Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Золотое сечение: волшебная пропорция или кошмар дизайнера. Золотое сечение в дизайне интерьера пример


Что такое золотое сечение? / Полезное / FREELANCE.TODAY

Золотая сечение

Что общего у египетских пирамид, картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи и логотипов Twitter и Pepsi?

 

Не будем тянуть с ответом – все они созданы с использованием правила золотого сечения. Золотое сечение – это соотношение двух величин а и b, которые не равны между собой. Данная пропорция часто встречается в природе, также правило золотого сечения активно используется в изобразительном искусстве и дизайне – композиции, созданные с использованием «божественной пропорции», хорошо сбалансированы и, что называется, приятны для глаз. Но что именно представляет собой золотое сечение и можно ли использовать его в современных дисциплинах, к примеру, в веб-дизайне? Давайте разберемся.

 

НЕМНОГО МАТЕМАТИКИ

 

Допустим, у нас есть некий отрезок АБ, разделенный надвое точкой С. Соотношение длин отрезков: AC/BC = BC/AB. То есть, отрезок разделен на неравные части таким образом, что большая часть отрезка составляет такую же долю в целом, неразделенном отрезке, какую меньший отрезок составляет в большем.

Золотая пропорция Такое неравное разделение и называется золотым сечением. Обозначается золотое сечение символом φ. Значение φ составляет 1,618 или 1,62. В общем, если говорить совсем просто, это деление отрезка или любой другой величины в отношении 62% и 38%.

 

«Божественная пропорция» была известна людям с древнейших времен, этим правилом пользовались при возведении египетских пирамид и Парфенона, золотое сечение можно обнаружить в росписи Сикстинской капеллы и на картинах Ван Гога. Широко используется золотое сечение и в наши дни – примеры, которые постоянно у нас перед глазами – это логотипы Twitter и Pepsi.

Принципы золотого сечения

 

Человеческий мозг устроен таким образом, что он считает красивыми те изображения или объекты, в которых можно обнаружить неравное соотношение частей. Когда мы говорим о ком-то, что «он пропорционально сложен», мы, сами того не ведая, имеем в виду золотое сечение.

 

Золотое сечение можно применять к различным геометрическим фигурам. Если взять квадрат и умножить одну его сторону на 1,618, то мы получим прямоугольник.

Божественная пропорция 

Теперь, если наложить квадрат на этот прямоугольник, мы сможем увидеть линию золотого сечения:

 

Если продолжать использовать эту пропорцию и разбивать прямоугольник на более мелкие части, мы получим вот такую картину:

 

Пока еще не понятно, куда нас заведет это дробление геометрических фигур. Еще чуть-чуть и все станет ясно. Если в каждом из квадратов схемы провести плавную линию, равную четвертинке окружности, то мы получим Золотую спираль.

Это необычная спираль. Ее еще иногда называют спиралью Фибоначчи, в честь ученого, который исследовал последовательность, в которой каждое число рано сумме двух предыдущих. Суть в том, что это математическое соотношение, визуально воспринимаемое нами как спираль, встречается буквально повсюду – подсолнухи, морские раковины, спиральные галактики и тайфуны – везде есть золотая спираль.

 

КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ?

 

Итак, теоретическая часть окончена, переходим к практике. Неужели золотое сечение можно использовать в дизайне? Да, можно. К примеру, в веб-дизайне. Учитывая данное правило, можно получить правильное соотношение композиционных элементов макета. В результате все части дизайна, вплоть до самых маленьких, будут гармонично сочетаться между собой.

 

Если взять типичный макет с шириной 960 пикселей и применить к нему правило золотого сечения, то мы получим вот такую картину. Соотношение между частями составляет уже известное 1:1,618. В результате мы имеем двухколоночный макет, с гармоничным сочетанием двух элементов.

 

Сайты с двумя колонками встречаются очень часто и это далеко не случайно. Вот, к примеру, сайт National Geographic. Две колонки, правило золотого сечения. Хороший дизайн, упорядоченный, сбалансированный и учитывающий требования визуальной иерархии.

 

Еще один пример. Дизайн-студия Moodley разработала фирменный стиль для фестиваля исполнительского искусства в Брегенце. Когда дизайнеры работали над афишей мероприятия, они однозначно пользовались правилом золотого сечения для того, чтобы верно определить размер и расположения всех элементов и в результате получить идеальную композицию.

 

Агентство Lemon Graphic, создавшее визуальный образ для компании Terkaya Wealth Management, также использовала соотношение 1:1,618 и золотую спираль. Три элемента дизайна визитной карточки прекрасно вписываются в схему, в результате чего все части  очень хорошо сочетаются между собой

 

А вот еще интересное использование золотой спирали. Перед нами опять сайт National Geographic. Если взглянуть на дизайн повнимательнее, то можно увидеть, что на странице есть еще один логотип NG, только поменьше, который расположен ближе к центру спирали.

Разумеется, это не случайно – дизайнеры прекрасно знали, что они делают. Это отличное место, чтобы продублировать логотип, так как наш глаз, рассматривая сайт, естественным образом смещается к центру композиции. Так работает подсознание и это необходимо учитывать при работе над дизайном.

 

ЗОЛОТЫЕ КРУГИ

 

«Божественная пропорция» может применяться к любым геометрическим фигурам, в том числе и к кругам. Если вписать окружность в квадраты, соотношение между которыми составляет 1:1,618, то мы получим золотые круги.

