Содержание
Все отзывы о спектакле «Обломов» – Афиша-Театры
Все отзывы о спектакле
Постановка Новый рижский театр
Выбор «Афиши»
5.3
3 отзыва
О спектакле Отзывы (3)
Лучшие отзывы о спектакле «Обломов»
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 866
7
Новый рижский театр — это отдельный повод съездить в Ригу и пересмотреть их замечательные спектакли. «Обломов» — не исключение. Они с таким уважением и любовью относятся к русской литературе, что даже 4 часа им прощаешь. Затянуто, много лишнего, но после остаётся главное — свет, печка, подушки и герой, трагедию которого я до конца не осознавал. Пока не увидел спектакля Херманиса.
Это из тех постановок, от которых не оторвать глаза с самого начала. Я захожу в зрительный зал и вижу на сцене квартиру Обломова. Русская литература становится осязаемой и передо мной настоящая квартира, окна которой выходят на настоящую Гороховую.
И по ходу действия ты начинаешь привыкать к мысли, что где-то рядом Адмиралтейство. Потолок чудесный — люстра, узоры… Такие квартиры до сих пор остались. И вероятнее всего, в них также стоят диваны, на которых погибают люди. Сценография выше всяческих похвал.
Режиссёр с актёрами избежали сатиры. Они беззлобно, с улыбкой, справились с Обломовым, не оправдывая его, но и не порицая. История о ленивом человеке превращается в трагедию человека несчастного. И когда Гундарс Аболиньш ведёт своего Обломова по сцене, словно паралитика, становится страшно. Не был для меня Обломов таким — страшным в своей трагедии. Он садится в уголок и прячется от Штольца и Ольги. Захар закрывает Обломова от гостей. И в этот момент Обломов становится в один ряд с дядей Ваней. То ли Херманис внимательно прочёл Гончарова, то ли увидел большее.
Гончаров звучит удивительно прекрасно. Рижский театр, повторюсь, с редким для современного театра, уважением читает классику. И я впервые слышу, как текст этого романа порой не уступает повестям Белкина.
Спектакль полезный. Потому что оставляет много вопросов. Как мы проживаем нашу жизнь? На что её растрачиваем? Какое предназначение у человека? Почему человек этот отказывает себе самому в праве быть счастливым? Человек не любит в первую очередь себя, не уверен в себе, боится попробовать стать счастливым. А, может, таких людей, как Обломов, грешно отрывать от их постели? Имеет ли право Штольц и Ольга вырывать его из болота, в котором ему хорошо? Ведь не вырвали, ведь сделали только больнее, показали человеку то, без чего он вполне мог бы прожить. Мы порой навязываем окружающим наши повадки и привычки, не задумываясь, а так ли хуже нас те, у которых нет наших привычек.
Редкий спектакль, которому верю и герою которого сострадаю. И верю тому, что Петербург за окном. И Обломову. И эпизодическим героям, словно вышедшим только что из «Мёртвых душ». И, главное, свету, благодаря которому на наших глазах утро приходит в квартиру Ильи Ильича. Херманис подставил для нас скамейку и позволил заглянуть в окно.
За окном мы увидели человека, прячущегося в углу у шкафа. Херманис долго не может завершить спектакля, но наконец Штольц ложится в обломовскую кровать. Я хочу сойти со скамейки, войти в дом и тоже прилечь на эти подушки. Вспомнить о том, каким прекрасным человеком был Илья Ильич. Ни Штольц со своим трудом, ни Ольга со своей любовью, а человек, который спал целыми днями и не мог найти письма от управляющего своей Обломовкой.
9 октября 2013
Светлана Ивлева
42 отзыва, 54 оценки, рейтинг 89
5
Спектакль идет на латышском языке. Зрители прилежно «втыкают» одноголосному переводу в одно ухо, и латышским репликам актеров в другое. Дубляж совершенно не искажает восприятие, привыкаешь буквально с пол оборота. Другое дело темп спектакля – очень медленный. «Обломов» поставлен кропотливо, с чувством, толком и расстановкой – режиссер никуда не торопится и рассказывает историю Ильи Ильича как длинную красивую балладу.
Обломов для любого выпускника школы – личность, в принципе, понятная.«Лишний» человек, не нашедший себе места в мире. Короткая вспышка активности, связанная с любовь к Ольге Ильинской на некоторое время выдернула его из теплой постели. Однако, пошлость и лень берут верх, и Илья Ильич, попав под влияние Агафьи Матвеевны Пшеницыной, постепенно опускается и угасает. Вспыхнул и погас. Человек прекрасной души, но очень-очень ленивый и инертный.
