Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Учебное пособие по курсу «дизайн интерьера» Москва 2005 г. Дизайн интерьера учебник спо


учебное пособие по специальности СПО 072501 Дизайн "Стилевые направления в дизайне интерьеров"

Автор конспекта:Автор(ы): — С.А.Царева

Регион: — Владимирская область

Характеристика конспекта:Уровни образования: — среднее профессиональное образование

Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Мастер производственного обучения Целевая аудитория: — Методист Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Учебное пособие предназначено для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой; с целью более подробного и детального изложения учебной дисциплины История дизайна. Адресовано студентам, обучающимся по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) базовой подготовки, и может быть использовано в качестве аудиторной и внеаудиторной работе.

Весь материал разделен по эпохам на пять глав в порядке развития стилевых направлений. Для успешного усвоения теоретические лекции чередуются с практическими занятиями, так что можно сразу применять на практике полученные знания.

Украшение жилища, как и всякое искусство, требует вкуса, опыта и экспериментирования. Но вкусы изменчивы, и порой на поиск универсального интерьерного решения можно потратить целую жизнь. И наверняка вы, так же как и большинство людей, не раз и не два ошибались в стилевом оформлении собственного дома.

Данное пособие поможет лучше разобраться в стилевом обустройстве дома, который стал бы выразительным языком при занятиях над проектами.

Цель данного пособия — стать вашим рабочим инструментом, своего рода палитрой с образцами множества цветовых оттенков, а также советчиком, к которому можно обратиться с любым вопросом. Ознакомить со стилевыми направлениями в дизайне интерьеров и рассмотреть их характеристики, ориентироваться и лучше разбираться в исторических эпохах и стилях, проводить анализ исторических объектов для целей дизайн проектирования, возможность передать материал в процессе общения. С помощью данного материала будет возможность смешать стили интерьера и даже сформировать свой, индивидуальный вариант.

Файлы: ТИТУЛЬНИК.docx Размер файла: 2566887 байт.

eorhelp.ru

Рабочая программа по специальности спо "Дизайн"

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

ГБОУ СПО «Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (английский)

для специальности СПО

54.02.01 Дизайн (в промышленности)

Ставрополь, 2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (в промышленности) входящей в укрупненную группу направлений подготовки и специальностей 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции»

Разработчики:

Алексенко Ю. А., преподаватель иностранных языков;

Прапорщикова И. Н., преподаватель иностранных языков;

Шляхто Л. А., преподаватель иностранных языков

Рекомендована методическим объединением гуманитарных дисциплин

Протокол № _________ от _________ 2015 г.

Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию ГБОУ СПО «Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции»

Заключение экспертного совета № _________ от _________ 2015 г.

стр.

4

6

14

15

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Иностранный язык

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является программы подготовки специалистов среднего звена, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Программа учебной дисциплины может быть использована по специальностям укрупненной группы 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина Иностранный язык относится к обязательной части и входит в состав общегуманитарного и социально-экономического цикла по специальности 54.02.01 Дизайн.

Освоение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного изучения дисциплин профессионально направленного модуля.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

- переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

- лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 196 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 172 часа;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

196

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

172

контрольные работы

-

курсовая работа (если предусмотрена)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

- мини-проекты

3

-выполнение грамматических упражнений

5

-письменный перевод профессионально-ориентированных текстов с использованием словарей

2

- презентации, рефераты, сообщения на иностранном языке, домашняя работа

14

Итоговая аттестация в форме зачета

з/дз/з/дз/з/дз

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовых работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

2 курс 1 семестр

Раздел 1

48+6

Тема 1.1.

«Дизайн: определение и характеристики»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: местоимения в английском языке, образование и значение в предложении. Слова восклицания, экспрессии. Междометия.

Учебный компонент: просмотрово-поисковое чтение текстов, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

32+4

2

1

Понятие дизайна

2

2

Дизайн как процесс

2

3

Стадии дизайн-проектирования

2

4

Подходы в дизайн –проектировании

2

5

Методы дизайн-проектирования

2

6

Дизайн и другие аспекты знаний

2

7

Общество профессиональных дизайнеров

2

8

Биржа дизайна

2

9

Американский институт графического искусства

2

10

Дизайнер и его сферы деятельности

2

11

Профессиональная этика дизайнера

2

12

Сотрудничество дизайнера с заказчиком

2

13

Активизация грамматических навыков

6

14

Зачет по теме

2

Самостоятельная работа: Реферат: «Известные организации профессиональных дизайнеров»

Чтение примеров жизнеописания и резюме. Составление резюме и жизнеописания.

