Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Выявите специфику интерьера дома Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Приступая к выполнению задания, вспомните, что дом принадлежит к числу самых древних, базовых для человеческого сообщества пространственных структур. Местоположение дома в пространстве изначально определяло представления человека о мире: дом задавал границы между пространством внутренним — своим, понятным, привычным, соответствующим обычаям, и внешним — чуждым обжитому домашнему миру.
В течение многих веков дом в национальной культуре был символом обжитого мироустройства и воплощал собой устойчивость, упорядоченность, семейнородовую близость.
Подчеркните, что в соответствии с правилами классицизма всё действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в доме Фамусова. Согласно ремарке ранней редакции пьесы этот московский особняк ХІХ-го века находился на Тверской улице. Возможно, он располагался напротив Страстного монастыря и принадлежал знакомой поэта М. И. Римской-Корсаковой.
Отметьте, что в пьесе достаточно чётко выделены элементы внутреннего пространства, части (границы) жилого дома. Как и полагается жилищу родовитого москвича-дворянина, дом Фамусова делится на две половины: мужскую и женскую. Комедия начинается с того, что утром хозяин дома переходит на женскую половину и заигрывает с Лизой, а затем вновь отправляется на мужскую территорию. Покажите, что в доме есть «портретная», т. е. особая комната, где собраны парадные портреты предков. Подчеркните, что наличие этого элемента внутреннего пространства должно свидетельствовать о силе и величии дворянского рода Фамусовых, однако эта портретная — небольшая комнатка. Непременным атрибутом дома являются гостиная и спальня. После бала гости спускаются по большой лестнице со второго этажа парадных комнат и попадают в парадные сени. В парадных сенях находятся колонны, за одну из них прячется Чацкий, подслушивая разговоры Молчалина и Лизы, Софьи и Молчалина. Внизу слева, рядом с парадными сенями, расположена комната Молчалина. Хлёстова называет её «чуланчик». Справа — швейцарская, куда Чацкий скрылся от назойливости Репетилова и где он ждёт кареты.
Внутреннее убранство дома свидетельствует о достатке щедрого и хлебосольного московского барина: в гостиной стоят кресла, упоминаются большие часы, стрелки которых переводит Лиза, «фортепьяно», под звуки которого танцуют на балу гости Фамусова.
Завершая ваши наблюдения, сделайте вывод о том, что интерьер становится средством характеристики дворянской жизни, в основе которой — стабильность, защищённость и консерватизм, выразившийся в ориентации на ценности традиционного порядка.
scribble.su
Фамусов. Кадр из фильма. Киностудия Мосфильм. 1953 |
Павел Афанасьевич Фамусов является одним из ярких персонажей пьесы "Горе от ума" Грибоедова.
В этой статье представлена характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума", описание характера и личности героя, а также отзывы критиков о персонаже.П. А. Вяземский о Фамусове:
"...Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками. Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий. Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. <...> Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо. <...> Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же?.." (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”») Н. И. Надеждин о Фамусове: "...Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины... Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать. Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова!.." (Н. И. Надеждин, "Литературная критика", 1972 г.) Е. Цимбаева о Фамусове: "Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. <...> ...Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. ...Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги. <...> Разорение Фамусова пока незаметно. <...> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней... Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник." (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл "Горя от ума"?» (Cемь не школьных сочинений), журнал "Наука и жизнь", №4, 2013) Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии "Горе от ума" Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.www.literaturus.ru
Есть в Харькове на улице Карла Маркса дом под номером 21. Желающие узнать, как выглядел дом Павла Афанасьевича Фамусова с улицы или со двора, могут посмотреть. Это типичный дворянский особняк первой половины XIX века. Парадный фасад с колоннадой, а рядом ворота, опоры которых украшены «степными бабами» за неимением львов или эллинских богов.
Представляю себе, как в эти ворота въезжает коляска молодого человека, как он выпрыгивает, не дожидаясь остановки, как пробегает сначала переднюю, потом залу, потом гостиную — и вот внутренние покои с их уютом, низкими потолками, коридорами, переходами. Здесь святая святых московской дворянской усадьбы: здесь музицируют и интригуют барышни, здесь с крепостными девушками забавляются почтенные отцы семейств, а молодые искатели счастья и чинов «там покровительство находят, где не метят», а то и метят. Появление Чацкого здесь вызывает переполох именно потому, что он может увидеть и понять то, о чем все знают или догадываются. И тогда «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Гостиная — центр интеллектуальной жизни барской Москвы. Тут читают придворный календарь, принимают нужных людей, предлагают своих дочерей в жены, «если наберется душ тысячки две родовых», и отказывают «умникам»:
Другой хоть прытче будь, набитый всяким чванством,Пускай себе разумником слыви,А в семью не включат: на нас не подиви,Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.Четвертое действие происходит уже при выходе из особняка. Все становится на свои места, все понятно всем, кому хочется понять. А Павел Афанасьевич уже окончательно отказывает от дома беспокойному сыну своего умершего друга. Материал с сайта //iEssay.ru
В реальной жизни состоится еще и пятое действие. Оно состоится на улице, точнее, на Сенатской площади. И достойные сыны барских домов расстреляют картечью сынов недостойных, а выживших отправят в Сибирь на каторгу, на Кавказ под пули, на виселицу в Петропавловской крепости (нелепую твердыню, которая ни разу не выполнила того, для чего строилась: не отбросила «врагов иноплеменных»).
