Содержание
Сиднейская опера • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История, Искусство
Как придумывалось и строилось самое знаменитое здание в мире
Автор Мария Фадеева
В 1978 году была основана Притцкеровская премия (ее называют «архитектурной Нобелевкой»), а в 2002 году лауреатом впервые стал австралиец — Гленн Меркатт. Архитектора наградили за проекты очень «правильных» жилых домов — экологичных, сдержанных по форме и глубоко продуманных с точки зрения планировки и климатических условий Австралии. Такое решение жюри поразило весь архитектурный мир: предыдущие лауреаты были известны своими радикальными высказываниями как в теории, так и на практике.
Но еще более удивительным стал следующий, юбилейный год Притцкеровской премии. 25-м лауреатом стал датчанин Йорн Утсон, автор самого известного и провокативного сооружения в мире — Сиднейского оперного театра. К тому моменту Утсону исполнилось 84 года, и он спроектировал множество зданий в самых разных странах, однако в первую очередь жюри отметило именно австралийский проект 1956 года: «Датский архитектор Йорн Утсон, который спроектировал, вероятно, самое знаменитое здание в мире, Сиднейскую оперу…»
Архитектор Йорн Утсон с макетом здания Сиднейского оперного театра. 1966 год © W. Croser / Getty Images
Утсон получил заказ на проектирование оперы в ходе открытого международного конкурса, обойдя 200 других участников. В 2019 году были опубликованы визуализации, выполненные на базе чертежей нескольких других конкурсных предложений: они показывают, насколько скульптурная идея Утсона отличалась от всего остального.
В качестве площадки для будущего здания оперы организаторы конкурса предложили мыс Беннелонг. Он разделяет две бухты — Сиднейскую и Фарм — в заливе Порт-Джексон. Здесь начиналась история города: в 1817 году на Беннелонге начали строить форт Маккуори, который в ХХ веке сменило трамвайное депо.
Вид на Сиднейскую бухту. 1900-е годы Powerhouse Museum
Такое расположение требовало объекта с равноценными фасадами. Главный вход хотелось обратить к городу, откуда придут зрители, но и другие ракурсы оперы должны были украшать панораму Сиднея. Это противоречило традиционной технологии строительства театрального здания, у которого обычно на задах размещают технические пространства для хранения и загрузки декораций с воротами и пандусами, выводами вентиляции и так далее. Утсон убрал все дополнительные помещения в большой двухэтажный подиум, который не кажется громоздким благодаря пластике основных объемов, раскрывающихся в разные стороны и отвлекающих внимание от нижней части.
Поднимаясь по широкой лестнице на второй этаж, зритель символически отрывался от повседневной жизни и шел на встречу с искусством в сторону океана и величественных театральных сводов. В альбоме «Сиднейская опера. Принципы проектирования Йорна Утсона» (2002) архитектор рассказывал, что ему понравилась идея плато, создаваемого человеком для контакта с возвышенным, как в сооружениях майя, которые он видел в Мексике.
Своды Сиднейской оперы чаще всего сравнивают с лепестками и парусами. Первые отсылают к расположенному по соседству историческому ботаническому саду, едва не ставшему парковкой оперы. Вторые рифмуются с профессией отца Утсона, известного проектировщика яхт. В то же время такая форма-капюшон позволила архитектору скрыть традиционно возвышающуюся над крышами театральных зданий сценическую коробку, из которой на сцену спускаются декорации при смене картин, а иногда и парящие актеры. Там же расположена часть светозвукового оборудования.
Впрочем, воплотить идеи Утсона в жизнь оказалось очень трудным делом. 38-летний автор проекта (для архитектурной профессии это еще молодость) нарисовал своды, не проконсультировавшись с конструкторами. Как реализовать такой проект, не потратив заоблачные суммы и не задействовав огромные человеческие ресурсы, никто не знал. К решению этой задачи был привлечен британский инженер Ове Аруп Основанная им компания, которая теперь называется Arup, или Arup Group Limited, до сих пор остается одним из мировых лидеров в сфере инженерного проектирования.. Главная проблема заключалась в том, что изгиб сводов, нарисованных вдохновленным Утсоном от руки, невозможно было свести к единой ясной и простой математической формуле, с которой было бы легко работать при расчетах конструкций и по которой строители могли бы воспроизвести задумку в железобетоне без ошибок. Тем более что по проекту своды планировалось отделать плиткой, а при различном искривлении поверхности в каждой отдельной точке каждую плитку пришлось бы создавать индивидуально под конкретный участок.
