Русский интерьер александр васильев: Русский интерьер — Александр Васильев

Александр Васильев | Официальный сайт историка моды Александра Васильева

Добро пожаловать!

Вы находитесь на официальном сайте Александра Васильева, историка моды.

Коротко о маэстро

Александр Васильев – всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, непревзойденный лектор, коллекционер, почетный член Российской Академии художеств, телеведущий и основатель международной интерьерной премии «Лилии Александра Васильева».

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Facebook

Как изучать историю моды

  • Уже более пяти лет Александр Васильев сотрудничает с историческими российскими производствами и вместе с ними создает новые коллекции под брендом «Лилии Александра Васильева». Серия фарфора «История моды» в коллаборации с Императорским фарфоровым заводом, изящный льняной текстиль вместе с фабрикой «Елецкие кружева», хрусталь,… Read more

  • В конце 2020 года в социальных сетях стартовал новый проект Александра Васильева — «АРТистократия». Этот просветительский марафон проводится при поддержке Минпромторга России и расскажет о самых заслуженных промыслах страны. 108 уникальных роликов на русском и английском языках, эксклюзивная информация, коллекционные изделия отобранные или… Read more

  • Программа профессиональной переподготовки «Теория & индустрия моды» была основана в МГУ в 1999 г. и нацелена на изучение моды в разнообразии ее проявлений, погружение в профессиональную среду через практикумы, семинары и мастер-классы. Программа развивает профессиональное видение и аналитическое восприятие моды. Основатель, идейный вдохновитель и бессменный научный руководитель… Read more

  • Вот уже несколько лет каждое утро по будням, в 10:55 на Первом канале выходит в эфир Программа «Модный приговор» с Александром Васильевым. В ней Маэстро не только помогает своими мудрыми и искрометными советами героям и героиням телепроекта в рождению на свет новых образов, он и сам является образцом стиля…. Read more

  • Александр Васильев и Императорский фарфоровый завод разработали уникальную коллекцию фарфора «История моды». Первая коллекция из серии «История моды» называется «Прелестница» и включает в себя шесть чайных пар на форме «Гербовая», созданной на заводе в середине XIX века и восстановленной по музейному образцу из собрания Государственного Эрмитажа…. Read more

читать дальше

Последние новости

  • … Read more

  • . .. Read more

  • … Read more

  • 1 декабря в 19:00 по МСК открытый эфир «Новый год — Новая Я». Успейте зарегистрироваться по ссылке:… Read more

  • Небольшой ликбез перед просмотром фильма «Pillow talk» в кинотеатре «5 звёзд» на Смоленской…. Read more

все новости

Александр Васильев | CoolConnections

театральный художник, искусствовед и историк моды

Александр Васильев — всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, а также искусствовед и историк моды.

Александр Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Его отец, народный художник России, Александр Васильев старший (1911 — 1990), член-корреспондент Академии Художеств, создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене. Мать, Татьяна Васильева — Гулевич (1924 — 2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

С детства Александр Васильев воспитывался в театральной среде. В возрасте пяти лет Александр создал свои первые костюмы и декорации для кукольного театра, тогда же принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении «Театр Колокольчик» и «Будильник». Свой первый спектакль-сказку «Волшебник Изумрудного города» оформил в 12 лет, проявив необычайные способности к театральному оформлению и созданию костюмов. 

Особое влияние на юного художника оказал пример отца, не только классического декоратора, но и создателя сценических костюмов для Любови Орловой, Фаины Раневской, Игоря Ильинского. В 22 года А. Васильев окончил Постановочный факультет Школы Студии МХАТ. Затем работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной. В 1982 году переехал в Париж, где сразу начал работать для французского театра Ронд Пуант на Елисейских полях, в Студии оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.
Александр Васильев — создатель декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов для многих известных театров и трупп. Например, с ним сотрудничали Национальный театр в Лондоне, Шотландский балет в Глазго, Балет Гонк — Конга, Королевский балет Фландрии, Ойя Масако балет в Осаке и Асами Маки Балет в Токио, Национальный балет Мексики, балет Невады, Театр оперы и балета Сантьяго и многие др. Подробнее об этой грани творчества А. Васильева можно узнать в разделе «Спектакли». Театральные эскизы Александра Васильева в 2016 году были признаны национальным достоянием России Министерством культуры и вошли в его фонд.

