Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Перспектива комнаты. Часть 1 — поле зрения. Перспектива интерьера комнаты


Основы перспективы на примере комнаты

Пока художники не изучили перспективу, не было точной системы рисования архитектуры или другого геометрического пространства. Фактически, линейная перспектива была открыта всего лишь 500 лет назад, задолго до того, как люди разобрались в алгебре и геометрии. Рисование в одноточечной перспективе — одна из тех вещей, которые кажутся сложными, если вы никогда не использовали ее раньше, но если будете следовать множеству простых правил, это будет просто для вас. Перспективный рисунок существует в нескольких вариантах, причем наиболее часто встречаются одноточечные, двухточечные и три точки. Однако принципы, по сути, одинаковы. Все перспективные чертежи используют линию горизонта (HL) и точку исчезновения (VP) , а одноточечная перспектива использует ортогональные линии.

Линия горизонта в перспективе

Линия горизонта — горизонтальная линия, которая не только представляет собой горизонт, но и уровень глаз зрителя. Независимо от того, где он размещен на странице, все, что выше HL находится выше уровня глаз зрителя, а все, что ниже HL, находится ниже уровня глаз зрителя.

Точка схода в перспективе

Правило большого пальца в одноточечной перспективе состоит в том, что прямые линии обычно вертикальны, горизонтальны или поступают к точке схода.  Точка схода — это точка на линии горизонта, где сходятся линии, параллельные прямой видимости зрителя. Другими словами, любой набор векторов, которые движутся по направлению со зрителем, будут сходится в точке схода. Эти сходящиеся линии называют ортогональными векторами.

Ортогональные векторы

Эти диагональные линии, которые часто являются мнимыми или просто временными, соединяют точку схода с другими точками вашего чертежа, и они заставляют вас находится на уровне земли при создании перспективного чертежа.  Кажется, вы ничего не поняли? Не волнуйтесь, в дальнейшем мы все разберем.

Построение перспективы интерьера

Шаг 1 — нарисуйте линию горизонта

Сначала нарисуйте линию горизонта, поближе к середине листа. Пока не определяйте точку схода. Теперь нарисуйте заднюю стенку вашей комнаты, используя только горизонтальные и вертикальные линии. Она может быть квадратной или прямоугольной, но старайтесь нарисовать ее маленькой, так как боковые стены и потолок будут на порядок больше. Убедитесь, что по крайней мере часть стены перекрывается линией горизонта. Добавьте любые элементы, которые захотите — дверь и окно хорошо будут смотреться.

Шаг 2 — точка схода и ортогональные векторы

Теперь самая интересная часть. Вы можете добавить свою точку схода в любом месте комнаты вдоль линии горизонта. Точка схода представляет собой точку, в которую смотрит зритель. Из точки схода отведите ортогональные линии, убедившись, что они проходят через углы стены нашей комнаты. Не беспокойтесь, что это не идеально выглядит — это произойдет только в том случае, когда ваша задняя стена была идеального размера, а точка схода находилась прямо в центре.

Шаг 3 — стена и перспектива

В любой точке ортогональных линий начните рисовать новый прямоугольник. Используйте только вертикальные и горизонтальные линии, которые пересекаются в каждом ортогональном векторе. Вы нарисовали комнату в одноточечной перспективе! На этом этапе вы можете стереть линию горизонта в своей комнате, но не пока оставьте точку схода.

Шаг 4 — мебель в перспективе

Конечно, комната нуждается в мебели, и вы можете использовать те же принципы, как и со стеной. На этот раз работайте с фронта назад к точке схода. Сначала нарисуйте переднюю поверхность мебели, затем отведите ортогональные линии от точек на мебели в точку схода.

Шаг 5 — объем и перспектива

Нарисуйте объем стулу, выбирая точку вдоль ортогональной линии. Ввыбирайте точку поближе к торцу стула, чтобы он не казался вытянутым. Прокладывайте себе путь по всем ортогональным линиям, следя за тем, чтобы каждая линия была идеально параллельна соответствующей линии на передней плоскости стула. Теперь вы получили заднюю плоскость стула. Теперь добавьте соединяющие линии. Вы также можете использовать этот метод для определения глубины каждой ножки стула и других элементов

Шаг 6 — окна в перспективе

Проделайте тоже самое для остальных атрибутов комнаты, таких как окна, столы, тумбочки. С окнами все просто — нарисуйте набор вертикальных линий, соединенных ортогональными линиями, чтобы получить прямоугольник в одноточечной перспективе на стене. Когда вы закончите, сотрите ортогональные линии и точку схода. Идеальная комната в одноточечной перспективе! Как и в любом случае, рисование в одноточечной перспективе становится проще с практикой.

wearts.ru

Лекция арх 2-7

Лекция 7

ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕРЬЕРА

Для построения перспективы задают план помещения и развертки стен (смотри задание на стр. 39 в рабочей тетради). На плане задают положение картинной плоскости и точку зрения (разумеется, одну из стен помещения при этом условно “убирают”).

