Симметричная композиция в интерьере: Композиция в интерьере (53 фото)

композиционное равновесие, симметрия и асимметрия


Сбалансированная композиция кажется правильной. Она смотрится устойчиво и эстетически привлекательно. Хотя какие-то из ее элементов могут особенно выделяться, являясь фокальными точками — ни одна часть не притягивает взгляд настолько, чтобы подавлять остальные. Все элементы сочетаются друг с другом, плавно соединяясь между собой и образуя единое целое.


Несбалансированная композиция вызывает напряжение. Когда дизайн дисгармоничен, отдельные его элементы доминируют над целым, и композиция становится меньше, чем сумма ее частей. Иногда подобная дисгармония может иметь смысл, но чаще всего баланс, упорядоченность и ритм — это лучшее решение.

  • Принципы контраста и подобия как средства выразительности в веб-дизайне

Баланс физический и визуальный


Несложно понять, что такое баланс с точки зрения физики — мы ощущаем его постоянно: если что-то не сбалансировано, оно неустойчиво. Наверняка в детстве вы качались на качелях-доске — вы на одном конце, ваш друг — на другом. Если вы весили примерно одинаково, вам было легко на них балансировать.


Нижеследующая картинка иллюстрирует баланс: два человека одинакового веса находятся на равном расстоянии от точки опоры, на которой балансируют качели.

Качели в симметричном равновесии


Человек на правом конце доски раскачивает ее по часовой стрелке, а человек на левом — против. Они прикладывают одинаковую силу в противоположных направлениях, так что сумма равна нулю.


Но если бы один человек был намного тяжелее, равновесие бы исчезло.

Отсутствие равновесия


Эта картинка кажется неправильной, потому что мы знаем, что фигура слева слишком мала, чтобы уравновесить фигуру справа, и правый конец доски должен касаться земли.


Но если передвинуть более крупную фигуру в центр доски, картинка приобретет более правдоподобный вид:

Качели в асимметричном равновесии


Вес более крупной фигуры нивелируется тем, что она расположена ближе к точке опоры, на которой балансируют качели. Если вы когда-нибудь качались на таких качелях или, по крайней мере, видели, как это делают другие, то понимаете, что происходит.


Композиционное равновесие в дизайне основано на тех же принципах. Физическая масса заменяется визуальной, и направление, в котором на нее действует сила притяжения, заменяется визуальным направлением:

1. Визуальная масса — это воспринимаемая масса визуального элемента, мера того, насколько данный элемент страницы привлекает внимание.

2. Визуальное направление — это воспринимаемое направление визуальной силы, в котором, как нам кажется, двигался бы объект, если бы он мог двигаться под влиянием физических сил, действующих на него.


Для измерения этих сил нет инструментов и для расчета зрительного баланса нет формул: чтобы определить, сбалансирована ли композиция, вы ориентируетесь только на свои глаза.

  • 3 уровня визуального и эмоционального дизайна посадочных страниц

Почему визуальное равновесие важно?


Визуальное равновесие так же значимо, как и физическое: несбалансированная композиция вызывает у зрителя дискомфорт. Посмотрите на вторую иллюстрацию с качелями: она кажется неправильной, потому что мы знаем, что качели должны касаться земли.


С точки зрения маркетинга, визуальная масса — это мера визуального интереса, который вызывает какая-либо область или элемент страницы. Когда лендинг визуально сбалансирован, каждая его часть вызывает некоторый интерес, а сбалансированный дизайн удерживает внимание зрителя.


При отсутствии визуального равновесия посетитель может не увидеть некоторые элементы дизайна — скорее всего, он не станет рассматривать области, уступающие другим по визуальному интересу, так что информация, связанная с ними, останется незамеченной.


Если вы хотите, чтобы пользователи узнали все, что вы намерены им сообщить — подумайте о разработке сбалансированного дизайна.

  • Дизайн лендинг пейдж: 6 главных трендов 2015 года

Четыре типа равновесия


Есть несколько способов добиться композиционного равновесия. Картинки из раздела выше иллюстрируют два из них: первая — пример симметричного баланса, а вторая — асимметричного. Два других типа — радиальный и мозаичный.

1. Симметричное равновесие


Симметричное равновесие достигается, когда объекты, равные по визуальной массе, размещаются на равном расстоянии от точки опоры или оси в центре. Симметричное равновесие вызывает ощущение формальности (поэтому иногда оно называется формальным равновесием) и элегантности. Приглашение на свадьбу — пример композиции, которую вы, скорее всего, захотите сделать симметричной.


Недостаток симметричного равновесия в том, что оно статично и иногда кажется скучным: если половина композиции — это зеркальное отражение другой половины, то как минимум одна половина будет достаточно предсказуема.

