Ливадийский дворец интерьеры: Ливадийский дворец в Крыму: фото интерьеров и история строительства царской резиденции | Admagazine

Интерьеры дворца — 1 этаж. Парадные помещения | Ливадийский дворец | Дворцы Крыма

В оформлении интерьеров дворца применены элементы различных стилевых направлений — своеобразная дань моде начала XX в.

С парадными залами 1 этажа дворца связана работа исторической Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании с 4 по 11 февраля 1945 года. В Белом парадном зале прошли 8 пленарных заседаний.

Табличка в память о Крымской конференции

Сталин, Рузвельт и Черчилль определили позиции СССР, США и Великобритании в условиях окончания войны и основы мирового порядка, просуществовавшего почти всю вторую половину XX века.

В Коммюнике конференции державы антигитлеровской коалиции заявили, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Для поддержания мира и безопасности союзники решили создать международную организацию. Было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года учредительной конференции Объединенных наций.

Участники Крымской конференции приняли «Декларацию об освобожденной Европе». Союзники провозгласили «согласование политики трех держав и совместные действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами», а У. Черчилль, покидая Крым, заявил: «С тех пор, как 12 дней назад мы приземлились в разоренном войной Крыму, в мире произошли большие события. Постоянная дружба и сотрудничество трех великих держав были провозглашены более точно и авторитетно, чем когда-либо раньше».

Решения, принятые в Ливадийском дворце за круглым столом переговоров, показали возможность плодотворного сотрудничества государств с различными общественными системами.

Вестибюль

В оформлении вестибюля использованы архитектурные формы стиля возрождения. Светлые стены, украшенные сложными рельефными орнаментами, красивое обрамление дверей, рельефная отделка камина, стройные колонны и канелюрованные пилястры, завершающиеся пышной капителью коринфского ордера, — все это создает ощущение торжественности и праздничности. Разнообразно варьирующиеся и вплетающиеся в орнамент гирлянды цветов и фруктов, розетты и картуши, раковины и фигурки дельфинов характерны для декора стиля возрождения.

В вестибюле до недавнего времени находился круглый стол (реконструкция 1974 года) из Белого зала. За таким столом в феврале 1945 года прошли 8 пленарных заседаний Крымской (Ялтинской) конференции глав трех союзных держав СССР, США, Великобритании. Экспонируется фотография 1945 года — один из рабочих моментов конференции.

Парадная столовая (Белый зал)

Белый зал проектировался как парадная столовая. Это самое большое помещение дворца, один из лучших интерьеров по своей художественной отделке. Здесь, как во многих постройках модерна, планировка, оснащение новейшими достижениями техники, декоративное оформление — все подчинено главной задаче: основополагающему эстетическому принципу модерна — созданию особой эстетической среды, особого мира, «возвышенного, далекого от обыденности, пребывание в котором превращается в праздник».

Точно найденные соотношения высоты, ширины и длины большого помещения (площадь столовой 218 кв. м., высота 7,5 м), вертикальные и горизонтальные членения стен, ритм глубоких кессон потолка и других архитектурных деталей, соразмерность архитектурных частей росту человека — все это создает ощущение гармонии, так свойственной лучшим образцам классической архитектуры. Для того чтобы не нарушить эту гармонию, и зрительно не уменьшать объем зала, архитектор отказывается от больших висячих люстр и бра, и вечернее освещение — 280 электрических лампочек — искусно скрывает за выступающими карнизами стен по периметру зала. Свет, отражаясь на светлом потолке, мягко освещает все помещение.

С большим мастерством лучшими лепщиками-скульпторами известной московской фирмы братьев Аксерио (так же, как и в вестибюле) выполнены рельефные украшения стен и потолка столовой: сложный кессонированный потолок, рельефный карниз, широкий орнаментальный пояс, завершающий стены, в который включены рельефные изображения гербов наиболее крупных губерний России. Огромные четыре колонны, высеченные из Цельного белого статуарного каррарского мрамора с капителями коринфского ордера, и оригинальный по форме камин в итальянском стиле, украшенный изящной резьбой и гербом владельцев дворца, явились теми элементами оформления, которые придали интерьеру парадность и торжественность (колонны изготовлялись в Италии, камин — в мастерской Э. Менционе в Ростове-на-Дону).

Парадная столовая. Ливадийский дворец. Крым

Парадная столовая получила название Белого зала не только по цвету стен, но и по обилию света, льющегося через большие окна и стеклянные двери, выходящие во внутренний итальянский дворик. С этим двориком Белый зал связан и единством архитектурного решения. Мерный ритм пилястр столовой, мягкие полукруглые завершения окон и дверей соответствуют такому же характеру архитектурных форм итальянского дворика.

В восточной части столовой, примыкающей к вестибюлю, расположена скульптура немецкого мастера второй половины XIX века Брюгера «Пенелопа», которая была подарена в 1863 году гражданами Одессы императрице Марии Александровне на новоселье в Ливадии и перенесена архитектором из старого дворца. Она стала неотъемлемой частью оформления Белого зала. Чтобы сохранить интересное художественное произведение, находившееся когда-то в старом дворце, и вписать его в интерьер нового помещения, Краснов специально для этой скульптуры делает в стене небольшую полукруглую нишу. Целой системой вертикальных членений и сложным рельефным завершением ее, оканчивающимся большой красивой раковиной, архитектор зрительно ограничивает фигуру Пенелопы, подчеркивая плавные, мягкие линии скульптуры.