 

Вот логотип Pepsi. Все ясно без слов. И соотношение, и то, как была получена плавная дуга белого элемента логотипа.

 

С логотипом Twitter все немного сложнее, но и здесь видно, что его дизайн основан на использовании золотых кругов. Он немного не соответствует правилу «божественной пропорции», но по большей части все его элементы вписываются в схему.

 

ВЫВОД

 

Как видно, несмотря на то, что правило золотого сечения известно с незапамятных времен, оно нисколько не устарело. Следовательно, его можно использовать в дизайне. Не обязательно изо всех сил стараться уложиться в схему – дизайн дисциплина неточная. Но если нужно добиться гармоничного сочетания элементов, то попробовать применить принципы золотого сечения не помешает.

freelance.today

Как с помощью золотого сечения сделать свой дизайн идеальным

Правило Золотого сечения — это необъяснимая математическая функция, которой можно описать все созданное в этой Вселенной. Золотое сечение — это соотношение сторон прямоугольника a/b=a+b/a=1,618033987, где a больше, чем b. В графическом выражении это правило выглядит вот так:

1

Мы согласны, с тем, что выглядит это немного страшно, и непонятно как применить на практике. При этом его используют практически везде.

Как использовать это правило в создании логотипов?

Сперва мы предлагаем взглянуть на некоторые всемирно известные логотипы. Мы не утверждаем, что все лого мира создавались именно так. Согласитесь, чем больше соблюдается это правило, тем визуально красивее выглядит логотип бренда?

4

У Toyоta прямоугольники со сторонами a и b формируют сетку, где расположены три овала. Также стоит отметить, что на пересечении линий прямоугольников расположено и пересечение этих овалов. Эти пересечения формируют зрительные центры, то есть, куда человек в первую очередь будет смотреть.

3

В логотипе Apple использовали скорей всего круги Фибоначчи, заливая черной краской или наоборот убирая цвет в определенных частях кругов. Что же, они таким образом получили один из самых идеальных логотипов.

5

Для лого Pepsi также использовали круги Фибоначчи.

Чтобы начать пользоваться этим правилом достаточно нарисовать рамку Золотого сечения, как показано на примере на первом рисунке статьи. После этого сформируйте сетку, которая поможет вам правильно располагать основные элементы логотипа. Если логотип округлый (например как твиттер), то стоит пользоваться круговой версией Фибоначчи.

6

Как применять в тексте?

Применение золотого сечения в разметке текста проще простого. Само правило звучит так: последующий большой или меньший шрифт должен быть кратным чилсу Фи. Например, если основной шрифт вы использовали размера 12, то чтобы получить размер шрифта подзаголовка, вы должны это число умножить на 1,6 (12*1,6=19) размер подзаголовка получается 19. По тому же правилу получаем размер заголовка — 30.

Нужно взять число сетки пикселей и использовать его для построения золотого прямоугольника. И постепенно вы разбиваете сетку своего сайта на такие прямоугольники и вписываете туда основные элементы.

Начинать нужно так:

useratiowebdesign

А так выглядит сетка сайта:

standard-layout-design

Казалось-бы все просто? А вот как ее строили:

layout-golden-step2

golden-header

Если вы не верите в это правило, то вот пример твиттера:

7

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Личный опыт: как разработать современный европейский сайт. Часть 1

Личный опыт: как разработать современный европейский сайт. Часть 2

10 полезных выступлений TED о дизайне

 

<p style="text-align: center">Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p> comments powered by HyperComments comments powered by HyperComments

say-hi.me

волшебная пропорция или кошмар дизайнера — Блог ADN Digital Studio

В дизайне, как мы уже писали, все должно быть обоснованным. Во-первых, это правильный способ создавать удобный продукт. Во-вторых, заказчик может совершенно справедливо поинтересоваться, почему здесь именно такое расположение иконок, такие цвета, именно столько колонок текста и т.д. Хороший дизайнер обязательно найдет аргументы — на то он и дизайнер, у него в макете всё суперлогично.

Но иногда бывают так, что кто-то на принимающей стороне ну очень дотошный. И при этом впечатлительный. Такие люди в свое время жили по заповедям фильма «Секрет», приклеивали фотку кабриолета с пальмами над кроватью (визуализируй это!), а сейчас радостно ходят на тренинги успешного успеха. Их объединяет одно — они верят, что существует какой-то Тайный Победный Алгоритм, который лежит в основе любого процесса. Если действовать по нему — всё будет круто. Если сойти с этой дороги — всё пропадет.

Наверняка, о теории золотого сечения вспомнили с их подачи. И попытались спроецировать ее на дизайн интерфейсов. Что из этого получилось (и стоит ли измерять работу дизайнера числами Фибоначчи) — рассказываем сегодня.

Что такое золотое сечение

Золотым сечением называют соотношение разных по размеру элементов, считающееся наиболее эстетически привлекательным. Математически оно равняется 1,618, обозначается греческой буквой φ, а рассчитывается так.

Его часто показывают в форме спирали, которая получается при построении золотого прямоугольника — смотрите на рисунке ниже. Считается, что эта форма присутствует чуть ли не во всем, что есть на Земле. И именно за счет натуральности и естественности она так приятна нашему глазу.

Если покрутить спираль золотого сечения, то ее действительно можно найти много где. Копируйте и поворачивайте ее на 40°, и вы увидите это.

А если повернуть ее под углом 20° и отразить по горизонтали, это.

