Содержание
Интерьеры Interiors (1978) рецензия
Снова и снова я возвращаюсь к фильму Вуди Аллена «Интерьеры», думаю, самому сильному в его творчестве.
Это самая бергмановская из всех его картин, самая глубокая и самая печальная.
Если вдруг захочется сравнить его с русскими писателями (а для этого есть основания, поскольку он знаток русской классики), то это Достоевский и Чехов вместе взятые. Глубокое исследование психологии своих героев, а также сарказм и ирония по отношению к ним — это проявляется в каждом фильме мастера. В фильме «Интерьеры», о котором пойдёт речь, главные героини — три сестры, не две, не одна, а три. Своеобразный привет Антону Павловичу Чехову от американского режиссёра.
Итак… семья в тяжелейшем кризисе. Немолодые муж и жена на грани развода, и взрослые дочери на пороге создания своих семей. Отец объявляет, что хочет, наконец, пожить для себя. Отдельно от их матери Евы (имя прародительницы выбрано намеренно). Он ждал, когда дочери вырастут. Это случилось. Совместная жизнь не имеет смысла, это холодное рациональное существование в интерьерах, которые создала Ева (Джеральдин Пейдж).
Интерьеры эти безупречны: в изящной гамме серо-бежевых оттенков — ничего кричащего, контрастного, лишнего — абсолютный минимализм. На поиски каждого предмета она потратила годы, выверяя цвет и согласовывая форму.
В таком же ключе выстроены и отношения – сглажены углы, утверждены рамки и правила, установлены высочайшие планки для каждой из трёх дочерей: поэтесса, актриса и писательница. Будущие мужья, правда, не дотягивают, но разве возможно, чтобы кто-то дотянулся до её, Евы, дочек?
Муж ушёл. У дочерей своя жизнь, в которую Ева входит, когда пожелает — она ведь отвечает за все интерьеры сразу.
С уходом мужа нарушился один из таких привычных интерьеров. Первая попытка самоубийства. Попытка связать всех воедино, хотя бы через привычное чувство вины.
Это ощущение вины перед матерью настолько исказило психику дочерей, что не даёт им никакой возможности жить и работать.
Рената (Дайан Китон) опустошена, ни строчки не выходит из-под её пера.
Джой (Мэри Бет Хёрт) преследует неудовлетворённость собой, где бы она ни пробовала свои силы: в рекламе, фотографии или на сцене.
Только у Флин (Кристин Гриффит), кажется, всё складывается удачно, если не считать, что не получается серьёзных отношений с мужчинами, да кокаин, который у неё всегда под рукой.
У каждой установка на самую длинную дистанцию и обязательно победить, чтобы получить признание самого главного судьи на земле, матери.
Джой однажды говорит ей с болью:
«Мама, ты слишком совершенна для этого мира. Ты создала все свои интерьеры, чтобы контролировать их, там не осталось места для нас, разве, что для Ренаты»
Все в этой драме пытаются говорить обнадёживающие слова, раздают комплименты. Эти люди всё могут объяснить словами: свои душевные состояния и чувства – интеллекта и образования им не занимать. А что в их интерьерах души, какая правда?
Новая жизнь устремляется в привычные интерьеры, и они расползаются прямо на глазах: Джой беременна. Она не хочет ребёнка, называет это полным абсурдом. Она ещё не нашла себя, не стала совершенной, достойной высоких целей, поставленных матерью.
Отец (Эверетт Гиллеспи Маршалл) приводит свою подругу, чтобы познакомить с дочерьми и получить их благословение на брак. Так появляется Пэрл (Морин Степлтон) — резкий контраст в серо-бежевом интерьере семьи.
Крупная, яркая, в кроваво-красном платье. Жизнь так и прёт из неё.
Интересно, что режиссёр не использует дешёвый приём в фильме «Интерьеры» и не делает Пэрл какой-то молоденькой длинноногой соблазнительницей. Она того же возраста, что и Артур. Она примитивна и не скрывает этого. В глазах дочерей своего избранника она полная противоположность их матери, утончённой рафинированной матроны. Но в каком восторге от неё мужчины, мужья Ренаты и Джой!
Наконец-то, не надо прикидываться кем-то и вести заумные разговоры, не надо напрягаться под чьим-то изучающим и осуждающим оком.
Дочери впервые видят своего отца таким расслабленным. Он танцует, ухаживает за Пэрл.
Джой, видя, как отец слизывает крем с пальцев своей подруги, вскрикивает :
« Мне кажется или здесь правда слишком жарко?»
Эта сцена для неё невыносима, словно она стала свидетельницей чего-то недозволенного, постыдного. Кульминацией вечеринки становится сцена, где Пэрл, разойдясь в танце, задела одну из ваз и та разбивается вдребезги. Зловещий знак и даже сама Пэрл испугана. Она в ужасе смотрит на черепки на полу. Чья жизнь разобьётся? Кому эта чёрная метка? А за окном беспощадный океан и на его фоне маленькие фигурки людей.
