Рисунки интерьер русской избы: Интерьер крестьянской избы для срисовки

«Декор русской избы. Внутренний мир избы, декор предметов быта и труда»


За высокими горами,

За бескрайними лесами

На своей родной земле

Жил мужик семьей в селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое,

Снизу реченька бежит,

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса,

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла —

Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,

Что увидишь, милый друг
?

Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Три окошечка подряд

На тебя резьбой глядят.

Украшает крышу пень

По прозванью охлупень

Словно конь аль птица

К солнышку стремится.

Толи терем, толи дом

И светелочка при нем,

А в светелке наверху

В теремочке — терему

Дочка мастера живет,

Мастерицею слывет.

Василиса краса

Ниже пояса коса,

Сарафанчик может сшить,

Гордо павою ходить.
Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,

косящатое оно,

Ай да мастер мировой!

Все украшено резьбой,

А с причелины свисают,

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо полотенца.

Хорошо украшен дом

И от зла обережен.
Что же мастер вырезал,

Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая

Контурная, прорезная,

Ажурная, накладная,

Вот рельефная резьба,

Корабельная она.

И орнамент не простой!

Посмотри-ка ты, постой:

Ты увидишь змейку, соты,

Замечательной работы:

Вот витейка, ромб, цепочки,

И красивые листочки,

Вместо злобных страж с ворот

Смотрит лев на Вас как кот,

Вот русалки, птицы-павы —

Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!

Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,

Дерни тихо за кольцо.

Посмотри на дверь – защита —

Там подковочка прибита,

Ты за эту дверь зайдешь,

Сразу в сени попадешь.

Сени держат холода,

Не пробраться им сюда.

Ты шагни через порог

И постой-ка тут чуток,

Да получше оглядись

И найди-ка “красный угол”,

Трижды ты перекрестись.

Вот хозяева встречают,

В “красный угол” Вас сажают.

А теперь и посмотри:

Печка справа от двери,

А напротив – лавка,

конник ли кровать

Место для работы,

Можно и поспать.

Вот под лавкой ящик есть,

Инструмента в нем не счесть,

Плести лапти и лукошки.

Чинить сети, резать ложки
Как же в доме то живут?

Как хозяйство в нем ведут?
Вот хозяйка у окна,

Вечно занята она.

“бабий кут” иль “середа”

Тут идут ее года:

То на прялке нить прядет,

Есть готовит, что-то шьет,

Вяжет, вышивает,

Светец подправляет…
Что считают в доме важной?

Без чего не обойтись?
Ест всегда дрова она

Есть готовит, греет Вас.

Здесь про печечку рассказ,

А без печки никуда,

Всем всегда нужна она.

Здесь ухват и кочерга,

Помело, ступа, лопата.

Что ж еще нужно, ребята?

Есть где кашу приготовить,

Есть где хлебушек испечь,

Можно косточки попарить,

Сверху на полати лечь.

Все в хозяйстве есть у нас.

Дальше мы ведем рассказ.

Полотенце, рукомойник,

Вот в лоханке Вам вода —

Мойте, руки не стесняйтесь!

Рады гостю здесь всегда.

Ты, хозяйка, не зевай,

А заслонку открывай!

Доставай свой каравай,

Приглашай гостей на чай!

А за печкой домовой,
Дружит он со всей семьей.

Берегут его как могут,

В новый дом берут с собой.

Оглядитесь, сколько лавок!

Всех их нам не перечесть.

Если Вы устали очень,

То на лавку можно лечь.

Лавки крепятся к стене,

Место есть тебе и мне.

А скамеечку возьмешь

И к столу ты поднесешь.

Главный стол —

За ним семья.

Всем хватает места.

Съедим этот каравай —

Вновь поставим тесто.
Посмотри-ка ты вокруг!

Что приметил, милый друг?
Вот лукошки и корзины,

Туеса и короба —

В бураках хранится в поле

Принесенная вода.
Как в хозяйстве без посуды?

Без нее не проживешь!
Посмотри-ка ты на полках

Много разного найдешь:

Деревянная посуда

И красивая всегда.