2. Асимметричное равновесие


Асимметричное равновесие достигается, когда объекты по разные стороны от центра имеют одинаковую визуальную массу. При этом на одной половине может находиться доминирующий элемент, уравновешенный несколькими менее важными фокальными точками на другой половине. Так, визуально тяжелый элемент (красный круг) на одной стороне уравновешен рядом более легких элементов на другой (синие полосы).


Асимметричное равновесие более динамично и интересно. Оно вызывает ощущение современности, движения, жизни и энергии. Асимметричного равновесия сложнее достичь, потому что отношения между элементами более сложны, но, с другой стороны, оно оставляет больше простора для творчества.

3. Радиальное равновесие


Радиальное равновесие достигается, когда элементы расходятся лучами из общего центра. Лучи солнца или круги на воде после того, как в нее упал камень — это примеры радиального равновесия. Удерживать фокальную точку (точка опоры) легко, поскольку она всегда в центре.


Лучи расходятся из центра и ведут к нему же, делая его самой заметной частью композиции.

4. Мозаичное равновесие


Мозаичное равновесие (или кристаллографический баланс) — это сбалансированный хаос, как на картинах Джексона Поллока. У такой композиции нет выраженных фокальных точек, и все элементы одинаково важны. Отсутствие иерархии, на первый взгляд, создает визуальный шум, но, тем не менее, каким-то образом все элементы сочетаются и образуют единое целое.

  • 5 правил оформления визуального контента: советы от издательства «МИФ»

Симметрия и асимметрия


И симметрия, и асимметрия может применяться в композиции вне зависимости от того, каков тип ее равновесия: вы можете использовать объекты симметричной формы для создания асимметричной композиции, и наоборот.


Симметрия, как правило, считается красивой и гармоничной. Впрочем, она также может показаться статичной и скучной. Асимметрия обычно представляется более интересной и динамичной, хотя и не всегда красивой.

Симметрия

Зеркальная симметрия (или двусторонняя симметрия) возникает, когда две половины композиции, расположенные по разные стороны от центральной оси, являются зеркальными отражениями друг друга. Скорее всего, услышав слово «симметрия», вы представляете себе именно это.


Направление и ориентация оси могут быть какими угодно, хотя зачастую она или вертикальная, или горизонтальная. Многие естественные формы, растущие или движущиеся параллельно поверхности земли, отличаются зеркальной симметрией. Ее примеры — крылья бабочки и человеческие лица.


Если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно, такая симметрия называется чистой. В большинстве случаев отражения не полностью идентичны, и половины немного отличаются друг от друга. Это неполная симметрия — в жизни она встречается гораздо чаще, чем чистая симметрия.

Круговая симметрия (или радиальная симметрия) возникает, когда объекты располагаются вокруг общего центра. Их количество и угол, под которым они расположены относительно центра, могут быть любыми — симметрия сохраняется, пока присутствует общий центр. Естественные формы, растущие или движущиеся перпендикулярно поверхности земли, отличаются круговой симметрией — например, лепестки подсолнуха. Чередование без отражения может быть использовано, чтобы продемонстрировать мотивацию, скорость или динамичное действие: представьте крутящиеся колеса движущегося автомобиля.

Трансляционная симметрия (или кристаллографическая симметрия) возникает, когда элементы повторяются через определенные промежутки. Пример такой симметрии — повторяющиеся планки забора. Трансляционная симметрия может возникнуть в любом направлении и на любом расстоянии, если направление совпадает. Естественные формы обретают такую симметрию через репродукцию. При помощи трансляционной симметрии вы можете создать ритм, движение, скорость или динамичное действие.

Бабочка — пример зеркальной симметрии, планки забора — трансляционной, подсолнух — круговой.


Симметричные формы чаще всего воспринимаются как фигуры на фоне. Визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы. Симметрия создает баланс сама по себе, но она может оказаться слишком стабильной и слишком спокойной, неинтересной.

Асимметрия


У асимметричных форм нет такой сбалансированности, как у симметричных, но вы можете и асимметрично уравновесить всю композицию. Асимметрия часто встречается в естественных формах: вы правша или левша, ветки деревьев растут в разных направлениях, облака принимают случайные формы.


Асимметрия приводит к более сложным отношениям между элементами пространства и поэтому считается более интересной, чем симметрия, а значит — ее можно использовать, чтобы привлечь внимание.


Пространство вокруг асимметричных форм более активно: узоры часто непредсказуемы, и в целом у вас больше свободы самовыражения. Обратная сторона асимметрии в том, что ее сложнее сделать сбалансированной.


Вы можете совмещать симметрию и асимметрию и добиваться хороших результатов — создавайте симметричное равновесие асимметричных форм и наоборот, разбивайте симметричную форму случайной меткой, чтобы сделать ее интереснее. Сталкивайте симметрию и асимметрию в композиции, чтобы ее элементы привлекали больше внимания.

  • Привлеките внимание за счет дизайна, или Принцип 3W!

Принципы гештальт-психологии


Принципы дизайна не возникают из ничего: они следуют из психологии нашего восприятия визуальной среды. Многие принципы дизайна вырастают из принципов гештальт-психологии, а также основываются друг на друге.