У Херманиса все иначе. Никакой Агафьи Матвеевны. Эта героиня отсутствует в спектакле, в жизни Ильи Ильича навсегда есть только одна женщина – Ольга. Обломов живет в одной и той же квартире, рядом с ним верный слуга Захар, любимый диван и толстый-толстый слой пыли на всем. Декорации великолепно передают комнату Ильи Ильича, интерьер сделан с математической точностью. Действительно, нескучно просто сидеть и разглядывать сцену, отклеившиеся обои, печь, шкаф в углу. Обломову сложно даже встать, он неопрятен, некрасив, жалок. Перед нами человек с полностью парализованной волей – он не хочет бороться за себя, за свою жизнь.Это человек, которому абсолютно все равно, что будет с ним в будущем, главное – лечь в постель, на любимую подушку, под любимое одеяло. Штольц и Ольга в спектакле – это скорее ходячая совесть Ильи Ильича – это выступают хоть какими-то импульсами к движению. Перед ними быть Обломовым – стыдно, и этот стыд заставляет Илью Ильича встать и начать движение. Не знаю режиссерского замысла, возможно, действительно в спектакле есть мысль показать Обломова «человеком без кожи», но я увидела совершенно иное. Перед нами – психиатрический случай затяжной апатии. Может быть, я черствая, но у меня Илья Ильич Херманиса не вызвал никакой положительной реакции. Штольц и Ольга превозносят Обломова, когда он умирает, они горько сожалеют о нем, как о прекрасном, безвременно ушедшем человеке. У меня же всплывает в памяти фраза Ильи Ильича о том, что он ни разу в жизни сам не надел себе чулки. Обломов Херманиса – это история физической гибели человека, история, когда больная душа убивает тело. Пусть нет Агафьи Матвеевны, пусть Обломов просто уходит в себя, умирая от инсульта вследствие малоподвижного образа жизни, но он не тот герой, который вызывает симпатию.
Нет к нему сочувствия. Жаль Штольца, Ольгу – людей, которые несмотря ни на что, до конца боролись за Обломова. Он же сам выбрал себе жизнь и ее конец.
Существует закон притяжения противоположных частиц. Плюс тянется к минусу, активный Штольц не может бросить пассивного Илью Ильича, да и Обломов ждет, когда же Андрей приедет и решит его проблемы. Возможно, Обломова можно постараться понять, однако режиссер не предлагает ключа к пониманию. Откуда взялся вывих в судьбе Ильи Ильича, уложивший его в постель? Первый сон Ильи Ильича, описывающий погруженную в дрему Обломовку, лишь намекает на пассивное детство и воспитание главного героя. Однако, что потом? Почему прекранодушный человек превращается в растение? Где те самые страшные несовершенства мира, которые убили Обломова? Все у него есть – верный друг, любящая женщина, заботливый слуга. И он фактически от всего этого отрекается без видимой причины. Почему? К сожалению, спектакль не дает ответа на этот вопрос. Просто превозносить Обломова, возводя в аксиому его прекрасные человеческие качества, на мой взгляд, неверно, хотя бы потому, что спектакль, в общем, не обнажает совершенно никаких проблем.Все хорошо в современном обществе, всего можно добиться, вот только двигаться лень…. Но душа-то, посмотрите, прекрасна!
Нет, все не так. Совсем. И получается, то, что я увидела – это неправда. Потому что Обломов Нового Рижского театра вовсе не прекрасен. По крайней мере, в спектакле не происходит совершенно ничего, чтобы заставило в это поверить.20 октября 2013
Антон Жерздев
32 отзыва, 34 оценки, рейтинг 26
7Смешон и жалок
Обставлен спектакль с поистине МХАТовской дотошностью. Пространство сцены целиком занимает комната Обломова, изображённая предельно реалистично. Тут вам и печь, и обои на стенах, и люстра, и даже окно, из которого в разное время дня струится свет разных оттенков (закатный особенно хорош). Здесь Обломов спит, здесь он ест, здесь же спит Захар – мир Обломова таким образом сужен до размеров одной комнаты. За пределами её мира словно бы и не существует, из ниоткуда появляются гости и уходят в никуда же.
Кстати, о гостях. Их трое, все они а) ведут себя странно, и б) совершенно не нужны для спектакля. Хватило бы и одного, т.к. их функция сводится к тому, чтобы вступить с героем в некоторый диалог и дать ему возможность проявить свою натуру.
В одной из аннотаций я читал, что Алвис Херманис хотел бы, чтобы зритель проникся сочувствием к Обломову, к его неумелым, но искренним попыткам найти своё место в этом мире. Однако, ничего такого в спектакле я не увидел. Ракурс этой истории у режиссёра получился (я подчёркиваю, получился) довольно банальным. В классическом прочтении Обломов должен быть смешон и жалок. Поначалу больше смешон, а к концу больше жалок. Смешная часть удалась вполне, есть много весёлых находок. С жалостью тоже почти всё в порядке – Обломова жалко. Правда, подчас режиссёр пользуется уж совсем запрещёнными приёмами – например, показывает нам героя, искалеченного инсультом. Но вот сочувствия… увы.
9 октября 2013
Роман «Обломов» — презентация онлайн
Цели:
• выделить главную тему романа; рассмотреть
образ Обломова, формирование его характера,
образ жизни, идеалы;
• через биографию главного героя раскрыть
особенности русской жизни.
И.А.Гончаров «Обломов»
Я старался показать в
«Обломове», как и отчего
у нас люди превращаются
прежде времени в …
кисель.
Климат, среда захолустья,
дремотная жизнь и еще
частные, индивидуальные
у каждого обстоятельства.
И.А.Гончаров
Путь к роману
«Литератору, если он претендует
на …серьезное значение, надо положить
в это дело чуть не всего себя и не всю
жизнь!»
