Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Часто в разговоре можно услышать «у них вся мебель советская» или «мы сняли квартиру с советским ремонтом». Большинство людей воспринимает слово «советская» как синоним к слову «плохая» или «старая». Старая? Возможно. Времени прошло не мало, хотя я предпочитаю называть ее винтажной. Но вот плохая ли? Да, сейчас существуют намного более красивые и функциональные предметы интерьера, но тогда ведь все было иначе? Давайте вспомним, как выглядел интерьер в обычной советской квартире.
Итак, жители советского союза могли себе позволить:
(не всё и не сразу, но все же)
1. Сервант. Ох уж эти советские серванты, они и сейчас живут во многих квартирах и до сих пор бережно хранят хрустальные бокалы, парадные сервизы и фарфоровые фигурки. Все эти предметы являлись признаками достатка и нежно береглись на протяжении многих лет.
2. Панцирная кровать. Помните, как дети любили прыгать на упругих пружинках новой кровати? И как невозможно было потом на этой кровати спать, когда сетка под тяжестью спящего человека уже черкала пол.
3. Круглый раскладной стол, а затем и лаковый прямоугольный, был палочкой-выручалочкой в небольших квартирах.
4. Кресло с деревянными ручками.
5. Стенка – яркий представитель ГДРовского гарнитура (еще чешские были очень популярны). На стенку долго копили, откладывали деньги, а затем торжественно покупали и гордились своим приобретением. Стенка представляла собой комбинированную функциональную замену всем полкам, сервантам и комодам в доме.
6. Диван-кровать — еще один представитель мебели-трансформера, которая позволяла экономить жилое пространство. Днем — это гостиная с диваном и журнальным столиком, а ночью комната превращалась в спальню для родителей.
7. Трюмо/Трельяж — это аналогия женского туалетного столика. Трюмо обладало тремя зеркалами, стоящими под разным углом. Это позволяла посмотреть на себя и спереди и сбоку и сзади.
8. Кресло-кровать обычно предназначалось как спальное место для детей или же гостей (у меня с него всегда ноги торчали).
9. Телевизоры, как и прочая тяжело доступная для простых смертных техника, часто были изюминкой и ключевым предметом в интерьере. Помните, как все соседи сходились в ту квартиру, где есть телевизор, чтобы всем вместе посмотреть фильм?
И, конечно же, нельзя забывать о проигрывателях, торшерах, люстрах и коврах, которые были несменными предметами красоты и гордости для хозяев квартиры.
Все что можно сказать о мебели советский времен — это минимализм в дизайне и экономия при массовом производстве (после 70-х). Но даже сейчас, при хорошей реставрации, мебель из СССР дополнит дизайн вашего интерьера и станет изюминкой всей концепции квартиры.
Среди дизайнеров и любителей винтажной мебели набирает популярности советская мебель 50-70-х годов. Это мебель, имеющая минималистический дизайн, крепкую добротную сборку и сделанная их хороших материалов. Ее отличительной чертой является присутствие тонких ножек, которые делаю предметы мебели визуально легче и воздушнее.
P. S. Я заметила, что мнения людей по поводу советской мебели сильно отличаются за счет того, в каком возрасте и в каком состоянии они эту мебель застали. Я, например, в детстве не сильно любила сервант, у которого плохо закрывалась дверь. И только сейчас пришло понимание того, что до меня этот сервант отслужил моей семье уже лет 25.
25 лет, Карл! Да этот сервант мне в отцы годился! Так и люди разной возрастной категории абсолютно по-разному смотрят на одни и те же вещи. Например, моя бабушка с улыбкой и ностальгией вспоминает, как у них с дедушкой появился первый ковер или как они смогли все же купить чешскую стенку. Для них тогдашних эти вещи — признак достатка и благополучия. Тогда как в моем девичестве советская мебель уже была признаком бедности и безвкусицы.
В любом случае, я считаю, что человек не должен воспринимать так категорично обычные бытовые вещи. В те годы советская мебель для своих современников была и красивой, и модной, и популярной.
Источник
Пожалуйста подпишитесь, далее будут еще интересные статьи
trustload.com
Открываются музеи советского быта. Так почему мы недооцениваем предметы советского периода и храним их где-то в кладовках или на даче? Винтаж в советском стиле может быть очень даже уютным, теплым и ностальгическим…
Как такового советского стиля не существует. Был сталинский ампир, но именно советского не было. Скорее это была сплошная эклектика, поскольку весь «стиль» строился из того, что удавалось "достать", поэтому вещи и предметы могли никак не сочетаться друг с другом, впрочем, об этом никто и не думал. В каждой квартире одинаковый набор: полированная румынская стенка, ковер на стене, палас на полу, книжный шкаф, софа, полированный сервант с хрустальной посудой и т.д.
Кстати, эти интерьеры навеки запечатлены в любимых советских фильмах!
Фото: spletnik.ru
Определенно, что эта фотография Чубайс-Смирнова на фоне ковра родом из СССР вызвала волну «советских» воспоминаний. Но оказалось, что политик и на рабочем месте склонен к винтажу – на его столе лампа, аналогичная «лампе Ильича» - именной такая с зелененьким абажуром стояла у вождя, и под нее он писал первые декреты Советской власти.
Фото: news2.ru
Переходим к способам воссоздать лучшее из советского в современной квартире!
ШАГ 1. Аксессуары
Сколько километров по кругу дискового телефона иногда приходилось накручивать, чтобы куда-то дозвониться? Сейчас аппараты времен НЭПа и те, что были вплоть до 90-х годов – будут напоминать о тех спокойных временах, когда никто не мог вас настигнуть по телефону, если вы не у аппарата!
Винтажный телефон и тканая дорожка придают современной комнате особое очарование
Настольные лампы делались, будто на века – из прочного металла, натуральных камней. В моде были лампы с абажурами. На кухне в советском освещении тоже царил минимализм – подвесной железный или стеклянный плафон – и так у всех. Наверняка такие экземпляры дожили и у вас до сегодняшних дней – доставайте.
На этой современной кухне, выполненной в винтажном советском стиле, сохранена плита из 70-х и отреставрирован растрескавшийся пол
Такие часы в советские времена тоже украшали многие квартиры
ШАГ 2. Паркет «елочкой»
Это, наверное, самое приятное советское наследие – квартиры с паркетом ценились на вес золота. При обмене паркет выкладывался как главный козырь. Считается что укладка «елочкой», названная так по своему внешнему виду, появилась и стала популярной в нашей стране в начале 50-х. Сейчас есть отличные технологии реставрации и паркет может служить еще долго. Другой вариант – стилизация: можно выложить современный паркет елочкой.
Исторический факт: Однако выяснилось, что во Франции во дворцах еще в 17-м веке была распространена укладка паркета рисунком «французская елочка». Так что вполне возможно, что наша «елочка» не так уж и самобытна…
Укладка паркета "французская елочка". Фото: www.interfax.by
ШАГ 3. Ковры
Во многих советских квартирах было просто какое-то ковровое царство – сейчас это бы назвали этническим шиком, актуальным направлением. Но все же больше это было похоже на безвкусицу. Хотя ковры – это наше все, это тебе и художественная галерея – распространены были настенные ковры с репродукциями картин Шишкина, Репина. «Медведи в лесу» сидели на стенах каждой второй квартиры.