Так, один из принципов гештальт-психологии касается именно симметрии и порядка и может применяться к композиционному равновесию. Впрочем, это едва ли не единственный принцип, применимый к нему.


Другие принципы гештальт-психологии, такие как фокальные точки и простота — складываются в визуальную массу, а фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы и параллелизм, задают визуальное направление. Симметричные формы чаще всего воспринимаются как фигуры на фоне.

  • Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне

Примеры различных подходов к веб-дизайну


Настало время реальных примеров. Лендинги, представленные ниже, сгруппированы по четырем типам равновесия. Возможно, вы воспримите дизайн этих страниц по-другому, и это хорошо: критическое мышление важнее, чем безоговорочное принятие.

Примеры симметричного равновесия


Дизайн сайта Helen & Hard симметричен. Страница «О нас» на скриншоте снизу и все остальные страницы этого сайта сбалансированы похожим образом:

Скриншот страницы «О нас» сайта Helen & Hard


Все элементы, находящиеся по разные стороны вертикальной оси, расположенной в центре страницы, зеркально отражают друг друга. Логотип, навигационная панель, круглые фотографии, заголовок, три колонки текста — центрированы.


Впрочем, симметрия не идеальна: например, колонки содержат разное количество текста. Кстати, обратите внимание на верх страницы. И логотип, и навигационная панель расположены по центру, но визуально они не кажутся центрированными. Возможно, логотип стоило центрировать по амперсанду или, по крайней мере, по области рядом с ним.


В трех текстовых ссылках меню, расположенных в правой части навигационной панели, больше букв, чем в ссылках левой части — кажется, что центр должен располагаться между About и People. Может быть, если расположить эти элементы в действительности не по центру, но так, чтобы визуально они казались центрированными, композиция в целом выглядела бы более сбалансированной.


Домашняя страница Tilde — еще один пример дизайна с симметричным равновесием. Как и на Helen & Hard, все располагается вокруг вертикальной оси, проходящей по центру страницы: навигация, текст, люди на фотографиях.

Скриншот домашней страницы Tilde


Как и в случае с Helen & Hard, симметрия не идеальна: во-первых, центрированные строчки текста не могут быть отражением фотографии снизу, а во-вторых, пара элементов выбивается из общего ряда — стрелка «Meet the Team» указывает вправо, и текст внизу страницы заканчивается еще одной стрелкой вправо. Обе стрелки являются призывами к действию и обе нарушают симметрию, привлекая к себе дополнительное внимание. Кроме того, по цвету обе стрелки контрастируют с фоном, что тоже притягивает взгляд.

  • Баланс дизайна и контента: формула высокой конверсии лендинг пейдж

Примеры асимметричного равновесия


Домашняя страница Carrie Voldengen демонстрирует асимметричное равновесие вокруг доминирующей симметричной формы. Глядя на композицию в целом, можно увидеть несколько отдельных друг от друга форм:

Скриншот веб-сайта Carrie Voldengen


Большую часть страницы занимает прямоугольник, состоящий из решетки меньших прямоугольных изображений. Сама по себе решетка симметрична и по вертикальной, и по горизонтальной оси и выглядит очень прочной и стабильной — можно даже сказать, что она слишком сбалансирована и выглядит неподвижной.


Блок текста справа нарушает симметрию. Решетке противопоставлен текст и круглый логотип в левом верхнем углу страницы. Эти два элемента имеют примерно равную визуальную массу, воздействующую на решетку с разных сторон. Расстояние до воображаемой точки опоры примерно такое же, как и масса. Блок текста справа больше и темнее, но круглый голубой логотип добавляет веса своей области и даже совпадает с верхним левым углом решетки по цвету. Текст внизу решетки, кажется, свисает с нее, но он достаточно легкий, чтобы не нарушать композиционного равновесия.


Обратите внимание, что пустое пространство тоже кажется сбалансированным. Пустоты слева, сверху и снизу, а также справа под текстом — уравновешивают друг друга. В левой части страницы больше пустого пространства, чем справа, но в правой части есть дополнительное пространство вверху и внизу.


Изображения в шапке страницы Hirondelle USA сменяют друг друга. Скриншот, представленный ниже, был сделан специально для того, чтобы продемонстрировать асимметричное композиционное равновесие.

Скриншот Hirondelle USA


Колонна на фотографии смещена чуть вправо от центра и создает заметную вертикальную линию, поскольку мы знаем, что колонна — это очень тяжелый объект. Перила слева создают прочную связь с левым краем экрана и тоже представляются достаточно надежными.


Текст над перилами как будто опирается на них; к тому же, справа он визуально сбалансирован фотографией мальчика. Может показаться, что перила как бы свисают с колонны, нарушая баланс, но наличие мальчика и более темный фон за ним уравновешивают композицию, а светлый текст восстанавливает баланс в целом.


