Стиль барокко в интерьере: 6 приемов, советы дизайнера, фото

Содержание

6 приемов, советы дизайнера, фото

О жизни во дворце мечтают многие, но мало кто может себе позволить. Впрочем, и в городской квартире можно организовать немного дворцовой пышности. На помощь придет стиль барокко

Фото: Shutterstock

Роскошь напоказ — так можно охарактеризовать стиль барокко. В чем истоки этого стиля, как воссоздать шик XVII века в квартире и как сэкономить на барочном интерьере, выяснили вместе с дизайнером.

  • Что такое барокко
  • 6 практических приемов
  • Советы дизайнера
  • Как создать барокко в маленькой квартире
  • Как сэкономить на барокко
  • Ошибки

Эксперт в этой статье:

Оксана Даниленко, дизайнер интерьеров

adv.rbc.ru

Барокко — стиль, для которого характерны вычурность, роскошь и повышенное внимание к деталям. Барочный стиль применяется не только в интерьере, но и в архитектуре, дизайне одежды и украшений. Стиль зародился в XVII веке в Италии.

Фото: Neovitaha777/wikipedia.org

Итальянская знать и священнослужители, выступавшие заказчиками строительства, требовали от мастеров придать побольше шика классическим зданиям и интерьерам, чтобы укрепить свой пошатнувшийся авторитет. Так зародился стиль, отличающийся максимальной помпезностью.

Фото: Kolossos/wikipedia.org

В XVIII веке барокко сменил чуть более сдержанный стиль рококо. Помпезность в нем приглушается за счет меньших форм, асимметричности и изящности исполнения.

Что такое барокко

Роскошь, излишество, уникальные и продуманные детали — основные признаки барочного стиля. Считается, что барокко призван подчеркнуть дороговизну интерьера. Стиль максимально абстрагирован от окружающего мира, в таком интерьере все сделано на заказ, с особым вниманием к деталям и без особой привязки к реальному миру за окном. Барокко не приемлет типовых решений и утилитаризма. Мебель и аксессуары здесь в первую очередь украшают, а уже потом выполняют какую-то функцию.

Фото: Ermell/wikipedia.org

Характерные черты барочного интерьера:

  • симметрия;
  • плавные линии;
  • обилие деталей;
  • множество аксессуаров;
  • дорогие материалы;
  • каждый предмет уникален, а в идеале — сделан на заказ.

Стиль барокко в интерьере: 6 приемов

Мебель в стиле барокко

Барочный стиль в мебели можно узнать по замысловатым формам и роскошным материалам. Каждый предмет как будто претендует на то, чтобы стать произведением искусства.

Фото: Shutterstock

Характерные черты мебели в стиле барокко:

  • избыточность форм, функциональность объекта отступает за второе место;
  • мягкие, замысловатые контуры, в отделке используется множество деталей с изящной резьбой;
  • мебель стоит на изогнутых ножках, приобретая таким образом внешнюю легкость;
  • все сделано из самых дорогих материалов — шелка, бархата, цельного дерева редких пород и глубоких драгоценных цветов, мрамора;
  • аксессуары и детали мебели украшены позолотой и посеребрением, инкрустированы драгоценными камнями.

Норма для барочного интерьера — предметы мебели, которые служат исключительно для красоты: балдахины над кроватью, декоративные консоли с расписными вазами на них и др. С точки зрения стиля главное, чтобы каждый предмет был красив и поддерживал общий стиль комнаты своими изгибами и деталями. Чаще всего основной цвет мебели либо аналогичен цвету стен, либо контрастен ему.

Фото: Shutterstock

Отделка потолков

Потолки в доме стиля барокко не могут быть простыми — по сути, они рассматриваются как холст.

Фото: Shutterstock

Потолки нередко украшают:

  • лепниной;
  • росписью;
  • фресками;
  • массивными люстрами.

Важно, чтобы потолок не контрастировал со стенами, а оставался их продолжением — возможно, образуя общий сюжет.

