Содержание
Модный тренд: сюрреализм в интерьере
В моде интерьеры с долей сюрреализма, разлинованные как шахматная доска
Перейти
в галерею
Дата публикации:
17.02.2017
Текст:
Марина Волкова
Журнал:
№2 (223) 2017
Полюсов всегда два, и у всего есть своя противоположность. Эта логика, похоже, легла в основу модной тенденции: наряду с подчёркнуто нейтральными интерьерами появляются и нарочито театрализованные пространства, оформление которых подчинено одной цели — увлечь и заинтриговать зрителя.
Зрелищный интерьер — парадоксальный, немного сумасбродный, красочный, эмоциональный. В нём царят яркие цвета и причудливые формы. Он «населён» странными вещами вроде антропоморфных комодов и светильников в виде чайных сервизов.
Тренд задала сентябрьская выставка декора Maison&Objet в Париже с инсталляциями французских дизайнеров, интерпретирующих тему игры в интерьерном ключе. Вдохновением для трендсеттеров послужили фантасмагории Льюиса Кэрролла.
«Всё не то, чем кажется» — в моду возвращается приём обманок родом из дворцовой культуры XVIII века, а если брать раньше, то и греческих росписей–анекдотов: когда голуби клевали нарисованный виноград, принимая его за настоящий. Дизайн «ставят на карту»: используются контрастные цветовые комбинации по принципу шахматной доски и сюрреалистичные предметы, словно бы рождённые бунтарским воображением Дали.
Реклама на SALON.ru
Эти статьи могут вам понравиться:
La Dolce Vita del Design: обзор выставки Итальянского Дизайна в Москве
На 2-ю выставку La Dolce Vita del Design в столицу привезли мебельные новинки, новые коллекции светильников, отделочных материалов и интерьерных аксессуаров.
#Где купить
Как обновить интерьер спальни к зиме: 5 идей от профи
Не пропустите этот пост: дизайнеры объясняют, что составляет основу комфорта в каждой спальне в зимний период.
#Интерьер #Спальни
Городская квартира 76 кв. м с ощущением природы
Дизайнер Елизавета Ляпина оформила интерьер городской квартиры, в которой одинаково отдыхать и работать. Здесь всё создано с отсылкой на природную тематику — плавные линии стен, округлые линии мебели и мягкая натуральная гамма.
#Интерьер #Квартиры #Современная #Москва
Как русские дизайнеры выходят на иностранные рынки: приглашаем на паблик-ток SALON Interior в рамках Российского Антикварного Салона
Фиксируйте дату и место встречи — 25 ноября, в пятницу, в 17:00 по адресу: Москва, Гостиный двор, ул. Ильинка, 4.
#Новости
Получайте самые популярные статьи на почту.
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.
Email:
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.
Сюрреализм в дизайне. Гармония парадокса
22 января 2016 г.
Сюрреализм возник в 1910-х годах в литературе, но вскоре стал масштабным направлением, охватившим практически все виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн. Основу составляет идея совмещения сна и реальности, обращение к глубинам подсознания. Сюрреалисты достигали нужного эффекта, создавая противоречивые сочетания образов, форм, тем. Однако даже самые абсурдные произведения являются результатом тщательной продуманности. Зачастую, чтобы добраться до подсознания, художники работали под воздействием гипноза, алкоголя, голода, психотропных веществ.
Первым сюрреалистом-дизайнером стал великий Сальвадор Дали. Идеи интерьера его собственного жилья раскрываются в деталях, создающих соответствующую атмосферу. Но главным его шедевром в этой области является одна из его шуточных работ – «Комната Мэй Уэст». На картине лицо актрисы является пространственной иллюзией, составленной из предметов интерьера. Шторы превращаются в роскошные волосы, глаза воплощены в картинах, нос – причудливый камин, на котором стоят часы, линия подбородка – округлые ступени и, наконец, самый чувственный объект этой композиции – диван в виде губ. Под руководством самого Дали интерьер был сконструирован в объеме в 1974 году. С этого момента начинается новая эпоха в сфере дизайна.