Современного высокоточного оборудования тогда не существовало: для реализации проекта арматуру пришлось бы гнуть кустарно, а временную форму для заливки бетона создавать прямо на стройке. И это при максимальной высоте свода в 65 метров и на площадке, открытой океанским ветрам. А еще несущие ребра, стыки с перекрытиями, инженерные стояки, отделка традиционной глазурованной керамической плиткой и другие важные детали.
1 / 3
Строительство здания Сиднейского оперного театра. 1965 год© City of Sydney Archives
2 / 3
Строительство здания Сиднейского оперного театра. 1964 год© City of Sydney Archives
3 / 3
Строительство здания Сиднейского оперного театра. 1965 год© City of Sydney Archives
Поиск решения занял около четырех лет: команда сооружала проверочные макеты (отдельные элементы делали в натуральную величину), а также в большом объеме использовала компьютерные расчеты — впервые в истории архитектуры. В итоге половинки каждого из десяти капюшонов вне зависимости от размера представляют собой треугольный сегмент одной и той же сферической поверхности. Это позволило разделить несущие ребра на отдельные отрезки и возвести оболочку по принципу сборных конструкций. Завод для их изготовления построили рядом со строительной площадкой.
С начала стройки до открытия оперы прошло 14 лет. За это время было потрачено 102 миллиона австралийских долларов Сейчас это около 700 миллионов американских долларов.. Утсон работал из Дании и часто приезжал на площадку, а в 1963 году открыл свой офис в Сиднее. Однако спустя три года архитектор вышел из проекта. Причиной стали политические разногласия, случившиеся на фоне смены правительства страны. В 1965 году премьер-министром штата Новый Южный Уэльс стал представитель Либеральной партии Роберт Аскин, который еще раньше возмущался тем, что работы над зданием театра чересчур затянулись. Очевидцы рассказывали, что премьер неоднократно заявлял о своем желании выкинуть Утсона из проекта.
Утсон, в свою очередь, не хотел менять проект под сиюминутные желания нового заказчика. Так, например, от него требовали сменить назначение одного из залов, сделав вместо оперного — концертный.
Студенческие протесты из-за отстранения Йорна Утсона от строительства здания Сиднейского оперного театра. 1966 год © Frank Burke / Getty Images
К тому времени здание было построено (интерьер не был готов). Потраченные 22,9 миллиона австралийских долларов заметно превышали плановый бюджет. Местные архитекторы написали петицию с требованием вернуть Утсона, но безуспешно. В итоге здание оперы доделывала другая команда, заметно изменившая изначальные проекты залов.
1 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с высоты птичьего полета. 2010 годWikimedia Commons
2 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с запада. 2015 год© Bernard Gagnon / CC BY-SA 3.0
3 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с запада. 2016 год© Jimmy Harris / CC BY 2.0
4 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с востока. 2009 годWikimedia Commons
5 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с северо-востока. 2019 год© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4. 0
6 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с севера. 2019 год© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0
7 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с юга. 2016 годWikimedia Commons
8 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с юга. 2019 год© Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0
9 / 10
Вид на здание Сиднейского оперного театра с юго-запада. 2014 годWikimedia Commons
10 / 10
Фрагмент внешней отделки здания Сиднейского оперного театра. 2013 год© Adam Jones / CC BY-SA 2.0
И все же это сооружение стало важным символом в истории архитектуры ХХ века и Австралии в целом. В 1999 году The Sydney Opera House Trust, управляющий зданием, смог восстановить отношения с Утсоном, после чего в комплексе появилось многофункциональное пространство с придуманным им интерьером. Вместе со своим сыном Яном архитектор также спроектировал новое общественное пространство с колоннадой в нижней части подиума. Окна выходят на западную набережную и визуально связывают нижнее фойе с океаном.
Сегодня в здании функционируют четыре театра, зал для экспериментов, несколько репетиционных пространств и звукозаписывающая студия. Подиум превратился в яркое общественное пространство, где можно провести весь день.