Отделка стен

Простые минималистичные стены тоже не подходят для барокко. На них располагают объемные элементы:

  • лепнину;
  • молдинги;
  • колонны;
  • пилястры;
  • ниши;
  • вычурные бра;
  • статуи.

Обои должны подчеркивать роскошь убранства, в идеале — иметь текстурный выпуклый узор. Картины могут стать дополнительным украшением, но только будучи заключенными в массивные рамы, с покрытием под золото, серебро или бронзу.

Фото: Shutterstock

Напольное покрытие

Можно обратиться к паркету с замысловатым рисунком из ценных пород. Обычная елочка или укладка прямыми линиями будет неуместна. Кроме паркета, для стиля барокко подходят полы из мрамора или камня.

Фото: Shutterstock

Часто для барочного пола используются ковры, но они не должны закрывать всю площадь пола. Ковер в барокко — отдельный уникальный элемент интерьера со своим рисунком, который подчеркивают красоту паркета или камня. Лучше отдать предпочтение светлым вариантам, которые сочетаются по цвету с потолком.

Цветовая гамма

Барокко ассоциируется с позолотой, которую используют и при создании мебели, и при оформлении стен, потолков, и в аксессуарах. Чтобы подчеркнуть роскошь золота, лучше выбирать сочетания со светлой натуральной гаммой (голубой, желтый, экрю, розовый) или, напротив, с контрастными цветами драгоценных камней (синий, бордовый, изумрудный, пурпурный).

Текстиль

Ткани, которые используют для обивки мебели и украшения помещения в стиле барокко, должны быть дорогими или качественно имитировать роскошь. Барочному интерьеру хорошо подойдут:

  • атлас;
  • бархат;
  • тонкий хлопок;
  • парча;
  • гобелены.

Фото: Shutterstock

Важную роль в таком интерьере играет оформление окон. Они должны быть прикрыты плотными шторами, лучше всего — портьерами с дополнительными элементами: кисточками и ламбрекенами. Для занавесок подойдет тяжелая ткань, образующая крупные складки.

Советы дизайнера

Оксана Даниленко, дизайнер интерьеров:

— Барокко — один из самых сложных стилей, его невозможно ни с чем перепутать. Этот стиль часто называют венецианским или дворцовым. Я советую не бояться вычурности и излишества. Барокко — это роскошь напоказ! Но к созданию такого интерьера надо подходить очень грамотно и рационально.

Барокко подразумевает большое пространство и величественные потолки, этому стилю требуется пространство, маленькое помещение не даст ему раскрыться. Лучше всего для барокко подойдет большой загородный дом. Но есть и свои приемы для барочных интерьеров в городском жилье.

Как создать стиль барокко в маленькой квартире:

  • использовать светлые оттенки и подчеркнуть их темными элементами;

  • выбирать мебель с маленькими резными элементами. Очень хорошо подойдет сочетание белой или кремовой мебели с позолотой;

  • не усложнять потолки большим количеством уровней, а выбрать один акцент. Можно использовать витраж с подсветкой либо лепнину по углам потолка;

  • свет лучше сделать скрытый в потолке, потому что небольшая люстра может «убить» барокко, а большая в городской квартире неудобна и неуместна;

  • можно сделать акцент на бра, использовать «пышные» варианты;

  • сократить яркое золото до золотой патины. Таким образом вы создадите глубину и не утяжелите пространство.

Сэкономить на барокко сложно, но возможно:

  • имитация авторской мебели, выполненной на заказ, может вписаться в небольшой бюджет;

  • лепные элементы можно заменить качественными полиуретановыми копиями;

  • вместо мрамора и натурального камня можно использовать керамогранит на ровных поверхностях или декоративную штукатурку с эффектом мрамора. На рельефных поверхностях, к примеру колоннах, гипс и камень заменят полиуретан;

  • фрески ручной росписи можно заменить печатными аналогами (не путать с фотообоями). Такие фрески печатаются на плотных флизелиновых обоях и сверху имеют слой, имитирующий штукатурку, что придает им глубину и реалистичность.