На полу был совсем другой узор – вполне себе этнический. Кто-то обходился дорожками, выкладывая их сразу по три, чтобы заполнить все пространство пола. Возможно, что на стены ковры в советские времена все-таки вешали для звукоизоляции, особенно в панельных домах. Сейчас привет из СССР в виде ковра может украсить интерьер и в классическом стиле, и в этническом и в других.
ШАГ 4. Мебель
Советскую мебель часто неласково обзывали «гробами», поэтому многие поспешили от нее избавиться или спрятать на даче. Предметом гордости, конечно становились стенки во всю ширину стены, где хвастались хрусталем за стеклом, книжным шкафом – это обязательная программа, и платяным. Сейчас возвращается мода на библиотеки – поэтому книги можно снова выставлять напоказ! Кроме того, не вся советская мебель (пусть даже из братских заграничных соцстран) была громоздкой.
Владельцы московской квартиры для своей кухни приобрели в одной из московских больниц списанные медицинские шкафы, отреставрировали их, и получилось довольно мило. А также дополнили винтажный интерьер стилизованным ретрохолодильником SMEG.
Фото: pureandmini.com
P.S. А что понравилось вам?
Какой способ воссоздать советский интерьер нравится вам больше всего?Фото: art-defi.livejournal.com, liveinternet.ru, happyforum.info, bakbuharika.com, muratordom.com.ua, nicety.livejournal.com, pinterest.com
www.yapokupayu.ru
Потребительский идеал жителя Страны Советов в большей или меньшей степени исчерпывался сакраментальной триадой «Квартира, дача, машина». Уже в 1980 году долгожданный коммунизм каждая семья на одной шестой части суши по завету Никиты Сергеевича Хрущева должна была встретить в отдельной квартире. Как показала практика, фантазии большого любителя кукурузы не реализованы до сих пор. Спустя 22 года после распада СССР на материале пяти популярных фильмов 1970—80-х годов мы решили вспомнить те квартиры и комнаты, в которых росли наши деды, родители, да и многие из нас с вами.
Главным фильмом, олицетворявшим достижение «Советской мечты», причем как в жизни общественной, так и личной, стал «Москва слезам не верит», мелодрама Владимира Меньшова, вышедшая на экраны кинотеатров в феврале 1980 года. История превращения провинциальной студентки и к тому же матери-одиночки в успешного руководителя, у которого в 40 лет жизнь только начинается, обрадовала, по официальным оценкам, более 80 миллионов кинозрителей и несметное количество любителей телевидения.
Начиналось все тут, в тесном, но на удивление дружном рабочем общежитии в 1958 году. 3 человека в комнате, ковры и портреты любимых артистов на стенах — картина, в принципе, привычная и спустя 65 лет.
Рабочее общежитие — удел миллионов жителей села и провинциальных городков, массово переселявшихся в «столицы» для удовлетворения потребностей растущей промышленности в дешевой рабочей силе.
На противоположном полюсе всего спектра московского жилья находились роскошные отдельные апартаменты в «номенклатурных» сталинских домах. У Кати Тихомировой, героини Веры Алентовой в не верящей слезам Москве, обнаружился дальний родственник-профессор, а у того квартира в настоящей высотке на площади Восстания.
Роскошный мраморный холл с лифтами, барельефами и специально обученной консьержкой лишний раз доказывает, что в Советском Союзе все были равны, но некоторые все же равнее.
Оказавшись в многокомнатной (по ощущением, четырех- или пяти-) квартире, подруги-провинциалки, которым суждено было целый месяц здесь прожить, пришли в совершеннейшую ажитацию.
Профессорская спальня с отдельным туалетным столиком, телефоном, элегантными обоями и портьерами.
Отдельный кабинет для интеллектуального труда.
Столовая:тяжёлая деревянная мебель, резной буфет и даже настоящий телевизор «Ленинград».
Кухня.
Эти практически дворцовые интерьеры, немыслимые для абсолютного большинства граждан Советского Союза, подруги использовали для поиска себе подходящих молодых людей. Мечта выйти замуж за успешного москвича (как вариант — жениться на москвичке) или хотя бы жителя крупного города, желательно со своей жилплощадью, уже тогда владела умами предприимчивых приезжих «лимитчиков». В условиях, когда массовое жилищное строительство только начиналось, это был самый надежный способ гарантированно остаться в городе и быстро выбраться из заводской общаги.
В почете при этом были работники главков, ученые, инженеры, спортсмены, поэты и прочие представители элиты советского сообщества. Сейчас представления о профессии, обеспечивавшей бы достойное существование ячейки общества, поменялись порой кардинальным образом.
Катерину Тихомирову привлек телеоператор Рудольф, проживавший вместе с мамой в отдельной, но двухкомнатной квартире, скорее всего в типовой «сталинке» или ранней «хрущевке». Семья, судя по интерьерам жилища, была очень зажиточной. Пианино, радио, телевизор, фарфор и хрусталь в ассортименте. Телевизор «Старт-4», выпускавшийся с конца 1960-х годов, выглядит в квартире 1958 года ультрасовременно.
При знакомстве с мамой Рудольфа звучит замечательный диалог, отлично характеризующий «квартирные» нравы того времени. — Тесновато у нас, конечно. — Почему? По-моему, прекрасная квартира. — Ну, это вы из вежливости. Вот у вас, Рудик рассказывал, квартира действительно прекрасная. — Да, ничего. Мама Рудика ведь пока не знает, что «дочка» профессора Тихомирова на самом деле живет в интернате и работает у станка.
Зато когда узнаёт, потенциальная невестка сразу начинает нравиться ей гораздо меньше. — Я лично свое пожила в коммунальной квартире. Прежде чем что-то получить, это надо заслужить, заработать. Нас и так четверо в двух комнатах, а не хватает только вас с вашим ребенком. Тут у вас не пройдет! Вы не получите ни метра. Человеческий террариум, в котором отдельная квартира является мерилом состоятельности тебя как личности.
Катя Тихомирова свое все-таки заслужила и заработала. Во второй серии действие фильма переносится в конец 1970-х, и оказывается, что героиня — уже директор целого комбината и у нее уже своя двухкомнатная квартира на 2 человека в престижном доме из желтого кирпича.
Обратите внимание на припаркованные в жилом квартале автомобили. Черные «Волги» и синий Mercedes должны лишний раз напоминать нам новый социальный статус героини, добравшейся до уровня партхозноменклатуры.
Интерьер зала: желтый гарнитур из двух кресел и раскладного дивана, прозванный в народе «мягкий угол», «стенка», возможно даже модная югославская, цветной телевизор и музыкальный проигрыватель — так выглядело жилье бизнес-класса в разгар застоя. Конечно, современная мебель ни в какое сравнение не идёт с советской мебелью. Современные стандарты высокого качества, прекрасный дизайн, широчайший выбор мебели- это всё предлагает мебель из Китая. Если заказать мебельный тур в Китай Гуанчжоу, мебель из Китая можно купить напрямую у производителей и сэкономить значительные средства.
