Вернер пантон интерьеры: Вернер Пантон — герой 1960-х • Интерьер+Дизайн

Вернер Пантон — герой 1960-х • Интерьер+Дизайн

Вернер Пантон (1926-1998) — символ 1960-х, мастер кислотных цветов, текучих форм и футуристичного дизайна. Именно он ввел эстетику поп-культуры в предметы мебели и интерьер.

Новая солнечная версия —  стул Verner Sunlight, Vitra.

Родился в Дании, там сделал себе имя, в 1960-х переехал в Швейцарию. В середине 50-х годов, в эпоху битников молодые художники и писатели покупали старые грузовики и путешествовали по континенту. Один из самых экстравагантных грузовиков,  разбитый Volkswagen принадлежал молодому датскому архитектору Вернеру Пантону, которому удалось превратить транспортное средство в мобильную студию.

 Холл отеля Astoria  в Трондхайме — интерьерный проект В. Пантона.

Каждые несколько месяцев Пантон срывался из Копенгагена и уезжал колесить по Европе, объезжая фабрики и потенциальных баеров. Дания как страна, причастная к скандинавскому дизайну, в котором модернистская эстетика соединилась с природой, была на гребне популярности. Поначалу стиль Вернера Пантона вполне укладывался в общескандинавский строй: обтекаемые формы, минимализм, светлое дерево. Но Пантон понимал, что завоевать признание можно только сделав что-то наперекор традиции, что-то выдающееся и экстраординарное.

  Cтоловая в штабквартире журнала Шпигель в Гамбурге. Интерьерный проект Вернера Пантона.

У Пантона были крепкие связи со знаменитыми датскими дизайнерами. Пол Хеннингсен учил его в Копенгагенской Королевской академии искусства. После оконачания учебы он работал для гранда датской архитектуры Арне Якобсена. Дружил и работал с Хансом Вегнером.  В отличие от Ханса Вегнера, который прославился своими мастерски сделанными  деревянными стульями из тика, которые стали классикой датского дизайна, Пантон интересовался пластиком и другими быстро развивающимися искусственными материалами. Именно благодаря этим материалам, ярким тонам, эффектной геометрии, тяготеющей к поп-арту, Пантон занял место в пантеоне дизайнеров ХХ века.  

L1 Cone Chair, диз. В. Пантон, Vitra.

В детстве Вернера Пантона ничто не предвещало, что он станет дизайнером. Он родился в 1926 году, его родители  держали гостиницу в Гантофте, крошечной деревне на острове Фюнен. Он мечтал стать художником, но таланта к живописи и рисованию не обнаружил. Несмотря на это, в 1944 году Пантон выиграл место в техническом колледже в Оденсе, самом большом городе острова.

Стул C1, диз. В. Пантон, 1959, Vitra.

 

Табуреты Visiona спроектированы В. Пантоном для инсталляции Visiona, 1970, Vitra.

 

Дания была оккупирована Германией, и Пантон присоединился к движению сопротивления. В конце Второй мировой войны он скрывался несколько лет  после того, как немцы обнаружили тайник с оружием в его комнате. Окончив учебу в Оденсе, Пантон переехал в Копенгаген в 1947 году и был  зачислен в Королевскую академию искусств уже как студент архитектор. Там Пол Хеннингсен посвятил Вернера Пантона в тонкости предметного дизайна. Именно Пол Хеннингсен отточил вкус Пантона к чистой, безупречной эстетике. В 1950-м Пантон женился на Тове Кемп, приемной дочери Хеннингсена. Но вскоре ушел от нее.  Такое же сильное влияние на Пантона оказал Арне Якобсен, которому Пантон помогал с 1950-го до 1952-й год: вместе они работали над разными проектами, в том числе над знаменитым стулом «Муравей». Пантон впоследствии утверждал, что именно Арне Якобсен  научил его больше, чем кто-либо другой. Помимо элегантности в его предметах всегда был поиск новых материалов и технологий, которыми тогда был увлечен и Вернер Пантон.

Кресло Ameoba, диз. В. Пантон, 1969/1979, Vitra.