...По странной случайности, дом по улице Карла Маркса, 21 в городе Харькове — морг. Но на стене прикреплена табличка, что это памятник архитектуры девятнадцатого века.
На этой странице материал по темам:iessay.ru
1870г.
Еще одним «подвигом» по очистке города от старины отличились наши власти сравнительно недавно — был уничтожен «дом Фамусова», тот самый, в котором жила известная в Москве начала XIX века семья Римских-корсаковых, так живо описанная по семейным документам М.О.Гершензоном в книге «Грибоедовская Москва».Сам дом был весьма старым — еще в 1791 г., когда к нему делались пристройки, писали, что дом «построен в давнем времени». Корсаковы приобрели его, вероятно, в первое десятилетие XIX в. и с тех пор он стал одним из центров московской великосветской жизни и продолжал им быть в продолжение нескольких десятков лет.Множество воспоминаний об обитателях дома оставили нам современники, особенно часто упоминали о хозяйке дома.«Мария Ивановна Римская-Корсакова, писал князь П. А. Вяземский, должна иметь почешое место в преданиях хлебо- . сольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою — санные катанья за городом, импровизированные завтраки... Сама Мария Ивановна была тип Московской барыни в хорошем и лучшем значении этого слова».Урожденная Наумова, она вышпа замуж за камергера Александра Яковлевича Римского-Корсакова, как видно, мало принимавшего участия в делах дома. Вот как характеризовала его одна современница: «прекрасный собой и человек очень богатый, но, сколько я о нем слыхала, не из очень умных».Дом Марии Ивановны был славен детьми — их у нее было восемь человек: пятеро очаровательных дочерей и трое славных сыновей. Старшин — Павел, силач и красавец, был убит под Бородином, но Мария Ивановна долго томилась неизвестностью о его судьбе — ей говорили, что ом в плену».Средний сын — Григорий — тоже был при Бородине, но остался невредим и награжден орденом св. Анны. Он участвовал в битвах при Малоярославце, Смоленске и Лейпцигеи за последнюю получил золотую шлагу за храбрость. В 1826 г. Григорий Корсаков, вероятно, через Вяземского познакомился с Пушкиным, который еще раньше понаслышке знал о семье Корсаковых, ибо в апреле 1823 г. писал Вяземскому из Кишинева: «где Мария Ивановна Корсакова, что живет или жила против какого монастыря (Страстного, что ли), жива ли она, где она...»После своего освобождения из мнкайловской ссыпки и приезда в Москву осенью 1826 г. Пушкин бросился в увлечения света. К этому времени относятся и первые его посещения гостеприимного дома Корсаковых на Страстной площади. Так, 26 октября 1826 г. Мария Ивановна специально дня него устроила званый вечер. Об этом событии вспоминает А. Г. Хомутова, знакомая Пушкина: «По утру получаю записку от Корсаковой — «Приезжайте непременно, нынче вечером у меня будет Пушкин, — Пушкин, возвращенный из ссылки императором Николаем, Пушкин, коего дозволенные стихи приводили нас в восторг, а недозволенные имели в себе такую всеобщую завлекательность. В В часов я в гостиной у Корсаковых; там собралось уже множество гостей. Дамы разоделись и рассчитывали привлечь внимание Пушкина, так что, когда он вошел, все они устремились к нему и окружили его. Каждой хотелось, чтобы он сказал ей хоть бы слово».Конечно, Пушкин не однажды бывал в доме Марии Ивановны Римской-Корсэковой на Страстной площади. «Красавицы-дочери ее, — по свидетельству Вяземского, — и особенно одна из них, воспетая Пушкиным в Онегине, были душою и прелестью этих собраний». Из пяти дочерей Корсаковых две были замужем, а трое — Наталья, Екатерина и Александра — нет. На последнюю и намекал Вяземский: в Александру был влюблен Пушкин и о ней он писал в седьмой главе «Евгения Онегина»:
У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве.Но ярче всех подруг небесныхЛуна в воздушой синеве.Но та, которую не смеюТревожить лирою моею,Как величавая луна,Средь жен и дев блестит одна.С какою гордостью небеснойЗемли касается она!Как негой грудь ее полна!Как томен взор ее чудесный!..
