Маньеризм в интерьере: Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz

Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz

Многие эксперты не считают маньеризм полноценным художественным стилем. А лишь причудливым явлением – ответом на события тех лет, на потрясения, постигшие Европу, на крушение гуманитарных принципов. Как бы то ни было, маньеризм оставил яркий, загадочный след в монументальном и изобразительном искусстве, предвосхитил барокко и рококо.

Стиль маньеризм в интерьере

Предпосылки и история

В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Выдающиеся художники, поэты, архитекторы, цвет и гордость папского двора, покинули Вечный Город. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так, появился маньеризм – декаданс XVI века, нервное дитя политического кризиса и религиозной нестабильности.
Искусство спряталось от бытия в затейливую раковину – всю из иллюзий и аллегорий. Художники, отринув Ренессанс, его гимн Человеку, культивировали мысль о шаткости судьбы, о том, что каждый – игрушка рока. Теперь они, прежде всего, стремились выразить в своих работах некий умозрительный, метафизический посыл, игнорируя материальную действительность.

Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Здесь высились палаццо и соборы, украшенные скульптурами и фресками Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. К концу XVI века новое течение, выплеснувшись за рамки литературы и живописи, стало господствующим в дворцах Италии, их экстерьере и интерьере.

Суть маньеризма

Чтобы представить сущность маньеризма, вспомните последние произведения Рафаэля, алтарную живопись Эль Греко, барельефы, статуэтки Бенвенуто Челлини – их экспрессию, красочность, высокопарность. Отрицание античных канонов и классических пропорций, пренебрежение реальностью в угоду скрупулезной и чувствительной эстетике, – вот что видится в работах маньеристов.

Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, что называется, пустить пыль в глаза: создать ощущение несметного богатства и надменного величия. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.

В архитектуре и дизайне основа маньеризма – отсутствие стандартов при организации пространства, планировке, декоративном оформлении. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.

Маньеризм в интерьере: особенности

Их немало, благодаря чему «манерный стиль» не путают с похожим на него барокко. Маньеризму, в частности, присущи:

  1. Подчеркнутая пышность. Стены украшают не только орнаменты, лепнина, инкрустация, но и обилие скульптурных композиций. Для последних характерна нарочитая удлиненность – «лебединые» шеи персонажей, вытянутые конечности.
  2. Иллюзорные предметы и детали: нарисованный мрамор, фальшивые окна, арки и ниши, ложные межкомнатные двери, поддельные портьеры, имитация статуй.
  3. Применение особых эффектов – игры света, перехода одного оттенка в другой (эффект омбре), перетекание орнамента в орнамент.
  4. Метафоры и аллегории, заметные в декоре. Лепнина, горельефы состоят не просто из узоров, а всевозможных эмблем и символов.
  5. Яркая, пестрая цветовая палитра, багровые, лазурные, золотые тона.
  6. Внутренние стены дома часто как бы распадаются на отдельные цветовые пятна, контрастирующие друг с другом.
  7. Роспись: масштабными, многоцветными фресками покрыты подчас все стены и потолки.
  8. Избыток вычурных деталей, украшений и предметов отточенной, ажурной работы.
  9. Эклектичность. В одном помещении могут сочетаться мебель и аксессуары, принадлежащие различным эпохам. Связующее звено между ними, пожалуй, одно: изощренность формы и отделки.

Подробности воплощения

Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.

Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.

Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой.

В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями.

Убранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.
Стремление преувеличить, поразить, быть может, даже напугать – вот что мниться в интерьерах, созданных в конце XVI века, когда в Европе властвовал маньеризм. То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью, истинным, возвышенным искусством.
Маньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.

***

Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».

1
1
голос

Рейтинг статьи

Маньеризм в интерьере

≡ Главная → Стили интерьера → Дизайн интерьеров в стиле маньеризм

Середина XVI столетия – время кризиса европейского искусства. Идеалы эпохи итальянского Ренессанса отходят на второй план, форма главенствует над содержанием. Промежуточные тенденции между Ренессансом и эпохой барокко получили название «маньеризм».

Каноны стиля

Маньеризм – стиль противоречий, где бессилие перед новым компенсируется переигрыванием старого.

