Содержание
Рационализм: что такое рационализм?
Архитектурные методы, отвечающие современным эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.
На фото: модель Prima 601 от фабрики Alias, дизайн Botta Mario.
Название происходит от лат. rationalis — «разумный», ratio — «разум». Рационализм — авангардистское движение, получившее развитие в 1920-х годах. Оно стремилось выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.
Стиль характеризуется лаконичностью и строгостью форм, отказом от избыточной орнаментальности. Однако идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком. Представителями этого направления были Ле Корбюзье (Le Corbusier) во Франции, группа «Стиль» в Нидерландах, Школа Баухауз в Германии, группа АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов, в которую входили Н. А. Ладовский, К. С. Мельников, А.М. Рухлядев, А. М. Родченко и др.) в России.
- 1 из 1
На фото:
Фасад декорирован в стиле работ нидерландского художника Пита Мондриана (Piet Mondrian), одного из основоположников de Stijl.
Ярким примером жилой архитектуры в стиле рационализма являются жилые комплексы для людей среднего достатка — многоэтажные дома из бетонных блоков на железобетонном каркасе. Обязательные требования к ним: компактность застройки, дешевизна строительства, художественно-эстетическая выразительность. Характерной чертой зданий было четкое деление на этажи. Впервые использовался такой архитектурный прием, как панорамные окна. Подобные проекты легли в основу типовой застройки послевоенного времени (1950-х годов).
- 1 из 1
На фото:
В отделке широко применяли детали из новейших материалов, таких как хромированный металл. Ванная и кухня были сугубо функциональны и невелики по площади.
Оформление интерьеров, как и фасадов домов, было предельно лаконичным. Стены покрывали штукатуркой неярких цветов или оклеивали светлыми бумажными обоями. Полы выстилали простым по рисунку паркетом или кафельной плиткой.
- 1 из 1
На фото:
Мебель также была лишена каких-либо декоративных элементов. Конструкция предмета полностью соответствовала его функции. Для изготовления мебели использовали как традиционные (фанерованное дерево), так и новоизобретенные (хромированные металлические трубки) материалы.
- 1 из 1
На фото:
Основные мотивы:
- жесткие геометрические формы: прямые линии, прямоугольники, квадраты.
- Комментировать в FB
- Комментировать в VK
эмпиризм нового времени, родоначальником французского является, в архитектуре, основоположник, иррационализм, кризис
В конце XIX, а позже, в первой половине XX века, двое абсолютно не знакомых архитекторов независимо друг от друга начали активно продвигать в своих странах новый стиль. Оба придерживались идеи функционального пространства и простых форм, не обременённых элементами стилей предыдущих эпох в искусстве. Италия, ослабленная войнами, довольно холодно отнеслась к столь радикальным идеям. Рационализм продвигался медленно, вызывал массу возмущений и споров. Российская империя, наоборот, лояльно приняла веяние и позволила развиваться ему наряду с более популярным в СССР конструктивизмом.
Содержание
- 1 Черты стиля
- 2 Архитектура
- 3 Интерьер
- 3.1 Отделка стен и полов
- 3.2 Наполнение комнат
- 4 Деятели
- 5 Философия нового времени: рационализм
- 6 Выводы
Черты стиля
Рационализм, как представитель архитектурного модернизма, имел большинство характерных черт развивающихся параллельно стилей. Слишком многим новаторам по всему миру пришло в голову принести архитектуру предыдущих поколений в жертву техническому прогрессу. Сложно назвать особенности рационалистического стиля уникальными. Вот главные из них:
- Техницизм. Стремительное развитие механизмов интересно повлияло на понятие эстетичности у общества. Роль техники возросла, в крайних случаях её даже прославляли. Впервые бытовые приборы обрели еще и декоративную роль.
- Отказ от декора. Помпезные украшения не вписывались в новаторское понятие функциональности. Более того, сознательное отрицание многих архитектурных элементов позволило по-новому взглянуть на простые формы.