Александра Римская-Корсакова. Рисунок А.С.Пушкина
Мария Ивановна умерла 66 лет, в 1833 г., но в ее доме на Страстной еще долго гремела музыка и танцевали пары.Ее младший сын, Сергей Александрович, живя в этом доме в 1845—1851 гг., «веселил Москву своими многолюдными и блестящими праздниками, и можно сказать, что он был последним московским хлебосолом. Его дом, при его матери, приветливой и радушной, в продолжение стольких пет средоточие веселий столицы, еще раз оживился и в последний раз заблестел новым блеском и снова огласился радостными звуками: опять осветились роскошные и обширные залы и гостиные, наполнились многолюдною толпою посетителей, спешивших на призыв гостеприимных хозяев, живших в удовольствие других и веселившихся весельем каждого».
Д.Кардовский Сцена из спектакля "Горе от ума"
С. А. Римский-Корсаков был женат на Софье Алексеевне Грибоедовой, двоюродной сестре знаменитого драматурга, послужившего ему прототипом Софьи Фамусовой в «Горе от ума». Недаром в Москве дом на Страстной площади звали «домом Фамусова», а его парадная лестница была воспроизведена в спектакле по пьесе Грибоедова в Малом театре.
Сцена из спектакля Малого театра "Горе от ума" А.С.Грибоедов
В более позднее время дом перешел из частных рук в казну: там находилось Строгановское училище, а после его перевода на Рождественку в доме поместилась 7-я московская мужская гимназия. После революции сюда вселились некоторые кафедры и часть общежитии так называемого Коммунистического университета Востока, готовившего кадры для подрывной работы в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.
В 1927 г. рядом с «домом Фамусова» выстроили здание редакции газеты «Известия» в сухих, геометризованных формах модного тогда конструктивизма. Со временем, как это обычно бывает со всеми московскими конторами, помещений для редакции стало не хватать. Подняли вопрос о строительстве еще одного здания и, конечно, не где-нибудь, а именно на месте дома Римской-Корсаковой.
Фото из путеводителя Ю.Александрова
Естественно, варварское по существу намерение снести это здание вызвало многочисленные протесты. Вот, что писал Ираклий Андроников в марте 1967 г.: «Речь идет о площади Пушкина, на которой возвышается памятник Пушкину!.. На которой сохранился дом, где Пушкин бывал... И на котором, по нашему мнению, следует укрепить мемориальную доску... И как было бы хорошо для истории сохранить особняк на Пушкинской площади! Как хорошо — для культуры! И как важно для современности! Если снесут этот дом, пушкинский памятник останется на площади одиноким — уже ничто не будет связывать его с эпохою Пушкина... Нет, не надо разрушать связь времен! Надо сохранить это здание — красивое по архитерктруре и столь важное по своему историческому, литературному и бытовому значению».
В.Ахломов фото 1960-х
Но все письма и возмущенные протесты не возымели никакого действия — что для современных вандалов «эпоха Пушкина», «история», «культура»? Дом был снесен.
На его месте в 1975 году выстроили архитектурный «шедевр» - новое здание редакции «Известий» - белым слепым пятном уродующее эту многострадальную московскую площадь...
tver-bul.livejournal.com
И его разрушители
20.06.2012 в 17:48, просмотров: 10533Посмотрите на фотоснимок Страстной площади из альбома «Moskau» Алексея А.Сидорова, изданного в Берлине в 1928 году. Так она выглядела до начала «социалистической реконструкции» Москвы. В нижнем левом углу — три окна дома с аптекой. Памятник Пушкину стоит на Тверском бульваре, где его открыли.
Вид Страстной площади (ныне Пушкинской). 1927 г.
В правом углу купол и редкостная шатровая звонница церкви Дмитрия Солунского. За храмом виден на углу Страстного бульвара и Тверской дом, бывший Дом актера, где сейчас галерея «Актер», тогда не надстроенный. В верхнем левом углу стоят рядом трехэтажный дом с кинотеатром и такой же высоты «Дом Фамусова». В нем полвека жила многодетная семья Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, описанная Михаилом Гершензоном в классической книжке «Грибоедовская Москва». После революции «Дом Фамусова» передали Коммунистическому университету трудящихся Востока имени И.В.Сталина. Иосиф Виссарионович выступал здесь и поставил одни задачи перед студентами советских азиатских республик и другие — перед студентами капиталистических стран Азии. Студентами здесь были ставшие вождями компартий Дэн Сяопин, Лю Шаоци, Хо Ши Мин, и, судя по всему, эти задачи они с блеском выполнили.
На месте средневековых палат и надвратной церкви Страстного монастыря в середине XIX века по проекту Михаила Быковского построили двухэтажный корпус с четырьмя угловыми башенками и надвратной колокольней с часами. Казалось, это ратуша, подобная тем, что есть в городах Европы. Для церкви Алексия в башне образа исполнил обучавшийся в молодости иконописи художник Василий Пукирев, тот, кто в тридцать лет прославился картиной «Неравный брак», пред которой до сих пор сопереживают посетители Третьяковской галереи.
