Витебский вокзал интерьеры: Витебский вокзал в Санкт-Петербурге — история, залы, режим работы, экскурсии 2021

Фоторепортаж: на Витебском вокзале (старейшем в стране!) закончился первый этап реставрации

В здании Витебского вокзала закончился первый этап реставрации – обновлены фасады, частично восстановлены интерьеры. «Собака.ru» в деталях сняла одно из самых красивых зданий старого Петербурга, а создательница Instagram-аккаунта @mettlachtile Ксения Сидорина специально для нас вспомнила его историю.

Витебский – старейший железнодорожный вокзал в России. Зданий, расположенных на этом месте, было несколько. В 1837 году появилось первое – одноэтажное и деревянное. Оно стало частью железной дороги (кстати, тоже первой в стране), связавшей Санкт-Петербург и резиденцию императорской семьи – Царское село. Движение на этом участке было торжественно открыто 30 октября 1837 года – на паровозе прокатились сливки общества того времени, в том числе император Николай I. В 1849—1852 годах здесь было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.

Современный вокзал был возведен в 1904 году в стиле раннего модерна, главный принцип которого – построение как бы изнутри наружу. Металлоконструкции больше не скрывались за штукатуркой, объемы проектировались, исходя из назначения, а не представлений о прекрасном. Витебский хвалили за эффективное распределение пассажиропотоков, заимствованное из опыта европейских вокзалов.

Основное помещение  — гигантский вестибюль с парадной лестницей, украшенной мраморными перилами с бронзовыми вставками. Высота зала – более двадцати метров, его венчает металлический купол. Освещен он и дневным светом, проходящим через расположенные по всем стенам витражные окна, и установленными по периметру электрическими светильниками. Между окнами в простенках установлены лепные панно, окрашенные под цвет старой бронзы, с головами женщин и изображением Меркурия – бога торговли и путешествий. Парадный вход наверху украшен гербами Петербурга и Витебска — конечных пунктов линии на момент постройки. Со стороны фасада — масштабный ризалит с большой витражной аркой, которая перекликается с оформлением магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте.

Вокзал с самого начала своего существования сочетал в себе технологичность и красоту интерьеров – тоже важная для модерна идея. Витражи и 11 лифтов, неубиваемая метлахская плитка на полу, два способа отопления помещений, электричество в сочетании с флоральными мотивами везде, где только можно, – все это поражало посетителей. Впрочем, больше всего удивлялись тому, что пути расположены на втором этаже – это было сделано как раз для того, чтобы эффективнее распределить потоки приезжающих и уезжающих.

В 1917 году железная дорога и вокзал были национализированы, название поменяли с Царскосельского на Детскосельский – вслед за самим Царским селом. В годы гражданской войны сюда приходили грузы и уходили эшелоны. В одном из помещений располагался Военно-революционный железнодорожный трибунал Объединенных Северо-Западных железных дорог. Он то и дело разбирался с предполагаемыми спекулянтами, которые везли в голодающий Петербург муку или масло. Витебским вокзал стал уже в 1930-е годы, так же хотели назвать и построенную в 1955 станцию метро, но в итоге было решено поддержать общую тему Пушкина.

В 1962 году паровозы стали заменять на тепловозы. На смену деревянным вагонам приходили более современные, поезда стали быстрее, появились билетопечатающие аппараты. Примерно в это же время началась постепенная реставрация интерьеров – восстанавливали витражи, расчищали картины.

Отдельного упоминания заслуживает история с реставрацией ресторана для первого класса. Долгие годы роскошный зал, отделанный деревом, был заброшен. Здесь сохранился уникальный буфет-прилавок 1904 года с мраморной столешницей, за стойкой которого когда-то сидели Николай II, Ахматова, Гумилев и Блок, а также двери и росписи в стиле модерн. Его начали приводить в порядок как раз перед ЧМ, обещали его даже открыть, но что-то, как всегда, пошло не так, работы здесь еще продолжаются.

Сегодня вокзал работает не только по своему прямому назначению, но еще и как площадка для выставок – 17 октября в Картинном зале была открыта экспозиция историка моды и коллекционера Александра Васильева «Мода русского модерна», она продлится до конца года.

Фото: Михаил Вильчук, Никита Мурузин

Следите за нашими новостями в Telegram

Автор:

Морозова Ксения,

Витебский (царскосельский) вокзал. | Всё об интерьере для дома и квартиры

Витебский (бывший царскосельский), в отличие от остальных петербургских вокзалов, которые интересны в качестве памятников эпохи и достижений инженерной мысли, весьма интересен с архитектурной точки зрения.

