Содержание
Марат Ка — Модный интерьер
Ручная работа, хэндмэйд, декорирование и дизайн интерьера с каждым годом приобретают все большую популярность. На телевидении и в интернете появляется большое количество полезной информации, с помощью которой каждый может приобрести навыки декоратора и дизайнера.
В 2006 г. на канале «Домашний» вышла передача «Декоративные страсти», она сразу стала набирать популярность так же как и ее ведущий Марат Ка.
Марат Ка – талантливый декоратор и мастер в своем деле. В своих уроках он раскрывает секреты декораторского искусства. Он простым языком рассказывает как при помощи несложных действий и недорогих материалов создать предмет восхищения, эксклюзивную вещь и оригинально украсить интерьер. В своей работе он использует материалы, которые можно купить в любом магазине для ремонта или магазине для художников, это акриловые краски, лаки, клей, поталь, стекло, бумага, картон и т.д. Большим плюсом уроков Марата Ка является то, что он не тратит много средств на свои изделия, а переделывает старые и забытые вещи.
Марат Ка — дизайнер, телеведущий, декоратор, организатор школы декоративно-оформительского искусства (полное имя — Марат Кушелман).
В России он известен как декоратор, а за рубежом проектирует клубы, гостиницы и даже публичные дома.
Марат Ка — специалист по поверхностям, но его нельзя назвать поверхностным человеком (наоборот, знания у него очень глубокие).
Он ведет программу «Декоративные страсти» на канале «Домашний» и готовит к выпуску еще одну телепередачу, в которой будет красить стены, но не разрешает своим детям смотреть телевизор, а сами телевизоры в оформляемых им интерьерах старается спрятать.
Он удивительно противоречивый человек: по образованию архитектор, но в России ничего не проектирует, занимается лишь декором:
— Моя лаборатория занимается декоративными поверхностями. Я для интерьера, как визажист для человека: припудриваю, прикрашиваю… Отвечаю за последний слой — тот, что вызывает ассоциативный ряд, тот, от которого зависит, приятно в помещении или нет. Вообще же я профессиональный архитектор, интерьер-дизайнер. Но для России я маляр. — Говорит о себе Марат.
Он декорирует в Москве рестораны («Кальвадос», «Боканчино»…), но не ест в ресторанах.
Ка — это его не настоящая фамилия, а вымышленная. Его папа — известный ученый, именем которого назван один из законов в математике, а мама — литературный критик. И он скрывается под псевдонимом, чтобы не быть тенью славы родителей.
Этот парадоксальный человек делает на экране не менее парадоксальные вещи: может очистить поверхность стула жидкостью для аккумуляторов, опустить стекло в подсолнечное масло, добавить в краску молока и муки… В результате к окончанию его программы из стула получаются часы, из футбольного мяча — лампа, из воздушного шарика — свеча, а из птичьей клетки — подсвечник. Он дает старым предметам новую жизнь.
Следующая статья: Квартира аниме-студия от Санкт-Петербургского дизайнера Lyblank Keira
Предыдущая статья: Свадебная мода лета 2014
Лекция: цвет в интерьере — Лаборатория Марата Ка — LiveJournal
Цвет – это вещь предметная и в интерьере наиболее различаемая. Притом, что цвет не является доминирующим, оставаясь всего лишь фоном, ему уделяется огромное внимание. Ведь именно благодаря цвету интерьер можно «поднять» или, наоборот, «убить», придать ему новое дыхание жизни или наполнить воспоминаниями.
Вообще цвет, как и еда, всегда несет определенное сообщение. Главное его правильно прочитать. Говорят, что не бывает плохой кухни, есть плохие повара. Точно так же и с интерьером. Он не может быть плохим, но может быть неправильно решенным. И самой распространенной ошибкой в этом случае становится именно цветовое несоответствие.
Стилистика интерьер-дизайна строится по двум направлениям: корпоративному и индивидуальному. Где основная задача первого – соблюдать так называемый «корпоративный этикет» и делать ровно так, как тебя просят, пусть даже это будет повторением чего-то ранее созданного. В этом направлении от тебя не ждут креатива, а всего лишь точности исполнения желаемого. И справедливости ради стоит заметить, что найти такого исполнителя, который будет неукоснительно следовать желаниям заказчика, не так-то уж и просто.
Индивидуальное же направление – полная противоположность предыдущего, а интерьер-дизайнер, работающий в этом стиле – человек, который не слышит и главное не понимает, чего от него хотят другие. Он делает так, как считает нужным и считает, что это правильно, пытаясь убедить в этом клиента. Какое из этих направлений является наиболее верным, судить сложно, но если говорить о цветовом оформлении интерьера, то стоит заметить, что цвет – понятие субъективное, и восприятие цвета и даже его название одним человеком не всегда соответствуют восприятию другого.