Тенденции сюрреализма начала ХХ века перерабатываются и приспосабливаются к современным условиям. Авторы отбрасывают на задний план любимую сюрреалистами теорию Фрейда, отходят от глубин подсознания, оставляя для себя лишь идеи парадоксальности, иллюзорности, абсурдности. Сочетание несочетаемого – главная концепция современных дизайнеров. Это может выражаться в таких принципах как: противоестественное сочетание чуждых друг другу предметов, их обмен свойствами (тяжелое становится невесомым, легкость приобретает массивность; то, что должно быть мягким, затвердевает, а твердое принимает растекающуюся форму). Предмет вызывает ассоциации сразу нескольких образов (диван-губы, стол-конь), соединение приемов (старое и новое, естественное и искусственное, динамичное и статичное, повседневное и экзотическое), масштабирование предметов (чаще всего используется увеличение мелких предметов). В итоге дизайн интерьера в сюрреалистическом стиле можно разделить на несколько типов.
Первый представляет собой случай, когда все пространство помещения составляет единый образ, и стиль представлен во всех элементах, будь то покрытие пола, мебель, освещение и т. д. Однако такой интерьер наиболее уязвим от чрезмерной перегруженности, и человеку будет трудно в нем находиться. Логичным решением в такой ситуации является игра с цветом, фактурой и материалом предметов, спокойные плавные не сильно деформированные формы и образы.
Второй тип является самым простым в общем решении интерьера, поскольку в таком случае несочетаемость может проявляться в использовании предметов искусства (картин, фотографий, панно, скульптуры), отвечающих идеям сюрреализма, размещенных в пространстве, кардинально противоположном по стилю. Скажем, картины Сальвадора Дали в барочном интерьере выглядели бы весьма интересно.
Третий вариант применения сюрреализма в дизайне интерьера наиболее распространен среди современных авторов. Стиль проявляется уже частично в каких-либо соответствующих концепции сюрреализма объектах, которые гармонично вписаны в остальное пространство. Эффект в таком случае создается за счет контраста традиционной отделки помещения с причудливо выполненными предметами обстановки.
Ярким представителем сюрреалистического стиля в дизайне можно смело назвать французского архитектора и дизайнера Филиппа Старка. Его работы минималистичны, лаконичны, но в то же время полны иронии. Игра с формой и материалами преобладает над цветовым решением. Старк считает, что люди должны окружать себя интересными и красивыми вещами, поэтому часто он использует пластик как универсальный, технологичный материл, чтобы предметы были максимально доступны. Предметы интерьера поражают «гармонией парадокса» и вызывают у зрителя много вопросов. Порой их внешняя простота заставляет задуматься о сущности бытия.
Филипп Старк
Наряду со Старком ведущими дизайнерами, придерживающимися принципов сюрреалистического стиля, являются Рон Арад и Том Диксон. Для Арада во главе всего стоит неординарность, борьба со штампами. После экспериментов с различными материалами (бетон, пластик, акрил, силикон) дизайнер остановил свой выбор на металле. Он создает предметы интерьера затейливой, гипертрофированной, абстрактной формы, которые только по внешнему виду можно считать арт-объектом, однако в удобстве использования они нисколько не уступают своему эстетическому превосходству.
Рон Арад. Мусорное ведро
Плавные линии, неестественные формы также встречаются в работах Тома Диксона. Но стальные конструкции, в отличие от Арада, здесь заменяются более «теплыми» и привычными материалами. Это случай, когда сюрреализм раскрывается через ассоциацию: светильник, напоминающий молекулу, стулья – птицу, изгиб листьев, и даже опору линии электропередач.
Такие предметы впишутся как в полностью сюрреалистический интерьер, так и станут ярким акцентом в пространстве другого стиля. Продолжать список неординарных дизайнеров можно бесконечно, так как сюрреализм является неисчерпаемым океаном идей.
Том Диксон
В дизайне этот стиль претерпел много изменений. Авторы уже не столько озабочены идеями подсознания и автоматизма, сколько желают удивить зрителя необычностью своих творений. Несмотря на это, принципы, сохранившиеся от традиционного сюрреалистического дизайна, гармонично вписываются в современную среду. Основная идея сочетания несочетаемого никогда не будет исчерпана, поэтому можно смело сказать, что дизайн в стиле сюрреализма имеет огромное будущее.
