Усадьба быково интерьеры: Усадьба БЫКОВО. Интерьеры главного дома. ЭКСКЛЮЗИВ!: vadimrazumov.ru — LiveJournal

Усадьба БЫКОВО. Интерьеры главного дома. ЭКСКЛЮЗИВ!: vadimrazumov.ru — LiveJournal

Дворец в усадьбе Быково — шедевр русской архитектуры декоративно-прикладного искусства эпохи императора Николая I и ближайший родственник знаменитого Воронцовского дворца в Алупке.

Вблизи города Жуковский в подмосковной усадьбе Быково-Марьино, принадлежавшей выдающимся государственным деятелям России, чудом уцелели интерьеры вместе со всеми декоративными деталями из резного дерева и мрамора. Дворец был капитально перестроен для Ивана Илларионорвича Воронцова-Дашкова — наследника М.М. Измайлова, построившего усадебный комплекс по проектам выдающихся архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.

Дворец в Быково мог бы стать драгоценным вместилищем для филиала музея мирового уровня, такого, например, как музей «Царицыно», или даже Санкт-Петербургский Эрмитаж. Культурный статус наукограда города Жуковский, расположенного в непосредственной близости от усадьбы на исторических землях Измайловых, Воронцовых-Дашковых и Ильиных, — залог высочайшей социальной востребованности такого объекта культуры.

На данный момент разработан проект приспособления (его автор Мария Александровна Марина), ведутся переговоры и идет поиск специалистов, готовых в нем принять участие, а также общественных организаций, волонтеров, партнеров, спонсоров. Сейчас в проекте заинтересованы и принимают активное участие специалисты МАРХИ, Министерство культуры Московской области, музей архитектора В.И. Баженова в Жуковском, РГСУ, Фонд Дворянской культуры, ОИРУ и Летопись Русской Усадьбы. Искусствовед Дмитрий Черниговский помог мне составить текст и сделать описание интерьеров, за что ему отдельно спасибо.

Идеи проекта:
Оживить пространство усадьбы, сделать из нее интерактивный музей, культурно-просветительский центр. Благодаря сохранившимся планам комнат дворца, можно воспроизвести все функции комнат, чтобы посетители могли прикоснуться к повседневной жизни графов. Таким образом, получится интерактивное, практически оригинальное и функционирующее графское пространство, в событиях которого принимают участие зрители. Так же планируется добавить элементы инфраструктуры в усадебное пространство и реконструировать усадебные здания (павильоны, двор и так далее).

Ожидайте в следующих рассказах подробное исследование усадебного парка и потерянных построек, а также быковской церкови.
Готовлю для вас подборку архивных документов по усадьбе: старые фотографии и паспорта.

А пока можете вспомнить мой зимний рассказ про Быково 2010 года…

2. Заглянем внутрь и постараемся, чтобы никто нас не заметил…

 

1-ый этаж

 

2. Первый этаж дома делится на две половины. Слева — женская, справа — мужская. Ниже перевод плана и комментарии.

Женская половина:
1. Лестница — вестибюль и парадная лестница.
2.
Перед входом, где пандусы: подъезд для экипажей.
3.
Бильярдная называется «Салон», то есть музыкальный салон.
4.
Портик с кариатидами — перистиль.
5.
Деревянная комната — кабинет графини. В нем было два камина, один настоящий, другой — декоративный.
6. Следующая комната сверху на плане слева — парадная спальня. Там даже кровать обозначена на плане. В спальне был либо камин, либо печь (справа), а слева (симметрично) была дверь, замаскированная под печь.
7.
Будуар. Скорее всего, этот крошечный кабинетик был для размышлений, и цветы там были.
8.
Через дверь проход в комнату, которую назвали ванной. Там туалет и ванная. Графиня здесь одевалась. На плане обозначена ванна. За ней мелкая комната в центре — реальный туалет (санузел), как и сейчас, собственно.
9. Возможно, была канализация и водонапорная башня (около оранжерей). Оттуда выносили воду и т.д. через лестницу слева.
10.
Между двумя лестницами («лестница графини» — квадратная, выходящая из ванной) — Гардероб. Лестница из гардероба — по ней носили что-то гладить в подвал. По ней ходила горничная. Скорее всего, над ней (Лавуар) — комната для стирки. Непосредственно прачечная была в подвале. 

Мужская половина: 
1. Рядом с парадной лестницей — библиотека. В середине — двойной камин, который разделяет две комнаты. Посередине нижней (библиотеки) стоит большой рабочий стол для тяжелых книг и работы. 
2. Сверху — Бильярдная, на ней указан бильярдный стол. Это же комната для курения.
3. «Кинозал» — это столовая (выход из библиотеки и бильярдной; между дверьми был камин). В середине — большой стол.
4. Башня.
5. Ниже столовой — ризалит (подъездной фасад).
6. Далее — Буфет с большим столом и шкафами для посуды. Рядом со столом слева — печь, возможно, с вытяжкой или подъемник (но это надо проверять). 
7. Изогнутый коридор между столовой и буфетом — «Проход» (пассаж), замаскированный под что-то. Это две двери. Через одну дверь вносили, через другую выносили. Над надписью Пассаж — шкаф, где стояла дорогая посуда, он и маскировал двери.
8. Из буфета — лестница в подвал, там разогревали еду и мыли посуду. 