Золотистого цвета ссылки в левом верхнем и нижнем правом углу создают ощущение трансляционной симметрии, как и кнопка внизу страницы. Белый текст так же повторяется.

  • Как навести порядок на целевой странице, или О важности пробелов

Примеры радиального равновесия


Домашняя страница Vlog.it демонстрирует радиальное равновесие, что заметно на скриншоте. Все, кроме объекта в правом верхнем углу, организовано вокруг центра, и три кольца изображений вращаются вокруг центрального круга.

Скриншот домашней страницы Vlog. it


Впрочем, на скриншоте не видно, как страница загружается: линия рисуется из нижнего левого угла экрана к его центру — и с этого момента все, что появляется на странице, вращается вокруг центра или расходится из него лучами, как круги по воде.


Маленький круг в правом верхнем углу добавляет трансляционной симметрии и асимметрии, повышая визуальный интерес к композиции.


На домашней странице Opera’s Shiny Demos нет кругов, но все текстовые ссылки расходятся из общего центра, и легко представить, как вся эта конструкция вращается вокруг одного из центральных квадратов или, может быть, одного из углов:

Скриншот домашней страницы Opera’s Shiny Demos


Название Shiny Demos в левом верхнем углу и логотип Opera в правом нижнем — уравновешивают друг друга и тоже как будто исходят из того же центра, что и текстовые ссылки.


Это хороший пример того, что для достижения радиального равновесия не обязательно использовать круги.

  • Как цвет и дизайн влияют на показатели конверсии?

Примеры мозаичного равновесия


Вы можете подумать, что мозаичный баланс используется на сайтах реже всего, особенно после того, как в качестве примера были названы картины Джексона Поллока. Но мозаичное равновесие встречается гораздо чаще, чем кажется.


Яркий пример — домашняя страница Rabbit’s Tale. Разбросанные по экрану буквы определенно создают ощущение хаоса, но композиционное равновесие присутствует.

Скриншот домашней страницы Rabbit’s Tale


Почти равные по величине области цвета и пространства, расположенные с двух сторон, справа и слева — уравновешивают друг друга. Кролик в центре служит точкой опоры. Каждый элемент не привлекает внимания сам по себе.


Сложно разобраться, какие конкретные элементы уравновешивают друг друга, но в целом баланс присутствует. Может быть, визуальная масса правой стороны немного больше, но не настолько, чтобы нарушить равновесие.


Сайты с большим количеством контента, например, новостные порталы или сайты журналов, тоже демонстрируют мозаичное равновесие. Вот скриншот домашней страницы The Onion:

Скриншот домашней страницы The Onion


Здесь множество элементов, их расположение не симметрично, размер текстовых колонок не одинаков, и сложно понять, что уравновешивает что. Блоки содержат разное количество контента, и, следовательно, их размеры различаются. Объекты не располагаются вокруг какого-нибудь общего центра.


Блоки разных размеров и плотности создают некоторое ощущение беспорядка. Поскольку сайт обновляется каждый день, структура этого хаоса постоянно меняется. Но в целом равновесие сохраняется.


Можно посчитать этот пример мозаичного равновесия притянутым за уши, но многие сайты организуют свой контент подобным образом. Хотя, наверное, в основном беспорядок не спланирован специально.

  • 10 примеров креативного дизайна визитных карточек

Заключение


Принципы дизайна во многом берут начало из гештальт-психологии и теории восприятия и опираются на то, как мы воспринимаем и интерпретируем окружающую визуальную среду. Например, одна из причин, по которым мы замечаем фокальные точки, заключается в том, что они контрастируют с элементами вокруг них.


Тем не менее, принципы дизайна — это не жесткие правила, которым обязательно надо следовать, а скорее рекомендации. Так, не существует единого способа точно определить визуальную массу того или иного объекта. Вы не обязаны безоговорочно выполнять все описанные выше приемы, но неплохо бы их понимать, хотя бы для того, чтобы нарушать правила осознанно.


Высоких вам конверсий!

