Кухни хрущевка интерьер: 10 советов которые работают на 100%

Содержание

идеи ремонта, планировки, подбора мебели — INMYROOM

Истоки кухни в хрущевке как архитектурного проекта находятся в идее архитектора Маргарет Шуте-Лихоцки – эффективно использовать каждый сантиметр пространства в квартирах эконом класса для рабочих в Германии в приснопамятном 1927 году. Модель с площадью 6,5 метра получила прозвище «франкфуртская кухня».

Для дизайна площадь невелика, но ужасно хлопотна в реализации проекта, когда приходится в столь малые габариты «втиснуть» всю необходимую мебель и добиться при этом максимальной эффективности планировки с попытками сохранить комфорт, красоту и уют комнаты для приготовления пищи с обеденной зоной.

Планировка кухни

Первоначально кухни в хрущевках предназначались для хранения и готовки пищи. С усилившемся прогрессом пришлось учитывать новшества бытовой техники и желание владельцев малометражек не отказываться от небольшой обеденной зоны. Все это не могло не сказаться на особенностях планировки.

  • Обеденная зона предполагает небольшой стол, лучше округлой формы или трансформер. Складные стулья.

  • В качестве стола может выступить подоконник, продуманный под столешницу.

  • Пространство у окна может выступать в качестве продолжения рабочей зоны. Здесь устанавливаются либо шкафчик по периметру оконного проема, либо мойка, освобождая место под другие нужды.

  • Отказ от входной двери или замена ее на купейный или складной вариант прибавит полезной площади.

  • Дизайн кухни в хрущевке выбирает вместо штор жалюзи или римские шторы в светлых тонах для придания эффекта «воздушности» помещения.

  • Цветовая палитра выбирается светлой в пастельных тонах, поверхности потолка и мебели – глянцевыми, что зрительно увеличивает пространство.

  • Гарнитур выбирается функциональным и малогабаритным, куда можно встроить кухонную технику. Она должна быть соизмерима общему метражу и соответствовать принципу необходимости и достаточности обслуживания всех членов семьи.

  • Если есть возможность объединения с кухней комнаты или балкона, это придаст больше возможностей для полета дизайнерской фантазии. Не следует забывать, что несущие стены трогать нельзя, а любая перепланировка требует согласования с разрешающими органами. Проем на балкон или лоджию можно освободить от рамы без дополнительного разрешения. В этом случае их следует тщательно утеплить.

  • Приветствуется минимализм в декорировании и выборе предметов освещения. Сюда явно не подойдут объемные люстры и светильники. Вместо них можно подумать о создании системы зеркал на стенах мебели, оконных откосах, дверях, добавляющей свет и ощущение простора.

  • Потолок с целью экономии высоты кухни предпочтительнее отдать под покраску или побелку. Натяжные и подвесные конструкции сократят столовую на 10-15 сантиметров.

Варианты компоновки: расстановка мебели

На фото маленькая кухня в контрастном цвете гарнитура

Дизайн: Надя Зотова, руководитель студии Enjoy Home

На фото Г-образная планировка рабочей зоны:

На фото расстановка гарнитура в один ряд:

На фото рабочая поверхность в маленькой кухне:

Дизайн: Марина Чернова

На фото компактная рабочая зона кухни в хрущевке:

Дизайн: Лина Кабаева и Инне Файнштейн

Гарнитур

Дизайн кухни в хрущевке угловой гарнитур размещает по принципу Г-образной планировки, не требующей больших площадей под установку. Принцип эргономичного треугольника может быть соблюден, при условии нахождения мойки, варочной плиты и холодильника в пределах досягаемости вытянутой руки. Мойка в углу, плита справа, холодильник слева или наоборот в зависимости от геометрии кухни и места расположения входной двери.

Параллельная планировка мало подходит для кухни в хрущевке, когда гарнитур располагается вдоль стен напротив. Помочь может индивидуальный дизайнерский проект и выполненная под заказ мебель.

П-образная планировка выгодна с точки зрения эффективного использования пространства в случае задействования зоны у окна под гарнитур. Такой вариант возможен, если окно расположено напротив входа и нет выхода на балкон. Дизайнеры отмечают удачность планировки с установкой мойки под окном, слева в углу холодильник, в правом углу плита.

Компоновка в один ряд идеально подходит для критически малой полезной площади и остается единственным вариантом размещения гарнитура.

Дизайн: архитектор Ариана Ахмад и дизайнер Татьяна Карякина

Обеденная зона и системы хранения

 Если появилась возможность объединить кухню в «хрущевской» пятиэтажке с балконом, то практически полноценная обеденная зона со столом и стульями «просится» именно сюда.

Системы хранения желательно предусмотреть с возможностями использования всей стены до потолка. Дверцы для шкафчиков в верхних зонах эргономичнее всего предусмотреть не распашными, а откидными. Весьма эффективны угловые шкафы. Полочки над обеденной зоной вместе с эффектом дополнительного декора позволят разместить массу полезной мелочи: от сувениров до книг.

Дизайн: Светлана Ильина

Бытовая техника

Холодильник лучше выбрать небольшого размера и встроить его в гарнитур. Если в квартире хрущевки проживает два человека не лишним будет подумать о компактном рефрижераторе, который помещается под столешницу. Его бывает вполне достаточно.

Газовую колонку можно спрятать за панелью гарнитура, но с точки зрения безопасности лучше сделать это со специалистом.

Иногда бывает вполне достаточно установить варочную панель на столешнице. Роль духовки может выполнять микроволновая печь с этой функцией. Она устанавливается над фартуком в специальной нише гарнитура. Надо помнить, что для вентиляции по периметру прибора должны быть свободные пространства около 2 сантиметров.

Для мелких бытовых приборов предусматривается специально выделенное место в одном из отделений гарнитура или в зоне системы хранения.

Отделка кухни

Пол на кухне в хрущевке отделывают прочным, влагостойким, легко чистящимся материалом. Это керамическая плитка, ламинат высокого класса прочности, линолеум. Расцветку подбирают светлую, но темнее стен. Популярны варианты с имитацией деревянной поверхности.

Стены должны быть темнее цвета потолка. Подойдут моющиеся виниловые обои, декоративная штукатурка. Рабочую зону и фартук оформляют практичной плиткой. Существуют дизайнерские идеи, когда керамикой выкладывают все стены кухни, включая полы. Это экологично и практично. Разная цветовая палитра служит условным зонированием маленького пространства. Выбираются глянцевые поверхности без вызывающего контраста, с мелкими узорами в светлых тонах.

Узкие вертикальные полосы на обоях «поднимают» потолок выше, светлые тона зрительно его увеличивают. Разный цвет, выверенный дизайнерским проектом, поможет зонированию и «оживлению» кухонного пространства. Отражению и «игре» света способствуют зеркала. Фрагменты зеркальной плитки на стене могут стать оригинальным элементом декора.

Яркие цвета: зеленый, красный, сиреневый, черно-белый, салатовый – могут «подойти» к маленькой кухне, но лучше их использовать как акцент элемента отделки. Дизайн предлагает оптимально использовать не более двух контрастных тонов.

Северная сторона предрасположена к теплым тонам, южная – позволяет использовать холодные оттенки.