Скульптура «Пенелопа». Парадная столовая. Ливадийский дворец. Крым

В Белом зале — обстановка, в которой с 1999 года проходят в Ливадии крупные международные политические мероприятия.

В дни работы Крымской конференции Ливадийский дворец был резиденцией делегации США.

Для резиденции главы американской делегации и приближенных к нему лиц в Ливадийском дворце было приготовлено 48 комнат. Американский контр-адмирал Олсен, осмотрев дворец, подготовленный для американской делегации, заявил, что «отведенные помещения обеспечивают размещение делегации».

Парадные залы Дворца — бывшая Царская ожидательная и Парадный кабинет были предоставлены главе американской делегации Ф. Рузвельту. Для отдыха участников конференции служили бывшая английская бильярдная и диванная.

Парадная ожидательная

Особая торжественность и праздничность характерны для оформления вестибюля и Белого зала дворца. Они решены архитектором в одном образном ключе. Оформление других парадных комнат Краснов строит на зрительных контрастах. Рядом со светлым вестибюлем расположена комната (ранее «ожидательная»), в отделке которой применен темный орех.

Для стиля возрождения характерны светлые тона в декоре интерьеров. Здесь же при использовании некоторых орнаментальных деталей, типичных для ренессанса, темный тон дерева и драпировочной ткани придал сдержанное цветовое решение помещению. Кроме того, масштабность декоративных деталей оформления отличает эту комнату от вестибюля и столовой: растительный орнамент крупнее, так как фактура дерева позволяет сделать более сложные пластические украшения. Очень красивы крупные резные розетты на потолке. Богатой резьбой завершается обрамление дверей. Филенчатые панели заканчиваются выступающими карнизами, служащими своеобразной подставкой для предметов прикладного искусства. Настенные полочки опираются на массивные рельефные кронштейны. Полочки иного характера входят в сложное обрамление камина деревом. Все это выполнялось мастерами петербургской мебельной фирмы Ф. Мельцера.

Парадная ожидальная

На фоне крупных рельефных форм деревянной отделки комнаты, выдержанной в темных тонах, особенно хрупкой и прозрачной кажется люстра фигурного стекла, заказанная специально для этого помещения в Италии на о. Мурано.

Парадная ожидальная. Люстра.

Оформление каждого парадного помещения дополняют камины. Во дворце во время строительства было проведено водяное отопление. В парадных комнатах отопление дублировано каминами, которые являются в то же время и художественно-декоративным элементом оформления интерьера. Для каминов подбирался материал, цвет и фактура которого соответствовали характеру всей декоративной отделки комнаты. Здесь он облицован мрамором темно-зеленого оттенка, который хорошо сочетается с блестящей бронзовой обкладкой камина и теплым тоном деревянного декора помещения.

Музейная экспозиция этого зала частично воссоздает обстановку 1945 года. Помещение служило рабочим кабинетом президенту Ф. Рузвельту в период работы Крымской конференции.

Экспонируется фотография двух лидеров — И.В. Сталина и Ф. Рузвельта, выполненная 8 февраля 1945 года в кабинете руководителя американской делегации. В витрине — архивные фотографии: интерьер царской ожидательной (1911 г.) и обстановка рабочего кабинета американского президента Ф. Рузвельта (1945 г.).

Диванная

В диванной находят свое развитие те же элементы стиля возрождения. Из орехового дерева сделаны высокие панели, филенки которых завершаются сочными резными раковинами, преддиванные тумбочки украшены богатым растительным орнаментом. Когда-то в диванной находились и кассоне — своеобразные итальянские сундуки, в основном предназначавшиеся для хранения приданого.

Парадный кабинет императора

После этих сложных и немного тяжеловесных декоративных форм особенно четкими и облегченными кажутся прямые, строгие линии в оформлении бывшей приемной. Здесь в отделке применен иной стиль, иные формы и материалы. Это стиль жакоб — разновидность ампира — позднего классицизма. Красное дерево в обрамлении дверей, зеркала, дивана, оттененное бронзовыми прокладками и розеттами, прекрасно сочетался с золотистой шелковой тканью, которой был затянут верх стен.

Художественное решение потолка с легким рельефом и графическим орнаментом завершается прекрасной люстрой из позолоченной бронзы и хрустального стекла, выполненной русскими мастерами в стиле классицизма.

В таком же стиле оформлен и беломраморный камин (он когда-то украшал интерьер старого дворца). Верхняя плита с красивым растительным орнаментом опирается на своеобразные колонны в виде герм, стоящих на четырехгранных подставках. Возможно, желанием архитектора использовать эту прекрасную архитектурную деталь старого дворца и было вызвано оформление приемной в ином архитектурном стиле, чем соседние помещения. Всем деталям оформления этой комнаты присуща строгость и стройность форм, характерные для классицизма.

