2. Заглянем внутрь и постараемся, чтобы никто нас не заметил… |
1-ый этаж |
2. Первый этаж дома делится на две половины. Слева — женская, справа — мужская. Ниже перевод плана и комментарии. |
Женская половина: 1. Лестница — вестибюль и парадная лестница. 2. Перед входом, где пандусы: подъезд для экипажей. 3. Бильярдная называется «Салон», то есть музыкальный салон. 4. Портик с кариатидами — перистиль. 5. Деревянная комната — кабинет графини. В нем было два камина, один настоящий, другой — декоративный. 6. Следующая комната сверху на плане слева — парадная спальня. Там даже кровать обозначена на плане. В спальне был либо камин, либо печь (справа), а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь. 7. Будуар. Скорее всего, этот крошечный кабинетик был для размышлений, и цветы там были. 8. Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной. Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась. На плане обозначена ванна. За ней мелкая комната в центре — реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно. 9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева. 10. Между двумя лестницами («лестница графини» — квадратная, выходящая из ванной) — Гардероб. Лестница из гардероба — по ней носили что-то гладить в подвал. По ней ходила горничная. Скорее всего, над ней (Лавуар) — комната для стирки. Непосредственно прачечная была в подвале. Мужская половина: |
Усадебный дом, по последним исследованиям (в 1994 трестом «Мособлстройреставрация» были проведены обмеры и исследования усадебного дома архитекторами Т. С. Куракиной и М.Ю. Горячевой), сохранил структуру конца XVIII века. Первоначальную декорацию интерьеров сегодня связывают с работами известного декоратора Дж. Скотти, приглашенного М.М. Измайловым в 1797 году. Считается даже, что на женской половине дома от конца XVIII века сохранились фрагменты живописных плафонов [1]. При проведении нового натурного обследования интерьеров дома в 2015 годy [2] возникло предположение, что росписи все же одновременны фасадам Б. Симона, который, наверное, был автором и всех интерьеров, выполненных на рубеже 1840-1850-х. Но архитектор по желанию заказчиков, стремившихся сохранить художественную преемственность, повторил стилистику и, возможно, сюжеты предыдущих росписей конца XVIII века с характерными фигурками нимф и амуров. |
3. Парадная летница в вестибюле. |
4. Роспись в нише, от которой идут симметричные спуски в подвальные помещения. |
5. Мозаика конца XIX века на полу вестибюля. |
6. Потолок над парадной лестницей. |
Еще 2 года назад на потолке висел вот такой фонарь с чугунными украшениями. Фонарь можно отнести к середине XIX века, вероятнее всего, он подлинный. Фотография Александра Ивановича Савельева. |
7. Теперь эту лепнину подчеркивает лишь остаток проводки, торчащей из центра потолка. |
8. Трещины и плесень в оконных проемах еще не добрались до витиеватой лепнины. |
Кабинет графини |
9. По левую сторону раньше находился камин. |
9. Старая открытка из коллекции архитектора-реставратора М.М.Ермолаева (1953-2014). Виталий Царин vitale2 выкладывал ее здесь. |
В целом, можно сказать, что основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей. Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна церковь. Здесь же в парке была расположена легендарная аллея «черных» роз. Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающий с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х годов. При сопоставлении этой части дома с мужской половиной, к которой симметрично «женскому» зимнему саду примыкает высокая башня с часами [3], становится ясен общий замысел планировки жилой части усадьбы. Занятия дам непосредственно обращены к саду и храму, а жизнь мужчин должна проходить в заботах о времени и науке для правильного и эффективного ведения хозяйства, для чего были предназначены флигели, расположенные поблизости от «мужской» стороны дома. Выражение такого распределения ролей хозяев подчеркивалось в русской архитектуре и изобразительном искусстве уже в эпоху Петра I, когда, например, были созданы знаменитые парные портреты императора на фоне флота и строящегося Петербурга и императрицы на фоне загородного дворца Екатерингоф с красивым регулярным парком (художник Г. Мусикийский). |
10. |