1 / 9
Интерьер концертного зала Сиднейского оперного театра. 2014 год© Jason Tong / CC BY 2.0
2 / 9
Интерьер концертного зала Сиднейского оперного театра. 2014 годWikimedia Commons
3 / 9
Интерьер зрительного зала театральной студии Сиднейского оперного театра. 2014 годWikimedia Commons
4 / 9
Интерьер зрительного зала Театра Джоан Сазерленд в здании Сиднейского оперного театра. 2014 годWikimedia Commons
5 / 9
Интерьер Сиднейского оперного театра. 2018 год© Dean Wampler / CC BY-NC-ND 2.0
6 / 9
Интерьер Сиднейского оперного театра. 2019 год© Larry Koester / CC BY 2.0
7 / 9
Интерьер северного холла Сиднейского оперного театра. 2009 годWikimedia Commons
8 / 9
Элементы интерьера Сиднейского оперного театра. 2015 год© factoids / CC BY-NC 2.0
9 / 9
Интерьер уборной в Сиднейском оперном театре. 2007 год© einalem / CC BY-SA 2.0
В 2007 году оперу включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В последние годы здание реконструируют в соответствии с современными нуждами — в частности, чтобы приспособить его к потребностям людей с ограниченными возможностями. Часть проектных работ осуществляется при участии Яна Утсона.
Несмотря на все сложности и расходы, появление здания Сиднейского оперного театра привело к возникновению так называемых зданий-аттракционов, удивляющих нестандартными формами и за счет необычности привлекающих туристов, — среди них, например, Музей Гуггенхайма в Бильбао. В 1960–70-х как раз стали меняться глобальные туристические практики — стало модно посещать разные города и фотографироваться на фоне их символов Подробно об этой смене отношения к туризму можно прочитать в книге Дин Макканелл «Турист. Новая теория праздного класса».. Инженерные эксперименты строителей Сиднейской оперы позволили опробовать уникальные технологии, которые теперь уже привычны для проектировщиков: это и компьютерные расчеты сложных форм, и новые приемы работы с железобетоном, и использование сплошного остекления и ветровых тоннелей для проверки расчетов на модели. И конечно, эта история еще раз убедила архитектурное сообщество в том, что амбициозный архитектор должен позиционировать себя демиургом.
Проект подготовлен совместно с Посольством Австралии
8 историй о культуре Австралии
Изображения: Здание Сиднейского оперного театра ночью. 2014 год
© Nicki Mannix / CC BY 2.0
Источники
- Frampton K. The Architecture of Jørn Utzon.
Columbia University, 2003.
- A competition to design a National Opera House for Sydney.
- Sydney Opera House.
Nomination by the Government of Australia for inscription on the World Heritage List 2006.
- Sydney Opera House: the designs that didn’t make it – in pictures.
The Guardian. 10 February, 2019.
- The Art of Engineering — The birth of the Sydney Opera House.
- The Pritzker Architecture Prize. Laureates.
- Utzon Lecture Series. Sydney Opera House: the Past, Present and Future.
Теги
Мифы
Архитектура
Австралия
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Карикатура дня
Карикатура Микеланджело на самого себя
Ария дня
«Война и мир» Прокофьева
Чудовище дня
Бесы вверх ногами
Архив
История, Антропология
Об археологических экспедициях, удивительных находках, летающих раскладушках и мифах
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
До повышения стоимости подписки осталось
.
Успейте купить сейчас
.
Здания-скандалы: проекты, вокруг которых бушевали страсти. Сидней: оперный театр
У Сиднейской оперы трагичная история — процесс строительства тянулся долгих 10 лет и подорожал в 14 раз. Узнаем, сколько сил нужно потратить, чтобы создать символ континента.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.
1, 2. Сидней 1950-х
3. Йорн Утзон (1918–2008)
4. Ээро Сааринен (1910–1961)
5. Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон, Сидней, Австралия, 1959–1973
6. Аэровокзал авиакомпании TWA в аэропорту Кеннеди, арх. Ээро Сааринен, Нью-Йорк, США, 1962
Здание Сиднейского оперного театра стало символом Австралии наряду с кенгуру, но его строительство было связано с определенными трудностями.
Для начала выясним, что происходило в Австралии в середине 20 века 👇
🦘 После войны Австралия почувствовала себя не колонией, а самостоятельной страной. Для подтверждения нового статуса политического, экономического и культурного лидера региона Австралии не хватало яркого и мощного современного символа.
📈 Сидней был экономическим центром Австралии. Но населению из процветающих европейских иммигрантов не хватало культурного объекта, который дал бы возможность наслаждаться искусством, как в США или Европе.
🎵 В 1954 году власти Нового Южного Уэльса решили построить в Сиднее новый оперный театр. За эту идею выступали генеральный менеджер Австралийской радиовещательной комиссии Чарльз Мозес и дирижер Сиднейского симфонического оркестра, директор Музыкальной консерватории Нового Южного Уэльса Юджин Гуссенс.