Ожидательная, диванная и приемная императора оформлялись по рисункам Краснова резчиками по дереву Петербургской мебельной фабрики Ф.Ф. Мельцер.

В витрине этого зала — архивные фотографии, запечатлевшие интерьер Парадного кабинета императора (1911 г.). Представлены фотографии обстановки зала в 1945 году, когда он служил спальней Ф. Рузвельту. В экспозиции — фотографии американского президента разных лет, текст его инаугурационной речи, одна из последних прижизненных фотографий 1945 г.

Бильярдная

Многие бильярдные в русских дворцах XVIII-XIX вв. часто оформлялись в английском вкусе. В этом дворце в отделке бильярдной использованы формы английской архитектуры XVI века — так называемого стиля Тюдор. В оформлении тюдоровских интерьеров часто применялась сплошная обшивка стен резным деревом. Здесь стены отделаны каштаном. Работы выполнялись местным ялтинским мастером А.А. Шиллингом.

Потолок производит впечатление деревянного, но это очень искусная роспись масляными красками, имитирующая дерево, выполненная по рельефному прессованному картону. Рельефы потолка воспроизводят конструкции готических перекрытий в виде нервюр, используемых стилем Тюдор исключительно в декоративных целях.

Эту комнату украшает большой массивный камин с характерной тюдоровской аркой. Мрамор теплого розоватого оттенка специально подбирался Красновым для этого помещения. Он хорошо сочетается с цветом каштанового дерева и теплой росписью потолка.

В английской бильярдной воссоздана обстановка периода работы конференции: длинный стол, за которым 11 февраля 1945 года во время официального завтрака руководители делегаций В. Сталин, Ф.-Д. Рузвельт и У. Черчилль подписали итоговый документ конференции — текст коммюнике.

Заключительная страница коммюнике «Единство в организации мира, как и в ведении войны» — в экспозиции зала, а также фотографии: «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции» и знаменитая фотография «Большая тройка» в итальянском дворике.

Кабинет У. Черчилля

В кабинете У. Черчилля представлены архивные документы, книги, фильмы о сэре Уинстоне, переданные Ливадийскому дворцу-музею из Архивного центра Черчилля, Британского Совета, семьи Черчилля при помощи Министерства иностранных дел Великобритании и семьи У. Черчилля в 2004 г. Материалы представляют посетителям «великого англичанина». Кабинет У. Черчилля украшает бюст сэра Уинстона, переданный в дар музею его дочерью леди Соумс.

Уникальные книги, альбомы с фотографиями, посвященные «эре Рузвельта», полученные в дар из библиотеки ФДР в Вашингтоне, представлены в кабинете-лаборатории Ф. Рузвельта Ливадийского дворца-музея. Хронологические рамки изданий — 1926-1995 гг. Среди книг — прижизненные издания, сборники статей и выступлений Рузвельта, издававшиеся в США. Большую ценность представляют секретная переписка Рузвельта и Черчилля периода Второй мировой войны, мемуары ближайших сотрудников Рузвельта, книги, написанные членами семьи. Особый интерес предствляют книги участников Крымской конференции.

Кабинет-лаборатория Ф. Рузвельта и кабинет У. Черчилля— уникальная исследовательская база проблем истории, политики, дипломатии.

Историческое значение конференции для мирового сообщества в новых геополитических условиях приобретает все большую актуальность, обращая внимание исследователей к этой проблеме.

Мир продолжает меняться. Для перехода к новому необходимо усвоить уроки прошлого, понять, какими принципами руководствовались лидеры трех держав, принимая на себя «ответственность по сохранению такого мира, который получит одобрение народов всего мира».

 

Источники:
Лозбень Н. , Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.
Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. — М.: Вече, 2005.

Ливадийский дворец, Крым, Большая Ялта, Ливадия

Главная достопримечательность Ливадии –
Ливадийский дворец-музей, окруженный изумительным парком. Ливадийское имение
более 50 лет служило летней резиденцией трех семей российских царей: Александра
ΙΙ, Александра ΙΙΙ и Николая ΙΙ. В среднем за год эту достопримечательность
посещают полмиллиона туристов. Отсюда открывается великолепный вид на
Ливадийский парк, Ялту и Черное море со стороны восточного фасада дворца. Рядом
находятся Воронцовский и Юсуповский дворцы.

Сейчас в «Пажеском» и прочих корпусах
дворцового комплекса располагается санаторий «Ливадия». Дворец-музей
находится прямо на его территории. С исторической точки зрения это место
примечательно еще и тем, что в феврале 1945 года здесь проходила Ялтинская
конференция, в рамках которой встретились руководители трех союзных держав –
СССР (Иосиф Виссарионович Сталин), Великобритании (Уинстон Черчиль) и США
(Теодор Рузвельт), – которые договаривались здесь об устройстве послевоенной
Европы. Кроме того, в период работы конференции Ливадийский дворец выступал в
качестве резиденции членов американской делегации, которые размещались в 43 комнатах.
Делегация Великобритании была размещена в Воронцовском дворце в Алупке, а
советская – в Юсуповском дворце в Кореизе. Кстати, по сложившейся традиции в
Ливадийском дворце практически каждый год проводят саммиты на уровне глав
государств. Сейчас в Ливадии можно увидеть памятник Большой тройке в Ливадии
работы З.К. Церетели. ‎Об этом событии рассказывает и мемориальная доска,
размещенная возле парадного входа дворца.

