Содержание
Дизайн интерьера в романском стиле
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого (Всеобщая история искусств, Академия художеств СССР).
XI век рассматривается обычно как время «раннего», а XII век – «зрелого» романского искусства. В становлении нового стиля участвовали все культурные народы Европы. Романский стиль явился первой художественной системой Средневековья, охватившей огромное многообразие местных школ, вызванное феодальной раздробленностью.
Это была суровая, но в то же время созидательная эпоха поиска и внедрения новых социальных форм и традиций, которые вылились в некий синтез, более всего проявившийся в искусстве и архитектуре. В романской архитектуре основными постройками становятся крепости, монастыри, аббатства, храмы и замки феодалов.
Особенности дизайна интерьеров в романском стиле
Закон 1.
Важнейшие архитектурные черты зданий – массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные входы и, главное, башни – важнейший элемент архитектурной композиции.
Закон 2.
Характерные для интерьера в романском стиле строгий аскетизм, полное отсутствие излишеств напоминают об укрепленных крепостях и мрачных храмах.
Закон 3.
Мебель играла в период Средневековья сугубо прикладную роль. Она отличалась примитивностью конструкции, громоздкостью, кричащими красками. Спинки стульев и сами стулья были достаточно высокими, их величина указывала на знатность происхождения. Мягкой обивки не было – они покрывались краской и зачастую обтягивались холстом, затем наносился слой гипса, и вся конструкция впоследствии расписывалась красками.
Закон 4.
Романский стиль допускает невероятно сложные геометрические орнаменты природных оттенков в текстиле.
Закон 5.
Стены храмов и замков украшались фресками, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).
Романский стиль в интерьере вашего дома
1. Интерьер дома или квартиры можно оформить фресками, светильниками-факелами, выполнить отделку стен под камень или мрамор. Эффект мрамора успешно передает техника венецианской штукатурки, а завершат отделку стен вставки из темного дерева, фрески или витраж из цветного стекла. Окрасить стены желательно в бежевый, серый или желтовато-коричневый цвет. На потолке следует разместить рейки, имитирующие кессонный потолок из балок.
2. Характерной чертой романского стиля является облицовка пола разноцветной мозаикой из натурального камня. В современном дизайне интерьера часто используется керамическая плитка крупных размеров, напоминающая камень.
3. Мебель для сидения нужно заказывать дощатую, с резьбой и кованными железными деталями из ели, кедра и дуба. Ярким акцентом в интерьере станет сундук – знаковый предмет Средневековья, окружать его могут грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи, стулья с высокими спинками.
Специалисты Группы Компаний «Фундамент» готовы не только разработать профессиональный дизайн-проект, но и в короткие сроки, и по оптимальной стоимости выполнить ремонт квартиры в романском стиле с использованием современных материалов и технологий.
Отсутствие рисков – оплата по факту выполненных работ.
Гарантия 5 лет на все работы и материалы в соответствии с договором.
Идеальная репутация – 70% клиентов приходят по рекомендации знакомых.
Профессионально – года опыта работы на рынке ремонта квартир.
Компания №1 по дизайну и ремонту квартир в Москве.
Интерьер в романском стиле: примеры, характерные черты, характеристика
Автор: Алла Бабай, дизайнер интерьера
История возникновения романского стиля
Романский стиль возник в X-XII веках, когда Европу разрывали междоусобные войны, укреплялась церковь, поэтому архитектура сооружений периода величественна и монументальна. Замки с центральной жилой башней донжоном, монастыри, храмы с огромными колоннами и полуциркульными арками – все вписано в среду, сложено из огромных камней, добытых в той местности, где стоят сооружения. Простые конструкции из кубов, цилиндров, призм неприступны на вид: толстые стены, узкие окна не дают противнику шанса попасть внутрь без разрешения владельца.
В современных реалиях не все так категорично. Если заказчику по духу атмосфера романского или замкового стиля, основой концепции дизайн-проекта становятся функциональность и надежность.
