Содержание
функционализм в архитектуре и дизайне интерьера
«Дом — это машина для жилья», — утверждал один из главных адептов функционализма — французский архитектор Ле Корбюзье, навсегда изменивший облик городов во всём мире. Это функционализму мы обязаны нашими спальными районами с «коробками» из стекла и бетона. Утилитарная архитектурная философия проникла и в дизайн интерьера сперва в радикальной, а потом в компромиссной форме. Как идеи функционализма развивались в начала 20 века и как выглядит функциональный дизайн сегодня? Рассказываем.
Бетонные «коробки» и утопия
Всё началось с научно-технического прогресса и промышленной революции, заставивших архитекторов и дизайнеров по-новому взглянуть на предметный мир. Функционализм как новое архитектурное течение набирает силу в начале 20 века в период переоценки ценностей между двумя мировыми войнами.
Предпосылки к зарождению функционализма не принадлежат какой-то одной точке на карте, они прослеживаются и в западноевропейской, и в американской, и в российской архитектуре. Но чаще всего, когда речь заходит о функционализме, вспоминают немецкую школу строительства «Bauhaus», в стенах которой активно формировалась и обрастала «плотью» эта радикально-утилитарная концепция, подпитывая стереотип о практичности немцев. Ярким примером и памятником архитектурного функционализма является само здание школы в Дессау, спроектированное её основателем Вальтером Гропиусом. Лаконичная прямоугольная форма, обилие стекла, серый бетон — на лицо рациональная экономия времени и средств на внешнюю отделку.
Давайте разбираться: где найти место для хранения в маленькой квартире
Мы собрали 5-ть нетривиальных советов.
Функционализм пренебрегал архитектурными традициями былых времён, «счищая» с фасадов зданий всё ненужное и декоративное. Пилястры и лепнина, атланты и кариатиды, барельефы и художественная ковка — всё было отброшено новым бескомпромиссным архитектурным стилем. На первое место выходила простая геометрия и практичность.
Здание школы «Bauhaus» в Дессау
Одним из отцов архитектурного функционализма также принято считать того самого Ле Корбюзье, подарившего миру здания с плоскими крышами-террасами и опорами-ножками. Достаточно взглянуть на его «Жилую единицу», чтобы понять, откуда растут ноги массовых жилых застроек 20 века. Правда, многие из концептов Ле Корбюзье так и остались концептами в мире спальных районов: крыши многоэтажек едва ли используются в качестве террас для озеленения городов, а обилие окон далеко не всегда отвечает за хорошую освещенность квартир и экономию электроэнергии. Однако, простые формы функционализма по-прежнему значительно упрощают процесс строительства, что позволяет в кратчайшие сроки обеспечить население жильем.
«Жилая единица» в Марселе
Малоизвестный факт: слова, с которых начинается статья, на самом деле принадлежат итальянскому футуристу А. Сант-Элиа. Его Ле Корбюзье процитировал, формулируя идеи функционализма. Утверждая, что дом должен стать машиной для жилья, архитектор также отметил, что стул должен являть собой лишь аппарат для сиденья, а ваза быть исключительно ёмкостью.
Функционалисты верили, что архитектура и интерьер должны удовлетворять все потребности человека, не отвлекаясь на бесполезную эстетику. Главное — функция, ей обусловлены и форма и конструкция.
Среди других адептов функционализма стоит отметить Эйлин Грей, многие идеи которой были взяты за основу школой «Bauhaus» и Ле Корбюзье, и Адольфа Лооса, заявлявшего, что архитектура — это не искусство, а эстетика ради эстетики — преступление. Как можно заметить, функционалисты начала 20 века не боялись радикальных высказываний. Годы спустя их пыл поутих.
Идеи функционализма на практике оказались слишком утопическими. Людей не удовлетворяли стерильные интерьеры «для роботов», в которых были истреблены все традиционные проявления уюта и эстетики. Постепенно стиль адаптировался, одомашнился и стал похожим на то, что мы называем современный минимализм.
Технологии + эргономика = комфорт
Каждый предмет в функциональном интерьере должен служить человеку. Всё в таком пространстве стремится стать удобным, максимально подстраиваясь под наш образ жизни и параметры. Если это стул, то он должен ощущаться как продолжение вашего тела.