Если картинная плоскость выбрана параллельно фронтальной стене, то получаем фронтальную перспективу интерьера. Для симметричных интерьеров точку зрения обычно смещают влево или вправо от оси симметрии, оставляя главную точку в пределах средней трети картины (рис. 14.1).

Если картинная плоскость расположена под некоторым углом к основным стенам, то получаем угловую перспективу.

Обычно фронтальную перспективу выбирают, если надо показать интерьер всего помещения в целом, а угловую – для демонстрации какой-либо части интерьера.

При построении фронтальной перспективы существенное значение имеет выбор дистанционного расстояния. Выбрав малую дистанцию с широким углом зрения (точка зрения S1 на рис. 14.1), получаем в перспективе неестественно “глубокое” помещение (рис. 14.1, а). Если дистанция очень велика (точка зрения S3), то боковые стены комнаты оказываются плохо “раскрыты”, а перспектива в целом утрачивает объемность (рис. 14.1, в). Следует выбирать некоторую среднюю дистанцию, при которой достигается наиболее естественное впечатление от перспективы (рис.14.1, б, точка зрения S2).

Построение перспективы интерьера способом архитекторов выполняется по обычному алгоритму: на ортогональном чертеже задаем картинную плоскость, точку зрения и высоту линии горизонта.

Затем с помощью особых прямых (радиальных прямых и прямых, перпендикулярных к картине) переносим характерные точки плана помещения на картину и получаем перспективу плана. Как обычно, широко используем способы деления отрезков в перспективе на равные или пропорциональные части.

Фронтальная перспектива чертится с одной точкой схода (в качестве которой выступает главная точка картины). Угловая перспектива может вовсе не иметь доступных точек схода.

Рассмотрим построение перспективы интерьера ателье. Исходные данные – план и развертка стен (рис. 14.2). На правой стене – застекленный карман. Левая стена, вдоль которой стоят “диваны”, застеклена почти на всю высоту. На передней стене – зеркало.

Намечаем точку зрения S, картинную плоскость и линию горизонта h. Отмечаем характерные точки плана и радиальными прямыми переносим их на основание картины (точки 1…6 на рис. 14.2). Для построения остальных элементов плана (карманы, диваны, оконные рамы и пр.) можно использовать план, но рекомендуется достраивать эти элементы непосредственно на картинной плоскости, пользуясь приемами деления отрезков в перспективе.

Рис. 14.2

На картине (рис. 14.3) не показаны все многочисленные вспомогательные построения. Они носят однотипный характер: либо это удвоение отрезка способом диагоналей прямоугольника (используется при построении отражений), либо способ выноса на картину, позволяющий делить отрезки в заданном отношении.

В качестве примера на рис. 14.3 показано, как построено отражение точки A (способ диагоналей) и разметка “диванов”. Углы диванов “вынесены” из произвольной точки F на прямую 1…5, параллельную основанию картины. Разумеется, точка F выбирается на линии горизонта. Разметку делают так, что отрезок 1-2 равен отрезку 3-4, а зазоры между диванами 2-3 и 4-5 равны между собой.

В зеркальном отражении видна передняя, условно снятая стена помещения. В задании (см. план на рис. 14.2) глубина ателье не указана, поэтому отражение передней стены начерчено произвольно.

Кадрировать начерченную перспективу можно в любой удобный формат. Надо следить лишь за тем, чтобы при обрезке не утратить существенные элементы перспективы интерьера.

Еще один учебный пример – перспектива интерьера промышленного помещения (рис. 14.4). Первый этаж разбит на боксы одинаковой ширины, второй этаж занимает система строительных балок технического назначения.

Боковые стены помещения на плане не обозначены, поэтому будем чертить перспективу не всего цеха, а только его части. Точка зрения и положение картинной плоскости указаны на плане, линия горизонта – на фасаде.

На плане обозначена фасадная стена. Вертикальные балки упираются в потолок, а горизонтальные связи и перекрытие первого этажа начинаются на фасадной стене.

При построении перспективы снимаем с плана лишь несколько характерных точек. Точки 1,3 и4 полностью определяют положение и ширину стен боксов. Радиальная прямая, идущая в точку2, определяет “заглубление” фасадной стены. Точки3,5 и6 фиксируют толщину стены и размер боксов. Этих точек вполне достаточно для построения плана в перспективе.

Все членения, расстановку балок, копирование боксов выполняем непосредственно в перспективе, пользуясь известными способами удвоения отрезков и делением отрезков в заданном пропорциональном отношении.

Построенная перспектива показана на рис. 14.5. Вспомогательные построения не показаны. Дана главная точка и начерчено несколько проверочных линий, связывающих пол и потолок. Ширина цеха не задана, поэтому линия потолочного плинтуса ничем не ограничена ни слева, ни справа.