После ухода от Якобсена Пантон жил фрилансом, принимая заказы на дизайнерские и архитектурные проекты. Он запатентовал утюг для глажки рубашек. А на полученные финансы купил тот самый грузовик Volkswagen. В 1955-м  Фриц Хансен начал производство пантоновских стульев Bachelor и Tivoli.  Но свой собственный, индивидуальный стиль Вернер Пантон обрел только в 1959 году, выпустив стул Cone. Изначально он проектировал его для ресторана Komigen, нового заведения, которое открывали его родители на Фюнене. Стул «Конус» оправдывает свое название — скрученный в конус металлический лист острым концом крепится на крестообразной основе. Датский предприниматель Перси фон Халлинг-Кох углядел этот стул на открытии ресторана и предложил Пантону его производство. Когда стул был отснят для публикации в датском дизайнерском журнале Mobilia, Пантон поставил рядом кресло и обнаженный манекен, съемка вызвала скандал. Стул Cone спровоцировал волнения в Нью-Йорке, полиция приказала убрать его с витрины магазина, так как  толпы людей собирались на улице смотреть на «Конус».

Создав себе реноме дизайнера, который прозревает будущее, Пантон автоматически получил разрешение на эксперименты. Он работал над первыми образцами надувной мебели – из прозрачной пластиковой пленки.  Он же в 1960-м проектировал «тотальную среду» для отеля Astoria в норвежском Трондхайме. По замыслу Пантона пол, стены и потолки  покрывались оп-артовыми орнаментами. Проект был стартом для фантастических «тотальных сред», которые Пантон создал в Гамбурге для штаб-квартиры журнала «Шпигель» в 1969 году и знаменитой инсталляции Visiona II, взорвавшей Кельнский мебельный салон 1970 года.

 Mira X Spectrum Curve, диз. В. Пантон.

Тот же принцип Вернер Пантон применил, работая над офисом издательского дома  Gruner + Jahr в Гамбурге в 1973 году.  Устав от жизни в Дании, Пантон в 1962 году перебрался в Канны, но осел в конце концов в Швейцарии. И снова женился, на этот раз его женой стала Марианна Персон-Ортенхайм. В Швейцарии началось его многолетнее сотрудничество с мебельной компанией Vitra, которая на тот момент  имела лицензию на продажу продукции американской мебельной компании Herman Miller. Для Vitra Вернер Пантон спроектировал Flying Chair, оптимистичный фантазийный предмет, который стал хитом Кельнского мебельного салона 1964 года. А в 1967 Vitra представила публике Panton Chair, первый стул, согнутый по принципу нависающей балки из единого листа пластика.   Гладкий, элегантный, сексуальный предмет стал символом эпохи. Особенно стул прославился после съемки «Как раздеться перед мужем» для журнала Nova.

«Как раздеться перед мужем» — публикация в журнале Nova (майский номер 1971 года, модель — популярная певица Аманда Лир), которая сделала стул Panton  cуперпопулярным.

  Несмотря на то, что в течение 1970-х годов Пантон  неоднократно награждался престижными премиями, популярность его шла на спад. В период после войны со Вьетнамом его оптимизм выглядел неуместным. На первый план вышла ирония и более политизированный дизайн Этторе Соттсасса, Алессандро Мендини и Гаэтано Пеше. Постепенно Вернер Пантон оказался в изоляции в своем швейцарском уединении.  Ситуация резко изменилась в середине 1990-х, когда  начала возвращаться мода на дизайн середины ХХ века в целом и, в частности, на дизайн Вернера Пантона.

Дизайнер-график Питер Сэвилл выбрал пантонскую лампу  Shell 1964 года для столовой модной квартиры в лондонском Мэйфере. Съемка этой квартиры обошла всю интерьерную прессу. В 1995 году британский Vogue поместил на обложку обнаженную Кейт Мосс в кресле Panton. Начался перевыпуск предметов, спроектированных дизайнером в 1960-е годы. Сам Пантон давал интервью и готовил к открытию собственную выставку «Вернер Пантон: Свет и цвет».  До вернисажа он не дожил 12 дней. Умер 5 сентября 1998 года. 

Дизайнер Пантон Вернер: светильники и мебель на фото

Новости дизайна

Вернеру Пантону не нравился привычный облик вещей. Он начал со стульев-конусов и стульев-языков, а закончил интерьерами-пещерами.

Современность наступила в 1960-е годы. Рухнули колониальные империи, английский язык победил французский, распалась большая семья – более двух поколений родственников больше не жили в одном доме. Бодрийяр и Деррида пробовали перо, Годар снимал “Китаянку”, художники окончательно порвали с такими понятиями, как картина и скульптура. Мао (заочно) и Троцкий (посмертно) тревожили умы интеллектуалов.