Вряд ли найдется человек, который откажется отправиться в путь из-под чугунного навеса дебаркадера, находящегося на уровне второго этажа вокзала, главного в истории железнодорожного транспорта России. Тем более что сделать это просто — достаточно приобрести билет на электричку до Пушкина или Павловска.

Из истории железных дорог в России.
Первая железная дорога в России была проложена в 1836-1837 годах между Петербургом и царским селом. Первое же деревянное здание вокзала, обслуживающего эту железнодорожную линию, построили на части плаца семеновского полка (на месте станции метро «Пушкинская».

Вокзал в те далекие времена выглядел довольно скромно: деревянная платформа и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько построек, предназначенных для ремонта паровозов и вагонов — экипажей. Тем не менее витебский вокзал быстро стал одной из новых петербуржских достопримечательностей. Толпы людей приходили на вокзал каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий гудок. Впрочем, через некоторое время паровозные свистки заменили небольшими органчиками, исполнявшими известные мелодии.

Из истории строительства витебского вокзала.
Одноэтажное деревянное здание простояло недолго — уже в 1851 году был открыт новый каменный вокзал, сооруженный по проекту архитектора к. а. тона. Он воплотил в себе новейшие достижения архитектурной и инженерной мысли того времени. К поездам вела мощная аркада бокового фасада. Когда железнодорожные пути проложили до Витебска, вокзал стал называться соответственно — витебским (в народе его величали Виктором Васильевичем. Правда, уже в XIX веке витебская железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше — сначала до города Жлобина, а затем — до Одессы.

Из-за постоянно растущего количества пассажиров здание становилось тесным, его все время приходилось расширять. В 1874-1876 годах по проекту архитектора М. Л. Бернацкого вокзал был перестроен, а в начале XX столетия его снесли. Нынешнее здание витебского вокзала возвели в 1902- 1904 годах на старом месте по проекту архитектора Станислава Антоновича бржозовского (при участии с. и. минаша — ему принадлежит идея внутренней отделки помещении.

Похожее на паровоз здание витебского вокзала поражало современников своей удивительной архитектурой, обилием металла, сложными техническими приспособлениями, а кроме того — диковинными для того времени лифтами для багажа и пассажиров, а также транспортерами. В то же время здание было одной из первых общественных построек в Петербурге, возведенной в новом по тем временам стиле модерн.

Главенство этого стиля прослеживается и в несколько сдвинутом в сторону главном входе с большим куполом, и в часовой башне — с декоративными барельефами и огромными полуциркульными окнами. Для модерна характерен также большой витраж над входом и мотивы декора, примененные как на фасаде, так и в интерьерах. Здание вокзала удивляло изобилием лепнины, зеркал, блеском начищенных латунных ручек, а также благородной фактурой дубовых скамей и панелей.

Над входом в здание были размещены гербы Санкт-петербурга и Витебска — конечных пунктов железнодорожных путей.

Стены вестибюля витебского вокзала были украшены орнаментами и лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Чуть позже там были вывешены панно, изображающие петропавловскую крепость и порт в Одессе (написаны известными художниками в. и. быстрениным и с. и. Дудиным. В XX столетии к ним прибавилось еще несколько панно, иллюстрирующих историю царскосельской железной дороги (художники Н. с. самокиш и Е. П. самокиш — судковская.

Вокзал на втором этаже?
Развязку железной дороги и набережных обводного канала пришлось сооружать на разных уровнях. Для этого насыпь, на которую укладывался путь, подняли почти на 5 метров. Вот почему поезда и стали подходить к витебскому вокзалу на уровне 2-го этажа.

В целях безопасности движения императорского поезда был устроен третий путь, который так и назывался: императорский. Со стороны засыпанного Введенского канала был построен императорский павильон, от которого и отходил поезд с августейшими особами. Павильон сохранился и сейчас, а на месте бывшего императорского пути находятся платформы пригородного сообщения.

Макет поезда с паровозом «Проворный» на витебском вокзале.
В 1987 году, в честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги, на одной из платформ витебского вокзала установили макет поезда с паровозом «Проворный», совершившим первый в России рейс из Петербурга в царское село. Макет поезда укрыт в специальном павильоне.

К 300-му юбилею санк — Петербурга первая в истории витебского вокзала реставрация здания ему возвратили первоначальный цвет, восстановили большой купол, вставили новые витражные окна, отреставрировали металлический декор и декоративное мощение. Кроме того реконструировали залы первого этажа и дебаркадер, воссоздали заново «Императорское Кафе». Первозданный вид приобрели парадные лестницы со стороны винокурцевского проезда. В картинном зале проводятся музыкальные вечера (вход свободный.

Сегодня витебский вокзал вполне статусу исторического памятника соответствует.
В 2007 году на витебском вокзале, в честь 170-летия железных дорог, открылся памятник строителю первой железной дороги — Францу Антону фон герстнеру.

