Подсветка картин в интерьере: Подсветка картин в интерьере — как выбрать?

Подсветка картин в интерьере — как выбрать?

Начнем с вопроса «Для чего нужна подсветка под картины?». Разве недостаточно уже имеющегося в комнате верхнего или естественного освещения? Несмотря на пристрастность в этом вопросе, отвечаем: достаточно. Картину вы не потеряете и сможете обсудить вместе с гостями — тематику, стиль художника, историю приобретения.

Тем не менее подсветка может стать одним из этапов на пути к более глубокому погружению. Допускаем вариант, что вы некоторое время жили с живописью в комнате, и лишь случайно подсветив ее, обнаружили интересные детали — фактуру, многослойное наложение краски, коллаж, увидели по-другому цвета. И только тогда задумались о дополнительном освещении.

Подсветка картины в холле. «Лимоны», Владимир Рябчиков. Фото — А. Лихтарович

Если говорить о верхнем свете и специальных светильниках, то отличие кроется в задачах, которые решаются в том или ином случае:

  • Люстры равномерно освещают пространство, создавая рассеянный свет.
  • Направленное специальное освещение создает акценты.

Представьте разницу между освещенным залом в академическом театре перед началом представления и сценой в процессе спектакля. Во время действия осветитель направляет прожектор на того или иного актера, подчеркивая смену акцентов и управляя вниманием зрителя. Так же работает и подсветка картин в интерьере — полотно будто начинает говорить со зрителем. Или, скорее, вслед за направленным светом вы обращаете на него все внимание и начинаете видеть то, что ранее не замечали.

Скажем еще пару слов о естественном освещении картин. При дневном свете цвета красок воспринимаются естественно, без искажений. Проблема в том, что долгое воздействие солнечного света вредно для живописи — ультрафиолет и инфракрасные лучи вызывают выцветание и повреждение красочной поверхности. Поэтому мы не рекомендуем располагать живопись между или напротив окон. Если все-таки этого не избежать, то советуем задергивать шторы и закрывать жалюзи по возможности, когда комната не используется, или использовать специальную защитную пленку для окон.

Правильная подсветка в отличие от дневного естественного освещения не создаст угрозу для произведений искусства и поможет расставить акценты в интерьере.

Чаще всего встречается вариант подсветки над картиной. Варианты светильников можно разделить на группы:

  • встраиваемые потолочные светильники,
  • прожекторные светильники,
  • индивидуальные светильники для каждого полотна.

Встраиваемые светильники в основном встречаются в тех пространствах, владельцы которых изначально планировали размещать в комнатах конкретные картины, а дизайнеры планировали интерьер с учетом имеющейся коллекции. Но такое случается редко.

Наш дизайнер Наталья Болдырева делится своими наблюдениями: «Как правило владельцы понимают, что на конкретной пустой стене потом можно разместить какую-то картину, к выбору которой приходят уже после окончания отделки .Для подсвечивания живописи часто используют трековые системы освещения, в которых подвесные прожекторы передвигаются на шинопроводе. Такое освещение идеально подходит для музеев, галерей — пространств, в которых экспозиция периодически меняется, и … для дома, если есть желание приобрести искусство».

Подсветка картины в гостиной. «Акведук», Владимир Рябчиков. Фото — А. Володин

Индивидуальная подсветка картин — наиболее атмосферный вариант. Она освещает только живописное полотно, создавая ощущение личного или тайного разговора. Вариантов оформления — множество, и под современный, и под классический интерьер. Можно не беспокоится о том, что полотно будет освещено неравномерно.

При достаточной длине лампы (примерно ⅔ от верхней стороны картины) и освещении (вверху картины примерно в 3 раза светлее чем внизу), наш мозг подстроится, и глазам будет казаться, что работа освещена равномерно.

Индивидуальная подсветка. «Концерт», Л. Раков. Фото — С. Красюк

Нижняя подсветка картин встречается редко — она создает мрачные тени от рамы и от мазков краски, если живопись фактурная. Мы не рекомендуем ее использовать в качестве интерьерного решения для освещения картин.

Как выбрать подсветку для картины: технические характеристики

В сети можно встретить рассуждения о том, какие светильники выбрать для подсветки живописи — лампы накаливания, люминесцентные или светодиоды. В этом вопросе мы разделяем мнение профессионалов в сфере освещения произведений искусства — ничего кроме светодиодов рассматривать не имеет смысла. Они не нагреваются, создают только видимый световой спектр без ультрафиолета и инфракрасных лучей, дольше работают.

Приведем здесь совет компании TM LIGHTING, которая работает с Лондонской Национальной Галереей, по поводу цвета освещения. На английском он звучит как “THREE C’S” (по начальным буквам первых слов).

  • Цветопередача (Color Rendition Index)
    Индекс цветопередачи показывает, насколько естественными мы видим цвета объекта при освещении его световым прибором. За ориентир берется дневной свет, его индекс равен 100, поэтому при выборе подсветки для картин ориентируйтесь на значения от 95 и выше.
  • Температура цвета (Colour Temperature)
    TM LIGHTING советует ориентироваться на значение 2700 градусов Кельвина, белый свет такой температуры как раз характерен для привычных нам ламп накаливания. Значение 3000 градусов Кельвина (нейтральный теплый белый свет) уже больше подходит для галерей и торговых пространств.
  • Цветовая согласованность (Colour Consistency)
    Здесь все просто — для подсветки коллекции выбирайте один и тот же тип ламп от одного и того же проверенного производителя.

Еще один ценный совет от профессионалов — подсветка живописи должна быть в 3 раза светлее, чем освещение комнаты. Это создаст необходимый контраст между окружающим пространством и картиной.

Тщательной работы требует освещение тех картин, которые покрыты лаком или закрыты стеклом (даже если оно с антибликовым эффектом). В этом случае важно учитывать позицию зрителя — то место, с которого вы чаще всего будете смотреть на картину, и расположить освещение так, чтобы бликов было как можно меньше. Кроме того, не располагать картину напротив блестящих и глянцевых поверхностей, зеркал.

Индивидуальный трековый светильник над картиной. «Тишина», П. Ефанов. Фото — С. Красюк

Что касается вопроса подсветки больших картин, то он решается установкой нескольких светодиодных прожекторов. Если только речь не идет о гигантских полотнах от 2-3 метров по одной стороне. В таких случаях общими советами не обойтись, возможно, потребуется установить дополнительное боковое освещение.

В заключение мы бы хотели предостеречь вас от желания подсветить все картины, если есть коллекция. Возможно, некоторые стоит оставить в тишине. А при выборе светильников помните, что акцент должен быть на искусстве, но не на освещении.

Еще больше интересных статей читайте в блоге, в разделе Искусство в интерьере и подписывайтесь на рассылку!

 

Как выбрать подсветку для картины: советы эксперта

Неправильно подобранное освещение способно исказить восприятие жипописного полотна и даже испортить само произведение искусства

Расположение и освещение картин — не последняя по значимости составляющая дизайн-проекта квартиры или дома. На мой взгляд, именно качественная подсветка отличает интерьер экстра-класса от обычного жилища с хорошо выполненным ремонтом. Если вы задумались о подсветке произведений живописи, то вы на правильном пути!

Тип используемой в светильнике лампы, ее цветопередача и расположение источника света относительно художественного полотна — вот основные моменты, которые необходимо принимать во внимание при составлении плана подсветки.

ILevel

1. Схема разводки электрики и план расположения картин
Чтобы выбрать тип подсветки, уже на этапе планировки интерьера необходимо определить, какая именно картина будет висеть на той или иной стене. При этом следует учитывать не только местоположение, но и габариты полотна.

Наметив места для картин, вы сможете предусмотреть выводы для осветительных приборов. Нет ничего более унылого, чем провода, тянущиеся по стене к светильнику рядом с дорогостоящим произведением искусства.

Продумав план развески (или хотя бы прикинув, какие именно произведения живописи будут висеть на стенах), следует разработать схему разводки электрики — указать выводы под подсветку картин, определить тип встроенных потолочных светильников, бра и прочих элементов декоративного и технического освещения.

COLECCION ALEXANDRA

2. Акцент или не акцент?
Картина способна решать различные эстетические задачи. Беспроигрышный вариант — подобрать полотно, которое станет центром, декоративным «пятном», вокруг которого и строится интерьер.