Чего стоит избегать в интерьерах барокко:

  • пустые стены упростят дизайн и будут выглядеть незавершенными;

  • большое количество современных элементов, в том числе бытовой техники и электроники, будет диссонировать с общим дворцовым настроением;

  • мелкие цветочки и растительность в текстиле и обоях могут увести дизайн в провинциальную Европу и прованс.

есть ли им место в современном интерьере

Барокко в интерьере

Стиль барокко появился в 17 веке в Италии и стал популярен по всей Европе. Интерьеры в стиле барокко отличали большие, объемные и детализированные детали, обилие золота, резные потолки и огромные хрустальные позолоченные люстры. Сегодня добиться такого эффекта практически нереально из-за маленьких размеров домов и квартир.

Есть ли место барокко в современном доме?

Если вы обожаете стиль барокко, то никто не может вам запретить использовать его в интерьере. Но важно понимать, что версия барокко будет упрощенная. Что можно добавить: богатую лепнину, молдинги и карнизы, в идеале из гипса; мебель, декорированную резьбой и позолотой; гобелены и классические скульптуры, изображающие людей.

Цветовая палитра

Основной элемент барокко — золото. В современной обстановке его также можно использовать: например, в отделке багета для зеркала или изящного узора на кухонных фасадах. Золото будет уместно смотреться в дизайне люстр, бра и других осветительных приборов.

Оформление стен

Интерьер с элементами барокко невозможен с простыми белыми стенами. Во-первых, поверхность должна быть рельефной — с молдингами, лепниной, декоративной штукатуркой. Во-вторых, приветствуются росписи и фрески: сегодня можно найти качественные современные фрески, которые изготовят под любой размер — в нишу или на целую стену. Интересная идея — использовать фреску на месте кухонного фартука, защитить покрытие поможет прозрачная стеклянная панель.

Напольное покрытие

Имитируя барокко, забудьте о ламинате и керамограните под камень. Только натуральное дерево, желательно, паркет с “дворцовой” укладкой или натуральный мрамор или гранит. Если ковры, то из шерсти или шелка с традиционными восточными узорами — представьте, что это подарок вашему роду от какого-нибудь шейха.

Современное барокко: какую мебель выбрать

Мебель для классического интерьера должна быть изящных форм, с резьбой и позолотой. Приветствуется симметричный дизайн и симметричная расстановка — например, два диванчика, смотрящие друг на друга, или два кресла с журнальным столиком около окна. Используйте мебель с тканевой обивкой и изогнутыми ножками — тогда вы “войдете” в стиль.

Что касается кухонного гарнитура и обеденной группы, выбирайте для отделки натуральное дерево или шпон. Никаких ярких кричащих оттенков, только натуральные цвета и фактуры.

В оформлении фасадов можно использовать разнообразную резьбу, рельефные панели из редких сортов дерева, позолоту. Интересным решением будет выделение зоны очага, с помощью декоративных колонн с резьбой. Богатый карниз — тоже обязательный элемент, если вы решили оформить кухню в современной версии барокко.

Конечно, воссоздать барокко в типовой новостройке не получится, но нам это и не надо. Но немного роскоши все равно не помешает.

Прованс в интерьере

Стиль прованс — противоположность барокко. Если барокко оформляли дворцы и усадьбы, то когда мы говорим о стиле прованс, то имеем в виду самые простые крестьянские дома в сельскохозяйственном регионе Франции. А как они выглядели?

Каменные дома с оштукатуренными стенами, деревянные балки, плиточный пол, грубая мебель, в которой больше функционала, чем красоты. Но так как французы не могут жить без прекрасного, то и интерьер дополняли симпатичными милыми занавесками, вязаными ковриками, вазами ручной работы с живыми цветами и коваными подсвечниками из соседней мастерской.