Еще одна проверка – боксы размещены строго напротив друг друга (как это проверить на построенной перспективе?).

studfiles.net

Пример перспективы интерьера

Рассмотрим пример построения перспективы комнаты. Построить центральную фронтальную перспективу комнаты площадью 20 м2. Дверь имеет ширину 1 м, высоту 2,2 м и расположена на фронтальной стене на расстоянии 1 м от левой стены. Окно имеет ширину 2 м,

высоту 1,75 м и расположено на левой стене на расстоянии 2 м от фронтальной стены на высоте 0,7 м от пола. На картине задана линия горизонта на высоте 1,5 м (рис. 14).

Перспективу интерьера строят с помощью перспективных масштабов. Построение перспективы интерьера начнем с определения линейного масштаба. Отрезок, определяющий высоту линии горизонта, разделим на три равные части. Под основанием картины начертим линейный масштаб. Построим перспективу пола комнаты. Определив линейный масштаб, наметим на основании картины 4 м, обозначив каждое деление цифрами 10, 20, 30, 40. Через полученные точки /?0, 20,, 30, 40 проведем прямые в точку Р, т. е. проведем прямые, перпендикулярные к основанию картины. Поскольку на картине задана дробная

дистанционная точка d/4, то размеры, откладываемые на основании картины, будем уменьшать в четыре раза.

По масштабу глубин определим глубину комнаты 5 м. На основании картины отложим 1 м от левого угла картины и разделим этот отрезок на четыре равные части. Точки деления отрезка обозначим римскими цифрами. Таким образом, каждое деление в этом отрезке будет равно 1 м. Отложив на основании картины 5 м, точку V соединим прямой с точкой d/4. Прямая Vd/4 пересечет левую стену комнатыРис. 14

в точке 6. Через точку 6 проведем вправо горизонтальную прямую до пересечения с прямой 4—Р в точке 7. Построив перспективу пола комнаты, проведем через точки б и 7 вертикальные прямые. С по- мощью масштаба высот определим высоту потолка, т. е. 2,8 м. Начертим фронтальную стену комнаты.

Для удобства дальнейшего построения перспективы окна и двери весь пол комнаты разобьем на квадратные метры. По сетке квадратов на полу определим место для двери и окна. Дверь изобразим открытой внутрь комнаты. Для построения перспективы двери надо построить перспективу квадрата, в который вписать окружность.

Радиус окружности будет равен 1 м. Для построения перспективы окружности от точки V на основании картины отложим вправо еще одно деление, равное 1 м, и по масштабу глубин построим перспективу квадрата со стороной 2 м. Дверь будет находиться в центре квадрата. В квадрат впишем окружность по восьми точкам, как показано на рисунке.

Дверь может поворачиваться максимум на 90°. На одной части четверти эллипса в произвольном месте возьмем точку 8 и проведем через нее прямую до пересечения с линией горизонта в точке Г. Через точку 8 проведем вверх вертикальную прямую. Точку Р соединим прямой с гонкой 9. Прямую Р—9 продолжим до пересечения с вертикальной прямой в точке 10. В данном примере для наглядности была построена перспектива всей окружности (эллипса), вписанной в квадрат. Практически можно строить четверть эллипса, на котором выбрать положение точки 8.

Построим перспективу окна. Для этого на высоте 0,75 м от основания картины возьмем точку VI и проведем через нее прямую в точку Р. Затем от намеченной точки VI отложим вверх отрезок, равный 1,75 м, т. е. высоту окна. Полученную точку VII соединим с точкой Р, поскольку окно расположено в стене, направленной перпендикулярно к картине.

По перспективной сетке квадратов определим ширину окна 2 м и построим перспективу окна. Ширину стены можно взять произвольной. В правой половине комнаты начертим паркет из плиток прямоугольной формы.

Чтобы не закрывать паркетом линии построения перспективы окна и двери, на рисунке изображена лишь половина комнаты с паркетным полом. Каждый метр на основании картины разделен на восемь равных частей. Таким образом, в 1 м помещается 16 плиток прямоугольной формы. Паркет построен с помощью перспективных масштабов широт и глубин.

На рисунке 15 представлена фотография современного интерьера. Если принять размер плитки паркетного пола за 25 см, то, исходя из этих данных, можно установить линейный масштаб, по которому определяют размеры каждого предмета, находящегося в комнате.

Например, размер ковра на полу будет равен 2 х 3 м, высота линии горизонта 1,65 м, т. е. высота среднего роста человека. Размер высоты окна равен 2,40 м и т. д. Таким образом, с помощью линейного масштаба и перспективных масштабов можно определить размер каждого предмета, находящегося в интерьере.

art-meridian.com

Угловая перспектива | Рисуем вместе

Опубликовано 24 Июн 2011 в рубрике «Немного теории»

В предыдущих статьях о перспективе мы рассматривали прежде всего фронтальную перспективу, то есть перспективу, при которой параллельные линии сходятся в главной точке зрения Р или параллельны краю картины:

В прямой перспективе используется только 1 точка схода. Однако, стоит развернуть предмет относительно вертикальной оси, для его изображения потребуются уже 2 точки схода:

Вид перспективного построения, где используются 2 точки схода прямых, называется угловой перспективой. Ключевым моментом в перспективном рисунке предметов, расположенных под углом к зрителю, будет нахождение точек схода. Если вы неправильно расположите эти точки, предмет, который вы строите, будет казаться искаженным.