Сегодня интерьером в стиле функционализм можно назвать тот, где главная роль отводится эргономике, практичности и технологичности. Почти всегда эти явления идут рука об руку с минимализмом.
Функциональный дизайн не любит того, без чего можно обойтись. Например: обеденный стол может обойтись без резных завитков на ножках, а если вы живете один и принимаете гостей раз в году, вы можете обойтись без обеденного стола.
В современных проектах функционализм обычно процветает на кухне: гладкие фасады без ручек открываются одним нажатием, отсутствие филенок и декора экономит время на уборку, начинка и техника умнеют с каждым годом.
В жилых комнатах функционализм проявляет себя в простой геометрии, прямых линиях, лаконичных мебельных формах, анатомически удобных стульях и креслах, мобильных мебельных трансформерах и практичных материалах, не требующих особого ухода.
Функциональный дизайн любит бетон, стекло, дерево и металл, благосклонен к обоям, ламинату, кварцвинилу, натяжным потолкам, акриловому камню и даже к пластику — главное, чтобы практично. Цветовая палитра в таких интерьерах, как правило, спокойная, антистрессовая с преобладанием светлых оттенков.
Поскольку функционализм не дожил до наших лет в своём радикальном виде, декор может присутствовать в интерьере, но в малых дозах и в идеале функциональный.
Если хочется больше исторической стилизации, стоит присмотреться к хромированным трубками, которые могут принимать форму мебельных ножек и стеллажей – такая мебель была на пике популярности в начале 20 века.
Яркие цветовые акценты тоже могут присутствовать, особый шик — цветовые блоки в стиле Мондриана, известного своей любовью к трем базовым цветам (красный, синий, жёлтый).
Рециклинг в интерьере: новая жизнь старых вещей
Слово «рециклинг» для многих всё ещё незнакомый англицизм. Что это за зверь и какую пользу он нам приносит? Рассказываем.
Функциональный интерьер должен облегчать ваш быт и экономить энергоресурсы, он подходит прагматичным натурам, уверенным, что лучший друг человека — новые технологии, а хороший дизайн — практичный дизайн.
#Стиль
#Эргономика
Ничего лишнего: интерьер в стиле функционализм
Заказчики интерьера — взрослая супружеская пара — делали квартиру для себя, без оглядки на детей и внуков. Дизайнер Марта Логунцова оформила пространство визуально строго и предельно функционально, где с умом и пользой использован каждый метр жилой площади.
Перейти
в галерею
Дата публикации:
28.07.2021
Материал подготовила:
Ольга Вологдина
Фото:
Антон Лихтарович
Стилист:
Яна Яхина, Полина Рожкова
Автор проекта:
Марта Логунцова
Площадь: 78 кв. м
Квартира находится в московском ЖК «Ландыши». Хозяева — супружеская пара, состоявшаяся в своих жизненных предпочтениях. Их взрослый сын живет отдельно. Супруги часто путешествуют, и они хотели получить интерьер без визуального «шума», максимально функциональный, в котором бы они могли отдыхать и наслаждаться жизнью.
Вид из гостиной на кабинет. Стены окрашены краской Emerald, Sherwin Williams. Диван, Vosart. Картина «Илон Маск», автор Николай Кузнецов, галерея ArtDefa. Ковер, Art de Vivre. Декоративные подушки, enere.it. Декор, Design Boom.
Так как в гостиную выходят несколько дверей, их решили замаскировать. Изящным решением стали двери (Union) скрытого монтажа, сливающие с поверхностями стен. На полу — паркет Vinilam. Светильники, «Центрсвет».
Для хозяйки было важным большое количество мест для хранения, постирочная и два санузла, для хозяина — организация мест для экспозиции его многочисленных коллекций. Кроме того, на относительно небольшой площади нужно было разместить большую кухню-гостиную и спальню с гардеробом.
Кухня сама по себе — сплошное полезное пространство. Её особенность — зона открытого стеллажа, которая с тыльной стороны оформлена глухими фасадами, где хранятся тостер и кофемашина. Бытовая техника, Neff.