- Психологическое восприятие. Попытка оспорить необходимость фундамента, привязанного к земле, вызвала фурор. Идея была раскритикована и оспорена, но получила благодушное звание «нового слова в науке». Рационалисты обыгрывали геометрические фигуры, придавали асимметричность строениям.
- Утопическая подоплека. Рационализм не преследовал модные тенденции. Архитекторы вовсю увлеклись идеей организации пространства, выдвигали реформистские предложения по упразднению стандартной структуры города. Земля в их понимании выступала площадью для земледелия, передвижения и досуга. В то время как жилплощадь можно было вознести в небесную высь.
Архитектура
Аксиомой рациональной архитектуры стал принцип продвижения на первый план значимости композиции здания.
Архитекторы боролись за упразднение бесполезных элементов, скрывающих истинное назначение искусства возведения строений.
Были выработаны некоторые принципы, которых старались придерживаться лидеры и последователи рационализма.
- Простота форм. Понятие красоты было переработано в сторону эстетического превосходства прямых линий над вычурностью декораций неостилей. Декоративный элемент заключался, прежде всего, в грамотном обыгрывании пространства и цвета. Примитивные геометрические фигуры легли в основу архитектуры, стимулируя деятелей того времени делать акцент на функциональном и композиционном превосходстве построек.
- Свет. Окна максимально пропускали солнечные лучи, имели квадратную либо прямоугольную форму, тонкие рамы и большие размеры. В моду вошли балконы и лоджии, двери создавались из однородных материалов, утеряли витражные вставки и рельеф.
- Гармония конструкции и художественной отделки. Применяемые материалы являлись важным дополнением композиции. Только правильное сочетание технических характеристик и функционального назначения могло придать завершенность возведенному зданию.
- Полное отсутствие правил стиля поп-арт – это очень яркое и неординарное явление.
- Неоклассицизм в архитектуре был отодвинут на второй план. В архитектуре царили простота форм и функциональность.
Интерьер
Панорамные окна появились именно в период развития рационализма.
В интерьере царил подчеркнутый минимализм. Предметы же интерьера имели строгое функциональное назначение, не захламляли комнату. Главным в помещении стало обилие света и пространства, мебель была отодвинута на второй план.
В это же время зародилось явление с ироничным названием – стиль китч в интерьере. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу.
Отделка стен и полов
Узорам и рисункам не было места на отделочных поверхностях. Обои и краска однотонные, часто неярких светлых цветов. Напольное покрытие также без излишеств, более тёмное, обычно представляло собой линолеум или ламинат, который появился позже, реже плитку с неброским геометрическим орнаментом.
Наполнение комнат
Небольших размеров и правильных форм, мебельные гарнитуры группировались по функциональному назначению. Каждый предмет мебели визуально можно было вписать в один или несколько квадратов. Бытовые приборы вписывались в общий интерьер, строго подбирались по цвету и форме.
Картины и статуэтки были редкостью. Их популярность развилась уже после периода царствования рационализма. Прогрессивная Европа подхватывала и развивала заложенные идеи, художники и скульпторы находили применение авангардизму в своём искусстве.
Деятели
Рационализм – одно из направлений, вышедших в свет благодаря упорству и идеям архитекторов. Интересный факт: в СССР архитектурный метод появился раньше других стран и продержался недолго. Новая политическая система ценностей не ужилась с утопическим пониманием рационализации пространства. На второй родине – Италии – стиль, напротив, пустил корни благодаря сменившемуся политическому режиму. Архитекторы преследовали разные идеи, считали себя первооткрывателями, подрывающими важность фундаментальных основ. Своим нестандартным мышлением они сделали вклад в стремительное развитие архитектурного модернизма.
- А.К. Красовский. Орденоносный преподаватель учебных заведений по десятку дисциплин, передовой инженер, член строительной конторы министерства стал родоначальником рационального стиля. Он предложил новую основу для истин науки архитектуры:
- Цель строительства здания – потребности, которое оно призвано удовлетворять.
