Не смогли дозвониться?
+7 (812) 418-26-32

Кусково — усадьба Шереметевых | Дворец, парк, музей. Москва. Усадьба кусково интерьеры


Усадьба Кусково. Голландский домик и другие павильоны. 17 июня 2018 г.: jobims

В этой записи - остальные павильоны усадьбы Кусково, которые мы посетили или только осмотрели снаружи. Мы также побывали в Американской оранжерее, где представлена основная экспозиция музея керамики (русский и европейский фарфор XVIII-XX вв.), но увы, фотографировать там не разрешается.

1. Голландский домик и голландский пруд«Построен в 1749 году. Был устроен Петром Борисовичем Шереметевым в память своего отца Бориса Петровича Шереметева, посетившего в 1697 году Голландию в составе Великого посольства Петра I. Домик служил галереей для картин фламандских художников. Имел при себе садик с десятками сортов тюльпанов. Летом перед Голландским домиком раскидывались китайская и персидская палатки, где гостей обслуживали крепостные, наряженные китайцами и персами. Сейчас внутри Голландского домика можно увидеть комнаты с голландскими интерьерами. Голландский пруд находится перед Голландским домиком, дополняя собой общую картину европейского уголка.»

«Голландский домик - самый ранний из сохранившихся до настоящего времени увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Интерьеры павильона - собирательный образ голландского жилища, воссозданный художественными средствами на основе документов XVIII века. В экспозицию входят служебные и подсобные помещения первого этажа: нижние сени и кухня; на втором этаже - парадные Зал и Дессертная.»

2. Кухня«Кухня - центр жизни голландского дома. Основная роль в интерьере отводится предметам из фарфора и фаянса западноевропейского и восточного производства XVII-XVIII вв. Предметы мебели - дубовые шкафы, столы, стулья - относятся к первой половине XVIII в.»

3. Кухня«Оформление интерьера живописно дополняют фигуры-обманки "Женщина с ребёнком" и "Девочка с яблоками" - образцы фигурного стаффажа XVIII в.»

4. Парадный зал

5. Голландское надкаминное зеркало с изображением прибрежного пейзажа с кораблями и фарфор

6.

7. Немецкий каминный экран

8. Бочонок с фигурой юного вакха

9.

10. Изразцовые плитки стен второго этажа«Самостоятельным разделом экспозиции является коллекция голландскх изразцовых плиток в облицовке стен четырех интерьеров, из которых почти половину состаляют изразцы первоначального убранства павильона первой половины XVIII в.»

11.

12. Русский шкаф-витрина с росписью золотом по черному лаку

13.

14.

В голландском домике нам очень понравилось. Там гораздо больше экспонатов, чем у меня на фото. Много интересных картин. Посмотреть экспонаты можно в на фотографиях к аудиогиду «Музей-усадьба "Кусково". Голландский домик»

15. Швейцарский домик (закрыт для посетителей, в нем располагается дирекция музея)«Построен в 1870-е годы архитектором Н. Л. Бенуа, спустя век после строительсва Голландского домика. Сейчас здесь размещается Дирекция музея. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев.»

16. Эрмитаж (открыт для посетителей, но мы в нем не побывали из-за очереди, которую не хотелось стоять)от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество«Двухэтажный Эрмитаж сооружён в мавританском стиле в в 1765-1767 годах под наблюдением К. Бланка и Ф.Аргунова. Автор проекта неизвестен. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда. Раньше, вокруг здания стояли статуи нагих богинь. Постройка предназначалась для бесед и собраний в интимной обстановке без прислуги, а иногда служила местом уединения графа. Заранее заготовленные кушанья для этих мероприятий подавались на второй этаж через специальный механический подъёмник.»

17. Вольер для птиц (сейчас в нем содержатся павлины)«Постройка по форме напоминает большую беседку, окружённую зелёными аллеями. Сейчас нашему взору представлена современная реконструкция.»

18. Итальянский домик (обычно открыт для посетителей, но в этот день "по техническим причинам" был закрыт)«Вместе с Гротом, менажереями и Итальянским прудом воспроизводит атмосферу южной страны. Построен в 1754-1755 годах. Архитекторы Ю. И. Кологривов и крепостной архитектор Ф. С. Аргунов. В нём находились произведения итальянского искусства, здесь можно было увидеть картины Рафаэля, Рембрандта, Корреджо и других мастеров, которые после 1780-х гг. были перевезены в Петербург и Останкино.»

Посмотреть интерьер и экспонаты Итальянского домика можно в на фотографиях к аудиогиду «Музей-усадьба "Кусково". Итальянский домик».

19. Менажереи (сейчас эти павильоны закрыты для посетителей)«Менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках. сейчас перед нами представлена современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф.Аргунова.»«Перед менажереями находится итальянский пруд, в котором и плавали все местные пернатые. Здания расположены в виде полукруга, развернутого на пруд, а с другой стороны упираются в Обводной канал, и птицы могли выбирать место для кормежки и плавания. Ручные птицы охотно брали корм из рук и развлекали публику, оживляя пейзаж. Специальные «лебединщики» были приставлены присматривать за птицами.»

20. Портрет на фоне Итальянского пруда и менажерей

21. Храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого)«С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья. В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в.»

