Содержание
Сюжетная живопись в изобразительном искусстве
Что такое сюжетно-тематическая картина и каковы ее особенности? Рассказываем о зарождении и развитии самого “человечного” жанра в искусстве.
Особенности и композиция тематической живописи
Жанровая, она же сюжетная, живопись изображает сцены повседневной жизни и окружающей действительности художника. Такое произведение, как правило, весьма реалистично, но может быть романтизировано автором.
Главная черта жанра: в такие картины заложена некая идея, сюжет. Должно быть описание действия с несколькими участниками (обычно людей, очень редко — неодушевленных предметов). Сюжетные картины маслом несут социальную значимость, ведь отображают исторические и повседневные события разных эпох.
Тема произведения может быть разной:
-
религия; -
история; -
быт; -
батальные сцены; -
активный портрет.
Таким образом, любые события из жизни человека как части человечества могут стать основой для создания тематической картины. Иногда сложно отнести произведение к одному жанру, ведь на нем, например, одновременно изображен пейзаж и некая сюжетная сцена.
Бытовой жанр — отдельный подвид направления, где авторы показывают исключительно бытовые сцены жизнедеятельности без прикрас: охоту, уборку, переодевание, сон и прочее.
Композиция играет огромную роль в жанровой живописи. На полотне должно быть гармоничное сочетание оттенков и форм, грамотное расположение людей и предметов. Только так можно в полной мере передать зрителю квинтэссенцию его идеи. Правильное построение композиции — это ключ к замыслу художника и истории, описанной на полотне.
Возникновение и развитие жанровой живописи
Зарождение направления произошло еще в древние времена. С тех пор оно прошло длинный путь через забвение и возрождение.
Древность
Сюжетная живопись зародились с того самого момента, как человек прямоходящий научился оставлять метки на стенах пещеры. Сцены охоты в наскальных рисунках первобытных людей — ни что иное, как первые попытки поделиться со зрителем неким активным сюжетом бытового характера.
В Древней Греции сцены повседневной жизни изображали на вазах. Также этот жанр был известен в изобразительном искусстве стран Востока. Первые эскизы можно встретить в картинах Китая с IV века. п. е. — в этой стране чаще изображали сценки поучительного характера, иллюстрируя определенные философские идеи.
Некоторые средневековые манускрипты украшали миниатюрами с жизненными сценами: свадьбами, религиозными историями, мифами. Индийская и персидская живопись в этом плане была крайне смелой. Яркие примеры: миниатюры для Шахнама, Искандера и китайского императора, брак сыновей Фаридуна с дочерьми Эмена.
Возрождение
Самая известная и значимая эпоха в изобразительном искусстве оказалось губительной для жанровой живописи. Это период расцвета для других направлений, но в то же время — застоя для тематических произведений, которые снова станут актуальными спустя долгие годы в период Реформации.
В эпоху Возрождения ценилось преимущественно публичное искусство. Художников нанимали знатные особы и короли, церкви и светские деятели. В итоге всё искусство было посвящено крупномасштабным презентациям: не на уровне маленьких человеческих жизней, а экзистенциальных сообщений. Достаточно вспомнить работы Микеланджело или Тициана.
Реформация
В 1517 году Европу всколыхнула Реформация – восстание протестантских стран (Голландии, Германии и Фландрии) против Римской Церкви. Как результат, религиозные заказы утратили былую значимость в этом регионе. Крупномасштабные церковные работы отошли на второй план и художники потеряли своих главных заказчиков. Взамен они обрели новых “покровителей” и смогли написать немало картин для представителей нового класса процветающих торговцев.
Торговцы стали символом зарождения капитализма. Они были заинтересованы в хороших условиях для жизни и хотели обустроить свой дом так же, как раньше делали только короли. Гигантские фрески, разумеется, мало кто мог себе позволить. Зато мелкомасштабные картины с тематическими сценами — пожалуйста! Заодно произошел скачок в развитии портретной и пейзажной живописи.