Любой профессиональный интерьер-дизайнер или декоратор прекрасно понимает, что интерьер неотделим от своего хозяина. А значит, цветовое наполнение интерьера он предлагает из расчета пристрастий самого клиента, а не своих собственных предпочтений, т. е. тяготеет к корпоративному направлению. Главное понять, какие именно цветовые сочетания ему подходят. И для того, чтобы предложить безупречный проект, интерьер-дизайнеру достаточно взглянуть на клиента, пообщаться с ним всего несколько минут, чтобы понять и прочувствовать, что именно ему подходит. И первое, на что стоит обратить свое внимание, конечно, одежда. Все точно знают, что «встречают по одежке», но мало кто может предположить, как много тайн о нас с вами может таить одежда и интерьер. Уметь пользоваться этими знаниями – не только настоящее искусство, достойное уважения, но и отдельная профессия, называемая декоратор.
Как уже упоминалось ранее, цвет в интерьерах и экстерьерах в отличие от других индустрий воспринимается намного более тонко, а потому имеет большое значение. И причина банальна. Два больших квадрата, нарисованные на стене или любой другой поверхности, на первый взгляд, двумя одинаковыми цветами (например, из разных банок или разного года выпуска), на расстоянии кажутся двумя разными цветовыми квадратами. Потому что на цвет влияют пыль, освещение, свежесть краски и многое другое. А значит, цвета не реставрируемы! Их невозможно восстановить, их можно только переделать.
Одной из важнейших характеристик в теории цветообразования является освещение. Цвета изменяются под влиянием света, ибо каждый окрашенный предмет, помещенный в тень, выглядит иначе, чем на свету. Кроме того, на цвет влияют и такие факторы, как отражение и месторасположение. Так, например, один и тот же интерьер, выполненный в едином цветовом решении, в типовой квартире на четвертом и десятом этаже выглядит по-разному, даже ночью.
Основные правила формирования цветового наполнения интерьера:
1. С Природой, как и с естественным освещением, бороться бессмысленно, нужно подчиняться. И если комната темная, то за счет цвета стен сделать ее светлой, а тем более большой, вам не удастся никогда. – Это утопия! Если окна выходят на северную сторону, не пытайтесь сделать ее теплой, лучше пусть она будет холодной, но уютной. Если комната яркая и солнечная, не стоит красить стены в темный цвет, свет из окна, вы все равно не поборите, но вместо уютной светлой комнаты получите грязную выбеленную.
2. Количество цветов, употребляемых в интерьере, увеличивает, создавая многоплановость и многогранность пространства, за счет того, что одни цвета мы видим ближе, а другие – дальше.
3. В дизайне существует такое понятие, как «бесцветие», т.е. белое. Белый, точно так же, как и любой другой цвет имеет множество, отличных друг от друга, оттенков. Но отличается от других тем, что «белый интерьер» можно создавать, не используя белого цвета. Кроме того, любой предмет на белом фоне становится черным пятном, поэтому с белым цветом в интерьере лучше обходиться осторожно. Да, и вообще, белый уменьшает пространство. Для того же чтобы сделать светлую комнату можно использовать серые и даже темные цвета, главное снивелировать их между собой, приведя к очень тонкому знаменателю. Сделать чуть темнее потолок, чуть светлее пол, а стены покрасить в теплый цвет, близкий по тональности к полу.
4. Для того чтобы грамотно подобрать цвет в интерьере нужно в первую очередь обратить внимание на так называемый цвет улицы, т.е. ту цветовую волну, которая идет из окна. Так, например, если напротив ваших окон расположен дом персикового оттенка, не стоит прибегать к нему в своем интерьере, как впрочем, и к чистым зеленым цветам, потому что они будут казаться грязными.
5. Ну, и конечно, для выбора цвета в интерьере, как и в музыке, существует свой камертон, коим являются шторы и ткани как таковые, потому как они занимают 30% декорируемого пространства. Шторы – как флористика. В работе с ними существуют несколько приемов, владея которыми вы сможете манипулировать интерьером очень умело. Один из них, самый главный заключается в том, что тканью можно исправить любой неправильно решенный интерьер!
Вообще, подбор цвета – это как решение уравнения со многими неизвестными, и чем меньше этих неизвестных, тем соответственно, проще оно решается. Самая серьезная ошибка, которую совершают обычно в интерьер-дизайне – это завершать интерьер подбором штор. Правильнее с них начинать. После выбрать обивку мебели или ковролина, с учетом того, что ткани в интерьере должны быть привязаны друг к другу точно так же, как в одежде, затем – камня, если таковой материал планируется в интерьере. И замкнуть все цветом стен, дерева и элементов декора, обратив внимание на главное правило: интерьер всегда должен быть уравновешенным и по деталям, и по свету, и по цвету. Т.е. цвет потолка должен соответствовать цвету пола. А для того, чтобы проверить, насколько ваш интерьер уравновешен, достаточно его сфотографировать и перевернуть
снимок. – Вам нравится? Или стоит что-то переделать?
Tags: Марат Ка, декорирование интерьера, лекции, мнение эксперта
Карл Маркс | Книги, теория, верования, дети, коммунизм, социология, религия и факты
Карл Маркс
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 5 мая 1818 г.
