Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Зачем Веб-Дизайнеру Может Потребоваться Логотипная Сетка. Модульная сетка в дизайне интерьера


Модульная сетка в графическом дизайне

Что такое модульная сетка.

Модульная сетка это система построения визуальной информации на основе блоков – модулей.

Модуль.

Основой модульной сетки является модуль. Модуль  происходит от латинского слова modulus – “маленькая мера”. Модулем может выступать любая мера длины, площади или объёма взятая за единицу модульной сетки.

Из истории.

Римский зодчий, Витрувий, в Iвеке до н.э. писал о важности пропорций при построении целого.

Рис.1

Стоит ли говорить о возрасте модульной сетки? Она в буквальном смысле стара как мир. Мы можем видеть пропорциональное модульное деление в древнегреческой архитектуре, когда за основу брался радиус или диаметр колонны и на основе этого деления возводились храмы и сооружения, некоторые из которых сохранились и по сей день.

Для чего нужна модульная сетка.

Модульная сетка позволяет логически структурировать информацию, облегчая тем самым её восприятие. Правильно построенная сетка позволяет легко справиться с вёрсткой как многостраничных изданий так и небольших одностраничных рекламных макетов.

Как правило, ясный и собранный макет оставляет правильное, положительное впечатление. Чёткое и законченное композиционное изложение информации, эстетически более логичное, чем хаотичное. Использование модульной сетки позволяет целиком сосредоточится на информации.

Построение модульной сетки.

Модуль может быть размером в 2 квадратных метра, 3 на 3 миллиметра или 12 на 12 пикселей. Всё зависит от той системы измерений в которой мы его используем.

В веб-дизайне в основном используются модули размером 12, 16 или 24 px. Некоторые рекомендуют брать за основу межстрочное расстояние, что в принципе тоже логично.

Модульные сетки могут быть абсолютно разными. Наиболее примитивной будет сетка состоящая из одинаковых квадратов выстроенных вплотную.

Более сложные модульные сетки используют большее количество элементов. К примеру мы берём за основу модуль Х и получаем сетку с шагом 3Х по горизонтали и 4Х по вертикали. При этом как вертикальные так и горизонтальные блоки разделяются между собой модулем Х.

Это более сложная сетка, но от этого она не менее интересна и вполне функциональна.

Сетку можно построить перед тем как приступить к разработке дизайна, в этом случае мы будем вписывать дизайн в модульную сетку, либо мы можем выровнять наш готовый дизайн по сетке. Оба варианта будут правильны, тут нет каких либо ограничений. Как использовать модульную сетку решаете только вы сами.

Примеры использования модульной сетки.

Прошу обратить внимание на эти два коллажа.

Модульная_сетка_в_графическом_дизайне_modulnaya_setka_v_graficheskom_dizayne_primer

Нетрудно угадать какой вариант вам понравился, мне лично нравиться первый, тот что слева. У него более явная и чёткая структура. Его найдут более интересным и правильным большая часть людей. Несмотря на то что информация содержится одна и та же, подана она по-разному, а поэтому впечатления после увиденного остаются совершенно разные.

Модульная сетка в айдентике.

Использование модульной сетки в айдентике давно уже стало стандартом. Модульное построение используют начиная с разработки визиток и заканчивают разрабатывая билборды. Использование одной и той же модульной сетки в различных рекламных продуктах создаёт ощущение целостности и единства для всего бренда.

Типографская сетка в журналах и газетах

Типографская сетка является скорее разновидностью модульной сетки из-за специфических особенностей типографского дела.

Журналы просто не могут обойтись без сетки. Чёткая и лаконичная структура притягивает взгляд и облегчает чтение больших объёмов информации.

Модульная сетка не является чем-то обязательным и её использование также дело личных предпочтений и вкусов. Использовать её можно по-разному.

На рисунке 5 вы видите отличный пример использования модульной сетки и сознательное нарушение её границ, что в свою очередь смотрится довольно интересно и заметно оживляет весь разворот.

Рис. 5

Модульная_сетка_в_графическом_дизайне_modulnaya_setka_v_graficheskom_dizayne_primer_2

Редакторы газет одни из первых оценили все прелести модульной вёрстки и на протяжении длительного времени облик газеты незначительно изменился. Мы можем взять в руки газету вековой давности и сравнить её с современной, я думаю что общие черты не претерпели сильных изменений.

Модульная сетка в веб-дизайне.

Если взять практически любой известный и популярный сайт, то можно легко обнаружить “следы” модульной сетки.

Модульная сетка для построения логотипа.

Товарные знаки спроектированные при помощи модулей имеют широкое распространение.

Модульная_сетка_в_графическом_дизайне_modulnaya_setka_v_graficheskom_dizayne_primer_logo

Построение модульной сетки в CorelDraw.

Есть несколько вариантов использования сетки в кореле.

Первый это при помощи стандартной сетки. Она отмечена иконкой под номером 1. Нажимая на эту иконку мы активируем сетку. Вы также можете поставить привязку к этой сетке или настроить её по своему желанию.

Модульная_сетка_в_CorelDRAWМодульная_сетка_в_CorelDRAW X7_2

Второй способ это построение сетки при помощи направляющих. Мы можем сделать направляющие видимыми или невидимыми с помощью иконки под номером 2.

 

Пример модульной сетки на основе направляющих в кореле на рисунке 4.

Рис 4.

Модульная_сетка_в_CorelDRAW X7

Здесь модуль размером 5 миллиметров. С помощью него мы построили более сложную сетку.

Вы можете придумать свой способ, главное чтобы он помогал вам в упорядочивании информации.

Использование модульной сетки в AdobePhotoshop.

Аналогично сетка строиться и в фотошопе. Но здесь дизайнеры пошли дальше и сейчас можно скачать различные плагины для построения модульной сетки с заданными параметрами. Это значительно облегчает и упрощает создание лаконичных дизайн-макетов.

Выводы.

Модульная сетка используется повсеместно. Её значение велико, а возможности нельзя недооценивать.

Хотя во многих проектах можно обойтись банальным выравниванием, этот инструмент нужно отнести к разряду обязательных в вашем арсенале, если хотите делать качественный дизайн.

(Visited 4 231 times, 1 visits today)

alexsv.ru

анализ, расчет и построение / Хабр

Intro

Краткая предыстория

Привет, Хабр. Я читаю тебя без малого 10 лет, но ни разу не писал статей. Сначала сказать было нечего, потом — некогда. Но сегодня звёзды сошлись и подвернулась подходящая тема. Модульная сетка.

Казалось бы, набросать сетку — дело пяти минут. Всё разжёвано до нас, и бутстрапы есть на любой вкус, и «Аннушка уже пролила своё масло...». Но на практике у дизайнеров частенько возникают вопросы. Многих вводят в ступор даже небольшие отступления от привычных 12-колоночных сеток, потому что им не до конца понятны принципы построения.

Когда-то эту тему хорошо раскрывал цикл статей Алексея Черенкевича, но тексты пропали из открытого доступа. И хотя их ещё можно найти в архивах, сами тексты за прошедшие годы несколько устарели.

Словом, в очередной раз отвечая на вопрос по модульной сетке и не найдя ни одной подходящей ссылки, решил как-то обобщить в заметке всё, что размазывалось по десяткам комментариев на разных сайтах.

Как работает сетка

Любой макет содержит элементы. И порой их очень много. Между элементами возникают оптические связи и притяжения, которые подчиняются теории близости и, в частности, правилу внешнего и внутреннего.

Сетка помогает соблюдать это правило, не вычисляя каждое расстояние и размер в отдельности. Вы закладываете ключевые закономерности один раз, при построении сетки, а затем просто придерживаетесь их.

В отличие от колоночной, модульная сетка задает вертикальный ритм и основные пропорции элементов, поддерживая их во всем макете. Это удобная, гибкая и довольно простая система. При условии, что вы достаточно вникли в ее принципы.

Чем определяется структура сетки

Модульная сетка строится в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. Грубо говоря, это комбинация колонок и рядов с разлиновкой макета на строки.

Последнее интуитивно понятно всем пожилым аксакалам, которым доводилось с помощью карандаша и линейки сотнями чертить горизонтальные линии на листах для рефератов. Впрочем, не удивлюсь, если студенты делают это до сих пор.

Итак, если вам нужно построить сетку с нуля, вы будете отталкиваться от двух вещей. Во-первых, от контента, который нужно разместить в макете: текстов, иллюстраций, таблиц, перечней, медиафайлов. Во-вторых, от пропорций и площади носителя: бумажного листа, экрана, холста или чего-то более экзотического.