Комната выросшей дочки — «спальня». У Александры собственный бобинный магнитофон.
Коридор и санузел. В квартире Тихомировой довольно популярная в СССР планировка. Рядом с ванной коридор на кухню.
И второй телевизор, переносной, установлен на кухне.
Еще одним культовым советским фильмом, в сюжете которого непосредственное участие принимают квартиры, стал непременный гость всех новогодних телеэкранов многих республик бывшего Советского Союза — мелодраматическая комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Вышедшая на телеэкраны 1 января 1976 года история о том, как московский врач Женя Лукашин, сходив с друзьями в баню, оказался в квартире ленинградской учительницы Нади Шевелевой, стала своеобразной сатирой на мир типового панельного жилья с одинаковыми названиями улиц, домами и квартирами.
В декорациях, сооруженных в павильонах киностудии «Мосфильм», заботливо воссоздан мир советской лестничной клетки эпохи застоя. Коляски, почтовые ящики, пожарный кран и вещи переезжающих жильцов с винтажным телевизором 1960-х годов.
Стандартная 2-комнатная квартира Лукашина в панельной новостройке в районе Черемушки полезной площадью 32 квадратных метра с проходной большой комнатой. В моде тогда были светильники в форме свечи.
«Стенка» с одиноким радиоприемником и проход в маленькую «спальню», где установлено пианино, непременный символ интеллигентной семьи.
Кухня с окнами в санузел и классическими красными в белый горошек банками для сыпучих продуктов.
Ленинградская учительница Шевелева, как и Лукашин, также живет с мамой, но переехали они, по всей видимости, позже — в квартире полно нераспакованных вещей. Даже холодильник еще стоит в большой комнате, выходящей в прихожую.
Спальня Нади. Женского колорита добавляют швейная машинка и манекен.
Тайный гость на 3-й улице Строителей в Ленинграде наконец-то обнаружен.
Керосиновая лампа, жостовский поднос, стопка книжек и висящий на стене фотоаппарат выдают в героине человека тонкой душевной организации. Надя Шевелева начала XXI века работала бы, например, копирайтером, а окружали бы ее тот же фотоаппарат, томик Коэльо, молескин, чашечка мате и теплый клетчатый плед.
Справа на заднем плане дефицитный «польский гарнитур». — 830 рублей... — и 20 сверху... — Я дал 25.
Кухня Нади. Любящая традиционные русские народные промыслы учительница в исполнении Барбары Брыльской предпочитает банки для сыпучих продуктов, выполненные «под гжель».
Наконец, ванна, в которой купается несчастный Ипполит. И тут уже стоят смесители для ванной. Хотя сейчас выбор их намного больше, а конструкции - разнообразнее и совершеннее.
Одним из главных кинохитов в жанре лирической комедии следующего десятилетия стал фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Вышедший в 1985 году увлекательный рассказ о поисках конструктором института ЦНИИПроммаш Надей Клюевой простого женского счастья посмотрело 45 миллионов зрителей.
Как это водится, Надя живет, конечно, с мамой и при этом в весьма минималистично обставленной квартире типичного инженерно-технического работника.
Угловатый диван оливкового цвета, телевизор, стул, бра — ничего лишнего.
Контрастным пятном на этом фоне смотрится разве что довольно авангардная картина.
Разительным контрастом в сравнении с этим выглядят квартиры успешных людей середины 1980-х. Например, фарцовщик, одевший главную героиню в Кардена, живет в номенклатурном доме №34 на Малой Бронной прямо напротив Патриарших прудов. Даже градусник у подъезда висит.
Телевизор у фарцовщика Sony Trinitron. Судя по мелодиям и ритмам зарубежной эстрады, есть и видеомагнитофон.
Какой коттон, какие лейблы!
А вот апартаменты Сусанны, социолога на заводе бытовых кондиционеров и по совместительству жены дирижера. Яркая модная кухня, на которой так удобно готовить пирожки «Маэстро».
Вновь же переносной телевизор. Второй телевизор в квартире — обязательный атрибут жизненного успеха.
Пейзаж за окном выглядит нарисованным.
Телефон под антиквариат в прихожей.
Большая комната оформлена в японском стиле. Позволить себе такое могли в основном люди, регулярно выезжавшие за границу, как, например, муж Сусанны дирижер Аркадий.
Обратите внимание на огромную угловую «стенку», отсутствие гор хрусталя в ней и наличие наверняка импортного музыкального центра.
С наступлением перестройки свободное мышление и гласность пришли и в кинематограф СССР. Режиссерам и сценаристам стало позволено обращаться к ранее запретным темам, чем они сполна и воспользовались. Неискушенному советскому кинозрителю предложили десятки, сотни фильмов, получивших позже определение «чернухи». Одной из популярнейших картин эпохи заката Союза стала «„Авария“ — дочь мента» 1989 года Михаила Туманишвили.
В центре этого и многих других фильмов подобного рода — дисфункциональная семья, в данном случае лейтенанта ГАИ, дочь которого ударилась в бурный протест против мещанского быта родителей.
Типичная квартира 83% советских граждан: мягкий угол, «стенка», ковер на стене. За этим обыденным фасадом жесткая семейная драма. — У всех предки как предки, а у меня дурак в портупее!
— Насчет холодильника. Запись на холодильники начнется с начала месяца. — Куда нам еще один-то? — Дык «Розенлев»! 900 рублей! — Сестра уже год просит. Слушай, а может наш старый им, а нам новый... Погоди, а что насчет «стенки»? — Это... Тут, знаешь ли, с одним товарищем у мебельного магазина разговорился. Ему нужна «Малютка», ну, эта стиральная машина. Ну, так мы ему «Малютку» сделаем, а он похлопочет насчет «стенки». Узнаваемый диалог эпохи всеобщего дефицита. Семейка активно пользуется заслугами деда-фронтовика, имеющего возможность доставать нужные товары без очереди.
На всем лежит печать упадка и разложения, не только материального, но и морального.
Районы-кварталы московского Ясенево.
В очередной раз сбежав из своей дыры, «Авария» попадает в гости к преподавателю филфака университета. — Ништяк у вас хата, — категорично заявляет героиня.
Вид в сторону кухни.
Ванная.
Спальня, где чуть было не случается непоправимое.
Непоправимое случается позже, причем в таком редко демонстрируемом ранее в советском кино типе квартир, как притон.
Но, пожалуй, самым нашумевшим фильмом времен перестройки стала «Интердевочка» Петра Тодоровского. 44 миллиона человек пришло в 1989 году в кинотеатры, чтобы своими глазами увидеть, как Таня Зайцева, медсестра и валютная проститутка, попыталась променять однокомнатный кооператив в опостылевшем Ленинграде на сладкую обеспеченную жизнь в капиталистической Швеции и что из этого вышло.
Тот самый кооператив на улице Дыбенко, 32.
Небольшая однокомнатная квартира — все, что смогла получить от жизни мать героини, работавшая учительницей. Зайцевой этого мало. Более того, и полноценной триады «советской мечты»: квартира-дача-машина — ей тоже недостаточно. В начале фильма «интердевочка» провозглашает потребительский идеал новой эпохи: — Я хочу свой дом, свою машину, я хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нужна, а не бегать за фарцовщиками! Я хочу увидеть мир своими глазами!