Окрашенный потолок считается наиболее распространенным в дизайне кухни хрущевки. Также приветствуются плитка и натяжная конструкция. Второй вариант менее безопасный: неконтролируемый жар от плиты в маленьком пространстве может привести к печальным последствиям. Потолок всегда светлее стен, оправданы все оттенки и полутона белого цвета.

Дизайн: команда Нади Зотовой, дизайн-бюро Enjoy Home

Варианты перепланировки кухни в хрущевке

 Перепланировка, как говорилось выше, требует демонтажа стен или их фрагментов, а это делается после прохождения всех разрешительных процедур в соответствующих госслужбах. Это тема для отдельного разговора. Мы же рассмотрим возможные варианты расширения кухонного пространства в хрущевке с целью дать возможность дизайнерскому проекту раскрыться в полную силу.

  • Объединение кухни с гостиной или прихожей имеет цель получить вариант квартиры-студии. Появляются сразу три новых зоны: приготовления пищи столовой и зона отдыха.

  • Объединение кухни с балконом или лоджией позволяет увеличить кухонное пространство под столовую зону.

Рекомендации от дизайнера Дианы Балашовой

Дизайн кухни в хрущевке с барной стойкой

После перепланировки и волшебного превращения кухни в квартиру-студию (в условиях однокомнатного варианта) или кухню-студию (при двух и более комнатах) встает вопрос о зонировании полученного объединенного пространства. Барная стойка – актуальный вариант разграничить место приготовления пищи, столовую и зону отдыха. Она служит своеобразной перегородкой, дополнительным местом хранения посуды, полезной кухонной мелочи и зоной приема пищи.

Кухня-студия может быть оформлена в едином стилистическом решении и цветовой гамме. Возможен вариант дизайна, построенный на контрастах. Границей может выступить барная стойка. Она «тяготеет» как к кухне, так и к гостиной. Однако предпочтение в гармонизации стиля отдается кухонному гарнитуру. Цвет барной стойки подбирается в тон рабочей поверхности или «уходит» в контраст. Существуют примеры, отраженные на фотографиях, двухуровневых стоек, являющихся продолжением подоконника.

Непременный атрибут данной конструкции – специальные высокие барные стулья. В специализированных магазинах можно найти огромное количество предложений различного исполнения.

Стили интерьера кухни в хрущевке

 Классический стиль даже в маленьком пространстве ориентируется на качество отделочных материалов, мебели и элементов декора. Обязательны натуральное дерево и качественный текстиль, коричневые нотки в цветовой гамме и неброские естественные оттенки, художественное остекление и зеркала в элегантных рамах, люстры и позолоченная фурнитура.

Дизайн кухни хрущевки в современном стиле предполагает функциональность, аскетизм и четкость линий. Духовой шкаф и плита встраиваются в гарнитур, точечное освещение заменяет люстру и настенные светильники, сдержанное цветовое решение во всем, гармоничное сочетание металлических поверхностей кухонной техники – отличительные черты стиля.

Стиль прованс хорош пастельными тонами, натуральным текстилем, деревянным потолком, кружевными вставками. Минималистичный скандинавский стиль наиболее подходяще смотрится в хрущевках и их кухнях, как и стиль хай-тек.

Дизайн: архитектор Алирез Немати, глава Studio Bazi

Фото реализованных проектов

Жизнь в хрущевке не такое уж скучное занятие, если творчески подойти к дизайну, планировке, подбору материалов, мебели, ремонту. Тогда сразу появляется стойкое ощущение комфорта, уюта, а следом и нового смысла жизни.

Дизайн: Ирина Крашенинникова

Дизайн: Светлана Ильина

Дизайн: архитектор Ариана Ахмад и дизайнер Татьяна Карякина

На видео дизайн кухни в хрущевке (6 кв м), фото после ремонта

Дизайн интерьера кухни в «хрущевке» — советы, фото

В основном, когда в разговоре речь заходит о кухне в хрущевке, на лицах собеседников появляется выражение сочувствия. Ведь размеры в хрущевке катастрофически маленькие. Рассмотрим, какие возможно предпринять меры, чтобы увеличить пространство на кухне и правильно оформить интерьер в этом помещении.

Запомните, что захламленность – это главный враг для маленькой кухни в хрущевке. Поэтому, прежде чем приступить к дизайну интерьера, освободите помещение от ненужного хлама, накопившегося там за долгие годы.

 

Пространство маленькой кухни в хрущевке вполне можно сделать более функциональным.

По сути, эта комната является лишь местом приготовления пищи, поэтому само место для приема пищи можно организовать за пределами маленькой кухни, к примеру, в прихожей.

 

Вынесете обеденный стол, установите его в более просторной комнате, а в интерьере оставьте только рабочие поверхности и необходимую бытовую технику (холодильник, плита, микроволновка, блендер, миксер, соковыжималка и т.д.).

Чтобы сэкономить дополнительное место, можете купить холодильник горизонтальной компоновки, в этом случае вы можете превратить его верхнюю поверхность в рабочий стол.

Глядя на фото, можно взять на заметку некоторые дизайнерские приемы, делающие помещение более просторным визуально.

Интерьер хрущевских комнат представляет некоторые трудности для дизайна. Во время ремонта такой кухни следует отдавать предпочтение светло-бежевым, кремовым тонам, которые в отличие от тонов темного цвета, делают комнату легкой, светлой, просторной.

 

Дизайн маленького пространства не терпит присутствия огромных ковров, тяжелых штор, множества декоративных тарелочек.

Избавьтесь от всего этого и кухня сразу станет на 30% больше.

В маленьких кухнях хорошо смотрятся большие люстры, которые, размещаясь в центре небольшого помещения, отвлекают внимание от неудачных размеров самой комнаты.

 

Интерьер маленькой кухни в хрущевке улучшит трансформируемая мебель, к примеру, откидной стол и поворотные секции, которые можно прятать, когда отпадает необходимость в их использовании.

 

Главная проблема хрущевки – это, конечно, маленькая площадь. В хрущёвках редко кухня бывает по площади больше 6 квадратов. Но и эту проблему можно решить.

Первый способ: он же самый кардинальный – снос перегородки между кухней и гостиной. Площадь от этого не увеличится, но увеличится пространство. В объединенном пространстве кухня станет просто рабочей зоной для приготовления еды, разграничить пространство между ней и гостиной можно несколькими способами: сделать разным покрытие пола, разграничить зоны барной стойкой (кстати, если есть барная стойка, то она может выполнять функции обеденного стола) или просто поставить ширму.

Но, решаясь не перепланировку, надо понимать, что сейчас вы вынуждены жить в помещении где, возможно, придётся спать рядом с холодильником или газовой плитой. Нужна будет мощная вытяжка, а иначе все запахи от приготовления еды разнесутся по всему помещению. И, наконец, проститесь с белыми ковриками и приготовьтесь к частым косметическим ремонтам и стирке штор, так как, какая бы хорошая у вас не висела вытяжка, жир и грязь от приготовления еды, всё равно будет разноситься по всей квартире.

Ещё вариант, который тоже подходит не всем – это объединение кухни и балкона или лоджии, когда последнее утепляют. В утеплённой лоджии или балконе можно создать обеденную зону, поставив туда стол.