И.А. Гончаров
1859 год- напечатан
роман «Обломов» в
журнале
1849 год-«Отечественные
записки»
в журнале
1847годзамысел
«Современник»
напечатан
«Сон Обломова»
«Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
И. С. ТУРГЕНЕВ
1848 год – первый вариант «Сна Обломова»
Март 1849 г. – первая публикация «Сна Обломова»
1852 год – работа прервана из-за путешествия
29 ноября 1855 г. – почти закончена первая часть романа
Июнь – июль 1857 г. – «мариенбадское чудо»: роман практически завершен
Январь – апрель 1859 г. – журнал «Отечественные записки» знакомит читателей с новым
романом И. А. Гончарова
«Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во
всей России нет ни одного города, где бы не читали «Обломова», не хвалили
«Обломова», не спорили об «Обломове» — так оценил появление романа
критик А. В. Дружинин.
ПЕРВЫЕ ОТКЛИКИ
«История о том, как лежит и спит добряк-ленивец
Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут
пробудить и поднять его, — не бог весть какая
важная история. Но в ней отразилась русская
жизнь, в ней предстает перед нами живой,
современный
русский
тип,
отчеканенный
с
беспощадной строгостью и правильностью …»
Н. А. Добролюбов 1859 г.
«Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели
всю
Россию
и
сделались
словами,
навсегда
укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам
целый круг явлений современного нам общества, они
поставили перед нами целый мир идей, образов и
подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных,
являющихся нам как будто в тумане. ..»
А. В. Дружинин 1859 г.
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
«Он, если хотите, действительно растянут. В первой
части Обломов лежит на диване: во второй ездит к
Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей
она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся;
в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится
на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все.
Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме
разве разведения моста через Неву, прекратившего
свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних
обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия
Обломова — единственная пружина действий во всей его
истории».
Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»
Композиция романа
Объяснение
Кульминация
Экспозиция
/I часть, II часть, 1,2 гл/
Завязка
Знакомство с Ольгой
Развязка
Разрыв
Постпозиция
/на
Выборгской
стороне/
Эпилог
Часть IV, гл. 10,11/
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
ОБЛОМОВКА
ОБЛОМОВ
ШТОЛЬЦ
ОБЛОМОВ
ОЛЬГА
Агафья
Матвеевна
ОЛЬГА
ВЫБОРГСКАЯ
СТОРОНА
мельчайшая изобразительная
или выразительная подробность:
элемент пейзажа или портрета,
отдельная
вещь,
поступок,
психологическое движение.
МЫСЛИ
ЧУВСТВА
ПЕРЕЖИВАНИЯ
ПЕЙЗАЖНЫЕ
ПОРТРЕТНЫЕ
ЖЕЛАНИЯ
ВЕЩНЫЕ
(ИНТЕРЬЕР)
Действуют в массе,
описывая предмет или
явление
со
всех
мыслимых сторон.
Единичны,
стараются
схватить сущность
предмета, явления,
выделяя главное.
Изображение в
художественном
произведении всей
внешности человека,
включая и лицо, и
телосложение, и одежду, и
манеру поведения,
и
Портретное
Портретжестикуляцию, и мимику.
описание
впечатление
Портретсравнение
Первая и простейшая функция:
обозначать место действия.
Психологическая
функция
Городской пейзаж
Природа-действующее
лицо.
Мир вещей — самостоятельный
объект изображения,
рассказывает об укладе жизни в
целом.
Характеризует человека и
передает
авторское отношение к
персонажу.
Передает психологическое
состояние персонажа.
Картина художественного мира
складывается из отдельных
художественных деталей.
Дайте характеристику
персонажам.
Илья Ильич Обломов
Захар
Волков
Судьбинский
Алексеев
Тарантьев
Знакомство с героем
«В Гороховой улице, в одном из больших домов,
народонаселение которого стало бы на целый
уездный город, лежал утром в постели, на
своей квартире Илья Ильич Обломов»
Первая фраза произведения
• Символика имени.
• Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо;
отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести
себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив
упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чемлибо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
• в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное
состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия,
нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой
словарь русского жаргона, 2001. )
• Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
• Илья. Древнееврейское «божья помощь» .
• Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время
когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело
выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
• Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции.
Настоящее и прошлое слились и перемешались.
• Илья Муромец – богатырь.
• Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным
героем (Муромцем).
• Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.
• Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с
этими толкованиями?
• Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.
• Противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени –
большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит
на нет все начинания, ломает, крушит личность.
Санкт-Петербург, улица Гороховая
Зимний дворец
Марсово поле
Храм Вознесения
Летний сад
Инженерный
замок
Коломна
Улица
Гороховая
«Першпектива» Гороховой улицы делит город
на две части: «городскую» и «деревенскую»;
«западную» и «восточную»
Что выбрать? Куда переехать?
«запад»
«восток»
Прочитайте 1
главу и ответьте
на вопрос:
Кто такой
Обломов?
— портрет
— квартира, интерьер
— проблемы героя,
которые вывели его
из равновесия
«Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым
днем все крепче и постояннее водворялся в своей
квартире. .. Он не привык к движению, к жизни, к
многолюдству и суете…»
КАКИЕ ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА ОБЛОМОВА ВЫ БЫ
ОТМЕТИЛИ?
ПОМОГАЕТ ЛИ СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ИНТЕРЬЕР?
• Гончаров в первой главе создает целую
поэму халату Обломова. Эта деталь затем
последовательно используется Гончаровым.