Особенности стиля
За суровыми стенами такой же суровый быт: под сводчатыми потолками мощные двери, грубая мебель, ставни, редко застекленные окна, ковры-гобелены вместо штор, печи и камины. Все функционально и нет ничего лишнего. Строгость компенсируют богатый декор: мозаичные полы в парадных залах, витражи, скульптуры, кованые накладки, ритмы гвоздей на деревянных предметах, прекрасные росписи.
Цвет
По цветам стиль прост и лаконичен. Яркий красный и темный травянистый зеленый, бордовый и изумрудный, чередующиеся белый, серый и черный образуют восхитительные контрастные орнаменты. Редко увидишь синий – краска этого оттенка была непомерно дорогой. Очень обеспеченные люди могли себе позволить отделку золотом.
Стены
Роспись по штукатурке и современные аналоги (фрески и фотообои) изменит геометрию помещений, сюжетные композиции добавят характер. Вообще роспись и скульптура играют важную роль в стиле. Мифологические животные и люди, стилизованные растения, — все мастерски обыграно геометрией, и даже неграмотный человек может понять сюжет и смысл.
Лепнина с гладкотянутым профилем структурирует плоскости стен и потолка, декоративные вставки и розетки добавят мелких деталей. Карнизы и молдинги красят однотонно или декоративной краской, декорируя под конструктивные элементы здания, расписывают орнаментами.
Потолки
В отделке потолка возможны варианты с деревянными балками или кессонами. Своды, возведенные много веков назад, тоже будут актуальны, особенно интересны они в коридорах и в высоких помещениях.
Полы
Для пола выбирается либо плитка, либо материалы с текстурой дерева. В идеале используется натуральное дерево, допускается браширование, состаривание. Из плитки стоит обратить внимание на клинкер, майолику, известняк, мрамор и гранит.
Освещение и мебель
Светильники и мебель, с резными деревянными частями, с состаренным металлом дополнят образ. Уместны ковка и кожаные вставки. Лампы, имитирующие свечи, будут кстати.
Декор
В декоре используется скульптура из известняка, вазы и вазоны с росписью в восточном стиле или с более грубой фактурой, подсвечники, картины и тусклые зеркала в широких рамах, элементы рыцарской тематики.
Текстиль
Текстилю в романском стиле уделяется огромное значение. Ковры (в т.ч. таписерии и шпалеры) добавляют уют и оживляют интерьер. Подбираются плотные портьеры на мощном карнизе с кронштейнами или на держателях. Подходят все виды шерстяных тканей, шелк, тафта, хлопок с восточными мотивами или геральдикой, геометрией, иногда простая мешковина.
Романский стиль в дизайне интерьера
Кухня, столовая
Для столовой и кухни сложно подобрать мебель в романском стиле, но это вполне выполнимо. С аксессуарами проще. Посуда цвета меди, как и бытовая техника, весьма распространена. Особенно по-средневековому в кухнях смотрятся встроенные в облицованный короб вытяжки, подвеска утвари над рабочим островом. А для столовой зоны обязателен текстиль контрастных оттенков, создающий парадное настроение. Пир – неотъемлемая составляющая романской эпохи.
Гостиная
Главное в гостиной – камин. Для него можно использовать узкий камень, бут, кирпич, брус, каменные плиты, керамическую плитку, штукатурку. Для стен они также подойдут, как и обои с текстурами вышеуказанных покрытий.
Спальня и детская
Для оформления личных комнат (спальня, детская) отдается предпочтение более уютным решениям: легкие светильники, вплоть до отказа от потолочного света в пользу бра, минимальное использование камня, кровать с балдахином, встроенные шкафы, закрывающиеся портьерами. Обязательны ковры на полу.
Ванная
Выбирать материалы для ванной комнаты следует по рекомендациям, приведенным выше. Влажные помещения более технологичны, так что появление современных элементов обосновано.
Вообще романский стиль предпочитают люди основательные, желающие жить «как за каменной стеной» в прямом и переносном смысле. По сравнению с другими интерьерными решениями он фундаментален, в каком бы помещении ни был представлен, независимо от того, насколько он самобытен или адаптирован под современность.
