Уют и стиль можно и нужно сочетать, закажите ремонт квартиры у нас.
Интерьер спорт-клуба на ул.Типанова
Ресторанный интерьер на Малоохтинском
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Петербургское воплощение Америки в стиле ретро.
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
___________________________________________________________________________________________
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
__________________________________________________________________________________________
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.; Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.
В правильном интерьере важна каждая деталь. Чем более спонтанно и естественно выглядит дизайн, тем больше сил вложено в его создание, а за кажущейся естественностью и легкостью всегда стоят продуманность и целесообразность.
Внешний вид и расположение предметов, их сочетание по цвету и форме, зрительные взаимосвязи больших и маленьких деталей между собой — все это создает ту характерную гармонию в интерьере, которая чувствуется даже непосвященными.
Беспроигрышный вариант — выстроить интерьерную композицию с одним композиционным центром. Хорошим примером такого центра может служить контрастное с общим фоном цветовое пятно: картина, постер, окрашенная часть поверхности. Эффектный акцент выстраивает вокруг себя все остальное окружение.
На спокойном серо-бежевом фоне дизайнер расположил очень яркий и очень большой постер. Обратите внимание — он тут не одинок. Экстравагантные свечи, обложки книг на переднем плане и ковер точно попадают в оттенки постера.
Разнонаправленные острые треугольники привносят в эту гостиную взрывную динамику, даже скорость, молодость, сочность. Вальяжный круглый диван и бархатный ковер подпадают под их влияние и тоже оказываются в тонусе — в итоге весь интерьер строится вокруг игольчатого мультиколорного постера.
Симметрично расположенные с двух сторон дивана картины и торшеры делают композицию устойчивой и спокойной. Они едва заметны рядом с картиной, изображающей перспективное удаление вглубь, как будто в точку схода, и задающей помещению равномерный ритм. Прямые линии картины и дивана противопоставлены мягким изгибам кресел и витиеватым петлям ножек журнального столика.В этой солнечной гостиной власть сине-зеленых квадратов на стене бесспорна.
Благодаря цветовым "мостикам" (оттенки картины и обивки мебели совпадают) разные по стилю действующие лица в этой интерьерной пьесе играют слаженно и хорошо иллюстрируют актуальное направление в современном дизайне — неоклассику или "облегченную классику".
Когда смотришь на этот интерьер, чувствуешь уверенность и определенность. Здесь нет места сомнениям и колебаниям, здесь царство тишины. Оттенки акварельных рисунков, ковра, дивана, столика и даже мелких аксессуаров выверены с точностью живописца — и эти цветовые "мостики" соединяют разные элементы в одну картинку, в единую композицию. Это было бы даже слишком хорошо, если бы не акварель на стене.
Шесть рисунков имеют разный сюжет, и это вносит в интерьер то недостающее разнообразие, без которого он выглядел бы скучно. Разные сюжеты в одной цветовой гамме — в этом решении дизайнера одновременно и объединяющее, и разъединяющее начало.
Взгляд переходит от рисунка к рисунку, сравнивая и оценивая, отмечая сходства и различия. Одно художественное полотно не содержало бы такого динамического потенциала и упростило бы интерьер.
Выбрав почти ахроматическую гамму, автор этого проекта усложнил себе задачу: черно-белое ведь часто воспринимается слишком строгим и однообразным.
Едва заметный оттенок индиго, в который окрашены темные элементы, улавливается с трудом. Но именно на таком фоне выигрышно смотрится синяя софа — она почти светится.
Слишком основательным и слишком понятным был бы этот интерьер, если бы не геометрические фигуры на стене. Они находятся в таких неустойчивых положениях, что не заскучаешь. Круг и треугольник в подвешенном состоянии, а треугольник еще и опущен вершиной вниз, готовый вот-вот упасть в сторону.
Визуальный акцент решен за счет формы, выделение контрастным цветом отсутствует, геометрические фигуры в той же гамме, что и весь интерьер, при этом в образ заложена динамичность большой силы.
Такое противоречие встретишь не часто, не правда ли? Стеклянная столешница как огромный слой прозрачного горного хрусталя на свитых в клубок мощных корягах, сверху белый постер на белой же стене, на нем чуть захваченная фотографом верхушка купола с тонким шпилем. И сбоку — несерьезная ваза с шутом на крышке.
