Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Книга: Наталия Митина «Дизайн интерьера». Митина дизайн интерьера


Читать книгу по бизнесу Дизайн интерьера Наталии Митиной : онлайн чтение

Текущая страница: 8 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Визуализация

Для создания фотореалистичных изображений, которые принято называть визуализациями, используется комплекс программ. Лидером на рынке продуктов для 3D-моделирования уже многие годы остается 3D Max, в паре с которым часто используются специальные программы для рендеринга (создания визуализации) – V-Ray, Maxwell Render, Mental Ray и другие. Виртуозное владение этими программами позволяет создавать изображения, практически неотличимые от фотографий реальных объектов.

Конечно же, достижение такого уровня мастерства требует достаточно длительного изучения программы, а также большой практики. В Интернете есть масса ресурсов с обучающими курсами, а также множество форумов, посвященных 3D Max и дополняющим ее программам. Если вы всерьез займетесь их изучением, у вас не будет недостатка ни в собеседниках, ни в советчиках.

Maya и Cinema 4D – конкурентные продукты других производителей, по разным причинам они используются на территории бывшего СССР в разы реже. Соответственно, по этим программам значительно меньше информации, доступной в Интернете.

Google SketchUp, еще один продукт для 3D-моделирования, стремительно ворвался на рынок несколько лет назад и сразу же завоевал большую популярность благодаря простоте интерфейса. Однако, пожалуй, самое большое достоинство этой программы – то, что она бесплатная. Говорят, что при должной сноровке и с использованием программ для рендеринга (V-Ray, Maxwell Render) она позволяет добиться результатов, способных конкурировать с результатами 3D Max. Однако лично я пока документальных подтверждений тому не видела.

Обработка изображений

Профессиональные фотографы пользуются для обработки изображений комбинацией программ Adobe Photoshop и Adobe Lightroom. Однако для дизайнера интерьера обычно вполне достаточно первой из них. Photoshop используется для многих задач – составления коллажей, подготовки текстур материалов для последующего использования в визуализации, обработки уже готовых визуализаций и небольшой их коррекции.

Возможности этой программы бывают бесценными для быстрой проверки каких-то мыслей. Например, можно попробовать поменять в ней цвет стен на фотографии и визуализации. Можно вставить в фото какой-то предмет мебели или декора, чтобы проверить, хорошо ли он впишется в интерьер. Также Photoshop нужен для обработки фотографий уже готовых интерьеров и подготовки их для публикации, рекламы или размещения в Интернете.

С этими задачами неплохо справляются и другие аналогичные продукты, например Corel Photopaint или PaintShop Pro. Опять же, выбор конкретного редактора целиком зависит от ваших вкусов.

Создание документов и таблиц

В любой предпринимательской деятельности требуется время от времени готовить отчеты, выписывать счета, составлять таблицы. Также в состав дизайн-проекта входят текстовые материалы – пояснительная записка и таблицы спецификаций. Для их создания можно использовать продукты Microsoft Office или же их бесплатный аналог – пакет Open Office.

Использование лицензионного и нелицензионного софта

Отдельный больной вопрос – использование нелегального программного обеспечения. Я не открою никому страшную тайну, если скажу, что на территории бывшего СССР соблюдение закона об авторских правах является скорее исключением, чем нормой. Большинству людей даже в голову не приходит мысль о том, что нужно покупать лицензию, а многие искренне считают, что брать такие деньги за «какие-то там программы» – это просто безобразие!

Сложно с этим спорить. К сожалению, уровень жизни и средний уровень доходов в бывших республиках Советского Союза намного ниже, чем в развитых странах Европы и Северной Америки. Поэтому перспектива покупки AutoCAD за 4000 долларов не вдохновляет начинающих предпринимателей.

...

Низкий уровень жизни или «голодное детство» не являются оправданием в глазах закона. За использование нелегального софта конфискуются компьютеры, налагаются огромные штрафы, можно даже угодить под суд – и проверки приходят не только в крупные компании, но и к индивидуальным предпринимателям.

Тем не менее низкий уровень жизни или «голодное детство» не являются оправданием в глазах закона. Все чаще и чаще в компаниях случаются проверки, и за использование нелегального софта конфискуются компьютеры и налагаются огромные штрафы. Конечно, в первую очередь проверяющие приходят в крупные компании с большими офисами и большими мощностями. Однако уже есть прецеденты в США, когда индивидуальных пользователей нелегальных программ штрафовали, арестовывали и даже судили. По крайней мере, ради собственной безопасности и спокойствия я рекомендую при первой же возможности приобретать лицензионные продукты.

Глава 15

Каталоги и образцы

Что делать, если нужно подобрать для текущего проекта паркет, ковер или предмет мебели? Ехать через весь город в магазин? Или проще будет протянуть руку и достать с полки каталог? Конечно же, второе гораздо удобнее.

В своей работе дизайнер использует массу каталогов и образов материалов – выбирать для проекта отделочные материалы, мебель и освещение можно, не отходя от рабочего места.

Конечно, с появлением Интернета найти нужную информацию стало значительно проще – но чтобы искать в Интернете, нужно знать, что именно искать. Иначе можно потратить часы на то, чтобы перерыть Сеть в поисках неизвестно чего.

Бумажный каталог можно очень легко и быстро пролистать – значительно проще, чем электронный. Кроме того, зачастую дизайнеры производителей помещают свою продукцию в гармоничные и продуманные интерьеры, и в таком случае каталог может с успехом заменить интерьерный журнал, а вы сможете увидеть, как производитель видит использование своего продукта в интерьере. А иногда можно неожиданно для себя увидеть то, что идеально подходит для проекта, но в голову до этого момента не приходило.

В большинстве дизайн-студий и архитектурных бюро каталогами и папками с образцами заставлено огромное количество полок и стеллажей. Собирается эта библиотека годами и используется по мере необходимости. Очень удобно для дизайнера, который работает в студии. И если он уходит в свободное плавание, ему придется собирать для себя подобную библиотеку самостоятельно.

На первый взгляд это кажется почти нереальным. Но не все так страшно.

Во-первых, производителей плитки, паркета и других отделочных материалов, сантехники, мебели, светильников, розеток и выключателей просто огромное количество. Каждый их них имеет каталог, и не один. Собрать все просто невозможно, да и не нужно – на самом деле значительная часть их в студии не используется годами, а выбросить просто жалко.

Собственно, большинство производителей с огромным удовольствием дают дизайнерам каталоги именно потому, что им выгодно, чтобы вы протянули руку и достали с полки именно их каталог – ведь тогда с большой вероятностью в проекте будет использоваться их продукция. Поэтому недостатка в каталогах вы ощущать не будете.

Другое дело – каталоги эксклюзивной мебели или светильников. Такие издания сами по себе дорогие: качественная бумага, фото, обложка. Их вам вряд ли предоставят вот так вот сразу. Иногда, если каталог по какой-то причине вам очень нужен, можно попробовать прийти в салон с другом, который изобразит вашего клиента. Но не стоит этим злоупотреблять.

Что вам понадобится в первую же очередь – это палитры колеровки красок.

Палитры колеровки красок

К сожалению, не все производители расстаются с ними легко – некоторые только продают их, другие дают бесплатно, но лишь после первого объекта, где вы используете их продукт, или заказа большого объема краски.

Соберите информацию об основных производителях краски на рынке – их, кстати, не так много, как может показаться. Обзвоните всех, договоритесь с менеджерами о встрече. Разговаривайте уверенно, лучше всего, если вы назовете бюро или студию, в которой работали. Можете честно признаться, что решили начать частную практику и вам нужна палитра. Для большей уверенности в результате некоторые привирают – мол, все еще работают в студии, а палитру попросил шеф, так как старая потерялась, порвалась или запачкалась. Правда, есть риск, что правда выплывет наружу, это будет неприятно. Так что лучше все-таки вести себя честно.