Ещё вариант – это перенос стены. Можно увеличить площадь кухни за счёт уменьшения площади комнаты. Но кардинально изменить пространство и рушить стены решаться не все, во-первых, на такую работу требуется разрешение – нельзя снести стену просто так; во-вторых, это довольно долгий ремонт с грудой строительного мусора и пыли и, в-третьих – он самый дорогостоящий.

Второй способ — не такой кардинальный, но тоже эффективный – визуально увеличить пространство путём хитрых дизайнерских приёмов и эргономики. Постарайтесь избавиться от всего лишнего и ненужного, чтоб не захламлять драгоценное пространство. Кухонный гарнитур выбирайте, состоящий из множества шкафчиков – будет казаться, что он больше, чем есть на самом деле. И навесные шкафы закажите высокие – до самого потолка. Используйте зеркала – они тоже обманут зрение и заставят думать, что помещение больше.

Можно задействовать подоконник, увеличив его, он может стать обеденным или рабочим столом. Ещё, как вариант, стол можно сделать встроенным в гарнитур, то есть, при необходимости его можно выдвинуть или разложить, а потом задвинуть или убрать. Холодильник тоже выбирайте узкий и высокий – он займёт меньше места.

И, наконец, цвет и свет. Отдайте предпочтение светлой цветовой гамме с несколькими яркими пятнами, а освещение должно быть максимально ярким. Хорошо, если подсвечивается весь потолок и каждая функциональная зона – этот приём тоже зрительно создаст эффект большего пространства.

Что нельзя делать при ремонте «хрущевки» Есть несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать, занимаясь ремонтом своей хрущёвки. Особенно чреваты последствиями несанкционированные перепланировки в больших домах, чтоб избежать неприятностей привлекайте специалистов для ремонта хрущёвки:

* Если вы задумали перепланировку, то ни в коем случае нельзя ломать несущие стены, переносить и убирать можно, лишь межкомнатные перегородки. Правильно будет поручить перепланировку специализированным организациям, которые сами и разрешение получат, и сломают и установят вам стены.
* Не занимайтесь самостоятельно переносом газового оборудования.
* Запрещено переносить системы отопления, водоснабжения и канализации.
* Нельзя нарушать систему вентиляции – она единая для всего стояка дома.
 
Смотрите также:
Раздел «Цвет и дизайн интерьера» 

Никсон против Хрущева — Кухонные дебаты 1959 года — Ассоциация дипломатических исследований и обучения

Это, несомненно, была одна из самых неортодоксальных — и поэтому запоминающихся — площадок для крупных политических дебатов. 24 июля года года 1959 года в Сокольниках в Москве открылась Американская национальная выставка. Советы и американцы договорились проводить выставки в странах друг друга в качестве культурного обмена для содействия взаимопониманию. Советская выставка в Нью-Йорке открылась в июне, а в следующем месяце вице-президент Ричард Никсон отправился в Москву, чтобы открыть американскую выставку и взять с собой советского премьера Никиту Хрущева на экскурсию по выставке.

Во время тура Никсон и Хрущев несколько раз обменивались мнениями через переводчиков, обсуждая относительные достоинства капитализма и коммунизма, которые теперь известны как «Кухонные дебаты». Кухонные дебаты проходили в нескольких местах на выставке, но в основном на кухне загородного модельного дома, разрезанного пополам для удобства просмотра.

Хрущев удивил Никсона, когда начал протестовать против недавней резолюции, принятой Конгрессом США, осуждающей Советский Союз за его «контроль» над «порабощенными народами» Восточной Европы. Затем он отверг новые технологии США и заявил, что через несколько лет у Советов будет все то же самое. Никсон ответил, что, по крайней мере, конкуренция была технологической, а не военной. Оба мужчины согласились с тем, что Соединенные Штаты и Советский Союз должны искать точки соприкосновения.

Хрущев заметил, что все, что он сказал в ходе их дебатов, должно быть переведено на английский язык и передано в США. Никсон согласился. Три основных телеканала транслировали кухонные дебаты в США 25 июля. Двумя днями позже дебаты транслировались по московскому телевидению, хотя и поздно вечером, и реплики Никсона были переведены лишь частично. Первоначально американская реакция была несколько неоднозначной: The New York Times назвал это «обменом, который подчеркнул пропасть между Востоком и Западом, но мало повлиял на существенный вопрос». Хрущев утверждал, что после конфронтации с Никсоном он сделал все возможное, чтобы вызвать поражение Никсона в его 1960 президентская кампания. Все дебаты можно найти здесь.

Эдвард Гурвиц работал помощником посла в СССР Ллевеллина «Томми» Томпсона с 1958 по 1960 год; он дал интервью Чарльзу Стюарту Кеннеди в начале августа 1996 года. Раймонд Л. Гартофф служил в Бюро по военно-политическим вопросам с 1961 по 1968 год. У него взял интервью Гораций Г. Торберт, начиная с июня 1989 года. Ганс Тух работал на «Голос Америки» в Москве с 1958 по 1961 год; он дал интервью Г. Льюису Шмидту 19 августа.89.

Джордж Ф. Шерман-младший был восточноевропейским корреспондентом The London Observer с 1956 по 1961 год и давал интервью Деннису Куксу, начиная с января 1995 года. Абрахам М. Сиркин работал в Информационном агентстве США (USIA) сотрудником по вопросам политики. с 1957 по 1962 год и дал интервью Чарльзу Стюарту Кеннеди, начиная с мая 1997 года. Гилберт А. Робинсон был специальным помощником заместителя министра торговли с 1955 по 1959 год. Он дал интервью Кеннеди, начиная с августа 2002 года. Гилберт М. Каллауэй работал в ЮСИА Югославии с 1972-1974, и дал интервью Кеннеди в начале апреля 1999 года.

Прочитайте сокращенную версию этого Момента на Huffington Post. Отправляйтесь сюда, чтобы увидеть еще одно памятное столкновение времен холодной войны во время Берлинского кризиса 1961 года. Узнайте о катастрофической поездке Хрущева в США в 1959 году. и сказал, что он действительно довольно мало знает о Советском Союзе, но явно заинтересован в том, чтобы научиться быстро, подготовиться к поездке и извлечь из нее максимальную пользу. Я был очень приятно впечатлен как его энергичным интересом к получению надлежащих брифингов и изучению вещей, так и его быстротой в том, чтобы видеть точки и улавливать их. Так что это был ограниченный контакт, но, тем не менее, с тех пор я занимался подготовкой, координацией, собственно, того, что Агентство [ЦРУ] могло сделать, как в своих интересах, так и в его интересах, на предварительных брифингах перед поездкой и брифингах. потом и все такое. Как я уже сказал, я был весьма впечатлен им.

В поездке, кстати, мне пришло в голову, что ему может быть интересно узнать, пока мы еще были в поездке, как его приезд освещается в советской прессе. Конечно, замотанная делегация, пока мы ходили, не успела сесть и попробовать читать ежедневник Правды или слушать советское радио или что-то в этом роде.