Голландский реализм
Вы наверняка слышали такое понятие, как “голландский натюрморт”. Степень проработки деталей и реализм таких картин просто поражает! Голландские мастера справлялись с жанровой живописью не хуже — именно они вознесли направление в самостоятельную форму искусства.
Голландский реализм XVII века был основан на творчестве 5 главных школ:
-
Утрехтская, возглавляемая Хендриком Тербрюггеном. -
Гарлемская с Адрианом Брауэром. -
Лейденская, в состав которой входил знамениты Жерар Доу. -
Дельфтская, возглавляемая Яном Вермеером. -
Школа Дордрехта, в состав которой входил Николас Мас.
Импрессионизм
Жанровая живопись обрела вторую жизнь в период расцвета импрессионизма и постимпрессионизма. Клод Моне, Писсарро, Сислей и большинство других представителей течения сосредоточились на отображении будней французов. Яркие примеры: Фредерик Базиль, “Студия Базиля” и Мэри Кассат, “Молодая женщина шьет в саду”.
Самые известные представители сюжетной живописи
Благодаря жанровому искусству эти художники стали зеркалом своей эпохи.
Поль Сезанн
Живописные эксперименты французского художника не позволяют вписывать его творчество в рамки лишь одного художественного направления. Но большинство его картин, таких как “Игроки в карты”, являются ярким примером того самого тематического жанра. Поль Сезанн — мастер периода импрессионизма, переживший расцвет бытового искусства в Париже.
Илья Репин
Картину “Не ждали” часто приводят в пример жанрового искусства. Здесь мы видим конкретную ситуацию: ссыльный (вероятно, революционер) вернулся домой и ошеломил семью своим внезапным появлением.
В целом, художник считается одним из главных представителей жанрового искусства в России 19 века. Также можно вспомнить произведения Репина “Бурлаки на Волге” и “В деревенской избе”.
Питер Брейгель
Питер Брейгель Старший – художник из Голландии, донесший до нашего времени через свои картины кусочек Средневековья. Именно здесь ему довелось прожить короткую, но наполненную творчеством жизнь.
“Битва поста и Масленицы” — одна из самых ярких и известных работ мастера. Содержание картины кажется хаотичным, но на самом деле тут изображена сцена уличных проделок во время карнавала (последнего дня перед наступлением Великого Поста).
Уильям Хогарт
В Англии этот художник занимался ничем иным, как транслировал комедию и социальную критику через курьезные полотна. Его картины рассказывают истории о разных людях, часто с задействованием текстовых комментариев. Это своего рода сатирические “комиксы” того времени!
Современная жанровая живопись
В начале XX века мастера различных школ неустанно создавали тематические сцены. Яркие примеры:
-
Вильгельм Хаммершой, “Интерьер с девушкой в Клавир”; -
Уильям Орпен, “Королевское кафе в Лондоне”; -
Андерс Цорн, “Девушки из Даларны, принимающие ванну”. -
Эрнст Людвиг Киршнер, “Берлинская уличная сцена”.
XX век был уникальным “бумом” абсолютно во всех сферах человеческой жизни. Не удивительно, что со временем появились разнообразные художественные стили, по-своему иллюстрирующие жизненные сюжеты (для примера изучите работы Л. С. Лоури и Пьера Боннара).
Вторая половина XX века и начало XXI века стали эпохой становления стилистической абстракции. К сожалению, это привело к упадку жанрового искусства. Эдвард Хоппер с его “Ночными ястребами” или, например, шотландский художник Джек Веттриано — редкие исключения. Сюжетные картины современных художников не так востребованы, но мы верим, что жанр снова пройдет через свое перерождение.
Как вписать жанровую живопись в актуальный интерьер
Историческая ценность жанрового искусства идет наравне с их эстетикой. Если вы задумались о том, чтобы приобрести сюжетные картины для интерьера, смело листайте онлайн-каталог Print4you. Это не просто безликие абстракции, а целые истории! Представьте, что они могут стать частью вашего дома.