📐 В 1955 году объявили международный конкурс. На него подали более 220 заявок из 28 стран. В жюри конкурса вошел даже архитектор финского происхождения Ээро Сааринен.
✅ Победил датский архитектор Йорн Утзон. По распространенной версии, Сааринен был недоволен проектами, попавшими в шорт-лист, и вытащил проект Утзона из кучи отвергнутых, заявив, что это победитель. Сааринен, сам скандинав, был уже знаком с работами датчанина и тоже любил экспрессивные формы.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Уве Аруп (1895–1988)
2–4. Планы Сиднейской оперы
5–8. Строительство Сиднейской оперы
Теперь обратимся к самому проекту Йорна Утзона и разберемся, почему вместо запланированных четырех лет строительство заняло десять.
До начала строительства проект претерпел значительные изменения 👇
📙 «Коричневая книга» — название изначальной конкурсной документации. Согласно ей, в театре нужно было построить большой зал на 3000 мест и малый зал на 1200 мест. В каждом предполагалось показывать полномасштабные оперы и балеты, оркестровые и хоровые концерты, проводить массовые собрания, лекции и презентации.
▪️ Проблема возникла также на этапе бюджетирования. Проект Утзона был, по большому счету, эскизом. Его реализацию оценили в 3,5 млн фунтов стерлингов, однако сумму взяли «с потолка», не посоветовавшись с инженерами. Реальные затраты к концу строительства превысили ее в 14 раз.
📕 «Красная книга» — проект, который доработал Утзон после рекомендаций. Это продукт классического общения заказчика и исполнителя: местные власти вносили свои правки и рекомендации, архитектор стремился сохранить первоначальную задумку.
📒 «Желтая книга» — проект, который появился после решения проблемы с кровлей. В изначальном варианте все изгибы надо было или отливать целиком из железобетона, или собирать из частей, каждая из которых была уникальна — оба варианта были очень дорогими и технически сложными.
▪️ Утзон придумал решение: представил кровлю в виде частей сферы. Это позволяло создать много одинаковых деталей, из которых можно было собрать кровлю для обоих залов — форма оставалась одинаковой, нужно было лишь изменить размеры.
👥 Еще на этапе проектирования Йорн Утзон привлек к сотрудничеству инженера Уве Арупа. Британец Аруп создал инженерную компанию Ove Arup and Partners, которая была заточена под решение проблем современной архитектуры. Сейчас с ней работают все крупные архитекторы.
▪️ До 1962 года Уве Аруп принимал активное участие в проектировании и строительстве оперного театра. Именно он разделил процесс строительства на три этапа.
▫️ I этап (1959–1963) — верхний подиум.
▫️ II этап (1963–1967) — внешние оболочки.
▫️ III этап (1967–1973) — дизайн и создание интерьеров.
🕓 Строительство затянулось из-за многих факторов: долгих согласований; форсированного старта работ, из-за которого пришлось переделывать опоры, раздувания бюджета и так далее.
Сиднейский оперный театр, арх. Йорн Утзон, Сидней, Австралия, 1959–1973
В 1973 году Сиднейскую оперу наконец достроили.
📐 Площадь здания — 2,2 гектара. На них расположены два больших корпуса — Концертный зал и Театр оперы. Всего в театре пять залов общей вместимостью 5500 зрителей.
🎹 Для кровли изготовили более 2000 треугольных секций. Ее вес — 27 тонн. Два самых больших свода «раковин» образуют потолки концертных залов.
🧩 Всю крышу покрывает более миллиона азулежу — традиционных португальских глиняных плиток. Они уложены идеально гладко и при разном освещении создают разные цветовые гаммы.
🎵 Внутри сделаны специальные потолки для лучшей акустики, которую не могла обеспечить ступенчатая крыша (еще один недочет проекта, который пришлось исправлять по ходу строительства).
🥇 В 2008 году Сиднейский оперный театр занял первое место в рейтинге «новых семи чудес света». А за несколько лет до этого архитектор Йорн Утзон получил за Сиднейскую оперу Притцкеровскую премию — хотя в 1966 году вышел из проекта из-за постоянных изменений.
💪 Австралийцы продемонстрировали высокую степень преданности этому проекту. В нем многое пошло не так, но они на забросили его, не сдались и получили узнаваемый символ Австралии.
❓ Риторический вопрос: сколько сил нужно потратить, чтобы создать символ континента? Могут ли такие вещи даваться легко?
