Романский стиль интерьера: Романский стиль в интерьере: отделка, декор, мебель

Содержание

Романский стиль в интерьере: отделка, декор, мебель

Романский стиль в интерьере сформировался в католических европейских странах в XI-XII вв. под сильным влиянием византийского направления в оформлении домов средневековой аристократии. В то время такой тип дизайна назывался «римский» и складывался на основе возрождающегося интереса к античному наследию. И действительно, романские интерьеры немного напоминают внутреннее убранство древнеримских вилл. С течением столетий романский стиль стал совершенно самостоятельным направлением.

В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма. Его характерные особенности проявлялись и в древнерусском зодчестве, и в архитектуре Италии, Англии или Франции. В Средние века создание внутренних интерьеров было доступно только немногим сословиям, поэтому основной упор делался на декорирование церквей и замков. В современном мире дотошное следование канонам романского стиля почти невозможно, да и уместным будет только в домах истинных поклонников средневековой тематики. Зато отдельные элементы применяются довольно часто для создания сдержанных и благородных помещений.

Романский стиль появился еще в 11 веке

Оформление в Романском стиле может многое сказать о хозяевах

Дерево в сочетании с камнем выглядит очень дорого и красиво

Содержание

  • 1 Общая характеристика романского стиля
  • 2 Дом в романском стиле
  • 3 Отделка пола
  • 4 Декорирование потолка
  • 5 Отделка стен
  • 6 Как правильно выбрать мебель?
  • 7 Романский стиль в интерьере кухни
  • 8 Оформление средневековой спальни
  • 9 Как оформить ванную комнату?
  • 10 50 фото идей дизайна интерьера в Романском стиле:
    • 10.1 Смотрите также

Общая характеристика романского стиля

Это одно из древнейших направлений дизайна, поэтому его основные черты давно устоялись и легко узнаваемы. К ним относятся:

  • простота интерьера и отделки помещения;
  • минимальное количество предметов декора;
  • резная линия в форме зигзага для украшения помещения;
  • темная деревянная мебель;
  • обязательный элемент – статуи в античном стиле, бюсты мыслителей и поэтов древности;
  • крупные вазы, овальные зеркала, светильники и подсвечники из бронзы;
  • для отделки пола и стен используются керамическая плитка, деревянные панели, штукатурка, мозаика.

В Романском стиле очень мало элементов декора

Чаще всего для отделки пола используют плитку либо дерево

Особенности декорирования

Пол

Каменный, реже паркетный

Стены

Облицовочный камень или грубая штукатурка, возможно их сочетание

Потолок

Своды, имитация перекрытий в замках

Окна

Полукруглые окна небольшого размера, отдаленно напоминающие бойницы, но более изящные

Двери

Полукруглые проемы, массивные двери

Меблировка

Простые, немного грубые формы

Декор

Вазы, зеркала, подсвечники, статуи и бюсты, похожие на античные скульптуры

Потолок можно выполнить в форме узоров

Мебель имеет простую и грубую форму

Для отделки стен используют камень либо штукатурку

Смотрите такжеОсобенности оформления классического американского интерьера

Дом в романском стиле

Средневековые интерьеры больше подходят для декорирования коттеджей и загородных домов, в маленьком пространстве стандартных городских квартир трудно создать величественное убранство древнего замка. Зато при оформлении дома, еще на этапе его строительства можно учесть некоторые особенности, например, сделать толстые стены и полукруглые окна.

Само здание должно гармонично вписываться в окружающую природу, сочетать простой архитектурный облик с лаконичной внешней отделкой. При этом внутренне убранство дома выглядит совсем иначе: его выделяет на фоне других направлений элегантность и величественность. В силу богатых исторических традиций облик романского интерьера отличается некоторой монументальностью.

Не забывайте о том, что средневековая архитектура – это храмы, построенные для общения с богом, и крепости, созданные для защиты от врагов. Само предназначение архитектурных комплексов не предполагает витиеватого внешнего облика.

Романский стиль больше подходит для загородных домов и коттеджей

Внутренняя и внешняя отделка чаще всего отличаются

Смотрите такжеЦвет Тиффани в интерьере: особенности, фото

Отделка пола

Романский стиль в интерьере требует несколько скупой отделки напольного покрытия. Лучше всего подойдет для этих целей облицовочный камень или не слишком яркая мозаика. Поскольку такой пол получается довольно холодным (как в смысле его температуры, так и его внешнего вида), вполне допускаются различные ковры и даже шкуры животных.

В современных домах можно использовать плитку черного и белого цвета или паркет из темных пород дерева. В мозаичных узорах чаще всего встречаются зодиакальные знаки (Средневековье – период расцвета астрологии), звезды и геометрические фигуры в разных сочетаниях.

Чаще всего для отделки пола используют плитку

Дерево для отделки пола так же подходит для Романского стиля

Особой чертой Романского стиля является темное дерево

Смотрите такжеБеленый дуб в интерьере: цветовые решения, фото

Декорирование потолка

Характерными для данного стилистического направления считаются высокие сводчатые потолки, цвет которых часто совпадает с цветом стен. Для оживления поверхности широко применяются:

  • деревянные вставки;
  • грубые подпорки;
  • фрески;
  • художественные росписи, вошедшие в моду еще в эпоху Ренессанса.

Обычно потолки в таком стиле высокие

Так же уместно использование деревянных вставок

Смотрите такжеАр-деко в интерьере: цветовая гамма, особенности, фото

Отделка стен

Как правило, дизайнеры советуют использовать материалы, имитирующие камень и создающие иллюзию, что комната находится в средневековом замке. Поэтому ни обои, ни краска не будут аутентичными. Зато выгодно будут выглядеть такие варианты оформления, как:

  • облицовочный камень;
  • деревянные модули;
  • бежевая, серая или светло-коричневая штукатурка.

Чтобы избежать монотонности стен, можно декорировать их фресками, гобеленами, светильниками, росписью, витражами из цветного стекла или картинами в массивных рамах, написанными в духе мастеров Возрождения.

Характерной чертой средневековых интерьеров является настенный орнамент с растительными узорами, фигурками животных, геометрическими фигурами, переплетенными искусными завитками.

Для отделки стен лучше всего использовать камень либо дерево

Стены можно декорировать различными предметами

Так же отделку можно провести штукатуркой

Смотрите такжеБордовый цвет в интерьере: сочетание с другими оттенками

Как правильно выбрать мебель?

Аутентичная средневековая мебель вряд ли придется по вкусу современному человеку, привыкшему к комфорту. Столы и шкафы, сколоченные из грубых досок, диваны и стулья без тканевой обивки, нельзя назвать удобными. Для современного дизайна в романском стиле пригодны, пожалуй, только крупные сундуки или комоды, украшенные чугунной обивкой. Остальную обстановку комнат лучше просто стилизовать под Средневековье.

Стоит избегать причудливых форм мебели: только простые формы и плавные линии. Возможна отделка предметов меблировки железными деталями или окрашивание в белый, красный, коричневый или черный цвет.

Внешняя простота мебели может сочетаться с высоким качеством материала и красивыми украшениями: дорогие породы дерева, декорированные искусной резьбой причудливым растительным орнаментом, придадут аскетической средневековой атмосфере роскоши и элегантности.

Мебель лучше использовать из темного дерева

Обычно мебель используют без оббивки

Смотрите такжеСтиль фьюжн в интерьере – сочетаем несочетаемое

Романский стиль в интерьере кухни

Если кухня небольшого размера, для создания удачного дизайна в средневековых традициях лучше совместить ее с гостиной или столовой. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. Холодильник должен быть либо стилизован под дерево, либо спрятан в шкаф, как и остальные предметы бытовой техники. Газовые плиты и посудомоечные машины вряд ли будут гармонично выглядеть на фоне каменных стен и потолочных сводов, стилизованных под архитектурные особенности старинных европейских замков и крепостей.

В обеденной зоне аутентично будет смотреть грубоватый стол, окруженный множеством массивных стульев. Для освещения пространства лучше использовать крупную потолочную люстру с лампочками, напоминающими пламя свечи.

На стенах обычно используют рисунки

Гостиную можно совместить с кухней

Керамогранит отлично подойдет для отделки

Смотрите такжеДвери в интерьере: выбор цвета, формы и типа конструкции

Оформление средневековой спальни

Центральный элемент внутреннего убранства романской спальни – массивная, широкая кровать, часто с балдахином. Если в древности балдахины имели важную практическую ценность в деле борьбы с насекомыми, то в наши дни они предоставляют возможность проявить свою фантазию и индивидуальность. Красивым способом украсить комнату станет покрывало из натуральной ткани, на котором расставлены многочисленные подушки разного размера.

Любая спальня – прекрасное место для использования текстиля даже в довольно сдержанном средневековом дизайне. Можно декорировать окна тяжелыми шторами из плотных тканей с ламбрекенами, кистями, фалдами. Не менее уместными будут и многослойные портьеры. Обязательными в декорировании являются подхваты для штор.

Свечи отлично дополнят стилистику комнаты

Кровать в комнате должна быть большой

Смотрите такжеСочетание цветов в дизайне интерьера

Как оформить ванную комнату?

Ванная – поистине уникальное помещение для выбранного направления. Ее функциональное предназначение чуждо средневековой эпохе. В католических странах гигиенические процедуры считались ублажением плоти, едва ли не грехом, рыцари хвалились тем, что годами не снимали сапоги. Но такое противоречие не помешает современному дизайнеру выдержать ванную в романском стиле, применяя его основные черты.

Для ванной нужно выбрать большое помещение, в котором центральное место непременно займет ванна, выложенная плиткой или камнем. Для декорирования подойдут каменные мыльницы и дозаторы, подсвечники и подставки.

Современные условия жизни предъявляют определенные требования к комфорту, не всегда совместимые с романским стилем. Но его отдельные черты становятся все более популярными, превращают в очередной тренд дизайнерской моды.

Смотрите такжеСредиземноморский стиль в дизайне интерьера

50 фото идей дизайна интерьера в Романском стиле:

Интерьер романского периода — Design Labodina

Внутреннее убранство жилых помещений романского периода формировалось за толстыми стенами башен и замков, поэтому впитало общее настроение фундаментальности, тяжеловесности и лаконичности. «Мой дом – моя крепость» — это точно про романский стиль.

Внутреннее оформление дома было довольно скудным. В зависимости от богатства хозяина дома, полы были земляными или вымощенными каменными плитами. Основной мотив интерьера того времени – полуциркульные арки, а основные формы – прямоугольные и цилиндрические.

В раннем средневековье окна не застеклялись, а забирались каменными решётками, которые находились высоко относительно земли и были узкими, что создавало в доме постоянное ощущение полумрака. В отделке использовался в основном камень, в котором вырезались редкие барельефы. Чтобы компенсировать серость и царивший полумрак, использовались шкуры животных, скатерти, настенные и напольные ковры, яркая и пестрая окраска мебели.

Мебель в романском стиле имеет примитивную конструкцию и массивные формы. Обивка не применялась, мебель красили толстым слоем краски, иногда расписывали. Позже мебель стали украшать резьбой по дереву или декоративными коваными накладками с рядами кованых железных гвоздей.

Сидели обычно на низких грубо отесанных скамьях, стоящих вдоль стен. Только синьорам полагался отдельный стул, высота спинки которого была пропорциональна знатности владельца. Столы того времени имели простую деревянную конструкцию и покрывались белыми скатертями. Сундук был центральным элементом мебели, был местом хранения, мог служить кроватью и мебелью для сиденья. Наряду с простыми сундуками-скамьями стали появляться более высокие с короткими ножками и дверками – прообразы современных шкафов, например шкаф из аббатства Обазин, Франция, ок.1176 г.

В романском стиле большое значение имеют кровати, характерная конструкция которых – рама на ножках, обрамленная низкой решеткой. Для защиты от сквозняков, кровати часто встраивались в стену.

Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. В сооружениях ранней христианской эпохи делали маленькие окна из цветного стекла, такие интерьеры не требовали штор. Карниз и жердь соответственно были круглыми, повторяя типичную форму окна в романском интерьере.

Интерьер романских времен отвечал защитным функциям и естественным потребностям человека, но был практически лишен декора и роскоши.

В качестве наглядного примера можно использовать каминную комнату в немецком замке Марксбург, 1117 год, где сохранились характерные романской эпохе узкие решетчатые окна, низкая деревянная кровать с балдахином, защищающим от сквозняков и резная деревянная мебель.

Интерьер романского периода в целом отличается отсутствием излишеств, прочностью конструкций и минимумом декора, однако так же как и романская архитектура отвечает главным запросам того времени — надёжности и безопасности

Order
a design project

Other articles

Романский архитектурный стиль

14 March

Римские шторы как наследие романского периода

14 March

View all articles

Романская архитектура | История, характеристики и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Романская архитектура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Первый романский стиль возник на территории Каталонии и продемонстрировал более низкий уровень мастерства, чем более поздний романский стиль.

 

  • Описать форму, содержание и контекст ключевых произведений романской архитектуры
  • Различие между первым романским и романским стилями архитектуры
  • Определите определяющие характеристики и разновидности романской архитектуры, встречающиеся по всей Европе
  • Сравните характеристики романской архитектуры с дороманскими и более поздними стилями

Развитие первой романской архитектуры

Романская архитектура делится на два периода: «первый романский» стиль и «романский» стиль. Первый романский стиль возник на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в 10–9 гг.0158-й век до более позднего влияния аббатства Клюни. Этот стиль приписывают архитектурной деятельности групп ломбардских учителей и каменщиков, работавших на каталонской территории в первой четверти XI века. Аббат Олиба из монастыря Санта-Мария-де-Риполь был особенно влиятельным импеллером, диффузором и спонсором первого романского стиля. Чтобы избежать термина дороманский стиль, который часто используется в гораздо более широком смысле для обозначения раннесредневекового и раннехристианского искусства (а в Испании может также относиться к вестготскому, астурийскому, мосарабскому и репобласионскому искусству), Пуч-и-Кадафальч предпочитал использовать термин «первый романский».

Характеристики

Первый романский стиль, также известный как ломбардский романский стиль, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардные полосы. Разница между первым романским и более поздним романским стилями заключается в опыте, с которым были построены здания. В первом романском стиле использовались стены из бутового камня, окна меньшего размера и крыши без сводов, в то время как романский стиль отличается более изысканным стилем и более широким использованием свода и обработанного камня. Например, Эботт Олиба приказал пристроить монастырь Санта-Мария-де-Риполь в 1032 году, отражая первые романские характеристики двух фронтальных башен, круиза с семью апсидами и ломбардского орнамента глухих арок и вертикальных полос.

 

 

Монастырь Риполь: Монастырь Санта-Мария-де-Риполь — бенедиктинский монастырь, построенный в первом романском стиле, расположенный в городе Риполь в Каталонии, Испания. Хотя большая часть нынешней церкви включает в себя перестройку 19-го века, скульптурный портик является известным произведением романского искусства.

Цистерцианская архитектура

Цистерцианцы — римско-католический орден, состоящий из монахов и монахинь, чьи монастыри и церкви отражают один из самых красивых стилей средневековой архитектуры. Этот орден был основан группой монахов-бенедиктинцев из монастыря Молесме в 109 г.8, с целью более точно следовать Правилу святого Бенедикта.

Характеристики цистерцианской архитектуры

Цистерцианская архитектура считается одним из самых красивых стилей средневековой архитектуры и внесла важный вклад в европейскую цивилизацию. Из-за чистого стиля цистерцианских монастырей и церквей они считаются одними из самых красивых реликвий средневековья. Цистерцианские учреждения были в основном построены в романском и готическом архитектурных стилях в средние века, хотя более поздние аббатства также были построены в стилях ренессанса и барокко. Цистерцианские аббатства Фонтенэ во Франции, Фонтаны в Англии, Алкобаса в Португалии, Поблет в Испании и Маульбронн в Германии сегодня признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

Аббатство Фонтанов: Аббатства Англии 12-го века были суровыми и неукрашенными – разительный контраст с тщательно продуманными церквями более богатых бенедиктинских домов – но, по словам Уоррена Холлистера, «даже сейчас простая красота цистерцианского такие руины, как Фонтаны и Риво, расположенные в дикой местности Йоркшира, глубоко трогают».

Теологические принципы

Цистерцианская архитектура основывалась на рациональных принципах. В середине 12 9В 0158-м -м веке выдающийся аббат-бенедиктинец Сугерий из Сен-Дени объединил элементы нормандской архитектуры с элементами бургундской архитектуры (включая ребристые своды и стрельчатые арки соответственно), создав новый стиль готической архитектуры. Эта новая «архитектура света» должна была поднять наблюдателя «из материального в нематериальное»; по словам французского историка 20-го века Жоржа Дюби, это был «памятник прикладной теологии». Цистерцианская архитектура выражала другую эстетику и богословие, изучая достижения бенедиктинцев. Святой Бернар видел в церковном убранстве отвлечение от благочестия и выступал за аскетизм при строительстве монастырей. Сам орден был восприимчив к техническим усовершенствованиям готических принципов строительства и сыграл важную роль в его распространении по Европе.

Эта новая цистерцианская архитектура воплощала в себе идеалы ордена, и в теории была утилитарной и без лишнего орнамента. Та же рациональная комплексная схема использовалась по всей Европе для удовлетворения в значительной степени однородных потребностей ордена. Различные здания, в том числе дом капитула на востоке и общежития наверху, были сгруппированы вокруг монастыря и иногда соединялись с самой церковью ночной лестницей. Цистерцианские церкви обычно имели крестообразную планировку, с небольшим пресвитерием для удовлетворения литургических потребностей братии, небольшими часовнями в трансептах для частной молитвы и окаймленным проходом, разделенным примерно посередине ширмой, чтобы отделить монахов от монахов. мирские братья.

Санта-Мария-Арабона: Церковь аббатства Санта-Мария-Арабона, Италия.

Инжиниринг и строительство

Цистерцианские здания по возможности строились из гладкого светлого камня. Колонны, столбы и окна находились на одном уровне основания, а штукатурка была крайне простой или отсутствовала. Святилище сохраняло пропорцию 1: 2 как на высоте, так и на уровне пола. Чтобы сохранить внешний вид церковных зданий, цистерцианские постройки были построены в чистом, рациональном стиле, что придает им красоту и простоту. Строительные проекты церкви в Средневековье демонстрировали колоссальные амбиции, требующие огромного количества добытого камня. Это относилось и к цистерцианским проектам. Аббатству Фуаньи было 9 лет.8 метров (322 фута) в длину; Аббатство Восель имело длину 132 метра (433 фута). Даже самые скромные монастырские постройки строились полностью из камня. В 12 и 13 веках цистерцианские амбары состояли из каменного фасада, разделенного на неф и проходы либо деревянными столбами, либо каменными опорами.

Цистерцианцы наняли лучших каменотесов. Еще в 1133 году св. Бернар нанял рабочих для помощи монахам в возведении новых зданий в Клерво. Старейший зарегистрированный пример архитектурного калькирования, аббатство Байленд в Йоркшире, датируется 1299 г.0158-й  век. Трассировки представляли собой архитектурные рисунки, вырезанные и нарисованные на камне на глубину 2–3 мм, показывающие архитектурные детали в масштабе.

 

 

Аббатство Эйси, Франция: «Архитектура света» аббатства Эйси представляет собой чистый стиль цистерцианской архитектуры, предназначенный для утилитарных целей литургического празднования.

Характеристики романской архитектуры

Варианты романской архитектуры

Хотя романская архитектура, как правило, обладает определенными ключевыми чертами, они часто различаются по внешнему виду и строительным материалам от региона к региону. Общее впечатление, производимое как церковной, так и светской романской архитектурой, — массивная основательность и сила. Романская архитектура опирается на свои стены или секции стен, называемые опорами , чтобы нести нагрузку конструкции, а не на использование арок, колонн, сводов и других систем для управления весом. В результате стены получаются массивными, создавая впечатление крепкой монолитности. Романский дизайн также характеризуется наличием арок и проемов, аркад, колонн, сводов и крыш. Несмотря на общее существование этих предметов, романская архитектура различается по тому, как представлены эти характеристики. Например, стены могут быть выполнены из разных материалов или арки и проемы могут различаться по форме. Более поздние образцы романской архитектуры также могут обладать чертами, которых нет в более ранних формах.

Стены

Строительный материал, используемый в романской архитектуре, различается по всей Европе в зависимости от местного камня и строительных традиций. В Италии, Польше, большей части Германии и некоторых частях Нидерландов кирпич был обычным явлением. В других областях широко использовались известняк, гранит и кремень. Строительный камень часто использовался в виде небольших кусков неправильной формы, залитых густым раствором. Гладкая каменная кладка не была отличительной чертой стиля в начале периода, но встречалась там, где был доступен легко обрабатываемый известняк.

Арки и проемы

Характерной чертой романской архитектуры, как церковной, так и внутренней, является сочетание двух арочных окон или аркадных проемов, разделенных колонной или  колонной  и часто вставленных в большую арку. Глазные окна распространены в Италии, особенно на фронтоне фасада, а также в Германии. Более поздние романские церкви могут иметь окна-колеса или окна-розетки с узором из пластин. В нескольких романских зданиях, таких как собор Отен во Франции и собор Монреале на Сицилии, широко использовались стрельчатые арки.

 

 

Церковь аббатства Св. Иакова, Лебени, Венгрия (1208): Характерными чертами романской архитектуры являются глазное окно и соединение двух арочных окон или аркадных проемов внутри более крупной арки, оба открываются здесь на уровне Аббатская церковь Святого Иакова.

Аркады

Аркада монастыря обычно состоит из одного яруса (этажа), в то время как аркада, которая разделяет неф и проходы в церкви, обычно состоит из двух ярусов, с третьим ярусом оконных проемов, известным как подъем фонаря выше. Аркады в больших масштабах обычно выполняют структурную функцию, но они также используются в декоративных целях в меньшем масштабе как внутри, так и снаружи. Внешние аркады часто называют «слепыми аркадами», за которыми имеется только стена или узкий проход.

 

 

Соборная церковь Нивеля: Соборная церковь Нивеля, Бельгия, использует тонкие валы из бельгийского мрамора, чтобы обозначить чередующиеся глухие проемы и окна. Верхние окна так же разделены колонетами на два проема. Нотр-Дам-дю-Пюи: Фасад Нотр-Дам-дю-Пюи, Ле-Пюи-ан-Веле, Франция, имеет более сложное расположение разнообразных арок, дверей различной ширины, глухих аркад, окон и открытых аркад.

Опоры

Хотя в основном прямоугольные, опоры часто могут быть очень сложными, с полусегментами больших пустотелых колонн на внутренней поверхности, поддерживающих арку, и сгруппированной группой меньших шахт, ведущих в молдинги арки. Опоры, которые встречаются на пересечении двух больших арок, например, под пересечением нефа и трансепта, обычно имеют крестообразную форму, каждая со своей собственной поддерживающей прямоугольной опорой, перпендикулярной другой.

Столбцы

Колонны часто использовались в романской архитектуре, но различались по строительным материалам и декоративному стилю. В Италии большое количество античных римских колонн было спасено и повторно использовано в интерьерах и на портиках церквей. В большей части Европы романские колонны были массивными, поддерживая толстые верхние стены с небольшими окнами, а иногда и тяжелые своды. Там, где требовались массивные колонны, например, в Даремском соборе, они были построены из тесаной кладки с полым ядром, заполненным щебнем. Эти огромные незаостренные колонны иногда украшались резным орнаментом.

 

 

Даремский собор, Англия: Украшенные каменные колонны Даремского собора чередуются с опорами из сгруппированных валов, поддерживающих самый ранний образец остроконечных высоких ребер.

Общей характеристикой романских построек, встречающихся как в церквях, так и в аркадах, разделяющих большие внутренние пространства замков, является чередование пирсов и колонн. Самая простая форма — колонна между каждым примыкающим пирсом. Иногда столбцы кратны двум или трем. Часто расположение усложняется сложностью самих опор, так что чередуются не опоры и колонны, а опоры совершенно разных форм.

Лиственный стиль послужил источником вдохновения для многих романских капителей, и точность, с которой они были вырезаны, зависела от наличия оригинальных моделей. Капители в итальянских церквях, таких как собор Пизы или церковь Сант-Алессандро в Лукке и на юге Франции, гораздо ближе к классической форме и стилю, чем в Англии.

 

 

Капители коринфского стиля: Капитель коринфской формы с антропоморфными деталями, Pisa Campanile

Своды и крыши

Большинство зданий имеют деревянные крыши в виде простой фермы, анкерной балки или шкворня. Крыши со стропильными фермами иногда облицованы деревянными потолками в трех секциях, как те, которые сохранились в соборах Эли и Питерборо в Англии. В церквях обычно проходы сводчатые, но неф покрыт деревянной крышей, как в Питерборо, так и в Эли. В Италии были распространены открытые деревянные крыши, анкерные балки часто встречались в сочетании со сводами, а бревна часто украшались, как в Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. Своды из камня или кирпича приняли несколько различных форм и показали заметное развитие в течение периода, превратившись в остроконечную ребристую арку, характерную для готической архитектуры.

Романская архитектура: церковь Сен-Лазар

Отенский собор или Собор Сен-Лазар — римско-католический собор и национальный памятник в Отене, Франция. Известный своим клюнийским вдохновением и романскими скульптурами Гислеберта, он олицетворяет романское искусство и архитектуру Бургундии.

Из-за почитания реликвий в этот период епископ Отена приказал построить большой собор для размещения этих реликвий и размещения паломников в Отун. Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами, вырезанными Гислебертом, а произведение искусства является средством обучения масс христианской этике с драматическими сценами рая и ада. Работы над собором начались около 1120 г. и быстро продвигались; здание было освящено в 1130 году. Проект был разработан епископом Этьеном де Баге, на которого особенно повлияло аббатство Клуниак Парай-ле-Моньяль.

 

 

Отенский собор, гр. 1120-46: Внешний вид Отенского собора находится в самом высоком и лучше всего укрепленном углу города. Благодаря внешним изменениям, которые были применены к зданию, внешний вид сильно изменился за счет добавления готической башни, шпиля и боковых часовен в 15 веке.

Элементы дизайна

Интерьер собора состоит из нефа и двух проходов, разделенных массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающейся украшенными романскими капителями. В плане собора есть нартекс или прихожая из двух пролетов, увенчанных двумя башнями, за которыми следуют неф с семью пролетами, окруженный боковыми проходами, и трансепт с крестом, увенчивающим башню. Возвышение нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Сен-Лазар стало возможным благодаря использованию стрельчатых арок для нефа. Каждый пролёт нефа разделен на своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает на ширину двух нефов, а у западного входа есть нартекс, закрывающий главный портал.

Капитальные скульптуры

Собор св. Лазаря имеет в плане форму латинского креста с проходным нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым завершением. Многие исторические капители, украшающие колонны Сен-Лазара, были вырезаны Гислебертом. Что делает Сен-Лазар шедевром романского искусства, так это качество скульптур Гислеберта. Эти высеченные на камне сцены из Библии появляются на десятках капителей нефа и алтаря. В частности, Гислеберт использовал усики настоящей коринфской столицы, чтобы создать архитектурную основу для развития повествования. На этих портальных капителях вырезаны библейские и традиционные сцены.

Западный тимпан

Западный фасад Сен-Лазара содержит (1130–1135), подписанный  Gislebertus hoc fecit  (что означает «Гислеберт сделал это») внутри портика. Он входит в число шедевров романской скульптуры во Франции. Огромный размер барабанной перепонки требовал поддержки двойными перемычками и средней колонной, чтобы еще больше укрепить скульптуру. В левой части тимпана изображено восхождение в небесное царство, а в правой — изображение бесов в аду с ангелом и чертом, взвешивающих души на весах. Знаки зодиака окружают арочный свод, а Христос в центре изображен в виде безмятежной фигуры. Христос помещен в совершенно симметричном положении вместе с уравновешенной композицией других вытянутых фигур. По бокам Иисуса стоит его мать, Дева Мария, а его апостолы представлены как кающиеся и наблюдатели последнего суда. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает за тем, как воскресшие люди пытаются протиснуться внутрь с помощью ангелов.

 

 

Страшный суд: Страшный суд Гислебертуса в западной барабанной перепонке.

В «Страшном суде» Гислеберт успешно объединил современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая служила визуальным образовательным средством для неграмотных людей. Барабанная перепонка внушала ужас верующим, рассматривавшим детализированную горельефную скульптуру. Действительно, внизу тимпана под взвешиванием душ есть надпись, которая гласит: «Да устрашит сей ужас тех, кого связывает земное заблуждение, ибо ужас образов здесь таким образом истинно изображает то, что будет». Барабанная перепонка обрамлена двумя элементами: внутренний украшен резной листвой, а внешний состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре времени года, зодиаки и труды месяцев.

  • Первый романский стиль развивался на севере Италии, в некоторых частях Франции и на Пиренейском полуострове в 10-м и 11-м веках.
  • Первый романский стиль, также известный как ломбардский романский стиль, характеризуется толстыми стенами, отсутствием скульптуры и наличием ритмичных орнаментальных арок, известных как ломбардные полосы.
  • В отличие от утонченности позднего романского стиля, в первой романской архитектуре использовались стены из бутового камня, окна меньшего размера и крыши без сводов.
  • Различия в романской архитектуре можно отметить в более ранних стилях по сравнению с более поздними стилями; различия в строительных материалах и местных вдохновениях также привели к различиям в регионах.