Bruce Kading Interior Design

Другой сценарий: картина не является акцентным элементом интерьера, а выполняет утилитарную функцию. Она может дополнять оформление — сочетаться по цвету, например, с мебелью или декоративной подушкой на диване. При этом нет необходимости использовать декоративную подсветку для «фоновой живописи» — достаточно равномерного света потолочного светильника (как на фото).

В любом случае, если вы планируете декорировать интерьер живописными полотнами, следует изначально наметить расположение встроенных или накладных спотов (точечных светильников) в зависимости от той роли, которую картина будет играть в рамках основной дизайн-концепции.

Когда есть необходимость в направленной подсветке, желательно остановиться на поворотных моделях светильников. Тогда свет станет не просто акцентирующим — его можно будет направить под нужным углом. Лучше всего такие модели смотрятся в современном либо эклектичном интерьере в духе легкой классики. Картина с направленной подсветкой — отличный вариант для холла или коридора.

Кстати, многие ошибочно полагают, что для организации подсветки потребуются громоздкие осветительные приборы. На самом деле даже большое полотно нетрудно акцентировать с помощью спота.

Peter A. Sellar — Architectural Photographer

Конечно же, специальная подсветка — наилучший выбор. Особенно если необходимо сделать акцент именно на живописном полотне. Как правило, этот прием используется в классических интерьерах или с элементами классики. Картины небольшого формата, обрамленные в багет и сочетающиеся по стилю с оформлением, придадут интерьерам уют и респектабельность. Вообще подсветка живописных полотен — это не только хороший тон, но и дань уважения их авторам.

Fredman Design Group

3. Тип лампы и цветопередача
Важно учитывать индекс цветопередачи (Ra), или CRI (colour rendering index), — выбирайте показатели в диапазоне от 70 до 90. Если говорить о цвете светового потока, так называемой теплой температуре, то оптимальны параметры 2700-3000 К. Эти и другие цифры указаны на упаковке ламп.

Trapolin-Peer Architects

Важно: лампы не должны нагреваться, поскольку высокая температура ускоряет процесс старения красочного слоя, живописное полотно может потрескаться. Для освещения старинных картин необходимо использовать галогенные лампы со специальном покрытием.

Digs Design Company

Очевидный, казалось бы, совет, о котором все же стоит напомнить: не скупитесь! Выбирая подсветку для картин, отдавайте предпочтение продукции проверенных производителей.

Interior Trends Inc. Design & Remodeling

Важно понимать, что качественная подсветка живописных полотен, — это такая же роскошь, как и сами картины. Инвестируете в искусство — тратьтесь на его качественную презентацию.

8 советов по световому искусству: как освещать произведения искусства в вашем доме

3. Светильники для стен

Подходит для: гибкой настройки
«Вам не обязательно иметь освещение, которое освещает каждую картину», — говорит Мишан. — Вместо этого ты можешь вымыть стену. Настенные светильники бывают разных форм, в том числе встраиваемые, монтируемые на поверхности и на направляющих светильники, которые можно размещать на стенах, потолках и полах, обеспечивая широкое распределение света.

«Вы создаете одну яркую стену, на которой выставлено искусство, и косвенно освещаете комнату», — говорит Рассел, отмечая, что эту технику предпочитают многие современные коллекционеры. «Это более непринужденный способ освещения искусства», — говорит он. Он также обеспечивает встроенную гибкость для добавления, удаления или перемещения произведений искусства в будущем; поскольку стена равномерно освещена, вам не нужно ничего настраивать.

4. Подсветка для картин

Подходит для: интимной экспозиции и арендаторов
Подсветка для картин крепится на стене или рамах отдельных произведений искусства. «Источник света помещается очень близко к произведению искусства, как правило, с лампами очень низкой мощности», — говорит Рассел. «Это создает ощущение близости с произведением искусства и приглашает вас встать поближе, чтобы посмотреть».

Поскольку эти светильники являются декоративными, они могут дополнить внешний вид комнаты, — говорит Мишан. «Там есть несколько очень привлекательных иллюминаторов». Тем не менее, предупредил он, даже если вам не нужно вырезать отверстия в потолке, вам понадобятся розетки для иллюминаторов со шнурами или питание для проводных моделей.

Для крупномасштабных произведений искусства, отмечает Рассел, такие компании, как Modulightor и Academy Light, могут производить очень большие светильники для картин, способные освещать большие пространства.

Фото: Дуглас Фридман

Вопросы обрамления

5. Помните о поверхности

Если ваше произведение находится в раме за стеклом, вам нужно отрегулировать угол освещения, чтобы уменьшить блики. Произведения искусства с текстурой, такие как масляные или акриловые картины, могут быть освещены, чтобы тени, создаваемые на поверхности, были минимизированы или подчеркнуты.

6. Выберите правильную раму для вашего освещения

Если вы используете освещение для картин, вам нужно выбрать прочную раму, которая может поддерживать светильник. Если у вас есть потолочные или настенные источники света, вы можете использовать более тонкие рамки или обойтись без них.

Консервация

7. Выберите правильный тип света

Всегда важно помнить, что свет может повредить произведения искусства в долгосрочной перспективе. «Некоторые галогенные лампы, направленные на одну область картины, фактически постепенно выжигают материалы», — говорит Мишаан. «Когда вы были ребенком, если вы подносили увеличительное стекло к листу, вы начинали обжаривать его и поджигать. Такой же эффект». Это происходит по двум причинам, говорит Рассел: тепло и ультрафиолетовый (УФ) свет. Чтобы свести ущерб к минимуму, вы можете держать галогенные лампы на безопасном расстоянии от произведений искусства и оборудовать их УФ-фильтрами. Или вы можете использовать светодиодные лампы, которые не излучают ультрафиолет и мало нагреваются. «Долголетие очень важно в искусстве, — говорит Мишан. «Инвестируйте в правильное освещение сейчас, чтобы в конечном итоге оно не обернулось для вас большими затратами».

8. Избегайте естественного освещения

Если произведение искусства находится под прямыми солнечными лучами, оно подвергается воздействию ультрафиолетового и инфракрасного излучения, что может привести к его выцветанию. Убедитесь, что детали расположены вдали от сильных источников естественного света, чтобы избежать повреждений.

От многослойности к светодиодам: как освещать ваши работы

Вниз или вверх? День или ночь? Два ведущих инсайдера отрасли дают свои советы по созданию освещения музейного качества в домашних условиях

«Возьмите бесценное произведение искусства и преобразите его так, чтобы клиент увидел его по-другому, — это радость», — говорит консультант по свету Гарри Триггс, основатель TM. Освещение с дизайнером продукции Эндрю Молинье, 2012 г. «Возможно, они не всегда многословны в своих похвалах, но обычно вы получаете небольшое мерцание, говорящее о том, что вы хорошо поработали» 9. 0008

Задавшись целью стать «людьми в области искусства освещения», используя новые высококачественные светодиоды, обеспечивающие гораздо лучшую цветопередачу, два любителя искусства создали впечатляющий набор иллюминаторов и прожекторов, и теперь возглавить команду, базирующуюся в офисе и мастерской недалеко от Рассел-сквер в Лондоне. Среди клиентов Триггса и Мойне теперь лондонская Национальная галерея, сэр Энтони Гормли и Кристиан Лубутен, и мы обратились к ним за экспертным советом по освещению домашней коллекции.

Создание слоев света

Триггс и Молинье не любят украшать потолок точечными светильниками. «Вам не нужно освещать все пространство, — говорит Триггс. «Начните с потолка с чего-то, что освещает основные элементы мебели, каминные полки или комоды. Думайте о комнате как о сцене и освещайте места, в которых происходит действие. Спустившись на уровень стены, используйте что-то вроде освещения для картин, чтобы уменьшить видимую высоту потолка, создать уютную атмосферу и выделить цвета в любых произведениях искусства. Наконец, добавьте настольные светильники и торшеры вокруг фокусных зон комнаты, чтобы привлечь к ним людей».

… и перейти на светодиоды

Европейское законодательство постепенно отказывается от ламп накаливания и ламп S15, используемых в большинстве осветительных приборов, говорит Триггс, поэтому по мере исчерпания запасов все осветительные приборы придется модернизировать. Что еще более ярко, светодиоды не излучают инфракрасные и ультрафиолетовые лучи — и, что более важно, тепло — выделяемое галогенами и другими лампами накаливания, которые могут повредить хрупкие произведения искусства. Другие преимущества включают значительную экономию энергии, более низкие затраты и лучшее распределение света. Как объясняет Молинье: «Если интенсивность света в верхней части картины в три раза выше, чем в нижней, глаз обманывает себя, думая, что картина освещена равномерно».0008

Компании TM Lighting было поручено установить Picture Lighting в выставочной квартире в Найтсбридже. Крайне важно было показать каждое произведение в лучшем свете, как в галерее. Компания подобрала освещение для картин к отделке из старинной латуни в остальной части квартиры

.

Аккуратно размещайте картины

Не вешайте картины под прямым естественным светом — УФ и инфракрасное излучение могут привести к их выцветанию. И подумайте, прежде чем размещать их между большими окнами, так как глазам будет сложно увидеть искусство в течение дня. Прочтите наше руководство по подвешиванию картин, чтобы получить дополнительные советы экспертов.

Подсветка или прожектор?

Основное отличие заключается в том, что прожектор создает лужу света над произведением искусства, тогда как при освещении для картин существует более четкое отсечение. В остальном это зависит от предпочтений клиента: светильники для картин бывают разных форм, размеров, отделки и цветов, чтобы одинаково хорошо работать как в современных, так и в традиционных домах. Однако в минималистском пространстве клиент может предпочесть систему треков и прожекторов, «которая создает ощущение галереи и обеспечивает гибкость», — говорит Триггс, особенно если у клиента есть коллекция, которая регулярно меняется. А в доме с балками на низком потолке, говорит Молинье, «картинный свет может выглядеть слишком загроможденным, в то время как мини-прожектор будет сдержанным и гибким».

Выберите правильные светодиоды

Некачественный светодиод может создавать бледный, болезненный свет, «как в приемной врача», — говорит Триггс. Для правильного качества света в домашних условиях он рекомендует цветовую температуру 2700K, индекс цветопередачи (CRI) 95 или выше и авторитетного производителя, чтобы обеспечить согласованность обоих качеств от одного светодиода к другому.

«Большинство светодиодов падают вниз с более насыщенными цветами», — объясняет Триггс. «Царственные красные и королевские синие цвета становятся плоскими с некачественным светодиодом, в то время как хороший действительно поднимет их и даст четкость». Опять же, Молинье демонстрирует демонстрацию, поднося два источника света к портрету женщины. В свете его компании, воспроизводящем 100% цветового спектра, красный цвет платья женщины и золото в ее волосах выглядят намного ярче, чем при другом свете, воспроизводящем только 80%.

TM Slim Light использовался для освещения произведений искусства в этой частной резиденции в Лондоне, спроектированной NBB Design

.

Даунлайт или аплайт?

Молинье и Триггс склонны подсвечивать произведения искусства. «Подсветка произведений искусства в больших декоративных рамах создает над картинами страшные тени, как в фильмах ужасов», — говорит Триггс. Однако некоторые картины хорошо поддаются освещению. «У одного клиента был трехметровый холст Хендрика тер Брюггена с огнем внизу, который освещал лица наверху», — говорит Молинье. «В данном случае освещение снизу усилило освещение самой сцены на картине».0008

Не думайте, что вам нужно освещать каждую работу

Это зависит от характера коллекции. В одном заказе, по словам Молинье, участвовали 43 Пикассо, и все они должны были быть красиво освещены: «Некоторые произведения искусства не производят такого же присутствия, как другие, или находятся в таком положении, когда их освещение не добавляет атмосферы в помещение». комната в целом.»

Компании TM Lighting было поручено установить Picture Lighting в этой демонстрационной квартире в Найтсбридже

Настройка уровня освещенности для ночного времени

По словам Триггса, это также позволит снять произведение искусства со стены днем. «Вы хотите, чтобы работа была освещена, но вы не хотите, чтобы она выглядела так, как будто она выставлена ​​на продажу в галерее.»

Действуйте осмотрительно

Хотя это часто является результатом огромного количества работы и исследований , хорошее освещение должно в конечном итоге казаться случайным или даже невидимым, позволяя художественному произведению занимать центральное место.