На заднем плане снимка видны сказочная церковь в Путинках, бывший Купеческий клуб, известный нам как театр «Ленком», доходные дома. У ворот монастыря и по бульварам курсируют трамваи, в центре площади — трамвайная станция. Почти вся картина в утраченном трехэтажном масштабе XIX века, но разве скажешь, что это некрасиво? Первый удар по ансамблю Страстной площади нанесли в 1927 году, приурочив к 10-й годовщине революции. Тогда рядом с «Домом Фамусова» выросло серое шестиэтажное здание с надписью над круглыми окнами «Известия ЦИК СССР и ВЦИК». Историки архитектуры относят его к образцам «зрелого конструктивизма, трактованного как стиль. Основу членения фасада составляет архитектурно подчеркнутый каркас. Его дополняет остекленная вертикаль лестничной клетки».
Все так. Но шедевр конструктивизма выглядит инородным телом рядом с соседним особняком под номером 7, церковью в Путинках и всей старой застройкой Москвы. Такова судьба в нашем городе большинства зданий авангардного стиля, будь то «Дом-коммуна», торчащий колом среди особняков Гоголевского бульвара, или творение Корбюзье, «Дом Центросоюза» на Мясницкой, вклинившийся между усадьбами XVIII–XIX веков. Автор изданной в 1935 году «Планировки жилого квартала Москвы XVII, XVIII, XIX вв.» и других научных исследований Петр Исаакович Гольденберг на склоне лет заметил в 1969–1970 годах мои заметки в газете на дорогую ему тему. Он радовал меня хранимыми с тех пор письмами-рецензиями, выказывая мысли, которые не мог себе позволить публично. Ему претило, что произошло в годы «социалистической реконструкции». По его словам, ансамбли Тверской, Страстной, Триумфальной площадей «были решены в контексте (монастырь, церкви, дворцы) с рядовой застройкой, и это придавало Тверской улице — ЦЕЛЬНОСТЬ». Но монастырь и все церкви — уничтожили...
Да, «цельность», восхищающая на улицах городов Европы, у нас в Москве варварски разрушена. И до сих пор не воссоздана не только на площадях Тверской улицы — Пушкинской, Триумфальной, Белорусского вокзала, но и на порушенных площадях Садового кольца, Арбатских и Мясницких ворот. Упадок Страстной площади начался с унижения Страстного монастыря. Над ним всласть поиздевалась советская власть, закрыв обитель в марте 1919 года. Потесненные монахини еще несколько лет жили в кельях. Ободренные решением «отцов города», ночью, выйдя навеселе из соседнего питейного заведения «Стойло Пегаса» с ведрами краски и малярными кистями, компания собутыльников во главе с Сергеем Есениным покрыла стены монастыря гнусными надписями, обманула простодушного милиционера, сказав ему, что расписывает стены революционными лозунгами.
«Дом Фамусова».
Анатолий Мариенгоф призывал:
Граждане, душ
Меняйте исподнее!
Магдалина, я тоже сегодня приду
К тебе в чистых подштанниках.
Хлеще всех выразился глава имажинистов:
Вот они, толстые ляжки
Этой похабной стены.
Здесь по ночам монашки
Снимали с Христа штаны.
В соборе открыли антирелигиозный музей. Стены расписали лозунгами и покрыли плакатами. На кострах у монастыря жгли иконы, церковные книги и утварь разрушаемых храмов Москвы. Московский совет давно намеревался снести стены и кельи Страстного монастыря, якобы для расширения проезжей части Тверской, хотя такой надобности не было. Это хорошо видно на фотографии. Идею-фикс удалось реализовать в зловещем 1937 году. Музей в соборе закрыли. Пять месяцев разрушали все подряд, и накануне 20-й годовщины Октябрьской революции на месте монастыря образовалось пустое место.
Когда в 1937 году в государственном масштабе в СССР отмечалось столетие со дня гибели поэта, авторы путеводителя «Пушкинская Москва» побывали в бывшем доме Римской-Корсаковой. В нем и после смерти Марьи Ивановны ее младший сын Сергей устраивал приемы на сотни персон, маскарады и балы. Сергея Римского-Корсакова считают прообразом полковника Скалозуба.
«Общий вид этого дома относительно сохранился до наших дней, — цитирую путеводитель „Пушкинская Москва“, — но в фасаде его сделаны некоторые изменения. Нет находившихся над входными дверями углублений с двумя вазами в каждом, не сохранился также и герб, существовавший на фронтоне дома... Комнаты в доме давно переделаны, и от пушкинского времени, может быть, сохранилась лишь огромная входная лестница с позолоченными балясинками своих маршей». Та лестница воспроизводилась в Малом театре в последнем явлении «Горя от ума», что и дало повод в обиходе называть ампирный особняк «Домом Фамусова».
Михаил Гершензон. Портрет Леонида Пастернака.
Петр Гольденберг считал надстроенный и обезображенный дом Римской-Корсаковой тем не менее «одним из самых значительных архитектурных памятников Москвы начала XIX века». В 1791 году, когда делались к нему прибавления, считалось, что «дом построен в давнем времени».
Рассказываю обо всем этом и думаю, какой бы замечательный музей Пушкина мог бы быть рядом с памятником Пушкину: именно в этом доме, а не в усадьбе на Пречистенке, где Александр Сергеевич никогда не бывал.
