Усадьба кусково интерьеры: Интерьеры усадьбы

Интерьеры усадьбы

 

Дворец

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно — пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера.
В 1976 — 1983 гг. – проведена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство и обстановочный комплекс восстановлены согласно описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке тканное убранство стен и мебели.
Узнайте больше об интерьерах Дворца

 

 

 

Голландский домик
После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ — будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.

Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй – парадный – этаж с Залом и Десертной

 

 

Грот
«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение». (Левшин В.А. Необходимое и полное домоводство, 1795 г.)
Внутри Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных, соответственно, в холодной и теплой цветовых гаммах.
Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту».
Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Невольно погружаешься в сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, и узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др. ) на фоне белого, желтого и розового туфа.
Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б.Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.
Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

 

 

 

Итальянский домик
Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.

 

 

 

 

Дворец в Кусково — интерьеры, история, описание

Главная  /  Москва  /  Усадьбы Москвы  /  Музей-усадьба Кусково  /  Дворец Кусково


Главенствующее место в ансамбле Парадного двора в Кусково принадлежит господскому дому, построенному в 1769-1775 гг. Дом невелик по размеру — его протяжённость в длину всего 66 метров, но благодаря гармоничной и изящной архитектуре, изысканной роскоши внутреннего убранства он издавна получил наименование дворца.

Дворец Кускова одноэтажный, имеет антресоли и стоит на высоком цоколе. Центральная часть его фасада, где расположен главный вход, украшена сильно выступающим вперёд портиком с шестью колоннами, на которые опирается треугольный фронтон. К главному входу ведут широкая белокаменная парадная лестница и два пологих пандуса, по которым когда-то особо важные гости подъезжали в каретах к самым дверям дворца. На парапетах пандусов установлены четыре каменные фигуры сфинксов — полуженщин-полульвов. По краям фасада располагаются два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.

Противоположный фасад дворца, обращённый в парк, также украшен портиком по центру и двумя ризалитами, но решён совершенно иначе. Портик паркового фасада почти не выступает за линию стены, ризалиты же, наоборот, вынесены далеко вперёд. Таким образом, парадный фасад создаёт ощущение приветственного движения навстречу, а противоположный мягко отходит назад, уступая место парку. Архитектура кусковского дворца относится к стилю раннего русского классицизма.

Кусковский дворец, как и многие усадебные дома XVIII в., построен из дерева. Из камня сложено лишь его основание — цоколь, сам же дворец состоит из нескольких бревенчатых срубов — связей, обшитых тёсом. Колонны сделаны из мощных сосновых стволов, барельефы портиков выполнены в технике резьбы по дереву (правда, капители колонн и украшения над дверьми отлиты из особой керамической мастики, изобретённой работавшим в Кускове «скульптурного дела мастером» Иоганном Юстом).

Дерево на Руси со времён глубокой древности было излюбленным строительным материалом. Но в XVIII в., в соответствии с новыми вкусами, деревянные стены богатых построек часто штукатурили и красили таким образом, что они становились неотличимыми от каменных. Однако в кусковском дворце дерево отнюдь не маскируется под камень: штукатурка не скрывает, а, наоборот, подчёркивает дощатую обшивку стен, что придаёт дворцу особую теплоту. Поверх штукатурки дворец выкрашен в нежно-розовый цвет — в XVIII в. такой оттенок называли «цвет утренней зари». Этот цвет, как установлено при исследовании разновременных наслоений краски на стенах дворца, был здесь первоначальным.

Дворец в Кусково не имеет единого автора. Строительство началось под наблюдением известного московского архитектора Карла Ивановича Бланка. Когда основа здания была возведена, Шереметев велел сделать обмеры и послал их в Париж, чтобы заказать французским архитекторам проект оформления фасадов. По некоторым сведениям, этот проект был выполнен Шарлем де Бальи — парижским учителем прославленного Баженова. Однако в процессе строительства французский проект претерпел существенные изменения в соответствии с русскими архитектурными вкусами и условиями подмосковной усадьбы. Существует предположение, что в строительстве дворца принимал участие и крепостной архитектор Фёдор Семёнович Аргунов.

Интерьеры дворца в Кусково

Кусковский дворец никогда не служил жильём — хозяин и его семья жили в небольшом «доме уединения» в глубине парка. Дворец же предназначался для приёма гостей, любования роскошными и изысканными интерьерами. Он состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.

Парадные сени

Просторное и самое высокое помещение во дворце. Деревянные оштукатуренные стены расписаны клеевыми красками под мрамор серо-зелёного цвета. Высоту сеней подчёркивают величественные полуколонны-пилястры, также выполненные из дерева и расписанные под розовый мрамор. В глубоких нишах стоят массивные декоративные вазы из алебастра с лепниной из гипса и «тиснёной бумаги» — материала, напоминающего папье-маше. Вообще в оформлении интерьеров дворца Кускова часто использовались приёмы, характерные для изготовления театральных декораций и бутафории.