В настоящее
время в залах Ливадийского дворца квартирует музей. Две экспозиции –
«Крымская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании» в Большом
(Белом) дворце и «Романовы в Ливадии». Так, во время обзорной экскурсии по
парадным залам первого этажа можно увидеть подлинные фото Рузвельта, Черчилля и
Сталина в интерьерах дворца и на фоне парка, а также апартаменты президента
США Рузвельта. На втором этаже дворца, в личных комнатах царской семьи
экскурсанты познакомятся с пребыванием в Крыму трех поколений Романовых, а
также с некоторыми подробностями жизни в Ливадии последнего Российского
императора Николая ΙΙ и членов его семьи. Например, собрание акварелей,
написанных великими княгинями на уроках рисования. Также сохранились книги с
засушенными цветами, учебники и грифельная доска с уроком,который был проведен
более века назад. Одна из фотоэкспозиций посвящена строительству дворца и его
изначальным интерьерам. На фото в своем рабочем кабинете также запечатлен и
ялтинский архитектор Николай Краснов – автор
проекта дворца. Художественные и другие выставки, а также Итальянский
дворик открыты для самостоятельного посещения туристов. 

Особую прелесть дворцу придает его одноименный
парк, террасами спускающимся по склонам холма Могаби до самого моря. Он
занимает территорию около 40 га. Заложенный почти 150 лет назад парк, и сейчас
считается одним из лучших на Южном побережье Крыма. Однако сейчас ухоженной
остается только часть, располагающаяся рядом с дворцом. Примечательно, что и
сам дворец, и парк часто использовали в качестве съемочных декораций. Так, здесь
снимали такие ленты как «Собака на сене», «Анна Каренина», «Десять негритят» и
другие. Отсюда начинается удобная для прогулок Солнечная тропа-терренкур. Ранее
она именовалась Царской (была заложена во времена правления последнего
российского императора Николая II). Ее протяженность тогда составляла
составляет 6 верст и 143 сажени (6,7 км). Она тянется вплоть до еще одной
известной достопримечательности Большой Ялты – «Ласточкиного гнезда». С этого
терренкура открывается прекрасная панорама на морской простор.

Немного истории

Более 1000 лет назад на этом самом месте был
расположен византийский монастырь Св. Иоанна. В XVIII веке, когда Россия
присоединила к своей территории Крым, эта часть полуострова была пожалована
грекам, которые и назвали эти места в память о своей далекой родине – городе
Ливадия («луг, лужайка»).

Царский период

В начале XIX века эта местность принадлежала
командиру Балаклавского греческого батальона Феодосию Равелиоти. После ею владел
польский граф Лев Потоцкий. В 1861
году владельцем земель Ливадии стала царская семья. Император Александр II
приобрел их у наследниц Потоцкого. Государь вскоре передал покупку в дар
супруге Марии Александровне. Впервые в свое новое имение Романовы приехали в
августе 1861 года. Тогда же было решено реконструировать имение. Это поручили
придворному архитектору Ипполиту Монегетти. Ему предстояло перестроить во
дворец бывший дом Потоцкого, возвести церковь, дома для великих князей, свиты и
садовника, новую кухню и различные хозяйственные сооружения. В числе прочего
появляется и известный «итальянский дворик» с резными воротами, изготовленными
в Италии веронскими мастерами. Строительные работы продолжались с 1862 по 1866
год. Монигетти перестроил и возвел заново около 70 построек, создав уникальный
ансамбль в традициях южной архитектуры. Парк с непременными беседками,
фонтанами, вазами и скульптурами обустроил садовый мастер К. Геккель.
Любопытно, но постройки Ливадийского имения вв восточном стиле дальнейшем
послужили образцом для градостроительства в Ялте. Семья Александра II почти
каждое лето приезжала в Ливадию. Благодаря этому населенный пункт
благоустраивался и обзавелся инфраструктурой, а Ялта приобрела статус «летней
столицы» империи и популярного курорта. Известен факт, что в 1867 году государь
лично принимал первых американских туристов, которые совершали кругосветку на
пароходе «Quaker City». Среди них был будущий писатель Марк Твен. Он описал прогулку по Ливадии в своих путевых
заметках «Простаки за границей». По его словам, путешественников восхитила
любезность императора, который сам провел для них экскурсию по Ливадийскому
парку.

В 1881 году Ливадия перешла по наследству
вступившему на престол императору Александру III. Он предпочитал отдыхать в
своем любимом Малом дворце, в котором жил будучи наследником. Спустя
десятилетие сюда на празднование четвертьвекового юбилея совместной жизни
императора и императрицы Марии Федоровны съехались представители многих
королевских семей из Дании, Англии, других стран Европы. А спустя три года, в
1894 году, скончается в Малом дворце Александр ΙΙΙ, и присягнет в семейной
Крестовоздвиженской дворцовой церкви на верность Российскому престолу последний
монарх из рода Романовых – Николай ΙΙ. Здесь же приняла православие и была
крещена Александрой Федоровной принцесса Алиса Гессенская – невеста нового
императора.

