Монплезир дворец интерьеры: Дворец Монплезир интерьеры (48 фото)

история, фото залов и окрестростей

Любимый особняк Петра Первого, с которого началась история Петергофа, расположился в Нижнем парке, на берегу Финского залива. Его название в переводе с французского означает «мое удовольствие». Именно такие эмоции испытывают посетители, рассматривая аккуратный фасад здания в окружении живописного сада.

История создания дворца

Вдохновившись шедеврами французских архитекторов, Петр Первый решил построить собственную резиденцию в лучших европейских традициях. Он планировал создать дворец, в котором бы роскошь сочеталась с удобством и практичностью. В 1714 году император выбрал подходящее место для усадьбы и передал проект планировки архитекторам. Интересно, что первые наброски будущего дома Петр Первый нарисовал сам, чтобы максимально точно передать свои идеи.

Обратите внимание. Во время строительства загородной резиденции Россия принимала участие в Северной войне, из-за чего лишних средств в государственной казне не было. Чтобы закончить возведение ансамбля, император издал закон о том, чтобы по всей стране прекратили строить каменные дома. Это помогло сократить расходы бюджета и завершить строительство особняка в 1723 году.

Общий план дворца разрабатывался архитекторами Иоганном Браунштейном, Андреасом Шлютером, Жаном-Батистом Леблоном и Николо Микетти. Уже к 1717 году был заложен фундамент центрального зала и шести боковых помещений. В следующие несколько лет основной корпус и примыкающие к нему галереи были возведены. 5 лет ушло на, чтобы оформить покои, построить подсобные пристройки для прислуги, церковь, конюшню и теплицу, а также благоустроить сад с южной стороны. Император предъявлял высокие требования к деталям, поэтому больше всего времени заняла отделка внутренних помещений. К 1723 году архитекторы полностью закончили оформление дворцового комплекса.

Интересные факты о дворце

Архитектура и планировка дворца

Монплезир считается ценным памятником архитектуры и прикладного искусства 18 века. Его планировка, архитектура и оформление включили в себя самые последние разработки того периода истории.

Планировка усадьбы отличается простотой и четкостью. Доминантой ансамбля является центральный корпус, покрытый шатровой крышей. К нему по бокам пристроены 2 галереи и небольшие павильоны. С северной стороны фасада можно увидеть здание Морского кабинета, из окон которого открывается чудесная панорама на Финский залив, а также Кронштадт. Чтобы подчеркнуть красоту этого места, перед северным фасадом была выложена площадка из цветного кирпича.

Центральная часть здания построена из ярко-красного кирпича с белыми вставками. Торжественности основному корпусу придает шатровая крыша. Арочные окна и застекленные двери добавляют внешнему облику постройки легкости. Фасад здания находится прямо напротив залива. Симметричные галереи, примыкающие к центральному корпусу, плавно завершаются аккуратными павильонами.

В качестве декоративных элементов в отделке сооружения использовались мансардные окна, белоснежные фонарики, вставки из цветной голландской плитки. Терраса, окружающая дворец Монплезир, оформлена балюстрадой. Перед главным корпусом и галереями можно увидеть цветники и ухоженную лужайку, где на пьедесталах возвышаются статуи богинь Амфитриты и Лето.

Южная сторона фасада обращена к парку и занимает 67 метров в длину. Окружающие его галереи украшены арочными окнами, которые используются в качестве дверей. Завершающие ансамбль павильоны оформлены красочными рисунками деревьев.

Высокое качество работ а материалов позволило Моплезиру прекрасно сохраниться до сегодняшнего дня.

Залы дворца: фото и описание

Парадный зал

Это центральная часть дворца, выдержанная в стилистике барокко. Она занимает весь главный корпус и располагает двумя выходами: в сад и на террасу. По бокам от Парадного зала находятся Лаковый кабинет, буфетная, кухня, секретарская комната, спальня и Морской кабинет.

В отличие от внешнего вида, отличающегося легкостью и простотой, внутреннее оформление зала на редкость роскошно и богато. Особый контраст помещению придает мраморный пол, вымощенный черно-белой плиткой, напоминающей шахматную доску. Стены оформлены вставками из натурального дерева и украшены 22 картинами. На потолке можно увидеть лепнину, а также роспись.

Главной изюминкой считается купол, раскинутый посреди зала. Там изображен бог Аполлон в компании своих спутников. По сторонам от него можно увидеть других древнегреческих божеств: Борея, Зефира, Эвра, Нота.