Трир
Германия
- Умер:
- 14 марта 1883 г. (64 года)
Лондон
Англия
- Учредитель:
- Первый международный
- Известные работы:
- «Дас Капитал»
«Коммунистический манифест»
- Предметы изучения:
- капитализм
меновая стоимость
философия истории
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем был Карл Маркс?
Как умер Карл Маркс?
Карл Маркс умер 14 марта 1883 года в возрасте 64 лет от приступа бронхита. Не имея земли на момент смерти, он был похоронен на лондонском кладбище Хайгейт. Первоначально его надгробие было невзрачным, но в 1954 Коммунистическая партия Великобритании выгравировала на камне «Пролетарии всех земель, соединяйтесь», последнюю строку Коммунистического манифеста вместе с цитатой из Тезисов Маркса о Фейербахе (1845).
Подробнее ниже:
Последние годы
Какой была семья Карла Маркса?
Карл Маркс был одним из девяти детей. Когда он стал старше, он женился на своей возлюбленной детства Дженни фон Вестфален. У них было семеро детей, четверо из которых умерли, не дожив до подросткового возраста. Из-за основных антикапиталистических убеждений Маркса его семья жила в бедности большую часть своей жизни.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Карл Маркс , полностью Карл Генрих Маркс , (род. 5 мая 1818, Трир, Рейнская провинция, Пруссия [Германия] — умер 14 марта 1883, Лондон, Англия), революционер, социолог, историк и экономист. Он опубликовал (вместе с Фридрихом Энгельсом) Manifest der Kommunistischen Partei (1848 г.), широко известный как The Kommunistischen Partei , самую знаменитую брошюру в истории социалистического движения. Он также был автором самой важной книги движения, Капитал . Эти и другие сочинения Маркса и Энгельса составляют основу мысли и убеждений, известных как марксизм. ( См. также социализм; коммунизм.)
Карл Генрих Маркс был старшим выжившим мальчиком из девяти детей. Его отец, Генрих, преуспевающий адвокат, был просветителем, преданным Канту и Вольтеру, принимал участие в агитации за конституцию в Пруссии. Его мать, урожденная Генриетта Прессбург, была из Голландии. Оба родителя были евреями и происходили из длинной линии раввинов, но за год или около того до рождения Карла его отец — вероятно, потому, что этого требовала его профессиональная карьера — крестился в евангелической официальной церкви. Карла крестили, когда ему было шесть лет. Хотя в юности на Карла меньше влияла религия, чем критическая, иногда радикальная социальная политика эпохи Просвещения, его еврейское происхождение подвергало его предрассудкам и дискриминации, которые, возможно, заставили его усомниться в роли религии в обществе и способствовали его желанию для социальных изменений.
Маркс получил образование с 1830 по 1835 год в гимназии в Трире. Школа, подозреваемая в укрывательстве либеральных учителей и учеников, находилась под наблюдением полиции. Работы Маркса в этот период демонстрировали дух христианской преданности и стремление к самопожертвованию во имя человечества. В октябре 1835 года он поступил в Боннский университет. Курсы, которые он посещал, были исключительно гуманитарными, по таким предметам, как греческая и римская мифология и история искусства. Он участвовал в обычных студенческих мероприятиях, дрался на дуэли и провел день в тюрьме за пьянство и хулиганство. Он председательствовал в Таверн-клубе, который расходился с более аристократическими студенческими ассоциациями, и вступил в клуб поэтов, в который входили некоторые политические активисты. Политически бунтарская студенческая культура действительно была частью жизни Бонна. Многие студенты были арестованы; некоторых все еще исключали во времена Маркса, особенно в результате попытки студентов сорвать заседание федерального парламента во Франкфурте. Однако через год Маркс покинул Бонн и в октябре 1836 года поступил в Берлинский университет, чтобы изучать право и философию.
Важнейшим опытом Маркса в Берлине было его знакомство с господствовавшей там философией Гегеля и его приверженность младогегельянцам. Сначала он почувствовал отвращение к учению Гегеля; Когда Маркс заболел, это было отчасти, как он писал своему отцу, «из-за сильной досады на необходимость сделать идолом воззрение, которое я ненавидел». Однако гегелевское давление на революционную студенческую культуру было мощным, и Маркс вступил в общество под названием «Докторский клуб», члены которого были активно вовлечены в новое литературное и философское движение. Их главной фигурой был Бруно Бауэр, молодой преподаватель богословия, который развивал идею о том, что христианские Евангелия представляют собой запись не истории, а человеческих фантазий, возникающих из эмоциональных потребностей, и что Иисус не был исторической личностью. Маркс записался на курс лекций Бауэра о пророке Исаии. Бауэр учил, что назревает новая социальная катастрофа, «более ужасная», чем та, что возникла при появлении христианства. Младогегельянцы начали быстро двигаться к атеизму, а также туманно говорили о политическом действии.
Britannica Quiz
41 вопрос из самых популярных викторин Britannica по всемирной истории
В этой викторине собран 41 самый сложный вопрос из самых популярных викторин Britannica по всемирной истории. Если вы хотите стать лучшим, вам нужно знать историю Соединенных Штатов, некоторых из самых известных людей в истории, то, что произошло во время Второй мировой войны, и многое другое.
Прусское правительство, опасаясь подрывной деятельности младогегельянцев, вскоре взялось изгнать их из университетов. Бауэр был уволен со своего поста в 1839 г.. «Самый близкий друг» Маркса того периода, Адольф Рутенберг, пожилой журналист, отбывший тюремный срок за свой политический радикализм, настаивал на более глубоком участии в общественной жизни. К 1841 г. младогегельянцы стали левыми республиканцами. Тем временем исследования Маркса отставали. По настоянию своих друзей он представил докторскую диссертацию в Йенском университете, известном своей небрежностью к академическим требованиям, и получил степень в апреле 1841 года. и Эпикур. Более отчетливо в нем звучала нота прометеевского неповиновения:
Философия не делает из этого секрета. Признание Прометея: «Воистину, я ненавижу всех богов» — это его собственное признание, его собственный девиз против всех богов… Прометей — благороднейший святой и мученик в календаре философии.
В 1841 году на Маркса вместе с другими младогегельянцами большое влияние оказала публикация Людвига Фейербаха « Das Wesen des Christentums » (1841; «Сущность христианства» ). Его автор, по мнению Маркса, успешно критиковал Гегеля, идеалиста, который считал, что материя или существование ниже разума или духа и зависит от них, с противоположной, материалистической точки зрения, показывая, что «Абсолютный Дух» был проекцией « настоящий человек, стоящий на фундаменте природы». Отныне философские усилия Маркса были направлены на соединение гегелевской диалектики — идеи о том, что все вещи находятся в постоянном процессе изменения, являющегося результатом конфликтов между их противоречивыми аспектами, — с материализмом Фейербаха, который ставил материальные условия выше идей.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
В январе 1842 года Маркс начал сотрудничать с недавно основанной в Кельне газетой Rheinische Zeitung . Это был либерально-демократический орган группы молодых купцов, банкиров и промышленников; Кёльн был центром наиболее развитой в промышленном отношении части Пруссии. К этому этапу жизни Маркса относится очерк о свободе печати. Поскольку тогда он считал само собой разумеющимся существование абсолютных моральных норм и универсальных принципов этики, он осуждал цензуру как нравственное зло, заключающееся в подслушивании умов и сердец людей и наделение слабых и недоброжелательных смертных полномочиями, предполагающими всеведущее сознание. Он считал, что цензура может иметь только злые последствия.
15 октября 1842 года Маркс стал редактором Rheinische Zeitung . Таким образом, он был обязан писать редакционные статьи по самым разным социальным и экономическим вопросам, начиная от жилья берлинской бедноты и кражи крестьянами древесины из лесов и заканчивая новым явлением коммунизма. Он нашел гегелевский идеализм малопригодным в этих вопросах. В то же время он отдалялся от своих друзей-гегельянцев, для которых эпатаж буржуазии был достаточным способом общественной деятельности. Маркс, дружественно настроенный в то время к «либерально мыслящим практикам», которые «шаг за шагом боролись за свободу в конституционных рамках», сумел утроить тираж своей газеты и сделать ее ведущим журналом в Пруссии. Тем не менее прусские власти приостановили его выпуск за излишнюю откровенность, и Маркс согласился вместе с либеральным гегельянцем Арнольдом Руге редактировать новый обзор, Deutsch-französische Jahrbücher («Немецко-французские ежегодники»), который должен был издаваться в Париже.
Сначала, однако, в июне 1843 года Маркс, после семилетней помолвки, женился на Дженни фон Вестфален. Дженни была привлекательной, умной и всеми любимой женщиной, на четыре года старше Карла; она происходила из семьи военного и административного отличия. Ее сводный брат позже стал крайне реакционным прусским министром внутренних дел. Ее отец, последователь французского социалиста Сен-Симона, любил Карла, хотя другие члены ее семьи выступали против брака. Отец Маркса также опасался, что Женни суждено стать жертвой демону, вселившемуся в его сына.
Через четыре месяца после свадьбы молодая пара переехала в Париж, который в то время был центром социалистической мысли и наиболее экстремистских сект, носивших название коммунизма. Там Маркс впервые стал революционером и коммунистом и начал общаться с коммунистическими обществами французских и немецких рабочих. Их идеи были, по его мнению, «совершенно грубы и неразумны», но их характер тронул его: «Братство людей у них не пустая фраза, а факт жизни, и благородство человека сияет для нас из их работы. «затвердевшие тела», — писал он в своем так называемом «Экономико-философском манускрипте о Яре 1844 г.» (написано в 1844 г.; 9).0049 Экономические и философские рукописи 1844 г. [1959]). (Эти рукописи не публиковались около 100 лет, но они оказали влияние, поскольку показывают гуманистическую подоплеку более поздних исторических и экономических теорий Маркса. ) Фридрих Энгельс, сотрудник, который должен был стать его пожизненным сотрудником, и на их страницах появилась статья Маркса «Zur Kritik der Hegelschen Rechtsphilosophie» («К критике гегелевской философии права») с ее часто цитируемым утверждением, что религия есть «опиум для народа». Там же он впервые поднял призыв к «восстанию пролетариата» для осуществления философских концепций. Однако снова против Маркса выступило прусское правительство. Он был выслан из Франции и уехал в Брюссель, а за ним и Энгельс, в феврале 1845 года. В том же году в Бельгии он отказался от своего прусского гражданства.
Общая история Александры Козловской
Александра Козловская
Общая история запутанных нитей. Гданьский гобелен, сотканный из разных культур. Кто-то приходит к нам из другой культуры – как мы должны их приветствовать? Как мы должны себя вести? Международный проект «Общая история» в Центре культуры Балтийского моря (BSCC) является одним из таких ответов.
‘Он сунул пальцы в мою миску! Я не буду это есть! – решительно выкрикивает Михал и откладывает коробку с утренней закуской.
Он сидит вместе со своим другом Джагной и Маратом. Марат — «иностранец», новенький в классе, беженец из какой-то страны, говорящий на языке «ка». Он только что поделился своими булочками с друзьями и без малейшего прощения – по польским обычаям – накормил себя Михалу.
Удар грома! Раздается волна громоподобных хлопков. Так реагируют зрители, когда поступает предложение продолжить действие, прокомментировать происходящее. Аудитория — группа семиклассников начальной школы № 1. 45 в Вжеще. Сцена представляет собой один из классов на первом этаже (фортепиано у окна и за игровым полем), а актеры — молодые люди из театра Teatr Gdynia Główna (TGG). Один из учеников говорит, что Марат не должен был брать у Михала закуску просто так — без спроса. Госия, играя роль «конферансье», то есть режиссера, говорит: «А откуда ему знать, что это не обычай?
Аудитория: «Он мог бы проверить это в Интернете — у него есть смартфон».
Гося: «Михал тоже мог бы спокойно объяснить это и не обижаться просто так. Он предпочел подождать, пока Джагна познакомит его с Маратом. Но он мог проявить инициативу, предложить руку своему новому другу. Почему он этого не сделал?
Зрители: «У человека есть гордость».
Потом кто-то предлагает Михал, увидев, как Марат тянется за едой, взять его за руку, давая понять, что в Польше этим не занимаются. «Когда кто-то новенький, ты должен показать ему его место», — объясняет один из учеников седьмого класса.
Но наибольшую реакцию вызывает сцена с отцом Михала. Типа домашнего тирана, жестокого и ксенофобского, выкрикивающего готовые «ярлыки» о закрытии границ, недопущении нечистых и их болезней, предотвращении изнасилований и убийств, которыми они одарят нас, если мы их впустим. Возмущен этим фактом. что Михал, как лучший ученик, приветствовал Марата в классе, он кричит своему сыну: «Пока ты живешь в моем доме, ты должен меня слушаться! Следуй за тем, что я говорю!
Зрители сразу протестуют:
«Отец не имеет права кричать на сына».
«Михал имеет право на собственное мнение».
«Людям, бегущим от войны, надо помогать».
В соответствии с театральным форумом, Мельхиор – один из учеников – секундант Михала на сцене и, играя его роль, мужественно противостоит своему разъяренному отцу. Мгновение спустя Анета играет Михала. Тихим, но непреклонным голосом она говорит с отцом, не теряя уверенности в себе, несмотря на нарастающую агрессию отца. Возвращаясь к зрителям, мы видим, что она действительно прошла через мучения в этом противостоянии.
Ее друг Патрик отмечает, что ксенофобия всегда исходит из дома и что молодежь берет пример с родителей. И что слова могут ранить так же глубоко, как и физическое насилие.
Заканчивая спектакль, Госия попросила у публики совета для Михала. Ответ на самом деле один: бороться за свое право на собственное мнение и не поддаваться чужому давлению.
Вопиющий культурный шок
Идея постановки спектакля о беженцах, посвященного детям, родилась в голове Пшемека Юревича – актера, танцора и хореографа театра TGG. Он объяснил это так: «Я хотел показать пьесу о ксенофобии и угрозе национализма. Но мы не контактировали с беженцами, особенно с ближневосточными. Это была всего лишь встреча с
Ибрагим Муханна, что представило повод встретиться с одним. Ибрагим много рассказывал мне о себе, и больше всего меня поразили его резкие картины войны и психического состояния перед отъездом из Сирии. А потом шок культурный и климатический, когда он приехал в Швецию – где ему всегда было холодно.
Европейские обычаи в еде оказались для Ибрагима ярким признаком различия культур: «Когда мы встретились за ужином в городе, он заметил, какие забавные поляки, так оберегающие свою еду», — рассказывает Пшемек. «В нашей стране — Польше — это моя территория, моя собственность — держитесь подальше. В их стране – Сирии – еда – это общее дело. Там очевидно, что когда дело доходит до еды, все делятся».
Ибрагим Муханна — сирийский кинорежиссер, журналист и создатель документальных фильмов, работавший на оппозиционном телевидении в Дамаске. Когда грянула революция, он попытался продолжить работу на том же телеканале в Дубае. В настоящее время он живет в Швеции и приехал в Гданьск в марте 2018 года, чтобы снять фильм «UnderWeAre» на выставке «Общая история», представленной в мае 2018 года в Центре Святого Иоанна (соавтор выставки – Tri-City визуальный художник Агнешка Володько). По воле судьбы Ибрагиму для фильма понадобились несколько детей и танцовщица, и так он познакомился с Пшемеком.
Будьте нашим гостем, сядьте на ковер и отдохните
Это готическая церковь Святого Иоанна в Гданьске, одна из самых ценных реликвий здесь. В правом нефе, на полу, необыкновенное зрелище: несколько узорчатых ковров, один рядом с другим, с цветными подушками поверху. И заметка — чтобы не было неуверенности — приглашающая посидеть, отдохнуть и попользоваться. На кирпичной стене, под которой были разложены ковры, очертание бывшей лестницы и на стене продолговатый кусок желтой материи с надписью: «В ожидании Паоло Далл’Ольо». Ниже телевизор, показывающий документальный фильм о Далл’Оглио. А чуть дальше экран и стулья, где можно посмотреть фильм UnderWeAre.
Кого мы ждем? Итальянский иезуит, который признается, что влюблен в ислам. На рубеже 1990-х годов он восстановил каменный монастырь, основанный в шестом веке, посвященный Мойжешу Абисиньскому (Дейр Мар Муса аль-Хабаши), примерно в 80 км от Дамаска. Именно там он основал общину аль-Халил, где встречались христиане и мусульмане. В беседе с
Якубом Галензиовски отец Паоло объяснил создание общины: «Это ссылка на местную традицию, где монашеская жизнь была частью символического мира ислама, где пророк Магомет и его последователи уважали и защищали христиан. монастыри. Поэтому мы идем по этой дороге, отмечая, какое большое значение имеет для местных жителей, христиан и мусульман паломничество в наш монастырь». В течение 30 лет он вел диалог между Крестом и Полумесяцем, пропагандируя не только толерантность, но прежде всего дружбу. Когда в 2011 году вспыхнули демонстрации против диктатора Башара аль-Асада, он поддержал протестующих. В ответ в 2012 году власти вынудили иезуита покинуть Сирию. Поэтому он путешествовал по миру, рассказывая о кошмарах войны. Однако он несколько раз возвращался в Сирию и в июле 2013 года в Ракке исчез – скорее всего, его похитили исламские экстремисты.
К вопросу о том, как внушается людям национализм, как сеются семена нетерпимости, показывает фильм Ибрагима Муханни в Центре Святого Иоанна.
«У многих людей нет выбора, кем им стать сегодня, — отмечает режиссер. И символически показывает промывание мозгов, через которое сирийцам пришлось пройти с ранних школьных лет при режиме Асада. Образование, традиции, религия и политики оставили свои шрамы в сознании общества, навязывая единственные и единственные «истинные» ценности – отрицание плюрализма людей.
В своих поразительных образах Муханна спрашивает, кто контролирует нас, кто на нас влияет. И знаем ли мы об этом. Трудно найти более универсальный вопрос во времена интернета, соцсетей и политиков в Твиттере.
Во время создания фильма ассистент режиссера Анна Доманьска, жительница Гданьска, лауреат премии Migration Media Award, много раз встречалась и беседовала с беженцами. Когда они начали массово мигрировать в Европу, она поехала на Балканы и в Грецию, чтобы задокументировать их неприятные путешествия. На сайте mediumpubliczne.pl она описывает одну из таких встреч с иранской семьей в Афинах в 2016 году: «(…) Я приехала из Польши и являюсь волонтером, раздаю много чая зимой в Сербии и теперь пытаюсь лучше понять судьбы беженцев и рассказываю их истории – снимаю фильмы. (…) Они устали и условия в лагере плохие; помыть негде. Они пошли посмотреть, будет ли лучше в
Идомени, на греко-македонской границе, но быстро вернулся, ибо ситуация оказалась еще хуже – кроме отсутствия умывальников – только грязь и изоляция».
Паоло Далл’Ольо тоже ездил к беженцам. «Во время сирийского конфликта он побывал в одном из таких лагерей в Ливане, — говорит Агнешка Володько. «Ибрагим, покажи мне свои документальные фильмы об отце Паоло. В этом ливанском лагере люди жили в крайне тяжелых условиях и начали бунтовать. Поэтому Далл’Ольо отправился туда в качестве посредника. Первое, что я заметил в этой сцене, это организация пространства между двумя сторонами конфликта, ковры прямо расстеленные на песке и над головой, потолок палатки лежал открытым. Очень просто было создано место, благоприятствующее обсуждению.
Сам Паоло Далл’Ольо был таким воплощением диалога. Володько: «Он умел наводить мосты между христианами и мусульманами. Сегодня такие люди нужны. В Европе у нас большой обмен между этими двумя культурами, но мы так мало знаем об исламе».
И чтобы создать эту атмосферу диалога, атмосферу уникального сирийского монастыря, она расстелила ковры и подушки в католической церкви. «Наше тело ведет себя по-другому в таком пространстве. На ковре он может расслабиться и расположиться максимально комфортно. На церковных скамьях или на стульях мы окоченели, что вызвало совершенно иную реакцию и иное восприятие окружения», — говорит художник.
В ее работе чувствуется острая тоска по нашей открытости, гостеприимству, которыми мы прославились на протяжении веков, и способности работать с представителями других культур. Есть также надежда, что если не сам Паоло Далл’Ольо, то кто-то подобный появится у нас в лесу и во времена драматичных социальных разломов возьмет на себя диалог между сообществами. Ведь опыт на нашей стороне. В частности, Гданьск — это место, где на протяжении веков языки и религия, культура и обычаи соприкасались.
«Город, которым мы так гордимся, был построен жителями Гданьска, иногда выходцами из разных уголков мира, иммигрантами и беженцами из Нидерландов, Шотландии, Германии, Франции, а в случае Второй мировой войны – репатриантами из окраин. — напоминает Магдалена Закшевска-Дуда из BSCC, соавтор проекта «Общая история». «Достаточно выйти на улицу, чтобы увидеть само доказательство их присутствия».
Штука мультикультуризма
Ведь даже короткая прогулка по Старому городу одновременно сродни извилистой дороге по карте Европы. Есть Brama Wyżynna (Высокие ворота), воздвигнутые Гансом Крамером из Дресно, его дизайн — работа фламандца Виллема ван ден Блоке. И Brama Złota (Золотые ворота), работа Авраама ван ден Блока, сына Виллема. И Most Zielony (Зеленый мост), первая версия здания Дирка Дэниелса из датской Зеландии. Не говоря уже о Вельке Збройовне (Большая Оружейная палата), детище другого архитектора из Нидерландов – Антони ван Оббергена, который также спроектировал Старомейскую ратушу (Старую ратушу) – нервный центр NCK (Центра культуры Балтийского моря). Более того, Сент-Джонс-центр на протяжении последних десяти с лишним лет способствует международному диалогу. Иного и представить было сложно, ведь его директором является Ларри Угву, нигериец по происхождению и настоящий гданьчанин (36 лет) по выбору и вдобавок музыкант – лидер групп Ikenga Drummers, Biafo и Dreadless Lions.
Можно привести еще много-много примеров. Также стоит отметить вышеупомянутую церковь Святого Иоанна и Центр Святого Иоанна, который представляет собой его культурное сердцебиение. Церковь — это сущность мультикультурализма; построенный для братьев-католиков, затем в течение многих десятилетий использовался протестантами только для того, чтобы вернуться к сохранению веры прежних. «Да, это особенная церковь», — подчеркивает Магдалена Закшевская. «Там происходит множество тем, вплетенных в диалоги – и sacrum, и profanum, то есть искусство (выставки, концерты и драмы), а также религиозная практика.
Сердцем церкви является каменный алтарь работы Авраама ван ден Блока, а среди многочисленных реликвий, украшающих интерьер, есть скульптуры, надгробия и эпитафии в память о немецком, голландском и итальянском духовенстве и ее основателях. Один из таких – купец Захариас Цаппио, в 17 веке был главой церковного капитула, отвечал за финансы и постройки и основал фонд для бедных. Он прославился как создатель так называемой Zappio-Johannitan Library (ее коллекции можно найти сегодня в Центральной библиотеке PAN). Он увековечен на переулке Заулек Захариаша Заппио (названном так NCK в 2000 г.), который находится у порога церкви Святого Иоанна.
Гданьск для всех
Сегодня Гданьск снова строит свою идентичность через мультикультурализм. Ведь именно здесь зародилась Модель интеграции мигрантов, принятая в июне 2016 года городским советом. Именно здесь была основана кампания Łączy Nas Gdańsk («Объединенные Гданьском») с целью «продвижения событий, инициатив и людей, которые доказывают, что в эпоху разделений и различий все могут мирно сосуществовать бок о бок». И это не работает в вакууме. Независимо от того, насколько правым группам нравится видеть Польшу и Гданьск культурно однородными, иммигранты прибывают. Как сообщает сайт Łączy Nas Gdańsk (ŁNG), в настоящее время в нашем городе проживает более 20 000 иностранцев из 102 стран и всех континентов. В сумме говорят как минимум на 75 языках. Наиболее многочисленны жители Украины (около 15 000 человек), есть также русские, немцы, белорусы, итальянцы, шведы, англичане, китайцы и вьетнамцы. В университетах Гданьска учатся около 2000 иностранных студентов; в первую очередь из Скандинавии, США, Саудовской Аравии, Индии и Пакистана. В Гданьске также нашли приют более десятка семей беженцев (около 200 человек) — из Чечни, Сирии, Армении, Украины и Руанды.
30 августа 2017 года Гданьск присоединился к ICORN (Международная сеть городов-убежищ), которая помогает писателям, поэтам и репрессированным журналистам в их странах, предлагая им безопасное жилье и подходящие условия для творческой работы. В начале 2018 года приехал Сари Алхассанат, палестинский поэт и первый гданьский писатель, получивший стипендию ICORN.
Откуда страх?
В то же время, как и во всей Польше, а фактически во всей Европе и США, растут ксенофобские настроения. Марш ONR (Национальный радикальный лагерь) в апреле на улицах Гданьска показал, что дело серьезное. «Мы должны дать отпор посредством художественного образования», — подчеркивает Пшемек Юревич. «Наш театр ориентирован на молодых людей, которым угрожают ксенофобские настроения. Я хотел, чтобы драма обнажила националистические стереотипы и помогла людям задуматься: откуда берутся мои обычаи? Откуда берется страх перед другими?
Малгожата Полаковска и Яцек Панек (в исполнении Михала) отмечают, что драма будет развиваться, они оба хотят больше узнать о беженцах в Польше, особенно о детях. В изучении важных социальных вопросов они уже имеют значительный опыт. Вместе с TGG они уже реализовали презентации на форумах, например, на тему гомофобии и преследования.
Когда я спрашиваю Магдалену Закшевскую-Дуду о ее впечатлениях от театра, организованного в начальной школе №. В 45 лет она сразу признается: «Я совершенно потрясена, тронута. Такие эмоции, как сегодня, я редко испытывал в «настоящем» театре. Что произвело на меня наибольшее впечатление, так это реакция публики; здесь я в основном думаю о сцене с отцом Михала. Сцена о зависимости от кого-то, кто имеет над нами большую власть.
Как выступление на TGG вписывается в проект «Общая история»?
‘В нем рассказывается история о человеке, пришедшем к нам из чужой культуры. И как мы должны принять этого человека. И это тоже часть нашего проекта — он рассказывает о том, что происходит в современном мире, как в результате войн, бедности и изменения климата люди вынуждены менять место жительства, чтобы выжить. Мы хотели напомнить историю нашего мультикультурализма, показать, что он еще жив. Это в нашей природе, что нас интересует то, что ближе всего, и поэтому здесь, в нашем городе, буквально за углом, меньше, чем то, что происходит в Сирии или Судане. Многие из нас не осознают, сколько иностранцев у нас в Гданьске – мы их не замечаем и не знаем».
Поводом для знакомства с «новыми» гданьчанами стал показ выставки Агнешки Володько и Ибрагима Муханны. Роль гидов взяли на себя женщина из Украины и еще одна из России, а также мужчина из Италии, которые добавили свои личные истории к рассказам, представленным артистами. Дальнейшие нити этого великого гданьского гобелена сотканы из различных культур.
‘Я был гидом только один вечер, Ночь музеев. Так получилось, что украинцев, заинтересованных выставкой, я не встретила, зато были поляки, — рассказывает Наташа Ковалишина из Украины, в Гданьске последние четыре года. «Я рассказал им о Свято-Иоанновском центре, о святынях в этом городе, о том, что это не типичная церковь, а та, которая соединяет старое с новым. Вы приходите сюда на выставку, можете прийти и к литургии. Выставка «Общая история», на мой взгляд, была очень интересной. В результате я узнал о
Paolo Dall’Oglio и посмотрел фильм Ибрагима Муханны. Это заставило меня о многом задуматься, обдумать то, что автор говорил о том и о другом. Я очень рад, что украинские и русские иммигранты в Гданьске смогли прочитать о выставке на своем родном языке – для этого ЧКБС подготовил специальную брошюру.
Балтика – пересечение культур
«Общая история – Splecione losy» – это не только гданьский проект. Он возник как плод сотрудничества между BSCC и LCCA (Латвийский центр современного искусства) из Риги, а также Fargfabriken в Стокгольме. «Впервые мы начали работать вместе в «Балтийском доме» в 2014 году, — говорит Закшевская-Дуда. Общая история — это то, к чему мы относимся как к определенному типу продолжения.
«Балтийский дом», в широком смысле, означал чувство угрозы и неопределенности в современном, экологически опустошенном мире. Спасение приходит в виде надежного убежища – здесь таким убежищем может быть регион Балтийского моря. Это регион, рассматриваемый как общее благо, источник идентичности и цель будущего развития. Поэтому, если такое развитие должно произойти, нам нужно гражданское общество, основанное на сотрудничестве и культурном обмене.
Возвращение к общей истории – проект был оценен Европейской комиссией в 2016 году, что позволило ему войти в число 12 финалистов (из 274 заявок на финансирование) в программе «Креативная Европа», которая поддерживает интеграцию беженцев посредством культурных, аудиовизуальных и интернациональных отраслевые проекты, поддерживающие интеграцию беженцев, повышающие взаимопонимание, развивающие межкультурный и межконфессиональный диалог, а также толерантность и уважение к другим культурам.
Как выглядел этот диалог в Гданьске, мы уже знаем. Стоит также съездить в Ригу, где с 22 сентября 2018 года по 4 ноября 2018 года в Латвийском художественном музее «Рижская биржа» пройдет выставка, объединяющая современное и старое искусство, которая вдохновляет современных художников.
Рижская биржа в прежние времена была известна как Музей зарубежного искусства, поэтому большую часть ее коллекций составляли экспонаты древнего Египта, античного мира, китайского, индийского и японского искусства, а также произведения искусства из Западной Европы и Россия.