Пуризм в интерьере: Пуризм в дизайне интерьера | Статья от Вира-АртСтрой

Пуризм в дизайне интерьера | Статья от Вира-АртСтрой

Дом в стиле провансПрованс — солнце и воздух ФранцииВ стиле французской провинцииПрованс — флер Франции в интерьереУроки французскогоИнтерьер в стиле гранж — провинциальная классикаПарижский интерьер: приемы декораторовСтиль гранж в интерьереПуризм в дизайне интерьера

Опубликована 01.09.2021

Одним из популярных стилевых течений в современном дизайне является пуризм. В переводе с латинского языка «purus» означает – чистый. Под пуризмом подразумевается стремление к совершенству, лаконичности, чистоте и строгости стиля, к функциональности предметов.

Это стилистическое направление зародилось во Франции в 20-х годах прошлого века, когда на смену причудливым и перегруженным интерьерам пришли выверенные, по-своему «стройные» и геометрически правильные решения. Со временем данное понятие обросло новыми идеями и перекинулось на дизайн мебели, а во второй половине XX века стало неотъемлемой частью лексикона декораторов и дизайнеров интерьера.

Пуристический дизайн схож с минимализмом и стилем хай-тек, однако он имеет ряд отличительных черт, в нем тонко миксуется роскошь и простота. Для оформления интерьера используют только натуральные материалы, а его современность подчеркивают ультрамодными технологиями. Здесь нет ярких цветов и большого числа деталей, для оформления используют атрибуты с прямыми линиями и четкими геометрическими формами.

Здесь можно увидеть эксклюзивные вещи, мебель из дерева и мягкие элементы из кожи. Такой интерьер продумывают до мельчайших деталей, вплоть до того, где постелить ковер и какую вазу поставить на журнальный столик. Несмотря на то, что в оформлении используют мало деталей, интерьер в таком стиле дышит уютом. Домашняя атмосфера создается благодаря дорогим и естественным вещам.

Характерные черты стиля

Стилю свойственны следующие черты:
— Преобладание естественных и природных материалов – дерево, кожа, натуральный камень, штукатурка.
— Использование современных технологий, например, светодиодное освещение, новинки в мире сантехники.
— Неяркие, природные цвета – кремовый, бежевый, белый, древесный и его оттенки, синий. Яркие цвета и оттенки могут встречаться лишь как акценты.
— Мебель функциональная, эргономичная и лаконичная.
— Линии правильные, геометрической формы.
— Нет блестящих поверхностей и громоздких конструкций.
— Полностью или практически отсутствует декор. Однако допустимы картины в гладком деревянном багете.

Особенно актуален пуризм в условиях мегаполиса, где существует постоянная потребность в отдыхе от стрессов, информационных перегрузок, повышенного шумового фона. Он легок в восприятии и способен создать уютную, удобную и очень эргономичную атмосферу.

В пуризме используется природная цветовая гамма. Черный и белый цвета также характерны для него, но редко становятся основными в интерьере. Пуризм – один из наиболее дорогостоящих в исполнении стилей, потому что отдает предпочтение естественным материалам и авторским вещам. Он больше подходит для просторных помещений со свободным пространством и высокими потолками, но может быть реализован и в небольшой квартире.

Отделка и материалы

Пол. В качестве напольного покрытия целесообразно использовать паркет и палубную доску естественных цветов. Это относится, в первую очередь, к спальным комнатам. В других помещениях – пол из камня, мрамора. Допустимо использование керамической плитки в свойственных стилю цветах и без узора. В прикроватной зоне спальни и в гостиной на пол можно постелить однотонный ковер с минимальным ворсом.

Стены. Отделать стены можно камнем, декоративной штукатуркой или оклеить обоями. Штукатурка не должна мерцать. Важно, чтобы цвета были природные и неяркие, без выраженных контрастов. Уместны комбинации из двух близких расцветок. Узоры на стенах отсутствуют. Предпочтение отдается однотонным вариантам, преимущественно с матовой поверхностью. Отделочные материалы можно сочетать. Например, нижняя часть стен отделывается деревянными панелями, верхняя – оштукатуривается.