Если контент простой и неизменный, и известен вам заранее, то проще всего будет отталкиваться именно от него. Если же контент сложный и непредсказуемый (например, user-generated — пользовательский), то сетка в большей степени будет определяться форматом носителя и общими принципами типографики и композиции.

Начало построения. Вертикальный ритм

Когда речь идёт о сайтах или печатной продукции, дизайн во многом зависит от типографики и свойств текста. Поэтому построение сетки удобно начинать с вертикального ритма.

В первую очередь вам нужно нащупать два взаимосвязанных ключевых параметра: базовую высоту строки и базовый размер шрифта. Проще говоря (хи-хи), базовые интерлиньяж и кегль. И вот эта простенькая задача постоянно вводит людей в ступор. «Как мне узнать нужную высоту строки?», «А какой шрифт брать?», «А сколько строк нужно делать для буклета? А для визитки?» и т.п.

Вариант «А». Подход «от строки»

Если у вашего носителя фиксированный размер и вам уже известен весь ключевой контент, то интерлиньяж можно прикинуть заранее.

Для этого нужно представить, что каждый элемент дизайна, включая отступы, занимает по высоте некоторое количество абстрактных строк. Потом сложить все строки вместе и разделить на них высоту макета. А затем каждую абстрактную строку разбить на N реальных строк, соответствующих нужному интерлиньяжу — так, чтобы в них адекватно поместился заданный текст.

Простой, но подробный пример с картинкой

Допустим, вам нужно сверстать на листе А4 список лучших работников месяца. Их у вас трое. Для каждого сотрудника вы делаете блок-карточку: слева фото, справа текст. Фотография крупнее, поэтому высота карточки равна ее высоте. Кроме того, на листе нужно разместить шапку с заголовком, а внизу — блок контактной информации [профсоюза гениев].

Вы анализируете задачу и мысленно прикидываете относительные высоты всех элементов. Вы предполагаете, скажем, что будущая шапка по высоте займет примерно половину высоты фотографии. А в подвале окажется много всего, и он получится где-то равным фотографиям по высоте. Плюс-минус лопата. Вы пересчитаете это снова, если понадобится.

Если теперь принять высоту шапки за одну «строку», получится, что весь ваш контент занимает 9 абстрактных «строк». Если вам трудно абстрагироваться от интерлиньяжа, назовите эти «строки» рядами или горизонтальными блоками. Предположим, вы еще захотите добавить по 1/2 строки воздуха перед верхним и нижним краями листа. Итого, ваш макет нужно делить на 10 строк:

image

В результате вы делите ваш носитель (лист A4) по высоте на 10 «строк». Получаются блоки высотой около 3 сантиметров. Очевидно, что это слишком крупная разлиновка, чтобы верстать по ней тексты, контактную информацию и прочие мелочи.

Вы смотрите на свои текстовки и понимаете, что возле каждой фотографии у вас получается описание где-то на 10—12 строчек текста. То есть, каждый блок нужно разделить еще на 5—6 частей. Предположим, вы перестраховываетесь и берете большее значение, чтобы по одной строчке ушло на отступы. Бинго. Теперь ваш макет представляет собой 10 блоков по 6 строк в каждой. То есть 60 строк. С учетом высоты листа (~300 мм), каждая строка получилась высотой ~5мм. Всё, можно прототипировать прототип, а затем дизайнить дизайн.

image

А как же быть с размером шрифта? О, теперь всё очень просто! По всё той же логике «правила внешнего и внутреннего», интерлиньяж должен составлять примерно 150—200% от высоты кегля. То есть размер вашего шрифта будет в 1,5—2 раза меньше высоты строки. А это от 2,5 до 3,3мм. Этот размер несложно подобрать в пунктах или даже просто на глаз.

Подчеркну, что не обязательно вымерять тысячные доли с калькулятором. У вас есть глазомер и чувство пропорции — их должно быть достаточно. И даже если они пока не развиты, спустя сотню-другую макетов вы сможете попадать в сетку пальцем с точностью до 1-2 пикселей, даже при скрытых направляющих и отключенной привязке. И не забывайте, что человеческий глаз воспринимает размеры и расстояния с поправками на физиологию. Поэтому и сама сетка — не догма, а лишь грубое подспорье в расчетах. Последнее слово всегда за оптической компенсацией. К этой теме вернёмся ниже.

Ещё момент. Бывает так, что после всех расчетов выясняется, что шрифт слишком крупный или интерлиньяж слишком мелкий. В этом случае вы либо делаете перерасчет сетки, либо просто используете пропорциональные значения. Как правило, компромиссный вариант — это половинный или полуторный интерлиньяж.

Вариант «Б». Подход «от кегля»

Далеко не всегда у вас будет предсказуемый контент и фиксированный холст. В веб-дизайне вы куда чаще работаете с тотальной неопределенностью.

Иногда это похоже на художественную лепку из соплей. Высота вашего макета условно бесконечная, ширина — плавающая, основной контент пользовательский, встраиваемые виджеты предоставлены артелью «Пупкин и сыновья», а реальные тексты страниц заказчик собирается показать вам где-то примерно за день до запуска сайта. Но это не точно.

В таких условиях, очевидно, нет смысла пытаться определять количество строк. Зато можно танцевать от обратного: от размера шрифта (кегля). И это даже проще.

Всё, что вам нужно, это выбрать для проекта базовый кегль, который будет достаточно крупным, чтобы хорошо читаться, и при этом достаточно компактным, чтобы в строку основных текстовых блоков помещались 7—8 слов. Строго говоря, для русского языка достаточно и 5—6 слов, потому что в среднем у нас, конечно, длиннее и тверже. Но это ориентир, а не догма. Опираться нужно на конкретный макет, конкретный шрифт плюс собственное зрение и опыт.

В общем случае, ваш базовый кегль для десктопных версий сайта окажется в диапазоне от 14 до 22 пикселей. Причем тенденция идёт в сторону укрупнения.

Для педантов отмечу: таки да, для кегля уже изобретены относительные единицы измерения, и это прекрасно. Но если мы углубимся в это здесь, то старость наступит незаметно, и первую сетку наш юный читатель достроит примерно к тому моменту, когда в полной мере прочувствует бесперспективность своих отчислений в пенсионный фонд. Поэтому и здесь, и далее по тексту «px» — простые квадратные пиксели. Без учёта ретин, без учета адаптивностей, а также «без колонок, без усилка и без защиты от дурака, которого ты здесь валяешь». Сразу ответ на частый вопрос: «базовый» не означает «самый мелкий». В любом макете почти всегда будут и менее заметные надписи: сноски, примечания, подстрочники и т.п. Здесь же речь идет о том шрифте, которым вы будете набирать основную массу текста. Вспомните любой текстовый редактор. Вы открываете новый файл и начинаете печатать каким-то «просто шрифтом», лишенным какого-либо специального форматирования — это и есть базовый шрифт, basefont. Если вам нужно сделать надпись помельче, никто не запрещает использовать мелкий кегль, это нормально.

Итак, определились с базовым шрифтом. Что дальше? А дальше — интерлиньяж. По уже упомянутым традициям современной типографики он составит 150—200% от кегля. А иногда и более.

(Подчеркну: речь о современных реалиях. Просьба не попрекать Брингхерстом и другими классиками книжной типографики — они, безусловно, взорвали свой танцпол, но с тех пор мир немного изменился. Те 120—180% всё-таки рассчитывались для книг, да ещё и в латинице).

Таким образом, ваш базовый интерлиньяж почти всегда окажется где-то в диапазоне от 22 до 40 пикселей.

По личному опыту, для простых коммерческих сайтов довольно удобен базовый интерлиньяж 15px. (Подразумевается 30px, но на уровне верстки удобнее сразу работать с половинчатым, т.к. он дает хорошие отступы в 15px и 45px. Важно понять, что в контексте модульной сетки 15 и 30 суть одно и то же — вы просто работаете либо с половинным значением «тридцатки», либо с целым значением «пятнашки»). Хотя при всей любви к классическим модульным сеткам, не отрицаю плюсы той же трендовой 4-пиксельной сетки для UI-дизайна. Сетки разные нужны, сетки разные важны. Это инструмент, а не религия.