К началу XX века Большой дворец уже не
соответствовал запросам семьи Николая II. В 1909 году было принято решение об
его сносе и возведении на его месте нового, большего по размерам. Ливадийский
дворец в итальянском стиле эпохи Возрождения, построенный за 17 месяцев под
Ялтой, стал излюбленной резиденцией царской семьи. Кстати, находясь в своей
летней резиденции, император Николай II не оставлял и государственных дел.
Создателю дворца – ялтинскому городскому архитектору Николаю Краснову –
государь пожаловал звание Архитектора Высочайшего двора. Краснов считал
Ливадийский дворец своей творческой удачей. Он размещен на террасе на высоте
121 м над уровнем моря среди парка, занимающего 46 га. Здание хорошо видно со
стороны Черного моря. Над строительством здания, оснащенного по последнему
слову техники, трудилось 2,5 тысячи мастеров: здесь было устроено центральное
водяное отопление, лифт, электрическое освещение и действующие камины. В
ансамбль также входили свитский корпус, дворец министра императорского двора
барона, графа Б.В. Фредерикса, церковь Воздвижения Честного Креста и
итальянский дворик. В оформлении фасада  прослеживается подражание дворцам
Итальянского Возрождения. Снаружи 58-комнатную постройку украшают белоснежный
резной мрамор и причудливая лепка. Внутренние дворики, построенные в
итальянском, мавританском и арабском стилях, поражают посетителей неповторимой
красотой. Кроме того, зодчий использовал и мотивы византийской архитектуры
(колокольня дворцовой церкви) и готики
(колодец со скульптурой химеры). Дворец в стиле итальянского ренессанса с
изысканными колоннами, аркадами, башнями и эркерами, и сейчас сохраняет
первоначальную белизну. Секрет столетней постройки прост: его стены сложены из
инкерманского камня. Они были покрыты специальным раствором, который сохраняет
строительный материал от потемнения и выветривания. Для украшения залов выбраны
элементы «старых» стилей (Итальянского Возрождения, классицизма, стиля Тюдор).
Залы второго этажа, предназначавшиеся для императорской семьи, оформлены в
стиле модерн. Первоначальные интерьеры дошли до наших дней. Так, для туристов будет интересен Белый зал, в
котором проходили заседания Крымской конференции.

Царская семья проводила здесь весну и лето с 1911
по 1914 годы. Последний раз они
останавливались здесь в июле 1916 года в ходе поездки Николая II в Севастополь.

Советские годы

Уже после установления советской власти дворец
национализировали. Это произошло в 1920 году. Несколько лет там размещался
научно-художественный музей Крымского комитета по делам музеев и охраны
памятников искусства, старины и народного быта.

В 1925 году здесь открыли санаторий для
трудящихся, который в 1930-е годы позже был преобразован в «лечебный комбинат».
С начала Великой отечественной войны тут  базировался госпиталь. Во время оккупации во
дворце, из которого почти не успели эвакуировать ценности, жили немецкие
офицеры. Кстати, бывшая царская резиденция оказалась в числе немногих уцелевших
после военных действий зданий Крыма. Однако дворец, как и многие другие
исторические достопримечательности ЮБК, пришлось разминировать в 1944 году. Год
спустя, в феврале, здесь проходила известная Ялтинская конференция. После
окончания Второй мировой войны разрушенный курорт «Ливадия»
реконструировался в течение 15
лет.  Осенью 1953 года здесь был открыт
санаторий «Ливадия». В 1974 году в бывшую царскую резиденцию стали пускать
туристов. В выставочном комплексе разместилась экспозиция, посвященная
Ялтинской конференции. В 1993 году выставочный комплекс санатория «Ливадия»
получил статус госмузея и превратился в Ливадийский дворец-музей. В 1998 году
тут появился Мемориальный кабинет-библиотека Франклина Рузвельта, а в 2004 году
– Мемориальный Кабинет-библиотека Уинстона Черчилля. В январе 2015 года
достопримечательность стала «Ливадийским дворцово-парковым
музеем-заповедником».

Как добраться

Ливадия расположена в 3 км к западу от Ялты. Сюда
можно добраться по морю с помощью рейсового катера (отходит от набережной
Ялты). Также от городского автовокзала курсирует автобус № 5 (время в пути
около 15 минут) и маршрутное такси № 11.

При желании можно прогуляться по улицам курорта,
наслаждаясь красивейшими видами и любуясь старинными зданиями. Это займет около
часа. Путь начнется от колоннады у северного входа в Приморский парк. Затем
нужно проследовать мимо санатория «Орлиное гнездо», дома отдыха «Заря» и
санатория «Россия». Дорога в Ливадию идет прямо, через виноградники.