Александр Васильев читает лекции на 4 языках во многих колледжах и университетах мира в качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна. Александр Васильев — обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов от 18 до 21 веков. Эту коллекцию Александр показывал во многих странах мира — в России, Австралии, США, Чили, Турции, Гонконге, Бельгии, Великобритании, Франции, Италии, Латвии, Литве, Эстонии и др. странах. Награжден за пропаганду русского искусства медалью С.П. Дягилева, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат» и Золотой медалью Академии Художеств России, а также многочисленными премиями в области моды. Дважды лауреат премии «Тобав» в Турции. 

Александр Васильев — автор книги «Красота в изгнании», выдержавшей более 15 изданий — в 1998, 2000, 2003, 2004, 2005, 2008 гг. и далее — и переведенной на английский язык в Нью-Йорке в 2000 году. В 1998 году книга «Красота в изгнании» была названа лучшей иллюстрированной книгой года. Он — автор книги «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (Изд-во «Слово», 2004), в которой более 2000 фотографий, посвященных истории русской, советской и постсоветской моды, начиная c 50-х годов XIX века и заканчивая началом XXI века. В книге даны тексты из модных журналов разных эпох, фрагменты интервью с манекенщицами, знаменитыми людьми, киноактрисами, дизайнерами моды. Как социальные, политические и экономические причины повлияли на характер одежды русского человека, как модифицировались силуэт и ткани, как формировались каноны красоты, менялись осанка, выражение лица и блеск в глазах — вот круг вопросов, рассмотренных в книге

Александр Васильев — соавтор книги «Людмила Лопато. Волшебное зеркало воспоминаний». Захаров, Москва, 2003, а затем издательство «Альпина». Также он написал в соавторсте со 100 летней парижской русской балериной Ксенией Триполитовой книгу «Маленькая балерина» изд. Альпина. Всего у Александра Васильева вышло более 30 книг, каталогов выставок и изданий о моде и стиле. Александр Васильев работал для русских изданий журналов «Vogue» и «Harper’s Bazaar» в качестве специального корреспондента в Париже.

С 2002 года Александр Васильев присутствует на телеканале «Культура» в качестве автора и ведущего передачи «Дуновение века». Этот цикл снят на основе книги «Красота в изгнании». В 2005 году телеканал «Культура» начал трансляцию нового 10-серийного телесериала «Дуновение века — 22», снятого по мотивам книги «Русская мода.150 лет в фотографиях». С 1994 года Александр Васильев много времени уделяет мастер-классам и курсам лекций в российских университетах и колледжах. С 2000 года под руководством Александра Васильева в Самаре проходит фестиваль моды «Поволжские сезоны Александра Васильева». 

В октябре 2003 года в Москве открылась дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева». Цель нового проекта — представить богатую русскую традицию в парижском лоске. В России Александр Васильев читает лекции на факультете «Менеджмент и теория моды» в Московском государственном университете, в лекционных залах Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Владивостока, Уфы, Перми, Барнаула, Мурманска и многих других городах.

В феврале 2004 года прошла выставка «Русский интерьер в фотографиях», на которой Александр Васильев представил 55 редких фотографий, ранее никогда не публиковавшихся и не выставлявшихся, посвященных теме русского интерьера XVIII, XIX и начала XX века. Ее результатом стала книга «Русский интерьер в старинных фотографиях» Изд «Слово» Москва. В том же издательстве вышла книга «Русский Голливуд» — ставшая также бестселлеров.

Александр Васильев руководит в издательстве «Этерна» серией книг о моде «Les memoires de la mode», книги из которой пользуются заметной популярностью.

Многочисленные выставки из коллекции Александра Васильева стали сюжетами авторских видео — фильмов, позволяющих нашим современникам увидеть его выставки в ГУМе, в Музее Москвы, в ХЦ Лейпциг, в Музее А. С Пушкина и за рубежом.

С 2008 года — историк моды Александр Васильев — бессменный модный судья в легендарном ТВ проекте на 1 канале — «Модный приговор» — который ежедневно смотрят более 35 миллионов россиян, а также огромная аудитория во всем русскоязычном мире. В 2015 годы программа «Модный приговор» получила премию ТЭФИ как лучшая развлекательная программа на ТВ.

