Содержание
План-конспект урока на тему «И.А.Гончаров «Обломов». Образ главного героя в романе».
Тема: «Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова».
Цель: Формирование навыков выявления художественных приемов создания образа героя.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у учащихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
Познакомить учащихся с понятием символики имени, детали.
Развивающие:
Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
Совершенствовать навыки анализа эпизода, умение работать в группах.
Совершенствовать навык составления синквейна.
Воспитательные:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие самостоятельности мышления школьника.
Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал – таблицы для работы в группах.
Конспект урока:
1. Оргмомент. Постановка проблемы урока.
СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2.
СЛАЙД 3.
Ленин В.И.: «Был такой тип русской жизни — Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались… Достаточно посмотреть на нас…, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий».
И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
-Опираясь на цитаты Ленина и Тургенева, сформулируйте и запишите проблему данного урока.
— Почему мнения о герое столь противоположны?
-Исходя из данной проблемы, давайте определим тему.
(Знакомство с героем романа).
-С чего начинается ваше знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем?
(учащиеся выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске):
ИМЯ
ПОРТРЕТ
ИНТЕРЬЕР
ОДЕЖДА
ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ
— При знакомстве с Обломовым мы будем опираться на данный план.
2.Слово учителя.
Замысел романа «Обломов» возник в 1847г., но лишь одну главу – «Сон Обломова» — писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1847г. Кругосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат «Паллада» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859г.
Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Следствием этих порядков были застой и неподвижность во всех областях жизни. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.
СЛАЙД 4.
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
СЛАЙД 5.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Необычное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857г. из Мариенбада:
«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в её комнате, иду в парк, забираюсь в уединённые аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию или прямо в Париж…»
Заинтригован был Лоховский. А оказалось, что речь идёт о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов».
Летом 1857г. в Мариенюаде Гончаров читал его Тургеневу и Фету. И грянул успех, который Л.Н.Толстой уверенно назовёт «капитальным».
Итак, Илья Ильич Обломов. Кто он такой?
— Почему автор даёт своему герою такое имя и фамилию? Ваши предположения.
3. Анализ имени героя.
СЛАЙД 6.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю.
2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство.
.// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
— Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
СЛАЙД 7.
Илья. Древнееврейское «божья помощь» .
Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
— Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
— Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.
4. Анализ эпизода: портрет и интерьер.
СЛАЙД 8.
— Продолжим знакомство с главным героем.
Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.
Проанализируем 2 эпизода:
Задание для 1 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова. (первые 5 абзацев)
Задание для 2 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац).
4. Ответы учащихся.
— Что можно сказать о характере Обломова по его портрету?
(портрет противоречив. С одной стороны — доброта, мягкость, душа, с другой — апатия, лень, отсутствие деятельности)
— Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
(лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий).
Прием знакомства с характером героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей, Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю противоречивость характера своего главного героя.
СЛАЙД 9, 10, 11, 12, 14.
5. Работа с символикой детали.
Автор в романе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.
В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.
— Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
(гл 1 , 6-7 абзац)
СЛАЙД 13.
(автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью).
— Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности).
Жизнь Обломова разделяется на две половины.
СЛАЙД 15.16.
7. Работа в группах по таблице. Анализ эпизода: Обломов и его гости.
— Парад гостей во второй главе — еще один из приемов раскрытия характера Обломова.
Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Что же это за среда?
— Проанализируем детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова. Почему Обломов считает каждого несчастным?
Работаем со 2 главой 1 части.
СЛАЙД 17.
1 группа. Визитер Волков ( выпишите ключевые слова, характеризующие героя)_________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы | Ответы |
| |
Зачем Обломову гости | |
| |
| |
|
Проверка.
Первым появляется у Обломова Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих деталей: «блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано , даже любовь с Лидинькой.
— Почему Обломов считает Волкова несчастным?
(«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»)
— В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
2 группа. Визитер Судьбинский ( по таблице, аналогичной 1)
Проверка.
Второй посетитель это Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру.
Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой» ,«сколько дела — ужас»,«меня очень ценят». Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству, собачьих конур» .
— Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
(«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»).
3 группа. Визитер Пенкин. ( по таблице)
Проверка.
Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком»
Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине».
— Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного человека, который также, по мнению Обломова, несчастен. Почему?
(«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина… Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»)
И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.
Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство , прикрытое взаимной любезностью.
Вслед за первыми тремя посетителями появляются еще два героя, Алексеев и Тарантьев , которые названы пародией Обломова, его обезображенными двойниками.
4 группа. Визитер Алексеев ( по таблице)
Проверка.
5 группа. Визитер Тарантьев ( по таблице)
Проверка.
— Почему их можно назвать двойниками главного героя?
(Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена в Алексееве и в Тарантьеве.)
СЛАЙД 18.
— Определим причины деградации Обломова.
СЛАЙД 19.
— Что, по-вашему, означает деградация?
СЛАЙД 20.
— Назовите причины деградации Обломова.
СЛАЙД 21.
— Можно ли сейчас в нашем обществе встретить Обломовых?
— Вы согласны с утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости? Чем?
Об этом мы будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.
— Если Обломова обозначить точкой, а среду, в которой он жил (в Петербурге) — окружностью. Где по отношению к реальному миру находится Обломов?
(рядом, вне среды)
— Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Вы познакомились с главным героем романа, с художественными приемами создания образа главного героя. Изменилось ли ваше мнение об Обломове?
— Напишите синквейн об Обломове, отражающий ваше впечатление от первых глав.
СЛАЙД 22.
Описание синквейна – это пять строк, в которых можно выразить свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
СЛАЙД 23.
Обломов
добрый ленивый
лежит спит мечтает
«Изменит ли его любовь?»
деградация
9. Домашнее задание.
СЛАЙД 24.
Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов».
Ответить на вопросы:
1. Что снится Илье Ильичу?
2. Зачитайте описание утра. С какой целью автор использует пейзаж?
3. Каким предстаёт перед нами мальчик Илюша?
4. Какими предстают перед нами Обломовка и её жители? Зачитайте.
5. Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всём романе?
10
Урок литературы по роману И.А. Гончарова «Обломов» по теме «Причины деградации Обломова». 10-й класс
Большое место в школьной программе по
литературе занимает изучение прозаических
произведений как по числу названий, так и по
количеству часов, которое на их изучение
отводится. На первый взгляд анализ прозы легче,
чем разбор произведений других жанров. Но в школе
глухих и слабослышащих изучение романов,
рассказов вызывает дополнительные трудности.