Сегодня трудно представить полноценную копию интерьера в стиле прованс в новостройке или сталинке в центре города. Этот стиль больше подходит для загородных домов, но и то с некоторыми отступлениями.

Прованс: есть ли ему место в вашем доме?

Самое главное, что надо знать о стиле прованс — он про простоту. В отличие от барокко здесь нет богатой лепнины, позолоты и дорогих натуральных материалов типа мрамора. Все довольно демократично — в этом и прелесть. В современном интерьере, когда бюджет на ремонт ограничен, этот стиль — просто спасение.

Цветовая палитра

Нежные, пастельные оттенки — основа интерьера в стиле прованс. Дело в том, что на ярком южном солнце цвета выгорают и выглядят немного “пожухлыми”. Этого эффекта важно добиться и в интерьере, который вы делаете с нуля. Выбирайте природные оттенки: песочные, бежевые, цвет неба, листвы, оливок и виноградных гроздьев. Чистые цвета лучше не использовать.

Оформление стен

Для современного интерьера в стиле прованс нужно очень внимательно подбирать отделку — она не должна выглядеть очень новой и высокотехнологичной. Идеально подойдет декоративная штукатурка или покраска в один цвет без идеального выравнивания стен (этот прием, кстати, поможет существенно сэкономить). Для акцентов можно выбрать обои с ненавязчивым растительным принтом или оформить стену деревом. Не нужно добиваться идеальной ровности поверхности или гладкости дерева: любые шероховатости — это индивидуальность, то, что делает обстановку в стиле прованс еще краше.

Напольное покрытие

В зонах, где нужно антивандальное стойкое покрытие отличным вариантом будет керамогранит с потертостями или имитирующий дерево. Выбирайте текстуру, приближенные к реальным. В остальных комнатах можно положить доску. Еще один лайфхак: инженерная и паркетная доска с небольшими вкраплениями и пятнами обычно считается ниже сортом и продается дешевле, но именно она лучше всего подходит для стилизации средиземноморского интерьера.

Мебель в стиле прованс — это что?

Чтобы выбрать мебель в стиле прованс вам нужно держать в голове три слова: дерево, простота, естественность. Чем понятнее и проще дизайн стола, стульев и кровати, тем лучше. Откажитесь от резьбы, витиеватых форм, дорогой обивки и других элементов классического стиля. Хотя бабушкин буфет с изящными завитушками на фасадах впишется отлично.

Кухонный гарнитур в стиле прованс — это филенчатые фасады светлых оттенков, отсутствие резных карнизов, ручки под латунь или состаренный металл. Для столешницы подойдет дерево или его имитация. А фартук пусть будет из красивой плитки.

Стиль прованс очень легко видоизменяется, его легко вписать в интерьер дома, дачи и квартиры, для его создания не нужен большой бюджет — все это дает ему преимущество перед классическими стилями типа барокко.

Что такое дизайн в стиле барокко?

Барокко в интерьере — стиль декоративного оформления периода барокко в архитектуре, искусстве и дизайне, сложившийся в XVII — первой половине XVIII века в Италии и Франции.

Этот экстравагантный стиль включал в себя многоуровневые, формальные, богато украшенные интерьеры, которые включали такие элементы, как бронзовые скульптуры; замысловатые гобелены; резные деревянные зеркала, молдинги и панели; искусно расписанные потолки; хрустальные люстры; и все позолотил.

История дизайна в стиле барокко

Движение барокко зародилось в Италии около 1600 года. Затем оно распространилось во Франции, Европе и по всему миру. По данным Музея Виктории и Альберта в Лондоне, барокко было «первым визуальным стилем, оказавшим значительное влияние во всем мире».

Дизайн интерьера в стиле барокко является частью более крупного движения изобразительного искусства в стиле барокко, которое охватывает архитектуру, искусство, дизайн мебели, предметы и многое другое, при этом дизайн интерьера, архитектура и искусство работают вместе, чтобы создать целостное визуальное представление.