Основательные ноги зрительно тянут композицию вниз. Тонкие линии купола и шпиля — устремляют ее вверх. Изображение на постере асимметрично и расположено внизу в наклонном положении, взгляд невольно следует за очертаниями и неожиданно оказывается на самой верхушке — на шпиле.
И тут — удивительное дело! — вдруг коряги перестают перевешивать, мы наверху огромного купола, а коряги где-то там, внизу на земле. Но стоит опустить взгляд — и вновь чувствуется тяжесть экзотического подстолья "хрустального" стола.
Так и живут все эти декоративные детали — в вечной борьбе противоположностей. И только шутливая ваза на время примиряет борьбу легкого и тяжелого — пока на нее смотришь.
Огромное панно во всю стену с акварельными разводами — и без единого цветового "мостика" к другим предметам мебели, текстиля и декора. Почему? Так достигается максимальное акцентирование внимания именно на этой стене, а остальные предметы, по мысли дизайнера, должны прятаться и служить нейтральным фоном.
Интересное решение — светло-серые треугольники поверх акварели. Они как раз связаны с общим цветовым решением интерьера. Треугольники буквально летят в пространстве, создавая дополнительный план на разноцветном фоне. Они как будто вылетают за пределы панно, придавая ему стереоэффект, который не был бы таким явным, если бы у треугольников не возникало визуальных цветовых связей с окружением.
Черный квадрат с позитивным эмоциональным наполнением — как вам? Милые зверушки — это всегда добрый эмоциональный заряд.
Квадрат считается самой "тяжелой" из фигур, здесь тяжесть еще и усилена черным цветом. Его границы на белом фоне очерчены четко и решительно — вот она, найденная мера строгости, без которой овечки смотрелись бы слишком гламурно.
Здесь идея не предполагала исключительно женственной атмосферы, поэтому сочетание "тяжелого" квадрата и милых животных на белоснежно-кремовом фоне (стены и потолок) в пустом коридоре создало одновременно и наивный, и ироничный, и таинственный, и по-своему строгий интерьер. Мохнатая лавка — это "мостик" от фотографии, только не цветовой, а фактурный.
Продуманный интерьер, в котором обязательно присутствует "идейное" обоснование, – почему эта вещь именно такая и находится именно здесь, какова ее роль – всегда выигрывает перед спонтанным "просто нравится", потому что может не только создать, но и передать зрителю художественный образ, а это уже искусство. А какое "идейное" обоснование заложено здесь?.. Как думаете?
www.inmyroom.ru
Я раньше читала курс «Композиция в дизайне интерьеров» в Международной Школе Дизайна, и ко мне обратились две коллеги с просьбой прочитать его и для них. Данная информация будет полезна не только тем, кто собирается заниматься дизайном профессионально, но и всем, кто интересуется темой "дизайна интерьеров", как говорится, "для себя".
В нескольких видео я рассказываю базовые универсальные принципы построения художественной композиции с примерами интерьеров, а также с типичными ошибками композиции. Основная цель - научиться приемам, которые лежат в основе гармоничного интерьера еще до выбора стиля или подборки конкретных предметов.
В этом видео мы обсуждаем, что такое композиция, какие формы она может принимать в различных сферах деятельности человека. В основном речь пойдет о разных видах искусства и об универсальности базовых принципов композиции. В процессе создания произведения человек ищет оптимальную форму для выражения своей идеи, в интерьере дизайнер также рассматривает различные варианты, стремясь сбалансировать целое. Для этого важно, с одной стороны, объединять элементы в группы (это способствует целостности), с другой стороны,- выделять отдельные элементы (что способствует разнообразию и облегчает восприятие композиции).
Далее мы рассматриваем, что объединение предметов в группы происходит на основе их характерных признаков, таких как форма, текстура, фактура, цвет и отдельные его характеристики, направленность предмета. Разбираем конкретные примеры.
