Итальянский ренессанс интерьер: Итальянский интерьер XV века / Ранний Ренессанс в Италии / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Итальянский интерьер XV века / Ранний Ренессанс в Италии / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Интерьеры сооружений XV века в жилых зданиях сохранились в отдельных редких случаях. Внутренняя структура
жилых и дворцовых сооружений эпохи Возрождения отличалась четкостью и простотой расположения помещений. В
Италии XV века парадные и жилые комнаты имели прямоугольную в плане форму и располагались цепочкой вдоль
основных фасадов. Этот же прием перешел и в следующее столетие. Помещения в нижних этажах и в больших залах
перекрывались чаще сомкнутыми монастырскими сводами, иногда с распалубками. Своды использовались и в некоторых
парадных помещениях вышележащих этажей, где они в период высокого Возрождения иногда покрывались росписями.

В ранний период в дворцовых и жилых зданиях во вторых и третьих этажах, как правило, делались деревянные
подшивные потолки, выявлявшие форму балок или обрабатывавшиеся мотивом кессонов. В парадных помещениях
общественных зданий потолки иногда имели обработку из гипса с включением орнамента (палаццо Веккио во
Флоренции).

Стены чаще всего имели внизу высокую — обычно дубовую филенчатую панель, выше по оштукатуренной
поверхности производилась окраска, в парадных помещениях — фресковые росписи, в отдельных случаях
сюжетно-тематические или орнаментальные с использованием растительных мотивов. Распространены были и
тканые ковры-шпалеры, которые навешивали на стены. Они содержали сюжетные композиции с орнаментальным
обрамлением, включавшим подчас отлично нарисованные эмблематические и геральдические мотивы.

В обработку верхней части стен нередко вводился характерный для раннего итальянского Возрождения мотив
аркады на колонках или антаблемент с лепным фризом.

Обращалось особое внимание на обрамление дверей, которые оформлялись в парадных комнатах наличниками
и завершались лучковыми или треугольными фронтончиками. В ранний период, в XV веке, последние делались
повышенных очертаний, они окаймлялись криволинейной тягой, в тимпане помещалась рельефная композиция
или очень типичный для этого времени мотив раковины. По углам фронтончика и в верхней его точке
вводились акротерии в виде пальметт. Характерным элементом комнат и зал был камин с «шатровым»
увенчанием.

В жилых комнатах, в частности спальных помещениях, акцент иногда переносился на драпировки, мебель
при этом отступала на второй план. Этот тип убранства преобладал в княжеских апартаментах на
протяжении всего XV века. Например, известно, что в 1460—1470-х годах в Пьемонте Иоланта Французская
спала в комнате, обтянутой сине-зеленым бархатом, усеянным золотыми лилиями. Изображения драпировок
часто встречаются на миниатюрах, воспроизводящих интерьеры той поры.

Из числа дошедших до нас интерьеров XV века, в которых частично сохранилась меблировка той эпохи,
следует назвать зал дельи Анжели в палаццо Дукале в Урбино и ряд помещений во флорентийском
палаццо Даванцатти, в том числе столовую, спальню и другие.

Достаточно ясное представление о характере внутренних отделок раннего периода можно получить,
знакомясь с архитектурными стаффажами произведений живописи. Иллюстрацией может служить, в
частности, картина Витторио Карпаччо «Сон св. Урсулы», находящаяся в Венецианской Академии.

Итальянская мебель первой половины XV века еще сохраняла связь с готической, позже эта связь
исчезает. По сравнению со средневековьем мебель становится более разнообразной по типам. В
основном она расставлялась вдоль стен. Выделялся лишь центрально поставленный стол и в
спальных помещениях кровать, которая ставилась, как правило, перпендикулярно стене (впрочем,
иногда она помещалась в нише стены). Едва ли не главным элементом мебельного убранства были
сундуки — кассоны (как в готическое время). Значение их повышалось вследствие того, что во
вновь создаваемом семейном жилище в этих сундуках содержалось приданое невесты. Форма такого
сундука чрезвычайно проста: это призматический глухой деревянный ящик с плинтом, без ножек или
с очень низкими ножками. Его стенки обрабатывались неглубоким скульптурным рельефом,
внутренняя же поверхность крышки подчас покрывалась живописью. Во второй половине века
разработка поверхностей сундука приобретает черты архитектурной ордерности — плинт
превращается в ступенчатый цоколь, появляются пилястры или кронштейны, завершающая
горизонтальная тяга трактуется как антаблемент. Иногда стенки приобретают изогнутые очертания,
а крышка становится рельефной и более сложной по форме. Ножки превращаются в львиные лапы.
Профили вырабатываются на основе античных обломов. Вообще профилировка во всех мебельных
изделиях приобретает особое значение и черты совершенства. Рельефы покрываются позолотой.
Появляется живопись, изображающая куртуазные сцены и виды городов. В конце XV века вместо
резьбы вводится интарсия. Наряду с кассонами создаются пристенные скамьи с высокой, украшенной
пилястрами спинкой. Фактически эти скамьи представляют собой в основе те же сундуки — под
сиденьем у них находилось место для вещей. Характерны складные стулья со спинкой (курульные
кресла). Среди столов особенно распространен был тип с двумя массивными опорами, соединенными
перекладиной.