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Петровский зал и достройка Оперного театра
Поиск
Закрывать
Закрыть поиск
Питер Холл со стеклянной моделью. Изображение: R.L. Stewart/Fairfax Syndication
Питер Холл уже был одним из самых ярких молодых архитекторов Австралии, когда он взял на себя сложную роль архитектора-проектировщика, чтобы завершить строительство нового оперного театра в Сиднее.
Холл учился на стипендию в престижной Сиднейской школе Крэнбрук, прежде чем получил степень по архитектуре и искусству в Сиднейском университете. По окончании учебы он получил щедрую стипендию на поездку, которая позволила ему провести год в Европе, в течение которого он посетил Йорна Утзона в Хеллебеке.
Вернувшись в Австралию, Холл поступил на работу к правительственному архитектору Нового Южного Уэльса Теду Фармеру в Департамент общественных работ, где он помог спроектировать обеденный зал колледжа Гольдштейна в Университете Нового Южного Уэльса, который был награжден престижной медалью Сулмана.
«Я потрясен, но думаю, что смогу закончить Оперный театр».
Питер Холл, 1966
Уволившись из Департамента в начале 1966 года, чтобы заняться собственной практикой, Фармер обратился к Холлу с предложением проекта Оперного театра. Сначала он отказался, ранее публично лоббировав возвращение Утцона. Однако, когда его спросили еще раз, он сказал, что готов принять роль при условии, что Утзон не вернется. Поговорив с Утцоном по телефону, Холл согласился на эту должность.
«Я потрясен, но думаю, что смогу закончить Оперный театр», — сказал Холл в интервью The Daily Mirror. Даже в этом случае его назначение было слишком много для многих его коллег-архитекторов, которые настаивали на том, чтобы никто, кроме Утцона, не мог завершить строительство Сиднейского оперного театра.
Питер Холл
Институт культуры Google
Модель концертного зала, деталь потолка. Изображение: Джим Андерсон
Предыдущий
Закрывать
Следующий
Питер Холл
Культурный институт Google
После подтверждения ухода Утзона из проекта Холл и его партнеры — Лайонел Тодд и Дэвид Литтлмор в составе консорциума, известного как Холл, Тодд и Литтлмор, — проработали требования, чтобы составить новое техническое задание для третьего этапа строительства, которое включало задача по конструированию и дизайну интерьера и фойе. У Холла сложилось впечатление, что он будет следовать планам Утцона. Для меня стало шоком узнать, что требуемая работа будет в гораздо большем масштабе.
Вместо документации, которую они ожидали найти, Утзону остались только эскизы и чертежи. Не было ни рабочих чертежей, ни важнейших рисунков, иллюстрирующих последние мысли Утцона. Все они пропали без вести, как и около 5000 эскизов и рисунков, которые были помещены в хранилище офисным помощником Утцона Биллом Уитлендом, где они оставались практически невидимыми до 1972 года.
Следующие месяцы Холл провел за границей, посещая консультантов Утцона, включая инженеров Уве Аруп и Джек Зунц, акустики Кремер и Габлер, а также Виллем Джордан, с которыми он сотрудничал в залах. Он также посетил различные концертные залы Японии, Европы и США.
Через год после того, как Утзон и его семья покинули Австралию, Холл получил письмо, которое в последующие месяцы привело Холла и других к изучению возможности возвращения Утзона для сотрудничества с назначенным правительством комитетом архитекторов.
Утцон настаивал на том, чтобы Холл держал свои разговоры подальше от инженеров Повла Ама и Уве Арупа, а также друзей и соратников Утцона. Холл отметил, что Утзон чувствовал, что не может доверять Стэну Хэвиленду из Исполнительного комитета Сиднейского оперного театра и что он не был другом министра общественных работ Дэвиса Хьюза, который чуть ли не открыто спровоцировал уход Утзона из проекта.
Обсуждения по неофициальным каналам ничего не дали.
17 января 1967 года установка последнего (2194-го) сегмента сборного железобетона фактически ознаменовала завершение второго этапа, и можно было начинать внутренние работы.
Строительство парусов. Изображение: Фонд Сиднейского оперного театра
Третий этап стал серьезной проблемой для архитекторов и инженеров. Это включало в себя изменения в главном зале, а также необходимость найти решения для интерьеров Оперного театра. Отличительный дизайн фойе объединил в себе эстетику дизайна Утцона и Холла. Утцон предусмотрел стеклянные занавески, которые казались подвешенными к панелям крыши, поддерживаемые дискретными фанерными и латунными стойками. Дизайнерское и инженерное решение, разработанное фирмой Arup и Питером Холлом, уравновешивает видение Утцона с инженерными и акустическими соображениями, стремясь максимально увеличить площадь обзора и свести к минимуму поддерживающие элементы, такие как стойки.