Результат по вертикали

Теперь, когда у нас есть базовый интерлиньяж, мы можем разлинеить макет и следовать, наконец-то, вертикальному ритму. Это значит, что каждый элемент дизайна будет занимать по высоте некоторое число строк. С ритмом становится удобно и легко работать. Не нужно вычислять точные значения в пикселях. Вы меряете всё строками. Заголовок первого уровня — 4 строки, иллюстрация — 8 строк, аватар — 3 строки, кнопка — 3 строки, меню — 5 строк, отступ — 1 строка и т.п. (Надеюсь, вы понимаете, что это фигуральный пример, а не рецепт успеха).

К слову, жесткий ритм особенно удобен для верстки с CSS-препроцессорами. Верстальщику достаточно заменить одну переменную с базовым интерлиньяжем, чтобы весь сайт пропорционально уменьшился или увеличился. Это не означает, что на этом его работа закончится, но избавит от тонны рутинных операций по адаптации каждого компонента дизайна в отдельности.

Колонки и межколоночный интервал

От чего зависит число колонок

В первую очередь, от контента. Здесь всё проще, чем с высотой. Если речь идёт о печатной продукции, вы в подавляющем большинстве случаев можете предположить число колонок еще на стадии первых черновиков.

Например, если вы верстаете блок про времена года, вашим магическим числом наверняка будет 4. Вы можете сгруппировать их в один ряд или в два. При этом число колонок получится кратным либо двум, либо четырем. То есть есть смысл опираться на числа 2, 4, 6, 8, 12 или 16.

Усложним. Предположим, под блоком с временами года у вас идёт блок с тремя рекламными объявлениями. Очевидно, для этой части макета удобнее было бы число колонок, кратное трем: 3, 6, 12… Но сетка в 3 колонки явно неудачна для времен года. Поэтому нужно искать для них какой-то общий знаменатель. Предыдущий абзац подсказывает, что вам нужна сетка на 6 или 12 колонок.

*Еще пример. Вам нужно сверстать типовой блок-визитку, состоящий из логотипа/аватара (слева) и контактной информации (справа). Сколько нужно колонок? Давайте прикинем.

Если мы хотим сделать равновесную композицию, то можно обойтись даже двумя колонками. В этом случае выравнивание лого будет центральным, а текст придется размещать на глаз. А можно предположить, что текст по ширине занимает места примерно вдвое больше, чем логотип, и соответственно сделать блок в три колонки. А можно пойти еще дальше и заложить в сетку еще и отступы. Допустим, слева и справа будет поля по 1 колонке, логотип займет 2 колонки, текст 4, плюс 1 колонка отступа между лого и текстом — итого 8 колонок.*

image

Вот таким нехитрым образом вы рассуждаете, продумывая сетку. Если контента много, а глаз не намётан, можно с первого раза пролететь и по мере проработки деталей макета понять, что сетка не годится. Это нормально. Ничего страшного.

Когда речь идёт об отдельно взятом макете, подогнать дизайн под новую сетку нетрудно. Если же проект большой и предполагает изобилие страниц или макетов с единой канвой (сайт, брошюра, книга и т.д.), лучше заложить в сетку некоторый запас прочности и хорошенько протестировать ее со случайным контентом из разных страниц. Запас прочности, как правило, достигается кратным увеличением числа колонок: например, вам сейчас нужно только 3, а вы закладываете 6 или 9.

Отмечу один нюанс. Если вы делаете нечто с выраженной центральной композицией и активно используете горизонтальное выравнивание по центру, выгоднее сделать число колонок нечетным. Это позволит равномернее распределять отступы и контент. Совет касается и внутреннего дробления колонок. В примере выше, если у вас было 3 колонки и вам понадобилось их детализировать, при центральной композиции вы разобьете каждую колонку еще на 3, а вот при симметричной — на 2 или 4. В итоге, в первом случае колонок станет 9, а во втором — 6 или 12.

Почему все любят 12-колоночные сетки

Тут всё просто. Число 12 делится на: 12, 6, 4, 3, 2, 1. Поэтому сетка получается гибкой и позволяет органично верстать блоки почти любого количества или ширины. Более того, отбрасывая по краям макета 1 или 2 колонки в качестве полей, вы получаете в центре блок, который делится ещё и на 10, 5 или 8.

Из личного опыта добавлю, что очень удобно рисовать адаптивные макеты, отталкиваясь от ширины в 1200 пикселей, особенно без межколоночных интервалов. Вы получаете 12 колонок с приятной шириной ровно в 100 пикселей и постоянно оргазмируете от круглых чисел в процессе работы. И когда вам нужно поместить на макет плашку кнопки, вы не тянете границы прямоугольника туда-сюда, а мгновенно и не задумываясь вбиваете размер: 300 на 60 и кликаете на макет. К слову, полезно приучить себя позиционировать элементы не мышкой и стрелками, а вбиванием цифры отступов по иксу и игреку — макеты станут опрятнее.

Если контент не подразумевает верстку встык, бывает удобно сделать 24 колонки и работать с ними так же, как с межколоночным интервалом, просто отступая при необходимости полную колонку в 50px. Это создает вокруг контента достаточно воздуха, и макет смотрится дорого. Если же требуется интервал помельче, берется ровно половина колонки, то есть 25px. Все расчеты на лету, числа удобные.

Межколоночное расстояние (gutter)

Зачем и когда нужно делать отступы между колонками?

Мы не всегда делаем мозаику. Чаще всего контент не верстается встык — между двумя блоками должно быть какое-то расстояние, чтобы они не слиплись и не перекрыли друг друга.

Кроме того, для снятия нагрузки с глаза зрителя бывает нужен воздух, белое пространство. Когда в макете мало места и много информации (в газете, например), увеличение межколоночного интервала становится практически единственным способом хоть как-то размежевать текстово-графическую кашу.

В большинстве случаев, межколоночный интервал значительно меньше ширины колонки. Его размер тоже определяется особенностями контента. Если вы верстаете интерфейс, где много классических элементов управления, узкое межколоночное расстояние служит удобным разделителем. Например, между поисковой строкой и кнопкой, или между чекбоксом и его лейблом. (Хотя в целом здесь есть смысл подумать о «квадратной» сетке: 4px или иной, вообще без всяких колонок, и для этого тоже есть причины). Если же вы верстаете страницу с крупными текстовыми блоками, организованными всего в 2—3 колонки, то межколоночное расстояние имеет смысл сделать большим, чтобы дать контенту максимум воздуха.

Как уже говорилось выше, из личного опыта, очень многие вещи можно сверстать с нулевым межколоночным расстоянием при большом числе колонок. В этом случае за отступ принимается ширина целой колонки и все маргиналии получаются крупными, характерными для «благородной» типографики.

Только пусть вас не подкупает приятное слово «благородный» — в коммерческом сегменте такой дизайн не всегда хорош. В целом, чем активнее и агрессивнее схема продаж, чем голоднее и злее маркетологи заказчика, тем плотнее будет верстка и тем меньше там останется воздуха. Предельный (или, скорее, запредельный) случай — газеты бесплатных объявлений а ля «Из рук в руки», где занятая площадь напрямую определяет заработок. Разумеется, там не нужны эстетические изыски с гигантскими полями. С тем же успехом можно просто залезть в карман учредителю и позаимствовать оттуда пару сотен долларов до следующей зимы. Разницы никакой, а согласовывать меньше.

Модуль

Собственно, вот таким непростым путём мы с вами добрались до определяющего понятия «модуль», в честь которого и названа модульная сетка. Обычно с него начинают, но судя по вопросам дизайнеров, такой подход не работает. Так что же это вообще такое и зачем оно нужно?

image

По сути, это просто пропорция. Ширина модуля равна ширине колонки, а высота — нескольким строкам. Скольким именно? Зависит от вашего дизайна и от эффекта, которого вы хотите добиться.

*Несколько лет назад мне довелось делать сайт, посвященный пилонам — шестам для танцев. Естественно, модуль там был сильно вытянут по вертикали. Я использовал соотношение ширины и высоты почти 1:3. Во-первых, потому что подавляющее большинство иллюстраций было портретной ориентации и тоже вытянуто. Во-вторых, потому что сам продукт и весь стиль предполагал некоторую долю фаллической символики. Модуль определяется и контентом, и композицией, и стилем.

Если вы делаете нечто «стабильное», то наоборот: есть смысл подумать о модуле, чуть вытянутом по горизонтали. Если же вы верстаете огромную длинную таблицу, которая служит основным контентом в макете, то очевидно, что за модуль нужно принимать одну или две базовых строки этой самой таблицы. Словом, думайте.*

В принципе, никто не мешает вам строить и более сложные сетки. В них, например, могут чередоваться модули разной высоты. Главное, чтобы в этом была какая-то логика и закономерность, сохраняющая вертикальный ритм.