22. Грот и Итальянский пруд (Грот находится на реставрации)«Построен в 1756-1761 годах в стиле «выразительного барокко». Архитектор Ф. С. Аргунов. Скульптор М. И. Зимин. Интерьеры грота оформлял специально приглашённый из Петербурга мастер «гротического дела» художник И. И. Фохт. В отделке грота использованы перламутровые раковины, привезённые с берегов Средиземного моря, цветное стекло, туф и мрамор. Подобного вида постройки являлись чисто южными, и обычно в них было принято устраивать купальню или фонтан, а также «прохлаждаться» в них в жаркие летние дни. Во внутренней отделке грота использовались моллюски, часть которых уже вымерла, секрет крепления раковин к стенам безнадежно утрачен. Перламутр сохранившихся раковин со временем неизбежно разлагается, превращаясь в хрупкий известняк. Также упростилось и внешнее оформление павильона: он лишился всех скульптур на парапете крыши.»(фото с сайта http://kuskovo.ru)

План усадьбы с сайта http://kuskovo.ru

Ссылки:1. http://kuskovo.ru2. http://apograf.ru/kuskovo/3. https://izi.travel/ru/bdfd-muzey-usadba-kuskovo-gollandskiy-domik/ru4. https://izi.travel/ru/2775-muzey-usadba-kuskovo-italyanskiy-domik/ru5. https://izi.travel/ru/767c-tur-po-dvorcovoy-usadbe-kuskovo/ru

jobims.livejournal.com

Кусково - усадьба Шереметевых | Дворец, парк, музей. Москва

Содержание статьи

Усадьба Кусково одна из главных достопримечательностей Москвы. Ее владельцами были графы знаменитого рода Шереметевых. Расположена она на востоке Москвы, и представляет собой не только главный дворец и прилежащие к нему постройки, но и облагороженную и обустроенную парковую территорию, по которой мы отправились гулять в один погожий летний день.

Вопрос «Как провести день в Москве?» с легкостью может поставить в тупик и приезжих туристов и местных жителей, но не потому что в Москве некуда сходить. Наоборот, в столице так много достопримечательностей, что выбрать наидостойнейшие из них получится не сразу. Например для знакомства с Москвой можно выбрать речную прогулку на теплоходе по Москве-реке. Но справедливости ради стоить отметить, что прогулка займет всего несколько часов, а оставшийся день вероятнее всего вы проведете на Кремлевской площади, Тверской и Арбате, но что делать если в вашем распоряжении не один день в Москве, а скажем три или четыре. Вот мы и составили импровизированный рейтинг самых популярных туристических мест Москвы. Рейтинг очень условный и не сформировавшийся даже в мыслях, поэтому здесь он не появится, но появится один из его пунктов. Это усадьба Кусково.

Усадьба Кусково — как добраться

Усадьба Кусково расположена на востоке Москвы в районе Вишняки. Самый простой способ доехать до усадьбы это метро.

  • Метро Рязанский проспект. От метро прямо до остановки «Музей Кусково» ходят автобусы №133 и №208.
  • Метро Выхино. Автобус №620 довезет вас до остановки «Музей Кусково»
  • Метро Новогиреево. От метро на троллейбусе №77, автобусе №64 и множестве маршрутных такси нужно проехать до остановки «улица Юности», откуда придется еще пройти около 600 метров до входа в парк Кусково.

Самый простой вариант это доехать до усадьбы Кусково со станции метро Рязанский проспект, здесь и автобусов больше и ехать недолго. График работы музея Кусково можно уточнить на официальном сайте музея Кусково, но помните, что музей не работает по понедельникам и вторникам.

Усадьба Кусково

Оказавшись на территории парка сразу же чувствуешь себя словно шагнул в прошлое с помощью машины времени. Сразу представляется, как по это самой липовой аллее прогуливаются знатные особы, гуляют дамы с собачками, а кавалеры скачут на конях.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Первый вопрос, возникающий в голове при упоминании Кусково связан с названием. Почему именно Кусково? Все весьма прозаично. Первое упоминание о Кусково уходит корнями в 1623 год, до этого момента у графа Бориса Петровича Шереметева был во владении лишь один небольшой надел, сам граф называл его «кусок», прочие же земли принадлежали Алексею Михайловичу Черкасскому, будущему государственному канцлеру. С ним и породнился граф Шереметев сосватав своего сына за дочь канцлера. После этого Шереметевы стали единоличными хозяевами Кусково, а название сохранилось.

Дворец появились здесь гораздо позже, только к 1774 году. Любопытным фактом может послужить и то, что над всем архитектурным ансамблем усадьбы работали крепостные архитекторы Фёдор Аргунов и Алексей Миронов.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Перед дворцом раскинулся Большой дворцовый пруд, а за прудом видна территория запрудного парка Кусково.усадьба Кусково

Вход во дворец платный, при входе на территорию музея Кусково мы купили комплексный билет в который входит посещение всех павильонов усадьбы и дворца.усадьба Кусково

Экспозиция дворца это интерьеры. Можно долго любоваться и красотой интерьеров и уникальностью постройки и расположения комнат. Комнаты идут одна за одной, двери в них сделаны на одной оси, таким образом выход из предыдущей комнаты является входом в следующую. Сами же комнаты располагаются напротив от окна, таким образом впуская максимальное количество света в помещение.усадьба Кусково

«Большой дом», так называли дворец в XVIII веке, был построен в стиле классицизма. Он являлся увеселительной резиденцией графа Петра Борисовича Шереметева.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Дворец Шереметевых одно из немногих архитектурных наследий, в котором все сохранилось в первозданном виде, вплоть до дощатых полов, каминов и печей.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Прогулка по дворцу выводит нас в большую залу, предназначавшуюся для торжественных церемоний и балов, отсюда симметричные входным выходные двери выводят нас из дворца в парк Кусково.усадьба Кусково

Парк усадьбы Кусково

Симметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи.усадьба Кусково

Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II.усадьба Кусково

По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Осмотр парка мы начали с Голландского домика.усадьба Кусково

Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки.усадьба Кусково

В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора.усадьба Кусково

Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец.усадьба Кусково

В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями.усадьба Кусковоусадьба Кусково

Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Павильон Грот, Усадьба Кусково

Так мы добрались до самого красивого из павильонов. Павильон «Грот» построен в стиле барокко, является единственным павильоном в России, сохранившим свою первоначальную «гротовую» отделку помещения.усадьба Кусковоусадьба Кусково

Внутренние помещения оформлены стеклом и известковым туфом, таким образом создается атмосфера настоящего грота, олицетворяющего сочетание стихий камня им воды. За павильоном «Грот» расположен пруд с рыбками и Менажереи, правда это тоже современная реконструкция.усадьба Кусковоусадьба Кусково

Недалеко от павильона «Грот» итальянский домик.усадьба Кусковоусадьба Кусково

Так мы опять добрались до главного дворца и до сооружений, расположенных поблизости. Таких как кухонный флигель.усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Также рядом с дворцом расположена церковь, но в момент посещения усадьбы она была на реконструкции, поэтому вблизи фотографировать было нечего. На фото она справа от дворца.усадьба Кусково

Прасковья Жемчугова

В здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой.усадьба Кусково

Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой.усадьба Кусково

Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней.