По верху стен идёт ряд росписей на античные сюжеты, сделанных в технике «гризайль», имитирующей лепнину. Над дверью расположен барельеф с изображением воинских атрибутов и герба Шереметевых. Парадные сени не имеют окон и освещаются большим фонарём с подвесками в виде дубовых листьев.

Прихожая-гостиная

Небольшая светлая комната с потолком на два метра ниже, чем в парадных сенях. От этого, по контрасту, она кажется особенно уютной. Стены украшены большими ткаными коврами — шпалерами фламандской и французской работы XVII—XVIII вв. с изображениями парковых пейзажей. Их цветовая палитра насчитывает свыше десяти тысяч оттенков.

Кроме фламандских и французских шпалер здесь находится тканый портрет Екатерины II, выполненный на Петербургской шпалерной фабрике мастером Василием Фирсовым по оригиналу известного итальянского художника, работавшего в России — Пьетро Ротари.

Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам, которые имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.

Шпалерная гостиная

Как явствует из названия, также украшена шпалерами. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд, отблески воды отражаются в зеркале над камином. По сторонам камина стоят мраморные бюсты П.Б. Шереметева и его жены В.А. Шереметевой работы одного из крупнейших русских скульпторов XVIII в. Ф.И. Шубина.

Интересен небольшой столик для хранения нот с наборной крышкой из разных пород дерева, на которой изображена панорама Кускова, выполненная мастером Никифором Васильевым.

Малиновая гостиная

Одна из самых нарядных комнат дворца — названа по цвету штофных обоев. Здесь обращает на себя внимание узорный паркет, в котором изысканно сочетаются чёрные, жёлтые и коричневые тона. В углу между окнами стоит «органчик» — механический музыкальный инструмент типа шарманки. С потолка низко свисает великолепная люстра аметистового стекла.

Над диваном расположены портрет императрицы Екатерины II работы Ф.С. Рокотова, а также портреты великого князя Павла Петровича и его жены, выполненные Д.Г. Левицким.

Парадная опочивальня

Несмотря на своё название, эта опочивальня не предназначалась для сна. В XVIII в. было принято часть гостиных декорировать под спальни. Стены обиты штофными обоями с узором из полос и цветочных корзин. Ложе отгорожено глухой балюстрадой с балясинами в виде арф, перевитых гирляндами из роз, выполненными И. Юстом по рисунку К. Бланка. На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.

Интересны настенные часы первой половины XVIII в. Футляр, выполненный в мастерской известного французского мебельного мастера Ш. Буля, отделан черепахой, оловом и скульптурными деталями из золочёной бронзы.

Кабинет-конторка

Небольшая невысокая комната, её стены обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху. Дубовые кресла с характерной формой спинок — углом — единственный такого рода мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени. Строгому убранству комнаты соответствует колоннообразная печь благородных пропорций, облицованная белым кафелем.

Личная уборная

Очень светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.

Диванная

Небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. У окна стоит столик для чтения, на котором лежит изданная в 1774 г. книга «Письма императора Петра I графу Б.П. Шереметеву».

Библиотека

Библиотека представляет собой кабинет редкостей. В застеклённых шкафах-витринах выставлены старинные произведения декоративно-прикладного искусства и предметы, связанные с естественными науками: астролябия, медный глобус, электрофорная машина, камера-обскура, «жемчужная раковина из кусковского пруда». Стены декорированы цветной и золочёной резьбой, украшены морскими раковинами.

Вседневная опочивальня

По размерам вдвое меньше парадной. В декоре преобладают мягкие вариации белого и зеленовато-голубого цветов. Камин отделан мраморными вставками, расписанными в «помпеянском» стиле. У двери стоят высокие напольные часы английской работы с зеркальной дверцей. Часы указывают время, дату, фазы луны, а кроме того, проигрывают на колокольчиках двенадцать музыкальных пьес.

По стенам развешаны портреты, выполненные одним из крупнейших русских портретистов XVIII в., крепостным художником Шереметевых, представителем целой династии талантливых мастеров — Иваном Аргуновым. Особый интерес представляет «Портрет калмычки Аннушки», воспитанницы В.А. Шереметевой, — признанный шедевр мастера.

Картинная

Комната, в которой выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников. Однако это помещение отнюдь не является выставочным залом в современном представлении. В XVIII в. живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.

Зеркальная галерея

Называется также белым или танцевальным залом, — самое роскошное, просторное и светлое помещение кусковского дворца. Площадь Зеркальной галереи — двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.

Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Колористическое решение Зеркальной галереи построено на сочетании белого цвета и позолоты двух оттенков — червонного и зелёного. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Две большие хрустальные люстры, жирандоли — подсвечники на несколько свечей, стенники у зеркал наполняют зал мерцающим светом.

Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Торжественность момента подчёркнута присутствием Аполлона и муз. Живописная композиция обрамлена ярким орнаментом, составленным из орденских лент, камергерских ключей и вензеля П.Б. Шереметева. Плафон написан французским художником Л. Лагрене-старшим. В Зеркальной галерее устраивались не только танцы, но и парадные обеды. Две двери в зеркальной стене ведут в Прихожую-гостиную и в Карточную.

Карточная

Комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль её стен располагались ломберные столы. Интересен портрет Б.П. Шереметева в боярском костюме, написанный художником В. Аравицким.

Бильярдная

Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы. Живописный плафон на потолке изображает аллегорию искусств и олицетворение четырёх времён года. Над камином — панно «Руины» работы итальянского художника А. Перезинотти.

Парадная столовая

По традиции столовая не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол с парадной сервировкой. На потолке — живописный плафон «Триумф Юноны», выполненный Шарлем Легреном. На стене — четыре портрета работы Ивана Аргунова, изображающие родителей П.Б. Шереметева и его жены. В торце зала находится большая ниша, в которой установлена ступенчатая горка для серебряной посуды, увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского. Парадная столовая завершает анфиладу.

Дворец Шереметева на схеме Кусково

Интерьер Шереметьевского дворца

  • Описание

Provenance

Частная коллекция, Польша

Частная коллекция, США

Продажа: Butterfields, Сан-Франчаско, США, 16 мая 2001 г.

Частная коллекция, США

Выставки

Общество. Передвижные выставки ( Товарищество передвижных художественных выставок ), Петроград, 1918

 

Знаменитый русский художник-пейзажист польского происхождения, Жуковский был одним из ведущих русских художников-импрессионистов. К интерьеру он обратился во втором десятилетии ХХ века, начав цикл картин, изображающих великие усадьбы России.

 

Серия интерьеров знаменитой дачи Шереметевых Кусково 1916-17 годов считается его лучшей работой в этом жанре. Кусковский дворец, построенный в середине 18 века в нескольких милях к востоку от Москвы, является одной из старейших и красивейших летних резиденций в России. По замыслу его владельца, графа Петра Шереметева, Кусково должно было быть сопоставимо по размерам и красоте с собственными царскими резиденциями. В письме, адресованном Дмитрию Шереметеву, Жуковский выдает свое увлечение интерьерами: « Не будете ли вы любезны разрешить мне рисовать в ваших домах в Остафьеве и Кусково? Я большой поклонник старины… Здесь они так ясно говорят и так чудесно, бережно сохранены. Я хотел бы сделать несколько интерьеров этого бесценного памятника прекрасной эпохе. К сожалению, в последнее время они так быстро исчезают, и мало действительно культурных и утонченных людей, которые могут оценить эти священные места и не превращают их в фабрики и не используют в качестве дров парки, где когда-то гулял Евгений Онегин .» Настоящая картина принадлежит к той же серии интерьеров Шереметьевского дворца, что и работа, находящаяся сейчас в Варшавской национальной галерее.

 

Станислав Жуковский был одним из самых почитаемых пейзажистов России. Родился в городе Гродно в 1873 году, в 1892 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Исаака Левитана, Валентина Серова и Василия Поленова. Еще до его окончания в 1899 году Третьяковская галерея приобрела одну из его картин под названием «Лунная ночь». Выставлялся с передвижниками с 189 г.С 6 по 1917 г., участвуя в знаменитой выставке «Мир искусства» в 1902 г., и стал ее членом в 1904 г. Он открыл частную художественную студию, где обучал знаменитую художницу-авангардистку Любовь Попову и революционного поэта и художника Владимира Маяковского. В начале двадцатого века у него появился интерес к импрессионистскому движению, что нашло отражение в его работах.

 

После революции 1917 года поступил на работу в Художественный отдел Наркомпроса и был назначен в Художественный комитет Третьяковской галереи в Москве. Одна из его картин экспонировалась на Первой русской художественной выставке в Берлине в 1922. Он вернулся в родную Польшу в 1923 году, где и умер в концентрационном лагере вскоре после Варшавского восстания 1944 года. Большинство более поздних картин Жуковского было уничтожено.

 

Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях, таких как Третьяковская галерея в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, Варшавская национальная галерея и Национальная галерея в Риме.

Вы ищете покупателя?

У нас есть активный и непрерывный процесс приобретения.