Как же их найти?

Самый простой вариант — когда предметы развернуты под углом 45` по отношению к взгляду художника. Помните, когда мы строили перспективу комнаты, диагонали квадратов сходились в дистанционных точках? Поскольку угол диагоналей именно 45`, можно предположить, что при угловой перспективе и стороны предметов, расположенных под этим углом, будут направлены также в дистанционные точки:

Итак, в этом случае обе точки схода для параллельных линий будут находиться на равном расстоянии от главной точки зрения Р и совпадать с дистанционными.

Если предмет развернут под любым другим углом, точки схода будут находиться на разном расстоянии от Р, причем чем ближе к Р 1-я точка схода, тем дальше от нее 2-я:

Если вы вытянете руки параллельно сторонам куба (здания), вы покажете прямо на точки схода:

 

Самая частая ошибка, которую допускают при построении угловой перспективы, это слишком близко расположенные точки схода параллельных линий:

Проверить себя очень просто: ближайший к вам угол прямоугольного предмета в перспективном рисунке должен выглядеть тупым. Если этот угол 90` или меньше, значит точки схода слишком сблизились друг с другом.

Поскольку расположение точек схода зависит от того, как развернут предмет к художнику, в одном и том же рисунке может быть как центральная, так и угловая перспектива:

В натюрморте для каждой вещи приходится искать собственные точки схода.

Чтобы окончательно разобраться с тем, что такое угловая перспектива, я предлагаю сделать 2 задания:

  • Проанализировать фотографию или картину с точки зрения перспективы. Не на компьютере, а на бумаге — то есть, взять линейку и карандаш и найти линию горизонта и точки схода параллельных линий. Например, так:
  • 800px-Peter_the_Great_Interrogating_the_Tsarevich_Alexei_Petrovich.jpg

    Ге, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

  • Составьте натюрморт из прямоугольных предметов, таких, как книги или коробки. Расположите их под разными углами и попробуйте наметить их положение в перспективе.

А я хочу еще раз напомнить, что в рисовании используется прежде всего наблюдательная перспектива. То есть, вы не строите предметы, а рисуете то, что видите. А поскольку точка схода параллельных линий часто находится далеко за пределами листа, важно уметь видеть прежде всего угол разворота предметов. Если визуально этот угол оценить трудно, можно использовать простой прием: вытянуть руку с карандашом и совместить его с видимой гранью объекта — так легче уловить направление линий.

Видео с разбором типичных ошибок перспективы на основе учебных рисунков смотрите ЗДЕСЬ.

Содержание

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Как я рисую перспективу интерьера

Любой интерьер всегда начинается с эскизов. Мне трудно представить, как можно что-нибудь сделать не нарисовав хотя бы пару каракулей. Дизайн — это прежде всего поиск: стиля, цвета, форм, соотношений, и, перенося свои мысли на бумагу, можно хоть как-то систематизировать поток идей кружащихся в голове. Я очень бережно отношусь к своему времени, оно бежит, даже когда я стою или сижу, а эскизы позволяют в процессе работы не метаться со стороны в сторону, а последовательно превращать задуманное в реальность.

Часть первая. Теория и подготовка.

Чаще всего я пользуюсь фронтальной перспективой — в одном рисунке она позволяет получить информацию о помещении на 75%, так как в поле ее зрения попадает три из четырех стен. Бывают, конечно, исключения, но не так часто. Я не ставлю себе целью детально описать все тонкости и нюансы различных методов — это давно уже сделали весьма почтенные авторы, а расскажу как это делаю я.

Первое что нужно сделать, так это обзавестись планом помещения и развертками — нужно же понимать что, где и на какой высоте находится. Самый простой способ — нарисовать, причем с соблюдением масштаба. Что точно не поменяется, так это габаритные размеры самого помещения, а вот остальные размеры могут варьироваться, для того собственно, и рисуется перспектива, чтобы визуально оценить настолько гармонично все будет смотреться. Поэтому я не загромождаю чертеж сеткой чисел, если какой-то размер нужно уточнить, для этого существует масштаб.

Как я уже говорил, фронтальная перспектива хороша тем, что на одном рисунке можно получить максимум информации, поэтому важно определить с какой точки будем «фотографировать». В данном случае интерьер наиболее выгодно будет смотреться, если стену, на которой висит телевизор и находится входная дверь, заменить экраном «К» (рис.3), на который можно было бы смотреть стоя за ним. Именно такую развертку (рис.2) я выбрал для оценки высот. Разумеется, это не обязательное условие, рисовать можно с любой стороны, лишь бы это соответствовало замыслу.

