Содержание
Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL
- Главная
- Статьи
- Москвич-суперлюкс: история разработки АЗЛК-2140 SL
Автор:
Олег Полажинец
У поколения молодых автомобилистов, рожденных в конце ХХ века, буквосочетание «SL» обычно вызывает ассоциации с легендарным уже родстером Mercedes – например, модели с индексом R129. Между тем у «советских» была собственная гордость – а если точнее, свой «эс-эль». Ведь именно такие шильдики украшали передние крылья «позднего» АЗЛК-2140, выпускавшегося с 1980 по 1988 годы.
Новее, еще новее
Совсем недавно мы вспоминали о том, что в начале семидесятых годов XX века конструкторы Автозавода имени Ленинского комсомола изо всех сил пытались осовременить Москвич модели 412, чтобы он на фоне новейших Жигулей смотрелся не столь бедным родственником. Результатом труда стал АЗЛК-2140 – модель, в которой заводчанам удалось малой кровью прибавить Москвичу немного комфорта, а заодно слегка освежить внешность при минимальных косметических изменениях.
Увы, даже на фоне тольяттинской «трёшки» Москвич выглядел довольно скромно. А ведь в тот момент на конвейер встала шестая модель ВАЗа… Не говоря уже о том, что в Тольятти активно работали над глубокой модернизацией Жигулей, о чем на АЗЛК были осведомлены.
Стало очевидно, что Москвич нуждается в более радикальных изменениях экстерьера и интерьера, чем это было реализовано в рамках нововведений «первой фазы». Тем более, что работая над проектами С-серии, дизайнеры и конструкторы АЗЛК «забежали» далеко вперёд в своих решениях и приёмах. Работая над «сорок первым» уже на базе французской Simca, они пытались выполнить проект на мировом уровне. А обычный серийный Москвич с его хромированными бамперами, форточками, клыками и прочими рудиментами автомобилей шестидесятых годов XX века смотрелся, мягко говоря, неактуально не только на фоне последних достижений западноевропейского автопрома, но и в сравнении с автомобилями стран СЭВ. Именно поэтому интерес к советской машине в странах Восточной Европы к середине 1970-х стал явно угасать, и появление АЗЛК-2140 на ситуацию особо не повлияло.
Дизайн от зарубежных ателье
К «рестайлингу» Москвича, как его бы сейчас назвали в наше время, было решено привлечь иностранных специалистов. Да еще каких! Руководство АЗЛК «получило добро» свыше и начало вести переговоры с представителями ателье Raymond Loewy Design, которое принадлежало мэтру индустриального дизайна Раймонду Фернану Лоуи. К тому времени американец уже давно сделал себе имя в масштабах всей планеты – в частности, им был разработан модернизированный дизайн бутылки Coca-Cola, интерьер авиалайнера Конкорд и даже раскраска «борта №1» – самолёта президента США Air Force One.
Правда, проектом модернизации Москвича занимался французский офис европейского отделения Лоуи.
Увы, 80 000 долларов, которые советская сторона израсходовала на этот заказ, были потрачены напрасно:
предложенный Лоуи вариант интерьера оказался слишком нетехнологичным и дорогостоящим для серийной реализации.
Американский вариант приборной панели
По этой причине московские конструкторы были вынуждены заняться «облагораживанием» своего седана собственными силами. Причем решили действовать по той же схеме, какую применяли многие производители – «люксовая» модель отличалась от базовой лишь элементами наружной отделки и интерьером, в то время как силовая структура кузова (и другая техника) оставалась практически без изменений. Иными словами, конструкторам предстояло разработать более богатую комплектацию Москвича – исполнение «люкс».
Такой автомобиль должен был побороться за покупателя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ведь даже в условиях пресловутого дефицита продукция московского автозавода на фоне Жигулей пользовалась спросом разве что в случае, если приобрести тольяттинскую машину не представлялось возможным.
В то время главным дизайнером АЗЛК был Игорь Андреевич Зайцев, возглавивший после возвращения Бюро художественного конструирования завода. Однако идея привлечь иностранцев к модернизации модели не утратила актуальности даже после первой неудачи с американцами. Правда, на этот раз было решено сотрудничать «со своими» – то есть с предприятием Saturnus из СФРЮ. Такое партнерство было интересно как нашим, так и югославам, ведь «по бартеру» московский завод должен был получать комплектующие (бамперы, оптику, детали интерьера), а иностранные партнеры, соответственно – готовые автомобили.
Будучи вечно ограниченными в средствах и возможностях, дизайнеры АЗЛК увидели в этом задании возможность наконец-то «оторваться» и сделать Москвич если не лучше Жигулей, то как минимум на уровне главных конкурентов из Куйбышевской области.
Плоды трудов
Никита Розанов, выполнивший работы по экстерьеру, с поставленной задачей справился»на отлично».
В первую очередь облик «люкса» формировали объемные (как бы сейчас сказали – трехмерные) бамперы тщательно проработанной формы. Эти детали не только выполняли прямое функциональное назначение, но и скрывали технологические швы и отверстия в передней панели. Вдобавок передние «подфарники» (совмещенные габаритные огни и указатели поворота) перенесли на бампер, согласовав их форму с самой деталью. В итоге внешность скромного седана буквально заиграла, ведь новый «обвес» смотрелся не только не чужеродно, но и придавал машине «заграничный» вид.
Окрашенные в цвет кузова дефлекторы вытяжной вентиляции на задних крыльях указывают на то, что это – экспортная модификация |
Задняя оптика выглядела еще более инновационно, ведь по исполнению и габаритам она превзошла не только прежние Москвичи, но и вазовские машины! Стекла больших задних фонарей были выполнены из поликарбоната – казалось, что их взяли от какого-то автомобиля иностранного производства. Детали были действительно изготовлены за рубежом, но… специально для Москвича.