усадьба Кусковоусадьба Кусковоусадьба Кусково

Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы.

turisticum.ru

Наследие старой Москвы. Усадьба Кусково

Ещё достопримечательности МосквыУсадьба Кусково / Аудиогид по ДворцуЛетопись русской усадьбы

Создание усадьбы Кусково связано со сподвижником Петра I графом Б.П. Шереметевым. В начале XVIII века здесь он основал свою загородную резиденцию. В 1750-1760-е гг. В Кусково сформировался уникальный ансамбль с огромным копаным прудом, большим регулярным парком и зверинцем. В 1769-1775 годах, под руководством московского архитектора Карла Ивановича Бланка, старый дом был заменен на новый. По одной из версий, первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору. Но согласно чертежам де Вальи уже после внесли некоторые дополнения.

Ещё Кусково: #2 Интерьеры / #3 Портретная галерея / #4 Летним воскресеньем / #5 Парк и окрест, а также по теме: ЦарицыноВ 1919 году в усадьбе был открыт музей, который с 1932 года стал именоваться как Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.». В 1972 году территория вокруг усадьбы была объявлена музеем-заповедником. В 1976 - 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели. Дворец предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Площадь всей усадьбы составляла 230 гектаров, и принимала иногда (во время самых торжественных приемов) до 30 тысяч гостей. На территории также был театр. Екатерина II, часто посещавшая имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение Прасковьи Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.Особую благодарность при создании аудиогида хочу выразить директору музея Сергею Владимировичу Авдонину, экскурсоводу Гаянэ Аветян за озвучку, заместителю директора по научной работе Сягаевой Людмиле Венадьевне и заведующей рекламно-просветительным отделом Яхненко Елене Васильевне. В ближайшее время будет готов тур по самой усадьбе, а сейчас приготовьтесь погулять по залам Дворца и послушать звук напольных английских часов XVIII в. с музыкальной репетицией. Полностью аудиогид "Тур по усадьбе Кусково." можно посмотреть и послушать в интернете с компьютера, щелкнув сюда...

Владельцы усадьбы: На протяжение 400 лет, с самого основания, усадьбой владели Шереметевы. Сохранность усадьбы: На территории бывшей усадьбы расположен музей. Архитекторы усадьбы: Ф.С. Аргунов, А.Ф. Миронов, Ю.И. Кологривов, Шарль де Вальи. Адрес: г. Москва, улица Юности, д.2. Режим работы и стоимость входа: с 10.00 до 18.00. Понедельник и вторник, последняя среда месяца - санитарный день. Дата фотографий: 31 августа и 1 сентября, 2015 год.

2.Дворец, композиционный центр ансамбля «Кусково», был построен в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К. Бланка в стиле раннего классицизма.

Назначение Дворца – не для жилья, а только для приема гостей, - отразилось в его оформлении. Это своеобразный театр, который должен поражать и восхищать зрителей, а программа приемов гостей чередоваться от парадных шествий, знакомства с уникальными произведениями до праздничных обедов, танцев, музыкальных концертов и игр. Название и убранство залов не повторяются, однако вместе они образуют единую композицию, где различные виды искусств, каждое отдельное произведение или декоративная деталь подчинены общей художественной идее. Объединенные в целостный художественный ансамбль, они создают уникальный образец русского усадебного интерьера XVIII века.

3.План кусковского дворца.4.Художественная отделка Парадных сеней выдержана в характере строгой торжественности. Стены и пилястры расписаны «под мрамор». В летний сезон во всех комнатах лежат ковры, зато открыты все комнаты дворца.5.Фото 1977 года. "Кусково. Дворец. Вестибюль". Источник: pastvu.com6.Декоративные алебастровые вазы украшены гирляндами из овощей и фруктов, выполненными немецким скульптором-декоратором Иоганном Юстом в технике «тесненной бумаги», имитирующей старинную бронзу.7.На гербе девиз Шереметевых – «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет все»).8.Мраморный канделябр в виде фигуры девушки, поддерживающий "рога изобилия".9.Карточная – небольшая проходная комната между парадными гостиными и танцевальным залом Дворца – использовалась для игры в карты.10.Убранство Карточной составляют портреты русских и западноевропейских монархов и государственных деятелей XVIII века.11.Десюдепорт в карточной.12.Бильярдная.

В Россию бильярд привозит Петр I из Голландии. Ко второй половине XVIII в. бильярдные гостиные в русских дворцах получают широкое распространение.

13.В архитектурное убранство Бильярдной включены изразцовая расписная печь и камин.14.Столовая завершает восточную часть южной анфилады Дворца.15.Живописный аллегорический плафон «Юнона» выполнен Карлом Легреном в середине XVIII века в стиле барокко.16.Парадный стол. Вторая половина XVIII в.17.Тарелка-обманка.18.К Столовой примыкает Буфетная, служившая для хранения посуды и столовых приборов.19.Буфет-горка (мастер И. Юст, 1770-е годы), образцы фарфора (Россия, Западная Европа, XVIII в.).20.Прихожая гостиная, как и Карточная, является проходной и в Танцевальный зал, и в Шпалерную гостиную.

В отопительной системе Дворца традиционные для России изразцовые печи с редким расписным декором сочетаются с мраморными каминами, мода на которые приходит в русский интерьер из Западной Европы.