Но чтобы добиться этого, героине придется сначала найти алчного отца, живущего в коммуналке…
… и вновь вернуться к старому промыслу в съемных притонах.
В конце концов мечта достигнута: есть и дом, и машина, и шмотки, и 2 холодильника, и даже компьютер, и мир под ногами, нет только человеческого счастья, потому что потребительский рай — он в Швеции, а счастье осталось на родине.
До наступления капитализма и там Зайцева не дожила всего пару-тройку лет.
Впрочем, и спустя следующую четверть века квартирный вопрос продолжает портить жизнь людям. Возможно, всему виной то, что пейзаж за окном у большинства населения когда-то одной страны за 25 лет так, по сути, и не изменился.
ribalych.ru
Некоторые квартиры до сих пор сохранили интерьер советских годов: хрусталь в серванте, много книжных шкафов, наклейки на дверях и многое другое.Семьи того времени гордились лучшими образцами мебели производства ГДР, Румынии, Чехословакии, СССР. Представляем вам 3 замороженных квартиры из советской эпохи 60-х — 70-х годов.
Низкие кресла, овальные журнальные столики, торшеры, шкафы на расставленных конических ножках. Вы скажете «убожество», «совок», «хлам». Нет, это было в моде!
Порой мы вычищаем квартиру до бетонного скелета и делаем в ней евроремонт: модерн, дизайн. А как же история? Родители? Память? В Ксении Апель эти чувства еще живут.
Ксения Апель работает преподавателем истории искусств: «Мы въехали в 1972 году. К тому времени это была уже выделенная из коммуналки отдельная четырехкомнатная квартира. Кухня до сих пор отделена от соседей картонной перегородкой. Квартира досталась моему деду за достижения в сфере атомной энергетики, и он был единственным хозяином-мужчиной в этом доме. Как-то с самого начала получилось, что это именно дом, а не квартира. Здесь всегда жило не меньше трех поколений, всегда были животные и много гостей. И все женщины семьи приводили в дом своих мужей. Как говорит бабушка, «были бы девчонки, а мальчишки напрыгают».
«Сейчас здесь живем я с мужем и дочерью, моя мама, ее муж, бабушка и собака. Соответственно, в доме три хозяйки, и технически очень сложно срежиссировать какие-то действия по ремонту или уборке. Здесь никогда ничего не выкидывается. Вспомнила я, допустим, посреди ночи, что нужно погладить на завтра хирургический халат мужу-врачу, – что же мне, беспокоить кого-то в поисках утюга или гладильной доски? Нет, у нас четыре утюга, две доски, несколько раскладушек, два холодильника… Все может пригодиться.»
«Чтобы было в чем кормить многочисленных гостей, бабушка когда-то занялась коллекционированием фарфора-фаянса, в котором в Советском Союзе никогда не было недостатка. И эти фарфоровые впечатления, по-видимому, повлияли на выбор моей профессии: я занимаюсь историей фарфора как искусствовед. Каждый, кто подолгу бывает в этом доме, вносит вклад в его устройство: мой муж отвечает за музыкальное сопровождение жизни, прошлый мамин муж сочинял феерические хитросплетения электропроводов, нынешний и она сама, химики, испытывают на доступных поверхностях дома, а также на наше собаке новые лакокрасочные покрытия. Единственное, что удалось обновить в квартире – это сделать ремонт в комнате, которая отошла теперь к дочери. Хотя в основном ее детство такое же, как было мое: мы с друзьями катались по коридору на велосипедах, воображая, что мы троллейбусы, строили домики под столами и играли в прятки, так, что никто никого не находил часами. И еще было ощущение бесконечного чая, гула и шума. Был период, когда в квартире постоянно жило девять человек, не говоря о гостях, которые могли свалиться в любой момент. Дочь много получает от этого сосуществования разных норм жизни, устройства мыслей.»
Валентина — пенсионерка: :Мой муж был экономистом-нефтяником, много ездил за границу – в Индию, Болгарию, Вьетнам, Алжир, поэтому мы жили не бедно и после алжирской командировки смогли вступить в кооператив и купить в рассрочку за семь тысяч рублей трехкомнатную квартиру. Мы с сыном и мужем въехали сразу, как дом построили: в 1970 году.»
«Помню, что старались до мая обязательно успеть, чтобы не «маяться» потом. Практически всю мебель и вещи мы привезли со старой квартиры: это был тоже кооператив, но двухкомнатный, который мы купили в 1963 году и сразу полностью обставили.»
«На новом месте решили ничего не менять, хотя в 70-м в моде уже были стенки. Нам нравился наш румынский гарнитур «Жилая комната» – сервант, шкаф, диван, кресла, журнальный столик. Кухонный гарнитур тоже старый. Докупили только спальню, поскольку спальни в прошлой квартире у нас как раз не было.»
«Когда сын вырос, мы сделали из его комнаты столовую, потому что для меня очень важно принимать гостей не в тесноте и сутолоке. Обычно их много бывает. На свои дни рождения я накрываю стол по четыре раза: сначала отмечаем с детьми, потом с коллегами и учениками – я работала в школе учителем русского и литературы, – затем с друзьями юности, с которыми мы с 1943 года вместе, и, наконец, с соседями.»
«Вещи, которые есть в этой квартире, могли бы сами рассказать многое про нашу семью: картины на стенах – подарки учеников, восточные маски, статуэтки и панно – из командировок мужа, гжель я сама собираю, иконы – в традиции моих родителей. Книг, правда, немного – я уже давно потеряла зрение, и мы перестали их покупать. А так у нас много хороших подписных изданий и редких книг с автографами. Даже сейчас, когда муж уже десять лет как умер, а я стала плохо видеть и ходить, не остаюсь одна – внуки и друзья постоянно звонят и приходят.»
Алексей — преподаватель в Институте механики МГУ: «То, что квартиру можно было «получить» – это советский миф. Наша квартира появилась у нас только потому, что отцу, который служил в НИИ метеорологии, посчастливилось в конце 60-х съездить в Египет, на строительство Асуанской плотины. К заработанным деньгам мы еще что-то заняли и смогли внести первый взнос в квартирный кооператив – полторы тысячи рублей. Помню, как мы ездили смотреть, как наш дом строится. А потом по жребию нам досталась квартира на одиннадцатом этаже, и мы с родителями и сестрой въехали сюда в 1972 году. Мне было семь лет. Кооператив назывался «Квартет» и состоял из пайщиков четырех организаций: Московского Университета и трех НИИ. Такими же, как мы, членами кооператива и впоследствии соседями были Сергей Аверинцев и Аркадий Стругацкий.»
«Это была экспериментальная серия из трех одинаковых домов по проекту архитектора Стамо. В доме впервые был грузовой лифт. Но в точно таком же виде они уже потом не воспроизводились – большая лестничная площадка была признана нецелесообразной. Зато ее запомнили все, кто хоть раз смотрел «Иронию судьбы, или С легким паром!» — московская история снималась в первом доме, а ленинградская – в третьем. Я хорошо помню работу над эпизодом «Надо меньше пить» у нас под окнами, где герои топчутся на снегу, выгнанные из квартиры.»