Так что я договорился об этом заранее и получил через посольство в резидентуру [представительство ЦРУ в посольстве], очень актуальную информацию о том, как его визит освещался в советских СМИ и так далее. Он был очень заинтересован в этом и очень ценил это. Его, конечно, особенно интересовало, как это обыгрывается в американских СМИ, но его интересовало и это.

Эдвард Гурвиц, помощник посла, Москва 1958-1960

ГУРВИТЦ: Хрущев считался хитрым, но очень неортодоксальным по советским меркам человеком. Приземленный, крестьянский тип, который был заинтересован в том, чтобы не было реальной конфронтации с Соединенными Штатами. Он был тем, с кем Томпсон мог поговорить. Он пришел в посольство. Он разговаривал со многими американскими посетителями вроде Рокфеллеров. Он уже тогда был заинтересован в поиске какой-то общей договоренности, чтобы избежать конфронтации. Это была совершенно иная атмосфера, чем та, что была при Сталине, и от того, что пришло позже при Брежневе. Это был « отопель », оттепель от того, что было раньше.

[Что касается культуры, все было более открыто.] У нас были Адлай Стивенсон, Элеонора Рузвельт, Карл Сандберг, Сароян, Бенни Гудман, Дюк Эллингтон, Гэри Купер и Эдвард Г. Робинсон. Все это было поводом для огромного проявления интереса со стороны россиян. Это было очень активное и интересное время. Пожалуй, самым влиятельным, самым ярким свидетельством этого был триумф ЮСИА и политической инициативы США, выставка США в 1959. Это был настоящий шедевр, потому что все это было ориентировано на американские потребительские товары — вещи, которые взорвали умы Советов.

«Он попросил, чтобы все телеграммы с выставки в Советский Союз были в открытом виде, чтобы Советы могли их прочитать»

Гилберт А. Робинсон, специальный помощник заместителя министра торговли, 1955-1959

РОБИНСОН: Эйзенхауэр сказал своему кабинету: «Соединенные Штаты бросаются в глаза своим отсутствием на международных торговых ярмарках. Мы хотим что-то с этим сделать. Я разговаривал с министром торговли. Он собирается создать специальный отдел. Я хочу, чтобы ЮСИА тоже работала с ними». И Государственный департамент. В основном это будет торговля, но мы также хотели рассказать нашу историю.

Итак, Коммерция, ЮСИА и Штат тесно сотрудничали. Я был прикреплен к консульству США там. Я узнал о State и об USIA, и мы все очень хорошо работали вместе, даже не мечтая, что когда-нибудь я стану заместителем директора USIA.

[В центре внимания ярмарки] было эклектично. В моей работе многое зависело от того, насколько хорошо ты умеешь управлять в этой стране и справляться с неожиданностями. Однажды я узнал, что существуют эти великолепные тракторы. Их полировали каждый день. Я думаю, что они были сделаны International Harvester. Я узнал эту историю, когда пошел на встречу в посольство в Анкаре.

Какой-то парень из AID [Агентство международного развития] рассказал мне историю. Он сказал: «Мы отправили их 10 лет назад. Тот, кто был призван сразу после войны, чтобы сделать это, чтобы помочь, знал только одно: государство сказало, что то, что вы даете Греции, должно равняться Турции. Чего они не сказали ему, так это того, что фермы, на которые мы отправляли грузы в Греции, были большими фермами, а в Турции были маленькие фермы со стенами, поэтому на этих маленьких участках земли нельзя было использовать большие тракторы. Так они и сидели.

Итак, я увидел в этом возможность для ярмарки и одолжил их для использования в качестве экспоната в США. Я одолжил кран, который был самым большим в мире в то время, когда строили плотину в Турции. Я встретил президента корпорации, и он одолжил его нам. Такие вещи.

У нас также были новые камеры Polaroid для экспонатов. Компания Polaroid, тогда еще новинка, дала нам кучу фотоаппаратов и пленки, так что я устроил сцену. Мы всегда нанимали местных в качестве гидов в форме и обучали их из колледжей, тех, кто говорил по-английски. Гид вызывал кого-нибудь из публики и фотографировал. Это стало самым большим хитом ярмарки, и это было запоздалой мыслью для нас. Мы устроили там большую выставку.

Русские были там с большим экспонатом, потому что им нужно было спуститься к Черному морю с большим количеством леса. Израильтяне были там, как и румыны. Это была Всемирная выставка в миниатюре. Мне, молодому человеку, это было очень интересно. Раньше русские пытались узнать, чем мы занимаемся, поэтому они ели и ели израильтян, а позже мы ели и ели израильтян и выясняли, о чем просили русские. Вы немного узнали об открытом интеллекте

Итак, я пришел домой. Я встречаюсь с человеком, который был бывшим помощником министра торговли, которого я знал. Он был бывшим президентом Национальной ассоциации производителей. Его звали Чад Макклеллан. Он сказал: «Помните, мы вели переговоры с Советами годом раньше?»

Я сказал: «А, да».

Он сказал: «Это провалилось. Но пока вас не было, я продолжил переговоры, и теперь мы обмениваемся выставками. Советский Союз войдет в Колизей в Нью-Йорке, а мы войдем в участок площадью 10 акров в парке Соколиники в Москве. Он сказал: «Вы, наверное, злитесь на меня, потому что вы только что вернулись, но я хочу, чтобы вы знали, что я хочу, чтобы вы были моим помощником, чтобы сделать это».

Итак, мы полгода делали выставку, собирали ее. Мы отправили туда менеджеров. Я также стал координатором выставки. У нас был персонал в Москве. Затем он и я приехали на шесть месяцев, и у нас был самый большой контингент американцев со времен большевистской революции 1917 года. Macy’s сделала мебель для модельного дома, который у нас был. У нас были топ-модели. В то утро, когда мы поставили платформу для Хрущева, Никсона и Милтона Эйзенхауэра, чтобы открыть ярмарку, цемент еще не сох.

Многие думают, что Никсон был главой делегации, но Эйзенхауэр сделал своего брата, Милтона Эйзенхауэра (на фото), главой делегации. Однажды я ехал в такси и как бы проверял, насколько население знает о выставке. Я сказал таксисту по-русски: «Сюда едет Эйзенхауэр». Он обернулся и сказал: «Па. Нет президента Эйзенхауэра. Милтон Эйзенхауэр». Он знал, что это брат, а не президент.

Когда я встретился наедине с Советами после закрытия Выставки, мы узнали, что была большая драка — это очень интересно для студентов-историков — между сталинистами и хрущевцами, потому что Хрущев пытался сделать то, что позже сделал Горбачев. открыть Советский Союз. Он хотел больше потребительских товаров. Он хотел, чтобы США пришли и советские граждане увидели это. Итак, у нас получилась потрясающая выставка. У нас было 100 русскоязычных американских студентов или аспирантов, которые были гидами.

Это была еще одна область, где было очень тесное сотрудничество. Фактически, президент распорядился, чтобы коммерция играла ведущую роль; ЮСИА и государство оказывали непосредственную поддержку; и доложили об этом Президенту. Посол [в СССР Ллевелин] «Томми» Томпсон предоставил мне там кабинет в посольстве и сказал: «Послушайте, вы делаете больше, чем посольство, с деловыми контактами, с американцами и советами. Так почему бы вам не справиться с этим и не дать нам культуру, и мы справимся с этим?» И мы сделали. Это сработало очень хорошо.