В искусстве

Соотношение золотого сечения нашли в египетских пирамидах, храмах, барельефах и украшений из гробницы Тутанхамона. И в мексиканских пирамидах тоже. И в Парфеноне.

Мы не можем знать, специально ли применяли пропорцию древние греки и египтяне, но вот начиная с Леонардо да Винчи люди точно использовали золотое сечение осознанно. Именно «Витрувианскому человеку» да Винчи приписывают чудесные пропорции, хотя сам гений строил так чуть ли не все свои картины.

Но если в живописи, скульптуре и архитектуре пропорция видна и понятна, то находки в музыке действительно удивляют. Так в 1925 музыкальный критик и композитор Леонид Сабанеев проанализировал около двух тысяч произведений сорока двух (привет, Дуглас Адамс) авторов — и нашел ту же пропорцию.

По наблюдениям Леонида Леонидовича, выдающиеся музыкальные произведения делятся по частям, теме, интонационному или ладовому строю в пропорции золотого сечения. 90% сочинений Моцарта, например, построены именно так.

Или вот кинематограф. Сергей Эйзенштейн снимал свой фильм про броненосец «Потемкин», используя ту же формулу. В фильме пять частей: первые три разворачиваются на корабле, а две последние в Одессе — переход к частям с восстанием происходит в точке золотого сечения.

В UI-дизайне

Согласно статье UX Planet, дизайнеры часто используют золотое сечение, так как их преподаватели искусства в свое время объясняли на его примере, как работать с пропорциями. Ну а дальше все пошло по накатанной: композиция, иконки, логотипы. Вот что нам предлагают использовать в UI.

Контент и баланс. Если страница предполагает много разного контента, золотое сечение подойдет для объединения разных частей в композицию. Помните редизайн твиттера в 2010?

Визуальная иерархия. Чтобы пользователи понимали важность каждого отдельно взятого элемента, нужна визуальная иерархия. Она организует элементы таким образом, что наш мозг различал их значимость по цвету, размеру, контрастности.

Типографика. Рассчитывать размеры подзаголовков и подписей тоже можно с помощью соотношения φ. Например, разделите на 1,681 размер заголовка — и получите размер подзаголовка.

Подход достаточно популярен среди дизайнеров — например, сервис Modular Scale позволяет выбрать шаг для шрифта по золотому сечению (нужно в Ratio выбрать пункт Golden Section).

Негативное пространство. Пропорция золотого сечения подойдет и для того, чтобы определить, сколько оставлять свободного пространства.

Другое мнение

Математики из Стэнфордского университета во главе с Китом Девлином доказывают, что золотое сечение — просто псевдонаучная теория. На самом деле, люди даже не замечают его.

В течение многих лет профессор совместно с кафедрой психологии показывал студентам разные прямоугольники и просил выбрать тот, который им больше нравится. Так вот студенты выбирали совершенно разные прямоугольники, не отдавая предпочтения золотому. Более того, если через некоторое время их просили выбрать снова, они предпочитали другие прямоугольники.

Таким образом, идеальная пропорция не то чтобы нравится всем. И далеко не все дизайнеры применяют золотое сечение на практике.

Это не золотая таблетка и из говна конфетку она не сделает. Как один из инструментов, на который можно опереться — да, вполне, но если у материала проблемы в других местах, оно тут не поможет. Строить композицию макета по золотому сечению с самого начала работы — далеко не самая оптимальная стратегия, рискуете зажать себя в искусственно созданные рамки. А вот для доводки композиции уже созданного эскиза с готовой логикой — вполне полезная штука.

— Алексей, арт-директор

И как быть?

В золотом сечении есть красота и гармония — факт, мы все это видели. Но будь колонны Парфенона на четверть выше — туристы перестали бы его фотографировать? Вспомните ту самую падающую башню в городе Пизе — там о симметрии уже давно нет и речи, а насколько это сооружение стало культовым!

Ладно, у наследия прошлых веков есть фора в виде безусловного уважения к старине. Как быть с UI-дизайном?

Помнится, в современной истории уже были примеры, когда математики пытались «упорядочить» работу творческих специалистов. Google одно время проповедовал принципы DDD (Data Driven Design), компания хотела сделать все дизайнерские решения лишенными субъективизма. Только данные, только тесты и обоснованные решения. Дизайнер Дуглас Боумен написал историю о том, чем это обернулось: его, например, заставляли доказывать, почему он выбрал толщину линии в один пиксель, а не в два или три. В результате Google добился поголовной демотивации дизайн-отдела, парализовал в них желание предлагать смелые интерфейсные решения. Апофеозом всей истории стало то, что компания с серьезной миной тестировала, какой же оттенок синего (из 41!) лучше решает бизнес-задачи.

Эта истории совсем не о том, что дизайнеры по натуре своей хрупкие ранимые создания и не прислушиваются к рациональным математикам. Эта история о нарушении баланса между логикой и творчеством. Когда что-то одно побеждает — разваливается дизайн как таковой.

Так что не стоит воспринимать золотое сечение как еще одну волшебную пулю. Волшебные пули бывают только в фильмах про оборотней и в игре Worms. А у нас тут — сложная аналитическая работа с изрядной долей импровизации и налетом легкого безумия.