Потолок чаще всего окрашивается светлой краской или оштукатуривается. Потолок может быть одного цвета со стенами, при этом одна из стен или фрагмент сделан из дерева или иного материала.

Освещение

Освещение рассеянное, скрытое, точечное из светодиодов, без центральной люстры и четко выделенных зон, в некоторых интерьерах превалирует дневной свет. Но если есть центральная люстра, то дополнительное освещение все равно присутствует.

Теплое освещение лучше всего подчеркивает красоту природных материалов.

Мебель

Мебель функциональная, лаконичная, практичная, с минимальным декорированием или без него. Ножки мебели чаще всего тонкие и металлические. Эта черта — своеобразная визитная карточка жанра.

Поверхности с блестящим лаком не используют, так же, как и массивные гарнитуры. Мягкая мебель чаще всего обтянута натуральной кожей или натуральной гладкой тканью без блеска.

Мебель с небольшим визуальным «весом» и «объемом», расставляется обычно таким образом, чтобы в центре комнаты оставалось свободное пространство (исключение составляют островные кухни и стол в гостиной).

Количество мебели – минимальное. Мелкие бытовые предметы скрыты за дверками шкафов.

Активно применяются различные высокотехнологичные решения, в том числе, системы «умного дома». Поклонники «чистого» стиля часто выбирают встроенную технику и мебель, рационализируя пространство вне зависимости от размеров помещения.

Немецкий архитектор-модернист Мис ван дер Роэ сказал знаменитую фразу: «Меньше значит больше». Именно эта мысль стала одной из основ идеологии пуризма – стиля, существующего вне времени. Характерная для него простота, игра цвета, натуральность материалов, яркие акценты, уникальный декор и авторская мебель позволяют создавать запоминающиеся интерьеры, не теряющие актуальности.

(4.9) 334 оценок

&copy Статья написана специально для компании ВИРА. При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на www.eremont.ru обязательна. Авторство подтверждено для Яндекса и Google.

Все фотографии без указания правообладателя взяты из открытых источников.

Пуризм в интерьере квартиры

Мне всегда претила излишняя роскошь и вычурность интерьеров, оформленных в стиле барокко и ампир. Но и холодная обстановка в духе минимализма и хай-тека тоже не нравилась. Хотелось, чтобы дизайн квартиры был простым, функциональным, и, в то же время, изысканным и домашним. Для этого как нельзя лучше подходит пуризм. Он не так прост в исполнении, у этого стиля имеются свои особенности и подводные камни. Хочу рассказать, как мне удалось их обойти.

История зарождения

Пуризм возник в начале 20 века на волне сопротивления стерильному и аскетичному хай-теку. Людям надоело жить в сверкающих холодных интерьерах, почти целиком состоящих из блестящих хромированных металлических деталей и стекла. В буквальном переводе с французского слово «пуризм» обозначает стремление к идеалу, совершенству. Применил его впервые Ле Корбюзье. Изначально пуризм применялся при создании архитектурных сооружений, но очень быстро стал популярным и перешел в жилые помещения.

Этот стиль вовсе не так прост, как кажется – за внешней непритязательностью скрывается дорогая начинка. Пуризм имеет свои собственные уникальные черты, которые его выделяют, делая непохожим на все остальные варианты отделки интерьера. Он довольно труден в самостоятельном исполнении, без профессиональной помощи дизайнеров. Но я постарался учесть все основные моменты и особенности пуризма при оформлении квартиры.

Особенности стиля

Пуризм напоминает потомственного аристократа, небрежного, но уверенного в себе. Ему нет нужды доказывать окружающим свою состоятельность, богатство не бросается в глаза, но сквозит в каждой детали. Для стиля характерны следующие основные черты:

— Акцент на природных, экологичных материалах, минимум металла и пластмассы. При отделке используется природный дорогой камень, древесина редких сортов, изысканная ткань, натуральная штукатурка. Приветствуются шкуры животных на полу.