Это видео посвящено тому, как именно мы выделяем отдельные элементы из общей массы. Как выделить из общей картины основные, второстепенные и третьестепенные элементы, как установить между ними иерархию и сделать так, чтобы общий вид интерьера при этом не напоминал сборную солянку. Понятие ритма и метра в интерьере. Проще всего создать метр из повторения одинаковых предметов: три вазы, пять одинаковых полос на полу, и так далее. Почему иногда они помогают, а иногда создают монотонность? А в некоторых случаях клиенты вообще не считывают, что вообще-то вы тут задумали сложную ритмическую композицию.
Статья про особняк Смирнова, упоминаемая в видео здесь
Понятие пропорция как соотношения частей. Прежде всего оно относится к размерам предметов, которые зритель невольно сравнивает. Но также можно говорить о пропорциях, говоря о частях одного предмета, о пропорциях как о соотношении любой из характеристик, рассмотренных в первой части. Например, вы подобрали предметы, объединили их в группы по ряду признаков, выделили доминанты. А интерьер все равно не клеиться. Это может происходить из-за слишком большой или наоборот слишком маленькой разницы в масштабах. Конечно, разговор о пропорциях не ограничивается золотым сечением, но тогда о них надо делать отдельный курс. 🙂
Правильного баланса в композиции можно достичь за счет симметрии, асимметрии и дисимметрии, мы подробно обсуждаем плюсы и минусы каждого подхода, различные виды симметрии, асимметрию как основу динамики и эмоциональности в композиции.
В этой части пойдет более подробный разговор про доминанты и акценты, про пропорции и ритм и области основного интереса. Разбираются примеры, как собрать интерьер вокруг одного объекта. Как управлять взглядом человека, находящегося в интерьере, управлять его вниманием при помощи композиции. Как привлекать внимание к предметам при помощи подсветки.
Данная часть посвящена принципам композиции – пропорциям, симметрии, равновесию. Разбираются виды композиции – линейная, диагональная, открытая, замкнутая, круговая. Построение композиции по Египетскому треугольнику, Золотому сечению, третям. Развеска картин в интерьере, согласно правилами композиции. Соотношение частей композиции. Продолжается разговор про симметрию и асимметрию. Движение в интерьере – какими средствами показать динамику и статику. Какими средствами получается равновесие объектов в композиции.
Статья: «Ковер в интерьере – тренд на возврат советских ковров» читать
Статья: «Зачем нужно соблюдать оси в интерьере» читать
Статья: «Дизайн-экскурсия в Гатчину» читать
Мой дипломный проект в Школе «Дитали» Смотреть проект
Надеюсь, эти пояснения были вам полезны, так как композиции не всегда уделяется должное внимание в преподавании интерьерного дизайна, а между тем, она лежит в основе всех принимаемых дизайнером решений.
Понравилось видео? – Поделитесь в соцсетях или оставьте комментарий
design-guru.moscow
Обустройство интерьера имеет сходство с построением кадра в фотографии. Знание дизайнерских приемов и архитектурных законов помогает создать оригинальную стилистику помещения. В противном случае, даже приобретение дорогостоящих предметов мебельного гарнитура не спасает комнату от ассоциаций с кладовкой. Композиция в дизайне играет ту же роль, что и художественная — в живописи. Поэтому далее рассмотрим ее основные принципы.
Гармоничное соединение художественных элементов в единую систему, характеризующуюся наличием идеи и формы, получило название композиции. Также под этим термином подразумевается упорядоченное расположение предметов интерьера в конкретном помещении. Взаимосвязь мебельного гарнитура, различного оборудования, декоративных аксессуаров — является первоочередной задачей дизайнера интерьера. При этом рассматривается взаимодействие всех объектов без исключения: на сочетание проверяются текстуры материалов, фактуры поверхностей; изучаются подробные планы всех плоскостей комнаты. Каждая стена являет собой автономную композицию, которую еще нужно вписать в интерьер.
Удачно спланированная обстановка дома характеризуется отсутствием хаоса даже в том случае, если порядок вещей в ней — асимметричный. Это достигается благодаря нахождению композиционного центра. Он неизменно притягивает взгляд людей, поскольку выделяется своей фактурой, формой или габаритами. Обычно его располагают по центру комнаты, однако возможны и другие варианты (пристенные, угловые). Все остальные элементы дизайна равномерно дополняют вышеупомянутый композиционный центр. В его роли могут выступать:
Последняя может использоваться в качестве декоративной перегородки в квартире-студии. Тем самым она подчеркивает целостный образ небольшого пространства, его функциональное зонирование. Красота композиции отвечает за визуальный комфорт жильцов, вне зависимости от типа объектов. Главное здесь — следовать правилам ее построения.