Стиль барокко был эстетическим упражнением и чувственной демонстрацией силы — например, очень декоративные церкви и соборы, которые католическая церковь в Италии построила, чтобы усилить свое господство. Во Франции Людовик XIV использовал вариант стиля барокко, смешанный с французским классицизмом, как своего рода брендинг власти монархии. Его дизайнер интерьеров Шарль Лебрен взял пример со вкуса Короля-Солнце ко всему позолоченному и желания продемонстрировать свою огромную силу, в результате чего появился Версальский замок, памятник в стиле барокко, который был самым копируемым зданием 17-го века и до сих пор сияет. сегодня.

Хотя стиль барокко впервые возник в Италии, его кульминацией стало рококо (известное также как поздний барокко или стиль рокайль), получившее развитие в Париже 18 века. Богато украшенный, чрезмерный стиль рококо был упреком строгим границам архитектуры французского барокко и строгим представлениям короля Людовика XIV о том, что составляет искусство.

Барокко вышло из моды в середине 18 века, но возродилось в 19 веке. В 20-м веке известный дизайнер интерьеров Дороти Дрейпер изобрела популярный стиль, известный как Современное барокко, который представлял собой смелый взгляд на классику, в которой использовались элементы роскоши, яркие цвета и обновленный подход к деталям в стиле рококо, который стал широко известен как Голливудское регентство. . В 21 веке мини-возрождения современного барокко с такими прозвищами, как «Современный романтик», продолжают приходить и уходить, даже если сегодня только самые эксцентричные современные интерьеры будут полностью выполнены в стиле барокко.

Ключевые характеристики дизайна в стиле барокко

  • Стиль барокко отличается пышностью, роскошью, высокой декоративностью и театральностью, драматическим характером и неоспоримым чувством величия. повышенный эмоциональный отклик. Общий стиль характеризуется бескомпромиссным использованием блесток, от сверкающих хрустальных люстр до искусно вырезанных зеркал, до монументальной мебели и предметов декора, до позолоченной отделки всего, от мебели до предметов и стен. Стиль французского барокко может выглядеть как буйство деталей и декоративных элементов, но отличается акцентом на симметрию и элегантность, вдохновленные французским классицизмом
  • Использование изысканных материалов и техник, таких как фарфор, лак и маркетри по дереву. декоративные детали, такие как стилизованные природные мотивы, такие как листья, цветы, херувимы, фигуры людей и животных. Формы и формы часто изогнуты и спиралевидны, чтобы создать ощущение движения, например, завитки листвы 

Советы по декорированию в стиле модерн

Стиль барокко может показаться несовместимым с современным декором, но он по-прежнему оказывает влияние как на современных дизайнеров интерьеров, так и на декораторов дома, которые часто придерживаются минималистского подхода барокко к включению стиля дизайна интерьера. №

При включении элементов в стиле барокко в современный декор важно немногое. Позолоченное итальянское или французское зеркало или каркас кровати в стиле барокко могут стать фокусом в современной комнате с нейтральной отделкой и декором или стать частью более эклектичного дизайна.

 

  • Что такое архитектура эпохи Возрождения?

    4 октября 2021 г.


  • Что такое архитектура рококо?

    30 сент. 2021 г.

  • 24 популярных типа архитектурных стилей дома

    28 сент. 2021 г.

  • Архитектура: что такое викторианская архитектура?

    27 сент. 2021 г.

  • 8 лучших готических соборов

    24 сент.

    2021 г.

  • Архитектура: 12 важных стилей модерна

    23 сент. 2021 г.

  • Введение в ландшафтную архитектуру

    22 сент. 2021 г.

  • Средиземноморский стиль в интерьере: романтика южного берега в вашем доме

    21 сент. 2021 г.

  • Дом в стиле Флориды

    20 сент.

    2021 г.

  • Дом в тосканском стиле

    17 сент. 2021 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

9 Особенности архитектуры барокко (16-18 вв.)