- Свойства используемых материалов – способ достижения цели.
- Экономия – возможность удовлетворения потребностей.
- АСНОВА. Первая творческая организация в советском градостроительстве возникла на идее синтеза архитектуры и прочих видов искусства. Члены «ассоциации новых архитекторов» противопоставляли себя конструктивистам. По их мнению, архитектурные элементы должны были не только рационально обосновываться. Важную роль играло эстетическое восприятие этих элементов.
- Н.А. Ладовский. Творческий лидер АСНОВА очень интересно подходил к системе образования. Он запрещал своим ученикам смотреть примеры работ, на консультациях поправлял и комментировал эскизы, не беря в руки карандаш. Идеи его подопечных должны были основываться исключительно на воображении. Среди сохранившихся работ Ладовского жилой комплекс на Тверской улице, наземный вестибюль и перронный зал двух станций московского метро.
- Группа «7». Итальянское объединение возглавил молодой архитектор Джузеппе Терраньи. В его понимании, среда для существования здравого общества должна была иметь минимум общего с прошлым. Группа активно боролась с господством неостилей, продвигала многочисленные проекты. Большинство из них оставалось неутвержденными, однако, это не останавливало прогрессивных энтузиастов. Первым достижением коллектива стал памятник павшим в Комо по эскизу почившего архитектора-футуриста Антонио Сант-Элиа. Карьерным толчком Терраньи послужил скандальный проект жилого дома «Novocomum». Позже шумиха улеглась, проектируемые новатором здания, наконец, стали приносить ему славу.
Лучшей работой итальянского архитектора стал Дом Фасций. Позже многие авангардисты других стран успешно его копировали.
Виниловый ламинат в Леруа Мерлен: что это такое и почему данный продукт так популярен.
Польская плитка для ванной: особенности данно1 продукции читайте в этой статье.
Модульные картины для интерьера: https://trendsdesign.ru/home/liv/modulnye-kartiny-kak-yarkij-element-dekora-v-gostinoj.html
Философия нового времени: рационализм
Выводы
Рационализм относительно слабо проявил себя на фоне мировой архитектуры. Из всей группы модернизма он достиг наименьших высот на градостроительном поприще, но стал основой и примером для некоторых стилей. Так зародился и скандинавский стиль, стиль хай-тек, которые были продолжением минимализма, но на просторах бывшей Скандинавии. Китайский стиль тоже можно считать продолжением рационализма, хоть сам стиль мало что имеет общего с культурой СССР.
Читайте также про классический стиль в архитектуре и ар-деко в архитектуре.
Рациональное мышление в архитектуре
Рациональное мышление в искусстве и архитектуре относится к целостному подходу, который может включать силу «сейчас» в наши архитектурные усилия. Для принятия любого рационального решения важно внимательно следить за всеми параметрами, которые могут быть затронуты. И в архитектуре рационализм вступает в игру, когда нам нужно учитывать различные параметры, которые так или иначе влияют на нашу точку зрения; это невозможно без архитектурной журналистики. Например, когда у нас есть только небольшая часть, мы не сможем понять полное сообщение, которое она изображает, если у нас нет более широких параметров, проанализированных с помощью какого-либо средства, такого как архитектурная журналистика.
Рационализм в архитектуре не ограничивается комфортом человека. Скорее, это соответствует эстетическому мировоззрению, тому, как клиент будет использовать этот объект, как он сделает этот объект частью своего собственного опыта и повседневной жизни и как через некоторое время его можно будет развить для будущих времен. Возможно, что сейчас мы используем вещи, характерные для сегодняшнего поколения и времени. Однако рационализм настаивает на том, чтобы мы думали и о следующих 5–10 годах. Хотя смысл архитектуры постоянно меняется, сегодняшний дизайн не должен завтра устареть. Это подразумевает для тех, кто каким-то образом может быть не в состоянии идти в ногу с меняющимися тенденциями; тем не менее, они должны иметь возможность каким-то образом использовать этот дизайн для себя.