Допустим, вы делаете портал. У вас есть меню высотой в 3 строки, затем следует баннер главной новости высотой в 9 строк, затем ряд каких-то цифр (курсов валют, погоды и др) в 3 строки, затем ряд из нескольких новостей второго плана на 9 строк. То есть весь контент чередуется: 3-9-3-9-3-9-3… На практике этот прием редко оправдан, он не очень-то гибок. Но стоит держать в голове, что ритм может быть сложным.

Сетка в сетке

Да, бывает и такое. Когда проект сложный и многокомпонентный, вы можете использовать несколько вложенных сеток. Простейший пример: общая раскладка макета (layout) использует гигантские колонки с крупным текстом, а внутри одной из них лежит форма калькулятора с кучей элементов управления, сверстанных по квадратной сетке в 4px. В этом нет ничего особенно криминального.

Более того, когда речь идёт о сайтах, часть вашего контента может быть вообще посторонней и встраиваемой: плееры, онлайн-карты, виджеты, платежные фреймы и т.д. Миллион вариантов. У этих элементов будут свои внутренние сетки, которые вы не контролируете. И это тоже нормально.

Что вы можете сделать, так это соблюсти правило внутреннего и внешнего для контейнеров, содержащих эти блоки. Конкретнее, дать вокруг достаточно воздуха (в том числе и по вертикали), чтобы они не лепились к остальному контенту, выглядели обособленно и не перетягивали посторонние элементы в свою визуальную зону. Все расстояния и пропорции в вашем макете относительны, поэтому, грубо говоря, вы можете сбалансировать чужой контент «снаружи» почти с тем же успехом, как если бы меняли размеры его содержимого «внутри».

Оптическая компенсация

Дизайнерам-перфекционистам бывает трудно понять этот момент. Сетка — это просто методология для упрощения расчетов. Это не символ веры, не закон мироздания, и не панацея. Более того, математические пропорции по чисто физиологическим причинам не являются идеальными для человеческого восприятия. Сетка не учитывает возникновение оптических иллюзий и искажений.

Поэтому, если ваш глаз сообщает вам, что какой-то элемент нужно сдвинуть на пару пикселей правее направляющей сетки, вы можете сделать это. (Не факт, что верстальщик заметит и сохранит ваш оптический костыль, но всё же).

Отдельный важный момент: элементы в сетке выравниваются по визуальной массе, а не по габаритным границам. Это значит, что (в идеале) круг, выровненный по левому полю, почти всегда окажется на несколько пикселей левее квадрата, который выровнен по тому же полю. А мелкий подстрочник под крупным заголовком почти всегда нужно смещать вправо, потому что оптически левый край первой буквы заголовка окажется правее, чем «по расчетам». Это частности оптической компенсации.

Таких тонкостей довольно много. Но важно понимать, что в случае с веб-дизайном вы почти никогда не получите идеальную картинку. Веб-верстка зачастую формализована, она опирается на формульные зависимости фреймворков, чтобы гибко адаптироваться под разные устройства и платформы. И адекватно масштабировать ваше 3-пиксельное смещение заголовка с учетом всех особенностей сглаживания, антиалиасинга и прочих ругательных слов практически невозможно. Это нужно воспринимать философски.

Резюме

Пожалуй, изя всё. Текст и без того объемный, особые выводы не нужны: тут либо вникать, либо нет. В любом случае, спасибо за ваше внимание и интерес к основам дизайна и типографики. Успехов.

habr.com

Что такое модульная сетка и для чего она нужна в веб-дизайне

Все, что окружает нас, имеет свои пропорции. Еще в детстве мультик «38 попугаев» научил нас тому, что все можно поделить на части, равные друг другу (длина удава состояла из 38 попугаев). Также все мы знаем о том, что рост человека равняется семи его головам, сантиметр состоит из десяти миллиметров, метр из ста сантиметров и так далее. Таким образом, попугай из мультика, голова человека, миллиметр и сантиметр — это модули.

38.a.vdrug.poluchitsya.0-03-55

Из всего этого мы можем понять, что модуль — это условная единица, шаг в ритме сетки. А сама сетка являет собой систему пропорций.

Чем же нам поможет эта модульная сетка? Во-первых, она ускорит работу, потому что нам не придется тратить массу времени на попытки гармонично расставить все элементы. Во-вторых, с помощью сетки мы сможем понять, какой кегль нам нужно применить и каких размеров должен быть каждый блок. В целом, модульная сетка является каркасом, который значительно облегчает построение сайта.

post-12500-0-03205500-1331899820

Давайте же рассмотрим, какими бывают сетки. 

1. Самый простой тип — блочная сетка. То есть, она делает грубую разметку, разделяя площадь на блоки.

redmarketing_modulnyie-setki-v-veb-dizajne_04

Блочная сетка

2. Сетка, разделенная на колонки.

Сетка, разделенная на колонки

Сетка, разделенная на колонки

3. Модульная же сетка имеет не только вертикальное членение, но и горизонтальное. Таким образом, то, что получается на пересечениях прямых, и есть модуль.

Модульная сетка

Модульная сетка

4. Также есть иерархическая сетка, блоки в которой размещаются интуитивно и не поддаются никаким закономерностям.

Иерархическая сетка

Иерархическая сетка

Итак, как же создать модульную сетку.  

1. Для начала нам нужно понять, какую функцию должен будет выполнять наш сайт, выявляем его структуру и состав страниц. Затем определяем, какие страницы будут самыми важными, с них и начнется работа. Для них мы сформируем список функциональности и рассортируем его по приоритетам.

Мы должны описать каждый блок функциональности и детализировать его до мелочей. В итоге должен получиться список, в котором по уровням расписываются блоки и их элементы. Таким образом, у нас теперь есть пазлы, высыпанные из коробки, и нам осталось только собрать их в целостную картину.

2. Далее нам нужно сделать эскиз, в котором мы схематически изобразим все, что есть в нашем списке. Эскиз нужен для того, чтобы впоследствии мы смогли понять размеры модулей и составить сетку.

3. Построение сетки начинаем с определения размеров рабочей области. Затем нам нужно сделать шрифтовую сетку. Для этого выбираем высоту строки, которая должна быть единой для всего макета. В элементах, которые имеют кегль отличный от кегля основного текста, междустрочный пробел должен быть кратным нашей высоте строки.

Таким образом, мы получаем основание нашей будущей сетки. На это основание будет опираться весь текст.

Screenshot_1

4. Теперь нам нужно решить, какой ширины будет наш модуль. Здесь мы можем оттолкнуться от ширины какого-либо постоянного элемента. Если же у вас есть задача разместить по ширине страницы какие-то одинаковые элементы, то все становится еще проще, ведь вы уже знаете ее размеры.

Для удобства нам нужно определить, каким будет расстояние между модулями. Оно должно быть равно минимум одной высоте строки из прошлого пункта.

Есть один нюанс — нужно правильно выбрать размеры модуля, ведь если они будут слишком большими, то пропадет гибкость сетки, а если же они будут мелкими, то сетка просто потеряется.

Screenshot_2

5. Горизонтальное членение сделать достаточно просто. Его высота должна быть кратна высоте нашей строки. А уж сколько строк вы вставите в одно членение — это уже зависит от вашего эскиза.

Screenshot_3

6. Теперь осталось только объединить модули в регионы и создать композицию.

Screenshot_4

Конечно, модульная сетка весьма помогает в построении сайта, но если композиция будет выглядеть лучше без нее, то никто не вправе вам запретить ее «сломать». Все таки человеческий глаз иногда воспринимает графическую информацию не такой, какой она является на самом деле.

056efbce396723d6d81a137c82b19e5e

Для облегчения ваших поисков инструментов построения сеток вот вам несколько ссылок:

1. Guide Guide и GridMaker — плагины для Photoshop.

2. Grid System Generator, Modular Grid Pattern и 960 Grid System - онлайн инструменты, с помощью которых вы можете скачать уже готовую сетку нужных вам размеров.

3. Gridpak — позволяет создать сетку для адаптивного сайта.

<p style="text-align: center">Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p> comments powered by HyperComments comments powered by HyperComments

say-hi.me

Модульная сетка в веб-дизайне с примером

Приветствую Вас друзья.

Наконец я добрался и до сайта все как-то времени маловато, вот решил написать статью на тему модульных сеток в веб-дизайне, может, кому информация будет полезна и интересна. Модульная сетка это очень полезный инструмент для веб-дизайнера, и многие начинающие пренебрегают им почему-то, а зря.