Маньеристы демонстрируют отточенную технику и высокое мастерство, при этом грешат примитивностью замысла, вторичными идеями, подражанием образцам. Для создания интерьеров используются художественные приемы метафоры, гиперболы, гротеска.

Дизайну интерьеров свойственны удлиненные фигуры, причудливые формы, размеры, светоэффекты, яркая цветовая гамма. Маньеризм позволяет себе искажать пропорции, сочетать элементы разных стилей, преувеличивать акценты.

Оформители применяют иллюзорные приемы, фальшивые двери, оконные и арочные проемы-обманки. Стены декорируются росписью, фресками, орнаментикой.

Орнаментика дизайна насыщена гротескными, фантастическими, иносказательными образами. Маньеризм приветствовал качественные подделки под антиквариат. Мебель непременно вычурная и роскошная. Для оформления современного интерьера квартиры можно поискать антикварные копии или заказать модели у производителей элитной мебели.

Элементы декора

Дизайн интерьера перегружен декоративными деталями. В одной комнате могут сосуществовать модернистский подсвечник, барочное зеркало, статуэтка постмодернистского периода. Достойное место займут антикварные предметы. Стены украшают художественные росписи, копии картин середины-конца XVI века.

Характер стиля

Интерьеры маньеризма эклектичны по своей сути. Стиль маньеризм сочетается с другими направлениями дизайна – модерном, постмодерном, барокко. Маньеризм критиковали за отсутствие стилевого единства, непродуманные планировочные решения, искаженные формы, псевдоэлементы. Художники эпохи маньеризма жертвовали красотой целого ради одной детали. Маньеристы создавали ощущение роскоши и величия через художественный диссонанс.

Воплощение идеи

Современные интерьеры не воспроизводят маньеризм в чистом виде. Дизайнеры заимствуют лишь отдельные приемы. Команда СК ремонт в Санкт-Петербурге реализует дизайн проекты по элитному ремонту квартир. Мы предоставляем полный сервис – ремонт квартир, ресторанов, магазинов в классическом дизайне.

♦  Рубрика: Стили интерьера.
 

         

  • Дизайн интерьеров в стиле директория

  • Директория считается вторым этапом неоклассицизма, предшествующим становлению ампира. В дизайне интерьеров проявляются древнеримские, греческие, египетские мотивы. […]

  • Дизайн интерьеров в стиле бидермейер

  • Стиль бидермейер оформился в XIX столетии. Законодателями нового направления дизайна стали Австрия и Германия. С немецкого […]

  • Дизайн интерьеров в стиле баухаус

  • С немецкого «bauhaus» переводится как «строительство дома», «строить дом». Школа баухаус создана в городе Веймар (Германия, […]

  • Дизайн интерьеров в стиле альпийского шале

  • Альпийский стиль оформился в Савойе, на юго-востоке Франции. Стилистика шале отражает историю Альп, самобытную культуру, традиции, […]

  • Дизайн интерьеров в итальянском стиле

  • Итальянский или тосканский стиль – одно из направлений средиземноморского дизайна. Три кита итальянского дома – семейные […]

  • Винтаж — ностальгия по ушедшей эпохе

  •   Вряд ли винтаж в интерьере можно назвать новым веянием в полном смысле этого значения. Дело […]

  • Типичный американский дом

  • Хотя кое-кто полагает, что типичные американские дома возводятся «из картона», поспешим опровергнуть – эти постройки возводятся, […]

  • Морской стиль в интерьере

  • Аква дизайн интерьеров квартир навевает светлые воспоминания с морского побережья. Морская тема создает атмосферу расслабления, отдыха, […]

  • Дизайн интерьера в стиле black light

  • Black Light – модное концептуальное направление в современном дизайне. В этом стиле оформляются ночные клубы, рестораны, […]

  • Дизайн интерьера в стиле необарокко

  • Современное прочтение барокко подразумевает неклассические материалы, яркие декоративные элементы, сочетание глянцевых и матовых поверхностей. Классическое барокко […]

  • Дизайн интерьера в тибетском стиле

  • Тибет – загадочная горная страна, где хранятся древние знания, достигаются вершины духовного развития, существует уникальная культура. […]

  • Дизайн интерьера в филиппинском стиле

  • Филиппинские острова славились развитием мануфактур. Изначально местные мастера изготавливали циновки, изделия из абаки, плетеные корзины для […]

  • Стиль техно в интерьере

  • Стиль техно начал формироваться в 80-е под влиянием конструктивной школы дизайна и развития IT-технологий. Техно ассоциировался […]

  • Стиль манга в интерьере

  • Стилистика манга начала оформляться в 50-е годы прошлого столетия. Японские дизайнеры обнаружили неиссякаемый источник вдохновения в […]

  • Стиль китч в интерьере

  • Китч завоевывает популярность в кризисные периоды, когда в обществе начинается перелом и последующая переоценка ценностей. Тенденция […]

  • Стиль бунгало в интерьере

  • Изначально постройки бунгало возводились в Бенгалии. Первые бунгало были построены в восемнадцатом столетии. Колонисты из Британии […]

  • Стиль брутализм в интерьере

  • Брутальный стиль начал формироваться в послевоенной Великобритании. Становление стиля охватывает период с 50-ых до 70-ых годов […]

  • Принципы стиля кантри

  • Поначалу стиль кантри (или, как его еще называют, прованс) многим казался чем-то экзотическим, связанным с пресловутой […]

  • Французский стиль прованс в интерьере

  • Французский стиль оформился в XIX веке. В нем нашли отражение прекрасная природа и самобытная культура юга […]

  • Средиземноморский стиль в интерьере

  • Средиземноморский стиль оформился под влиянием европейских, азиатских и африканских культур. Стиль средиземноморья впитал испанские, турецкие, марокканские, […]


 


КОНТАКТЫ в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ:

г. Санкт-Петербург, проспект Римского-Корсакова, 45

+7 812 243 14 54

Только для WhatsApp и Telegram:
+7 903 096 08 11

[email protected]

 


КОНТАКТЫ в КРАСНОДАРЕ:

г. Краснодар, ул. Харьковская, 81/1 (81/6)

+7 861 245 38 47

+7 918 435 38 47 (+WhatsApp)

[email protected]

 


 

Видео готовых квартир

Помощь и консультации

 

Дизайн интерьеров

Подбор материалов, мебели и оборудования

Ремонт квартир

Ремонт нежилых помещений

Рубрики сайта

Полезная информация

Посетите наши страницы в социальных сетях!

ВКонтакте.

    

Facebook.

    

Twitter.

    

RSS.

Стиль маньеризма в интерьере

Опубликовал: Изменил: Автор: gxeniya

Содержание

  1. Маньеризм в интерьере – эстетика пафоса и логика маньеризма
  2. Основные характеристики и особенности
  3. Характерные черты стиля маньеризм в интерьере:

Обилие картин.

Стиль маньеризма в интерьере — это не сдержанность, это «все сразу». Пафос, щеголяющий богатством и благополучием. «Вежливая» оправа напоминает резную шкатулку со вставками. Это украшения и блестящая бижутерия, драгоценные камеи и их пластмассовые имитации, портретные подвески, резные зеркала, позолоченные туалетные принадлежности, изысканные фарфоровые статуэтки, богато вышитые и кружевные батистовые носовые платки. Нужен большой вкус и немалые усилия, чтобы придать этой россыпи благородство.

Спальня светло-желтого цвета. Синий цвет переходящий в зеленый.

Основные характеристики и особенности

Стиль маньеризм в интерьере – это не столько самостоятельное направление, сколько ряд направлений, где во главе поставлены экспрессия и помпезность, некая парадность. Он только претендует на роскошь и поэтому тщательно подражает ей.

Здесь форма доминирует над содержанием. Нужно соблюдать баланс, чтобы это не выглядело вульгарно и было таким же удобным.

Шик в интерьере спальни. Комфортная обстановка в гостиной.

Характерные черты стиля маньеризм в интерьере:
  • Архитектура . Приветствуется подражание, перегруженное деталями, чрезмерное на грани гротеска. Вполне допустимы имитации элементов, иллюзий (барельефы, лепнина, глухие окна, псевдоколонны и статуи, фальшарки). Все элементы обязаны работать на общее впечатление роскоши и помпезности. Для маньеризма лучше всего подходят просторные помещения с высокими потолками и очень большими окнами.
  • Цветовая гамма . Для него характерно использование насыщенных цветов. Доминируют глубокие, благородные оттенки алого и бордового, шоколадного и бежевого, синего и зеленого. Розовый, голубой, салатовый и другие пастельные тона разбавляют и дополняют основную гамму. Также используется много позолоты.
  • Отделка . В отделке царит избыточность – здесь всего многовато. Стены богато украшены позолоченной лепниной или ее имитацией, расписаны орнаментом, фресками с фантастическими и мифологическими сюжетами. Допустимы рисунки на потолках, если это позволяют размеры помещения. Пол покрыт мраморными плитами или их качественной имитацией, фигурным паркетом.
  • Мебель . Обстановку выбирают не по удобству, а по «соответствию». Нарочито роскошные столы и шкафы с обилием замысловатой резьбы, старинные кресла, диваны и кушетки с плотной гладкой обивкой, резными ножками и спинками – все это напоминает стиль Людовика XIV.
  • Текстиль . Тканевых элементов действительно много. Приветствуются плотные ковры с классическим орнаментом, многослойные портьеры из плотных тяжелых тканей, сложные драпировки.
  • Принадлежности . Мебель в стиле маньеризма перегружена деталями. Стены густо украшены репродукциями картин XVI века — например, идеолога маньеризма Джорджо Вазари. Единый стиль почти неуместен: барочные канделябры соседствуют с модернистскими скульптурами, шкатулки Чиппендейла – с вазами в стиле ампир, викторианский фарфор, античные статуи и классические кованые подсвечники.
  • Легкий . За основное освещение отвечает массивная круглая хрустальная люстра, размещенная в центре потолка. Часто его обрамляют лепниной, а пространство вокруг заполняют росписью. Второй световой ярус составляют настенные бра и высокие торшеры с плотными абажурами. Третий ярус включает настольные лампы.

Декоративные каминные столы. Столовая с золотыми стульями.

История маньеризма

Маньеризм зародился в Италии в 16 веке. Именно Рим и Флоренция стали флагманами манерного искусства. Он характеризовался отказом от суровой реальности и заменой ее иллюзиями и символами. По сути, этот стиль выступил переходным этапом в культуре — он соединил Ренессанс и барокко.

Стиль маньеризм в интерьере стал логическим продолжением одноименного культурного направления. Именно поэтому ему, как и всему переходному, присуща некоторая нелогичность и даже хаотичность. Сегодня маньеризм редко используется в дизайне интерьера. По крайней мере, в чистом виде. Однако многие его элементы прекрасно вписываются в атмосферу современных квартир и домов, буквально преображая их эстетическое восприятие.

Много золотой отделки. Много картин и стульев. Роскошный интерьер в стиле маньеризма. Просторная гостиная. Лепнина в оформлении интерьера гостиной. Богатство в интерьере. Белые тона в интерьере.

Нравится этот пост? Пожалуйста, поделитесь с друзьями:

Маньеризм | Определение, характеристики, искусство и факты

Пармиджанино: Мадонна с длинной шеей

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Андреа дель Сарто
Бернардо Битти
Бальтасар де Эшав Орио
Себастьяно Серлио
Похожие темы:
искусство
маньера

Просмотреть все связанные материалы →

Маньеризм , итальянский Manierismo , (от maniera, «манера» или «стиль»), художественный стиль, преобладавший в Италии с конца Высокого Возрождения в 1520-х гг. начало стиля барокко около 159 г.0. Стиль маньеризма зародился во Флоренции и Риме и распространился на север Италии и, в конечном итоге, на большую часть центральной и северной Европы. Этот термин впервые был использован примерно в конце 18 века итальянским археологом Луиджи Ланци для определения художников 16 века, которые были последователями крупных мастеров эпохи Возрождения.

Маньеризм возник как реакция на гармоничный классицизм и идеализированный натурализм искусства Высокого Возрождения, который практиковали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в первые два десятилетия XVI века. В изображении обнаженной человеческой натуры стандарты формальной сложности были установлены Микеланджело, а нормы идеализированной красоты — Рафаэлем. Но в творчестве преемников маньеристов этих художников одержимость стилем и техникой фигурной композиции часто перевешивала важность и значение предмета. Вместо этого наивысшее значение придавалось внешне легкому решению сложных художественных задач, таких как изображение обнаженной натуры в сложных и искусственных позах.

Еще из Британники

Западная архитектура: маньеризм

Художники-маньеристы развили стиль, характеризующийся искусственностью и художественностью, тщательно продуманным культивированием элегантности и технических возможностей, а также утонченным снисхождением к причудливому. Фигуры в работах маньеристов часто имеют изящные, но причудливо вытянутые конечности, маленькие головы и стилизованные черты лица, а их позы кажутся сложными или надуманными. Глубокое линейное перспективное пространство живописи Высокого Возрождения уплощено и затемнено, так что фигуры предстают как декоративное расположение форм на плоском фоне неопределенных размеров. Маньеристы стремились к постоянному совершенствованию формы и концепции, доводя преувеличение и контраст до больших пределов. Результаты включали странные и ограничивающие пространственные отношения, резкие сопоставления интенсивных и неестественных цветов, акцент на аномалиях масштаба, иногда совершенно иррациональное сочетание классических мотивов и других визуальных отсылок к античности, а также изобретательные и гротескные живописные фантазии.

Элементы маньеризма уже присутствуют в некоторых более поздних картинах Рафаэля, написанных в Риме, в частности, в «Преображение » (1517–1520). В период с 1515 по 1524 флорентийские живописцы Россо Фиорентино и Якопо да Понтормо порвали с ренессансным классицизмом и выработали выразительный, эмоционально взволнованный стиль в своих религиозных композициях. Среди наиболее примечательных из этих ранних маньеристских работ — алтарь Висдомини Понтормо (1518 г.) в церкви Сан-Микеле Висдомини, Флоренция, и картина Россо 9.0091 Снятие с креста (1521). В начале 1520-х годов Россо отправился в Рим, где он присоединился к художникам Джулио Романо, Перино дель Вага и Полидоро да Караваджо, которые все были последователями Рафаэля в его работе для Ватикана. Стиль маньеризма полностью проявился в картинах этих художников, а также в картинах Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей последнего (1534–1540), Россо Мертвый Христос с ангелами (ок. 1526) и Понтормо Отложение (1525–1528) являются выдающимися произведениями зрелости маньеризма. Огромная фреска Микеланджело «Страшный суд » (1536–1541) в Сикстинской капелле демонстрирует сильные маньеристские тенденции в ее взволнованной композиции, бесформенном и неопределенном пространстве, а также в замученных позах и преувеличенной мускулатуре ее связок обнаженных фигур.

Утонченный маньеризм, развившийся в Риме до 1527 года, оказал главное влияние на стили многих молодых итальянских художников, работавших в 1530-х, 40-х и 50-х годах. Среди них были Джорджио Вазари, Даниэле да Вольтерра, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Федерико Цуккари, Пеллегрино Тибальди и, прежде всего, Бронзино, который был учеником Понтормо и стал самым важным художником-маньеристом во Флоренции в то время. Тем временем маньеризм начал распространяться за пределы Италии; Россо перенес этот стиль во Францию ​​в 1530 году, а два года спустя за ним последовал Франческо Приматиччо, который развил важный французский вариант маньеризма в своих украшениях, выполненных при французском королевском дворе в Фонтенбло. Маньеризм был пересажен и распространен по всей Центральной и Северной Европе примерно в середине века благодаря большому количеству гравюр с итальянских картин и визитам северных художников в Рим для обучения. Бартоломеус Шпрангер, Хендрик Гольциус и Ганс фон Аахен стали важными художниками-маньеристами. Хотя голландские города Харлем и Амстердам стали центрами нового стиля, наиболее амбициозное покровительство практиковалось в Праге императором Рудольфом II; Спрангер и другие, работавшие на Рудольфа, развили маньеризм, который иногда превращался в гротеск и необъяснимое.

В скульптуре змеевидная сложность поздних скульптур Микеланджело, воплощенная в извилисто спиралевидной форме его Победы (1532–1534), доминировала над устремлениями маньеристов в этой среде. Скульпторы Бартоломео Амманнати, Бенвенуто Челлини и, самое главное, Джамболонья стали основными практиками маньеризма с их изящными и сложно поставленными статуями.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.