Сюрреализм в интерьере: Флирт с реальностью: что такое сюрреализм в интерьере

Модный тренд: сюрреализм в интерьере

В моде интерьеры с долей сюрреализма, разлинованные как шахматная доска

Перейти
в галерею

Дата публикации:

17.02.2017

Текст:

Марина Волкова

Журнал:

№2 (223) 2017

Полюсов всегда два, и у всего есть своя противоположность. Эта логика, похоже, легла в основу модной тенденции: наряду с подчёркнуто нейтральными интерьерами появляются и нарочито театрализованные пространства, оформление которых подчинено одной цели — увлечь и заинтриговать зрителя.

Зрелищный интерьер — парадоксальный, немного сумасбродный, красочный, эмоциональный. В нём царят яркие цвета и причудливые формы. Он «населён» странными вещами вроде антропоморфных комодов и светильников в виде чайных сервизов.

Тренд задала сентябрьская выставка декора Maison&Objet в Париже с инсталляциями французских дизайнеров, интерпретирующих тему игры в интерьерном ключе. Вдохновением для трендсеттеров послужили фантасмагории Льюиса Кэрролла.

«Всё не то, чем кажется» — в моду возвращается приём обманок родом из дворцовой культуры XVIII века, а если брать раньше, то и греческих росписей–анекдотов: когда голуби клевали нарисованный виноград, принимая его за настоящий. Дизайн «ставят на карту»: используются контрастные цветовые комбинации по принципу шахматной доски и сюрреалистичные предметы, словно бы рождённые бунтарским воображением Дали.

Реклама на SALON.ru

Эти статьи могут вам понравиться:

Почему важно выбрать панорамное остекление дома: рассказали эксперты

Эстетика, надежность, энергоэффективность — об этих и других преимуществах панорамных окон, а также о критериях выбора производителя узнали у профессионалов.

#Интерьер #Дома

Мягкий характер: новая мебельная коллекция Gallotti&Radice

Известный итальянский бренд знакомит с новинками Миланской выставки.

#Новости

Кухня мечты: новый флорентийский проект Officine Gullo

Тосканская фабрика сделала новую кухню под заказ.

#Новости

Что учесть при оформлении балкона в весенне-летний сезон: 5 мнений дизайнеров

Разные проекты — разные решения: посмотрите, как сегодня профессионалы предлагают оформлять балкон, лоджию или городскую террасу.

#Интерьер #Квартиры

Получайте самые популярные статьи на почту.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.

Email:

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.

Сюрреализм в дизайне. Гармония парадокса

22 января 2016 г.

Сюрреализм возник в 1910-х годах в литературе, но вскоре стал масштабным направлением, охватившим практически все виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн. Основу составляет идея совмещения сна и реальности, обращение к глубинам подсознания. Сюрреалисты достигали нужного эффекта, создавая противоречивые сочетания образов, форм, тем. Однако даже самые абсурдные произведения являются результатом тщательной продуманности. Зачастую, чтобы добраться до подсознания, художники работали под воздействием гипноза, алкоголя, голода, психотропных веществ. 

Первым сюрреалистом-дизайнером стал великий Сальвадор Дали. Идеи интерьера его собственного жилья раскрываются в деталях, создающих соответствующую атмосферу. Но главным его шедевром в этой области является одна из его шуточных работ –  «Комната Мэй Уэст». На картине лицо актрисы является пространственной иллюзией, составленной из предметов интерьера. Шторы превращаются в роскошные волосы, глаза воплощены в картинах, нос – причудливый камин, на котором стоят часы, линия подбородка – округлые ступени и, наконец, самый чувственный объект этой композиции – диван в виде губ. Под руководством самого Дали интерьер был сконструирован в объеме в 1974 году. С этого момента начинается новая эпоха в сфере дизайна. 

Тенденции сюрреализма начала ХХ века перерабатываются и приспосабливаются к современным условиям. Авторы отбрасывают на задний план любимую сюрреалистами теорию Фрейда, отходят от глубин подсознания, оставляя для себя лишь идеи парадоксальности, иллюзорности, абсурдности. Сочетание несочетаемого – главная концепция современных дизайнеров. Это может выражаться в таких принципах как: противоестественное сочетание чуждых друг другу предметов, их обмен свойствами (тяжелое становится невесомым, легкость приобретает массивность; то, что должно быть мягким, затвердевает, а твердое принимает растекающуюся форму). Предмет вызывает ассоциации сразу нескольких образов (диван-губы, стол-конь), соединение приемов (старое и новое, естественное и искусственное, динамичное и статичное, повседневное и экзотическое), масштабирование предметов (чаще всего используется увеличение мелких предметов). В итоге дизайн интерьера в сюрреалистическом стиле можно разделить на несколько типов. 

