Жан нувель интерьеры: пять мыслей о соблазне и о вреде спешки • Интерьер+Дизайн

Содержание

пять мыслей о соблазне и о вреде спешки • Интерьер+Дизайн

Притцкеровский лауреат Жан Нувель (Jean Nouvel, р. 1945) рассказывает о своем отношении к соблазну в архитектуре, о взаимоотношении с водой и светом и о вреде спешки.




Об абстракции в исламской архитектуре Еще когда много лет назад я работал над Институтом Арабского Мира в Париже и только начал изучить арабскую архитектуру, я понял, что она вся основана на геометрии и свете. И теперь всякий раз, когда мне нужно работать над музеями в арабских странах, я использую это знание. Солнечные блики, проходящие сквозь фигурные окна, рисующие узоры на стенах, полу и потолке. Другой важный момент — отношение архитектуры с водой. Вода ее такая же неотъемлемая часть, как и свет. В любом архитектурном сценарии вы всегда увидите его связь с водой. Или вода окружает здание по периметру, или находится в центре (как бассейн), или струится по стенам. Более того, даже свет выступает в каком-то смысле как вода: во многих моих проектах из потоков лучей получается световой дождь.  Это прямая ассоциация с устройством мечетей, там свет проникает подобным образом. Я уверен, сила этой абстракции и утонченность узоров должна быть освоена современными архитекторами. Марокканская плитка и глянцевая мозаика, их цвет и вибрация недооценены в западноевропейской архитектуре. Они могут дать совершенно необходимый толчок к новому развитию.



Национальный музей Катара


О контексте Да, я архитектор контекста. Под ним я понимаю широкий контекст истории и культуры, а не только гегорафическое расположение. Когда строишь в арабских странах, понимаешь, насколько они все разные. А любое значительное здание это прежде всего продолжение истории этой страны. Невозможно представить здание, создававшееся специально для Абу-Даби, которое было бы уместно и в Париже. Это не столько вопрос интеграции в среду, как учат в большинстве архитектурных  вузах, это проникновение вглубь истории. Культура — это то, что соединяет различные цивилизации. Она дает возможность возможность попытку понять друг друга, на уровне эмоций, визуальной экспрессии.  Это помогает миру развиваться и двигаться дальше. Заниматься архитектурой – значить, слушать. Архитектор не может навязывать свои собственные ценности в таких глобальных масштабах. Не может механически перевезти в любую точку планеты свой бэкграунд и заявить: примите его без изменений. Я сначала всегда уточняю, что за место приготовлено для будущей постройки и какие ассоциации и чувства возможно вызовет в будущем. На любое здание нужно смотреть через фильтр того, для кого оно будет построено. Это основа моего подхода к архитектуре.  



Небоскреб Burj Doha



Музей Лувр Абу-Даби


Об отношении к спешке Мне интересно, как в этом быстро меняющемся мире можно сохранить собственную идентичность. Во многих странах слишком быстрыми темпами идет строительство новых архитектурных аттракционов, поскольку туристические потоки все увеличиваются, города хотят срочно обзаводиться новыми привлекательными пространствами. Но вся эта спешка означает, что здания выходят как из инкубатора, как будто они все сделаны в одном месте. Спешка — плохой советчик. Роль архитектора в этой гонке — напомнить всем, что строительство относится к специфической области. Земля — это не просто пустое, голое место, где позволено все. У любого клочка земли есть огромное историческое и географическое наследие, нельзя делать вид, что его нет.



Здание Парижской филармонии


В арабских странах ключевыми являются размышления о пустыне и море. Нужно думать о возвышенном, абстрактном: эти мысли часто возникают при взгляде на пустыню. А в Майями, к примеру, нужно примерно теми же средствами (вода, солнце) передать легкость бытия, некоторую игру, а не мысли о высоком. И в этом случае логичней обратиться к большей прозрачности, добавить метафору роста, зелени. А если посмотреть, каким образом застраиваются Шанхай или Дубаи, вы не увидите никакой идеи, кроме идеи скорости. Скорость всегда ведет к повторению стандартных моделей. 