Эта иллюстрация носит информационный характер, рисовать ее, конечно, можно, чтобы определить расстояние до экрана (картины), но у меня такого большого листа нет, чтобы сделать построения в масштабе, да и план я, как правило, не рисую отдельно. Нужно понимать вот что: чем дальше точка зрения от картины, тем меньше глубина перспективы и меньше искажения, ближе - больше глубина и больше искажений. Я предпочитаю рисовать с углом в 600 — на грани искажений, потому что у меня угольник показывать 530 не умеет и с таким углом наиболее комфортно рисовать, не откладывая по миллиметру между линиями. Более подробно эти моменты можно изучить в книге М.Н. Макаровой «Практическая перспектива», откуда были взяты рис. 4 и 5., либо в любом другом учебнике по перспективе. Осталось сказать, что главную точку «P» не обязательно ставить строго по центру, ее можно смещать влево или вправо, чтобы придать динамики картине, но не выходя за центральную треть картины.

Чтобы удобней было рисовать прямые углы я пользуюсь вот таким планшетом 30х40. Сделать его не сложно в домашних условиях, главное найти ролики с двумя бороздками и прикрепить линейку шнурком или леской. Если перемещать рейсшину получаются параллельные линии, с помощью угольника — вертикальные. На этот планшет крепится лист формата А3, желательно чертежный и выступающие края загибаются слева, справа и крепятся малярным скотчем. Существуют и промышленные варианты, но мне работать с ними не понравилось, с этим комфортнее. Еще понадобятся простые карандаши H и НB, мягкая резинка, несколько угольников, длинная линейка, циркуль и немного терпения.

Чтобы рисунок поместился в формат А4 и полностью его заполнил, необходимо ввести перспективный масштаб. Для этого делается оценка плана помещения по ширине и высоте (рис.1, 2). Соотношение сторон картинной плоскости может быть разное для различных помещений и зачастую не соответствует соотношению сторон листа, поэтому если будет немного выступать, ничего страшного, поле планшета это позволяет.. Представим, что контур листа А4 тоже нарисован в масштабе 1:100, как и план, следовательно его «реальные размеры» — 29700х21000. Все эти манипуляции сделаны для того, чтобы работать с привычными величинами: метр в плане — сантиметр на линейке, метр в плане — перспективный масштаб = 7 — 7 см. в перспективе , ну и так далее.

В данном случае (рис.1, 2) картинная плоскость 4490х3200h. Нетрудно догадаться, что перспективный масштаб (рис.6) я выбрал равным 7. Если брать коэффициент равный 6, то картина полностью без обрезки попадает в рамку листа А4, но остаются поля. Лично мне они не нужны, а на краях появляются деформации на предметах геометрической формы такие, что смотреть больно, опять же чем рисунок больше, тем проще прорисовывать детали. Если коэффициент брать равным 8, то обрезка около метра помещения кажется мне расточительством, разве что задача стоит выделить именно центральную часть. Таким образом, этот интерьер будет с перспективным масштабом равным 7-ми.

Картинная плоскость, которая рисуется в первую очередь, размещается на планшете произвольно: по горизонтали ширина экрана «К» (рис.3), умноженная на коэффициент перспективного масштаба = 7, по вертикали высота экрана «К», она же высота помещения в перспективном масштабе (рис.7). Линия горизонта «ЛГ» обычно располагается на уровне глаз. У каждого этот уровень разный в зависимости от роста, в среднем от 1500 до 1700, на перспективе в масштабе. Чтобы показать больше пола, нужно залезть на табуретку — линия горизонта будет выше, красивый потолок: на табуретку нужно сесть — линия горизонта, соответственно, понизится. Линия зрения «ЛЗ» проходит по центру, а на пересечении этих линий образовалась точка схода «ТС». В интерьере эта точка виртуальная, в ней стремятся сойтись ребра, образованные стенами, полом и потолком — плинтуса и карнизы, проще говоря. А вот если бы помещение в глубину было метров 600-800, то именно так, в виде точки, воспринималась бы задняя стена.

Теперь самое время определить, с какого же расстояния необходимо смотреть на экран, чтобы угол зрения составлял 600, иными словами, нарисовать треугольник ГВS, где угол S = 600. Это нужно для того, чтобы выставить диагональные точки, которые будут помощниками при построении глубин помещения. Еще одного планшета у меня нет, только ради одного действия, поэтому никакой разницы нет, как этот треугольник нарисовать: снизу или поверх чертежа. Я продлеваю линию зрения «Л.З.» вверх и вниз насколько позволяет поле планшета, ребро АГ продлеваю вверх на тех же условиях. Из точки S откладываю угол 300 — половину необходимого, при помощи угольника и продлеваю линию до пересечения с увеличенным ребром АГ. Из точки пересечения А' рисую горизонтальную прямую до пересечения с лучом зрения, в которой образовалась точка Р. Длинна катета PS и есть искомая величина. Можно нарисовать и симметричную часть треугольника А'PS, но кроме радости, что точка пересечения будет находится как раз над точкой Б, ничего полезного почерпнуть будет невозможно, зачем понапрасну загрязнять чертеж. (Если очень сильно не повезло, перспективный масштаб выбран неправильно или ширина экрана намного больше высоты, зрительное расстояние можно измерить на плане, умножив его на перспективный масштаб). А мне осталось запомнить цифру 27720, которая в реальности означает, что стоять мне на расстоянии от экрана почти на 4 метра.

