Стиль рококо в интерьере: описание, варианты декора, 50 + фото

Стиль Рококо в интерьере — Вести-Кузбасс

13 июля 2019 ГТРК «Кузбасс»

Стиль Рококо в интерьере

Зарождение стиля Рококо

 

Воздушный стиль Рококо зародился во Франции и пришел на смену причудливому Барокко в середине 18 века, став его логическим продолжением. Театральность, вычурность, манерность – все это остается от предшественника, но в стиле Рококо начинают преобладать некое изящество и легкость.

Само название “Рококо” берет истоки от французского слова “rocaille”, что в переводе означает – “раковина”, другой перевод – “дробленый камень”. Изначально этот стиль подвергался немалой критике, но впоследствии его художественность и комфортность все-таки взяли верх – он стал крайне популярен даже за пределами Франции, в Италии и Германии.
Цветовая палитра стиля тоже меняется. Его легкость и воздушность диктуют всё новые оттенки, замещающие традиционные цвета Барокко. Основным цветом остается, конечно же, золото. Другие важные цвета – бронза, фиалковый, карамельный, сирень, нежно-голубой и нежно-розовый, белый.

Главные особенности Рококо

Главной особенностью Рококо становится абсолютное отсутствие прямых линий и пренебрежение симметрией. Все детали интерьера, как бы сливаются в единый ансамбль. Комнаты все реже делаются прямоугольными или квадратными. В формах комнат преобладают – круг, восьмиугольник, овал. Пространство делиться на множество частей, в стенах создаются искусственные ниши. Важным элементом дизайна становится потолок – он украшается фресками, росписями и всевозможной лепниной. Полы выкладываются из мрамора и дерева, иногда их делают из керамики.

Мебель в дизайне интерьера Рококо

В украшении мебели, резьба уходит на второй план. Основным же элементом декора являются бронзовые накладки. Из мебели – основными деталями интерьера будут всевозможные секретеры, картоньерки, комоды и туалетные столики. Плюсом будет обилие всевозможных тумбочек с зеркалами и мягких пуфов. Изысканным нюансом станет наличие глубоко кресла с выгнутыми ножками (бежера) и широкого канапе с высоким изголовьем. Главное – это обилие мест для хранения и различных мягких диванчиков и кресел – для отдыха и приятных бесед. Ну и самое, пожалуй, важное – это наличие хотя бы одного камина в доме.

Над камином непременно стоит повесить зеркало в золотой раме, а сам камин украсить всевозможными статуэтками и резьбой из фарфора и бронзы. Обилие бронзовых подсвечников и бра, в форме чаши или морской раковины – будет отнюдь не лишним. Центральным же элементом искусственного освещения в комнате, должна стать изящная люстра со свечами или лампочками в форме свечей.

Материалы

Для Рококо материалы играют крайне важную роль. Дешевые и доступные материалы здесь нонсенс. В приоритете – экзотические и редкие породы деревьев, шелка и тончайший атлас, мрамор, бронза и настоящее золото. Для украшений стены используют гобелены, преимущественно ручной работы. Так же, стены обшивают узорчатыми панелями из дерева (буазери), а настоящей диковиной для того стиля, становятся бумажные обои из Китая.

Этот уникальный стиль, эпохи Людовика XV, хранит в себе множество загадок и продуман до мелочей. В наши дни он снова набирает популярность и становится синонимом роскоши и богатства.

Еще больше интересного с сайта “Вести-Кузбасс” – в ВКонтакте и Telegram

Стиль рококо в интерьере и натяжные потолки

Начиная ремонт в своем доме, многие зачастую не могут определиться в каком именно интерьере они хотят жить. Если Вы не знаете, в каком стиле хотите видеть свой интерьер, или, быть может, у Вас уже есть какие-то идеи и задумки по организации пространства Вашего дома, но Вы не определились с деталями, тогда наши статьи, посвященные стилям интерьера, как раз для Вас.

Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение красоты и гармонии. Нужно помнить, что в современных интерьерах стиль редко существует в чистом виде, в нем всегда уживается старое и новое: цели, задачи, материалы и технологии. Поэтому разумнее попытаться воссоздать не столько стиль, сколько образ интерьера. Не нужно полностью перестраивать пространство, достаточно лишь намекнуть, создать ощущение, внести характерные для конкретного стиля элементы, мотивы и формы.

Интерьер в стиле рококо характеризуют изысканность, лёгкость, грациозность и утончённость. Это стиль французской аристократии, появившийся в первой половине XVIII века. В переводе с французского рококо обозначает «орнаментальный мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину». Мотивы моря прослеживаются в интерьере рококо и в цветовой гамме, и в плавных изгибах и силуэтах мебели, и в рисунках на тканях. В интерьере этого стиля большое внимание отводится сложному ажурному декору, изящным формам, асимметрии композиции, созданию комфортной и уютной атмосферы. Философия стиля рококо – это мир будуара, светских салонов, идиллия театральной игры. Это задаёт основной тон всему интерьеру: изящно-декоративный, лёгкий, чувственный, кокетливый и игривый.

Для интерьера в стиле рококо:

1.Общий колорит интерьера в стиле рококо – изысканно-нежный, спокойный, пасторальный. Цветовая гамма стиля основана на сочетании светлых пастельных тонов. Характерными являются жемчужные оттенки, а также белый, небесно-голубой, салатовый, зелёный, розовый, бледно-лиловый, серый, светло-жёлтый, кремовый цвета. Для стиля рококо характерна тонкая культура цвета. Как правило, интерьер строится на сочетании одного или нескольких пастельных цветов и дополнительного, более глубокого чистого цвета.Такой подход оживляет всю используемую цветовую гамму, а интерьер становится лёгким и свежим. Великолепную игру цвета стоит подчеркнуть с помощью золотых и серебряных оттенков.

2. Для отделки стен в стиле рококо идеально подойдут тканевые обои с красивым и изящным рисунком. Подойдут также гобелены и ткани с растительными орнаментами, с восточным – китайским или индийским колоритом, или же английскими и французскими нотками. Также стены можно покрасить, сделав их однотонными. В этом случае краска должна быть с лёгким глянцевым эффектом и слегка мерцать. Характерным стилеобразующим приёмом является разделение стены по высоте на две части. Нижний ряд оклеить обоями с рисунком, а верхний сделать однотонным – нежно голубым, сиреневым, розовым, серым. Такое сочетание позволить ещё больше подчеркнуть красоту сложных цветовых оттенков.

В отделке стен в стиле рококо широко используется дробный орнамент и сложные изогнутые формы, художественная роспись, белая и золочёная лепнина, рельеф, ниши, разнообразный декор и мелкая пластика в виде овалов, завитков и рокайлей – стилизованных морских раковин. Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию дома. Для этого стены оформляются с помощью больших зеркал в сложно декорированных рамах. Очень часто зеркала вешают друг напротив друга или же напротив окна, чтобы придать помещению визуальное ощущение лёгкости и простора, а также увеличить количество дневного света.

3. Стиль рококо стремится зрительно скрыть конструкцию дома и разрушить плоскости. Именно поэтому для интерьера в стиле рококо характерными являются комнаты с плавными закруглёнными углами. Прямые линии и плоские поверхности практически исчезают, или же маскируются с помощью фигурного декора, например, из полиуретана. Используя гипсокартон, который хорошо принимает сложные формы, можно придать помещению форму, близкую к овалу. Также, плоскость стены от потолка отделяет падуга — плавный, полукруглый переход, который пластично связывает то и другое. Этот незаметный переход декорируется тонким орнаментальным рельефом. Оконные и дверные проёмы, декоративные панно на стенах также могут иметь овальную форму. Особое внимание стоит уделить лепнине и молдингам. Лепнина в интерьере стиля рококо встречается повсюду – в обрамлении окон, дверей, стен, плафонов и даже мебели. Без неё невозможно представить интерьер в стиле рококо.