11. Подлинная люстра в центре. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя. |
12. Высота оконных проемов составляет около трех метров. |
13. На этих панелях раньше розы были в каждом прямоугольнике. |
14. |
15. |
16. Печная дверца (там был камин). |
17. |
18. Дверь в женскую спальню. |
19. Деревянная резьба над дверью. |
20. |
Два года назад в этой комнате стоял салонный рояль XIX века. |
Салон или голубая гостиная. |
21. |
Большая гостиная с тремя арочными дверными проемами, ведущими под сень портика, объединяла женскую и мужскую части дома. Отсюда открывался захватывающий вид на пойму Москвы-реки и на дальние холмы с церковью села Михайловская слобода на горизонте. В пышной декорации этой гостиной были использованы резные элементы из ореха и богатая лепнина в «византийском» стиле. Горельефные фигурки путти во фризах сочетались с забавными парами маленьких фавнов на ореховых оконных карнизах. Эти «фавнята» заняты музыкой: они играют на волынках и литаврах. Очевидно, эта комната, объединявшая женскую и мужскую половины дома, была музыкальным салоном (сегодня ее называют голубой гостиной). В конце XIX века здесь поместился салонный рояль немецкой фирмы «Блютнер». Расположенный напротив окон мраморный камин, украшенный рельефными изображениями лавровых и пальмовых ветвей, а также различных цветущих растений, являлся материальным символом домашнего очага прямо в геометрическом центре дворца. |
22. |
23. |
24. На подлинной люстре висят остатки хрустальных подвесок. |
25. |
26. Роспись на стенах. |
27. |
28. |
29. |
30. |
Спальня |
31. Вид из спальни в сторону будуара. Возможно в будуаре был устроен зимний сад. |
32. Потолки в спальне. |
33. |
34. |
35. |
Будуар (зимний сад) |
36. |
37. Потолки в будуаре. |
38. Гризайль в росписи плафона. |
39. Потолки в этой комнате протекают. |
Ванная комната графини |
40. Ванная отапливалась. |
41. |
Библиотека и бильярдная |
42. |
На «мужской» половине дома было специальное помещение для библиотеки, где до сих пор сохранились многоярусные резные шкафы в итало-византийском духе, в которые вмонтированы створки входных дверей, замаскированные под книжные полки с изображением корешков книг. Очень вероятно, что смежная с библиотекой комната была кабинетом – своеобразной мужской гостиной, где разрешалось курить (сейчас перегородка между этими комнатами разобрана). |
43. |
44. |
45. |
46. |
47. Потолки. |
48. |
49. Проходить в парк и праздновать свадьбы запрещено, но это никого не останавливает. |
Столовая |
50. Во времена туберкулезного диспансера столовую переделали в кинозал. |
51. На этой стене располагался богатый камин. |
52. |
Парадная лестница на второй этаж |
53. |
54. Вид со второго этажа. |
55. Подлинный паркет XIX века. |
56. |
57. |
58. Вид на вход в вестибюль со второго этажа. |
План второго этажа |
1. По центру вверху — кабинет графа. 2. Комната справа от кабинета графа — спальня графа и туалет. 3. Дальше справа — апартаменты Лариона (мальчика), ниже которых — туалет, где его одевали. Это сын Ивана Воронцова. 4. Башня предназначалась для занятий (телескоп). 5. В правом ризалите — лестница в буфет. 6. Четыре комнаты для гостей, скорее всего. Они связаны с лестницами прислуги и центральной лестницей. |
Кабинет графа |
59. Три арочных окна и выход на балкон. |
60. В комнате две росписи с видами на парковые затеи в усадьбе. |
61. Часовня на роднике. |
62. Эрмитаж. |
63. |
64. Вид с балкона. К сожалению, пейзаж портят новые коттеджи и только на горизонте видна колокольня в Михайловской слободе. |
Апартаменты на втором этаже |
65. Голубая комната. |
66. Мебель времен диспансера. |
67. Коридор |
68. |
69. |
70. |
71. Зеленая комната. |
72. |
73. Розовая комната. |
74. Голубая комната. |
75. |
76. Из окна голубой комнаты открывался вид на быковскую церковь. |
Подвал |
77. |
78. Подвалы были переоблицованы, как и весь дом. |
79. Под подвалами — подлинный кирпич XVIII века (В.И. Баженов). |
80. Выйдя из главного дома, спустимся в к парку… |
#SAVEBYKOVO — проект возрождения усадьбы Быково
ПЛЕНЭР-ДЕНЬ
ПЛЕНЭР-ДЕНЬ
SUP СУББОТНИК
SUP СУББОТНИК
24
тонны бытового мусора вывезено из усадьбы
100
кубометров валежника
150+
постоянных волонтеров
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
Подробнее о субботниках
ЗАПИШИТЕСЬ!
Один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров, поставляют инвентарь на субботники
Российский онлайн-гипермаркет товаров для дома, дачи и ремонта, оказывают финподдержку
Собирает, перевозит, сортирует и утилизирует коммунальные отходы; предоставляет контейнеры
Один из лидеров подмосковного рынка электрооборудования, снабжает команду
инструментом
Раменский историко-художественный музей оказывает информационную, консультационную и экспертную поддержку Центру
Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры оказывает информационную поддержку мероприятиям в усадьбе
Администрация поселка Верея
Организация совместных мероприятий для жителей посёлка, инфраструктурная поддержкаТуристско-информационный центр РАМЕНСКОЕ
Информационная поддержка проекта.
Совместное проведение выставок, туристических мероприятий, лекций и мастер-классовРаменское ТВ освещает мероприятия по сохранению и восстановлению усадьбы для жителей своего городского округа
Региональная газета тиражом 25000 экземпляров анонсирует мероприятия и информирует жителей Раменского о статусе усадьбы
Телеканал Культура
Федеральный телеканал, рассказывающий о культуре.
Освещает самые яркие события в усадьбеМедиацентр РамМедиа
Информационнай партнер проекта. Анонсы и репортажи событий в усадьбе
МойОкруг.рф —
общественный портал Раменского городского округаРоссийский спутниковый телеканал 360, рассказывающий о событиях в Подмосковье, России и мире. Информационный партнёр проекта.
Путеводитель по Раменскому округу, городам Жуковский, Бронницы и Белоозёрский. Рассказываем о самых ярких и значимых событиях, тестим новое и готовим обзоры интересных мест!
Торговой дом «Волгин», поставщик питьевой воды для всех субботников и мероприятий в усадьбе, проводимых SAVEBYKOVO
Кондитерская фабрика, партнёр чаепитий в усадьбе и благотворительных мероприятий, проводимых волонтерами проекта
Кладовая Мечты.
Творческая студия с обширной коллекцией реквизита для фотосъемок.
Декорирование и создание праздничной атмосферы фестивалей проектаЖук/Рам handmade маркет.
Маркет, представляющий самых интересных художников и мастеров округа Партнёр-организатор маркетов в усадьбе
VIKING SUP. Клуб сап-сёрфинга
Самый известный организатор сап прогулок и соревнований в Раменском г.о., постоянный партнёр субботников на воде в усадьбе
Гжельский Государственный Университет
ПАО «Полюс»
Крупнейший производитель золота в России. Партнёр проекта «Тюльпановый остров», инициаторы и участники корпоративных субботников в усадьбе
Стань частью движения #SAVEBYKOVO
Телефон
Вопрос и комментарии
Самые красивые дворцы Москвы, Россия
1. Царицыно
Фото: Сергей Дзюба/Shutterstock
В 1776 году Царицыно было построено по приказу Екатерины Великой, полюбившей пасторальную красоту местности; однако она никогда здесь не жила. Творение Василия Баженова не понравилось императрице, поэтому его произведение было снесено. Вторая попытка архитектора Матвея Казакова не удалась — Екатерина Великая умерла, не успев закончить 20-летнее предприятие. Здание было заброшено до тех пор, пока в период с 2005 по 2007 год его не отреставрировали.0005
Фото: dimbar76/Shutterstock
Сегодня Царицыно — это музей в большом парке площадью 1000 акров. Царицыно расположено к югу от Москвы, в 40 минутах езды на метро от центра города до станции метро «Царицыно» и в 10 минутах ходьбы до ворот. Дворец находится в центре парка, поэтому вам придется пройти еще 10 минут, чтобы добраться до него, но зелень, а также фонтаны и мосты, которые его усеивают, — это зрелище, которое стоит дополнительных усилий. Дворцовый комплекс закрыт в понедельник, но попасть в парк можно ежедневно с 6:00 до полуночи.
2. Коломенское
Фото: Губин Юрий/Shutterstock
Еще в XVI веке Коломенское было летней царской резиденцией. В 17 веке царь Алексей Романов построил в царской усадьбе большой деревянный дворец, который, к сожалению, был снесен по приказу Екатерины Великой в конце 18 века. Нынешний великолепный деревянный дворец в Коломенском построен по чертежам того, что когда-то стоял в усадьбе.
Фото: ЕвгенийЩ/Shutterstock
Сегодня усадьба Коломенское состоит из 17 памятников архитектуры на 990 акрах, в том числе Вознесенской церкви XVI века, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО; деревянные крепости 17 века; и 400-летняя деревянная православная церковь. Музей под открытым небом открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника. Добраться туда можно за 50 минут на метро из центра Москвы до станции Коломенская.
3. Петровский дворец
Фото: Юрий Дмитриенко/Shutterstock
Построенный как вокзал на пути царей из Санкт-Петербурга в Москву по приказу Екатерины Великой, красно-белый Петровский дворец является работой известного русского архитектора Матвея Казакова (и, как таковой, имеет сходство с Царицыно ).
Сегодня дворец используется как четырехзвездочный отель, поэтому его посещение возможно только в рамках редкой экскурсии. Здание также используется как Дом приемов Правительства Москвы с 2009 года. Чтобы добраться до Петровского дворца, расположенного на северо-западе Москвы, нужно доехать на метро до станции «Динамо» и пройти пешком менее 10 минут.
4. Кусково
Фото: Сергей Дзюба/Shutterstock
Огромный комплекс Кусково был построен между 1740 и 1780 годами богатой и знатной семьей Шереметевых для использования в качестве дачной резиденции. Помимо дворца, предназначенного только для приемов и оставшегося точно таким же, каким он был в 18 веке, в комплекс входят Голландский дом (павильон по образцу голландского таунхауса 17 века), Итальянский дом (построен в стиле итальянской виллы XVII века), Грот, Зверинец, Эрмитаж и другие постройки в большом парке с фонтанами, прудами, каналами и регулярным садом.
Фото: Дмитрий Зимин/Shutterstock
Великолепный ансамбль представляет собой музей усадебного быта XVIII века, насчитывающий 50 000 экспонатов: картин, рисунков, скульптур и художественной мебели. В комплексе также находится Государственный музей керамики, где выставлены изделия из фарфора, стекла и керамики. Кусково находится в 35 минутах езды на метро от центра города до станции метро «Новогиреево» и в 15 минутах ходьбы от комплекса.
5. Большой Кремлевский Дворец
Фото: Laborant/Shutterstock
Большой Кремлевский дворец — крупнейшее здание Кремля, укрепленный комплекс соборов и дворцов, расположенный в самом сердце российской столицы. Большой Кремлевский дворец был построен между 1837 и 1849 годами и раньше был царской резиденцией; Ныне это резиденция Президента Российской Федерации.
Хотя внешний вид может показаться роскошным, это ничто по сравнению с роскошным интерьером. С его замысловатыми куполообразными потолками; огромные сверкающие люстры; а золотом все покрыто, это даже красивее Версаля. Посетить прекрасный дворец можно, но единственный способ сделать это — заказать двухчасовую экскурсию.
6. Быково
Фото: Наталья Сидорова/Shutterstock
Одна из красивейших усадеб Москвы Быково, также известная как Марьино, к сожалению, заброшена. Комплекс состоит из невероятной церкви Владимирской иконы Богородицы, построенной в 1789 году по проекту известного русского архитектора Василия Баженова; перестроенная в 1856 г. роскошная усадьба, которая после большевистской революции служила туберкулезным санаторием; и ротонда у большого пруда, все из которых расположены в заросшем лесном парке.
Фото: Юлия Трубарова/Shutterstock
Поскольку усадьба находится в запущенном состоянии, посетить внутренние помещения усадьбы невозможно; тем не менее, вы можете прогуляться и насладиться архитектурой снаружи. Зимой длинный склон перед усадьбой служит местом для катания на санях для местных детей. В отличие от остальной усадьбы, церковь в настоящее время находится на ремонте. До Быково на общественном транспорте немного пешком, но если у вас есть машина или вы можете позволить себе поездку на такси, то до центра Москвы можно доехать всего за 50 минут.
7. Марфино
Фото: Шевченко Андрей/Shutterstock
Усадьба Марфино — уникальный и яркий образец готической архитектуры Москвы, поскольку это ансамбль, в котором каждое здание выполнено в готическом стиле. После того, как в 1822 году его сожгли французы, он был перестроен знаменитым архитектором Михаилом Быковским. Ансамбль состоит из большого парка, больших прудов, красивого моста, каменных ворот, скульптур, Рождественской церкви, ротонды, павильона и, конечно же, красно-белой усадьбы.
В настоящее время на территории усадьбы находится санаторий Министерства обороны Российской Федерации, поэтому посетители должны предъявить удостоверение личности, прежде чем получить доступ. Усадьба Марфино расположена в одноименном районе, в 50 минутах езды к северу от центра Москвы.
Больше похоже на это
|