В конце XIV века формируется окончательно тип двухъярусного шкафа с двойными филенчатыми
дверцами. В его «фасадной» обработке использовались обычно пилястры и кронштейны. Такой шкаф
возник из системы сундука-кассона. По существу он состоит из двух больших ларей,
поставленных друг на друга.

Существенную роль в убранстве интерьера играла кровать. — без балдахина, с четырьмя
высокими резными угловыми столбиками или без них, но с двумя спинками, в изголовье и в
«ногах». Часто встречается и другой тип кровати — с легким балдахином, поддерживаемым
четырьмя тонкими резными стойками и задергивающимися занавесками. И в случае с балдахином,
и без него в основании кровати всегда почти делался широкий цоколь, использовавшийся и как
прикроватная скамья. Основной материал, из которого изготовлялась мебель,— темный орех.
Типичную для XV века мебель можно увидеть в интерьерах названного палаццо Даванцатти. Полы
покрывались плитками с геометрическим повторяющимся орнаментальным рисунком, подчас они
имели простую шахматную разбивку.

Мелкие предметы убранства — бытовые и декоративные — в интерьерах немногочисленны. В
основном это были светильники, подсвечники — обычно медные или фаянсовые (майоликовые)
вазы, в которых высаживались растения, помещавшиеся на окнах. Декоративные тарелки и
блюда часто выставлялись на полках.

В стенах делались архитектурно обработанные ниши для рельефных или объемных
скульптурных изображений богоматери и святых. Эти ниши часто имели закрывающиеся
створки.

Орнамент на рубеже готики и Возрождения решительно меняется. Готические мотивы
встречаются все реже, а затем и совсем исчезают. XV век — время все более
возрастающего увлечения античным орнаментом. Церковные кафедры, капеллы, плафоны зал
и комнат, мебель — все покрывается мелкомасштабным, точно выработанным в рисунке и в
своих формах орнаментом. Художники как бы соревнуются между собой в знании различных
орнаментальных мотивов и в умении их разнообразно применять.
Наряду с ранее используемым мотивом виноградной лозы применяются ионики, бусы,
меандр, киматий, плетенка, чешуя, ложки, лента, акантовый лист. Особое значение
приобретает акант, широко используется также мотив раковины. В орнамент часто
вплетаются изображения человеческих фигур, фантастических животных, птиц, плодов и
цветов.
Наиболее сложные и свободные орнаментальные сплетения наблюдаются в декоративных
тканях XV века.
Эти орнаментальные мотивы применялись и на фасадах зданий. Композиции, составленные
из них, покрывали обычно в виде цепочек поверхности пилястр и ордерных лопаток.

Читайте также:

  • Архитектура Возрождения
  • Возрождение в Италии
  • Ранний Ренессанс в Италии
  • Церковь Сан-Лоренцо, Флоренция
  • Капелла Пацци, Флоренция
  • Палаццо Медичи-Рикарди, Флоренция
  • Палаццо Ручелаи, Флоренция
  • Архитектура периода Раннего Возрождения в Северной
    Италии





Итальянский ренессанс

Для всей мебели Ренессанса типично использование готовых античных архитектурных шаблонов: фризов, профилированных карнизов, арок, колонн с базами и капителями и балясин

Перейти
в галерею

Дата публикации:

14. 01.2005

Материалы подготовила:

Юлия Сахарова

Журнал:

N9 (87) 2004

Обстановка раннеренессансного жилища была скудной, но зато каждый предмет выглядел гордо и значительно

На первом месте была огромная кровать с высоким изголовьем, укрытая балдахином или занавесками и снабженная приступкой, без которой попасть внутрь было затруднительно. Второе место занимал традиционный итальянский сундук-кассоне для хранения и перевозки вещей, который со временем эволюционировал в посудный шкаф-поставец с двумя-четырьмя дверцами. Итальянцы придумали и другие полезные шкафы: кабинеты и секретеры. За их дверцами или откидными крышками скрывалось несколько рядов богато инкрустированных ящиков. Самыми распространенными были прямоугольные столы с толстой столешницей на двух (флорентийский тип) или четырех (болонский) массивных устоях, стилизованные под античные. Другой вариант — одноопорный стол со столешницей круглой, шести- или восьмиугольной.