Столовая зона. Стулья, Deep House. Авторская керамика Елены Алексенко и Colour Side Ceramic.
Именно организация пространства стала главной задачей для Марты Логунцовой. Так как квартира по факту является апартаментами, дизайнер постаралась выжать из площади максимум пользы, оставаясь в «рамках закона». Санузел при прихожей разделили на две части, одна из которых «пошла» под хозяйственное помещение — постирочную-кладовую. Спальню перенесли как можно дальше от гостиной, что позволило оборудовать небольшую гардеробную комнату и сделать полностью изолированный мастер-блок со своим входом в ванную.
В кабинете дизайнеру удалось отвоевать такие важные пятнадцать сантиметров полезной площади для организации целой стены под экспозицию кружек из коллекции владельца и разместить библиотеку для любимых книг. Графика «Спектр чувств и эмоций во мне», Ольга Каплан, галерея ArtDefa. Вазы, The DAR. Ковер, Art de Vivre.
«Самое сложное всегда — это начальный этап — планировочное решение, — рассуждает автор проекта. — Ведь именно на этом этапе закладывается самое основное! Это своеобразный «скелет» квартиры. И если он не идеален, то, какую красоту ты не одевай на него — результат будет не тот».
В постирочной и гардеробной комнате поставили открытую систему хранения с возможностью убирать или доставлять полки. В гостиной предусмотрена многофункциональная система хранения с открытыми полками для книг и декора, а за телевизором — скрытый стеллаж за глухими фасадами без ручек.
Фрагмент спальни. Стена за изголовьем кровати (Parra) украшена объемными панелями Artpole. Постельное белье, ZeHome. Декоративные подушки, enere.it. На прикроватных тумбах — декор Design Boom, авторская керамика Colour Side Ceramic.
Основная концепция интерьера: максимально полезное использование каждого квадратного сантиметра, функциональность и удобство всех элементов дизайна, визуальная простота для комфортного ежедневного пребывание в квартире. Этим обусловлена цветовая гамма, выдержанная в тёплых светлых тонах и дополненная холодными оттенками в отделке мебели и текстиля. Так как интерьер светлый, играли не только на контрастах, но и на фактурах.
В ванных комнатах хранение организованно в тумбах под раковинами, в открытых полках и стеллаже. Для отделки использована плитка Porcelanosa Grupo. Мебель для ванной, ARBI. Авторская керамика Елены Алексенко.
«Каждый наш интерьер не похож на другой. Мы не подстраиваем человека под определенный стиль, мы формируем интерьер для человека. И, как многогранен и уникален человек, так же и уникально пространство, в котором он теперь живет. Ведь оно на 100% только его», — подчеркивает автор проекта.
Планировка квартиры.
Реклама на SALON.ru
Эти статьи могут вам понравиться:
Клише в дизайне спальни: 5 мнений дизайнеров
Какие распространенные дизайн-приемы набили оскомину и чем их заменить, объяснили профессионалы.
#Интерьер #Спальни
Подписка на Salon-interior: мы ценим ваше время
Скидка на подписку внутри!
#Новости
Классика и современность: квартира с 80-метровой террасой для семьи
Команда IA.Buro оформила просторную квартиру в столице для молодой семьи с двумя детьми. Интерьер стал воплощением мечты хозяев об идеальном пространстве, актуальном на долгие годы.
#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва
В цветочек и в виде бутонов: 6 самых сезонных кресел
Собрали шесть оригинальных моделей с цветочными принтами или же прямо в виде цветов!
#Где купить
Получайте самые популярные статьи на почту.
Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.
Email:
Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.
Теория в архитектуре: функционализм — RTF
Функционализм — это теория в архитектуре, которая утверждает, что здания должны быть спроектированы на основе функции здания. В начале 1900-х годов функционализм возник как потребность строить лучше для людей с точки зрения функций пространства. Эта теория решительно игнорировала идею проектирования декоративно-орнаментальных элементов как формы художественного самовыражения архитектора. Многие архитекторы того времени заявляли, что каждый орнамент должен быть лишь неотъемлемой частью здания.