Для проекта было заказано более 6200 квадратных метров стекла, привезенного французской компанией Boussois-Souchon-Neuvesel. Дизайн ограждающих стеклянных стен поставил необычайные технические и архитектурные проблемы, которые Холл и его талантливая команда решили с большой изобретательностью. В то время они были признаны на международном уровне как еще одно выдающееся достижение, которое воплотило в жизнь ключевую идею дизайна Utzon: фойе должны иметь неявную визуальную связь с окружающей их гаванью.
Одним из лучших достижений Холла — и наиболее значительных проблем — был Концертный зал. С самого начала он столкнулся с давлением со стороны правительства и ABC, чтобы лучше удовлетворить потребности Сиднейского симфонического оркестра на фоне опасений по поводу пригодности существующего двойного назначения для адекватного обслуживания ряда симфонических концертов и крупномасштабных опер. Рекомендация о том, что он должен быть специально разработан только для симфонических концертов, уже набирала обороты к тому времени, когда Холл начал свое ознакомительное путешествие по Европе и США в 1919 году. 66. Он ушел, уделив особое внимание изучению сидений и акустических элементов, и вернулся, придя к единому мнению о том, что двухцелевой подход к проектированию действительно хуже, и рекомендовал одноцелевой дизайн, предназначенный специально для симфонической музыки. Правительство быстро согласилось, и изменения имели серьезные последствия для проекта Оперного театра в целом.
Даже после открытия Оперного театра в 1973 году многие комментаторы продолжали преуменьшать достижения Холла и его партнеров в завершении строительства. Несмотря на это, в 19В 80-х годах, в рамках проекта двухсотлетия правительства Нового Южного Уэльса, Холл вернулся в Оперный театр и тесно сотрудничал с Государственным архитектурным бюро над ремонтом переднего двора и созданием Нижнего вестибюля в соответствии с первоначальными идеалами дизайна Утцона.
В 2006 году Королевский австралийский институт архитекторов посмертно наградил Холла 25-летней наградой в знак признания его роли в завершении строительства Оперного театра. Изучая работу Холла, RAIA обнаружила, что эти места являются «одним из главных достижений австралийских архитекторов 19-го века».60-х и 1970-х годов», и что они в сочетании с «великолепным видением и великолепным внешним видом» Утцона образуют «одно из величайших рабочих зданий в мире».
Искусство в доме
Войти в Сиднейский оперный театр означает погрузиться в мир чудес и творчества. От фойе до стеклянных стен, картин и гобеленов, интерьеры были спроектированы и собраны таким образом, чтобы соответствовать обещаниям самого здания, живой скульптуры в гавани Сиднея.
Фрески
За два года до открытия Сиднейского оперного театра Джеймс Глисон, художник и председатель фонда Уильяма Добелла, попросил Джона Олсена создать фреску для нового здания. Олсен, один из самых знаменитых художников Австралии, с энтузиазмом принял заказ. Он обратил свой взор на море и на поэзию, на свою непреходящую страсть. В качестве темы он остановился на Five Bells , стихотворении Кеннета Слессора 1939 года о человеке, который утонул в гавани Сиднея, отягощенный бутылками пива в карманах. Элегия Слессора заканчивается размышлением над водой ночью:
Я посмотрел из своего окна в темноте
на волнах с алмазными перьями и расческами света
, которые выгнули их спирку и ударили по песку
в засыпании луны, эта прямая огромная глазурь,
и суда далекие отзы и портовые буи
Устало бросая свои огненные шары друг другу,
И пытался услышать ваш голос, но все, что я слышал
Был гудок лодки и скрипучий визг
Далеких голосов морских птиц и колокольчиков,
Пять колокольчиков. Холодно звонят пять колоколов.
Пять склянок.
Фреска Олсена, созданная неподалеку в старом магазине шерсти в Скалах, представляет собой сияние цвета, движения и подводной жизни. Салют пяти колоколам , описанный художником как «ночная фреска», был открыт в 1973 году в Северном фойе Концертного зала.