— Цветовая гамма – неяркая, с преобладанием натуральных цветов, чаще всего встречающихся в природе – молочно-белого, серого, нежно-голубого, светло- и темно-бежевого, глубокого коричневого, салатного и лавандового. Допускается использование предметов мебели и декора черных и белых цветов, но акцент не должен делаться на них. Ахроматизм должен лишь дополнять общую обстановку. Никаких кислотных, ярких, неестественных цветов в интерьере быть не должно. Исключение делается лишь для живых растений в горшках или кадках, которые оживляют сдержанную и спокойную атмосферу пуризма.

— Декора очень мало. Никаких сувениров, безделушек, подушек с кружевами или рюшами. Допускается использовать 1 – 2 аксессуара, которые будут подчеркивать общую лаконичность обстановки, но не выделяться из нее. На стены можно повесить картины в общей цветовой гамме комнаты, но они не должны загромождать пространство.

— Вся мебель – функциональная, строгих спокойных форм. Приветствуются вещи, сделанные дизайнерами на заказ, с учетом пристрастий и потребностей владельца помещения. Я заказал себе кресло, обитое велюром цвета кофе со сливками. Оно очень удачно вписалось в общий интерьер. Кстати, пуризм не допускает отделки дешевыми простыми материалами. Никаких кожзаменителей и синтетических материалов. Только натуральная кожа, мех, шелк, бархат, атлас, хлопок или лен.

— В интерьере приветствуются современные дизайнерские находки и решения. Отлично вписываются в обстановку кухни, отделанной в стиле пуризм, шкафы без ручек немецкой системы «нажми-открой», а также вся современная необходимая бытовая техника.

— Освещение неяркое, чуть приглушенное. Если в комнате есть люстра, то она не выделяется помпезностью и величиной. Зачастую это просто плафон строгой формы или встроенный в потолок светильник. Приветствуется точечное освещение и подсветка при помощи светодиодных лент или неоновых трубок.

— Никакой полированной громоздкой мебели, блестящих хромированных деталей. Допускается использование металлических тонких ножек у стульев, кресел. Все предметы служат своему основному предназначению, никаких аксессуаров, отвлекающих на себя внимание, быть не должно. Гардероб, книги, необходимые безделушки надежно прячутся за стенами встроенных или корпусных шкафов. Такой подход должен стать обязательным правилом для человека, замахнувшегося на пуризм. Немного передозировки предметами декора – и пуризм исчезает под слоем эклектики, превращается в авангард.

— Пуризм отлично смотрится в больших светлых помещениях, где много простора и воздуха. В маленьких комнатах он теряется. Поэтому лучше всего для пуристического дизайна подойдут студии, лофты, загородные дома.

Как я обустраивал квартиру в духе пуризма

Сначала мне казалось, что ничего особенно сложного в пуризме нет – простая, но изысканная мебель, отделка природными материалами. Но постепенно я понял, что все очень непросто, и придется уделять внимание буквально каждой детали. На пол я решил везде постелить дубовую паркетную доску, кроме ванной комнаты и кухни. Туда я положил гранитную плитку светло-бежевого цвета.

Стены гостиной у меня окрашены темно-серой краской. По карнизу я проложил подсветку в виде точечных светильников. Очень долго подбирал подходящую люстру – она должна была гармонично вписаться в общее пространство, не выделяться из него, но подчеркивать общую обстановку. Для гармонизации стиля мне пришлось поставить у дивана небольшой журнальный столик из стекла. Вся мебель у меня ровного серого цвета, и диваны и кресла. Чтобы интерьер не казался унылым, я оживил его зеленой пальмой возле окна и тремя диванными подушками с экологическими мотивами, бежево-зеленоватой окраски. Занавеси у меня из прозрачной органзы.

На кухне я решил обустроить систему «нажми-открой» для выдвижных шкафчиков и ящичков. Комната сразу стала смотреться очень современно, лаконично и строго. Я постарался обойтись безо всяких излишних деталей, чтобы не акцентировать на них внимание. Стол из добротного дуба, мраморные фасады, несколько деталей интерьера в натуральном древесном цвете – и получилась кухня, довольно точно передающая сам дух пуризма.