Однако история функционализма восходит к I веку до нашей эры. Римский архитектор Витрувий вывел теорию о том, что здания должны удовлетворять трем аспектам: практичности, устойчивости и красоте. К 1900-м годам архитекторы начали подразумевать любой из аспектов, и теория функционализма со временем усовершенствовалась.
В 1896 году архитектор Луи Салливан придумал фразу «форма всегда следует за функцией», но она была неверно истолкована как «функция является полезностью». Скорее, это означало выражение органической сущности архитекторами, проектирующими органическую архитектуру. Позже архитекторы-модернисты, такие как Мис Ван дер Роэ и Ле Корбюзье, черпали вдохновение из вышеизложенного и создавали простые, но функциональные здания. Украшения для них были просто грубой красотой строения, дополненной материалами и заботой о человеческом комфорте.
Примеры работ, подчеркивающих функционализм:
Здание Уэйнрайт | Функционализм
Утверждение Луи Салливана «форма следует за функцией» в его проекте здания Уэйнрайт, штат Миссури, относится к идее о том, что внешний дизайн высокого здания должен отражать функции внутренних помещений. В конце 19 века, когда технологии и экономика менялись быстрыми темпами и возникла необходимость в разработке нового стиля, Салливан предложил идею о том, что функции внутри зданий должны формировать форму экстерьеров, а не быть производными от них. любые исторические стили.
Итак, в этом офисном здании он подчеркнул вертикальность конструкции, спроектировав каждое пространство, каждую колонну и каждый дюйм высоты, чтобы еще больше подчеркнуть концепцию. Органические узоры на фасаде свидетельствуют о его глубоком уважении к органическим формам в природе. Он считал, что эти формы выражают внутреннюю жизнь и являются законом природы, которому следует следовать в архитектуре.
Здание Уэйнрайта ©en.wikipedia.orgОрнамент на фасаде ©en.wikipedia.org
Павильон Барселоны
Примером функционализма в отношении простой красоты и использования сырья должен быть павильон Барселоны. Людвиг Мис ван дер Роэ спроектировал павильон в минималистическом стиле, лишенном каких-либо орнаментов или украшений, чтобы подчеркнуть важность функциональных элементов в пространстве и раскрыть «истинную сущность архитектуры».
Свободная планировка с меньшим количеством стен и открытостью пространств стирает границу между внутренним пространством и внешним пространством. Он также сохранил чистоту используемых материалов — мрамор, травертин, сталь и хром, стекло для создания спокойной обстановки. Он включил функционализм в форму взглядов на то, что человеческий глаз увидит в этом павильоне, чтобы дать пользователям визуальный опыт в этом павильоне.
Павильон Барселоны ©en.wikipedia.org Открытость в структуре ©en.wikipedia.org
Vers Une Architecture, Book
век массового производства, строят и живут в домах массового производства. Поскольку в этот индустриальный век отвергается концепция украшения зданий, которая была в моде, он говорит, что лучше проектировать здания, исходя из их функций, и создавать новую тенденцию в эстетике, основанную только на формах. «Дом — это машина для проживания» — говорит Корбюзье, что еще больше подтверждает его мысли о функциях здания. Он утверждает, что наличие убежища является первостепенной потребностью каждого человека, и что важно уделять внимание простым, эффективным и функциональным конструкциям с учетом человеческого комфорта.
Villa Savoye
Ле Корбюзье спроектировал виллу Savoye, которая представляла собой механическую структуру, чтобы соответствовать технологическим инновациям того времени. Чистота линий и минимализм были задуманы как необходимость оправдать архитектуру, а не просто украшать и украшать ее. Каждая часть здания была спроектирована только для нужд, потому что Корбюзье следовал идее «форма следует за функцией». Он также реализовал свои стратегии «пяти точек архитектуры», что демонстрирует его высказывание: «Дом — это машина для жизни», т. е.
- Pilotis – опоры, поднимающие здание над землей для сохранения садового пространства под зданием,
- Терраса на плоской крыше – или функциональная крыша для сада и террасы,
iii. Открытая планировка – функциональная планировка, в которой стены размещаются только там, где это необходимо либо функционально, либо для разделения визуальных связей,
- Ленточные окна – для освещения и вентиляции, и
- Свободный фасад – минималистичный дизайн, предназначенный только для ограждения.