«В то время район был еще очень неустроенный. Зато с той стороны проспекта Вернадского вплоть до Олимпиады была настоящая деревня, с курами и коровами. Я проводил там почти все время после школы.»
«Поскольку последующие десять лет родители выплачивали пай за квартиру, а это ежемесячно 50-60 рублей, по тем временам – очень большие деньги, мы жили бедно. Из вещей имели только самое необходимое и обычное. И все это без изменений сохранилось до сих пор, мы никогда не делали ремонта.»
«Мне до сих пор все удобно и все устраивает. Я покупаю новое, только если старое ломается и не подлежит починке, а вся мебель, утварь, приборы, антресоли, выключатели, люстра в детской с паровозиком, плита, раковина, двери – все родное. Все хорошо служит, зачем что-то менять? Ремонты – это много проблем и неочевидные улучшения. Ну, разве что подумываю заменить стиральную доску на стиральную машинку.»
Источник
kvartira.mirtesen.ru
Некоторые квартиры до сих пор сохранили интерьер советских годов: хрусталь в серванте, много книжных шкафов, наклейки на дверях и многое другое.Семьи того времени гордились лучшими образцами мебели производства ГДР, Румынии, Чехословакии, СССР. Представляем вам 3 замороженных квартиры из советской эпохи 60-х — 70-х годов.
Советская квартира Ксении АпельНизкие кресла, овальные журнальные столики, торшеры, шкафы на расставленных конических ножках. Вы скажете «убожество», «совок», «хлам». Нет, это было в моде!
Порой мы вычищаем квартиру до бетонного скелета и делаем в ней евроремонт: модерн, дизайн. А как же история? Родители? Память? В Ксении Апель эти чувства еще живут.
Ксения Апель работает преподавателем истории искусств: «Мы въехали в 1972 году. К тому времени это была уже выделенная из коммуналки отдельная четырехкомнатная квартира. Кухня до сих пор отделена от соседей картонной перегородкой. Квартира досталась моему деду за достижения в сфере атомной энергетики, и он был единственным хозяином-мужчиной в этом доме. Как-то с самого начала получилось, что это именно дом, а не квартира. Здесь всегда жило не меньше трех поколений, всегда были животные и много гостей. И все женщины семьи приводили в дом своих мужей. Как говорит бабушка, «были бы девчонки, а мальчишки напрыгают».
«Сейчас здесь живем я с мужем и дочерью, моя мама, ее муж, бабушка и собака. Соответственно, в доме три хозяйки, и технически очень сложно срежиссировать какие-то действия по ремонту или уборке. Здесь никогда ничего не выкидывается. Вспомнила я, допустим, посреди ночи, что нужно погладить на завтра хирургический халат мужу-врачу, – что же мне, беспокоить кого-то в поисках утюга или гладильной доски? Нет, у нас четыре утюга, две доски, несколько раскладушек, два холодильника… Все может пригодиться.»
«Чтобы было в чем кормить многочисленных гостей, бабушка когда-то занялась коллекционированием фарфора-фаянса, в котором в Советском Союзе никогда не было недостатка. И эти фарфоровые впечатления, по-видимому, повлияли на выбор моей профессии: я занимаюсь историей фарфора как искусствовед. Каждый, кто подолгу бывает в этом доме, вносит вклад в его устройство: мой муж отвечает за музыкальное сопровождение жизни, прошлый мамин муж сочинял феерические хитросплетения электропроводов, нынешний и она сама, химики, испытывают на доступных поверхностях дома, а также на наше собаке новые лакокрасочные покрытия. Единственное, что удалось обновить в квартире – это сделать ремонт в комнате, которая отошла теперь к дочери. Хотя в основном ее детство такое же, как было мое: мы с друзьями катались по коридору на велосипедах, воображая, что мы троллейбусы, строили домики под столами и играли в прятки, так, что никто никого не находил часами. И еще было ощущение бесконечного чая, гула и шума. Был период, когда в квартире постоянно жило девять человек, не говоря о гостях, которые могли свалиться в любой момент. Дочь много получает от этого сосуществования разных норм жизни, устройства мыслей.»
Советская квартира Валентины СеменовойВалентина — пенсионерка: :Мой муж был экономистом-нефтяником, много ездил за границу – в Индию, Болгарию, Вьетнам, Алжир, поэтому мы жили не бедно и после алжирской командировки смогли вступить в кооператив и купить в рассрочку за семь тысяч рублей трехкомнатную квартиру. Мы с сыном и мужем въехали сразу, как дом построили: в 1970 году.»
«Помню, что старались до мая обязательно успеть, чтобы не «маяться» потом. Практически всю мебель и вещи мы привезли со старой квартиры: это был тоже кооператив, но двухкомнатный, который мы купили в 1963 году и сразу полностью обставили.»
«На новом месте решили ничего не менять, хотя в 70-м в...
...моде уже были стенки. Нам нравился наш румынский гарнитур «Жилая комната» – сервант, шкаф, диван, кресла, журнальный столик. Кухонный гарнитур тоже старый. Докупили только спальню, поскольку спальни в прошлой квартире у нас как раз не было.»
«Когда сын вырос, мы сделали из его комнаты столовую, потому что для меня очень важно принимать гостей не в тесноте и сутолоке. Обычно их много бывает. На свои дни рождения я накрываю стол по четыре раза: сначала отмечаем с детьми, потом с коллегами и учениками – я работала в школе учителем русского и литературы, – затем с друзьями юности, с которыми мы с 1943 года вместе, и, наконец, с соседями.»
«Вещи, которые есть в этой квартире, могли бы сами рассказать многое про нашу семью: картины на стенах – подарки учеников, восточные маски, статуэтки и панно – из командировок мужа, гжель я сама собираю, иконы – в традиции моих родителей. Книг, правда, немного – я уже давно потеряла зрение, и мы перестали их покупать. А так у нас много хороших подписных изданий и редких книг с автографами. Даже сейчас, когда муж уже десять лет как умер, а я стала плохо видеть и ходить, не остаюсь одна – внуки и друзья постоянно звонят и приходят.»
Советская квартира Алексея КульковаАлексей — преподаватель в Институте механики МГУ: «То, что квартиру можно было «получить» – это советский миф. Наша квартира появилась у нас только потому, что отцу, который служил в НИИ метеорологии, посчастливилось в конце 60-х съездить в Египет, на строительство Асуанской плотины. К заработанным деньгам мы еще что-то заняли и смогли внести первый взнос в квартирный кооператив – полторы тысячи рублей. Помню, как мы ездили смотреть, как наш дом строится. А потом по жребию нам досталась квартира на одиннадцатом этаже, и мы с родителями и сестрой въехали сюда в 1972 году. Мне было семь лет. Кооператив назывался «Квартет» и состоял из пайщиков четырех организаций: Московского Университета и трех НИИ. Такими же, как мы, членами кооператива и впоследствии соседями были Сергей Аверинцев и Аркадий Стругацкий.»