Ресторан Varna в Орхусе, Дания, 1971

@Verner Panton Design

Вернер Пантон, мимолетный сотрудник Арне Якобсена, патриарха скандинавского дизайна, и мимолетный зять Поуля Хеннингсена, другого патриарха скандинавского дизайна, в течение всего этого десятилетия проектировал стул – тот самый, знаменитый, из цельного куска пластмассы, похожий на высунутый язык, который дразнит кого-то в небе.

Panton Chair (“Стул Пантона”), Vitra, дизайн 1958–1967 годов

@Verner Panton Design

Пантон несколько лет искал фабрику, которая согласилась бы изготовить стул-язык, и нашел ее не в родной Дании, а в Швейцарии. Это была Vitra. Швейцарские химики с этим стулом пуд соли съели. Только в начале 1970‑х появился способ изготавливать его так, чтобы он был достаточно прочен и не слишком дорог. Чтобы работать вместе с технологами, Вернер Пантон переселился в Базель.

Вернер Пантон в своей квартире в Базеле, где он жил с 1964 по 1972 год

@Verner Panton Design

В Данию он больше не возвращался. Его новыми заказчиками стали швейцарские, французские и немецкие фирмы. В частности, концерн Bayer, который изобрел синтетическое волокно дралон и решил рекламировать его как материал для интерьеров. Концерн арендовал прогулочное судно “Лорелея”, переименовал его в “Дралон” и к очередной мебельной выставке в Кельне попросил Вернера Пантона оформить интерьеры судна, как можно больше и разнообразнее используя новый материал.

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Один из салонов в центральном отсеке главной палубы

@Verner Panton Design

Как подлинный интеллектуал 1960-х, Пантон с подозрением относился ко всему привычному. Интерьер со стандартной мебелью, приспособленной для неизменных ритуалов повседневной жизни, для него был воплощенным насилием над свободой и фантазией человека.

Стул из серии 1-2-3, 1974, Fritz Hansen, VerPan

Он говорил: “Ненавижу, когда я захожу в гостиную и вижу диван, журнальный столик и два кресла, и понимаю, что вот здесь я буду находиться весь вечер. Я делаю мебель, которую можно поднимать и опускать, чтобы смотреть на вещи под разным углом”.

Стул из серии K, 1958, Plus-linje

@Verner Panton Design

С середины 1960-х Пантон проектировал невиданную мебель: многоуровневый диван-стеллаж, мягкую “башню” с несколькими выступами, по которым можно забраться под потолок.

Бар Barboy, 1963. Производили в разные годы Sommer, Bisterfeld & Weiss, VerPan

@Verner Panton Design

Опытные образцы этих предметов заполняли его квартиру. Некоторые из них были выставлены на прогулочном судне “Дралон” в 1968 году. А через два года на том же судне, которое по совету Пантона переименовали в “Визиону”, он создал интерьер из мебели, похожей на грибы, люстр, свисающих до пола, и текстиля ярких цветов, который выстилал все поверхности снизу доверху – герметичный мир из синтетической ткани и вспененного полиуретана, залитый цветным искусственным светом. Этот временный интерьер – самое дикое и яркое сновидение в истории интерьера вообще.

Интерьер “Визионы 2”, 1970. Помещение в носовом отсеке главной палубы

@Verner Panton Design

С конца 1960-х Пантон проектировал много интерьеров в том же стиле, собранных из похожих, а часто таких же светильников, мебели, стенных панелей.

Пластиковая панель для интерьера “Визионы 2”, 1970

@Verner Panton Design

Постепенно они становились этакими “портфолио” Вернера Пантона, как бы набросками тех ретроспективных выставок, которые в 1990-е он устраивал уже в новом статусе, как живая легенда дизайна.

Павильон компаний Plus Linje и Unika Vaev в мебельном магазине Möbel Pfister в Цюрихе, 1961

Пантон умер перед открытием крупнейшей из них, в 1998 году, вовремя избежав участи превратиться в прижизненный памятник самому себе.


1 / 10

@Verner Panton Design

Кабинет Вернера Пантона в доме в районе Биннинген, Базель, где он жил с 1972 года.