Первый представляет собой случай, когда все пространство помещения составляет единый образ, и стиль представлен во всех элементах, будь то покрытие пола, мебель, освещение и т. д. Однако такой интерьер наиболее уязвим от чрезмерной перегруженности, и человеку будет трудно в нем находиться. Логичным решением в такой ситуации является игра с цветом, фактурой и материалом предметов, спокойные плавные не сильно деформированные формы и образы. 

Второй тип является самым простым в общем решении интерьера, поскольку в таком случае несочетаемость может проявляться в использовании предметов искусства (картин, фотографий, панно, скульптуры), отвечающих идеям сюрреализма, размещенных в пространстве, кардинально противоположном по стилю. Скажем, картины Сальвадора Дали в барочном интерьере выглядели бы весьма интересно. 

Третий вариант применения сюрреализма в дизайне интерьера наиболее распространен среди современных авторов. Стиль проявляется уже частично в каких-либо соответствующих концепции сюрреализма объектах, которые гармонично вписаны в остальное пространство. Эффект в таком случае создается за счет контраста традиционной отделки помещения с причудливо выполненными предметами обстановки. 

Ярким представителем сюрреалистического стиля в дизайне можно смело назвать французского архитектора и дизайнера Филиппа Старка. Его работы минималистичны, лаконичны, но в то же время полны иронии. Игра с формой и материалами преобладает над цветовым решением. Старк считает, что люди должны окружать себя интересными и красивыми вещами, поэтому часто он использует пластик как универсальный, технологичный материл, чтобы предметы были максимально доступны. Предметы интерьера поражают «гармонией парадокса» и вызывают у зрителя много вопросов. Порой их внешняя простота заставляет задуматься о сущности бытия. 

Филипп Старк 

Наряду со Старком ведущими дизайнерами, придерживающимися принципов сюрреалистического стиля, являются Рон Арад и Том Диксон. Для Арада во главе всего стоит неординарность, борьба со штампами. После экспериментов с различными материалами (бетон, пластик, акрил, силикон) дизайнер остановил свой выбор на металле. Он создает предметы интерьера затейливой, гипертрофированной, абстрактной формы, которые только по внешнему виду можно считать арт-объектом, однако в удобстве использования они нисколько не уступают своему эстетическому превосходству. 

Рон Арад. Мусорное ведро

Плавные линии, неестественные формы также встречаются в работах Тома Диксона. Но стальные конструкции, в отличие от Арада, здесь заменяются более «теплыми» и привычными материалами. Это случай, когда сюрреализм раскрывается через ассоциацию: светильник, напоминающий молекулу, стулья – птицу, изгиб листьев, и даже опору линии электропередач. 

Такие предметы впишутся как в полностью сюрреалистический интерьер, так и станут ярким акцентом в пространстве другого стиля. Продолжать список неординарных дизайнеров можно бесконечно, так как сюрреализм является неисчерпаемым океаном идей.  

Том Диксон 

В дизайне этот стиль претерпел много изменений. Авторы уже не столько озабочены идеями подсознания и автоматизма, сколько желают удивить зрителя необычностью своих творений. Несмотря на это, принципы, сохранившиеся от традиционного сюрреалистического дизайна, гармонично вписываются в современную среду. Основная идея сочетания несочетаемого никогда не будет исчерпана, поэтому можно смело сказать, что дизайн в стиле сюрреализма имеет огромное будущее.

Текст: Крузман Юлия

Сюрреалистический дизайн актуален как никогда

Довольно сюрреалистичная комната в доме Джорджа Линдеманна в Майами, оформленная Франком де Биази.Фото: Франсуа Дишингер в причудливом и прекрасном декоре

Все продукты, представленные в Architectural Digest, выбираются нашими редакторами независимо друг от друга. Однако, когда вы покупаете что-то через наши розничные ссылки, мы можем получать партнерскую комиссию.