21.Тканый портрет императрицы Екатерины II, выполненный в 1766 г.22.Вазы (Япония, Китай XVIII в.).23.Центр стены в Шпалерной гостиной выделен мраморным камином с зеркалом и резным золоченым экраном, по сторонам которого установлены мраморные бюсты владельцев усадьбы – графов Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.24.Фото 1947 года. "Шпалерная гостиная". Источник: pastvu.com.25.Шпалеры-вердюры с вытканными пейзажами не только выполняют роль «декораций», но и органично сочетаются с видами парка и пруда, открывающимися из окон гостиной.26.Фото 1947 года. "Кусково". Источник: pastvu.com.27.Десюдепорт в Шпалерной.28.Парадные портреты в Малиновой гостиной. Великий князь Павел Петрович (Д. Левицкий), Екатерина II (неизвестный художник II половины XVIII в.), великая княгиня Мария Федоровна (Д. Левицкий).29.Наборный звездчатый паркет в Малиновой (или Наугольной) гостиной.30.По сторонам завершающего анфиладу зеркала установлены мраморные бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги, графини Анны Петровны, работы академика Ф.Шубина.31.Фото 1947 года. "Кусково. Малиновая гостиная". Источник: pastvu.com.32.Пышная резьба консоли под центральным зеркалом.

Сюрпризом для гостей являлось звучание заводного механического «органчика», футляр которого - редкий образец резьбы по дереву 1780-90 годов известной московской мастерской Павла Споля. Он воспроизводил модные концерты, танцы и увертюры к операм, которые ставились крепостными актерами знаменитого Кусковского театра, в частности, увертюра из чрезвычайно популярной оперы Монсиньи «Дезертир», шедшей также на сцене шереметевского театра.

33.Органчик.34.Механизм органчика состоит из трубок и валиков, с помощью которых воспроизводились музыкальные произведения.35.Парадная спальня.

Мода на Парадные спальни приходит в Россию из Европы в XVIII в. и получает широкое распространение в русских дворцах.

36.Основу композиции спальни графа Шереметева составляет стена с нишей-альковом, в которой расположена белая резная золоченая кровать со сложным балдахином.37.Настенные французские часы (мастерская Шарля Буля, первая половина XVIII века).38.Живописное убранство Кабинета-конторки (на заглавной фотографии) составляют натюрморты-«обманки» - редчайшие образцы этого жанра в русском искусстве 30-х годов XVIII века.39.Кабинет-конторка.40.Кресло со спинкой «на угол» (Россия, первая четверть XVIII в.) - яркий образец мебели петровского времени.41.Мраморная скульптура русской работы XVIII в.42.Стол для нот и гравюр с изображением панорамы кусковского парка работы мастера Н. Васильева.43.Диванная комната.44.Библиотека. Стены украшены резьбой по дереву, цветным туфом, а ниши – гирляндами из ракушек и росписью.45.Золоченое кресло в Библиотеке.46.Портрет калмычки Анны Николаевны во Вседневной опочивальне.47.Вседневная опочивальня использовалась для отдыха в течение дня.48.Камин декорирован французскими мраморными вставками с росписью «в помпеянском стиле», получившем широкое распространение во второй половине XVIII века благодаря раскопкам античных городов Геркуланума и Помпеи.49.Напольные английские часы XVIII в. с музыкальной репетицией. Звук часов можно послушать в аудиогиде здесь.50.Картинная. Самое раннее произведение - работа итальянского мастера середины XVI в. М.Тозини «Мадонна с младенцем».51.В Картинной размещены произведения живописи различных западноевропейских школ XVI-XVIII веков.52.Паркет, набранный «перетекающими кругами» в Танцевальном зале.53.Танцевальный зал или Зеркальная галерея – самый большой и торжественный зал Дворца.54.Фото 1977 года. "Кусково. Дворец. Танцевальный зал". Источник: pastvu.com.55.Фото 1947 года. "Кусково. Дворец. Танцевальный зал". Источник: pastvu.com.56.Фото 1977 года. "Кусково. Танцевальный зал". Источник: pastvu.com.57.На огромном полотне площадью более 100 кв.м. прославляется род Шереметевых – носителя всевозможных добродетелей и покровителей искусства.58.Фото 1968 года. "Кусково. В музее". Источник: pastvu.com._______

Ссылки:- КУСКОВО. К 90-летию музея-усадьбы [Науч. ред. Л. В. Сягаева ; ред. М. М. Богданович] Издательство: Тритона, 2012 год Мягкая обложка, 296 стр.- http://www.kuskovo.su/- http://deadokey.livejournal.com/77066.html- http://apograf.ru/kuskovo/

Спасибо, есть что добавить?

yarodom.livejournal.com

Музей-усадьба Кусково в Москве - история, фото, описание, экспозиции, время работы, цены на билеты 2018, карта

Усадьба Кусково в Москве является великолепным образцом зодчества и ландшафтного дизайна 18 века. Архитектурно-парковый ансамбль состоит из нескольких частей, представляющих разные европейские стили (английский, французский, итальянский, голландский). Центром композиции выступает дворец графов Шереметьевых. В нем сбереглась старинная обстановка – мебель, предметы декора, художественные произведения. На территории имения функционируют 2 музея, привлекающие многочисленных посетителей.

История усадьбы

Род Шереметьевых издревле владел территорией, на которой располагается Кусково. В летописных документах название резиденции упоминается еще в 16 веке. По записям, датируемым 20 гг.17 в. в Кусково находилось боярское поместье, окруженное жилищами крепостных крестьян. Среди строений имелась также деревянная церковь. Название поселения произошло от слова «кусок», поскольку участок принадлежавший Шереметьевым со всех сторон окружали земли Черкасских. Дочь А.М.Черкасского вышла замуж за Петра Борисовича Шереметьева. В качестве приданного ей достались земли вокруг Кусково. Таким образом, усадьба стала центром обширного поместья.

Музей-усадьба Кусково в Москве

В середине 18 столетия (1750-70гг.) П.Шереметьев задумал перестроить свою резиденцию и придать ей черты стиля, получившего название «елизаветинское барокко». С этой целью планировалось видоизменить внешний облик дворца, разбить парк, создать искусственные водоемы, украсить территорию различными архитектурными формами и произведениями искусства. Для создания проекта реконструкции Кусково были привлечены крепостные мастера-зодчие Алексей Миронов и Федор Аргунов. Под их руководством был обустроено здание дворца (1774 г.). Особенностью его планировки стало одноосевое расположение помещений. Все помещения тянулись одно за другим, вдоль единой линии.