«Это была экспериментальная серия из трех одинаковых домов по проекту архитектора Стамо. В доме впервые был грузовой лифт. Но в точно таком же виде они уже потом не воспроизводились – большая лестничная площадка была признана нецелесообразной. Зато ее запомнили все, кто хоть раз смотрел «Иронию судьбы, или С легким паром!» — московская история снималась в первом доме, а ленинградская – в третьем. Я хорошо помню работу над эпизодом «Надо меньше пить» у нас под окнами, где герои топчутся на снегу, выгнанные из квартиры.»
«В то время район был еще очень неустроенный. Зато с той стороны проспекта Вернадского вплоть до Олимпиады была настоящая деревня, с курами и коровами. Я проводил там почти все время после школы.»
«Поскольку последующие десять лет родители выплачивали пай за квартиру, а это ежемесячно 50-60 рублей, по тем временам – очень большие деньги, мы жили бедно. Из вещей имели только самое необходимое и обычное. И все это без изменений сохранилось до сих пор, мы никогда не делали ремонта.»
«Мне до сих пор все удобно и все устраивает. Я покупаю новое, только если старое ломается и не подлежит починке, а вся мебель, утварь, приборы, антресоли, выключатели, люстра в детской с паровозиком, плита, раковина, двери – все родное. Все хорошо служит, зачем что-то менять? Ремонты – это много проблем и неочевидные улучшения. Ну, разве что подумываю заменить стиральную доску на стиральную машинку.»
Источник
Контакты:Адрес: Светловская, 17-г, 121287, Москва,
Телефон:+7 971-921-16-24, Электронная почта: [email protected]www.rekvartira.ru
Отношение современников к интерьеру советских времен нельзя назвать однозначным. Остаются квартиры с сервантами, креслами, торшерами периода СССР. У одних они вызывают неприятие, у других теплые ностальгические чувства.
Как ни оценивай советский интерьер — это массивное, многогранное прошлое. Его эстетика необходима для правильного суждения о настоящем точно так же, как нынешние постройки и дизайн будут оцениваться через полсотни лет, с такой же неизбежной критикой, желанием вынести все атрибуты на помойку или восхищением, стремлением сохранить, отреставрировать или хотя бы стилизировать под…
Содержание
На заре Советской власти профессии дизайнер не существовало. Архитекторы того времени находились под прессом догм и схем, а понятие дизайн окрашивали двумя красками: капиталистический и социалистический. К первому было абсолютно отрицательное отношение.
Даже перенимая западную стилистику, пропорции и формы, их адаптировали под революционную культуру тех лет, отчего интерьеры не блистали эстетикой, были несколько топорны, главным требованием к пространству и обстановке были функциональность и чистота. Основное внимание «художественных конструкторов» было направлено на техническую модернизацию изделий, эстетические открытия пришли позднее.
К 60-80-м гг. развилась система дизайнерских организаций, способствующих пропаганде и развитию этой сферы, ставшая потом мощной конкурентной школой среди прочих в мировой культуре.
После революции «буржуйские» гнезда расселяли, бездельники и белогвардейцы «уплотнялись», в советских коммунальных квартирах упразднялись залы, столовые, гостиные. Новые власти оставляли кабинеты только тем, кому они нужны были для работы – врачам, профессуре, ответственным партийным работникам.
Аристократический паркетный пол, золоченые рамы, резные стулья соседствовали с деревенскими дорожками и табуретами. Новые хозяева быстро делали непригодными канализацию и водопровод. У входной двери было много кнопок с фамилиями, стены туалета украшали сиденья для унитаза, по количеству проживающих семей. Общая кухня убиралась по графику. Каждый из жильцов имел свои понятия о чистоте, поэтому места общего пользования изобиловали насекомыми, грибком, а пресловутый квартирный вопрос стал набирать силу именно тогда.
В начале ХХ века дизайн и архитектура подчиняются конструктивизму, диктующему революционную сдержанность, предельную рациональность, практичность в геометрии и цветах, но богатство и буйство внутреннего мира.
Военное время не позволяло населению страны думать о стиле своего жилища. Многие были рады койке в бараке, на освобожденных территориях целыми семьями жили в комнатушках с минимумом самодельной мебели, а порой просто в землянках. Вернувшиеся к середине десятилетия из эвакуации или с фронта не всегда заставали свои квартиры свободными, большинство семей проживало в коммуналках.
Особых изысков не было, убранство комнат состояло из металлических кроватей на сетке, платяного шкафа под ключ, этажерки, полок для книг, круглого стола, накрытого скатертью, буфета для посуды. Комнату украшал кожаный диван с полочкой, зеркалом, узнаваемая по фильмам настольная лампа на массивном столе, с зеленым абажуром.
Модный текстиль того времени – кружевные салфетки на всех горизонтальных поверхностях, коврики с оленями на стене у кровати, тюль на окнах.
Интерьер избранных домов дополнялся трофейной мебелью, живописью, бронзой. Предметом роскоши была расписная керамика, хрусталь, ковры. Во многих домах «сталинский ампир» прослеживался в лепнине, внушительной дубовой мебели, украшенной резными деталями.
Пропаганда традиционных советских ценностей действовала не только в литературе и живописи. Амбиции и имперский размах руководства страны времен 50-х получили отражение в строящихся на главных улицах домах стиля неоклассицизм, с толстыми стенами, высокими потолками, из добротных материалов. Сооружения, подобные московским высоткам, со всеми коммуникациями, просторными комнатами, в том числе, для прислуги, можно встретить во многих городах.
Интерьерные решения квартир зависели от статуса владельцев. На полу – паркет или доска, стены с обоями, на потолке – абажур или люстра с ярусами «висюлек», в зависимости от доходов семьи. В некоторых семьях, помимо патефона, появлялся телевизор, который приходили смотреть все соседи. Чай с сушками пили за самоваром, пока только избранным был доступен телефонный аппарат.
Начало 60-х — эра индивидуального жилья. Крохотные типовые квартиры постепенно наполняются цветом, этникой, в моду входят хиппи и модернизм. Появляются ламповые радиоприемники, радиолы, телевизор становится центром вечернего притяжения.
Одна комната совмещала в себе функции спальни, гостиной и столовой, мебель, соответственно, днем была диваном, ночью кроватью, шкаф или сервант выступал в роли разграничителя пространства. В интерьерах возникли гарнитуры, которые производились из дерева и фанеры, легкость им придавали высокие ножки, за стеклянными фасадами демонстрировались коллекции посуды из стекла и хрусталя. Популярны были раскладывающиеся столы, кухонная гарнитурная мебель. Кресла на деревянных каркасах имели несколько аскетичный вид, но по качеству не уступали зарубежным аналогам.
Типичная квартира 70-х – брежневка, более совершенный вариант хрущевки, где гостиная оборудовалась диваном с парой кресел, журнальным столиком, сервант уступал место стенке. За импортными гарнитурами и коврами гонялись, преодолевая многомесячные очереди, предметом гордости становились наборы хрусталя, танцы на вечеринках сопровождались аккомпанементом из бобинного магнитофона.
