Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Готический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире. Актуальность дизайна интерьера в современном мире


Готический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Готический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Если вы хотите узнать человека поближе, обратите внимание на его жилье, стиль которого формируется в соответствии с его мировоззрением. На фоне любого дизайна готический стиль дизайна интерьера отличается своей уникальностью, оригинальностью и предпочтением темных тонов, среди которых доминирует черный, но также используются бордовый и фиолетовый. Реже встречаются салатные, розовые и белые цвета, но добавляются они не для того, чтобы радовать глаз. Только человек, которому по-настоящему нравится чарующая атмосфера готической культуры, захочет перестроить для нее интерьер своего жилища. В нем обязательно должно быть что-то уникальное и немного мрачноватое.

Готический стиль не может быть выполнен ни в небольшой квартире, ни в небольшом загородном доме, ведь для создания такого дизайна нужно пространство загородного особняка или элитной квартиры.

Хотя этот стиль подразумевает большую высоту помещения, его все же можно использовать, когда пространство просто имеет высокие потолки.

Материалы, необходимые для создания готического стиляГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Понятие «готический стиль» относительно новое, хотя и начало развиваться в XII веке. Поэтому для его создания потребуются материалы, которые готы использовали в свое время. Это дерево и необработанный камень. Конечно, мало кто будет применять оригинальные материалы, потому что для этого нужно сделать замок в средневековом стиле, а это нужно далеко не каждому, но использование таких материалов для отделки помещения поможет достичь желаемого результата.

Готические светильникиГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Поскольку готический стиль не утратил своей актуальности, лампы, созданные в этом стиле, отлично подходят для создания средневековой атмосферы. Из-за небольшого спроса они выпускаются в относительно небольшом количестве, часто в единичных экземплярах, поэтому можно создать оригинальный интерьер, подчеркивающий индивидуальность. Однако даже если светильник предназначен исключительно для готического стиля, это не значит, что он подходит для любого дизайна. В каждом случае требуется индивидуальный подход.

Внимание уделяется не только освещению, но и подсветке и световым эффектам, благодаря которым создается особая загадка, присущая готическому стилю. Кроме того, освещение в готическом стиле способствует созданию оригинальной, полной гармонии и уюта обстановки.

Окна и арки в готическом стилеГотический стиль дизайна интерьера:актуальность в современном мире

Отличительной особенностью готического стиля является использование восходящих окон и аналогичных арок. Ажурные турели и орнаменты можно применять как декор, использование которого очень характерно для своеобразного готического стиля, поэтому его нельзя спутать с другими стилями. Атмосфера комнаты наполнена величием и изяществом. Окна могут быть украшены орнаментами или витражами. Современный готический стиль имеет тенденцию быть похожим на средневековые замки, и поскольку окна и арки всегда привлекают больше внимания, эти элементы играют важную роль в воссоздании стиля. Главное помнить, что задача состоит не в том, чтобы переделать жилье в средневековый замок или храм, а в том, чтобы максимально приблизиться к средневековому стилю, сделав элегантную атмосферу из современных материалов.

МебельГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Также важно обратить внимание на мебель, чтобы получить гармоничную картину.

Готическая мебель включает в себя шкафы с высокими ножками, двустворчатые шкафы с панелями, кровати и стулья с высокими спинками. Допускается только деревянная мебель, которая должна быть украшена резьбой. Кроме того, следует выбирать массивную мебель. Такой интерьер получается тяжеловесным, с множеством изысканных деталей, и воспринимается как грубость. Если есть возможность, то не только окна, но и двери должны быть сделаны в готическом стиле.

ПотолокГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Отличительной чертой готического стиля, относящегося к потолку, является направление вверх. Конечно, хорошо думать об этом при проектировании здания. Но если потолок не слишком высокий, то использование лепнины, создающей эффект свода, а также конструкций с открытыми рамными стропилами поможет придать ему готический вид.

АксессуарыГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Аксессуарами могут служить как скульптуры различных мифических существ, так и драпировки, картины и доспехи рыцаря.

Хотя готический стиль часто воспринимается как «ретро», потому что вы погружены здесь в старые времена, это все же современный стиль. Он помогает создать ощущение старины, а когда достигается максимальный эффект, можно любоваться результатом, как если бы мы перенеслись в древнюю эпоху. Однако при всем желании украсить интерьер в готическом стиле, учесть все каноны практически невозможно, ведь готика - это настоящий стиль замков. Он требует много места, что не подойдет для большинства квартир. Поэтому поклонникам готики приходится использовать приемы стиля, чтобы придать интерьеру готические черты.

kolgus.ru

Квартира, дом, дача

Если вы хотите узнать человека поближе, обратите внимание на его жилье, стиль которого формируется в соответствии с его мировоззрением. На фоне любого дизайна готический стиль дизайна интерьера отличается своей уникальностью, оригинальностью и предпочтением темных тонов, среди которых доминирует черный, но также используются бордовый и фиолетовый. Реже встречаются салатные, розовые и белые цвета, но добавляются они не для того, чтобы радовать глаз. Только человек, которому по-настоящему нравится чарующая атмосфера готической культуры, захочет перестроить для нее интерьер своего жилища. В нем обязательно должно быть что-то уникальное и немного мрачноватое.

Готический стиль не может быть выполнен ни в небольшой квартире, ни в небольшом загородном доме, ведь для создания такого дизайна нужно пространство загородного особняка или элитной квартиры.

Хотя этот стиль подразумевает большую высоту помещения, его все же можно использовать, когда пространство просто имеет высокие потолки.

Материалы, необходимые для создания готического стиля

Понятие «готический стиль» относительно новое, хотя и начало развиваться в XII веке. Поэтому для его создания потребуются материалы, которые готы использовали в свое время. Это дерево и необработанный камень. Конечно, мало кто будет применять оригинальные материалы, потому что для этого нужно сделать замок в средневековом стиле, а это нужно далеко не каждому, но использование таких материалов для отделки помещения поможет достичь желаемого результата.

Готические светильники

Поскольку готический стиль не утратил своей актуальности, лампы, созданные в этом стиле, отлично подходят для создания средневековой атмосферы. Из-за небольшого спроса они выпускаются в относительно небольшом количестве, часто в единичных экземплярах, поэтому можно создать оригинальный интерьер, подчеркивающий индивидуальность. Однако даже если светильник предназначен исключительно для готического стиля, это не значит, что он подходит для любого дизайна. В каждом случае требуется индивидуальный подход.

Внимание уделяется не только освещению, но и подсветке и световым эффектам, благодаря которым создается особая загадка, присущая готическому стилю. Кроме того, освещение в готическом стиле способствует созданию оригинальной, полной гармонии и уюта обстановки.

Окна и арки в готическом стиле

Отличительной особенностью готического стиля является использование восходящих окон и аналогичных арок. Ажурные турели и орнаменты можно применять как декор, использование которого очень характерно для своеобразного готического стиля, поэтому его нельзя спутать с другими стилями. Атмосфера комнаты наполнена величием и изяществом. Окна могут быть украшены орнаментами или витражами. Современный готический стиль имеет тенденцию быть похожим на средневековые замки, и поскольку окна и арки всегда привлекают больше внимания, эти элементы играют важную роль в воссоздании стиля. Главное помнить, что задача состоит не в том, чтобы переделать жилье в средневековый замок или храм, а в том, чтобы максимально приблизиться к средневековому стилю, сделав элегантную атмосферу из современных материалов.

Мебель

Также важно обратить внимание на мебель, чтобы получить гармоничную картину.

Готическая мебель включает в себя шкафы с высокими ножками, двустворчатые шкафы с панелями, кровати и стулья с высокими спинками. Допускается только деревянная мебель, которая должна быть украшена резьбой. Кроме того, следует выбирать массивную мебель. Такой интерьер получается тяжеловесным, с множеством изысканных деталей, и воспринимается как грубость. Если есть возможность, то не только окна, но и двери должны быть сделаны в готическом стиле.

Потолок

Отличительной чертой готического стиля, относящегося к потолку, является направление вверх. Конечно, хорошо думать об этом при проектировании здания. Но если потолок не слишком высокий, то использование лепнины, создающей эффект свода, а также конструкций с открытыми рамными стропилами поможет придать ему готический вид.

Аксессуары

Аксессуарами могут служить как скульптуры различных мифических существ, так и драпировки, картины и доспехи рыцаря.

Хотя готический стиль часто воспринимается как «ретро», потому что вы погружены здесь в старые времена, это все же современный стиль. Он помогает создать ощущение старины, а когда достигается максимальный эффект, можно любоваться результатом, как если бы мы перенеслись в древнюю эпоху. Однако при всем желании украсить интерьер в готическом стиле, учесть все каноны практически невозможно, ведь готика - это настоящий стиль замков. Он требует много места, что не подойдет для большинства квартир. Поэтому поклонникам готики приходится использовать приемы стиля, чтобы придать интерьеру готические черты.

kvartira.mirtesen.ru

Готический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Готический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Если вы хотите узнать человека поближе, обратите внимание на его жилье, стиль которого формируется в соответствии с его мировоззрением. На фоне любого дизайна готический стиль дизайна интерьера отличается своей уникальностью, оригинальностью и предпочтением темных тонов, среди которых доминирует черный, но также используются бордовый и фиолетовый. Реже встречаются салатные, розовые и белые цвета, но добавляются они не для того, чтобы радовать глаз. Только человек, которому по-настоящему нравится чарующая атмосфера готической культуры, захочет перестроить для нее интерьер своего жилища. В нем обязательно должно быть что-то уникальное и немного мрачноватое.

Готический стиль не может быть выполнен ни в небольшой квартире, ни в небольшом загородном доме, ведь для создания такого дизайна нужно пространство загородного особняка или элитной квартиры.

Хотя этот стиль подразумевает большую высоту помещения, его все же можно использовать, когда пространство просто имеет высокие потолки.

Материалы, необходимые для создания готического стиляГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Понятие «готический стиль» относительно новое, хотя и начало развиваться в XII веке. Поэтому для его создания потребуются материалы, которые готы использовали в свое время. Это дерево и необработанный камень. Конечно, мало кто будет применять оригинальные материалы, потому что для этого нужно сделать замок в средневековом стиле, а это нужно далеко не каждому, но использование таких материалов для отделки помещения поможет достичь желаемого результата.

Готические светильникиГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Поскольку готический стиль не утратил своей актуальности, лампы, созданные в этом стиле, отлично подходят для создания средневековой атмосферы. Из-за небольшого спроса они выпускаются в относительно небольшом количестве, часто в единичных экземплярах, поэтому можно создать оригинальный интерьер, подчеркивающий индивидуальность. Однако даже если светильник предназначен исключительно для готического стиля, это не значит, что он подходит для любого дизайна. В каждом случае требуется индивидуальный подход.

Внимание уделяется не только освещению, но и подсветке и световым эффектам, благодаря которым создается особая загадка, присущая готическому стилю. Кроме того, освещение в готическом стиле способствует созданию оригинальной, полной гармонии и уюта обстановки.

Окна и арки в готическом стилеГотический стиль дизайна интерьера:актуальность в современном мире

Отличительной особенностью готического стиля является использование восходящих окон и аналогичных арок. Ажурные турели и орнаменты можно применять как декор, использование которого очень характерно для своеобразного готического стиля, поэтому его нельзя спутать с другими стилями. Атмосфера комнаты наполнена величием и изяществом. Окна могут быть украшены орнаментами или витражами. Современный готический стиль имеет тенденцию быть похожим на средневековые замки, и поскольку окна и арки всегда привлекают больше внимания, эти элементы играют важную роль в воссоздании стиля. Главное помнить, что задача состоит не в том, чтобы переделать жилье в средневековый замок или храм, а в том, чтобы максимально приблизиться к средневековому стилю, сделав элегантную атмосферу из современных материалов.

МебельГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Также важно обратить внимание на мебель, чтобы получить гармоничную картину.

Готическая мебель включает в себя шкафы с высокими ножками, двустворчатые шкафы с панелями, кровати и стулья с высокими спинками. Допускается только деревянная мебель, которая должна быть украшена резьбой. Кроме того, следует выбирать массивную мебель. Такой интерьер получается тяжеловесным, с множеством изысканных деталей, и воспринимается как грубость. Если есть возможность, то не только окна, но и двери должны быть сделаны в готическом стиле.

ПотолокГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Отличительной чертой готического стиля, относящегося к потолку, является направление вверх. Конечно, хорошо думать об этом при проектировании здания. Но если потолок не слишком высокий, то использование лепнины, создающей эффект свода, а также конструкций с открытыми рамными стропилами поможет придать ему готический вид.

АксессуарыГотический стиль дизайна интерьера: актуальность в современном мире

Аксессуарами могут служить как скульптуры различных мифических существ, так и драпировки, картины и доспехи рыцаря.

Хотя готический стиль часто воспринимается как «ретро», потому что вы погружены здесь в старые времена, это все же современный стиль. Он помогает создать ощущение старины, а когда достигается максимальный эффект, можно любоваться результатом, как если бы мы перенеслись в древнюю эпоху. Однако при всем желании украсить интерьер в готическом стиле, учесть все каноны практически невозможно, ведь готика - это настоящий стиль замков. Он требует много места, что не подойдет для большинства квартир. Поэтому поклонникам готики приходится использовать приемы стиля, чтобы придать интерьеру готические черты.

www.heraldry-old.ru

Роль дизайна в современном мире

Дизайн в современном обществе – это, прежде всего, одно из условий получения прибыли, поскольку, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, он повышает спрос на производимые товары. Задачей дизайна становится предельная конкретизация потребления, индивидуализация результатов проекта, внедрение в практику дизайна методов соучастия. Дизайн ставит перед собой задачи, связанные не толь только с решением проблем материальной оснащенности бытия, но и вполне конкретные задачи, направленные на активизацию пассивного потребительства. Дизайн помогает человеку ощутить насыщенность собственного существования разнообразием возможностей, помогает ощутить обладание собственным богатым воображением.

Современный дизайн – это не только опредмечивание материальныхчеловеческих потребностей, но и «овеществление» ценностей духовных, реализация в дизайнерской форме сущностного содержания эпохи. Дизайн возникает в условиях промышленного производства и тиражирования форм, но с … целью добиться соответствия этих форм параметрам человека.

Расширение массового производства и потребительского рынка привело к обособлению ценности продукта от его утилитарной функции. Всё большее значение приобретает дополнительная социально‑культурная потребительская ценность продукта, обусловленная качествами, привнесёнными особым трудом. Эта ценность определяется дополнительными удобствами, комфортностью. Автоматическая настройка на волну или стереофоническое звучание в радиоаппаратуре, «навороты» в автомобиле, дистанционное управление телевизором, бытовая техника, — в значительной степени определяют ценность вещи и статус её владельца. Однако всё большее значение приобретает другое содержание потребительской ценности — визуальное выражение статуса. Стилистические признаки продукта, создающие веер символических различий однородных продуктов потребления, становятся самостоятельной ценностью — Эшфорд называл это извлечением максимального «визуального капитала».

Смысл дизайна – стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.

refac.ru

Функции дизайна в жизни человека.

Выполнила: ст-ка гр.596 Гарро А.

Дизайн – носитель социальных изменений

Функции дизайна в бытии

Заключение

Список литературы

Взгляд на дизайн как на источник социокультурных изменений в мире - наиболее точно соответствует современному состоянию как культуры в целом, так и места человека в этой мощной машине прогресса. Чтобы понять истинное направление движения современного дизайна, нужно учесть ряд факторов, оказывающих влияние на его дальнейшее развитие. Данные факторы могут носить различный характер: негативный, позитивный, духовный, материальный и т.д.

Изучение особенностей формирования взаимосвязей дизайна и человека может стать ключом к пониманию самых разнообразных  социальных процессов, функции дизайна в обществе и развития современного общества в целом.

Актуальность данной темы заключается в том, что изменения, вносимые в жизнь самим человеком, в той или иной степени являются продуктом дизайна. Это касается не только предметного мира окружающего нас, но и развития различных социальных сфер жизни. Нельзя сказать что дизайнеры, и весь дизайн в целом нацелены лишь на удовлетворение бытовых человеческих потребностей. Происходит расширение понимания предмета дизайна, возникает новый дизайн – «дизайн социального контекста». "Дизайн становиться дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования события, конструирования стилей жизни". (1)

Дизайнер в современном мире это не только реформатор и носитель изменений, а также своеобразный контролер данных изменений. Именно дизайнер, еще на стадии идеи, может контролировать грамотное развитие своего замысла, избегать возникновения ошибок, которые впоследствии могут оказать негативное влияние на человека. Исходя из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что дизайн в современном мире это, прежде всего осмысленная деятельность профессионалов, осознающих всю важность и ответственность за свои действия. Именно по средствам дизайна создаются новые социальные ценности, взаимосвязь человека и искусства, важным становиться вовлечение потребителя в процесс проектирования, в целях внедрения более эффективных форм проектной деятельности.

Дизайн – носитель социальных изменений

Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает нас повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна  в повседневной жизни служит основой для физического, и главное морального развития человека.

"Любая социальная структура, не располагающая минимумом предметно-материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Человек, не обладающий безопасными и удобными орудиями труда, инструментами, жильем и одеждой, охраняющей не только его тело, но и человеческое достоинство, неизбежно оказывается в ситуации хронического культурного обнищания и голода." (2) Именно поэтому, важно последовательно подходить к исследованию данного аспекта дизайн – деятельности, и если рассматривать дизайн как носитель социальных изменений, то становится неизбежным понимание того, что изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и подчас, в руках не грамотных дизайнеров, их негативное влияние может оказаться необратимым.

Изменения – неотъемлемая часть нашей жизни. Технический прогресс становиться составляющим социального и индивидуального прогресса. Но это порождает новые потребности и, следовательно, новые проблемы. Человек требует индивидуального подхода к себе со стороны дизайнера, ведь люди очень разные, индивидуальная чувствительность человека может определяться различными факторами: возрастом, полом, образованием, родом занятий, и другими личностными качествами. И для повышения эффективности сотрудничества дизайнера и потребителя, становится возможным использовать идеи «партисипационного» проектирования. "В конце 1960-х годов термин «партисипационный дизайн» широко обсуждается, а методы соучастия применяются в организации работы групп проектировщиков – архитекторов и индустриальных дизайнеров. Методы соучастия общественности в принятии решений в сфере проектной практики традиционно работающих конструкторских и проектных бюро, требовали серьезного отношения к осмыслению мнений представителей различных слоев населения."(3)

В своей работе «Теория дизайна» Мосорова Н.Н. выделяет ряд форм соучастия проектировщика и потребителя. И если рассматривать данный вопрос в контексте индивидуального проектирования, то самой рациональной формой соучастия, по моему мнению, можно считать  «Альтернатива» («Alternative»). Данная форма соучастия заключается в прямом общении дизайнера и потребителя, причем дизайнер в формулировке своих проектных предложений использует термины понятные и не профессионалам, формы визуализации  проектных предложений (чертежи, планы и т.д.) также должны быть адаптированы к пониманию потребителя. Альтернативный метод соучастия применяется только в том случае, если возможно личное знакомство проектировщика и потребителя.

Из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что современный дизайн направлен в первую очередь на конкретизацию и индивидуализацию потребителя, внедрение методов соучастия в практику дизайна. Дизайнер становится своеобразным проводником между искусством и человеком. Но здесь необходимо напомнить о том, что все выше сказанное имеет отношение только к профессиональным дизайнерам, а не дизайнерам – самоучкам.

Трудности дизайна в наши дни значительно отличаются от прошлого, с одной стороны, дизайнер – творческая профессия, требующая определенных художественных навыков, «чувства прекрасного», чувства меры в этом «прекрасном». Но на практике, оказывается, что "дизайн является функциональным элементом индустриальных структур и должен быть ориентирован, во-первых, на решение средствами дизайна корпоративных задач по достижению высоких прибылей и, во-вторых, на определенные, уже сформировавшиеся потребности различных социальных, национальных, возрастных групп населения."(4) Тогда получается, что функция в дизайне уходит на второй план? Ведь если говорить о коммерческой выгоде, то большим спросом на современном рынке пользуются вещи нередко лишенные этой самой функции. Больше внимания в них привлекает именно яркий дизайн, а не то, что в данный момент человек в них остро нуждается. Но некоторые предметы дизайна заключают в себе и яркий внешний вид, и глубокое функционально содержание. Но большинство потребителей, приобретая данную вещь, не используют и половину содержащихся в ней функций, а руководствуются лишь веяниями моды, тем самым пытаясь по средствам данной вещи поддержать свой социальный статус. Таким образом, получается, что дизайнер должен выбирать – коммерческая выгода или творческое удовлетворение и реализация себя в искусстве. Ведь большинство «дизайнерских» изделий оказываются вне коммерческого рынка. Но в этом есть и положительна сторона – дизайнер, у которого есть возможность, и главное, желание может совмещать два вида деятельности – коммерческую и для «души», а для остальных всегда остается выбор, каким образом реализовать себя в творчестве.

Как было уже сказано ранее, дизайн - носитель социальных изменений, и они могут быть как положительными, так и отрицательными. Не является ли то, что мы называем модными течениями и разнообразием выбора всего лишь навязыванием мнения определенной группы людей, средством манипулирования массами при помощи дизайна? Так ли безобиден массовый дизайн? Развивает ли подобный дизайн чувство вкуса и стиля у подрастающего поколения? Отвечая на эти вопросы, мы не будем рассматривать индустриализм в целом, с его негативными влияниями на окружающую среду, высокими затратами человеческих и материальных ресурсов – это характерная черта нашего времени, и преодолеть которую в ближайшее время не представляется возможным. Возьмем во внимание лишь моральный аспект этих влияний.

Развитие массового производства товаров несет в себе немаловажный экономический фактор, данная группа товаров вполне доступна для многих слоев населения, и это, несомненно, является положительной стороной вопроса, но в таком случае уже не приходится говорить об индивидуальности каждого человека. Но справедливости ради нужно отметить, что не массовый дизайн делает человека безликим и сливающимся с толпой, а отсутствия элементарного стиля, и четкого ощущения собственной индивидуальности. При умелом и правильном обращении с вещью, будь то предметы одежды, интерьера, даже предметы массового производства помогут выразить то неповторимое и индивидуальное, что привнес в них их обладатель. Из этого следует вывод, что человек всегда остается хозяином положения, и если у потребителя не хватает чувства вкуса и меры, сколько бы качественных и достойных продуктов дизайна не находилось бы в поле его зрения, он все равно выберет «вещицу», созданную недобросовестным дизайнером, даже если ее цена будет на порядок выше чем у вещи качественной.

...цель – сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.

Налаживание связей человек – вещь, становится одной из главных функций современного дизайна. История дизайна неразрывно связанна с развитием индустриальных технологий, эти два течения в какой-то степени развивают друг друга, т.е. появление новых технологий производства тут же влечет за собой разработку дизайнерами новых объектов, также как  и разработка новых продуктов дизайна стимулирует развитие промышленных технологий. И как следствие, все эти направления развития индустриальных технологий призваны к одной цели – сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.

Функции дизайна в бытии

Все что человек когда либо делал, и делает в искусстве в наше время пронизано эстетическим ощущением прекрасного на уровне интуиции. Причем у каждого художника мера «прекрасного» своя, и при создании каждой новой работы, автор полагается, только на собственные чувства и ощущения. "И то, что мы сегодня называем искусством, т.е. некая специальная деятельность (и ее результаты), направленная, прежде всего на создание и выражение эстетического…имеет долгую историю, восходящую практически к истокам самой культуры, но оно далеко не всегда было выделено из утилитарно-бытовой или культово-религиозной деятельности в качестве самостоятельного и самоценного вида."(5) Вот и сейчас, можно проследить тесную связь между искусством, в виде дизайна, и повседневной жизнью человека, его бытом.

Практически все предметы дизайна, созданные в наше время, служат современному человеку именно в быту. И естественно, что функциональное значение дизайна, в этом случае, трудно переоценить. В работе Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна» рассмотрено две группы социокультурных функций дизайна: функции дизайна в бытии и антропологические функции дизайна. Рассмотрим подробно первую группу.

Эстетическая функция

Дизайн всем своим существом призывает к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем, "эстетическое представляет собой не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия, Практические нужды перестают быть единственными и включаются в более широкий бытийный контекст, форма предмета подтверждает позитивные духовные проявления его создателя."(6)

Как измерить уровень эстетического в том, или ином продукте дизайна? Бычков В.В., отвечая на данный вопрос, говорит что: "как видно из самого определения эстетического, строгих критериев «измерения» уровней эстетического не существует и принципиально существовать не может, ибо эстетическое является характеристикой взаимоотношения субъекта и объекта, а так как субъективный компонент принципиально вариативен,…то и не может существовать объективного критерия для уровня эстетического." (7)

Существует лишь минимальная возможность измерить «долю эстетики» путем учета при анализе вещи группы или класса субъектов восприятия, религиозные взгляды, уровень образования и т.д. Поэтому, сложно судить о доле прекрасного в каждой конкретной вещи, так как это сугубо индивидуальный аспект оценки художественного произведения. Но при этом нельзя забывать о том, что дизайн призван к гармонизации среды, окружающей человека, и по возможности, должен ограждать его от некачественных товаров конвейерного производства, созданных не профессиональными дизайнерами.

Гуманизирующая функция

Дизайн неразрывно связан со своим потребителем, все, что делают дизайнеры, призвано служить человеку, удовлетворять его потребности, прихоти. Как индивидуален каждый человек, также индивидуальна среда, которую он вокруг себя создает. Нельзя со всей уверенностью утверждать, что та, или иная вещь не имеет право на существование, из-за того что мы считаем ее безвкусной, все индивидуально, и если вещь сделана для конкретного потребителя, то в ней заложена именно та функция, необходимая данному, конкретному человеку. Но это утверждение действительно только при индивидуальном, частном подходе к проектированию вещи. Если говорить о массовом производстве, то ответственность дизайнера в этом вопросе возрастает. "В дизайне не может быть мелочей в работе с формой и материалом, потому что им предстоит сосуществовать с человеком, о котором нужно думать в первую очередь."(8) Но при массовом производстве невозможен диалог между дизайнером и потенциальным потребителем,  в этом случае дизайнеру приходится полагаться на собственные представления о его потребностях, но также можно брать за основу статистические данные, практику своих предшественников или собственный жизненный опыт в работе с клиентами.

Организующая функция

Данная функция является следствием основной функции дизайна – гармонизации среды вокруг человека, ведь сложно представить хоть какую-то гармонию в хаосе. Организация, упорядочение предметов в пространстве – является неотъемлемой частью этой самой гармонии. Если рассмотреть эту функцию на примере интерьера, то она является едва ли не главной задачей в создании действительно качественного объекта.  Так как упорядочить предметы в пространстве, при этом создать для человека по-настоящему комфортную среду, а не просто красивую картинку, которая развалится после нескольких дней пребывания человека в данном интерьере – задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Упорядочить предметы в пространстве...задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Рационализирующая функция

Каждый вещь, претендующая называться продуктом дизайна, должна совмещать в себе две основные характеристики – быть эстетически привлекательной и функциональной. Также в работе дизайнера немаловажное значение приобретает фактор меры, нужно уметь вовремя остановиться, особенно это касается использования декоративных средств в работе над какой-то конкретной вещью или интерьером. Данные аспекты "предполагают рациональную работу дизайнера, посредством которой форма вещи приводится в наиболее адекватное соотношение с ее целью. Предметы, созданные дизайнером, вообще не предполагают излишеств, но только – продуманные излишества." (9)

Каждый вещь...должна быть эстетически привлекательной и функциональной.

Созидательная (креативная) функция

Возможно ли в наше время, когда казалось бы, все великое уже создано, проявить себя как творческую личность, и открыть для окружающих «Америку» в виде нового, креативного, ранее не виданного дизайнерского объекта? Или уже все было создано до нас, и удел современных дизайнеров лишь переделка уже известных шедевров «под себя», под ситуацию, под заказчика? Не является ли современная эклектика лишь безысходной формой самовыражения? Способ смешения всего что уже было ранее, для получения чего то нового с одной стороны очень удобен, минимум затрат, от дизайнера требуется только знание стилей и воображение, для качественного синтеза знаний и навыков накопленных предшественниками. Но все ли так просто как кажется? В большинстве случаев, данный микс превращается во что-то совершенно немыслимое, что никак нельзя назвать дизайном.

Если рассматривать в качестве примера дизайн интерьеров, то эклектика становится едва ли не самым популярным способом передачи автора своего видения пространства, хотя сам стиль является многодельным и трудоемким, и требует от дизайнера определенных навыков и опыта. И при рассмотрении итогов данной работы, больше половины «шедевров» не заслуживают такого количества внимания, сколько им уделяют, точнее сказать, данные идеи не заслуживают даже того, чтобы быть воплощенными в жизнь. Куда смотрят заказчики, для которых все это создается? Большинство людей полагаются на мнение дизайнеров, а для некоторых, слова дизайнера «модно и актуально» становятся определяющими в принятии решений. В чем же тогда состоит возникшая проблема? В недобросовестных дизайнерах, или в отсутствии вкуса у их клиентов? Не исключено, что дизайнер сам не понимает своих ошибок допущенных в работе, по незнанию, или отсутствию опыта. Но зачем тогда ставить перед собой задачи, решить которые, пока, не предоставляется возможным.

Само понятие интерьера настолько глубокое, и, по-моему, мнению, в интерьере, как и в одежде, нельзя слепо следовать за модой. Как одежда должна идти человеку, так и интерьер должен соответствовать в первую очередь человеку, для которого он создан, а не модным течениям современности. Новое, это зачастую забытое старое, только в новой «обложке».

Сигнификативная функция

Название для вещи, предмета, может играть как значительную роль, так и формальную. Иногда требуется с помощью названия раскрыть до конца функцию, заложенную проектировщиком, в этом случае имя "выступает концентрированной формой представления концепции."(10) Но зачастую это не требуется, само изделие является носителем необходимой информации. Например, большинство парфюмерных и косметических компаний названы именем собственным (Dior, Chanel и т.д.) а уже сериям выпускаемой продукции данных марок, дают более «говорящее» название, чтобы покупатель данных изделий, мог из многочисленных коробочек и флакончиков, выбрать нужный товар, так как зачастую, форма упаковки не является столь информативной.

Заключение

Дизайн – многогранная структура, как индивидуальна и неповторима каждая отдельная личность, так и индивидуален дизайн. Ведь без социального контекста дизайн представлял бы собой всего лишь декоративное искусство, набор чертежей. Высокая социальная значимость продуктов дизайна и дизайна в целом, обуславливают значение, которое он приобретает в современном мире. Нет людей равнодушных к тому, что их окружает, какая предметная среда становится качественной характеристикой уровня жизни. Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что дизайн проникает во все сферы нашей жизни, трудно в таком случае переоценить его влияние на быт современного человека. Определение дизайнера как носителя изменений накладывает на него большую ответственность, повышает социальную значимость его труда.

Большое значение в современном дизайне приобретают идеи сотрудничества потребителя и дизайнера, для наиболее эффективного конечного результата совместной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, дизайн и его социальная составляющая неразделимы, так как дизайн призван к гармонизации среды вокруг человека, привнесения в нее комфорта и индивидуальности.

Ссылки:

  1. Мосоров А.М. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004 ,с.99;
  2. Там же, с.100;
  3. Там же, с.132;
  4. Там же, с.106;
  5. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003, с.159-160;
  6. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001, с. 21;
  7. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003, с.162;
  8. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001, с. 26;
  9. Там же, с. 28;
  10. Там же, с.30.

Список литературы

  1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург,2001
  2. Бычков В.В. Эстетика. Краткий курс. М.: Проект, 2003.
  3. Мосоров А.М. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004          

Записей не найдено.

www.taby27.ru

Актуальность простоты в современном дизайне

 

           Актуальность простоты в современном дизайне.                             

                                      Содержание

1 Введение. Откуда берётся боязнь простоты?                                                3

2 Западная «простота»                                                                                          6

3 Восточная «простота»                                                                                      10

   3.1 Пустота - фундаментальная категория Китайской цивилизации   10

   3.2 Идея вечнопреемственности простоты в философии и искусстве Китая                                                                                                                      12

   3.3 Японский дизайн: традиционно простая и актуальная проектная культура                                                                                                                16

4 Заключение                                                                                                        18

5 Список используемой литературы                                                                19

1  Введение. Откуда берется боязнь простоты?

 

         Современным миром правят сложности! Сложные, непонятные, ненужные, неудобные вещи захватили его, заполонили всё пространство окружающее современного человека. Конечно, он устал от них! Сегодня всё больше людей обращаются к простоте, она влечёт современного человека.                            

         Половина функций сотового телефона, например, нужна только для того, чтобы соблазнить покупателя в магазине. Красивый рисунок на подошве ботинка нужен только для того, чтобы покупатель порадовался ему на полке. Сколько раз покупатель изучает рисунок подошвы обуви, которую он носит второй месяц? Человеческая страсть ко всему излишне сложному цинично используется акулами бизнеса. Но далеко не всегда за этим стоит расчет. А что же тогда? Жизнь сама по себе вовсе не так сложна, как кажется. Люди боятся показаться недостаточно умными. Люди, считающие себя творческими, - особенно. А дизайнеры  вдвойне. Для маскировки используется заумь. Чем непонятнее выразился, тем лучше - никто не обвинит в отсутствии оригинальности. Неудобно? Непонятно? Нелогично? Неприятно? Дизайнер на эти вопросы ответа знать не хочет. Заказчик ответов тоже не знает, потому что непрофессионал практически никогда не может понять, хорош дизайн или плох. Дизайнер увлечен процессом создания. Заказчик радуется первому впечатлению. Проходит неделя, месяц, год - дизайн попадает в реальную жизнь. А там всё иначе.   

         На свете очень мало людей, знающих, что в мобильном телефоне самое важное - удобство набора номера и качество связи (а не календарь или записная книжка), а в телевизионном пульте - легкость изменения уровня громкости и переключения каналов (а не кнопка настройки насыщенности цвета). Дизайнер боится показаться простым. Он уверен, что за простоту мало платят. Ему кажется, что шрифт с завитушками придает работе законченный вид (с подобными ошибками автор встречался лично, как в собственных проектах, так и в проектах сокурсников), а простой шрифт свидетельствует о том, что дизайнер не знает, как установить себе завитушечный. Дизайнер не считает работу законченной, если под текст не положено изображение. А  если еще и  заголовки безобразно и нечитабельно набраны - проект сдается с чистой совестью.  

         А. Лебедев провёл очень интересный, на взгляд автора эксперимент: в свою студию он пригласил дизайнеров, которые прошли тест. Тест состоял из 5-7 заданий и высылался тем, кто в состоянии показать приемлемое портфолио. Одно из заданий было сформулировано так: «Сделать панель управления самого лучшего на свете лифта в 23-этажном здании». При этом никаких дополнительных разъяснений или комментариев он не давал- как поймут, пусть так и делают. По результатам теста не составляет сложности оценить, чего на самом деле стоит дизайнер. Дизайнера, который не умеет находить простых решений, нельзя выпускать к людям. Разумеется, минимализм  - не единственно возможная концепция в дизайне. Но оригинальность ради оригинальности не стоит ломаного гроша. Потому что «оригинальный» дизайн пополнит кладбище смысла на следующий день. Каждый дизайнер должен помнить: «Дизайн - это не искусство и не ремесло, а цель. Цель сделать жизнь лучше, а людей счастливее» (Милана Анна Ферриари).

         И всё-таки в чём же истинные истоки всех сложностей, почему современный человек от них устал, почему он снова стремится к простоте (исторически обусловлена цикличность, с которой человек стремится к ней)? На эти вопросы автор постарается найти (определиться, прежде всего, для себя) ответы в данной работе.  

         Для начала необходимо разобраться, а что же такое простота, минимализм или лаконизм. Итак, простота - это доступность, универсальность, то, что понятно любому человеку, вне зависимости от его интеллектуального уровня или образования.

         Минимализм - минимальная или периодическая музыка, отличающаяся «повторением коротких мотивов, которые почти незаметно изменяются, чуть-чуть варьируются». Возникает «длящееся и радужно переливающееся звучание, которое, изменяясь, никуда не уходит от своей субстанции» (Д. Шнебель). «Путём перемещения небольших фигур или просто выдерживания одного звука и выявления его обертонов уничтожается различие между движением и статикой, они как бы существуют одновременно» (П. Хамен). Создаётся гипнотический эффект. Прототипами бесконечных повторений периодических формул, выдержанных звуков является индийская музыка, африканские ритмы. Культ подсознательного, иррационального, сочетается с крайней элементарностью композиторской техники[1].

         Лаконизм (от греч. lakonismos), краткость и чёткость в выражении мысли[2]. Из определения минимализма чётко вырисовывается очевидная связь простоты с Востоком (Восточными цивилизациями), обусловленная исторически. Но тогда почему человек с западным типом мышления всё чаще стал обращаться к простоте? Ответ нужно искать внутри самих людей, где всё устроено природой лаконично, без излишеств, где всё на своём месте.

2  Западная «простота»

        

         «Простота», «минимализм», «лаконизм» - своеобразные лозунги дня. Публикации о дизайнерских разработках, особенно в сфере интерьера и одежды, наполнены этими терминами. Простота связывается то с классической строгостью форм, то с отдыхом глаза и тела в переизбыточно загруженном предметном мире. Поскольку параллельной тенденцией выступает стремление к «буржуазности», «роскоши», зачастую достигаемых с помощью оптических и визуальных эффектов, важно объяснить, в связи, с чем и почему современному человеку может стать интересной простота. Для объяснения обратимся к психоаналитической теории.  

          К.Г.Юнг создал учение об архетипах коллективного бессознательного: за порогом сознания лежат вечные праформы, проявляющиеся в разные времена в самых различных культурах. Они как бы хранятся в бессознательном и передаются по наследству от поколения к поколению. Бессознательные процессы автономны, они выходят на поверхность в трансах, видениях, в образах, создаваемых поэтами и художниками (в современном мире ещё и дизайнерами). Понятие «комплекс» было также введено в психоанализ Юнгом по ходу работы  над словесно-ассоциативным тестом. «Комплекс» - пучок ассоциаций, окрашенный одним эмоциональным тоном. Эти неосознаваемые аффектные состояния, заряженные психической энергией, обладали каким-то ядром - им могло быть и вытесненное в бессознательное представление; но они могли образовывать и  «маленькую собственную личность», свое автономное  Ego. «Комплекс» может не иметь ничего общего с действительными событиями, но возникнуть в связи с бессознательными фантазиями. Впоследствии Юнг стал относить комплексы к личному бессознательному, тогда как характеристики особых «личностей» сохранились за архетипами коллективного бессознательного.

          Мифологию Юнг также относит к коллективному бессознательному. Он дает высокую оценку фантазии. То, что для Фрейда было иллюзией, для Юнга оказывается родом интуиции. Помимо логического мышления, ориентированного на приспособление к внешнему миру, имеется иной тип - обращенность вовнутрь «интровертированное мышление». У Юнга мифологическое первобытное мышление принадлежит не только давнему прошлому - это биопсихологическая константа, важнейшее измерение человеческого бытия. Человек первобытного племени лишь в незначительной мере отрывается от «матери-природы», у него еще нет субъект-объектной пропасти, созданной развитым сознанием. Помимо приспособления к внешнему миру, необходимо сохранять гармонию с внутренним. В первобытном обществе мифы и ритуалы помогали индивиду в приспособлении к внутреннему миру. Современное человечество, сделавшее ставку на покорение внешнего мира силами разума, оказалось в опасном отрыве от жизненной почвы. Для логического мышления характерна направленность на внешнюю реальность. Такое мышление протекает в суждениях, оно словесно, требует усилия воли, оно утомляет. Требуются образование, воспитание такой направленности - логическое мышление есть инструмент и порождение культуры. Связанные с ним наука, техника, индустрия суть орудия контроля над реальностью. Логическое мышление экстравертивно, т.е. поток  психической энергии  направлен преимущественно вовне, к внешнему миру. Западная цивилизация является предельным случаем эксравертивности:  знание в ней однозначно связывается с силой, властью над природой, могуществом, рациональным контролем.

          Ненаправленное интуитивное мышление представляет собой поток образов, а не понятий. Оно нас не утомляет. Стоит нам расслабиться и мы теряем нить логического размышления, переходя к естественной для человека игре воображения. Такое мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, зато оно необходимо для художественного творчества, внутренней гармонии. Все те творческие силы, которые современный человек вкладывает в науку и технику, человек древности посвящал своим мифам. В коллективном бессознательном осели праформы, которые находят свое выражение именно в мифах. Символы религии и мифологии ускорены в психике каждого индивида, они унаследованы нами от тысяч поколений. Массы  всегда живут мифами. от них в переходные эпохи могут избавиться лишь небольшие группы людей, да и они крушат старые мифы, освобождая место для новых; но это «новое» в действительности есть лишь забытое старое.

          Психика является для Юнга саморегулирующейся системой, в которой происходит постоянный обмен энергией между её элементами. Энергия рождается из борьбы противоположностей. Основополагающей для Юнга является идея  «единения», «сбегания друг к другу» противоположностей (например: инь и янь китайской философии). Обособление какой-либо части психики ведет к утрате энергетического равновесия. Когда сознание отрывается от бессознательного, а именно это происходит у современного человека, бессознательное стремится «компенсировать» этот разрыв.

          Под влиянием врожденных программ находятся не только поведенческие акты, но также восприятие, мышление, воображение. У человека имеются как общие для всех млекопитающих инстинкты, так и специфические человеческие бессознательные реакции на среду обитания. Универсальные праобразы, праформы поведения  и мышления Юнг называет архетипами. Это система установок и реакций, которая определяет жизнь человека. Архетипы - это корреляторы инстинктов, вместе они образуют бессознательное.

          Ничто так не отчуждает человека от базиса его инстинктов, чем способность к обучению. Она предстает  как прогрессирующая  трансформация человеческого поведения. К ней сводимы, прежде всего,  перемены в условиях существования и требование все новых приспособлений, привносимых цивилизацией. Чем больше человек господствует над природой, тем сильнее ему в голову ударяет гордыня поразительных познаний и умений, тем больше он презирает все естественное и случайное.

          Усилия на пути самопознания небезнадежны уже потому, что действует еще один незаметный фактор, идущий навстречу нашим ожиданиям. Это бессознательный дух времени, компенсирующий установки сознания. В форме предчувствий он улавливает грядущие перемены. Самым очевидным примером тут может служить современное искусство, которое под видом решения эстетических проблем занято психологическим воспитанием публики (дизайнеры пытаются решить ещё и функциональные задачи). А именно оно размывает и разрушает прежние эстетические воззрения с их понятиями прекрасного по форме и осмысленного по содержанию. Привлекательные художественные образы сменяются холодными абстракциями, которые кладут конец наивно-романтической любви к объекту. Великое искусство всегда оплодотворялось мифами, т.е. бессознательным символическим процессом. Как изначальное проявление человеческого духа, он является  и корнем всех будущих творений.

         Развитие современного искусства с его по видимости нигилистическими тенденциями распада нужно понимать как симптом и символ характерных для нашей эпохи представлений о мировом закате и мирообновлении.

          Юнг также отмечает, что психическая эволюция человека не успевает идти в ногу с его интеллектуальным развитием и что бурный рост сознания, связанный с развитием науки и технологии, оставил бессознательные и моральные силы далеко позади.

 

 

 

3 Восточная «простота»

        

         Юнгу, поклоннику древнекитайской культуры, вообще склонному возвеличивать традиционные общества и противопоставлять их современной цивилизации, месяцами жившему среди индейцев и негров, всякие заявления о «миссии белого человека» казались отвратительной ложью. Европейская цивилизация навязывает всем свои жизненные формы, крушит, как слон в посудной лавке, созданные веками религии и традиции. «Неполноценной» для него была скорее именно западная культура.

         В каждом движении кисти, в каждом жесте, по традиционным китайским представлениям, проглядывает человеческая индивидуальность. Но формы искусства являют, по существу, зеркальный, вывернутый наизнанку образ человека. Их красота была воистину лишь декором, украшением жизни или, как говорили в Китае, «мёртвыми следами» реальности.

 

3.1 Пустота - фундаментальная категория Китайской цивилизации

        

         А что такое пустота? Пустота - это то чего нет, так на этот вопрос ответят многие.

         Вторая глава даосского канона «Чжуан-цзы» открывается удивительным рассказом, где мир уподобляется просто Великому Кому, изначально неотличимому от пустоты и покоя Мировой Пещеры. Внезапно покой приходит в движение, пустота пещеры наполняется Ветром, и мир оживает, преображаясь как бы в грандиозный орган. Отверстия этого органа начинают петь - каждое своим неповторимым голосом: кто воет, кто стонет, кто свистит, кто гудит, кто ухает... В мире, говорится далее, есть «флейта Человека» - полая бамбуковая трубка с отверстиями, есть «флейта Земли» - все бесчисленные пустоты и полости в природе, и наконец - есть «флейта Неба»: бездонная пустота небес. Эта несотворённая пустота, как бы хочет сказать Чжуан-цзы, даёт быть всему сущему. Впрочем, она вызывает к жизни вещи особым образом - заставляя их преображаться и преображаясь сама. В мировом хоре голосов уже нет ни вещей, ни пустоты: и то и другое претворяется в некое качество существования. Пустота «находит себя» в том, что она не есть (как положено пустоте). А заканчивается рассказ безответным вопросом: «Кто же позволяет всем голосам мира быть такими, какие они есть, и петь, как им поётся?» В самом деле: если ни пустота, ни вещи не владеют собой, кто же пишет вселенскую музыку?

         Некоторые европейские учёные увидели в аллегории «небесной флейты» даосскую версию платонического учения о Едином и его эманациях и, следовательно, исходный пункт китайской метафизики. Действительно, даосский Великий Ком, мировое Всё, неотличимое от мировой Пещеры-Утробы, или, по-другому, Пустота, неотличимая от предельной полноты бытия, предстают прообразом высшей целостности, верховного единства мира. Но на этом сходство западного идеализма и китайского «пусто-ведения» заканчивается. Для даосского мудреца всеединство, будучи пустотным, беспредметно, а потому пребывает вне опыта или знания. Однако это всеединство реально: оно превосходит мир конечного и в непреходящей мимолётности останется даже тогда, когда всё пройдёт. Речь идёт о реальности деятельной или, точнее, действенной - ведь в ней вещи свободно открываются друг другу и друг в друга изливаются. Речь идёт, по сути, о среде всеобщего «переноса сущего», некой непрекращающейся транспозиции (без трансцендентности) духа. Но речь идёт и о воплощении покоя, присутствующего лишь в качестве чего-то не-свершённого и вовек несвершаемого в любом действии. Эта реальность пребывает вне каких бы то ни было сущностных различий: пустота флейты, сделанной человеком, ничем не отличается от несотворённой пустоты небесного простора.

         Рассказ Чжуан-цзы о «небесной флейте» указывает, что в китайской цивилизации вещи не сводятся ни к объекту, ни к сущности, ни к идее (что, собственно, и превращает их в предмет человеческой деятельности, обладающий известной пользой). Всеединство пустоты - внеметафизическое и имеет чисто практическое значение: оно утверждает конкретный и текучий характер существования, оно есть только событие и, следовательно, в истоке своём - со-бытийность вещей. В пустоте человеческая деятельность непосредственно смыкается с абсолютным покоем и цельностью Великого Кома бытия. Мудрость, по китайским представлениям, есть акт перехода, превращения, Пути (Дао), в котором уравновешивается человеческое и небесное. И эта мудрость есть тайна, потому что она знаменует пере-живание знания, перевод внешних образов вещей во внутренний опыт. Китайская традиция ничего не выражает инее представляет, она упорно и последовательно отвергает любые формы «объективации духа», объявляя призванием человека не познание, тем более не самоопределение, а наследование.

         Ясно, что подобное миросозерцание почти не оставляло места для идеи технического проекта как производства «материальных ценностей». Техническая деятельность человека в китайской традиции - только одно из проявлений вселенского потока метаморфоз, неотделимое от природных процессов.

 

3.2 Идея вечнопреемственности простоты в философии и искусстве Китая

        

         Культура представляет мир, сведённый к знакам. Этот «мир в знаках» есть одновременно и мир знаков, в котором присутствует своя логика, свой порядок. Знаки ценны не сами по себе, а вследствие их соотнесённости с другими знаками. В каждом из них сквозит некая глубина...

         Китайская традиция выработала оригинальный и очень последовательный образ бытия, запечатлённого в системе знаков; образ настолько целостный, что в его свете связи между вещами оказываются важнее самих вещей, а мир становится процессом, средой взаимодействия и посредования сил и влияний. Этот поистине универсальный образ определял представления китайцев о мироздании и, следовательно, их понятия прекрасного, должного, естественного. Он служил основанием всех путей и способов объяснения мира, был истоком религиозных и художественных символов. Но превыше всего в нём, обнажавшем вездесущую сообщительность вещей, бытие развёртывалось как одно неизбывное со-бытие, Вечное Превращение, а знаки мира указывали на беспредельный поток метаморфоз, скрывая его собой и сами скрываясь в нём. Ибо только там, где есть поток, есть глубина.

         Реальность в китайской мысли - это превращение как не-связь единичного и единого. Таково содержание понятия ци, обозначавшего энергетическую субстанцию мироздания, способную принимать всевозможные формы Ци - субстрат всего сущего, но оно различно в каждый момент времени и в каждой точке пространства, в каждом существе. Оно не отличается от всего многообразия материального мира, но в пределе своего существования сливается с Мировой Пустотой. Ци - анонимная космическая стихия; но оно неотделимо от дыхания живого тела и в этом качестве являет верх интимности. Само «изначальное сердце» есть, помимо всего прочего, «скопление одухотворённого ци» (определение Ван Цзы). Подлинная природа этой сознающей энергии - переход от себя к себе, само-различение, само-претворение.

         Взаимная дополнительность полярных сил бытия, предполагаемая идеей вселенского само-превращения, наглядно запечатлена в преставлениях китайцев о взаимодействии двух полярных факторов мирового процесса - инь и ян. «Ци Неба и Земли, собираясь, образует единство, а разделяясь, образует инь и ян», - гласила традиционная формула. Исходное значение знаков инь и ян - тёмный и светлый склоны горы, но уже в древности они дали жизнь длинному ряду космологических символов. Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной и т. д., а инь - со всеми полярными противоположностями.

         Нет такой области китайской науки, искусства и даже быта, где мы не сталкивались бы с многочисленными проявлениями идеи двуединства инь и ян. Пожалуй, с особенной наглядностью эта идея заявляет о себе в традиционных для китайской культуры композициях предметов, образов, геометрических фигур, цветов. Эти композиции всегда являли оптимальное сочетание полярных тенденций, иными словами - простейший, но полноценный прообраз гармонии Великого Предела.

         Теория комбинаций инь и ян пронизывала решительно все стороны культуры и быта старого Китая. Китайский ремесленник добивался равновесия полярных начал мироздания в форме, материале и цвете своих изделий, китайский повар добивался того же в приготовляемых им блюдах, китайский лекарь стремился восстановить эту гармонию в теле пациента и т. д.

         Следовать Великому Пути - значит «идти двумя путями» (лян син). Человек Дао постигает единотелесность мира - и оставляет мир. Он проецирует себя вовне - и оберегает своё Одиночество, вовлечён в поток жизни и отстраняется от него, знает имена вещей и хранит загадку их безымянности. Он входит в зияние пустоты - это «одухотворённое отверзие» существования, которое хранит в себе всевременность, незыблемый покой времени-Эона. Его секрет - знать, когда уйти. Но он оставляет и сам уход, меняется в самой перемене, «в духовном прозревает ещё более духовное» и потому может «поместить себя в слышимом и видимом».

         Всеохватная пустота Дао-сознания не определяет форм отношения человека к миру, она лишь создаёт условия для выявления пространства, указывает на ту дистанцию самоотстранения, само-диалога, которая порождает все системы знаков, позволяет формулировать язык художественного изображения именно потому, что сама воплощает собою импульс саморазграничения бытия. Этот импульс пронизывает и «прежденебесное» бытие пустотного Хаоса, и «посленебесное» бытие чувственного и умопостигаемого мира. Он обусловливает преемственность непосредственной, до-мыслимой данности «изначального сердца» и сознания рефлектирующего, познающего мир под знаком разделения субъекта и объекта. Поэтому жизнь подлинная есть «преемствование сердца» (чуань синь), подобное «одной вечновьющейся нити», о которой говорили ещё Конфуций и Лао-цзы.

         В традиционной эстетике Китая хорошо сознавалось значение хаотического (не)единства для истолкования художественного творчества. Достаточно упомянуть об основополагающем для китайской живописи принципе «одного движения кистью», «одной черты» (и хуа), или одного знака (и фа). С древности принцип «одной черты» отождествляли с движением («энергией») кисти, соответствующим древнему уставному письму.

         Именно принцип «одной черты» спасал зрелую китайскую живопись от оков кропотливого профессионализма и тирании внешних форм. А его художественные потенции были до конца осмыслены и реализованы как раз XVII веке.

         Очевидно, что принцип «одной черты» соответствует концепции символической реальности, которая пребывает «между наличным и отсутствующим».

         Другая тенденция, наоборот, заявляет о себе в расширении формы, в её, так сказать, метафорическом истолковании, придании ей свойств жизненной метаморфозы. Наиболее наглядно она проявляется опять-таки в быту, где мы встречаем предметы домашнего обихода и украшения, которым придан облик зверей, птиц, насекомых, растений, а также в фольклоре - например, в легендах о том, как нарисованный искусным каллиграфом иероглиф «журавль» вдруг и в самом деле превращается в птицу.

         Главное свойство композиции китайской картины - её динамизм, достигавшийся в основном благодаря последовательному наращиванию деталей изображения, созданию серий образов, а также наличию в картине своего рода «скользящей» перспективы, позволяющей созерцать предметы с различных точек зрения. Картина в китайской традиции - это прежде всего пространство сопряжения сил, взаимовлияния функций, переклички голосов.

         Старинная китайская картина и есть образ жизни подлинной, приходящей после всего пережитого и познанного. Она была самым непосредственным и убедительным свидетельством реальности бытия.

         Принцип символической передачи цвета через тон повлиял на многие искусства и ремёсла в Китае. Вот лишь один пример: техника резьбы по бамбуку, получившая название «сохранение зелени». Эта техника предписывала вырезать только фон изображения. В дальнейшем нетронутая зелёная поверхность ствола желтела, а углубления в рельефе обретали бежевую окраску. Мастерство резчики заключалось в умении модулировать градации тона, меняя глубину рельефа. Подобная техника, кстати сказать, служит прекрасной иллюстрацией главного правила художественных ремёсел: как можно полнее использовать природные свойства обрабатываемого материала, включая, конечно, и свойство меняться под воздействием других природных факторов. Это правило соблюдалось особенно строго в таком классическом виде прикладного искусства, как резьба по камню[3].  

 

3.3 Японский дизайн: традиционно простая и актуальная проектная культура

         История японского дизайна как история массового серийного производства начинается с 1868г., когда страна открыла двери для европейцев. В то же время не прекращалось и развитие традиционных ремёсел и технологий. Известный во всём мире дизайнер Сори Янаги, работая над излюбленными для японского дизайна темами - мебелью и керамической посудой, сумел примирить традиции ремесла, чистоты формы и стандартизацию, технологичность промышленных изделий. Техницистский дизайн ХХ в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что именно принципы традиционного японского искусства - свободная композиция, асимметрия, целесообразность - соответствуют новым требованиям наилучшим образом.      Европейские историки и критики дизайна отмечают, что в японском дизайне сочетаются дух Востока и Запада, историческое прошлое и завтрашний день.

         «Японскому дизайну свойственна живость и лёгкость итальянского и французского постмодерна, немецкая точность, гибкость классического скандинавского стиля, бравурность американского стайлинга...С одной стороны, он эклектичен, а с другой, если принять во внимание конечный результат, - оригинален» (Эрнеи, с. 30).

         В нём естественно переплетаются традиции ремесла с бережным отношением к натуральным материалам и высокотехнологичное производство. Особенно это свойственно классике, такой, например, как стул «Butterfly» Сори Янаги. В этом стуле соединились традиции японского дизайна, созерцательность простоты, отработанная веками эргономика с новыми тенденциями в искусстве начала XX в., стремлением к геометричности, элементарности форм. Вещь как иероглиф и в то же время абсолютно технологичная, ясная по конструкции. Стул получил золотую медаль на Миланской триеннале в 1957 г. Также традиционны и в то же время авангардны бумажные абажуры для светильников скульптора и дизайнера Исаму Ногучи. Ханае Мори - первый японский модельер, получившая известность на Западе, второй - Кензо Такада, третий - Иссей Мияке. Формы его одежды навеяны традиционными японскими мотивами. Конструкция кимоно - «вечная» тема для современных дизайнеров, которых подкупает геометрическая простота выкройки.

         Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища. С тех пор японская архитектура сильно шагнула вперёд, но традиционной осталась её простота, лаконичность. В Японии рядом с многоэтажными современными домами можно увидеть традиционные японские Минка. МИНКА - традиционный японский дом. Минка значительно отличаются по своему стилю в зависимости от времени строительства и региона Японии, но общей чертой остается рамочная конструкция, состоящая из соединенных столбов и перекладин. Стены не имели несущего значения и образовывались заполнением промежутков между колоннами. Снаружи дома эти промежутки закрывались массивными деревянными дверьми и сдвижными внутренними дверьми сёдзи, а внутри дома - панельными либо решетчатыми дверьми, покрытыми плотной бумагой (фусума). Все эти закрывающие промежутки между колоннами каркаса двери имели общее название татэгу. Жилые помещения в Японии похожи на изысканные и особенные "миры", так было в древности, так есть и сейчас. Им свойственна утончённость, гармония геометрических форм и просторность. Отдельные комнаты отделены друг от друга циновками определенных размеров, при необходимости эти циновки можно было убрать[4].

 

4 Заключение

        

         В заключении хотелось бы отметить, что всё в этом мире устроено природой рационально, органично и прежде всего циклично, потому не вызывает у человека отторжения. Но человек сам по себе создание очень неоднозначное, благодаря своим чувствам, эмоциям, настроениям, потребностям и желаниям. И так уж вышло, что человек пытается изменить, подстроить под себя весь окружающий его мир, всё пространство.              

         Человеческое сознание не стоит на месте. А у людей с западным типом мышления - вдвойне! В разные исторические периоды, менялись  предпочтения человека, его взгляды и потребности. Были периоды, когда ему хотелось «сложностей», будь то стили барокко или рококо, с их причудливыми формами, множеством украшений, золотом и парадностью. Но человек неминуемо уставал от всего этого, и на смену помпезности и шику приходили неоклассицизм, более упрощённый стремящийся к вымеренной и рассчитанной античной традиции в своей форме, или позже модерн и символизм, с полным отказом от реальности и усложнённостей, человек стремился к простоте!

         Но в странах востока, люди имеют другую мотивацию, которая приводит их к тому же результату, к простоте. Она обусловлена исторически (развитие восточных цивилизаций, например, древнего Китая проходило в изоляции, без соприкосновений с западом, что привело к рождению самобытной культуры, верований, философии, взглядов и традиций). Восточный человек следует традициям, которые не усложняют его жизнь, он (в отличие от западного) близок к природе, которая в свою очередь учит его гармонии, а всё что гармонично не может быть слишком сложным и не понятным.

         Современный дизайн призван помочь человеку, облегчить его жизнь, сделать его более счастливым, а мир вокруг него ещё более гармоничным, удобным, а главное простым.

 

5 Список используемой литературы

  • 1. Большой энциклопедический словарь. - М., Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2002, с. 628.
  • 2. «История дизайна: учебное пособие» А.Н. Лаврентьев. - М., Изд. «Гардарики», 2006 г., с. 265.
  • 3. Личный сайт Т.Ю. Быстровой, www.taby27.ru
  • 4. «Современный словарь-справочник по искусству» А.А. Мелик-Пашаев. - М., Изд. Аст», 1999 г., с.401.
  • 5. «Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени» О.И.Ярикова. - М., Изд. «Астрель»,2000 г.,с.40, 212, 252.

 

 

[1] «Современный словарь-справочник по искусству» А.А. Мелик-Пашаев. - М., Изд. Аст», 1999 г., с.401.

[2] Большой энциклопедический словарь. - М., Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2002, с. 628.

[3] «Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени» О.И.Ярикова. - М., Изд. «Астрель»,2000 г.,с.40, 212, 252.

[4] «История дизайна: учебное пособие» А.Н. Лаврентьев. - М., Изд. «Гардарики», 2006 г., с. 265.

www.taby27.ru

Тенденции интерьера. Актуальный интерьер на ближайшее десятилетие.

Мода и тренды меняются со скоростью света, и достаточно сложно прогнозировать актуальность интерьера через 10 лет. Тем не менее, анализируя современные тенденции интерьера, мы можем предугадать некоторое развитие в этой сфере в будущем.

Наши советы помогут вам создать уже сегодня модный интерьер, который по-прежнему останется актуальным в ближайшее десятилетие.

Итак, подытожим основные тенденции дизайна на сегодняшний день. Безусловно, в мебели и отделке популярны натуральные природные материалы, поскольку жители городов, особенно больших, будут все также стремится быть ближе к природе.

Простота форм, лаконичность и функциональность, а еще удобство — вот основные составляющие дизайна на сегодняшний день.

filigrad_viza (4)filigrad_viza (4)

Вне сомнений, в будущем будет увеличиваться потребность в свободном пространстве в интерьере. Города разрастаются, численность населения и информационное пространство также растут, и все это позволяет предположить, что в ближайшем будущем основной тренд в интерьере будет заключаться в упрощении.

Так, например, функциональность и автоматизация с системой «умный дом» — это основные столпы дизайна в ближайшем будущем. Мы будем тщательно продумывать интерьер, упрощая и убирая лишнее, оставляя при этом только самое необходимое, с целью обеспечения большего комфорта и отдыха в своем доме.

Предполагаю, что актуальность в дизайне будет заключаться в следующем: светлый интерьер, где много воздуха и свободного пространства, натуральные материалы (дерево, камень, лен, хлопок) в отделке, множество растений в виде живых стенок с системой автоматического полива. Все это будет живо развиваться.

Основные советы, как сделать интерьер актуальным на долгие годы:

1. Тщательно продуманное планировочное решение

Тщательно продуманная планировка — это очень важный пункт. Интерьер будущего, впрочем, как и современный, — это функциональность и продуманная эргономичность. Расставляя мебель и планируя стены, необходимо представить весь ваш образ жизни в целом, учитывая все привычки, ежедневные действия, функции и рутины, а также пожелания.

pr_izmailovopr_izmailovo

 

2. Пространство, в котором нет ничего лишнего

Перегрузка интерьера лишними деталями — не самый удачный вариант. Наоборот, убирая все лишнее и продумывая каждый предмет, будь то светильник, кресло, или же статуэтка, которые должны иметь свое место, а также мебель, материалы и формы интерьера, мы добьемся воздушности пространства.

kapicy_viza_3kapicy_viza_3

3. Светлая отделка квартиры

Использование светлой отделки, в особенности на стенах, даст дополнительное ощущение свободного пространства и расширит границы помещений.

geometrium-12geometrium-12

4. Натуральность и фактура

В отделке пола такие материалы, как гранит, мрамор, сланец либо массив дерева, либо же акцентно выделенная стена, станут наилучшим решением.

viza_vodnyi_1 (16)viza_vodnyi_1 (16)

 

5. Природные цвета

Природные цветовые сочетания передадут натуральность атмосферы в вашем доме. Используйте это.

viz_zareche (10)viz_zareche (10)

 

6. Встроенные системы хранения

Важный момент — еще на стадии планировки мебели и стен необходимо продумать системы хранения вещей и расстановку мебели. Обратите внимание на встроенную мебель, которая подарит интерьеру визуальную свободу от всего лишнего.

viza_art_14-9viza_art_14-9

7. Продуманный сценарий освещения

Свет и освещение — отличные инструменты, о которых не стоит забывать. На сегодняшний день существуют такие технологии, которые позволяют решить разного рода задачи. Так, например, мы можем создать определенную интимную атмосферу с помощью декоративного освещения, либо же ваши действия в помещении могут быть освещены с помощью функционального света. А сценарий общего освещения может дать свет в каждом углу жилого пространства.

 
8. Система «Умный дом»

Уже сейчас есть множество превосходных систем по управлению освещением, звуком и климатом, по принципу «умный дом». Этим не стоит пренебрегать, поскольку в будущем все эти устройства будут совершенствоваться и становится компактнее.

Квартира на БогатырскомКвартира на Богатырском

9. Зелень и растения в интерьере

Натуральной природной атмосферы для полноценного гармоничного отдыха и удовлетворения можно добиться, добавив зелени, растений, или же живую стенку и стабилизированный мох. Такая атмосфера позволит всецело расслабиться и отдохнуть.

filigrad_viza (2)filigrad_viza (2)

 

Эта статья рассказала вам о трендах ближайшего будущего.

Эти советы помогут вам в создании современного и актуального интерьера на 10 лет вперед.

 

Герасимов Павел

дизайнер и соруководитель мастерской GEOMETRIUM.COM

Pavel_new3Pavel_new3

geometrium.com


Смотрите также

ремонт квартиры