Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Начало 19 века характеризуется зарождением во Франции архитектурного и интерьерного направления под названием ампир. Так называемый имперский стиль отличается роскошью и торжественностью, призванными подчеркнуть величие императора Наполеона. Органичное сочетание римской античности, египетских мотивов, архитектурной монументальности интерьеров, обилия позолоты и ярких цветов в отделке позволили французскому ампиру просуществовать достаточно длительный исторический период и с некоторыми изменениями быть перенятым как русским императорским двором, так и буржуазной Германией. Фото интерьеров 19 века позволяют окунуться в атмосферу величия и роскоши бальных залов, гостиных, будуаров того времени.
Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.
Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.
В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.
Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.
Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. Поход Наполеона в Египет спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.
Стены в интерьере 19 века имперского стиля расписывали античными сюжетами и экзотическими пейзажами. Нередко встречались барельефы. Обои применяли редко, в основном с узором в виде вензелей или строгой полоски. В спальнях и будуарах стены драпировали текстилем, украшенным акантом в римском стиле. В цветовой гамме преобладали яркие оттенки: красный, синий, зеленый, а также белый. Они замечательно сочетаются с обилием позолоты, подчеркивая величественность и тожественность обстановки.
Характерной чертой ампира являются колонны, фальшь-колонны и лепнина в отделке стен. Изготавливали колонны из мрамора, малахита и иных поделочных камней, лепнину покрывали позолотой. Огромные зеркала – неотъемлемый атрибут интерьера 19 века. Их активно использовали в декоре, дополняя витиеватыми золочеными рамами.
Потолки в интерьерах стиля ампир всегда высокие, купольной или прямой формы. Основной цвет – белый. Украшали потолок росписью, а также гризайлем. Сложно представить интерьер 19 века в имперском стиле без лепнины. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги и другие украшения использовались повсеместно. Нередко лепнину покрывали позолотой. Строгая централизация композиции и симметрия, характерная для римского стиля, ярко прослеживается и в ампире. Центр потолка обязательно украшали узорами и дополняли великолепной подвесной люстрой. Позолота и хрусталь гармонично подчеркивали торжественную роскошь интерьера.
Освещение в имперском стиле играет важную роль. При большой площади комнаты нередко устанавливали несколько крупных симметрично расположенных люстр. Кроме них, в комнате присутствовали настенные и настольные канделябры. Многочисленные огни, отражаясь в зеркалах и позолоте, создавали неповторимую атмосферу торжественности и величия.
В интерьере дома 19 века мебель была монументальна, как произведение архитектурного искусства. Использовались такие исключительно архитектурные элементы, как колонны, карнизы, кариатиды. Столешницы нередко изготавливали из цельного куска мрамора или малахита. Диваны, кресла, кушетки были плавных эргономичных форм.
Широко использовалось красное дерево. Украшали мебель бронзовыми накладками, позолоченной резьбой, стилизованными под животных ножками и подлокотниками. Звериные мотивы четко прослеживаются в имперском стиле: головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи. Популярны были и мифические существа: грифоны, сфинксы. Обивка кушеток, стульев, кресел во французском ампире преимущественно однотонная, выполненная под мрамор или кожаная. В интерьерах появились круглые столики на одной ножке, серванты для посуды и модных безделушек, секретер с полкой для книг.
В декоре 19 века преобладают античные римские и египетские мотивы - колонны, фризы, пилястры, орнамент с листьями аканта, сфинксы, пирамиды. Эпоха наполеоновских войн не могла не отразиться на интерьере. Широко использовались изображения оружия: сабель, щитов, стрел, пушек, ядер. Декораторы того времени не могли обойти стороной лавровый венок как символ величия. Он встречается повсеместно.
Интерьер изобилует гипсовыми статуями, картинами и огромными зеркалами в массивных позолоченных рамах. Сложные драпировки на окнах и стенах – характерная черта ампира. Кровати украшали балдахинами. Весь декор в интерьере имперского стиля тщательно выверен, и одинаковые изображения можно встретить в декоре мебели, стен, аксессуаров и даже книг.
Русский интерьер 19 века взял многое из французского ампира, переработав и смягчив. Вместо красного дерева и бронзовых накладок на мебели использовали карельскую березу, ясень, клен. Мебель украшали позолоченной резьбой. Существ египетской мифологии удачно заменили славянскими. В отличие от французского ампира, возвышающего в первую очередь личность императора, русский большее внимание уделял величию государственной власти. Мрамор заменили уральским малахитом, лазуритом и другими поделочными камнями.
Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Столичный более походил на французский, однако был более мягким и пластичным. Несомненный вклад в развитие стиля внес итальянец Карл Росси. Провинциальная версия русского ампира была еще более сдержанной, приближенной к классицизму.
Ампир – яркий и величественный стиль в архитектуре и интерьере 19 века. Пышность и тожественность интерьеров была призвана подчеркнуть величие императора. Характерными чертами имперского стиля являются центрированная композиция, яркие цвета, обилие позолоты, лепнина, огромные зеркала, античные, египетские, звериные и военные мотивы.
Существуют возможности использования стиля 19 века и в современном дизайне интерьера. Дизайнеры могут воплотить в жизнь реализацию такого проекта, используя современные материалы и стилизованные предметы. Роскошный стиль ампир может украсить любую квартиру, было бы желание и возможности.
fb.ru
Жуковский С.Ю. Малая гостиная в имении Брасово. 1916Это имение брата императора. Вспомните 1 и 2 части наших интерьеров, там братья императора имели жильё пошикарней. А здесь дворянский дом чуть побогаче. Конечно, сказывается и не августейшая семья Великого князя Михаила Александровича, но всё ХХ век для аристократии – это уже не дворцы.
Жуковский С.Ю. Комната в имении Брасово. 1916.
Жуковский С.Ю. Брасово ?Вот и не разобрать, брат императора здесь живёт или обычный помещик.
Жуковский С.Ю. Малиновая гостиная в Кусково. 1917 год.Сохранившийся интерьер 18 века
Жуковский С.Ю. Интерьер с роялем. 1912
Жуковский С.Ю. Интерьер .1910.
Жуковский С.Ю. Гостиная.
Жуковский С.Ю. Весенние лучи. 1913
Жуковский С.Ю. Былое. Комнаты старого дома. 1913. Усадьбы уходят в былое, это как раз тот год.
Жуковский С.Ю. Сирень на окнеВот эта мне ещё нравится
Жуковский С.Ю. Радостный май
Жуковский С.Ю. Старомодный деревенский интерьер
Кругликова Е.С. 1916
Коровин К.А. В комнате. 1919
Средин А.В. Интерьер. 1910
Власов С.А. На даче
Поленов В.Д, Изба
Максимов В.М. Внутренний вид избы
Часть 1. Зимний дворец. Часть 2. Интерьер дворянских усадеб
melanyja.livejournal.com
Луиджи (Людвиг Осипович) Премацци был одним из наиболее талантливых и плодовитых акварелистов-живописцев 19 века. Нам творчество этого художника может быть особенно интересно, так как он уделял огромное внимание интерьеру своего времени. Этими удивительно деликатными, тонкими по цвету и ювелирно исполненными акварелями нельзя не восхищаться. Множество акварелей украшали альбомы членов императорской фамилии и знатных аристократов. Его произведения экспонировались неоднократно на выставках в России, Вене, Париже, Лондоне, Милане и Константинополе.
Луиджи Премацци прославился не только как «акварелист-видописатель», но и как прекрасный педагог. Он давал много частных уроков, преподавал в Павловском институте, в Академии художеств, в училище технического рисования барона Штиглица.
Родился художник в Милане в 1814 году. Поступив в Академию Брера в Милане, изучал перспективную живопись у профессора Джованни Мильяра.
В 1834 году переехал в Петербург и в 1848 году под именем Людвига Осиповича был принят учителем рисования в дом княгини Изабеллы Гагариной.
В 1850 году во время натурных зарисовок в Петергофе его заметил Николай I, прогуливавшийся по парку. Император заказал художнику серию рисунков, изображающих Александрию и кронштадтские укрепления. С этого времени начинается взлёт Премацци как художника, и он становится популярным при дворе и в высших кругах аристократии.
В 1854 году Людвиг Осипович Премацци избирается академиком, а в 1861 году удостаивается звания профессора «по перспективной акварельной живописи» и начинает преподавать в Императорской Академии художеств.