Спальню я решил сделать светлой. Стены и потолок выкрасил белой краской, за исключением той стороны, к которой примыкает изголовье кровати. Там я нарисовал квадраты светло-бежевого, нежно-кораллового и сероватого цветов, органично сливающиеся друг с другом. Мебель и кровать у меня из окрашенной в сливочно-молочный цвет древесины. На полу лежит длинноворсовый ковер. Оживляет белоснежную обстановку декоративный светильник цвета медного золота на прикроватной тумбе и картина в деревянном багете над кроватью. Возле окна я поставил дизайнерское кресло.

Проще всего было отделать ванную комнату. Ее я обложил гранитной плиткой светло-коричневого цвета. Сама ванна у меня в виде лодки, большая и удобная. Стену за ней отделал плиткой немного другого оттенка. Там у меня идут волны светло- и темно-бежевого цвета. Все шкафы постарался убрать и сделать незаметными глазу, применив систему без ручек «нажми-открой». Интерьер получился изысканный, и, в то же время, очень уютный и домашний, из-за обилия натуральных материалов.

Пуризм vs стилистическая эклектика в интерьере

Дизайн интерьера является отражением образа жизни людей, поэтому любое стилистическое предложение тесно связано с конкретным временем.

То, что сейчас является тенденцией, через 10 лет изменится, и будут приняты другие тона и эстетические предложения. Быть в ущерб моде может быть стимулом для тех, кто увлечен дизайном интерьера, но для многих других это является источником неуверенности, поскольку они ожидают большей отдачи со временем от денег, которые они вкладывают в обновление своего пространства.

Для тех, кто хочет максимизировать свои инвестиции, идеальным вариантом будет сочетание безвременья с современностью. То есть иметь возможность определить современное предложение по дизайну интерьера, которое хорошо выживает с течением времени и которое по прошествии 10 лет все еще актуально.

Для этого мы предлагаем несколько общих стратегий:

Хамелеон

Уникальная квартира в центре Барселоны

Выберите нейтральную основу с элементами и аксессуарами, которые легко заменить. Таким образом, мы можем обновить наше пространство, просто изменив некоторые предметы мебели и адаптировав их к современным тенденциям, не вступая в противоречие с целым.

Viking

Перепланировка светлой мансарды в центре Барселоны

Выберите скандинавский стиль, который переживет течение времени. Скандинавский дизайн, несмотря на бум последних лет, с нами с 50-х годов ХХ века и актуален до сих пор. Хотя это стиль, который теряет силу перед текущими предложениями, это самый надежный способ легко сочетать вневременность и современность.

Классический

С течением времени мы можем оставаться в безмятежном прошлом. Если скандинавский стиль остается современным, мы можем искать вневременность в классицизме и, следовательно, отказываться от современности предложения. Классический стиль не представляет собой многого, но, как и скандинавский стиль, является эстетическим предложением, которое все еще используется сегодня. Если скандинавский стиль сохраняет современный вид, то классический стиль, несомненно, обращен в прошлое.

Помимо этих трех стратегий, которые пытаются найти серые тона между пуризмом и эклектикой , объявляющей название этой статьи, есть и другие, более рискованные стратегии из-за их достоверности или согласованности, — это пуризм и стилистическая эклектика в дизайне интерьера.

Пуризм

Другой вариант — открыто принять какое-нибудь эстетическое предложение момента и воспроизвести его, не опасаясь течения времени. В этом случае аутентичность предложения будет контекстуализировать пространство сама по себе и будет пониматься как то, чем оно является: конкретным продуктом, находящимся в четко идентифицируемом эстетическом предложении. Важно тогда предположить, что в какой-то момент он перестанет быть актуальным, но продолжит оставаться аутентичным и последовательным образцом определенного эстетического и стилистического течения.

Вопреки тому, что мы можем подумать, копирование не всегда легко. Это требует четкого понимания параметров и элементов эстетического предложения и умения последовательно их воспроизводить. Любой элемент вне этой логики унижает целое. Таким образом, присоединение к тренду в стиле требует этой способности распознавать, а также создавать ориентиры и иметь возможность включать элементы, которые расширяют согласованное разнообразие в одном и том же наборе.

Эклектика

Мы всегда отстаиваем качество и уникальность, а это требует риска, а не просто воспроизводить существующее. В этом смысле он предполагает риск, который только опыт и хороший вкус позволяют уменьшить, но никогда не устранить.