Картины известных художников в широком ассортименте представлены в галерее нашего интернет-магазина. Все изображения в высоком разрешении и доступны для профессиональной печати на холсте. Мы с радостью поможем выбрать произведения, подходящие именно для вашего интерьера.
определение, техники и жанры изобразительного искусства
Когда мастера старого света писали свои картины, то у них даже мысли не было о том, к какому стилю их произведения отнесут исследователи-искусствоведы. А вот авторы нового времени, особенно творцы, которые работали в конце XIX, начале XX веков, очень переживали из-за классификации своих произведений. Более того, они и сами создавали новые направления. Поэтому ниже рассмотрим основные стили, на которые следует разделить все произведения:
Абстракционизм
Абстракционизм (лат. abstractus — беспредметность) — стиль в искусстве 20 века, в котором вместо изображения реальности используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация.
Авангардизм
Авангард (фр. avant-garde — передовой отряд), — обобщающее название течений в мировом искусстве, возникших на рубеже XIX и ХХ столетий. Картины, написанные в стиле авангарда, не признавали общественные ценности и отражали радикальные перемены в общепризнанной живописи.
Академизм
Академизм (от французского academisme) — направление и стиль в европейской живописи XVII-XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой древнего античного мира и Возрождения, библейскими сюжетами, мифологическими преданиями.
Барокко
Барокко (от итал. barocco, — вычурный) — условное обобщающее название произведений живописи разных стран эпохи XVII—XVIII веков. Это один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Художественному стилю барокко свойственны динамика, напряжённость, контрастность форм и красок, аффектация, экспрессивность, обострённая чувственность, стремление к величию создаваемых образов, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию различных родов, видов и жанров искусства в грандиозных монументах, городских и дворцово-парковых ансамблях.
Гиперреализм
Гиперреализм (от лат. realis — вещественный) — это направление и стиль, ассоциировавшйся первоначально с творчеством европейских фото-реалистов 1970-х годов, а затем осмысленное более широко как течения в разных видах современного искусства: живописи, скульптуре и кинематографии конца XX — начала XXI века.
Жанровый
Жанровый стиль (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров и уличных сцен.
Импрессионизм
Импрессионизм (от фр. impressionnisme — впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, стиль, зародившийся во Франции и затем распространившийся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей импрессиониста действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; если шире, то запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического стиля.
Кубизм
Кубизм (от фр. cubisme) — модернистское направление, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе стиля кубизма лежит стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.
Минимализм
Минимализм в изобразительном искусстве зародился в Нью-Йорке, когда как новые, так и более старые художники перешли к геометрической абстракции. В живописи таковыми являлись Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Аль-Хельда, Эллсворт Келли, Роберт Райман и многие другие. Для стиля минимал-арта характерны очищенные от всякого символизма и метафоричности геометрические формы, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. Минимализм стремится передать упрощённую суть и форму предметов, отсекая вторичные образы и оболочки. Преобладает символика цвета, пятна и линий.
Модерн
Модерн (от фр. modern — новый) — это художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты — декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
Ориентализм
В изобразительном искусстве ориентализм связан с обращением к историческим событиям, литературным сюжетам, жизни и быту народов Ближнего и Среднего Востока, а также с использованием отдельных стилистических приёмов восточного творчества. Библейские сюжеты изображаются в восточных декорациях с достоверной передачей костюмов, пейзажей, этнических типов (гравюры Гюстава Доре, картины Гюстава Моро, В. Д. Поленова и других). Особый интерес вызывали такие явления восточной жизни, как бани и гаремы, где мнимая этнография становилась предлогом для проявления эротики, также рынки, образы бедуинов и янычар, непривычные для европейского глаза мотивы.