Очень мастер постарался:

Прочно сделана она.

Тут ковши, корыта, ступы,

Ложки, чашки и матрешки,

Кружки, вазы, чаши, блюда:

Ай да мастер! Ну посуда!

Загляденье, просто чудо…

Вырезали, украшали

Плотники и мастера

Точки, ромбы, завиточки…

\Полюбуйся, детвора!

Вот Вам ковшик расписной,

Этот скопкарь вырезной

Из стволовой древесины,

Из нароста и коры,

Из сосны и липы, кедра,

Дуба, ясеня, ольхи…

Мастер брал, сушил и резал,

И узор свой составлял.

Добрым людям он на память

Всю посуду украшал…

Рубеля, вальки, трепала…

Чтоб рука не уставала.

Все украшено резьбой

Скобчатой и контурной.

Это пряничные доски,

Резать их совсем не просто.

На доске увидишь ты

Рубку, птицу и цветы,

Прянички фигурные,

Прянички печатные.

Постарались мастера!

Вот для пряников доска,

Будут прянички для Вас.

Дальше мы ведем рассказ.

Это прялка всем на диво,

Знают толк в ней мастера!

Так нарядна и красиво

Разукрашена она:

Кони, птицы, солнце светит,

И цветы на ней, луна…
Догадайтесь быстро, дети

Для кого нужна она?
Ведь за прялкой в зимний вечер

У лучины, у окна

Пряха там за ней сидит

И на прялочку глядит.

Прялка с детства,

Прялка диво!

Разукрашена красиво.

Дева ниточку прядет,

Тихо песенки поет.

Будут нитки изо льна,

Будет много полотна.

Как нашьет рубах, портков,

Сарафанов, рушников,

“Будет ей приданое

Крепкое не дранное”.

Вышивает, украшает,

Всю семью оберегает.

Нужно много полотна,

А ткачиха-то одна.

Приглашай на посиделки,

Пусть порадуются девки.

Шутки, смех и прибаутки…

Пробегут часы, минутки;

Парни тоже к ним зайдут.
Что тут ткут

И что здесь шьют?
Как нашьют, наткут, навяжут,

Все уложат в сундуки,

Будет все лежать до свадьбы

Все подарки для родни.

Парни к девкам присмотрелись,

Засылают к девкам свах,

Сами прялочки готовят.

Все горит у них в руках!

Нужно к девицам сходить,

Прялку стоит подарить.

Так идет жизнь в деревнях

При лучинах, при свечах.

Скоро свадьба, загуляем.

Всех на свадьбу приглашаем!

Время даром не теряйте,

Вы ворота отворяйте

И коней ка запрягайте.

В бубенцы их наряжайте,

В расписные сани, дуги!

Еду я к своей подруге.

В церковь едем мы венчаться,

И за свадебку потом

Будет пир горой стоять,

Свадьбу будем мы играть.

Ну а Вас, честной народ,

Хлебом-солью угощать.

По весне поставят избы,

Снова жизнь им начинать.

Вот и сказочке конец,

А кто слушал молодец!

Автор: Капралова М.В.©

Мебель в русской избе • Изба

Вдоль стен русской избы обычно устанавливали лавки, закрепленные неподвижно. С одной стороны их поддерживали резные ножки, подставки из толстой доски или точеные столбики, которые сужались к середине и были украшены круглым, выточенным яблоком. С другой стороны, такие лавки плотно прилегали к стене, и их обычно устраивали вдоль всего помещения.

Плоская подставка из толстой доски выполнялась таким образом, что бы её рисунок повторял очертания точеной ножки, подобной ей. Край лавки украшали тесиной с нанесенной на ней несложной резьбой. Такая украшенная лавка носила название опушенной, а ее ножки называли стамишками. Порой стамишки выполняли функцию своеобразных ларей, предназначенных для хранения домашних вещей. В этом случае, между стамишками устанавливали задвижные дверцы, и тем самым, лавка превращалась в пристенный ларь.