Небольшой словарный запас неслышащих учащихся
затрудняет формирование логически связанных
мыслей, порождает поверхностное, однозначное
понимание явлений и событий. Учащимся очень
трудно не только разобраться с художественными
особенностями романа, рассказа, но и понять
сюжетную линию произведения. Учителю
специальной школы в такой сложной ситуации проще
всего взять инициативу на себя: пересказывать
сюжет, событийную канву произведения, составлять
формальные характеристики героев, тем самым
окончательно отучить учащихся от чтения
художественного произведения и размышления над
ним.
К сожалению, процент учащихся, прочитавших
роман до его изучения в школе целиком или
частично, ничтожно мал не только в специальной,
но и в массовой школе. Поэтому учителю необходимо
вести работу по последовательному приобщению
учащихся к чтению, к чтению-наблюдению, к чтению-
анализу в той форме, в какой это возможно сделать
в школе глухих. Учитель должен помочь
неслышащему учащемуся разобраться в мотивах
поведения героя, увидеть за одиночными фактами
причинно-следственную связь явлений.
Значительное время на уроке уделяется работе
со словарем. Через осознание лексического
значения незнакомых слов в контексте
произведения учащийся поднимается до понимания
сложных, неоднозначных событий, явлений, которые
происходят во внутреннем мире героя и в мире,
который его окружает.
Необходимо учитывать специфику восприятия
глухих. Оно построено на действенном начале, где
через поступки выявляется личность героя. При
разборе основных компонентов, составляющих суть
литературного образа, неслышащий учащийся
должен предельно зримо выявить основной
внутренний конфликт персонажа, проследить, как
меняется герой в зависимости от событий,
происходящих в произведении.
При изучении романа И. А. Гончарова “Обломов” в
специальной школе большое внимание уделяется
работе над характеристикой главного героя
романа.
Данный урок “Причины деградации Обломова”
помогает учащимся рассмотреть внутренние и
внешние причины, которые формируют характер
героя, влияют на его судьбу. Это не первый урок по
изучению романа. Учащиеся уже познакомились с
героем и выполнили индивидуальные мини-презентации.
(Приложение 1). Презентации состоят из 1-2 слайдов,
демонстрируются в начале урока. Они позволяют
учащимся восстановить в памяти изученный
материал и включиться в работу. Слайды могут
подготавливаться как в школе в компьютерном
кабинете, так и дома. Учитель помогает обобщить
полученную информацию, используя слайды
презентации, и подводит учащихся к проблемному
вопросу (Приложение 1).
Вопрос необходимо формулировать в простой и
доступной форме. Проблемный вопрос, который
предлагается на уроке, должен носить зримый,
образный характер и быть понятен учащимся.
Необходимо избегать сложных абстрактных
формулировок вопроса, которые с трудом
воспринимаются неслышащими учащимися.
Для выявления внутренних причин, влияющих на
характер героя, проводится работа по
сопоставлению описания образа жизни Обломова в 1
и 9 главах романа. При выполнении домашнего
задания учащиеся знакомятся с романом, но, к
сожалению, не все и не всегда прочитывают
необходимый материал внимательно. Поэтому на
уроке им предлагается более тщательно
поработать с текстом. Учащиеся делятся на две
группы, каждая из которых выписывает к себе в
тетрадь словарь по предложенным темам:
“Интерьер комнаты Обломова”, “Обед в
Обломовке”. На данном уроке сопоставление
проводится в форме решения кроссвордов.
Правильно ответить на вопрос учащимся помогают
записи в тетрадях.
Обычно игровые формы используются на
обобщающих уроках или литературных вечерах. В
данном случае такая форма применяется, как
элемент урока при решении проблемного вопроса.
Кроссворд и сканворд показываются
последовательно, учащиеся каждой группы могут
принять участие в решении заданий. В кроссворде
учащимся дополнительно необходимо выполнить
задание: составить словосочетания. Составленные
словосочетания не только являются заданиями по
развитию речи, но и способствуют более полному
представлению учащихся об образе жизни Обломова
в Петербурге. Результаты работы над кроссвордами
помогают сделать правильный вывод о том, какой
образ жизни был ближе главному герою романа.
Такой нетрадиционный подход формирует у
учащихся более емкие и прочные представления. В
сильных классах к составлению таких
заданий-кроссвордов можно привлекать учащихся:
они могут составлять задания, участвовать в
поиске иллюстраций.
Познакомиться с внешними причинами, влияющими
на формирование характера героя, помогают ответы
учащихся на вопросы домашнего задания.
Обобщение и вывод по теме урока проводится в
виде выполнения письменного задания. При
составлении связных ответов в помощь учащимся
предлагаются слайды презентации. (Приложение 1).
Степень их использования на уроке определяется
индивидуальными особенностями учащихся данного
класса. В классе с более сильным контингентом
учащихся помощь может быть минимальной, в слабых
классах – слайды показываются последовательно
при ответе на каждый вопрос задания.
Тема: Причины деградации Обломова
Цель урока: Сформировать представления о
причинах деградации главного героя романа через
постановку проблемного вопроса.
Задачи:
Образовательные:
- Рассмотреть внутренние и внешние причины,
которые влияют на изменения, происходящие в
судьбе героя.
Развивающие:
- Развивать умения внимательного прочтения
текста при выделении деталей описания.
Воспитательные:
- Формировать навыки общения и умения работать в
группах.
Оборудование: Компьютер, медиа-проектор,
экран, слайды презентаций учащихся, авторские
презентации к уроку, роман И.А.Гончарова
“Обломов”.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Приветствие классу.
Актуализация
— О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
— Какой роман мы читаем?
— Как зовут главного героя романа?
На прошлом уроке мы говорили о романе
И.А.Гончарова “Обломов”, об основной теме
романа, о содержании романа, о главном герое –
Илье Ильиче Обломове.
— Что же нового мы узнали о романе и о его
главном герое. Давайте вспомним.
Выступления учащихся.
Темы выступлений
- Предпосылки создания образа Обломова.
- Замысел, публикация романа.
- Портрет героя.
- Один день из жизни Обломова.
Учащиеся делают краткие сообщения по слайдам
презентации. (Остальные учащиеся вместе с
учителем участвуют в обсуждении и обобщении
полученной информации). (Приложение 1).
Слайды № 1- 9
Вывод:
— Наш герой, Илья Ильич Обломов, так и жил,
практически не вставая с дивана. Мягкий
восточный халат из персидской материи обнимал
его изнеженное тело.
— И этот неподвижный человек – главный герой
романа? Вас это удивляет?
— Конечно. Обычно главные герои способны на
действие, на поступок. Обломов совсем другой.
Слайд № 10
Этап освоения новых знаний
— Давайте повнимательней вглядимся в него, и,
может быть, то, что нас удивляет, покажется
естественным и закономерным.
— Не спеша начинает Гончаров своё повествование
о молодом ещё человеке.