Фото: @Verner Panton Design

ТегиДизайнВернер Пантон

Великолепные интерьеры Вернера Пантона созданы, чтобы сбить вас с толку

Visiona 2 — не что иное, как психоделический сон. Построенная внутри корабля лабиринтная инсталляция представляет собой серию комнат, украшенных призматическими оттенками и осязаемыми текстурами. Спустившись по малиновой винтовой лестнице, посетители проходят через зеркальные пространства; похожая на матку пещера с волнистыми стенами, обернутая ультрамариново-синей, ярко-красной и золотисто-оранжевой тканью; берлога, покрытая фиолетовым ворсистым ковром; и комната, одетая в сферы и залитая меняющим цвет светом. Он создан, чтобы удивлять и волновать посетителей.

Хотя в последнее время это звучит очень похоже на максималистские, иммерсивные, удобные для фото инсталляции — глядя на вас, на Фабрику красок, Машину мечты и Музей мороженого — Visiona 2 почти 50 лет, и это одна из десятков проектов, представленных в Verner Panton , новой монографии Phaidon.

Visiona 2, выставка для компании Bayer, Кельнская мебельная ярмарка, 1970 г. © Panton Design, Basel

Интересуясь иммерсивными пространствами, теорией цвета, системами и сенсорным восприятием, датский дизайнер середины века Вернер Пантон создал скульптурную мебель, которая обрамляла тело, интерьеры, вызывающие внутренние реакции, и узоры, которые дразнили глаз. Пантон был полностью посвящен окружающей среде, и он предвидел приманку в Instagram еще до того, как Instagram стал чем-то особенным.

Sitzschaukel, 1969-70, разработанный для Visiona 2 на Кельнской мебельной ярмарке в 1970 году и произведенный Horlacher, Швейцария. © Panton Design, Базель (Illums Bolighus)

Как и другие радикальные практики послевоенной эпохи, Пантон был озабочен изобретением будущего, но подходил к нему с поп-чувствительностью. Как утверждают соавторы книги Ида Энгхольм, адъюнкт-профессор Датской королевской академии изящных искусств, и Андерс Михельсен, адъюнкт-профессор Копенгагенского университета, Пантон работал способом, который был ближе его времени и людям. кто увидит его работу. Вместо пешеходных городов Archigram или органически сформированного децентрализованного урбанизма Archizoom он «создавал практические объекты, которые приносили пользу, хотя ему нравилось преувеличивать и раздвигать границы, признанные обычными людьми».

Эта комната, наполненная яркими люстрами, была частью выставки Visiona 2 для Bayer, Кёльнская мебельная ярмарка, 1970. © Panton Design, Базель (Bent Hassing, Akatorp)

Panton интересовалась промышленной продукцией для массового рынка. В то время как его современники интересовались ремеслом, он воспринял машины и новые способы производства. Они работали с натуральными материалами, такими как дерево; он предпочитал пластик, оргстекло, поролон и синтетику. Его самые узнаваемые проекты — c. 19Стул 67 S, первый в мире стул, сделанный полностью из формованного пластика, и лампа Panthella, лампа из формованного пластика, похожая на шляпку гриба.

Стул Panton S Архив Музея дизайна Vitra, Германия

Но уникальные проекты Пантона были далеко не такими захватывающими, как его интерьеры, которые можно было понять как «новые систематические варианты восприятия жизни», пишут Энгхольм и Майкельсон. Пантон начал работать на дизайнера мебели Арне Якобсена, и его первый крупный заказ был получен от его отца, который владел гостиницей и поручил ему переоборудовать ее ресторан в 1919 году.58. Пантон отвечал за дизайн мебели, освещения, текстиля и даже униформы персонала. Он использовал пять оттенков красного внутри, за что пространство получило прозвище «Красный рубин». После ремонта бизнес ресторана вырос.

Со временем интерьер Пантона становился все более живым и шумным. Он работал с психологами, чтобы понять, как цвет влияет на настроение и восприятие, и, как и другие художники того времени, глубоко интересовался психоанализом. Он хотел, чтобы его окружение — полностью созданное человеком и искусственное — оказывало глубокое влияние на людей посредством тотального произведения искусства. Это не было новой концепцией — дизайнеры пытались создавать полноценные произведения искусства с конца 1800-х годов, — но он экспоненциально усилил ее, как в 9 веке.0003 Visiona инсталляции, которые действительно были витринами немецкой текстильной компании.