 

Усадебный дом, по последним исследованиям (в 1994 трестом «Мособлстройреставрация» были проведены обмеры и исследования усадебного дома архитекторами Т. С. Куракиной и М.Ю. Горячевой), сохранил структуру конца XVIII века. Первоначальную декорацию интерьеров сегодня связывают с работами известного декоратора Дж. Скотти, приглашенного М.М. Измайловым в 1797 году. Считается даже, что на женской половине дома от конца XVIII века сохранились фрагменты живописных плафонов [1]. При проведении нового натурного обследования интерьеров дома в 2015 годy [2] возникло предположение, что росписи все же одновременны фасадам Б. Симона, который, наверное, был автором и всех интерьеров, выполненных на рубеже 1840-1850-х. Но архитектор по желанию заказчиков, стремившихся сохранить художественную преемственность, повторил стилистику и, возможно, сюжеты предыдущих росписей конца XVIII века с характерными фигурками нимф и амуров.

 

3. Парадная летница в вестибюле.

 

4. Роспись в нише, от которой идут симметричные спуски в подвальные помещения.

 

5. Мозаика конца XIX века на полу вестибюля.

 

6. Потолок над парадной лестницей.

 

Еще 2 года назад на потолке висел вот такой фонарь с чугунными украшениями. Фонарь можно отнести к середине XIX века, вероятнее всего, он подлинный. Фотография Александра Ивановича Савельева.

 

7. Теперь эту лепнину подчеркивает лишь остаток проводки, торчащей из центра потолка.

 

8. Трещины и плесень в оконных проемах еще не добрались до витиеватой лепнины.

 

Кабинет графини

 

9. По левую сторону раньше находился камин.

 

9. Старая открытка из коллекции архитектора-реставратора М.М.Ермолаева (1953-2014). Виталий Царин vitale2 выкладывал ее здесь.

 

В целом, можно сказать, что основным мотивом декорации всей женской половины дома (слева от центрального вестибюля) являются гирлянды и букеты роз, покрывающие стены и потолки комнат и в живописной технике, и в виде резных ореховых панелей. Эти комнаты занимают восточную часть дома, из которой была хорошо видна церковь. Здесь же в парке была расположена легендарная аллея «черных» роз. Небольшой остекленный павильон с открытой террасой наверху, примыкающий с этой стороны к дому, вероятно, служил зимним садом, столь любимым в русских аристократических домах 1840-х годов. При сопоставлении этой части дома с мужской половиной, к которой симметрично «женскому» зимнему саду примыкает высокая башня с часами [3], становится ясен общий замысел планировки жилой части усадьбы. Занятия дам непосредственно обращены к саду и храму, а жизнь мужчин должна проходить в заботах о времени и науке для правильного и эффективного ведения хозяйства, для чего были предназначены флигели, расположенные поблизости от «мужской» стороны дома. Выражение такого распределения ролей хозяев подчеркивалось в русской архитектуре и изобразительном искусстве уже в эпоху Петра I, когда, например, были созданы знаменитые парные портреты императора на фоне флота и строящегося Петербурга и императрицы на фоне загородного дворца Екатерингоф с красивым регулярным парком (художник Г. Мусикийский).

 

10.

 

11. Подлинная люстра в центре. Некогда на ней располагались подвески из хрусталя.

 

12. Высота оконных проемов составляет около трех метров.

 

13. На этих панелях раньше розы были в каждом прямоугольнике.

 

14.

 

15.

 

16. Печная дверца (там был камин).

 

17.

 

18. Дверь в женскую спальню.

 

19. Деревянная резьба над дверью.

 

20.

 

Два года назад в этой комнате стоял салонный рояль XIX века.

 

Салон или голубая гостиная.

 

21.

 

Большая гостиная с тремя арочными дверными проемами, ведущими под сень портика, объединяла женскую и мужскую части дома. Отсюда открывался захватывающий вид на пойму Москвы-реки и на дальние холмы с церковью села Михайловская слобода на горизонте. В пышной декорации этой гостиной были использованы резные элементы из ореха и богатая лепнина в «византийском» стиле. Горельефные фигурки путти во фризах сочетались с забавными парами маленьких фавнов на ореховых оконных карнизах. Эти «фавнята» заняты музыкой: они играют на волынках и литаврах.  Очевидно, эта комната, объединявшая женскую и мужскую половины дома, была музыкальным салоном (сегодня ее называют голубой гостиной). В конце XIX  века здесь поместился салонный рояль немецкой фирмы «Блютнер». Расположенный напротив окон мраморный камин, украшенный рельефными изображениями лавровых и пальмовых ветвей, а также различных цветущих растений, являлся материальным символом домашнего очага прямо в геометрическом центре дворца.

 

22.

 

23.

 

24. На подлинной люстре висят остатки хрустальных подвесок.

 

25.

 

26. Роспись на стенах.

 

27.

 

28.

 

29.

 

30.

 

Спальня

 

31. Вид из спальни в сторону будуара. Возможно в будуаре был устроен зимний сад.

 

32. Потолки в спальне.

 

33.

 

34.

 

35.

 

Будуар (зимний сад)

 

36.

 

37. Потолки в будуаре.

 

38. Гризайль в росписи плафона.

 

39. Потолки в этой комнате протекают.

 

Ванная комната графини

 

40. Ванная отапливалась.

 

41.

 

Библиотека и бильярдная

 

42.

 

На «мужской» половине дома было специальное помещение для библиотеки, где до сих пор сохранились многоярусные резные шкафы в итало-византийском духе, в которые вмонтированы створки входных дверей, замаскированные под книжные полки с изображением корешков книг. Очень вероятно, что смежная с библиотекой комната была кабинетом – своеобразной мужской гостиной, где разрешалось курить (сейчас перегородка между этими комнатами разобрана).

 

43.

 

44.

 

45.

 

46.

 

47. Потолки.

 

48.

 

49. Проходить в парк и праздновать свадьбы запрещено, но это никого не останавливает.