• В гардеробе мужчины 19 века имелось
несколько халатов, они служили домашними
одеяниями на утро и в вечернее время.
Были халаты атласные, которые надевались
поверх одежды, и шелковые, надеваемые
поверх ночной сорочки.
• Прочитайте описание халата. Как он
характеризует своего владельца?
Прослушайте стихотворение Вяземского П.А.
Как эта ода халату комментирует этапы жизни Обломова?
Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых
условностей, противопоставление несвободе окружающей
действительности).
Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных
наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелен — и мир со мной!
Н.Языков
Прочитайте 2 – 4
главы и ответьте
на вопросы.
1. Расскажите о гостях
Обломова по плану:
-кто они
-род занятий
-отношения с
Обломовым
-оценка Обломовым
их
жизнедеятельности
ВИЗИТЕРЫ ОБЛОМОВА
КАКОВА ОБЩАЯ СХЕМА ВСЕХ ВИЗИТОВ?
1.»Явление» господина. Портрет визитера.
2.»Не подходите, не подходите… вы с холода!»
3.Беседа и приглашение в Екатерингоф.
4.Отказ Ильи Ильича.
5.»У меня два несчастья…»
6.Отказ визитера выслушать Обломова.
7.Размышление
героя
о
«несчастном»
посетителе.
ВСПОМНИТЕ, В КАКОМ ПРИЗВЕДЕНИИ АВТОР
ИСПОЛЬЗОВАЛ ТАКОЙ ЖЕ ПРИЕМ?
Заполните таблицу
«Гости»
Фамилия гостя
Его жизнь
«Резюме» Обломова
Волков
(волк)
«Несчастный!»
Судьбинский
(судьба)
«Несчастный!»
Пенкин
(мыльная пена,
пенки сверху)
«Несчастный!»
Иванов-ВасильевАндреев-Алексеев
(безликий)
Давно не слушал его
Тарантьев
(таран, жесткая, грубая
сила)
Давно не слушал его
Первым появляется у Обломова Волков – франт, светский лев, в курсе всех
событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих деталей:
«блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял
свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая
шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым
углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в
домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета,
бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано ,
даже любовь с Лидинькой.
Почему Обломов считает Волкова несчастным?
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?
• Второй посетитель это Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья».
Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров
прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но
покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой»
«сколько дела — ужас»,«меня очень ценят».
• Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой
общественной. Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили
писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых
поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащих…ведомству,
собачьих конур» .
• Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума
его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое,
многое… Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»
Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в
литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость –
желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком»
Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия
свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь
взяточника к падшей женщине». Неспособность Обломова к
самостоятельному действию повторена в
Алексееве и в Тарантьеве.
Итак, вот эта среда, которая окружает
Обломова.
РАДИ ЧЕГО СТОИТ ВСТАТЬ С ДИВАНА?
Светская жизнь
ВОЛКОВ
Карьера
СУДЬБИНСКИЙ
Литературная деятельность
ПЕНКИН
???????????
нахлебник
АЛЕКСЕЕВ ?
Как же происходит связь с
миром? Почему к лежащему на
диване Обломову так тянутся
окружающие?
(Связь с миром происходила
только на уровне контакта
души. Душа другого человека
постигала душу Обломова и
начинала его любить – значит,
для нее, для этой души,
неважно физическое состояние
Обломова).
Какую роль для понимания
Обломова и окружающей его
жизни играют его встречи и
диалоги с гостями?
Почему писатель иронизирует
над ним в этих сценах?
Прочитайте главы
5 – 6 и расскажите об
Обломове по плану:
1. Жизнь в
Петербурге
Образование
Обломова
2. Его отношение к
учебе, науке.
3. Отношение
Обломова к
имению,
хозяйственным
вопросам.
• Почему слово «другой» и соотнесение себя с
«другими» оскорбило Обломова?
• В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их
представить друг без друга?
• Как Захар дополняет и оттеняет образ главного героя?
Как характеризуются отношения барина и слуги?
Докажите, что Захар — тот же
Обломов
—
Обломов лежит на диване, а Захар…
Обломов кутается в халат, а Захар..
Обломов не желает действовать, а Захар…
Обломов не умеет сердиться, а Захар…
Обломов любит Захара, а Захар..
Зачем Гончарову такой Захар?
Что имел в виду Обломов, утверждая: «Наше
имя легион!»?
Почему не осуществились юношеские мечты
Обломова?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Перечитать «Сон Обломова»(гл.9)
Как описаны в романе жизнь в
Обломовке и её обитатели? Как
дополняют это описание авторские
комментарии?
СОН ОБЛОМОВА
Характеристика обломовцев и
Обломовки.
Авторское отношение к герою.
Роль эпизода
• Цели
• 1. Актуализировать навыки выявления авторской
позиции в произведении И.А. Гончарова «Обломов»;
показать сложность авторского мировосприятия,
образно-смысловую насыщенность главы «Сон
Обломова»; выявить связь проблематики романа с
важнейшими вопросами российской
действительности середины XIX века.
• 2. Способствовать формированию представления
учеников о всесторонне развитой личности с
выявленной гражданской позицией.
Сон как литературный
приём
Вспомните, в каких изученных вами
произведениях присутствует сон героя?