По замыслу владельца, Кусково должно было исполнять роль загородного комплекса, предназначенного для приема и увеселения гостей. С этой целью создавались места отдыха (беседки, павильоны, гроты) и всевозможные аттракции:

  • Зверинец
  • Оранжерея
  • Кунсткамера
  • Прудовая флотилия

Одновременно резиденция могла принять св.30 тыс.человек.

Последним собственником Кусково стал С.Д. Шереметьев. Сразу после революции 1917 г. поместье было национализировано советским правительством и с 1919 г. обрело статус музея. В конце 30-х гг. на его территории разместилась коллекция керамики. С тех пор оба музея сосуществуют вместе. В начале 60-х гг. район поселка Вешняки, к которому территориально относится усадьба Кусково, оказался в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль

Композиционно пространство имения делилось на 3 части:

  1. Дворец в окружение французского парка
  2. Зверинец с искусственными прудами
  3. Английский парк

Здание дворца, иначе именуемого Большим Домом, было сооружено по проекту архитектора К.Бланка, признанного мастера барочного стиля. В первозданном виде дом строился из дерева, которое сверху покрывалось слоем штукатурки бледно-розового оттенка. Фасад был оформлен колоннами. Поверх них красовалась родовая эмблема графов Шереметьевых. Портики по бокам украшала резьба, в виде всевозможных воинских принадлежностей. Армейский декор должен был напоминать про фельдмаршальский чин Бориса Петровича Шереметьева.Музей-усадьба Кусково в Москве

Дом имел 2 этажа, выполняющих собственные функции:

  • В цоколе находились подсобные помещения, винные погреба, кладовые;
  • На верхнем этаже располагались комнаты для гостей, залы для приемов и балов.

От остальной части поместья дворец отделяет Большой пруд. На Запрудной территории воздвигались разного рода небольшие сооружения. Они предназначались для увеселения приезжих. В число построек входили:

  • Оранжереи – Большая каменная и Американская
  • Птичий вольер
  • Зверинец
  • Воздушный театр

Для обслуживания нужд хозяев и гостей предназначалась кухня во флигеле, сарай для карет, сушилка. Кроме того, отдельное здание занимал управляющий. В усадьбе имелась собственная церковь, оборудованная колокольней. Особую группу образуют строения, расположенные в парковой зоне. Каждое из них представляло определенное направление в архитектуре. Помещения использовались для приема гостей.

Большой дом

Музей-усадьба Кусково в Москве

Летний дворец был построен согласно основным требованиям классического стиля. Для него характерен торжественный декор помещений, использование в качестве украшений многочисленных произведений искусства (картины, скульптуры). Комфортабельность условий (дощатые полы, камины, осветительные приборы) сочетаются с элементами декораций (лепнина, резьба, роспись).

Над созданием Большого дома трудились мастера разных специальностей — скульпторы, художники, резчики. Ими руководил талантливый архитектор Карл Иванович Бланк, представитель московской зодческой школы. Благодаря стараниям музейных работников, интерьеры Шереметьевского дворца в Кусково удалось сохранить в первозданном виде. В конце 70-начале 80-х годов была осуществлена их масштабная реставрация. Посетители имеют уникальную возможность прикоснуться к творениям мастеров 18 века.

Итальянский домик

Музей-усадьба Кусково в Москве

Прекрасным образцом южноевропейской архитектуры является павильон под названием Итальянский домик. Он был воздвигнут в 50-е годы 18 века. Непосредственным куратором строительства выступал прославленный дипломат и знаток западного искусства Юрий Иванович Кологривов. Он долгие годы провел разъезжая по странам Европы в поисках раритетных вещей. Прошел обучение навыкам архитектора в Риме.

Разработанный Кологривовым проект Итальянского домика предусматривал обустройство 2 этажей:

  • 1 этаж предназначался для размещения коллекционных экспонатов (античная скульптура, модели храмов в Вифлееме и Иерусалиме, мраморная мозаика, картины из бисера и т.п.)
  • 2 этаж был оборудован для проведения массовых приемов

Голландский домик

Музей-усадьба Кусково в Москве

В отличие от пышности Итальянского павильона, Голландский домик демонстрирует простоту и скромность. Его убранство повторяет традиционный облик жилищ голландцев 17 века. Основным декоративным элементом служит керамическая плитка, которой облицовывали помещения. Для оформления здания было использовано свыше 10 тыс. изразцов, изготовленных в Делфте и Роттердаме.

Украшение интерьера состоит из богатой коллекции фарфоровых изделий: статуэток, посуды, ваз, тюльпанниц. Кроме того, в павильоне находится единственное в России собрание фигурок-обманок. Перед домом был воссоздан уголок Голландии с огородом, садом, беседками. Здание было построено в 1749 г и сохранилось до наших дней без изменений.

Павильон «Грот»

Музей-усадьба Кусково в Москве

Обустройство Грота на территории поместья было поручено немецкому мастеру Иоганну Фохту. Процесс занял более 10 лет (1761 – 1775). Искусственное сооружение должно было максимально точно воспроизводить внутреннюю обстановку настоящего грота. С этой целью были задействованы природные материалы: туф разных оттенков (розовый, желтый, белый), раковины.

Атмосфера подводного царства имитируется с помощью искусно выполненных изображений рыб, моллюсков, морских обитателей. Внутри грот делится на 3 части:

  • Северный кабинет
  • Южный кабинет
  • Центральный зал

Настоящая «изюминка» павильона – куклы из глины и дерева, украшенные раковинами. Они были приобретены графом Шереметьевым в Европе в конце 18 века и представляют подлинные раритеты. Чтобы подчеркнуть связь Грота с водной стихией возле него был обустроен пруд с рыбками.

Павильон Эрмитаж

Музей-усадьба Кусково в Москве

Для уединения и раздумий был создан павильон Эрмитаж. В нем гости могли проводить встречи тет-а-тет. Однако граф сделал свой Эрмитаж доступным лишь для ограниченного круга близких людей. Небольшое здание имело 2 этажа. Внизу размещалась прислуга, готовились кушанья. Было оборудовано специальное устройство для подъема еды.