Ливадийский дворец — 100 лет как музей

ФОТО: фасад, парадный вход и сад Ливадийского дворца

В июле исполняется 100 лет со дня открытия Ливадийского дворца-музея. Бывшая резиденция императора Николая II и его семьи в Крыму была открыта для публики как музей в 1922 году, однако через 5 лет закрылась из-за отсутствия посетителей.

Сегодня «Белая жемчужина Крыма» обрамлена садами, наполненными ароматом роз… классические мелодии ненавязчиво льются из динамиков… очередь посетителей терпеливо ждет у кассы за билетами, все хотят увидеть, как последний русский император и его семья жили, своими глазами. По подсчетам персонала, дворец сегодня ежедневно принимает в среднем 500 гостей.

Похожий сценарий разыгрывался 100 лет назад, только вместо туристов по залам и комнатам дворца бродили студенты и красногвардейцы. Благодаря архивным документам мы знаем, что в 1923 году Ливадийский дворец посетило 30 тысяч человек, а соседний Алупкинский дворец, например, принял лишь половину этого числа.

Сто лет назад для посещения были фактически доступны два Ливадийских дворца – Малый или Малый деревянный дворец, принадлежавший Александру III (был снесен после Великой Отечественной войны), и новый Большой Белый дворец (построен на место Большого или Большого деревянного дворца). В Малом Ливадийском дворце для посетителей были открыты только 3 комнаты, а в новом Большом Белом дворце для посетителей были открыты 10 комнат: 2 нижних и 8 верхних. Следует отметить, что в это время дворец-музей еще должен был остаться нетронутым, хотя известно, что некоторые предметы были похищены во время революции и Гражданской войны.

Тогда музей был открыт для посетителей только четыре раза в неделю, с 15:00 до 18:00. И хотя посетители платили за вход, иногда полученных денег не хватало даже на зарплату немногочисленным сотрудникам музея.

30 апреля 1918 года немецкие войска вошли в Ливадию и сразу приступили к разграблению дворца.

В 1922 году в Ливадийском дворце открылся Музей быта царской семьи Романовых . В 1920-е годы Советы использовали Ливадийский дворец исключительно в пропагандистских целях: люди могли видеть, в каких роскошных интерьерах жила императорская семья, из каких дорогих материалов делалась мебель, что вызывало у многих негодование.

21 декабря 1920 года Ленин подписал указ, согласно которому «дворцы бывших царей и великих князей должны использоваться как санатории и здравницы для рабочих и крестьян». В 1925 году в Ливадийском дворце был открыт первый санаторий, предлагавший бесплатное лечение крестьян.

Советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930), побывавший здесь в 1927 году, написал стихотворение «Чудеса», ключевая строчка в котором гласит: «В царском дворце теперь живут санаторники».

В том же году музей был закрыт с табличкой на главном входе «закрыт в связи с отсутствием интереса посетителей».

После этого встал вопрос о распределении содержимого Ливадийского дворца: его просто передали в другие крымские музеи. Например, ряд ковров был передан Дворцу Бухарского эмира (1880-1914) в Ялте, а другие предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства – Алупкинскому дворцу и Крошицкому художественному музею в Севастополе. Куклы и игрушки императорских детей отдавали сиротам, а занавеси, украшавшие императорские покои и другие комнаты дворца, перешивали в одежду для бедняков. К сожалению, большая часть исторической обстановки была утеряна, и это было только в 19 веке.90-х годов, что некоторые предметы мебели были возвращены во дворец и сейчас являются частью музея.

Во время Второй мировой войны церемония, посвященная успешному завершению Крымской кампании немцев (1941–1942 гг.) со взятием Севастополя немецкой 11-й армией под командованием генерала Эриха фон Манштейна и присвоением Манштейну воинского звания. Генералфельдмаршала (фельдмаршала) состоялось в саду Ливадийского дворца 6 июля 1942 года. В нем приняли участие офицеры, унтер-офицеры и солдаты, награжденные немецкими «Рыцарскими крестами» и «Немецкими крестами в золоте». (Немецкий крест в золоте).

Спустя 70 лет Ливадийский дворец прошел масштабную реставрацию и получил статус государственного музея. В ноябре 1993 года Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных покоях императорской семьи на втором этаже дворца открылась экспозиция Романовы в Ливадии .

Сегодня Ливадийский дворец — самый популярный музей Крыма. Первый этаж дворца-музея посвящен знаменитой Ялтинской конференции с участием президента США Франклина Д. Рузвельта, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и советского лидера Иосифа Сталина, которая состоялась 4–11 февраля 19 года.45.

Постоянная экспозиция, посвященная Николаю II и его семье в Ливадии, расположена на 2-м этаже дворца, в 16 залах, каждый из которых отличается оригинальными элементами и деталями.

ФОТО: любимая комната императора – его кабинет

ФОТО: настенный ковер ручной работы, подаренный Николаю II персидским шахом в 1913 году

Теперь посетители могут увидеть любимую комнату Императора – его кабинет, главной изюминкой которого является настенный ковер ручной работы с изображением Николая II, Александры Федоровны и Цесаревича Алексея, подаренный семье в 1913 Ахмад Шаха Каджара из Персии (1898-1930) – в честь 300-летия династии Романовых. После революции 1917 года многие вещи из дворца были украдены, в том числе и этот ковер, оказавшийся за границей. В 1983 году коллекционер купил ее на аукционе в Германии и через 10 лет подарил дворцу.