По материалам: smashingmagazine.com. image source dmcwa 

11-11-2015

Симметрия в дизайне интерьера — 79 фото

Однотонные обои для стен в интерьере

Композиция в интерьере

Келли Хоппен интерьеры

Декор интерьера

Симметричная композиция в интерьере

Симметрия в интерьере

Симметрия в интерьере

Интерьер в нейтральных тонах

Гостиная с акцентной стеной

Спальня Келли Уистлер

Стиль Минимализм в интерьере

Симметричный интерьер

Симметричный интерьер

Декор интерьера

Обои в интерьере гостиной

Асимметричная композиция в интерьере

Симметричный интерьер

Мебель Шинуазри в интерьере

Симметрия в дизайне интерьера

Симметрия в интерьере

Композиция в интерьере

Камин Неоклассика белый

Кристофер Гай интерьеры

Расстановка мебели в гостиной

Спальня в стиле арт деко

Рейки в минимализме

Черная люстра в интерьере гостиной

Яркий декор в гостиной

Центр композиции в интерьере

Симметрия в спальне

Гармоничный интерьер гостиной

Асимметрия в интерьере

Ритм в композиции интерьера

Картины в интерьере МИД сенчури

Скандинавский Модерн в интерьере

Композиция в интерьере

Люстра в спальню Минимализм

Современная классика в интерьере

Комбинирование обоев в гостиной

Спальная комната

Симметричный интерьер

Симметричный современный интерьер

Лепнина в стиле арт деко

Молдинги на окно в спальню в интерьере

АРТДЕКО стиль интерьер

Светлый интерьер Минимализм

Торшер Loft it 5002

Геометрический декор стен

Дизайнерский ремонт

Венецианский стиль в интерьере

Дизайнеры интерьера известные

Энтони Баратта дизайнер

Красивый декор спальни

Геометрический узор на стене

Подвесное кресло в интерьере

Интерьер в стиле неомемфис

Геометрическая абстракция

Гауди Фибоначчи

Статика в композиции интерьера

Акцентная стена в гостиной

Современные композиции в интерьере

Современная гостиная в серых тонах

Современная классика в интерьере

Гостиная в голубых тонах

Интериор дезигн

Акцентная стена в спальне в современном стиле

Гостиная в классическом американском стиле

Желтый интерьер

Комбинированные обои для гостиной

Лепнина в стиле арт деко

Ромбы на стене

Гостиная в стиле Прованс

Линкруста в интерьере гостиной в стиле Неоклассика

Композиция в интерьере

Нео ар деко

Симметричная композиция в интерьере

Интерьер гостиной

Симметрия в интерьере

Увеличение пространства в интерьере

Дизайн 101: асимметричный и симметричный баланс

Давайте взглянем на одно из самых известных зданий в мире — Тадж-Махал. Хотя существует множество причин, по которым Тадж-Махал выглядит эстетически привлекательно, одна из них — его симметричный баланс, вызывающий ощущение традиционализма и стабильности.

Изображение предоставлено сайтом livecience.com.

Теперь давайте взглянем на другое известное произведение искусства — «Звездная ночь» Винсента Ван Гога. Эта картина, в отличие от Тадж-Махала, асимметрична по своей природе, но все же сбалансирована и стратегична по замыслу.

Изображение предоставлено Moma.org.

Глядя на Тадж-Махал и Звездная ночь , вы можете увидеть глубокую красоту обоих типов баланса в дизайне. Но какой из них следует использовать для повседневного дизайна? В чем реальная разница?

Здесь мы определим асимметричный и симметричный баланс и сравним их, чтобы вы могли правильно выбрать для своих творческих целей.

Определение симметричного баланса

Симметричный баланс возникает, когда у вас есть две одинаковые стороны дизайна с центральной точкой оси — поэтому, если вы разрежете дизайн пополам, левая и правая будут зеркальными отражениями друг друга. Чтобы считаться идеально симметричным, дизайн должен иметь одинаковый вес визуальных элементов с обеих сторон.

Симметричный дизайн позволяет одинаково привлечь внимание ко всем областям изображения. Поскольку эта форма дизайна обычно очень структурирована и жестка по своей природе, ее называют формальным балансом. Для маркетологов симметричный дизайн идеально подходит для таких проектов, как приглашения на мероприятия или предложения скидок, но может показаться скучным, если использовать его в более креативных элементах.

Давайте посмотрим на (правда, очень простой) пример симметричного баланса:

Не совсем Тадж-Махал, но сойдет.

Определение асимметричного баланса

Асимметричный баланс возникает, когда у вас есть разные визуальные образы с обеих сторон дизайна, но изображение все равно кажется сбалансированным. Чтобы считаться асимметричным, дизайн должен иметь неравный визуальный вес с обеих сторон, но эти неравные визуальные эффекты должны уравновешивать друг друга.

Асимметричный дизайн может вызывать ощущение движения и казаться более современным, чем симметричный дизайн, но может быть сложнее и менее просто создать взаимосвязь между отдельными элементами дизайна.

Давайте рассмотрим пример асимметричного баланса:

Важно отметить, что асимметричный баланс по-прежнему является стратегическим — беспорядочное размещение фигур на странице не создаст убедительной композиции. Чтобы создать удачный асимметричный дизайн, нужно еще придумать, как сбалансировать образ.

Винсент Ван Гог Звездная ночь , например, использует заметный визуальный элемент, солнце, в правом верхнем углу, и уравновешивает его темным кипарисом в левом нижнем углу. Не было бы удачного асимметричного баланса, если бы Ван Гог поместил и солнце, и дерево на правой стороне страницы.