Поп-АРТ
Поп-АРТ (от англ. popular art — популярное) — стиль в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Прерафаэлитизм
Прерафаэлитизм (англ. Pre-Raphaelitism) — стиль в английской живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 50-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.
Примитивизм
Примитивизм — стиль, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. По мнению некоторых искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов. Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Екатерина Медведева
Реализм
Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально четко, реалистично и правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.
Ренессанс
Ренессанс (от фр. Renaissance — возрождаться) — даже не стиль, а одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный этап для истории Европы между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры. Иначе его принято называть «Возрождение», отличительной чертой которого выступают светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм и возросший интерес к античности. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства, и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.
Романтизм
Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века — первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально стиль сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.
Рококо
Стиль Рококо – это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет места жестоким реалиям, религиозным мотивам со святыми или прославлению силы и героизма. Искусствоведы величают рококо самым легкомысленным и даже вульгарным из всех существовавших когда-либо стилей. Характерным элементом стиля, давшим ему название, является рокайль – морская раковина. Это своеобразная форма завитка, напоминающего морскую раковину. Рококо ввел в моду различные безделушки, которые также украшались узорами и орнаментами, характерными для этого стиля. Тяготение к светлым тонам заметно и в живописи, и в декорировании стен, безделушек, обивке тканей на мебели. «Скальному» стилю присущи пастельные, светлые оттенки, белые, золотистые голубые сиреневые цвета.
Символизм
Символизм (фр. symbolisme — знак, примета) — течение в изобразительном искусстве, возникло в живописи Франции 1870—1880-х годов, но получило наибольшее распространение в период модерна на рубеже XIX—ХХ веков. Обособление символизма в качестве течения и стиля связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).
Соцреализм
Социалистический реализм (Соцреализм) – направление изобразительного искусства, изображающее идеалы, а также подвиги социалистического общества. Стиль художественного соцреализма был широко распространён в СССР и других социалистических странах. Ныне соцреалистические полотна становятся популярны как «художественно-историческая диковинка» у коллекционеров, проживающих в западных странах. Кроме изобразительного искусства, термин «соцреализм» применим также и к советской литературе.
Суперматизм
В 1910-х годах Казимир Малевич основывает супрематизм в живописи – подвид абстракционизма, основанный на манере геометризма и четкости отображения фигур и объектов. Художники передавали реальность при помощи геометрических фигур ярких оттенков. В основе стиля были треугольники, круги, квадраты, прямые линии, которое сочетали в различные комбинации.
Сюрреализм
Отличительной особенностью стиля сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное. Сюрреалисты вдохновились идеей революции собственного сознания. И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого. Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.
Фигуративизм
Фигуративизм — это один из стилей фигуративного искусства, где основным объектом изображения выступают фигуры людей или животных. Объектами для творчества могут быть самые разные одушевленные и неодушевленные предметы: люди, дома, животные, автомобили, растения. Но для реализации своих идей автор вправе использовать все доступные средства: широкую цветовую палитру, причудливые и оригинальные формы предметов и их пропорции, сочетание контрастов, роль света и тени, перспективу и объем.
Фовизм
Фовизм (от фр. Fauvisme — дикий) — это направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало) закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года. Необычные картины оставляли у зрителя ощущение энергии, яркие эмоции любви и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. К отличительным чертам стиля фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — стиль и одно из течений авангардного искусства. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Наибольшее развитие получил в начале XX века. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность. В своих картинах экспрессионисты пытаются выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионисты начала XX века особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога.
Жанры живописи: Классификация картин
Знаменитые исторические картины
Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319)
Строганов
Мадонна с младенцем (1300)
Дерево, темпера, золото, Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Алтарь Маэста
(1308-1311)
Дерево, темпера, золото, Музей Сиенского собора.
Джотто (1267-1337)
Скровеньи
Фрески капеллы (c.1303-10)
Фрески, Капелла дельи Скровеньи, Падуя.
— Предательство
Христос (Поцелуй Иуды) (1305)
— Плач
Христа (1305)
Робер Кампен (c.1378-1444)
Зайлерн
Триптих (1410)
Масло/сусальное золото на панели, Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мероде
(ок. 1425)
Масло на панели, Клойстерс, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Братья Лимбург (эт. 1390-1416)
Трес
Riches Heures du Duc de Berry (1413)
Гуашь на пергаменте, Musee Conde, Chantilly.
Ян Ван Эйк (1390-1441)
Гент
Алтарь (1425-32)
Дерево, масло, Собор Святого Бавона, Гент.
Паоло Уччелло (1397-1475)
Битва
Сан-Романо (1438-55) (ИСТОРИЧЕСКИЙ)
Панель, темпера, Национальная галерея Лондона; Уффици Флоренция; Лувр Париж.
Томмазо Мазаччо (1401-28)
Бранкаччи
Фрески капеллы (1424-8)
Фрески, Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Святая Троица
(1428)
Фреска, Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Пьеро Делла Франческа (1415-92)
Бичевание
Христа (1450-60)
Панель, темпера, Национальная галерея делле Марке, Урбино.
Андреа Мантенья (1431-1506)
Плач
над Мертвым Христом (c.1470-80)
Панель, темпера, Пинакотека Брера, Милан.
Ганс Мемлинг (c.1433-94)
Последний
Суд Триптих (1471)
Масло на доске, Народный музей, Гданьск.
Триптих Донна
(1480)
Масло на доске, Национальная галерея, Лондон.
Хьюго Ван Дер Гоес (1440-1482)
Портинари
Алтарь (1479)
Дерево, масло, Галерея Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Ла
Primavera (1483) (АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ живопись)
Панно из тополя, темпера, Уффици, Флоренция.
Рождение Венеры
(1486) (АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ картина)
Холст, темпера, Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Девственный
Скал (1483-5)
Масло на доске, Лувр, Париж.
Тайная вечеря (149598) (Il Cenacolo или L’Ultima Cena)
Смешанная техника/масло и темпера, Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Матиас Грюневальд (ок. 1475-1528)
Изенхаймский алтарь (ок. 1515 г.)
Деревянная панель, масло, Музей Унтерлинден, Кольмар.
Микеланджело (1475-1564)
Генезис
Фреска (1508-12)
Фреска, Потолок Сикстинской капеллы, Рим.
Создание
Адам (1511-12)
Фреска, Сикстинская капелла, Рим.
Страшный суд
Фреска (1536-41)
Фреска, Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим.
Рафаэль (1483-1520)
Школа
Афин (Scuola di Atene) (1509-11) (ИСТОРИЧЕСКАЯ)
Фреска, Станца делла Сеньятура, Ватикан.
Сикстинская Мадонна
(1513-14)
Холст, масло, Gemaldegalerie Alte Meister, Дрезден.
Преображение
(1518-20)
Масло на панели, Апостольская пинакотека, Ватикан.
Тициан (1488-1576)
Успение
Богородицы (1516-18)
Масло/панно, Святая Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Нидерландский
Proverbs (1559)
Дубовая панель, масло, Gemaldegalerie, SMPK, Берлин.
Резня
Невинных (c.1565-7)
Масло/панно, Художественно-исторический музей, Вена.
Караваджо (1571-1610)
Ужин
в Эммаусе (1601-2)
Холст, масло, темпера, Национальная галерея, Лондон.
Рембрандт ван Рейн (1606-69)
Аристотель
Созерцая бюст Гомера (1653) (МИФОЛОГИЧЕСКИЙ)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вирсавия
Держа письмо царя Давида (1654)
Лувр, Париж.
Заговор Клавдия Цивилиса (1661) (ИСТОРИЧЕСКИЙ)
Национальный музей, Стокгольм.
Самоубийство
Лукреция (около 1666 г. )
Институт искусств Миннеаполиса.
Жак-Луи Давид (1748-1825)
Клятва Горация (1785)
Лувр, Париж.
Смерть Марата
(1793)
Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
ПРИМЕЧАНИЕ. См. также: Best
Исторические художники (1400-настоящее время).
ЖАНР ИСКУССТВА ИНТЕРЬЕРА | Художественная галерея Хосе
Внутренние настенные росписи — это разновидность живописи, предназначенной для украшения дома. Для достижения этой цели художники работали с самых ранних времен человеческой истории. С давних времен люди украшали свои жилища с помощью наскальных рисунков, фресок и других видов монументального искусства, таких как мозаика, панно и витражи. Ковры и гобелены также можно использовать в качестве декора стен.
Гобелен – это односторонний безворсовый ковер, предназначенный для украшения стены. Гобелены могут быть ручной и машинной работы, украшенные орнаментом или изображением. Такие произведения искусства впервые были созданы в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне. В старину гобелены демонстрировали богатство и роскошь.
К декору стен также относятся декоративные панно. Различные материалы, такие как краска, камень или дерево, использовались для украшения стен, потолков и дверей различными изображениями или скульптурными элементами. Конечно, картины также использовались для украшения дома.
Картина – это самостоятельное произведение искусства, тематика которого не имеет никакого отношения к декору дома.
Джузеппе Бонито, Концертино.
Джузеппе Бонито, Портрет Карла VIII Неаполитанца. 1745.
Однако некоторые картины могут стать прекрасным элементом декора стен гостиной, например. Единственное условие – они не должны дисгармонировать с интерьером, созданным дизайнером.
Картины использовались как элемент декора примерно с 14 века в Европе. Ими украшали резиденции и жилища королей и богатых людей.
Настенное искусство на самом деле является самой популярной формой живописи, которая приносит пользу художникам. Однако она уступает картинам, предназначенным для выставок, галерей и биеннале, где они должны удивлять или даже шокировать искушенных ценителей искусства.
В чем особенность этого жанра? Картины на холсте должны быть понятны обывателям, вызывать приятные ассоциации и не раздражать. Искушенные эстеты, конечно, возмущаются этими критериями и упрекают мастеров настенной живописи в потакании непритязательным вкусам людей. Однако это их обязанность. В конце концов, художники должны есть и поэтому продают свои настенные росписи в качестве домашнего декора.
Кстати, когда-то старые художники, ныне признанные и знаменитые, продавали свои работы за тарелку супа в кабаках, где их картины украшали стены. Например, Нико Пиросмани.
Нико Пиросмани, Татарин-фруктовод, 1910 г.
Нико Пиросмани, Натюрморт, 1900-е гг.
Давайте вспомним имена некоторых выдающихся художников по интерьеру.
Джузеппе Бонито — итальянский художник восемнадцатого века, который профессионально эволюционировал от стиля барокко к рококо. В начале своей карьеры он выполнял заказы религиозных общин. Позже он выполнял заказы королевского двора в Неаполе как портретист и художник интерьеров. Он также был мастером фресковой живописи. Бонито стал первым директором Неаполитанской академии художеств и главой королевской мануфактуры гобеленов. Весь Неаполь знал, что этот мастер делает лучшие настенные росписи на продажу.
С конца девятнадцатого века Нико Пиросмани рисовал декоративные панно и вывески для таверн и магазинов. Художница часто рисовала на пыльной одежде самодельными красками.
Темой его произведений в основном были праздничные застолья.
Густав Климт, художник Модерна, украшал венские церкви, дворцы, театры, университеты, а также писал портреты на заказ. Сейчас картины этого художника можно купить только на аукционах по очень высокой цене.
Помимо оригинальных картин на холсте, теперь вы можете купить репродукции картин известных художников благодаря современным технологиям печати.
Густав Климт, Девственницы. 1912-1913 гг.