 

Столовая

 

50. Во времена туберкулезного диспансера столовую переделали в кинозал.

 

51. На этой стене располагался богатый камин.

 

52.

 

Парадная лестница на второй этаж

 

53.

 

54. Вид со второго этажа.

 

55. Подлинный паркет XIX века.

 

56.

 

57.

 

58. Вид на вход в вестибюль со второго этажа.

 

План второго этажа

1. По центру вверху — кабинет графа.
2.
Комната справа от кабинета графа — спальня графа и туалет.
3. Дальше справа — апартаменты Лариона (мальчика), ниже которых — туалет, где его одевали. Это сын Ивана Воронцова.
4.
Башня предназначалась для занятий (телескоп). 
5. В правом ризалите — лестница в буфет.
6. Четыре комнаты для гостей, скорее всего. Они связаны с лестницами прислуги и центральной лестницей.
 
 

Кабинет графа

 

59. Три арочных окна и выход на балкон.

 
60. В комнате две росписи с видами на парковые затеи в усадьбе.
 
61. Часовня на роднике.
 
62. Эрмитаж.
 
63.
 
64. Вид с балкона. К сожалению, пейзаж портят новые коттеджи и только на горизонте видна колокольня в Михайловской слободе.
 

Апартаменты на втором этаже

 
65. Голубая комната.
 
66. Мебель времен диспансера.
 
67. Коридор
 
68.
 
69.
 
70.
 
71. Зеленая комната.
 
72.
 
73. Розовая комната.
 
74. Голубая комната.
 
75.
 
76. Из окна голубой комнаты открывался вид на быковскую церковь.
 

Подвал

 
77.
 
78. Подвалы были переоблицованы, как и весь дом.
 
79. Под подвалами — подлинный кирпич XVIII века (В.И. Баженов). 
 
80. Выйдя из главного дома, спустимся в к парку…

#SAVEBYKOVO — проект возрождения усадьбы Быково

ПЛЕНЭР-ДЕНЬ

ПЛЕНЭР-ДЕНЬ

SUP СУББОТНИК

SUP СУББОТНИК

24

тонны бытового мусора вывезено из усадьбы

100

кубометров валежника

150+

постоянных волонтеров

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

  • Подробнее о субботниках

ЗАПИШИТЕСЬ!

  • Один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров, поставляют инвентарь на субботники

  • Российский онлайн-гипермаркет товаров для дома, дачи и ремонта, оказывают финподдержку

  • Собирает, перевозит, сортирует и утилизирует коммунальные отходы; предоставляет контейнеры

  • Один из лидеров подмосковного рынка электрооборудования, снабжает команду

    инструментом

  • Раменский историко-художественный музей оказывает информационную, консультационную и экспертную поддержку Центру

  • Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры оказывает информационную поддержку мероприятиям в усадьбе

  • Администрация поселка Верея
    Организация совместных мероприятий для жителей посёлка, инфраструктурная поддержка

  • Туристско-информационный центр РАМЕНСКОЕ

    Информационная поддержка проекта.
    Совместное проведение выставок, туристических мероприятий, лекций и мастер-классов

  • Раменское ТВ освещает мероприятия по сохранению и восстановлению усадьбы для жителей своего городского округа

  • Региональная газета тиражом 25000 экземпляров анонсирует мероприятия и информирует жителей Раменского о статусе усадьбы

  • Телеканал Культура

    Федеральный телеканал, рассказывающий о культуре.
    Освещает самые яркие события в усадьбе

  • Медиацентр РамМедиа

    Информационнай партнер проекта. Анонсы и репортажи событий в усадьбе

  • МойОкруг.рф —
    общественный портал Раменского городского округа

  • Российский спутниковый телеканал 360, рассказывающий о событиях в Подмосковье, России и мире. Информационный партнёр проекта.

  • Путеводитель по Раменскому округу, городам Жуковский, Бронницы и Белоозёрский. Рассказываем о самых ярких и значимых событиях, тестим новое и готовим обзоры интересных мест!

  • Торговой дом «Волгин», поставщик питьевой воды для всех субботников и мероприятий в усадьбе, проводимых SAVEBYKOVO

  • Кондитерская фабрика, партнёр чаепитий в усадьбе и благотворительных мероприятий, проводимых волонтерами проекта

  • Кладовая Мечты.

    Творческая студия с обширной коллекцией реквизита для фотосъемок.
    Декорирование и создание праздничной атмосферы фестивалей проекта

  • Жук/Рам handmade маркет.

    Маркет, представляющий самых интересных художников и мастеров округа Партнёр-организатор маркетов в усадьбе

  • VIKING SUP. Клуб сап-сёрфинга

    Самый известный организатор сап прогулок и соревнований в Раменском г.о., постоянный партнёр субботников на воде в усадьбе

  • Гжельский Государственный Университет

  • ПАО «Полюс»
    Крупнейший производитель золота в России. Партнёр проекта «Тюльпановый остров», инициаторы и участники корпоративных субботников в усадьбе

Стань частью движения #SAVEBYKOVO

Телефон

Вопрос и комментарии

Самые красивые дворцы Москвы, Россия

1. Царицыно

Фото: Сергей Дзюба/Shutterstock

В 1776 году Царицыно было построено по приказу Екатерины Великой, полюбившей пасторальную красоту местности; однако она никогда здесь не жила. Творение Василия Баженова не понравилось императрице, поэтому его произведение было снесено. Вторая попытка архитектора Матвея Казакова не удалась — Екатерина Великая умерла, не успев закончить 20-летнее предприятие. Здание было заброшено до тех пор, пока в период с 2005 по 2007 год его не отреставрировали.0005

Фото: dimbar76/Shutterstock

Сегодня Царицыно — это музей в большом парке площадью 1000 акров. Царицыно расположено к югу от Москвы, в 40 минутах езды на метро от центра города до станции метро «Царицыно» и в 10 минутах ходьбы до ворот. Дворец находится в центре парка, поэтому вам придется пройти еще 10 минут, чтобы добраться до него, но зелень, а также фонтаны и мосты, которые его усеивают, — это зрелище, которое стоит дополнительных усилий. Дворцовый комплекс закрыт в понедельник, но попасть в парк можно ежедневно с 6:00 до полуночи.