Каковы функции сна в художественном
произведении?
Презентация подготовлена
учителем литературы
Витвицкой Г.П.
Сон — «увертюра всего романа»
/И. А. Гончаров/
Роман, родившийся из сна…
«ОТЧЕГО ЖЕ Я ТАКОЙ?»
(«Сон Обломова» ч. 1 гл. IX)
1.Восстановите композицию сна: выделите
основные тематические части.
Композиционная роль главы
«Сон Обломова»
делит роман на 2
части;
создаёт идиллическую
картину детства
Обломова, раскрывая
истоки его души
Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» Сон романа,
и явь занимает
жизни Обломова
сердцевина
центральное место в
идейном отношении, так как даёт понять, что такое
«обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой
проходило детство главного героя. Это сновидение,
которое герой ищет в жизни. Русское, неторопливое,
ласковое, нежное течение жизни открывает «голубиную
«нежность души героя.
Как пейзаж характеризует людей, живущих в
Обломовке?
Какие штрихи
подчёркивают отсутствие
всякой разумной
деятельности?
Описание Обломовки
Что собой представляла Обломовка?
Чем была Обломовка для её жителей?
«Что за чудный край!..»
Описание
Обломовки
3 часть сна : Обломовка…
Какими предстают перед нами Обломовка и ее
жители?
Описание Обломовки
Обломовка –
место
идеальной,
райской жизни
для её
обитателей.
Действительно ли
Обломовка – райское место?
Каков распорядок дня в доме
Почему?
Обломовых?
Чем занимаются родители?
Каков идеал жизни обломовцев?
Какие происшествия осложняли их
жизнь?
«В Обломовке
верили
всему:
оборотням,
С Уи Е
ВЕРИЯ
и
мертвецам…так
сильна вера в
чудесное!»
«Это был какой-то
всепоглощающий,
ничем не победимый
сон, истинное подобие
смерти. Все мертво,
только из всех углов
несется разнообразное
СОН
храпенье на все тоны и
лады»
ОБЛОМОВКА
ОБЛОМОВКА
«интересы их были
сосредоточены на них
самих, не перекрещивались
и не соприкасались ни с
Н Р А чьими»
ВЫ
«ни
грабежей, ни убийств,
привязанность
к
никаких страшных
одному месту;
случайностей не бывало
замкнутость;
там;
ни сильные страсти…
равнодушие
не волновали к
их»
«были
до крайности
скупы,
остальному
миру
денег тратить не любили»
«Что привлекает вас
в Обломовке и ее
обитателях, а что вы
не принимаете?»
«Три главных акта
жизни: родины,
свадьба,
ПРОДОЛЖЕНИЕ
похороны….Все
РОДА
отправлялось с такою
точностью, так важно и
торжественно»
«И так жизнь по этой
программе тянется
беспрерывной
однообразною тканью,
незаметно обрываясь у
самой могилы. »
«главною заботою
была
кухня и обед»
«об обеде совещались
целым
ЕДАдомом»
«забота о пище была
первая и главная
жизненная забота в
Обломовке»
«Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними
сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми
уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там
покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и
незаметную, сну подобную смерть.»
Действительно ли
Обломовка – райское место?
Каким мы видим Почему?
семилетнего Илюшу
Обломова?
Действительно ли
Обломовка – райское место?
Для чего было решено
Почему?
дать Илюше
образование?
Как проходило его
обучение?
Каковы были его
результаты?
2 часть сна: «Чудесная страна…»
Какие черты характера от рождения были даны
Илюше? Почему он стал другим?
В чем сущность обломовской системы воспитания?
И Ж Д И В Е Н ЧЕ С Т В О
«начиналось кормление его
Ч У В Сбулочками,
Т В О сухариками, сливочками»
«начали осыпать его ласками и поцелуями»
ЛЮБОВЬ
«став на колени и обняв его одной рукой, ИЗБРАННИЧЕСТВА:
«мать…разговаривает о будущности
мать подсказывала ему слова молитвы» «Я-ДРУГОЙ»
Илюши, ставит его героем какой-нибудь
созданной ею блистательной
эпопеи….сулит ему золотые горы»
«мать задавала себе и няньке задачу: выходить
БЕЗДЕЙСТВИЕ
здоровенького ребенка, беречь от простуды, от
«ученье-то не уйдет, а здоровья не
глаза и от других враждебных обстоятельств.
купишь; здоровье дороже всего в жизни»
Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда
ОПЕКА
весело и кушало много»
«Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали …даже губернатором; но всего
этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями…,
например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, чтобы только соблюсти
предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что
Илюша прошел все науки и искусства»
Анализ эпизода
«Игра в снежки»
Почему глава «Сон
Обломова»
заканчивается
живой картиной
игры Илюши в
снежки?
Подведение итогов
Каковы плюсы и минусы
обломовской жизни?
Постарайтесь найти положительные и отрицательные
моменты жизни в Обломовке, выделяя три аспекта
повествования:
отношение обломовцев к миру, природе и человеку;
философия жизни;
принципы воспитания ребёнка
«+» обломовской жизни
«-» обломовской жизни
Картина мира
1. Единение людей с
природой, природа
антропоморфна, у
человека нет страха
перед ней.
2. Единение людей друг с
другом, любовь
родителей к Илюше.