Сидели на стульях нескольких типов. У древнеримской знати «одолжили» складное «курульное» кресло со скрещенными ножками. Знаменитый «стул Строцци» состоял из доски-сиденья, высокой спинки и трех точеных наклонных ножек. Простой четырехногий стул со временем превратился в кресло с подлокотниками, мягкими спинкой и сиденьем, обтянутыми кожей, иногда украшенными бахромой.

Для всей мебели Ренессанса типично использование готовых античных архитектурных шаблонов: фризов, профилированных карнизов, арок, колонн с базами и капителями и балясин. Чуть ли не каждый шкаф претендовал на право именоваться маленьким палаццо. В качестве резных деталей применялись медальоны, кронштейны, розетки, маски, львиные лапы, бараньи головы, дельфины и щедрый растительный орнамент. Для мебели эпохи Возрождения вообще характерна декоративная избыточность.

В XIV веке мебель обычно украшали яркая роспись и позолота. В следующем столетии доминирует архитектурная тема. Часто используются мозаика и различные техники инкрустации, в том числе перламутром и черепахой. В XVI веке на первое место выходит вычурная резьба по дереву. Очень популярны инкрустации, изображающие перспективные архитектурные виды. Успехи муранских мастеров позволили сделать первые буфеты со стеклянными дверцами. А изобретение станка для производства фанеры открыло технику интарсии — плоскостного деревянного орнамента.

Нынче частные интерьеры в духе Ренессанса встречаются редко. Впрочем, один предмет мебели и пара аксессуаров впишутся в любой интерьер и будут выглядеть очень артистично.

Вернуться в «Библиотеку стилей»

Реклама на SALON.ru

Эти статьи могут вам понравиться:

Из старой сталинки — в современный интерьер с элементами mid-century: квартира холостяка

Дизайнер Анастасия Буханцова из студии Geometrium оформила квартиру, расположенную в доме 1952 года постройки. В современном по духу интерьере нашли отражение и история здания, и увлечения молодого владельца.

#Интерьер #Квартиры #Контемпорари #Москва

Летний текстиль и обои: 8 предметов для теплого настроения в интерьере

Первые дни лета встречаем атмосферной подборкой текстиля и обоев в интерьер!

#Где купить

Московская вилла: квартира с тремя этажами, лифтом и дровяным камином в центре столицы

Дизайнеры Анна Сахарова и Светлана Глазкова создали интерьер трёхуровневой квартиры в духе спокойной, интеллигентной классики.

#Интерьер #Квартиры #Современная классика #Москва

Как исторический особняк: впечатляющий интерьер загородного дома

Архитекторы бюро Art-studio Palmette воплотили в жизнь идею хозяйки дома создать впечатляющее пространство на стыке классических культурных традиций, современности и любви к искусству.

#Интерьер #Дома #Эклектика #Москва

«Типовой» ренессансный кабинет, радушно распахнувший дверки, на наш современный взгляд, выглядит забавно, но тем более запоминается: похож на существо о двух ногах и двух руках, не хватает только вазы в качестве «головы».

Верх кабинета оформлен в виде крыши палаццо, отчего сходство шкафа с дворцом усиливается. Вместе с его явной антропоморфностью возникает почти сюрреалистический эффект. Не такой ли кабинет вдохновил Сальвадора Дали, когда он писал свою «Венеру с ящиками»?

Центральная часть — уменьшенная копия портала с колоннами, характерная «архитектурная» деталь кабинета как предмета мебели.

Богатая инкрустация сделана на внутренней стороне дверок. Для Ренессанса существенно было задаваться вопросом: что там у него внутри?

Несколько рядов богато украшенных ящиков — обязательный атрибут кабинета эпохи Возрождения

Антикварный кабинет, украшенный вышивкой. Галерея De Jonckheere, Брюссель

У ренессансного кресла высокая спинка и характерные перекладины в виде балясин

Стол с опорами в виде химер, 1580 год

Антикварный кабинет эпохи Ренессанса, Италия; подстолье- более позднего времени

Копия старинного гобелена, производится Craye, салон «Гобелен Клуб»

Кровать в китайском стиле, 1580 год

Такая ваза идеально подходит для белой лилии. Именно так ее написал Веронезе, выдающийся художник итальянского Возрождения. Точная копия изготовлена Venini, оригинал- на картине Веронезе «Благовещение»

Эпоха Ренессанса черпает вдохновение в античности. Бронзовый Аполлон- это точная копия римской античной скульптуры (сделана в 1490-е годы).