4. Для отделки пола в стиле рококо отлично подойдёт как паркет, ламинат, так и керамическая плитка. Не должно быть резких цветовых контрастов. Скорее наоборот, оттенки должны быть мягкими, сложными и глубокими. Для усиления эффекта мягкого блеска мебели, стен или потолка можно сделать поверхность пола глянцевой. С пастельными цветами стен хорошо будут сочетаться глянцевые коричневые тона дерева тёмных пород. Также в стиле рококо в интерьере используются расписные ковры, занимающие небольшую часть общей площади.

5. Потолок в стиле рококо можно сделать однотонным белым и декорировать его лепниной. Лепнина также может быть белой, а может покрываться позолотой. Отличным вариантом станет натяжной потолок в стиле рококо. Находкой для интерьеров в этом стиле является сатиновый натяжной потолок. Его гладкая шелковистая поверхность очень мягко отражает свет, создавая изысканные и тонкие световые эффекты, что так актуально для стиля рококо. Перламутровый отблеск сатинового потолка поможет создать лёгкую и романтическую атмосферу в интерьере. 

Возможно применение глянцевого или матового натяжного потолка светлых оттенков. Хорошим решением станет использование натяжного потолка с узором, нанесённым с помощью фотопечати. Это может быть стилизованный растительный орнамент, рокайль или тонкий и замысловатый геометрический узор.

В качестве мотива для фотопечати на натяжном потолке можно взять стилистику шинуазри – очень важной составляющей стиля рококо. Шинуазри – это китайские мотивы, изысканные и витиеватые узоры, изображающие стилизованные цветы и деревья. Важную роль при организации всего пространства играет освещение натяжного потолка. Для создания особой атмосферы стоит использовать подсветку по периметру и точечные светильники для натяжных потолков.

6. Мебель стиля рококо изящная, не больших размеров, очень удобная. Мебель имеет волнистые контуры, гнутые ножки, прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и обилие золочёной бронзы. Большое распространение в интерьере стиля рококо получили уютные диваны, кресла, канапе, кушетки, скамейки. Украсят комнату секретер, картоньерка — шкафчик для бумаг, декоративный круглый столик на одной ножке – геридон, предназначенный для одной статуэтки, вазочки или пепельницы.

Для хранения вещей подойдет лаковый комод с волнистым фасадом. Кровать обязательно должна быть с резными элементами, также можно использовать балдахины. Все фасады мебели, как правило, имеют плавные изогнутые контуры, с росписью и резными декоративными элементами. В гостиную стиля рококо идеально впишется небольшой камин, над которым стоит повесить зеркало или картину в изящной роскошной раме.

Искусство восточных стран, особенно Китая, оказало большое влияние на стиль рококо. Широко используются в интерьере складные ширмы, резные рамы которых обтянуты шёлком. Говоря о мебели стиля рококо, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла. Он по праву считается ведущим мастером, сочетающим в своих элегантных и строгих проектах французское рококо с элементами английской и китайской мебели.

7. Текстиль в интерьере стиля рококо должен быть лёгким, мягким и изящным. Для штор этого стиля хорошо подойдёт шёлк светлых пастельных тонов, однотонный или с рисунками, и с многочисленными рюшами и декоративными лентами. Приветствуется большое количество драпировок, складки, ламбрекены, украшение вышивкой и золотой бахромой. Присутствует лёгкий, ненавязчивый узор по кромке ламбрекена, банты, узоры, аппликации, раковины и другие декоративные мотивы. Характерным является оформление окна несколькими слоями штор. Наряду с драпировкой применяют также занавески из тонкого тюля, отделанные вертикальными рюшами. Диваны и кровати украшаются множеством маленьких подушек с ажурной вышивкой. Также в интерьере присутствуют обтянутые тканью лёгкие ширмы.