Использование композиционных законов считается незыблемым условием для достижения комфорта в жилище. Им принадлежит решающая роль в создании благоприятной атмосферы. При этом не имеет значения — идет речь об общественном помещении или жилой комнате. Знание основ этой интерьерной науки позволяет оформить даже самые сложносочиненные пространства: малогабаритные комнаты, узкие коридоры и т.д. После нескольких лет работы в сфере дизайна интерьера, профессионал овладевает искусством создания композиции. Этот опыт является залогом успешного оформления декора.Художественная база отличает работу профессионала от любительского интерьера. Процесс создания красивого декора неразрывно связан со следующими правилами архитектурной композиции:
Читайте также: Декоративная плитка под камень +60 фото примеров
В первом случае используется закон подобия элементов друг другу, когда несколько повторяющихся предметов интерьера создают ярко выраженный стиль. Во втором уже учитываются определенные нюансы. Здесь приветствуется игра цвета, характеристик фактур. Ну а в третьем — объекты максимально «разводят» друг от друга. Последнее достигается способом нахождения прямо противоположного по сути: по цвету, текстуре, стилю.
Лаконичный интерьер с простым дизайном вовсе не препятствует использованию роскошных аксессуаров. Он лишь призван расставить все объекты по своим местам.
Под этим словом подразумевается расстановка предметов интерьера согласно заранее определенной оси. Восприятие симметричных элементов всегда приносит удовольствие человеческому глазу. Упорядоченность объектов автоматически ассоциируется с гармонией окружающего пространства. Наличие же острых углов или рельефных плоскостей незримо давит на психическую систему человека. Углы справедливо воспринимаются им как потенциальная опасность. Стремление к зеркальному принципу подобия находится в нашей крови.
Равноудаленное расположение подобных объектов вокруг того или иного центра легко формирует симметричное пространство. Однако лишь в том случае, если речь идет об обычной горизонтальной плоскости. Поскольку с другими поверхностями придется гораздо дольше поиграться, чтобы добиться должного эффекта.
Если разместить пару кресел возле камина или журнального столика, то данное пространство априори будет считаться симметричным. Разумеется, при условии равномерного распределения одинаковых атрибутов гарнитура.
Этот принцип можно использовать в каждой комнате. Возле кровати в спальне хорошо смотрятся прикроватные торшеры. Установка пары стеллажей в другом конце комнаты выгодно подчеркнет соблюдение симметрии. Однако это не означает абсолютно «парное» обустройство помещения. Элементы могут отличаться дизайном и функциональностью. Неизменные должно оставаться одно: их подобие по габаритам и общему тону. Дизайнеры применяют всё, что находится под рукой: декоративные лампы, комоды, туалетные столики, аксессуары, зеркала и т.д. Их уравновешенность и формирует симметрию.
Читайте также: Старые доски в дизайне интерьера
Сложности вызывает оформление вертикальной плоскости. Ее равновесие определяет гармонию комнаты в не меньшей степени, чем горизонтальная симметрия. Важно грамотно соединить верхнюю и нижнюю плоскости. Если человек владеет роскошными апартаментами с высокими потолками, то его задачей становится заполнение пустот. Классическим вариантом считается использование массивной мебели, большой люстры, лепнины на поверхностях плоскостей. Последние спасают декор от холода обстановки.
Не менее любопытным способом организации пространства принято считать асимметрию композиции. Вопреки первой возникающей ассоциации, асимметричный интерьер не имеет ничего общего с беспорядком. Сложное построение призвано внести разнообразие в быт человека. Избежать дисгармонии позволяет равномерное распределение зрительной нагрузки. Здесь также важно не оставлять пустот, за которые будет цепляться взгляд.
Например, можно использовать принцип равнобедренного треугольника. Когда 2/3 пространства аккуратно заставлены основными элементами интерьера, а оставшаяся треть — занята каким-то массивным объектом. В роли последнего часто выступают большие зеркала, декоративные панно или шкафы-купе. Они служат противовесом богато обставленной площади.