 

Ассиметричный и симметричный баланс

Асимметричный баланс — это когда у вас две разные стороны дизайна и визуальный вес расположен неодинаково, но вы все же достигли чувства баланса. Он вызывает ощущение модернизма и движения. С другой стороны, симметричный баланс — это когда у вас есть две одинаковые стороны дизайна с одинаковым весом по обе стороны от центральной точки оси. Он вызывает ощущение формальности и структуры.

 

Не забудьте поделиться этим постом!

Искусство симметрии в архитектуре

Симметрия означает наличие гармонии в размерах, пропорциях и расположении чего-либо. Он обеспечивает ощущение гармонии и равновесия. Это изображается через распределение компонентов здания и в промежутках между каждым элементом.

Обычно создается ось или центральная линия, затем с обеих сторон создаются шаблоны и реплики. В зависимости от периода времени культурные влияния и вдохновение архитекторов будут определять, какой тип симметрии и узоров мы обнаружим.

Концепция симметрии перенесена с фактического размещения зданий на сами их компоненты и украшения. Дизайн кровли и даже бордюров будет отражать примеры трансляционной симметрии.

Три основных точки зрения на симметрию

Есть три основных области, в которых мы можем определить значение симметрии. Мы находим его в простоте математики, в творчестве природы и в красоте искусства и музыки.

Математика

Симметрия проявляется в математике разными способами. Мы можем видеть это через любое геометрическое преобразование. Это также тип инвариантности, свойство, при котором математический объект остается неизменным. Мы можем видеть это в пространственных отношениях, отображениях объектов и даже в исчислении.

Природа

Природа известна своей симметрией. Нам нужно только взглянуть на сосновую шишку, рисунок листьев суккулента или баланс крыльев бабочки, чтобы увидеть, как природа включила их в дизайн. В мире полно примеров, когда понятие симметрии доведено до предела.

Присмотревшись к замысловатому рисунку снежинки, мы можем увидеть уравновешенную гармонию. Даже в мире в целом, когда ледяные шапки наверху, а затем переизбраны внизу.

Искусство и музыка  

Окружающий нас мир часто вдохновляет на создание произведений искусства, поэтому он, естественно, будет иметь симметрию. Вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Состав людей может различаться по обе стороны стола, но симметрия существует. Количество людей сбалансировано, использование цвета сбалансировано, а фон отражает обе стороны. Даже арки ножек стола одинаковы с обеих сторон.

В музыке мы можем услышать, как она проявляется в симметричной шкале. Симметричные гаммы поровну делят октаву, создавая сбалансированную гармонию. В начале 20 века музыкант Джозеф Шиллингер разработал систему Шиллингера, которая основана на идее о том, что музыка является формой движения и, следовательно, может быть симметричной.

Симметрия — прямая противоположность асимметрии

Симметрия проникает во все аспекты архитектуры. Он присутствует повсюду, от древних достопримечательностей, таких как Пантеон в Риме и Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, до чертежей отдельных планов этажей и вплоть до дизайна конкретных строительных элементов, таких как мозаика из плитки.

Примеры широкого использования симметрии можно увидеть в структуре и орнаментах исламских зданий, таких как Тадж-Махал и мечеть Лотфолла. Мавританские здания, такие как Альгамбра, украшены замысловатыми узорами, сотканными из поступательных и отражательных симметрий и вращений.

Типы симметрии в архитектуре

Как и любое композиционное искусство, архитектура во многом зависит от симметрии. Симметрично расположенные архитектурные композиции выходят за рамки культур и периодов времени. Существует бесчисленное множество форм симметрии, множество различных типов архитектуры и множество способов просмотра дизайна.

Рассмотрим на мгновение здание с улицы. Представьте себе ось, идущую сверху вниз. Следовательно, симметрия будет представлять себя слева и справа от здания. А теперь представьте, если бы точка обзора находилась над зданием и смотрела вниз. Визуализируйте эту линию еще раз. Симметрия теперь проявляется на макете между левым и правым.

Если есть горизонтальная линия, может быть и вертикальная. Есть возможность работать как с вертикальными, так и с горизонтальными плоскостями. Некоторые здания работают с обоими.

Но мы можем сделать еще один шаг вперед, если вид будет поднят выше, чтобы можно было смотреть не только на отдельное здание, но и на всю собственность. Теперь мы видим симметрию в планировке компонентов здания, а также взаимосвязь между другими зданиями и ландшафтом.

Конечно, есть не только горизонтальная и вертикальная оси, но и диагональные. Это относится к радиальной симметрии. Часто радиальная симметрия раздвигает границы, поскольку вместо того, чтобы смотреть на форму коробки и делить ее, она работает с кругом. Хорошим примером может быть торт с одинаковыми ломтиками. Визуализации этого типа можно увидеть в витражах-розетках церквей и соборов.

Solid and Void

Различить различные формы симметрии в двухмерной композиции относительно просто. Определить типы симметрии в трехмерном объекте гораздо сложнее, поскольку мы склонны менять свое восприятие объекта по мере того, как перемещаемся вокруг него. Это доказывает, что архитектура дает нам возможность испытать симметрию такой, какой мы ее видим. Это стало возможным благодаря двум различным архитектурным компонентам – твердому и пустому.