Лаковый кабинет

Это небольшое помещение, расположенное с восточной стороны от основного корпуса. Стены зала впечатляют своей красотой. Они задекорированы 94 лаковыми панно, где разноцветными красками изображены пейзажи, животные, морские обитатели и замысловатые орнаменты. Потолок украшен живописным рисунком, изображающим бога вина вместе с нимфами. По всей комнате размещаются небольшие резные полочки с фарфоровыми чашками.

Морской кабинет

Именно здесь чаще всего проводил время Петр Первый. Стилистика зала полностью соответствует его названию.  Внутри вы увидите изображения городов и кораблей, выложенные керамической плиткой. Кроме изразцов, помещение задекорировано дубовой обшивкой. Здесь размещается небольшая коллекция картин, а также личные вещи императора.

Ассамблейный зал

Первоначально на его месте располагались Поваренные палаты, которые в 1748 году были перестроены по приказу Елизаветы. В Ассамблейном зале проводились торжественные обеды и вечера. А сегодня здесь размещается выставка сервиза, принадлежавшего Екатерине Второй, русские шпалеры и предметы быта.

Картинная галерея в залах Монплезира

В галереях, парадном холле и других комнатах особняка размещается впечатляющее собрание полотен голландских мастеров 17-18 века. Эта коллекция стала первой галереей картин в России. Во время путешествий по Голландии император часто заглядывал на выставки и заводил знакомства с художниками. К 1722 году Петр Первый приобрел за границей более 200 картин, которые сегодня можно увидеть на выставке.

Обратите внимание.  Из огромного количества полотен, украшающих стены дворца, самой интересной считается работа Адама Сило «Корабли на рейде». Мастер кисти настолько точно передал тонкости кораблестроения, что Петр Первый проводил по ним экзамены для своих пансионеров.

Окрестности усадьбы

Напротив южного фасада усадьбы разбит просторный Монплезирский сад, протяженность которого достигает 73 метров. Как и здание, он был создан по императорскому эскизу. Центральным элементом сада стал фонтан «Сноп», по сторонам от которого располагаются еще 4 фонтана, украшенные скульптурными композициями древнегреческих божеств. А рядом с боковыми аллеями вы увидите скамейку, напоминающую небольшой диван. Это фонтан-шутиха, который пускает водные струйки воды, если ненароком наступить на плитку рядом со скамьей.

Сегодня музей-дворец Монплезир стал важным историческим и архитектурным объектом Санкт-Петербурга. Прогуляться по залам усадьбы и ее окрестностям можно, заказав обзорную экскурсию по Петергофу. 

Мы предлагаем 10 программ, среди которых есть прогулка по Нижнему парку и его достопримечательностям, посещение Малого музея, полет на вертолете над Петергофом и другие туры.  

А если вам интересно посмотреть и на саму Северную Столицу, можем предложить вам целую экскурсионную программу по Санкт-Петербургу с учетом всех ваших пожеланий. Заказать билет можно на сайте онлайн, оплатив его банковской картой либо электронным кошельком.

Дворец Монплезир и Монплезирский сад в Петергофе

поделиться:

Дворец Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка Петергофа, всего лишь в нескольких метрах от Финского залива. Место на берегу, рядом с морем, откуда видно все проходящие корабли, выбрал сам Петр Первый. Название дворца Монплезир происходит от французских слов mon plaisir, что означает «мое удовольствие». Действительно, дворец стал любимым детищем Петра, в его создание император вложил свою душу — он сам определил планировку здания и сада, устройство фонтанов и оформление залов.


Фотографии дворца Монплезир

Фотографии сада Монплезир

Режим работы дворца Монплезир в 2022 году



Закрыт в зимний период (с 17 октября по 21 апреля).

Описание

По замыслу Петра, дворец Монплезир создавался как удобное жилище для просвещенного человека. Вместе с тем, учитывая, что строили его самые знаменитые мастера того времени, Монплезир можно считать образцом архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. В его строительстве и оформлении учитывались все самые новые веяния того времени.

Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части, покрытой шатровой крышей, примыкают две галереи с небольшими павильонами.




Со стороны северного, выходящего к морю фасада устроена Морская терраса, с которой открывается великолепный вид на Финский залив и на Кронштадт с его фортами.

Ближе к берегу с западной стороны террасы установлена медная статуя Нептуна — владыки морей, символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.



+112 фото

Нептун

автор: Дмитрий Казаков

Внутреннее устройство также просто и рационально: в центре здания находится Парадный зал, к которому с западной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет Петра I, а с восточной стороны — Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.



+112 фото

Большой (Парадный) зал

автор: Дмитрий Казаков

Залы украшены голландскими изразцами и мрамором, китайскими панно и тканями, дубовыми резными панно и паркетом из ценных пород дерева. Восхищает и скульптурное оформление интерьеров в виде декоративной лепки.




+112 фото

Китайский (Лаковый) кабинет

автор: Дмитрий Казаков

В своем любимом дворце Петр Первый открыл первую в России картинную галерею, он сам приобрел коллекцию полотен европейских живописцев XVII–XVIII веков. Также сюда была привезена коллекция китайского фарфора и голландского фаянса, русского стекла и посуды.



+112 фото

Коллекция фарфора в Китайском кабинете

автор: Дмитрий Казаков

В экспозиции Вы увидите личные вещи Петра I и подарки, полученные императором.


История

Здание возводилось с 1714 по 1723 годы, в его создании принимали участие архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон и Николо Микетти, а также лучшие строители, мастера живописи и скульпторы того времени.

Дворец Монплезир является не только архитектурным, но и историческим памятником. Он был местом проведения ассамблей и парадных приемов, сюда приезжали русские купцы и капитаны кораблей, здесь Петр Первый встречался со своими сподвижниками и иностранными послами.



+112 фото

Морской (Рабочий) кабинет

автор: Дмитрий Казаков

Последний раз Петр побывал во дворце в октябре 1824 года. После его смерти Екатерина I приняла здесь первых членов Академии наук, а Екатерина II в Парадном зале часто устраивала ужины для приближенных к ней лиц.



+112 фото

Стол в Большом зале, два медных шандала и стеклянный штрафной «Кубок Большого орла»

автор: Дмитрий Казаков

Со второй половины XVIII века дворец Монплезир стал рассматриваться как памятник, связанный с именем Петра Первого, где хранятся особо почитаемые экспонаты, рассказывающие об истории России.




Фонтаны Сноп и Колокола в Монплезирском саду

Напротив южного фасада дворца протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам создал эскиз сада и фонтанной системы. По его наброскам проект был выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил фонтанный мастер Поль Суалем.



+112 фото

Фонтан Сноп

112397

автор: Сергей Федотов

Центральное место в композиции занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами. Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в 1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах, выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками). Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в виде стеклянного колокола.



+112 фото

Фонтан-колокол. Статуя «Психея»

автор: Дмитрий Казаков

В годы Великой Отечественной войны статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.

На боковых аллеях сада стоят совсем безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как струи воды обливали гостей.

В Монплезирский ансамбль входят также Банный корпус, Ассамблейный зал и Екатерининский корпус.



Фонтан Сноп — видео

Ассамблейный зал был перестроен из Поваренных палат по приказу Елизаветы в 1747–1748 годах. Проект строения выполнил Франческо Бартоломео Растрелли.

В этом зале проходили торжественные обеды орденских кавалеров, блюда для которых готовились в расположенной рядом кухне. Сохранились царский стол и сервиз Екатерины II, уникальные русские шпалеры первой половины XVIII века и различная кухонная утварь.

Дворец Монплезир в Петергофе является своеобразной реликвией петровских времен — он не поражает своей роскошью и величием, но простота, изысканность и законченность каждой детали подчеркивают значение маленького дворца для правителя великой державы.

Дворец Монплезир описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф

Статьи » Путешествия » Дворец Монплезир описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф

Дворец Монплезир описание и фото — Россия — Санкт-Петербург Петербург: Петергоф. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Монплезир, или «Мое удовольствие», — один из красивейших дворцов Петергофа. Это был любимый дворец Петра I. Он сам выбрал для него место и разработал чертеж. Дворец находится всего в нескольких шагах от вод Финского залива. Строительство дворца Монплезир осуществляли такие архитекторы, как А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти. Украшением интерьеров занимались лучшие скульпторы, строители, живописцы, резчики и лепщики.

Строительство Монплезира длилось с 1714 по 1721 годы. Длина здания 73 метра. Благодаря 16 стеклянным аркам все помещения дворца очень светлые. Петр I считал это место идеальным жилищем просвещенного человека. Главный фасад здания выполнен в голландском стиле, из-за чего его иногда называют голландским домом.

Планировка здания очень рациональна. Жилые комнаты примыкают к парадным и подсобным помещениям. Во дворце Монплезир, как ни в каком другом архитектурном строении петергофского ансамбля, нашли отражение все новые веяния, определившие особенности искусства и культуры Петра Великого.

К центральному, являющемуся парадным, помещению примыкают шесть жилых комнат и несколько подсобных помещений, образующих длинные галереи. К северному фасаду примыкает Морская терраса, выложенная голландским кирпичом разных цветов.

Среди всех помещений Монплезира выделяются Парадный зал, Морской кабинет, спальня Петра I и Парилка. Самым красивым во дворце является Государственный зал. Двери этого зала выходят на берег Финского залива и сад. Его стены облицованы дубом и украшены живописными полотнами. Потолок покрыт разноцветной росписью. Пол вымощен черными и белыми мраморными плитами. Именно этот узор стал основой для оформления сливных ступеней Шахматной горки.

Стены Морского ведомства украшены дубовыми панелями и изображениями 13 образцов кораблей начала 18 века. Из окон офиса открывается великолепная панорама Кронштадта и Санкт-Петербурга. Здесь хранятся стальной ящик и навигационные приборы Питера.

Парная использовалась по назначению. Пол его из сосны, а потолок из липы; при сильном нагреве помещения источает приятный медовый запах. В нем хранятся вещи, необходимые для банных процедур: веник для веников и кадка. В углу стоит печь с лежащими на ней ядрами, они были сильно раскалены и, как камни, политы водой. Ядра были использованы потому, что они не трескались и не шипели при охлаждении. В настоящее время в нем размещается экспозиция женского нижнего белья конца 19 века.век.

Художественные достоинства Дворца Монплезир обеспечивают ему видное место в русском искусстве. Среди прочего, в помещениях дворца находится первая в России коллекция картин европейских художников, собранная Петром I, коллекция голландского фаянса, коллекция китайского фарфора, кухонная утварь петровских времен и русское стекло.

Перед южным фасадом замка разбит сад. Его основал королевский садовник Л. Гарнихфельт. Сад разделен на 4 зоны, которые посередине пересекаются аллеями. На пересечении аллей есть фонтан под названием «Сноп». Центром каждой зоны является фонтан «Колокольчик». Их украшают позолоченные фигуры Психеи, Вакха, Аполлона и Фавна. Они установлены на округлых постаментах, в середину которых вливается вода, а затем стекает вниз, как колокол. От этого и их название.

Дворец Монплезир является особо почитаемой реликвией русской истории, благодаря историческим событиям, свидетелем которых он был. Во дворце встречались многие сподвижники Петра I: шкиперы, иностранные послы, русские купцы; здесь проходили собрания — съезды царского двора и торжественные приемы. Последний раз Петр I посещал Монплезир в октябре 1724 г. В 1725 г. состоялся прием первых членов Академии наук, устроенный императрицей Екатериной I. В парадном зале дворца Екатерина II устраивала обеды в узком кругу свиты . С середины 18 в. Монплезир приобрел статус мемориала, связанного с именем императора Петра Великого.

Рекомендуем также ознакомиться с описанием и фото Среднесибирского геологического музея — Россия — Сибирь: Новосибирск

Тема: Дворец Монплезир описание и фото — Россия — Санкт-Петербург: Петергоф .

Автор: Келли Костин


Екатерининское крыло дворца Монплезир. Путеводитель по выставке сокровищ Петергофа в Царицыно / Новости города / Сайт Москвы

Культура

Музей-заповедник «Царицыно»

Коллекция Государственного музея-заповедника «Петергоф» Екатерининского корпуса дворца Монплезир переехала из Санкт-Петербурга в Москву, где будет храниться в течение следующих двух лет. Мы расскажем, как подготовиться к встрече с этими прекрасными предметами.

Более 750 экспонатов эпохи императора Александра I, в том числе мебель, фарфор, картины, перевезено с Балтийского берега в Царицынский Большой дворец. Они будут доступны для просмотра до 2021 года, пока идет реставрация здания Екатерининского крыла. Mos.ru и агентство «Мосгортур» расскажут, почему музей-заповедник «Царицыно» был выбран местом проведения выставки и какие экспонаты стоит увидеть больше всего.

О Екатерининском крыле Монплезирского дворца

Екатерининский корпус Монплезирского дворца и Царицыно когда-то были самыми важными объектами для Екатерины Великой. Первая площадка, называвшаяся тогда Каменный Крыло, , была символом ее восхождения на престол, а вторая связана с концом ее жизни. Строительство подмосковной резиденции было последним крупным архитектурным замыслом Екатерины Великой, но она его так и не увидела.

Судьбы нескольких российских монархов связаны с Каменным корпусом, небольшим по петергофским меркам сооружением. Это одноэтажное здание в стиле барокко , возведенное для проведения светских приемов, обедов и балов по заказу императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века. Вскоре деревянный флигель заняла нелюбимая жена племянника, будущего Петра III, урожденная София Фридерика Огюст Ангальт-Цербст, принявшая православное имя Екатерина Алексеевна . Отсюда она бежала в Петербург 28 июня 1762 г., чтобы возглавить заговор, в результате которого ее муж был свергнут через шесть месяцев после его восшествия на престол. Беглецка, удачно вырвавшаяся на первое место, стала Екатериной Великой, и отныне Каменный флигель стал называться Екатерининским флигелем.

В период правления новой императрицы устаревший стиль барокко в интерьере будущего музея сменил классицизм. Внутренний ремонт был завершен Александр I, , при котором в России расцвел стиль ампир . Именно русскому или Александровскому ампиру посвящена выставка.

О классицизме и стиле ампир

Классицизм, стиль, вдохновленный античным искусством, пришел на смену барокко в просвещенной Европе 17 века и господствовал до 19 века. В то время велись масштабные раскопки древних городов, в ходе которых было обнаружено множество ранее неизвестных бытовых деталей. Снова в моде архитектурный строй и симметрия, в декоративно-прикладном искусстве утвердились мифологические росписи, старинные орнаменты.

Как поздняя форма классицизма, ампир наиболее ярко проявился в двух странах, познавших вкус великих военных побед, — наполеоновской Франции и России Александра I. Этот стиль проникнут воинским героизмом и триумфом. Даже на обращение к древнеегипетским мотивам как на свою особенность оказал влияние поход Бонапарта, благодаря которому Европа приобрела множество древностей времен фараонов.

Выставка «Царицыно» воссоздает убранство пять интерьеров Петергофского дворца, передающих атмосферу придворного стиля первой половины XIX века: Большой зал и опочивальня, кабинет, малая и зеленая комнаты. Их мебель, художественная металлическая и мелкая скульптура, фарфор и стекло, живопись и графика прекрасно отражают основные тенденции развития русских интерьеров александровской эпохи.

О мебели

Самым главным в создании интерьера в стиле ампир была мебель. Принятие старинных образцов был типичен для этого стиля. Слегка изогнутые ножки в форме полумесяца, как у древнегреческих стульев-клисмос, набирали популярность кушетки, напоминающие античные кровати. А форма стульев с массивной полукруглой корытообразной спинкой, часто встречающаяся в стиле ампир, была репликой древнеримских архетипов.

Декоративные бронзовые или латунные пластины в виде звезд, пальметт, венков, знаков Зодиака, оружия и трофеев. Ножки, ручки и другие предметы мебели стилизованы под античных или египетских богов и украшены зооморфными элементами, вдохновленными древними мифами.

Диваны и столы в стиле ампир, не такие богато украшенные и тяжелые, как мебель в стиле барокко и рококо, теперь легко перемещались по комнатам. Строгие правила меблировки постепенно сошли на нет, некоторые комнаты уже обставлены по вкусу хозяина. Пока две столицы наслаждались достижениями европейского мебельного искусства, российская провинция фантазировала над альбомами с образцами мебели и выкройками. Благодаря этому большую популярность приобрела мебель из фанеры в стиле Русский Якоб , названная в честь французского производителя мебели Жоржа Жакоба.

Но самые замечательные мебельные гарнитуры той эпохи создавались именитыми архитекторами, которые наряду со строительством занимались отделкой дворцовых интерьеров. На выставке представлена ​​мебель, изготовленная по проектам архитекторов Карло Росси, Андрея Воронихина и Василия Стасова. Отметим также известного петербургского мебельного мастера Генриха Гамбса , упомянутого в произведениях Пушкина, Ильфа и Петрова. Некоторые из его работ также представлены на выставке.

О фарфоре

Большой зал – единственное выставочное пространство, где мебель не является единственным центральным элементом. В царствование Александра I в быт высшего сословия был введен новый гастрономический режим дня: в отличие от екатерининской эпохи званый обед стал важнее обеда, а количество блюд сократилось с восьми до четырех. . В первое блюдо входили супы с горячими и холодными закусками, во второе предлагалось мясо или рыба, а в заключение – салаты и овощные блюда. Десерт подавали на изысканной фарфоровой и стеклянной посуде. На выставке представлено около лучший фарфоровый столовый сервиз в стиле александровский ампир, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в первой трети 19 века.

Первоначально этот шедевр был известен как «Сервиз десертный, украшенный изображениями русских народных одежд» , но со временем громоздкое название было сокращено до «Гурьевский» по фамилии его непосредственного заказчика, начальника Его Императорского Кабинет Величества графа Гурьева.

Сервиз на 50 персон изготовлен в уникальная копия . В некотором смысле это был парафраз французского «Олимпийского обеденного сервиза», подаренного Александру I Наполеоном в память о Тильзитских договорах. Пока мастера Севрской мануфактуры изображали на своей посуде олимпийских богов, гурьевские сервизы рассказывали о жизни русского народа.

Тарелки, чашки и блюдца имеют жанровых изображений с изображением трудящихся жителей Санкт-Петербурга, отражающих различные профессии, а также этнографически выверенные изображения национальностей, проживающих в России. Еще одной изюминкой столовой посуды являются подставки для посуды, статуэтки юношей и девушек в народных костюмах работы известного скульптора Степана Пименова.

Также на столе Большого зала находится хрустальный Сервиз «Граненый», заказанный в 1800 году Павлом I на Уотерфордском стекольном заводе (Ирландия), но в Россию он попал только после убийства императора. Кроме того, на выставке представлены предметы из шести парадных наборов посуды конца XVIII — начала XIX века — «Кабинетный», «Бабигонский», «Ропшинский», «Охотничий» сервизы, а также отдельные предметы из приданого сестер Александра I. , великие княжны Александра Павловна и Елена Павловна.

О живописи

Помимо фарфора и стекла, в Большом зале представлены два величественных изображения в полный рост из исторической петергофской коллекции. На этих портретах, расположенных друг напротив друга, изображены царственные бабка и внук — Екатерина Великая и Александр I. который на момент покраски был близок к оригиналу 1793 работы Иоганна Баптиста фон Лампи Старшего. Австрийский живописец изобразил Екатерину в золотом одеянии с горностаевой оторочкой поверх василькового платья с кружевным воротником. На ней маленькая корона и тиара. Ее наряд украшают три ленты: синяя Андреевская, черно-оранжевая Георгиевская и красно-черная Владимирская.

Портрет имеет большое разнообразие деталей для расшифровки: две древние фигуры на заднем плане, профиль Петра Великого рядом с грифоном, на который указывает рукой Екатерина, бронзовый лев у подножия Царского трона, архитектурные элементы.

«Портрет императора Александра I» английского художника Джорджа Доу, написанный в 1823 году, демонстрирует изменения, которые произошли с традиционным парадным портретом со времен Екатерины. Больше нет деталей, на которые можно было бы смотреть поближе, кроме фигуры Императора, одетого в темно-зеленую форму кавалергардов. Здесь нет тяжелых драпировок и аллегорий, а единственная деталь, подчеркивающая вклад монарха в историю, — награды на груди. На портрете изображены орден Андреевской звезды, соединенный с английским орденом Подвязки и шведским орденом Меча, и блок из семи медалей и крестов России, Австрии, Пруссии и Швеции, которыми был награжден русский царь после Победа в войне 1812 г. и его успешная заграничная кампания 1813-1814 гг.

Всего из Петергофа привезено 18 картин . Помимо нескольких имперских портретов, на выставке представлены пара картин на мифологические сюжеты и несколько пейзажей.

О медальонах Федора Толстого

Иерархия интерьеров эпохи ампира особую роль отводит кабинету , комнате, где каждый уважающий себя аристократ должен был заниматься своим личностным ростом. Письменные принадлежности и стол, книжный шкаф, бюсты великих людей были непременными атрибутами рабочего кабинета. На выставке представлено бронзовых бюстов Наполеона и Александра I, пресс-папье из пушечных ядер, подобранных на Бородинском поле, напоминающие «Гроза 1812 года», статуи повстанца и казака.

Над столом два медных медальона: слева ‘Битва на Кацбахских высотах’ с ‘Бегство Наполеона через Неман’ справа.