Фильм Интерьеры — это великолепно рассказанная история с безупречной игрой актёров и острыми диалогами. Операторская работа завораживает глаз- так красива картинка! Повторюсь, «Интерьеры» — лучшая работа Вуди Аллена.
Посмотреть фильм Интерьеры
как начать смотреть его фильмы • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Искусство
Почему у Вуди Аллена так много одинаковых фильмов? Какая связь между ним и Ингмаром Бергманом? Кому адресованы его интеллектуальные комедии? И вообще, он комедийный режиссер или совсем нет? Отвечаем на эти вопросы в новой серии цикла о великих режиссерах
Автор Всеволод Коршунов
В творчестве Вуди Аллена легко запутаться: в главной роли чаще всего он сам, по названию не всегда вспомнишь, о чем фильм, к тому же его ленты не просто похожи, как близнецы. Они напоминают эпизоды сериала, причем довольно длинного: 85-летний Аллен снял 54 фильма. И хотя не все это шедевры, несколько картин остались в истории мирового кино и входят в списки для обязательного просмотра, а еще как минимум дюжина определила американский кинематографический ландшафт 1970–2000-х. Эти фильмы и станут основными точками нашего маршрута по фильмографии Аллена.
У Вуди Аллена репутация комедиографа, создателя легких и забавных love story «под бокал вина». Смешного в его творчестве предостаточно, но чаще всего это сложный, интеллектуальный юмор. Критики даже придумали для жанра Аллена специальный термин — «интеллектуальная комедия». В ней сочетаются эксцентрика, мелодрама, психологическая драма и социальная сатира. Алленовские комедии нужно не столько смотреть, сколько слушать — они наполнены остротами, намеками, всевозможными отсылками и пародийными интерпретациями, предполагающими знание контекста. Разумеется, можно все это пропускать мимо ушей, но удовольствия от диалога с режиссером тогда будет значительно меньше. Фильмы Аллена адресованы активному зрителю, который не просто сидит у экрана, а получает от режиссера один пас за другим.
С чего начать
Кадр из фильма «Полночь в Париже». 2011 год © Sony Pictures Classics
С «Полночи в Париже» (2011), за сценарий к которой Аллен получил премии «Оскар» и «Золотой глобус».
В основе сценария — научно-фантастическая история: американский писатель, приехавший в современный Париж, неожиданно перемещается во времени и попадает в 1920-е. Однако фантастика мало интересует Аллена: это лишь повод для того, чтобы погрузить зрителя в эпоху, когда Париж был культурной столицей мира. Режиссер насыщает пространство кадра известными персонажами: кого-то зритель узнает сразу, а кого-то будет напряженно вспоминать. Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Коул Портер, Жозефина Бейкер, Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Гертруда Стайн, Джуна Барнс, Пабло Пикассо — настоящий экзамен по истории культуры, от которого у героя и зрителя голова идет кругом. При этом Аллен — добрый экзаменатор: он заботливо расставляет подсказки и дает зрителю передышку, переключая его внимание на романтическую линию с героиней Марион Котийяр.
«Полночь в Париже» позволяет увидеть все ключевые элементы режиссерского стиля Аллена. В центре его историй почти всегда герой-невротик — рефлексирующий, подвергающий психоанализу каждую мелочь, сомневающийся во всем и в первую очередь в самом себе. Он окружен яркими женскими персонажами, но отношения с ними не складываются, потому что он выплескивает на партнерш свои страхи и комплексы. Мир этого героя наполнен бесконечными цитатами, намеками, аллюзиями, искрометными шутками и грустными размышлениями о нравах высшего общества, сути человеческого существования, непознаваемости мира и страхе смерти. Действие чаще всего происходит в большом городе: его многолюдность, суета и безостановочное движение на время поглощают тревожность героя, позволяют ему справиться с неврозом. Единственное исключение — рефлексирующего интеллектуала играет не сам Аллен, как обычно, а его альтер эго — Оуэн Уилсон.