Мебель Раннего Ренессанса обнаруживает тесную связь со своими предшественниками- лавками и сундуками. Однако почти через столетие шкафы становятся похожими на пышно разукрашенные палаццо на львиных лапах (внизу). Декор меняется- основательность остается

«Венера, вытирающая ногу», бронза, около 1600 года

Шкаф украшен фризами и орнаментом в античном стиле. Флоренция, 1472 год

Получайте самые популярные статьи на почту.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.

Email:

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.

Что такое итальянский ренессанс в дизайне интерьера?

Итальянская мебель эпохи Возрождения, популярная в период с 1400 по 1600 годы, представляет собой стиль дизайна интерьера, который подчеркивает роскошь и богатство. Для него характерны богато украшенная резьба, инкрустации и маркетри на стульях, столах, сундуках и других предметах мебели.

Стулья обычно изготавливаются с плоскими полозьями для устойчивости и имеют прямую конструкцию. Прочные носилки обычно используются для дополнительной жесткости. Столы большие и прямоугольной формы, украшены красивой резьбой и часто имеют носилки у основания. Качественные материалы, такие как орех, обычно используются для изготовления этих предметов мебели, в результате чего получаются красивые, неподвластные времени произведения искусства. Итальянская мебель эпохи Возрождения с ее замысловатым дизайном и роскошным внешним видом — настоящая классика, неподвластная времени. Такие предметы обязательно добавят красоты и ценности любому дому. Итак, если вы ищете вневременной вид в своем интерьере, итальянская мебель эпохи Возрождения — идеальный выбор!

Дизайн интерьера в стиле итальянского Возрождения также включает в себя такие детали, как декоративная лепнина и детальный дизайн потолка. Сложные детали и дизайн эпохи итальянского Возрождения привносят нотку роскоши в любой дом. Арки, колонны и мрамор также часто используются в дизайне интерьера, чтобы создать по-настоящему элегантный вид. Светильники с замысловатыми деталями подчеркивают красоту этого стиля, добавляя нотку величия.

Как эпоха Возрождения повлияла на дизайн интерьеров?

Эпоха Ренессанса была временем большого творчества и новаторства, что нашло отражение в прекрасной итальянской мебели эпохи Возрождения. В этот период процветали мастерство и артистизм, в результате чего появились замысловатые узоры, которыми восхищаются до сих пор.

Каковы характеристики дизайна интерьера эпохи Возрождения?

Стиль итальянского Ренессанса в интерьере характеризуется:

  • замысловатыми деталями,
  • роскошный вид,
  • и качественные материалы.

Стулья обычно имеют прямые ножки и плоские полозья для устойчивости. Столы обычно имеют прямоугольную форму и украшены богатой резьбой. Качественные материалы, такие как орех, используются для изготовления этих вечных предметов мебели, в результате чего получаются красивые, уникальные произведения искусства. Декоративные молдинги, детальный дизайн потолка и осветительные приборы также используются для завершения внешнего вида.

Что такое дизайн интерьера в итальянском стиле?

Дизайн интерьера в итальянском стиле вдохновлен прекрасной мебелью эпохи итальянского Возрождения, отличающейся роскошью и богатством. Стулья и столы украшены сложной резьбой и маркетри, а для их изготовления используются качественные материалы, такие как орех. Декоративные молдинги, детализированные потолочные конструкции и осветительные приборы с продуманными деталями дополняют внешний вид. Благодаря своей вневременной красоте, дизайн интерьера в итальянском стиле обязательно добавит красоту и ценность любому дому.

Ссылки по теме

Архитектура эпохи Возрождения
Архитектура эпохи Возрождения — безграничная история искусства
Объяснение архитектуры эпохи Возрождения (15–17 века) — Gentleman’s Gazette
Архитектура эпохи Возрождения

Похожие видео

Архитектура эпохи Возрождения в Италии | Эссе | Метрополитен-музей

Итальянские архитекторы эпохи Возрождения основывали свои теории и практики на классических римских примерах. Ренессансное возрождение классического Рима было так же важно в архитектуре, как и в литературе. Паломничество в Рим для изучения древних зданий и руин, особенно Колизея и Пантеона, считалось необходимым для обучения архитектора. Классические ордера и архитектурные элементы, такие как колонны, пилястры, фронтоны, антаблементы, арки и купола, составляют словарь зданий эпохи Возрождения. Сочинения Витрувия также повлияли на ренессансное определение красоты в архитектуре. Как и в классическом мире, архитектура эпохи Возрождения характеризуется гармоничной формой, математическими пропорциями и единицей измерения, основанной на человеческом масштабе.