Будьте здоровы.

blog.adn.agency

Золотое сечение

Содержание [скрыть]

Любому человеку, которому хотя бы косвенно приходилось сталкиваться с геометрией пространственных объектов в интерьерном дизайне и архитектуре, наверняка хорошо известен принцип золотого сечения. Еще недавно, несколько десятков лет назад, популярность золотого сечения была настолько высокой, что многочисленные сторонники мистических теорий и устройства мира его называют универсальным гармоническим правилом.

Сущность универсальной пропорции

Удивительно другое. Причиной предвзятого, почти мистического отношения к столь простой числовой зависимости послужило несколько необычных свойств:

  • Большое количество объектов живого мира, от вируса до человека, имеют основные пропорции тела или конечностей, очень близкие к значению золотого сечения;
  • Зависимость 0,63 или 1,62 характерна только для биологических существ и некоторых разновидностей кристаллов, неживые объекты, от минералов до элементов ландшафта, обладают геометрией золотого сечения крайне редко;
  • Золотые пропорции в строении тела оказались наиболее оптимальными для выживания реальных биологических объектов.

Сегодня золотое сечение находят в строении тела животных, панцирей и раковин моллюсков, пропорций листьев, веток, стволов и корневых систем у достаточно большого числа кустарников и трав.

Многими последователями теории универсальности золотого сечения неоднократно предпринимались попытки доказать тот факт, что его пропорции являются наиболее оптимальными для биологических организмов в условиях их существования.

Обычно в качестве примера приводится устройство раковины Astreae Heliotropium, одного из морских моллюсков. Панцирь представляет собой свернутую спиралью кальцитовую оболочку с геометрией, практически совпадающей с пропорциями золотого сечения.

Более понятным и очевидным примером является обычное куриное яйцо.

Соотношение основных параметров, а именно, большого и малого фокуса, или расстояний от равноудаленных точек поверхности до центра тяжести, будет также соответствовать золотому сечению. При этом форма скорлупы птичьего яйца является наиболее оптимальной для выживания птицы, как биологического вида. При этом прочность скорлупы играет далеко не главную роль.

Происхождение универсальной пропорции

О золотой пропорции сечения знали древнегреческие математики Евклид и Пифагор. В одном из памятников древней архитектуры - пирамиде Хеопса соотношение сторон и основания, отдельные элементы и настенные барельефы выполнены в соответствии с универсальной пропорцией.

Методика золотого сечения широко использовалась в средние века художниками и архитекторами, при этом суть универсальной пропорции считалась одной из тайн вселенной и тщательно скрывалась от простого обывателя. Композиция многих картин, скульптур и зданий выстраивалась строго в соответствии с пропорциями золотого сечения.

Впервые суть универсальной пропорции документально была сформулирована в 1509 г монахом-францисканцем Лукой Пачоли, обладавшим блестящими математическими способностями. Но настоящее признание состоялось после проведения немецким ученым Цейзингом всестороннего изучения пропорций и геометрии человеческого тела, древних скульптур, произведений искусства, животных и растений.

У большинства живых объектов некоторые размеры тела подчиняются одним и тем же пропорциям. В 1855 г ученым был сделан вывод о том, что пропорции золотого сечения являются своеобразным стандартом гармонии тела и формы. Речь идет, прежде всего, о живых существах, для мертвой природы золотое сечение встречается значительно реже.

Как получили золотое сечение

Пропорцию золотого сечения проще всего представить, как отношение двух частей одного объекта разной длины, разделенных точкой.

Проще говоря, сколько длин маленького отрезка поместится внутри большого, или отношение самой большей из частей ко всей длине линейного объекта. В первом случае соотношение золотого сечения составляет 0,63, во втором варианте соотношение сторон равняется 1,618034.

На практике золотое сечение представляет собой всего лишь пропорцию, соотношение отрезков определенной длины, сторон прямоугольника или других геометрических форм, родственных или сопряженных размерных характеристик реальных объектов.

Первоначально золотые пропорции были выведены эмпирическим путем с помощью геометрических построений. Существует несколько способов построения или выведения гармонической пропорции:

  • Классическим разбиением одной из сторон прямоугольного треугольника и построением перпендикуляров и секущих дуг. Для этого из одного конца отрезка необходимо восстановить перпендикуляр высотой в ½ его длины и построить прямоугольный треугольник, как на схеме.Если на гипотенузе отложить высоту перпендикуляра, то радиусом, равным оставшемуся отрезку, основание рассекается на два отрезка с длинами, пропорциональными золотому сечению;
  • Методом построения пентаграммы Дюрера, гениального немецкого графика и геометра. Сегодня мы знаем метод золотого сечения Дюрера, как способ построения звезды или пентаграммы, вписанной в окружность, в которой как минимум четыре отрезка гармоничной пропорции;
  • В архитектуре и строительстве золотое сечение чаще используется в усовершенствованном виде. В этом случае используется разбиение прямоугольного треугольника не по катету, а по гипотенузе, как схеме.

Если стандартный вариант золотого сечения для живых существ, живописи, графики, скульптур и античных построек рассчитывался, как 37:63, то золотое сечение в архитектуре с конца XVII века все чаще стало использоваться 44:56. Большинство специалистов считают изменение в пользу более «квадратных» пропорций распространением высотного строительства.

Главный секрет золотого сечения

Если природные проявления универсального сечения в пропорциях тел животных и человека, стеблевой основы растений еще можно объяснить эволюцией и приспосабливаемостью к влиянию внешней среды, то открытие золотого сечения в строительстве домов XII-XIX века стало определенной неожиданностью. Мало того, знаменитый древнегреческий Парфенон был построен с соблюдением универсальной пропорции, многие дома и замки состоятельных вельмож и зажиточных людей в средние века строились сознательно с параметрами, очень близкими к золотому сечению.

