масштаба и направления всех форм. Здесь нет, например, особого "настольного" ансамбля со своим масштабом мелких предметов. Каждая вещь непосредственно соотносится с целым, со стенами и потолком. Правда, и здесь есть свой нарастающий "масштабный ряд", чаще всего ступенчато-последовательное увеличение сходных форм, скажем, от круглых балясин стола до потолочного бревна. Но они всегда легко соизмеримы, могут восприниматься в тесной связи, в одном пластическом качестве. Нередко большой элемент мысленно разложен как бы на составные малые элементы. Так, длинные лавки нетрудно воспринять в виде суммы отдельных сидений, что часто сознательно подчеркивалось плотником, расчленявшим протяженную доску при помощи аркатурного "подзора". Равным образом плоскость печи разбивается нишами, выступами, ступенями, отлично сочетающимися с мелкой утварью, но и не нарушающими монолитности общей формы. Кстати сказать, все эти впадины и выступы абсолютно утилитарны. Тут сушат лучину, рукавицы и обувь, развешивают для просушки рыболовные сети, хранят хозяйственную мелочь и т. д. Печурки увеличивают также площадь нагрева.

Все в избе строится под прямым углом: вдоль или поперек стен, подчиняясь композиции коробки сруба и конструкции вязки дерева. Единственная косая ось в избе - направление от двери к красному углу. Среди возвышающихся частей также решительно преобладают отвесные. Можно было бы опасаться крайней жесткости облика при таком доминирующем значении плоскостей: фронтальных разверток, граней углов перелома, если бы не чрезвычайная мягкость моделировки, скругленность углов, выявление фактуры материала и, главное, не природная округлость дерева.

Сила выражения конструкции - еще один важный признак крестьянского жилища.

Система сочной, ловкой плотницкой вязки в обло, вполдерева, в четверть, на шипах, шкантах, шпонках не скрыта, не забита облицовкой или обшивкой - она на виду, словно угловато сцепившиеся пальцы рук. С особым удовольствием отмечаешь, что нет тут ни гвоздей, ни клея, ни шпаклевки - ничто не проржавеет, не отслоится. Только заменять бревно или балку, если те начнут подгнивать. В этой откровенной и добротной слаженности, не нуждающейся в облицовке, в трезвой практичности,когда в доме ничто не поставлено, не повешено случайно, а непременно прирублено, встроено, врезано навсегда, с расчетом на внуков - не отразился ли тут целый уклад и мировоззрение, еще недавно типичные для русской деревни? В то же время для народного жилища характерна "разборность" и сруба, и мебели, например столов, благодаря чему дом можно переправить на другое место, легко отремонтировать и даже в некоторых случаях "трансформировать", переставив или добавив переборки. Интерьер меняет свой облик в соответствии с сезоном (на зиму, например, в избе часто ставили ткацкий стан). Облик помещения совершенно преображался в праздник, когда развешивали яркие ткани и белые вышивки.

 

 

Пространство и пластика народного жилища. Часть третья.

Пространство и пластика народного жилища. Часть первая.

 

art.sovfarfor.com

Диссертация на тему «Художественная организация интерьера народного жилища Иордании :Нац. традиции» автореферат по специальности ВАК 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

- 100 -выводы

1. Существующие до настоящего времени на территории Иордании кочевые жилища, принадлежащие некоторым племенам кочевников-бедуинов в своем построении и организации предметного мира фактически все еще отражают жизненные традиции, возникшие на заре человеческой цивилизации. В планировке жилища кочевников строго учитываются традиции Ислама - разделение жилья на мужскую и женскую половины. Размеры (ярусность) зависят в основном от материального достатка владельца и численности его семьи. Предметы быта, отражая архаический уклад жизни, не отличаются многобразием, однако все они служат максимальному удовлетворению функциональных потребностей в условиях суровой кочевой жизни.