Фонд Александра Васильева

www.vassilievfoundation.com

По словам известного коллекционера и историка моды Александра Васильева, именно в детстве он впервые обнаружил в себе страсть к коллекционированию. Когда Александру было всего восемь лет, он гулял по Москве и нашел во дворе старого дома выброшенную икону XVIII века с изображением святителя Николая. Икона использовалась как сушилка для мокрого пола. Александр решил взять икону. В то время он и подумать не мог, что годы спустя его частная коллекция старинных вещей и одежды XVIII–XXI веков будет признана одной из самых значительных коллекций в мире. Он также никогда бы не догадался, что его коллекция станет настолько большой, что придется создавать специальный фонд, чтобы обеспечить ее содержание, сохранение, реставрацию, исследование и экспонирование.

«Коллекционером нельзя стать, им можно родиться.

..»

– Это то, во что твердо верит Александр Васильев. Он считает, что интерес к истории, моде, театру, музеям и искусству унаследовал от родителей. Его отец был известным художником-декоратором, а мать — актрисой. Маленького Сашу привели на его первую выставку в возрасте пяти лет, и с этого дня он предвкушал праздничные походы в музей. Другими местами, которые Александр считал особенными в детстве, были мастерская отца на Фрунзенской набережной в Москве и гримерная матери в Центральном детском театре. Историк моды вспоминает, что его очень интересовали театральные костюмы, и он с большим любопытством наблюдал за ними.

Мать Александра Васильева – актриса Татьяна Васильева-Гулевич, 1963 год.

Фото: личный архив Александра Васильева

Вскоре Александр обнаружил другие ценные и интересные предметы, которые прибавились к его первой находке – старинной иконе. Потомки предыдущих владельцев выбросили их, чтобы освободить место для новой мебели, одежды и аксессуаров в советском стиле. В 60-е годы старая Москва стремительно менялась. «Жителей особняков и многоквартирных домов выселяли, а людей переселяли из многоквартирных коммуналок в малогабаритные хрущевки. Они выбросили «остатки былой роскоши» на свалки вместо того, чтобы сдать их антикварам», — вспоминает историк моды. Причина этого заключалась в том, что в то время на всю Москву было всего три антикварных магазина, и ни один из них не принимал ткани, одежду и аксессуары.
Родители Александра поддержали его увлечение, и на шестнадцатилетие отец подарил ему крупную сумму денег на пополнение коллекции: «Первое платье из моей будущей коллекции я купил всего за 10 рублей, — вспоминает Александр Васильев. «Он был сделан из фиолетового фая. Еще в 1886 году он входил в приданое купчихи из Калуги». За этим платьем вскоре последовали такие вещи, как старые театральные костюмы и вещи, подаренные друзьями, знакомыми и родственниками родителей Александра. Это была настолько уникальная коллекция, что даже советская пресса интересовалась коллекцией русской моды Александра.

Александр Васильев в молодости.

Фото: личный архив Александра Васильева

Париж, Париж…

Вскоре жизнь Александра резко изменилась: «В 1982 году я эмигрировал во Францию, где мне пришлось начинать создавать коллекцию практически с нуля. К счастью, передо мной открылись замечательные блошиные рынки и антикварные аукционы Парижа. Откровенно говоря, большинство старых портретов, вееров, зонтиков и сумочек, которые стали частью моей коллекции, были куплены на парижском блошином рынке Порт-де-Ванв, который и по сей день остается моим любимым местом для покупок».

Роскошный вентилятор.

Фото: коллекция Александра Васильева

С 1984 года Александр Васильев начал преподавать историю костюма в крупнейшей парижской школе моды ESMOD, где многие ученики были выходцами из знатных семей. Они не только помогли расширить его коллекцию, но и организовали его первую выставку во Франции.

Кристоф Дюбуа Рубио, нынешний вице-президент Фонда, также был в то время одним из учеников Александра Васильева. Он до сих пор помнит сильное впечатление, которое произвел на него курс: «Для нас, западноевропейцев, Васильев был воплощением какого-то фантастического бурлеска. Он прошел историю моды через призму собственной жизни и опыта. Александр много путешествовал, и нас захватили его рассказы, рассказанные по-французски с легким иностранным акцентом. Очень скоро он нашел способ заинтересовать студентов: факты, которые он нам излагал, переплетались со слухами, истории были полны интриг и загадок, и ничто не могло заставить нас отказаться от такой увлекательной темы».