2. Коломенское

Фото: Губин Юрий/Shutterstock

Еще в XVI веке Коломенское было летней царской резиденцией. В 17 веке царь Алексей Романов построил в царской усадьбе большой деревянный дворец, который, к сожалению, был снесен по приказу Екатерины Великой в ​​конце 18 века. Нынешний великолепный деревянный дворец в Коломенском построен по чертежам того, что когда-то стоял в усадьбе.

Фото: ЕвгенийЩ/Shutterstock

Сегодня усадьба Коломенское состоит из 17 памятников архитектуры на 990 акрах, в том числе Вознесенской церкви XVI века, которая является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО; деревянные крепости 17 века; и 400-летняя деревянная православная церковь. Музей под открытым небом открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника. Добраться туда можно за 50 минут на метро из центра Москвы до станции Коломенская.

3. Петровский дворец

Фото: Юрий Дмитриенко/Shutterstock

Построенный как вокзал на пути царей из Санкт-Петербурга в Москву по приказу Екатерины Великой, красно-белый Петровский дворец является работой известного русского архитектора Матвея Казакова (и, как таковой, имеет сходство с Царицыно ).

Сегодня дворец используется как четырехзвездочный отель, поэтому его посещение возможно только в рамках редкой экскурсии. Здание также используется как Дом приемов Правительства Москвы с 2009 года. Чтобы добраться до Петровского дворца, расположенного на северо-западе Москвы, нужно доехать на метро до станции «Динамо» и пройти пешком менее 10 минут.

4. Кусково

Фото: Сергей Дзюба/Shutterstock

Огромный комплекс Кусково был построен между 1740 и 1780 годами богатой и знатной семьей Шереметевых для использования в качестве дачной резиденции. Помимо дворца, предназначенного только для приемов и оставшегося точно таким же, каким он был в 18 веке, в комплекс входят Голландский дом (павильон по образцу голландского таунхауса 17 века), Итальянский дом (построен в стиле итальянской виллы XVII века), Грот, Зверинец, Эрмитаж и другие постройки в большом парке с фонтанами, прудами, каналами и регулярным садом.

Фото: Дмитрий Зимин/Shutterstock

Великолепный ансамбль представляет собой музей усадебного быта XVIII века, насчитывающий 50 000 экспонатов: картин, рисунков, скульптур и художественной мебели. В комплексе также находится Государственный музей керамики, где выставлены изделия из фарфора, стекла и керамики. Кусково находится в 35 минутах езды на метро от центра города до станции метро «Новогиреево» и в 15 минутах ходьбы от комплекса.

5. Большой Кремлевский Дворец

Фото: Laborant/Shutterstock

Большой Кремлевский дворец — крупнейшее здание Кремля, укрепленный комплекс соборов и дворцов, расположенный в самом сердце российской столицы. Большой Кремлевский дворец был построен между 1837 и 1849 годами и раньше был царской резиденцией; Ныне это резиденция Президента Российской Федерации.
Хотя внешний вид может показаться роскошным, это ничто по сравнению с роскошным интерьером. С его замысловатыми куполообразными потолками; огромные сверкающие люстры; а золотом все покрыто, это даже красивее Версаля. Посетить прекрасный дворец можно, но единственный способ сделать это — заказать двухчасовую экскурсию.

6. Быково

Фото: Наталья Сидорова/Shutterstock

Одна из красивейших усадеб Москвы Быково, также известная как Марьино, к сожалению, заброшена. Комплекс состоит из невероятной церкви Владимирской иконы Богородицы, построенной в 1789 году по проекту известного русского архитектора Василия Баженова; перестроенная в 1856 г. роскошная усадьба, которая после большевистской революции служила туберкулезным санаторием; и ротонда у большого пруда, все из которых расположены в заросшем лесном парке.

Фото: Юлия Трубарова/Shutterstock

Поскольку усадьба находится в запущенном состоянии, посетить внутренние помещения усадьбы невозможно; тем не менее, вы можете прогуляться и насладиться архитектурой снаружи. Зимой длинный склон перед усадьбой служит местом для катания на санях для местных детей. В отличие от остальной усадьбы, церковь в настоящее время находится на ремонте. До Быково на общественном транспорте немного пешком, но если у вас есть машина или вы можете позволить себе поездку на такси, то до центра Москвы можно доехать всего за 50 минут.

7. Марфино

Фото: Шевченко Андрей/Shutterstock

Усадьба Марфино — уникальный и яркий образец готической архитектуры Москвы, поскольку это ансамбль, в котором каждое здание выполнено в готическом стиле. После того, как в 1822 году его сожгли французы, он был перестроен знаменитым архитектором Михаилом Быковским. Ансамбль состоит из большого парка, больших прудов, красивого моста, каменных ворот, скульптур, Рождественской церкви, ротонды, павильона и, конечно же, красно-белой усадьбы.

В настоящее время на территории усадьбы находится санаторий Министерства обороны Российской Федерации, поэтому посетители должны предъявить удостоверение личности, прежде чем получить доступ. Усадьба Марфино расположена в одноименном районе, в 50 минутах езды к северу от центра Москвы.