В конце 1930-х годов британский меценат Эдвард Джеймс превратил свой семейный дом в Западном Суссексе — фермерский дом начала 20-го века, спроектированный Эдвардом Латьенсом, — в собственную сюрреалистическую фантазию. Фасад Monkton House, как его называли, был окрашен в фиолетовый металлик. Внутри стены были покрыты головокружительными закорючками, потолки были расписаны облаками, а большая часть мебели — от телефонов-лобстеров до диванов, вдохновленных ртом актрисы Мэй Уэст, — была спроектирована единственным и неповторимым Сальвадором Дали.

Всего лишь век спустя, когда в реальность становится все труднее поверить (глобальная пандемия, 10-минутные полеты в открытый космос, бесконечная череда библейских стихийных бедствий), склонность к послевоенному художественному движению возвращается. Метрополитен-музей в Нью-Йорке только что установил Surrealism Beyond Borders (до 30 января 2022 года), а жуткий автопортрет Фриды Кало Diego and I был продан почти за 35 миллионов долларов на Sotheby’s в начале этой недели. Даже производитель обуви Birkenstock недавно украсил свои фирменные сабо изображениями двух картин Рене Магритта. Возможно, неудивительно, что это остроумное и замечательное художественное направление возвращается в дома по всему миру.

Сюрреалистическая парижская квартира Венсана Дарре.

Фото: Жером Галланд

«Сюрреализм — это слияние абсурда с нашей реальностью таким образом, что это дает неожиданную дозу оптимизма», — говорит дизайнер AD100 Кен Фулк, чья новая коллекция тканей Surreal World для Пьера Фрея вызывает в воображении фантастические сцены. с лесами, неоклассической архитектурой и небесными мотивами — последний из которых он использовал в своей комнате для выставочного дома Кипс-Бэй в Далласе. «В последние несколько лет было много абсурда, а иногда и нехватки оптимизма», — говорит Фулк. «Запуск нашей коллекции с Пьером Фреем в этом месяце показался идеальным временем, чтобы внести немного радостной фантазии в наше текущее положение дел».

Винтажный диван Lips, вдохновленный оригиналом Сальвадора Дали, украшает дом модельера Дианы фон Фюрстенберг на Манхэттене.

Фото: Франсуа Халар

Новая коллекция тканей, обоев и ковров «Сюрреалистический мир» Кена Фулка для Пьера Фрея на выставке в его комнате в выставочном доме Даллас Кипс Бэй.

Фото: Стивен Карлиш

По мере того, как реальность становится все более сюрреалистичной, стоит ли удивляться тому, что такие странные, потусторонние образы проникают в наши интерьеры? Французский дизайнер Винсент Дарре уже много лет придерживается этого образа, украшая свою парижскую квартиру так, как он называет «мечта для меня». Между тем, в эклектичном доме в Лос-Анджелесе, построенном фирмой Charlap Hyman & Herrero AD100, облака Форназетти окутывают вход, а Марио Чероли сидит в комнате, которая, кажется, утопает в виноградных лозах.

В дамской комнате наполненного произведениями искусства лондонского дома Рэйчел Чадли зеркало с занавеской висит на малахитовых обоях Форназетти (Форназетти, конечно, является отличной отправной точкой для любого сюрреалистического интерьера). Или как насчет постмодернистского взгляда телевизионного сценариста Джордана Фирстмана на его фантастический блокнот в Лос-Анджелесе? Писательница Нора Тейлор прекрасно уловила суть в своем описании: « Барбарелла -встречает- Битлджус -встречает-Дали-встречает-захудалый-Лос-Анджелес-фантазия о ночном клубе».

В доме сценариста Джордана Фёрстмана в Лос-Анджелесе, украшенном Джоном Шарпом, в гостиной есть сюрреалистическая фреска с облаками.

Фото: Шон Ханзен

«За последний год жизнь людей сильно исказилась, и у меня появилось огромное желание заниматься чем-то, что вызывает у них улыбку», — объясняет Эрик Шилп, управляющий директор голландского арт-коллектива Rotganzen. Недавно они сотрудничали с дизайнером AD100 Келли Уистлер над эксклюзивной серией из пяти диско-шаров ограниченного выпуска, которые могут создать сюрреалистическую мерцающую лужу на коктейльном столике или книжной полке. Изделия, которые Rotganzen изготавливает годами, во время пандемии приобрели огромную популярность. «Я думаю, это отчасти потому, что у людей нет свободного пространства, чтобы справиться с большим количеством негатива или вызова», — рассуждает Шилп.

Малахитовые обои Форназетти для Cole & Son в дамской комнате эклектичного лондонского дома от Рэйчел Чадли.

Фото: The Interior Archive LRD

Дом в Лос-Анджелесе от Charlap Hyman & Herrero украшен обоями Fornasetti Nuvole производства Cole & Son.

Фото: Laure Joliet

Другие дизайнеры продуктов, по-видимому, взяли на себя инициативу. В лос-анджелесском Casa Perfect Крис Уолстон недавно представил парк новых вещей, в основном из колумбийской лозы, в которых руки, ноги, ягодицы и губы сливаются в забавную мебель. Компания Gufram, чей культовый диван Bocca — мультяшный пенопластовый рифф на оригинале Дали — является детищем сюрреалистического плаката, выпустила новые цвета своего кресла MAgriTTa, сиденья в форме яблока в шляпе, первоначально разработанного художником и дизайнером Себастьяном Матта в 1919 году.70. Между тем, такие бренды, как Dada Daily и L’Objet, выпускают стабильный поток продуктов, украшенных элементами сюрреализма. Возможно, как говорит Шилп: «Если люди украшают свои дома, они хотят, чтобы у них было что-то хорошее». Dada Daily

Позолоченная фарфоровая ваза Lito от L’Objet

$300 в Net-A-Porter

Pampshade Bread Lamp

210 долларов США в Food 52

Iris Mirror от Concrete Cat

1950 долларов США в Coming Soon

Стул MAgriTTA 1970-х годов Roberto Matta

9 0003

4 200 долларов на 1-й стипендии

Детка, ты не подожжешь мне ноги? Пара свечей от Dada Daily

75 долларов в Dada Daily

Обои с принтом Etched Clouds от West Elm

149 долларов в West Elm

Red La Bocca Pop Art Lips Vintage Sofa 9 0063

$ 10 590 в 1STDIBS

Красота, отталкиваемость и практичность: почему вы должны принять сюрреалистический интерьер

Сальвадор Дали Лобстер Телефон, показанный в Объектах желания: сюрреализм и дизайн, 1924 — сегодня выставка в дизайне. .

Когда в 1935 году Яркое Молодое Существо Эдвард Джеймс (по слухам, незаконнорожденный сын Эдуарда VII) переехал в Монктон-Хаус в Западном Суссексе – охотничий домик, спроектированный Лютиенсом и изначально построенный для его родителей, он решил внести некоторые изменения. Заявив: «Я хотел избавиться от этого деревенского вида, которым увлекался Лютьенс», Эдвард приказал покрасить дом в фиолетовый металлик, входную дверь в розовый и замаскировать столбы под пальмы, а водосточные трубы — под бамбук. Внутри, в сотрудничестве с Сальвадором Дали, он сделал стены мягкими, чтобы они напоминали стены приюта, его кровать была смоделирована по образцу катафалка Нельсона, а в его ванной комнате свет сиял через алебастровые стены, как планеты.

Эдвард Джеймс сфотографирован в доме Монктон в Западном Суссексе.

Sasha/Getty Images

По предложению Эдварда Дали спроектировал диваны для гостиной на основе губ из своего коллажа Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать в качестве сюрреалистической квартиры , а Эдвард руководил производством ламп из стопок бронзовых перевороты с шампанским. Между прочим, диваны для губ Дали были красными — что важно, потому что, когда позже Джеймс заказал один из них в шокирующе-розовом цвете, возможно, вдохновленный итальянским модельером Эльзой Скиапарелли, он «даже не мог заставить себя сесть на него», — рассказывает он. Кэтрин Джонсон, куратор Объекты желания: сюрреализм и дизайн, 1924 – сегодня в Музее дизайна. Очевидно, у каждого есть своя линия — даже у того, кто с радостью воспринял идею Дали о том, что в его лондонском доме стены «должны вздыматься, как живот больной собаки» (изначально Эдвард планировал покрыть их собачьей шерстью).

Художник Сальвадор Дали играет на сюрреалистической «Клоунской скрипке».

Bettmann

Считаете ли вы это отвратительным или странно неотразимым, сюрреализм — движение, в основе которого лежит желание освободить творческое воображение от условностей — переживает важный момент; предмет недавних выставок в Тейт Модерн, галерее Уайтчепел и других, он даже был темой прошлогодней Венецианской биеннале. Тем не менее, выставка Музея дизайна впервые за последние годы посвящена сюрреалистическим интерьерам, что важно не только для любителей истории декора. Будучи глубоко укоренившейся во фрейдистской — и, следовательно, сюрреалистической — мысли, идея дома является психологически богатой темой сюрреализма. В отношении Монктона English Heritage проиграла свою семимесячную кампанию по спасению дома в XIX веке.80-е годы. Судя по всему, Мемориальный фонд национального наследия посчитал, что он «не представляет достаточного интереса», чтобы гарантировать финансирование, и он был куплен частным покупателем без его содержимого, и все это было продано с аукциона. Если бы не эта выставка, мы бы не увидели диван с (красными) губами, лампы-купе с шампанским и телефон-лобстер («Дали считал, что и лобстеры, и телефоны сексуальны», — говорит Кэтрин), собранные вместе, как они были для Эдварда.

STUDIO STAGG

Beyond Monkton, Objects of Desire также отслеживает тенденции и использование сюрреализма в наши дни, поскольку это далеко не конец, как знают постоянные читатели House & Garden. Возьмем, к примеру, Maison Colbert, дом современных сюрреалистов Шарлотты и Филиппа Кольбер. В сотрудничестве со студией Buchanan они создали ванну, усыпанную силиконовыми сиськами, изголовье в форме матки и фаллопиевых труб, а также огромный мраморный журнальный столик с инкрустацией гигантским глазом. Матка — повторяющийся мотив в творчестве Шарлотты (она даже носит подвеску в виде матки). Филип, известный своими работами с мотивом ракообразных, когда-то любимым Дали (он переосмыслил лобстеров как NFT, на футболках, как скульптуры, а теперь еще и как телефон), объясняет, что он видит этих существ как «моментальный момент». мори. Глубокий символ путешествия во времени». Шарлотта и Филип запустили в производство часть мебели и других предметов; можно купить вазу Fallopia, лампу-омара и тумбочку Atomic Marshmallow.

Знаменитый диван Дали «Красные губы», представленный на выставке.

STUDIO STAGG

Что касается пробуждения интереса, «это приближается к 100 -й годовщине Манифеста сюрреалистов, но я думаю, что это также потому, что есть параллели между 1920-ми и 2020-ми годами», — говорит Кэтрин. Параллели не особенно положительные — Кэтрин перечисляет отражающие пандемии, а также политическую и экономическую нестабильность, «но мы часто обнаруживаем, что в такие времена искусство и культура особенно новаторские и яркие. Я думаю, что сюрреализм был ответом на хаос. Он не пытался дать ответы, вместо этого он предложил нам отказаться от притворства, что мы все элегантные, рациональные, разумные существа, и отпраздновать тот факт, что мы все немного сумасшедшие. Это творческое отношение к хаосу, которое может показаться странно оптимистичным». Конечно, объятие сюрреализма, объясненное таким образом, кажется одним из немногих позитивных жестов, которые можно сделать на безрадостном фоне забастовок и кризиса стоимости жизни — так почему бы не пойти на это?

Сальвадор Дали на балу баронессы Мари-Элен и сюрреалистов Гая.

Слим Ааронс/Getty Images

Действительно, сюрреализм — это не просто эстетика, это отношение: «Речь идет о предоставлении свободы воли тому, что происходит в вашей голове», — говорит Кэтрин. С таким же успехом его можно использовать, скажем, как тему для развлечения. В 1972 году баронесса Мари-Элен ван Зуйлен ван Нивелт ван де Хаар и ее муж (и троюродный брат) Ги де Ротшильд устроили свой знаменитый сюрреалистический бал. Приглашения были отправлены с загадочным дресс-кодом «черный галстук, длинные платья и сюрреалистические головы», инструкции были напечатаны задом наперед, поэтому их приходилось читать в зеркале. Прибывшие гости обнаружили, что замок буквально пылает светом, а слуги и лакеи, одетые как кошки, лапают друг друга или притворяются спящими. Обеденные столы были украшены чучелами черепах и тарелками, покрытыми мехом; еда подавалась на трупе манекена, лежавшем на ложе из роз. Если вы прямо сейчас страдаете от ретроспективного FOMO, знайте, что каждое лето в Farleys House, бывшем доме сюрреалистов Ли Миллера и Роланда Пенроуза, устраивается летний пикник сюрреалистов (так как это мероприятие с билетами, вы тоже можете присоединиться к толпе сюрреалистов).

Примечательно, однако, что при осмотре интерьеров дома Фарли вы заметите, что они гораздо менее сюрреалистичны, чем интерьеры дома Эдварда Джеймса в Монктоне.