Оформление усадебных парков

Парк усадьбы Кусково, Москва

Парковая зона Кусково разбита на несколько частей. Они отражают основные черты, присущие ландшафтному дизайну Франции и Англии. Единственный в России сохранившийся без изменений Французский парк существует уже более 200 лет. Его украшают многочисленные скульптурные композиции. Повсюду разбиты цветники. Редкие декоративные растения были собраны в оранжереях.

В пейзаж органично вписываются разбросанные по территории павильончики – Голландский и Итальянский дом, Эрмитаж, Грот. Английский Гай во многом похож на естественный пейзаж, который дополняют живописные мостики и павильоны. Здесь расположен Дом Уединения, где проживала графская семья. Также был обустроен зверинец с дикими животными и птичий вольер.

Усадьба в наши дни

Музей-усадьба Кусково в Москве

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

Время работы и стоимость билетов

Музей-усадьба Кусково в Москве

Осмотреть усадьбу можно со среды по воскресенье. В понедельник и вторник музей закрыт. Кроме того, ежемесячно в последнюю среду проводится санитарный день. Музей керамики открыт для посещений с мая по сентябрь. Павильон Грот в настоящее время находится на реставрации.

Точный график работы представлен на официальном сайте Усадьбы Кусково.

Объект

Время для посещений

Дворец, Итальянский домик, Голландский домик 10- 16 ч.
Эрмитаж, Американская оранжерея, Большая каменная оранжерея 10- 18 ч.
Парковая зона 10- 18 ч.

Стоимость входных билетов на разные объекты отличается. Действуют льготные тарифы для пенсионеров и школьников. Для студентов стационара — бесплатно.

Объект для осмотра

Взрослые

Пенсионеры и школьники

Дворец 250 100
Голландский домик 100 50
Итальянский домик 100 50
Эрмитаж 150 50
Большая каменная оранжерея 150 100
Американская оранжерея 150 100
Вход в парк 50 50

Где находится усадьба и как добраться

Адрес усадьбы — Москва, ул. Юности д. 2.

Существует несколько способов проезда.

На метро:

  • до ст. «Рязанский проспект» и далее автобусами No133, 208
  • до ст. «Новогиреево», а затем либо автобусом No64, либо троллейбусом No77, либо маршрутным такси до ост. «улица Юности». Оттуда пешком к входу в парк (примерно 600м)
  • до ст. «Выхино» с пересадкой на автобус No620 до ост. «Музей Кусково»

Музей-усадьба Кусково в Москве на карте

gurumustsee.ru

Кусково, усадьба Шереметьевых: история, фото

Российская столица – город с богатейшим культурно-историческим наследием. В Москве, несмотря на жизненные перипетии, сохранилось множество уникальных уголков. Русские усадьбы, возводимые титулованными семействами, позволяют ценителям истории окунуться вглубь минувших эпох.

Подмосковная усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом "европейской жемчужины", преобразована в музей. Она признана уникальным архитектурным памятником, великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Кусково усадьба Шереметьевых

Расположение Кусково

Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на востоке Москвы, захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное А. А. Пушкиным боярину В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

Зарождение поместья

История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом – представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира.

С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями.

Усадьба графа Шереметьева Кусково

Расцвет имения

Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния.

Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера.

Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом.

Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково

Воздушный театр – главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава – местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами.

Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Усадьба графа Шереметьева

Закат дворянской резиденции

Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками.

Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей.

Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль

Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов.

В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов.

Подмосковным Версалем называют Кусково. Усадьба Шереметьевых, фото которой демонстрирует, как она прекрасна, по праву заслуживает столь высокого звания. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Усадьба Шереметьевых

Шереметьевский дворец

Великолепный дворец – композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами.

В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

История усадьбы Шереметьевых в Кусково

Гостевые домики

Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки – деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным "деревянным кружевом", первый этаж расписан "под кирпич". Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном.

Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Голландским домиком. Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная.

В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали "малые" приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка.

Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и декоративной живописью. Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Кусково усадьба Шереметьевых фото

Павильоны

В павильоне "Эрмитаж" отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко.

Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гуляния.

fb.ru

Усадьба «Кусково» « Апограф. Мир вокруг нас, интересные коллекции, рестораны и кафе

Для Шереметевых это была загородная резиденция, где они устраивали пышные праздники. И сейчас это одно из любимых мест москвичей. Речь идёт об усадьбе Кусково.

История Усадьбы Кусково

Самые яркие страницы истории усадьбы относятся ко временам владения этими территориями родом Шереметевых. Началось это в XVI веке, когда имение Пушкина А.А. перешло во владение Шереметева Василия Андреевича. По историческим данным, в 1623—1624 годах здесь находились только деревянная церковь, боярский двор и дворы крепостных людей. Обустройство и привычные нам размеры усадьба стала приобретать только в XVIII веке, когда сменилось несколько поколений этого влиятельного рода. Произошло это при графе Петре Борисовиче, сыне Шереметева Бориса Петровича – сподвижника Петра I, видного общественного деятеля и дипломата. Петр Борисович существенно приумножил свои владения, женившись на единственной наследнице князя Алексея Михайловича Черкасского — камер-фрейлине Высочайшего двора Варваре Алексеевне. В приданное он получил прилегающее село Вешняково. В том числе и близость к Москве,  послужило началом для создания роскошной загородной резиденции, предназначенной для пышных приемов, гуляний, парадов, музыкальных представлений, катаний на лодках, необычных развлечений и изысканных игр.

img_1715

Дворец, Церковь с Колокольней

Расцвет усадьбы Кусково приходится на вторую половину XVIII века. На этот момент архитектурный ансамбль центральной части парка был окончательно сложившимся. Восхитительный Дворец, созданный знаменитым московским архитектором Карлом Бланком был окружён многочисленными павильонами. Графская семья основную часть времени проводила в Доме Уединения. Для гостей были предоставлены знаменитый крепостной Театр графа Шереметева, музеи, библиотека, прекрасные аллеи со скульптурами. Была создана система живописных прудов с каскадами, построен лабиринт и множество сооружений, среди которых была «Китайская башня», просеки-перспективы, входящие в трехлучевую композицию XVIII в., как в Нанкине. Главная роль в создании усадебного комплекса принадлежит архитекторам Ю.А. Кологривову (1750-е), Ф.С. Аргунову (1755-1765), К.И. Бланку (1765-1780). Площадь всей усадьбы составляла 230 гектаров, и принимала иногда (во время самых торжественных приёмов) до 30 тысяч гостей.