Постараюсь в сегодняшнем материале рассказать о том, что такое модульная сетка, какие задачи она выполняет, как ее можно построить самому, а также покажу пример создания макета дизайна сайта на ее примере.

В качестве примера я создал несложный макет дизайна блога. Конечно же, рассматривать все мелочи создания дизайна в рамках этой статьи я не буду, покажу лишь общий принцип как можно использовать сетку для создания дизайна сайта.

модульная сетка в веб-дизайне

Что такое модульная сетка?

Модульная сетка — это система модульной верстки, которая представляет собой сетку с вертикальным и горизонтальным ритмом, пересечения ритмов образуют модули. Таким образом, вся сетка состоит из таких модулей отсюда и появилось ее название.

Модулем можно назвать единицу измерения, создаваемую для придания соразмерности и пропорциональности.

Наверное, слишком заумно написал. Попробую объяснить простым языком, в нашем мире достаточно много примеров модульных сеток, к примеру, кирпичная стена в полкирпича она как раз будет модульной сеткой, а кирпич будет модулем.

Плитка в ванной комнате, тоже, вся стена модульная сетка (при условии, что вся плитка одного размера), а одна плитка это модуль или единица измерения как в нашем случае.

Думаю так более понятно, итак идем дальше, давайте определимся, для чего нам необходима сетка.

Для чего нужна сетка, и какие задачи она выполняет?

Сетка необходима для быстрой разработки макета, прототипа, дизайна сайта или приложения. Она значительно экономит время на разработку, структурирование, шаблонизирование макета. Убирает необходимость рутинной работы по позиционированию и выравниванию блоков дизайна. Упрощает работу как дизайнеру, верстальщику так и команде разработчиков в целом.

  • Ускоряет процесс разработки. Нам требуется гораздо меньше времени на подборку места для блоков в макете.
  • Помогает в позиционирование. Все элементы выравниваются относительно друг друга по сетке, и позиционирование занимает минимум времени.
  • Позволяет шаблонизировать. Разработав модульную сетку, мы создаем шаблонную основу для всего проекта, как при разработке, так и для решений на будущее. А также предоставляем возможности быстрой модификации.
  • Исключает ошибки. Сетка позволяет избежать ряда самых обычных ошибок с позиционированием, структурированием, размерами и отступами между блоков.
  • Является единой системой пропорций. Благодаря модулям все элементы в макете пропорциональны и соизмеримы между собой.
  • Структурирует и упорядочивает. Благодаря модульной сетке макет становится более структурированный и упорядоченный, дизайн воспринимается более комфортным.
  • Приводит к более эстетичному виду. Четкая и логическая структура получаемого сайта придает более эстетичный вид.
  • Помогает в дальнейшей разработке другим участникам проекта. Дизайн, построенный посредством модульной системы верстки, верстать значительно легче, нежели макет, построенный без сетки. Сетка дает верстальщику стандартизацию решений, ускоряет процесс верстки. Позволяет легче работать большой команде над масштабными проектами. А так же позволяет гораздо быстрее разобраться в макете новым разработчикам участникам проекта. Что в свою очередь приводит к получению более целостного результата работы.

Строим модульную сетку

Первым делом перед началом создания модульной сетки нам необходимо определиться с размерами макета будущего сайта. Определяемся, под какое минимальное разрешение мы создаем макет.

Минимальным разрешением чаще всего принимаются разрешения монитора в 1024х768 и 1280х720 пикселей. Конечно, могут быть выбраны и другие разрешения, все как всегда зависит от стоящей перед Вами задачи. Исходя из этих параметров, нам и придется создавать размеры макета сайта. Из них нам наиболее важна ширина, так как она зачастую фиксирована у сайтов, а высота наоборот варьирует из-за наполнения сайта.

В данном случае я создам холст с шириной в 1000 пикселей под минимальное разрешение в 1024х768 пикселей. Контентную часть сделаю в 960 пикселей, по 20 пикселей отступы по краям (ширина наших полей).

размер холста

Создаем шрифтовую сетку

Первым делом мы создаем шрифтовую сетку. Выбираем одну высоту строки для всего макета сайта. Разлиновываем его как тетрадь в пропись, на которой у нас будут располагаться все тексты, списки, иллюстрации, заголовки, абзацы и прочие плашки. Высоту строки я создаю обычно в 18 пикселей, но может быть и другой размер все зависит от выбранного кегля и шрифта.

Межстрочный интервал ( в css line‑height) можно рассчитать двумя способами:

  1. Размер основного шрифта для контента (16пт.) / 2 + размер основного шрифта для контента (16пт.) = 24пт.
  2. Размер основного шрифта для контента (16пт.) x 1.5 = 24пт.

шрифтовая сетка

Строим вертикальное членение или колоночную сетку

Теперь самое интересное, нам необходимо создать колоночную сетку. Ширина колонки определяет ширину нашего модуля. Итак, нам необходимо определить эту самую ширину, как это можно сделать.

  1. Если на сайте планируется присутствие блока с постоянной величиной (баннера, видео, иллюстрации и т.д.). Эти блоки имеют фиксированные размеры и зачастую включают в себя несколько модулей. Таким образом, зная их размер, мы можем с легкостью определить ширину модуля, достаточно понимать, что блок должен находиться в пределах ширины модулей.
  2. Второй способ это когда у Вас есть конкретные задачи, на которые можно опираться. Например, по задаче стоит расположить в линию на всю ширину тела сайта определенное количество блоков, скажем 6. Тогда, зная этот параметр, мы можем прикинуть, что один такой блок включает в себя два модуля по ширине. Соответственно нам подойдет 12 колоночная сетка.

Дополнительно нам необходимо определить расстояние между модулями или колонками. Я в основном использую размер строки шрифтовой сетки, в данном случае это 18 пикселей.

Таким образом, у нас получается ширина модуля равная 63,5 округлим до 63 пикселей. У нас остается по 0,5 пикселей на каждый модуль их у нас 12 итого 6 пикселей, раскидаем их на поля по 3 пикселя, тем самым наши поля увеличатся и станут равные 23 пикселям, а не 20, соответственно и контентная часть станет равная 954 пикс.

Примечание: количество колонок зависит от потребностей и задач и может отличаться. Однако стоит учесть такой факт, что удобнее работать с модулями средних размеров, нежели крупных или мелких. Крупные модули, получаются громоздкими и менее гибкими в обращение, а мелкие очень сильно рассеиваются и теряются, отчего также становится неудобными в работе.

колоночная сетка

Делаем горизонтальное членение

Тут все просто берем несколько строк и объединяем их в одну линию, далее пропускаем одну строчку и снова объединяем несколько строк. В нашем случае я буду объединять по три. Все линии создаются в полупрозрачном виде, тем самым в местах их пересечения образуются квадраты, которые и будут нашими модулями. Вот в принципе и все модульная сетка создана.

модульная сетка

Создаем прототип макета

Теперь на небольшом примере я покажу, как эту сетку можно использовать. Очень часто рисую первым делом эскиз на бумаге, так просто получается быстрее набросать варианты исходя из поставленной задачи, а когда уже есть некая структура, переношу ее на сетку, делаю прототип сайта. Создавая прототип, где необходимо объединяю по несколько модулей в регионы и накидываю плашками все блоки.

прототип сайта

Оформляем, детализируем, прорабатываем

Имея прототип с легкостью можно представить структуру дизайна, блоков сайта. Можно прикинуть удобство, юзабилити, и если необходимо быстро подправить. Далее после того как прототип нас устраивает полностью, можно переходить к отрисовке самого дизайна, прорисовке деталей.

дизайн сайта с модульной сеткой

А вот так макет выглядит уже без модульной сетки в итоге после всей проделанной работы.

дизайн сайта

Макет делался исключительно для данной статьи. Для того чтобы показать на примере, как использовать модульную сетку в веб-дизайне. Хочется заметить, что сетку можно использовать в комплексе с направляющими, данный метод еще более эффективен.

И в заключение хочу сказать, использовать сетки в своих работах или нет дело Ваше, я лишь немного хотел рассказать об этом инструменте веб-дизайнера, который мне очень помогает в работе.

Ниже можно ознакомиться с пошаговым процессом создания дизайна от прототипа до готового макета сайта из этой статьи.

Видео процесс по созданию дизайна сайта с использованием модульной сетки:

fotodizart.ru

Модульная сетка: инструмент грамотного дизайна

Что такое модульная сетка?