Дайте менеджеру свою визитку, попросите подробней рассказать о продукции, поинтересуйтесь семинарами. Попросите, чтобы вас информировали о новинках или акциях. В общем, покажите свою заинтересованность. Если вам не предоставят палитру бесплатно, хотя бы одну-две придется купить, и лучше – самых ходовых производителей: Tikkurila, Dulux, Sadolin, Caparol, Beckers. Более дорогие, как, например, Pittsburgh Paints и Benjamin Moore, оставьте на будущее – на начальном этапе они вам вряд ли пригодятся.

Пройдитесь по крупным магазинам отделочных материалов, мебели, светильников. Везде заговаривайте с продавцами, просите показать каталоги. Представляйтесь дизайнером интерьера, давайте свою визитку. Просмотрите часть каталогов, уточните, можно ли наиболее вам интересные взять с собой. Если откажут – попросите разрешения хотя бы сфотографировать особенно понравившиеся модели, выясните, не могли бы сотрудники магазина прислать вам цены на них. Это очень важно, чтобы менеджер или продавец не ощущали, что вы пришли в качестве «пылесоса» – человека, который просто собирает коллекцию каталогов. Они должны видеть, что вы действительно профессионал и ищете конкретные вещи под конкретные объекты.

Может, даже стоит придумать легенду – какого-то абстрактного заказчика с «квартирой в классике», например. И целенаправленно искать элементы для его интерьера. Совсем хорошо – сделать пару визуализаций и чертежей и показывать их как образец того, что вы ищете. Попросите прислать на электронную почту изображения предложенных вам предметов и материалов и цены. Таким образом вы не только наберете некоторое количество каталогов, но и познакомитесь с людьми, с которыми впоследствии вам нужно будет работать.

Узнайте, когда в вашем городе состоится строительная или мебельная выставка, и планомерно ее обойдите на предмет обмена визитками, сбора каталогов и образцов. Опять же, не работайте «пылесосом» – пообщайтесь с представителями компаний если не на всех стендах, то хотя бы на тех, что вас заинтересовали. Все ранее изложенные рекомендации тут также будут уместны – будьте вежливы, будьте уверенны, давайте свои визитки, просите вам что-то рассказать-показать, информировать вас о новинках или акциях.

Хочу сразу предупредить, что, к сожалению, каталоги образцов тканей и обоев получить в свое личное пользование практически нереально. Большинство производителей даже своим дилерам их не выдает, а лишь разрешает приобрести. Или выдает – но только один комплект. Или только как приложение к крупному заказу. Словом, вам их не видать как своих ушей – если вы только не готовы платить по 500 долларов за каждый. Или до тех пор, пока не станете специалистом такого уровня, что фабрики сами будут вам такие каталоги присылать. Если честно, я с такими звездами пока не сталкивалась.

То же самое касается и образцов тканей, древесины от изготовителей мебели, обработки металла, стекла, хрусталя от производителей светильников и тому подобного. Все материальные образцы обычно стоят больших денег, и никто не раздаривает их направо и налево. Остается лишь утешаться тем, что обычно в полиграфических каталогах есть более или менее достоверные изображения. А посмотреть образцы вживую вы сможете в магазине у поставщика или в офисе производителя.

Кроме каталогов вам понадобится хотя бы некоторое количество журналов по дизайну интерьера – я о них уже говорила ранее, в главе 6, и еще раз скажу позднее. Журналы вам пригодятся для первой встречи с клиентом, для определения его желаний и склонностей и составления технического задания.

Большинство моих знакомых дизайнеров имеют обширную коллекцию интерьерных журналов – и почти ею не пользуются. Журналы такие красивые, яркие, блестящие. Их так приятно листать – но почти никогда нет на это времени. Поэтому и пылятся они годами на полках, в шкафах, а то и просто стопками. И выбросить жалко, и пользы никакой. Поэтому не бойтесь их резать, рвать – журналы теряют свою актуальность очень быстро, даже быстрее каталогов, которые производители обновляют каждый год. Лучше создавайте свою картотеку понравившихся интерьеров в разных стилях и разного назначения. Посмотрите, к примеру, классификацию интерьеров на сайте популярного журнала Salon, возьмите ее за основу – и собирайте понравившиеся вам картинки. А остальное выбрасывайте без сожаления о потраченных деньгах.

Часть 4

Методы поиска клиентов

Это, наверное, самая животрепещущая тема, которая волнует абсолютно всех дизайнеров – не только начинающих. Не удивлюсь даже, если некоторые читатели пролистали все предыдущие главы, чтобы скорее получить ответ на вопрос, какой же все-таки самый эффективный метод привлечения клиентов.

Сразу хочу огорчить – никаких секретов я тут не открою, особых ноу-хау у меня нет. Я не профессиональный рекламщик или маркетолог. В этой части вы найдете обобщенный опыт – мой и моих коллег, – который я лишь собираю и анализирую.

К моему глубочайшему сожалению, нет никакой волшебной таблетки, никакой магической кнопки, никакого заклинания, чтобы р-р-раз! – и получить столько клиентов, сколько нужно.

Но методичный подход и использование различных методов поиска клиентов рано или поздно дадут результат – при условии, конечно, что реклама сделана качественно и услуги вы предоставляете профессионально.

...

Гарри Беквит «Продавая незримое»:

«Маркетинг – это сам продукт».

В нашем случае продукт – это услуга дизайна интерьера, дизайн-проект и его сопровождение.

Хорошая реклама и некачественный продукт – это краткосрочный успех, а потом большое-большое разочарование. Качественный продукт и плохая реклама – только выброшенные на ветер деньги.

Сразу нужно понять, что ничто в этом мире не просто. Нет профессии, представители которой получали бы деньги ни за что и их легко можно было бы заменить людьми с улицы. Реклама не исключение. Как и дизайн интерьера – со стороны многим кажется, что ничего особенно сложного в этой работе нет, но, как и в случае с дизайном, это неверно. Поэтому, конечно же, если есть возможность, при планировании рекламной кампании стоит проконсультироваться со специалистами в этой сфере.

С другой стороны, рынок дизайна интерьера весьма специфический. Далеко не всякий рекламщик сразу поймет, в чем его особенность (длительный цикл работы, необходимость большого доверия между клиентом и специалистом, большие финансовые риски и многие другие нюансы), – а если поймет, то, скорее всего, это будет профессионал высочайшего класса, чьи услуги стоят недешево. Поэтому имеет смысл совмещать консультации специалиста, советы коллег, самообразование в этой сфере и, конечно же, собственный практический опыт. На мой взгляд, в рекламе лучше попробовать что-то сделать самому и лично убедиться, работает это или нет.

Помните, что реклама рекламе рознь. Объявление или статья, баннер или буклет могут быть очень красивыми и удачными, составленными чудесным образом, а могут – низкокачественными и абсолютно непривлекательными. Поэтому важно не только то, где вы рекламируетесь (в газете, журнале, Интернете, на радио или телевидении), но и то, как это происходит. О создании продающих текстов и прочей рекламной продукции написана масса книг и статей, рекомендую изучить. Также стоит обращать внимание на рекламу везде вокруг, учиться отделять плохую от хорошей, красивую от уродливой, но главное – эффективную от бесполезной. Если плакат или ролик вас зацепил – подумайте: что в нем такого? Может, это пригодится и вам?