Текст: Крузман Юлия
Сюрреалистический дизайн актуален как никогда
Иметь момент
По мере того, как реальная жизнь становится все более и более странной, дизайнеры находят свое развлечение в причудливом и чудесном декоре
Ханна Мартин
Все продукты, представленные в Architectural Digest, выбираются нашими редакторами независимо друг от друга. Однако, когда вы покупаете что-то через наши розничные ссылки, мы можем получать партнерскую комиссию.
В конце 1930-х годов британский меценат Эдвард Джеймс превратил свой семейный дом в Западном Суссексе — фермерский дом начала 20-го века, спроектированный Эдвардом Латьенсом, — в собственную сюрреалистическую фантазию. Фасад Monkton House, как его называли, был окрашен в фиолетовый металлик. Внутри стены были покрыты головокружительными закорючками, потолки были расписаны облаками, а большая часть мебели — от телефонов-лобстеров до диванов, вдохновленных ртом актрисы Мэй Уэст, — была спроектирована единственным и неповторимым Сальвадором Дали.
Всего лишь век спустя, когда в реальность становится все труднее поверить (глобальная пандемия, 10-минутные полеты в открытый космос, бесконечная череда библейских стихийных бедствий), склонность к послевоенному художественному движению возвращается. Метрополитен-музей в Нью-Йорке только что установил Surrealism Beyond Borders (до 30 января 2022 года), а жуткий автопортрет Фриды Кало Diego and I был продан почти за 35 миллионов долларов на Sotheby’s в начале этой недели. Даже производитель обуви Birkenstock недавно украсил свои фирменные сабо изображениями двух картин Рене Магритта. Возможно, неудивительно, что это остроумное и замечательное художественное направление возвращается в дома по всему миру.
Сюрреалистическая парижская квартира Венсана Дарре.
Фото: Jérôme Galland
«Сюрреализм — это слияние абсурда с нашей реальностью таким образом, что это дает неожиданную дозу оптимизма», — говорит дизайнер AD100 Кен Фулк, чья новая коллекция тканей Surreal World для Пьера Фрея вызывает в воображении фантастические сцены. с лесами, неоклассической архитектурой и небесными мотивами — последний из которых он использовал в своей комнате для выставочного дома Кипс-Бэй в Далласе. «В последние несколько лет было много абсурда, а иногда и нехватки оптимизма», — говорит Фулк. «Запуск нашей коллекции с Пьером Фреем в этом месяце показался идеальным временем, чтобы внести немного радостной фантазии в наше текущее положение дел».
Винтажный диван Lips, вдохновленный оригиналом Сальвадора Дали, украшает дом модельера Дианы фон Фюрстенберг на Манхэттене.
Фото: Франсуа Халар
Новая коллекция тканей, обоев и ковров «Сюрреалистический мир» Кена Фулка для Пьера Фрея на выставке в его комнате в выставочном доме Даллас Кипс Бэй.
Фото: Стивен Карлиш
По мере того, как реальность становится все более сюрреалистичной, стоит ли удивляться тому, что такие странные, потусторонние образы проникают в наши интерьеры? Французский дизайнер Винсент Дарре уже много лет придерживается этого образа, украшая свою парижскую квартиру так, как он называет «мечта для меня». Между тем, в эклектичном доме в Лос-Анджелесе, построенном фирмой Charlap Hyman & Herrero AD100, облака Форназетти окутывают вход, а Марио Чероли сидит в комнате, которая, кажется, утопает в виноградных лозах.
В дамской комнате наполненного произведениями искусства лондонского дома Рэйчел Чадли зеркало с занавеской висит на малахитовых обоях Форназетти (Форназетти, конечно, является отличной отправной точкой для любого сюрреалистического интерьера). Или как насчет постмодернистского взгляда телевизионного сценариста Джордана Фирстмана на его фантастический блокнот в Лос-Анджелесе? Писательница Нора Тейлор прекрасно уловила суть в своем описании: « Барбарелла -встречает- Битлджус -встречает-Дали-встречает-захудалый-Лос-Анджелес-фантазия о ночном клубе».