img_1652

Партер со статуями и обелисками

Также были возведены служебные и хозяйственные здания для обслуживающего персонала: Конюшенный и Псарный дворы, Менажерея для разведения водоплавающих птиц, Американская теплица для выращивания экзотических растений, кухни. Весь архитектурный комплекс был создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. На тот момент, усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». На сегодняшний день лучше всего сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части. (При входе в парк есть схема усадебного комплекса, где указан список всех построек, которые здесь были. Напротив многих построек есть примечание «Не сохранилось»).

img_1534

Грот и Итальянский домик

Но в конце 18 века усадьба Кусково перестаёт быть популярным светским местом. Происходит это во времена графа Шереметева Николая Петровича, который известен тем, что женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. После начала их брачного союза, усадьба закрывается для общего посещения, а при сыне от этого брака, Дмитрии Шереметеве, и вовсе используется как дача, хотя и бережно поддерживается в идеальном состоянии. Роду Шереметевых усадьба Кусково принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России. С ростом Москвы, в 1960 году Кусково вошло в состав столицы.

img_6721

Голландский домик

 

Достопримечательности Кусково

img_1714Дворец — построен в 1769-1775 годах вскоре после восшествия на престол Екатерины II на месте прежнего двухэтажного здания 1740-х годов. Усадьбой на тот момент владел Пётр Борисович Шереметев. Предназначался дворец для парадных приемов. Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу Бланку. Но согласно чертежам де Вальи уже после внесли некоторые дополнения. Пологие пандусы дворца украшены фигурами сфинксов скульптора И. Юста. Эти дорожки предназначались для того, чтобы кареты со знатными гостями могли подъезжать к самому входу во дворец. Над входом в треугольном фронтоне — фамильный вензель Шереметевых. На протяжении полутора столетий здесь устраивались торжественные приемы и обеды для императорских особ и сановного дворянства. Традиционные для XVIII века анфилады залов включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую, Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку. Отражения в огромных зеркалах приводили гостя к главному залу — Белому Танцевальному. Одна его сторона обращена в сад, другая — полностью зеркальная. Сегодня внутреннее убранство дворца украшают живописные плафоны, наборные паркеты, мебельные ансамбли, обитые шелком стены, мраморные камины и цветные кафельные печи. Летом здесь регулярно звучит вокальная и инструментальная музыка XVIII-XIX вв. В 1932 году из Москвы в Кусково был переведён Государственный музей керамики. Ныне его экспозиция располагается в здании дворца. Во дворце также можно увидеть западноевропейские гравюры XVIII в., собрание натюрмортов 30-40 гг. XVIII века, экспозиции из истории керамики.img_1538Храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого) — С постройки этого храма в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья. В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в. В 1812 году французы ограбили дом и церковь. После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 году.

Кухонный флигель (также — «Розовый флигель») — 1754-1755 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов. Во избежание пожара — кухня выносилась при строительстве комлекса в отдельное здание. Расположено оно между Дворцом и Храмом. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.

Каретный сарай и сушилка — название постройки говорит само за себя. Сейчас подобные здания называют гаражами. Возведение относится ко второй половине XIX века.

img_1553Грот — построен в 1756-1761 годах в стиле «выразительного барокко». Архитектор Ф. С. Аргунов. Скульптор М. И. Зимин. Интерьеры грота оформлял специально приглашённый из Петербурга мастер «гротического дела» художник И. И. Фохт. В отделке грота использованы перламутровые раковины, привезённые с берегов Средиземного моря, цветное стекло, туф и мрамор. Подобного вида постройки являлись чисто южными, и обычно в них было принято устраивать купальню или фонтан, а также «прохлаждаться» в них в жаркие летние дни. Во внутренней отделке грота использовались моллюски, часть которых уже вымерла, секрет крепления раковин к стенам безнадежно утрачен. Перламутр сохранившихся раковин со временем неизбежно разлагается, превращаясь в хрупкий известняк. Также упростилось и внешнее оформление павильона: он лишился всех скульптур на парапете крыши.

img_1549Менажереи  — сейчас перед нами представлена современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф.Аргунова. Менажереи — нечто вроде зоопарка для птиц. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

img_1551Итальянский домик — построен в 1754-1755 годах. Архитекторы Ю. И. Кологривов и крепостной архитектор Ф. С. Аргунов. В нём находились произведения итальянского искусства, здесь можно было увидеть картины Рафаэля, Рембрандта, Корреджо и других мастеров, которые после 1780-х гг. были перевезены в Петербург и Останкино. Из убранства домика кроме дубовых панелей с золоченой резьбой ничего не сохранилось. Вместе с Гротом, менажереями и Итальянским прудом воспроизводит атмосферу южной страны.

Вольер для птиц — здесь содержались певчие птицы, сейчас же пустует. Постройка по форме напоминает большую беседку, окружённую зелёными аллеями. Сейчас нашему взору представлена современная реконструкция.

img_1589«Большая каменная» оранжерея — построена в 1761-1762 годах. Архитектор Ф. С. Аргунов, мастер Д. Антонов. Здесь разводили лимонные, апельсиновые, лавровые, кофейные и чайные деревья, а также множество редких растений. Выращивались здесь и самые экзотические фрукты — Пётр Шереметев любил блеснуть и послать, например, в декабре корзину персиков из своих оранжерей для императрицы. В 1780 году во время визита императрицы Екатерины II здесь был устроен «цветочный бал». В память об этом визите напротив Оранжереи возвышается колонна со статуей Миневры, покровительницы ремёсел и искусств.

img_1591Американская оранжерея — Современная реконструкция, которую осуществили на месте частично сохранившейся постройки. Первоначальное здание было построено в 1750-х годах, и было одним из первых зданий в Кусково. Предназначена была постройка исключительно для хозяйственных нужд. Пять секций здания, расположенные на каменном фундаменте, имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Оптимального использования солнечного света добивались различным наклоном крыш, а также «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад, что позволяло подобрать наиболее благоприятный режим для выращивания теплолюбивых растений. Для усиления теплового эффекта галереи были застеклены дешевым зеленоватым стеклом. Имя архитектора осталось неизвестным, ведь ценность этого здания была обусловлена лишь выращиваемыми здесь экзотическими и декоративными растениями.