Ремонт квартиры подавляющее большинство граждан делали своими руками. Дизайнеры трудились разве что над предметами мебели или декоративного искусства. Интерьер отдельно взятого жилища был полностью на совести владельца, обустраивался в соответствии с его вкусами и возможностями.
Доходы были существенно выше спроса, чем и объясняется повальный дефицит всего: продуктов питания, одежды, мебели. Отнюдь не бедность советских людей была причиной их скромной жизни.
Отличительной особенностью советского дизайна было то, что он обслуживал в основном промышленную, общественную сферу. Стоит вспомнить метрополитен, обстановку домов культуры или правительственных зданий. Типовые квартиры рядовых граждан отличались заурядной побелкой с бледной цветовой палитрой.
Зачастую «панели» (часть стены примерно до уровня плеча) окрашивались в гнетущий зеленый или синий цвет. Пол традиционно был коричневым, с оттенками красного или рыжего, потолок белый, межкомнатные двери, радиаторы отопления и оконные рамы изнутри покрывались белой масляной краской.
Желающие сделать свое жилье более уютным, индивидуальным ухищрялись «доставать» современные яркие ткани для оформления оконных проемов, самостоятельного шитья скатертей, чехлов на диванные подушки. За неимением качественных обоев осуществляли «веселенькую» побелку с помощью трафаретов и подручных красителей. Соседи могли подсказать, как покрасить потолок или стены с помощью пылесоса «водоэмульсионкой», которую оттеняли синькой или зеленкой. Получалась очень практичная красота.
Сделать жизнь семьи более автономной помогали ковры. Вначале они были рисованными, со стен смотрели плюшевые олени и коты. В более богатые брежневские времена узорчатые шерстяные ковры вешали на стены, укрывали ими пол даже под мебелью. Этот предмет был показателем достатка, слыл хорошим подарком молодоженам, передавался по наследству.
Особым спросом пользовались изделия из Туркмении, Азербайджана, Армении красновато-коричневой гаммы. Хотя, при покупке никто особо не вредничал, покупали то, что «выбросили» на данный момент. По выходным дворы оглашались характерными звуками: хозяева избавлялись от пыли с помощью выбивалок. Зимой ждали снегопада, чтобы произвести кардинальную чистку. Обратную сторону висящих на стене ковров натирали душистым мылом от моли, которая ценила натуральность, но была врагом долговечности.
О «таком-то» стиле говорить применительно к советским квартирам не приходится. Их обставляли чем придется. Особенно на кухнях часто можно было встретить предметы еще дореволюционные. Тяжелые шкафы, буфеты массово переехали на помойку с наступлением эры малогабаритных квартир.
Первые десятилетия советской власти не отмечены особой презентабельностью интерьеров. Здесь встречались витиеватые старорежимные предметы, крашеные артельные табуретки, самодельные столы и книжные полки. Располагали все это многообразие по периметру комнат, стол — по центру.
Советский богатый дом обставлялся предметами из шпонированного массива в духе арт-деко. Типовая «квадратная» мебель малогабаритных квартир становилась многофункциональной, вмещала шкаф для белья, посуды и книг, комод, секретер. Особый шик – полированные серванты с парадными наборами сервизов и хрусталя. Одну из стен или хотя бы часть ее оформляли томами полных собраний сочинений, пианино. Необходимым атрибутом было трюмо, часы на стене, фотографии за стеклами «стенки».
Сейчас не всякий стремится избавиться от «древнего» книжного шкафа или буфета. После небольшого ремонта эти предметы снова становятся достойными элементами интерьера. Незамысловатые формы снова в тренде, а сохранившиеся элементы советского декора увеличивают стоимость квартиры. Даже убежденные минималисты оставляют лепнину на потолке, она сыграет свою роль ретро-акцента, а советские светильники станут самыми модными арт-объектами.
Повторять советский стиль во всех деталях современная квартира не должна. Простоту и лаконичность обстановки отразят несколько характерных элементов. Иначе комнаты будут дышать музейностью, а не уютом.
Если на полу паркет «елочкой», пускай он даже выцвел или местами потрескался, его можно отреставрировать. Циклевка обойдется значительно дешевле нового покрытия. Стены оклеивают характерными для того времени цветастыми обоями.
Модная обивка старого кресла преобразит его до неузнаваемости, подчеркнет семейную преемственность. Подобные вещи очень хорошо сочетаются с современной мебелью. Кружевную скатерть отбеливают, расставляют на ней лаконичную современную посуду.
В динамичном эклектичном интерьере, неординарном арт-деко или новой классике акцентом станет винтажный ковер, никакая «Икеа» не придаст дому столько энергетики. Бабушкина вещь подчеркнет загородный скандинавский стиль, смягчит интерьер городского лофта.
Довершат стилистику раритетные фарфоровые фигурки, чайный сервиз Ленинградского фарфорового завода.
Хороший фон для раритетной мебели – очищенная до кирпича и покрытая специальным лаком стена, где располагают коллаж из семейных фотографий, современные постеры, зеркало из бабушкиной коллекции.
На комоде и прикроватных тумбочках обновляют слой лака или красят их, ручки на ящиках и дверях меняют на новые. Старую стенку преображают в шкаф-купе, убрав лишние полки, заменив дверцы, соорудив вешалки. На кровать бросают покрывало с орнаментом.
Из советского ковра можно представить своеобразный подиум, который будет выглядывать из-под кровати. Пестрые нарезанные квадраты из того же ковра выполнят роль накидки для стула, кресла.
Винтажные элементы наиболее уместны на кухне, где благодаря им появляется домашний уют. Легкий способ изменить старую мебель, бытовую технику – перекрасить их в яркие тона. Главное, позаботиться о том, чтобы краска легла ровно.
Деревянные советские стулья вписываются в интерьер путем покраски их в сочные цвета. Они хорошо смотрятся в антураже кухни, если их несколько.
Старый буфет или элемент стенки полностью преображается заменой лакированных фасадов на крашеные или оклеенные специальной пленкой, цветными обоями, оформленные декупажем.
Обшарпанные деревянные табуреты оклеивают или окрашивают с имитацией лоскутной техники.
Антресоли от старой стенки превращают в банкетку с ящиками для обуви. Стилистику поддержат тематические агитационные плакаты, статуэтки из бабушкиной коллекции где-нибудь у зеркала, большой фикус, тещин язык в кадке.
В свободном углу ставят стилизованную вешалку с рожками, а у ее подножия – чемодан с памятными наклейками времен СССР. Если размеры прихожей позволяют, здесь организуют своеобразный музей, заняв стены вымпелами и портретами вождей, а свободную полочку – кубками, напоминающими о былых спортивных рекордах.
Обязательным атрибутом ретро-ванной станет овальная купель на ножках. Конечно, никакой не акрил, а медь или латунь, со стационарной лейкой.
Мило и аккуратно выглядит в этой стилистике небольшого размера квадратный кафель, который окружает только ту зону, где есть контакт с водой. Свободные от кафеля стены оклеивают обоями или имитируют клинкерную кладку, сантехнику искусственно состаривают.
Более жилым и уютным это помещение будет выглядеть с объемной потолочной люстрой, аутентичности добавит использование зеркала в деревянной простой раме, яркого текстиля, антикварных вещей.