Что смотреть дальше
1 / 2
Кадр из фильма «Великая Афродита». 1995 год© Miramax Films
2 / 2
Кадр из фильма «Любовь и смерть». 1975 год© United Artists Entertainment
В «Полночи в Париже» режиссер использует комедийный прием «соединение несоединимого», сталкивает в одном кадре людей из разных эпох, что приводит к непониманию и путанице. Теперь будет кстати посмотреть фильмы, в которых этот прием работает в полную мощь. «Великая Афродита» (1995) построена на том, что в историю усыновления, происходящую в современности, вмешиваются персонажи античной мифологии: пророчица Кассандра, царь Эдип, его отец Лай, мать Иокаста, ставшая его женой, — и хор древнегреческой трагедии. Еще более обнажен этот прием в фильме «Любовь и смерть» (1975): главный герой — русский помещик начала XIX века — смотрит на мир и ведет себя точно так же, как и остальные персонажи, сыгранные Алленом. Это мгновенно узнаваемый манхэттенский невротик, по воле режиссера оказавшийся в России накануне войны с Наполеоном. Причем здесь соединяется десяток культурных контекстов: 1970-е с их рекламой, стендап-шоу, критикой войны во Вьетнаме, русская классика (от «Евгения Онегина» и «Отцов и детей» до «Войны и мира» и «Идиота»), советский киноавангард (Кулешов, Довженко и, конечно же, Эйзенштейн), а также Бергман с «Персоной» и «Седьмой печатью». В итоге получается гремучая смесь эпох: темнокожий офицер проводит для героя Вуди Аллена курс молодого бойца и грозно вопрошает, любит ли он Россию; на Бородинском поле мы видим чирлидерш и продавцов газировки; а тургеневская девушка в исполнении Дайан Китон, соблазняя Наполеона, цитирует русских религиозных философов.
1 / 3
Кадр из фильма «Бананы». 1971 год© United Artists Entertainment
2 / 3
Кадр из фильма «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». 1972 год© United Artists Entertainment
3 / 3
Кадр из фильма «Спящий». 1973 год© United Artists Entertainment
«Любовь и смерть» закрывает ранний период творчества Вуди Аллена: теперь можно отправиться в начало 1970-х и познакомиться с тремя самыми знаменитыми эксцентрическими комедиями режиссера. Интрига «Бананов» (1971) заставляет городского невротика перевоплотиться в повстанца и отправиться в вымышленную банановую республику. В фильме «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1972) он предстает в образе размышляющего о смысле жизни сперматозоида (обратите внимание на часть под названием «Почему некоторые женщины не испытывают оргазм» — это уморительная пародия на холодных, отстраненных героинь Микеланджело Антониони). А сюжет «Спящего» (1973), нашпигованный пародийными отсылками к фильмам «2001 год: Космическая одиссея», «Заводной апельсин» и «Последнее танго в Париже», позволяет рефлексирующему недотепе переместиться в будущее.
1 / 4
Кадр из фильма «Хватай деньги и беги». 1969 год© Cinerama Releasing Corporation
2 / 4
Кадр из фильма «Энни Холл». 1977 год© United Artists Entertainment
3 / 4
Кадр из фильма «Манхэттен». 1979 год© United Artists Entertainment
4 / 4
Кадр из фильма «Интерьеры». 1978 год© United Artists Entertainment
«Бананы» и «Спящий» вошли в сотню самых смешных фильмов по версии Американского института киноискусства. Аллен поставил рекорд: в этот список включены пять его фильмов. Он обошел Чарли Чаплина (четыре позиции) и Билли Уайлдера (три позиции). В алленовской пятерке также оказались ранняя картина «Хватай деньги и беги» (1969), а также «Энни Холл» (1977) и «Манхэттен» (1979). Из-за последних критики до сих пор ссорятся, выбирая лучший фильм режиссера.
Вместе с «Интерьерами» (1978) эти фильмы составляют так называемую «Нью-йоркскую трилогию». Их действие происходит в любимом городе режиссера, где он родился и прожил всю жизнь. Смотреть их лучше в хронологическом порядке, но если выбирать один из трех, то нет сомнений, что это должна быть «Энни Холл»: в споре с «Манхэттеном» у этого фильма есть три неоспоримых козыря. Во-первых, Дайан Китон в главной роли (в «Манхэттене» она лишь часть ансамбля вместе с Мерил Стрип и Мэриел Хемингуэй). Во-вторых, нелинейное повествование. Сюжет скачет по временной оси: то Элви (герой Аллена) и Энни расстаются, то как будто снова вместе, то переживают кризис, то видят друг друга впервые. Этот прием имитирует работу сознания, когда мысль перескакивает с одного момента на другой, воспоминания буксуют, возвращая героя к событиям, на которых он зациклен, мозг Элви (и зрителя, который не может не влюбиться в Энни) словно не хочет отпускать ее. Элви будто продолжает кружить ее в своих объятиях, не желая замечать, что танцует с фантомом. Ведь в отличие от Энни фантом останется с ним навсегда — в его голове.