Зная зрительное расстояние PS можно сместить, если есть такое желание, линию зрения. У меня оно появилось, и я сместился на пол метра влево от точки схода, а на равном расстоянии от нее расположил половинные диагональные точки Д/2, расстояние между которыми равняется зрительному расстоянию (рис.12). Зачем они нужны, почему половинные и с чего вдруг расстояние между ними равно зрительному расстоянию?

Как следует из рис.10 зрительное расстояние PS равно расстоянию до диагональной точки Д от точки P, значит в треугольнике PДS стороны PS и PД равны между собой. Это свойство и используется при построении методом диагональной точки (рис.11). Дробные точки Д/2 ставятся исключительно для удобства, так диагональные точки Д выходят за пределы планшета. Можно так же использовать дробные точки Д/3, Д/4, соответственно уменьшая значения Д.

Часть вторая. Построение стен.

Повторю рисунок с планом, который лежит всегда под рукой (под линейкой с калькулятором), чтоб не ерзать прокруткой вверх вниз через весь документ. Углы я обозначил буквами, чтобы иметь возможность указывать с какой стеной я работаю.

Чтобы получить боковые стены, в данном случае стены «аб» и «кл» , из точки схода Т.С. к углам картинной плоскости необходимо провести прямые (рис.13) и длинный коридор с задней стенкой в виде точки получен, теперь его необходимо приблизить на глубину, соответствующую глубине стены «аб». В этом-то и помогут диагональные точки. Линии 3-1 и 2-1, которые были показаны на рис.11, в перспективе выглядят вот так, потому что параллельные линии рано или поздно сойдутся в одной точке. Вот линия 3-1 и стремится к точке Д, а все линии параллельные линии 2-1, соответственно будут сходится в точке Д/2.

Длина стены «аб» составляет 3120. Умножаю это значение на коэффициент перспективного масштаба = 7, и, поскольку имеем дело с дробной точкой, делю на 2. Полученное значение отмечаю на основании картины и соединяю с точкой Д/2. Пересечение этого отрезка с прямой «0-ТС» и будет необходимой глубиной. Осталось провести вертикальные и горизонтальные линии до пересечения с ребрами стен и точка превратилась в заднюю стену.

Лишние линии можно стереть, чтоб не мешали восприятию. Стенка «бв» плану — 2330. Умножаю на перспективный масштаб, отмечаю на основании картины ее размер и веду в точку схода. Делить на пополам не нужно, так как это не глубина, а параллельная основанию картины стена. На пересечении вертикальной линией ограничиваю ширину.

Стена «кл» меньше стены «аб», следовательно ее нужно уменьшить. 1740 х 7 = 12180. Поскольку это глубина, то делим на 2, получается 6090. Отмечаю от угла стены и веду к диагональной точке. На пересечении отсекаю лишнюю стену вертикальной линией.

Можно сделать вывод, что на 2 делятся только те размеры, которые ведут к дробным диагональным точкам и соответствуют они линиям, которые расположены перпендикулярно картинной плоскости. Все, что расположено параллельно КП на 2 не делится и вспомогательные линии нужно проводить к точке схода.

Чтобы построить стену «вг» нужно от точки на картинной плоскости, соответствующей углу «б», отложить размер стены. Все, что в глубину делится на 2. Все построения делаются очень легким надавливанием карандаша.

Чтобы построить эркер в виде окружности, нужно найти точку «д», которая являясь самой дальней точкой в помещении, удалена от точки «г» на длину радиуса R1680. Проекцию точки «д» сверху можно найти на пересечении линий, образующих виртуальную заднюю стену, которая находилась бы на одной прямой с точкой «д».

Чтобы можно было нарисовать окружность осталось найти последнюю точку. Она лежит на одной прямой с точкой «г» и центром окружности — провожу прямую параллельную основанию картины. Пересечение с вспомогательной линией, которая ведет в точку схода и на которой лежит точка «д» есть центр радиуса, провожу циркулем окружность и точка «е» нашлась, хоть и прячется за стенкой. Теперь можно найти ее проекцию на потолке путем «возведения» виртуальной стены.

Осталось нарисовать эллипсы и задняя стенка приобрела свой нормальный вид. Для точного построения окружностей в перспективе, конечно, трех точек недостаточно, по ним можно нарисовать только «на глазок». Если окна будут плотно закрыты шторами или не планируется прорисовывать прозрачность занавесок, можно не тратить время на их построение. В противном случае без них не обойтись.