8. При создании интерьера в стиле рококо большое внимание стоит уделить организации системыосвещения, ведь именно с помощью света можно добиться нужного эффекта романтики и уюта. Люстра в стиле рококо должна быть изящной, с лампами в виде свечей или тканевыми плафонами, с хрустальными подвесками различных форм (шар, ромб, капля, лист).  Яркие краски сменяются нежными пастельными тонами – белым, розовым, палевым, светло-голубым. Для точечных светильников и люстр стиля рококо характерны белый цвет, матовое золото и серебро. Бра могут быть в форме чаши, цветка или морской раковины. Актуальной будет белая подсветка по периметру потолка. Отлично впишутся в интерьер торшеры и канделябры, которые можно поставить перед зеркалом.

9. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIIIв. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Основными принципами этого стиля в искусстве был уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В качестве декора в стиле рококо широко используются зеркала и картины в сложных резных рамах, золотых, серебряных или белых. Их, как правило, располагают ассиметрично. Также отлично подойдут позолоченные канделябры, часы, фарфоровые статуэтки и вазочки, шкатулки, флакончики духов или перламутровые нити бус, гобелены, ажурные салфетки и подушечки. Изюминкой интерьера может стать аквариум. В эпоху рококо приходит мода на всё китайское, или шинуазри. В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство, гобелены с изображениями цветов и китайских пагод, изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Мотивом для гобеленов и картин становятся китайские цветущие деревья и цветочные охапки. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим полотно.

Стиль рококо может быть использован в оформлении практически любого пространства – от небольшой квартиры до просторного дома. Этот стиль отлично подойдёт тем, кто ценит изысканность и утончённость, лёгкость, ажурный декор, комфорт и уют. 

Стиль Людовика XV

Модель Модель в стиле Людовика XV развилась из стиля Регентства, но больше сосредоточилась на движении свободы форм. Богатые особняки были спроектированы с учетом удобства и существовали уже во времена Регентства, в то время как в стиле Людовика XV частные квартиры стали намного меньше.
Отойдя от античного или классического стиля, этот период изобрел орнаментальный репертуар, который был полностью новаторским и оригинальным, стиль рококо . Он был основан на очень изогнутых и извилистых линиях, асимметрия была руководящим принципом этого периода. Во внутреннем убранстве широко использовались цвет, зеркала, большие белые потолки, украшенные центральной розеткой. Художник Франсуа Буше стал символом этого нового стиля, в котором галантность преобладала над грандиозностью.

С 1730 по 1735 годы стиль рококо или «рокайль» процветал в парижских интерьерах и был заброшен уже в 1745-1750 годах. Стиль рококо известен своим систематическим использованием кривых, чрезмерным использованием орнаментов и, прежде всего, асимметрией, которая дошла до искажения природных элементов.
Вольтер и его последователи осудили стиль рококо и раскритиковали его нелепое чрезмерное использование ракушек, драконов и пальм. С 1740-1745 годов стиль рококо смещается в сторону симметрии, общие формы и орнаменты остаются прежними, но располагаются симметрично, декор отходит на второй план. Отныне использовались ролики на ножках, центральные этикетки, гирлянды цветов, асимметричные раковины, элементы рокайли и водные цветы.

Начало стиля неоклассицизма появилось уже в 1750-х годах, с путешествиями маркиза де Мариньи , Суффло и Кочина по Италии (1748-1750), эвакуацией Помпеи ( 1748) и знаменитый Supplique aux Orfèvres Кочина в 1754 году, осуждающий чрезмерное использование стиля рококо (1754). Таким образом, появился новый стиль, который был посредником между рококо и стилем античного классицизма, из которого появились неоклассические орнаменты, такие как ленты, цветочные вазы и гирлянды, расположенные строго симметрично.

Вы можете увидеть все предметы стиля Людовика XV от Galerie Marc Maison, перейдя по этой ссылке.

Портрет маркизы де Помпадур в полный рост, Морис Кентен де Латур. 1748-1755 гг. Пастель. Лувр, Париж. ИНВ27614. © Музей Лувра.

