Стили интерьера какие есть: подробное описание и 50 + реальных фото

Откуда берутся стили, которых не существует

Мы попросили практикующих профессионалов, архитекторов, дизайнеров и декораторов, поделиться своими мыслями о том, как возникают новые направления в дизайне. И описать самые забавные стилевые гибриды, которые им встречались.

Jane Richards Interiors

Разрыв теории и практики
Не секрет, что мир интерьерного дизайна склонен к изобретению новых слов и смыслов не меньше, чем поэты-кубофутуристы. А многие термины из лексикона дизайнеров и их клиентов (а также то, что под ними понимают) крайне озадачили бы искусствоведов, сочинивших тома для библиотеки. Почему так происходит? Есть объективные причины, в их числе время и люди. Той среды исторических, социальных и прочих обстоятельств, которые способствовали возникновению больших европейских стилей, давно нет. И сегодня большинство воспринимает их исключительно как декоративные образцы и источники вдохновения, которых может быть и несколько. Отсюда многочисленные гибриды вроде «американской классики с элементами прованса», «шале с элементами русского стиля», «лофта с элементами готики» и прочий «фьюжн».

«Есть такой стиль, который я называю “минима-деко”, — приводит пример Наталья Баженова. — Это когда мебель и стилистика всего интерьера явно склоняются к “минимализму”, но вот акценты (в основном светильники) взяты от ар-деко».

Sofie Barfoed

Договориться между собой
«На российском рынке понятие “стиль” существует в большинстве своем скорее для заказчиков, чем для дизайнеров — для того, чтобы первые на словах могли примерно описать то, что им хочется. На практике понятие интерьерных стилей весьма расплывчато, чего нельзя сказать об архитектурных стилях. В России есть базовый набор понятий: классика, современный / минимализм, кантри / прованс, китч / лофт. Также я бы отдельно вынесла “современную классику”. Дальнейшая конкретизация стиля определяется не названием, а аналогами, которые обсуждают дизайнер и заказчик», — отмечает Елизавета Рабизо.

Заказчику все равно, какое там барокко
Если для историков декоративно-прикладного искусства и культуры вопрос, чем, например, отличаются оригинальные стили от их повторных пришествий (те же барокко или рококо возвращались в моду несколько раз) — важен, то для заказчиков интерьера — зачастую нет. К тому же на восприятие того или иного исторического периода часто влияют фильмы, беллетристика и другие элементы поп-культуры, для которых историческая точность не так важна, как убедительное художественное впечатление.

Татьяна Вакуева | Abwarten!

Ради красивого словца
«К сожалению, у людей часто хромает терминология и идентификация картинки с названием», — отмечает Мария Каткова.

«Российские заказчики, например, любят слово “прованс”, хотя часто практически никак его не идентифицируют. Им просто нравится термин, — делится наблюдением Ирина Татарникова. — Но многие кидаются это исполнять так, как понимают. Хотя, казалось бы, какой может быть прованс в многоквартирной современной высотке?»

Вдобавок к переосмыслению существующих терминов индустрия постоянно изобретает новые. И они способны поставить в тупик любого историка архитектуры. К числу таких коварных определений относят, например, «гламур», «современную классику» и даже «эклектику», а также другие понятия, в которые каждый может вложить собственное содержание.

Для большей убедительности
«Для того, чтобы хорошо что-то продавать, нужно все время показывать что-то новое, — убежден архитектор Сергей Старцев. — Задача удивить (в хорошем смысле слова) заказчика — одна из основных для дизайнера. Ведь если он на это не способен, получается, человек и без него может сделать себе проект и ремонт. Потому в обиходе используется большое количество терминов, которые никак не согласованы с историей искусства и архитектуры, но магическим образом действуют на людей, не имеющих отношения к дизайну».