Стальной стол LessLess для Molteni&C


О соблазне Любопытно, что много веков в архитектуре соблюдался баланс между внутреннем и внешним. Сейчас, я бы сказал, что акцент сместился на внешнее восприятие. На то, как здание выглядит издалека, а не вблизи или изнутри. Поэтому сейчас так много проектов привлекательных внешне. И я в том числе делаю подобное, поскольку если архитектура вас не соблазняет, вы просто не войдете внутрь или не купите апартаменты в резиденции. Поэтому для частных, жилых зданий главное правило — это привлекательность.



Здание фонда современного искусства Fondation Cartier


О разнообразии языка  Нет смысла использовать все время один и тот же архитектурный словарь. Когда я учился в 60-х в Школе изящных искусств (Ecole de Beaux Arts), меня шокировало, как большинство дипломных проектов принималось без понимания, для кого этот проект собственно предназначен. Теперь в каждом новом месте я первым делом себя спрашиваю: почему и здесь и что я могу сделать для людей, которые здесь живут. Мы находимся в постоянном диалоге с жителями. И как правило после нескольких встреч люди действительно видят, что архитектор здесь именно для них, чтобы их жизнь изменилась в лучшую сторону. У всех есть право на хорошую архитектуру, она уже не оккупирована исключительно высшими классами или церковью.  



Интерьер мебельного бутика RBC в Париже, открытого в 2018 году


Когда я начинал учебу, то хотел стать художником в области пластических искусств. Но в итоге так и не стал им, но мне кажется, что архитектор сейчас и выполняет ту же самую функцию, что и художник в прошлые века.



Светильник On Line для Nemo Lighting.






Жан Нувель: проекты архитектора словно скульптуры из металла и стекла

Архитектура

Жан Нувель родился в 1945 году в городке Фюмель на юго-западе Франции. Учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1975 году открыл свое архитектурное бюро и принял участие в нескольких крупных конкурсах. В 1987 году построил здание Института арабского мира в Париже, которое принесло ему мировую известность и главный приз Национальной академии архитектуры. Работает и как дизайнер – среди его проектов мебель для Sawaya & Moroni, Moroso, Molteni & C, упаковки для конфет Nestlé, флакон для духов YSL.

Жан Нувель – великий архитектор, просто огромный. Сто восемьдесят три – ростом, девяносто с лишним – весом. Сам он считает лишними килограммов десять. Не из пижонства носит черный. “Просто не мешало бы похудеть, не розовое же надевать”, – раздраженно говорит он корреспонденту AD. Тем более что все его черное подписано не кем-нибудь, а Ямамото – его приятелем и приятелем его приятеля по черному Вима Вендерса.

Жан Нувель

Gaston Bergeret, Diomedia

Нувель напрасно стесняется, он и в розовом смотрелся бы неплохо. В светлой летней толпе на Венецианской биеннале он выделялся не черным пиджаком с засученными рукавами (единственная уступка тридцатиградусной жаре), а своей привычной звездной повадкой. Звезд на биеннале хватало. Сами собой поворачивались телекамеры в сторону монументальной иранки Захи Хадид. Тучного Холляйна провожали от павильона к павильону, точно Державина перед благословением. Но Жан Нувель был самым звездатым, с самым гордым взглядом и самым львиным шагом – так что никто не удивился “Золотому льву”, который он увез из Венеции, сопровождаемый униженными благодарностями.

Жан Нувель и сам знает это свое свойство привлекать взгляды и не всегда ему радуется. Стоит архитектору пойти потолкаться среди модных фриков в ночном клубе Les Bains Douches, наутро об этом знает весь Париж. Когда ему говорят, что его видели в “душевых”, Нувель идет в наступление – работаешь как вол, поесть некогда. Только ночью в клубе и перехватишь кусок-другой.

40 Mercer, жилой дом на сорок две квартиры – еще одна постройка Нувеля в Нью-Йорке (2007). Назван он просто по адресу – дом № 40 по Мерсер-стрит. Критики очень хвалили здание за то, что в нем “творчески переосмыслен традиционный образ нью-йоркского доходного дома”.

Gaston Bergeret, Diomedia

Никто не может представить себе Жана Нувеля, который жарит ночью яичницу на кухне. В конце концов, он не раз говорил, что главная задача архитектора – передавать свои позитивные эмоции окружающим. Из этого следует, что святая обязанность зодчего – получать как можно больше позитивных эмоций. Вино, еда, сигары, клубы, любимый “порше”, а то что же людям останется?