Витебский вокзал съемочной площадкой многих советских и российских кинофильмов стал. Говорят, что в общей сложности на вокзале работало около 150 съемочных групп. В частности, в его интерьерах и на его платформах снимались такие фильмы, как «Вокзал для Двоих», «статский советник», «идиот», «гибель империи» и др.

Место: загородный проспект, дом 52 (М. пушкинская. Источник: «Ilovepetersburg».

Больше информационных новостей о современном интерьере квартиры http://interior.ru-best.com/interer-dlya-kvartiry/sovremennyy-interer-kv…

Здание Витебского вокзала в Санкт-Петербурге, Россия

Построенный на месте первого железнодорожного вокзала в России, Витебский вокзал представляет собой великолепное здание в стиле модерн, сохранившееся практически без изменений с момента открытия в 1904 году.

Первый в России железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Царское Село (ныне Пушкин), была проложена в 1830-х годах под руководством Франца Антона Риттера фон Герстнера, профессора Венского технического университета. Первоначально вокзал в Санкт-Петербурге должен был располагаться рядом с рекой Фонтанкой, но из-за перерасхода бюджета было принято решение построить временный деревянный вокзал на Семеновском плаце (ныне Пионерская площадь). Первая паровая машина, получившая название «Проворный», вышла из Санкт-Петербурга 30 октября 1837 года под управлением самого фон Герстнера. До Царского Села ехали 35 минут.

  • Витебский вокзал в белые ночи

  • Фронтон Витебского вокзала

  • Часы на башне Витебского вокзала

  • Кованые перила на Витебском вокзале

  • Металлоконструкции (кровельные площадки) на Витебском вокзале

  • Памятник фон Герстнеру — проектировщику и строителю первой железной дороги в России

  • Декорации в стиле модерн на стенах вокзала

Вскоре деревянный вокзал был заменен двухэтажным каменным зданием по проекту Константина Тона. Однако к концу 19 века его оказалось недостаточно для все более большого потока пассажиров. В конце концов, в 1902 году Станиславу Бржозовскому (недавно достроившему Рижский вокзал в Москве) было поручено спроектировать совершенно новое здание. Он создал шедевр архитектуры в стиле модерн (или стиль модерн). Огромный парадный зал высотой более 20 метров украшен панно, рассказывающими об истории Царскосельской железной дороги и ее станций. На главной лестнице есть мраморные перила с бронзовыми вставками, а на вокзале также есть картинная галерея с типичными для ар-нуво растительными украшениями. Платформенная крыша, тем временем, впечатляет своей инженерной изобретательностью и эстетическими качествами и является крупнейшим образцом «железной архитектуры» в Санкт-Петербурге.

Рядом с главным вокзалом Бржозовский также построил Императорский павильон, спроектированный как частный зал ожидания Николая II и его семьи. В 1987 году к 150-летию первого путешествия макет Проворного разместили в собственном стеклянном павильоне рядом с платформами. В 2003 году вокзал был полностью отремонтирован, а в 2007 году в вестибюле вокзала был установлен бюст фон Герстнера.

Адрес: Загородный проспект, 52
Метро: Пушкинская
Как добраться: Поверните налево от станции метро «Пушкинская», это следующее здание вниз.
Что поблизости? Лазарет Семёновского полка (Музей военной медицины),
Океанариум,
Пионерская площадь,
Гороховая улица,
Улица Марата

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге

С того момента, как я увидел ее, я глубоко влюбился в Витебский вокзал. Но шансы, что я приеду туда лично в ближайшее время, сфотографирую и поделюсь с вами этой красотой, очень малы. Поэтому я попросил местную даму, которая так же любит этот драгоценный камень, оказать честь…

Витебский вокзал, Санкт-Петербург. Фото Карла Буллы, ок. 1900

Это гостевой блог Анны Семериковой, также известной как Époque Maudite, в Instagram.

Мне всегда нравился «вид» Витебского вокзала. Еще до того, как я понял, что такие здания, которые мне нравились больше других, все построены в стиле модерн. Стиль, который мы в России называем «модерн» («модерн»). И, наверное, все знают, как это обычно бывает: когда думаешь, что вернешься позже, чтобы что-то открыть, и никуда не торопишься, планируешь сделать кучу снимков… Но годы идут, а ты все еще только планируешь, а ожидание подходящей погоды, подходящего света, хорошего настроения и т. д. Особенно, если вы живете в том же городе, что и архитектурное сокровище!

Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, Россия, 2019

Что касается меня, то я не большой любитель российских поездов. Поэтому я стараюсь по возможности избегать поездок на поезде. Разве что другого выхода нет, а у меня есть для проезда на поезде. Чаще всего в московском направлении, отправляясь с Главного вокзала. Более того, до лета 2018 года я был абсолютно уверен, что Все поезда из Санкт-Петербурга в Москву отправлялись с Главного вокзала.

Поэтому, когда в прошлом году мои друзья из Бельгии и Франции захотели посмотреть столицу России, я без раздумий отвез их на Главный вокзал. Только когда мы не смогли найти их платформу, я понял свою ошибку! Их поезд ждал их на Витебском вокзале. К счастью, станции не слишком далеко друг от друга, поэтому мы успели вовремя.

Ехали ночным поездом, станция была почти пуста. Вечер был теплым и спокойным. А после того, как мои друзья ушли – пока я шла через станцию ​​обратно к входу в метро – я поняла, что ОБЯЗАТЕЛЬНО вернусь, чтобы пофотографироваться.

Но я не возвращалась до декабря, когда пошла на выставку «Мода русского модерна 1890-1914», которая была представлена ​​на вокзале. К сожалению, со всем этим защитным стеклом нельзя было фотографировать. Я просто поделюсь тем, что получилось не так уж и плохо.

Выставка «Мода русского модерна 1890-1914 гг.»

Зимняя погода тоже не благоприятствовала фотографиям. Так что только после лета года (2019 года) мне, наконец, удалось попасть внутрь Витебского вокзала и сделать несколько снимков для своего аккаунта в Instagram. Людей было очень мало, и я мог сделать несколько действительно хороших снимков. Пожалуйста, наслаждайтесь ими, пока читаете этот блог.

Витебский вокзал, дизайн интерьера Сима Минаш

Витебский вокзал был первым железнодорожным вокзалом в Санкт-Петербурге; фактически это был первый железнодорожный вокзал во всей России. Первое, одноэтажное деревянное здание было построено в 1837 году. В том же году первый в истории русский поезд «Проворный» отправился с перрона в царскую резиденцию в Царском Селе. Поезд доехал до Царского Села (25 км) за 35 минут, что было рекордом скорости для России того времени. Интересно знать, что сегодня вам нужно 28 минут на поезде для того же расстояния (с 5 остановками) или 40 минут на машине.

Фото из Царскосельской коллекции ГМЗ

Так как здание вокзала оказалось слишком маленьким, его в течение двенадцати лет снесли, а Константин Тон (1794-1881) перестроил вокзал в камне в 1849-1852 гг. На этом снимке здание вокзала, снятое 17 сентября 1900 года. (Фото из Царскосельской коллекции ГМЗ). Но это все же не то здание, о котором я хотел рассказать.

Дом Протасова. Фото Карла Буллы, 1914 г.

Строительство моего любимого вокзала в стиле модерн, которым мы можем наслаждаться сегодня, началось в 1901 году и длилось три года. Станислав Антонович Бжозовский (1863-1930-е гг.) был главным архитектором, ответственным за внешний вид здания. А замечательные интерьеры спроектировал 25-летний Сима Исаакович Минаш (1877-1945), известный также как архитектор Дома Протасова (Дом М. В. Воейковой), который вы можете видеть на старой картине Карла Буллы.

Витебский вокзал, Дизайн интерьера Сима Минаш

Возвращаясь к вокзалу, хочу отметить, что это было одно из первых общественных зданий в стиле модерн. И людям это действительно нравилось. (Помните, что не все новшества рубежа веков были приняты публикой, как, например, Эйфелева башня.) Удивительная, необычная архитектура, обилие металла, сложные технические устройства и диковинные для того времени: лифты для багажа и пассажиры, конвейеры, рельсовые пути, расположенные на втором этаже, электричество… такое чудо конструкции и инженерной мысли не могло не вызывать восхищения.

Витебский вокзал, Дизайн интерьера Сима Минаш

Однако наш климат и время постепенно разрушали вокзал, и удалось сохранить только 2% внешней металлической отделки. Архитектурные детали были удалены с фасада и холлов во время бесчувственного советского ремонта. В виде исключения из обычной практики советских лет на Витебском вокзале сохранился надземный депо. Пять платформ и багажные лифты остались практически нетронутыми, что сделало его идеальным местом для съемок советских экранизаций «Анны Карениной», рассказов о Шерлоке Холмсе и других 19 фильмов.классика ХХ века.

В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга в 2001-2002 годах на станции была проведена кропотливая реставрация первоначального интерьера и декора в стиле модерн. Отреставрирован купол, воссоздан «исторический» колорит вокзала, восстановлены первоначальные фасадные окна, обновлены лепные украшения, заново оформлена мраморная лестница, воссоздано Императорское кафе, недостающие элементы первоначального дизайна были отреставрированы, а металлические украшения восстановлены.