— Было время, когда наш герой испытывал
стремления и надежды, ждал многого от судьбы и от
самого себя. Но жизнь в представлении Обломова
“разделялась на две половины: одна состояла из
труда и скуки…другая – из покоя и мирного
веселья”. Душа тянулась ко второй, служба
приносила лишь страдания. Обломов вышел в
отставку.
Слайд № 11
— Несколько лет продолжается неутомимая работа
над планом переделки имения. Правда, Гончаров
подчеркивает, что герой обдумывает план, лежа на
диване. Устав от праведных трудов, Обломов решает
отдохнуть. Он погружается в мечтания.
– Именно в мечтаниях находил Обломов высшую
сладость. Настоящая его жизнь проходила в мире,
созданном им самим.
Слайд № 12
— Вся первая часть романа – рассказ об одном
только его дне. Кажется, что с героем ничего не
происходит: он лежит, спит, видит сон.
— Но автор обращает наше внимание на мельчайшие
подробности быта Обломова, на историю его жизни,
приведшей Илью Ильича на диван, раскрывая
причины апатии этого человека.
Постановка проблемного вопроса
— Нам с вами необходимо ответить на вопрос:
почему Илья Обломов не может “встать с дивана”?
Что же явилось причиной того, что из живого,
любознательного мальчика он превратился в
человека, которому ничего не нужно в жизни. На
этот вопрос мы попытаемся ответить.
Слайды № 13, 14
Тема нашего урока “Причины деградации
Обломова”.
(работа над словарем)
Слайды №15, 16
— Причины деградации (изменений) героя
находятся и в его характере, и в окружающем
Обломова обществе. Рассмотрим их.
Слайд № 17
— Истоки характера Ильи Ильича Обломова надо
искать в его детстве: в воспитании героя, в образе
жизни, который вели близкие ему люди в Обломовке.
Слайд № 18
— Гончаров – мастер описаний. Мы уже
познакомились с описанием комнаты Обломова в
Петербурге, узнали об образе жизни обломовцев.
Слайды №19, 20
— Через портреты, пейзажи, описание комнат,
бытовых сцен автор пытается передать нам
внутреннее состояние героев, помогает понять,
как окружающая действительность влияет на
формирование взглядов, принципов героя. Проверим
это.
Работа в группах
— Сейчас мы будем с вами искать детали, те
предметы, которые окружают Обломова в его
городской квартире и те, которые являются
составляющей обеда в Обломовке в детстве героя.
— Мы будем работать в группах. Посмотрите на
доску. Что вы видите?
— Определите: в какой группе вы хотите работать.
- 1 группа – Описание комнаты (интерьера), где
живет Обломов. (Роман “Обломов”. гл. 1). - 2 группа – Описание обеда в Обломовке в главе
“Сон Обломова”. (Роман“Обломов”, гл. 9). Работа
учащихся с текстом романа “Обломов”
(На доске написаны названия тем: “Интерьер
комнаты Обломова”, “Обед в Обломовке”. Учащиеся
должны прочитать необходимые тексты из романа и
выписать к себе в тетради:
1 группа — названия предметов интерьера,
которые окружают героя в его квартире;
2 группа – то, что подают в Обломовке к обеду).
Работа с кроссвордом и сканвордом.
Сейчас мы проверим: внимательно ли вы читали.
Презентация 1
Презентация 2
(Каждая группа разгадывают
кроссворды по своей теме. Но если вопрос
вызывает затруднение, то учащиеся другой группы
приходят на помощь).
— Какой же мы можем сделать вывод? Какое
описание вам нравится больше?
— Конечно, нам всем хочется побыстрее покинуть
комнату на улице Гороховой и вместе с Обломовым
окунуться в беззаботную жизнь, которую ведут
обломовцы.
Вывод
Да, Обломова влечет к покою, к вкусному обеду,
заботам маменьки. Воспитание, беззаботная жизнь
в Обломовке сформировали из него слабого и
безвольного человека, который ничего не делал в
своей жизни собственными руками. Всё делали за
него другие. Мы можем согласиться с тем, что
барское воспитание, когда ничего не нужно делать
самому, является причиной изменений (деградации),
происходящих в Обломове.
— Но причины изменений, происходящих в Обломове
– не только в нем самом, но и в пороках общества,
окружающего героя.
— Попробуем доказать это.
Этап проверки домашнего задания
(Ответы учащихся на вопросы домашнего
задания)
Вопросы
- Назовите имена гостей Обломова.
- О чем рассказывает Волков?
- Чем занимается Судьбинский?
- Кто такой Пенкин?
- На какие две беды пытается Обломов пожаловаться
гостям?
Слушают ли его гости?
Этап повторения и обобщения
(Работа со слайдами презентации по роману
“Обломов”. Приложение 1).
(Учащиеся письменно отвечают на вопросы,
используя слайды презентации)
Доска
Вопросы
- О чем мечтает Обломов?
- Сбываются ли его мечты?
- Назовите причины изменений, происходящих в
характере (деградации) Обломова? - На что направлена деятельность Волкова,
Судьбинского, Пенкина? - Как вы думаете: может или нет проявить себя в
таких условиях молодой человек, не отказавшись
от своих идеалов (взглядов)? Почему?
Слайды № 21- 23
— Волков, Судьбинский, Пенкин создают атмосферу
“ложной деятельности”, которая направлена на
удовлетворение тщеславных, корыстных,
эгоистических интересов. В таких условиях
образованному, молодому интеллигентному
человеку трудно проявить себя, не отказавшись от
своих идеалов.
— В такой ситуации Обломов выбирает бездействие
и сон.
Слайд № 24
Подведение итогов урока
— О чем мы с вами говорили на уроке?
— Как вы ответите на вопрос: почему же Илья
Обломов не может “встать с дивана”?
— В чем состоят причины деградации героя,
назовите их?
— Мы доказали, что причины деградации Обломова
надо искать в характере героя, в его воспитании, а
также в пороках общества, окружающего его.
— Люди, которых мы видим на страницах романа, не
приносят пользы обществу, но делают вид, что они
постоянно в движении, в деятельности, всем
интересуются. Но это ложь! Главная их забота о
себе. Им важно получить выгодную работу, жениться
на богатой наследнице, иметь много денег и снова
ничего не делать.
— Вы встречали таких людей в современной жизни?
— Таких людей, которые рассказывают о том, что
они приносят пользу обществу, можно встретить и
сегодня. На самом деле они всегда думают только о
себе, о своей выгоде. Роман И.А. Гончарова
современен и сегодня.
Домашнее задание
Подготовить презентацию и устное выступление
по теме “Детство Штольца”.
Портрет Штольца. Образ Штольца в романе Гончарова «Обломов»
Блестящий для своего времени роман «ломает», написанный Иваном Александровичем Гончаровым в 1859 году, и сегодня заставляет его задуматься над нравственными, социальными, философскими вопросами жизни. Каждый человек в ответе за свою жизнь и судьбу — так можно сформулировать основную идею этого литературного произведения. Одним из главных действующих лиц, призванных подвести читателя к пониманию новых идей, является образ Штольца. Он «запустил» главного героя рассказа Обломова в его неутомимую борьбу за свое спасение. В то же время автор придает Штольцу живые черты человеческой личности, позволяя глубже заглянуть в его душу и понять мотивы.
Появление Андрея Ивановича Штольца
С самого первого появления на страницах большой литературы читатель может достаточно точно «наметить» портрет Штольца в романе «Разрывы». Этот персонаж абсолютно во всем противоположен Обломову. Он активен, подвижен, лишен приступов депрессии и меланхолии.
Перед читателем предстает Штольц во 2 части произведения (третья глава). После длительного отсутствия наш герой посетил Обломова и застал своего друга лежащим на диване. Андрей без раздумий проявлял активное участие на позиции Ильи Ильича, пытаясь стряхнуть с себя Синих, обыгравших другого.
Мотивация
У каждого действия есть мотив. Поведение Андрея Ивановича следует из характеристик, определенных автором произведения. Образ Штольца кратко охарактеризовал сам Гончаров: «Ведущая роль в жизни принадлежит «новой власти» – энергичному поручению Штольца. Он отвоевывает для него будущее». это важно?
Те, кто хоть раз удосужился познакомиться с творчеством волшебной певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру, популярную ныне на инструменте укулеле.Ее настоящие поклонники остановились удивляться. ..
Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы
Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997 году. Она стала частью саундтрека к известному фильму Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…
Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера
Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и состоятельных…
Что заставляет Андрея попытаться спасти Обломова? Прежде всего, любовь и привязанность к своему другу. Он искренне, внимательно интересовался своим здоровьем. Понимая, что лежать на диване не физически, а из-за душевной слабости, считает нужным изменить образ жизни Ильи Ильича. Он действует в соответствии с убеждениями о том, какой должна быть человеческая жизнь — это портрет Штольца.
Друзья детства
По сюжету герои дружны с детства. Андрей привык вести себя с Ильей, как старший с младшим. Штольц вспоминает, что в первые годы отела, сбрасывая сонный туман, поэзия была не чужда, поэтому он надеется на успех ее «воспитательного» воздействия. Поначалу создается впечатление, что неутомимая натура Андрея берет на себя пассивность Обломова. На самом деле Андрей Иванович, благодаря своей неутомимой энергии, внешне сумел сдвинуть человека со сцены, но внутренне это был тот самый отел.
Характеристика Обломова и Штольца
Оба друга, хоть и друзья с детства, характер и отношение к жизни у них были совершенно разные. Штольц любил «крутиться» в обществе, прямые контакты, был деловым человеком. Обломов был домоседом, любил побыть один и заниматься «самоанализом».
Портрет Портрет Штольца и Обломова настолько непохож на друг друга, что автор не мог обойти тему межличностного конфликта главных героев. Как только Илья Ильич «поднялся» против навязанной Штольцу роли, началась психологическая война приятелей. Что сделал Андрей Штольц во время разговора с Обломовым, каков его внутренний монолог? Согласился ли он внутренне со своим другом, когда он выдал эмоциональную тираду о пустоте и суетности общественной жизни?
Вероятно, да. Он не перебивает Обломова и возражение на него идет довольно вяло, что слегка ломает привычный в романе образ Штольца: «старый — это тысячу раз сказано». Он даже просит Илью продолжать развивать его идею и присваивает ему звание философа. Обломов, предлагая нарисовать идеальный образ жизни, Штольц подталкивает его к исповеди, приводя примеры великих подвигов своей юности. Таким образом, он хочет, чтобы Илья пришел к мысли о том, чтобы изменить свою жизнь.
Образ Андрея Штольца отличается невероятной решительностью. Тронутый признанием Обломова, он еще больше убеждается в необходимости их помощи и восклицает: «Я вас никогда не покину». Только когда Илья Ильич стал ставить на пути действия новые препятствия, Штольц понимает, что нужно, чтобы действовать решительно и твердо. «Сейчас или никогда», — вот его ультиматум.
Любовь Ольги и Обломова
Бежав за границу и оставив Обломова на попечение Ольги, Штольц не задумывался о возможности романа между ними. Много позже, когда она признается ему в прошлой любви к Обломову, Штольц не придает значения ее первому чувству. Почему? Нет, это не эгоизм – это не портрет Штольца – скорее, недооценка личности Ильи Ильича, неспособность уловить тонкое, нежное и чистое в его душе и способное вернуть чувство женщины.
В четвертой части романа главный герой «заснул» в доме Пшеницыной, а со временем стал ее мужем. Время как будто повернулось вспять, словно вернув Илью Ильича в родную Обломовку. Обломов.Приехав в город,друг посетил Илью.
Что чувствовал Андрей во время встречи с другом?С Ильей он разговаривает,вернее,как мудрый учитель с нерадивым учеником.Его мысли заняты Ольгой,но о Конечно, он не признается Обломовым в своих чувствах к ней. Однако он сначала говорит об Ольге, потому что хочет говорить об этой девушке. Он понимает, что страстная Обломова Ольга не могла последовать, а Штольц приехать в Париж и извиниться.0003
Спасти друга
Портрет Штольца в романе «Ничего» наделены чертами сильной личности, которая ставит сложные задачи и стремится их выполнить. Пробудить Обломова хоть на какие-то занятия — это его работа, поэтому он пугает другими страшными болезнями, которые придут, если он не изменит своим привычкам. Но это не помогает. Кроме того, чтобы действовать более энергично, это тешит самолюбие: ведь он дал Ольге обещание спасти Обломова. Возможно, он может не принять ее просьбу!
Когда Андрей понял, что из-за твоей невнимательности Илья еще и ограбил его, человека делового мира, знающего расход денег, это очень обеспокоило. Он так взволнован. Об этом свидетельствует ее пластика: «…обхватив этот рассказ руками». Затем он обращается к своему другу властным тоном и «чуть ли не силой» берет Обломова к себе, чтобы во всем этом разобраться. Эмоционально сцена выстроена автором на подъеме. Неискушенный читатель может надеяться, что сейчас я послушаю Илью, а другой поедет в деревню, и все хорошо устроит. Но гончары, верные правде персонажей, ведут своих героев по другому пути. Преданный и сильный образ Штольца не мог изменить слабого и беспомощного образа Обломова.
Практичность Штольц определяет основы своего мировоззрения. Герой романа нарисован трезвым реалистом, душа которого «не была сном, загадочна, таинственна». Вещи за пределами его сознания были в его глазах своего рода оптическим обманом. Возможно, полное непонимание природы и мыслей. другие мешают Андрею «быть Мессией».
Обезволенных Обломов
Характеристика Обломова и Штольца особенно ярко проявляется ближе к концу рассказа. Не дожидаясь Обломова в деревне, Штольц в очередной раз навещает друга. Он поражал не только внешностью Ильи Ильича, но и окружающей его обстановкой. Почти сразу дело доходит до Ольги. Зная людей и имея достаточный жизненный опыт, Андрей взволнован и тронут тем, как искренне рад Илья счастью своих друзей. Он особенно хочет вытащить этого ленивца с прекрасной душой из серого убогого окружения. Андрей пытается встревожить его душу, вызвать волнующие воспоминания прошлого, но Обломов сильно подавляет его: «Нет, Андрей, нет, не вспоминай, не шевелись, ради бога!»
Тогда Штольц берёт воодушевление своим описанием чудесных перемен, произошедших в Обломовке, и возможностью построить новый дом по своему вкусу. Но это не оставляет Обломова равнодушным. Штольц молчит, обескураженный, не зная, что делать дальше. Наблюдая за пьяным другом, он пытается объяснить, почему при достаточном количестве средств Илья окружен такой нищетой. Наконец он чувствует, что он рядом, и тогда начинает действовать. Применяя свою волю, знания и общение, Штольц в очередной раз спасает Обломова от безденежья.
5 лет спустя
Через пять лет Гончаров рисует нас на последней и самой драматичной встрече друзей. Конечно, Штольц сомневается, что мог поднять Обломов. И все же считает своим долгом вытащить его из «ям» в более достойную и достойную жизнь. При поддержке жены он чуть ли не насильно посадит Обломова в карету и увезет. Он был готов встретить сопротивление Ильи, но не готов был принять известие о том, что друг женат на Агафье Матвеевне и имеет сына: «перед ним вдруг разверзлась бездна».
Андрей Иванович ничего не знает о том, насколько глубоки и сильны чувства, живущие в груди Пшеницыной, простой и бедной женщины. Он долго молчал, не отвечая на настойчивые вопросы Ольги, глубоко потрясенной потерей друга.
Каков истинный образ Штольца?
Кратко ответить на вопрос, кто такой Штольц, не так-то просто. Несмотря на обилие положительных прилагательных, этот мужчина не идеален. Чрезмерная практичность мешает видеть в Обломове не просто апатичного, иногда безвольного и ленивого друга, а философа, человека с тонкой душевной организацией, способного любить и влюбляться. Автор романа не преминул подчеркнуть чрезмерную зрелищность Андрея Ивановича. Его деятельность ограничивалась личным благополучием. Однако помочь Обломову он хотел искренне, без всяких скрытых подтекстов.
Портрет Штольца, по мнению мыслителей того времени, близок к идеальному. Чтобы встряхнуть страну, нужны были именно такие «Штольцы». В ДОБ отметили, что стране нужен такой тип общественного деятеля, который активно боролся с «обломовщиной» во всех сферах жизни.
Штольц – положительный герой Гончаров-Обломов резко контрастирует. Уже социальная ситуация вокруг будущих «купеческо-туристических» условий и способов воспитания и образования принципиально отличается от обломовской. Штольц не мечтатель. стремиться «сбалансировать практические потребности с высоким духом».
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/mastactva-zabavy/12985-partret-shtol-c-vobraz-shtol-c-u-ramane-gancharova-abloma.html
DE: https://tostpost.com/de/kunst-und-unterhaltung/12986-portr-t-shtol-ca-bild-shtol-ca-im-roman-goncharov-oblomow.html
ES: https://tostpost.com/es/arte-y-entretenimiento/12995-retrato-de-shtol-ca-la-imagen-de-shtol-ca-en-la-novela-de-goncharova-o. HTML
КК: https://tostpost. com/kk/ner-zh-ne-oyyn-sauy/12988-portret-shtol-ca-m-r-shtol-ca-romanda-goncharovty-oblomov.html
PL: https://tostpost.com/pl/sztuka-i-rozrywka/12984-portret-shtol-ca-obraz-shtol-ca-w-powie-ci-gonczarova-oblomov.html
PT: https://tostpost.com/pt/artes-e-entretenimento/12977-retrato-shtol-ca-a-imagem-shtol-ca-no-romance-aves-oblomov.html
TR: https://tostpost.com/tr/sanat-ve-e-lence/12991-portre-stolz-g-r-nt-stolz-romanda-goncharov-oblomov.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/mistectvo-ta-rozvagi/12986-portret-shtol-ca-obraz-shtol-ca-v-roman-goncharova-oblomov.html
Обломов Иван Гончаров — Электронная книга
Электронная книга243 страницы4 часа
Рейтинг: 4 из 5 звезд
4/5
()
2 Роман посвящен кризису среднего возраста главного героя, Обломов, выходец из крупной буржуазии, сын помещика девятнадцатого века. Отличительной чертой Обломова является его ленивое отношение к жизни. Будучи общей отрицательной чертой, Обломов возводит эту черту в художественную форму, апатично занимаясь своими маленькими повседневными делами с постели.
Пропустить карусель
ЯзыкАнглийский
Издатель Sovereign
Дата выпуска 15 февраля 2014 г.
Иван Гончаров
Иван Александрович Гончаров (1812-1891) был русским писателем и писателем-путешественником, чьи высоко оцененные романы драматизируют социальные перемены в России и содержат одних из самых ярких и запоминающихся персонажей русской литературы.
Самым заметным достижением Гончарова являются его три романа, первым из которых был «Обыкновенная история» (1917), роман, сразу сделавший ему известность, когда его высоко оценил влиятельный критик Виссарион Белинский. Обломов (1915), более зрелое произведение, общепринятое как один из самых важных русских романов, проводит сильный контраст между аристократическим и капиталистическим классами в России и подвергает критике образ жизни, основанный на крепостном праве. Третий роман Гончарова «Обрыв» (1915) — блестящее произведение психологической прозы.
Во всех трех романах Гончаров противопоставляет легкомысленному мечтателю противоположного характера, олицетворяющего деловую деловитость; контраст освещает социальные условия в России в то время, когда растущий капитализм и индустриализация беспокойно сосуществовали с аристократическими традициями старой России.
Обломов — бесспорный классик русской литературы, художественный уровень и культурное значение которого можно сравнить разве что с такими шедеврами, как «Мертвые души» Николая Гоголя, «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского.
Пропустить карусель
Связанные категории
Пропустить карусель
Отзывы об Обломове
Рейтинг: 3,991304347826087 из 5 звезд
4/5 90 003
575 оценок21 отзыв
valerieandbooks
Рейтинг: 3 из 5 звезд
3/5
Я знаю, что получил бы намного больше от этого романа, если бы я мог обсудить его с другими. Не похоже, что происходит что-то особенное — главным образом потому, что из-за собственных идеалов (и страхов) Обломов решает провести большую часть своей жизни, делая немного. Однако я понимаю, почему это считается классикой. Читать за #1001Книги
bookomaniac-1
Рейтинг: 2 из 5 звезд nen, maar grondig-inderdaad creatie van een type
meggyweg
Рейтинг: 3 из 5 звезд
3/5
Очень ранний роман о бездельнике — один из старейших и уж точно самый старый из тех, что я читал. На самом деле он мне напомнил 101 Reykjvajik, только немного класснее. (Это все-таки русское дворянство.) Обломов — не слишком тонкая метафора русской аристократии, погубившей себя праздностью и эгоцентризмом. Сам я не мог вникнуть. Я продолжал думать: а что-нибудь вообще ПРОИЗОЙДЕТ? Обломову понадобилось около 100 страниц, чтобы даже встать с постели. Потом, когда он влюбился в Ольгу, я ожидала, что дела пойдут лучше, но этого не произошло. Я читал, что в хорошей художественной литературе главный герой должен сделать что-то значительное или каким-то образом измениться. Но Обломов ничего не сделал и отказался измениться — в этом, я полагаю, и смысл истории.
gofish8
Рейтинг: 4 из 5 звезд
4/5
Великий роман усталости.
lyndatrue
Рейтинг: 5 из 5 звезд второй язык по разным причинам). Каждый из них сделал одно и то же заявление. «Вы должны прочитать Обломова, чтобы по-настоящему понять русских». Перевод Стивена Перла, вероятно, настолько близок к тому, что вы читали в оригинале (за это он получил награду в 2008 году). Сказка Обломова впервые была опубликована в 1859 году., задолго до революции, и тем не менее это поучительная история, в которой до сих пор есть откровения о русской душе.
deebee1_1
Рейтинг: 4 из 5 звезд
4/5
Роман начинается с того, что однажды утром Обломов лежит в постели. Далее следует описание человека, довольно убогой комнаты, мебели и разговоров с Захаром, его старым, ворчливым, ленивым, но верным слугой. День продолжается, Обломов обедает, заглядывают друзья, принимаются или отвергаются приглашения — все это происходит в пределах его постели. Между разговорами или попытками планирования дня он возвращается в свое полусонное состояние и погружается в сказочные образы своего избалованного детства, особенно в еду и ее приготовление, вокруг которых вращалась семейная жизнь. Жизнь была спокойным водоемом. Даже его представления о будущем отражали мечтательные дни его детства — череда тихих и томных дней, проведенных в задумчивых прогулках по саду с очаровательной женой. .. День скоро закончится. Это составляло его повседневную жизнь. Однажды приезжает дорогой друг Штольца, и Обломов знакомится с подругой Ольгой. Юную прелестную Ольгу тянет к Обломову, который не может поверить своему счастью. Несмотря на свою любовь к ней, он выражал себя неоднозначно. Обломов чувствовал, что она заслуживает большего и что он ей не подходит. Он знал, что она очень скоро созреет и поймет, что существует мир, в который он не сможет ее сопровождать. Из-за его отказа она ушла, и именно в то время, когда она пыталась забыть Обломова, она поняла, что принадлежит Штольцу, прогрессивному, энергичному человеку с планами на будущее. Эти трое остаются очень хорошими друзьями, привязанность между ними остается прочной и незапятнанной до самого конца. Обломов так и не изменился, так и не нанес того давно обещанного визита в свое заброшенное имение, никогда не уезжал, никогда в жизни не устраивался на другую работу, никогда больше не влюблялся, никогда не изменял своим повседневным привычкам, никогда не терял любви к еде, никогда не поднимал палец, чтобы сделать что-нибудь, чтобы долгие годы этих сделали его еще мягче, толще и медлительнее в его среднем возрасте, и его смерть была такой же тихой, как и его жизнь без происшествий. Основываясь на том немногом, что я знал об этой книге, я был готов невзлюбить Обломова с первой страницы — я не стал вести себя лениво. Но он становится дорогой фигурой, особенно когда мы видим его бескорыстие и самоотверженность, его мудрость и силу характера, проявленные, когда он отказался от Ольги. Он не мог помочь своей природе, это было то, как он был воспитан, кем он стал, как он смотрел на мир. Обломов не был ленив и ленив, скорее он был лишен воли. Он просто не видел смысла усилий. Он знал последствия своего бездействия, своей нерешительности, но вел себя как обреченный человек — все принимая, пораженец. Мы видим не распад характера, а продолжение существования наполовину сформировавшегося, и именно это делает Обломова трагичным. Обломов должен был символизировать аристократический класс России, а Ольга и Штольц — приход перемен, новых вещей, нового мышления. Письмо Гончарова увлекательно, персонажи очень хорошо прорисованы, а идеи полностью развиты. Этот роман прекрасен во всех смыслах этого слова.
Превью книги
Обломов — Иван Гончаров
Иван Гончаров
Обломов
Новое издание
9 0002 ЛОНДОН ∙ НЬЮ-ЙОРК ∙ ТОРОНТО ∙ САН-ПАУЛО ∙ МОСКВА
ПАРИЖ ∙ МАДРИД ∙ БЕРЛИН ∙ РИМ ∙ МЕХИКО ∙ МУМБАЙ ∙ СЕУЛ ∙ ДОХА
ТОКИО ∙ СИДНЕЙ ∙ КЕЙПТАУН ∙ ОКЛЕНД ∙ ПЕКИН
New Edition
Опубликовано Sovereign Classic
9000 2 [email protected]
www.sovereignclassic.net
Настоящее издание
Впервые опубликовано в 2014 г.
Авторское право © Sovereign, 2014 г. Изображения и иллюстрации © 2014 Stocklibrary.org
Все права защищены.
ISBN: 9781910150597 (pbk)
ISBN: 9781910150580 (ebk)
Содержание
ЧАСТЬ 1
9000 2 ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
ЧАСТЬ 2 9 0003
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ЧАСТЬ 3
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
ЧАСТЬ 4
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ГЛАВА 4
CH ЧАСТЬ 5
ГЛАВА 6
ЧАСТЬ 1
ГЛАВА 1
ОДНАЖДЫ УТРОМ, в в квартире в одном из больших домов на Гороховой улице, население которого вполне соответствовало населению провинциального города, лежал в постели господин Илья Ильич Обломов. Это был парень лет тридцати, среднего роста и приятной внешности. К сожалению, в его темно-серых глазах отсутствовала какая-либо определенная мысль, а в других чертах — полная несосредоточенность. Вдруг мысль бродила по его лицу с вольной птицей, порхала на мгновение в его глазах, оседала на его полуоткрытых губах и оставалась на мгновение затаившейся в морщинах его лба. Потом оно исчезало, и снова его лицо светилось лучезарной беззаботностью, которая распространялась даже на его позу и складки ночной рубашки. В другое время его взгляд темнел, как от усталости или скуки. Но ни то, ни другое выражение не могли совершенно изгнать с его лица той кротости, которая была господствующей, основной, характерной чертой не только его черт, но и лежавшего под ними духа. Этот дух сиял в его глазах, в его улыбке, в каждом движении его рук и головы. Взглянув мимоходом на простуженного Обломова, поверхностно наблюдательный человек сказал бы:0357 Видно, добрый, но простак ; тогда как человек более проницательный и сочувствующий, чем первый, продлил бы свой взгляд и пошел бы дальше задумчиво и с улыбкой, как будто он был чем-то доволен.
Лицо Обломова было не красное, не тусклое, не бледное, а неопределенного оттенка. Во всяком случае, такое впечатление оно производило — быть может, потому, что от малоподвижности, или от недостатка свежего воздуха, или от недостатка того и другого он был не по годам морщинистый. Вообще, судя по чрезвычайной белизне его обнаженной шеи, его маленьким пухлым рукам и мягким плечам, можно было бы заключить, что он обладал женоподобным телом. Даже в возбужденном состоянии его действиями руководила неизменная мягкость, прибавляемая к усталости, не лишенной некоторого своеобразного изящества. С другой стороны, если уныние духа выказывалось на его лице, то взгляд его тускнел, а лоб нахмуривался, так как сомнение, уныние и опасение переходили в борьбу друг с другом. Однако этот эмоциональный кризис редко выкристаллизовывался в форму определенной идеи и еще реже в форму твердой решимости. Почти всегда такое волнение испарялось со вздохом и переходило в какую-то апатичную летаргию.
Комнатный костюм Обломова в точности соответствовал спокойным очертаниям его лица и изнеженности форм. Костюм, о котором идет речь, состоял из халата из какой-то персидской материи, настоящего восточного халата, одежды, лишенной ни кистей, ни бархатных оторочек, ни талии, но столь просторной, что Обломов мог бы завернуться в нее. один или два раза. Кроме того, по неизменному азиатскому обычаю, его рукава постоянно расширялись от костяшек до плеч. Правда, это был халат, утративший свою первоначальную свежесть и местами сменивший свой естественный, первоначальный блеск на приобретённый от долгой носки; тем не менее, он сохранил как ясность своего восточного колорита, так и твердость своей текстуры. В глазах Обломова это была одежда, обладавшая мириадами бесценных качеств, ибо она была так мягка и податлива, что при ношении ее тело не сознавало ее присутствия и, как послушный раб, отвечало даже на малейшее движение. Ни жилетки, ни галстука Обломов в помещении не носил, так как любил свободу и простор. По той же причине его туфли были длинными, мягкими и широкими, для того, чтобы, когда он опускал ноги с постели на пол, не глядя, что делает, ноги его тотчас же помещались в туфли.
Лежание в постели у Обломова не было ни необходимостью (как у больного или сильно нуждающегося во сне человека), ни случайностью (как у измученного человека), ни удовлетворение (как в случае человека, который просто ленив). Скорее, это представляло его нормальное состояние. Всякий раз, когда он был дома — а он почти всегда был дома, — он проводил время лежа на спине. Точно так же он использовал только одну комнату, которая служила и спальней, и кабинетом, и гостиной, в которой мы его только что обнаружили. Правда, в его распоряжении были еще две комнаты, но он редко заглядывал в них, разве что по утрам (которое отнюдь не включало в себя каждое утро), когда его старый лакей случалось подметать кабинет. Мебель в них вечно стояла накрытая, и ни разу не были задернуты шторы.
Комната, в которой лежал Обломов, на первый взгляд была благоустроена. В нем стоял письменный стол из красного дерева, пара диванов, обитых какой-то шелковой тканью, и красивая ширма, вышитая птицами и плодами, неизвестными Природе. Кроме того, в комнате были шелковые занавески, несколько циновок, несколько картин, бронзы, фарфора и множество других милых безделушек. Между тем даже самый беглый взгляд опытного глаза человека со вкусом обнаружил бы не более чем склонность соблюдать les convenances, избегая их действительного соблюдения. Без сомнения, это все, о чем думал Обломов, обставляя свой кабинет. Вкус действительно утонченной натуры никогда не удовлетворился бы такими тяжелыми, неуклюжими стульями из красного дерева, такими хлипкими этажерками. Более того, спинка одного из диванов провисла, и кое-где от клея отклеилась древесина. Почти то же самое можно было увидеть и в случае с картинами, вазами и некоторыми другими мелочами в квартире. Тем не менее его хозяин привык смотреть на его принадлежности холодным, отстраненным взглядом того, кто спрашивает:0357 Кто осмелился принести сюда эту дрянь? Такое же равнодушие с его стороны, присоединенное, может быть, к еще большему равнодушию со стороны его слуги Захара, заставило кабинет, при внимательном созерцании, произвести на смотрящего впечатление всепроникающей небрежности и небрежности. На стенах и вокруг картин висела запыленная паутина; зеркала, вместо того чтобы отражать, с большей пользой служили бы планшетами для записи меморандумов; каждая циновка была сплошь в пятнах; на диване лежало забытое полотенце, а на столе (как и в большинстве случаев по утрам) тарелка, солонка, недоеденная корка хлеба и какие-то разбросанные крошки — все это не удалось убрать. после вчерашнего ужина. В самом деле, если бы не тарелка, не недавно выкуренная трубка, прислоненная к кровати, и не лежащее тело самого Обломова, можно было бы вообразить, что в этом месте нет ни одной живой души, настолько пыльным и обесцвеченным было все взгляд, и так отсутствовали какие-либо активные следы присутствия человека. Правда, на этажерке стояли две-три открытые книги, а газета металась, а на бюро стояла чернильница и несколько перьев; но страницы, на которых лежали книги, покрылись пылью и начали желтеть (доказывая тем самым, что они давно отброшены в сторону), дата газеты принадлежала предыдущему году, а из чернильницы всякий раз, когда перо случайно окунулся в него, поднялась с испуганным жужжанием только брошенная муха.
В это утро Обломов (вопреки своему обычному обыкновению) проснулся рано, в восемь часов. Почему-то он выглядел взволнованным; тревога, сожаление и досада гнались друг за другом на его чертах. Очевидно, он стал жертвой какой-то внутренней борьбы и еще не мог позвать на помощь свой ум. Дело в том, что ночью он получил от старосты своей усадьбы чрезвычайно неприятное письмо. Все мы знаем, какие неприятные вещи староста может сказать в своих письмах, как он может рассказать о неурожаях, о просроченных долгах, об уменьшении доходов и проч.; и хотя именно этот чиновник рассылал в течение последних трех лет точно такие же послания, последнее его сообщение подействовало на адресата так сильно, как если бы Обломов получил нежданный удар. Впрочем, надо отдать Обломову должное, он всегда относился к своим делам с известной осторожностью. В самом деле, как только он получил первое тревожное письмо старосты (он сделал это три года тому назад), он принялся за разработку плана изменения и улучшения управления своим имуществом. Однако до сих пор этот план оставался не вполне продуманным, хотя он уже давно сознавал необходимость сделать что-то действительно решительное.
Следовательно, проснувшись, он решил встать, совершить омовение и, выпив чай, обдумать дела, сделать несколько заметок и, в общем, как следует заняться делом. И все же еще полчаса он лежал ничком под пыткой этой решимости; пока в конце концов не решил, что такие занятия лучше всего проводить после чая и что, как обычно, он будет пить этот чай в постели, тем более что лежачее положение не может служить помехой для размышлений.
Поэтому он сделал так, как решил; а когда чай был выпит, он приподнялся на локте и едва не встал с постели. В самом деле, взглянув на свои туфли, он даже начал протягивать в их сторону ногу, но тут же отдернул ее.
Пробило полдесятого, и Обломов встряхнулся. В чем дело?,
сказал он с досадой. По совести мне пора что-то делать! Если бы я мог решиться на… на…
Он прервался с криком Захкар!
, после чего вошел пожилой человек в сером костюме и с медными пуговицами, человек, у которого под совершенно лысой макушкой красовалась пара длинных, густых, седых бакенбардов, которых хватило бы на трех обыкновенных бородатых мужчин. Платье его, правда, было скроено по деревенскому образцу, но он дорожил им, как слабым напоминанием о прежней ливрее, как единственным уцелевшим знаком достоинства дома Обломовых. Дом Обломовых был некогда богатым и знатным, но в последние годы подвергся обеднению и уменьшению, пока, наконец, не затерялся в толпе дворянских домов более поздней постройки.
Несколько мгновений Обломов был слишком погружен в свои мысли, чтобы заметить присутствие Захара; но наконец камердинер закашлялся.
Что тебе нужно?
— спросил Обломов.
Ты мне только что звонил, барин?
Я звонил тебе, говоришь? Ну, я не могу вспомнить, почему я так сделал. Возвращайся в свою комнату, пока я не вспомнил.
Захар удалился, а Обломов еще четверть часа думал над проклятым письмом.
Я пролежал здесь достаточно долго,
наконец сказал он себе. Действительно, я должен встать. . . . А что, если я внимательно прочитаю письмо и встану? Захар!
Захар снова вошел, и Обломов сразу погрузился в задумчивость. С минуту или две камердинер стоял, глядя на своего хозяина со скрытой обидой. Затем он двинулся к двери.
Почему ты уходишь?
— спросил вдруг Обломов.
Потому что, барин, тебе нечего мне сказать. Почему я должен стоять здесь ни за что?
Что? Ваши ноги стали такими сморщенными, что вы не можете стоять минуту или две? Меня что-то беспокоит, так что подожди. Ты только что лежал в своей комнате, не так ли? Пожалуйста, найдите письмо, которое пришло от старосты прошлой ночью. Что вы с ним сделали?
Какая буква? Я письма не видел,
утверждал Захар.
Но вы сами взяли его у почтальона?
Может быть, и знал, но откуда мне знать, куда вы его с тех пор поместили?
Лакей возился среди бумаг и других вещей на столе.
Никогда ничего не знаешь,
заметил его хозяин. Посмотри вон в той корзине. А может, письмо упало за диван? Кстати, спинку этого дивана до сих пор не починили. Скажи столяру, чтобы пришел немедленно. Это ты сломал эту штуку, но ты никогда не думаешь об этом!
Я не нарушал,
парировал Захар. Он сломался сам. Это не могло длиться вечно. Когда-нибудь он должен был треснуть.
Это был пункт, который Обломов не хотел оспаривать. Ты уже нашел письмо?
спросил он.
Да — несколько букв.
Но они не то, что я хочу ».
Я не вижу никаких других,
утверждал Zakhar.
,
был непростым ответом. Захар снова удалился в свою комнату, но едва уперся руками в постель, как вытянулся, как снова раздался властный крик:0357 Захар! Захар!
Господи!
проворчал камердинер, в третий раз направляясь в кабинет. Почему я должен так мучиться? Лучше бы я умер!
Мой платок!
закричал Обломов. Да еще и очень быстро! Вы, наверное, догадались, что это то, чего я хочу.
Захар не выказал особого удивления или обиды на этот укоризненный приказ. Вероятно, он считал и приказ, и упрек естественными.
Кто знает, где платок?
— бормотал он, обходя комнату и ощупывая каждый стул (хотя он не мог не заметить, что на них вообще ничего не лежало). Ты все теряешь,
добавил он, открывая дверь в гостиную, чтобы посмотреть, не прячется ли там платок.
Куда ты идешь?
— воскликнул Обломов. ‘Это здесь вы должны искать. Я не был в тех других комнатах с позапрошлого года. Побыстрее, ладно?
Платка не вижу,
сказал Захар, разводя руками и заглядывая во все уголки. Вот оно!
вдруг прохрипел. Это как раз под тобой. Я вижу, что его конец торчит. Ты все время лежал на нем, а на самом деле просишь меня найти его!
Он поковылял прочь, не дожидаясь ответа. На минуту-другую Обломов опешил, но скоро нашел другое средство оскорбить своего камердинера.
Хороший способ сделать уборку!
сказал он. Сколько пыли и грязи, право же! Посмотрите на эти углы! Вы никогда не беспокоить себя на всех.
Если я никогда не шевелюсь,
обиженно возразил Захар, по крайней мере стараюсь, и себя не жалею, ибо почти каждый день вытираю пыль и подметаю. Все выглядит чистым и достаточно ярким для свадьбы.
Какая ложь!
закричал Обломов. Снова иди в свою комнату!
То, что он спровоцировал Захара на этот разговор, доставляло ему мало удовольствия. Правда заключалась в том, что он забыл, что, затронув деликатную тему, не избежать суеты. Хотя он хотел, чтобы его комнаты содержались в чистоте, он хотел, чтобы эта задача выполнялась невидимо и отдельно от него самого; тогда как, когда Захара призывали хоть немного подмести или вытереть пыль, он обижался на это.
После того, как Захар удалился в свою берлогу, Обломов снова задумался, пока через несколько минут часы не пробили какие-то полчаса.
Что это?
в ужасе закричал Обломов. Скоро будет одиннадцать, а я еще не встал и не умылся! Захар! Захар!
Снова появился Захар.
Мои вещи для стирки готовы?
— спросил его хозяин.
Да они уже давно готовы. Почему ты не встаешь?
А почему ты мне не сказал, что вещи готовы? Если бы ты это сделал, я бы давно встал.