Свое внимание и время Нувель тщательно дозирует, собеседников выбирает осторожно. О кино – с Вендерсом, о философии – с Бодрийяром (они вместе издали книгу диалогов). Для журналистов он – скала неприступная. На вопросы корреспондента AD у него готовы стандартные ответы. На что потратил первый гонорар? На дело потратил, на обустройство бюро. Почему не только строит дома, но и занимается дизайном, делает мебель например? Зачем ему это – работы не хватает? Хватает, спасибо, но иногда мебель нужна именно для тех зданий, которые он строит. А дома бы у себя поставил что-нибудь из им спроектированного? Да кое-что и стоит, например обеденный стол Less от Unifor. Он предпочитает вещи, которые подходят, а не именные, которые сделал он сам. Да и вообще на вещи вокруг себя не обращает особого внимания. И вообще ему пора к Бодрийяру.

Жилое здание на 11-й улице в нью‑йоркском районе Челси Нувель построил в 2006 году. В нем 72 квартиры и ресторан, общая площадь – 13 400 м2. Соседнее здание построено по проекту Фрэнка Гери – Нувель говорит, что главной его целью было “не ударить в грязь лицом”.

Gaston Bergeret, Diomedia

Напрасно на эпохальной выставке Нувеля в Центре Помпиду я пытался добыть у него удачную цитатку. Архитектор, не улыбаясь, докладывал: “Я работаю над ситуациями частными, специфическими, маргинальными. Эти маленькие точки будут служить существенными знаками времени. Специфическими посланиями нашей эпохи…” С тем же успехом я мог бы задавать вопросы телевизору. Там как раз перед входом на выставку шесть мониторов транслировали важные для архитектора мысли. “О дематериализации и виртуальной реальности… о современности… об изменениях и мутациях…” Телевизионные Жаны Нувели с выражением повторяли одно и то же в пятый, шестой, десятый раз – для тугоумных и тугоухих вроде меня.

Такой архитектурной выставки я вообще никогда не видел. На тысячу сто квадратных метров – ни планов, ни макетов, только компьютерные перспективы и фотографии в темных залах. Простое пространство на шестом этаже Центра Помпиду было похоже на пещеру архитектурного мага, а ее посещение – на религиозное шествие. Филистерам, интересующимся, как в том или ином здании будет решена входная группа, куда смотрят комнаты и как развяжутся уровни, предлагалось пойти куда подальше, в компьютерный зал – и там, мышкой, накопать себе ответов.

Когда я спросил Нувеля, почему так, он только пожал плечами:

– Возможно, в России таких архитектурных выставок еще не делают. Но здесь меня и так знают. Я сказал этой выставкой то, что хотел сказать.

К России у Жана Нувеля пока мало интереса. Когда его приглашали поучаствовать в конкурсе на реконструкцию Мариинского театра, он бегло поинтересовался премиальным фондом и немедленно отказался: мол, завален работой, не до конкурсов. Предложили бы построить что-то определенное – построил бы, а так, что зря ломаться?

Нувеля во Франции считают национальным гением. Во-первых, потому, что он настоящий француз, а не лимитчик. Во-вторых, как и подобает французскому интеллектуалу, он любит французскую философию и то и дело цитирует Башляра, Фуко, Вирильо, участвует в профсоюзном движении и издает книги своих диалогов. К тому же фантастически выглядит: плотный, крепкий, сверкает бритым черепом, как Фантомас, и, кивая внушительным носом, говорит как пишет. У него внешность бондовского злодея. Любой его жест полон значительности, даже мобильник он извлекает из кармана, словно оскаровский конверт, и, глядя поверх голов, говорит что-то очень важное. Наверное, чтобы не забыли купить молока.

Здание Института арабского мира в Париже

Gaston Bergeret, Diomedia

Жан Нувель прославился в 1987 году своим Институтом арабского мира, раскрывавшим и закрывавшим глаза-диафрагмы по мере движения солнца. И сразу получил мировую славу. Главный технический прием – металлические панели на фасаде (отверстия в них в солнечные дни автоматически сужаются, как диафрагма, спасая сотрудников от жары и избытка света) – оказался одновременно невероятно декоративным. Еще бы архитектору не прославиться.