1. Отгороженность
Обломовки от внешнего
мира, даже страх обломовцев
перед ним (история с
оврагом, галереей; в
Обломовке нет календаря;
страх перед письмом).
+++++
Философия жизни.
1. Размеренная, спокойная
жизнь, где, как и в природе,
нет катаклизмов.
Естественным процессом
воспринимается и смерть,
которая приходит незаметно.
2. 2. В Обломовке нет места злу,
самое большое зло – это
«кража гороху по огородам».
— —-
1. Жизнь – это механическое
повторение еды и сна (равного
смерти), пустых вечеров и
бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие
размеренность жизни
обломовцев (шатающееся
крыльцо, изба Онисима Суслова,
рухнувшая галерея). Все это
показывает неумение
обломовцев трудиться,
отношение их к труду как к
наказанию, надежда во всем на
«авось».
++++++
Воспитание ребенка ———
1. Любовь матери.
2. Формирование
поэтического
духовного начала в
ребенке при помощи
сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к
ограждению от собственной
деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные
мечтания о том, что в жизни без
труда может произойти чудо, а
это приводит к полной
пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «пообломовски»
Идиллия и поэзия Обломовки
Обломовка-не просто царство
довольства и праздности. Это
оболочка «идеала утраченного
рая» Эта идиллия согрета
теплом взаимной любви,
душевной близости. Поэзия
Обломова -поэзия
человечности. Погружаясь в сон,
герой неизбежно возвращается
к истокам: там складывалась
его мечтательность, не
признающая прозаической
реальности.
Почему Обломов плачет во сне?
Труд как
наказание
Неустроенность
быта
Нежелание
действовать
Благословенный
край
Равнодушие и
покой
Неготовность
к трудностям
Ощущение
безопасно
сти
Обломовщина как тип жизни
1. Этот тип жизни определяет неподвижность (покой).
Мотивы сна, застоя, духоты.
2.
Интересы
обломовцев
сосредоточены
на
физиологических потребностях, жизнь соответствует
природному циклу смены времен года, это определяет
заботы мужиков и господ.
3. Обломовцы ведут привычный образ жизни. Нет
непредсказуемых событий; они спокойны и равнодушны к
остальному миру.
4. Условия крепостного быта наложили свой отпечаток:
обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не
любят трудиться, не умеют преодолевать возникшие
трудности.
5. Обломовцы смотрят на труд как на наказание.
« Норма жизни была готова и преподана им
родителями, а те переняли её , тоже готовую, от
дедушки,
а дедушка от
прадедушки,
с заветом блюсти
КАК
ИЛЬЮША
СТАЛ
ИЛЬЕЙ
ИЛЬИЧЕМ
её целость и неприкосновенность … О чем же им было
задумываться и чем волноваться ..? Ничего не нужно:
жизнь, как покойная река, текла мимо их …»
Н. А. Добролюбов об
Обломове
«В чём черты
обломовского характера?
В совершенной
инертности,
происходящей от апатии
ко всему, что делается на
свете…»
А. В. Дружинин об
Обломове
«Заспанный Обломов, уроженец
заспанной и всё-таки
поэтической Обломовки
свободен от нравственных
болезней… Ребёнок по натуре и
по условиям своего развития,
Илья Ильич во многом оставил
за собой чистоту и простоту
ребёнка…»
Презентация подготовлена
учителем литературы
Витвицкой Г.П.
Критики об
Кто из критиков прав, на ваш взгляд? Почему?
Обломове
КРИТИКИ ПИШУТ
«Сон Обломова» — это великолепный эпизод, который
останется в нашей литературе. По-моему, сон — это не что
иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть
Обломова
и
обломовщины.
Гончаров,
видимо,
почувствовал, как почувствовал, например, я, читая роман,
что Обломов ему мил и симпатичен».
А. В. Дружинин «Обломов». Роман А. И. Гончарова 1859 г.
«Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно
догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует
считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой
ключ к пониманию всего произведения, идейнохудожественного средоточия романа. Действительность,
изображенная Гончаровым, простирается далеко за
пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного
царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича…»
Ю. М. Лощиц «Несовершенный человек» 1996 г.
Домашнее задание:
1.Читать часть 2 (Штольц и Обломов)
А) воспитание
Б) его отношение к жизни
В) его отношение к Обломову
Часть 1
Часть 2 гл.1-4,
Часть 4 гл.2,6,8,9
°OBLOMOV HOTEL CIRALI (Турция) — от TL 728
Отель Обломов — Чиралы
36.4163,
30.47862
Чиралы,
Турция
728TL
75 Фотографии
75 Фотографии
75 Фотографии
75 Фотографии
75 Фотографии
.
Чирали,
Турция,
07980,
Турецкая Ривьера
Посмотреть на карте
Обзор
9-комнатная квартира Обломов расположена в Чирали, в 3,4 км от Руин. К услугам гостей бесплатная самостоятельная парковка, патио и ресторан. До Химеры можно доехать за 10 минут, а расстояние до аэропорта Антальи составляет 90 км.
Расположение
Проживание в семье предлагает доступ к пляжу Чирали, расположенному неподалеку. До центра Чирали можно дойти пешком за 5 минут. В ресторане Yorukoglu, расположенном недалеко от апартаментов, подают блюда турецкой кухни. Рядом с апартаментами Обломова находится древний город Олимпос.