В доме сценариста Джордана Фирстмена в Лос-Анджелесе, оформленном Джоном Шарпом, в гостиной есть сюрреалистическая фреска с изображением облаков.
Фото: Шон Ханзен
«За последний год жизнь людей сильно исказилась, и у меня появилось огромное желание заниматься чем-то, что вызывает у них улыбку», — объясняет Эрик Шилп, управляющий директор голландского арт-коллектива Rotganzen. Недавно они сотрудничали с дизайнером AD100 Келли Уистлер над эксклюзивной серией из пяти диско-шаров ограниченного выпуска, которые могут создать сюрреалистическую мерцающую лужу на коктейльном столике или книжной полке. Изделия, которые Rotganzen изготавливает годами, во время пандемии приобрели огромную популярность. «Я думаю, это отчасти потому, что у людей нет свободного пространства, чтобы справиться с большим количеством негатива или вызова», — рассуждает Шилп.
Малахитовые обои Форназетти для Cole & Son в дамской комнате эклектичного лондонского дома от Рэйчел Чадли.
Фото: The Interior Archive LRD
Дом в Лос-Анджелесе от Charlap Hyman & Herrero украшен обоями Fornasetti Nuvole производства Cole & Son.
Фото: Laure Joliet
Другие дизайнеры продуктов, по-видимому, взяли на себя инициативу. В лос-анджелесском Casa Perfect Крис Уолстон недавно представил парк новых вещей — в основном из колумбийской лозы — в которых руки, ноги, ягодицы и губы сливаются в забавную мебель. Gufram, чей культовый диван Bocca — мультяшный пенопластовый рифф на оригинале Дали — является детищем сюрреалистического плаката, выпустил новые цвета своего стула MAgriTTa, сиденья в форме яблока в шляпе, первоначально разработанного художником и дизайнером Себастьяном Матта в 1970. Между тем, такие бренды, как Dada Daily и L’Objet, выпускают стабильный поток продуктов, украшенных элементами сюрреализма. Возможно, как говорит Шилп: «Если люди украшают свои дома, они хотят, чтобы у них было что-то хорошее». Dada Daily
Позолоченная фарфоровая ваза Lito от L’Objet
$300 в Net-A-Porter
Pampshade Bread Lamp
$ 210 при Food 52
Iris Mirror By Contrate Cat
$ 1950 в ближайшее время
1970S Стул Magritta Roberto Matta
$ 4200 at 1stdibs
$ 4200. Пара свечей от Dada Daily
75 долларов в Dada Daily
Обои с принтом Etched Clouds от West Elm
149 долларов в West Elm
Red La Bocca Pop Art Lips Vintage Sofa
10 590 долларов на 1stDibs
V&A · Сюрреализм и дизайн
Сюрреализм — одно из самых влиятельных направлений в искусстве 20-го века. Он был вдохновлен как политическими теориями Карла Маркса, так и исследованием бессознательного (психоанализом), разработанным Зигмундом Фрейдом в 1890-х годах. Термин «сюрреализм» впервые был придуман в 1917 году искусствоведом и поэтом Гийомом Аполлинером, а в 1924 году он был использован писателем и теоретиком Андре Бретоном для описания политически радикального движения. Это движение было направлено на изменение восприятия мира путем изучения снов, бессознательного и иррационального. Сюрреалисты часто использовали «автоматические» техники — спонтанно создавая искусство без сознательной мысли — чтобы вывести на поверхность образы из бессознательного.
В 1930-е годы, несмотря на противодействие некоторых сюрреалистов, движение начало переходить в коммерческий, материальный мир. Выйдя за рамки радикального авангардного художественного движения, ведущие художники-сюрреалисты часто сами работали коммерческими дизайнерами, особенно в области рекламы, графики, театра и кино.
Балет был одной из первых сфер, в которой проявилось более широкое влияние сюрреализма. Предлагая захватывающие возможности воплотить иллюзорный мир с помощью декораций и дизайна костюмов, он привлек ведущих деятелей сюрреалистического движения. В 1926 марта художники Макс Эрнст и Жан Миро получили заказ от Сержа Дягилева, художественного руководителя Русского балета, на создание декораций для «Ромео и Джульетта ». Дягилев хотел создать сильную визуальную концепцию, а фоны, безусловно, добавляли сюрреалистичности — в финальной сцене влюбленные сбежали на самолете после своей смерти. Однако парижская премьера балета 18 мая 1926 года спровоцировала сюрреалистический скандал, поскольку коллеги-сюрреалисты Андре Бретон и Луи Арагон штурмовали постановку, протестуя против слияния искусства и коммерции. Но Миро продолжал увлекаться чарующим миром балета — его дизайн костюма для персонажа «Волчка» в 9Например, в 0119 Jeux d’enfants (1932) использовались цветные полосы, которые усиливали спиральное движение танцора.
Театральный костюм для Волчка из балета Леонида Мясина «Jeux d’enfants, de Basil Ballets Russes», созданный Жоаном Миро, 1932 год. Музей №.
С.149-1985. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Сюрреализм и объект
В 1920-х годах сюрреалистическая техника была сосредоточена на использовании письма, рисунка, коллажа и живописи как приемов раскрытия подсознания. Но в начале 19В 30-е годы появился новый вид практики – создание сюрреалистического объекта. Отход от текста и изображений был вызван необходимостью непосредственного взаимодействия с материальным миром, миром предметов и торговли. Считалось, что сюрреалистический объект может представлять сложности и противоречия современной жизни. Сальвадор Дали резюмировал свое желание создавать предметы:
Я стараюсь создавать фантастические вещи, волшебные вещи, вещи, как во сне. Миру нужно больше фантазии. Наша цивилизация слишком механистична. Мы можем сделать фантастическое реальным, и тогда оно будет более реальным, чем то, что существует на самом деле.
Сальвадор Дали, 1940
Телефон-лобстер Дали (1936), пожалуй, самый известный пример сюрреалистического объекта. Следуя примеру Дали, несколько художников начали создавать сюрреалистические объекты — новые объекты, построенные из ранее существовавших и часто устаревших товаров. Эти конструкции навязывали новые значения посредством причудливых сопоставлений, намекающих на субъективные мечты или желания. Церемониальная шляпа Эйлин Агар для поедания буйабеса была сделана во время поездки на юг Франции в 1936, из предметов, которые она нашла на берегу моря. Позже она описала этот кусок:
.
Он состоял из пробковой корзины, подобранной в Сен-Тропе и выкрашенной в синий цвет, которую я обтянул рыболовной сетью, хвостом омара, морской звездой и другими морскими объектами. Это был своего рода головной убор Acrimboldo для модников, получивший широкую огласку.
Эйлин Агар, 1988
Шляпа для поедания буйабеса, Эйлин Агар, Великобритания, 1937 год. Т.168-1993. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Объект сюрреализма отчасти предназначался для критики потребительской культуры. Однако, делая «фантастическое реальным», используя товары и напрямую взаимодействуя с материальным миром, они также выдвинули на первый план коммерческие возможности сюрреализма и его применение в декоративно-прикладном искусстве.
В теории анализа сновидений Зигмунда Фрейда дом нес в себе ряд тревожных и сексуализированных значений, которые занимали сюрреалистов. Сочетая антиквариат, новое и причудливое, они создали свою собственную внутреннюю среду, резко контрастирующую с преобладающими взглядами в современном дизайне интерьера.
Столовая в Monkton House. Элизабет Уайтинг и партнеры © Alamy Stock Photo
Самым известным интерьером в стиле сюрреализма в Великобритании был дом Монктон, загородный дом Эдварда Джеймса, коллекционера, поэта и важного покровителя Дали. В середине 1930-х Джеймс перепроектировал Monkton House как «полный сюрреалистический дом», объединив свой вкус к викторианскому, эдвардианскому и сюрреалистическому дизайну. Джеймс работал с Дали над созданием ряда диковинных дизайнов мебели для интерьера, которые сейчас находятся в коллекции Виктории и Альберта.
Узнайте больше о сюрреалистическом интерьере Monkton House.