Красавица в изгнании

Оказавшись по другую сторону «железного занавеса», Александр Васильев много работал и путешествовал, не забывая посещать антикварные лавки, блошиные рынки и аукционы. Гонорары, которые он получал за постановку оперных и балетных постановок, были потрачены на покупку дополнительных предметов для его коллекции.
Особенно его интересовала мода первой эмигрантской волны: «Написав в 1985 году о своем желании собирать одежду русских домов моды, созданных эмигрантами в Париже, я стал получать письма и телефонные звонки. Это привело к пополнению коллекции». Одним из самых ценных приобретений стал уникальный гардероб Татьяны Самсон-Налбандовой (1885–1919 гг.).71), русский миллионер, приехавший в Париж из Москвы в 1913 году и умерший во Франции, сохранив в неприкосновенности весь драгоценный багаж. Эти шедевры русского вкуса бережно хранились в коллекции Александра Васильева и экспонировались на выставках во многих странах.

Бальное платье из гардероба Татьяны Никитичны Самсон-Налбандовой, 1913 год.

Фото: коллекция Александра Васильева

Александр Васильев и русское издание его книги «Красота в изгнании».

Фото: личный архив Александра Васильева

В путешествии Александр познакомился со многими русскими женщинами, эмигрантками первой волны, беженками из Советской России: танцовщицами, актрисами, дизайнерами, вышивальщицами. Они предоставили ему материал для его книги «Красота в изгнании», которая стала бестселлером и несколько раз переиздавалась, создав повод для возвращения Васильева на родину после 25 лет на Западе.

Семейное гнездышко в Вильнюсе

Не случайно Фонд Александра Васильева находится в Вильнюсе. Географическое распределение имущества, находящегося в его владении, разнообразно, но именно с домом в Вильнюсе исторически связана его семья. Польско-белорусский род его матери значился в реестрах Великого княжества Литовского с 1560-х годов, а Виленский дом был построен в 1912 году дедом Александра Васильева, Ильей Герасимовичем Гулевичем, и его старшим братом.

Дом Александра Васильева в Вильнюсе.

Фото: личный архив Александра Васильева

История этого здания также является яркой иллюстрацией крутых поворотов 20 века. Александр впервые остановился в этом доме, где в то время жила его бабушка, когда ему был всего год. В шестидесятые годы в доме еще сохранялись старинные традиции: например, каждый вечер вся семья собиралась за ужином за столом, который был сервирован по всем правилам приличия. После смерти бабушки дом стал автомастерской с коммунальными квартирами. После восстановления независимости Литвы Гулевичи были восстановлены в своих владениях, хотя дом был доведен до плачевного состояния. Однако Александр не собирался сдаваться, поэтому взялся за восстановление старого дома, и вскоре здание преобразилось до неузнаваемости. Нынешнее здание бережно воссоздает атмосферу дореволюционного родового гнезда.

Внутренний вид дома.

Фото: личный архив Александра Васильева

Работа за кулисами

В Литве хранится большая часть обширной коллекции Александра Васильева, насчитывающей более пятидесяти пяти тысяч единиц хранения. Зритель, привыкший любоваться прекрасно выставленными в музеях костюмами, вряд ли может себе представить, сколько труда и времени уходит на то, чтобы сохранить, отреставрировать и перевезти все это богатство. Для решения этих задач в конце 2013 года был создан Фонд Александра Васильева, сотрудники которого ежедневно заботятся о «благополучии» коллекции.

«Основной проблемой, с которой я столкнулся, было место для хранения. Хранить старую одежду на маленьком чердаке невозможно. Текстиль боится прямого света, моли и влаги, а создать музейные условия хранения в квартире не получится», — говорит Александр Васильев. Прикасаться к старой одежде всегда следует в белых перчатках, так как ткани очень хрупкие и требуют крайне бережного обращения.

Регулярно выполняется много работы: некоторые предметы нужно тщательно упаковать, чтобы перевезти на следующую выставку, потом распаковать, осмотреть и сдать на хранение. При необходимости их отвозят в реставрационные мастерские, специализирующиеся на восстановлении уникальных предметов. Кроме того, коллекция не является чем-то окончательным или полным – она постоянно пополняется новыми находками, трофеями и дарами. Среди них есть вещи, за которыми Александр Васильев охотился месяцами, но есть и такие, которые были куплены на интернет-аукционах за считанные минуты. Одни из них стоили больших денег, другие были подарены знаменитостями или их наследниками.

Зеркало эпохи

В коллекции Александра Васильева представлена ​​изысканная одежда старинных аристократических родов и продукция первых Домов высокой моды, одежда знаменитостей и одежда времен политических потрясений и войн, разнообразный набор модных вещей ХХ века и костюмы легендарных Русских балетов. Коллекция содержит множество аксессуаров, а также модные журналы и фотографии, портреты и миниатюры с изображением одежды, причесок и деталей повседневной жизни в разные периоды времени.

Историк моды и коллекционер Александр Васильев.

Фото: личный архив Александра Васильева

Помимо работы по сохранению коллекции и организации выставок, Фонд Александра Васильева занимается популяризацией истории моды в странах Восточной и Центральной Европы. Мода — это не просто красивая прихоть и, как остроумно заметил Людовик XIV, «зеркало эпохи». Действительно, если приглядеться, то увидишь в моде отражение вкусов, эстетических представлений, обыденных привычек, заблуждений, страстей — словом, всего, что составляло тонкую ткань культуры минувших эпох. Сохранить эту красоту прошлого, которая так много может рассказать нам сегодня, и есть задача Фонда Александра Васильева.

Поделись с друзьями

Александр Васильев владеет крупнейшей в мире коллекцией кутюрье и знает свою русскую моду

Getty Images

МОСКВА. Упомяните такие слова, как «стиль» или «элегантность» в России, и всплывет имя Александра Васильева. Он написал 27 книг, ведет ежедневное ток-шоу на телевидении, которое смотрят около 40 миллионов зрителей, и владеет одной из крупнейших в мире частных коллекций высокой моды.

Он художник; но также и престижный художник по декорациям и костюмам, который установил новые стандарты моды для посткоммунистической России и в процессе стал национальным героем. Мы встретились с ним за чаем в Москве, где он рассказал о своей предстоящей выставке «Арт-деко в моде», которая откроется в Латвийском национальном художественном музее в Риге в следующем месяце.

На этого человека так постоянно нападают поклонники, ищущие автографы, что он носит с собой целую пачку открыток с изображением русских красавиц до Октябрьской революции, готовый каждую минуту доставать их и ставить свою подпись. Так, размахивая толстой авторучкой, он поделился с нами своим малиновым муссовым тортом и поболтал о русских женщинах, соблазнении и новом московском модном поколении.

Getty Images

ELLE: Как вы попали в моду?

Васильев: Мои глубокие отношения с модой начались в Париже в 1980-х годах, когда меня назначили руководителем курса истории моды во французской школе моды Esmod, самой большой и лучшей в те годы в Париже. Историческая сторона моды была очень привлекательна для меня еще раньше, когда я был подростком в Москве, работая в отделах костюмов в различных российских театральных труппах.

ELLE: У вас есть одна из крупнейших в мире частных коллекций винтажной одежды — что именно у вас есть и как вы ее приобрели?

Васильев: Моя коллекция исторической моды состоит примерно из 10 000 предметов — платьев и аксессуаров, от 18 века до наших дней. Изначально основное внимание уделялось российской моде, но теперь я распространил ее на весь европейский континент. Много французской высокой моды, конечно! И мне повезло – моя коллекция путешествовала по миру и частично выставлялась в Токио, Гонконге, Сиднее, Сантьяго, Стамбуле, Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Вильнюсе, Антверпене, Лондоне и, конечно же, Париже. Его даже выставляли в парижском Музее моды Musée Galliera. Коллекция началась с пожертвований, а затем, конечно, разрослась за счет блошиных рынков и антикваров. Теперь я постоянно покупаю новинки на американских, — в основном из бывшей модной коллекции Бруклинского музея, — лондонских и парижских аукционах.

ELLE: Вы написали много книг, считаете ли себя в первую очередь историком моды?

Васильев: Да, я написал 27 книг по истории моды в России, и только одна — «Красота в изгнании» была переиздана в США Абрамсом в Нью-Йорке, 2000 год. Так что спрос на такую ​​литературу огромен, особенно когда она ориентирована на российскую тематику и хорошо иллюстрирована. В России существует огромный и голодный рынок книг по стилю и моде, хотя книги должны быть на русском, а не на английском языке, так как мало читателей, владеющих иностранными языками достаточно хорошо, чтобы покупать иностранные издания. Моя последняя книга называлась «Русский Голливуд» и посвящена судьбам русских актеров киноиндустрии США на протяжении 20-го века, таких как Назимова, Бакланова, Стен, Туманова, Бриннер, Тамиров, Лебедев и многих-многих других.