В своей книге 2015 года My Salute to Five Bells Олсен объясняет, что в его работах всегда можно найти что-то особенное, что можно оценить: помимо деталей, то, как он качается с востока на запад в гавань в лунном свете. ночь. «В этом есть состояние благодати», — пишет он. «Я действительно думаю, что я отделен от него, что у него есть свой образ жизни. Это поэтическое утверждение; вы должны стать частью гавани, чтобы по-настоящему оценить это. У фрески есть что рассказать, и последующие поколения будут интерпретировать ее по-новому».
Джон Олсен — Салют пяти колоколам (1973) Изображение: Джек Этли
Еще одна всеми любимая фреска, Possum Dreaming , главная работа покойного варлпирского художника Нельсона Тьякамарра, можно увидеть в Северном фойе театра Джоан Сазерленд. Модель Possum Dreaming размером 10 х 1,8 м была представлена в 1988 году в рамках двухсотлетия компании Cadbury-Schweppes. Он был заказан для замены фотообои, ранее висевшей в Северном фойе с момента открытия Оперного театра в 1973.
На картине изображено эпическое путешествие матери-опоссума Накамарр и ее ребенка Нунгаррайи. Их путешествия изображены двумя линиями вверху и внизу картины, извилистым маршрутом через огромные расстояния страны в поисках воды. Он был завершен под жестяной крышей в Папунье, общине в центральной части Австралии, где художник впервые научился рисовать в 1983 году, а затем был доставлен в Сидней и установлен в Оперном театре.
Нельсон Тьякамарра — Мечты опоссума (19)88) Изображение: Джек Атли
Гобелены
Четыре гобелена, которые называют Оперный театр домом, раскрывают увлекательные истории о богатом культурном наследии и дизайнерском наследии Оперного театра.
Гобелены – Les Dés sont Jetés или The Die Is Cast (1960) Ле Корбюзье, Curtain of the Sun и Curtain of the Moon Джона Кобурна Homzon Urn toge (1973) Филипп Эмануэль Бах (2004) – все это поразительно красивые произведения современного искусства.
Гобелены отражают дизайнерский замысел датского архитектора Йорна Утзона в отношении интерьера Оперного театра, где он предусмотрел использование современного искусства и ярких цветов, чтобы усилить чувство предвкушения зрителей, когда они заняли свои места. Это видение здания было частично реализовано Питером Холлом, который выполнил интерьеры Оперного театра и реализовал идеи Утцона через призму собственного дизайна. Узнайте истории создания гобеленов с помощью подкастов, плейлистов и видео.
Ле Корбюзье
Утзон поручил Ле Корбюзье поставить эту работу для Сиднейского оперного театра.
Посвящение CPE Баху
«Посвящение Карлу Эммануэлю Баху» Йорна Утзона в зале Утцона в Сиднейском оперном театре.
Искусство, цвет и производительность
Сиднейский оперный театр — это сочетание принципов модерна и барокко, произведение искусства, созданное для представления и торжества искусства.
Гобелены Коберна
Краткая история шедевров Джона Кобурна.
Занавес Солнца
Великолепный гобелен Джона Коберна изначально предназначался для украшения сцены театра Джоан Сазерленд в Сиднейском оперном театре.
Занавес Луны
Великолепный гобелен Джона Кобурна изначально предназначался для украшения сцены Драматического театра в Сиднейском оперном театре.
Смотрите видео в потоковом режиме, слушайте подкасты и плейлисты и читайте другие статьи о четырех гобеленах, которые называют Оперный театр домом.
Узнать больше
Наша история
Тубогуле • Йорн Утзон • Строительство начинается • Сферическое решение • Утзон покидает Дом • Петровский зал и завершение строительства Оперного театра • 50 лет выдающихся моментов • Сохранение и прославление нашего наследия • Десятилетие возрождения
Предыдущая глава
Следующая глава
Сиднейский оперный театр | Architectuul
Сиднейский оперный театр был спроектирован датским архитектором Йорном Утзоном после того, как его проект выиграл конкурс в 1957 году. Этот весьма спорный проект в то время стал определять Австралию. Сиднейский оперный театр представляет собой современный экспрессионистский дизайн с рядом больших сборных железобетонных «оболочек», каждая из которых состоит из секций сферы, образующих крыши конструкции, установленной на монументальном подиуме. Здание занимает 1,8 га (4,4 акра) земли, имеет длину 183 м (600 футов) и высоту 120 м (39 га).4 фута) шириной в самом широком месте. Он поддерживается 588 бетонными опорами, заглубленными на 25 м (82 фута) ниже уровня моря.
Сиднейский оперный театр открыл путь чрезвычайно сложной геометрии современной архитектуры. Дизайн был одним из первых примеров использования автоматизированного проектирования для проектирования сложных форм.