Interiorismo Современная и индустриальная квартира в Gracia

Путь к уникальности неизбежно ведет нас к эклектике, то есть к выбору элементов из разных течений в согласованном предложении. Способность разработать свой собственный стиль — это найти свой собственный рецепт, включающий инновации и вариации, которые предлагают уникальный, уникальный результат.

Это правда, всякое бывает, и воспроизведение одного и того же рецепта кого угодно утомляет. В постоянном обновлении, в постоянной корректировке привычных рецептов, а также в предложениях и инновациях — стимул такой творческой профессии, как наша.

Purism – Smarthistory

Шарль Эдуард Жаннере, Натюрморт , 1920, 31 7/8 x 39 1/4 дюйма (MoMA)

Рациональное и научное искусство

Пуристы, Амеде Озенфан и Шарль-Эдуар Жаннере (ныне более известный как архитектор Ле Корбюзье), отвергал образ современного художника как интуитивного, экспрессивного гения. По их мнению, современные художники и их искусство должны быть рациональными и научными, и «Натюрморт » Жаннере точно показывает, что они имели в виду. На нем изображена коллекция искусственных объектов, упрощенных до основных геометрических форм: кругов, цилиндров, прямоугольников и правильных кривых. Эти формы точно помещены в ритмическую композицию, которая была организована с использованием заранее определенной геометрической системы для достижения гармоничного баланса. Цвета темные и приглушенные, чтобы подчеркнуть формы объектов, не создавая декоративных отвлекающих факторов.

Картина абсолютно точная, с четкими четкими краями и ненавязчивой манерой письма. Он очищен от всего постороннего и случайного, а его части составляют идеально упорядоченное целое по горизонтальной и вертикальной осям. Как будто мы видим каждый объект в его идеальном платоническом состоянии в концептуальном геометрическом пространстве, а не с человеческой точки зрения, которая может измениться. Повторяющиеся идеальные круги — четкие индикаторы этой идеалистической точки зрения. Они представляют собой форму белой тарелки, горловины двух стеклянных бутылок, ободка стакана и двух чаш для трубок.

Pieter Claesz, Натюрморт с бокалом вина и серебряной чашей , XVII век, масло, панель, 42 x 59 см, (Gemäldegalerie, Берлин)

изображены в виде эллипсов, чтобы указать глубину перспективы, но здесь они нарисованы, чтобы показать их истинную круглую форму, без учета того, как они могут быть восприняты в реальной жизни. Освещение также указывает на пренебрежение художником натурализма. Освещение используется только для обозначения формы объемов; одни объекты освещены слева, другие справа. Отбрасываемых теней нет, за исключением, возможно, верхней части грифа гитары справа, под которой есть повторяющаяся черная геометрическая фигура.

Механическая эволюция

Пуристы представили свои картины как следующий этап эволюции современного искусства после кубизма. Пуризм заменил то, что они называли декоративными, расплывчатыми и случайными формами кубизма, математически разработанными композициями совершенных идеальных форм. Однако пуристские картины были явно обязаны кубизму, особенно геометрически организованным картинам Хуана Гриса. Гитара в «Натюрморте » Жаннере была одним из любимых предметов кубистов, и Жаннере повсюду использовал композиционные рифмы, как это часто делали художники-кубисты.

Хуан Грис, Гитара и очки , 1914, бумага, гуашь и мелки на холсте, 36 1/8 x 25 1/2 дюйма (MoMA) узор из кругов из очков и звукового отверстия гитары, очень похожий на композиционное использование кругов в картине Жаннере. Сравнение этих двух картин также показывает, как пуристская живопись отвергает кубистскую двусмысленность в пользу прочно расположенных, полностью изображенных объектов — обратите внимание, как многие объекты Гриса фрагментируются и исчезают на заднем плане.

Пуристические натюрморты не предназначались для представления пространственной неоднозначности трехмерных объектов, представленных на двухмерной плоскости; они были представлены как «типовые объекты». Это предметы, такие как тарелки, стаканы, бутылки и музыкальные инструменты, которые люди изготавливали на протяжении поколений и которые эволюционировали в процессе механического отбора и усовершенствования, чтобы стать чисто экономическими формами.

Амеде Озенфан, Натюрморт с бутылками , 1922, холст, масло, 51 1/8 x 38 1/4 дюйма (Музей округа Лос-Анджелес)

Классический модернизм

В отличие от кубизма, который был изобретен, постепенно уточнен и заново изобретен Пикассо и Браком в процессе работы, Пуристская теория предшествовала созданию пуристских произведений искусства. Кроме того, отдельные картины пуристов были полностью задуманы до того, как были созданы; это рациональные построения, а не идиосинкразические личные выражения.

Пуристы считали свое искусство одновременно современным и классическим. Он был современным в своей приверженности эволюционной науке, промышленным технологиям и эстетике экономических форм эпохи машин. Он был классическим в своей приверженности рациональности и порядку. По мнению пуристов, современный век машин смог реализовать цели и идеалы древних греков — совершенно гармоничное общество и окружающая среда.

Их картины ссылались на древнегреческие модели в изображении идеальных платонических форм, использовании гармоничных математических пропорций, используемых при строительстве греческих храмов, таких как Парфенон, и в их общих отсылках к греческим архитектурным формам. Натюрморт Озенфанта с бутылками — одна из многих пуристских картин, в которых используется граненая стеклянная посуда, напоминающая рифленые колонны классической архитектуры.

L’Esprit Nouveau № 10 (19 июля21), с. статьи о современной музыке, литературе, театре, политике, городском планировании, промышленной практике и последних научных открытиях.

Этот широкий охват продемонстрировал участие пуристов в развитии современного индустриального общества и процессе механической эволюции. Для них все объекты, созданные человеком, от картин до архитектуры и машин, участвовали в одной и той же фундаментальной эволюции в сторону более эффективных и рациональных форм. В одном из своих самых известных эссе периода пуризма Жаннере сравнил эволюцию конструкций древнегреческих храмов с эволюцией современных автомобилей, которые стали легче и эффективнее с точки зрения конструкции и использования материалов.

Прославление объектов массового производства

Пуристы прославляли эффективность конвейерного производства на современных фабриках и утверждали, что современные фабричные рабочие гордятся хорошо спроектированными и эффективными объектами, которые они помогали производить. Пуристические картины отражают это отношение как по тематике, так и по стилю. Одни и те же объекты неоднократно появляются на их картинах, как если бы они были произведены серийно. Кроме того, формы картин основаны на механических инструментах, таких как линейки, компасы и французские кривые; инструменты, которые связаны с инженерным делом и массовым производством, а не с изобразительным искусством живописи.

Фернан Леже, Сифон , 1924, холст, масло, 25 5/8 x 18/18 дюймов (Художественная галерея Олбрайт-Нокс)

Озенфан и Жаннере были единственными настоящими художниками-пуристами, но Фернан Леже был тесно связан с ними в начале 1920-х гг. Он также использовал эстетику машин в своих картинах и прославлял достижения современных технологий и промышленности.

Сифон изображает современную стеклянную посуду в упрощенной читаемой форме. Стакан, сифон и рука были взяты из современной газетной рекламы Кампари, но Леже превратил их в анонимные изысканные объекты и поместил их на фоне неоднозначных геометрических форм и абстрактных прямоугольников. Хотя стиль заметно отличается от стиля пуристов своей большей абстракцией и вниманием к смелому графическому дизайну за счет широкого использования черного цвета, тематика и упрощенные формы современных предметов массового производства явно согласуются с теориями пуристов.

Esprit Nouveau Павильон

Самым известным произведением, связанным с пуризмом, был павильон Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже. Пуристы были одним из нескольких движений 1910-х и 20-х годов, которые стремились развернуть свой стиль не только в отдельных отдельных произведениях искусства, но и во всей дизайнерской среде. Действительно, Жаннере под своим псевдонимом Ле Корбюзье впоследствии стал известным архитектором.

Реконструкция (реплика) L’Esprit Nouveau Павильон, построенный Хосе Обрири и Джулиано Греслери в Болонье в 1977 г. (оригинал, 1925 г.) (фото: Steve Silverman, CC BY-NC-ND 2.0) павильон и его мебель как образец стандартизированного промышленного дизайна для масс.