Сотрудничество между всеми элементами было замечательным, главным образом потому, что у нас был очень хороший, сильный лидер, независимый парень Чад Макклелланд, который знал, как заставить людей работать вместе. Он был единственным человеком, которого я когда-либо видел, который диктовал контракт на трех страницах с запятыми и точками с запятой, и никому никогда не приходилось его менять.

Американцы и русские очень тесно сотрудничали. На самом деле, произошли некоторые забавные вещи. Одна вещь, которую сделал Макклелланд — и Государственный департамент не мог этого понять, — он попросил, чтобы все телеграммы с выставки в Советский Союз были в открытом виде, чтобы Советы могли их прочитать. Причина, по которой он это сделал, заключалась в том, что он хотел четкого общения. Это была выставка, скрывать нечего. Он оказался отличным для нас.

Мы продолжали посылать сообщения нашему менеджеру: «Разве Советы не могут предоставить вам вилочные погрузчики и грузовики? У нас есть семь вилочных погрузчиков прямо на пристани, готовых к работе. Скажите нам: должны ли мы посадить их на корабль?» Мы могли свободно сообщать о своих потребностях. Каждый день мы делали это. Наконец, мы получаем сумку от государства. Мы открываем его и находим полароидные снимки парада вилочных погрузчиков, грузовиков и всего остального.

Русские читали наши телеграммы и не хотели смущаться. Макклеллан написал эти сообщения намеренно, чтобы мы могли принять меры. Итак, это доказало нам, что это было полезно. Мы обнаружили, что русские снабжали нас необходимыми вещами, не спрашивая их напрямую. Это было хорошее сотрудничество. Архитектор Москвы был хрущевцем и очень помог

«Хрущев заметил: «Кажется, кто-то помочился на холст». очень заметно в наших дискуссиях. Вопрос заключался в следующем: «Покажем ли мы самую современную кухню, которая есть лишь у нескольких человек, чтобы показать лучшее, на что мы способны? Или мы показываем средний класс, хорошую кухню, не со всеми последними изысками, чтобы можно было сказать, что это та кухня, которая есть во многих миллионах домов, а не просто лучшая из лучших?» Это было большой проблемой.

Причина, по которой я назвал это дальним, заключалась в том, что я чувствовал, что если мы собираемся оказать влияние на людей, на которых мы пытались повлиять, таких как население России, но, возможно, и на российское руководство, мы должны попытаться выяснить, что они знают и чего они не знают, и что у них на уме, и пытаются заполнить этот уровень, и вот почему я чувствовал, что это был очень важный прорыв, хотя он был только в Москве и не достиг всего населения.

Я думаю, что в какой-то степени это все еще верно, что вы пытаетесь связаться с лицами, формирующими общественное мнение, и политиками больше, чем вы пытаетесь достичь каждого отдельного человека. Это коснется людей в Москве, в том числе бюрократии. Я выбрал кухню чуть лучше средней, а не самую модную из всех, потому что журналистам было бы легко сказать, что это есть у очень немногих американцев.

Одним из самых серьезных моих увлечений была художественная выставка. Хрущеву было что сказать о безобразных вещах, которые он видел на нашей художественной выставке. Но до этого нам пришлось отбиваться от Дуайта Эйзенхауэра, который был всего лишь президентом Соединенных Штатов. Для художественной выставки выбрали жюри.

Искусствоведам было наплевать на политику, и одна из картин, которую они выбрали, принадлежала художнику-карикатуристу левого толка Джеку Левину, у которого генералы выглядели глупо. Кто-то, кому подобные вещи не нравились, обратил на это внимание Белого дома и спросил: «Генерал Эйзенхауэр, вы собираетесь разместить подобную картину про генералов?» (На фото Левайн Добро пожаловать домой , с 1946)

Итак, Эйзенхауэр немедленно позвонил, чтобы узнать, что, черт возьми, происходит, и это попало в газеты. Я не знаю, кто это слил, но в газеты попало, что это происходит и что Эйзенхауэр, возможно, собирался уничтожить эту выставку или, по крайней мере, подвергнуть ее цензуре и сделать несколько фотографий.

В этот момент я вмешался и сказал, что думаю, что это проблема свободы слова и информации. Мы должны показать, что у нас есть критически настроенные люди или что-то в этом роде. Я думаю, что одна из женщин, было два человека, которые собирались стать кураторами, один на три недели и один еще на три недели, и одна из них была женщиной из Нью-Йоркской галереи. Пресса сразу же процитировала ее слова: «Что, черт возьми, президент Эйзенхауэр знает об искусстве?» Она осталась.

Сначала я написал настоятельную записку одному из моих начальников, заместителю директора Эбботу Уошберну, почему мы должны оставить выставку, и он передал ее знакомому парню на его стороне улицы, которого я очень хорошо знал, потому что он был один из моих боссов в Париже по плану Маршалла, Роско Драммонд. Итак, Роско Драммонд прочитал эту записку, которую я написал, и практически превратил ее в колонку. Это помогло изменить содержание выставки.

Чтобы успокоить правых, включая президента, они согласились предоставить несколько дополнительных фотографий, я думаю, Стюарта, Вашингтона и нескольких других президентов и генералов… Но они добавили еще несколько фотографий, чтобы добавить к тому, что художники выбрал.

Опять же, я был доволен результатом этого, потому что на открытии прессы в Москве присутствовала эта женщина из Нью-Йоркской галереи, и российская пресса интересовалась всей этой шумихой, о которой они знали в американской прессе, и они попросили эту женщину , «Что случилось с дамой, которая критиковала президента?»

Она сказала: «Это я».

Ханс Тух, Посольство в Москве 1958-1961

ТУЧ: К этой истории есть сноска. Когда Никита Хрущев вернулся на выставку во второй раз — первый был с Никсоном, — его переводчик затерялся в толпе, окружившей председателя, когда он осматривал экспозицию американского искусства.

Я был одним из тех, кто его сопровождал, и меня загнали в любительский перевод. Все прошло хорошо, когда Хрущев осмотрел американскую живопись девятнадцатого и начала двадцатого века.

Когда же он наткнулся на работу Джона Марина, и я объяснил название «Море и небо», Хрущев заметил: «Похоже (извините за выражение) кто-то помочился на холст». (На фото: Морское движение Марина — Зеленое и синее)

Заикание, я перевел. Я сказал: «Председатель сказал, что ему показалось, что маленький мальчик сделал лужу на холсте».

Хрущев спросил, и ему сказали, как его комментарий был переведен на английский язык, после чего он предупредил: «Пожалуйста, правильно переведите председателя», и я сделал….

На выставке были представлены новейшие американские технологии для дома и развлечений, в том числе студия цветного телевидения RCA [первая в своем роде], наука, мода, жизнь американской семьи, потребительские товары, фотография, выставка Эдварда Стайхена «Семья человека». , и арт.