Richardsonian Romanesque Architecture & Interiors
Романский стиль из красного кирпича в Саванне, Джорджия (1887 г.)
В то время как готический стиль возвышался, романский стиль притаился, предполагая не легкость бытия, а структуру и прочность. Массивные арки ломали каменные стены. Угловые башни кажутся почти крепостными.
Стиль возрождения впервые был использован в США в 1850-х годах. Подумайте об оригинальном здании Смитсоновского института в Вашингтоне — «замке» Джеймса Ренвика — или о церкви Святой Троицы в Филадельфии Джона Нотмана. Но этот стиль стал чем-то новым, когда он был принят для жилых помещений бостонским архитектором Генри Хобсоном Ричардсоном, одним из величайших 19архитекторы X века.
Копшахольм, Саут-Бенд, Индиана (1895 г.)
Сначала Ричардсон использовал романский стиль для общественных зданий, таких как знаменитая церковь Святой Троицы в Бостоне. Затем он взял монументальные формы и масштабировал их для городских резиденций. Его адаптация завершилась уникальным проектом 1885 года для дома Глесснера в Чикаго, где строгий плоский каменный фасад уступает место башням в скрытом внутреннем дворе. Внутри планировка представляет собой протосовременное открытое пространство, построенное на идее средневекового большого зала.
Здания, называемые романскими, почти всегда каменные. Романские формы встречаются в викторианских зданиях с деревянным каркасом и черепицей, но их обычно относят к стилю черепицы.
Проекты Ричардсона, получившие широкую огласку и восхищение, были адаптированы другими архитекторами, в том числе теми, кто работал в его фирме или сменил его после его безвременной смерти: Шепли, Рутан, Кулидж и Джон Веллборн Рут хорошо известны своей архитектурой. Стиль «Ричардсоновский романский» использовался для рядных домов от Нью-Йорка и Филадельфии до Чикаго и Канзас-Сити, а также для всех типов построек на Среднем Западе.
Признаки романских построек
• Массивная, конструктивный вид, почти всегда в каменной кладке, часто необработанная (грубая)
• Кладка разных типов часто появлялась вместе: кирпич с камнем, коричневый камень с гранитными перемычками и резной коричневый камень орнамент
• Арочные проемы, аркадные окна, арочные портьеры и т. д.
• Башня или башенка с конической крышей
• Смелый орнамент , в том числе крупная резьба, кельтские переплетающиеся мотивы, поясные ряды, паутинные арки, резные фигуры (включая херувимов, грифонов и львов) и выступы на карнизах
• Королева Анна детали, такие как эркер или эркер, разделенные окна или декоративные панели
Романский интерьер
Внутренние помещения часто столь же смелые, как и внешний вид, с арками, массивными лестницами, обшитыми панелями стенами, огромными каминами и резьба. Дома Ричардсона были сосредоточены в жилом зале, из которого вытекали лестница и гостиная. Темный дуб был обычным явлением.
Смешанная мебель Среднего Викторианского, Якобинского и Эстетического Движения. Комнаты в 1890-х годах часто были оформлены в стиле исторического возрождения, от «колониального» до французского изящного искусства. Дом Глесснера в Чикаго был украшен обоями и тканями Morris & Co.
Рекомендуемая литература
Живая архитектура: биография Ричардсона
Джеймс О’Горман (Саймон и Шустер, 1997)
Исследование архитектора (1838–1886), 150 фотографий, демонстрирующих его работы . Очевидно, что Ричардсон был и талантливым интерпретатором исторической архитектуры, и мыслителем раннего модернизма.
Х. Х. Ричардсон: Полное собрание архитектурных работ
Джеффри Карл Окснер (MIT Press, 1985)
Полный каталог его работ, построенных и непостроенных, уцелевших и снесенных, включая офисы, колледжи, магазины, библиотеки, церкви, железнодорожные станции и жилые дома. Иллюстрировано эскизами, планами, фотографиями интерьера и экстерьера; карты и адреса даны для уцелевших зданий. Издание в мягкой обложке завершают восемь дополнительных статей.