Номера
9 номеров с видом на сад и отдельным балконом. Гости могут пользоваться отдельным туалетом и душем.
Еда и напитки
В отеле Обломов гостям предлагается полноценный завтрак, который подается бесплатно.
Интернет
Беспроводной доступ в Интернет предоставляется в общественных местах бесплатно.
Гостевая парковка
Частная парковка на территории предоставляется бесплатно.
Количество комнат: 9.
Объекты
Наиболее популярные объекты
Бесплатный Wi-Fi
Бесплатный Wi-Fi в общественных местах
Стоянка
Кухонные принадлежности
Кондиционер
Еда/напитки
Обеденная зона на открытом воздухе
Ресторан
Общий
- Бесплатный Wi-Fi
- Еда/напитки
Столовая
- Ресторан
- Обеденная зона на открытом воздухе
Вид на комнату
- Вид на сад
Оснащение номера
- Мини-бар
- Зона отдыха
Показать все объектыСкрыть объекты
Полезно знать
Заезд с 14:00 до 23:59 БЕСПЛАТНО Выезд до 12:00 БЕСПЛАТНО
Домашние животныеДомашние животные допускаются по запросу.
+ Больше- Меньше
Наличие номеров
Семейное бунгало
Варианты кроватей:
1 Двуспальная кровать
Размер комнаты:
30 м²
Максимум:
4 человека
-
Вид на сад
-
Душ
-
Отопление
-
Балкон
org/LocationFeatureSpecification»>
Кондиционер
информация о номере
Стандартный двухместный номер
Варианты кроватей:
1 Двуспальная кровать
Размер комнаты:
15 м²
Максимум:
2 человека
-
Вид на сад
-
Душ
-
Отопление
-
Балкон
org/LocationFeatureSpecification»>
Кондиционер
информация о номере
Адрес
Чирали,
Чирали,
Турция,
07980,
Турецкая Ривьера
- Достопримечательности города
- Рядом
- Рестораны
Руины
Руины Олимпа
2.0
км
Улупинар Махаллеси
Химера
3,0
км
Химера
1,5
км
Тепловая рама «Химера»
2,3
км
Опунция
870 м
Красивый вид на Чирали
1.1
км
Вид на Чиралы
1.5
км
Кемпинг
Здание с мозаичным бассейном
1,8
км
Римские бани
1,8
км
Монументальная гробница
2,0
км
Здание с мозаикой
2,0
км
Мост
2,0
км
Городская стена
2.0
км
Парк развлечений
Пляж Олимпос
2,0
км
Римский храм
2,0
км
Саркофаг Антимаха
2,0
км
Театр
2,0
км
Саркофаг Алкестиды
2,0
км
Новый Монастырь св. Дионисия
2,3
км
Византийская церковь
2,3
км
Древний город Олимпос
3,0
км
Качели на дереве
2.6
км
Старый рудник
2,8
км
Старый трактор
2,8
км
Тоннель
2,8
км
Старый хромовый рудник
2,8
км
Замок Женевуаз
2,9
км
Вид
3,0
км
Арочный склеп
3,0
км
Пляж
Пляж Чиралы
430 м
Ресторан
Кондитерская
170 м
Ресторан
Yorukoglu Restaurant
170 m
Restaurant
Garden Nikki Pansiyon Bar&Restaurant
170 m
Restaurant
Harman Restaurant
170 m
Restaurant
Zakkum Restaurant
210 m
Restaurant
El Erizo Ресторан и бар
370 м
Транспорт
+ Больше-Меньше
Нужен трансфер?
Вы можете заказать трансфер после завершения бронирования.
Отзывы об отеле Обломов
Вы останавливались здесь?
Поделитесь с нами своим опытом. Написать отзыв
Часто задаваемые вопросы о гостинице «Обломов»
Предлагаются ли в этих апартаментах услуги по уборке?
Да, эти апартаменты предлагают услуги прачечной и уборки.
Какие популярные достопримечательности рядом с апартаментами Обломов я могу посетить?
Гости апартаментов «Обломов» могут посетить близлежащую достопримечательность — пляж Чирали.
Есть ли рестораны рядом с апартаментами Обломов?
Да, вы можете пообедать или поужинать в ресторане Yorukoglu в пределах 200 футов от апартаментов Oblomov.
В этих апартаментах есть лифт?
В этих апартаментах нет лифта.
В апартаментах Обломов разрешено проживание с домашними животными?
Да, в апартаментах Обломов разрешено проживание с домашними животными.
Сколько стоит аренда квартир в Обломове?
Цены на квартиры в Обломове начинаются от $41.
Адрес
Чирали,
Чирали,
Турция,
07980,
Турецкая Ривьера
Посмотреть на карте
Полезно знать
Заезд с 14:00-23:59БЕСПЛАТНОВыезд до 12:00БЕСПЛАТНО
Домашние животныеДопускается размещение домашних животных по предварительному запросу.
+ Больше- Меньше
Транспорт
+ Больше- Меньше
Нужен трансфер?
Вы можете заказать трансфер после завершения бронирования.
Совет. Рассмотрите варианты с бесплатной отменой, чтобы оставаться гибкими в свете продолжающейся вспышки COVID-19..
Спасибо
booking. net использует файлы cookie, которые необходимы для его работы. Мы не собираем аналитические и маркетинговые файлы cookie. ОК
Что однажды расскажет нам о жизни Обломова?
Почему, анализируя роман Ивана Александровича Гончарова, обычно выделяют тему «Один день из жизни Обломова»? Как известно, человека формируют обстоятельства, складывающиеся вокруг него. Кроме того, внешние детали могут многое сказать о характере человека. Косвенно об этом сообщает и обстановка дома. Обо всем этом нам рассказывает первая глава произведения классика.
Интерьер жилища
Авлома просыпается, скорее всего, после 9 часов утра. В книге же он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся «раньше обычного». Что покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза, — еще ничего не значит: Илья Ильич и не думает отрываться от дивана. Ведь этот предмет мебели он заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему — и любимая одежда помещика — поношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды закрыть все тело. Обломов на диване занят не только размышлениями — он здесь живет: здесь слуга Захар приносит еду, находясь здесь, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, чуть менее ленив, чем барин, большую часть времени спит на печи.
Где один день из жизни Обломова? В шикарной четырехкомнатной благоустроенной квартире по улице Гороховой на Выборгской стороне Северной Пальмиры. Вот сразу три комнаты — необитаемые (к ним — слишком далеко от дивана). Мебель там покрыта чехлами. Не утруждает себя туда Обломов, прикованный ленью, как цепями, к своему лежбищу. А в комнате, где находится Илья Ильич, хорошая мебель из красного дерева — бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шелковые портьеры, дорогие безделушки — все в пыли, неряшливо, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязные, что на них можно писать пальцем. В квартире есть мыши. Есть и клопы. А Захар даже не «напрягается», чтобы вытащить блох, которые понравились его голове с усами. Автор романа был прав: в первой части незачем было показывать читателю несколько дней из жизни Обломова, достаточно только одного.
Ежедневное общение с Захаром
Молодой мастер, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, звонит Захару. Как и каждый день, начинает обвинять неубранную пыль и грязь в помещении. Захар стандартно отвечает своему хозяину, что «душа в службе не чает». При этом все остается на месте, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских ни к чему, он очень находчив в оправданиях.
Илья Ильич долго и мучительно что-то вспоминал, а потом попросил своего слугу принести записку от приказчика его деревенского имения. Много времени заняли его поиски. Ведь в комнате вещи не разложены по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.
Однако письмо так и не стало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые ему принес слуга. Однако этот вопрос не нашел своего логического завершения, он повис в воздухе. Прошло три часа после пробуждения, после чего помещик спросил, готовы ли вода и умывальники. Но и до стирки Илье Ильичу не досталось. Его снова отвлек философский разговор с Захаром об «ишаках», которые женятся.
Прием гостей
Потом Обломов принял несколько гостей. Приехал светский франт Волков. Весь их разговор сводился к монологу гостя о любви, о свиданиях у Савиновых, Маклашиных, Тюменских, Мусинских, Вязниковых. В конце концов Волков пригласил Илью Ильича «на устриц», но не за свои деньги, а за «деньги», как он «лечит Мишу». Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку — «человека нет», он ежедневно «рассыпается» на десять мест.
К нашему герою относится мужчина в стройном зеленом фраке с гербовыми пуговицами — начальник Садбинского филиала. Его мысли — о службе, о выгодной свадьбе для дальнейшей карьеры. Обломов думает о нем.
Потом в дверях — писатель Пенкин. Поверхностный, недалёкий «бегун» по бумаге. Он, человек узколобый, даже не пытается увидеть в своих изображениях «божественную искру», живого человека, изображающего события в черно-белых тонах. За ним Алексеев, невыразительный человек, «серый», неуверенный в себе, лишенный собственных мыслей.
После того, как гости разошлись, Обломов наконец нашел письмо от старейшин. Оно, как оказалось, «спряталось» в складках одеяла. И это сообщение с прошлого года. В нем отчет о резком уменьшении доходов от поместья — на две тысячи. Эта новость вызывает у Обломова лишь томные рассуждения. Поэтому староста не утруждает себя деловой перепиской с барином: все равно хозяина это не коснется.
Чей визит завершает один день из жизни Обломова? По окончании гостевого потока к Илье Ильичу подходит Миха Андреевич Тарантьев. Этот человек так же непрактичен, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве владел искусством словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и соблазнительность ее исполнения, принести «жертву» для ее воплощения. Но потом — Михей Андреевич уходит в отставку. Только его видели. Его интересует загородная усадьба главного героя, он пытается втянуть в свои планы Обломова, чтобы тот «попался в его сети». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, заменить старосту, обещает ему теплую встречу со своей кумой — Агафьей Пшеницыной (брату которой — Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному подлецу — отведена роль фактического разрушителя Обломова).
Затем последовал сытный обед и — отдых после рабочего дня. Такой «напряженный режим дня» сохранялся на протяжении нескольких поколений его предков.
выводы
Здесь аналогия со знаменитым американским фильмом «День сурка». В отличие от романа Гончара, этот фильм носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном дне. Казалось, что день закончился. Ночь, сон. Потом утро — и снова начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших деталях. И только благодаря самодисциплине и «накоплению» положительного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого порочного круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно, можно построить на основе аналогии с упомянутым выше фильмом.