4

Тема 1.2.

«Элементы и принципы дизайна»

2 курс 2 семестр

16+2

2

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: Порядок слов в простом и в вопросительном английском предложении. Спряжение глагола «to be», «to have» во всех видовременных формах. Конструкции have\ has got. Функции глагола «to be».

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

1

Элементы дизайна

2

2

Принципы дизайна

2

3

Теория цвета в дизайне

2

4

Принципы единства, гармонии, баланса и контраста

2

5

Принципы пропорциональности, функциональности и художественного единства

2

6

Формы и архитектура в дизайне домашнего интерьера

2

7

Активизация грамматических навыков

4

Самостоятельная работа: Сообщение по теме: «Движение. Приемы изображения движения».

2

Раздел 2

20+4

Тема 2.1.

«Дизайн одежды»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: Имя существительное в английском языке, имена собственные и нарицательные. Образование множественного числа существительных. Образование притяжательного падежа существительных.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

10+2

2

1

Одежда как объект дизайна

2

2

История дизайна одежды

2

3

Мода и ее виды

2

4

Как стать хорошим дизайнером моды

2

5

Активизация грамматических навыков

2

Самостоятельная работа: Презентация и сообщение по теме: «Знаменитые дизайнеры моды»

2

Тема 2.2.

«Промышленный дизайн»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: Определенный и неопределенный артикль в английском языке. Отсутствие артикля. Употребление артикля с географическими названиями.

Учебный компонент: Просмотрово-поисковое чтение текстов, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

10+2

2

1

Дизайн в промышленности

2

2

История развития дизайна в промышленности

2

3

Промышленный дизайн в 21 веке

2

4

Активизация грамматических навыков

2

5

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа: Презентация по теме: «Компания «ИКЕА» (IKEA)»

2

3 курс 1 семестр

Раздел 3

44+8

Тема 3.1.

«Дизайн интерьера: стили и виды»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: прилагательные и наречия. Способы образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Структуры «as…as», «not so…as», их употребление в предложении. Многозначность «as».

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений, составление диалогов по аналогии.

16+4

2

1

Дизайн интерьера: обзор

2

2

Стили в интерьере

2

3

Фэн-шуй в интерьере

2

4

Интерьер жилых помещений

2

5

Интерьер общественных помещений

2

6

Интерьер административных помещений

2

7

Интерьер коммерческих зданий и сооружений

2

8

Активизация грамматических навыков

2

Самостоятельная работа: мини-альбом: «Этнический стиль в оформлении интерьера»;

Выполнение грамматических упражнений по теме «Структуры «as…as», «not so…as»»

4

Тема 3.2.

«Физические компоненты дизайна интерьера»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: безличный оборот «there is/are». Словообразование в английском языке. Основные суффиксы и префиксы самостоятельных частей речи. Интернациональные слова.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений, составление диалогов по аналогии.

10+2

2

1

Физические компоненты дизайна

2

2

Полы как элемент дизайна

2

3

Стены как элемент дизайна интерьера

2

4

Окна и двери в дизайне интерьера

2

5

Контрольная работа № 1 «Артикли в английском языке. Степени сравнения имен прилагательных»

2

Самостоятельная работа: выполнение грамматических упражнений по темам «Словообразование», «Интернациональные слова»

4

3 курс 2 семестр

Тема 3.3.

«Дизайн интерьера: элементы и принципы»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: числительные количественные и порядковые. Дроби. Чтение дат. Обозначение времени. Сокращения и аббревиатуры.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

18+2

2

1

Линии в дизайне интерьера

2

2

Формы и очертания в интерьере

2

3

Принципы в дизайне интерьера

2

4

Выбор отделочных материалов

2

5

Цвет в дизайне интерьера

2

6

Меблировка и оформление

2

7

Современное оформление интерьера

2

8

Современная мебель и интерьер

2

9

Активизация грамматических навыков

2

Самостоятельная работа: выполнение грамматических упражнений по темам «Числительные», «Чтение дат», «Обозначение времени».

2

Раздел 4

16+2

Тема 4.1.