2. Типичная для Иордании архитектурно-планировочная организация жилища стационарного типа оформлялась на протяжении многих веков под влиянием региональных природно-климатичес-ких условий, местных обычаев и существующих возможностей при выборе строительных материалов. Дошедшие до нашего времени отечественные традиции домостроения проявляются в разделении помещений на мужские и женские, обязательном наличии гостиной комнаты. Характерным является зонирование функциональных помещений по высоте, наличие внутреннего двора, являющегося композиционным центром располагающегося по его периметру жилого комплекса.

3. Для современного домостроения Иордании весьма характерным становится все более частое отступление от выработанных им ранее принципов, что приводит к утрате чисто архитектурных черт, придававших характерное своеобразие отечественному интерьеру. Поэтому в настоящее время для придания жилому интерьеру национального своеобразия акцент в основном переносится на его предметный мир и элементы внутренней отделки. Таким образом, традиционное наличие в иорданских жилых домах достаточно большого количества разнообразных изделий, форма и декор которых ярко отражает мотивы, доминирующие в отечественном искусстве, становится важнейшей предпосылкой, предопределяющей сегодня сохранение национальной узнаваемости интерьера, в особенности в условиях утраты "архитектурного компонента" его отличительного своеобразия.

4. В народном жилище Иордании организация интерьера в различающихся по функциональному предназначению комнатах направлена на обеспечение не только максимального удобства быта, но и на создание определенного художественного впечатления. Так, согласно народным традициям, оформление гостиной служит созданию впечатления сдержаности, здесь максимально доминирует свободное пространство, что облегчает общение хозяевам и гостям. Мужские комнаты имеют подчеркнуто неброское оформление, поскольку разумный аскетизм, внутренняя сдержа-ность и скромность всегда являлись отличительной чертой мужского характера у арабов. Наоборот, общая и, в особенности, женские комнаты оформляются, как правило, более нарядно, максимально используя яркий и контрастный декор входящих в его состав предметов бытового убранства с целью создания здесь атмосферы внутренней раскованности, радости, тепла и уюта.

5. Отделка внутренних поверхностей в традиционном иорданском жилище характеризуется достаточной скромностью: как правило, на штукатурку стен и потолка наносится слой не подкра

- 102 шиваемой гашеной извести, устраиваются обычные, ничем не покрываемые цементные полы. В настоящее время ассортимент отделочных материалов достаточно велик, однако из их существующих видов наибольшей популярностью пользуются керамические плитки, поскольку их соответствующее декоративное оформление позволяет достаточно легко привносить в интерьер разнообразные художественные мотивы, в том числе и созвучные традиционной отечественной орнаментике.

6. Гармонизации интерьера народного жилища с окружающим растительным миром способствуют: а/ архитектурные решения: наличие переходных зон - накрытых навесами айванов, создающих плавный пространственный переход между закрытыми жилыми помещениями и открытым озелененным двором, вертикальное озеленение фасадов, организация растительных навесов на плоских крышах-террасах; б/ активное применение при украшении предметов бытового убранства растительных орнаментов, что в сочетании с присутствующими комнатными растениями способствует созданию целостной художественной композиции интерьера, символизирующей единство искусственной и естественной природной среды.

7. Одной из черт, отличающих организацию предметного мира традиционного иорданского жилого интерьера , является использование весьма ограниченного набора мебели, поскольку функцию громоздких шкафов, сервантов, комодов и тому подобных предметов выполняют различные по размерам и конфигурации стеннные ниши. Именно широкое использование последних позволяет выраженно разгрузить жилое пространство, придав интерьеру характерную открытость.

8. В Иордании в качестве напольных покрытий традиционно в

- 103 жилых помещениях используются ковры. Помимо напольного варианта, в настоящее время ковры ручной работы, имеющие высокую художественную ценность, все чаще начинают применяться и для декорирования стен, что является новым в отечественной практике художественного оформления жилища. Настенные и напольные ковры, занавеси и обивочные мебельные ткани являются первостепенными составляющими, способствующими формированию художественной целостности жилого интерьера, поскольку в Иордании ковровые и тканные изделия всегда визуально доминируют в жилом пространстве, обусловливая его рисуночное и цветовое заполнение.