«Энни Холл» в рубрике «Кинокостюм дня»
Как брючные костюмы Дайан Китон изменили историю моды
Третий козырь — значение этой картины в творчестве Аллена. Она стала поворотным пунктом от «эксцентрического» периода к «бергмановскому»: чем дальше, тем больше комедия превращалась в психологическую драму, повествование строилось вокруг сложного женского характера, смех растворялся в печали и все отчетливее звучал голос нового автора, не вписывающегося ни в рамки устойчивых жанровых формул, ни в стили, измы, школы, группировки. На съемках «Энни Холл» режиссер окончательно изобрел свой собственный жанр и свой собственный изм — «вудиаллен». Это было настолько неожиданно, что на оскаровской гонке 1978 года Аллен обошел Спилберга с «Близкими контактами третьей степени» и Лукаса со «Звездными войнами». Фильм получил рекордные для комедии (пусть и не самой типичной) четыре статуэтки.
1 / 5
Кадр из фильма «Ханна и ее сестры». 1986 год© Orion Pictures
2 / 5
Кадр из фильма «Сентябрь». 1987 год© Orion Pictures
3 / 5
Кадр из фильма «Другая женщина». 1988 год© Orion Pictures
4 / 5
Кадр из фильма «Мужья и жены». 1992 год© TriStar Pictures
5 / 5
Кадр из фильма «Разбирая Гарри». 1997 год© Fine Line Features
В «Энни Холл» Аллен начинает долгий диалог с Ингмаром Бергманом, одним из своих любимых режиссеров. Следующий фильм — «Интерьеры» — будет построен как ответ «Шепотам и крикам»: мрачный дом, затхлая атмосфера, натянутые отношения между тремя сестрами. И следом за «Нью-йоркской трилогией» можно перейти к бергмановским циклам: в оскароносной «Ханне и ее сестрах» (1986) Аллен вновь возвращается к «Шепотам и крикам» (и заодно делает свою версию «Трех сестер» Чехова). В «Сентябре» (1987) он переосмысляет сюжет «Осенней сонаты», в «Другой женщине» (1988) — «Персоны», в «Мужьях и женах» (1992) — «Сцен из супружеской жизни». «Разбирая Гарри» (1997) основан на том же сюжетном ходе, что и «Земляничная поляна» (герой едет на вручение премии), а «Вики Кристина Барселона» (2008) отдаленно напоминает «Улыбки летней ночи».
Как начать смотреть Ингмара Бергмана
Сквозные мотивы и приемы одного из главных представителей авторского кино
1 / 4
Кадр из фильма «Воспоминания о звездной пыли». 1980 год© United Artists Entertainment
2 / 4
Кадр из фильма «Эпоха радио». 1987 год© Orion Pictures
3 / 4
Кадр из фильма «Пурпурная роза Каира». 1985 год© Orion Pictures
4 / 4
Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке». 2019 год© Amazon Studios
Интертекстуальность, то есть диалог с культурой прошлого, — важнейшая черта творчества Аллена. С кем только он не ведет разговор в своих фильмах. Например, с Федерико Феллини. И после бергмановского цикла можно посмотреть феллиниевский: «Воспоминания о звездной пыли» (1980) — алленовская версия «Восьми с половиной», «Эпоху радио» (1987) сравнивают с «Амаркордом», «Пурпурная роза Каира» (1985) и «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) используют сюжетный ход «Белого шейха».
1 / 4
Кадр из фильма «Преступления и проступки». 1989 год© Orion Pictures
2 / 4
Кадр из фильма «Матч-пойнт». 2005 год© DreamWorks
3 / 4
Кадр из фильма «Мечта Кассандры». 2007 год© The Weinstein Company
4 / 4
Кадр из фильма «Иррациональный человек». 2015 год© Sony Pictures Classics
Затем стоит познакомиться с циклом, основанным на переплетении сюжетов двух любимых романов Аллена — «Преступления и наказания» Достоевского и «Американской трагедии» Драйзера: «Преступления и проступки» (1989), «Матч-пойнт» (2005), «Мечта Кассандры» (2007), «Иррациональный человек» (2015).
1 / 5
Кадр из фильма «Зелиг». 1983 год© Warner Bros. Entertainment
2 / 5
Кадр из фильма «Сладкий и гадкий». 1999 год© Sony Pictures Classics
3 / 5
Кадр из фильма «Тени и туман». 1991 год© Orion Pictures
4 / 5
Кадр из фильма «Проклятие нефритового скорпиона». 2001 год© DreamWorks
5 / 5
Кадр из фильма «Жасмин». 2013 год© Sony Pictures Classics
Завершить знакомство с интертекстуальными играми Аллена можно вымышленными биографиями «Зелиг» (1983) и «Сладкий и гадкий» (1999), фильмом «Тени и туман» (1991), в котором режиссер признается в любви немецкому киноэкспрессионизму 1920-х, «Проклятием нефритового скорпиона» (2001), стилистической игрой в фильм-нуар, и вольной экранизацией пьесы Теннеси Уильямса «Трамвай „Желание“» — фильмом «Жасмин» (2013), за главную роль в котором Кейт Бланшетт получила «Оскар».
Семь классических кадров из фильмов Аллена
1 / 7
Кадр из фильма «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить». 1972 год
Вуди Аллен в образе трусливого сперматозоида, готовящегося к прыжку из одного организма в другой.
© United Artists Entertainment
2 / 7
Кадр из фильма «Любовь и смерть». 1975 год
Слияние лиц — отсылка к подобному кадру в бергмановской «Персоне».
© United Artists Entertainment
3 / 7
Кадр из фильма «Энни Холл». 1977 год
Эксцентричный образ Дайан Китон был перенесен на экран из жизни: художник по костюмам Рут Морли вдохновлялась мужскими вещами из гардероба актрисы.
© United Artists Entertainment
4 / 7
Кадр из фильма «Манхэттен». 1979 год
Легендарная скамейка на набережной у моста Куинсборо.
© United Artists Entertainment
5 / 7
Кадр из фильма «Зелиг». 1983 год
Псевдодокументальные персонажи Вуди Аллена и Мии Фэрроу вмонтированы в реальную хронику 1920-х.
© Warner Bros. Entertainment
6 / 7
Кадр из фильма «Пурпурная роза Каира». 1985 год
Персонаж Джеффа Дэниелса сходит с экрана, чтобы признаться героине Мии Фэрроу в любви.
© Orion Pictures
7 / 7
Кадр из фильма «Разбирая Гарри». 1997 год
Киноактер Мел (Робин Уильямс) оказывается вне фокуса — не только в кадре, но и в жизни.
© Fine Line Features
С каких фильмов не стоит начинать
1 / 3
Кадр из фильма «Что случилось, тигровая лилия?». 1966 год© American International Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Римские приключения». 2012 год© Mediaset; Big Bang Media
3 / 3
Кадр из фильма «Вики Кристина Барселона». 2008 год© Mediapro
С дебютной комедии «Что случилось, тигровая лилия?» (1966), которой был недоволен сам режиссер. И с поздних картин, очень похожих друг на друга, потому что в них Аллен копирует свои излюбленные приемы. Эти фильмы напоминают туристические открытки, которые режиссер отправляет своим поклонникам во время кругосветного путешествия: Рим, Лондон, Барселона.
1 / 4
Кадр из фильма «Магия лунного света». 2014 год© Sony Pictures Classics
2 / 4
Кадр из фильма «Светская жизнь». 2016 год© Warner Bros. Entertainment
3 / 4
Кадр из фильма «Колесо чудес». 2017 год© Amazon Studios
4 / 4
Кадр из сериала «Кризис в шести сценах». 2016 год© Amazon Studios
Гораздо интереснее составить из его поздних фильмов не географический, а исторический маршрут и совершить вместе с Алленом вояж по ХХ веку: из его любимых двадцатых («Магия лунного света», 2014) отправиться в эпоху Великой депрессии («Светская жизнь», 2016), затем оказаться в послевоенном времени («Колесо чудес», 2017, великолепная роль Кейт Уинслет) и закончить тур на бунтарских 1960-х, времени старта алленовской карьеры (сериал «Кризис в шести сценах», 2016).
С кем работал Аллен
Вуди Аллен на съемках фильма © Diomedia
Режиссер любит приглашать в свои фильмы звезд на пике популярности: у него снимались Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Джастин Тимберлейк, Эмма Стоун, Хоакин Феникс, Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Колин Ферт, Эль Фэннинг, Тимоти Шаламе. Но главные роли в его лучших картинах сыграли две актрисы — Дайан Китон (8 фильмов) и Миа Фэрроу (13 фильмов). Период Китон — это в основном 1970-е, хотя она еще дважды снималась в следующих десятилетиях. К тому же она незримо присутствует в недавнем сериале «Кризис в шести сценах»: жену героя Аллена, которую сыграла Майли Сайрус, зовут Кей — как и героиню Китон в «Крестном отце» Копполы. Период Фэрроу — это 1980-е и начало 1990-х: «Пурпурная роза Каира», «Ханна и ее сестры», «Мужья и жены», «Преступления и проступки». Именно эти актрисы воплотили тип алленовской женщины — притягательной, остроумной, интеллектуальной, ни в чем не уступающей мужчинам.
Несмотря на то что Аллен снимает разговорные фильмы, которые нужно в первую очередь слушать, он работает с выдающимися операторами. 12 фильмов (включая «Эпоху радио», «Тени и туман», «Разбирая Гарри») он сделал с итальянцем Карло Ди Пальмой, перевернувшим представления о киноизображении в «Красной пустыне» Антониони. Три последних фильма Аллена снял еще один великий итальянец — Витторио Стораро, известный по «Апокалипсису сегодня» Копполы и «Конформисту» Бертолуччи. А над «Нью-йоркской трилогией», которая считается ядром творчества Аллена, работал Гордон Уиллис.
Начиная с «Пуль над Бродвеем» (1994) фильмы Аллена продюсирует его младшая сестра Летти Аронсон. Большую часть своих кинопроектов он сделал в сотрудничестве с продюсерами Джеком Роббинсом и Чарльзом Джоффи.
21 картину Аллен смонтировал вместе с Алисой Лепселтер, а актеров к 43 его фильмам подбирала кастинг-директор Джульет Тейлор.
Цитаты о Вуди Аллене
Вуди Аллен. 1971 год © Diomedia
«Если бы человек день и ночь думал о смерти, он стал бы Вуди Алленом» Правила жизни Рэя Брэдбери. Esquire. 22 августа 2020 года..
Рэй Брэдбери
«На каком-то уровне Вуди — женщина. Я просто думаю, что он тесно связан с этой стороной самого себя. Он прекрасно понимает женские характеры, которые создает. Его женские персонажи всегда очень глубокие, масштабные и честные по отношению к тому, что они чувствуют, и он знает, как писать для них диалоги, чтобы все это передать» Kate Winslet recently said on ‘some level Woody is a woman’ because Woody Allen writes female characters so well. Business Insider. 8 December 2017..
Кейт Уинслет
«Это фильм, который постепенно устанавливает свой тон, переключаясь между тонами: переключения демонстрируют беспокойный ум режиссера, отворачивающийся от очевидной темы сцены, чтобы найти ракурс, который раскрывает шутку. „Энни Холл“ — фильм о человеке, который всегда ищет лазейки в совершенстве. Кто может все превратить в шутку и хочет однажды не суметь это сделать» R. Ebert. Annie Hall. 12 May 2002..
Кинокритик Роджер Эберт об «Энни Холл»
как начать смотреть фильмы:
Микеланджело Антониони
Милоша Формана
Андрея Тарковского
Дзиги Вертова
Теги
Как начать смотреть
Кино
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Марка дня
Марка Васнецова
Фотография дня
Василий Улитин и пикториализм
Колода дня
Антирелигиозная
Архив
История, Литература
Тест: кто ваш идеальный наставник?
Чайковский, Хайдеггер или Лотман?
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Обзор фильма
Интерьеры и краткое содержание фильма (1978)
Рецензии
Роджер Эберт
Дайан Китон, Кристин Гриффит и Мэри Бет Хёрт — сестры в «Интерьерах» Вуди Аллена.
Сейчас трансляция на:
Powered by
Просто посмотри
Да, начало действительно напоминает нам о Бергмане: статичные кадры, застывшие на мгновенье созерцания, комнат и имущества семьи. Но затем в комнаты входят люди, и их жизнь и голоса приобретают особенно американское одушевление; Вуди Аллен прав, говоря, что его драма «Интерьеры» больше принадлежит традициям Юджина О’Нила, чем Ингмара Бергмана. Но что это? Здесь у нас есть фильм Вуди Аллена, и мы говорим об О’Ниле и Бергмане, традициях и влиянии? Да и правильно. Аллен, чьи комедии были одними из жизнерадостных тонизирующих средств последних лет, удивительно уверен в себе в своей первой драме.
Реклама
Он описывает период кризиса в семье и развивает его в контрапункте с бесчисленными меньшими радостями и кризисами, которыми является семья. Он очень скуп: каждая сцена имеет значение, а диалог имеет точность рассказа Дж. Д. Сэлинджера. Ничего не добавлено для эффекта, если только эффект не способствует направлению всего фильма.
Центральный персонаж Аллена — мать семьи, Ева, которую играет Джеральдин Пейдж, — душераздирающая битва между полной уверенностью в себе в прошлом и катастрофическим срывом в настоящем. Она дизайнер, и ее комнаты — это некоторые, но не все интерьеры из названия. Она стремится к прохладному перфекционизму в своих комнатах, к серым, зеленым и бледно-голубым оттенкам, к безукоризненной стерильности. Ее наука и искусство заключаются в том, чтобы определить правильное место для лампы с точностью до доли дюйма.
Она замужем за богатым юристом (Э. Г. Маршалл). У нее три дочери: поэтесса (Дайан Китон), кинозвезда (Кристин Гриффит) и искатель значимого занятия (Мэри Бет Хёрт). Китон живет с потенциальным писателем-алкоголиком (Ричард Джордан). Хёрт живет с режиссером (Сэм Уотерстон). Маршалл объявляет, что хочет пробного развода с Пейджем, а позже представляет женщину, которую он встретил в круизе и на которой хочет жениться (Морин Стэплтон).
Вот они, восемь персонажей этого фильма. Аллен, который ничего не думал в «Энни Холл» о постановке Маршалла Маклюэна из-за показа в вестибюле театра для комической прогулки, изолирует своих персонажей в «Интерьерах» так тщательно, что мы вспоминаем семью О’Нил в «Долгий день». Путешествие в ночь», приходя и уходя в старом доме без доступа к какому-либо внешнему миру.
В этой семье есть обиды, похороненные годами, и чувство вины, которое до сих пор скрепляет ее. Одна дочь, наконец, выпаливает обвинение против своей матери, которая считала себя такой совершенной, но была столь же способна, как и все остальные, на мелочность и жестокость. У нас действительно возникает ощущение, что семья была вместе слишком долго, и что семейная жизнь не обязательно является благословением.
Если и есть общее желание, разделяемое всеми героями фильма, так это жить своей собственной жизнью. Отец, защищая перед дочерьми свое решение жениться на женщине, которую они называют «вульгаркой», небезосновательно утверждает, что он оплачивал счета и вел домашнее хозяйство в течение многих лет, что теперь, когда ему чуть за шестьдесят, он заслужил свое право на несколько лет жизни. его собственный выбор.
Реклама
Остальные тоже заработали свои права, но каждый за счет другого. Во всяком случае, так это видит каждый. В семейном кругу снова и снова проходит одно и то же обвинение: что если бы другие не были такими требовательными, или эгоистичными, или ревнивыми, или мстительными, то этот человек получил бы свободу реализовать себя.
Аллен раскрывает эти темы в сценах с элегантной экономией выражения. Сцена за обеденным столом, например, когда отец объявляет о своем решении уйти, обработана таким образом, чтобы запечатлеться в чувствах каждого члена семьи, в нужных тонах гнева, недоверия или неповиновения. Сцены с участием дочерей и их мужчин по-разному предполагают, что проблемы этой семьи не закончатся в этом поколении.
Самая смешная и самая грустная сцена начинается со второй женитьбы отца; Морин Стэплтон прекрасна в роли «вульгарки», врывающейся в свое красное платье и находящей комнаты Пейджа «такими серыми…» На этот раз разговор за обеденным столом позволяет Аллену так деликатно относиться к персонажу Стэплтона со смесью нежности и сатиры. сбалансировано, это виртуозно.
Удивительно, что это «серьезно». Да, это так, но быть серьезным — не всегда быть хорошим, а кино и серьезное, и плохое — для всех великая депрессия. «Внутренние» становятся серьезными, когда пристально наблюдают за сложными взрослыми, когда они защищаются и справляются, обвиняют и оправдывают. Поскольку он освещает некоторые из наших действий, он серьезен, но не угнетает; когда все закончится, мы можем даже тихо порадоваться тому, что Аллен так ясно увидел, как все может быть.
Роджер Эберт
Роджер Эберт был кинокритиком Chicago Sun-Times с 1967 года до своей смерти в 2013 году. В 1975 году он получил Пулитцеровскую премию за выдающуюся критику.
Сейчас играет
Фильмы
Интерьеры (1978)
Рейтинг R
93 минуты
Режиссер
- Вуди Аллен
Произведено
- org/Person»> Чарльз Х. Джоффе
Сценарий от
- Аллен
Последние сообщения в блоге
Netflix использует старомодную шпионскую драму с уверенностью в Fun The Night Agent
около 22 часов
назад
Панель близости Lyric Opera 26 марта будет посвящена памяти Джозефа Лондона Смита, внука Чаза и Роджера Эберта.
1 день
назад
Нина Ян Бонджови получит награду Variety Creative Impact Award на кинофестивале Sun Valley 2023
2 дня
назад
Преемственность HBO не терпит неудач в финальном сезоне
2 дня
назад
Реклама
Комментарии
Включите JavaScript для просмотра комментариев на платформе Disqus.comments на базе Disqus
Реклама
Реклама
Интерьеры – Страницы Вуди Аллена
«Но я люблю тебя. И у нас нет другого выбора, кроме как простить друг друга».
Это была первая драматическая работа Аллена, а не просто драматический фильм. Шесть фильмов, годы стендапа, случайный телевизионный спецвыпуск, пара пьес и десятки статей в журналах — все это никогда не было несмешным. Говорит Аллен [1] :
Я хотел немного поработать в драматических фильмах. Я не хотел работать в них большую часть времени, но я хотел, чтобы это было частью моего производства. И я не собирался начинать с половинчатой меры. Я не собирался сниматься в драме, обычной драме или коммерческой драме. Я хотел пойти на высшую драму.
Тем не менее, эта глубокая серьезность всегда была здесь. Говорит редактор Ральф Розенблюм [2] .
Еще до того, как он снял фильм, в нем была бергмановская жилка. Он собирался снимать смешные фильмы и в самом конце махнуть рукой на ковер. Меня не шокировал первоначальный конец «Бери деньги и беги» (где Вирджил расстрелян из пулемета), но я подумал, что это глупо. Но это то, что он пронес через все свои фильмы, и он закончит свою жизнь, снявшись в серьезных фильмах. Он говорит, что за детским столом сидят комедийные сценаристы, и в этом он абсолютно прав. Он хочет, чтобы его запомнили как серьезного писателя, серьезного режиссера.
Фильм определенно был вдохновлен Ингмаром Бергманом . Бергман — выдающаяся фигура в кинематографе. Родившийся в 1918 году, он начал свою карьеру в 1944 году и проработал почти до самой своей смерти в 1989 году. Его работы в середине 50-х годов стали настоящим прорывом, а его фильмы показывали в артхаусных кинотеатрах по всему миру. Именно в это время их обнаружил Аллен. Он сказал Марк Кермоуд [3] :
Я был поздним подростком и видел «Лето с Монкией» и «Голую ночь» [более известные как «Опилки и мишура»], и они просто явно превосходили фильмы других людей.
То, что у него есть ум и интеллект, и фильмы о чем-то, и содержательные, и философские, и глубокие по-человечески, — это все здорово. Но он в первую очередь артист, так что это не то же самое, что делать домашнюю работу.
Отсылки к Бергману можно найти в Love And Death (1975) и Annie Hall , но это выходит за рамки использования Бергмана в качестве шутки. Темп и тон Бергмана в этом фильме, который был далек от маниакального фарса более ранних фильмов Аллена. Аллен продолжал использовать Бергмана для вдохновения, иногда более явно, чем другие.
Конкретными фильмами Бергмана, вдохновившими Аллена, были « Cries And Whispers » (1972), а также « Persona » (1966). Говорит Аллен [3] :
То, как были сняты [Крики и шепоты], было гипнотическим. Выбор цвета и выбор поэтического отношения к предмету, он действительно поэт.
Это фильмы с участием женщин, основанные на женских отношениях, что вдохновило Аллена. Интерьеры также знаменуют собой переход Аллена к писательству для женщин в первую очередь [1] .
Когда я впервые начал писать, я мог писать только с точки зрения мужчины. И я был мужчиной. Каждая ситуация была с мужской точки зрения. Но где-то по ходу — не знаю, почему и что случилось — он переключился. И вдруг почему-то я начала писать в основном с точки зрения женщины все время.
Однако это было больше, чем просто Бергман. Аллен сказал Роджер Эберт [4] :
Я бы не назвал это бергманским… Я бы хотел, чтобы это было больше похоже на Бергмана. Но в нем нет того шведского холодного церебрального чувства вины. Обладает большей жизненной силой; это происходит больше из традиции американских семейных драм. Я бы сказал, что это больше похоже на Юджина О’Нила, чем на Бергмана.
Юджин О’Нил был еще одним источником вдохновения. Его самая известная работа «Путешествие долгого дня в ночь » также рассказывает историю о трудной матери и трех братьях и сестрах (на этот раз все мужчины). Аллен даже пошутил о трудностях производства, ссылаясь на О’Нила. Говорит Аллен [5] :
Это всегда было моим страхом. Я думаю, что пишу «Путешествие долгого дня в ночь», и оно превращается в [дневную мыльную оперу] «Грань ночи».
Аллен также считает, что Антон Чехов повлиял на этот фильм, в частности, поэтический язык Дядя Ваня и персонажи Три сестры .
Сюжет этой истории основан на истории, которую Аллен слышал. Муж за завтраком, просто очень любезно, очень по-джентльменски сказал, что наконец-то собирается уйти. А мать встала из-за стола, пошла в свою комнату и покончила с собой.
Но Аллен начал рассказ, думая о Еве. Несмотря на все разговоры о суррогатах Вуди Аллена в его фильмах, Аллен больше всего отождествлял себя с матерью.
Она отразила меня. У меня есть определенная часть моей личности, которая обладает жесткой, навязчивой холодностью. Все должно быть идеально и в идеальном порядке.
Этот семейный аспект истории появился после того, как Аллен встретил пару семей. Он сказал Эберту [4] :
Я начал с идеи для матери, женщины из Нью-Йорка с невероятно хорошим вкусом, стилем, воспитанием, которой не нравится то, как у нее идут дела. Затем я случайно встретил эти две семьи, одну еврейскую семью в Нью-Йорке, одну нееврейскую семью в Калифорнии, обе с тремя дочерьми, которые были чрезвычайно конкурентоспособны. Я как бы собрал все воедино и написал «Интерьеры».
Нет явного суррогата Аллена. Рената, возможно, выражает мысли Аллена по многим вопросам. Но центральным был Джоуи — роль, которую Аллен рассматривал для Дайан Китон . Китон чувствовала себя более комфортно в роли Ренаты, и Мэри Бет Хёрт взяла на себя эту роль. Говорит Аллен [6] :
Изначально фильм явно был о Джоуи, но при монтаже, переписывании и съемках он стал немного более ансамблевым.