Больше похоже на это

ROUZA A LA SUISSE

Неповторимый стиль

Усадебный дом, в глубоком уединении,
заслоненный холмом от вторжения бури,
взглянул на реку: далеко
до того была золотая игра
света, что отражала цветущие поля:
деревень мелькали далеко и близко,
и скот бродил по равнине, а здесь
а парк, огромный и заброшенный,
раскинул свою тень вокруг —
убежище задумчивых дриад.

Замок имел строение
, подобающее такой благородной груде:
он стоял, не поддаваясь разрушению
в благоразумном старомодном стиле.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин (тр.Ч.Джонстон)

Дом — это не только замок, но и зеркало. Отличительной чертой русских усадеб является их неповторимый стиль. Ключевым приоритетом было обеспечение комфортного образа жизни в городе, но в то же время владельцы были твердо привержены развитию своих усадеб в стиле, подходящем для роскошной жизни и приема гостей. Даже члены царской семьи время от времени наведывались в придворные усадьбы.

Н. Подключников. Кусково. Вид на усадебный дом с
пруд. 1839

Великолепные дворянские усадьбы с великолепными дворцами и живописными парками служили местом проведения балов, концертов и театральных представлений.
Пока мужчины вершили судьбы России, женщины прогуливались по паркам, обсуждая не менее важные темы: французские наряды, искусство и новые премьеры столичных театров. Тенистые аллеи, павильоны и гроты служили местами встреч барышень и кавалеров, наследников и наследниц владельцев усадеб. Было много усадеб, пригодных только для дачи, но со всеми возможными городскими удобствами — предки сегодняшних дач. Однако размах и пышность визитов русской знати в загородные усадьбы заслуживают отдельного описания.

Рекреационные особняки, расположенные недалеко от Москвы, служили местом для веселых прогулок или «развлечений», как их называли в прошлом, в то же время являясь центром развития национальной культуры. Владельцы богатых усадеб, таких как Останкино, часто создавали частные театры. Дворцовые дома этих усадеб проектировали лучшие архитекторы мира. Их галереи и залы изобиловали прекрасными произведениями искусства.

Озернинское водохранилище

Ландшафтная архитектура русских усадеб развивалась по европейским направлениям, но загадочная русская душа вносила свой творческий вклад. Сочетание чопорности и упорядоченности английского парка с русской неразберихой производило на современников ошеломляющее впечатление. Резких границ между русским парком и окружающей местностью не было. Ансамбль, созданный самой природой, остался нерушимым идеями человека; его лишь аккуратно дополняли различными отличительными элементами для добавления изюминки, такими как пруд, грот, павильон или клумба.

Швейцария. Предгорья Альп

Прогулка по усадьбе

«Если вы решите отдохнуть от столичной суеты, милостивый государь, приезжайте к нам, где царит тишина и покой. Соберемся дружной компанией, послушаем гастролирующий цыганский хор, предаемся роскоши, наслаждаясь навеянные сладким вином, и понаблюдайте за плавными движениями наших барышень». Так вполне довольный помещик, проживающий в какой-нибудь усадьбе недалеко от Москвы и вкушающий ранние осенние плоды, мог начать свое письмо другу, измученному московской жизнью с ее суетой и интригами.

Приняв решение, последний садится в карету и спешит в пригород в надежде застать последние теплые деньки ранней осени. Луга, поля и леса, столь приятные глазу горожанина, обволакивают его, и он чувствует, что автор «Горя от ума» был прав: «В деревню, к тете, в богом забытое место, в Саратов». …» — Почему я потерял столько времени?

Озернинское водохранилище

Свернув с дороги, наш гость направляет свои шаги в волшебный лес, уходя все глубже и глубже. И вскоре сумерки настигают его у въездных столбов, охраняющих подъезд, ведущий через парадные ворота ко двору чести главного дома. Суд чести, curdoner по-русски, cour d’honneur. Ах, француз, француз, сколько новых слов появилось в русском языке благодаря французам. В Париже этот двор назвали бы «cour d’honneur», — размышляет наш романтический персонаж.

Стоя у крыльца главного дома, наш горожанин мирно наблюдает, как сначала несколько слуг, а затем и сам хозяин в сопровождении молодой жены выходят на улицу, чтобы поприветствовать его. Это фасад главного дома, — думает наш мечтатель. А как выглядит противоположная сторона, обращенная к парку?

Поприветствовав гостя, хозяин приглашает его войти, но наш персонаж проявляет активный интерес ко всему, что его окружает. — Пожалуйста, покажи мне свое имение, — просит он. Ну, а пока готовится обед, мне есть что вам показать, — отвечает хозяин. «Здесь виден крылатый главный дом, а сразу за ним строгий французский парк. Именно там мы отмечаем торжественные мероприятия, даем балы и отдыхаем. «Эти статуи! Их много, не так ли? Их привезли прямо из Неаполя по моему приказу, — говорит хозяин, немного хвастаясь. — Вот аллея, я называю ее Елисейскими полями».


Вдалеке наш романтик замечает уютный павильон, где читает книгу молодая девушка в белом платье. Но ведущий уже тянет его вперед. — Давай уже, давай. Кроме французского парка у меня есть еще и английский!