Существовали и такие разновидности лавок, как переносная лавка на 4х ножках. Ножки могли заменять глухие доски по бокам лавки. Такая лавка называлась скамьей. Кроме того, спинки могли быть и «перекидными», и именовали их переметными. Это означало, что они могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. А спинка такой скамьи называлась перемет. Спинка скамьи могла быть украшена резьбой резной или токарной работы, либо сквозной – столярно — решетчатой резьбой. Украшали, главным образом, глухие спинки.

Традиционно, в длину скамья превышала длину стола. В горницах скамью покрывали так называемым, полавочником. Это специальная ткань, которую стелили поверх скамьи. Можно встретить разновидность скамьи, боковину которой использовали как прялку. Как правило, это была одна резная или расписная боковина, которую так же использовали и как опору для подушки.

Скамья оставалась основным видом опорной мебели в крестьянском жилище, вплоть до XIX века, пока в избе не появились стулья. В распространении стульев и их внешнем оформлении сказалось городское влияние. Стул имеет симметричную форму и устойчивый вид. Ножки стула слегка выгнуты, спинка сквозная, квадратной формы, иногда узорная. В народном искусстве преобладает стул с таким же, как у спинки, квадратной формы, дощатым сиденьем, зачастую украшенным деревянной бахромой. В наследство от скамьи стульям достался геометризм и некоторая жесткость. Преобладающие цвета стульев весьма неоднозначны, для них характерна окраска в два-три цвета.

Стол в избе имел весьма внушительные размеры, и был рассчитан на большую семью. Особенно тщательной обработку подвергали крышку стола. Обычно ей придавали прямоугольную форму, выполняли ее из качественной древесины, не имеющей сучков и добивались идеально гладкой поверхности. Конструкция стола выполнялась по-разному. Она могла быть без царги или с царгой.

Часто она имела вид боковин, с выемкой внизу, выполненных из составных досок и соединенных между собой проножкой, типа царги. Ножки стола могли соединяться между собой двумя проножками или вкруговую. Под крышкой стола могли находиться один или два выдвижных ящиках. В качестве украшения использовали резьбу. Она покрывала края крышки, а иногда и грани массивных ножек. Резные перехватцы украшали нижние части ножек.

Обеденный стол был не единственным в русской избе. Существовали и кухонные столы — поставцы, устанавливаемые около печи. Они служили для приготовления пищи. Высота их превышала высоту обеденных столов и они часто имели выдвижные ящики для удобства или полки с закрывающимися дверцами. Высота их была идеально приспособлена для того, чтобы за ними было удобно работать стоя. В деревенской избе можно было встретить небольшие столики, функциональное предназначение которых, было скорее, декоративным. Обычно на них хранили ларец или книгу.

В деревенских избах были распространены сундуки, как обязательная принадлежность помещения. Часто они имели декоративное решение: их обивали со всех сторон металлическими деталями, орнаментом, окрашивали в зеленый или красный цвет, обивали мехом с коротким ворсом. Сундуки служили для хранения одежды и домашней утвари. Размер сундука мог достигать двух метров, или составлять всего лишь 50-60 см. Опорой сундука являлись четыре невысокие ножки, или профильный плинт. Сверху имелась прямая или немного выпуклая крышка. По бокам сундука размещались ручки, которые почти всегда были искусно отлиты, так же, как и личины замков и ключи.

Интересны замки сундуков, отличающиеся многообразием конструкций. Встречались замки со звоном или мелодией. Способы замыкания и отмычки, порой отличались особой хитростью. Иногда сундуки украшали резьбой и росписью не только снаружи, но и изнутри, чаще всего, растительным узором. Свадебные сундуки служили особенным источников вдохновения. Обычно их расписывали наиболее богато и ярко. Особенно ценились сундуки из дорогой древесины кедра. Как известно, запах кедра отпугивает моль. В деревенской избе, по периметру, прямо над лавками, размещались полки. Их наглухо закрепляли к стене. Они имели широкое применение. Вислыми назывались полки, по всей длине примыкавшие к стене. Если полки, опирались на стену только концами, их называли воронцы. Такие полки-воронцы опирались около печек одним концом на столб или брус. Другим концом полки обычно входили между бревен стены. Таким образом, полки-воронцы разделяли помещение избы на части. Над входной дверью в избе, на опорах-столбах, сооружались полати. Это своеобразный навесной настил, который также можно отнести к полкам. Обычно полати делали между печкой и стеной, и прочно крепили их к стенам.