«Мой дом - моя крепость»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: вводные конструкции в предложении. Основные типы вопросов, используемые в английском языке, способы образования вопросов и ответы на них.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

16+2

2

1

Мой дом – моя крепость

2

2

Современные жилые дома

2

3

Дом в стиле коттеджа

2

4

Оформление квартир – студий

2

5

Идеи по оформлению маленького пространства

2

6

Лучшие мебельные бренды

2

7

Активизация грамматических навыков Активизация грамматических навыков

2

8

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа: сообщение по теме: «Оформление комнаты по системе Фэн-шуй»

2

4 курс

Раздел 5.

8+2

Тема 5.1.

«Карьера в сфере дизайна »

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: предлоги места, направления и времени в английском языке. Значения предлогов. Место предлога.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

8+2

2

1

Как стать хорошим дизайнером

2

2

Вопросы дизайнеру интерьера при приеме на работу

2

3

Оформление интерьера в режиме онлайн

2

4

Активизация грамматических навыков

2

Самостоятельная работа: диалог по теме «Устройство на работу»

2

Раздел 6

36+2

Тема 6.1.

«Ландшафтный дизайн»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: модальные глаголы и их заменители. Обороты с модальными конструкциями. Синонимы и антонимы. Устойчивые конструкции.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

10+2

2

1

Ландшафтный дизайн

2

Перечень действий при найме ландшафтного дизайнера

2

Современные тенденции в ландшафтном дизайне

2

3

Водные идеи в ландшафте: фонтаны, водопады, пруды

2

4

Знаменитые ландшафтные дизайнеры

2

5

Активизация грамматических навыков

2

Самостоятельная работа: Описание ландшафта

2

Тема 6.2.

«Графический дизайн»

Содержание учебного материала

Практические занятия

Лексический компонент: лексические единицы по теме, их орфографические и слухо-произносительные модели.

Грамматический компонент: союзы в английском языке. Место их в придаточных предложениях. Многозначность слов. Конверсия. Видовременные формы английского глагола. Сводная таблица. Формы глагола в Present и Past Indefinite. Правильные и неправильные глаголы.

Учебный компонент: приемы работы с текстами, монологическая и диалогическая речь по теме, выполнение лексических и грамматических упражнений.

26

2

1

Влияние прошлого на настоящее

2

2

Графический дизайн

2

3

Графический дизайнер

2

4

Условия работы и профессиональная подготовка

2

5

Дизайн печатных изданий

2

6

Оформитель книжных изданий

2

7

Оформление обложки альбома

2

8

Оформление иллюстраций и фотографий

2

9

Брэнд-дизайн, разработка и продвижение

2

10

Товарные знаки и логотипы

2

11

Реклама и ее виды

2

12

Упаковка как элемент бренда

2

13

Дифференцированный зачет

2

Всего: 172+24

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета иностранного языка, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета Иностранного языка:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты учебно – наглядных пособий;

- комплект учебно-методической документации;

- цифровые образовательные ресурсы

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер, сканер, внешние накопители информации;

- мобильные устройства для хранения информации;

- интерактивная доска;

- аудиовизуальные средства;

- программное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Даричева М.В., Малинина И.А. English for Designers: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2012.

Касаткина Т.Ю. English for Design Students: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013.

Манченко Е. С., Радван В. М. Дизайн: сборник текстов для перевода (на английском языке). - Издательский дом «Астраханский университет», 2011.

Дополнительные источники:

Трубникова Н. В., Гусева О. Г. Современная архитектура. Методическое пособие по домашнему чтению на английском языке. – Ульяновск: УГТУ, 2012

Качалова К. Н. Практическая грамматика английского языка с упражнениями. СПб.: БАЗИС, КАРО, 2013.

Рыжков В.Д. Разговорный английский язык в бытовых и деловых ситуациях. – Калининград: Янтар. сказ., 2012.

«Art and decoration», «Better homes and gardens», «Design and decoration», «Dwell», «Residential lighting», «Home»

Каталог образовательных ресурсов www.edu.ru

www. learn-english.ru

www. homeenglish.ru

www. RosDesign.com

http://www.buzzle.com

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

письменный и устный опрос, наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе ролевой игры, зачет, тестирование

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

письменный и устный опрос, зачет

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас

наблюдение за деятельностью обучающихся в ходе ролевой игры, защита творческих работ, письменный и устный опрос, зачет

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

тестирование,

устный и письменный опрос,

защита творческих работ,

зачет

infourok.ru

Учебное пособие по курсу «дизайн интерьера» Москва 2005 г

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ МОДЫ, ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИЙ

Учебное пособие

по курсу

«ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА»

Москва – 2005 г.

Тематический план

1. Теоретические основы дизайна интерьера. Как создать современный интерьер? Сущность дизайна. Дизайн для потребителя. Определение цели |и задачи в проектировании.

2. Планировка жилья. Виды планировок. Планировка дома и отношения в семье. Косметический ремонт. Капитальный ремонт. Креативный ремонт. Описание жилого дома, устроенного «под старину».

Прихожая. Комната дневного обитания. Столовая. Спальня. Кухня. Ванная. Лоджия. Планировка квартиры и ее жильцы.

^ Комната дневного обитания. Гостиная. Детская комната. Кухня. Фэн-шуй кухня. Спальня. Ванная комната. Элементы интерьера. Интерьер и мебель. Встроенная мебель. Потолки. Окна. Шторы. Жалюзи. Полы. Зеркала. Лестницы. Природа в доме. Использование живописи. Обереги в интерьере.

^ Стилеобразующие. Древний Египет. Античность. Византия. Возрождение (Ренессанс). Барокко. Рококо. Классицизм. Романтизм. Неомодерн. Art-Deco. Модернизм. Минимализм.

Техно-Арт. АР-НУВО (art nouveau). Эклектика (eclectic). Ар-деко(агиесо).

Индустриальный стиль (industrial). Хай-тек. Неоклассицизм (Neoclassic).

Пост-модернизм (post modern). Китч (Pitch). Традиционный (Traditional).

Экзотический (Exotic). Антикварный стиль (Блошиный). Современный стиль. Китай. Япония. Мусульманский стиль. Кантри (Kountry). Скандинавский стиль. Фэн-шуй.

^ Ремонт. Косметический ремонт. Капитальный ремонт. Ширмы. Отделочные материалы. Декоративное стеновое покрытие. Обои. Штукатурка. Сграффито на основе сюжетного рисунка. Орнаментальная роспись техникой фрески. Художественный прием в стиле архаики. Венецианская штукатурка. Шкафы-купе. Столы. Стулья. Диваны. Гобелены. Занавеси. Гардины. Портьеры. Римские шторы. Французские шторы. Карнизы.

^ Эргономика. Принципы организации гармонии. Восприятие объектов по подобию цвета. Равное соотношение масс. Соотношения. Физиологические основы восприятия. Естественность и уместность. Угол зрения. Фокусировка взгляда. Цвет в интерьере. Физиология цвета. Характеристика цвета. Цвет. Эпоха. Стиль. Орнамент.

^

Как создать современный интерьер?

«Дом, являясь личным пространством человека, должен созда­вать надежную современную и безопасную среду, обеспечивающую физическое благополучие, где человек может восстановить энергию и силу, необходимые для повседневной жизни».

(Европейская Хартия городов)

Обычно, проектируя интерьеры жилых зданий, архитекторы ориен­тируются на «среднего потребителя», т.е. жильца. В действительности же такого типа жильцов просто не существует, каждый человек, семья инди­видуальны в своем вкусе, стиле. Часто в обустройство интерьера вносит свои коррективы сама жизнь с ее меняющимся ритмом. Если архитектуру здания исправить своими силами почти невозмож­но, то проблема с благоустройством своего жилища вполне решаема и под силу каждому.

Во-первых, можно пригласить квалифицированного дизайнера и «просить совет». Во-вторых, обратиться в строительную фирму или ди­зайн-бюро. В-третьих, есть шанс «подсмотреть», как оформлен интерьер у знакомых. В-четвертых, стоит внимательно изучить журналы по интерьеру, коих сейчас в изобилии. Но есть и пятый путь. Это путь само­стоятельной организации интерьера. Каким путем идти, решать каждому персонально. В любом случае владельцу квартиры, дома или комнаты полезно знать возможности дизайна, его сущность, даже в случае, когда дизайн квартиры, дома воплощают грамотные профессионалы. Важно понять, что интерьерный дизайн — это, прежде всего, одно из направлений худо­жественного проектирования.

Определение места и роли учебной дисциплины в овладении знаниями, умениями, навыками, вытекающими из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине.

Дисциплина "История дизайна" занимает важное место в теоретическом курсе учебного процесса по специальности "Дизайн" в высших учебных заведениях. Лекционный курс рассчитан на достаточно детальное изучение условий зарождения и становления такой сферы художественной деятельности человека, как дизайн.

Целью изучения курса - получение знаний по истории не только важнейших открытий и изобретений человечества, но и по истории художественного формообразования изделий индустриального производства в крупнейших странах мира и, в том числе, в нашей стране.

Задачей дисциплины является понимание факторов, определивших развитие дизайна и связанных не только с хозяйственно-экономической жизнью общества, но и с явлениями культуры в целом и искусства в частности.

Значение курса дает возможность студентам больше узнать о своей профессии и быть более грамотным специалистом в своей дальнейшей деятельности

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по данной дисциплине: должны иметь знания, позволяющие успешно сдать зачет в середине курса и экзамен - в конце, самостоятельно работать с литературой, чтобы написать реферат по предложенным темам.

2. Объем и содержание дисциплины

___________________________________________________

Лекция № 1:Что такое дизайн? О сегодняшнем пониманием предмета.

Основные виды дизайнерской деятельности. Современное понятие о такой сфере художественной деятельности как дизайн и её влиянии на жизнь человека. - 2 часа

Лекция № 2. Из истории техники. На заре технических цивилизаций

Основные изобретения древнего человека: каменные орудия, добывание огня, лук, колесо, плот и др. Изобретения древних человеческих культур: письменность, металлообработка, рычаг, парусное судно, мельница, повозка и др. - 2 часа

Лекция № 3. Из истории техники. Ремесленное производство в средние века.

Усовершенствование предшествующих изобретений и новые изобретения: бумага, часы, телескоп, микроскоп, очки и др. - 2 часа

Лекция № 4. Из истории техники. Промышленная революция в конце XVII века и начале XIX века

Изобретение парового двигателя и новых видов транспорта на его основе, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, электричество, радио, телефон, телеграф, фото

^ : Знакомство с историей становления и развития дизайна как составного элемента экономической системы промышленного производства.

Задачи:

1.Студент должен понимать теоретические основы и методологию курса «История дизайна»:

    • определение дизайна;
    • появление проблематики дизайна;
    • становление дизайна на разных исторических этапах развития общества;
    • особенности дизайна в странах Восточной Европы, Америки;
    • особенности развития отечественного художественного конструирования.
    2. Студент должен владеть знаниями в области промышленного производства; реформ художественного образования в Советской России;

    современного дизайна.

    3.Студент должен уметь практически использовать особенности отечественного художественного конструирования в дальнейшей профессиональной деятельности.

    Данная дисциплина необходима для формирования профессиональных мировоззренческих установок будущих дизайнеров.

    ^

    Учебно-тематический план

    Наименование разделов, тема. Кол-во

    часов

    Кол-во

    лекций

    Лаб-практич. работы
    1. Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы.

    4

    4

    -

    2. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники

    и зарождении промышленного производства.

    6

    4

    2

    3. Теория формы машин и промышленных изделий. 4 2 2
    4. Технический прогресс Х1Х – начала ХХ вв. и примитивность форм промышленной продукции. 4 2 2
    5. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно- промышленного образования. 2 2 -
    6. Россия в международных промышленных выставках. 4 2 2
    7. Становление дизайна после первой мировой войны: Германия, БАУХАУЗ и его вклад в развитие мирового дизайна. 6 2 4
    8. Реформы художественного образования в Советской России; ВХУТЕМАС- ВХУТЭИН, разработка принципов промышленного искусства. 6 2 4
    9. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм. Школы американского дизайна. 4 2 2
    10. Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италия, Германия, Япония. 4 2 2
    11. ^ 6 2 4
    12. Особенности развития отечественного худ. конструирования: системы подготовки дизайнеров, ориентация на регион. отрасли промышленности 6 2 4
    13. Особенности современного состояния дизайна 4 2 2
    Итого: 60 30 30

    Содержание

    ^

    1. Понятие дизайна. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера

    2. Виды современной дизайнерской деятельности

    3. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна

    4. Эргономика как основа проектирования в дизайне 0.5. Функциональный маркетинг в дизайне 0.6. Мода и художественный стиль в дизайне

    ^

    1. На заре технической революции; первые орудия труда человека;

    ремесленное производство в средние века; предпосылки создания машинной техники

    2. Промышленная революция в Европе; научно-технические открытия и изобретения конца XVII - начала XIX века; техника как искусство; первые всемирные промышленные выставки

    3. Первые теории дизайна

    4. Русская инженерная школа на рубеже XIX-XX веков

    ^

    В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

    1. Модерн; поиск нового стиля в Европе

    2. Ранний американский функционализм; Чикагская архитектурная школа;

    3. Первые идеи функционализма; Германский Веркбунд

    4. Художественный авангард в Европе начала XX века; группа Де-Стиль

    5. Архитектурно-художественное творчество в Советской России; производственное искусство.

    ^

    1. Баухауз 1919-1933; новые педагогические принципы; мастера
    2. ВХУТЕМАС; подготовка художников-инженеров (1920-1930)

    ^

    1. Европа после первой мировой войны. От функционализма к Арт- Деко.

    2. Американский дизайн в период всемирной депрессии; стримлайн

    ^

    1. Германия - возрождение функционализма

    2. Итальянское экономическое чудо; стиль Оливетти.

    3. Скандинавский дизайн

    6. ДИЗАЙН 60-х

    1. Дизайн-утопии

    2. Неофункционализм;

    3. Ульмская школа дизайна

    4. Стиль Браун

    ^

    1. Поп-дизайн

    2. Альтернативный дизайн; эксперименты с антидизайном

    3. Алхимия: ре-дизайн.

    8. ДИЗАЙН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

    1. Постмодерн

    2. Арт-дизайн

    3. Мемфис: новый дизайн

    4. Хай-тек - стиль высоких технологий

    ^

    1. Миниатюризация; исчезновение предметов; фирма Сони

    2. Минимализм; Марио Ботта, Штефан Веверка

    3. Дизайн и экология; городские ландшафты

    4. Дизайн в контексте современной проектной и художественной культуры

    5. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества; веб-дизайн; виртуальный дизайн

    Введение

    Дитя промышленной революции, дизайн молниеносно ворвался в нашу жизнь вместе с паровыми машинами Джеймса Уатта и локомотивами Раймонда Лоуи, элект­роприборами Петера Беренса и Дитера Рамса, пишущи­ми машинками Марчелло Ниццоли и Эттора Соттсасса, воздухоплавательными аппаратами братьев Райт и вер­толетами Сикорского, космическими фантазиями Стен­ли Кубрика и Вернера Пантона. XX век по праву можно считать веком дизайна. За столетнюю историю разви­тия у дизайна появились свои "идолы" - выдающиеся произведения, которые на западе называют "иконами дизайна". Они определяют вехи в развитии дизайна, для них сегодня строятся специальные музеи и выста­вочные залы. Получившие всемирную известность та­кие произведения дизайна, как мебель Ле Корбюзье, Марселя Бройера, Чарльза Макинтоша и Геррита Рит-вельда, посуда Джозефа Хофмана, Карла Потта и Арне Якобсона, воспроизводятся по сей день, становясь пре­стижным украшением интерьеров офисов и дорогих са­лонов. Сегодня об истории дизайна мы можем по полно­му праву говорить, как говорим об истории искусств и архитектуры.

    Сто с небольшим лет для истории - это ничтожно малый срок. Однако прошедший век непростой. Исследовате­ли считают, что путь, который прошла наша цивилиза­ция за последние сто лет, в своих открытиях и научно-технических достижениях соизмерим со всей предше­ствующей историей человечества. А значит, и летопись дизайна, отражающая весь ход научно-технического прогресса, несмотря на свои скромные временные рам­ки, становится сопоставимой с традиционными и знако­мыми нам всем историей архитектуры и градостроитель­ства, живописи и декоративно-прикладного искусства. Сложно описывать историю, которая практически яв­ляется современной. Прежде чем делать выводы, нуж­но время на осмысление происходящего. Наверное, это одна из причин острого дефицита литературы, в осо­бенности у нас в стране, по дизайну. Причем, его остро­та возрастает в связи с наметившимся развитием у нас в стране дизайн-образования: открытие специальности "дизайн" в художественных училищах и специальности "ар­хитектор-дизайнер" во многих вузах России, с появлением новых дизайнерских специальностей и специализаций в ху­дожественных вузах.

    Попыткой частично восполнить образовавшийся пробел стал вышедший недавно в издательстве "Союз Дизайне­ров России" в двух томах учебник "История дизайна" (2000-2002 гг.). "История дизайна. Краткий курс" является про­должением работы в этом направлении. Во многом настоя­щее издание базируется на двухтомнике "История дизай­на", но не является его механическим сокращением. Его необходимо рассматривать скорее как дополнение. Здесь более половины новых иллюстраций и фактического мате­риала. Особый упор сделан на структурности: при цитат­ном изложении материал сгруппирован по тематическим приблизительно равновеликим по объему информации бло­кам (лекциям). Особое внимание уделено периодизации ис­тории мирового дизайна, дифференциации наиболее зна­чимых шедевров (икон) дизайна. Для удобства восприятия информации в каждом из тема­тических блоков текст размещается на четных страницах, основной иллюстративный ряд - на нечетных страницах. На полях четных страниц размещаются цитаты, биогра­фические справки о наиболее известных отечественных и зарубежных дизайнерах, комментарии наиболее важных политических событий, открытий и изобретений, оказав­ших существенное влияние на формообразование в дизай­не. На полях правых, нечетных, страниц приводятся при­меры самых известных икон дизайна, а также факты и комментарии к ним.

    ^

    Дизайн - это процесс производства вещей,

    мудрое и творческое решение человеческих проблем.

    Брайен Хорриган

    Понятие "Дизайн". "Дизайн" в переводе с английского означает "замысел" "проект", "узор" ("замышлять", "проектировать"). В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально-культурной [2, с.73]. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" - "проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи". Сегодня дизайн - это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельнос­ти. центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.) Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин - философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опира­ющегося на образное, художественное мышление.

    ^ Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятия­ми, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникно­вения был ориентирован главным образом на эстетичес­кие и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Ошибка в дизайне, продублирован­ная тысячными тиражами, может стать непростительно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в совре­менном промышленном производстве требует особой от­ветственности. Функциональность и рациональность -одна из основных позиций философии дизайна - дости­жение максимального эффекта при минимальных затра­тах. Не случайно становление дизайна в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с гос­подствующим в начале XX в. в ряде европейских стран архитектурно-художественным стилем "функциона­лизм". И его наиболее яркие представители явились и пионерами современного дизайна.

    ^ Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида изделий имеет использование различных цветофактурных решений в их отделке. Вариабельность -один из принципов формообразования в современном ди­зайне. Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать разнообразие проекти­руемых объектов, более точно отвечать тем или иным фун­кциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей.

    Многофункциональность элементов, их мобильность - воз­можность трансформации в зависимости от ситуации, - от­ражают суть дизайна, заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства.

    ^ Принципы функциональности и рациональности изначаль­но лежали в основе философии дизайна и являются веду­щими в современном дизайн-проектировании. Ориентиро­ванный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей со средним достатком, дизайн формирует комфорт­ную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональ­ные процессы и расположение оборудования. Рациональ­ная компоновка предметов в значительной степени повы­шает эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное рабочее место на производстве или кухня в квартире.

    Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-технические мастерские, 1920-1926). Например, среди заданий, кото­рые давались студентам, были такие: упростить суще­ствующую вещь (снять с нее украшения, выявить конст­рукцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функци­ональной).

    ^ В отличие от художника или архитектора дизайнер, как правило, не имеет конкретного заказчика. Он разрабаты­вает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы (одежда для пожилых или молодежи, мебель для инвалидов и т.д.). Главным кри­терием, оценивающим его работу, является рынок. Поэто­му создаваемые формы должны быть современными, мод­ными, отвечающими эстетическим запросам пользовате­лей. В противном случае дизайн останется невостребован­ным. Острое чувство современности - обязательная черта успешной деятельности дизайнера. Дизайнер в своем твор­честве должен быть на полшага впереди моды, предуга­дывая ее развитие.

    Целый ряд изделий, особенно мебель, бытовые приборы и посуда, на протяжении десятилетий функционально прак­тически не меняются. Однако дизайнеры продолжают ра­ботать над их формой, занимаясь стайлингом (styling) -формально-эстетической модернизацией, при которой из­менению подвергается исключительно внешний вид изде­лия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных ка­честв. Главная цель стилизации - придание изделию ново­го коммерчески выгодного вида.

    ^ Развитие промышленности в условиях рынка требует по­стоянного обновления производства, поиска новых нео­рдинарных решений, ведущих к повышению потребитель­ских качеств выпускаемой продукции, снижению ее сто­имости.

    Для решения этих задач идет непрерывный поиск и вне­дрение в производство новых и более совершенных мате­риалов и технологий. Дизайнеру в этом процессе отводит­ся особая роль - он должен осуществить перевод всех этих технических достижений на художественный язык дизайн-форм. Все это предъявляет повышенные требования к ра­боте дизайнера на современном производстве, его знани­ям и профессиональным навыкам. Он должен быть не только в курсе самых последних достижений в области своей про­фессиональной деятельности, но и быть на острие прогресса и знать современные веяния моды в области художествен­ного формообразования. Необходимо и детально освоить внедряе­мые в производство новые технологии, которые порой могут кардинально повлиять как на сам процесс конструи­рования, так и на конечную форму проектируемого изде­лия.

    Влияние новейших технологий и материалов на художе­ственное формообразование особо ощутимо со второй половины XX в. Это привело даже к появлению в архитектуре и предметном творчестве нового художественно-стилевого направления, которое и получило название "хай-тек" - стиль высоких технологий, принесший с собой новые материалы, новые принципы построения художествен­ной формы.

    Новаторство. Отличительной чертой дизайна, выделяющей его среди других видов проектно-художественной деятельности, является его ориентация на инновации. Законы рынка тре­буют постоянного поиска быстрого внедрения в производство самых последних научно-технических достиже­ний, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение мак­симального экономического эффекта. Поэтому современ­ная дизайнерская деятельность связана с узкой специали­зацией в определенной области, глубоким анализом ситуа­ции, всесторонним изучением объекта проектирования. Дизайнеру, в особенности индустриальному дизайнеру, приходится быть новатором и изобретателем, создавая принципиально новые, зачастую даже не имеющие анало­гов, вещи.

    ^ Использующий новейшие технологии и материалы, ориен­тированный на современность и изменчивую моду индуст­риальный дизайн не имеет ярко выраженной национальной принадлежности, законы рынка делают его интернациональным, принадлежащим широким кругам потребителей. В отличие от архитектуры и декоративно-прикладного искусства, где исторические традиции чтятся, обере­гаются и имеют зачастую первостепенное значение, в ди­зайне они не только отступают на второй план, но часто отсутствуют вовсе. О каких традициях можно говорить, если создаются кардинально новые изделия, не имеющие аналогов по функции, конструкциям и примененным мате­риалам и технологиям. О традициях в дизайне можно гово­рить скорее применительно к традициям формообразования той или иной фирмы, ее фирменном стиле на рынке.

    Индустриальность. Известной проблемой массового индустриального произ­водства является ограниченное число типов выпускаемой продукции, и вследствие этого возникает опасность одно­образия внешнего вида изделий. На помощь индустриаль­ному дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых элементов, позволяющая по принципу кон­структора компоновать эти элементы, составляя различ­ные композиции, адаптируясь к различным ситуациям. Боль­шой потенциал в достижении разнообразия общего внеш­него вида имеет использование различных цветофактурных решений в отделке элементов. Вариабельность позво­ляет выпускать большие тиражи недорогих изделий, при этом достигается высокий уровень их разнообразия, кото­рый удовлетворяет различные запросы потребителей. Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сфе­ру человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Дизайн одежды и прически, графический и лан­дшафтный дизайн, фото- и фитодизайн, веб-дизайн. Чис­ло дизайнерских направлений и специализаций продолжа­ет расти.

    ^ Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет нача­ло дизайн как "промышленное искусство". Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы, предме­ты быта. Среди последних - посуда, бытовые приборы, ауди- и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас в повседневности вещи. Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обуслов­ливают непрерывную работу дизайнера над формой та­ких изделий, ее постоянную модификацию и адаптацию к меняющимся условиям.

    ^ Еще недавно, в 60-70-е годы, мода подразделялась на уни­кальные работы художника-модельера, дизайнера и се­рийно выпускаемую продукцию модельера швейной инду­стрии. Сегодня и эксклюзивные произведения "от кутюр" (haute couture), и серийную продукцию швейной индуст­рии "прет-а-порте" (pret-a-porter) относят к дизайну одеж­ды.

    ^ Одной из старейших и наиболее распространенных облас­тей дизайнерской деятельности является графический ди­зайн. К графическому дизайну относятся и искусство офор­мления книги, рекламно-информационного проспекта, бук­лета, плаката, промышленная графика и упаковка, разра­ботка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе.

    do.gendocs.ru


    Смотрите также

ремонт квартиры