Золотое сечение в архитектуре

Многие из построек, сохранившихся до сегодняшних дней, свидетельствуют, что архитекторы средневековья знали о существовании золотого сечения, и, конечно, при строительстве дома руководствовались своими примитивными расчетами и зависимостями, с помощью которых пытались добиться максимальной прочности. Особенно проявлялось желание строить максимально красивые и гармоничные дома в постройках резиденций царствующих особ, церквей, ратуш и зданий, имеющих особое социальное значение в обществе.

Например, знаменитый собор Парижской богоматери в своих пропорциях имеет немало участков и размерных цепей, соответствующих золотому сечению.

Еще до публикации своих исследований в 1855 году профессором Цейзингом, в конце XVIII века были построены знаменитые архитектурные комплексы Голицынской больницы и здания сената в Санкт-Петербурге, дома Пашкова и Петровского дворца в Москве с использованием пропорций золотого сечения.

Разумеется, дома с точным соблюдением правила золотого сечения строили и ранее. Стоит упомянуть памятник древней архитектуры церкви Покрова на Нерли, изображенный на схеме.

Всех их объединяет не только гармоничное сочетание форм и высокое качество строительства, но и, в первую очередь, наличие золотого сечения в пропорциях здания. Удивительная красота постройки становится еще более загадочной, если принять во внимание возраст, здание церкви Покрова датируется XIII веком, но современный архитектурный облик постройка получила на рубеже XVII века в результате реставрации и перестройки.

Особенность золотого сечения для человека

Старинная архитектура зданий и домов средневековья остается притягательной и интересной для современного человека по многим причинам:

  • Индивидуальный художественный стиль в оформлении фасадов позволяет избежать современного штампа и серости, каждое здание представляет собой произведение искусства;
  • Массовое использование для декорирования и украшения статуй, скульптур, лепнины, необычных сочетаний строительных решений разных эпох;
  • Пропорции и композиции здания притягивают взор к наиболее важным элементам постройки.

Важно! При проектировании дома и разработке внешнего вида средневековые архитекторы применяли правило золотого сечения, неосознанно используя особенности восприятия подсознания человека.

Современные психологи экспериментально доказали, что золотое сечение является проявлением неосознанного желания или реакции человека на гармоничное сочетание или пропорцию в размерах, формах и даже цветах. Был проведен эксперимент, в ходе которого группе людей, незнакомых между собой, не имеющих общих интересов, разных профессий и возрастных категорий, предложили ряд тестов, среди которых была задача согнуть лист бумаги в наиболее оптимальной пропорции сторон. По результатам тестирования было установлено, что в 85 случаях из 100 лист сгибался испытуемыми практически точно по золотому сечению.

Поэтому современная наука считает, что феномен универсальной пропорции является психологическим явлением, а не действием каких-либо метафизических сил.

Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре

Принципы применения золотой пропорции в последние несколько лет стали необыкновенно популярны в строительстве частных домов. На смену экологии и безопасности строительных материалов пришли гармоничность конструкции и правильное распределение энергии внутри дома.

Современная интерпретация правила всеобщей гармонии давно распространилась за пределы привычной геометрии и формы объекта. Сегодня правилу подчиняются не только размерные цепи длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площадь комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма внутреннего интерьера помещения.

Проще всего построить гармоничный дом на модульной основе. В этом случае большинство отделений и комнат изготавливаются в виде самостоятельных блоков или модулей, спроектированных с соблюдением правила золотого сечения. Построить здание в виде набора гармоничных модулей значительно проще, чем строить одну коробку, в которой большая часть фасада и внутренних помещений должна быть в жестких рамках пропорций золотого сечения.

Немало строительных фирм, выполняющих проектирование частных домовладений, используют принципы и понятия золотого сечения для увеличения сметы и создания у клиентов впечатления глубокой проработки конструкции дома. Как правило, такой дом декларируется, как очень удобный и гармоничный в пользовании. Правильно подобранное соотношение площадей комнат гарантирует душевный комфорт и отменное здоровье хозяев.

Если дом был построен без учета оптимальных соотношений золотого сечения, можно выполнить перепланировку комнат так, чтобы пропорции помещения соответствовали соотношению стен в пропорции 1:1,61. Для этого может перемещаться мебель или устанавливаться дополнительные перегородки внутри комнат. Аналогичным образом меняются размеры оконных и дверных проемов так, чтобы ширина проема была меньше высоты дверного полотна в 1,61 раза. Таким же способом выполняется планирование мебели, бытовой техники, отделки стен и пола.

Сложнее выбрать цветовое оформление. В этом случае вместо привычного соотношения 63:37 последователями золотого правила принята упрощенная трактовка – 2/3. То есть основной цветовой фон должен занимать 60% пространства помещения, оттеняющему цвету отдают не более 30%, и остальное отводится под различные родственные тона, призванные усилить восприятие цветового решения.

Внутренние стены помещения делятся горизонтальным поясом или бордюром на высоте 70 см, установленная мебель должна соизмеряться с высотой потолков по соотношению золотого сечения. То же правило касается распределения длин, например, размер дивана не должен превышать 2/3 длины простенка, а общая площадь, занимаемая мебелью, относится к площади комнаты, как 1:1,61.