 

Архитектура барокко возникла в конце 16 века в Италии. Этот архитектурный стиль развивался до 18 века в таких регионах, как Германия и колониальная Южная Америка. Стиль барокко был создан с четкой целью, а именно помочь католической церкви отвоевать адептов Реформации. Поскольку учения большинства реформированных протестантов стремились к минималистскому и чистому архитектурному стилю, архитектура барокко сделала прямо противоположное. Архитектура барокко предлагала богатый, плавный, впечатляющий и драматический стиль, чтобы визуально противостоять реформированным церквям. Здания выводят архитектуру на новый уровень, как визуально, так и технически, и направлены на то, чтобы познакомить зрителя с фантастическим царством, напоминающим небесные виды.

 

1. Ключевые элементы архитектуры барокко

Фасад церкви в стиле барокко с наклонно расположенными башнями работы Джозефа Кирнбергера, ок. 1760-1770, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Архитектура в стиле барокко служит известной цели, а именно помощи Контрреформации. Поэтому он имеет четкую архитектурную программу, позволяющую выделить несколько характеристик. Основная идея барокко — стимуляция эмоций и чувств. Поскольку Реформация продвигала рационализированный и строгий образ, католическая церковь ответила противоположным подходом. Вот почему каждая форма и форма здания в стиле барокко воздействуют на чувства и пробуждают эмоции.

 

Взаимодействие с эмоциями зрителя — непростая задача; поэтому архитектурные планы, как правило, опираются на сложные формы: часто овальное основание и различные противопоставления материалов и форм, которые придают зданию динамичный вид. Сочетание разных пространств — излюбленный способ подчеркнуть движение и чувственность. Если ощущение здания грандиозно, драматично, наполнено контрастными поверхностями, множеством изгибов, изгибов и позолоченных скульптур, это, скорее всего, здание в стиле барокко. Интерьер, в большинстве случаев, имеет сильно окрашенный потолок, заставляющий зрителя поверить, что на самом деле потолка нет, а скорее крыша связана с небом или божественным царством. Эти характеристики будут подробно рассмотрены в следующих пунктах.

 

2. Известные здания в стиле барокко и художники

Незавершенный проект интерьера церкви в стиле барокко в рамке, приписываемый Джованни Марии Галли Бибьене Младшему, до 1769 года, через Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк

 

Одни из самых примечательных зданий в стиле барокко, как и предполагалось, находятся в Италии. Площадь Святого Петра в Риме — популярная и отчасти барочная достопримечательность. Другие примеры из Рима включают фасад Il Gesú, здание Sant’Ivo alla Sapienza, знаменитый San Carlo alle Quattro Fontane и фонтан Треви.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Из всей Европы примечательными примерами являются дворец Бельведер, дворец Шенбрунн и церковь Св. Карла в Вене; собор Сантьяго-де-Компостела и Пласа-Майор в Испании; и собор Святого Павла в Лондоне.

 

Помимо этих знаменитых зданий, следует упомянуть имена итальянских художников барокко Джан Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини, которые были законодателями моды в этом стиле. Причем за пределами Италии стоит отметить работы австрийских архитекторов Йохана Бернхарда, Фишера фон Эрлаха и английского архитектора Кристофера Рена.

 

3. Все течет в архитектуре барокко

Эскиз потолка в стиле позднего барокко Жана Берена, без даты, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

С архитектурными планами, которые выходят за рамки традиционных геометрических форм и часто используют другие элементы вдохновения, такие как буквы или комбинации форм, имитирующие природный элемент, архитектура барокко очень разнообразна. Из-за сложности плана у архитекторов больше возможностей играть с формами, и все ради визуального движения.