9. Все типы используемых в отечественной орнаментике геометрических, растительных и появившихся позже шрифтовых орнаментов обладают выраженной декоративностью, что предопределяет их широкое, ставшее национальной традицией, применение для украшения самых разнообразных предметов и элементов интерьера. Очевидно, что классический отечественный орнаментальный декор, независимо от методов его нанесения самые различные бытовые изделия и элементы отделки, не только способствует формированию художественно-стилевого единства интерьера, но и является одним из наиболее важных факторов, придающих ему выраженный национальный колорит.

- 89 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Представленный в диссертации материал - итог исследовательской работы, направленной на изучение путей формировани-ния традиционного интерьера народного жилища на территории Иордании на основе анализа важнейших периодов в его эволюции от доисламского периода до наших дней.

Анализ архитектурно-планировочных решений, принятых в иорданском домостроении показывает, что их традиционная основа была заложена в основном к 7 веку н.э. К этому времени сложилась одна из важнейших местных традиций домостроения -функциональное зонирование помещений по высоте, в результате чего происходит разделение хозяйственных, бытовых и спальных помещений, приподнятых по отношению друг к другу на высоту 6-10 ступенек, однако находящихся под единой крышей. В дальнейшем этот принцип не претерпевал изменений и дошел до наших дней, реально воплощаясь в строительстве сельских и, несколько реже, городских домов. Принятие в 7 веке н.э. населением Иордании исламского учения сделало безусловной догмой в местном зодчестве строгое разделение жилых помещений на мужские и женские. Следует подчеркнуть, что принцип зонирования дома по половому признаку также дошел неизменным до наших дней, фактически превратившись в важнейшую народную традицию.

Ислам, одной из догм которого является требование строгой изоляции женской половины семьи от окружающего мира, способствовал приданию дому своеобразного вида, заключающегося в его подчеркнутой отгороженности и закрытости: высокий глухой забор и стены построек окружают по периметру небольшой озелененный двор, в который с улицы можно попасть только через специальную приемную комнату.

Закрытость двора со всех сторон стенами и постройками имеет и функциональное обоснование, т. к. такое архитектурное решение позволяет создать в нем более благоприятный микроклимат, своеобразный маленький оазис, защищенный от знойных ветров и пыльных бурь. В связи с последним можно отметить, что в тех регионах Иордании, где жаркий климат выражен значительнее, высота построек и забора является большей, а площадь двора - меньшей, что позволяет создать в нем более эффективное затенение и обеспечить конвективный воздухообмен.

Изолированность жилого дома предопределяла скромность в оформлении внешних фасадов, Внутренние фасады, выходящие во двор, наоборот, украшались за счет использования в кладке камней разного цвета. В отличие от внешних оконных проемов, внутренние делались более широкими, закрывались декоративными решетками и не имели ставен.

Для структуры традиционного городского дома характерна организация трехчастных пространств: 1) полностью закрытых жилых и подсобных помещений; 2) полуоткрытых, т.е. накрытых только навесом, айванов; 3) полностью открытого двора, окруженного забором, жилыми и хозяйственными строениями. Открытое пространство дома дополняется плоской крышей, которая , являясь потолочным перекрытием для помещений первого этажа, при двухэтажной планировке служит одновременно террасой для комнат (как правило женских) второго этажа, Крыши и террасы могут накрываться навесами, имеющими разное направление.