Ганс Шлегер был одним из самых разносторонних графических дизайнеров века. Получив образование в Германии в 1920-х годах, он работал в рекламных компаниях в Берлине и Нью-Йорке, прежде чем поселиться в Лондоне в 1932 году. Работая под псевдонимом Зеро, он использовал целый ряд подходов, от вдохновленного Баухаузом модернизма до ар-деко и сюрреалистических визуальных стратегий. Его плакат «Эти люди используют раковину » основан на сюрреалистических образах и напоминает об использовании Рене Магриттом плавающих облаков через открытый глаз в Ле Фо Мируар (1935). Сопоставление и контрастный масштаб бестелесной головы, карандаша и далеких фигур еще больше пробуждают мир воображения. Плакат был частью обширной рекламной кампании 1930-х годов, которая изменила внешний вид нефтяной компании Shell, поручив молодым художникам создавать плакаты.
Эти люди используют раковины, постер, Ганс Шлегер, 1938, Великобритания. Музей №. Е.294-1998. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Представление тела, и особенно женского тела, обеспечило общую нить через публичные показы, выставки и коммерческую деятельность сюрреалистов. Для них тело стало предметом пристального внимания — расчлененное, фрагментированное, оскверненное и эротизированное. Это позволило исследовать сексуальность как аспект современности и стало движущей силой коммерциализации сюрреализма.
Костюмы Сальвадора Дали для балета Леонида Мясина «Вакханалия», 1939 год. © Condé Nast/Horst Estate
Модная фотография Хорста П. Хорста 1930-х и 40-х годов во многом обязана образам сюрреализма, особенно благодаря использованию изолированных частей тела – туловища, рук, ног и кистей. В одном из самых знаменитых примеров, Девушка с корсетом Mainbocher, безликое тело, скованное корсетом, демонстрирует сюрреалистическую озабоченность объективацией и эротическую привлекательность одежды.
Корсет Mainbocher (розовый атласный корсет от Detolle), Париж, 1939 год. © Condé Nast/Horst Estate
Мода предоставила сюрреалистам дополнительные возможности для исследования сексуальной символики и, в частности, сосредоточения сексуального желания на определенной части тела или объекта (фетишизация). По словам влиятельного владельца галереи сюрреалистов Жюльена Леви, Эльза Скиапарелли была единственным модельером, успешно интерпретировавшим сюрреализм. Она сотрудничала с ведущими сюрреалистами, в том числе с Жаном Кокто и Сальвадором Дали, что привело к ее самым откровенно сюрреалистическим проектам. Шляпа-обувь от 1938 , с его розовыми бархатными туфлями на высоком каблуке — известный пример сюрреалистического смещения, когда объект удаляется от ожидаемого контекста. За ним последовали платья Skeleton и Tear, также созданные в сотрудничестве с Дали, в которых юмор сочетался с болезненным оттенком. Хотя изделия Скиапарелли раздвинули границы моды, они также были умными и часто очень удобными для носки.
Слева направо: платье-скелет, Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, 1938 год, Франция. Музей №. Т.394&A-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Платье «Слезы», Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, 1938 год, Франция. Музей №. T.393&A,D до F-1974. © Музей Виктории и Альберта, Лондон; Шляпа-башмак, Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, 1937–1938, Франция. Музей №. Т.2-2009. © Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Сюрреалисты заимствовали из естествознания XIX века, модерна и новых технологий, таких как микрофотография и кино, чтобы создать новую символику, богатую природными формами и мотивами. Их быстро адаптировали для использования в дизайне, создав визуальный язык органических форм, известный как биоморфизм или «свободная форма». Волнообразные изгибы стола Карло Моллино «Арабески», например, были вдохновлены плавными линиями и биоморфными формами сюрреалистического искусства, особенно работами скульптора-абстракциониста и художника Яна Арпа, а форма столешницы была основана на эскизе. лежащей девушки работы художницы-сюрреалиста Леонор Фини.
Арабеска, стол, дизайн Карло Моллино, производство Apelli & Varesio, 1949, Италия. Музей №. W.7-1985. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Этот контент был первоначально создан для выставки Surreal Things (2007 г.) с выдержками из каталога выставки под редакцией Гислейн Вуд.