Центральным элементом был геодезический купол Бакминстера Фуллера, который содержал гигантскую семиэкранную кинопроекцию, изображающую 24-часовой период жизни типичных американцев, живущих в различных частях Соединенных Штатов. В куполе также находился новый для того времени компьютер IBM, который отвечал на тысячи вопросов об Америке, заданных советскими посетителями.

Дебаты

Джордж Ф. Шерман-младший, восточноевропейский корреспондент London Observer , 1956-61

ШЕРМАН: Я освещал знаменитые кухонные дебаты между Хрущевым и Никсоном. Обычно не вспоминают, что кухонные дебаты проходили в два этапа. Мир помнит только второй этап, когда Никсон поставил его перед Хрущевым. Но на самом деле произошло то, что это была попытка администрации Эйзенхауэра иметь какую-то основу для работы с Хрущевым. Никсон начал свой визит в американский павильон на торговой ярмарке очень дипломатично.

Первое, что они посетили, насколько я помню, была созданная ими телевизионная студия. Никсон очень дружески и по-джентльменски сказал, что это наша новейшая технология, но Хрущев не дал ему вымолвить ни слова, сказав, что у них здесь гораздо лучшее оборудование, и так было уже много лет. У Хрущева был «Кто изобрел мороженое?» такого подхода и настаивал на том, что все новое изобретено русскими.

Так или иначе, мировая пресса окружила студию, где происходил этот обмен, и было видно, как Никсону становится все более и более неловко, потому что Хрущев проявляет инициативу и берет над ним верх. Никсон мог видеть заголовки, которые вырастут из этого. Они спустились на кухню, где Никсон перешел в наступление, и это та часть, которую помнит мир.

Ну, [дискуссия] началась с оборудования, но охватила весь мир. Я имею в виду все различия между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В этом смысле он был гораздо более заслуживающим освещения в печати, поскольку касался вопросов, выявляющих реальные различия.

РОБИНЗОН: В день открытия в июле пришли Хрущев и Никсон. Накануне вечером я планировал показать их, а затем [Гарольд «Чад» Макклеллан, помощник министра торговли, генеральный директор выставки] сказал мне: «Как мы собираемся это сделать?»

Я сказал: «Я служил в армии, а в армии вас учили, что командир отделения поднимает руку, и все следуют за ним. Я подниму руку. Сейчас решим, куда поедем. Вы пойдете за мной, а Хрущев и Никсон знают, что нужно следовать за вами, потому что вы руководитель выставки».

Мы решили отвести их в первую цветную студию в мире, которую предоставила NBC. После этого мы проходили мимо стойки Pepsi Cola, девушек в ярких платьях и тому подобного. Потом мы пошли в дом моделей.

В модельных домах через них может проходить только одна линия, поэтому мы разрезаем ее пополам и кладем половинки на расстоянии 20 футов друг от друга, чтобы люди могли пойти и увидеть гостиную, кухню и все остальное. Итак, когда мы вошли в студию, там была госпожа Фурстева, одна из женщин-членов Кабинета, Президент Советского Союза, [Председатель Президиума Климент] Ворашелов и [Первый заместитель Председателя Совета Министров Анастас] Микоян а потом конечно Хрущев и Никсон. Все они стояли в цветной студии.

Хрущев был очень впечатлен и начал рассказывать о своих достижениях в строительстве этих 16-этажных жилых домов. Он произвел революцию в их жилье, чтобы люди могли убежать от своих родственников и 10 человек, живущих в маленькой квартире. Итак, затем Никсон поговорил с ним о наших индивидуальных домах. Итак, дело как бы переросло в небольшую дискуссию.

Никсон, как известно, не очень хорошо разбирался в механических вещах. Мы впервые показали ему новую записываемую аудиокассету Ampex. Он сказал: «Г-н. Премьер, пожалуйста, подойдите ко мне». Итак, вся группа пошла. Он нажал кнопку перемотки ленты «Ампекс», нажал кнопку «Стоп», нажал кнопку воспроизведения, как мы ему показывали, и вдруг все дебаты стали слышны.

Хрущев поднял голову и, как и все, открыл рот. Американцы тоже раньше не видели. Это было очень интересно. Мы пошли оттуда мимо выставки Pepsi Cola.

Небольшая врезка: Накануне вечером вице-президент Pepsi Cola Дон Кендалл сказал: «Я должен уговорить Хрущева выпить Pepsi Cola». Дон сказал: «Как я собираюсь это сделать?»

Мы немного поговорили, и я сказал: «Ну, вы попросили меня вести. Мы пройдем мимо, а я подойду поближе к выставке Pepsi. Советы очень эгалитарны, и они, вероятно, окликнут и предложат выпить». Нам помогали шесть или восемь этих русских гидов, и они были очень симпатичны. Именно это и произошло. Мы заставили его выпить пепси-колу.

Кендалл вернулся в декабре после закрытия выставки, договорившись об эксклюзивном контракте на 15 лет. Кока-колу туда не пускали 15 лет. Мне очень интересно, когда я возвращаюсь назад и вижу, что кока-кола преобладает над пепси… В России, как и в большинстве бюрократий, вы следуете примеру лидера. «Если премьер Хрущев собирался пить пепси, мы будем пить пепси».

Затем мы перешли на кухню модельного дома. Хрущев и Никсон остановились перед кухонной выставкой. Теперь они снова начали дискуссию. Все думают, что дебаты начались на кухне. На самом деле все началось в студии. Стало жарко и тяжело, но это было цивилизованно. Никсон указывал на эти вещи, а потом Хрущев рассказывал, что сделала его страна. Там были раздавлены журналисты и все остальные. Уильям Сэфайр,… знаменитый Обозреватель New York Times работал в фирме по связям с общественностью, и его заданием был модельный дом. Итак, он был на кухне и смотрел наружу, а парень из AP ничего не мог сделать, поэтому он бросил Сафиру камеру. Сафир сделал снимок.

На одной из фотографий Никсон указывает на грудь Хрущева. Эта фотография использовалась в предвыборной кампании Никсона, и многие люди считают, что эта фотография помогла ему победить. Причина в том, что в те дни, от Трумэна через Кеннеди и почти до Клинтона, преобладающим фактором, о котором вам расскажут студенты-политологи, было то, что американский народ в основном голосовал за лидера, который, по его мнению, мог лучше всего справиться с Советским Союзом. Они опасались, что у Советов есть огромное атомное оружие, и боялись первого удара.

Фотография показала, что Никсон был жестким, и фотография запечатлела момент, который повлиял на политическую историю и имел последствия, выходящие далеко за рамки непосредственного события.

КЭЛЛАВЭЙ: [Дебаты] проходили на одной из наших выставок, в которой Хрущев, по сути, сказал: «Это сборище пропаганды. У вас действительно нет таких кухонь в Соединенных Штатах». Никсон сказал: «Да, это показатель того, что у нас есть». Это как бы продолжилось оттуда о восприятии и неправильном восприятии двух стран.

Я думаю, что экспонаты, которые ходили по Советскому Союзу и в меньшей степени по странам-сателлитам коммунистов Восточной Европы, были чрезвычайно эффективны.

Советы, болгары, румыны и другие ограничивали людей, которые могли ходить на эти выставки, но через эти выставки прошли тысячи и тысячи людей. У них была возможность поговорить с молодыми американцами на их родном языке и провести с ними относительно открытый разговор, когда по большей части все, что они видели, была пропаганда, исходившая от их правительств о Соединенных Штатах и ​​отношениях с ними. между этими странами.

Думаю, многие из тех, кто поступил на дипломатическую службу, начинали свою карьеру в качестве экскурсоводов на этих выставках и чувствовали, что они чрезвычайно эффективны.

Последствия

В: Ослабили ли «кухонные дебаты» потепление отношений?

ТУЧ: Нет. Это просто стало, я бы сказал, симптомом этих отношений в том, что мы всегда были друг на друга, но таким образом, что мы могли управлять отношениями гораздо легче, чем раньше.

Все это было немедленно и очень резко остановлено 1 мая 1960 года, когда был сбит U-2 с Гэри Пауэрсом (на фото), и наши отношения снова канули в подвал. Они отменили поездку президента Эйзенхауэра в Советский Союз; Хрущев сделал несколько очень антагонистических и очень недружественных заявлений о нем и о Соединенных Штатах, и наши отношения ухудшились — то, что раньше было более нормальными отношениями, было не очень хорошим.

Однако наша деятельность по обмену продолжалась даже в этот новый период напряженности. Эта напряженность усилилась из-за агрессивных заявлений Хрущева о Берлине в то время. Однако обмены продолжались по нашему первому соглашению, и в 1960, после инцидента с Гэри Пауэрсом, после инцидента с U-2, был пересмотрен в Москве, и продлен еще на два года.

Теперь постепенно обмены продолжились, отношения снова пошли вверх, кульминацией которых стало избрание президента Кеннеди и некоторые действия Советов по отношению к новому президенту, указывающие на то, что они снова хотят улучшить отношения….

Трудно измерить с точки зрения публичной дипломатии влияние такого масштабного и дорогостоящего мероприятия. На мой взгляд, это более чем окупилось. Для сотен тысяч советских граждан, многие из которых приехали издалека, это был первый взгляд на Америку, их первый личный контакт и общение с американцами, с полусотней русскоговорящих американских гидов, в основном молодых аспирантов.

Они не только увидели кое-что из жизни в Америке, но и получили удовольствие, впервые попробовав Pepsi, сделав прическу и накрасив лица косметологами Coty, покачиваясь под музыку на показе мод, получая удовольствие. сначала посмотрите на цветной телевизор, увидев внутреннюю часть типичного американского дома на одну семью. И многие надолго запомнили этот опыт.

Во время визита в Москву пятнадцать лет спустя я встретил на улице человека, все еще носившего на лацкане эмблему Американской национальной выставки, который, когда я спросил его, сказал мне, что его посещение выставки в 1959 остался в памяти на всю жизнь, приятном воспоминании, так как это был его первый взгляд на Америку.

 

 

День, когда обычная кухня стала ареной холодной войны | Culture

Select:

  • — — —
  • España
  • América
    • México
    • Colombia
    • Chile
    • html»> Argentina
  • USA

Culture

Culture

HISTORY

Sixty-five years назад две выставки в СССР и США противопоставляли советскую военную и космическую мощь американской бытовой технике 902:59 Ричард Никсон объясняет удобства современного американского дома, в то время как Никита Хрущев и Леонид Брежнев слушают скептически; Американская национальная выставка в Москве, 24 июля 1959 года.Getty

Иногда мало просто наслаждаться победой — нужно выставлять напоказ. Исторические примеры такого хвастовства включают в себя роскошь Версальского дворца (дом французского абсолютизма) и памятник Франко «Долина павших», постоянное напоминание проигравшей стороне в гражданской войне в Испании об их поражении. Кроме того, есть массивный стол в конференц-зале, который Путин использует, чтобы навещать мировых лидеров на расстоянии, создавая иллюзию открытого диалога. Все это примеры роли архитектуры и мебели в проецировании образа власти.

Иногда сообщение более тонкое. Фотография первого секретаря Коммунистической партии СССР Никиты Хрущева с вице-президентом США Ричардом Никсоном на типичной американской кухне — одно из самых странных изображений времен холодной войны. Как скромный сборный дом среднего класса стал символом борьбы американцев и русских за технологическое и культурное господство в мире?

История начинается в сентябре 1958 года во время временного потепления в отношениях США и СССР. Две сверхдержавы договорились о проведении двух выставок летом 1959 – один в Нью-Йорке, другой в Москве. Советская выставка в Нью-Йорке была нацелена на демонстрацию выдающихся военных и научных достижений — это была демонстрация технологической мускулатуры. Российская делегация прибыла на борту внушительного авиалайнера Туполев Ту-114, самого большого в мире коммерческого самолета. Они заполнили Нью-Йоркский Колизей моделями заводов и тяжелой техники, включая первый атомный ледокол. Среди баннеров, украшенных изображениями Ленина и скульптурами советских рабочих, особое место было отведено копии Спутника-1, первого искусственного спутника Земли, который был запущен на орбиту Советским Союзом 4 октября 19 года.57.

Бакминстер Фуллер позирует рядом с геодезическим куполом с крышей из анодированного под золото алюминия, который он спроектировал для Американской национальной выставки в Москве. Архив Халтона (Getty Images)

Непревзойденная в космической гонке и с одной третью бюджета СССР на выставку (США выделили 3,5 миллиона долларов против 12 миллионов долларов Советского Союза), Американская национальная выставка в Москве была радикально другой. Его самым выдающимся экспонатом был геодезический купол с крышей из анодированного под золото алюминия, спроектированный архитектором Бакминстером Фуллером. Его купол рекламировали как «информационную машину», способную обрабатывать 5000 посетителей в час. Внутри купола Чарльз и Рэй-Бернис Имс, супружеская пара американских промышленных дизайнеров, установили сложную систему из семи экранов, которые одновременно проецировали Взгляд на США , документальный фильм, изображающий «один день из жизни Соединенных Штатов».

Американская национальная выставка включала в себя огромный стеклянный павильон, наполненный богатым ассортиментом предметов повседневного обихода и потребительских товаров, а также Circarama, круговой кинотеатр, созданный Уолтом Диснеем, который проецировал Прекрасная Америка на 360- градусный экран.

Посетители Американской национальной выставки показали посетителям, как делать покупки в американском супермаркете. PhotoQuest (Getty Images)

Демонстрации косметики и показы мод представили американских подростков, идущих по подиуму под музыку Элвиса Пресли Jailhouse Rock . В киосках, представляющих свободу печати, выставлялись книги, газеты и журналы, которые посетители могли свободно просматривать в надежде, что они будут украдены и распространены по всему Советскому Союзу. Кабриолеты, сельскохозяйственная техника, спортивный инвентарь, телевизоры и стереосистемы представляли американские потребительские товары. Были даже диспенсеры с бесплатной пепси-колой. Фотография Хрущева, пьющего пепси, позже помогла компании закрепиться в СССР. В обмен на безалкогольные напитки Pepsi Советы предложили компании флот военных кораблей.

Гарольд С. Макклеллан руководил Американской национальной выставкой и говорил, что ее главная цель — «представить Советскому Союзу реалистичный и достоверный образ Соединенных Штатов… отразить то, как американский народ живет, работает, учится». , производить, потреблять и играть… и показывать свои ценности и то, что они за люди».

Сплитник: Сборный дом на Лонг-Айленде в Москве

Когда Макклеллан отправился на поиски спонсоров выставки, он получил предложение от застройщика Лонг-Айленда, который был готов оплатить все расходы по возведению дома в стиле ранчо в Москве. . Это был простой и доступный дом, который продавался за 13 000 долларов в то время (около 125 000 долларов сегодня), пример типичного дома среднего класса, который воспроизводился до тошноты в каждом американском пригороде. Он состоял из деревянного каркаса, сборных стен и остроконечной крыши. Одноэтажный прямоугольный план этажа имел площадь 1140 квадратных футов и имел три спальни, одну ванную комнату, гостиную, столовую и кухню.

Советские посетители осматривают гостиную Сплитника. Cortesía de The Masey Archives Посетители входили в образцовый дом из внутреннего дворика, обставленного садовой мебелью. Cortesía de The Masey Archives

Несмотря на скромные размеры дома, президент застройщика был уверен в его пропагандистской ценности: «Ничего нельзя сказать о свободные рынки, которые окажут большее влияние на среднего россиянина, чем взгляд на дом среднего американца».

Ричард Никсон перерезает ленточку на официальном открытии Американской национальной выставки в Москве; 24 июля, 1959.Bettmann (Архив Bettmann)

Чтобы модель дома была доступна для посетителей, некоторые внутренние стены были удалены и заменены перилами, а широкий коридор разделил дом посередине. Это превратило дом, рассчитанный на семью из четырех человек, в выставку, через которую ежедневно проходили тысячи любопытных советских посетителей. В общей сложности 2,5 миллиона человек посетили дом за шесть недель, когда он был открыт для публики летом 1959 года. Вскоре его окрестили «Сплитником», смесью сплита (из-за центрального коридора) и спутника.

Кухонные дебаты

В современной архитектуре кухня всегда была местом для экспериментов и технологических разработок. Это также было центральной темой Американской национальной выставки и служило витриной для всех видов бытовой техники и предметов домашнего обихода. На живых демонстрациях актрисы, одетые как домохозяйки, за считанные минуты готовили полноценный ужин из замороженных и обработанных продуктов. Советы ахнули от благоговейного трепета перед «Чудо-кухней будущего», передвижной кухней-витриной, полной автоматических приборов, включая самоходный робот-пылесос и посудомоечную машину на колесах.

«Чудо-кухня будущего» была детищем производителя бытовой техники Whirlpool и Американской радиокорпорации (RCA). Bettmann (Архив Bettmann) «Чудо-кухня будущего» сочетала в себе гладкий модульный дизайн с технологиями космической эры. Беттманн (Архив Беттманна)

Кремль хорошо осознавал американскую уловку соблазнять своих граждан сценами домашнего изобилия. Несмотря на все благие намерения двух выставок, неизбежно возникала напряженность. Когда вице-президент Ричард Никсон официально открыл Американскую национальную выставку 24 июля 1959, Хрущев прямо принижал выставленные на обозрение американские достижения. «Многое из того, что вы нам показали, интересно, но не нужно», — усмехнулся он. — Они бесполезны.

Когда высокопоставленные лица прибыли в дом Сплитников, Никсон остановился перед кухней, облокотился на перила и сказал Хрущеву: «Это совсем как наши дома в Калифорнии». Это не было преувеличением — это была типичная американская кухня 1959 года. В ней была посудомоечная машина, комбинированный холодильник и морозильник, стиральная машина с сушкой, мусоропровод, водонагреватель, четырехкомфорочная плита и встроенная духовка — все электрическое. Демонстрация современных удобств, казалось, сбила с толку Хрущева, который издевался: «Разве у вас нет машины, которая кладет еду вам в рот и проталкивает ее в горло?» Никсон настаивал, говоря: «В Америке нам нравится облегчать жизнь женщинам». Хрущев возразил: «Ваше капиталистическое отношение к женщинам не встречается при коммунизме».

Хрущев пробует пепси-колу, Никсон с любопытством наблюдает за ним, а президент Верховного Совета Климент Ворошилов подозрительно смотрит на него. Беттманн (Архив Беттмана) После напряженного разговора на кухне Сплитника Хрущев и Никсон продолжают импровизированные дебаты в телестудии, которые позже транслировались по американскому и советскому телевидению. Томас О’Халлоран (Getty Images)

Это был только первый залп импровизированных дебатов между двумя лидерами, которые проходили среди бытовой техники и коробок с губками и моющими средствами. В окружении журналистов, высокопоставленных советских чиновников и переводчиков Никсон и Хрущев вступили в диалектическую перепалку, политизировавшую каждую тему разговора.

«Ваши американские дома строятся только на 20 лет, поэтому строители могут продать новые дома позже», — сказал Хрущев. «Мы строим для наших детей и внуков».

Никсон возразил: «Американские дома стоят более 20 лет, но даже в этом случае через 20 лет многие американцы хотят новый дом или новую кухню».

«Некоторые вещи никогда не устаревают — дома, например», — сказал Хрущев.

«Разнообразие, право выбора, тот факт, что у нас есть 1000 строителей, строящих 1000 разных домов, — это самое главное», — ответил Никсон. «У нас нет ни одного решения, принятого наверху одним государственным чиновником. В этом разница».

Кухонные дебаты длились 45 напряженных минут и продолжались еще 16 минут в телестудии. Широко разрекламированная драка превратила Никсона на родине в национального героя. Затаившие дыхание сообщения прессы ликовали по поводу того, какое впечатление произвел дом Сплитников на советских посетителей, привыкших к многоквартирным домам-коммуналкам, в которых часто проживала целая семья в одной комнате. Но по другую сторону железного занавеса Сплитник был отвергнут как капиталистическая мистификация. «Представлять это как типичный дом американского рабочего — все равно, что представлять Тадж-Махал как типичный дом бомбейского текстильщика или Букингемский дворец — как типичный дом британского шахтера», — заявил сын советского посла в США. Состояния после посещения дома.

Всем было ясно одно: Холодная война больше не сводилась к марионеточным правительствам и войнам в далеких землях, ядерным боеголовкам и космическим подвигам. Кухонные дебаты превратили дом — образец американского образа жизни и потребительства — в проблему международного политического значения. С помощью настоящей мягкой силы дядя Сэм нанес удар по сердцу коммунистического медведя.

Подпишитесь на наш еженедельный информационный бюллетень , чтобы получать больше новостей на английском языке от EL PAÍS USA Edition

Дополнительная информация

Признания бостонской футбольной мамы, которая была тайной российской шпионкой

Мария Р. Саукильо | Москва

Агент Соня: жена, мать и, пожалуй, лучший шпион всех времен

Хуан Карлос Галиндо | Madrid

Придерживается

Дополнительная информация

информационный бюллетень

Подпишитесь на информационный бюллетень EL PAÍS на английском языке

Самые просматриваемые

Centros

cursosonline

0005

cursosonline

Maestría en Comercio Internacional presencial en Madrid, España

cursosonline

Maestría en Marketing Digital & E-Commerce.