Генри Хобсон Ричардсон: Дом Дж. Дж. Глесснера, Чикаго
Элейн Харрингтон (Distributed Art Pub Inc., 1993)
60-страничная монография о доме с фотографиями Хедриха Блессинга. Из печати.
Фрэнк Фернесс: Полное собрание сочинений
Джордж Э. Томас и др. (Princeton Architectural Press, 1997)
Исчерпывающая монография о творчестве филадельфийского архитектора Фернесса, работавшего в стилях Stick, Reformed Gothic, Exotic и Романские стили той же эпохи, что и Ричардсон. 600 фотографий и рисунков.
Дома МакКима, Мид энд Уайт
Сэмюэл Г. Уайт (Universe, 2004)
Дома, построенные выдающимися архитекторами эпохи Ричардсона (и последующего поколения). С 1879 по 1912 год фирма спроектировала более 300 жилых домов в таких местах, как Ньюпорт, долина Гудзона и Лонг-Айленд. Показаны экстерьеры и помещения внутри.
Эстетическое движение
Лайонел Ламборн (Phaidon, 1996)
Английское художественное движение 1880-х и 1890-х годов, оказавшее такое большое влияние даже в Америке. Книга монументальна, но очень удобочитаема, начиная с увлечения японизмом и заканчивая Уистлером, Раскином, Оскаром Уайльдом, Годвином и даже Макинтошем. щедрый.
Романские мотивы, интерьеры и архитектура
Важные мотивы включают круглую арку, фигуры, карнизы, животных, гротески и фантастические фигуры, листву, геральдические орнаменты, складки полотна, зигзаги, ромбы и геометрические формы.
Архитектура: проблемы обеспечения больших, структурно стабильных церквей для размещения толп паломников и верующих, а также хорошего освещения, акустики и огнестойкости. Строители часто обращаются к сохранившейся местной римской архитектуре и методам строительства и усваивают влияние византийского, исламского, каролингского, оттонского, кельтского, немецкого и нормандского дизайна. Этот новый подход создает общий архитектурный язык, более продуманный и преднамеренный, заменяющий традицию и интуицию.
Архитектурные элементы экстерьера и интерьера обеспечивают порядок, единство, читаемость и монументальность. Акцент делается на солидности, весомости, архитектурных элементах, таких как арка и пирс, а также на лепных украшениях и скульптуре, подчеркивающих конструктивные особенности. Композиции симметричны и упорядочены, часто с небольшим количеством отверстий. Романский стиль возрождает использование фигурной и нефигурной скульптуры, особенно вокруг окон, порталов и арок.
Церкви и монастыри являются основными типами зданий. Церкви служат местами отправления культа, закусочными и общежитиями. Другие типы архитектуры включают общественные здания, таунхаусы, замки, усадьбы и фермерские дома. Несколько сохранившихся светских построек — это в основном замки, которые редко демонстрируют романские стилистические характеристики.
Планы этажей: Многие церкви следуют так называемому плану паломничества , в котором боковые проходы по бокам нефа проходят вокруг трансепта и круглой апсиды. Планы основаны на модуле, состоящем из одного отсека нефа. Проходы составляют половину этого блока по ширине. Модули позволяют бесконечно изменять размер и конфигурацию.
Материалы: Церкви в основном каменные для предотвращения пожаров. В некоторых сохранились деревянные потолки и крыши. Большинство использует местный камень из-за трудностей с транспортировкой. Экстерьеры часто имеют несколько типов контрастных цветов.
Двери и окна. Округлые двери, окна и аркады демонстрируют фигурные и нефигурные скульптуры.
Романская скульптура относится к архитектуре.
Крыши: Деревянные крыши обычно двускатные. Часовни и башни могут иметь конические или пирамидальные крыши. Неф и фланговые проходы иногда имеют собственные крыши.
Интерьеры: интерьеры церквей имеют многие общие черты романского стиля: круглые арки, повторяющиеся модули, ребристые своды, составные опоры, трифорий, толстые стены и каменные потолки. Как и экстерьеры, архитектурные элементы создают индивидуальность, индивидуальность, ритм и порядок.