Золотую пропорцию сложно в массовом порядке применять на практике из-за всего лишь одного значения сечения, поэтому при проектировании гармоничных зданий нередко прибегают к ряду чисел Фибоначчи. Это позволяет расширить количество возможных вариантов пропорций и геометрических форм основных элементов дома. В этом случае ряд чисел Фибоначчи, связанных между собой четкой математической зависимостью, называют гармоническим или золотым.

В современной методике проектирования жилья на основе принципа золотого сечения, кроме ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве отправной единицы измерения, по которой рассчитываются все параметры здания и внутреннего интерьера, выбирается рост будущего владельца или средняя высота человека. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничный, но и по-настоящему индивидуальный.

Заключение

На практике, по отзывам тех, кто решился на строительство дома по правилу золотого сечения, качественно построенное здание действительно оказывается достаточно удобным для проживания. Но стоимость строения из-за индивидуального проектирования и применения стройматериалов нестандартных размеров возрастает на 60-70%. И в этом подходе нет ничего нового, так как большинство зданий прошлого века строилось именно под индивидуальные особенности будущих хозяев.

bouw.ru

Использование «Золотого сечения» и «Правила трех» в веб-дизайне | Pixelgene

golden-ratio-heroСовременный веб-дизайн включает в себя 2 особенности, которые должны быть четко соблюдены: эстетика и верная область применения. Если следовать данным понятиям, веб-дизайн можно считать успешным.

Что касается эстетики, здесь имеется ввиду, что рисуя тот или иной образ предмета, мы используем множество различных манипуляций: создание сетки, макета, используем типографические приемы для того чтобы получить хорошую структурность предмета. Немаловажно сохранять ощущение гармоничности, порядка и визуального равновесия при любой графической обработки. В этом нам помогут «Золотое сечение» и «Правило трех».

Наверняка, ранее вы слышали об этих понятиях. А, быть может, имеете представление, в каких конкретно проектах они могут использоваться. «Золотое сечение» и «Правило трех» применяется для того чтобы изменить изображение и представить его в лучшем виде, нежели оно есть на самом деле. Подобные технологии помогают усовершенствовать даже самую примитивную картинку.

Давайте подробнее остановимся на данных особенностях и узнаем, в каких областях веб-дизайна их можно применить.

Что такое «Золотое сечение» и как оно появилось?

Данный термин на первый взгляд может быть непонятен. Почему именно «Золотое»? Для чего применять эту технологию? На сегодняшний день до сих пор остается загадкой, кто придумал «Золотое сечение», откуда возникло это название. Однако известно, что технология используется уже на протяжении 2400 лет. Стоит также отметить, что золотое сечение применяется в различных отраслях науки: в астрономии, математике, архитектуре, музыке, живописи и многих других.

Золотое сечение образовано на примере простого математического уравнения, которое показывает отношение. В наиболее простой математической форме данное отношение выглядит следующим образом:

golden-line

Как вы можете видеть, это является уникальным уравнением, которое разделяет отношения между двумя размерами и пропорциями линий. В десятичном исчислении b деленное на a ​​равно 1.618033 … в случае если а>b. В приведенном ниже примере допустим, что b равен 5. Тогда уравнение будет выглядеть следующим образом:

golden-sum

Возможно, ранее вы уже слышали о последовательности Фибоначчи. Как же на самом деле это работает? Например, имеется ряд чисел, в котором любое заданное число создается посредством сложения двух предыдущих. Начиная с 0, то последовательность такая 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34… итд:

1 + 2 = 3

3 + 2 = 5

3 + 5 = 8

5 + 8 = 13…

Письменное выражение представлено в виде формулы: xn = xn-1 + xn-2 .

Последовательность тесно связана с золотой пропорцией, потому что если вы берете какие-либо две последовательные цифры и делите на предыдущую, дробь окажется очень близкой к золотой пропорции . По мере увеличения значения числа, дробь становится еще ближе к золотой пропорции. Например, 8/5 1,6 , 34/21 это 1,619 и так далее.

«Золотая спираль». Прямоугольник

Итак, вы наверняка, встречали подобные уравнения. Но для чего дизайнеры используют геометрию в своих проектах? Зачем необходимо наложение фигур? Схема называется «Спираль Фибоначчи». Она на самом деле довольно проста и является наиболее оптимальной для многих геометрических фигур. Спираль создается при помощи четверти кругов, которые нарисованы внутри массива квадратов на основе последовательности Фибоначчи.

На диаграмме ниже представлен образец:

fibonacci-spiral

Получается что каждый последующий радиус больше предыдущего на число близкое к золотому сечению. Полученная спираль применяется во многих областях, чаще в рисовании и архитектуре, но ее можно также наблюдать и в природных явлениях.