 

Поскольку архитекторы эпохи барокко хотели сделать невозможное, а именно создать движение в самой статической форме искусства, они прибегли к кривым. Таким образом, кривые и контркривые стали доминирующим мотивом всей архитектуры и искусства барокко. Как и в архитектуре эпохи Возрождения, колонны по-прежнему были главным элементом фасада здания. Из-за этого такие художники, как Бернини, быстро поняли, что они должны делать волнообразные колонны, чтобы создать динамичный вид. Знаменитая 9 Бернини0189 Baldacchino от собора Святого Петра в Риме — отличный пример такого динамического эффекта. Чтобы пойти еще дальше в погоне за движением, Гуарино Гуарини начал использовать волнообразный порядок, который представлял собой систему волнообразных элементов, которые создавали окончательный вид непрерывного изгиба.

 

4. Шагните в цветной рай 

Малая галерея в стиле барокко из дворца Шенбрунн в Вене, Австрия, через официальный сайт Schloss Schönbrunn

 

Не вся историческая архитектура состоит из камня и матовых элементов, что особенно характерно для архитектуры барокко. Цвет и живопись сыграли важную роль в комплексной реализации здания. Если художники эпохи Возрождения начали расписывать потолки для посетителей, то барокко вышло на новый уровень. В эпоху Возрождения это была необязательная функция; для движения барокко он стал стандартом. Однако роспись была не единственным видом отделки потолка. Деревянные потолки все еще использовались в эпоху Возрождения, но теперь они имели окрашенные или позолоченные полости, становясь лакунарными потолками, поскольку они будут отображать взаимодействие пустых и заполненных пространств.

 

Когда потолок был сделан не из дерева, для придания глубины использовалась богатая вариация лепнины . Штукатурка была изготовлена ​​из гипса с добавлением мелко измельченного мрамора, который затем был смоделирован и нанесен на потолок, создавая трехмерный вид. Лепнина часто богато украшалась венками из различных листьев и растений, геометрическими формами, а иногда и некоторыми человеческими фигурами, такими как амуры. Здесь следует подчеркнуть, что барокко было очень разнообразным стилем, который не возражал против сочетания различных техник для получения желаемого эффекта. Поэтому окрашенный потолок, скорее всего, будет деревянным и лепнина украшения.

 

5. Дьявол кроется в деталях

Золотая деталь из Малой галереи дворца Шенбрунн в Вене, Австрия, через официальный сайт Schloss Schönbrunn

 

Если и существует архитектурный стиль, который преуспевает в деталях, то это, безусловно, барокко. Архитектура барокко сделала своей основной задачей широкое использование деталей. Из-за этого здания в стиле барокко часто воспринимаются как ошеломляющие и потусторонние. Невозможно охватить все детали одним взглядом. Все собрано так, чтобы выглядеть так божественно, как будто вы вошли в рай и оставили мирское позади.

 

Эта преданность деталям видна повсюду: на стенах, украшенных красивыми деревянными, мраморными и каменными скульптурами, на потолках, часто сводчатых, арочных и расписных, и в мелких украшениях. Архитектура барокко использует все доступные материалы. Художники и архитекторы использовали материалы как можно более целесообразно, в том смысле, что они использовали дерево для очень сложных конструкций, камень для элементов, которые должны были быть прочными, и мрамор для самых дорогих предметов. Поскольку теперь здания рассматриваются архитекторами как единая и связная масса, украшения играли решающую роль в объединении различных частей здания. Архитектурные скульптуры, растительные и орнаментальные мотивы становятся важными элементами, помогающими взгляду зрителя течь от пола к стенам и к потолку, не воспринимая их как оторванные от другого.

 

6. Ключевое слово архитектуры барокко: иллюзия 

Зеркальная галерея из Большой галереи дворца Шенбрунн в Вене, Австрия, через официальный сайт Schloss Schönbrunn

 

Великолепие — это универсальное слово, которым можно описать любое здание в стиле барокко, что подводит нас к еще одной ключевой черте: иллюзии. Чтобы привнести божественное в свой дворец или церковь, нужно иметь достаточно средств, чтобы покрыть самые дорогие материалы. Однако не все могли покрыть дорогостоящие расходы на строительство грандиозных памятников в стиле барокко. Вот тут-то и вступает в игру иллюзия: это функция, которая может сократить часть расходов и, таким образом, сделать строительство несколько более экономичным. Есть причина, по которой искусствоведы в шутку считают барокко чем-то вроде китча.