Современные автомобили тех лет отличались минимальным количеством хромированных деталей, да и на ВАЗе в последующих моделях от чисто декоративных элементов отказались в пользу технодизайна и функциональной эстетики. Москвич не стал исключением: хромированные «тарелки» колесных колпаков на «люксе» упразднили, а рамки дверей «зачернили». Кроме тщательно продуманных по дизайну ступичных вставок из пластика, диски на люксовой версии лишились «ушек» под колпаки классической конструкции. Для того, чтобы автомобиль визуально казался более длинным и низким, боковины украсили аккуратными черными молдингами.
Конечно, по нынешним меркам такие доработки выглядят не слишком масштабно, наивно и даже немного смешно, но нельзя не согласиться с тем, что «люкс» смотрелся явно выигрышнее и современнее обычного «соровокого».
Чтобы подчеркнуть «эксклюзивность» модификации с индексом 2140-117 на плоскости передних крыльев между колесной аркой и передней дверью установили шильдики SL, которые расшифровывались как «суперлюкс». Впрочем, современники «разгадывали» аббревиатуру и по-другому: например, Special Luxe, Soviet Luxe или Saturnus Luxe.
Но и это еще не все: на Западе в автомобильную моду стремительно ворвались эмали с металлизированным эффектом. В СССР «металлик» появился в середине 1970-х, как на прототипах легковых автомобилей, так и на серийной продукции – правда, не на машинах, а не велосипедах вроде харьковского Старт-Шоссе.
Уже в 1978 году впервые в автомобильной практике Cоветского Cоюза с конвейера сошел Москвич, окрашенный «металликом» финской фирмы Tikkurila – правда, не «люксовый», а обычный АЗЛК-2140. Впрочем, «модной» краской были окрашены лишь отдельные партии автомобилей.
Иной и внутри
Москвич-2140 отличался от модели 412 интерьером, причем далеко не все на заводе одобряли так называемую «высокую» панель приборов, считая её чрезмерно громоздкой. Именно поэтому «интерьерщик» Александр Сорокин под руководством Зайцева создал совершенно другую «торпеду», архитектура которой была близка к так называемой «низкой панели» ВАЗ-2108. Однако на Москвиче такое решение было воплощено в серии раньше, чем на тольяттинском переднеприводнике!
Люксовый интерьер выглядел свежо, нарядно и современно |
Более лаконичной и информативной стала и комбинация приборов. В интерьере появились другие новые детали – например, рулевое колесо с элегантной накладкой и сиденья с велюровой обивкой, получившие лицензионную бесступенчатую регулировку наклона спинки. Вновь оглядываясь на лидера – на ВАЗах подобную схему получат только переднеприводные Спутники, в то время как все Жигули будут довольствоваться более примитивным ступенчатым механизмом. Уюта в салоне прибавилось и благодаря ворсовому ковру пола, а также иной форме обивки дверей. Впрочем, главное нововведение – цветовая гамма салона: вместо мрачных и тусклых оттенков в интерьере использовались детали серого и бежевого цветов. Они смотрелись куда наряднее унылого черного пластика прежних Москвичей. Правда, странное сочетание цвета кузова и интерьера на товарном автомобиле иногда неприятно удивляло новоиспеченных владельцев – впрочем, этим же грешили и ранние Самары, а также «сорок первые» Москвичи.
«Улучшенность» комплектации «сто семнадцатой» модификации подчеркивали и такие полезные «опции», как подогрев заднего стекла и радиоприёмник А-275, отсутствовавшие в базовом оснащении обычного седана.
Технические решения
Принято считать, что «суперлюкс» отличался от стандартного седана АЗЛК-2140 лишь экстерьером и интерьером. Однако вместо примитивного карбюратора К-126Н Москвич-2140 SL получил «жигулевскую» деталь производства Дмитровградского автоагрегатного завода. Причем изделие от ДААЗ было не чем иным, как лицензионным карбюратором Weber! Впрочем, по соображениям токсичности «вебер» вскоре заменили «Озоном» – как на ВАЗах, так и на люксовом Москвиче.
Еще одно важное отличие АЗЛК-2140-117 – распределитель зажигания. Вместо обычного «трамблера» под капотом появилось лицензионное изделие фирмы Bosch с индексом Р147.
В отличие от бывшего итальянского «неженки», рожденный в СССР Москвич не мог похвастать «печкой», обеспечивающей достаточный уровень тепла в условиях суровых советских зим. Именно поэтому «люкс» получил модернизированную систему отопления, благодаря которой в седанах московского автозавода стало заметно теплее и уютнее. И не только в «люксах»: с 1982 года усовершенствованный отопитель начали устанавливать и на обычные «сороковки». Причем остальные инновации также перешли на базовую модель: речь о «скоростном» редукторе заднего моста с передаточным отношением 3,89, а также радиальных шинах Ми-166 (позже – Ми-16) вместо «дубовых диагоналок» модели М-145. Также по моде конца семидесятых улучшенный Москвич лишился поворотных форточек в передних дверях – точно так же поступили на ВАЗе на пятой модели.
К слову, у решения по ликвидации форточек во все времена были как свои противники, так и сторонники; первые утверждали, что без форточек микроклимат в салоне ухудшился, а вторые ратовали за улучшение внешнего вида и обзорности с места водителя.
На покой
Видимо, неслучайно люксовую версию Москвича (как и глубокую модернизацию Жигулей – ВАЗ-2105) начали выпускать именно в «олимпийском» 1980 году. Автомобиль поставлялся как на внутренний рынок, так и на экспорт – преимущественно в страны СЭВ, но пользовался сколько-нибудь заметным спросом разве что в Болгарии и Югославии, поскольку к середине восьмидесятых годов сам по себе заднеприводный Москвич устарел, что называется, концептуально. В сентябре 1986-го с конвейера АЗЛК сошел четырехмиллионный автомобиль – разумеется, им оказался окрашенный в металлик «Снежная королева» Москвич-2140 SL. Впрочем, уже в следующем году в связи с началом выпуска переднеприводного АЗЛК-2141 откровенно устаревший Москвич-2140 сняли с производства, причем люксовую модификацию – даже чуть раньше обычной модели, что объясняется отсутствием импортных компонентов.
Впрочем, свою задачу «осовремененный» Москвич выполнил вполне успешно, позволив «сороковому» продержаться на конвейере аж до 1988 года. Правда, на ВАЗе в тот момент отказались лишь от наследницы первой модели с индексом ВАЗ-21013, а выпуск остальной классики в Тольятти длился еще несколько десятилетий.
Ну а заднеприводные Москвичи в дальнейшем выпускались уже только в Ижевске – в виде собственных модификаций «четыреста двенадцатого».
Отличия АЗЛК-2140-117 от обычного Москвича:
- бамперы
- наружные зеркала
- окраска кузова
- колесные диски и колпаки
- шины
- задняя оптика
- интерьер
- система впуска (корпус воздухофильтра)
- система питания (карбюратор)
- система зажигания (распределитель)
- электрооборудование (генератор)
- система отопления
- передаточное число главной передачи
СССР
история
Новые статьи
Статьи / Суперкары
Страшно, очень страшно: почему в США запрещали дрэг на Dodge Demon и других серийных машинах
Быстрые машины покупают для того, чтобы быстро ездить. А чтобы ездить максимально быстро, нужно ездить по прямой. Эти прописные истины особенно хорошо понимают в Америке – стране, которая, с…
307
0
2
05.11.2022
Статьи / Практика
Холодное сердце: почему машина может долго не прогреваться
«Зима! Крестьянин, торжествуя… » полчаса прогревает машину. А иногда и не крестьянин, а вполне себе боярин на недешевом автомобиле всё равно прогревает его, мёрзнет и думает: ну почему так д…
687
0
2
04.11.2022
Статьи / Авто с пробегом
Jaguar XJ III X350/358 с пробегом: прогрессивный алюминиевый кузов и архаичная электрика
Если вы не заядлый фанат марки, то вряд ли отличите эту машину от предыдущих XJ. Стилистически она следует идее, заложенной еще в 60-х годах: низкий узнаваемый силуэт, консервативный салон……
868
1
1
03.11.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет
В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…
15251
7
205
13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0
Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. ..
12942
10
41
13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!
Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…
9996
25
30
10.08.2022
«Москвич-412» – позор или гордость советского автопрома?
В советской иерархии автомобилей, кои были теоретически доступны простому смертному, все было предельно ясно. «Волга» — безоговорочный престиж, монументальный люкс, статус и положение в обществе. «Жигули», а позже и «Самары» — современность и комфорт, возможно даже спортивность. «Запорожец» – автомобиль-насмешка, обладать которым было стыдно даже в условиях тотального советского дефицита. Причем решающее значение, по факту, имели габариты, а не мощность, динамика или техническое совершенство.
Не верь глазам своим! Написано «ИЖ», но это все равно «Москвич». Фото: youtube.com
А вот реноме «Москвича» выглядело неоднозначно. Будучи чуть крупнее «Жигулей», он считался менее престижным. Современные технические решения сочетались в нем с дремучей архаикой. Смелый и яркий дизайн разбивался о жуткое, даже по советским понятиям, качество сборки. Комфортная подвеска «обнулялась» отсутствием шумоизоляции. Для кого-то – загадка, для кого-то – недоразумение. Самый недооцененный общественным признанием советский автомобиль, при этом – один из самых успешных на Западе.
«Москвич 412»
Автомобиль был представлен в 1967 году, однако фактический старт производства случился уже в 1968-м. Причем, сразу на двух заводах – московском МЗМА, который как раз в 68-м переименовали в АЗЛК, в честь 50-летия Комсомола, и на Ижевском автозаводе «ИЖ».
Этот экземпляр начал свою жизнь в начале 70-х в Красноводске Туркменской ССР. В 1988 году он переехал в центральную Россию и счастливо обитает там до сих пор. Фото: youtube.com
Говорят, что на постройке завода в Ижевске настоял Дмитрий Устинов, будущий министр обороны СССР, а тогда – секретарь ЦК, курировавший «оборонку». И ровно поэтому всю свою советскую историю «ИЖ» относился к оборонному ведомству, не подчиняясь министерству автомобильной промышленности.
За задним номерным знаком спрятана горловина бензобака. Фото: youtube.com
Назвать «412-й» полностью новой моделью было бы неправильно. Основная идея сводилась к тому, в что в старый кузов от «Москвича 408» установили новый, более современный двигатель. Впоследствии, на протяжении долгих лет производства, модель эволюционировала, примеряя новый салон, новые агрегаты и элементы внешнего дизайна, меняя название, превратившись из «412-го» в «Москвич-2140».
Мотор
Главным новшеством, отличавший «Москвич 412» от предшественника, стал двигатель. Верхневальный верхнеклапанный мотор с цепным приводом ГРМ и сферическими камерами сгорания кардинально отличался от того, что стоял на «408-м».
Двигатель отличался завидной надежностью и хорошей ремонтопригодностью. Фото: youtube.com
Согласно расхожему мнению, конструкторы скопировали двигатель BMW. Действительно, аналогичный силовой агрегат баварской фирмы был взят, как ориентир. Однако, по ходу разработки, в конструкцию «москвичевского» мотора было внесено столько изменений, что говорить о прямом копировании некорректно.
Мощность «412-го» мотора составляла, по паспорту, 75 л. с. Именно по паспорту, поскольку, согласно некоторым источникам, официальная мощность была специально занижена! Сделано это было с оглядкой на нестабильное качество производства. Конструкторы хотели быть уверены, что любой случайно выбранный мотор, установленный на стенде, гарантированно выдаст свои 75 «лошадок».
По факту же, «движок» легко форсировался и, после соответствующей доработки, развивал 100-120 л. с. Благодаря этой особенности, «412-й» двигатель был чрезвычайно популярен у спортсменов. И не без оснований.
Под капотом «Москвича» очень просторно. Все агрегаты буквально на ладонях. Фото: youtube.com
Карбюратор К-126, устанавливаемый изначально, стал головной болью автовладельцев из-за своей капризности и ненадежности. Впоследствии на «Москвичи» стали устанавливать куда менее проблемный карбюратор ДААЗ от «Жигулей».
Четырехступенчатая КПП перекочевала с «408-й» модели, но привод коробки переехал с рулевой колонки на пол. Морально устаревший агрегат немного «подшаманили» для новой машины, в частности, появились синхронизаторы на всех передних скоростях. Однако, коробка все равно плохо сочеталась с современным двигателем. Короткоходность, четкость включения – такие понятия, по всей видимости, не фигурировали в техзадании при работе над этим агрегатом.
Кузов
Как мы уже говорили выше, изначально кузов был взят от «408-й» модели. Несмотря на то, что нарисован он был еще в 1959 году, к концу 60-х он выглядел вполне современно. Можно даже сказать, смело и изыскано. По сравнению с FIAT-124, который ляжет в основу появившихся вскоре «Жигулей», с эстетической точки зрения «Москвич-412» выглядит куда как интереснее.
Ну красавец же, правда? Фото: youtube.com
Множество хромированных деталей, залихватские плавники на задних крыльях (привет, Америка!), хищный обратный наклон радиаторной решетки (не хуже, чем у BMW), элегантная подштамповка вдоль всего кузова, визуально удлиняющая автомобиль и делающая силуэт более стремительным.
Жаль только, что весь этот пазл собирался советскими руками на советском заводе, где понятие «качество сборки» присутствовало лишь как ругательство. Кузовные зазоры такие, что через них можно заглянуть в преисподнюю, двери висели криво даже на новых машинах и регулировке отчаянно не поддавались. Все, что могло люфтить – люфтило, все, что могло скрипеть – скрипело.
Кстати, считалось, что «Москвичи» из Ижевска были собраны лучше, чем на АЗЛК. Причина была в оборонном статусе завода «ИЖ» и наивной уверенности обывателя, что танки и ракеты мы умеем делать качественно. Возможно, контроль в Ижевске действительно был поставлен лучше, но вот руки, привыкшие собирать брутальную военную технику, плохо справлялись с такой деликатной материей, как автомобиль.
В процессе производства в конструкцию и дизайн вносились изменения. Так, круглые фары на АЗЛК заменили на прямоугольную оптику производства ГДР.
Прямоугольные фары поставлялись из социалистической Германии и ставились, в основном, на машины, выпущенные на АЗЛК. Фото: youtube.com
На Ижевском заводе тоже выпускались «Москвичи» с немецким взглядом, но куда в меньших объемах. Во-первых, из-за дефицита комплектующих, во-вторых, из-за инертности военных в отношении модернизации. В результате, ижевские автомобили с прямоугольными фарами ехали, в основном, на экспорт. А на внутренний рынок поставлялись машины со старыми круглыми.
Салон
Интерьер «Москвича» также постоянно эволюционировал. Металлическая передняя панель со временем была обернута в мягкий пластик. Архаичную «приборку» заменили на более современную, с круглыми циферблатами (но только на АЗЛК).
На ранних «Москвичах» передняя панель была целиком металлическая. Фото: youtube.com
Жаль, ничего не сделали с печкой. «Москвич» не жаловал пассажиров теплом, поэтому зимой снимать в салоне верхнюю одежду было чревато простудными заболеваниями.
Отдельных слов заслуживает «музыка». Радиоприемник был сделан легкосъемным, при этом на некоторых модификациях он запирался на отдельный ключик! Аппарат имел собственную антенну и пристяжной блок с батарейками. То есть, он мог работать совершенно автономно – ни в каком другом советском автомобиле тогда такого не было. Да и позже, кажется, тоже.
Подвеска
Шасси «Москвича» было построено по традиционной для 60-х годов схеме – треугольные рычаги спереди и рессоры сзади. Уклон в настройках был явно в сторону комфорта. И действительно, «412» был весьма плавным на ходу. Если бы не шумоизоляция, которая фактически отсутствовала. Говорили, что «Москвич» — это автомобиль, который внутри шумнее, чем снаружи.
Задние сиденья тесноваты. прежде всего, из-за короткой колесной базы (2400 мм) и дефицита пространства по ширине. Фото: youtube.com
Тормоза – барабанные на всех колесах. По сравнению с «408-м», новая модель получила гидровакуумный усилитель тормозов. Правда, на деле оказалось, что агрегат был очень ненадежным и регулярно давал течи. Но все равно, с усилителем тормоза лучше, чем без оного, правда?
Модификации
Говорить о модификациях «Москвича» трудно, поскольку изменения в конструкцию вносились постоянно. Причем, и на АЗЛК, и в Ижевске машины эволюционировали по собственному сценарию. То есть, модернизации, проводимые на московском конвейере, до ижевской машины, если и добирались, то не сразу.
«Москвичи», выпущенные в разные годы и на разных заводах отличались друг от друга и дизайном, и технически. Фото: youtube.com
Постепенно изменяясь и развиваясь, «Москвич-412», в результате, превратился в модель «2140», хотя конструктивно, в основе, это был один и тот же автомобиль.
Со временем увидели свет модификации «Москвича» с кузовом хэтчбек («Комби») и грузопассажирская версия пикап – знаменитый «Каблук». Но они уже считались самостоятельными моделями.
История экспорта
Можно удивляться, но «Москвич-412» был одним из самых успешных экспортных автомобилей Советского Союза. Причем, его покупали не только с братских странах соцлагеря, но и у «наших западных партнеров», как это принято сейчас говорить. Например, рынок Великобритании съедал до 3,5 тысяч «Москвичей» ежегодно! А это, по тем временам, да в избалованной и богатой европейской стране, очень приличные цифры.
Залог экспортного успеха «Москвича-412» — современный и мощный двигатель. Фото: youtube.com
Более того, производство «Москвича» было организовано за рубежом! В болгарском Ловече на комбинате «Балкан», начиная с 1969 года, было собрано около 200 тысяч «412-х».
Также отверточной сборкой занималась фирма Scaldia-Volga S.A. в Бельгии, попутно производя «улучшайзинг» под придирчивый европейский вкус.
Багажник просторный, но незатейливый. Ниши для запасного колеса не предусмотрено. Фото: youtube.com
Впрочем, стремительное устаревание модели и знаменитое советское качество со временем свели продажи в Западной Европе на нет. А братьев по социалистическому лагерю никто не спрашивал – «Москвичи» к ним поставлялись исправно.
Эпилог
«Москвич-412», с заложенными в него современными и прогрессивными идеями, вспыхнул на короткое время яркой звездой на автомобильном небе. Но разгореться эта звезда не смогла. Вернее, ей не дали.
И в памяти обывателей «412-й» остался дремучей пенсионерской машиной. И никто не вспоминает про спортивные успехи на международных соревнованиях, ралли Лондон-Сидней в 1968 году, ралли Лондон-Мехико в 70-м. А они были!
Но старичок еще жив! Нет-нет да попадается на просторах нашей необъятной древний «412-й». Как правило – смертельно уставший, побитый жизнью. Но иногда – заботливо восстановленный, нарядный и свежий. Как на наших картинках.
Страница ошибки
| eBay
Домашний кинотеатр Bose Solo Soundbar II, сертифицированный восстановленный
C $109,00
C $169,00| скидка до 36% — предыдущая цена: 169 канадских долларов скидка до 36% 11 — разблокированный — 64 ГБ, 128 ГБ, 256 ГБ — все цвета — CA — класс BC $389,00
C 499,00 $| До 22% скидка — Предыдущая цена: C $ 499,00 До 22% скидкаSamsung Galaxy A53 5G SM -A536E/DS Factory Unlocked) 6,5 «64MP. | со скидкой до 28% — Предыдущая цена: C $599,99 со скидкой до 28% 11 Pro — разблокирована — 64 ГБ, 256 ГБ, 512 ГБ — все цвета — CA — класс B
C 445,00 $
C 549,00 $| скидка до 19% — Предыдущая цена: C $549,00 скидка до 19%C $99,99| со скидкой до 29% — Предыдущая цена: C $99,99 со скидкой до 29% скидка до 48% — Предыдущая цена: 949,99 долл. США со скидкой до 48 % скидка до 74% — Предыдущая цена: C $71,99 скидка до 74% со скидкой до 60 % — Предыдущая цена: C $349,99 со скидкой до 60 %Synology NAS DiskStation DS1821+ с 8 отсеками (без дисков)
C 1 285,99 долл. США
C 1 499,99 долл. США| скидка до 14% — предыдущая цена: 1499,99 канадских долларов скидка до 14% КУБОК МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA QATAR 2022 💥КОРОБКА ИЗ 250 НАКЛЕЙОК Бесплатная доставкаC $71,63
Microsoft Surface Pro 8 Intel® Evo™ Core i7 / 16 ГБ ОЗУ / 512 ГБ SSD
C $1 199,00
C $2 050,00| скидка до 42% на — Предыдущая цена: 2050,00 канадских долларов скидка до 42% скидка до 25% — Предыдущая цена: 399,99 канадских долларов скидка до 25%9 | со скидкой до 35% — Предыдущая цена: C $489,99 со скидкой до 35% до 15% скидка — Предыдущая цена: C $ 1050,00 до 15% скидкаApple iPad Mini 6th Gen 64GB 8,3 ‘Wi -Fi (Последний 2021) Новая фабрика запечатана
C $ 599,99
C $ 649,999966. | со скидкой до 8% на — прежняя цена: 649 канадских долларов..99 скидка до 8%Apple iPhone 11 Pro 64/ 256/ 512 ГБ РАЗБЛОКИРОВАНО Полностью функциональный Лучшее предложение !!!
C 520,00 $
C 1 099,00 $| скидка до 53% — предыдущая цена: 1099 канадских долларов скидка до 53% 669,00 $ | скидка до 27% — Предыдущая цена: C $669,00 скидка до 27%Samsung Galaxy S20 Ultra 5G SM-G988U разблокирован || Полностью функциональный || Отличное предложение
C $525,97
C $825,00| — скидка до 36 % — предыдущая цена: 825,00 канадских долларов, скидка до 36 % | скидка до 30% — Предыдущая цена: 3299 канадских долларов скидка до 30%Apple iPhone XR 64/128/256 ГБ A1984 разблокирован 6,1 «Дисплей — очень хороший
C $ 311,99
C $ 579,99| до 46% скидки — Предыдущая цена: C $ 579,99 до 46%Microsoft Surface Laptop Studio I7-11370H 32G 32G 32G 32G 32G 32G 32G 32G 32G 32G 32 SSD RTX 3050
C $ 2 078,00
C $ 3 650,00| До 43% скидка — Предыдущая цена: C $ 3650,00 до 43% скидкиDell Alien Alien Alienwar ЗАПЕЧАТАННЫЙ
C $2 078,00
C $2 899,00| up to 28% off — Previous price: C $2,899. 00 up to 28% offAcer Predator Gaming PC Intel I5-11400F RTX3060Ti 16G RAM 1TB SSD KB MOUSE
C $1,039.00
C $1,199.00| скидка до 13% — предыдущая цена: 1199 канадских долларов скидка до 13%0009 C 499,00 $ | скидка до 22% — Предыдущая цена: 499 канадских долларов скидка до 22% со скидкой до 32% на — Предыдущая цена: C $329,00 со скидкой до 32% со скидкой до 68 % — Предыдущая цена: 24,99 канадских долларов со скидкой до 68 %0005C 354,00 $
C 369,00 $| со скидкой до 4% — Предыдущая цена: C $369,00 со скидкой до 4%Саймон Хакнелл
Особенности
|
3 декабря 2021 г.Подпишитесь на информационный бюллетень C&SC здесь 9, чтобы получать последние новости о классических автомобилях, характеристики, руководства для покупателей и объявления. 0005
Как показывают рекламные кампании, от этой вы бы подавились блинчиками с лососем и креветками.
«Москвич — абсолютные чемпионы нашего первого года гонок» — гласил заголовок.
И, если потребуются дополнительные доказательства, импортер Satra услужливо перечислит все 29 британских этапов чемпионата Group One Production Saloon Car Championship 1973 года, в которых его почти стандартный 412 одержал победу во всех гонках, кроме одной.
Тогда вы увидели цену: 717,38 фунтов стерлингов. «Но я только что заплатил 784 фунта стерлингов за Mini 1000», — возможно, пробормотал бы ты.
На самом деле именно высокая цена 412 обеспечила эти победы.
Цены на «Москвич» нашли отклик у британских автомобилистов 1970-х годов.
Таким образом, Тони Ланфранчи на своем 1,5-литровом «Москвиче» с удовольствием хлестал по заднице всех Mini и Imp аналогичной стоимости на трассе. Неудивительно, что реклама заканчивалась словами: «Где конкуренты?» 9.0005
И это соревнование было затруднительным.
Обычные семейные фавориты от Ford, Vauxhall, Austin, Morris и др. уже находились под угрозой из-за японского импорта начала 1970-х годов, но теперь к драке присоединились страны Восточного блока, а «Москвич», «Вартбург» и «Лада» предлагали модели среднего размера. по мини-ценам — с множеством дополнительных комплектов в придачу.
Это трио предлагало покупателям 1970-х заманчивые альтернативы признанным маркам того времени
Каким заманчивым должно быть для семей с ограниченным бюджетом отказаться от подержанной базовой модели Cortina в пользу нового пятиместного автомобиля, набитого безделушками, такими как двухскоростные дворники, фонари заднего хода, крючки для одежды и запирающаяся крышка бензобака. ?
Это были серьезные соображения при покупке, и, если покупатели не были слишком осведомлены о значках, такие специальные предложения времен холодной войны могли легко их зацепить.
И они тоже.
В период с 1969 по 1973 год только «Москвич» продал в Великобритании 14 500 автомобилей 412, включая универсалы и фургоны.
Значки с именами намекают на московское происхождение 412
Изготовлено в Москве АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, что, я не шучу, переводится как «Автомобильный завод в честь комсомола Ленинского коммунистического союза молодежи»), 1500, как известно, предложил дразнящий пакет.
С довольно устаревшей, но вместительной кабиной, мощностью 80 л. стабилизатор поперечной устойчивости, вы могли легко увидеть его привлекательность.
Добавьте скорость Кортины и Виктора, соперничающую с Виктором – 92 мили в час и 0-60 миль в час за 15,3 секунды – и станет ясно, почему мистеру Ланфранчи было так легко в дни гонок.
Учитывая вышеупомянутое щедрое оснащение, а также 12-месячную/10 000-мильную гарантию, неудивительно, что в свое время было заключено так много сделок.
Силовая установка «Москвича» была копией BMW и предлагала впечатляющую скорость.
Компания Motor провела дорожные испытания модели 1500 в 1973 году, и, хотя они приветствовали соотношение цены и качества автомобиля, они были более язвительны в отношении его стиля и динамики.
«Дизайн и декор попахивают дрянной серединой пятидесятых», — сокрушался испытатель.
‘Это довольно неуклюжий автомобиль с нечетким рулевым управлением и плохо демпфированной подвеской, из-за чего он сильно кренится и кренится, если быстро поворачивать.’
Дорожный тестер мотора язвительно отзывался о 1500 во время вождения
Очевидно, что тираж Motor не распространялся на многих покупателей «Москвича», а если и распространялся, то выгодная цена 1500 перевешивала их опасения.
С таким названием, как «Вартбург», образ, вероятно, не был бы в центре внимания потенциальных покупателей, но 353, по крайней мере, предлагал инженерную смесь, которая могла бы заинтриговать любого, кто хоть немного интересовался происходящим. под своим квадратным, но современным корпусом.
«Наш» тестовый автомобиль 1967 года здесь самый старый, но в Великобритании модель практически не менялась до тех пор, пока продажи праворульных автомобилей не закончились в 19 году. 76.
Произведенный VEB Automobilwerk в Айзенахе, Восточная Германия (ныне завод Opel), бренд Wartburg был назван в честь замка, который возвышался над заводом, и был первоначально основан в 1898 году.
Крошечный двухтактный двигатель Wartburg Knight
Модель 353, или Knight, как она была известна только в Великобритании, предшествовала медленно продаваемой модели 311, которая предлагалась в Британии с 1964 года.
отъезд с его конструкцией и по-прежнему приводился в движение хорошо зарекомендовавшим себя трехцилиндровым двухтактным 9-цилиндровым двигателем Wartburg.Двигатель объемом 91 куб. см — по конструкции аналогичен тому, что используется DKW и Saab, но без взаимозаменяемых деталей.
Это наименее мощный из нашего трио, производящий жалкие 45 л.
Единственная переднеприводная машина в этом наборе, Wartburg также уникальна для этой компании тем, что имеет конструкцию кузова на раме с отдельным шасси по периметру рамы, увенчанным единым кузовом с панелями на болтах.
Переднеприводный Wartburg наиболее интересен с технической точки зрения
Еще одним отличием была независимая задняя подвеска, расположенная на продольных рычагах, в отличие от задних мостов Москвича и Лады.
Первоначально импортированный Industria Ltd, седан Knight и его производная модель Knight Tourist нашли почти 20 000 покупателей в Великобритании и продолжали импортироваться в Великобританию с левым рулем с 1976 года.
С 1988 года звучали все более строгие нормы выбросов Погребальный звон по двухтактному двигателю, и в последние три года его жизни его место занял четырехтактный 1,3-литровый агрегат от VW Golf.
Невероятно, но в первые годы производства модели 353 компания Wartburg инвестировала 7 миллионов фунтов стерлингов в закупку британских запчастей для всех автомобилей, производимых в Айзенахе.
В Великобритании было продано почти 20 000 автомобилей Knight.
Аккумуляторы, звуковые сигналы, шины и обивка, включая ткань сидений, отделку дверных карт и обивку крыши, были куплены в Великобритании.
Но последующий поворот Вартбурга из-за политического подавления СССР его государств-сателлитов означал, что после 1968 года все материалы приходилось получать из местных источников.
«Наш» автомобиль, являющийся лишь седьмым или восьмым экземпляром, проданным на этих берегах, с гордостью наполовину британский.
Последний из этих трех, поступивший в продажу в Великобритании, возможно, самый известный.
Аккуратная техника «Лады» лишена приключений
Модель 2101 или 1200 производства ВАЗ (позже АвтоВАЗ) начала выпускаться в 1970 году как часть нового бренда компании Lada (по-русски «гармония»).
Построенный по лицензии Fiat, 1200 взял дизайн итальянской компании 124 и сильно адаптировал его для использования на внутреннем рынке.
Это означало не менее 800 изменений в комплектации Fiat, наиболее значительным из которых была замена стареющего 1,2-литрового двигателя Fiat с верхним расположением клапанов на двигатель, разработанный для ВАЗа НАМИ (Российский автомобильный двигателестроительный институт).
Несмотря на то, что объем двигателя остался прежним, диаметр цилиндра и ход поршня изменились, а также была использована совершенно новая головка блока цилиндров с одним верхним расположением распредвала, что в конечном итоге дало Lada больше тюнинговых возможностей для будущего использования в автоспорте.
Головка блока цилиндров с одним верхним расположением распредвала была предназначена для усиления спортивного потенциала Lada
И, как и ее соотечественники из «Москвича» и «Вартбурга», «Жигули» были сделаны из стали достаточной толщины, чтобы выдержать обледенелые, засыпанные солью дороги России, хотя никогда не хвастались последним словом в защите от ржавчины.
Наряду с увеличением дорожного просвета — еще одно изменение в стремлении справиться с хронически плохими дорогами на его родине — была усилена подвеска, а всесторонние дисковые тормоза модели 124 снова уступили место барабанным сзади. для большей прочности и устойчивости к экстремальным температурам.
Поэтому неудивительно, что Lada 1200 весит 2105 фунтов против 1863 фунтов у 124-й.
Увеличенный дорожный просвет и более прочная подвеска сделали Lada идеальным вариантом для российских дорог
Четырехлетняя задержка между первоначальным запуском модели 1200 и ее дебютом в Великобритании возникла из-за лицензионного соглашения, заключенного между Lada и Fiat. не позволяла продавать его на любой территории, где 124-й все еще продавался.
Когда 131 Mirafiori заменил 124 в Великобритании в 1974, Lada быстро воспользовалась возможностью представить 1200 в качестве конкурента Wartburg и Moskvich, используя знакомый дизайн среди британских покупателей.
Можете себе представить, как это работало бы и на подсознательном уровне.
Сядьте в пример Стивена Флойда 1976 года, и с точки зрения основной обстановки в кабине (наклон верхней части приборной панели, форма приборного нактоза и большие вентиляционные отверстия) вы находитесь в Fiat 124.
Кабина Fiat архитектуру Лады маскирует русская фурнитура в стиле 60-х
Но перед вами широкое двухспицевое рулевое колесо с хромированным звуковым сигналом, от которого отказалась версия Fiat после первого фейслифтинга.
Только когда вы поворачиваете ключ зажигания, мягкий, но подчеркнуто утилитарный звук «четверки» НАМИ проникает в салон, и вы знаете, что это зона, свободная от Турина.
Флойду, серийному покупателю «Лады», который научился водить машину и владеет многими с 1980-х годов, нравится рудиментарный характер автомобиля.
«Он был разработан таким образом, чтобы владельцы, не имеющие доступа к гаражам, могли поддерживать машину в рабочем состоянии», — говорит он.
Хорошо укомплектованный набор инструментов помог покупателям сохранить свои «Лады» на дороге
Откройте капот, и вы начнете понимать, почему.
Загорается служебная лампочка, и Флойд указывает на заправочный рычаг топливного насоса — идеальный вариант для запуска в условиях мороза в Сибири.
Также к задней части багажника прикреплен набор инструментов военного класса, который включает в себя такие предметы первой необходимости, как пусковая рукоятка, регулятор точек и шинный насос.
Сесть за руль «Лады» — значит окунуться в динамику другой эпохи, которая предшествовала 19-му70-е годы.
Рулевое управление и торможение в 1200 могут быть сложными, но коробка передач четкая, а двигатель полный крутящего момента повторно постоянно компенсирует.
Сцепление относительно легкое, а усиленные передачи в коробке передач 124 Sport четко включаются при короткоходном и точном переключении передач.
Обладая мощностью всего 62 л.с., он не является фаворитом, но двигатель NAMI обладает высоким крутящим моментом и с удовольствием преодолевает крутые склоны.
Торможение требует предусмотрительности, так как педаль, которая кажется мертвой, требует согласованных усилий, чтобы остановить машину.
Кабина Wartburg отражает его суровое происхождение, с простым ленточным спидометром и минимальной коммутационной аппаратурой. передних сидений есть заметный контраст – особенно после поворота ключа зажигания.
Характеристики NVH, создаваемые двухтактным двигателем Wartburg, буквально мешают работе на холостом ходу, создавая резонансы по всему салону.
Но как только вы сначала нажимаете на педаль акселератора с роликовым наконечником, маленькая тройка становится плавной, как турбина, в сопровождении мягкого и характерного «баарпа», который вызывает полное привыкание.
Выбор передач, однако, нет.
Несмотря на неуклюжую коробку передач, Wartburg Knight прекрасно управляется
Прекрасно отреставрированный пример Тима Бишопа и Майкла Раймана представляет собой образец того, как автомобиль вел бы себя новым, поэтому было шоком обнаружить, что рычаг переключения передач, похожий на палочку, умудряется быть одновременно расплывчатым, упругим и зазубренным.
Это произошло из-за того, что Wartburg пришлось поспешно ввести сдвиг пола специально для правого руля, чтобы удовлетворить спрос, в то время как на всех других рынках сохранилась гладкая смена стойки, разработанная для автомобиля.
Улучшенная смена была доступна с 1969, но это никогда не было сильной стороной автомобиля.
Рычаг переключения передач в стороне, с включенной муфтой свободного хода, предлагающей переключения без сцепления, мягкую езду и тугое, но низкоскоростное рулевое управление, Knight — это жемчужина вождения — возможно, не меньше, чем что-либо еще, потому что опыт настолько уникален.
Вождение Wartburg стало еще лучше благодаря его мягкой езде
Москвич Сары Свон — обновленная версия 2140 модели 1500, которая никогда официально не продавалась в Великобритании.
Зарегистрирован в 1978, несмотря на суффикс «P», единственными заметными отличиями были измененные передние и задние фонари и новая передняя решетка.
Муж Лебедя Билл сегодня является хранителем 1500-х, и он объясняет, что, когда «Москвичи» появились в Великобритании, перед дилерами была поставлена задача тщательной настройки, которая должна была преодолеть разрыв между тем, что российские покупатели сочтут приемлемым, и британскими покупателями — нет.
Реконструкция топового двигателя не была чем-то необычным, включая притирку клапанов среди многочисленных переделок.
Реставрация двигателя не была редкостью на Москвиче
Проблема заключалась в том, что большинство дилеров проигнорировали совет Сатры, предпочитая, чтобы клиент жаловался, прежде чем обращаться с неизбежными неисправностями в качестве претензии по гарантии.
Можно только представить, какой ущерб был нанесен и без того непрочной репутации «Москвича».
Вы сидите высоко за маленьким рулем 1500, опять же, на широком сиденье, похожем на кресло.
В изобилии имеются массивные, неприглядные детали, но хорошо укомплектованный нактоуз включает в себя датчики силы тока и температуры масла, а также обычные показания.
У этого позднего Москвича самая оснащенная приборная панель из нашего трио, а модель 1500 чувствует себя жесткой и нерушимой на дороге. вы начинаете гонять 1500 по разбитым дорогам Котсуолдса, когда вы едете, возникает ощущение неразрушимости, мягкая подвеска позволяет щедро двигаться кузову, когда вы гребете довольно деревянным на ощупь рычагом переключения передач через его неточные ворота.
Управляя любой из этих реликвий Восточного блока, даже в контексте стандартов класса 50-летней давности, легко придраться к их тусклой динамике и производительности.
Но речь идет о соответствии цели.
Честные, прочные, дешевые и (относительно) неприхотливые в обслуживании, они стали панацеей от новых автомобилей для покупателей, которым в противном случае достались бы что-нибудь из партии подержанных автомобилей.
Что теперь они вспоминают уникальное измерение владения автомобилем в 1970-е годы — это большое счастье.
Изображения: Ольгун Кордал
Спасибо аэропорту Котсуолд; Мел Холли; Кей Беннетт
Москвич 1500
- Продано/построено 1969-76 (Великобритания)/ 500 000+ (всего)
- Конструкция стальной монокок
- Двигатель цельносплавный, ohc 1478cc «четверка», с карбюратором российского производства
- Максимальная мощность 80 л.с. при 5800 об/мин
- Максимальный крутящий момент 85 фунто-футов при 3–3400 об/мин
- Трансмиссия четырехступенчатая механическая, задний привод
- Подвеска у передняя независимая, на поперечных рычагах, винтовые пружины, стабилизатор поперечной устойчивости задняя ведущий мост, полуэллиптические рессоры; телескопические амортизаторы ф/р
- Рулевое управление червяк и ролик
- Тормоза Барабаны
- Длина 13 футов 8½ дюймов (4178 мм)
- Ширина 5 футов 1¼ дюйма (1556 мм)
- Высота 4 фута 10½ дюймов (1486 мм)
- Колесная база 7 футов 11 дюймов (2108 мм)
- Масса 2665 фунтов (1209 кг)
- 0–60 миль в час 15,3 с
- Максимальная скорость 92 мили в час
- миль на галлон 26
- Цена нового 717 фунтов стерлингов (1973 г. )
- Цена сейчас £1500-6000*
Wartburg Knight
- Продано/построено 1967-76 (Великобритания)/1 225 190 (всего)
- Конструкция Цельный кузов с периметральной рамой шасси
- Двигатель железный блок, головка из сплава, двухтактный, 991 куб. см, трехместный, с карбюратором BVF 36F
- Максимальная мощность 45 л.с. при 4200 об/мин
- Максимальный крутящий момент 67 фунт-фут при 2200 об/мин
- Трансмиссия четырехступенчатая механическая, FWD
- Подвеска независимая, передняя на двойных поперечных рычагах задняя полурессоры, стабилизатор поперечной устойчивости; винтовые пружины, телескопические амортизаторы ф/р
- Рулевое управление Рейка и шестерня
- Тормоза Барабаны
- Длина 13 футов 11 дюймов (4241 мм)
- Ширина 5 футов 4½ дюйма (1638 мм)
- Высота 4 фута 10¾ дюймов (1494 мм)
- Колесная база 8 футов ½ дюйма (2448 мм)
- Масса 2315 фунтов (1050 кг)
- 0–60 миль в час 25,1 с
- Максимальная скорость 71 миля в час
- миль на галлон 28
- Цена нового 760 фунтов стерлингов (1973 г. )
- Цена сейчас £1500-5000*
Lada 1200
- Продано/построено 1974-83 (Великобритания)/ 2 710 930 (всего)
- Конструкция стальной монокок
- Двигатель железоблочный, легкосплавный, ohc, 1198 куб. см, «четверка», с российским карбюратором с двумя дросселями
- Максимальная мощность 62 л.с. при 5000 об/мин
- Максимальный крутящий момент 66 фунт-фут при 3400 об/мин
- Трансмиссия четырехступенчатая механическая, задний привод
- Подвеска у передняя независимая, на двойных поперечных рычагах задняя ведущий мост; винтовые пружины, телескопические амортизаторы ф/р
- Рулевое управление червяк и ролик
- Тормоза диски передние барабаны задние
- Длина 13 футов 3½ дюйма (4073 мм)
- Ширина 5 футов 3 дюйма (1611 мм)
- Высота 4 фута 7¼ дюйма (1440 мм)
- Колесная база 7 футов 9½ дюймов (2424 мм)
- Масса 2105 фунтов (955 кг)
- 0–60 миль в час 20 с
- Максимальная скорость 88 миль в час
- миль на галлон 30
- Цена нового 999 фунтов стерлингов (1974 г.