Особое внимание обращайте на рекламу, в которой речь идет о похожих товарах – нематериальных услугах, творчестве, проектной работе. И конечно, следите за кампаниями коллег и конкурентов. К несчастью, самые успешные дизайнеры не рекламируются – а у остальных качество рекламной продукции нередко оставляет желать лучшего. Но все равно смотрите, анализируйте, сравнивайте. Прислушивайтесь к себе – как вы сами реагируете на эту рекламу? Покажите ее друзьям – как они воспринимают ее?

...

Придумывая объявление или буклет для себя, держите в голове, что какая у вас будет реклама – такие у вас будут и клиенты. Поэтому никогда не давайте себе поблажек, ориентируйтесь только на самое высокое качество.

Ну а самый эффективный метод рекламы, как это ни банально, – искренне любить то, что делаешь, работать с максимальной самоотдачей, хотеть и стремиться делать это как можно лучше и соблюдать высокие этические и профессиональные стандарты. Если это у вас есть, все остальные методы – по очереди или одновременно, постепенно или в комплексе – дадут свой результат.

Способы привлечения клиентов и рекламы можно разделить на две категории – высокобюджетные и низкобюджетные. Если вы располагаете большим количеством свободных финансов, которые готовы вложить в бизнес, – вы можете обратиться к профессиональным рекламщикам и запустить массированную кампанию – ТВ, радио, глянцевые журналы, билборды на улицах. Легко раскрутить дизайнера при наличии больших денег. Если у вас их мало, нужно использовать их с умом. А поскольку основная масса дизайнеров интерьера, начинающих свой бизнес, большими финансами не располагает, мы сконцентрируемся именно на низкобюджетных способах.

Для начала я рекомендую прочесть книгу Игоря Манна «Маркетинг без бюджета». При чтении делайте скидку на то, что книга написана для руководителей компаний с неким штатом сотрудников, а не для частных предпринимателей, работающих самостоятельно. Не все в этой книге подходит для рекламы услуг дизайнера интерьера, но многое может натолкнуть вас на полезные мысли.

Во время написания этой книги я принимала участие в строительной выставке – самой крупной в нашем городе. За четыре дня этой выставки четверо студентов-дизайнеров по моей просьбе опросили ее посетителей – более 2000 человек, примерно 10 % всех пришедших на выставку. Результаты опроса получились весьма показательными:

Если бы вы решили воспользоваться услугой дизайнера интерьера, как бы вы искали специалиста?

Через знакомых – 36,3%

Через Интернет – 25,6%

В журналах по дизайну, строительству – 10,1%

На выставке – 18,8%

Другое – 9,2%

Все эти способы, которые профессиональные рекламщики называют каналами коммуникации, мы рассмотрим в последующих главах.

Глава 16

Ваш личный сайт и его продвижение

Сайт или ваша страничка в Интернете – на сегодняшний день это почти обязательная составляющая рекламы. О сайте могут не думать профессионалы, имеющие наработанное годами портфолио и сложившийся круг клиентов. А новичку пренебрегать этим способом рекламы нельзя ни в коем случае.

В студенческие годы я немного увлекалась дизайном сайтов. В качестве тренировки я сделала простенький сайт, на котором разместила четыре свои курсовые работы по дизайну интерьера. Каково же было мое удивление, когда некоторое время спустя позвонили мои первые клиенты со словами «Мы нашли вас в Интернете». Оказалось, что поисковые системы автоматически проиндексировали мой сайт. Позднее я поняла, что, наверное, была одним из первых дизайнеров интерьера в Латвии, у кого появилась персональная страничка.

Наверное, ни для кого не секрет, что жизнь постепенно перемещается во Всемирную паутину. Интернет является неисчерпаемым кладезем информации, и все больше людей это понимают. Особенно хорошо знают это те, кто имеет отношение к бизнесу, ведь в бизнесе от информации зависит буквально все.

Сведения о товарах и услугах все чаще ищут именно в Сети, а не как раньше – через справочное бюро или каталог. Поэтому если вы хотите, чтобы клиенты вас нашли, вы должны быть представлены в Интернете.

Создание сайта

Каким же должен быть сайт дизайнера интерьера?

Ваш сайт может быть сухой визиткой, где показаны только ваши координаты. Может содержать ваше портфолио в электронном виде. А может быть и полноценным порталом о дизайне – с вашим блогом, рассказом о себе и своей работе, с вашим подробным резюме и перечислением всех регалий. В принципе, чем больше информации о вас – тем лучше, нужно только следить, чтобы второстепенная информация не заслонила важную.

Один из главных способов сделать сайт более привлекательным (как для посетителей и потенциальных клиентов, так и для поисковых роботов) – разместить на нем интересные оригинальные тексты. Оригинальные – это значит не скопированные с просторов Интернета, а написанные вами либо специально для вас. Если природа вас наделила даром слова – что ж, вам повезло, используйте это. Если нет – можно обратиться к специалистам, которые (как они утверждают) могут написать текст на любую заданную тему. Если честно, я к этим людям отношусь с известной долей скептицизма, так как очень часто сталкивалась с несуразными и откровенно смешными статьями. Однако в любом деле есть профессионалы и дилетанты, и ваша задача состоит в том, чтобы тексты для вас писали настоящие профи.

Кроме того, сайт должен быть понятным пользователю. Об этом тоже сказано очень много, я назову лишь самые важные моменты.

Человек должен легко ориентироваться на странице. Для этого кнопки нужно сделать заметными, названия разделов – внятными, структуру сайта – понятной.

Потенциальный клиент не должен тратить время на поиск того, как с вами связаться: контактная информация должна быть легко доступна и располагаться в очевидном месте – например под хорошо заметной кнопкой «Контакты».

Основное, что вы должны показать, если ваш сайт посвящен дизайну интерьера, – картинки. Это могут быть визуализации или фото реализованных проектов, если такие уже у вас есть. Последние, безусловно, предпочтительнее: многие потенциальные заказчики боятся, что дизайнер будет им показывать «веселые картинки», которые они по тем или иным причинам не смогут воплотить в жизнь. Фотографии реализованных объектов как раз доказывают, что воплощение вполне реально и возможно.

Сайт не должен быть перегруженным, или слишком сложным, или слишком ярким. Поскольку вы показываете интерьеры, главными должны быть именно они. Задача дизайна самого сайта – служить достойным фоном для ваших работ.

Вообще, проблема противоборства визуализаций и фотографий реализованных объектов очень существенна. Новичку, понятное дело, негде взять фото – у него реализованных объектов просто нет. Но когда видишь в портфолио дизайнера с большим стажем работы только визуализации, невольно начинаешь задавать себе вопросы. Хотя, конечно, сейчас визуализаторы настолько приблизились к фотореализму, что не всегда есть возможность отличить, что же на картинке – реальность или ее виртуальное изображение?

Главное, золотое правило создания собственного сайта – лучше меньше, но лучше.

Один мой рижский коллега несколько лет назад запустил свой сайт. На нем было два объекта – зато оба были уже реализованы, а снимки сделаны профессиональным фотографом. Потом проектов стало три, потом четыре. Безусловно, коллега, будучи практикующим дизайнером, работает с гораздо большим количеством объектов – и визуализации у него тоже есть. Но он предпочитает, чтобы о нем судили по его действительно лучшим работам. Сейчас на его сайте шесть объектов. Судя по всему, эта стратегия работает.

Между прочим, на эти грабли наступают многие молодые дизайнеры – им кажется, что чем больше материала они покажут, тем в более выгодном свете предстанут, дадут понять, что у них большой опыт и они многое умеют. Но я придерживаюсь мнения, что важнее все-таки качество портфолио, а не количество работ в нем. Именно поэтому я рекомендую по возможности делегировать съемку реализованных объектов профессиональным фотографам (мы еще поговорим об этом в главе 41). Профессиональная фотосъемка всегда будет выглядеть лучше, чем фото, сделанное на телефон или цифровую «мыльницу». Этим имеет смысл воспользоваться.