Свяжитесь с нами

Чтобы быть в курсе последних новостей и идей, пожалуйста, заполните форму ниже.

  • Пожалуйста, заполните форму ниже, чтобы быть в курсе интересных новостей и идей.
  • Имя

    Первый

    Последний

  • Адрес электронной почты

Мы работаем только по предварительной записи. Чтобы договориться о просмотре, свяжитесь с нами.

М: +44 7866 638973
Т: +44 203 983 8383
[email protected]

Обрамление

John Davies Обрамление

Ружников обрамление для точных репродукций антиквариата годы.

Страхование

Barta & Partner

Barta & Partner — это современный бизнес с традиционными ценностями, не имеющий себе равных в страховании предметов искусства и ценной частной собственности.

Доставка

Gander & White

Gander & White зарекомендовала себя как одна из ведущих компаний по доставке и установке, предоставляющая услуги арт-дилерам, частным коллекциям и музеям по всему миру.

Хранение

Gander & White

Хранилища изобразительного искусства Gander & White спроектированы таким образом, чтобы обеспечить надежную среду для защиты деликатных и ценных произведений искусства.

Восстановление

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, компетентные услуги по реставрации драгоценных и заветных картин, которые возвращают опыт их первоначальной красоты.

Уборка

Hamish Dewar Limited

Hamish Dewar предоставляет профессиональные, знающие услуги по чистке драгоценных и заветных картин, которые возвращают опыт их первоначальной красоты.

Усадьба Кусково | Россия

Усадьба Кусково около 300 лет служила летней резиденцией дворян Шереметевых. Кусково впервые перешло во владение Шереметевых в конце 16 века. Считается, что название происходит от русского слова «кускок», так как, когда Шереметевы впервые приобрели землю, это был всего лишь небольшой кусок гораздо большего соседнего земельного участка. Первые деревянные постройки здесь были построены в начале 17 века, хотя дошедший до наших дней комплекс был построен в основном во второй половине 18 века при графе Петре Шереметеве.

В 1919 году усадьба была национализирована и превращена в музей, которым она и остается по сей день. Масштабные реставрационные работы проводились в усадьбе в 1970-х и 1980-х годах. С тех пор для посольства США стало традицией проводить в этом поместье празднование Дня независимости США. В третье воскресенье месяца вход бесплатный.


Большой дворец

Центральным элементом поместья является Большой дворец, построенный между 1769 и 1775 годами и обращенный к большому пруду. Главным архитектором дворца был Карл Бланк, работавший по заказу графа Петра Шереметева. Двухэтажный дворец построен в стиле классицизма, его фасад украшают колонны. Он предназначался для проведения балов и приема гостей, а его интерьеры реставрировались между 1976 и 1983 года, настолько грандиозны, насколько этого можно ожидать от резиденции очень богатой династии Шереметевых. Во дворце также проходят выставки, посвященные графу Петру Шереметеву, крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой (которая позже вышла замуж за графа Николая Шереметева, что вызвало скандал), а также русский и европейский фарфор. Добраться можно автобусом №133 или №208 от метро Рянзанский проспект или автобусом №620 или маршрутным такси №9М от метро Выхино


Церковь Христа Милосердного

Непосредственно рядом с дворцом находится церковь Христа Милосердного, старейшее из сохранившихся зданий усадьбы, построенное между 1737 и 1739 годами. Она состоит из небольшого одноглавого строения с небольшой отдельно стоящей колокольней по соседству. .


Голландский дом

На крайнем западе основной части садов поместья, на пруду, который соединен с большим прудом небольшим каналом, находится Голландский дом. Он был построен в 1749 году.в стиле голландского городского дома XVII века в память о Петре Великом, который был поклонником страны.


Грот

К востоку от дворца находится усадебный Грот, построенный между 1755 и 1761 годами как место для развлечения небольшой группы гостей в жаркие летние дни. Его интерьер красиво украшен имитацией зеленого мрамора, скульптурами, коринфскими колоннами, мозаикой из ракушек и мраморным полом.


Итальянский Дом

Сразу за Гротом находится Итальянский дом, стоящий у Итальянского пруда. Дом получил свое название, так как был построен между 1754 и 1755 годами в стиле итальянской виллы XVII века. За прудом находится современная копия пяти каменных зданий 18 века, которые использовались как зверинец для лебедей и других птиц.


Эрмитаж

За дворцом расположены усадебные сады, разбитые во французском стиле. В центре садов находится статуя Минервы, римской богини мудрости и ремесел. К юго-западу от этой статуи находится усадебный Эрмитаж, построенный между 1765 и 1767 годами также под руководством Карла Бланка как павильон для приема интимной группы гостей.