Дом Римской-Корсаковой на Пушкинской площади, 3, перед сносом защищали уважаемые люди: «Речь идет о площади Пушкина, — в отчаянии писал Ираклий Андроников, завораживавший народ „устными рассказами“ по телевидению, — на которой возвышается памятник Пушкину!.. На которой сохранился дом, где Пушкин бывал... И на котором, по нашему мнению, следует укрепить мемориальную доску... И как было бы хорошо для истории сохранить особняк на Пушкинской площади! Как хорошо — для культуры! И как важно для современности! Если снесут этот дом, пушкинский памятник останется на площади одиноким — уже ничего не будет связывать его с эпохой Пушкина... Нет, не надо разрушать связь времен! Надо сохранить это здание — красивое по архитектуре и столь важное по своему историческому, литературному и бытовому значению».
Владимир Солоухин, защитник старой Москвы, отпетый в храме Христа, писал: «Дом морально связан с именами Пушкина и Грибоедова. Именно его имел в виду Грибоедов, когда писал „Горе от ума“, потому дом и называется теперь „Домом Фамусова“. Естественно, что такой памятник надо хранить».
Разрушили связь времен. Не сохранили, потому на месте двух старинных домов XVIII–XIX веков хотели во что бы то ни стало воздвигнуть рядом с «Известиями» 1927 года новое здание редакции. Председатель исполкома Промыслов, рвавшийся «подломать», как он выражался, «Дом Фамусова», я слышал своими ушами, в ЦДЖ убеждал журналистов, что лестницу он ремонтировал, в ней ничего от прошлого нет.
За угловой дом с кинотеатром никто не заступился. Его без дискуссий сломали. Но дом Римской-Корсаковой сходу не решались разрушить. «Долгим спорам — быть или не быть новым „Известиям“ — волею судьбы довелось положить конец вашему покорному слуге», — признался в 1994 году в журнале «Моя Москва» бывший журналист «Известий» Валерий Каджая. Как это ему удалось?
В 1967 году выпускнику Тбилисского университета редактор, который устроил его в «Известиях» в должности «стажер-собкор в Тбилиси с местом жительства в Москве», дал статьи Андроникова и Солоухина с заданием их опровергнуть. Своему начальнику Валерий, по его словам, «был обязан всем». И он, гордый поручением, взялся его выполнить, не зная и не чувствуя Москвы. Каджая считал дома на Страстной площади «курятниками», которые каким-то чудом уцелели со времен «Очакова и покоренья Крыма».
Каджая узнал, что крупнейшим «грибоедоведом» считался здравствовавший литературовед Николай Пиксанов. В статье, датированной 1918 годом, он назвал приговоренный к сносу памятник «Домом Фамусова». Ему при встрече с журналистом было 89 лет, он почти не видел, плохо слышал, лежал в больнице. Чем он мог дополнить свою публикацию полувековой давности? Ничем. Пиксанов посоветовал Каджая прочесть изданную в 1914 году книгу «Грибоедовская Москва» Михаила Гершензона. Подобно Пиксанову, он десятилетиями исследовал жизнь и творчество автора «Горя от ума». Гершензона Каджая назвал «известным дореволюционным литератором», не зная, что это не только литератор, но историк, слывший «летописцем московской интеллигенции». Инициатор и автор предисловия в сборнике «Вехи». Ему дарили потомки великих москвичей письма и архивы, которые он исследовал и издавал.
«Прочитав „Грибоедовскую Москву“, — пишет Каджая, — к радости своей обнаружил, что ни в одной строчке не было сказано, что это — „Дом Фамусова“. Там лишь речь шла о том, что в том кругу, к которому принадлежала семья Римских-Корсаковых, Грибоедов, наезжая в Москву, наблюдал московское общество. Очень вероятно, что в эти приезды он не бывал в ее доме...». В письмах и дневниках, которые анализировал Гершензон, упоминались реальные персонажи, а не литературные. Поэтому Фамусова там не было.
Каджая решил, что «Дом Фамусова» не более как городская легенда. И взял на «себя смелость утверждать, что Грибоедов вообще не мог рисовать с его обитателей героев своей комедии. Он приехал в Москву в 1823 году, имея уже половину готового текста „Горя от ума“. Все главные герои комедии уже существовали».
Не знал «стажер-собкор», что занимавшийся Грибоедовым не несколько дней, как он, а многие годы московский литературовед Александр Тимрот установил, что приехавший в Москву в 1818 году Александр «по воле матушки спешил на Мясницкую к Барышниковым, навещал Мухановых, Челищевых, Одоевских, Корсаковых...». Его матушка хотела, как Марья Ивановна, женить молодого, знатного и богатого сына. Он постоянно бывал в доме с невестами Римской-Корсаковой. Не мог там не бывать близкий друг ее сына Григория, двоюродный брат жены ее младшего сына Сергея...
Валерий Каджая.