Пластиковые стеновые панели на выставке Visiona 2, Кельнская мебельная ярмарка, 1970 г. © Panton Design, Basel

Его иммерсивные пространства были похожи на скульптуры, в которые вы входите. Ничто внутри не кажется «рациональным» или «функциональным» — две главные мантры модернистов. Мебель создавалась для того, чтобы создать у вас определенное настроение, например, неторопливо откинуться на спинку кресла или растянуться. Потолок мог быть полностью составлен из ламп, а цвета были богатыми и насыщенными, как офисы, спроектированные Пантоном для немецкой газеты Der Spiegel в 1919 году.69.

Panton был идеальным дизайнером атмосферы, в которой вы хотели находиться, например, ресторан Varna, построенный в 1971 году в Орхусе. Ресторанный критик в то время прославлял «архитектурный театр» этого места и предлагал людям посетить его, даже если они не собирались заказывать еду. Это ощущение устрашающе похоже на то, сколько фотогеничных пространств сегодня потребляется. Ванная комната, которую можно разместить в Instagram, — достаточная причина, чтобы попробовать новый ресторан, поэтому одни и те же изображения акцентной стены, идеальные виньетки или иммерсивные инсталляции продолжают повторяться. Пантон понял это десятилетия назад.

Бассейн в здании Der Spiegel, Гамбург, 1969 г. © Panton Design, Базель

Как пишут Энгхольм и Майкельсон в своей книге: «[Вселенная Пантона] сейчас поглощена процессами глобализации, что в данном контексте просто означает, что все большее число людей стремится почти к тому же, что апеллировало к Пантону еще в 1960-е годы. и 1970-е годы: по существу захватывающая и сложная жизнь, но также и социально мобильная жизнь; комфортная жизнь, воплощенная в первом стуле Пантона, стуле Bachelor — простом, легком, элегантном и в высшей степени портативном».

Познакомьтесь с коллекционером, который превратил свой дом в выдающийся музей дизайна

«Живая башня», 1968 г., шаровая лампа, 1970 г. , и спиральная лампа, 1970 г., Вернер Пантон. Фото предоставлено Pantonworld.

В 1967 году первый в своем роде пластиковый стул датского дизайнера Вернера Пантона поступил в продажу в США. В статье New York Times два года спустя Рита Рейф описала его как «Z-образный стул, который пронзает воздух острым как бритва силуэтом», и назвала его дизайн «поразительным».

Складное кресло Вернера Пантона. Photo by DEA / G. CIGOLINI/De Agostini/Getty Image

Даже в 1960-х и 1970-х годах, в расцвете оп-арта, постмодернизма и мебели космической эры, интерьеры Пантона были поразительны. В офисах издательства Spiegel Publishing House в Гамбурге он покрыл потолки густыми лесно-зелеными пирамидальными сталактитами; на Кельнской мебельной ярмарке в 1968 и 1970 годах химическая компания Bayer поручила ему преобразовать интерьер лодки, который он сначала наполнил пушистыми желтыми сферическими сиденьями и качелями в форме блюдца, а затем в 1970, покрыл стены, полы и потолки волнообразными горбами и буграми синего, пурпурного и красного цветов, вариациями на тему его «Живых башен», которые служат сиденьями и разделителями пространства. Это было похоже на психоделическую подводную пещеру.

«Лампа в цветочном горшке», 1968 год, Вернер Пантон. Фото предоставлено Pantonworld.

Сегодня сумасбродство работы Пантона, на первый взгляд, выглядит устаревшим: в нем царит расслабленная атмосфера Jetsons, а перенасыщенные интерьеры кажутся занятыми и вызывающими головокружение. Но Никлас (имя сокращено, чтобы защитить его частную жизнь), коллекционер Panton, живущий в Швеции, видит непреходящую красоту в работах датского дизайнера. Ранее коллекционер 19Мебель 60-х, Никлас сказал мне, что около двенадцати лет назад он начал коллекционировать исключительно работы Пантона, а теперь ищет только первые издания его дизайнов. Он наполнил свой дом — дом, построенный в 1967 году и выбранный потому, что его пропорции соответствовали проекту — мебелью Пантона, покрасил стены в фирменные оранжевые, красные и баклажанные цвета Пантона. Это стало своего рода музеем с проживанием, и Никлас применяет преданность куратора, чтобы пространство выглядело так, как задумал дизайнер. (Пантон умер в Копенгагене в 1998.)

Диван «Пантонова», 1971 г., и спиральная лампа, 1970 г., Вернер Пантон. Фото предоставлено Pantonworld.

Никлас живет со своей девушкой и тремя сыновьями — восьмилетним близнецом и пятилетним. Когда я спросил, нравится ли детям жить среди постмодернистского дизайна, он сказал мне: «Я думаю, они не видели ничего другого. Может быть, в детском саду и в школе, где белые стены».

«У меня нет областей, куда они не могут пойти», — добавил он. «Они могут быть во всех комнатах, и они должны быть везде. Так что на самом деле я не держу дом как музей: это больше дом».

Лампа Spiral, 1970 г., торшер «Panthella», 1971 г., и кресло для отдыха «Amoeba», 1998 г., Вернер Пантон. Фото предоставлено Pantonworld.

Конечно, у творчества Пантона много поклонников, но Никлас причисляет себя примерно к пяти ярым коллекционерам по всему миру. То, что начиналось как хобби, сделало его самостоятельным авторитетом: он общается с Марианной Пантон, вдовой дизайнера, а также с большинством ныне живущих производителей изделий Пантона. «Я знаю их довольно хорошо, но они в возрасте, и им около 9 лет.0», — сказал он. «У меня есть куча новых друзей, которые действительно пожилые люди».

Его преданность творчеству Пантона сделала его источником информации для поклонников, пытающихся проследить историю некоторых произведений. Например, женщина из Германии связалась с ним по поводу лампы Wonderlamp, состоящей из ярко-красных сфер, которую ее отец купил на ярмарке Heimtextil во Франкфурте в 1971 году, примерно в то время, когда ее родители поженились. «У меня есть фильм и несколько фотографий, когда эта леди была маленькой, играя с лампой на заднем плане». Никлас нашел журнальную фотографию лампы на ярмарке: «Она показала ее отцу, и он такой: «О, это невероятно». Это та самая лампа, которую он выбрал на ярмарке».

Спиральные лампы, 1970 г., «Кресло салями», 1965 г., «3-D ковер», 1969 г., и лампа «Panto Beam», 1998 г., Вернер Пантон. Фото предоставлено Pantonworld.

Он также взвешивает подделки, которые распространяются на вторичном рынке дизайна Panton. Набор настенных панелей с зеленой эмалью особенно раздражал; Никлас утверждает, что они были изготовлены компанией в Соединенном Королевстве в 2002 году, но, поскольку они были проданы аукционным домом, который не смог идентифицировать их как подделки, они циркулировали как оригиналы, быстро переходя из рук в руки, когда разочарованные покупатели осознали свою ошибку. «Их продают и покупают, продают и покупают, наверное, сто раз… Я получаю электронное письмо от потенциального покупателя, который спрашивает меня, могут ли они быть оригинальными. Я говорю, что они фальшивые, а они говорят: «О, черт, я только что заплатил за них кучу денег», — сказал он. «Через три недели другой парень звонит или пишет мне по электронной почте и говорит: «Я только что купил эти панели, они настоящие?» А я говорю: «Извините, вы только что купили поддельные панели». И так продолжается».

«Некоторые вещи преследуют меня уже двенадцать лет», — добавил он.

Кресло для отдыха с проволочным конусом, 1958 год, эмалированный стол, 1967 год, и шезлонг, 1961 год, Вернер Пантон. Фото предоставлено Pantonworld.

Несмотря на то, что он плодовитый коллекционер, Никлас не является дилером мебели Panton — он не пытается получить прибыль, а вместо этого пытается воспроизвести среду, созданную дизайнером в 1960-х и 70-х годах, капсулу времени прошлого. время. Самым удивительным аспектом интерьеров Panton являются их насыщенные монохромные цвета, от богатых ковров от стены до стены до потолков, выложенных яркими эмалевыми панелями; он относился к цвету почти как к физическому материалу. Его прототипы были белыми, и выбор цвета был таким же важным, как и форма. В свои 1997 book Notes on Color, Пантон пишет: «Выбор цвета не должен быть азартной игрой. Это должно быть осознанное решение. Цвета имеют значение и функцию».

«Если вы будете хранить его произведения в монохромной комнате, вы увидите дизайн по-другому, чем если бы вы видели только предметы [отдельно]», — сказал Никлас. «На самом деле он хотел быть архитектором, но никогда не строил больших домов.