Villa Savoye ©en.wikipedia.org Открытость в структуре ©www.pinterest.com
Unité d’Habitation | Функционализм
Unité d’Habitation был еще одним важным экспериментом Ле Корбюзье, демонстрирующим архитектуру функционализма. Он применил те же стратегии «Пяти точек архитектуры» для обслуживания теорий функционализма, т. е.
- Pilotis, которые обеспечивают пространство для свободного обращения ниже
- Функциональная терраса на крыше, на которой расположены общественные зоны, такие как бассейн, тренажерный зал, беговая дорожка, детский сад и выставочное пространство. С крыши также открывался беспрепятственный вид на Средиземное море и город Марсель.
III. Свободный фасад достигается за счет конструкции на основе колонн, которая также позволяет использовать окна по всему фасаду.
- Длинные полосы окон для вентиляции и освещения.
- Открытая планировка – просторные коридоры.
Корбюзье высоко оценил идею проектирования городских объектов, таких как магазины, рестораны, книжные магазины, а также образовательные и медицинские учреждения, в здании, чтобы удовлетворить повседневные функциональные потребности жителей.
Unité d’Habitation ©declad. com
Стиль функционализма глазами Татьяны Антонченко. — Новости — VATIKAM
Функционализм зародился в Германии в 20-х годах прошлого века в недрах архитектурной школы «Баухаус» и до сих пор связан с этим названием. Во Франции принципы функциональности были созданы Ле Корбюзье, имя которого в первую очередь связано с функционализмом. Дом, по Ле Корбюзье, — это «машина для проживания», человек должен чувствовать себя в нем максимально комфортно.
Функционализм как стиль сформировался не сразу, но во многом определил облик городской архитектуры и интерьера многоквартирных «ульев», где целесообразность становится главной целью. Основной принцип этого стиля: цель превыше внешнего вида, где дом – это не роскошь, а самое функциональное место для жизни человека.
Основная идея этого стиля в том, что «форма определяется функцией». Этот стиль интерьера находится на границе между минимализмом и стилем хай-тек. Роскошь и эстетика редко сопровождают такой стиль интерьера, как функционализм.
Главное в функционализме не красота интерьера, а его удобство для человека. Он создан для тех, кто хочет комфортных условий проживания в относительно небольшом пространстве своей квартиры.
Этот стиль – универсальный выбор для тех, кого не интересует вычурный декор, излишество и показная роскошь, а где во всем чувствуется умеренность и удобство, начиная с плана, где нет необходимости проходить длинными коридорами, и заканчивая отсутствием «лишней» отделки в интерьере. Здесь стандартизация противостоит индивидуализму, а функциональность исключает изощренность форм.
В планировке воплощена идея непрерывного пространства, где одна комната без проходов перетекает в другую, с минимальным количеством предметов обстановки, а все мелочи спрятаны во встроенных шкафах и стеллажах.
Мебель в функционализме должна быть простой и многофункциональной: кресло-кровать, диван-кровать, угловой диван, кровати, выдвигающиеся из шкафов или стен, раскладной стол, стол-книжка, откидной столик и так далее. Он может быть изготовлен из простых и прочных материалов: дерева, металла. Как правило, такая мебель имеет формы, повторяющие пропорции человеческого тела, либо это просто удобная в использовании мягкая мебель простых геометрических форм. Обивка также выполнена из простых и прочных материалов.
Аксессуары лучше вообще не использовать или использовать простые стандартные предметы: стеклянные или пластиковые вазы, или картины с геометрическим орнаментом, также широко используются зеркала, создающие перспективу и расширяющие пространство.
Все детали салона функциональны, нет места обычной отделке. Открытые пространства зонируются мобильными перегородками, планировка свободная. Широко используются встроенные ниши, светильники. Своеобразен геометрический рисунок или гладко окрашенные поверхности, иногда материал стен не скрыт, бетон или кирпич являются элементами дизайна.
Функционализм – это первоочередная забота об основах жизни – свете, воздухе, тепле, коммуникациях, квадратных метрах личного и жилого пространства, рациональное планирование и соблюдение гигиенических норм.