Это невидимый скелет вашего дизайна – система горизонтальных и вертикальных (а порой еще диагональных и дуговых) направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.

Какая от нее польза?

Во-первых, модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, будь то бланк, визитка, постер, книга, сайт, интерьер, сохраняя во всех его элементах единство стиля.

А во-вторых, заметно ускоряет выполнение заказа, ведь, согласитесь, работать по шаблону гораздо легче, чем всякий раз заново изобретать велосипед.

Человек издавна пытался понять природу красоты, "разложить" ее на отдельные составные части, "поверить гармонию алгеброй". Древнейший пример использования модульной сетки – средневековый канон, которым пользовались переписчики книг при разметке книжных страниц.

Разворот латинского манускрипта. 1555

Основы же современного модульного проектирования были заложены конструктивистами 1920-х годов.

Обложка журнала. Дизайн Эль Лисицкого. 1922

Постер. Дизайн Герберта Байера. 1926

Однако не сразу их абстрактные построения были осознаны как метод со своей системой правил и закономерностей. Лишь в 1940 году швейцарский дизайнер Макс Билл впервые применил в книжном оформлении модульную сетку.

Книжный переплет. Дизайн Макса Билла. 1944

Постер. Дизайн Макса Билла. 1945

В 1961 году его соотечественник Йозеф Мюллер-Брокман ввел в употребление первые термины модульного подхода к дизайну и опубликовал 28 примеров разработанных им самим сеток. Именно швейцарская школа дизайна, предельно функциональная и лапидарная, усовершенствовала и подарила миру этот инструмент – модульную сетку.

Сетка и книжные страницы. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана

Постер. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана. 1959

Постер. Дизайн Йозефа Мюллера-Брокмана. 1972

Надо сказать, что российские дизайнеры не намного отстали в модульном проектировании от своих западных коллег. Уже в 1960-е годы в Советском Союзе появилась группа единомышленников, использовавших принципы строгого конструирования печатных изданий (впоследствии Сергей Серов в шутку назвал эту школу "советской Швейцарией"). У истоков отечественного модульного подхода к дизайну стояли такие признанные сегодня авторитеты, как Максим Жуков, Михаил Аникст и Аркадий Троянкер.

Книжный переплет. Дизайн Максима Жукова и Аркадия Троянкера. 1970

Книжный разворот. Дизайн Михаила Аникста. 1979

Суперобложка. Дизайн Максима Жукова. 1977

Всего за пару десятилетий был накоплен уникальный опыт и созданы шедевры графического дизайна. Несмотря на это, сегодня, как и 30-40 лет назад, модульную сетку в нашей стране, похоже, по-прежнему продвигают только энтузиасты-одиночки 

Обложка буклета. Дизайн Евгения Григорьева. Санкт-Петербург, 2009

Приведем несколько примеров модульного подхода к дизайну из портфолио нашего издательства.

Для каталога художника Евгения Журова был выбран классический книжный формат in quarto с соотношением сторон 3 к 4. Эти пропорции и легли в основу модульной сетки.

Для того чтобы сориентировать на развороте изображения картин, была выделена горизонтальная линия, делящая страницу по вертикали в соотношении 1 к 3. При макетировании каждое изображение располагалось так, чтобы и оно делилось этой линией по вертикали в том же соотношении.

Подобный прием позволил легко и гармонично совмещать друг с другом любые по формату картины – как панорамные, вытянутые по горизонтали, так и высокие, вытянутые по вертикали. При перелистывании каталога живописный ряд приобретает живой, пульсирующий ритм.

Надо ли говорить, что композиции титульного листа и шмуцтитулов, набор вступительной статьи и выходных данных, положение колонцифр на внешних полях страниц также выстраивались с учетом этой горизонтали.

Добавим лишь, что подписи к картинам, напротив, были намеренно сделаны статичными. Они разместились в строго определенных местах и живут как бы отдельно, ничем не отвлекая внимание зрителя от изображений.

Внешний вид нашего тематического календарного каталога был подсказан самим материалом. Этот каталог предназначается для той категории клиентов, которые хотят заказать корпоративный календарь. Каждая тема представлена 12-ю изображениями (по количеству месяцев в году) и помещается на отдельном развороте. Модульная сетка брошюры получилась настолько простая, ясная и открытая, что нет необходимости приводить ее здесь отдельно.

Дизайн открыток из набора "Династия Романовых" (Музеи Московского Кремля), несмотря на ярко выраженную асимметричную композицию, полностью был построен на последовательном делении плоскости по золотому сечению. Совмещение классических, проверенных временем принципов с современными тенденциями порой может привести к интересному результату.

Модульное конструирование просто незаменимо при оформлении серийных изданий. Единожды выстроенная, но хорошо продуманная сетка сильно облегчит работу над новыми выпусками книги, журнала, буклета, газеты. Свободно меняя текст, изображения, цвет, можно без труда получить легко узнаваемый и точно опознаваемый дизайн внутри одной серии.

Необходимо, однако, помнить, что применение модульной сетки не является стопроцентной гарантией удачного дизайна. По одному и тому же шаблону можно создать как произведение искусства, так и посредственную поделку. Каким бы точным, тонким и универсальным инструментом ни была модульная сетка, это всего лишь инструмент, который останется мертвым без фантазии и творческого подхода.

Кроме того, приступая к модульному конструированию, дизайнеру нелишне иметь хотя бы общие представления о пропорциях, форме, цвете, контрасте, ритме…

Но об этом – в следующих наших статьях.

Литература для самообразования: 1. Лаптев В. Модульные сетки: Проектирование многополосных изданий. М.: РИП-холдинг, 2007. 2. Самара Т. Создавая и ломая сетку. М.: РИП-холдинг, 2005. 3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг. М.: Книга, 1984. 4. Bosshard H. R. Der typografische Raster. Z?rich: Niggli, 2000. 5. Elam K., Elsener R. Gestaltungsraster: Ordnungssysteme f?r Schrift. New York: Princeton Architectural Press, 2006. 6. Miller-Brockmann J. Grid systems in graphic designs. Z?rich: Niggli, 1981.

vlasta-print.ru

Зачем Веб-Дизайнеру Может Потребоваться Логотипная Сетка

Идея логотипа часто приходит из фантазии и карандаша в руке, а не от поразительно большого количества направляющих, сеток и красивых кругов. Грэм Смит, дизайнер The Logo Smith

Все дизайнеры работают по-своему: кто-то постоянно все вымеряет по линейке, кто-то долго ищет вдохновение, кто-то даже умудряется найти другого дизайнера, чтобы тот всё сделал за него и прочее, и прочее. Но одно у них остается неизменным – использование модульных сеток. Оно и понятно, в принципе, до банальности, без модульной сетки сделать дизайн сайта выровненным невозможно. То подписи будут на разной высоте, то блоки, линии и прочее.

Между тем, многие дизайнеры используют также и модульную сетку при работе с логотипами. И, казалось бы, что в ней-то может быть особенного, достаточно-то нарисовать пару направляющих, а потом нарисовать/написать то, что задумано. Но зачастую логотипная сетка востребована при работе с экстремальными размерами, то есть слишком малыми или слишком большими. Никто не спорит о том, что можно придумать графический объект, сделать надпись и логотип готов. Но начиная располагать элементы по сетке, вымеряя углы и радиусы, можно заметить насколько рисунок преображается эстетически, целенаправленно, создавая, тем самым, визуальную гармонию.

В этом материале мы уделим внимание именно логотипной сетке и развеем миф о том, что ею мало кто пользуется, даже из ведущих веб-дизайнеров. Также мы посмотрим на то, как создавались известные во всем мире логотипы крупных компаний и соцмедиа проектов. И подумаем, а прав ли был Грэм Смит в своем утверждении или все же в чем-то он заблуждается.

Персональная модульная сетка для логотипа

Основное назначение логотипной сетки – помощь в создании геометрически правильных форм. Ее также называют иногда строительным справочником для логотипа. Но что особенного в ней – для каждого проекта она своя. То есть дизайнер не может использовать какие-то общие сетки, заранее созданные, и на них выкладывать фигуры или выписывать буквы. Это в веб-дизайне при проектировании страниц используются стандартные сетки с четко заданными параметрами (три колонки, отступы между секциями, количество строк и пр.). С логотипами иначе. Логотипы в большинстве не могут повторять структурность друг друга в отличие от страниц сайтов. Именно поэтому логотипные модульные сетки используют персональный математический подход (расчет).