ФОТО: Кабинет Императрицы Александры Федоровны

Посетители кабинета Императрицы, в отличие от рабочего места, найдут уютную, домашнюю атмосферу: например, на столе в рамках выставлены семейные фотографии, есть швейная машинка. в углу молчит, а за стеклом буфета висят пасхальные украшения с императорской гравировкой.

ФОТО: Музыкальная комната в Ливадийском дворце

В музыкальной комнате стоит рояль Becker, на котором императрица часто играла со своими дочерьми. Сегодня в этом зале проходят выступления Камерного хора «Таврический Благовест».

Кроме того, здесь есть небольшая семейная столовая с аутентичной посудой и утварью императорской семьи, классная комната для великих княжон, императорская спальня, детские комнаты, библиотека и многое другое.

ФОТО: Малая семейная столовая

ФОТО: бывшая спальня великих княжон

Сотрудники музея любят обращать внимание посетителей на подлинники, сохранившиеся до наших дней, подчеркивая собственное недоверие к тому, как некоторым экспонатам удалось уцелеть и по сей день. Например, люстра из муранского стекла в зале ожидания на 1 этаже, которая висит там с 1912 года. Так же, как и люстра в приемной, из бронзы и стекла. А также камины, зеркала и предметы мебели.

ФОТО: оригинальная люстра из муранского стекла, 1912 год

На крыше дворца есть солярий, где царская семья наслаждалась солнцем и захватывающим видом на Черное море. На крышу ведет узкая лестница, а во времена Николая II на нее можно было подняться на крохотном подъемнике (лифте), который был отреставрирован несколько лет назад.

ФОТО: из солярия на крыше дворца открывается вид на Черное море

Интересные факты о Ливадийском дворце

Известно, что Императорская семья прибыла в Ливадию с детьми 5 сентября 1909 года. Именно во время этого визита, начиная с 27 октября, состоялась встреча Николая II и Александры Федоровны с архитектором Николаем Петровичем Красновым (1864- 1939), самый модный архитектор Ялты, неоднократно подробно обсуждали проект своего нового белого дворца, убранство его залов и других помещений. Августовская пара утвердила дизайн 12 декабря, всего за 4 дня до отъезда из Ливадии в Санкт-Петербург.

Старый деревянный Большой или Большой дворец, резиденция, построенная в 1860-х годах для императора Александра II, был снесен в 1910 году, чтобы освободить место для нового каменного дворца, который служил резиденцией последнего российского императора и его семьи во время их поездки в Крым.

Дворец был построен в удивительно короткие сроки, за 17 месяцев, на сумму около 4 миллионов золотых рублей, оплаченных Николаем II. Дворец был открыт 11 сентября 1911 года. Около 2500 рабочих работали круглосуточно. Ночью масштабную строительную площадку освещало множество факелов. После окончания строительства стены дворца покрыли специальным химическим составом, предохранявшим камень от выветривания и загрязнения.

Рядом построена электростанция, вырабатывающая электроэнергию для всего поместья. Во дворце также было два вида отопления: каминное и центральное водяное. Во дворце также были оборудованы телефоны и лифт для императрицы. Интересно отметить, что это произошло благодаря современной системе железобетонных перекрытий, которая предотвратила разрушение дворца от сильного землетрясения 1927 года.0004

Краснов построил удобный просторный дворец. Дворец построен в стиле итальянского ренессанса – стиль выбрал лично Николай II. Ни один из четырех фасадов дворца не похож на другой. В новой императорской резиденции было 116 комнат, один большой двор (Итальянский двор, где часто фотографировались Николай II и его семья) и три малых дворика, а также ряд хозяйственных построек.

Пока дворец строился как летняя резиденция Николая II и его семьи, они останавливались здесь всего четыре раза: дважды осенью – в 1911 и 1913 г. и дважды весной – в 1912 и 1914 гг., каждый раз задерживаясь на несколько месяцев. 12 июня 1914 года императорская семья покинула Ливадию, не подозревая, что прощается с ней навсегда. 1 августа Германия объявила войну России.

Императорская семья прибыла на Императорском Поезде в Севастополь, где они сели на Императорскую Яхту Штандарт/Штандарт и поплыли вдоль южного берега Крыма в Ялту, а оттуда на *автомобиле в Ливадию. [*Император содержал Собственный Его Императорского Величества Гараж в Ливадии, один из четырех в России, где размещалась его коллекция автомобилей].

Нажмите ЗДЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ 2 старинных кинохроники Святой Царь в России. Ливадия, 1902-1914 – продолжительность: по 18 минут.

Сегодня Ливадийский дворцово-парковый ансамбль занимает более 36 га, в него помимо Большого Белого дворца входят Свицкий корпус, дом министра императорского двора графа Владимира Фредерикса (1838-1927), церковь Воздвижения Креста Господня и живописный парк с сохранившимися сооружениями (беседки, фонтаны) царского периода.

ФОТО: вид на Крестовоздвиженскую церковь (слева)

2 ноября [ст. ст. 20 октября] 1894 г. – в Малом дворце скончался император Александр III. Его ранняя смерть в возрасте 49 лет наступила в результате терминальной болезни почек (нефрита). Панихида по императору была отслужена в Крестовоздвиженской церкви.

В этот же день взошёл на престол Цесаревич Николай Александрович Романов как последний российский император и царь г., присягая на верность России в дворцовой церкви. Кроме того, святой праведный Иоанн Кронштадтский помазал в этом храме принцессу Алису Гессенскую и, таким образом, стал православной благочестивой великой княгиней и будущей императрицей Александрой Федоровной.

Во время пребывания в Ливадии, осенью 1900 г., Николай II тяжело заболел , причем оказалась довольно тяжелой формой брюшного тифа. Несмотря на то, что она была беременна в четвертый раз и испытывала сильную боль, Александра вылечила его шесть месяцев спустя, весной 19-го года.01.

ФОТО: вид на сад, главный фасад и вход в Ливадийский дворец

Вход в летнюю императорскую резиденцию охраняют два мраморных льва – хотя они не имеют традиционной пышной гривы и больше похожи на египетских сфинксы. У главного входа во дворец и в знаменитом Итальянском дворике стоят беломраморные скамьи с крылатыми львами на подлокотниках. Эти скамейки были привезены сюда из Венеции. Также из Венеции был привезен истрийский камин, который находится в Главном вестибюле дворца.

В Белом зале также можно увидеть две оригинальные скульптуры. Первая — Пенелопа, символ супружеской верности, жена Одиссея. Пенелопа была приобретена одесситами в подарок императрице Марии Александровне (бабушке Николая II) в первый ее приезд в имение Ливадия в 1863 году. Вторая фигура — химера, или сатир, собирательный образ из древности.

В историческом парке сохранились деревья, посаженные более века назад. Его украшают турецкая беседка, рущуковая колонна, мраморные фонтаны и скамейки.

ФОТО: памятник-бюст Императору Николаю II

ФОТО: памятник Императору Александру III, установленный на месте старого Большого Дворца

19 мая 2015 г. установлен памятник-бюст Императору Николаю II установлен у главного входа в Ливадийский дворец. Выполнена по модели скульптора А. А. Аполлонова из искусственного камня и бронзирована. Постамент выполнен из мрамора.

18 ноября 2017 года в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина в парке Ливадийского дворца – на месте, где когда-то стоял Большой деревянный дворец, был открыт памятник императору Александру III.

ФОТО: Часовня Святых Царственных Мучеников

22 сентября 2013 года в рамках торжеств, посвященных 400-летию Дома Романовых, состоялось освящение Часовни Святых Царственных Мучеников. Часовня, расположенная при входе в Ливадийский дворец, воздвигнута в честь 150-летия Крестовоздвиженского храма Императорской семьи в Ливадии и в память Святых Царственных Мучеников. Великолепная мозаичная икона с изображением Святых Царственных Мучеников возвышается над интерьером крошечной часовни. Часовня открыта для всех желающих, в большие православные праздники проходят литургии.

ФОТО: Совещание Николая II в Белом зале Ливадийского дворца, 20-22 октября 2019 г.

20-22 октября 2019 г., , международная конференция Крым и судьба династии Романовых. Начало и конец царствования императора Николая II года», открылась в Белом зале Ливадийского дворца. В конференции приняли участие ведущие российские историки, публицисты, архивисты и писатели. Цель конференции состояла в том, чтобы обсудить правду о царской семье и достижениях, которых добилась Россия во время правления Николая II. Международная конференция была приурочена к 125-летию принятия Православия принцессой Аликс Гессен-Дармштадтской – будущей императрицы Александры Федоровны и 100-летию бегства членов Российского Императорского Дома из Крыма. Кроме того, в этом году исполняется 125 лет со дня смерти императора Александра III в Ливадии. Крым сыграл решающую роль в судьбе Романовых, сыгравших важную роль в развитии полуострова.

© 25 июля 2022. Пол Гилберт

Нравится:

Нравится Загрузка…

Внутренний вид, Ливадийский дворец, Ливадия, Ялта, Крым, Украина, Фотография, картинки и права управляемого изображения. Рис. IBR-3245684

agefotostock ®

место, где можно найти все
визуальный контент по правильной цене

Купите это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>

99}»>

Частное использование/презентация | 44,99 $
Информативный сайт | 59,99 $
Издательский. Книга внутри | 89,99 $
Путешествия и туризм | 119,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | 139,99 $
Корпоративное общение | 159,99 $
Прямой маркетинг | $299,99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ИБР-3245684

Фотограф:

Коллекция:
изображениеБРОКЕР

Пользовательская лицензия:

Управление правами

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(5130 х 3409пиксели —
17,1 «х 11,4» —
300 точек на дюйм)

Релизы: для этого образа нет подписанных релизов.