Все здесь выглядит удивительным для нашего персонажа. Английский парк обладает редким и удивительным качеством — он чем-то ассоциируется с нарядом премьер-леди Туманного Альбиона, но в то же время что-то заставляет задуматься о беспорядочном русском духе. Лес остался нетронутым, но мостки через пруд и грот, рукотворные псевдоантичные развалины и аллеи предполагают близкое присутствие человека. Вернувшись к основному дому, наш персонаж замечает вдалеке своего рода флигель, откуда он, кажется, слышит ржание. Что это, спрашивает он. В самом деле, я развожу лошадей, разве ты не знаешь? — Мы поставляем их Императорскому Двору, — отвечает хозяин с довольной улыбкой.


Внезапно наш джентльмен слышит звон колоколов. Скоро начнется вечерняя служба в усадебной церкви. Ну, пора ужинать, а потом и спать, пойдемте, я познакомлю вас с моей племянницей! — несколько загадочно заявляет ведущий. И друзья входят внутрь. На следующее утро назначен большой прием, и поместье активно готовится к приему гостей.


Усадьбы Московской области

История подмосковных усадеб уходит своими корнями в довольно глубокую древность. В новейшей истории широко используются такие термины, как «крестьянская усадьба», «ремесленная усадьба», «монастырская усадьба» и т. д., но, конечно, все эти ранние «усадьбы» не имеют ничего общего с 18-19 гг.усадебные поместья X в. Своего рода предусадебные поместья можно найти в загородных усадьбах XVI в., которые раньше отдавались в удел и включали небольшой подворье.

В том же 16 веке зародилась традиция возводить в усадебах частные каменные храмы — первый шаг к будущему украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом церковного строительства мы наблюдаем выделение из массы рядовых подворий первых в своем роде жилых усадеб — великокняжеских (а позже и царских) загородных вотчин. Наиболее показательным примером является вотчинное имение Коломенское, которое в настоящее время находится в черте города Москвы.

Детали внутреннего оформления дворца

Общий архитектурно-интерьерный облик русских усадеб сложился в начале 18 века, на фоне развития великосветской культуры. К середине века уже существовал ряд важных поместий. Ко второй половине 18 века усадьбы превратились в полноценные культурно-художественные комплексы. Годы расцвета подмосковных усадеб приходятся на конец 18 — начало 19 в.век.

Характерные для этого периода просветительские традиции внушали обществу идею создания нового прекрасного и счастливого мира, что нашло свое отражение, в частности, в русском усадебном искусстве. Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от дороги общего пользования. В некоторых случаях аллея украшалась парадной въездной аркой, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом часто венчал бельведер (Никольское-Гагарино, Валуево) или купол (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминают музеи своими художественными и скульптурными коллекциями, мебелью и деталями интерьера (как, например, Остафьево или Кусково).

Но усадьба включала в себя не только главный дом, но и комплексную инфраструктуру, заботливо созданную для комфортной и беззаботной жизни. Непременным атрибутом усадебной усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им нужны были лошади, чтобы добраться до города или к соседям. Наряду с конюшенным двором любое усадебное имение имело каретный сарай. Кроме того, усадебный комплекс включал в себя ряд хозяйственных построек, таких как мельницы, мастерские, дом управляющего имением, административное здание и водонапорную башню. В некоторых усадьбах имелось здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское). Владельцы домов особенно гордились своими парками и всегда следили за модой на парковое оформление. Одни предпочитали французские формальные парки, другие разбивали английские пейзажные; было также несколько усадебных усадеб, которые сочетали формальные парки с пейзажными. Были построены павильоны, проложены тенистые и освещенные солнцем аллеи. Некоторые владельцы организовывали небольшие «драконные предприятия», как, например, ткацкая фабрика в Ольгово или суконной фабрики в Остафьеве.


Непременным атрибутом любого крупного помещичьего имения была церковь, и каждый помещик уделял ее убранству особое внимание. Нередко на этом месте стоял и дом местного священника. Древние храмы часто модернизировались в соответствии с современными вкусами и обставлялись новыми элементами, приобретая новый внутренний и внешний облик.

Отреставрированные флигели усадьбы Никольское-Гагарино

Усадьба была неотделима от местной природной среды, от окрестных лесов, которые предлагали прекрасную охоту, рыбалку, сбор грибов и ягод. Действительно, охота занимала особое место в жизни помещиков, и первоклассный конюшенный двор или псарня были не менее важны, чем великолепная архитектура усадебного комплекса или превосходное внутреннее убранство главного дома. Каждому хозяину есть чем гордиться — первоклассными собаками, каскадом прудов с карасями, винным погребом или, например, лучшим кузнецом в округе. Усадьбы вдохновляли поэтов, художников и музыкантов; События усадебной жизни легли в основу сюжетов многочисленных литературных произведений.

Владимирская церковь в Быково (1788)

Рузские усадьбы

Руза была западным оплотом Московского княжества. Самым ранним упоминанием города является завещание великого князя Московского Ивана Калиты от 1328 года. Все значимые события русской истории связаны с этой местностью. Руза сыграла важную роль в объединении всех русских земель под властью Москвы. Он пережил нашествие Польши и Литвы в 1618 году, нападение французских войск на Москву в 1812 году, нашествия фашистских захватчиков во время Второй мировой войны. Враги так и не завоевали Рузский кремль, существовавший до XVIII века.

В 20 веке Рузский район стал центром крупной курортно-рекреационной зоны Московской области. Его живописные ландшафты сделали его идеальным местом для отдыха и способствовали развитию многочисленных санаториев и центров отдыха. Уже сейчас наиболее перспективное направление развития района лежит именно в этом направлении, так как главное богатство земли – идеально чистая окружающая среда.


Писатели, композиторы и актеры облюбовали здесь свои творческие центры. Среди красивых рузинских пейзажей работали многие выдающиеся деятели 20 века — писатели К. Паустовский, А. Фадеев, А. Гайдар, М. Светлов, А. Толстой, композиторы Т. Хренников, А. Хачатурян, Ю. Френкель, А. Пахмутова. . Наряду с базами отдыха Рузский район богат санаторно-курортными и лечебно-профилактическими учреждениями, такими как здравница в Дорохово, использующая местные родниковые воды для лечебно-восстановительных процедур, бывшая здравница ЦК КПСС, ныне принадлежащая Администрация президента.

Н. Подключников. Останкино. Общий вид особняка

С конца 17 по 19 век Руза была излюбленным местом для поселения знатных семей и создания дворцовых наследственных усадебных ансамблей. Среди них Архангельское (усадьба О. И. Бове, известного русского архитектора), Аннино (вотчина бояр Милославских), Богородское (принадлежащее графу Д. А. Гурьеву), Васильевское (наследственное имение И. А. Яковлева, отца Александра Герцена; в 1845 г. перешло к князьям Щербатовым), Волынщина-Полуэктово (изначально вотчина бояр Волынских, впоследствии принадлежала графу В.Н. Долгорукому-Крымскому), жемчужина Рузского уезда — Никольское-Гагарино, построенное князем С.В. Гагарина и Покровское-Шереметьево, где жил поэт Ф.И. Тютчев провел свое детство.

Парадный фасад дворца в Быково

Усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское на берегу реки Тарусы имеет богатую историю. Деревня перешла во владение князей Трубецких в 1710 году. В 1813 году последний владелец мужского пола, принадлежащий семье, был убит в битве под Лейпцигом, когда Европа боролась за освобождение от войск Наполеона. Его вдова Авдотья Семеновна унаследовала деревню, а в 1816 году вышла замуж за известного архитектора Осипа Ивановича Бове, который преобразил усадьбу в потрясающий вид.

Осип Иванович Бове восстановил Московский Кремль после его сожжения Наполеоном. В 1813 году он вступил в Московский комитет развития; он инициировал строительство торговых рядов на Красной площади, грота Александровского парка, зданий Большого и Малого театров, Триумфальной арки.

О.И. Большое внимание Бове уделял развитию усадьбы Архангельское. Церковь, построенная в усадьбе в 1822 году, ампирное кирпичное здание с белокаменными деталями, является одним из лучших творений архитектора, выдающимся архитектурным памятником того времени.

Усадьба Аннино

Аннино — одно из старейших русских сел; его история тесно связана с усилением Московского княжества в XII-XIII веках, когда русские правители стремились установить новые торговые пути. В 1368 г. здесь произошла тяжелая битва между московскими дружинниками и соединились тверские и литовские войска, получившая впоследствии название «Побоище». Тверским и литовским захватчикам не удалось достичь своей цели — завоевать Москву. В 16 веке эти земли принадлежали великим князьям московским. Современное название села Аннино (Усадьба Анны) происходит от имени жены Ивана Грозного царицы Анны, которая была сослана в этот край. В 1656 году царь Алексей Михайлович передал село в собственность древнему боярскому роду Милославских, под управлением которого оно оставалось до XVIII века.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» и
имение в деревне Аннино

Усадебный дом в Аннино был построен в 70-х годах 18 века; в то время деревня принадлежала А.Н. Херасков. Знаменская церковь и усадьба составляли совершенный архитектурный ансамбль.


В. Поленов. Сосновый лес на берегу реки

Усадебный дом с прилегающим к нему парком и церковью сохранился до наших дней. Двухэтажное деревянно-кирпичное здание с фасадом, украшенным панелями и фиктивными швами, очень напоминает городскую жилую застройку. Парадный двор, с открытой стороны которого когда-то открывался вид на церковь на противоположной стороне, окаймлен двойной линией древних лип. Противоположная сторона дома выходит на небольшой заброшенный садовый парк с группой могучих лиственниц и рукотворными прудами. По периметру парка высажены голубые ели. Парк граничит с деревней с одной стороны и с обширной хозяйственной зоной с противоположной.

Усадьба Покровское-Шереметьево

Усадьба Покровское-Шереметьево расположена на высоком холме с видом на реку Озерна. В 1678 г. он стал вотчиной боярина Сергея Абрамовича Лопухина, а в 1705 г. управление селом взяла в свои руки его вдова Марья. С 1716 по 1762 год село принадлежало Владимиру Петровичу Шереметеву (из непалатинской ветви рода).

Покровская церковь, д. Покровского-Шереметьево

Именно в родовом имении Надежды Николаевны Шереметевой (урожденной Тютчевой) Покровское-Шереметьево прошло детство известного поэта Федора Ивановича Тютчева.

В центре села возвышается каменная Покровская церковь, построенная в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.


Усадьба Богородское

Первые упоминания о селе Богородском относятся к XVII веку. Усадьба Богородское принадлежала богатому окольничему Александру Севастьяновичу Хитрово, дочь которого Анна Федоровна вышла замуж за Павла Ивановича Ягужинского, близкого друга и помощника Петра Великого. Однако Анна Федоровна сошла с ума и кончила свои дни в монастыре. Усадьба Богородское досталась ее дочери Екатерине Павловне. В XVIII веке усадьба несколько раз меняла владельцев, переходя от одного дворянского рода к другому, в том числе Лопухиных, Головиных и Гурьевых.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Богородское
деревня

Ансамбль усадьбы Богородское достиг своего расцвета в первой четверти XIX века, когда село перешло во владение Дмитрия Александровича Гурьева, министра финансов при дворе Александра I. Весь усадебный комплекс является ярким свидетельством тонкого и утонченного вкуса. своего владельца.