Хотя конструкции крыши Сиднейского оперного театра обычно называют «оболочками», на самом деле они не являются оболочками в строго конструктивном смысле, а вместо этого представляют собой сборные железобетонные панели, поддерживаемые сборными железобетонными ребрами. Раковины покрыты тонким шевронным узором из 1 056 006 глянцевых белых и матовых кремовых плиток шведского производства от Hoganas AB, фабрики, которая обычно производила плитки из керамогранита для бумажной промышленности.
Помимо плитки на корпусах и стеклянных навесных стен фойе, фасад здания в значительной степени облицован композитными панелями из розового гранита, добытого в Таране. Значительная обработка внутренней поверхности также включает нестандартный бетон, фанеру из австралийской белой березы, поставляемую из Уочопа в северном Новом Южном Уэльсе, и клееный брус для щеток.
Строительство
Проект был построен в три этапа. I этап (1959-1963 гг.) заключался в строительстве верхнего подиума. II этап (1963-1967) была построена внешняя оболочка. III этап (1967-1973 гг.) состоял из проектирования интерьера и строительства.
Стадия I Правительство настаивало на раннем начале работ, опасаясь, что финансирование или общественное мнение могут обернуться против них. Однако Утзон еще не завершил окончательный дизайн. Основные структурные вопросы оставались нерешенными. Вынужденный ранний старт привел к серьезным проблемам позже, не последней из которых был тот факт, что колонны подиума были недостаточно прочными, чтобы поддерживать конструкцию крыши, и их пришлось строить заново.
Этап IIОболочки конкурсной работы изначально имели неопределенную геометрию. Но в начале процесса проектирования «оболочки» воспринимались как ряд парабол, поддерживаемых ребрами из сборного железобетона. Однако инженеры не смогли найти приемлемого решения по их конструированию. Опалубка для использования монолитного бетона была бы чрезмерно дорогой, но, поскольку ни в одной из форм крыши не было повторения, строительство сборного железобетона для каждой отдельной секции, возможно, было бы еще дороже.
С 1957 по 1963 год группа разработчиков прошла не менее двенадцати итераций формы оболочек, пытаясь найти экономически приемлемую форму (включая схемы с параболами, круглыми ребрами и эллипсоидами), прежде чем было завершено работоспособное решение. Работа по проектированию оболочек включала одно из первых применений компьютеров в структурном анализе, чтобы понять сложные силы, которым будут подвергаться оболочки. В середине 1961 года группа разработчиков нашла решение проблемы: все оболочки создавались в виде секций сферы.
Этап III Интерьеры начались с того, что Утзон перевез весь свой офис в Сидней в феврале 1963 года. Однако в 1965 году произошла смена правительства, и новое правительство Роберта Аскина объявило проект под юрисдикцией Министерства общественных работ. В конечном итоге это привело к отставке Утзона в 1966 году.
Стоимость проекта до сих пор, даже в октябре 1966 года, все еще составляла всего 22,9 миллиона долларов, что составляет менее четверти от окончательной стоимости в 102 миллиона долларов. Однако предполагаемые затраты на проектирование были на этом этапе гораздо значительнее.
Второй этап строительства приближался к завершению, когда Утзон ушел в отставку. Его должность в основном занял Питер Холл, который стал в основном отвечать за дизайн интерьера. Другими лицами, назначенными в том же году на замену Утзону, были Э. Х. Фармер в качестве государственного архитектора, Д. С. Литтлмор и Лайонел Тодд.
После отставки Утзона советник по акустике Лотар Кремер подтвердил Исполнительному комитету Сиднейского оперного театра (SOHEC), что первоначальный акустический дизайн Утзона допускал только 2000 мест в главном зале, и далее заявил, что увеличение количества мест до 3000 указанное в брифе было бы катастрофическим для акустики.
Разногласия
Вокруг этого проекта возник явный спор. В середине 1965 года в штате Новый Южный Уэльс было избрано новое либеральное правительство. Министр работ начал подвергать сомнению проекты, графики и смету расходов Утзона и в конечном итоге прекратил выплаты Утзону. Это сопровождалось постоянными спорами, достигло критической точки, и Йорн Утзон ушел из проекта. Он покинул страну в конце апреля 1966 года со своей семьей, чтобы никогда больше не вернуться, чтобы увидеть свой шедевр. После заявления Утзона об отставке по улицам Сиднея прошли протесты и марши с требованием восстановить Утзона в должности архитектора.