«Правило трех»

Данное правило является одним из вариантов золотой спирали и часто используется при кадрировании фотографий, видео. Используется для обрезки кадров и придания им эстетического вида. Чтобы применить «Правило трех», необходимо разделить изображение на 9 равных частей. Провести 2 горизонтальных линии и 2 вертикальных. Немаловажно расположить их ровно. Смысл заключается в том, чтобы выровнять фокус с крайним левым вертикальным разделителем. Горизонт или «точка схода» должны быть на уровне с горизонтальным разделителем.

rule-of-thirds-example

Применение «Золотой спирали»

Как было уже отмечено, последовательность Фибоначчи тесно связана с золотой пропорцией. Применение золотого сечения выполняется при помощи прорисованной спирали. На изображении представлен пример использования данного метода. Итак, мы видим прямоугольник, основа которого простирается от правого запястья женщины к ее левому локтю.

mona_lis_golden_ratio

Прямоугольник расширяется вертикально, пока не достигнет макушки. Если мы нарисуем квадраты внутри золотого прямоугольника, все важные части женщины находятся на краях внутренних квадратов: ее подбородок, глаза и губы. Леонардо Да Винчи множество раз использовал золотое сечение в своих работах. Ниже примеры золотой спирали в природе и космосе.

spiral-nature

Применение в веб-дизайне

Многие дизайнеры допускают ошибку, полагая что посредством обычного деления или умножения на 1,61… можно получить гармоничную пропорцию. Это далеко неправда, это всего лишь основа процесса. Невозможно просто использовать тот или иной номер и получить магическую пропорцию. Однако существуют определенные способы, которые помогают получить золотое сечение. Некоторые художники склонны думать, что теория о золотом сечении является мифом. Приведем еще один пример, как работает золотое сечение. Возьмем прототип сайта и рассмотрим применение золотого сечения на нем.

standard-layout-design

Выглядит довольно просто, не так ли? Да, на самом деле так и есть. Дизайн основан на 960-пиксельной сетке. Оформление представлено с помощью золотой пропорции. Если использовать 1 золотую спираль которая охватывает 960px видно как располагался заголовок , логотип итд.

golden-header

Двигаем нашу спираль ниже и опираемся на ее размеры

layout-golden-step2

Получается некий каскад спиралей в котором основные элементы дизайна вписаны в прямоугольники с золотой пропорцией

golden-design-step3

Сетка основанная на золотом сечении имеет ряд пропорциональных отношений внутри него, которые выполнены четко пропорционально внутри прямоугольника. В нижней части этой статьи, я прикрепил PSD файл, который содержит мой пример, вы можете попробовать использовать его в своем проекте для экспериментирования с золотым сечением.

using-golden-ratrio

скачать

Данная статья является переводом

pixelgene.ru

Золотое сечение | Дизайн интерьера, услуги

Эта статья взята с сайта (http://lepkagips.ru/). Она о классике, вернее, о классике в искусстве – золотом сечении.

gold_sechenieИтак, статья:

Использование золотого сечения в проектировании интерьера

Золотое сечение в мире встречается везде и всюду: в строении цветка, в строении животных и, конечно, человека. “Золотое сечение” является моментом истины, без выполнения которого не возможно, вообще, что-либо сущее. И если даже мы не заметим его видимого соблюдения, то оно обязательно будет существовать на молекулярном или клеточном уровнях.Золотое сечение, как явление, было открыто еще Пифагором в Древней Греции, в 4 веке до н.э. Пифагорейцы считали, что в основе мирового порядка заложено именно число, которое имеет необъяснимую магическую силу. В самой сути этого удивительного явления, в самой пропорции – они видели восхитительную простоту. Использование этих чисел вносило гармонию и порядок.По законам золотого сечения были построены наиболее известные нам сооружения, такие как Парфенон( V в. до н.э.), собор Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Яркими примерами в русской архитектуре станут Смольный собор в Санкт-Петербурге и храм Василия Блаженного, в котором, если взять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения.Так что такое золотое сечение? Золотое сечение – это деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом большая часть приближена к 0,618 от целого, а меньшая к 0,382. Если взять за целый отрезок в 100 частей, то большая часть отрезка будет равна 61,8, а меньшая 38,2.На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Например, прямоугольник, в котором отношение большей части к меньшей равно пропорции золотого сечения. Или золотой треугольник, который представляет собой равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1.618.Так же как и золотое сечение, в мире широко используются числа Фибоначчи — числовая последовательность, в которой каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих. Она начинается так: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233…К тому же, отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к 0.618, что напрямую связывает его с принципом золотого сечения.Практическое использование в интерьереЗолотое сечение действительно поможет Вам обустроить свой интерьер. С помощью золотых отрезков вы сможете сделать Ваше помещение наиболее уютным и приятным глазу. Рассмотрим применение золотого сечения на конкретном примере. Попробуем декорировать комнату с помощью гипсовой лепнины. Возьмем помещение размером 4*5 метров и расставим в нем мебель.

зол сеч-1Чтобы было удобно определять наиболее подходящие размеры для всех декоративных элементов, разделите высоту стены по принципу золотого сечения несколько раз подряд, вследствие чего вы получите ряд чисел, удобных в использовании.В нашем случае высота потолка 2.5 метра. Выполним последовательное умножение высоты потолка на 0.618 (250 * 0.618).Получилась такая цепочка: 250, 154.5, 95.48, 59, 36.46, 22.53, 13.92, 8.6, 5.31 (см)Для удобства мы округлим числа: 250, 154.5, 95.5, 59, 36.5, 22.5, 14, 8.5, 5.5Теперь, используя только эти числа, мы можем решить, каков будет наиболее подходящий размер для нашего декора.Для начала определим высоту бордюра для нашей стены. В зависимости от стиля и задумки дизайнера, он может находиться на высоте 154.5, 95.5 и 59 см от пола. В классическом варианте используется высота в 95,5 см. Эта планка может являться как нижней, так и высшей точкой отсчета ширины бордюра. В нашем случае бордюр будет находиться ниже поставленной планки.Бордюр не должен быть массивным, поэтому наиболее подходящие для него размеры: 14, 8.5 и 5.5. В классическом варианте мы выбираем золотую середину – 8.5 см.зол сеч-2Любой интерьер будет выглядеть наиболее законченным и аккуратным, если в нем будут использованы карнизы. Так же, применяя метод золотого сечения, вы можете вычислить и оптимальный размер карниза. Наиболее оптимальные размеры из нашего списка будут: 22.5, 14 и 8.5. В качестве золотой середины мы возьмем размер в 14 см.Так же не стоит забывать, что и карниз должен строиться по золотому сечению. Его меньшая сторона (та, что прилегает к потолку) должна относиться к большей (той, что прилегает к стене), как большая относится к сумме обеих сторон. То есть при большей стороне в 14 см, его меньшая длина будет ровняться 8.5 см.Вычислив высоту карниза, мы можем и рассчитать наиболее подходящую ширину плинтуса и бордюра. При выборе ширины плинтуса, наиболее верным вариантом будет, если его ширина будет поддержана шириной карниза или бордюра: 14см или 8.5 см. Для нас самый подходящий вариант это 8.5 см.