Тем не менее, все сетки можно разделить  на разные типы, которые все равно отталкиваются от стандартной квадратной формы. И что вам, читатели, первое приходит на ум? Школьная тетрадка в клеточку. Да, это и есть основа любой модульной сетки, и логотипной тоже. Но дальше логотипная сетка может быть расширена и улучшена для функциональности.

Одновременно с этим другие веб-мастера используют круговую сетку на основе окружностей. Тогда в основе их творчества находится поиск и использования «золотого сечения», правильный подбор и расположение элементов, которые в своем пересечении создают новые образы. Мы об этом подробнее чуть ниже поговорим, но это похоже на ту графическую абстракцию, что мы создавали с вами в прошлый четверг. Некоторые же веб-дизайнеры используют комбинированную или воздушную сетку, которая невидима по факту, но определяет линию высоты, пробелы и расстояния между элементами. Более в такой сетке ничего нет.

 

Итак, подводя небольшой итог: логотипная сетка может быть квадратной или в клеточку, состоящей из окружностей или иметь только пару направляющих.  Какую выбирать именно вам, зависит от того, какой логотип вы думаете создать. Создайте рисунок-макет от руки на листочке бумаги, разделите рисунок на составляющие части и подумайте, где именно требуется вымерять расстояние и углы. Тогда и сетка у вас начнет появляться на том же листке.  Уже потом проще перенести рабочий набросок в Photoshop/Illustrator и продолжить более кропотливую и ювелирную работу.

Общая сетка для всех

Сетка, в своем понятии, является самым обычным инструментом, что используется в разных аспектах дизайна, связанных с печатью и интернетом. Существует очень старая и давно проверенная временем концепция сетки (клеточки), а также и новые вариации, придуманные современными мастерами. То есть, создавая собственную стеку под каждый конкретный логотип, вы создаете пользовательский инструмент.

Но между тем, почти всегда мы используем стандартный стиль сетки в любом дизайнерском искусстве, даже в архитектуре и при работе с чертежами. Это, например, создание фотокадра, полотна, рисунка по «правилу третей» (упрощенное золотое сечение, подробнее в Википедии). Если вы когда-нибудь включали сетку на фотоаппарате для выравнивания, то поймете, о чем идет речь. Также и «золотое сечение», и границы сетки (большой квадрат) или отдельные столбцы/строки.

Слева без правила третей, справа – с правилом.

Именно эти сетки лежат и в основе веб-дизайна, и в работах с макетами страниц сайта. И что занятно, но сетки от вашего веб-дизайна вы тоже можете использовать для работы с логотипами, поскольку можно создать графику и большого размера, а затем равномерно уменьшить. Другое дело, что не каждая модульная сетка может оказаться удобной.

Модульная сетка не всегда нужна логотипам

Но существуют моменты, когда использование сетки крайне неуместно. Причина тому – геометрические формы не представляют собой четкие прямоугольники или рекламные баннеры. Напротив, они обильно сочетаются с кривыми, гибкими и плавными линиями, отрезками. Тогда стараются ограничиться несколькими направляющими. Так как для кривых одни измерения, для четкой геометрии – другие. Пример ниже наглядно показывает известный логотип торговой марки, для которого модульная сетка будет излишней. Вся гармония и сочетание элементов базируется на размерах, углах, пересечениях.

 

Все вопросы об использовании логотипной сетки

Существует очень много вариантов создания логотипной сетки для одного конкретного логотипа. Но тот тип, на котором вы решите остановить свой выбор, зависит обычно от проекта в целом и от того, насколько вам вообще будет удобно работать с выбранной сеткой. Подумайте над комфортностью работы, над возможностью или необходимостью разбивать сетку, над стилями и формами, что присутствуют в вашем прототипе логотипа, нужны ли их вымерять по сетке.

С течением времени дизайнеры подбирают удобные стили, вариации сеток, придумывают собственные. Но это приходит не сразу, а с опытом, с практикой. И да, работа с сеткой выглядит сложной и одновременно интересной. Можно за сутки быстро нацарапать на холсте логотип и сказать: «вуа-ля, все готово», а можно рассмотреть тот же проект, но с использованием сетки. И вот почему:

  • Сетки могут помочь создать фокус и сочетание форм и элементов.
  • На сетке проще создать простые формы, вневременные. Логотипы Apple, Braun, Shell, Bing состоят из невероятно простых геометрических форм, классических и узнаваемых. Но при этом сами логотипы выглядят невероятно красивыми и креативными.

 

  • Сетка позволяет создавать универсальные логотипы. Подумайте о принципах проектирования. Возьмем значок bing. Он начинается с сетки и ею он и заканчивается.

  • Сетки дают дизайнерам большую гибкость, вариативность рисования, перемещения линий и форм. Пример из практики. Вы создаете логотип из нескольких квадратов и для удобства вырезали их из бумаги. Вы можете просто перемещать их на столе и выкладывать, но можете делать это в Photoshop’е и выравнивать по сетке. Сетка позволит вам найти те варианты, что могут стать более интересными и гармоничными в отличие от первоначального макета.
  • И именно поэтому игра с пространством, тоже удобнее становится, если есть стека.
  • Сетка может вами и не использоваться фактически, но вся ваша работа и восприятие пользователей все равно будет основано на концепции применения логотипной сетки. Это «правило третей». Когда мы смотрим на кадр, мы не видим сетку, по которой создана композиция. Но сцена имеет четкое распределение объектов по столбцам и линиям.

Логотипные сетки – зло

Одновременно с тем, как мы «превозносим» использование логотипной модульной сетки, заметим, что часто дизайнеры сами отказываются от нее. Они не видят в ней смысла, или… смеются… над теми, кто её использует. В действительности веб-мастера неглупы и объяснить все это можно несколькими фактами:

  • Использование сетки дает дизайнерам чувство «скованности» в некоторые рамки, формы; будто у них отняли свободу творчества. Соответственно, их логотипы могут получиться не такими уж хорошими, как если бы они работали без сетки, «на глазок».
  • И тут как раз мы и обратим внимание на логотипы, что создаются без сетки как таковой. Они создаются по принципу «золотого сечения», из пересечения отдельных форм. Наглядным и прекрасным примером служат работы дизайнера Тома Андерса Уоткинса, который создает рисунки животных для логотипов, клипартов из пересечения окружностей. Невероятно красиво, воздушно, универсально.

  • Создавать логотипные сетки сложно, трудоемко, кропотливо, долго по времени. А если вы вообще не знакомы с сетками, то обучение может стать непосильной задачей.
  • Нужно любить математику, иначе в ней можно увязнуть. Точнее, в расчётах и вычислениях. Итог: вместо логотипа, рисунка вы создадите геометрический набросок.
  • Использование сетки не подразумевает, что всегда и везде нужно строго все делать по ней. Очень часто её приходится разбивать. Проектировщики же могут попросту «не видеть», не осознавать, когда нужно разбить сетку и где именно.

 

Вы используете логотипную сетку?

А что ответит каждый из вас на этот вопрос? По-разному. Кто-то и вообще не увлекается логотипами, а занимается только сайтами. Но и для них  модульные сетки, тем более, обязательны. С другой стороны, куда проще создать на бумаге набросок, сделать схему логотипа и затем разложить все элементы схемы на сетке. Таким образом, можно получить представление о том, как «звучит» структура логотипа, как можно ее изменить, чего лучше избегать.

Портфолио некоторых работ швейцарской дизайн-компании Helvetic Brands прекрасно представляет самые разные логотипы, которые создавались с модульной сеткой и без нее, с помощью золотого сечения или графической абстракции.

Практика всегда начинается с логотипной сетки, даже если вы планируете использовать простые геометрические формы. Тем более, если вы нечасто занимаетесь логотипами, да и с нуля создавать всегда не просто. Это как в строительстве. Построить дом? Не проблема, если грамотно и четко все начертить. И не только дом, но планы прилегающих  коммуникаций и прочее, и прочее.

Если же вы беретесь за корпоративный логотип, являющийся частью глобального брендинга, то, тем более, логотипная сетка позволит проще рассмотреть тонкости структуры конструкции в целом. Найти те элементы и части, которые могут использоваться в иных форматах: на сайтах в оформлении рамок, разделителей, заголовков; в полиграфии на визитках, бейджах, листах; и так далее.

Совсем не значит, что необходимо в обязательном порядке «Вот прям сейчас, немедленно, быстрее, вчера надо еще было» использовать логотипную сетку. Но она помогает думать и анализировать нарисованное, помогает увидеть в дизайне конкретного элемента то, что без нее можно и не заметить.