Домик управляющего — построен в 1810 году. Предназначение данной постройки говорит само за себя.

img_1598Эрмитаж — Двухэтажный Эрмитаж сооружён в мавританском стиле в в 1765-1767 годах под наблюдением К. Бланка и Ф.Аргунова. Автор проекта неизвестен. Его крышу украшает статуя виночерпия греческих богов Ганимеда. Раньше, вокруг здания стояли статуи нагих богинь. Постройка предназначалась для бесед и собраний в интимной обстановке без прислуги, а иногда служила местом уединения графа. Заранее заготовленные кушанья для этих мероприятий подавались на второй этаж через специальный механический подъёмник. Внутреннее убранство павильона не сохранилось, за исключением четырех живописных плафонов в боковых кабинетах-фонариках.

img_1606Голландский домик — построен в 1749 году. Был устроен Петром Борисовичем Шереметевым в память своего отца Бориса Петровича Шереметева, посетившего в 1697 году Голландию в составе Великого посольства Петра I. Домик служил галереей для картин фламандских художников. Имел при себе садик с десятками сортов тюльпанов. Летом перед Голландским домиком раскидывались китайская и персидская палатки, где гостей обслуживали крепостные, наряженные китайцами и персами. Сейчас внутри Голландского домика можно увидеть комнаты с голландскими интерьерами.

img_6721Голландский пруд — находится перед Голландским домиком, дополняя собой общую картину европейского уголка. В XVIII веке на берегах пруда, по обе стороны от домика, стояли две деревянные беседки: Столбовая или Дорическая галерея и Пагоденбург (Китайская беседка), которые до наших дней не сохранились. Между Голландским и Большим Дворцовым прудом перекинут подъёмный мост.

img_1639Швейцарский домик — построен в 1870-е годы архитектором Н. Л. Бенуа, спустя век после строительсва Голландского домика. Сейчас здесь размещается Дирекция музея. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев.

img_1680Пруд перед дворцом (Большой пруд) — Живописный пруд, на берегу которого находится дворец, был вырыт в 1751-1755 годах. Кроме него на территории усадьбы было устроено 17 прудов, позволявших осушить болотистую местность. У графа была своя увеселительная флотилия, состоявшая из золотой шестипушечной яхты для фейерверков, китайских судов, итальянских гондол и турецких челноков. На острове устраивались пикники. Вдоль берегов пруда располагались места уединения — романтические руины и рыбачьи хижины. В пруду в большом количестве водились караси, и дворовые Шереметевых бесплатно выдавали гуляющим удилища, чтобы те не тащили удочки из Москвы.

Воздушный театр — построен в 1763 году. Лужайка для представлений, декорациями для которых служили деревья и боскеты — зеленая стена.

Садовые партеры со статуями и обелисками — украшены мраморными статуями XVIII века (московский скульптор Й. Юст и др.). Часть статуй привезена из Италии. Основной партер занимает центральное положение в парке, будучи ограничен с юга Дворцом, с севера – оранжереями, а с боков – стенами боскетов.

Обводной канал — служил для обозначения границ регулярного парка. Местами через канал возможно перейти с помощью мостиков.

 

Материалы взяты с сайтов:

www.openmoscow.ruwww.galina-lukas.ruwww.greeninfo.ru

« Плёс Ресторан «7 узлов» »

Понравилось!? Поделись!

Похожие записи

Комментарии к записи

Вам нужно войти что бы оставлять комментарии.

apograf.ru

Усадьба Кусково. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». С наибольшей полнотой сохранился архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — Шереметевых.

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года.

Изначально в данном районе Шереметевым принадлежал всего один небольшой участок, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. А все земли в округе принадлежали будущему государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака сына Бориса Петровича, графа Петра Борисовича, с единственной дочерью князя Алексея Михайловича — Варенькой, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель.

Грот в Кусковеpinterest button Грот в Кускове неизвестен, Public Domain

В 1750—1770-х годах по заказу Петра Шереметева в Кусково была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в.

В 1774 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года объединена с музеем керамики, единственным в России. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки располагавшейся в посёлке Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково — в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Большой дом (1769—1775)

Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.

Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен. Есть предположения, что его спроектировал Карл Бланк; прежде называлось даже имя французского академика Девальи.

pinterest button Дворец Scherbakovag, Public Domain

Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины  XVIII в.

Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной; боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами. 

У входа в Большой дом усадьбыpinterest button У входа в Большой дом усадьбы N, CC BY-SA 3.0

Итальянский домик (1755)

Памятник архитектуры (федеральный), объект культурного наследия РФ № 7710966005Был выстроен под руководством Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Голландский домик (1749)

Голландский домик — находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Несмотря на то, что домик представляет собой имитацию голландского жилища, он использовался хозяевами по прямому назначению. Беседки и сад с огородом расположенные вокруг павильона были призваны создавать иллюзию улицы находящийся на берегу канала. Похожий домик есть в другой подмосковной усадьбе, Вороново.

Голландский домикpinterest button Голландский домик Ipsoper, Public Domain

Павильон «Грот» (1755—1761/75)

Одно из самых интересных сооружений в Кускове — Грот, построенный под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.

Павильон Эрмитаж (1765—1767)

Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, которые хотели бы уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев, На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом — столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.

Прочие постройки

  • Большая каменная оранжерея (1761—1763)
  • Вольер для птиц (современная реконструкция)
  • Менажереи (современная реконструкция)
  • Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792).
  • Кухонный флигель (1756—1757).
  • Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  • Американская оранжерея (современная реконструкция).
  • Швейцарский домик (1870-е).
  • Воздушный театр (1763).
  • Домик управляющего (1810).

moscow.drugiegoroda.ru


ремонт квартиры