Шаблон для творчества готов. Я навел видимые грани толстыми линиями, чтобы показать что получилось. Но, это ведь еще не вся работа — предстоит еще нарисовать мебель, предметы декора и т. д., поэтому нужно оставлять рисунок в тонких линиях настолько это будет возможно и обводку сделать в самом конце. Так работа будет выглядеть аккуратно даже с вспомогательными линиями. Кадрирование под формат А4 можно сделать сейчас, а можно после того, как будет нарисована последняя деталь.

Алексей Шаламов, архитектор-дизайнер

comfostyle.com.ua

Фронтальная перспектива

Задание

Построить фронтальную перспективу помещения по индивидуальному заданию методом масштабов. Номер задания соответствует порядковому номеру по списку журнала группы. Индивидуальные задания для расстановки предметов интерьера в таблице № 4

Таблица4

№варианта

Кровать

Тумба

Стол

Стул

Шкаф

1

+

+

+

2

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

+

5

+

+

+

6

+

+

+

7

+

+

+

8

+

+

+

9

+

+

+

10

+

+

+

11

+

+

+

12

+

+

+

13

+

+

+

14

+

+

+

15

+

+

+

16

+

+

+

17

+

+

+

18

19

+

+

+

20

+

+

+

21

+

+

+

22

+

+

+

23

+

+

+

24

+

+

+

25

+

+

+

Указания по выполнению Листа 2

Фронтальная перспектива отличается простотой построения и широко используется при построении интерьеров.

При построении композиции интерьера главную точку картины Р можно расположить на линии горизонта различно. Если точка Р располагается в самом центре картины, то изображение называется центральной фронтальной перспективой. Если точка Р смещается вправо или влево по линии горизонта, то изображение называется боковой фронтальной перспективой. При точке Р, сдвинутой влево, правая стена комнаты будет больше, чем левая (рис.92), и наоборот, если точка Р сдвигается вправо, то левая стена будет больше правой

Следовательно, в зависимости от характера композиции картины художник перемещает главную точку Р по своему усмотрению.

Рис. 92.

Построим центральную фронтальную перспективу комнаты по заданным ее размерам.

Все размеры комнаты, предметов обстановки и их взаимное размещение зададим на предварительном эскизе: план комнаты и фронтальный разрез (рис. 93), либо план комнаты и развертка стен с указанием основных размеров.

Рис. 93.

Как видно из плана и разреза, площадь комнаты 4 × 4 = 16 м2. Высота потолка – 3 м. Дверь находится на фронтальной стене на расстоянии 1 м от левой стены. Ширина двери – 1 м, высота – 2 м. Окно расположено на правой стене и удалено от фронтальной стены на 1 м. Высота окна – 1,8 м, ширина – 2 м. Расстояние от пола до окна – 0,75 м, ширина подоконника – 0,3 м. Определим исходные данные для построения перспективы интерьера: размеры картины, условный масштаб, положение линии горизонта и дистанционной точки.

Условный масштаб и размеры рамки картины могут быть различными и зависят от выбора формата листа, на котором будет выполняться интерьер.

Высота линии горизонта выбирается в соответствии с высотой глаз человека среднего роста и обычно берется 1,5, 1,6 или 1,75 м.

Дистанционная точка D в небольших помещениях выбирается на расстоянии, равном диагонали картины.

Проведем горизонтальную прямую и примем ее за основание картины (рис. 94.). Ниже основания картины начертим линейный масштаб, деление которого будет условно равно 1 м.

Построим центральную фронтальную перспективу комнаты по заданным ее размерам.

Рис.94

На основании картины выберем точку Р' и восстановим из нее перпендикуляр, который будет главной линией картины РР'. От точки Р' вправо и влево отложим отрезки, равные 2 м. Таким образом получим ширину помещения, равную 4 м. Из крайних точек 0 и 4 восставим перпендикуляры и отложим на них отрезки длиной по 3 м. Крайние верхние точки на вертикальных прямых соединим горизонтальной прямой. Линию горизонта проведем на высоте 1,5 м и на главной линии картины отложим точку Р. Если взять дистанционную точку и разместить ее на линии горизонта на расстоянии РD, равном диагонали картины, то точка D окажется далеко за пределами рамки картины и пользоваться ей будет неудобно. Поэтому возьмем удобную дистанционную точку D/2 и разместим ее на линии горизонта, удалив от точки Р на расстояние, равное ½ диагонали картины. В данном примере выбираем дробную дистанционную точку D1/2 слева от Р и смещаем ее на расстояние ½ диагонали картины влево. При таком выборе дистанционной точки допустимый угол зрения будет в заданных пределах.

Далее вычертим перспективу пола. Для этого из точек 0-4 проведем прямые в точку Р. Таким образом, по масштабу ширины получим дорожки шириной 1 м. С помощью масштаба глубины на прямой ОР отложим расстояние, равное 4 метрам и определим положение фронтальной стены. Высоту фронтальной стены определим по масштабу высоты. Для удобства построения перспективы дверного и оконного проемов и расстановки мебели разобьем пол комнаты на квадратные метры в виде сетки, состоящей из квадратов. Для этого через точки 1 – 4 на боковой стене проведем прямые, параллельные основанию картины.