Существенная часть архитектуры наиболее знакома неспециалисту. Например, большинство структур классифицируются по характеру их элементов. Мы можем узнать греческий храм по портику и фронтонам, а стрельчатые арки и контрфорсы характеризуют готический собор. Таким образом, эти детали вносят вклад в прочный компонент архитектуры.

Подобным образом, эти твердые элементы образуют оболочку вокруг того, что мы ощущаем, перемещаясь по зданию, и она известна как пустота. Работа архитектора состоит в том, чтобы сформировать эту пустоту так, чтобы она стала театром всех действий внутри здания. Здесь симметрия существует в форме опыта внутри архитектурного пространства.

Двусторонняя симметрия

Двусторонняя симметрия считается наиболее распространенной формой симметрии в архитектуре. Встречается во всех культурах и эпохах. При двусторонней симметрии композиции отражают друг друга. Известный пример двусторонней симметрии можно найти на фасаде Пантеона в Риме. Точная симметрия также присутствует в городском масштабе, о чем свидетельствует дизайн площади Праса-ду-Комерсиу, расположенной в Лиссабоне, Португалия.

Структура состоит из трех городских элементов, симметрия которых видна через длинную горизонтальную ось, управляющую нашей визуальной перспективой. Это главная общественная площадь, монументальные ворота и широкая торговая улица за воротами. Популярность билатеральной симметрии, вероятно, объясняется тем, что она отражает наш опыт взаимодействия с природой, и, что более важно, то, что мы ощущаем со своим телом.

Поскольку во многих культурах считается, что Бог создал человека как свой собственный образ, архитектура также создала образ человека. Однако не вся двусторонняя симметрия одинаково ценится в архитектуре, поскольку дуализма в архитектуре традиционно избегают.

Древнегреческие примеры

Древнегреческие храмы, например, всегда строились с четным числом колонн, так что колонна на центральной оси фасада не должна была существовать. Избегание дуализма классическими архитекторами уходит своими корнями в двусмысленность, часто связанную с числом два, еще со времен Пифагора.

Последнее считалось женским числом, которое можно было разделить на два, что делало его ненадежным числом. Наоборот, число три было мужским числом, которое нельзя было поровну делить пополам.

Орсанмикеле во Флоренции

Современная архитектурная теория также считает дуализм «классической и элементарной ошибкой», связанной с «аморфностью или двусмысленностью». Несмотря на это, аргумент против дуализма имеет вес в архитектуре. Это выставлено в Орсанмикеле 14-го века во Флоренции. Памятник имеет молельню на первом этаже и зернохранилище на втором. Молельня имеет необычный двухнефный план, состоящий из двух алтарей.

Это ставит перед людьми дилемму, поскольку они вынуждены решать, перед каким алтарем стоять. Архитектор обычно принимает это решение за зрителей, размещая один алтарь в центре. Поэтому дуализм в архитектуре остается борьбой и за зрителя, и за архитектора.

Вращение и отражение

Вращение и отражение — еще один стиль симметрии. Он способствует движению и ритму архитектурных элементов и подчеркивает центральную точку архитектурного пространства.

 Базилика Санто-Спирито во Флоренции, Италия, спроектирована так, чтобы иметь восьмиугольную форму, в то время как архитектура и тротуар специально предназначены для вращения и отражения. Большинство куполов, включая ротонду полусферической формы, найденную в Пантеоне, и восьмиугольный купол Флорентийского собора, также проявляют вращение и отражение.

Цилиндрическая симметрия

Цилиндрическая симметрия, встречающаяся вертикально в башнях и колоннах, вызывает ощущение сопротивления гравитации. В архитектуре есть редкие примеры сферической симметрии, поскольку архитекторам сложно реализовать ее в своих проектах. Это потому, что мы движемся в горизонтальной плоскости. Эту форму симметрии можно почерпнуть из кенотафа, созданного Этьеном-Луи Буле для Исаака Ньютона в 1784 году.

Хиральная симметрия может быть не так популярна, как другие типы симметрии, хотя она часто эффективно используется в архитектуре. Киральная симметрия — это когда два объекта зеркально отражают друг друга, не накладываясь друг на друга. Например, две противоположные колоннады, окружающие эллиптическую площадь перед собором Святого Петра, демонстрируют киральную симметрию.

Более тонкая форма киральной симметрии проявляется в двух наклонных башнях Пуэрта-де-Европа или Ворот Европы в Мадриде, спроектированных архитектором Берджи в сотрудничестве с Филипом Джонсоном. Хиральную симметрию можно использовать для визуального акцентирования важных элементов композиции. В этом случае две наклонные башни Пуэрта-де-Европа используются, чтобы привлечь внимание к широкому бульвару, который проходит через них, образуя «ворота в Европу», согласно их названию.