В основном, главной характеристикой мебели в русской деревенской избе, является статичность. И это неслучайно. Бытовые условия крестьянского жилища, не менявшиеся столетиями, диктовали аналогичные требования и к обстановке избы. Таким образом, мебель являлась не только элементом интерьера, но и органичным дополнением стабильного жизненного уклада русских крестьян. Мебель в русской избе решена в горизонтальной плоскости и объединена материалом исполнения и способом его обработки, а так же декором.

Часто можно встретить в избе скамью с перекидной спинкой. В мебели в качестве преобладающего цвета, присутствовал естественный цвет древесины. Однако широко использовалась и золотисто-охристая гамма, дополненная белым и красным и их оттенками. Такая гамма преобладала на стенах. Она же была украшением посуды, утвари и деревянной мебели. Полотенца на иконах оставались белыми. Вышивка на одежде, полотенцах, носила, главным образом, красный цвет. Его можно было увидеть и на домашней утвари. Конструкция мебели основывалась на главных элементах — доске и брусе. Соединительными элементами являлись клинья и шипы.

Russian House Print — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(260 релевантных результатов)

Россия: Дом на берегу Волги, построенный по принципам ваби-саби

Наталья Беспалова придумала небольшое жилище, которое заключает в себе покой, благополучие и счастье

по Лусенкова Юлия; Фото Артема Игонкина

Россия: Дом на берегу Волги, спроектированный по принципам ваби-саби

Дизайнер Наталья Беспалова была хорошо знакома с хозяйкой этого дома, и когда дело дошло до реставрации коттеджа, они вместе взялись за дело. Хозяину нужен был небольшой домик на берегу Волги — дом, в который он мог бы приехать на день, погулять и провести время с семьей. Хотя его основное жилище находится поблизости, он хотел, чтобы здесь было место для отдыха. «Решил обновить и добавить летнюю кухню, — говорит Беспалова. На фоне высоких деревьев на участке дом небольшой, но удобный и причудливый. Дизайнер вместе со своей командой и заказчиком начала с реставрации фасада и крыши. Параллельно Беспалова приступила к работе над дизайном интерьера. Она была вдохновлена ​​работами Акселя Вервордта и пыталась передать то же самое в своих рисунках. «Я была очарована философией ваби-саби, ее простотой с легким налетом старины и красотой несовершенства», — утверждает она.

При реставрации был обнаружен фактурный армопояс под крышей, который дизайнер решил оставить на виду — «его грубая, суровая фактура идеально вписывается в нашу концепцию». Стены были покрыты декоративной штукатуркой, а высокая крыша обшита простыми досками и окрашена в серый цвет. Несмотря на то, что дом небольшой, ощущение простора все же есть — высота потолков в коньке достигает 4,5 м. Комната всего одна, так как больше хозяину и не нужно. Так как он любит проводить время на свежем воздухе, было решено добавить просторную террасу, где он мог бы посидеть и полюбоваться природой. Интерьер был переработан с использованием винтажных предметов — владелец любит покупать антиквариат. В его коллекции несколько ваз, кувшинов и предметов. Диваны из грубого брезента были изготовлены на заказ, столы были изготовлены местными плотниками, а кресла и коврики были куплены в Zara Home. Чтобы пространство не выглядело пустым, Беспалова сама написала несколько картин; одни она вешала на стену, другие просто прислонялись к ней. Вместе с заказчиком они нашли в близлежащем лесу живописные коряги и пни — их распилили, покрасили в черный цвет и поставили возле дивана в качестве столиков. «Когда я рисовал планы дома, я понял, что здесь нужна старая печь, — вспоминает проектировщик. «Мы долго его искали и нашли 1915 в Дании, отреставрировал ее и поставил в доме».