Well Done Interiors Олимпиада Арефьева

Искусствоведы в замешательстве
В классическом искусствознании «эклектикой» традиционно называют конкретный период в середине-второй половине XIX века, когда в прикладном искусстве и архитектуре практиковались очевидные заимствования из разных исторических стилей: барокко, рококо, готики, ренессанса и других. Разные направления могли сосуществовать в рамках одного района, одного дома (где могли быть и комната в русском стиле, и готическая столовая, и пара интерьеров в стиле разных Людовиков), одной комнаты и даже одного предмета (мебельного гарнитура или сервиза).

KuDa Photography

Факт: Исторически термин «эклектика» нередко использовался как ругательный. И пренебрежительное отношение к нему до конца так и не преодолели. «Практика показывает, что эклектикой у нас принято называть то, что с точки зрения стиля не вполне получилось», — считает Эдуард Грабовский.

Зато именно с периода эклектики, как полагают многие исследователи вопроса, начинается формирования самого понятия «современный интерьер».

Michael J. Lee Photography

Что такое эклектика сегодня
Со временем «эклектикой» стали называть все, что не укладывалось в рамки единой стилистической концепции. В современном интерьере этот термин также трактуют очень широко. Многие специалисты единодушны: по большому счету эклектичным является подавляющее большинство современных проектов.

«Если всматриваться в стилистику современных проектов, профессионалы легко заметят присутствие двух, трех и более стилей. Дать точно определение тому или иному стилю, зачастую, позволяет только наличие характерных элементов в формах, декоре и материалах, например — этнических. В большинстве случаев каноны стерты», — убежден Михаил Алтоцкий.

Pavel Zheleznov

Что такое современный стиль сегодня
«Я называю это “просто хороший функциональный ремонт”. То, что сейчас популярно и в эконом-, и в бизнес-классе. Можно назвать получившийся результат современным стилем с элементом ар-деко, с элементом эко-стиля, с элементом классики и так далее, в зависимости от того, какие акцентные элементы в интерьере преобладают», — предлагает свою трактовку Ольга Рудакова.

Ольга Шангина | Photography

Well Done Interiors Олимпиада Арефьева

Неуловимая «классика»
Так уж повелось, что в нашем мире «классика» зачастую воспринимается как синоним вечных ценностей и беспроигрышного варианта. В этом — залог ее популярности. Что же понимают под «классикой» в интерьере?

«Русский заказчик, как правило, отличает два стиля: классический и современный. При этом классический называет “модерном”. Часто люди говорят, что любят ар-деко, но когда показываешь его в книге, выясняется, что имелось ввиду совсем не это. Приходится долго разбираться в вариантах классических стилей, чтобы понять, какие у заказчика предпочтения, — рассказывает Анна Яровикова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Хороший вопрос: Чем три стиля модерн отличаются друг от друга

P.S.pierreswatch

Бежевый стиль
«Очень часто от заказчиков можно услышать определение “легкая классика”, хотя такого стиля не существует, — делится опытом Галина Ворошилова. — Под “легкой классикой” мы всегда представляем что-то бежевое со слегка классическими формами. Но когда начинаем с заказчиком разбираться, понимаем, конечно, что каждый подразумевает здесь что-то свое».

Достоинства и недостатки «бежевого стиля» — отдельная тема. У него есть как свои сторонники, так и противники, связывающие такие интерьеры с отсутствием фантазии и неоправданным страхом попробовать что-то менее «безопасное».

«Самый распространенный стиль, который просят заказчики: “Нам все в бежевых тонах”. И каждый раз мы стараемся развеять их представления о красивом интерьере, предлагая нечто совсем не бежевое», — констатирует архитектор Галина Сваровская.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Хороший вопрос: почему цветовая гамма Юга Франции неуместна в России

Stef Albert

Богачество и роскошество
Не стоит забывать, что под классикой в России иной раз подразумевают вариации на тему больших дворцовых стилей. «Есть у российских заказчиков стиль “китч”, который они называют по-разному: классикой или еще как-нибудь. Туда собирают “все, что блестит”: побольше золота и дорогой мебели, картин и скульптур. Задача дизайнера в этом случае — вовремя остановить клиента», — уверена Ольга Бахарева.

Нина Фролова

У нас все стили — русские
Еще один мощный двигатель прогресса и фантазии, который нельзя недооценивать. Российский заказчик, как отмечают профессионалы, склонен воспринимать многие вещи по-своему. Одни объясняют это менталитетом на стыке европейского и азиатского. Другие — спецификой жизни страны в XX веке и советским наследием. Отсюда и целый букет «национальных направлений», и собственные интерпретации известных европейских стилей.

«У нас все стили — “русские”. Уже давно дизайнеры не выдерживают четко определенную стилистику, так как хотят угодить клиентам. Отсюда у нас и прованс русский бывает, и ар-деко», — убеждена Ольга Савченко.

Какие-то направления вызывают улыбку, какие-то — по большей части воспринимаются с симпатией.

Lavka-Design

«Есть некие сложившиеся, очень русские образы. Во-первых, “традиционный дачный стиль” — стиль старых дачных поселков начала и середины XX века: с белыми остекленными верандами, венскими плетеными стульями. Немного старины и очень много уюта и лета. Во-вторых, это образ “интеллигентного московского стиля”: все лучшее, что было в интерьерах квартир “сталинок”, старых доходных домов, с атмосферой спокойной классики, без вычурной роскоши и обязательно с книгами», — отмечает Анна Пивоварова.

Кристина Цымбал | Студия дизайна Кристины Цымбал

«У русских заказчиков порой возникает непреодолимая любовь ко всему “своему”, “натуральному” в строительстве и декоре помещения, — отмечает Ольга Шалыгина. — Этакий симбиоз русского народного творчества в поделках из дерева и других материалов и скандинавского стиля. Если над проектом работает грамотный дизайнер — то может получиться на редкость необычное, уютное и не перегруженное пространство».

Среди прочего дизайнеры выделяют также стиль «терем»: богато оформленный дом с ярко выраженной русской атрибутикой, в том числе — множеством охотничьих аксессуаров.

Фото «До»

Bän Architecture

Евроремонт как стиль русских 90-х
Еще одно наследие 90-х — незабвенный «евроремонт»: стиль, которые многие дизайнеры предпочли бы «изобрести обратно».

«О некоторых вещах говорить очень грустно. Например, стиль «лихие 90-е»: волна на потолке, диван волной с подлокотниками, угловая ванная, дельфин в наливном полу, живой», — иронизируют Ольга Хованская и Мария Степанова.

«Есть ненавистный, но пока полностью неискоренимый “евроремонт”, — констатирует Анна Лопаткина. — Это такой наш феномен. Все преимущественно в одной бежевой гамме, с многоярусными подвесными подсвеченными потолками, с мебелью и аксессуарами, которые достаточно сложно отнести к какому-либо стилю в принципе».

Но и к «евроремонту» также могли подходить с фантазией. Например, среди объявлений о сдаваемых квартирах попадались «евроремонты в античном стиле» и другие незабвенные варианты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Евроремонт — ругательство или «русский феномен»?

Когда привычки решают
«У нас все еще преобладает особенный бизнес-стиль, который значительно отличается от западных образцов, — отмечает Наталья Янсон. — Скажем, деловой стиль ассоциируется со стеллажами из массива и креслом со спинкой «капитоне». Он концептуально далек от ультрасовременных западных офисов в светлых тонах со вставками из стекла и металла».

Lavka-Design

Хобби — еще один неиссякаемый источник интерьерного вдохновения.

Lyons Hall Interiors, LLC

«У россиян есть “стиль путешественников”, — убеждена Елена Вэлхли. — Они очень любят привозить из разных стран предметы, которые дизайнерам потом приходится собирать в едином интерьере».

Ничего плохого в этом нет, совсем наоборот: вещи, близкие хозяевам, добавляют пространству «жизни».