Двухэтажный каменный дом построен в стиле позднего классицизма. Вместе с двумя одноэтажными флигелями он образовывал парадный двор, с открытой северной стороны которого открывался вид на дорогу на Москву. К востоку от дома между дворцом и парковой террасой находился мраморный фонтан, представляющий значительную художественную ценность. Великолепный ландшафтный парк спускался от дома к рукотворному пруду с двумя островками. Парк украшали многочисленные павильоны, грот, увенчанный мраморной колонной, привезенной из Италии, и четыре мраморные статуи.

Левый флигель усадьбы Богородское-Воронино

Усадьба Васильевское

Село Васильевское принадлежало монастырю с 15 до конца 17 века. В 1498 году он был пожалован Московскому Симонову монастырю по дарственной грамоте Рузского князя Иоанна Борисовича, а в 1626 году указом царя Михаила Федоровича Романова передан в собственность Ново-Спасского монастыря.

Храм и усыпальница святого мученика и целителя Пантелеймона,
село Васильевское

«Монастырский» период в истории села завершился в 1673 году. С этого времени Васильевское перешло в руки многих известных дворянских фамилий. Первыми были Матвеевы, но царь Федор Алексеевич отнял у них, чтобы подарить члену своей семьи думному писарю и боярину Семену Заборовскому. После его смерти его вдова Федора Степановна Заборовская продала имение Васильевское за 6000 рублей известному политику и дипломату Е.И. Украинцев. После его смерти Петр Великий отобрал Васильевское у его наследников и подарил село Гавриилу Ивановичу Головкину, собственноручно написав: дьяк Украинцев, со всеми жилищами и пустырями и всем скарбом. Петр». Головкин, соратник Петра Великого, был членом Верховного тайного совета при Екатерине и первым кабинет-министром при Анне Иоанновне. В 1822 году Васильевское перешло к И. А. Яковлев, отец писателя Александра Ивановича Герцена. Васильевское когда-то было любимой подмосковной усадьбой последнего. В 1845 году усадьба была продана генерал-майору от инфантерии князю Николаю Григорьевичу Щербатову, герою Бородинского сражения. После этого село неоднократно переходило из рук в руки в порядке наследования и покупки. Среди его владельцев были Черкасские, Римские-Корсаковы и другие известные русские семьи.

Главный дом

Во второй половине XIX века князь Александр Григорьевич Щербаков, владевший в то время Васильевским, основал в усадьбе первые конные заводы, специализирующиеся на разведении арабских лошадей, которые впоследствии поставляли лошадей императорскому двору.

В 1881 г. на правом берегу Москвы-реки А. Г. Щербатов построил замок в стиле эклектики с «романтической направленностью», который можно увидеть в Васильевском. Подземелье объединяет основную часть здания и его боковое крыло. Дымоходы возвышаются над его V-образной крышей в лучших старинных английских традициях. Перед замком разбита лужайка в английском стиле с вымощенными кирпичом дорожками. В теплицах были редкие цветы и деревья, привезенные из Индии, Сирии и Явы; парк поразил посетителей большим разнообразием невероятных растений. На лужайках паслись прирученные серны и косули. Принц очень интересовался своим зоопарком с экзотическими животными, а принцесса любила охоту и обожала собак.

В 1919 году советским указом бывшая усадьба Щербаковых была превращена во второй дачный дом в стране — Васильевское. Сегодня в замке находится А.И. Экспозиция музея Герцена.

Пантелеимоновская церковь, село Васильевское

Усадьба Никольское-Гагарино, д. Никольское

Архитектурный ансамбль усадьбы Никольское-Гагарино сложился в 70-х годах 18 века при графе С.В. Гагарин, пригласивший известного архитектора И. Е. Старова для участия в разработке проекта.

Двухэтажный главный дом с башенкой

Хорошо сохранившийся главный дом расположен по оси главной аллеи, ведущей к усадьбе. Его торжественный, величавый, даже суровый архитектурный замысел подчеркивает невысокий монументальный бельведер. Центральная часть заглублена и выделена широкой лестницей и высоким чердаком. Двор чести образован изогнутыми каменными стенами, соединяющими дом с боковыми флигелями. В стены встроены великолепные богато украшенные ворота с широкими арочными проемами.

Парадный фасад главного дома дворца

В 1981 году в усадьбе Никольское-Гагарино был снят фильм «Летучий гусарский эскадрон» о герое Отечественной войны 1812 года Денисе Давыдове.


Волынщина-Полуэктово Усадьба

Эти земли были пожалованы Полуэкту Борисовичу, внуку великого князя Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского, в XV веке. Именно в его честь получила свое название усадьба Волынщина-Полуэктово. В 1743 году Анастасия Волынская вышла замуж за Михаила Васильевича Долгорукого и получила в приданое Волынщину. Долгоруковы, один из знатнейших родов России, являются прямыми потомками Рюриков. Подмосковная усадьба Долгоруковых построена в 70-х годах 18 века. Усадьба стоит на живописном месте, на невысоком холме, спускающемся к реке Озерна. Его окружал скромных размеров ландшафтный парк, плавно переходящий в фермерскую зону. Суд чести имеет необычную круглую форму. Центричность планировки подчеркивает круглая клумба, в центре которой в то время располагался фонтан. Примечательно, что этот двор формируют сами здания – такая планировка более характерна для городских резиденций.

Церковь Трех Святителей. 1780

Усадебный дом стоит на постаменте; по обеим сторонам лоджии расположены лестницы, ведущие к входным дверям.

© 2018 Строительная компания «Италстрой» | Все права защищены © 2018 |
Работаем для вас с 1991 г. | 190013, Санкт-Петербург, ул. Можайская 34 тел +7(812) 418-26-32