Выводы

Тема модульной сетки для логотипа – щекотливая для всех веб-дизайнеров. Но ее любят изучать и обсуждать. Например, введите в поиске Google «логотипная сетка» и вы увидите огромное количество проектов и примеров конструкций и разработки известных брендов. Вы найдете статьи и работы веб-дизайнеров на эту тему, учебники даже.

Как любой стиль дизайна, тренд, техника проектирования логотипной сетки кому-то нравится, кому-то нет. Кому-то с ней удобно, кто-то быстро рисует и без нее. Даже больше! Вообще о ней и не задумывались... Но все зависит лично от вас и вашего опыта. Если вам удобно выравнивать все по сетке – то и продолжайте. Подбирайте новые вариации и ищите вдохновение. И, разумеется, все идеи приходят из нашей фантазии и с помощью рисования на бумаге, а уже затем мы отшлифовываем на РС.

Расскажите друзьям!

2583

18 Январь 2018

wayup.in

Модульная сетка в веб-дизайне, каркас и структура web-сайта

Каркас сайта, или модульная сетка в веб-дизайне

От автора: к сожалению, многие модные и эффектные веб-дизайнеры часто забывают о том, что результатом их деятельности должен быть удобоваримый сайт, а не красивый скриншот, годный разве что для портфолио. В данной статье я сформулировал требования, которые нужно учитывать в процессе проектирования и оформления веб-интерфейса.

Модульная сетка в веб-дизайне является основополагающим решением, которое не только улучшит юзабилити сайта, но и существенно упростит жизнь разработчикам.

Что такое модульная сетка?

Объясню на привычном для вас примере. Откройте любую бумажную книгу. Видите, текст, проходящий через всю ширину страницы, исключая поля? Так вот, перед вами типичная одноколоночная верстка. А теперь загляните в журнал или газету. В журнале информация традиционно разделена на две колонки, а в газете — на три-четыре, а то и больше.

Вообще веб-дизайн довольно много разных «фишек» наследовал от полиграфического дизайна. Это и принципы работы со шрифтами, и правила композиции, и модули. Сайты-визитки и сайты-презентации вполне могут довольствоваться одноколоночной структурой, домашние страницы — двухколоночной, более сложные информационные проекты должны, соответственно, иметь более сложный и продуманный макет.

Практический курс по созданию дизайна сайтов в Photoshop

Станьте профессиональным веб-дизайнером, создавая востребованные макеты сайтов.

Узнать подробнее

Модульная сетка в web-дизайне представляет собой единую схему расположения всех элементов и блоков сайта. Этот каркас проходит через все веб-страницы и помогает создать визуальный порядок на сайте.

Сетки могут быть простыми и сложными, фиксированными или динамическими, но это не столь важно. Если в процессе создания веб-дизайна вы задали определенную модульную структуру, будьте добры, придерживайтесь ее от первой до последней страницы сайта.

Что делать, если во время прорисовки внутренних страниц у вас появились блоки или элементы, которые не подходят к вашему каркасу? Не хочу вас огорчать, но это свидетельствует о том, что ваша сетка никуда не годится, и вы недостаточно времени уделили ее проектированию.

Какие бывают сетки?

Давайте рассмотрим виды сеток для веб-дизайна.

1. Блочная сетка — грубая разметка площади на блоки.

2. Колоночная — имеющая колонки в своей структуре.

3. Модульная — состоящая из пересекающихся прямых, которые образуют модули.

4. Иерархическая — сетка с интуитивным размещением блоков, без какой-либо логической структуры.

В отличие от полиграфического дизайна, сетка в веб-дизайне может быть не только фиксированной, но и динамической. К примеру, вы можете сделать одну или несколько колонок макета растягиваемыми, резиновыми, задав их ширину в процентах, а размер остальных колонок зафиксировать.

Практический курс по созданию дизайна сайтов в Photoshop

Станьте профессиональным веб-дизайнером, создавая востребованные макеты сайтов.

Узнать подробнее

Сетка для веб-дизайна 960 Grid System (http://960.gs) отвечает концепции «статического» макета, а для создания «резинового» можно обратить внимание на сетку фреймворка Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid). Модульный каркас 960 GS делит веб-страницу на 12, 16 и 24 колонки.

При разработке «резиновой» структуры не забывайте про максимальную ширину экрана. Ее обычно ограничивают 1280 пикселями. Если не учесть максимальное значение по ширине, то на больших мониторах содержимое сайта будет сильно растянуто, что негативно повлияет на его восприятие.

Наиболее популярной и легкой в реализации является двухколоночная модульная сетка, пропорции которой рассчитываются с учетом следующих допущений:

самое распространенное разрешение экрана —1024х768;

ширина макета не должна превышать 770 пикселей, для того чтобы на экране с разрешением 800х600 внизу не появлялась полоса прокрутки;

колонка, выполняющая функции информационного модуля, должна иметь большую ширину, чем колонка, которая определена как навигационный модуль (меню).

Исходя из этого, пропорция выглядит так: 200 пикс. + 550 пикс. или 150 пикс. + 620 пикс.

В большей колонке предполагается разместить меню навигации, в меньшей — каталог, или содержание.

Смотрите и учитесь — модульная сетка сайта BBC

Рассмотрим в качестве примера сетку веб-дизайна известного сайта. На всех сайтах BBC используется универсальная структура с колонками размером 61 х 16 пикселей, что соответствует стандартным фото и видео бренда.

Как можно увидеть на картинке, сетка BBC довольно гибкая и позволяет разместить любую информацию: от серьезной аналитики до развлекательных новостей. Данная модульная сетка является визитной карточкой компании, так как является стандартной для всех ее сайтов. Кстати, эта штука представляет собой компонент гайдлана «Global Experience Language», если кому интересно.

Разработчики BBC охотно дают советы по поводу проектирования модульных сеток в веб-дизайне. Велосипед, конечно, они для нас не изобрели, но, я думаю, новичкам в карьере веб-дизайнера это будет интересно.

1. Процесс начинается с определения мест для блоков высшей иерархии. Представляем себя эдакими Шерлок Холмсами – мастерами дедукции и соблюдаем правило «От общего к частному, от большего к меньшему».

2. Спускаемся на следующий уровень и размещаем блоки, следующие в иерархии. При этом базируемся на приоритетах контента, для определения которых анализируются ожидания пользователей и выявляются собственные конкурентные преимущества.

3. Таким образом, вначале прорабатываем общую композицию и самые крупные элементы. Затем — уточняем, дорабатываем, детализируем. Для этого нам понадобится нарисовать серию черновых эскизов. Только после детальной проработки идеи сайта с помощью карандаша и бумаги наконец-то садимся за компьютер.

4. Распределяем информацию по блокам, группируем контент. Например, на сайте BBC практически у каждой группы контента есть название, которое отражается в категориях меню навигации. Названия блоков служат визуальными якорями, позволяющими бегло просматривать веб-страницу, а также помогающими понять, к какой категории материалов относится та или иная новость.

Такой подход широко используется как новичками, так и мастерами веб-дизайна. Он позволяет не только сэкономить кучу времени, но и найти оригинальные решения сложных задач.

Итак, в нашем сегодняшнем курсе молодого бойца веб-дизайнера мы рассмотрели понятие модульной сетки и особенности ее применения. По сути, это некая визуальная абстракция, с помощью которой мы располагаем все элементы и блоки контента на приемлемом расстоянии друг от друга и удобном для пользователя уровне. Визуализировать модульную сетку можно с помощью отдельного слоя с изображением направляющих.

Напоследок, хочу напомнить, что веб-дизайн — это создание не только красивой, но и практичной, удобной системы. Вот почему каждый уважающий себя веб-дизайнер должен уметь проектировать систему модульной навигации, структурировать информацию и разбивать ее на блоки. Благодаря этому пользователю будет приятно «сёрфить» ваш сайт и легко воспринимать его содержимое.

Подписывайтесь на обновления нашего блога и делитесь ценной информацией с друзьями. Всем удачных модульных сеток и до новых встреч!

Практический курс по созданию дизайна сайтов в Photoshop

Станьте профессиональным веб-дизайнером, создавая востребованные макеты сайтов.

Узнать подробнее

Хотите научиться создавать шикарные дизайны сайтов?

Получите пошаговую обучающую систему по веб-дизайну

Получить

webformyself.com


Смотрите также

ремонт квартиры