Если в городских домах жилые и подсобные помещения занимают разные строения, объединенные в единый дворовый комплекс, то, как отмечалось, в сельских жилая и хозяйственная зона занимают одно и то же строение. При этом в трехуровневых домах хозяйственная зона, часто используемая для содержания домашних животных, располагается у его входа, а далее следуют приподнятые бытовая и наиболее глубоко располагающаяся спальная зоны. В зависимости от материального достатка домовладельцев количество комнат и их площадь могут варииро-вать, однако во всех случаях соблюдается принцип разделения помещений на жилые (мужские и женские), общего пользования (кухня, туалет, различные подсобные и хозяйственные помещения), а также обязательное выделение гостиной, являющейся первой комнатой, в которую посетители попадают с улицы. Последнее имеет определенный смысл, поскольку при подобной планировке ограничивается передвижение по дому посторонних людей, скрывается женская половина семьи, не афишируется достаток хозяина.

Современный жилой фонд Иордании характеризуется разнообразием. однако его основу по прежнему составляют односемейные дома, доставшиеся современному поколению от отцов и дедов. Эти, а также аналогичные им строения, возводимые в наши дни, в своей планировке повторяют описанные выше принципы, выработанные отечественным зодчеством в предшествовавший исторический период. Сравнивая бытовые удобства в традиционных од-носемейных и современных многоэтажных жилых домах, можно заключить, что для условий Иордании более перспективным является акцент на возведение малоэтажных коттеджей, поскольку именно в них можно в наибольшей степени реализовать традиции отечественного домостроения, которые, как показывают многочисленные опросы, в наибольшей степени устраивают подавляющую часть населения страны.

Характеризуя строительные и облицовочные материалы, используемые в настоящее время при возведении жилых домов, внешней и внутренней отделке, можно разделить их на традиционные и современные.

К первым относится строительный камень, в обработке которого иорданские мастера достигли особого совершенства. Однако в наши дни намечается отказ от широкого применения камня в силу трудоемкости его обработки и замена этого материала на более дешевые блоки тяжелого монолитного и легкого ячеистого бетона. Поэтому сейчас природный камень продолжает использоваться в основном в сельской местности, а в городах он применяется чаще с декоративными целями для украшения фасадов зданий.

В отличие от других стран, кирпич в качестве строительного материала в Иордании не использовался или находил весьма ограниченное применение лишь как отделочный матерал. То же можно отметить в отношении дерева, которое используется в основном для создания мебели и других предметов бытового убранства, а также отдельных элементов строительных конструкций - оконных рам, дверей, ступеней и перил лестнйц и т.д.

Ранее полы в иорданских народных жилищах изготавливались исключительно цементными. Сейчас для их покрытия все чаще используются керамические плитки, которые применяются также и для облицовки стен. В настоящее время промышленность Иордании обеспечивает выпуск достаточно разнообразного ассортимента таких плиток, Оформленные соответствующим образом, керамические плитки разных конфигураций и размеров являются идеальным материалом для передачи различных художественных мотивов и могут служить важным элементом, придающим декоративность интерьеру.

Долгое время традиционным покрытием стен и потолка в сельских и городских иорданских домах являлась простая штукатурка и наносимая на нее гашеная известь. В настоящее время все чаще для этой цели используются различные виды красок (казеиновых, водо-эмульсионных, масляных, синтетических). В современных жилищах используются также и нетрадиционные стеновые отделочные материалы, в частности различные типы обоев.

Украшению интерьера во все времена служило его насыщение комнатными растениями. Их различные виды могут использоваться не только для оживления отдельных комнатных пространств, но и для создания своеобразных внутренних перегородок, выделяющих фрагменты жилых помещений, а также для вертикального озеленения стен, В сочетании с классическими растительными орнаментами, традиционно используемыми в Иордании в декоративной отделке многих элементных составляющих интерьера, комнатные растения способствуют гармонизации внутренней среды обитания человека и окружающей его живой природы. Во всех случаях наличие растений в доме и их эффектное размещение в пространстве интерьера придает последнему особую свежесть и чистоту, повышает его художественность.