С тех пор Нувеля назвали “медиатическим зодчим” – его здания были рассчитаны не на коллегу-архитектора, а на горожанина-зрителя, которому он готов показать хоть кино. Так он сделал в своем люцернском отеле, где через окна видны приклеенные к потолку (холст и фото) любовные сцены из фильмов – от “Опасных связей” до “Смутного объекта желания”. Его проекты – аттракционы. Нувель заключил в прозрачную клетку Фонд Картье, полуцилиндром увенчал Оперу в Лионе и чуть не упаковал в каменный ящик театр в Токио. Спроектировал почти сотню замечательных зданий, получил все высшие архитектурные награды и теперь с полным основанием может говорить: “Я не бумажный архитектор, я никогда не задумывал проект ради удовольствия от хорошего чертежа”.

Нувель очень любит напоминать, что он – “человек концепта” и что его дипломный проект – напечатанный на бумаге текст без единого рисунка. “Я вам чертить не буду, я вам устно наобещаю”, – говорил о таких мой профессор в Архитектурном институте и очень этого не любил, полагая, что пристрастие к демагогии и внешним эффектам – удел слабых архитекторов.

Но Жан Нувель не таков. Когда, сойдя с картинки, его здания становятся на место, берет свое природа ремесла. Канализационные трубы, фундаменты и несущие конструкции тут же привязывают к земле самые возвышенные образы. “Я предпочитаю кино, которое заставляет забыть о кинокамере, и архитектуру, которая заставляет забыть о строительных технологиях”, – говорит Нувель. Ему легко говорить. Благодаря современной строительной технике он может себе позволить заниматься исключительно образом – трюком.

О назначении Института арабского мира публика знает меньше, чем о его здании. На самом деле цель организации – в расширении культурного обмена между Францией и Лигой арабских государств. Так что рисунок подвижных диафрагм на фасаде не случаен – Нувель изображал свою версию восточного орнамента.

Gaston Bergeret, Diomedia

Между архитектурным методом Нувеля и его коллег огромная разница в самом понятии ремесла. Такая же, как разница в кино между кинопленкой и цифрой, между рукотворными ухищрениями Хичкока и компьютерной мощью Спилберга.

Нувель уверен, что механика дома в любом случае будет решена. Черную работу (которую некоторые ретрограды упорно считают основой архитектуры) за него сделают другие, благо он командует настоящей архитектурной фабрикой. Из его мастерской выходят гигантские скульптуры из металла и стекла, в которых заодно уж можно и ходить.

Но никто не заменит его ни в момент “до”, когда решается, как здание будет выглядеть, ни “после”, когда он объясняет публике, почему это правильно. Его вещи заметны, как и он сам. Он все может объяснить: надо – скажет о прозрачности и невесомости, не надо – частным случаем станут непрозрачность и весомость. И его архитекторы, его инженеры и его инвесторы благодарны ему. Никто лучше Нувеля не может прославить то, что они для него делают.

Текст: Алексей Тарханов

Фото: Gaston Bergeret, Diomedia

ТегиАрхитектураЖан НувельИнтервью

Жан Нувель новости, архитектура и интервью

Результаты поиска:

Уточните параметры поиска:

  • «Тревожно, но великолепно», — говорит комментатор

    .

    В обновлении комментариев на этой неделе читатели препарируют пару наклонных небоскребов в Париже, спроектированных Ателье Жана Нувеля. Подробнее

    Серена Лоуренс |

    |
    Оставить комментарий

  • Ateliers Jean Nouvel завершает строительство пары наклонных небоскребов в Париже

    Французская студия Ateliers Jean Nouvel спроектировала небоскребы Tours Duo высотой 180 и 125 метров, чтобы «создать характер» восточного Парижа. Подробнее

    Том Рейвенскрофт |

    |
    Оставить комментарий

  • Кухня Jean Nouvel’s Reflect для Reform среди новинок на Dezeen Showroom

    Коллекция кухонь Reflect от французского архитектора Жана Нувеля, создающая завораживающую игру света, входит в число 16 новинок, представленных на выставке Dezeen Showroom на этой неделе. Еще

    Амина Эмбер |

  • Кухня Reflect от Жана Нувеля для Reform

    Выставочный зал Dezeen: Архитектор Жан Нувель спроектировал Reflect, новейшую кухню копенгагенского кухонного бренда Reform, которая призвана создавать завораживающую игру света. Подробнее

    Персонал Дезин |

  • Офисная архитектура

    Офисная архитектура

    Жан Нувель делит городской квартал «улицей 1000 красных банок» в Шанхае

    Ateliers Jean Nouvel создали кратчайший путь через шанхайский район Хуанпу, встроив крытую торговую улицу в многофункциональное здание и оживив фасады офисов рядами растений в горшках. Подробнее

    Элин Гриффитс |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель проектирует извилистый Шэньчжэньский оперный театр для Китая

    Студия архитектора Жана Нувеля, лауреата Притцкеровской премии, представила свой проект гигантского оперного театра на набережной в Шэньчжэне, Китай, который будет покрыт изогнутой крышей. Еще

    Лиззи Крук |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель выпускает новый визуальный ряд покрытого растениями комплекса Aquarela в Эквадоре

    Новые рендеры показывают Aquarela, высотный жилой комплекс, спроектированный французской практикой Ateliers Jean Nouvel для Cumbayá, Эквадор, который будет покрыт зелеными балконами. Подробнее

    Блок Индии |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель открывает отель-пещеру в пустыне Аль-Ула в Саудовской Аравии

    Французский архитектор Жан Нувель представил проект подземного отеля, который будет вырублен в холме из песчаника в пустыне Аль-Ула в Саудовской Аравии. Подробнее

    Том Рейвенскрофт |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель проектирует роскошную зону Aquarela для Эквадора

    Французский архитектор Жан Нувель спроектировал просторные, облицованные камнем жилые дома для архитектора Урибе Шварцкопфа, которые повторяют его горные окрестности на окраине Кито. Еще

    Элеонора Гибсон |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель подает в суд на «абсолютно непропорциональную» плату Филармонии Парижа за просрочку платежа

    Архитектор Жан Нувель подает встречный иск против Парижской филармонии по поводу штрафа в размере 170,6 млн евро, который был наложен на него, когда концертный зал открылся поздно и с превышением бюджета. Подробнее

    Блок Индии |

    |
    Оставить комментарий

  • Андре Фу украшает квартиру в башне MoMA 9 Жана Нувеля0005

    Архитектор Андре Фу использовал предметы из своей коллекции товаров для дома, чтобы обставить макет квартиры в башне Жана Нувеля, возвышающейся над нью-йоркским Музеем современного искусства. Подробнее

    Бриджит Когли |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель заканчивает «земляные работы» в библиотеке Университета Кипра

    Недавно завершенный Центр учебных ресурсов Стелиоса Иоанну в Университете Кипра в Никосии, созданный Atelier Jean Nouvel, показан на фотографиях Йоргиса Йеролимбоса. Еще

    Том Рейвенскрофт |

    |
    Оставить комментарий

  • Национальный музей Катара является «представительством нации», говорит Жан Нувель

    Архитектура, воплощающая ценности страны, может помочь улучшить общение между враждующими нациями, говорит Жан Нувель, когда в Дохе открывается Национальный музей Катара. Подробнее

    Элин Гриффитс |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель открывает Национальный музей Катара в Дохе

    Серия сталкивающихся дисков образует внешнюю оболочку и определяет внутреннюю программу Национального музея Катара Atelier Jean Nouvel, основанную на минеральном образовании, называемом «роза пустыни». Подробнее

    Элин Гриффитс |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель перестраивает палаццо XVII века под гостевые апартаменты Rooms of Rome

    Французский архитектор Жан Нувель провел тонкую реконструкцию старого палаццо в Риме, чтобы создать серию гостевых комнат с ветхими поверхностями. Еще

    Наташа Леви |

    |
    Оставить комментарий

  • Жан Нувель завершает строительство красно-бело-синего небоскреба «Марсельеза»

    Французский архитектор Жан Нувель завершил строительство офисного небоскреба в Марселе с бетонным фасадом, окрашенным в 27 оттенков красного, белого и синего цветов в честь пейзажа портового города. Подробнее

    Наташа Леви |

    |
    Оставить комментарий

  • Башня 53W53 Жана Нувеля возвышается над МоМА 9 в Нью-Йорке0005

    Недавно опубликованные фотографии строительства показывают ход строительства первого нью-йоркского небоскреба французского архитектора Жана Нувеля: сверхвысокая башня возвышается над городским Музеем современного искусства. Подробнее

    Элеонора Гибсон |

  • Сервисная компания Facebook переезжает в небоскреб Жана Нувеля в Барселоне

    Компания, нанятая Facebook для борьбы с фейковыми новостями, арендовала восемь этажей офисных помещений в небоскребе Torre Glòries, спроектированном Жаном Нувелем, в Барселоне, Испания. Еще

    Блок Индии |

    |
    Оставить комментарий

  • Национальный музей Катара Жана Нувеля близится к завершению

    На этих новых снимках голландского фотографа Ивана Баана показан почти готовый Национальный музей Катара, спроектированный архитектором Жаном Нувелем. Подробнее

    Том Рейвенскрофт |

    |
    Оставить комментарий

  • Новые фотографии раскрывают инженерный подвиг купола Лувра Абу-Даби

    На этих фотографиях Люка Богли и Серджио Грации показана сложная конструкция огромного купола, подвешенного над галереями Лувра Жана Нувеля в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах. Еще

    Блок Индии |

    |
    12 комментариев

Foster + Partners воплощает «творческий дух Мумбаи» с первым Apple Store в Индии

Уоррелл Йенг обновляет ферму в Нью-Йорке с коллекцией «родственных» деревянных зданий

Арон Химмельфарб расширяет пивоварню Hudson Valley дегустационным залом из кортеновской стали

Компания Foster + Partners проектирует терминал для «службы воздушного такси» в Дубае

Консоли Espacio 18 Arquitectura, скульптурный бетонный дом в Оахаке

Десять зданий, втянутых в судебные баталии

Десять различных и повседневных применений биопластика

Блок 722 прижимает дом O Lofos к горному склону Крита

Руководство по мероприятиям Dezeen

Дезин Джобс

{{категория}}

{{carousel_title}}

Жан Нувель Дизайн

Жан Нувель родился в Фюмеле, Франция, в 1945 году. искусств в Париже в 1966 году и получил степень в 1972 году. Помощник архитектора Клода Парана и вдохновленный градостроителем и эссеистом Полем Вирилио, он начал свою первую архитектурную практику в 1970 году. Вскоре после этого он стал одним из основателей «Mars 19».76» Движение, целью которого было противодействие корпоративизму архитекторов, а затем основатель Французского архитектурного союза. Его твердая позиция и несколько провокационные взгляды на современную архитектуру в городском контексте вместе с неизменной способностью привносить оригинальность во все проекты, за которые он берется, сформировали его международный имидж.

Его работы получили всемирное признание благодаря многочисленным престижным французским и международным премиям и наградам. В 1989 году Институт арабского мира в Париже был удостоен премии Ага-Хана за свою роль «успешного моста между французской и арабской культурами». В 2000 году Жан Нувель получил «Золотого льва» Венецианской биеннале. В 2001 году он получил три высшие международные награды: Королевскую золотую медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA), Императорскую премию Японской ассоциации изящных искусств и Премию Борромини за Центр культуры и конференций в Люцерне. В 2002 году он был назначен почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне. Три года спустя он получил ежегодную премию Фонда Вольфа в Израиле «за предоставление новой модели контекстуализма и переопределение диалектики между двумя характерными характеристиками искусства». современная архитектура: конкретность и эфемерность». Башня Агбар в Барселоне была удостоена Международной премии за высотное строительство 2006 года во Франкфурте, «поскольку она вносит выдающийся вклад в нынешние дебаты о высотных зданиях». Жан Нувель был лауреатом престижной Притцкеровской премии в 2008 году. Во Франции он получил множество призов, в том числе Золотую медаль Французской академии архитектуры, два Equerres d’Argent и Национальную Гран-при в области архитектуры.

Основные реализованные проекты
Институт арабского мира (Париж, 1987 г.), Оперный театр (Лион, 1993 г.), Фонд Картье (Париж, 1994 г.), Галерея Лафайет (Берлин, 1996 г.), Центр культуры и конгрессов KKL (Люцерн, 2000 г. ) ), Дом суда (Нант — 2000 г.), Башня Денцу (Токио — 2002 г.), Башня Агбар (Барселона — 2005 г.), расширение Центра искусств королевы Софии (Мадрид — 2005 г.), Музей набережной Бранли (Париж — 2006 г.), Театр Гатри (Миннеаполис — 2006 г.), штаб-квартира Richemont (Женева — 2006 г.), жилой дом 40 Mercer (Нью-Йорк — 2008 г.), Symphonic House DR Concert Hall (Копенгаген — 2009 г.), завод Феррари (Маранелло — 2009 г.), «One New Change» (Лондон — 2010 г.), 11-я авеню, 100 (Нью-Йорк — 2010 г.), Sofitel Stephansdom (Вена — 2010 г.), Ратуша (Монпелье — 2011 г.), High Rise Офисное здание (Доха, 2011 г.), отель Renaissance Fira (Барселона, 2012 г.), высотное здание смешанного назначения One Central Park (Сидней, 2014 г.), Imagine Institute (Париж, 2014 г.), штаб-квартира полиции и пристройка Charleroi Danses (Шарлеруа, 2014 г.) ), жилая, офисная и торговая башня Белые стены (Никосия, 2015 г.), Парижская филармония (Париж, 2015 г.)

Основные проекты, разрабатываемые или строящиеся в настоящее время : Лувр Абу-Даби (Абу-Даби), Национальный музей Катара (Доха), «53W53, Tour de Verre», объединяющий расширение галерей MoMA (Нью-Йорк), National Art Музей Китая NAMOC (Пекин), Учебно-ресурсный центр (Никосия), 2 жилые башни (Куала-Лумпур), 4 жилые башни «Андерсон 18» (Сингапур), жилая башня «Ардмор» (Сингапур), офисная башня «Дуо» (Париж ), офисная башня La Marseillaise (Марсель), Европейское патентное ведомство (Рейсвейк), офисная башня Hekla (Париж), архитектор, отвечающий за координацию проекта городской реконструкции l’île Seguin (Булонь-Бийанкур)

В области дизайна Жан Нувель сделал свои первые мебельные проекты в 1987 году в рамках серии Via «Carte Blanche».
Позже он разработал несколько коллекций в сочетании со своими архитектурными проектами, в том числе стул Elementary для Конгресс-центра Тура (Маттео Грасси, Arflex 2015), кресло Saint James (производится сегодня Ligne Roset) для отеля Saint James Bouilliac, театральные стулья Figueras для Лионской оперы, а также столы и полки Less были разработаны для Unifor и Фонда Cartier в Париже (переработаны из алюминия в 2013 году под названием Less Less), венский диван для отеля Sofitel в Вене (Wittmann , 2011) и др.

Чтобы расширить свою концентрацию на дизайне, Жан Нувель создал компанию Jean Nouvel Design (JND) в 1995 году.
Жан Нувель разработал более 100 предметов и мебели, среди которых: письменный стол Quasi Normal (Bulo, 1996), коллекция Touch ( Poltrona Frau, 1999 г.), полки Graduate (Molteni, 2003 г.), кофейный сервиз Tower (Alessi, 2004 г.), кресло Milana (Sawaya & Moroni, 2005 г.), диван Skin (Molteni, 2007 г.), духи L’Homme (Ив Сен-Лоран, 2007 г.), сиденья Mass (Моросо, 2007 г. ), светильники Riddle, Arana, Flying Surface, Paralum (Troll, 2006-2008 гг.), стол Grand Ecart (Pallucco, 2008 г.), светильник Martell Amber Lamp (Martell, 2010), сиденья So So (Emeco, 2012), сиденья Mia (Emu, 2012), кресло Oxymore (Emu, 2012), коллекция Essences (Eric Rouchon, 2012), Transcript (Decayeux, 2012), дверная ручка Chelsea (Olivari, 2012), ассортимент Less Less (Unifor, 2013), система Cases (Unifor, 2013), обувь Pure (Rucoline, 2013), таблица 1=2 (Cassina, 2013), светильники Objective (Artemide, 2013 г.) и Equilibrist (Artemide, 2014 г.), сиденья KNP (Arflex, 2014 г.), люстра для Château La Dominique (Artemide, 2015 г.) и колонки Philharmonia (Amadeus, 2015 г.). Коллекция для Roche Bobois (стол, место для хранения вещей, кресло для отдыха) (2016 г.), мраморный ковер (Citco, 2016 г.), Reminiscences a gold jewlery (Marbella, 2016 г.), Pointillism, отшлифовавший виниловый пол (Bolon, 2016 г.), а также ряд или сиденья для Лувра Абу-Даби (Poltrona Frau 2016). С 2009 года, Жан Нувель разработал совместно с Gagosian Gallery и Galerie Patrick Seguin три коллекции ограниченным тиражом: Table au Km (2011), Boite à Outils (2011), Triptyques (2014).