 

Мрамор, золото, серебро, жемчуг и т. д. были дорогими материалами, которые не всегда можно было вложить в строительство. Архитектура барокко очень изобретательна, поскольку использует иллюзию, чтобы создать впечатление дорогих материалов. Например, у главного алтаря церкви в стиле барокко, скорее всего, будет пара парадных колонн. При ближайшем рассмотрении зритель может подумать, что они сделаны из мрамора, но на самом деле колонны на самом деле сделаны из дерева и окрашены, чтобы создать визуальную иллюзию мрамора. Делалось это настолько искусно, что зрителя легко и довольно часто одурачивали. Элементы декора были окрашены в золотой цвет, чтобы придать им вид настоящего золота, потолки имели расписные рамы, создававшие впечатление подлинных трехмерных рам, и так далее. Барокко играло со зрением и чувствами.

 

7. Trompe L’Œil и реалистичные образы

Большой Каст с Trompe L’oeil, 1690-1720, Америка, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Набора иллюзий, о котором говорилось выше, было бы недостаточно, если бы человек, просматривающий их, видел бы их как таковые. Техники рисования, такие как trompe l’œil , использовались для обмана глаз до такой степени, что человек, увидев их, задавался вопросом: не обманывают ли меня мои глаза? Эффект иллюзии абсолютен, если пострадавший не может быть уверен, что то, на что он смотрит, является иллюзией или нет. Действительно, это был желаемый результат. Как расположить к себе гостя, если не преподнести ему то, что, скорее всего, его очарует и озадачит?

 

Техника trompe l’œil была продолжением ренессансного увлечения перспективой. Освоив перспективу и развивая ее в полной мере, художники могли открывать новые методы создания иллюзий. Смысл самой техники переводится как: обмануть глаз . Человеческие фигуры, изображенные в сцене с использованием техники trompe l’œil , создадут ощущение, что они выходят из своей картины. Trompe l’oeil живопись — это тип живописи, на которой изображен объект, который вызывает у зрителя желание прикоснуться к нему, чтобы убедиться, что он настоящий. В сочетании с большим интересом к реалистичности движение барокко использовало расписные украшения, чтобы здания становились открытыми пространствами, достигающими небес.

 

8. Игра со светом

Серебряный алтарь в стиле барокко из Брно, Моравия, Чехия, via MWNF

 

В театре свет играет важную роль. Он может указать зрителю, является ли обстановка радостной или зловещей, в зависимости от того, как она установлена. Архитектура барокко не делала исключений, поскольку стиль стремился к драматической поставке во всех своих художественных формах. Как получить драматический характер, если не манипулированием светом?

 

Но как направить свет в здание? Ведь свет — это не статичная картина и не скульптура. Это можно сделать путем сопоставления сильных выступов, которые дополняются резкими и глубокими углублениями. Другой способ сделать это — разбить поверхность, сделав ее неровной. Основными архитектурными элементами, способствовавшими этому, были небольшие резные украшения, которые скрывали в своей резьбе и свет, и тень, издалека излучая ощущение движения. Другим способом манипулирования светом может быть простое сочетание различных материалов, создающих разрыв поверхности. Каждый материал по-разному воспринимает свет и тень. Таким образом, используя несколько материалов, архитектор смог создать игру света и тени с высокой контрастностью, как на картине Караваджо.

 

9. Архитектура барокко: мастерство во всем 

Эскиз потолка в стиле барокко с центральной панелью в Trompe L’oei работы Жюля-Эдмона-Шарля Лашеза, XIX век, через Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Архитектура барокко во многих отношениях является кульминацией всех существовавших до ее рождения стилей.