Дверной проем имеет ширину 1 м и высоту 2 м, поэтому с помощью перспективной сетки нетрудно определить расположение двери. Высоту двери определим с помощью перспективного масштаба высоты. Чтобы построить перспективу полуоткрытой двери, необходимо выполнить перспективу квадрата LQRT, провести в нем диагональ и вписать окружность по восьми точкам. В данном примере дверь открывается из комнаты и может поворачиваться на угол 90°, т. е. на ¼ дуги окружности. На этой дуге окружности возьмем произвольную точку Е, соединим ее прямой с центром окружности, а затем продолжим прямую до линии горизонта в точку F. Из точки F проведем прямую в верхний угол двери – точку Х. Далее из точки Е восставим перпендикуляр до пересечения с прямой FX – точка Z. Точку Е можно брать на ¼ дуги окружности в любом месте, в зависимости от того, на сколько мы желаем открыть из комнаты дверь.

Окно расположим в середине правой стены на расстоянии от пола 75 см. По сетки на полу определим размер ширины окна – 2 м, а затем восставим к полу перпендикуляры и по масштабу высоты построим перспективу окна 2 × 1,8 м. Толщину стены условно возьмем равной 30 см.

Итак, на картине получилась перспектива комнаты площадью 16 м2 с полуоткрытой дверью и окном заданных размеров, без передней фронтальной стены. Зритель как бы стоит в центре основания передней стены, которая на картине не изображена или мыслится как бы прозрачной . (Рис 94.)

Далее на плане надо задать положение и размеры мебели, которые на перспективе строятся аналогично, с использованием масштабной сетки и масштаба высоты.

ЛИСТ 3

studfiles.net

Перспектива комнаты. | Рисуем вместе

Опубликовано 18 Апр 2011 в рубрике «Немного теории»

В статье «Перспектива — основы» мы начали разговор о фронтальной перспективе. Напомню, фронтальная, или центральная перспектива — это такая перспектива, при которой прямые линии сходятся в главной точке картины Р, а перпендикуляры к ним располагаются параллельно краю листа. Хотя это самый простой вид перспективы, нарисовать даже фронтально комнату бывает сложно. И сложности эти связаны с особенностями зрительного восприятия.

фронтальная перспектива комнаты

h-h2 — это линия горизонта, O-O1 — основание картины,  P — главная точка. Давайте еще раз посмотрим, откуда они берутся:

Р — проекция взгляда человека, она лежит на линии горизонта h-h . Также для построения перспективы интерьера нам нужны будут дистанционные точки D. На рисунке можно видеть, что расстояние DP=SP.

Есть один момент, который я в статьях о перспективе до сих пор не упоминала. Это поле зрения. Поле зрения — это часть пространства, которую можно увидеть, не меняя точки зрения. Физиологическое строение глаза таково, что наш взгляд в ширину охватывает большее пространство, чем в высоту, таким образом, поле зрения представляет собой неправильную, вытянутую по горизонтали, окружность.

Поле зрения

Для того, чтобы рисунок был правдоподобным, важно рисовать только то, что попадает в поле зрения, то есть то, что можно увидеть одним взглядом, не поворачивая головы.

Величина ясного поля зрения определяется углом 28 градусов, при котором расстояние SP=2AB.

Угол зрения

В переводе на человеческий язык это означает, что рисующий должен находиться от натуры на расстоянии, приблизительно в 2 раза превышающим высоту этой натуры.

При рисовании отдельных предметов или каких-то зарисовок на открытом воздухе обычно используется угол зрения от 28 до 37 градусов. То есть, не то, чтобы вы специально решаете, что вот такой угол зрения я возьму. А просто рисуете то, что попадает в ваше поле зрения. Но вот в интерьере, когда вы находитесь внутри помещения, увидеть комнату одним взглядом, не поворачивая головы, может быть проблематично. Поэтому, в зарисовках интерьера часто возникают перспективные искажения.

Чтобы избежать кажущихся искажений, при построении перспективы комнаты может использоваться больший угол — до 53 градусов. Посмотрите еще раз на иллюстрацию выше — больший угол означает, что человек смотрит с более близкого расстояния. А как найти это расстояние на картине? Его показывают дистанционные точки (вы еще помните, DP=SP?)

При построении перспективы интерьера, расстояние от главной точки картины до дистанционных точек будет равно примерно 1,5-2 диагонали картины.

DP=2 диагонали картины

Выбор дистанционного расстояния.

К слову, на выставке картины стоит смотреть также на расстоянии, примерно равном 1,5 — 2 диагоналям картины — так она будет находиться в поле лучшего видения.

Но это, так сказать, вводная к перспективе интерьера. Чтобы не перегружать статью, я решила разбить ее на 2 части. В продолжении я рассказываю, как построить простую перспективу комнаты. А понимая, как строится перспектива, вам будет проще рисовать ее «на глаз».

Вернуться на главную страницу

 

 

Еще почитать:

artfound.ru


Смотрите также

ремонт квартиры