Такие соображения также вводят в картину понятие цветовой психологии . Общий вид должен быть привлекательным, а цвета должны успокаивать глаза, а также зависеть от окружения. Эта предпосылка включает в себя типы цветов, включая теплые и холодные цвета, выбор которых зависит от создаваемого артефакта. Например, институту потребуется формальная мода на цвета, а больнице — успокаивающие цвета, которые каким-то образом помогут пациенту быстрее выздороветь. Все цвета имеют связанную с ними энергию, которую мы, безусловно, можем использовать с пользой при разработке дизайна. Это рационализм.
Другой аспект рационального подхода может быть использован при определении площади на человека, необходимой для конкретной конструкции. Например, при проектировании зрительного зала решения должны приниматься в расчете на одного человека: количество мест, ширина двери, ширина прохода, воздухопроницаемое пространство и так далее. Также учитываются такие особенности, как тип материалов, которые будут использоваться на фасаде (как внутри, так и снаружи), необходимая пропорция окон и количество бликов, которые должны быть допущены через окна, чтобы глаза были комфортными. Другие важные аспекты, включая отношение периметра к площади, отношение окна к стене и отношение двери к стене, включают в себя рациональный подход.
Возьмем, к примеру, строящееся здание. То, как это будет воспринято зрителями, очень важно. Говоря рационально, здание должно следовать принципам проектирования и быть эстетичным, не говоря уже о том, что важную роль здесь играет существующий рельеф местности. Даже такие элементы, как деревья, должны быть приняты во внимание. Целесообразно не рубить деревья. Вместо этого их следует огородить на протяжении всего процесса строительства или пересадить в другое место. Использование местных материалов для строительства здания – еще одно рациональное решение.
«Думай глобально, действуй локально».
~ Махатма Ганди
Эта цитата резюмирует, как мы должны продвигать использование местных материалов, навыков и рабочей силы, а не полностью полагаться на другие штаты. Требование ресурсов извне означало бы дополнительные транспортные расходы. Кроме того, производство этого материала в «другом» штате увеличится, что где-то повлияет на экономику «этого» штата. Однако использование заменителей звучит рационально.
В конце концов, благодаря рациональному мышлению и подходу , мы приходим к красивым визуальным композициям, утонченности образа жизни, человеческому совместному мышлению из-за общих намерений и чувству просоциальной мотивации. Эти факторы, такие как сотрудничество и общие намерения, соответствуют сущности нашего существа, благодаря которой мы можем действительно расти. Просоциальная мотивация относится к нормам помощи без ожидания. Это составляет рационализм.
Верхнее изображение © Thipak Hari
В центре внимания рационализм и минимализм в дизайне |
Узнайте, как рационализм и минимализм вдохновляют наших дизайнеров
Многие из тех, кто знаком с нашей маркой, знают, что наши дизайнеры черпают вдохновение для продуктов, которые они разрабатывают для нас, из целого ряда источников, некоторые из которых очень личные, некоторые заимствованы из история. Сегодня мы хотели поговорить о двух прошлых тенденциях, которые, возможно, больше, чем что-либо другое, вдохновили замечательную работу некоторых известных дизайнеров интерьеров, с которыми нам посчастливилось работать , привлекая внимание к минимализму и рационализму . Конечно, это не единственные художественные движения, влияющие на наш стиль дизайна, но они, безусловно, играют значительную роль.
В этой статье мы рассмотрим каждый по очереди, но перед этим вернемся еще на несколько лет назад к истокам истории дизайна в целом.