Хочу отдельно остановиться и на самом процессе изготовления сайта. Многие дизайнеры интерьера почему-то думают (кто-то оправданно, а кто-то – нет), что они сами могут придумать и сделать себе сайт, а специалист им для этого не нужен. Они ведь дизайнеры! Но мое личное мнение по этому вопросу неизменно – каждый должен заниматься своим делом, в каждой работе есть масса нюансов, которые не всегда понятны и очевидны для стороннего человека. Было бы смешно предположить, что веб-дизайнер может хорошо спроектировать интерьер, – и не стоит думать, что обратная ситуация менее комична. Сайт может сделать практически любой человек. Но хороший сайт должен делать специалист. А разница между просто сайтом и хорошим сайтом может быть неочевидна для владельца – но весьма показательна с точки зрения бизнеса.

Свой первый сайт, как я уже писала выше, я сделала сама, просто из интереса. Он прекрасно работал в течение трех лет, исправно приводя мне клиентов. Но в один прекрасный момент я поняла, что появился диссонанс между моими услугами и теми клиентами, которых привлекал мой сайт. Я уже делала крупные коммерческие объекты, частные дома, элитные квартиры, соответственно, стоимость моих услуг была высока. А с сайта приходили потенциальные клиенты с небольшими квартирами, мои цены их просто ужасали. К тому моменту у меня уже полным ходом шла работа над новой домашней страничкой, но она затянулась почти на год (я успела сменить три компании разработчиков). А когда был запущен новый вариант сайта, что-то неуловимо изменилось. Мне стали звонить потециальные клиенты с гораздо более интересными объектами, а мои цены их не только не смущали – зачастую я даже слышала такой комментарий: «Что ж, совсем недорого!» Я не могу вывести какую-то жесткую закономерность, что если сайт выглядит вот так-то и так-то, то он обязательно привлечет более солидных клиентов. Но для меня связь между внешним видом, качеством домашней страницы и успехом бизнеса несомненна.

Есть и еще одно соображение, почему я рекомендую при первой же возможности обратиться к профессионалам в разработке сайта. Это даст вам неоценимый опыт – вы будете находиться в положении клиента дизайнера. Вы почувствуете все страхи и тревоги ваших заказчиков, вам станет понятен их образ мысли. Это само по себе огромная ценность.

biznes-knigi.com

Книга: Наталия Митина. Дизайн интерьера

Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата Если для вас дизайн интерьера призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновения творчества добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2017434бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата «Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновениятворчества — добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: 70x100/16, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2016541бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, электронная книга Подробнее...2013459электронная книга
Митина НатальяДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, Креативность и творчество Подробнее...2017681бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2013бумажная книга
Митина Н.Дизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2018613бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераОт издателя:Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию — (формат: 70x100/16 (170x240мм), 302стр. стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2013426бумажная книга
Лазарева Н.Дизайн интерьера. Хобби или профессия…Дизайн интерьера: хобби или профессия… — Редакция журнала "Офис", (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...1999858бумажная книга
Д. Б. Герасимов, И. А. Клеандрова, Р. Г. ПрокдиДизайн интерьера квартиры и загородного дома на компьютере в ArCon Home 2. Самоучитель (+ CD-ROM)С этой книгой вы сможете быстро и легко своими руками сделать красивый дизайн интерьера квартиры или загородного дома с помощью программы Аг Con Home 2. От вас не требуется никаких предварительных… — Наука и техника, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Компьютерная литература. Самоучитель Подробнее...200857бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьера. Как открыть свое дело«Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам дост — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2015439бумажная книга
Серикова, Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни, детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — КСД, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2016561бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...2016583бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2016575бумажная книга
Митина, НаталияДизайн интерьера _ 3-е изд.Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что нужно знать прежде всего? В первую очередь, не стоит судить о работе дизайнера по… — Альпина Паблишер, (формат: 235.00mm x 163.00mm x 17.00mm, 302 стр.) как открыть свое дело Подробнее...2018664бумажная книга
В. В. ПротопоповДизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьераВ книге рассматривается история архитектурных стилей в плане дизайна интерьера современной квартиры или дома. Уделяется внимание планировке жилья, подбору или изготовлению встроенной мебели… — Издательский центр "МарТ", (формат: 60x90/16, 128 стр.) Архитектурное образование Подробнее...2004160бумажная книга

dic.academic.ru

Книга: Наталия Митина. Дизайн интерьера

Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата Если для вас дизайн интерьера призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновения творчества добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2017434бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата «Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновениятворчества — добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: 70x100/16, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2016541бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, электронная книга Подробнее...2013459электронная книга
Митина НатальяДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, Креативность и творчество Подробнее...2017681бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2013бумажная книга
Митина Н.Дизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2018613бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераОт издателя:Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию — (формат: 70x100/16 (170x240мм), 302стр. стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2013426бумажная книга
Лазарева Н.Дизайн интерьера. Хобби или профессия…Дизайн интерьера: хобби или профессия… — Редакция журнала "Офис", (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...1999858бумажная книга
Д. Б. Герасимов, И. А. Клеандрова, Р. Г. ПрокдиДизайн интерьера квартиры и загородного дома на компьютере в ArCon Home 2. Самоучитель (+ CD-ROM)С этой книгой вы сможете быстро и легко своими руками сделать красивый дизайн интерьера квартиры или загородного дома с помощью программы Аг Con Home 2. От вас не требуется никаких предварительных… — Наука и техника, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Компьютерная литература. Самоучитель Подробнее...200857бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьера. Как открыть свое дело«Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам дост — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2015439бумажная книга
Серикова, Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни, детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — КСД, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2016561бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...2016583бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2016575бумажная книга
Митина, НаталияДизайн интерьера _ 3-е изд.Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что нужно знать прежде всего? В первую очередь, не стоит судить о работе дизайнера по… — Альпина Паблишер, (формат: 235.00mm x 163.00mm x 17.00mm, 302 стр.) как открыть свое дело Подробнее...2018664бумажная книга
В. В. ПротопоповДизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьераВ книге рассматривается история архитектурных стилей в плане дизайна интерьера современной квартиры или дома. Уделяется внимание планировке жилья, подбору или изготовлению встроенной мебели… — Издательский центр "МарТ", (формат: 60x90/16, 128 стр.) Архитектурное образование Подробнее...2004160бумажная книга