С 1850 года по заданию императора и Морского ведомства Премацци много путешествует, особенно по Северному Причерноморью. Виды Крыма и Николаева, построек Морского ведомства, верфей и административных зданий, написанные в это время, вошли в альбом, выпущенный к 25-летию царствования Николая Павловича. Премацци пытался изображать и корабли, но это ему не удавалось, поэтому изображения кораблей создавались или профессиональными художниками морского ведомства, или моряками-художниками.
В 1880 году по предложению Премацци в России создали Императорское общество акварелистов.
Премацци умер в Константинополе в 1891 году и похоронен в Санкт-Петербурге на Выборгском католическом кладбище.
Виды залов Зимнего дворца. Гардеробная императрицы Марии Александровны.
Виды залов Зимнего дворца. Спальня императрицы Марии Александровны.
Виды залов Зимнего дворца. Белый зал.
Виды залов Нового Эрмитажа. Зал русской скульптуры.
Виды залов Нового эрмитажа. Зал новейшей скульптуры.
Виды залов Нового Эрмитажа. Зал монет и медалей.
Виды залов Зимнего дворца.
Виды залов Нового Эрмитажа. Зал древней скульптуры.
Виды залов Нового Эрмитажа. Кабинет итальянской школы.
Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской живописи.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Золотая гостиная.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Танцевальный зал.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Столовая для обедов.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Парадный кабинет.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Концертный зал.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Гостиная.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Голубая гостиная.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Библиотека.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Белая гостиная.
Особняк барона А.Л.Штиглица. Столовая для ужинов.
Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт — Петербурге.
Не забудьте оценить пост! Поставьте - или +! Авторы лучших постов получают призы!
decopost.net
Тоже неизв. худ. неизвестно где и что.
Ф. Толстой. Семейный портрет.
А. Тыранов. Интерьер в дворянском доме. 1830-е
Неизв. худ, неизв. интерьер, 1829 г.
Неизв. Семейный портрет в интерьере. 1840-е годы.
Lami-E`.L.-Gostinaya-v-kvartire-grafini-A.S.-SHeremetevoy-v-Parizhe-na-Italyanskom-bulvare-1842.
А.Д. Благово, Салон в усадьбе горки, 1831
Г.Виллевальде, Гостиная в барском доме, 1833
Неиз.худ. Кабинет в доме князя Долгорукова в Москве
Неизв худ. Гостиная (в доме Браницких?).
Тихобразов Н.И., Интерьер в имении Лопухиных, 1844 г
Тихобразов Н.И., Петербургский интерьер, 1844 г.
Неизв. худ. Маленький зал с фортепиано.
Е. В. Чихачова. Детская.
Е. Крендовский. Сборы на охоту. 1836
Н. Подключников.Интерьер в квартире А.М. Иламофитского в Москве в Антипьевском переулке около улицы Волхонки. После 1835 Г.
Сорока Г.В. Кабинет дома в Островках, имении Н.П.Милюкова, 1844 г. (неудовимое впечатление, что там стоит ундервуд:)
А вот немного простонародного:Г. Крылов. Кухня. 1826
Плахов Л. Кучерская в Академии художеств. 1834 Г.
lubelia.livejournal.com
На протяжении ряда встреч мы говорили исключительно об убранствах в дворцовом стиле. Но в прошлый раз сделали отступление и обратились к произведению Т. Готье «Путешествие в Россию», где писатель уделяет внимание интерьерам Санкт-Петербургских домов середины XIX века. Обойти эту тему стороной мы не можем, так как «озвученное» французским писателем может представлять интерес для обладателей загородных домов. Возможно, что цитаты из книги Готье помогут домовладельцам выбрать стиль или, как минимум, элементы убранства, о которых идет речь.
Итак… Путешественник рассказывает о мебели, увиденной в России. В частности (во 2-й главе), он пишет: «В меблировке комнат не было ничего сколько-нибудь характерного, кроме огромного обтянутого кожей дивана, который встречается буквально повсюду в России. Эти диваны с множеством подушек, между прочим, более удобны, чем кровати…» В 6-й главе Готье продолжает тему мебели: «Что касается мебели, - говорит писатель, - она похожа на нашу, но большего размера, более обильна в соответствии с более просторными комнатами. Типично русской мебелью является ширма, или перегородка, из дорогого дерева с тончайшей сквозной резьбой, как на веерах. Она занимает угол гостиной, и по ней вьются растения. Получается нечто вроде исповедальни, места, удобного для интимного, отдельного разговора. За ширмой расставлены диваны, там хозяйка дома, уединясь от толпы гостей и оставаясь все же с ними, может побеседовать с двумя-тремя особо дорогими из них. Иногда такие кабинеты за ширмой увешаны цветными зеркалами, украшенными гравюрами, вделанными в панно из позолоченной меди. Часто за пуфами… глубокими креслами вы видите чучело гигантского белого медведя, из которого сделана целая софа, предлагающая гостю сиденье самого что ни на есть полярного свойства».
Мы вовсе не призываем домовладельцев охотиться на медведя, чтобы впоследствии его чучело украшало жилище. Но если есть возможность приобрести такое чучело, то оно, несомненно, станет украшением интерьера. Впрочем, на этот счет мнения могут быть разными. Если одни хозяева домов относятся к присутствию в убранстве чучел животных с восторгом, то для других, как правило, любителей животных, подобные «элементы» интерьера – это повод для грусти. Поэтому оставляем выбор за домовладельцами, и пусть каждый решает сам, хочет он видеть в своем доме чучело медведя (или какого-либо другого представителя фауны) или нет.
Сделав небольшое отступление, мы возвращаемся к книге Т. Готье, в которой путешественник уделяет внимание интерьерам середины XIX века.
Французский писатель говорит о спальне. В частности он пишет: «Спальня обычно не обладает теми роскошью и изысканностью, какие полагаются ей во Франции. За ширмой или за одной из решетчатых перегородок, о которых я говорил, прячется низкая кровать, похожая на походную или на диван… Мысль сделать из спальной комнаты нечто вроде святилища не приходит им (русским людям – прим. А. К.) в голову…»
Так писал Готье, не видевший спальни императоров. Но отделку стен, и не только это, путешественник оценил. «Дорогие обои, - констатировал Т. Готье, - покрывают стены, и, если хозяин дома заберет себе в голову коллекционировать картины, нет сомнений, что на фоне красной индийской камки или имитации парчи с темными орланами у него будут развешаны в богатых рамах картины…
Интерьер, только что описанный мною, вовсе не дворец. Это дом не буржуазный — это слово ничего не значит в России, — но, что называется, «приличный»…»
Теофиль Готье написал и о русских сервизах. В частности, в своей книге он отметил, что «весь сервиз стола: фарфор, хрусталь, серебро, большие вазы — все вполне великолепно, но не имеет своего особого характера, за исключением все же очаровательных десертных, чайных и кофейных ложечек из платины, черненной золотом.
Миски с фруктами, широкие вазы перемежаются с корзинами цветов, и часто букетики фиалок окружают вазы с нугой, конфетами и печеньем».
Вот таким увидел Т. Готье интерьер российских домов. Возможно, что-то, описанное путешественником, хозяева загородных домов захотят взять «на заметку» и обустроить свое жилище в таком же стиле, в каком были созданы убранства домов в середине XIX века.
А теперь мы возвращаемся к теме «дворцовый интерьер», чтобы снова, обратившись к научной работе М. А. Павловой «Интерьеры большого Ораниенбаумского дворца XVIII - середины XIX века. История создания и опыт теоретической реконструкции», иметь представление о дворцовом интерьере той же эпохи.
В своем труде М. А. Павлова говорит о том, что «характерным для этого времени было включение в убранство интерьера разнообразных «модных мелочей», демонстрирующих как личные вкусы и устремления хозяев, так и типичное для тех лет понимание комфорта и уюта. Если посетивший Ораниенбаум в 1839 году Ф. Гагерн замечал, что «все комнаты великого князя наполнены солдатами», являя собой «род военного модного журнала или кабинета естествознания», то двумя десятилетиями позже об этом могли напомнить лишь несколько «осколков от маленьких ядер», да «бронзовая фигура, изображающая французского гренадера с дамой». Теперь в интерьерах Большого дворца гос-подствовали изделия из фарфора (вазы различных форм и размеров, «мифологические фигуры», часы, подсвечники и т. д.), бронза и хрусталь».
Мы видим, что детали интерьера, описываемые и Готье, и Павловой, во многом совпадают. Это говорит о том, что в дворцовом интерьере и в убранстве городских квартир (гостиниц) присутствовал один и тот же характер. Речь идет не о ценностях деталей, а именно о характере.
В следующий раз мы продолжим знакомство с интерьерами дворцов середины XIX века на примере Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.
Алексей Каверау
В статье использованы фотографии сайтов: libook, che-pedro.narod, interarea, mihail, puzzleit
www.dkd.ru
18 ноября 2016 г.
Когда в XIX веке изобрели фотографию, стало возможным фиксировать реальность с документальной точностью. Люди с радостью принялись фотографироваться, и вскоре акварельный портрет перестал быть востребованным, а его место прочно занял портрет фотографический. Однако на интерьерный жанр прогресс никак не повлиял: интерьеры продолжали рисовать в том же объёме, что и раньше, а спрос на акварельные альбомы с видами дворцов и усадеб был всё таким же высоким. Впрочем, рукотворные эскизы интерьеров ценятся и по сей день, даже в эпоху цифровой фотографии и безграничных возможностей обработки изображения. Хотя, конечно, скорее как прекрасное исключение из общего правила.
В.П. Трофимов. Белая гостиная в доме московского генерал-губернатора. Начало 1900-х. Фрагмент
А.П. Барышников. Красная гостиная в доме московского генерал-губернатора. 1902. Фрагмент
А тогда запечатлеть в красках свой дом, родовое гнездо, желали все, кто мог себе это позволить. Фотография была чёрно-белой, а хозяевам хотелось сохранить в памяти не только пространство и форму, но и цвет. Фотография допускала геометрические искажения, ухудшение резкости по мере удаления от центра, а владельцам хотелось, чтобы ни одна деталь, ни один фрагмент не остались неохваченными. Был ещё один очень важный момент, из-за которого интерьерный жанр в графике продолжал жить и здравствовать несмотря на технические новшества. Мы о нём обязательно расскажем, но чуть позже. А пока начнём наконец рассматривать эти самые акварельные «портреты» интерьеров, перед которыми оказалась бессильна передовая техника.
Рисунки из альбома графини Е.А. Уваровой. 1889—1890
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890
Е.А. Уварова. Кабинет-гостиная в усадьбе графов Уваровых (Поречье, Московская губерния). 1890. Фрагмент
В Государственном историческом музее в Москве с конца августа 2016 года открыта выставка, представляющая целую галерею графических работ XIX — начала XX века, объединённых темой интерьера. На таких выставках нечасто увидишь дизайнеров и архитекторов, обычно они предпочитают печатные каталоги или картинки, которые просочились в Интернет. Однако тот, кто увидел подлинники хоть однажды, понимает, насколько «в реале» впечатление богаче и информативность полнее.
На выставке вас ждёт увлекательное погружение в мир интерьеров знаменитых людей того времени: императрицы, московского генерал-губернатора, выдающегося историка, сына адмирала Крузенштерна, дочери главного архитектора Одессы, министра просвещения, светской дамы и даже будущей святой.
Уникальность в том, что эти изображения являются историческими документами, показывающими внутреннее убранство домов рассматриваемого периода с фактографической точностью. Например, про картины голландцев XVII века, основоположников интерьерного жанра, так сказать нельзя: художники того времени предпочитали предметы-символы и иносказание, а также ясность композиции в ущерб исторической правде. В XX веке на первое место в изображении интерьера выходит авторский взгляд и эмоциональный фон, который стремится передать художник, а не воссоздание реального пространства. Поэтому рисунки русских мастеров XIX века, помимо своей художественной ценности, — ещё и достоверный источник информации по истории русского интерьера.
Неизвестный художник. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-е
Мы расскажем вам о некоторых работах, которые представляет экспозиция. Остальные можно будет увидеть на выставке в ГИМ до 28 ноября 2016 года, а также в альбоме-каталоге Интерьер в русской графике XIX — начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея / Сост. Е.А. Лукьянов. — М., 2016.
Жилая комната в усадьбе князей Шаховских (Московская губерния) — замечательный образец уюта и простоты классического дворянского дома. Мягкий гарнитур, обтянутый светлым текстилем с цветочным узором, удачно организует пространство, но не лишает его непосредственности.
Неизвестный художник. Жилая комната в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
В кабинете-гостиной усадьбы князей Шаховских простые формы мебели свободно сочетаются со сложным потолком, а карельская берёза янтарного цвета — с белыми сиденьями-салфетками и обивкой дивана, который выглядит совсем как современный.
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в усадьбе князей Шаховских (Белая Колпь, Московская губерния). 1850-е
А вот место, куда нам вряд ли удалось бы попасть в реальности — кабинет графа Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. С.С. Уваров не только возглавлял это самое Министерство и был выдающимся политическим деятелем своего времени, но ещё и прославился как блестящий учёный, знаток классической древности и коллекционер предметов искусства. В кабинете графа находились, например, этрусские вазы, скульптура амура работы Э.М. Фальконе, живописные виды Венеции, а также множество других ценных предметов и картин. Интересна форма люстры под потолком со стеклянным «зонтиком» над металлической основой.
А.Н. Ракович. Кабинет графа С.С. Уварова в здании Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге. 1847
Кабинет в доме профессора Грановского в Москве подкупает своей учёной атмосферой: книги в шкафах, книги на кресле, книги на стуле и на подставке для цветов. На столах — горы рукописей. Столов, кстати, два — один письменный, другой — конторка — для работы стоя или сидя на высоком табурете. Выдающийся русский историк Т.Н. Грановский известен своими научными трудами и активной общественной деятельностью. Так что по винтовой лестнице, балюстрада которой столь изящно украшает кабинет, поднимались многие выдающиеся личности того времени.
Неизвестный художник. Кабинет в доме Т.Н. Грановского в Москве. 1855
Однако, давайте, пожалуй, немного отойдём от науки и политики и посетим салон дома Виктории Францевны Марини, дочери ведущего архитектора Одессы. Тут светло и спокойно: приятная цветовая гамма, ковёр, группы кресел в белоснежных чехлах. Зала зонирована при помощи текстиля на карнизе. Фронтальную стену декорируют драпировки и узкие колонны, служащие основой для картин.
Неизвестный художник. Салон в доме В.Ф. Марини в Одессе. 1840-е
Кабинет-гостиная в доме Марии Трофимовны Пашковой в Санкт-Петербурге — сугубо женская территория: в отделке розовый и золотой, на окнах сложные ламбрекены с кистями, на шкафу — чайный сервиз. Однако центральное место в помещении занимает большой письменный стол с тумбами для бумаг и удобным креслом-корытцем. По периметру стола можно разглядеть функциональное ажурное ограждение. Слева стоит диван-канапе с асимметричной спинкой и колёсиками, справа у большого зеркала — целый «оазис» в цветочных горшках, увеличенный вдвое зеркальным отражением.
Неизвестный художник. Кабинет-гостиная в доме М.Т. Пашковой в Санкт-Петербурге. 1830-е
На выставке представлены две крупные серии акварелей, иллюстрирующих интерьеры целых домов: дворца московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова и виллы (дачи) княгини Зинаиды Юсуповой. Оба дома сохранились до наших дней, но исторические интерьеры, к сожалению, нет. Поэтому особенно интересно увидеть их на рисунках, передающих не только быт и атмосферу того времени, но и черты личности именитых владельцев.
Парадные помещения дома московского генерал-губернатора, безусловно, впечатляют художественной целостностью и роскошным оформлением, но для дизайнеров-практиков, пожалуй, любопытнее будет заглянуть в частные покои дома Романовых. Скажем, в туалетную комнату великого князя Сергея Александровича, брата Александра III и дяди Николая II. Оборудованная водопроводом с краном и раковинами, она, тем не менее, выглядит как картинная галерея: на стенах плотная развеска портретов предков и родственников, святых и героев, на полу — ковровое покрытие, справа виднеется софа в атласной обивке. Хотя, если представить комнату без картин, окажется, что она оформлена весьма функционально и без пафоса.
И.И. Нивинский. Туалетная комната великого князя Сергея Александровича в доме московского генерал-губернатора. 1905
Жена Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, по происхождению была немецкой принцессой, после замужества перешла в православие. При жизни отличалась набожностью и милосердием, после революции была убита, а спустя много лет — прославлена в лике святых новомучеников. Два рисунка, выполненные в 1904—1905 годах, хорошо характеризуют личность этой уникальной женщины, знатной дамы и в то же время человека, обладающего качествами святого.
Молитвенный уголок в спальне супругов оформлен очень уютно и со вкусом. В углу — традиционные канонические иконы в большом резном киоте-складне. По стенам — картины на религиозную тему и иконы, помещённые в рамы для живописи. Видно, что хозяйка была в курсе новых открытий христианского мира — на правой стене выше всех изображений находится копия лика Христа с Туринской плащаницы, которая впервые была представлена широкой общественности в 1898 году, после получения фотографических снимков.
И.И. Нивинский. Опочивальня великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. Уголок с дубовым резным киотом и иконами. 1904
А это будуар великой княгини — царство текстиля и света, укромное, глубоко личное пространство. Стены покрыты цветной материей, двери и окна обрамлены шторами; столик, кресло, пуфик закутаны в ткани целиком; на полу ковёр, лампа в зелёной «юбочке» с рюшами. То тут, то там лежат белые воздушные салфетки с вышивкой ришелье. Контрастно выглядит стоящий справа монументальный туалетный стол из дерева. Интересна вертикальная картина над трельяжем, больше похожая на плакат или большую книжную иллюстрацию, изображающую русскую деревню зимой.
И.И. Нивинский. Будуар великой княгини Елизаветы Фёдоровны в доме московского генерал-губернатора. 1905
Кстати, на выставке экспонируются не все работы из альбома интерьеров княжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны. Полный цикл можно увидеть в каталоге выставки.
Перед тем как перейти к рассказу о втором доме, которому посвящена серия работ, давайте посмотрим ещё один кабинет. Невозможно было пройти мимо и никак о нём не упомянуть. Это кабинет-библиотека в особняке фабриканта К.О. Жиро в Москве. Клавдий Осипович приехал из Франции и основал в Москве ткацкую фабрику, ставшую в дальнейшем одной из крупнейших в России. Комната безупречна своей расстановкой мебели, симметричностью и композиционной уравновешенностью. Каждый предмет и предметик находится в нужном месте и в чёткой связи с другими предметами. Целостность достигается также за счёт использования одинаковой ткани для дивана, стульев и портьер.
А. Тейх. Кабинет-библиотека в особняке К.О. Жиро в Москве. 1898
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, виллу (дачу) которой зарисовал художник, — это не та голубоглазая брюнетка с портрета Серова, а её бабушка. Тоже невероятная красавица и утончённая аристократка, первая дама на петербургских балах. Роскошная дача в Царском Селе была построена придворным архитектором И.А. Монигетти в стиле необарокко, а интерьеры оформлены в различных стилях. Автором альбома с видами внутренних помещений является один из ведущих акварелистов того времени, Василий Садовников — тоже придворный, но художник. Род Юсуповых был настолько влиятелен и состоятелен, что мог себе позволить пользоваться услугами специалистов, которые трудились для императоров.
В.С. Садовников. Гостиная в китайском стиле. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
Садовников работал как настоящий профессионал. Сначала он делал карандашные наброски всех деталей интерьера. Затем чертил перспективу комнаты и создавал общий, универсальный ракурс, синтезируя его из нескольких вариантов. Потом рисовал набросок интерьера, точно распределяя предметы в новом, «синтезированном» из нескольких ракурсов, изображении, добиваясь максимального охвата помещения и отсутствия искажений. В самом конце всё раскрашивал. В итоге получалась идеальная подача интерьера, с развёрнутой панорамой комнаты и коррекцией геометрических искажений.
В общем, художник делал вручную то, что сегодня называется панорамной фотографией, собранной из отдельных снимков, а также цифровой коррекцией изображения, осуществляемой при помощи алгоритмов компенсации в графических редакторах.
В.С. Садовников. Гостиная в стиле Людовика XVI. Вилла (дача) княгини З.И. Юсуповой в Царском Селе. 1872
Помните, в начале статьи мы обещали рассказать про ещё один очень важный момент, почему фотоаппарат XIX века не смог победить акварельные интерьеры? Вот именно поэтому. Фотоаппарат тогда так не мог. Не мог «схватить» большое пространство максимально широко, создать целостный ракурс без геометрических искажений, сохранить гармоничный вид каждого предмета. Всё это стало возможным только в цифровую эпоху, с появлением программ по постобработке фотографий.
А тогда... А тогда, видимо, просто очень любили свои дома, необычную «интерьерную» красоту и милые сердцу вещи, — любили настолько, что не желали довольствоваться чёрно-белыми условностями и небольшими фрагментами. Нет, нужны были и цвет, и воздух, и высокий потолок, и часы на камине, и композиции из растений — всё по максимуму. А раз и художники были талантливы, могли это передать — то вот и проявлялась любовь к интерьеру во всей полноте, через подробные акварельные «портреты». Нам остаётся только искренне порадоваться, ведь благодаря тому, что графический интерьерный жанр не был побеждён прогрессом, мы можем и спустя сотни лет наслаждаться красотой русского дома.
Г.Г. Гагарин. Анфилада комнат в неизвестном особняке. 1830-1840-е
Выставка «Интерьеры в русской графике XIX — начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея» открыта до 28 ноября 2016 года по адресу: Москва, Красная Площадь, д. 1.
berlogos.com
музей, интерьер январь 23, 2018
Жилой интерьер 19 века. Часть 1
Санкт-Петербург. Павловск
В музее-заповеднике Павловске, под Санкт-Петербургом идет постоянная выставка жилого интерьера 19 века. Всем, кто занимается интерьерами или просто интересуется этой темой, очень рекомендую. Выставка расположена под крышей дворца и до нее мало кто доходит. Здесь нет парадных залов, как уровнем ниже, и поэтому мало туристов, которым нужен масштаб крупнее. Когда я там была, встретила только одного-двух посетителей, случайно туда зашедших, а зря. Там можно проследить развитие интерьера на протяжении века. Каждому интерьеру отведено свое пространство, похожее на те, что делают на мебельных выставках, только потрогать экспонаты нельзя.
К каждому интерьеру есть подробное описание с планом комнаты и обозначением предметов мебели. Помещения со-масштабны человеку и дают правильное ощущение жилого интерьера. Напольное покрытие во всех залах одинаковое, а вот отделки стен - характерные тому или иному периоду. Мебель и аксессуары - оригинальные.
Посмотрите ниже несколько интересных интерьеров с этой выставки.
Начало 19 века.
Начало 19 века.
Кабинет 1810гг.
В то время кабинет являлся центром мужской половины дома и служил местом работы и отдыха. Окраска стен имитирует полосатые обои, популярные в то время. Мебель выполнена из карельской березы по французским образцам крепостными мастерами дома. Книги располагались в отдельном помещении, поэтому больших книжных стеллажей в этой комнате мы не увидим.
Спальня 1820-е годы
Этот интерьер характерен для женской половины дома. Спальни размещали в комнатах с угловыми печами. Комнату делили на несколько зон. У окон располагали зона гостиной, где хозяйка дома принимала самых близких лиц. Большая часть мебели выполнена из карельской березы.
Спальня 1820-е годы
Спальня 1820-е годы
Спальня 1820-е годы
Кабинет -будуар 1820-е годы
Рядом со спальней хозяйки дома находился будуар, который служил еще кабинетом, местом отдыха и занятий рукоделием. Мебель расставлена симметрично по моде начала 19 века. В комнате представлено бюро и зеркало-псише работы Г.Гамбса из красного дерева. Кресла из мореной березы выполнены по рисунку К.И.Росси, обиты вышивками ручной работы.
Спальня 1820-е годы
Кабинет-будуар 1820-е годы
Кабинет-будуар 1820-е годы
Кабинет-будуар 1820-е годы
Кабинет-будуар 1820-е годы
Гостиная 1830-е годы
Убранство этой гостиной навеяно картиной художника Н.И.Подклюшникова, изобразившего гостиную в московском доме П.В.Нащекина, друга Пушкина.
Мебель в стиле позднего классицизма размещена группами, образующими уютные уголки, в который во время званных приемов размещались гости. Одни вели беседу, другие занимались карточной игрой или собирались вокруг фортепиано.
В креслах перед камином проводили долгие вечера, занимаясь рукоделием и обсуждением новостей. Мраморный камин-дань моде на все английское. На полу большой персидский ковер, добавляющий уюта комнате.
Гостиная 1830-е годы
Гостиная 1830-е годы
Гостиная 1830-е годы
Спальня молодой девушки
1850-1860-е годы
Этот интерьер служит примером меблировки в стиле "рококо", который был одним из самых популярным в отделке женской половины аристократических особняков того времени. Парадные залы и спальни обставлялись мебелью из резного золоченого дерева.
Здесь представлена кровать с резным балдахином и драпировкой русской работы с фарфоровой вставкой.
Ковер работы русских мастеров.
На стенах живописные женские портреты.
Спальня молодой девушки 1850-1860-е годы
dariarussu.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений