Рисунок интерьер музея: Интерьер музея рисунок — 72 фото

Выставка «Интерьер XIX-XX веков из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Живопись, графика, фотография» открывается в Москве

15 декабря в Москве открывается выставка «Интерьер XIX-XX веков из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Живопись, графика, фотография».

Интерьеры гостиных, кабинетов, учебных и детских комнат, выполненные в различных техниках, стали со временем важными иконографическими документами той или иной эпохи, своеобразными «портретами», позволяющими воссоздать бытовую среду, проследить влияние архитектурных стилей на внутреннее убранство домов. И что особенно важно для Музея А.С. Пушкина, подчеркнуть неразрывную связь многих произведений с именем поэта.

А.И. Тихобразов. Интерьер белой гостиной. Конец 1840 — начало 1850-х. Бумага, акварель, гуашь, карандаш

А.И. Тихобразов. Интерьер с курильщиком. 1846. Бумага, акварель, гуашь, карандаш

Авторы сочли также необходимым показать интерьеры не только жилых помещений, но и залов музеев в усадьбах Остафьево, Марьино, Никольское-Урюпино, Покровское-Стрешнево, Ярополец и других. В основном это уникальные фотографии 1920-х годов из архива Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ), хранящиеся ныне в собрании ГМП. Жизнь многих из этих музеев, открывшихся в национализированных усадьбах, после революции, была очень недолгой.

Выставка дает представление лишь о небольшой части коллекции. Здесь Вы можете увидеть полотна таких известных живописцев, как С.Ю. Жуковский и А.В. Средин, в произведениях которых, созданных в начале XX века, отражаются духовные и живописные поиски художников, ностальгия по уходящему прошлому, поэзия исчезающих усадебных гнезд. Для пушкинского музея особую ценность представляет интерьер гостиной в усадьбе Гончаровых Полотняный завод, созданный Срединым, «поэтом задумчивых залов и гостиных», в 1907-1909 гг. во время поездки в Калужскую губернию.

С.Ю. Жуковский. Интерьер гостиной в имении Брасово. 1916. Холст, масло

В картине «Интерьер гостиной в имении Брасово» (1916) кисти Жуковского каждая деталь исполнена очень тщательно с эстетических позиций современника, любующегося красотой прошлого. Художника привлекали комнаты, обставленные мебелью красного дерева в стиле ампир, украшенные портретами первой половины XIX столетия. «Я большой любитель старины, в особенности пушкинского времени», ‑ говорил С.Ю. Жуковский.

П.В. Сивков. Интерьер в Музее-усадьбе Остафьево. Комната Н.М. Карамзина. 1925-1927. Картон, масло

«Интерьер в Музее-усадьбе Остафьево. Комната Н.М. Карамзина» был запечатлен с натуры живописцем П.В. Сивковым в очень недолгий период существования музея с 1923 по 1930 год. По счастливому стечению обстоятельств, не без участия А.В. Луначарского, должность директора занимал тогда правнук поэта князя П.А. Вяземского граф П.С. Шереметев (1871-1943). Историк по образованию, он разбирал и описывал собранные в усадьбе многочисленные коллекции, изучал архивные материалы по ее истории. Владельцы усадьбы Вяземские, а впоследствии и породнившиеся с ними Шереметевы, около ста лет сохраняли обстановку кабинета Н.М. Карамзина, работавшего в Остафьево над «Историей Государства Российского», и реликвии, связанные с именем историка. Позднее, в 1884 году сюда были помещены пушкинские реликвии, подаренные вдовой поэта П.А. Вяземскому. В глубине комнаты, у окна, — письменный стол А.С. Пушкина с витриной-футляром, в котором лежали прострелянный жилет, снятый с раненого поэта, перчатка П.А. Вяземского (парная к ней, была положена в гроб А.С. Пушкина), свеча с панихиды поэта и многое другое.

Художник не ставил перед собой задачу с документальной точностью запечатлеть все реликвии этой комнаты. Однако ему удалось главное. В этом пронизанном солнечным светом пространстве «неуловимый призрак… [Пушкина] чувствуется , призрак, точно составленный из каких-то атомов, исходящих от вещей поэта…»,- писал А.Н. Греч, исследователь и знаток русской усадьбы, один из создателей ОИРУ.

В.Н. Максутов. Интерьер кабинета. 1847. Холст, масло

Иной «образ» кабинета создан в небольшой работе князя В.Н. Максутов (1826-1886), художника-баталиста, отставного штабс-капитана Измайловского лейб-гвардии полка. Находясь на военной службе, он посещал классы Академии Художеств как вольноприходящий ученик и добился значительных успехов. Картина передает сложившуюся к середине XIX века характерную обстановку кабинета, оставшегося для его владельца местом уединения, но потерявшего парадность XVIII века. Среди других помещений именно кабинет при всей общности стиля и моды имел «свое индивидуальное лицо», являясь «хранителем вкуса хозяина» и «его любимых привычек».

Ж.-Ф. Тома де Томон. Интерьер в доме князей Белосельских-Белозерских. После 1809. Лист из альбома княжны З.А. Белосельской-Белозерской. Бумага, тушь, кисть, перо

Большая часть включенных в выставку произведений – графические работы. Музей по праву гордится редчайшими произведениями французского архитектора и рисовальщика, представителя классицизма Ж.-Ф. Тома де Томона (1760 – 1813), работавшего в России с 1799 года. «Интерьер в доме князей Белосельских-Белозерских» (после 1809) – лист из альбома, принадлежавшего княжне З. А. Белосельской-Белозерской, в замужестве княгине Волконской. К ней обращены хорошо известные строки А.С. Пушкина: «Царица муз и красоты…». На рисунке изображен интерьер мужского кабинета в античном стиле со множеством деталей, «рассказывающих» о князе А.М. Белосельском-Белозерском, человеке широко образованном ‑ писателе, философе, дипломате, меценате, коллекционере. Так, на столе известный портрет князя работы А.-Ш. Карафа; справа на тумбе чертеж плана Крестовского острова, которым с начала XIX века владели Белосельские. На картине над столом – вид на стрелку Васильевского острова со зданием Биржи и ростральной колонной, — архитектурный комплекс, спроектированный Тома де Томоном, с которым князя и его семью связывали дружеские отношения, и многое другое. Любопытно, что художник создал не реальный интерьер дома Белосельских-Белозерских, а порожденный его фантазией, но с конкретными реалиями, что было характерно для творчества художника.

Акварель «Салон Олениных в Приютино» выполнена неизвестным художником, что отнюдь не умоляет ее историко-культурную и мемориальную ценность. В усадьбе, принадлежавшей А.Н. Оленину, президенту Академии художеств, человеку широко образованному, как и в его петербургском доме, царила атмосфера высокой художественной культуры. Здесь собирались поэты, писатели, художники, музыканты, актеры, ученые. Частым гостем семейства был А.С. Пушкин, влюбленный в Анну Оленину. На акварели представлена уютная гостиная усадебного дома, «населенная» хозяевами и их гостями. Любопытно, что фигуры изображенных не просто стаффаж, а узнаваемые персонажи. Наряду с предметами интерьера они привлекают внимание, что, очевидно, было важно для художника, близкого к оленинскому кружку. Среди изображенных А.Н. Оленин, его супруга, дочери, сын, возможно князь П.А. Вяземский и поэт И.И. Козлов. Остается пожалеть, что в этот день в Приютино не гостил Пушкин…

Неизвестный художник. Интерьер комнаты. 1830-е. Холст, масло

Художник-монограммист «А.В.» Дворянская гостиная. Вторая половина XIX века. Картон, масло

Графические интерьеры, выполненные художниками-любителями отличает особая теплота, непосредственность восприятия и «обжитость» изображаемой обстановки. Виды таких интерьеров во множестве представлены в дворянских домашних альбомах наряду с портретами, жанровыми зарисовками, стихами и вложенными между альбомными листами засушенными растениями, напоминающими владельцам о памятных датах.

А.Д. Благово. Салон в усадьбе Горки (гостиная). 1831. Бумага, акварель, карандаш

Акварель «Салон в усадьбе Горки» — единственный сохранившийся лист из альбома, когда-то принадлежащего московской семье Благово, знакомых А.С. Пушкина. Ее автор А.Д. Благово (1794-1865), старшая дочь Е.П. Яньковой (1768-1861), автора одной из самых ярких в русской мемуарной литературе книг «Рассказы бабушки». Рисунок происходит из московской коллекции В.К. Журавлевой, прапраправнучки знаменитой мемуаристки.

На акварели изображены Аграфена Благово и ее маленький сын Дмитрий (1827 — 1897), впоследствии мемуарист, записавший и подготовивший к печати семейную хронику «Рассказы бабушки»; историк, библиофил, поэт. С 1730-х годов усадьба Горки Дмитровского уезда принадлежала Яньковым, позднее, в XIX веке, (до 1890) — Благово. Акварель «Салон в усадьбе Горки» представляет не только огромную историко-мемориальную, но и художественную ценность. Она является замечательным примером альбомного рисунка, выполненного молодой женщиной, не получившей профессионального образования, но, безусловно обладавшей художественным талантом. Акварель отличает стройная композиция, отсутствие нарушений в рисунке, гармоничное колористическое решение.

Л.Х. Петерсен. Интерьер губернаторского дома в Ревеле. 1840-е. Бумага, акварель, белила, лак

Неизвестный художник. Интерьер кабинета. 1830-е. Бумага, акварель, тушь, перо, лак

Отметим, что в последние годы живописные и графические интерьеры XIX века – большая редкость на аукционных торгах. Необыкновенной удачей для музея было приобретение работ А.Н. Раковича (1815-1866), живописца, рисовальщика, литографа и А.И. Тихобразова (1825-1897), архитектора, академика Императорской академии художеств, педагога и акварелиста. Их творчество связано с возникновением и становлением стиля историзма. Массивная мягкая мебель, часто вычурных очертаний, изобилие тканей (портьеры со сложными ламбрекенами, обрамляющие окна и двери, пестрые ковры и обивка), разнообразие живых цветов в трельяжах и на подставках, этажерки, полочки, консоли, заполненные вещами, — все это создавало интерьер «уютной роскоши», воплощенный, в частности, в работах А.И. Тихобразова и А.Н. Раковича.

Неизвестный художник. Интерьер кабинета. 1830-е. Бумага, черная акварель

Неизвестный художник с оригинала А.В. Тыранова 1828. Мастерская братьев Чернецовых. После 1828. Холст, масло

Неизвестный художник. Интерьер гостиной. 1840-1850-е. Картон, масло

Неизвестный художник. Интерьер казенной квартиры. 1830-е. Бумага, акварель, белила, карандаш

Проблема атрибуции для жанра интерьера является столь же актуальной, как и для жанра портретного. Авторство многих неподписных произведений, особенно графических, бывает сложно установить. Трудно определить также не аннотированные изображения многочисленных гостиных, кабинетов, будуаров, детских, так как подавляющее большинство изображенных интерьеров не сохранилось. Провенанс произведения, который, впрочем, далеко не всегда известен, оказывает исследователю неоценимую услугу. В 1971 году от П.С. Котляревской (1906-1979), правнучки декабриста М.Ф. Орлова поступил большой комплекс семейных реликвий. Среди них находился небольшой альбом в темно-зеленом коленкоровом переплете, заполненный акварелями с пейзажами Италии и России, многочисленными видами усадебного дома с роскошной мраморной лестницей, спускающейся в сад и интерьерами. Автором работ владелица считала Н.М. Орлова (1821-1886), сына декабриста. Существовало предположение, что изображенная усадьба – Отрадино Саратовской губернии, ‑ приобретенная им в 1870-е гг. Позднее это предположение подтвердилось. Акварели выполнены мастерски, на высоком художественном уровне. Долгое время их автором считался Н.М. Орлов, однако факты, подтверждающие его талант акварелиста, отсутствовали. С большей вероятностью автором этих рисунков следует считать его супругу Ольгу Павловну, урожденную Кривцову (1838–1926), как известно, прекрасно владевшую акварельной техникой. В настоящее время усадьба находится в руинированном состоянии. Тем большую историко-документальную ценность приобретают эти изображения, являясь уникальным визуальным свидетельством, той «старинной жизни», протекавшей в этих комнатах, демонстрируя несохранившиеся до нашего времени интерьерные ансамбли.

Одно из последних приобретений музея – «Интерьер гостиной» кисти неизвестного русского художника 1850-х гг. Выполненный на высоком профессиональном уровне, со множеством колоритных деталей, увидеть которые удалось благодаря кропотливой и высоко профессиональной работе реставратора музея Е.В. Барановой, интерьер представляет несомненный художественный интерес и, уверены, со временем обретет имя своего создателя.

Выставка завершит работу 22 апреля 2022 года.

Публикуется по материалам Государственного музея А. С. Пушкина

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.

editor

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.

Музей рисунка — LiveJournal

?

О сообществе

Это сообщество — своеобразный музей и библиотека одновременно. Цель его создания — собрать в одном месте много качественной и преимущественно редкой рукотворной графики разных эпох, стилей и жанров. Для удобства использования посты снабжены тематическими метками — по авторам, жанрам и техникам исполнения. С помощью них всегда можно быстро найти искомое.

Пополнять собрание может любой участник сообщества. Но нужно учитывать, что все посты проходят мою модерацию. Главный критерий отбора — качество материала и соответствие его подачи правилам сообщества, о которых написано в профиле сообщества. Относительно формальной части — без ограничений. Любые авторы, от древних до наших современников, любые стили, направления, материалы. Это могут быть наброски, штудии, картоны, иллюстрации, печатная графика или наскальные рисунки.

Жду любых предложений, отвечающих вышеизложенному.


Дмитрий Горелышев, модератор.

Michael Heindorff (род. 1949г.)
gdmitry
April 28th, 2:04

( ещё многоCollapse )

Tags: — интерьер, — пейзаж, cсылка, Хейндорф, акватинта, карандаш, сухая игла

Bridget Riley (род. 1931г.)
gdmitry
April 21st, 17:52

( ещё дваCollapse )

Tags: — интерьер, — обнажённая фигура, — одетая фигура, — пейзаж, Райли, уголь

Василий Порфирьевич Тиморев (1870–1942гг.)
gdmitry
April 21st, 17:49

( ещё триCollapse )

Tags: — животные, — иллюстрация, — книжная графика, cсылка, Тиморев, литография

Horst Janssen (1929—1995гг. )
gdmitry
April 16th, 14:24

( ещё шестьCollapse )

Tags: — натюрморт, — цветы, Янссен, акварель, гуашь, карандаш, кисть, цветные карандаши

Konrad Ferdinand von Freyhold (1878—1944гг.)
gdmitry
April 11th, 17:57

( ещё семьCollapse )

Tags: — животные, — иллюстрация, — многофигурная композиция, — пейзаж, Фрейхольд, акварель, перо, тушь

Andy Warhol (1928—1987гг. )
gdmitry
April 11th, 17:47

( ещё восемьCollapse )

Tags: — натюрморт, — портрет, — цветы, Уорхол, акварель, кисть, шелкография

Maurice Brianchon (1899—1979гг.)
gdmitry
April 6th, 21:06

( ещё многоCollapse )

Tags: — городской пейзаж, — натюрморт, — одетая фигура, — пейзаж, Брианшон, акварель, гуашь, кисть, литография

Василий Васильевич Кандинский (1866—1944гг. ) Гравюры из книги «Звуки», 1912г.
gdmitry
April 2nd, 17:28

Спасибо Даше Климась за книгу.

( ещё многоCollapse )

Tags: — абстракция, — иллюстрация, — композиция, — пейзаж, Кандинский, акварель, кисть, ксилография, тушь

Trevor Shin
gdmitry
March 31st, 1:07

( ещё пятьCollapse )

Tags: — иллюстрация, — интерьер, — обнажённая фигура, — пейзаж, — портрет, cсылка, Шин, акварель, кисть, перо, ручка

Gerardo Orakian (1901—1963гг. )
gdmitry
March 31st, 0:57

Спасибо Ашхен Мурадян за фото рисунков.

( ещё одинCollapse )

Tags: — обнажённая фигура, Оракян, графит, кисть, тушь

Дмитрий Исидорович Митрохин (1883—1973гг). Иллюстрации к книге «Баржа»
gdmitry
March 31st, 0:51

( ещё девятьCollapse )

Tags: — животные, — иллюстрация, — книжная графика, — пейзаж, Митрохин, акварель, перо, тушь

Philippe Weisbecker (род. 1942г).
gdmitry
March 26th, 15:36

( ещё многоCollapse )

Tags: — архитектура, — иллюстрация, — композиция, Вайсбеккер, аппликация, карандаш, цветные карандаши

Борис Петрович Чернышёв (1885—1974гг.)
gdmitry
March 17th, 18:15

( ещё десятьCollapse )

Tags: — интерьер, — натюрморт, — обнажённая фигура, — пейзаж, — цветы, Чернышев (Борис), акварель, гуашь, кисть, перо, тушь

Albert Marquet (1875—1947гг. )
gdmitry
March 9th, 21:38

( ещё девятьCollapse )

Tags: — автопортрет, — академический рисунок, — обнажённая фигура, — пейзаж, — портрет, Марке, пастель, тушь, уголь

Ирина Геннадиевна Васильева (род. 1970г). Печатная графика
gdmitry
March 2nd, 20:32

( ещё девятьCollapse )

Tags: — бытовая сцена, — иллюстрация, — натюрморт, — пейзаж, Васильева, линогравюра, литография, монотипия

Ирина Геннадиевна Васильева (род. 1970г).
gdmitry
March 1st, 14:52

( ещё многоCollapse )

Tags: — городской пейзаж, — интерьер, — натюрморт, — обнажённая фигура, — пейзаж, Васильева, акварель, гуашь, кисть, масло, пастель, перо, тушь, цветные карандаши

Григорий Михайлович Бобровский (1873—1942гг.) Два блокнота с рисунками
gdmitry
February 22nd, 16:14

Из собрания С.В.Малютина.
Первый блокнот 1906 года, второй примерно 1910-го.

Спасибо галерее «Открытый клуб» за возможность опубликовать эти рисунки.
23-го февраля в галерее откроется выставка работ художника, приходите посмотреть вживую до 7-го марта.

( ещё многоCollapse )

Tags: — животные, — пейзаж, Бобровский, карандаш

  • Предыдущие 20

Студенческий проект для небольшого художественного музея, интерьерная перспектива

Действия с изображением

Об этом произведении

В 1940-е годы многие европейские архитекторы отказались от строгости функционалистской современной архитектуры и призвали вернуться к репрезентативным и символическим значениям в зданиях. В поисках новых способов архитектуры, имеющих социальную и общественную ценность, архитекторы интегрировали в свои проекты живопись и скульптуру — историческая практика, которая пришла в упадок в современную эпоху. Немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ был одним из первых представителей этой группы модернистов, который обрамлял свои здания произведениями искусства, такими как фигурная скульптура Георга Кольбе в его барселонском павильоне 19 века.29. Еще одним примером видения Миса является его знаменитый проект Музея маленького города (1941–1943 гг.), опубликованный в Architectural Forum. Вместе с Джорджем Данфортом, своим студентом в Иллинойском технологическом институте, Мис спроектировал музей как радикальную открытую рамку, чтобы дать посетителям более прямое взаимодействие с произведениями искусства и позволить картинам и скульптурам формировать пространство самого здания. Уроки этой идеи были неотъемлемой частью прогрессивного принятия паблик-арта современными архитекторами и новыми идеалами для художественных музеев.

Статус

В настоящее время не отображается

Отдел

Архитектура и дизайн

Художник

Джордж Эдсон Дэнфорт (архитектор)

Титул

Студенческий проект для малого художественного музея, интерьерная перспектива

Место

США (национальность художника)

Дата

1941–1942 гг.

Средний

Коллаж из фотографий, полутоновая печать, тушь и бумага на картоне

Размеры

76,7 × 161,6 см (30 3/16 × 63 5/8 дюйма)

Кредитная линия

Дар Джорджа Э. Дэнфорта

Справочный номер

1981,931

Расширенная информация об этом произведении

Информация об объекте находится в стадии разработки и может обновляться по мере появления новых результатов исследований. Чтобы помочь улучшить эту запись, пожалуйста, напишите по электронной почте. Информация о загрузке изображений и лицензировании доступна здесь.

Аноним, Британия, 19 век | Перспективный рисунок интерьера

Аноним, Великобритания, 19 век | Перспективный рисунок интерьера | Метрополитен-музей

×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок:
Перспективный рисунок интерьера

Художник:
Аноним, британец, 19 век

Дата:
начало 19 века

Середина:
графит

Размеры:
лист: 8 9/16 x 12 5/16 дюймов (21,7 x 31,2 см)

Классификации:
Рисунки, орнамент и архитектура

Кредитная линия:
Фонд Харриса Брисбена Дика, 1938 г.

Регистрационный номер:
38.37.257

Узнайте больше об этом произведении

Похожие произведения искусства

  • Аноним, британец, 19 век
  • Чертежи и распечатки
  • Чертежи
  • Графит
  • С 1800 по 1900 г. н.э.

Как делают графитовые рисунки

Иллюстрированный объяснитель.

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met.