Симметрия подобия

Фракталы влияют на симметрию подобия. Встречается, когда повторяющиеся элементы изменяются в масштабе без изменения формы. Пример симметрии подобия можно увидеть в уложенных раковинах Сиднейского оперного театра, спроектированных Джорном Утзоном в 1959 году. Раковины различаются по размеру и склонности образовывать сегмент сферы, хотя форма раковины остается неизменной.

Симметрия подобия также может применяться в менее очевидных ситуациях. Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт позаимствовал этот метод при проектировании дома Палмера в Анн-Арборе, штат Мичиган, в начале XIX века.50-е годы.

Здесь Райт выбрал равносторонний треугольник в качестве модуля планирования, прежде чем дублировать множество уровней и размеров для организации дизайна дома. Это показывает, что симметрия подобия может создать высокую степень порядка в архитектурной модели независимо от того, насколько они визуально очевидны, придавая единство композиции.

Спиральная симметрия

Спиральную или винтовую симметрию можно отнести к уникальной форме симметрии подобия. Спирали и спирали часто сообщают преемственность в архитектуре. Это проявляется в винтовых лестницах, где вся форма обозначает ощущение потока в пространстве с одного уровня на другой по всему зданию. Фрэнк Ллойд Райт включил спираль в свой 1946 Дизайн музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Внешний вид здания принимает форму гигантской винтовой рампы, найденной внутри. Пространства галереи расположены вдоль одной стороны пандуса. Посетители музея поднимутся на лифте на верхний этаж галереи, а затем спустятся на уровень земли по спирали, любуясь по пути выставленными произведениями искусства. Это архитектурное сооружение, несомненно, выразило пространственную непрерывность за счет использования винтового пандуса.

Трансляционная симметрия

Трансляционная симметрия является вторым наиболее распространенным типом симметрии после билатеральной симметрии. Поступательные элементы, расположенные в одном направлении, располагаются либо в рядах солдатских колонн, либо последовательно в арках акведука. Перевод элементов в двух направлениях можно найти в узорах, похожих на обои, на фасаде навесной стены многих современных построек.

Трансляционная симметрия может также включать в себя дублирование целых частей современных зданий, хотя люди жалуются, что этот стиль скучен или однообразен. Архитектура трансляционной симметрии обладает тремя превосходными качествами:

  • самый длинный,
  • самый широкий
  • и самый высокий.

Знание типов симметрии — мощный инструмент в мире архитектуры. Он предоставляет архитектору целый ряд выразительных возможностей, когда дело доходит до проектирования зданий. Однако есть еще один аспект симметрии, охватываемый архитектурой. Это пустота, которая является архитектурным пространством и аспектом симметрии, который мы не видим.

Две ключевые концепции 

Архитектурное пространство можно понимать как два ключевых понятия – центр и путь. Центр связан с единым ценным пространством в рамках более крупного архитектурного пространства. Примером этого может быть церковный алтарь. Путь, с другой стороны, привязан к движению зрителя в пространстве.

По мнению норвежских теоретиков архитектуры, у каждой церкви есть центр и путь, хотя эти отношения могут различаться. Эта взаимосвязь влияет на то, как мы видим архитектурное пространство в любой момент времени. В симметричных терминах центр можно считать точкой, а путь — осью.

Осевая симметрия римской архитектуры

Римская архитектура характеризуется строгой осевой симметрией, которая создает монументальные и статичные пространства. Они воплощают ощущение равновесия над ощущением динамичного движения.

Это очевидно в симметричных отношениях римской базилики, светского типа здания, используемого в качестве суда. Структура имеет прямоугольную форму, с апсидой на каждом конце основной оси и дверными проемами, расположенными на каждом конце главной оси. Архитектурные элементы расположены таким образом, что одинаковые элементы всегда появляются напротив друг друга — апсида к апсиде, колонна к колонне и дверной проем к дверному проему.

Ощущение баланса и равновесия в архитектуре ощущается и через остатки тротуаров, использовавшихся в базиликах. Они часто основаны на шаблонах, типичных для трансляционной симметрии в двух направлениях, а не на динамическом типе симметрии, таком как вращение.

Такое же статичное расположение архитектурных элементов отражено в ротонде Пантеона. План здесь представляет собой круг, восемь плоскостей отражения, а также одну четырехкратную ось вращения. Симметрия снова обнаруживается с апсидой к апсиде, эдикуле к эдикуле, нише к нише и колонне к колонне ротонды. Строгая осевая симметрия в этом сценарии укрепляет характер римской архитектуры как обладающей чувством равновесия.

Христианство Архитектура двусторонней симметрии

Легализация христианства в четвертом веке, однако, привела к тому, что христианские архитекторы перестроили римскую базилику, чтобы удовлетворить свои церковные нужды. Они убрали входы с малой оси и заменили их единственной дверью на одном конце основной оси.