dic.academic.ru

Книга: Наталия Митина. Дизайн интерьера

Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата Если для вас дизайн интерьера призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновения творчества добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2017434бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата «Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновениятворчества — добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: 70x100/16, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2016541бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, электронная книга Подробнее...2013459электронная книга
Митина НатальяДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, Креативность и творчество Подробнее...2017681бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2013бумажная книга
Митина Н.Дизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2018613бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераОт издателя:Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию — (формат: 70x100/16 (170x240мм), 302стр. стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2013426бумажная книга
Лазарева Н.Дизайн интерьера. Хобби или профессия…Дизайн интерьера: хобби или профессия… — Редакция журнала "Офис", (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...1999858бумажная книга
Д. Б. Герасимов, И. А. Клеандрова, Р. Г. ПрокдиДизайн интерьера квартиры и загородного дома на компьютере в ArCon Home 2. Самоучитель (+ CD-ROM)С этой книгой вы сможете быстро и легко своими руками сделать красивый дизайн интерьера квартиры или загородного дома с помощью программы Аг Con Home 2. От вас не требуется никаких предварительных… — Наука и техника, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Компьютерная литература. Самоучитель Подробнее...200857бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьера. Как открыть свое дело«Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам дост — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2015439бумажная книга
Серикова, Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни, детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — КСД, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2016561бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...2016583бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2016575бумажная книга
Митина, НаталияДизайн интерьера _ 3-е изд.Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что нужно знать прежде всего? В первую очередь, не стоит судить о работе дизайнера по… — Альпина Паблишер, (формат: 235.00mm x 163.00mm x 17.00mm, 302 стр.) как открыть свое дело Подробнее...2018664бумажная книга
В. В. ПротопоповДизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьераВ книге рассматривается история архитектурных стилей в плане дизайна интерьера современной квартиры или дома. Уделяется внимание планировке жилья, подбору или изготовлению встроенной мебели… — Издательский центр "МарТ", (формат: 60x90/16, 128 стр.) Архитектурное образование Подробнее...2004160бумажная книга

dic.academic.ru

Книга: Наталия Митина. Дизайн интерьера

Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата Если для вас дизайн интерьера призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновения творчества добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2017434бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераЦитата «Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновениятворчества — добро пожаловать в… — Альпина Паблишер, (формат: 70x100/16, 302 стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2016541бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, электронная книга Подробнее...2013459электронная книга
Митина НатальяДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, Креативность и творчество Подробнее...2017681бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Диджитал, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2013бумажная книга
Митина Н.Дизайн интерьераВы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что вам нужно знать прежде всего? Если судить оработе дизайнера интерьера по… — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2018613бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьераОт издателя:Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию — (формат: 70x100/16 (170x240мм), 302стр. стр.) Как открыть свое дело Подробнее...2013426бумажная книга
Лазарева Н.Дизайн интерьера. Хобби или профессия…Дизайн интерьера: хобби или профессия… — Редакция журнала "Офис", (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...1999858бумажная книга
Д. Б. Герасимов, И. А. Клеандрова, Р. Г. ПрокдиДизайн интерьера квартиры и загородного дома на компьютере в ArCon Home 2. Самоучитель (+ CD-ROM)С этой книгой вы сможете быстро и легко своими руками сделать красивый дизайн интерьера квартиры или загородного дома с помощью программы Аг Con Home 2. От вас не требуется никаких предварительных… — Наука и техника, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Компьютерная литература. Самоучитель Подробнее...200857бумажная книга
Наталия МитинаДизайн интерьера. Как открыть свое дело«Если для вас дизайн интерьера — призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам дост — Альпина Паблишер, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2015439бумажная книга
Серикова, Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни, детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — КСД, (формат: 267.00mm x 206.00mm x 10.00mm, 160 стр.) Подробнее...2016561бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: 250x265, 160 стр.) Подробнее...2016583бумажная книга
Серикова Галина АлексеевнаДизайн интерьера стандартных квартир. Кухни, гостиные, спальни и детские на любой вкусМечтаете о квартире, которая станет надежной гаванью и подарит ощущение душевного равновесия? Измените дизайн своего интерьера! Даже небольшая квартира станет уютной и комфортной для проживания! Вы… — Клуб семейного досуга, (формат: Мягкая бумажная, 302 стр.) Подробнее...2016575бумажная книга
Митина, НаталияДизайн интерьера _ 3-е изд.Вы решили профессионально заняться дизайном интерьера как индивидуальный предприниматель или открыть свою студию. Что нужно знать прежде всего? В первую очередь, не стоит судить о работе дизайнера по… — Альпина Паблишер, (формат: 235.00mm x 163.00mm x 17.00mm, 302 стр.) как открыть свое дело Подробнее...2018664бумажная книга
В. В. ПротопоповДизайн интерьера. Теория и практика организации домашнего интерьераВ книге рассматривается история архитектурных стилей в плане дизайна интерьера современной квартиры или дома. Уделяется внимание планировке жилья, подбору или изготовлению встроенной мебели… — Издательский центр "МарТ", (формат: 60x90/16, 128 стр.) Архитектурное образование Подробнее...2004160бумажная книга

dic.academic.ru

Читать книгу по бизнесу Дизайн интерьера Наталии Митиной : онлайн чтение

Текущая страница: 2 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Дизайнеры интерьера хорошо зарабатывают

Кстати, это святая правда. Но не следует забывать, что действительно хорошо зарабатывают дизайнеры с мировым именем, звезды вроде Филиппа Старка или Келли Уистлер. И их работа отнюдь не ограничивается дизайном интерьера – они создают мебель, предметы обихода, одежду, пишут книги, ведут ток-шоу…

Доход большинства дизайнеров – просто нормальный. У них есть свои квартиры или дома, машины, они могут себе позволить какие-то приятные излишества – но это не личные самолеты или одежда haute couture.

А на начальном этапе, когда нужно войти в бизнес, получить первых клиентов и первые достойные объекты, новичку в дизайне вообще сложно самому себя содержать – хорошо, если есть сбережения или поддерживающая финансово семья.

На канале Discovery несколько лет назад показывали шоу «Самые богатые люди Европы», где упоминались и несколько дизайнеров интерьера. Все это были женщины, чьи мужья владели каким-то серьезным бизнесом – сетью отелей или ресторанов, например. Выводы можете сделать сами.

Дизайнер интерьера – востребованная профессия

О, это чудесное словосочетание – востребованная профессия! Как часто я его слышу от матерей и бабушек – именно в тот момент, когда их детям нужно поступать в вуз. Какая профессия сейчас наиболее востребованная?

Давайте говорить серьезно. Большинство моих ровесников пошли учиться на экономистов, специалистов в IT, психологов и лингвистов. Из них мне лично знакомы экономисты, которым принадлежат фирмы по оказанию бухгалтерских услуг или аудиторские компании. Я также знаю экономистов, работающих продавцами, кассирами или даже вовсе сидящих без работы. То же самое с программистами – некоторые из них работают в крупных компаниях и зарабатывают серьезные деньги, но другие остались без работы. Мне не знаком ни один человек, который бы работал психологом по специальности, по крайней мере из моего поколения. А лучше всего устроившийся в жизни лингвист владеет своим салоном красоты.

В дизайне интерьера показательным стал кризис 2009 года (сам кризис случился в 2008 году, но по сфере строительства и дизайна интерьера больнее всего ударил именно 2009 год). Кто-то жаловался и плакал, кто-то сидел без дела, кто-то вообще вылетел с рынка и был вынужден прекратить эту деятельность и уйти в другую сферу. А кто-то работал, получал новые заказы, расширял клиентуру. Почему кто-то был востребован, тогда как другие нет?

Нет востребованных профессий – есть востребованные люди. Успех человека в том или ином деле зависит не только и не столько от полученного образования, сколько от личных качеств – упорства, ответственности, порядочности и многих других.

* * *

Тех, кто разрушает иллюзии, нередко обвиняют в том, что они хотят напугать новичков, отвратить их от профессии, уменьшая таким образом конкуренцию для себя. Но моя цель совершенно иная. Я бы хотела, чтобы общество перестало воспринимать дизайнеров интерьера как необязательных и неорганизованных художников, рисующих красивые картинки, воплощение которых в реальность невозможно или стоит огромных денег. Я бы хотела, чтобы наша профессия была более почетной и заслуживающей доверия, чтобы у заказчиков не возникал вопрос, зачем вообще нужен дизайнер интерьера и почему нужно платить еще и за выбор цвета стен. Я не против здоровой конкуренции – я против случайных людей в профессии, которые гонятся только за модой и красивой легкой жизнью

...