Чацкий говорил словами Грибоедова после посещения домов родных и знакомых:
Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
В 1960-е годы минувшего века надстроенный третьим этажом, утративший декор фасада и интерьеры, дом Римской-Корсаковой не считался памятником архитектуры. Каджая получил заключение профессора кафедры истории искусства МГУ Ильина, что «дом ничего общего ни с классикой, ни с искусством архитектуры не имеет, довольно заурядное здание неопределенного типа». И на основе его ошибочного заключения и своих домыслов написал докладную записку на имя главного редактора «Известий». А тот с радостью приложил ее к своему письму «Члену Политбюро ЦК КПСС тов. Суслову М.А.». Оно возымело действие. «После моей докладной „Дом Фамусова“ снесли», — без покаяния констатировал Каджая в 1994 году. Перед кончиной Валерия в 2010 году мы встречались, и он сожалел о той докладной...
Советская власть стремилась разрушить «Дом Фамусова», чтобы построить новое здание «Известий». В 1967 году эта редакция была органом Верховного Совета СССР, правительства, считалась «нашим всем». Где сегодня «Известия»? Далеко от Пушкинской площади. В Бумажном проезде, 14, строение 2. Ее «новое» здание обветшало. Его захватили коммерческие структуры. А Пушкин и сегодня «наше все», каким был при социализме и остался при капитализме, «наше все» в дни мира и войны, в праздники и будни.
Так не стало в Москве дома, где бывали Грибоедов, Пушкин, Алябьев и другие великие русские люди. Не стало «Дома Алябьева» на Новинском бульваре, 7, где он провел последние десять лет жизни и умер. Деревянный особняк с портиком из шести полуколонн не сгорел в пожаре 1812 года. Сгорел в руках коммерсантов в наши дни.
На месте «Дома Алябьева» я увидел окруженную металлической сеткой глубокую яму котлована, заросшего зеленью. На дне его сереет бетонная плита, фундамент здания, которое намеревались воссоздать.
...Последний сокрушительный удар по Пушкинской площади нанесли в 1976 году. «Дом с аптекой», помянутый в «Евгении Онегине», за двести лет существования и за полвека при советской власти обветшал. У города не было денег на капитальный ремонт зданий старой Москвы. Обветшали все дома между Тверским бульваром и Большой Бронной улицей. Их решили снести и на месте квартала разбить сквер, дополнивший Тверской бульвар, в чем не было никакой необходимости. В холодное время года, а оно длится с октября по апрель, Новопушкинский сквер безлюден.
— В результате площадь развалилась, она просто перестала существовать как единый архитектурный городской организм, — к такому выводу пришел Сергей Романюк, автор очерка «Страстная площадь» 1992 года.
С тех пор ничего не изменилось. Я с ним полностью согласен. Мне кажутся бессмысленными призывы общественности к высшей власти России и Москвы: «Руки прочь от Пушкинской площади!» И не вижу оснований считать многострадальную площадь в том виде, в каком она оказалась, «ценнейшим историческим местом города и заявленным объектом культурного наследия в качестве достопримечательного места Москвы». Чтобы оно им стало, надо к нему руки приложить.
www.mk.ru
В центре московского общества, изображенного в «Горе от ума» (см. полный текст и краткое содержание этой комедии), стоит Фамусов, представитель чиновного барства. Грибоедов сам в одном из своих писем (к Катенину) говорит, что в лице Фамусова он изобразил своего дядю, известного московского барина. «Что за тузы в, Москве живут и умирают», – говорит сам Фамусов; именно такого «туза» изображает он сам. Его крупная, живая фигура внушает некоторую симпатию своей живостью, бытовой типичностью и цельностью; но, вслушиваясь в его слова, вникая в смысл его речей, сразу видишь его не менее крупные отрицательные черты. Фамусов, по-видимому, занимает видное место на государственной службе, имеет большой чин. Но как он относится к своей должности, как смотрит на службу вообще? При нем состоит секретарем Молчалин, которого Фамусов держит «затем, что (он) деловой»; Молчалин разбирает дела, приносит своему начальнику бумаги для доклада, но у Фамусова одна забота:
«Боюсь, сударь, я одного смертельно,Чтоб множество не накопилось их;Дай волю вам – оно бы и засело,А у меня – что дело, что – не дело,Обычай мой такой:Подписано, так – с плеч долой».
Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»
Видно, что он не вникает в дело, решение которого зависит от него, а только спешит подписать и избавиться от заботы. Служба для Фамусова не представляет из себя исполнения каких-то обязанностей, а является путем и способом для достижения личной выгоды, богатства и славы. В противоположность Чацкому, который считает, что надо служить «делу, а не лицам», Фамусов находит, что «служить лицам» необходимо для того, чтобы достичь знатности. Он ставит в пример своего дядю, Максима Петровича, который, будучи уже сам знатным вельможей, –
(«Не то на серебре, на золоте едал;Сто человек к услугам; весь в орденах») –
сумел шутовской выходкой заслужить милость Государыни (Екатерины II).
«А дядя! Что твой князь, что – граф!Серьезный взгляд, надменный нрав!Когда же надо подслужиться,И он сгибался в перегиб».