Комод, приписываемый Caffieri. Первоначально часть коллекции Hamilton Palace.

Кресло, обтянутое гобеленом из Бове, в котором персонажи взяты из басен Жана де ла Фонтена.

Дизайн камина. Рисунок. Николя Пино. Около 1730-1735 гг. Музей декоративного искусства, Париж. Инв. CD 1686. © Музей декоративного искусства.

Люстра с тремя рожками. Рисунок. Доминик Пино. Около 1730-1740 гг. Музей декоративного искусства, Париж. Инв. CD 1695. © Музей декоративного искусства.

Художественный музей, Париж. Инв. CD 1695. © Музей декоративного искусства. Фото 6: Супница на подставке. Жюст-Орель Мейсонье, рисунок. Пьер-Франсуа Боннестренн, орфевр. Около 1735-1740

Завтрак. Франсуа Буше. 1739. Лувр, Париж. РФ 926. © Музей Лувра.

Сад «Ла Фонтен» в Ниме. Изготовлено еще в 1745 году по проекту Жака-Филиппа Марешаля, военного инженера Людовика XV, находившегося в авангарде крепости Лангедок.0005

Овальный зал, Hôtel de Soubise. Жермен Боффран, архитектор. Картины Шарля-Жозефа Натуара. 1735-1740 гг.

Американский рококо | Эссе | Метрополитен-музей

Рококо — это название одного из великих международных орнаментальных стилей восемнадцатого века. В своем отходе от классического порядка и симметрии рококо пренебрегал правилом и компасом в пользу украшений, которые требовали умелого рисования от руки и воображения, выходящего за рамки академических условностей. Акцент делался на натуралистическом орнаменте, резном или гравированном. Стиль зародился в Италии, процветал во Франции с 1730-х годов, в Англии с 1740-х и в Америке с 1750-х годов.

Американское принятие рококо было сосредоточено почти исключительно на орнаментальных мотивах стиля — ракушках и рокайлях, завитках, листьях аканта и другой флоре и фауне, часто в симметричных композициях. Многие ведущие городские мастера с энтузиазмом применяли их к архитектурным интерьерам, гравюрам, серебру, мебели и другому домашнему оборудованию.

Рококо пересек Атлантику тремя основными способами: гравировкой в ​​печатных сериях и книгах, импортными предметами и ремесленниками-иммигрантами. Влияние гравюр и книг было ограниченным, влияние привозных предметов трудно задокументировать. Специализированные ремесленники-иммигранты, чьи навыки требовались для выполнения тонкостей стиля, больше всего сделали для распространения рококо в Америке. В 1750-х и 1760-х годах настоящая волна высококвалифицированных и амбициозных молодых мастеров, большинство из которых обучались в Лондоне, эмигрировала в Америку, привлеченная спросом на их способности и возможностями для личного и социального продвижения.

Только в крупных городах и вокруг них были необходимые ингредиенты для развития американского стиля рококо: дизайн, меценаты, мастера и материалы. Самыми плодородными областями американского дизайна рококо были Бостон, Нью-Йорк, Чарльстон и Филадельфия, все морские порты и все они были так же тесно связаны с Лондоном, как и друг с другом. К эпохе рококо Бостон входил в сумерки своего колониального господства, и выражение вкуса города было самым консервативным из четырех. Примеры из Нью-Йорка довольно редки, несомненно, потому, что большой процент из них был вывезен уходящими лоялистами или уничтожен во время разрушительных пожаров, сопровождавших оккупацию города. В процветающем Чарльстоне, величайшем городе Юга, процветало рококо, но в значительной степени зависело от импортных товаров. Филадельфия, приближавшаяся к апогею своего господства и богатства, была крупнейшим городом в колониях. Ее процветание и культура привлекали мастеров-иммигрантов, обладавших уникальной квалификацией, чтобы создавать украшения в стиле рококо для самых богатых ее граждан.