СПРОСИТЕ ЭКСПЕРТА SALVATORI
Галерея
Краткое введение в историю дизайна
История дизайна полна важных художественных течений, но это не должно вызывать удивления, учитывая, что дизайн был постоянной частью истории человечества с незапамятных времен. С доисторических времен человек искал или создавал предметы, облегчающие повседневную жизнь, хотя только в 1951 году во время первой в мире Великой выставки в лондонском Хрустальном дворце термин «дизайн» был придуман в том контексте, в котором мы его знаем сегодня . Это событие ознаменовало собой исторический момент, когда о дизайнерах интерьеров заговорили как о личностях или профессионалах, способных привнести в объекты нужный уровень функциональности. В последующие годы возник ряд различных движений, которые привели нас к двум, на которых мы сосредоточимся сегодня: рационализм и минимализм .
Галерея
Что такое рационализм?
Основанная в Германии в 1920 году и быстро распространившаяся по Европе, руководящий принцип рационализма заключается в том, что форма следует за функцией. Рационалистическое движение с его простыми объемами и четкими прямыми линиями резко контрастировало со сложными и богато украшенными стилями либерти и ар-нуво , которые были в моде в то время. Как следует из самого названия, стиль функционален и лаконичен, следует принципам функционализма и уходит своими корнями в древнеримскую архитектуру, Ренессанс и иллюминизм. В рамках современного движения, основанного на Стремление к простоте, единству и рациональности , ответвление, известное как итальянский рационализм, развилось и стало преобладать по всей Италии.
Вероятно, две из самых известных школ дизайна, которые до сих пор преобладают, были созданы на крыльях рационализма: Баухауз Вальтера Гропиуса и школа швейцарского маэстро Ле Корбюзье. Их работы вдохновили многих известных дизайнеров нашего времени, в том числе Родольфо Дордони , но подробнее о его последних работах чуть позже.
Галерея
Что такое минимализм?
Другим ключевым влиянием, оказавшимся богатым источником вдохновения для наших дизайнеров, является минимализм , стиль, рожденный художественной философией шестидесятых, которая поддерживала сбалансированный, обтекаемый подход . Применительно как к архитектуре, так и к дизайну минимализм основан на единой идее об устранении лишнего и оставлении только необходимого . Геометрические основы, модульные структуры и нейтральные цветовые палитры являются основными характеристиками минималистского декора с девизом «убери, убери и убери еще». Другими словами, меньше больше .
Минимализм означает отказ от безделушек и излишеств, а иногда и украшений, чтобы само пространство дышало.
Галерея
Два современных примера: Novecento и House of Stone
Как упоминалось выше, минимализм и рационализм являются ключевыми факторами в нашем собственном подходе к дизайну, а также в подходе художников и архитекторов, с которыми мы сотрудничаем, и достаточно беглого взгляда на нашу домашнюю коллекцию. чтобы увидеть, что сдержанные геометрические линии являются повторяющейся темой.
Однако из всего ассортимента аксессуаров для дома, пожалуй, два выделяются больше других тем, что воплощают рационалистический и минималистский стиль. Это Novecento и House of Stone.
Разработанный Родольфо Дордони, Novecento состоит из пары держателей для ручек и серии из четырех миниатюрных архитектурных элементов , которые он разработал в рамках проекта The Village. Все шесть продуктов являются верными примерами рационализма, воплощенными в натуральном камне.
Представляя минимализм, у нас есть еще один предмет, принадлежащий The Village, в форме Дом из камня, спроектированный одним из отцов современной архитектуры Джоном Поусоном . Наши совместные дизайнерские приключения начались более десяти лет назад, когда в 2010 году мы вместе создали полноразмерную инсталляцию House of Stone для Недели дизайна в Милане. Эта миниатюрная версия воспроизводит потрясающий дизайн и вырезана из цельного куска Пьетра д’Авола , богатого коричневого известняка. Наши тосканские мастера удаляют весь лишний камень, пока то, что остается, не станет изысканным примером красоты удаления лишнего, чтобы оставить только самое необходимое.
Как бренд, мы многим обязаны школам минимализма и рационализма, обе из которых основаны на функциональном, простом подходе. Мы работаем с натуральным камнем, невероятным сырьем, которое не нуждается в сложных изгибах и излишествах.