Если для вас дизайн интерьера – призвание и страсть, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами и ругаться со строителями, если вам достаточно мгновения творчества – добро пожаловать в профессию.

Если вы уверены, что для вас дизайн интерьера – призвание, страсть, болезнь, если вы готовы учиться, корпеть над чертежами, ругаться со строителями, мотаться по магазинам в поисках непонятно чего, если вам достаточно мгновения творчества – добро пожаловать в профессию. Такому коллеге все будут только рады.

Часть 1

Образование

Ко мне постоянно обращаются с вопросом, как стать дизайнером интерьера, куда пойти учиться и можно ли работать в этой сфере, не получая специального образования. Несколько лет назад я написала статью «Наставление будущим дизайнерам интерьера», посвященную необходимым в этой профессии знаниям. Она вызвала огромный ажиотаж в Рунете, ее опубликовало множество сайтов, некоторые очень ругали, но в основном хвалили. Статья эта до сих пор актуальна, ее части легли в основу этой книги, но целиком я ее приводить не буду – вы легко сможете ее найти в Интернете. Кстати, не удивляйтесь, если она будет подписана чужим именем – авторское право в Сети не в почете (об этом мы еще поговорим в конце книги, в главе 43).

Главное, что я хотела сказать той статьей и продолжаю повторять до сих пор, – меня глубоко возмущает поверхностное отношение к образованию в сфере дизайна интерьера. Нередко люди считают, что для такой работы им будет достаточно хорошего вкуса (причем эта оценка может исходить только от членов семьи и близких друзей) или что достаточно изучить компьютерную программу, которая предложит наилучшие комбинации цветов и нарисует все сама. На самом деле дизайнеру требуется не меньше знаний, чем врачу или юристу, но вряд ли кто-то может представить себе хирурга или адвоката, не имеющего соответствующего образования, – и в то же время многие считают, что учиться будущему дизайнеру в лучшем случае необязательно. Даже те, кто всерьез решил заняться самообразованием, нередко спрашивают: в какой книге можно получить базовые представления о дизайне? Какую книгу об истории стилей почитать? Вместо того чтобы изучить программы обучения отечественных и зарубежных вузов, прочесть много (да хотя бы несколько) книг по специальности и проанализировать их содержание, человек ищет некий легкий и быстрый путь.

Самый страшный «грех» здесь, пожалуй, – фраза «я не хочу тратить время на образование!». Вот реальный пример – сообщение на форуме homeideas.ru, самом крупном русскоязычном форуме, объединяющем профессиональных дизайнеров.

...

Из темы «Как начать работать дизайнером»:

«По первому образованию я экономист, но после декрета поняла: это не мое, надо что-то менять. С детства хотела быть дизайнером интерьера, а сейчас понимаю, что не могу больше заниматься сухими цифрами, душа просит творчества! Правда, мне уже 36 лет, нет времени, чтобы получить второе высшее образование. Скажите, насколько реально работать дизайнером без образования, опыта работы и умения рисовать?»

Конечно, нужно искать себя, заниматься любимым делом. Но не следует это любимое дело идеализировать!

Во-первых, дизайнеру интерьера необходимо учиться: как и в любой другой профессии, без специальных знаний тут никуда. Основы архитектуры, технология строительных работ, светодизайн, правила и особенности работы с отделочными материалами… Только лишь отремонтировав квартиру или комнату, просмотрев стопку журналов и все передачи «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» за год, приобрести все эти знания невозможно.

Во-вторых, изучать дизайн интерьера самостоятельно довольно сложно. Получать высшее образование или заняться самообразованием – решать вам, но только кажется, что учиться дизайну в вузе дорого, долго и трудно. В реальности это может оказаться гораздо дешевле, быстрее и проще, чем действительно серьезное самообразование, не ограничивающееся просмотром журналов.

В-третьих, не ждите, что все будет легко. Переходить в другую сферу деятельности всегда непросто, тем более если профессия меняется радикально. Во время учебы и особенно работы по какой-либо специальности мозги настраиваются на решение определенного типа задач, поэтому, если вы были экономистом, а собираетесь стать дизайнером, придется ломать свой образ мышления.

В-четвертых, жизнь фрилансера, человека, который самостоятельно занимается поиском заказов (а большинство начинающих дизайнеров идут именно этим путем), не такая уж сладкая: никогда не знаешь, будет ли у тебя завтра работа, заплатит ли вовремя клиент. У любого человека, который сам делает бизнес, а не работает на чужой фирме, всегда будет болеть голова о том, как удержаться на плаву. Мой бывший шеф говорил: «Вот просыпаюсь по ночам и не могу заснуть, думаю, где взять новые проекты». А это был 2006 год, и дела у фирмы шли более чем успешно!

В-пятых, сама сфера дизайна не слишком надежна: услуги, которые она предлагает, для заказчиков в каком-то смысле роскошь, дополнительный комфорт, но не предмет первой необходимости. Когда грянул кризис, практически в первую очередь это ударило по дизайнерам – от подобных «излишеств» люди отказываются сразу, как только чувствуют финансовую нестабильность.

Нет пилюли, которая в один момент сделает экономиста дизайнером, нет книги, которая даст ответ на все вопросы. Если четыре-пять лет в университете или перелопачивание огромного количества информации в книгах и на специализированных сайтах человек воспринимает как потерю времени – ничего хорошего не получится.

А ведь, по сути, причины несерьезного отношения к образованию в сфере дизайна отчасти заключены все в тех же размытых границах профессиональной ответственности. В США, например, все просто: ремонтом дома будут заниматься несколько специалистов. Среди них есть архитектор, который разрабатывает планировку, вместе с инженерами занимается техническими вопросами – отоплением, канализацией и водопроводом, вентиляцией. Он несет всю ответственность за соблюдение правил и технологий, а его знания подтверждаются дипломом или сертификатом. И есть декоратор, который рекомендует цвет стен, выбирает шторы, обои, подушки, мебель и люстры, все это двигает по комнате и расставляет вазочки. Никакой ответственности он не несет, и ему действительно хватает хорошего вкуса или даже просто собственного видения интерьера.

На постсоветском пространстве все иначе: исторически ценятся «мастера на все руки», а понятие «узкий специалист» является чем-то вроде ругательства. Заказчики рассчитывают, что один и тот же человек будет проектировать дом, знать, сколько бетона понадобится для фундамента, – и он же подберет обои и определит, какое количество ткани нужно для штор. И еще желательно, чтобы он нес за это материальную ответственность. И, конечно же, давал гарантии.

...

Заказчики рассчитывают, что один и тот же человек спроектирует дом и затем подберет обои и ткань для штор. И еще желательно, чтобы он нес за это материальную ответственность. И, конечно же, давал гарантии.

Сфера деятельности и ответственности дизайнера интерьера находится где-то посередине между работой архитектора и услугами декоратора. Границы могут сдвигаться, но преимущественно в сторону декорирования: архитекторы – это в первую очередь инженеры, обладающие специфическими знаниями просто в силу своего образования. Эта профессия имеет механизм сертификации, и в большинстве стран только сертифицированный архитектор имеет право проектировать дом или делать перепланировку в квартире. Каким бы талантливым, образованным и умелым ни был дизайнер, без соответствующего сертификата по закону он просто не имеет права предлагать своим клиентам определенные услуги.

Многочисленные статьи с характерными названиями – к примеру, «Десять шагов на пути в декораторский бизнес»[1], размещенная на американском сайте www.homebusinesscenter.com, – демонстрируют, что стать декоратором весьма просто: достаточно заниматься самообразованием (весьма размытая рекомендация), тренироваться на собственном доме и квартирах друзей, наладить отношения с поставщиками и найти клиентов. И дело в шляпе, вы дизайнер интерьера! Многих людей такие статьи воодушевляют и вдохновляют. Но не стоит забывать о том, что дизайн и декорирование – разные вещи, статьи такого рода не отражают действительность, а американский рынок имеет весьма слабое отношение к нашим реалиям.

Сравнительный анализ работ архитекторов, дизайнеров и декораторов

Я продолжаю настаивать: образование для дизайнера интерьера является необходимостью. А вовсе не бесполезной тратой времени, как некоторым кажется. Да покажите мне хоть одну сферу, где без него можно обойтись? Актеры? Единицы добиваются настоящего успеха, не имея за плечами образования. И даже эти единицы берут уроки актерского мастерства и другими способами повышают свой уровень. Художники? Научиться рисовать самому значительно труднее, чем кажется со стороны. Писатели? Фотографы? Другие представители творческих профессий?

Да, среди них есть профессионалы, которые многого добились, не имея профильного образования, – но все же их единицы. Как правило, они не получили образования не потому, что не хотели и считали его лишним, а лишь из-за того, что так сложилась их жизнь. Это люди с очень хорошими способностями к концентрации, с огромной силой воли и жаждой знаний. Все они обладают такими личными качествами, как упорство и самодисциплина. А вы уверены, что у вас они присутствуют в нужном объеме? Кроме того, этим людям повезло. Можно надеяться, что вы как раз из числа этих исключительных везунчиков, но я бы не стала строить свою жизнь, рассчитывая на это.

Безусловно, и в сфере дизайна интерьера есть прекрасные специалисты, которые опытом и самообучением восполнили недостаток профильного образования. Им не мешает отсутствие диплома, они успешны и востребованы – но все-таки это исключения, и поверьте, они потратили на самообразование ничуть не меньше времени и денег, чем выпускники вузов, а возможно, и гораздо больше.

К тому же, как вы помните, дизайн интерьера – работа отнюдь не только творческая, а во многом техническая, предполагающая ответственность перед заказчиком и довольно высокую стоимость ошибок. Значительная часть профессии – это архитектурные и инженерные знания, которые, опять же, можно получить и самостоятельно. Но в вузе это сделать проще, быстрее и дешевле.

...

Паола Антонелли, куратор отдела архитектуры и дизайна в нью-йоркском музее современного искусства МоМА:

«Как-то я читала лекцию в университете Лос-Анджелеса. И меня спросили, в чем разница между дизайном и искусством. Аудитория была непрофильная, и надо было ответить емко и просто. И я сказала, что художник может выбирать, нести ли ему ответственность перед своей аудиторией или нет, а дизайнер не может. Дизайнер в каком-то смысле дает клятву Гиппократа. Я имею в виду, что его первоочередная задача – сделать что-то функциональное, что можно было бы использовать. <…>

…Дизайн – это не мини-искусство и не мини-архитектура. Его отличие в том, что он не может быть бессмысленным; своей безусловной привязкой к функциональности дизайн как бы застрахован от таких вещей, как патетика или пошлость. Не на сто процентов, но все же. Вероятно, именно поэтому он не может воспарить до состояния высокого искусства. Но я считаю, что ему это и не нужно»[2].

Лучше всего, чтобы человек, желающий стать профессионалом и достичь определенных высот в своем деле, получил академическое профильное образование. На мой взгляд, идеальный вариант для будущего дизайнера интерьера – это диплом архитектора, выданный серьезным университетом вроде Московского архитектурного института (МАРХИ), дополненный качественным курсом декораторов, наподобие того, который читают в школе «Детали». У меня самой похожий вариант, хотя и не идентичный – я окончила отделение архитектуры и реконструкции Рижского строительного колледжа, а затем отделение дизайна интерьера Балтийской международной академии. Несколько моих успешных коллег получили примерно такое же образование, с теми или иными вариациями, – и это лучшее возможное решение.

Академическое образование дает серьезную теоретическую базу, которую многие начинают ценить только после десяти лет практической работы, – а в годы учебы кажется, что она вовсе не нужна. Именно архитектурное образование дает массу инженерных навыков, которые нельзя получить на курсах дизайна. А школа декораторов дает навыки творческого мышления, учит более изящной подаче материалов, работе с цветом, текстилем, декором.

...

Идеальный вариант для будущего дизайнера интерьера – диплом архитектора, выданный серьезным университетом, и сертификат о прохождении качественного курса декораторов. Архитектурное образование дает массу инженерных навыков, которые нельзя получить на курсах дизайна.

Безусловно, идеальный вариант доступен не всегда: жизнь вносит свои коррективы, выбирать приходится лишь меньшее из зол. Иногда действительно нет возможности поступить в профильный вуз – к примеру, такого просто нет в городе, где вы проживаете. Или вы не можете учиться на дневном отделении, потому что нужно работать и содержать семью, а вечернего отделения нет. Разные бывают ситуации. Иногда действительно лучшее, что можно сделать, – пойти учиться в школу дизайна или на курсы. Но только не потому, что вам жалко времени и кажется, что можно обойтись без образования в этой сфере!

Безусловно, учеба в вузе не всегда обеспечивает успех в профессии. Мне часто рассказывают о людях, которые, получив хорошее образование, так и не стали работать по специальности или через некоторое время ушли в другую сферу. Такие примеры есть и среди моих бывших однокурсников, и среди однокурсников моих коллег. Образование – отнюдь не гарантия успеха, оно лишь дает вам преимущества при прочих равных. Для того чтобы выбирать с открытыми глазами, рассмотрим, какие варианты обучения есть у человека, желающего стать дизайнером интерьера.

Глава 1

Первое образование или второе?

Найти себя, свое призвание, свою страсть в работе – бесконечное счастье. Многие каждое утро заставляют себя вставать, чтобы заниматься нелюбимым делом, приносящим зарплату (чуть больше прожиточного минимума или гораздо больше – сути не меняет). Нашедший себя человек, лишь открыв глаза, понимает: то, что я делаю, является предназначением в жизни и приносит не только удовольствие от процесса, но и удовлетворение результатом, не говоря уже о материальных благах. Разве не каждый этого хочет? И разве не каждый родитель этого желает своим детям?

Видимо, нет. Все мы слышали истории о том, как подростка отговорили поступать в художественное училище и убедили пойти учиться на экономиста или инженера. Забота родителей о благополучии своего чада вполне естественно касается стабильного заработка – и уж только потом, может быть, творческой реализации. В условиях богатой кризисами реальности это неудивительно.

Я, безусловно, за поиск себя. Я за то, чтобы уходить с нелюбимой работы, менять сферу деятельности и заниматься тем, что приносит удовольствие и счастье. Но следует все же отдавать себе отчет в том, что полученное образование, хоть это и неочевидно на первый взгляд, формирует мышление. А мышление математика довольно сильно отличается от мышления литератора. Такие различия прекрасно описывает статья В.Ф. Сидоренко «Дизайнерские методы познания»[3], которую можно найти в Интернете. Для нас сейчас наибольший интерес представляет упомянутый в ней эксперимент английского ученого Ловсона, стремившегося выяснить разницу в стратегии решения задач в дизайне и науке. Аспирантам дизайнерских и научных институтов были предложены идентичные задачи с большим количеством ограничений.

...