Вот идеал Фамусова! Низкопоклонство – вернейший способ к достижению чинов, а Фамусов называет «гордецом» того, кто не хочет идти этой пробитой дорогой. Не желая даже вслушиваться и вдумываться в горячие возражения Чацкого, Фамусов уверен в своей правоте, потому что так, как он, думали и «делали отцы», так повелось со старых времен. Он совершенно откровенно говорит об этих низких и уродливых приемах чиновного мира; так же просто признается в том, что старается всегда устраивать своих родственников на выгодные места, не заботясь о том, способны ли они выполнять возложенные на них обязанности:
«Как станешь представлятьК крестишку иль к местечку,Ну, как не порадеть родному человечку».
Свои циничные признания Фамусов высказывает с наивным простодушием.
Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977
Примечательны взгляды Фамусова на воспитание детей и на образование вообще. В книгах он не видит ничего хорошего:
«В чтеньи прок-от не велик»,
говорит он в ответ на слова Лизы, что его дочь Софья «ночь целую читала» по-французски. – «Ей сна нет от французских книг, продолжает он, – «а мне от русских больно спится».
В ученьи, в книгах он видит причину всякого вольнодумства и беспорядка:
«Ученье – вот чума, ученость, вот – причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей и дел и мнений».
«…уж коли зло пресечь, – Собрать все книги, да и сжечь».
Однако, вопреки такому своему мнению, Фамусов нанимает Софье учителей-иностранцев, презрительно называя их «побродягами», но делает это потому, что так делают «все», а главный принцип Фамусова – следовать общему течению. Он дает Софье образование, но не трудится вникать в нравственные качества ее воспитателей: Мадам Розье, «вторая мать, старушка золото», которой Фамусов доверил воспитание дочери,
«За лишних в год пятьсот рублейСманить себя другими допустила».
Каким принципам могла научить такая воспитательница? Очевидно, Фамусов, как и многие другие родители светского общества, стремился для своей дочери набирать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Лично он не хвалит всеобщего увлеченья иностранцами:
«Кузнецкий мост и вечные французы,
негодует он,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы,Губители карманов и сердец».
Но видно, что бранит он французов именно потому, что считает их «губителями карманов», и не видит разницы между «книжной» и «бисквитной» лавкой.
Заботы Фамусова о дочери сводятся к тому, чтобы дать ей внешнее воспитание, согласное с общепризнанными требованиями общества, и выдать ее замуж за подходящего человека; он старается внушить Софье, что тот
«кто беден, тот (ей) не – пара».
В его глазах идеал мужа для Софьи – Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». А то, что Скалозуб противен его дочери, ни мало не беспокоит «заботливого» отца. Что важнее для Фамусова: чтобы Софья выбрала мужа себе по сердцу, или чтобы в обществе говорили, что она сделала блестящую партию? Конечно, – последнее! Общественное мнение, то, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», вот – пружина и двигатель всех слов и поступков Фамусова.
И все же в этом человеке есть, если не положительные, то хотя бы отчасти симпатичные черты. Симпатично его гостеприимство, свойственное всем истинно русским натурам; дом его открыт:
«Дверь отперта для званых и незваных,Особенно для иностранных;Хоть честный человек, хоть нет – Для нас ровнехонько – про всех готов обед».
Но и в этих словах мы видим, кроме гостеприимства, известную нравственную неразборчивость Фамусова: он тешится своим хлебосольством, а нравственные качества его гостей ему совершенно безразличны. Симпатична в нем искренняя любовь ко всему своему, русскому, московскому; как он восхищается московскими тузами, старичками, дамами, юношами и девицами! Симпатично также добродушие Фамусова, скорее – простодушие, которое так и сквозит во всех его речах. Грибоедов изобразил действительно живого человека, с личными, отличающими его, чертами. «Брюзглив, неугомонен, скор», характеризует его Софья; он вспыльчив, но и отходчив – «часто без толку сердит», но и добродушен.
Говоря о Фамусове, нельзя не упомянуть знаменитых артистов, исполнявших его роль. «Горе от ума» впервые было поставлено на сцене в 1831 году уже после смерти Грибоедова; известен был тогда в роли Фамусова замечательный актер Щепкин. В первой половине ХХ века эту роль необычайно талантливо исполнял знаменитый режиссер и основатель традиции Московского Художественного театра – Станиславский; роль Чацкого бесподобно исполнял Качалов.
Читайте также статью Герои «Горя от ума».
rushist.com
Фамусов иЧацкий.Художник М. Башилов |
В этой статье представлено описание фамусовского общества в комедии "Горе от ума" Грибоедова: характеристика московского общества и его типичных представителей.
Статья содержит фрагмент из книги С. Бураковского "«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся" (1891 г.).В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам , которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.
Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, "сгибался в перегиб" и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.
Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу: "...При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку!.." Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.
Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.
Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы как выразился Чацкий:
"...набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле?.." <...> Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы: "...Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених..." "Кто беден, тот тебе не пара", замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи потому, что выбор этот будет вполне одобрен светом.Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не сама поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.
Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.
К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.
По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.
Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости - вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:
"...Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья..." И Молчалин старается беспрекословно применять к делу отцовское наставление: не чувствуя никакого расположения к Софье, он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника; гладит собачку Хлестовой, играет с этой старухой в карты в надежде на то, что при случае она замолвит за него словечко близким ей влиятельным особам. Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: от отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин - это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:
"...И золотой мешок, и метит в генералы..." <...> И действительно, глупость - особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.Фамусов в одном месте комедии говорит:
"...Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед..." И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. ... Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других.Недавно бодрый и живой человек, Горич теперь, по выражению Чацкого:
"...Муж‑мальчик, муж‑слуга, из жениных пажей...", то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.Загорецкий - шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их ... найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы.
Для Загорецкого не существует понятия о чести о благородстве; он, например, ничуть не смущается, когда Горич рекомендует его как плута, сплетника и шулера... Комизм характера Загорецкого выражается, между прочим, и в том еще, что в беседе с Репетиловым ... он выставляет себя ужасным либералом, много пострадавшим за прямоту и смелость своих мнений и взглядов.
В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова... . Репетилов - кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается... В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то "секретнейшему союзу", в котором, по его словам, принимает участие "сок умной молодежи".
Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне... <...> Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.
Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни...
Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Гриибоедова.
Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды...
Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие - это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными:
"...От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку..." <...> Княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей. Завидев Чацкого, она приказывает глухому мужу звать его к себе на вечер, но когда узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, то кричит: "...Князь, князь! Назад!.." А княжны, как только встречаются с Натальей Дмитриевной, так и начинают болтать о нарядах.Весьма типична графиня бабушка. Это еле дышащая, ветхая, глухая старушка... тем не менее она приезжает к Фамусову на вечер ради своей внучки, старой девы, которая однако потеряла уже надежду иметь жениха и находит утешение только в том, что вымещает свою злобу на знакомых девицах помоложе ее.
Светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью прекрасно олицетворяются в личности Натальи Дмитриевны Горич. По наружности это очень добрая и милая особа; она внимательна к своему мужу, заботится о его здоровье, умоляет его отойти подальше от двери, чтобы не простудиться, и называет его не иначе как "мой прелестный муж". В действительности Наталья Дмитриевна воплощенное лицемерие: она помыкает своим мужем, заставляет его ради собственного удовольствия дежурить за полночь, пускаться по команде в пляс и мало того, ставит его даже ниже лакея.
Все указанные выше женские типы относятся к разряду второстепенных, главным же лицом, героиней всего произведения является дочь Фамусва Софья. Многие черты этого характера объясняются с одной стороны ненормальным воспитание, которое получали девицы в то время, в другой - дурным примером среды, в которой им приходилось жить.
Французские книжки сентиментального направления, фортепиано, танцы и стихи - вот какого рода предметы полагались в основу женского образования в те времена. Отцы и матери не могли или ... не находили досуга сами заниматься воспитанием своих дочерей и всю заботу об этом возлагали на наемных гувернанток, которых прекрасно характеризует ... мадам Розье... Само собой разумеется, что подобного рода воспитание не могло иметь хорошего влияния. <...>
... Софья, хотя она далеко выше и по уму и сердцу других женщин своего круга, должна была подвергнуться влиянию тех же условий жизни. Лишившись матери и находясь на попечении отца, который тяготился взрослой дочерью.., Софья воспитывается под надзором наемной француженки, не имевшей, разумеется, никакого призвания в педагогической деятельности.
Единственным средством для умственного развития Софьи были сентиментальные французские романы, из которых она и почерпала свои воззрения на жизнь и людей; но эти романы не давали ей никаких положительных знаний, ни учились ее мыслить, а, напротив,... возбуждали праздную мечтательность.
...вот ее выбор падает на Молчалина. Увлекшись им, Софья в своей слепоте не замечает вовсе, насколько нравственно низок любимый ею человек; напротив, она находится в нем большие достоинства, которые ей нравятся: застенчивость, робость, редкое смирение. Софья, без сомнения, ошиблась в своей любви... Заблуждения Софьи - это плоды влияния окружающей ее среды, где... господствовали ложь и отсутствие всякого намека на идеи и убеждения. По природе своей Софья стоит неизмеримо выше других женщин.Наивны, без сомнения, ее отношения к Молчалину, но в любви ее к этому человеку много искренности. Ей нельзя также отказать и в ума, по крайней мере, она менее, чем другие, конфузится от речей Чацкого, нередко весьма находчиво и ловко возражает на его сарказмы...
...Таким образом... комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого..., то все остальные лица представляют ... толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма."(С. Бураковский, книга "«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся", глава "Фамусов и его кружок", 1891 г.)
Это было описание фамусовского общества в комедии "Горе от ума" Грибоедова, характеристика типичных представителей московского общества.
www.literaturus.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений