Минимализм японский интерьер: искусство японского минимализма в интерьере

искусство японского минимализма в интерьере


Когда мир моды призывает к ответственному потреблению, рациональности и бережному отношению к природе, минимализм становится одной из ведущих тенденций в интерьере. Его восточная разновидность продолжает вдохновлять дизайнеров и архитекторов всего мира, во многом потому, что японский минимализм — это не просто стиль, а мировоззрение.


Истоки эстетики


Япония — родина интерьерного минимализма. В то время, когда на Западе правили бал роскошные интерьерные стили: от классицизма до ар-деко, японский интерьер сохранял верность традициям и культурным ценностям, и в конце концов превратился в модную тенденцию, охватившую мир в 21 веке.  

Какие оттенки в спальне помогут уснуть

Все дела, тревоги и заботы должны оставаться за пределами спальни. Эта комната — ваша зона спокойствия, и всё в её интерьере должно настраивать на отдых и здоровый сон. Рассказываем, какие оттенки в спальне помогут быстрее заснуть.


В европейской культуре пустота традиционно ассоциируется с одиночеством, неблагополучием и в целом оценивается в негативном ключе, в Стране восходящего солнца отношение к пустоте принципиально другое. Пустота священа, сакральна, она не воспринимается как нехватка или отсутствие чего-то. Предметное изобилие в японской культуре — признак дурного вкуса.


Отношение к пустоте в Японии связано с религией. Перед синтоистскими храмами специально оставляют пустое пространство, где, как считается, обитают боги. Это место засыпают галькой и огораживают веревкой, здесь принято молиться. В то же время в дзен-буддизме пустота воспринимается как истина, природа всех вещей, не отсутствие, а наполненность. Такое восприятие пространства и предметного мира отразилось на японском интерьере.


Если западный человек любит окружать себя красивыми вещами, восточный воспринимает избыточность как препятствие на пути к прекрасному и стремится его устранить. Логика такая: красиво то, что функционально, бесполезное — некрасиво.


Но есть у японского минимализма и более практичное объяснение: частые землетрясения вынуждали отказаться от кирпичных зданий в пользу домов из бумаги и бамбука. Интерьерная начинка тоже должна была соответствовать, никакой громоздкой мебели, только то, что легко убирается, складывается и раскладывается. Футон — традиционный матрас, который раскладывается на полу, в Японии до сих пор остается популярной альтернативой кровати.


Минимализм сегодня


Стиль, пришедший из самой высокотехнологичной страны в мире, становится хорошей базой для современных бытовых сценариев, дружит с техникой, хоть и предпочитает прятать её за мебельными фасадами, отвечает современным эко-тенденциям и хорошо работает в тандеме со стилями с родственной смысловой нагрузкой. Особенно дружен японский минимализм со скандинавскими стилями. Эргономичные датские стулья прекрасно чувствуют себя в компании фонарей из рисовой бумаги, раздвижных перегородок и японской керамики.


Но главная причина популярности японского минимализма — его мировоззренческий концепт, который в наше время успел превратиться в модное явление. Той же причиной можно объяснить вспышку популярности скандинавского стиля, которая ослепила всех белоснежными интерьерами несколько лет назад. Скандинавский подход так же отягощен некоторой бытовой философией, известной как хюгге, которая учила нас видеть красоту в простоте и находить счастье в ежедневности. Японский минимализм ставит перед собой более серьезные задачи: научить человека находиться в гармонии с предметным миром и природой, отвлекаться от суеты, дисциплинировать мысли и чувства, видеть прекрасное в несовершенном, а ценность в обыденном и мимолетном.


На фоне моды на определенный образ жизни и мысли возникла потребность «углубить» философское начало в интерьере. Так пару лет назад в рамках японского минимализма вспыхнул новый концептуальный тренд — ваби-саби.


Ваби-саби в японской культуре понятие довольно абстрактное. Более понятным оно становится в своей адаптированной западной интерпретации. В упрощенной версии ваби-саби — это интерьерный аскетизм, проповедующий близость к природе и красоту несовершенства, призывающий отказаться от погони за идеалом и роскошью. В упрощенном переводе «ваби» — это «скромная простота», а саби — «налёт времени». Стиль тяготеет к винтажности, нарочитой состаренности вещей и отделки, демонстрации изъянов и максимально приближенным к живой природе фактурам.


Из-за своей любви к древнему и потёртому, интерьеры ваби-саби могут показаться неряшливыми, на деле же здесь продумана каждая деталь. Симметрия, мебельные гарнитуры и элементы декора в едином стиле, считающиеся хорошим тоном в западных и российских интерьерах, в Японии не считаются красивыми. В центре внимания тут уникальные вещи с историей, вершина мастерства — собрать интерьерную «икебану» из разрозненных на первый взгляд элементов, как это происходит в природе.  


Концепция у ваби-саби красивая, но визуально такой интерьер выглядит специфически, да и собрать его нелегко. По этим причинам широкой популярности в наших краях ваби-саби так и не приобрел. Японский привкус появляется в российских интерьерах в большей степени в современной подаче, в миксе со скандинавским минимализмом или хай-теком. 


Япония у вас дома


Чистая стилизация не в моде, современный интерьер стремится рассказывать индивидуальные истории и использовать только отдельные черты и элементы стилей. Восточный минимализм может стать хорошей интерьерной базой или пикантной «приправой».


Чтобы настроить интерьер на восточный лад, потребуется отказаться от изобилия декоративных элементов и изобилия в принципе. Мебель только самая необходимая и эргономичная, бытовая техника прячется. В идеале и отделка и начинка должны быть выполнены из натуральных материалов. Важен элемент тактильности, поэтому шероховатости и неровности в духе ваби-саби приветствуются. 


Японский минимализм не любит творческого беспорядка, а любит чистоту, дисциплину в отношение к вещам и спокойствие. Поэтому подходит не всем. Даже если нравится концептуально и кажется хорошим выбором в теории, этот стиль может оказаться неудобным в быту решением, особенно для больших семей с детьми.


На стенах приживется декоративная штукатурка, бумажные и текстильные обои, на полу древесина. Цветовая гамма сдержанная, натуральная. Стены, как правило, светлые, часто белые, ведь белый цвет — синоним пустоты.  


Настроение зададут стилеобразующие элементы: низкая мебель, бумажные светильники, раздвижные межкомнатные перегородки, ширмы, татами, грубоватый натуральный текстиль, состаренная керамика в стиле ваби-саби и комнатные растения, особенно если это бонсай.

Почему интерьер выглядит дешево и как это исправить

В интерьере всё должно быть прекрасно: и цвет, и свет, и мебель, и аксессуары. Вы можете потратить достаточно времени и средств на подбор каждого «ингредиента», а какая-то мелочь возьмёт и испортит картину, визуально удешевив интерьер. Рассказываем, как этого избежать.


Минимализм в интерьере можно рассматривать как модный тренд или как глобальное переосмысление ценностей. Главное, примеряя японский минимализм и мировоззрение на собственный интерьер, убедиться, что это вам это подходит. Действительно ли вам комфортно среди пустых стен?

#Стиль

Японский минимализм в интерьере

ГИД ПО СТИЛЯМ

В архитектуре и интерьере

Восточная культура привлекает таинственной неповторимостью, сочным колоритом и близостью к природе. Экзотичность наполняет каждую линию и форму искусства Востока. Одной из самых необычных и интересных является творческое своеобразие Японии.

Культура Японии

Самобытность культуры Японии сформировалась в период запрета посещения иностранцами островов с XVII века на протяжении около двухсот лет (только Китай и Нидерланды имели право налаживать общение). На мировоззрение японцев влияли не столько взаимоотношения с иными народами, сколько исключительность климатических условий, рельефа и природных катаклизмов. Это нашло отражение в характерном почитании природы как живой сущности и восхищении ее очарованием.

Ваби, саби, дзими

Философия, религия и непростые климатические условия Страны восходящего солнца сформировали основополагающие понятия:

  • Ваби – осознанная простота, бедность, рациональность
  • Саби – грусть, душевная печаль
  • Дзими – покорность судьбе

Поэтому традиционная японская культура держится на трех китах: гармония, простота формы и практичность.

Минимализм в интерьере

Эти важные составляющие культуры создали определенный подход к организации жизненного пространства, который мы теперь именуем минимализмом. Суть его раскрывается японской мудростью в пословице:
«Красота цветка — в одном цветке»
Даже японская знать, традиционно сохраняла верность простоте и лаконичности национального жилища, для которого характерны:

  • простота композиции – гармония форм и линий
  • натуральный колорит – зеленый бамбук, рисовая бумага, водная лилия
  • сдержанность оформления – изображение цветущей сакуры (вишни), начертанный иероглиф, живое растение
  • каждый предмет на своем месте – предельная функциональность.

Эстетика архитектуры

Эстетическое восприятие мира японцами выражается в восприятии пространства, как пустоты, подчеркивающей внутреннюю неповторимость малого. В доме ограничено количество вещей – все просто и выразительно. Изюминка в деталях, которые показывают настроение настоящего момента. Часто японский минимализм сравнивают с традиционной поэзией Хайку. Кажется – все очень просто, а душа ощущает глубокий смысл в очаровании недосказанности.

Сад и гора вдали
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом

Один из авторитетнейших и успешных архитекторов Японии — Тадао Андо. Работы этого архитектора хорошо известны массированным использованием естественного света, а также использованием натуральных форм ландшафта в архитектуре. Его сооружения часто характеризуются сложными трёхмерными путями циркуляции, которые переплетаются с внешним и внутренним пространством, образуя крупные фигуры.

Признание заслуг мастера подтверждают многочисленные национальные и международные награды. Тадао Андо пытается применять национальные эстетические ценности к архитектуре современных зданий. По его мнению, архитектор должен следовать естественному ландшафту, а не менять его. В интерьерах он мастерски использует возможности естественного и искусственного освещения.

Тадао Андо

Японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии

Работы Тадао Андо

При строительстве дома в японском стиле применяется принцип горизонтальности, создаются невесомые деревянные конструкции и легкие раздвижные стенки из бамбука или бумаги, которые служат дверями. В таком доме не жарко влажным знойным летом и не страшно при землетрясении. Возможность гибели минимальна, а дом собирается снова как конструктор. Японцы бережно относятся к природе, опасаясь побеспокоить ее. Поэтому часто строения становятся частью ландшафта. Отсюда вытекает изящная гармония в архитектуре.

По мнению известных архитекторов, японский минимализм предварил открытия современной архитектуры, ведь каркасная основа и раздвижные стены не так давно были признаны западными строителями.

Свет и тень в японском минимализме

Инь и Янь – неотделимы друг от друга, но в тот же момент находятся в противостоянии. В этой борьбе японцы видят гармоничное равновесие естества и сущность красоты мира.

Именно свет, по мнению жителей японских островов, наполняет дом дыханием жизни, создает таинственную атмосферу взаимоотношения света и тени, мужчины и женщины.
Как живое существо, он должен быть податливым, приглушенным, развивающимся. Традиционные абажуры из рисовой бумаги создают впечатление, что освещение пронизывает всю атмосферу интерьера, умиротворяет и ласкает взгляд.

Стоит поучиться у мудрых японцев умению удовлетворять свои истинные потребности: оставить в стороне информационное и эмоциональное перенапряжение, внимательно относиться к удовлетворению своих внутренних желаний, гармонизировать свое личное пространство. Неслучайно японский минимализм снискал заслуженное признание в мировой культуре и архитектуре.

— Автор текста: Виктория Насонова

Путеводитель по стилям:

Стиль шале в интерьере и экстерьере

Характерные и отличительные черты домов шале, история стиля шале, интерьер в альпийском стиле (фото), современная архитектура шале.

Стиль минимализм в архитектуре и интерьере

Минимализм в архитектуре и интерьере, история стиля, характерные особенности стиля: конструкции, окна, зонирование, линии, цвет.

Стиль эко минимализм в интерьере и экстерьере

Экологический минимализм в архитектуре современных индивидуальных жилых домов

Стиль лофт в интерьере и экстерьере

Характерные и отличительные черты американского стиля ЛОФТ

Японский минимализм в интерьере

Минимализм в японской архитектуре и интерьере (фото), особенности культуры Японии, работы архитектора Тадао Андо в стиле минимализм.

Современная классика в интерьере (неоклассика)

Современная классика в интерьере: фото, картинки, история стиля, описание и характерные черты, особенности выбора мебели, кухня в современной классике

Органическая архитектура прерий

Краткая история стиля прерий, примеры работ представителей стиля Фрэнка Ллойда Райта и Алвара Аалто, «Дом над водопадом», характерные особенности стиля прерий

Ар-деко в интерьере

Краткая история стиля ар-деко в интерьере, отличительные особенности декоративного стиля, мебель в стиле ар-деко, свет и зеркала, настенный декор, ковры, кухня в стиле ар-деко

Скандинавский стиль в интерьере

Характерные черты и описание отделочных материалов для скандинавского интерьера; гостиная, кухня, спальня, детская в скандинавском стиле, производители мебели.

Светодизайн в современном интерьере

Статья об интерьерном освещении, новинках и привычных источниках освещения: общее освещение, двухуровневые потолки, точечные и трековые светильники, бра и локальное освещение.

А какой стиль у вашего интерьера?

Статья о некоторых популярных стилях в дизайне интерьера: классический, минимализм, контемпорари, городской или урбан, Mid-Century modern, скандинавский, кантри

Городской стиль урбан в интерьере

Городской стиль урбан в интерьере: характерные особенности, как отличить урбан от похожих стилей, фото интерьеров в стиле урбан.

Проект кухни. Основные принципы и подводные камни

Дизайн-проект и эргономика кухни (треугольник), функциональность, плюсы и минусы самых распространенных планировок, освещение, бытовая техника, аксессуары

Столешницы для кухни: какую столешницу выбрать?

Основные материалы при выборе столешницы кухни, преимущества и недостатки каждого материала, сравнительная таблица материалов

Современный минималистичный дом в Аргентине

Архитектура и интерьер этого дома просты, но необычайно неотразимы. «House in the air» — приятного просмотра!

Современный минималистичный дом в Португалии

Дом со сложной геометрией, но простыми интерьерными решениями

Если Вы еще не определились со стилем или сомневаетесь в правильности своего выбора — свяжитесь с нами и мы поможем вам разобраться!

Заполните форму заявки и получите бесплатную консультацию архитектора и дизайнера интерьера

г. Москва, Нижний Сусальный пер., 5, стр. 17
(БЦ Арма, офис №6) метро Курская

Московская область, Одинцовский городской округ,
п. Лесной городок, улица Школьная, д.1 ДК Город, 5 этаж,
офис 507

Заказать обратный звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Разработано на века: 10 самых оригинальных зданий в мире

Загрузка

разработано | Разработано на века

(Изображение предоставлено Atelier tao+c / Su Sheng Liang / Building for Change, Gestalten 2022)

Фиона Макдональд, 17 августа 2022 г.

Зачем отказываться от зданий, если они больше не нужны? В новой книге рассказывается о лучших проектах, которые нашли новое применение фабрикам, зернохранилищам и торговым залам. Для нового сериала BBC Culture Designed to Last мы собрали 10 самых оригинальных и вдохновляющих мест по всему миру.

«Изменения в том, как мы живем и работаем, радикально изменили наши города», — пишет Рут Лэнг в новой гештальт-книге Building for Change: The Architecture of Creative Reuse. «За последние 50 лет пространственные требования рабочих моделей полностью изменились». Многие из наших зданий могут простоять 50 или даже 100 лет; тем не менее, «мода и изменение моделей использования часто сокращают этот срок службы, который иногда едва достигает десяти лет». Однако вместо того, чтобы отказываться от этих структур, дизайнеры разрабатывают инновационные решения, «которые находят ценность в зданиях, которые остались позади… вместо нашей одержимости новизной».

Building for Change исследует, как творческое повторное использование может стать шагом вперед для проектирования пространств по всему миру. В то время как одни архитекторы восстанавливают и адаптируют существующие здания для достижения новых целей, другие проектируют конструкции, которые можно легко перепрофилировать для альтернативного использования в будущем. Как пишет Лэнг, «инновации не всегда должны означать создание нового — это может означать новый подход к существующим ресурсам». Даже в рамках этих параметров по-прежнему возможны амбициозные творческие проекты, которые «раздвигают границы архитектурного воображения». Здесь 10 проектов, в том числе бывшие фабрики, сахарные заводы, зернохранилища и рыночные залы, раскрывают самые изобретательные и творческие ответы на все более насущные глобальные вызовы.

Building for Change: Архитектура творческого повторного использования уже вышла.

Выставочный центр Baoshan WTE, Kokaistudios (Фото: Терренс Чжан / Building for Change, Gestalten 2022)

Выставочный центр Baoshan WTE, Шанхай, Китай
Kokaistudios

Бывший сталелитейный завод в Шанхае был превратился в эко -парк, включающий в себя новую ТЭЦ, работающую на отходах, водно-болотные угодья, выставочный центр и офисы. Фабрика, одна из последних оставшихся промышленных построек в районе Луоцзин, является объектом наследия. Архитекторы Kokaistudios сохранили его структуру нетронутой, установив независимую модульную систему панелей вокруг существующего стального каркаса, «переосмыслив его ржавые трубы и механизмы как конструктивную особенность, а не проблему, с которой нужно бороться», согласно Building for Change. Поликарбонатные экраны многоразовые и легкие, что «позволяет гибкой конфигурации внутренних пространств, сокращая затраты и время строительства для адаптации по мере развития площадки и изменения потребностей пользователей». Они также означают, что внешний вид объекта трансформируется «из «мрачно-властного» в «тепло-приветливый» — даже ночью, когда здание светится изнутри».

Школа Kibera Hamlets, SelgasCano и Helloeverything (Фото: Иван Баан / Building for Change, Gestalten 2022)

Школа Kibera Hamlets, Найроби, Кения означает, что он может быть демонтированы и удалены для будущего повторного использования на альтернативном участке, проект в Дании вдохнул вторую жизнь в его первоначальный проект. «Принимая заказ на создание временного павильона для Музея современного искусства Луизианы недалеко от Копенгагена, мадридская студия SelgasCano и нью-йоркская Helloeverything предусмотрели для своего создания загробную жизнь», — сообщает Building for Change. «Они спроектировали структуру, которая не только соответствовала бы целям брифа, но и которую можно было бы разобрать, транспортировать и перемещать в другое место». В бывшем выставочном павильоне теперь находится школа на 600 учеников в Кибере, одной из крупнейших городских трущоб в Африке. Голландский фотограф Иван Баан предложил новое воплощение проекта, которое предоставляет образовательные возможности для учеников детских садов, начальных и средних классов в 12 закрытых классах. Используя универсальную модульную систему строительных лесов, которую можно легко транспортировать и адаптировать, конструкция была построена за два месяца архитекторами и 20 жителями района Кибера.

Отель Alila Yangshuo, Vector Architects Koji Fujii / TOREAL (Фото: Vector Architects / Su Shengliang, Chen Hao / Building for Change, Gestalten 2022)

Отель Alila Yangshuo, Гуанси, Китай
Vector Architects

9000 4 В окружении древних Этот заброшенный сахарный завод 1960-х годов, расположенный в экологически защищенном месте, был преобразован в роскошный отель компанией Vector Architects. Ландшафт является такой же особенностью участка, как и здания, а структурная ферма, ранее использовавшаяся для перевозки сахарного тростника к лодкам на реке Ли внизу, была разобрана до своего функционального бетонного ядра, которое теперь обрамляет недавно построенный дом. построен бассейн. Первоначальная конструкция зданий была в основном сохранена и упрощена, при этом одно крыло отеля служит звуковым барьером для шоссе, проходящего рядом с участком.

Zeitz Mocaa, Heatherwick Studio (Кредит: Иван Баан / Здание для перемен, Гестальтен 2022)

Музей современного искусства Зейтц, Кейптаун, Южная Африка
Heatherwick Studio

. Альфред Уотерфронт был самым высоким зданием в Африке к югу от Сахары до середины 1970-х годов, а с 1990 года он был выведен из эксплуатации. «Сельскохозяйственное сооружение является эмблемой колониальной истории Южной Африки, а также еще одной главой в ее будущем после апартеида». к построению для перемен. «Его трансформация разрушает эти исторические ассоциации, не отрицая их, чтобы сформировать то, что… известно как крупнейший в мире музей, посвященный современному искусству Африки и диаспоры». Лондонская студия Heatherwick вырезала восемь из 42 железобетонных труб, составлявших элеватор и пристройку для хранения зерна, чтобы сформировать 80 галерей на шести уровнях, а также огромную пустоту в центре, «внутри которой природа и сложность этих пространств могут наконец-то быть оцененным».

Kamikatsu Zero Waste Center, Hiroshi Nakamura и NAP (Фото: Koji Fujii / TOREAL / Building for Change, Gestalten 2022)

Kamikatsu Zero Waste Center, Kamikatsu, Япония
Hiroshi Nakamura и NAP

9000 4 «В 2003 году, после после принудительного вывода из эксплуатации своего мусоросжигательного завода муниципалитет издал Декларацию о нулевых отходах, требующую повторного использования или переработки всех отходов, произведенных жителями района, чтобы снизить потребность в захоронении или сжигании», — сообщает Building for Change. «Вместо того, чтобы увеличивать выбросы за счет отправки отходов в ближайший город для переработки, был создан новый центр, где жители могут разделять и получать материалы для переработки и повторного использования». Чтобы бросить вызов общественному восприятию «центра отходов», на сайте есть магазин, торгующий утилизированными предметами, общественный зал, прачечная, гостиница и образовательное пространство для исследования способов увеличения повторного использования. План в форме подковы обеспечивает легкий доступ к материалам, в то время как при строительстве центра использовались отходы из местных домов, школ и правительственных зданий, оставленные заброшенными из-за сокращения населения в этом районе, в том числе 700 восстановленных окон, которые образуют стены здания, когда-то укрепленные пластиковыми ящиками. используется для сбора грибов. Местные жители сейчас перерабатывают 80% своих отходов по сравнению со средним показателем по стране в 20%.

Капсульный отель и библиотека Qinglongwu, Atelier tao+c (Фото: Су Шэн Лян / Building for Change, Gestalten 2022)

Капсульный отель и библиотека Qinglongwu, Цзиньхуа, Китай
Atelier tao+c 

Капсула 20 спальни в этом бывшем амбаре окружены книжными шкафами из местного бамбука, а ванные комнаты находятся на крыше. Архитекторы Atelier tao+c расположили спальни в шахматном порядке по всему зданию, перемежая пространствами двойной высоты, которые усиливают ощущение легкости, создаваемое подвесным каркасом. Автономная конструкция отделена от обшивки здания, а стальная сетка местами скрыта внутри книжных шкафов, что создает ощущение уединения.

Языковая школа Мелильи, Ángel Verdasco Arquitectos (Источник: Ángel Verdasco Arquitectos / Building for Change, Gestalten 2022)

EOI Языковая школа Мелильи, Мелилья, Испания
Ángel Verdasco Arquitectos
900 03

Один из двух автономных испанских городов, расположенных на севере Африка, Мелилья граничит с Марокко. Когда его центральный рынок закрылся в 2003 году, это «разорвало сплоченность района», согласно Building for Change, поскольку 90-летний коммерческий центр был «социальным катализатором, соединяющим христианские, мусульманские и еврейские общины города». сообщества». Компания Ángel Verdasco Arquitectos выиграла конкурс 2008 года на поиск дизайна, отражающего социальную ценность рынка. Их предложение превратить сайт в музыкальную академию, языковую школу и образовательный центр для взрослых, обеспечивая «межкультурную связь», которая предлагает различным сообществам Мелильи место для взаимодействия. Первоначальные рыночные стены были оставлены отдельно стоящими, ограждая структуры внутри и опираясь на «воспоминания и идентичность рынка, которые в противном случае могли бы быть сметены». Алюминиевая решетчатая рама представляет собой современную интерпретацию местной исламской архитектуры, отражающую перфорированные тюрьма экраны, которые контролируют свет и вентиляцию через внутреннее пространство.

Языковая школа Мелильи, Ángel Verdasco Arquitectos (Источник: Ángel Verdasco Arquitectos / Building for Change, Gestalten 2022) построено историческое здание», — сообщает Building for Change. «Центр выступает в качестве промежуточного пространства для различных сообществ и функций, занимающих это место», и способствует мультикультурализму, «используя рыночную структуру для ее новой цели».