В.Ф. Сидоренко:

«Обе группы решали ее [задачу], прибегнув к разным стратегиям. Аспиранты-ученые в целом приняли стратегию систематического исследования возможных комбинаций блоков, с тем, чтобы найти фундаментальное правило, которое позволит создать требуемую комбинацию. Аспиранты-дизайнеры склонялись к тому, чтобы предложить серию решений и, постепенно отвергая многие из них, найти то, которое отвечало бы предъявленным требованиям. Существенная разница между этими двумя стратегиями, комментирует Ловсон, состоит в том, что, в то время как аспиранты-ученые концентрируют внимание на обнаружении правила, аспиранты-дизайнеры одержимы идеей получить желаемый результат. Первые приняли в целом стратегию, сконцентрированную вокруг проблемы, вторые – стратегию, сконцентрированную вокруг решения. Хотя подход дизайнеров может быть использован без того, чтобы исследовать полный ряд приемлемых решений, в действительности он открыл и кое-что относительно правила, управляющего допустимой комбинацией блоков. Другими словами, изучение природы проблемы было для дизайнеров результатом поисков решения, тогда как ученые ставили своей целью именно изучение самой природы проблемы. Эти эксперименты показывают, что ученые решают проблему с помощью аналитических методов, а дизайнеры – с помощью методов синтетических».

Что же это означает на практике? Большую часть людей, склонных к математическому мышлению, и будущих специалистов, которым такое мышление необходимо, а это и инженеры, и экономисты, и бухгалтеры, в колледжах и институтах обучают искать решение – единственное идеально верное, как ответ в уравнении.

Дизайн же вообще и дизайн интерьера в частности оперирует всего лишь оптимальными решениями, а одного, единственно правильного ответа быть не может. Выбирается вариант, отвечающий максимально возможному количеству исходных данных, удовлетворяющий максимуму имеющихся ограничений. Решения, которое будет отвечать всем условиям, может не существовать в природе: условия нередко бывают взаимоисключающими.

Попробую проиллюстрировать это случаем из практики.

Дано:

1. Квартира с определенными ограничениями – площадью, контуром, несущими стенами, окнами, входом, стояками коммуникаций.

2. Состав семьи – 4 человека: мама, папа, двое сыновей-близнецов младшего школьного возраста.

3. Требования к планировке – увеличить кухню, объединить ванную с санузлом, расширить прихожую, и самое главное – минимизировать конструктивные изменения (то есть минимально сносить и переносить перегородки).

Изначальная планировка

Очевидно, что последний пункт содержит в себе противоречия.

На основе плана квартиры и задания клиентов было разработано восемь вариантов планировочных решений, в той или иной степени удовлетворяющих требованиям. Четыре были отброшены как нежизнеспособные, оставшиеся предложены на суд заказчиков. Оптимальным вариантом был признан тот, который требовал максимального перемещения стен. Планировка же с минимальными конструктивными изменениями осталась бы практически такой же неудобной, как существующая, ситуация могла улучшиться лишь незначительно. Было выбрано некое компромиссное решение – кухня почти не увеличилась, зато глобальной перепланировки в квартире не потребовалось.

   

Варианты решений

Основное противоречие, как вы понимаете, крылось в третьем пункте требований: с одной стороны, улучшить планировку, а с другой – минимизировать ее изменения. Первый и второй варианты предусматривали достаточно большое количество строительных работ – на месте коридора организовывались пространство для постирочной со стороны прихожей и ниша под холодильник со стороны кухни. Стена между гостиной и кухней ликвидировалась, что приводило к их объединению (и требовало, согласно нормативам, замены газовой плиты на электрическую). С точки зрения планировки, разница между первым и вторым вариантом состоит в том, как организован вход в жилые комнаты.

В третьем и четвертом вариантах кухня слегка увеличивалась за счет создания ниши для холодильника. Различие этих вариантов – в том, как решено пространство прихожей: третий вариант оставляет исходную планировку почти без изменений. В четвертом же прихожая расширена, появляется возможность установить в ней шкаф для верхней одежды. В итоге принят был именно четвертый вариант – он предлагал не слишком масштабные изменения и тем не менее позволял улучшить условия жизни в этой квартире.

Другой пример: задача более локальная, но принцип поиска решений тот же. Необходимо выбрать, каким образом будут соединяться два покрытия пола – плитка и паркетная доска. Критерии:

• техническое соответствие;

• сложность выполнения;

• экономичность;

• удобство в эксплуатации;

• экологичность;

• эстетика;

• долговечность.

Всего решений может быть 4.

Неоформленный стык – просто, дешево, экологично. Эстетические достоинства – в лучшем случае в первое время. В эксплуатации неудобно – грязь попадает в шов. Технологически неверно – необработанный край паркетной доски ничем не защищен от попадания влаги и от сколов. Соответственно, страдает долговечность.

Стык не оформлен

Алюминиевый порожек

Пробковый компенсатор

Герметик

Алюминиевый порожек дороже и сложнее в укладке, но технологически это более правильно. Экологичность нормальная, а вот эстетичность весьма спорная. В уборке довольно удобен.

Пробковый компенсатор экологичен, технологически верное решение. Эстетика – на любителя. Долговечность – спорная, так как материал мягкий и пористый. Недешево и непросто в установке.

Герметик – проще и дешевле в установке, не очень экологичный, не слишком долговечный (по тем же причинам, что и пробка). Из возможных вариантов самый незаметный, а значит, в эстетическом плане самый удачный.

Абсолютно всем исходным критериям не отвечает ни один вариант. Поэтому выбирается решение, оптимальное для заказчика: одни готовы поступиться долговечностью в пользу эстетики, другим важнее всего экологичность и простота в уборке. Идеального же решения просто не существует.

Подобный принцип решения задач – ищем максимальное количество вариантов, потом выбираем оптимальный – будущим дизайнерам прививают на первых же курсах института, исподволь, незаметно. Зачастую сами преподаватели не отдают себе в этом отчет и не могут сформулировать (как мне кажется), чем обусловлен именно такой подход, подобные исследования и закономерности остаются где-то за скобками, воспринимаются как само собой разумеющееся. Никто не объясняет студентам, почему искать решение задач и проблем нужно именно так и чем именно ценен этот метод.

Помню, во время дипломного проекта в колледже я проектировала городской парк. Его планировочное решение я придумала сразу, основываясь на особенностях рельефа местности. Как же меня возмутило, когда руководитель проекта потребовала, чтобы я разработала еще два варианта, чтобы убедиться в правильности первого! Ведь мне было очевидно, что ничего более логичного или более красивого я не изобрету, – так зачем это нужно? Лишь много лет спустя я поняла смысл этого задания. И мне до сих пор интересно, но я не решаюсь спросить: почему же преподаватель мне не объяснила? Знала ли она сама, почему для архитекторов и дизайнеров используется именно такая методика обучения?

Конечно же, я не открою Америку, сказав, что мышление формируется в детстве и юности, а с возрастом становится все более и более закостенелым. Переломить себя, заставить себя думать по-другому, изменить, по сути, основу своей личности, привычный механизм принятия решений – это, конечно, возможно просто потому, что для человека, в принципе, возможно все. Но радикальные изменения требуют титанических усилий и огромной силы воли, а также много времени. Поэтому я достаточно скептически отношусь к людям, которые в 30 с лишним лет (а то и позже), имея за плечами успешную карьеру, а иногда и по двое-трое детей, решают «уйти в дизайн», потому что нашли себя. Ни в коем случае не буду их отговаривать от этого шага, но хочу сразу указать на то, что это не будет ни легко, ни быстро. И успешность результата никто гарантировать не может.

И именно поэтому я всегда за то, чтобы как можно внимательнее относиться к выбору профессии – еще в раннем возрасте – и вуза, в котором вы собираетесь учиться. И делать этот выбор осознанно, прислушиваясь к своим желаниям и склонностям.

biznes-knigi.com


Смотрите также

ремонт квартиры