Кроме умиротворенного равновесия отдельных элементов композиции, эстетический интерьер должен характеризоваться своим ритмом. Динамичное движение обычно задается предметами мебельного гарнитура. Однако приветствуется использование и других элементов декора: архитектурных арок, декоративных карнизов и т.д. Чем более необычен выбор дизайнера, тем интереснее смотрится помещение.
Бесконечное движение также можно «перебить». Этот лукавый прием используют опытные специалисты, когда хотят внести изюминку в оформление комнаты. Под нарушением ритма подразумевается выделение одного предмета из ряда ему же подобных. Например, присутствие цветного стула среди белых собратьев значительно оживляет обстановку.
Однако при использовании цветового акцента нужно помнить об особенностях зрительного восприятия. Естественное угасание цветовых характеристик по мере удаления от взгляда никто не отменял.
Когда говорят о доминанте, то подразумевают конкретный элемент, выполняющий роль композиционного центра. Поскольку он первым бросается гостю дома в глаза, его характеристики должны быть соответствующими лидерскому предмету. Центр подчиняет себе второстепенные объекты, связывая их в единую систему. Без него композиция развалится. Чтобы доминирующий атрибут выделялся, используют цветовые приемы или играют с масштабом. Подчеркнуть же его можно с помощью оттенков выбранной гаммы на остальных аксессуарах декора. Идеально для этих целей подходит текстиль.
Читайте также: Красивые интерьеры квартир
Под статикой в интерьере подразумевают уравновешенное пространство, лишенное криволинейных плоскостей. Классическая стилистика помещения без диагональных векторов отличается устойчивым характером. Про такое оформление еще говорят, что оно обладает свойством «стабильности». При этом статичный дизайн отнюдь не назовешь скучным, если профессионал найдет способ украсить горизонтальные элементы декоративными аксессуарами. Глубокие диваны с красивой накидкой или низкие шкафы с элегантными вазами вдохнут жизнь в любой интерьер.
Кроме вышеупомянутого ритма, движение можно создать с помощью динамических форм. В их роли выступают:
Вариантов обустройства комнаты в современном динамичном стиле — масса. Важно выбрать наиболее подходящий для конкретных условий. Движение приветствуется в тех местах, где собираются многолюдные тусовки.
Чтобы оживить пространство, иногда достаточно разобраться с акцентами. Аккуратное использование нескольких объектов в этой роли выгодно подчеркивает фактуру предметов, наполняет пространство визуальным объемом. Распространенным приемом считается противопоставление предметов:
Условие здесь одно: избегать перебора.
Для создания оригинальной композиции рекомендуется использовать отличные друг от друга фактуры и ясные цвета. Необычное сочетание рельефной отделки с гладкой обивкой дивана, узорного орнамента на стенках с однотонными тканями, минималистского декора с роскошным убранством обособленного уголка и т.д. Все эти примеры отличаются наличием контраста, противопоставления текстуры. Вопреки столкновению контрастных поверхностей, из их взаимодействия рождается гармоничный интерьер.
Здесь всё очевидно из названия. Использование схожих по своим характеристикам предметов позволяет легко добиться единства композиции. Для упрощения задачи можно ориентироваться на одну из привычных геометрических фигур, будь то квадрат, треугольник или круг. Когда подобные по цвету элементы стремятся к одной и тот же форме, создается плавный переход, приятный для человеческого взгляда. Рекомендуется использование градиента для однотипных фигур.
Знание законов художественной композиции здорово помогает хозяевам дома во время обустройства интерьера. Для дизайнеров же усвоение базовых архитектурных правил является необходимостью. Без их применения на практике, декор интерьера становится бедным и невыразительным. Про приоритет композиционного центра должны знать исключительно все.
thewalls.ru
Дизайн и композиция в дизайне. Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
Основные виды дизайна:
1)Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.
2)Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда. Здесь уже идет работа с объемом.
3)Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.
4)Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов
Новые виды дизайна. Выделяют две группы:
1)Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн (различные технические сооружения, например мосты).
2)Дизайн, нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), компьютерный дизайн и web-дизайн.
Важно!Прежде чем приступать к дизайну объекта, нужно определить его формальные качества: особенности внешнего вида, структурные связи предметов, назначение объекта. После чего определяется содержание работы, и только после этого возможно начинать работу над формой.
Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.
Композиция в дизайне. Это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.
Сущность понятия «композиция». Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей. Эти части, вместе взятые, составляют определенную форму. Термин «композиция» применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.
Сущность понятия «гармония». Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Сущность понятия «формальность».Формальная композиция. Форма взаимосвязана с содержанием, но возможно отделение формы от содержания путем замены реалистичных объектов формальными (или абстрактными), но так, чтобы формальная композиция выражала идею и художественно-образный замысел через:
-характеристики и свойства элементов композиции
-через структурную организацию элементов композиции
studfiles.net
Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого - удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто - предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, - дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.
Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.
Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.
При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента - практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).
Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:
Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.
Композиция в дизайне - это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.
Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление - это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне - привлечь внимание потенциального покупателя.
Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма "Глянец": "Дело художника - почувствовать то, что продается... Что не продается, то не искусство!"
Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель - привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен "зацепить" увидевшего готовое изделие.
Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.
Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.
Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:
Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:
Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.
Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.
Итак, существует три закона композиции:
Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.
Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один - это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.
При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:
Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).
Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.
Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.
В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:
Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.
fb.ru
Работа по проектированию какого-либо бытового изделия обязательно включает в себя работу над созданием художественного образа. Все что, проектирует дизайнер, будь-то интерьеры помещения, бытовые приборы или производственное оборудование, должно быть не только функциональным и эргономичным, но и содержательным, художественно выразительным. Для этого профессиональные дизайнеры работают над композицией, которая предопределяет основную идею и характер изделия в соответствии с возложенной на него функцией и назначением. Грамотно созданная композиция позволяет эмоционально воздействовать на человека, вызывая у него определенные ассоциации. Композиция в дизайне играет важнейшую роль, поскольку сложно создать законченное изделие без приведения к гармонии и общей цельности всех его отдельных компонентов.
Понятие композиции
В переводе с латинского (compositio) композиция означает сочленение, взаимосвязь отдельных частей в единое целое заранее определенным образом. Под композицией в дизайне понимают построение целостного и органичного предмета (пространства), все компоненты которого находятся во взаимосвязи друг с другом в соответствии с определенной идеей, задумкой дизайнера или смыслом. Композиция подразумевает отсутствие хаоса, а также однозначной, элементарной структуры. Композиционное решение рождается там, где система или структура элементов выглядит достаточно сложно, будь-то какой-либо бытовой прибор, изготовленный на промышленном оборудовании, или организм, созданный самой природой.
Композиция призвана придать любому объекту, окружающему человека в повседневной жизни, стройную, ясную форму и логичное, внешне привлекательное расположение элементов, из которых и складывается целое. Композиционные принципы так или иначе прослеживаются в природе – в структуре растений, строении животных и микроорганизмов. Человек пользуется ими и для создания бытовых предметов, произведений искусства, автомобилей, архитектурных сооружений, производственных станков и других объектов дизайна. Только при правильно выстроенной композиции, то есть гармоничном соединении отдельных элементов в единое целое, создается эмоциональный, четко выраженный художественный образ.
Композиционные средства
При определении композиционного решения перед дизайнером стоит конкретная задача –обеспечить такую последовательность и взаимосвязь частей предмета и его отдельных компонентов, чтобы наилучшим образом выявить содержание, назначение создаваемого изделия и обеспечить ему выразительную художественную форму. Композиция, с одной стороны, должна определять смысл произведения, а с другой стороны – гармонизировать форму. Тем самым, через композиционное решение обеспечивается неразрывная взаимосвязь формы и содержания. Для решения этой сложной задачи дизайнер может использовать целый комплекс композиционных средств, к числу которых относятся:
— Симметрия
Симметрия основывается на определенном порядке или закономерности расположения отдельных частей целого по одной или двум осям. Простой пример симметрии в дизайне интерьеров – это расположение светильников на двух противоположных стенах помещения. Симметрия способствует целостности восприятия, обеспечивая привлекательность формы. Она создает у человека впечатление порядка и ощущение единого целого. Недаром еще в древние времена симметрия считалась одним из условий красоты предмета. Впрочем, в окружающей нас природе не существует абсолютной симметрии (за исключением разве что кристаллов).
Асимметрия. Фото: readerwalker / Foter / CC BY-NC-SAТо же самое касается и дизайна — часто дизайнеры при построении композиции сознательно прибегают к определенным нарушениям в симметрии, чтобы сделать создаваемый предмет более живым, динамичным и интересным. Противоположностью симметрии является асимметрия, которая обусловлена противопоставлением отдельных элементов. Асимметрия может использоваться в дизайне для выражения движения или с целью возникновения у зрителя мощного эмоционального импульса.
— Пропорциональность
Создаваемое дизайнером изделие всегда имеет определенные габариты и размеры, находящиеся в соответствующей пропорции. Правильно найденные пропорции как средство композиции могут обеспечить предмету большую художественную выразительность.
— Контраст, подобие и нюанс
Соотношение отдельных компонентов друг к другу определяются не только пропорциональностью, но и контрастом. Контраст помогает дизайнеру придать отдельным элементам различные свойства, например, выделив одинаковые по физическим размерам части разным цветом или использовав в одном месте схожие по функциональному назначению предметы, но совершенно различные по своим размерам. Контрастные формы помогают создать целостный образ, однако важно при этом, чтобы при различии отдельных элементов зрительно не нарушалась общая композиция.
Тождество или подобие является противоположностью контраста. Оно предполагает использование полностью сходных предметов или элементов, например, применение совершенно одинаковых материалов при оформлении помещения. В большинстве случаев при использовании тождества получается монотонная, скучная композиция. Чтобы этого не происходило, композиция специально нарушается контрастом или нюансом. Нюанс – это определенное соотношение элементов, при котором существуют различия в свойствах элементов, но они носят незначительный характер. Соответственно, нюанс помогает избежать четких противоречий в композиции, одновременно делая ее менее монотонной.
— Масштабность
Масштабность в дизайне определяет соразмерность создаваемого предмета некому эталону, причем в большинстве случаев в качестве эталона выступает сам человек. От масштабности объекта и его отдельных частей зависит восприятие человека. Это объективный закон, который существует и в природе. Например, молодые, недавно родившиеся организмы всегда имеют меньшие размеры, они проще по своей структуре и обладают обтекаемой формой. Более взрослые организмы обладают более сложной структурой с другими пропорциями, большим количеством деталей и более четкими очертаниями.
— Равновесие
Композицию тогда можно считать завершенной, когда она зрительно выглядит уравновешенной, что обуславливается определенным соотношением деталей, цветов и пластикой элементов. Для обеспечения равновесия все компоненты целого должны быть сбалансированы между собой. Обычно композиционное равновесие связывают со статичной структурой предмета, однако во многих случаях равновесие может соседствовать с внутренней динамикой.
— Выявление центра
Композиционное решение требует определения смыслового центра. Форма и место расположения такого центра могут быть самыми разными, однако центр композиции обязательно должен уравновешивать все остальные элементы. Например, в дизайне интерьеров квартиры или загородного дома центром композиции зачастую становится гостиная, а в ней, в свою очередь, проектор, журнальный столик или телевизор, вокруг которого и создается весь интерьер.
— Ритм
Ритм представляет собой определенное чередование элементов, их свойств в пространстве. Определенный ритм упрощает восприятие предмета и в то же время создает нужное напряжение, динамику. Ритм в композиции является значимым средством выразительности, он может быть явным, то есть ему подчиняетсяструктура всех элементов, либо скрытым, приглушенным.
Ритм в дизайне. Фото: Wootang01 / Foter / CC BY-NDТакже стоит отметить, что по своему характеру композиция может являться динамичной или статичной. Статика достигается путем симметрии, уравновешенности, вписывание всех элементов в простые геометрические формы и обеспечением минимального объема свободного пространства. Для получения динамичной композиции дизайнеры используют диагональные линии и планируют свободное пространство перед движущимися элементами. В дизайне выразительность композиции можно обеспечить не только вышеперечисленными средствами, но и грамотным выбором материала, его текстуры и фактуры. Праивльно подобранная текстура и фактура материала позволяют подчеркнуть красоту формы и усилить звучание всего композиционного решения.
Виды композиции
Принято выделять следующие виды композиции:
— Линейная
Здесь содержание создаваемого изделия или предмета передается посредством определенного типа и характера линии. Строгая направленность форм обеспечивает устойчивость композиционного решения (при горизонтальной ориентации), либо динамику (при вертикальной). Линейная композиция подразумевает использование простых геометрических рисунков или сложных, криволинейных, посредством которых можно обеспечить зрительную подвижность, пластичность создаваемого изделия.
— Фронтальная
Такая композиция предполагает, что все детали размещаются в одной плоскости, в вертикальном и горизонтальном направлении. Для создания подобной композиции применяются различные плоские элементы.
Фронтальная композиция. Фото: Chris Smith/Out of Chicago / Foter / CC BY-NC-SA— Объемная
В объемной композиции распределение элементов происходит не толькопо высоте и ширине, но и по глубине. Именно глубина создает объемную форму предмета, она делает композицию трехмерной. Также выделяют объемно-фронтальную композицию, которая предусматривает распределение рельефных элементов на одной плоскости.
— Пространственная
Тут на первый план выходят размеры пространства, в котором располагаются объекты. Даженебольшие детали могут обладать огромным значением для композиционного решения, ведь человек способен четкосоотносить размеры окружающих его предметов. Подобная композиция организуется с помощью объемов и материалов. Когда различные, но взаимосвязанные элементы размещаются на разных уровнях и в разных плоскостях говорят уже об объемно-пространственной композиции. Объемно-пространственные решения часто используются при оформлении стеллажей или оформлении выставочных стендов.
Построение композиции в дизайне
Композиция в дизайне определяет назначение, форму, основной смысл создаваемого изделия или проектируемого интерьера помещения. Сущность работы над композиционным решением заключается в формировании целостного, гармоничного образа, отвечающего назначению и основной идеи объекта. Композиция делает любой предмет, окружающий человека в повседневной жизни, выразительным и гармоничным.
Создание композиции – это творческий процесс, который, тем не менее, опирается на определенные правила. В частности, построение композиции требует наличия трех важных составляющих. Это целостность (все элементы или части целого должны быть взаимосвязаны друг с другом), выразительность (композиция должна быстро захватывать внимание зрителя и пробуждать в нем определенные ассоциации) и наличие смыслового центра (определение той части, которая выражает основную идею или функциональное назначение).
В своей работе дизайнер вначале выбирает характерные детали будущей композиции, объединяя их по однородным признакам (например, по цвету, размерам или текстуре). Затем он определяет наиболее важные детали, которые необходимо подчеркнуть в создаваемой композиции. Чтобы композиция не получилась монотонной, он включает в нее контраст или нюанс, обеспечивая, тем самым, наличие определенного напряжения. Далее выбирается статичный или динамичный характер композиции посредством использования симметричных или асимметричных деталей.
Также важно объединить отдельные детали в группы, чтобы в дальнейшем обеспечить свободное пространство между ними и подчеркнуть субординацию между группировками. С помощью линий и пластики достигается взаимосвязь между группами элементов, а посредством цвета и определения размеров обеспечивается объемность, перспектива или стереоскопичность формы.
Сегодня на помощь дизайнерам при решении сложной задачи проектирования композиции приходит компьютерные средства. В современных программах обработки растровых или векторных изображений можно легко преобразовывать форму предметов, «играть» с их цветовыми решениями, фактурой и разнообразными эффектами. Программные средства позволяют дизайнеру за достаточно короткое время перепробовать и рассмотреть широкое разнообразие комбинаций для нахождения оптимального композиционного решения. Это касается и промышленного или предметного дизайна, и оформления интерьеров и даже текстового оформления, поскольку текст также может выступать элементом композиции.
Источник: Фотокомок.ру – изучаем основы фотографии (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)
www.fotokomok.ru
цены на ремонт квартиры помещений, магазинов, офисов, подвалов, потолков, стен
Перепланировок, отдельных входов, мощностей, тех.условий, перевода в нежилой фонд, переноса коммуникаций
Инженерных сетей, домов, зданий и сооружений