Советское пространство было довольно закрытым, что сказалось на эстетике всех культурных направлений. Но общемировые идеи все равно проникали к художникам, в тандеме с их талантами получали новое развитие. СССР производил неплохую мебель, посуду, керамику. Многие модели можно признать произведениями искусства, их эргономика была весьма продуманной.
Современные интерьеры с неожиданными антикварными деталями работают в духе ретрофутуризма, нацелены в будущее, но одновременно являются милыми цитатами прошлого. В них легко дышится, уютно жить благодаря сочетанию новых веяний и элементов старого.
Советский интерьер заинтересует тех, кто ностальгирует по прошлому или не хочет задействовать серьезные финансовые ресурсы, обставляя квартиру.
Подобный стиль выделяет любое помещение из повседневности, наполняет специфическим духом страны, конкретной семьи.
openfile.ru
Дата: 18.01.2016 , Обновлено: 20.09.2017
Ле Корбюзье считал, что дом – это машина для жилья, а хозяева этой квартиры превратили свое жилье в машину времени. Сюда можно водить экскурсии, чтобы узнать, как жили обитатели советских кооперативных домов в конце 1920‑х – начале 1930‑х годов.
Авторы проекта предложили обойтись без штор, и хозяева согласились: слишком хороши открывающиеся отсюда виды. Все рамы в квартире старые, деревянные, но разного времени и разного фасона. Те, что с квадратными форточками (как балконная дверь), — времен постройки. А с прямоугольными — предположительно 1960‑х годов. Мебель частично куплена на “Молотке”: стулья нашлись в Кинешме, а стол — в московском рабочем поселке Дангауэровка, это вещи 1920–1930‑х годов. Кресло — английского производства, 1950‑х годов. Люстру взяли у соседей, а отреставрировал ее Дмитрий Телков.
Окрестности дома в Басманном тупике выглядят хмуро – небо тяжелое, за решеткой забора лежит железная дорога, ее откосы покрыты пятнами граффити. Но из квартиры на седьмом этаже вид совсем другой – крыши домов на Садовом кольце, сад Баумана и высотка на “Красных Воротах”, которая удачно рифмуется с картиной на фантиках конфет “Столичные” в вазочке на круглом столе. Правда, хозяева утверждают, что это как раз случайность, зато все остальное в интерьере – вовсе не случайность, а удачная попытка добиться единства формы и содержания.
Кабинет. Шкафы сделаны на заказ в мастерской Натальи Якимовой. Их прообразом послужила мебель по дизайну Бориса Иофана в Доме на набережной. Светильник в стиле баухауса хозяева привезли из Берлина.
Хозяева квартиры хотя и не связаны с архитектурой по образованию или профессии, но интересуются ею всерьез и, когда купили квартиру в доме 1931 года постройки, решили, что обстановка в ней должна соответствовать духу той эпохи. Осуществлением этого замысла занимались архитектор Николай Лызлов, его сын, полный тезка и тоже архитектор, и декоратор Мария Пилипенко. Как рассказывает Лызлов-старший, архитектором дома был Кильдишев, человек старой школы – до революции он строил доходные дома, а при советской власти переключился на дома-коммуны. Но, как считает Лызлов, сквозь конструктивизм все равно проступает его прошлый эстетический опыт и в деталях чувствуется дух ар-деко. Правда, есть загвоздка: Кильдишевых, как оказалось, было двое братьев, Владимир и Василий, и оба архитекторы. Кто именно строил, пока понять не удается, хотя хозяева квартиры уже нашли родственников одного из них.
Фрагмент гостиной с английским креслом 1950-х годов. На стене картина работы самарского художника Александра Зайцева. Балконную дверь, а также оконные рамы и старые межкомнатные двери отреставрировал Александр Серебряков. Его же авторства новые стеклянные двери и раздвижные перегородки.
Любознательность хозяев – вообще главный двигатель проекта. Они ищут старые планы и фотографии и уже успели перезнакомиться с половиной соседей – расспрашивают старожилов, как раньше была устроена жизнь в доме. В одной из квартир выяснили, как выглядели аутентичные плинтусы, а в другой, куда впервые попали еще в процессе поиска квартиры, сторговали старую люстру для столовой.
Места для кровати в спальне не хватало — ее поместили на подиум, сделанный мастерской Натальи Якимовой. Внутри — секции для хранения. Они устроены не только со стороны прохода, но и под окном, которое смотрит в сад Баумана. Открытую проводку дополняют выключатели и розетки в ретростиле. На полу — дубовая доска, покрытая серо-голубой краской.
Еще одна подсказка обнаружилась в нынешней гардеробной под слоем обоев – типичная для тех лет отделка, когда верхнюю часть стены белили, а нижнюю покрывали клеевой краской. Теперь эта стена служит чем-то вроде местной достопримечательности, которую показывают гостям, а стены в коридоре выкрашены по ее образу и подобию. Стык стен и потолка имеет характерное скругление – как и в 1930-е годы, для этого использовалась кастрюля.
Фрагмент кухни с откидным столиком и табуретами, Archpole.
Дом строился как кооперативный, у него была эксплуатируемая кровля, на которой еще в 1960-е годы гуляли воспитанники местного детсада. На трех верхних этажах (квартира как раз находится на одном из них) была коридорная система: те, кто не имел средств на отдельную квартиру, покупал комнату с кухней и удобствами в общем коридоре. Впоследствии этажи переделали в более компактные коммуналки, так что воссоздать все “как было” не представлялось возможным. Нынешняя планировка строится вокруг центральной оси, которая начинается входной дверью и замыкается окном в спальне. Чтобы сохранить перспективу, перегородку между спальней и коридором сделали стеклянной. Ее раму нарочно прокрашивали вручную, чтобы не выглядела новоделом. С той же целью стены выравнивали только в местах примыкания встроенной мебели.
Найти аутентичную сантехнику оказалось нереально. Как рассказывает Лызлов, при реконструкции и демонтаже старых зданий рабочие первым делом сдают чугунные ванны на металлолом. Впрочем, белый кафель настолько узнаваем, что и сам по себе успешно создает в ванной ретроатмосферу.
С самой мебелью тоже все интересно: библиотека воспроизводит мебель по дизайну Бориса Иофана в Доме на набережной, а кухонный гарнитур сделан по образу франкфуртской кухни Маргарете Шютте-Лихоцки. Почти все остальные вещи хозяева нашли на недавно закрывшемся аукционе “Молоток” или привезли из Германии, куда ездили специально для знакомства с архитектурой баухауса. Не зря Лызлов, который редко берется делать интерьеры, смеется, что для него задача была не только интересной, но и очень сложной – заказчики, которые настолько глубоко погружены в материал, встречаются нечасто.
Фрагмент кабинета. В процессе реставрации старые рамы снабдили тепло- и шумоизоляцией. Хозяева говорят, что проходящую внизу железную дорогу они слышат только при открытых окнах (хотя, возможно, работает великая сила привычки). Старые настольные лампы еще ждут ремонта, но уже работают на антураж.
Текст: Анастасия Ромашкевич
www.admagazine.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений