Магазин интерьер новоалександровск: Яндекс Карты — подробная карта мира

Мебельный салон Эдем в Новоалександровске: отзывы, телефон, адрес

356000, Россия, Ставропольский край, Новоалександровск, улица Льва Толстого, 13

Контакты, номер телефона

+7 (86544) 6-66-71

показать телефон

Время работы*

ежедневно, 8:30–18:00

*график работы может меняться по праздничным дням

Официальный сайт

http://www. stolplit.ru

Постоянная ссылка:

https://novoaleksandrovsk.ya26.ru/mebelnyy-salon-edem

За дополнительной информацией обращайтесь в офис организации Мебельный салон Эдем по
адресу: 356000, Россия, Ставропольский край, Новоалександровск, улица Льва Толстого, 13,
а также по
телефону +7 (86544) 6-66-71.
URL сайта: http://www.stolplit.ru.
Компания присутствует в рубриках
каталога: Корпусная мебель, Магазины мебели, Мягкая мебель.

Спасибо за ваш отзыв. В ближайшее время он будет опубликован на сайте.

Ближайшие похожие компании

Ещё? Мы нашли несколько организаций в Новоалександровске, похожих на компанию
«Мебельный салон Эдем». Для удобства они отсортированы по расстоянию начиная с
ближайшей.

  • 81 м

    Ставропольмебель

  • 390 м

    ТЦ Космос

  • 1946 м

    Ставропольмебель

Подарки на Новый год 2023 в городе Новоалександровск. Выбираем новогодние подарки.

Читать советы пользователей что подарить на Новый год

Куда сходить на Новый год в городе Новоалександровск

Конечно, этот вопрос исключительно прост, если конкретный человек уже сделал свой выбор и тем самым облегчил Вам жизнь, но, как правило, бывает с точностью до наоборот. И более того, Новый год предполагает удивление, восторг, иными словами, «приятную неожиданность». А вот, чтобы подарок оказался именно таким, да ещё и полезным, придётся хорошенько подумать. Конечно, сразу на ум ничего не придёт, поэтому нужно отправиться за вдохновением туда, где его хоть отбавляй.

Где купить подарок?

Итак, где купить подарок? Город Новоалександровск просто изобилует различного рода торговыми точками, которые под Новый год радуют нас просто волшебными скидками, а иногда услугой бесплатной упаковки. Безусловно, крупный торговый центр — просто кладезь презентов на Новый год, особенно если Вы готовы потратить на их поиски целый день, два, а то и больше. В таком случае, лучше всего, во-первых, составить список по именам с примерным перечнем хотя бы типов подарков: косметика, книги, кулинария, строительство, компьютеры, шитьё, одежда, игрушки, аксессуары, интерьер, спорт, сауна, рыбалка и т.д. Во-вторых, стоит объединить эти категории по группам магазинов. Например: спорт, рыбалка, сауна – туристический магазин; шитьё, интерьер, кулинария – товары для дома. Уже исходя из этого, будет гораздо проще составить плановый маршрут, вместо того, чтобы бесцельно потратить уйму времени, слоняясь по магазинам.

Оригинальный подарок

Второй вариант: времени на поиски подарков катастрофически нет, но и дарить абы что тоже не хотелось бы. Оригинальность любят почти все, так что в любой категории можно проявить себя, призвав на помощь интернет с вопросом вроде «оригинальный подарок на Новый год», либо посетив новогоднюю ярмарку или выставку изделий ручной работы, в которой участвуют люди не только творческие, но и ещё создающие качественные, а главное необычные вещи своими руками. Город Новоалександровск часто и довольно активно афиширует подобные мероприятия, где можно не только подобрать презент для любой возрастной категории, но и действительно попасть в сказку. Такой подарок не только радует глаз, но и греет душу.

Новогодний подарок своими руками

Кстати о душе, здесь выходит на первый план вариант третий: сделать подарок своими руками. У вас есть таланты? Вы любите рукодельничать, печь, вязать или вы маленький ребенок? Тогда дерзайте. Нет ничего приятнее, чем получить изделие, в которое вложена частичка вашей души. Особенно, в кругу семьи. Близкие обязательно оценят ваши старания. А что касается детей, то они очень любят делать и, главное, дарить подарки, так что не поленитесь им помочь. Пусть для всех нас детские подарки носят чисто символический характер, зато как светятся счастьем глаза малышей! Но ведь можно объединить этот символизм, практическую пользу и оригинальность – перенести детский рисунок, фотографию, аппликацию на майку, посуду, подушку в любом печатном центре, сделать фигурку, шкатулку для мелочей, кулон из глины, испечь и украсить вместе новогоднее печенье, использовать готовые наборы для изготовления свечей, мыла, тапочек и проч.

Полезный подарок

Главное в выборе подарка – учитывать и индивидуальные особенности, и пользу. Лучше подарить что-то полезное, чем заполнять пустоту в душе и в шкафах ненужными вещами (хотя последним навряд ли кто-то может похвастаться). Тогда пусть ваш подарок будет не материальным, ведь город Новоалександровск со своей развитой развлекательной и культурной инфраструктурой может доставить нам массу новых впечатлений. Подарите своим близким билеты в театр, цирк, концерт, путёвку в ближайший город, организуйте экскурсию к лошадям, лосям, дельфинам или поездку на туристическую базу, где разворачивается настоящее зимнее веселье. Дайте им возможность отвлечься от повседневности и почувствовать многогранность жизни и её полноту.

Самые популярные смартфоны 2015 года

Виджет от SocialMart

Хороший подарок для мужчины

Виджет от SocialMart

Хороший подарок для женщины

Виджет от SocialMart


Рассказать друзьям:

Нашли неточность на сайте? Напишите нам!

Online Journal — Интернет-журнал

Перевод Гордона Макдэниела

Обзор типовых документов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, на основе дел (фондов) Центрального статистического комитета МВД, Отдела общих дел МВД, и Отдела управления Царскосельским дворцом, а также в деле (фонде) Петербургского Ремесленного управления, хранящемся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга.

Генеалогов интересуют конкретные подробности семейной истории. Краеведов интересуют конкретные данные о районе или населенном пункте. Но богатство конкретного огромно, а рассказы о той или иной семье или регионе надоедают всем, кроме родственников и люди из одного и того же региона. Это противоречие является решающим в методологическом или историографическом изложении темы, так что опыт одного исследователя подходит другому. Это ключ к построению этой статьи.

Ремесленники — трудная тема для генеалогов и краеведов. О них мало монографий. В справочниках о них часто вообще ничего нет, по сравнению с купцами, врачами или адвокатурой. продуктивного еврейского населения Каунасской губернии, 41% в Виленской губернии и 47% в Гродненской губернии1. Поэтому и генеалог, и краевед часто очень нуждаются в информации об этой профессиональной категории. Попытаемся на примере Каунасской губернии покажите, какие и где имеются сведения о еврейских мастерах в архивах Санкт-Петербурга. Для краткости будем в дальнейшем говорить просто о мастерах.

Несколько слов о опубликованных источниках. Общая история ремесленников в Литве от привилегии, данной Витовтом в 1389 г. гродненским евреям, по которой им было разрешено заниматься своим ремеслом, до третьего раздела Литвы. Польша в 1795 г., разработанную М. Вишницером2. Дальнейшие сведения по этой теме можно найти в Положении о евреях 1804 г., по которому ремесленники получали полную свободу заниматься своими ремеслами в губерниях черты оседлости.

Авторы, такие как И.А. Брафман 3 , И. Блиох 4 , С. Рабинович 5 , С. Прокопович 6 , Б. Бруцкус , Л. Зак 7 , А. Кастелянский 8 и С. Марголин 9 , писавшие впоследствии о ремесленниках, по существу избегали писать о Каунасской губернии. Блиох приводил, однако, из сочинений Каунасской комиссии, учреждённой в 1881 г., число евреев-ремесленников в губернии: 21 275 человек, а также слова ремесленников почти исключительно евреи; занимаясь таким образом, они приносят пользу всему населению, хотя их продукция характеризуется скорее низкой ценой, чем высоким качеством, в результате большой конкуренции со стороны своих собратьев-евреев. 10

В советский период публикаций на эту тему, видимо, не было, так как до 1940 года Литва не входила в состав СССР, а после еврейский вопрос был закрытой темой.

Обратимся к материалам Российского государственного исторического архива (РГИА).

Наиболее полные сведения о каунасских ремесленниках содержатся в фонде 1290 Центрального статистического комитета МВД. основное внимание уделялось подмастерьям мастеров и социальным условиям их труда. Одновременно собирались сведения о заведении и его сотрудниках. На каждое заведение заполнялся печатный четырехстраничный список вопросов. Таких заполненных анкет в фонде около 2500. Был обследован Каунас, а также все районные центры и 28 малых городов всех районов, от одного в Вилкомирском районе до десяти в Паневежском районе11.0% анкет заведение еврейское, т. е. более 10% еврейских производителей губернии учитываются поименно.

Анкета состоит из текстового заголовка, за которым следуют 11 вопросов. В заголовке текста назван владелец мастерской и ее местонахождение, как, например, Анкета о ремесленном заведении Мовши Лемаховича Страшуна, расположенном в местечке Рокишкис, на улице Комай в доме Бенделя.

Первый вопрос касается истории заведения. В ответах всегда указывается год, когда нынешний владелец принял магазин. Например, Страшун ответил: Заведение началось в 1876 году. Изредка встречаются более подробные сведения, например, что заведение было начато нынешним владельцем, или что оно было куплено, досталось по наследству от отца и т.п. указание общего количества лет существования заведения, включая всех предыдущих владельцев.

Второй вопрос по поводу ремесла. В случае Страшуна это сапожное дело.

Далее идет таблица Индивидуальные сведения о владельце ремесленного заведения, о мастерах, учениках и рабочих. Имеется девять столбцов. Кроме обычных сведений об имени, национальности (этнической принадлежности), вероисповедании, годе рождения и должности в учреждении, имеются также следующие вопросы:

На каком языке говорит данное лицо, и если более один, какие?

Этот человек грамотен? Если он учился в учебном заведении, то в каком, и закончил ли он курс обучения?

В каком ремесленном или техническом заведении он учился на мастера?

Страшун ответил, что говорит на идиш, на русском и на литовском, что он грамотен на идиш, а ремеслу научился у отца.

Столбец таблицы, относящийся к оригиналу, озаглавлен: Из какой губернии и уезда? Таким образом, в ответах дается район, но редко город или город. Мовша Страшун, например, ответил, что он родился в 1852 году и приехал из Каунасской губернии Новоалександровского уезда, а был ли он из Рокишкиса или другого города, в анкете не указано.

Еще восемь вопросов о студентах: Сколько каждый студент обходится владельцу в год? Владелец предпочитает грамотных студентов? Как они проводят отпуск? Когда начинается и заканчивается рабочий день? Сколько часов разрешено для еды и отдыха? Нужно ли работать сверхурочно или ночью? Из ответов Страшуна, характерных для большинства анкет, мы узнаем, что хозяину лучше всего брать грамотных учеников, что его ученики ходят в еврейскую школу на каникулах, гуляют и свободны от работы, что каждый ученик стоит Страшуну 9рублей в год, что его ученики работают с 6 утра до 8 вечера с перерывом в 15 часов на обед, чай и т. д., а при срочной работе, обычно перед праздниками, работают на два часа дольше, а в Зимой студентам иногда приходится работать по ночам. Хозяин, вероятно, приукрашивает действительность, так как, судя по литературным источникам, условия жизни студентов в то время были намного тяжелее.

Последний вопрос касается Сведения поименно на каждого учащегося ремесленного заведения, мужчину и женщину. Он также в табличной форме, но с 15 столбцами, половина из которых аналогична таковым для мастеров, половина отличается. Из анкеты Приведенное выше мы узнаем, что студент Абрам Шлиомович, сын Хаима, родился в 1877 году в Вилькомирском уезде, что он не является родственником хозяина и был прислан к хозяину родителями в 189 г.2 учиться на два года, что он прежде был у другого хозяина, но ушел по обоюдному согласию, и что ученик живет у хозяина и получает от него 9 рублей в год.

Во многих анкетах дети владельца числились среди подмастерьев и учеников, либо владелец утверждал, что научился ремеслу у отца и, таким образом, унаследовал его заведение. Отсюда видно, что среди мастеров Каунаса издавна существовали так называемые в советское время высокопарно «рабочие династии».

Упомяну еще три момента.

Мастера и ученики, когда их спрашивали, где они обучались ремеслу, обычно называли имя и фамилию своего учителя и город, в котором они учились. Вильнюс и Даугавпилс, а также некоторые в Елгаве или Риге. В результате в анкетах встречаются сведения о мастерах Виленской, Витебской, Курляндской и Лифляндской губерний. Есть и мастера, родившиеся в этих губерниях.

При указании в анкетах адресов лавок, особенно городских, указывались улица и владелец здания. Некоторые ремесленники имели собственное здание. Поэтому краеведы находят в анкетах не только исчерпывающие сведения о ремеслах и ремесленников, но и о концентрации ремесленников по улицам и именам многих домовладельцев.

Наконец, хорошо известно, что некоторые еврейские фамилии отражают профессию родоначальника рода. Хотя у современных евреев эта связь с профессией давно утрачена, в анкетах 1893 она сохранилась еще: есть сапожники с фамилией Шустер, портные с фамилией Шнейдер или даже Портной, красильщики с фамилией Малар, печники с фамилией Мулер и т. д.

Из того, что я сказал выше, должно быть очевидно, насколько ценны эти анкеты.

Обратимся к материалам фонда 487 Судебного управления Царского Села. Здесь есть интересные ранние документы о каунасских мастерах, покинувших черту оседлости.

Потребность армии в закройщиках и портных породила закон 1855 г., разрешавший каждому полку нанимать по одному мастеру-еврею. а в 1861 г. — портной Гирш Янкель Мовшович Щупак из Антолепты, а в 1864 г. — портные Мовша Хаймович Гутман из Паневежиса и Гирш Янкелович Липлавк из Тельше. Каждый из этих людей часто упоминается в различных документах фонда: в учетных книгах, официальная переписка, списки, просьбы и т. д. Таким образом накапливается большое количество биографических данных.

Например, о Менделе Блюдзе известно, что его женой была Тауба Израилевна, а дети у них родились в Царском Селе: Израиль в 1858 г., Абрам Иосель в 1866 г. и Давид в 1867 г. Мендель научил своих сыновей шляпному ремеслу. .Они сдали необходимые экзамены в ремесленной конторе в Паневежисе, получили аттестаты на звание мастера и работали подмастерьями у отца в его мастерской на улице Стесселя, заключив с ним письменный договор.

Будучи долгое время жителем Царского Села, Мендель Блюдз пользовался авторитетом и доверием среди своих собратьев-евреев. В 1880 году он был избран казначеем молитвенного общества.у него уже было две невестки и пятеро внуков, все перечислены по именам. Один из сыновей, Абрам Йосель, открыл собственную шляпную мастерскую на улице Средней, а двое других (Израил и Давид) продолжали работать в отцовской мастерской. магазин.

Мендель умер 22 января 1891 г., а 23 декабря 1895 г. последовала его жена. О том, что произошло позже, мы узнаем из челобитной, датированной 1907 г., от их младшего сына Давида на имя директора судебного управления в Царском Селе:

с передачей моей мастерской отца после его смерти его вдове, моей матери я руководил мастерской, потом у меня была своя мастерская в Царском Селе несколько лет, а в 1895 Я уехал жить в Белосток по семейным обстоятельствам …, где я сейчас проживаю.

Теперь я нахожу нужным снова поселиться в Царском Селе, чтобы продолжать работать мастером по шапочному делу у моего брата Израиля, у которого уже есть своя мастерская здесь, в доме, принадлежащем Шишло, на улице Стеселя. Так писал Давид Блюдзь в своем ходатайстве о проживании.

Из постановления полицмейстера: хотя этот еврей имеет право на жительство, мы учитываем условия в Царском Селе, где даже зимой еврейский элемент насчитывают на постоянном жительстве около 200 человек, в том числе двух шляпников, брата Абрама и Израиля Блюдз, а также не видя особой нужды в расширении производства головных уборов присоединением еще третьего мастера-еврея, я отклонил бы это прошение.

Придворная администрация не обратила внимания на этот характерный для милиции вывод, но сообщила начальнику полиции, что генерал-майор Двора Его Величества генерал-майор Дедюлин не видит юридических препятствий для разрешения еврею Блюдю проживать в Царском Селе.

Не менее интересны обнаруженные в документах сведения о семье портного Щупака из Антолепте. Приведу только один случай. 12 августа 1905 г. председатель экономического совета Царскосельской еврейской молельни Палепа написал администрации Царского Села и суда, что 13 апреля 1902, в Царском Селе, скончался Гирш Щупак, еврейский портной из Каунасской губернии Ново-Александровского уезда, проживший в Царском Селе почти 40 лет. Сельская придворная больница, а после смерти родителей осталась их дочь Лея Щупак, родившаяся в Царском Селе 21 октября 1890 г. Эта Щупак теперь оказалась полной сиротой, без родных, без очага и дома, и поэтому была взята временно под опекой Царскосельской домовладельцы Сары Палепы, которая намерена обеспечить будущую судьбу сей сироты, если Ваше Высочество сочтет возможным разрешить Лее Щупак продолжать пребывать в Царском Селе.

Согласно ходатайству об установлении опеки над Леей, несовершеннолетней дочерью вдовы Двеиры Щупак, дочери Гиллеля, Сарой Фрейдой Палепой, женой кронштадтца указано:

Администрация города Царское Село своим приказом от 25 августа назначила я опекун над Леей. Невзирая на собственную большую семью, и исключительно из желания сделать доброе дело и не дать сироте умереть на улице, я решил приютить девочку со своей семьей и закончить ее воспитание.

Петиция одобрена.

В 1865 г. право проживания в любой точке Империи было предоставлено мастерам и подмастерьям мастеров, бесхозных ремесленников и механиков и других технических работников, а также ученикам не старше 18 лет на период контракта с мастером. После был издан закон, отток ремесленников из черты оседлости несколько усилился. семей ремесленников достигло 125.

По материалам Фонда Судебного управления можно проследить судьбу каунасских мастеров до начала нашего века и даже до 1917 года, как мы показали частично на примерах старожилов Царского Села.

Обратимся теперь к фонду 1284, Департаменту общих дел Министерства внутренних дел. ГАРФ [Государственный архив Российской Федерации].

Как известно, евреи-ремесленники могли жить вне черты оседлости, пока занимались своим ремеслом. Поэтому еврей, десятилетиями работавший в Санкт-Петербурге, оставался лишь временным жителем города. При наступлении старости или болезни в, сопровождавшейся потерей трудоспособности или смертью кормильца, семье грозило быстрое изгнание в черту оседлости, где она давно потеряла место жительства, а иногда и всякие родственные связи. По закону 189 г.3, семья могла оставаться в городе только с разрешения министра.

В Фонде сотни петиций каунасских мастеров по этому поводу. В каждой есть биографические сведения. Например, новоалександровская жительница Сора Дисенчик, дочь Ефроима, пишет министру в январе 1906 г.: Мой покойный муж жил постоянно в Петербурге с 1875 г., занималась сапожным делом, а я жила с ним с 1880 г. как его законная жена. 14 декабря прошлого года умер мой муж, оставив меня вдовой с двумя детьми Старшая дочь, окончив курсы в женской гимназии , сейчас оказывает мне материальную помощь, давая уроки. Мой сын, которому сейчас 13 лет, ходит в частную школу Юргенсона в Санкт-Петербурге. Вдова объясняет, что полиция требует от нее продолжать ремесло мужа, но ее здоровье не позволяет ей Ей и ее детям грозит высылка. Дисенчик просит разрешения для ее семьи проживать в Санкт-Петербурге, не занимаясь ремеслом.

Порядок рассмотрения этих прошений всегда был одинаковым: сначала они направлялись мэру Санкт-Петербурга для заключения. В заключении, подготовленном в паспортном отделе мэрии, содержались сведения о семье мастера, давно проживал в Петербурге, род ремесла, которым он занимался, благонадежность и источники доходов после того, как ремесленное занятие уже не велось. Эти сведения подтверждают, исправляют или дополняют то, что известно из прошения. Так в заключении по поводу челобитной Дисенчик отмечено, что она проживала в столице с 1876 года, то есть жила там четыре года до замужества, что дочь ее зовут Цеся и ей 20 лет, сыновей ее зовут Яков. Вывод городского головы обычно заканчивался словами об одобрении этого ходатайства, с моей точки зрения, я не вижу достаточных оснований. Однако министр Дурново, и с 26 апреля 1906, министр Столыпин редко соглашался с отрицательными выводами городского головы. За 1906 г. из 35 таких прошений каунасских мастеров министры одобрили 32, в том числе и Дисенчика. Петербуржцы из Каунаса заметно выросли за счет мастеров. .

Обратимся теперь к материалам Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Наиболее важными для нашей темы являются два его фонда: фонд 422, Санкт-Петербургская синагога, и фонд 423, Санкт-Петербургская синагога. Петербургское ремесленное управление. Пока, к сожалению, этот архив закрыт с 1992 на капитальный ремонт и в настоящее время недоступна для исследователей, автор работал с упомянутыми фондами до 1992 года. В рассматриваемые нами годы записи о рождении, браке и смерти заносятся в разные книги, так что книги для мещан, купечества и отставных с нижних чинов государственной службы велись отдельно. Итак, за каждый год обычно девять книг. Иногда их больше, если есть книги регистрации разводов, а иногда меньше, когда различные записи, относящиеся к одному социальному классу, вносились в одну книгу.

Ремесленники встречаются в книгах как для мещан, так и для купцов, так как закон разрешал ремесленнику вступать в цех, если он продавал свои собственные изделия. В записях всегда указывается, к какой общине принадлежали те, кто женились, имели детей или умерли. Поэтому выходцы из Каунасской губернии обнаруживаются сразу. Так как книги этого типа известны, то нам нет нужды тратить на них здесь время. Отличие петербургских книг только в том, что в них нет параллельный текст на иврите.

Далее обратимся к фонду 223 Санкт-Петербургского управления ремесел. В них около 14 000 актов. Нам удалось найти и изучить около 100 с еврейским материалом. В них упоминается около 200 мастеров из Каунаса. Отметим, что по официальным данным , в 1880-1881 годах среди ремесленников Санкт-Петербурга было 1422 еврея.12

Начнем с личных актов ремесленников. в фонде эти акты располагаются в алфавитном порядке по фамилии и роду просьбы. Но так как в описании нет указания на общину, где постоянно прописан ремесленник, то выбрать непосредственно выходцев из Каунасской губернии невозможно.

Личные акты немногочисленны, обычно три-четыре документа. Во-первых, это письмо Мэра в Администрацию о разрешении прибывшему из черты оседлости ремесленнику проживать в городе полтора месяца, необходимые для получения диплом Администрации. Потом была одна-две страницы внутренней переписки об экзамене мастера и его регистрации в мастерскую. Последний документ был ответом Администрации мэру. приходил ремесленник, своей специальности и звания, будь то мастер или подмастерье.

Но изредка в личных актах встречаются копии документов, направленных в мэрию для получения права на жительство, как в этом описании акт 1908 г. Ш. Д. Страшун. Заголовок на переплете точнее: О зачислении виленчанина Шолома Давидовича Страшуна в ученики живописи. В акт включены: копия постоянной паспортной книжки Страшуна со всеми паспортными данными, копия аттестата художественной школы Одесского общества изящных искусств об учебе в ней Страшунов в 189 г.9-1905, его оценки на выпускных экзаменах и копию письменного показания вильнюсской полиции об отсутствии у них юрисдикции. Так что полезно исследовать личные действия.

Перейдем к следующей большой группе актов из этого фонда.

В Промышленном законе России было написано: Относительно евреев-ремесленников Ремесленное управление обязано время от времени выяснять, действительно ли евреи занимаются своим ремеслом в своих лавках, и удалять из рядов лавок тех евреев, которые отказались от своего ремесла.

В фонде Администрации есть много актов, называемых просто Бумажные ордера на евреев, а точнее Сведения о мастерах, деятельность которых проверялась в течение такого-то года. В этих актах результаты экспертизы. Они заполняются на печатных формах с краткой информацией о мастере, адресом его мастерской и вопросами типа:

Есть ли у мастера правильно организованная мастерская и инструменты?

Сам ли мастер застался за работой в ремесле, и были ли у него документы, дающие право производить в своем ремесле?

Есть ли у него ученики или ученики, как их зовут, когда начались их контракты и что это были за контракты?

Мы рассмотрели более тысячи таких форм. Было много мастеров из Каунаса. Самые большие группы были портные, часовщики, ювелиры. относительно экзотические ремесла: футляр Пайур из Видукли, резчик по дереву Шатиль и мастер мраморных памятников Эйзен, оба из Паневежиса, пергаментщик Пен из Ново Александрово. Сапожников и меховщиков было немного.

Блиох делил всех ремесленников на пять разрядов: 1) изготовляющие продукты, 2) изготовляющие одежду, 3) изготовляющие предметы домашнего обихода, 4) занимающиеся учёными ремеслами и 5) прочие. к учёным ремеслам, пишет Блиох: «К ним относятся те, практикующие которых по роду своей работы уже вошли в группу, получившую более широкие знания и составляющую, так сказать, аристократию ремесленников. К этой категории относятся: настройщики фортепиано и производители деталей для фортепиано, часовщики, кузнецы, брадобреи, ювелиры, ювелиры, резчики, музыканты, художники, ткачи. и представители ученых ремесел.

В актах этого фонда есть много информативных документов других типов: договоры, письма, ходатайства, протоколы заседаний Управления, присяги с личными подписями голосующих мастеров, даже справки о разговоре евреев. Остановитесь здесь.

Что известно о дальнейшей судьбе мастеров Каунасской губернии?

В 1915 году, после разгрома русской армии на Северо-Западе, приказом начальника штаба великого князя Николая Николаевича, возлагавшего вину за поражение на еврейских шпионов, в течение 24 часов были изгнаны все евреи из Каунасской губернии. .Естественно, ушли и мастера.

Некоторые уехали в Петроград. Из материалов фонда 1284 Российского государственного исторического архива видно, что получить право на жительство в городе было сложно. Нужно было иметь семью или близких родственников, готовых предоставить ночлег и содержание приезжих. Тем не менее такое разрешение получила швея Муся Эйдельман, дочь Абрама, из уезда Ново-Александрово. , где она живет с ним на улице Лиговской, 61, и зарабатывает на жизнь шитьем.

После 1918 года не все мастера вернулись в Литву. Некоторые остались в России. Те, кто вернулся, столкнулись с ситуацией, очень похожей на нынешнюю. Рынок Литвы, отрезанной от бывшей империи, резко сократился. государство монополизировало важнейшие статьи экспорта, лен и пшеницу. Располагаемые доходы населения упали, спрос на ремесленные изделия сильно сократился.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов сильно ударил по Литве. По сообщениям литовского журнала Der Idisher Kooperator, семьи многих евреев-ремесленников голодали.

Последнюю страницу в истории еврейских ремесел в Литве перевернул Холокост.

Примечания:

  1. Б.Д. Бруцкус. Профессиональный состав Еврейского Населения России. По материалам Первой Всеобщей Переписи Населения, Произведенной 28 января 1897 года . Санкт-Петербург , 1908, с. 57.
  2. .М. Вишницер. Евреи-ремесленники и Цеховая Организация Их (Еврейские Ремесленники и Их Мастерская Организация) , Москва, 1914, Вып. 11, стр. 286-299.
  3. Брафман И.А. Еврейские Братства (Еврейские Братства) .1868.
  4. Блиох И.С. Участие Евреев в Сфере Ремесленной Деятельности (Еврейское участие в Ремеслах) .Бг. Бм. С. 62. Библиотека Российского государственного исторического архива, № 60463.
  5. Сара Рабинович. Die Organisationen des Judischen Proletariats in Russland (Организации еврейского пролетариата в России). Карлсруэ, 1903.162 страницы.
  6. С. Н. Прокопович. К Рабочему Вопросу в России . Санкт-Петербург, 1905.
  7. Л. С. Зак.. Формы Экономической Самопомощи в Области Ремесленного Труда Экономическая самопомощь в области ремесла работают). Санкт-Петербург, 1912.
  8. А. И. Кастелянский. Столярно-мебельное Производство в Черте Еврейской Оседлости i (Мебельное производство в черте оседлости евреев). Петроград, 1915.
  9. С.О.Марголин. Портняжное Производство (Портное Производство) .Петроград, 1915.
  10. И.С. Блиох. оп. цит. , с. 62.
  11. Ковна, Вилки, Кейданы, Яново; Вилкомир, Тришки; Новоалександровск, Антопепты, Дусяты, Ракишки, Солоки; Паневежис, Алоизово, Биржи, Бруновишки, Вабольники, Властки односелье, Гелажи, д. Кирбули, Корсакишки, Криничин, д. Кукучи, Купрелишки, д. Лейтишки, г. Николаев, Огинецкий р-н, р-н Попивесский, д. Раубаны, д.