Отличительной чертой жилого иорданского интерьера является его неперегруженность предметами мебели. В его организации традиционно выражено стремление создать доминирование свободного пространства. В основном это достигается за счет широкого использования стенных ниш различных размеров и конфигураций, выполняющих функцию встроенной мебели, что позволяет полностью отказаться от громоздких платяных шкафов, сервантов, тумб и т.д., или, по крайней мере, значительно ограничить число таких предметов в интерьере. Поэтому состав используемых в различных комнатах мебельных гарнитуров минимален, в них входит в основном мягкая мебель (диваны, кресла), жесткие табуреты, столы, ажурные угловые этажерки и подставки различных конструкций. За исключением столов и окружающих их сидений, все они размещаются по периметру комнаты, оставляя максимально свободным центральное пространство жилого помещения.

Мебель классического арабского стиля имеет характерное декоративное оформление, включающее широкое использование традиционных орнаментов в отделке деревянных поверхностей и обивочных тканей. При украшении деревянных частей нередко используется техника инкрустации ценными материалами - золотыми и серебряными лентами, слоновой костью, полудрагоценными камнями. Тем не менее, в силу своей высокой стоимости, она практически не используется в интерьерах жилых домов людей с низкими и средними доходами, составляющими большинство населения Иордании. В их жилищах распространена мебель, имеющая лишь отдельные, относительно скромно декорированные элементы или в своем художественном оформлении вообще не отражающая какой-либо стилевой принадлежности, т.е. являющаяся стандартной, используемой и во многих других странах.

Основной цветовой и рисуночный акцент в интерьере иорданского народного жилища создается коврами, используемыми в качестве напольного покрытия еще с доисламских времен, а также другими тканными изделиями - покрывалами, накидками, занавесями и т.п. Декоративная отделка отечественных ковров представляет собой различные по сложности геометрические орнаменты, формирующие дорожечные, медальонные и смешанные композиции. Орнаменты других тканных изделий отличаются большим разнообразием, их композиции включают не только геометрические, но и растительные и шрифтовые узоры. Нередко они наносятся на ткани с использованием художественной вышивки с помощью цветных, золотых и серебряных нитей.

Керамика, используемая в иорданских жилищах, представляет собой достаточно разнообразные изделия традиционных форм. Их декоративное оформление представляет собой различные типы классических узорных композиций, наносимых либо рельефно путем процарапывания по сырой глине или налепливания объемных полос, либо выполняемых на плоскости изделия с помощью различных красок над глухой или под прозрачной глазурью. Керамика как материал применяется не только при изготовлении посуды, но и многих других предметов бытового убранства -ваз, цветочных горшков, арматуры светильников и т.д., а также отделочных и конструктивных элементов - дверных ручек, полок стенных ниш, облицовочной плитки и т. д. В их декоративном оформлении также широко используется тема классических орнаментов. Гончарное искусство Иордании является одним из наиболее древних, местные мастера в этой области накопили большой опыт, который используется и при создании современных изделий, лучшие из которых не уступают изяществом форм и декоративной отделки поверхностей эталонным старинным образцам.

Разнообразен в предметном мире интерьера народного жилища набор изделий, при изготовлении которых используются различные виды декоративного стекла - прозрачного и глухого, цветного, с рельефным рисунком; металла, обрабатываемого путем художественного литья, ковки, штамповки, чеканки; дерево, в обработке которого используются методы резьбы, выпиливания, выжигания, создания инкрустационных вставок. К ним относятся разнообразные шкатулки, подставки для цветов, декоративные решетки, элементы светильников и т.д. Украшенные традиционным арабским орнаментом, повторяющие в стилизованном виде форму старинных изделий, все эти предметы могут создавать в пространстве жилого помещения дополнительный акцент, подчеркивающий его национальный колорит.

Несмотря на различия в материале изготовления, размерах и конфигурации отдельных предметов и элементов интерьера народного жилища, в декоративной отделке их поверхностей используются сходные типы орнаментов, основу которых составляют разной степени сложности геометрические, растительные, шрифтовые узоры, используемые как раздельно, так и виде разнообразных комбинаций, включающих также древние символические знаки. Хотя геометрические и растительные орнаменты использовались в местном декоративно-прикладном искусстве и в доисламские времена, именно Ислам положил начало формированию самобытной арабской исламской орнаментики. Ее своеобразие состоит в том, что полностью отказавшись от реалистического изображения природы и человека, она в то же время значительно разнообразила и усложнила геометрические узоры, стала широко использовать стилизованное изображение элементов растений, впервые создала на основе арабской письменности различные шрифтовые орнаменты, насчитывающие к настоящему времени более 30 разновидностей. Разнообразие общих композиционных решений при их использовании достигается за счет бесконечного числа комбинаций составляющих различные типы орнаментов первоэлементов, вариирования их размеров, плотности расположения, цветовой насыщенности, используемых видов симметрии (зеркальной, ленточной, спиральной), применения разных принципов зонирования (типа пальмы, излучения), приемов повторяемости, подчеркивания рамками и т.д.

Декорирование в соответствии с художественными принципами, используемыми в отечественной орнаментике, самых разнообразных предметов и элементов интерьера визуально способствует их объединению в целостную структуру. Иными словами, формирование художественного единства архитектуры и предметного мира интерьера иорданского народного жилища во многом достигается за счет единого декоративного оформления их поверхностей на основе использования традиционного искусства арабской исламской орнаментики.

Создание целостности жилого интерьера достигается и другими художественными методами. Так, весьма важным представляется при организации интерьера максимальное соблюдение принципа визуального подобия формы сочетающихся в жилом пространстве предметов и элементов за счет использования приемов копирования, масштабного изменения формы и конфигурации, пропорционирования. Ярким примером такого подхода является использование структуры аркад одновременно в архитектуре жилища ( форме дверных и оконных проемов, стенных ниш), мебели, светильниках, декоративных решетках и т. д.

Описанные общие подходы, обеспечивающие гармоническое единство всех составляющих интерьера и отражающие его национальное своеобразие, используются во всех жилых помещениях дома. Однако независимо от функционального предназначения тех или иных его комнат, организуемый в них интерьер традиционно направлен на создание определенной эмоциональной настроенности. Так, в гостиной и в особенности в мужских комнатах должно рождаться ощущение строгой сдержаности, образованности хозяина, его доблести, силы и мужества. Наоборот, подчеркнутая нарядность, вызывающая эмоциональный подъем, характерна для общей и, в наибольшей степени, для женских комнат. Это достигается использованием соответствующих цветов и их сочетаний - ярких контрастных или, наоборот, приглушенных, а также разным набором предметов бытового убранства: например, в мужских комнатах и гостиной часто располагается библиотека, организуются настенные коллекции старинного оружия и т.д., в женских комнатах присутствует большое количество мелких изящных декоративных изделий, более широко используются яркие и богато орнаментированные ткани, культивируемые комнатные растения.

Важнейшей задачей при художественной организации современного жилого интерьера является обеспечение его национальной узнаваемости. Как показывает представленный в работе материал, помимо чисто архитектурных решений, использование которых в традиционном виде в нынешних условиях массового многоэтажного строительства весьма затруднено, на данном этапе этому в наибольшей степени способствует соответствующая организация предметного мира и внутренней отделки интерьера, обеспечение визуального доминирования в нем изделий и облицовочных элементов, которые своей формой и декором максимально соответствуют национальным художественным вкусам.

Поставленная задача успешно решается широким включением в интерьер разнообразных изделий местных народных промыслов, лучшие мастера которых сумели в полной мере сохранить отечественное художественное наследие, а также фабрично производимых изделий местной промышленности, в своей декоративной отделке отражающих колорит именно арабской культуры.

Необходимо также отметить, что следование национальным традициям художественного оформления интерьера в немалой степени способствует не только сохранению отечественной культуры как таковой, но и имеет определенное экономическое значение, стимулируя в Иордании развитие местного декоративно-прикладного искусства и связанных с ним кустарных ремесел и фабричных производств.

www.dissercat.com


ремонт квартиры