зол сеч-3Сделать комнату ещё уютней и интересней вам поможет зонирование стен гипсовыми зеркалами. Так как вы уже поделили стену бордюром, то от оставшейся большей части стены вы отнимаете высоту карниза. Для того что бы зеркало получилось оптимальной длины, мы отступаем от карниза и бордюра одинаковое расстояние. Это может быть: 22.5, 14, 8.5. В этот раз мы берем 22.5. Отступив, мы получаем длину зеркала. От получившейся точки мы дальше отступаем ширину молдинга: 8.5, 5.5. Мы возьмем 5.5. Для того, чтобы зеркала на стене не смотрелись монотонно, мы решили чередовать их ширину. Чтобы найти ширину зеркала, мы возьмем средние отрезки, такие как: 95.5, 59, 36.5. Мы возьмем отрезки 59 и 95.5 см. Телевизор на одну из стен мы тоже обрамляем зеркалом шириной 154 см.По точно такому же принципу мы можем зонировать и нижнюю часть стены. Отступы от бордюра, карниза и плинтуса должны быть в обязательном порядке одинаковыми. В нашем случае это 14 см. Таким же способом мы получаем длину нижнего зеркала. Его же ширина в классическом варианте не должна отличаться от ширины верхнего. Этот же закон работает и с шириной молдинга.

зол сеч-4В том случае, если Вы захотите завершить углы гипсовых зеркал радиусами, Вы можете рассчитать и их размер. Для этого возьмем ширину наименьшего зеркала и поделив её на два, вычислим меньшую часть у каждой половинки по золотому сечению. То есть:59 см : 2 = 29,5 см29,5 * 0,382 = 11,27Округлив, мы получим 11,3 см – размер радиуса на углах зеркал.

зол сеч-5Завершить Ваш интерьер поможет подходящая по стилю потолочная розетка. Главное правило, которым вы должны руководствоваться при выборе подходящего размера – D розетки должен примерно равняться D люстры. Его можно рассчитать и согласно принципу золотого сечения. Для этого возьмите ширину потолка и последовательно умножьте его на 0,618. Получившееся число и будет являться диаметром Вашей розетки. В нашем случае диаметр составляет 58 см.Применив правила золотого сечения у себя в интерьере, Вы не только добьётесь наиболее приятного и красивого расположения декора, но и сможете организовать наиболее уютное пространство, в котором будет комфортно находиться изо дня в день, все больше проникаясь симпатией к выбранному решению.

 

 

xn----7sbbpcarhlmxh.xn--p1ai

Золотое сечение в дизайне » Графический дизайн для всех

28 Фев 2011 | Автор: admin

zs_leonardoС древних времен художники и архитекторы придавали большое значение выбору пропорций в своих творениях. Одно из самых знаменитых открытий эпохи Возрождения, которое использовалось для этих целей и используется по сей день, — это формула золотого сечения. Давайте посмотрим, как применяется золотое сечение в графическом дизайне.

В чем сущность правила золотого сечения?zs1Золотое сечение — это такое соотношение размеров, когда меньший относится к большему, как больший к сумме большего и меньшего. Математически это выглядит как b:a = a:(a+b).

При этом a=1,62b. Такое соотношение считается самым правильным и объекты, имеющие такие пропорции, воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.

Как применять правило золотого сечения в дизайне?Об этом правиле всегда нужно помнить, разрабатывая дизайн и выбирая размеры макета или страницы. Чаще всего это прямоугольник, и соотношение длин его сторон по правилу золотого сечения должно быть 1:1,62. Для человеческого глаза более приемлема вертикальная ориентация, т.к. в стороны он видит лучше, чем вверх-вниз, и меньше при этом напрягается. Поэтому сжатое в ширину и вытянутое в высоту изображение удобнее для восприятия.

zs2

 

Еще одно применение золотого сечения в графическом дизайне, а также в фотографии, — это расположение предметов в так называемых «зрительных центрах». Схема расположениея зрительных центров по правилу золотого сечения показана на рисунке.

 

Вместо заключенияЭффективный дизайн не должен быть просто симпатичной и яркой картинкой. Человек различает окружающие его предметы по форме. А форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и ощущению красоты, гармонии и комфорта.

*** Приветствуется свободное распространение статьи с обязательным указанием активной ссылки на блог designer31.ru

designer31.ru


Смотрите также

ремонт квартиры