Водостольная башня замка, Тонкин Лю (кредит: Таран Уилку / здание для перемен, гестальтен 2022)

Водостольная башня замка, Норфолк, Великобритания
Тонкин Лю

, построенная в 1952 году, эта водонапроница Англия изначально не считалась достойной спасения местными властями», — сообщает Building for Change. «Раньше он размещался на аэродроме, а затем был продан с аукциона как металлолом». К счастью, его спасли новые владельцы, превратившие башню в свой дом. Вырезав ленточное окно, заменив одну линию стальной решетки, образующей стены резервуара, архитекторы создали панорамный вид на окружающий ландшафт.

Водонапорная башня Castle Acre, Тонкин Лю (Источник: Деннис Педерсен — изображение слева / Таран Уилкху — изображение справа / Building for Change, Gestalten 2022)

Деревянная лестница удерживает башню, предотвращая смещение крыши относительно нижнего уровня при сильном ветре, а лестничная башня действует как тепловой дымоход, создавая вентиляцию при закрытых окнах. Отходы были использованы повторно, блок облицован переработанными алюминиево-пластиковыми панелями, а балюстрада лестничной башни была сделана из стальных анкерных стержней, извлеченных из резервуара.

Центр наследия и искусства Тай Квун, Herzog & de Meuron (Источник: Иван Баан / Building for Change, Gestalten 2022)

Центр наследия и искусства Тай Квун, Гонконг
Herzog & de Meuron

«Построено Центральный полицейский участок, Центральный магистрат и тюрьма Виктория были внесены в список британцами после того, как они взяли под свой контроль Гонконг в 1841 г. Вместе с 16 другими историческими зданиями они занимают… «крупнейший проект по сохранению наследия в Гонконге». «, согласно Building for Change. Здания были настолько старыми, что в них не было записей о строительстве, а это означало, что инженерам нужно было провести судебно-медицинскую экспертизу, чтобы спланировать подходящий метод ремонта. При создании двух новых структур были и другие проблемы: минимизация вибрации во время работ, чтобы не повредить существующие здания, и использование инновационных способов создания фундаментов из-за высокой плотности участка, который теперь является культурным и торговым центром.

Lakeside Plugin Tower, People’s Architecture Office (Фото: Jin Weiqi / Building for Change, Gestalten 2022)

Lakeside Plugin Tower, Пекин, Китай
People’s Architecture Office

Прототип, демонстрирующий преимущества модульной конструкции, расположенный в Lakeside Plugin Tower представляет собой территорию охраняемых сельскохозяйственных угодий и предназначена для легкого касания земли, что сводит к минимуму нарушение экологии, уровня грунтовых вод и дикой природы на участке, а также позволяет легко перемещать его на другие участки в будущем. «Модули спроектированы таким образом, чтобы их можно было легко транспортировать с завода, где они изготавливаются, и их можно собирать без участия квалифицированных рабочих», — сообщает Building for Change. Большое разнообразие форм и потенциальных конфигураций «позволяет осуществлять более творческую сборку, позволяя пользователям наклонять блоки, чтобы использовать преимущества видов, и создавать различные комбинации текстур и цветов с панелями». Это меняет роль архитектора, который отказывается от контроля над планировкой, формой, размером и цветом. Это также продлевает срок службы здания почти на неопределенный срок. «Подключаемая структура дома спроектирована таким образом, чтобы со временем ее можно было добавлять и адаптировать в соответствии с изменениями в технологиях и потребностями его жителей».

Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-либо еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по телефону   Twitter 900 17 .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

;

Недостатки «чистого мира»

Загрузка

дизайн | Экологичность

(Изображение предоставлено Getty Images/Peter Stackpole)

Кэт Паунд, 27 июля 2022 г.

Впервые появившись в дизайне, пластик олицетворял собой прогресс, гламур и удобство. Но какой ценой, спрашивает Кэт Паунд, и что дальше?

I

Невозможно недооценить огромное влияние пластика на нашу повседневную жизнь за последнее столетие или около того. Расширение глобальных коммуникаций, электрификация наших домов и освоение космоса были бы немыслимы без него. Обтекаемая эстетика 1930-е и футуристические формы 60-х приняли бы совершенно разные формы. Тем не менее, продукт, который когда-то ассоциировался с прогрессом и революционным дизайнерским потенциалом, теперь считается токсичным, загрязняющим наши океаны и наносящим неисчислимый ущерб морскому и человеческому здоровью. На выставке «Пластик: переделка нашего мира» Музей дизайна Vitra исследует, как пластик стал таким вездесущим, и призывает нас задуматься о более бережном производстве и использовании. Stedelijk Museum в Амстердаме также рассматривает эту проблему в своей книге «Это наш гребаный задний двор», в которой рассматриваются продукты, уже представленные на рынке, а также экспериментальные работы.

Больше похоже на это:

—          Чему Северные страны могут научить нас развлекаться

—          Почему этот крошечный дом идеален на данный момент

—          Что ваши кроссовки говорят о вас 900 03

Учитывая влияние пластика на текущую глобальную климатического кризиса, может показаться неожиданным, что его самые ранние формы были фактически созданы для защиты природы. «Все они должны были заменить натуральные материалы, которые стали либо дефицитными и/или дорогими, либо сбор или добыча которых действительно представляли угрозу для природы», — объясняет Йохен Айзенбранд, главный куратор Музея дизайна Vitra.

Знаменитое кресло Pallo 1963 года работы финского дизайнера Ээро Аарнио представлено на выставке Vitra «Пластмассы: переделка нашего мира» (Фото: Музей дизайна Vitra/ Юрген Ханс)

Целлулоид, например, изначально был изобретен как альтернатива слоновой кости, пользовался большим спросом на бильярдные шары в 19 веке. Тот факт, что он также был удивительно гибким и прозрачным при производстве в виде тонких полос, означал, что он оказал радикальное влияние на фотоиндустрию, что привело к развитию фотопленки и, в конечном итоге, кинофильмов.

Бакелит был первым по-настоящему синтетическим материалом, изобретенным в 1907 году Лео Бакеландом. «Одной из причин, по которой он так быстро стал настолько популярным, были его электроизоляционные свойства», — говорит Эйзенбранд BBC Culture. «1920-е годы были началом электрификации домашних хозяйств, и это было бы немыслимо без довольно дешевого промышленного материала, который можно было использовать для выключателей света, розеток и, конечно же, первых появившихся электроприборов, таких как радиоприемники, телефоны и громкоговорители. динамики.».

Эта ранняя пластиковая промышленность в значительной степени зависела от спроса. Однако по мере расширения понимания науки о полимерах в 1920-х и 30-х годах химики крупных нефтехимических компаний начали создавать новые материалы из побочных продуктов просто потому, что они могли это сделать, что привело к появлению таких веществ, как полистирол, поливинил, нейлон и др. Тефлон.

Начало Второй мировой войны стало катализатором роста индустрии пластмасс. В связи с необходимостью сохранения стратегических материалов, таких как каучук, шелк и сталь, индустрия пластмасс стала искать альтернативы. Нейлон использовался для изготовления парашютов, москитных сеток и гамаков. Полиэтилен оказался одновременно легким и отличным изолятором электрического тока, что сделало его идеальным материалом для мобильных радиолокационных станций, достаточно легким для перевозки в самолетах, в то время как акриловое стекло, созданное в 1930s использовался в фонарях самолетов, будучи менее опасным для пилотов, если он разбивался.

Пышный радиоприемник Panasonic Toot-a-Loop воплощает в себе гламурный и прогрессивный дизайн пластика конца 60-х годов (Фото: Музей дизайна Vitra/Andreas Sütterlin) до почти 400 миллионов кг в год в США. После войны эта недавно процветающая отрасль с резко возросшими производственными мощностями не видела причин сокращаться, и ее очевидной целью был потребитель мирного времени. Теперь, когда нефтехимическая промышленность стала крупным игроком, «она превратилась из отрасли, ориентированной на спрос, на отрасль, ориентированную на предложение», — говорит Эйзенбранд. «Каждый год изобретались новые пластмассы, но промышленность не знала, что с ними делать, поэтому они нанимали дизайнеров для поиска приложений».

В лексикон вошла идея «мира, который можно вытереть начисто», когда столешницы из формика и виниловые обои гигиеничны и легко чистятся. Холодильники, которые появлялись во все большем количестве домов, могли быть заполнены контейнерами Tupperware, а дети могли играть с Барби, Лего, хулахупом и фрисби. Виниловые пластинки заменили легко ломающиеся диски из шеллака.

В 60-х годах космическая гонка вдохновила модельеров, таких как Пако Рабанн и Пьер Карден, на использование тканей, полученных из пластика, в своих футуристических проектах. Эти ткани также сыграют жизненно важную роль в первой пилотируемой миссии на Луну: скафандр «Аполлон» состоит из более чем 20 синтетических тканей, включая нейлон, лайкру, неопрен, майлар и тефлон.

Дизайнеры мебели все чаще использовали этот чудесный податливый материал, обладающий, казалось бы, безграничным потенциалом. Финский дизайнер Ээро Аарнио придумал сферическое вращающееся кресло Pallo Chair, персональный кокон, оснащенный собственным телефоном Ericsson. Показанный в фильмах и на обложках многочисленных журналов, он стал одним из самых знаковых дизайнов 1960-х годов.

Статья о «одноразовой жизни» в номере журнала Life за 1955 год была проиллюстрирована постановочной фотографией (Фото: Getty Images/ Peter Stackpole)

Хотя на рынок поступало все больше и больше пластика, на тот момент он все еще широко использовался в продуктах, предназначенных для многолетнего хранения. Настоящие проблемы начались, когда в циничном поиске новых рынков индустрия пластмасс придумала идею «одноразовых товаров».

«Будущее пластика — в мусорном баке», — заявил Ллойд Стоуффер, редактор журнала Modern Packaging, в 1956 году. Идея простого выбрасывания чего-либо (нередко люди сохраняли и повторно использовали пластиковые стаканчики из ранних автоматов по продаже кофе), идея удобства вскоре завладела общественным воображением. И вот, в 19В 73 году инженер Du Pont Натаниэль Уайет запатентовал первую пластиковую бутылку, изготовленную из полиэтилентерефталата, широко известного как ПЭТ.

Готовность принять вызов

Культура одноразового использования, которую, в частности, стал символизировать этот предмет, несомненно, запятнала имидж пластика до такой степени, что легко забыть, что этот материал по-прежнему имеет много положительных применений. Неотъемлемый компонент многих медицинских устройств, его легкость также означает, что при использовании в производстве самолетов он помогает снизить расход топлива.

Организаторы выставки «Пластик: переделка нашего мира» открыто признают наивность предположения, что мы когда-нибудь будем жить в мире без пластика. Вместо этого они подчеркивают настоятельную необходимость точно определить, где материал необходим, одновременно сокращая — и в конечном итоге устраняя — его использование там, где он не нужен. Конструктивное повторное использование пластика, уже находящегося в обращении, и разработка альтернатив также должны стать частью уравнения.

К счастью, многие дизайнеры и производители принимают вызов. «В 60-е годы о пластмассах было очень положительное впечатление из-за всего, что они делали, и теперь мы находим этот положительный настрой во многих попытках решить эту проблему. Так много дизайнеров проводят исследования материалов. Ученые работают с ферментами. которые могут разрушить пластмассы, производители принимают меры не только для очистки окружающей среды, но и потому, что они знают, что есть проблема и что им нужно действовать», — говорит Айзенбранд.

Выставка в Стеделийк-музее в Амстердаме посвящена инновационным проектам с использованием биопластика. выставляет товары, уже представленные на рынке, чтобы подчеркнуть роль, которую люди могут сыграть в борьбе с кризисом посредством своего покупательского выбора. «Мы можем говорить о действительно большой отрасли и о том, что мы должны изменить, но для нас также было важно, чтобы посетители и потребители могли подумать о том, какие небольшие изменения они могут внести», — говорит куратор Аманда Пинатих.

Многие продукты, представленные на выставке, представляют собой продуманное и изобретательное использование переработанного пластика. Бутылка Ocean изготовлена ​​не только из переработанных пластиковых бутылок, извлеченных из моря, ее продажа также помогает местным жителям собирать новые бутылки в прибрежных районах. Стремясь привлечь внимание к окружающей среде в раннем возрасте, серия стульев и столов для детей ecoBirdy изготовлена ​​из переработанных игрушек, которые до сих пор узнаваемы в новых продуктах. Мебель для взрослых также решает эту проблему, например, стул Rex, разработанный Инеке Ханс для производителя офисной мебели Ahrend, который сделан из старой офисной мебели, рыболовных сетей, ковров и промышленных отходов. Чтобы гарантировать, что продукт будет максимально переработан в конце срока службы, производитель предлагает владельцам 20 евро, если они вернут его, что делает его, возможно, первым в мире депозитным креслом.

Чем крупнее производитель, тем больше влияние. Ikea использует переработанный ПЭТ-пластик во всем: от набивки подушек до простой серии ящиков для хранения, которые выставлены в музее. «Они знают, что не очень хорошо заботятся об окружающей среде, но они также знают, что у них действительно большая платформа, поэтому они знают, что если они изменятся, это действительно может изменить ситуацию», — говорит Пинатих. Точно так же Adidas стремится сделать кроссовки максимально экологичными с помощью своей линии Made to be Remade. Кроссовки можно вернуть в магазин, когда они изнашиваются, а затем измельчить, чтобы получить материал для следующей партии обуви.

Дизайнеры также все чаще используют альтернативы широко используемому пластику. Доска для серфинга Studio Bart Vernooij сделана из льняного волокна и эпоксидной смолы на биологической основе вместо обычного токсичного стекловолокна и синтетических смол, а Biotrem делает одноразовую посуду максимально экологически чистой. Созданный из прессованных пшеничных отрубей и воды, из одной тонны пшеницы можно произвести 10 000 полностью компостируемых продуктов.

Многие дизайнеры также обращаются к историческим технологиям, чтобы создавать экологичные товары будущего. Мартин Страатман изучает потенциал навоза, когда-то широко использовавшегося при строительстве зданий, для создания экологически чистых предметов интерьера, и в музее выставлен один из его табуретов. Пинатих отвергает опасения, что такой материал может оттолкнуть. «Это действительно забавный дизайн, и, по крайней мере, здесь, в Нидерландах, люди часто пытаются найти юмор во всем — это настоящий повод для разговора», — говорит она.

Стекло из ягуа, отходов золотодобычи, используется в недавней работе Симона Баллена Ботеро (Источник: Stedelijk Museum). интерьерные панели, созданные архитектором и дизайнером Мэй-Линг Локко. Изготовленные из переработанных сельскохозяйственных отходов и грибкового мицелия, эти продукты не только экологически чистые, но и направлены на борьбу с эксплуатацией земли и ее обитателей.

Очевидно, что решение нашей проблемы с потреблением пластика потребует комплексной атаки, сочетающей инновации с прагматизмом и требующей участия потребителей, а также ученых и дизайнеров.