В эпоху Возрождения архитекторы, получившие образование гуманистов, помогли повысить статус своей профессии от квалифицированного рабочего до художника. Они надеялись создать структуры, которые будут апеллировать как к эмоциям, так и к разуму. Тремя ключевыми фигурами в архитектуре эпохи Возрождения были Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти и Андреа Палладио.

Брунеллески
Филиппо Брунеллески (1377–1446) считается первым архитектором эпохи Возрождения. Получив образование ювелира в своем родном городе Флоренции, Брунеллески вскоре обратил свои интересы к архитектуре, отправившись в Рим для изучения древних зданий. Среди его величайших достижений — проектирование купола Флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре, также известного как Дуомо). Он также был первым со времен античности, кто последовательно и надлежащим образом использовал классические дорический, ионический и коринфский ордера.

Хотя конструкции Брунеллески могут показаться простыми, в их основе лежит система пропорций. Брунеллески часто начинал с единицы измерения, повторение которой по всему зданию создавало ощущение гармонии, как, например, в Оспедале дельи Инноченти (Флоренция, 1419 г.). Это здание основано на модульном кубе, который определяет высоту и расстояние между колоннами, а также глубину каждого отсека.

Альберти
Леон Баттиста Альберти (1404–1472) работал архитектором с 1450-х годов, главным образом во Флоренции, Римини и Мантуе. Будучи образованным гуманистом и истинным человеком эпохи Возрождения, Альберти был таким же опытным архитектором, как и гуманистом, музыкантом и теоретиком искусства. Многие трактаты Альберти по искусству включают Делла Питтура (по живописи), De Sculptura (по скульптуре) и De re Aedificatoria (по архитектуре). Первый трактат, Делла Питтура , был фундаментальным справочником для художников, объясняющим принципы линейной перспективы, которые, возможно, были впервые разработаны Брунеллески. Альберти разделял почтение Брунеллески к римской архитектуре и был вдохновлен примером Витрувия, единственного римского теоретика архитектуры, чьи труды сохранились.

Альберти стремился воссоздать славу древних времен через архитектуру. Его фасады Темпио Малатестиано (Римини, 1450 г.) и церкви Санта-Мария-Новелла (Флоренция, 1470 г.) основаны на фасадах римских храмов. Его глубокое понимание принципов классической архитектуры также видно в церкви Сант-Андреа (Мантуя, 1470 г.). Колонны здесь не используются декоративно, но сохраняют свою классическую функцию несущих опор. Для Альберти архитектура была не просто средством строительства зданий; это был способ создать смысл.

Палладио
Андреа Палладио (1508–1580) был главным архитектором Венецианской республики, написавшим влиятельный трактат I quattro libri dell’architettura («Четыре книги по архитектуре», 1570; 41.100.126.19). Из-за нового спроса на виллы в шестнадцатом веке Палладио специализировался на внутренней архитектуре, хотя он также спроектировал две красивые и впечатляющие церкви в Венеции: Сан-Джорджо-Маджоре (1565 г.) и Иль-Реденторе (1576 г.). Виллы Палладио часто планируются централизованно, опираясь на римские модели загородных вилл. Вилла Эмо (Тревизо, 1559 г.)) была рабочим поместьем, а вилла Ротонда (Виченца, 1566–69) — аристократическим убежищем. Оба плана основаны на классических идеалах симметрии, аксиальности и ясности. Простота палладианских рисунков позволила легко воспроизвести их в сельской Англии, а затем и на южных плантациях американских колоний.


Цитата

Отдел европейской живописи. «Архитектура в Италии эпохи Возрождения». В г. Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/itar/hd_itar.htm (октябрь 2002 г.)

Дополнительное чтение

Гейденрайх, Людвиг Х. Архитектура в Италии, 1400–1500 гг. . Изд. ред. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1996.

.

Хопкинс, Эндрю. Итальянская архитектура: от Микеланджело до Борромини . Лондон: Темза и Гудзон, 2002.

.

Лотц, Вольфганг. Архитектура в Италии, 1500–1600 гг. . Изд. ред. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.

.

Дополнительные очерки Департамента европейской живописи
  • Отдел европейской живописи. «Повторное открытие классической античности». (октябрь 2002 г.)

  • Отдел европейской живописи.