Интерьеры в стиле русском: Интерьер в русском стиле. ТОП 12 элементов для любого дома. ⋆ Дом Корлеоне

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия



К 21 веку ценность работ наших предков становится для современников не такой весомой, какой была прежде, а ведь сохранение культуры — это способ передачи культурной информации, как способ выживания и развития. Культура и отличается от мира живой природы тем, что ее наследие не закладывается в гены, а «вкладывается» в человека в процессе воспитания. Под культурным наследием понимается сумма культурных ценностей, выработанных на предыдущих этапах исторического развития. Значительное место в культурном наследии России занимает народное искусство, которое формирует понимание красоты, чувства гармонии цветовых отношений, своеобразия орнаментики, знакомит с простейшими композиционными приёмами: единство, модульность, симметрия, ритм, нюанс, пропорциональность, равновесие, тождество, подобие, контраст и т. д. [2, 41].

Одним из примеров нашей великой культуры является традиционный русский стиль в интерьере, вобравший в себя все лучшее, что было создано народом и который необходимо возродить или хотя бы познакомиться с ним молодому поколению, ведь немногим известны весомые отличия между обликом дворянского поместья и простой избы. Некоторые россияне, решившие возродить традиции в собственном доме, не имеют самого поверхностного представления об интерьере в русском стиле. Результат может превратиться в нелепый музей предметов крестьянского быта. Происходит это потому, что уж очень редко интерьер в русском стиле используется. Однако, при очевидной актуальности проблемы, еще не сосредоточено должного внимания на ней.

Цель данной работы — знакомство с традиционным русским стилем в интерьере, а её задачи: рассмотреть виды русского интерьера, их особенности, раскрыть положительные стороны русского стиля, влияющие на человека, привлечь к знакомству с традиционными ценностями, обращению к истокам.

Резные орнаменты, ручная роспись, мебель, вышивка и многое другое — все это создавалось с трепетом и теплотой рук наших предков, чтобы облагородить дом, вложить особую энергетику в свое творение. Так почему же некоторые люди забывают то, что веками хранили? Почему не сохраняют частичку истории для потомков, как это сделало прошлое поколение для них? Все же приятно осознавать, что стилевые истоки возвращаются в современную жизнь и все больше набирают популярность благодаря своей простоте и в то же время благородности, экологичности, естественности, фактурности, лаконичности, красоте. Начинают все больше цениться вещи, созданные вручную талантливыми мастерами.

Как и любое другое направление, русский стиль в интерьере имеет свои характерные особенности:

Экологичность. Стилистика русского интерьера тяготеет к природе, поэтому используются натуральные материалы. Пластик или ПВХ, как правило, мало или совсем не используются, поэтому можно смело говорить об экологичности интерьера. Особое место отводится камню, натуральному текстилю, разным породам дерева, распространенным в России. Ольха, береза, дуб, сосна, клен — выбор велик. Дерево используется не только для отделки полов, но и стен, потолка, мебели, аксессуаров. Фактура стремится к своему натуральному виду. Поэтому дерево практически не окрашивается, только лакируется. Что касается тканей, идее дизайна соответствуют натуральные ткани, такие, как лен, хлопок, ситец, сатин. Материал может иметь красный, белый или черный фон, на котором нанесен флористический орнамент. Чаще всего, он представляет цветы или бутоны. Также используют ткани пастельного тона с яркой ручной вышивкой. Покрывала, накидки на мягкую мебель и даже пледы могут быть выполнены в лоскутной технике пэчворк. Металлические поверхности тоже выступают в своем натуральном виде. Из металлов больше всего в русском стиле используются жесть, латунь, а для основательных предметов интерьера часто применяется чугун.

Русский стиль в интерьере отличается обилием красок. Сложно сказать, какие цвета не используются для оформления интерьера. Разве что, нынешние неоновые и флуоресцентные варианты окажутся неподходящими. Остальная цветовая гамма, которая имеет природное происхождение, вполне уместна. Золотой, черный и красный, зеленый, красный и голубой, синий и белый, янтарный, оранжевый и черный — это всего лишь часть сочетаний, которые встречаются в интерьерах русского стиля. В каждом уголке необъятной России были свои излюбленные цветовые сочетания и краски. Сегодня они сливаются в целую палитру, из которой каждый человек может выбрать вариант на свой вкус.

Один из важных элементов русского интерьера является печь. Прекрасно будет смотреться стилизованный под знаменитую печь и камин, биокамин. Раму можно сделать из каменной или кирпичной кладки. Очень необычно и красиво будет выглядеть оформление под настоящую русскую беленую печь, украшенную яркими красками или выразительными изразцами. Изразцами также может быть инкрустирована и мебель, например, обеденный или журнальный стол, буфет или комод. Современная керамическая плитка миниатюрного формата достойно может исполнить роль старинных изразцов.

Русский стиль имеет черты и народного, и исторического интерьера, поэтому, чтобы мебель или какое-либо изделие приобрело историческую достоверность, несло на себе отпечаток времени, его поверхность можно состарить с помощью патины, с помощью салфеток, оклеив ими основу еще до этапа размещения на ней картинок и покрытия кракелюром. Рекомендуется искусственно состаривать предметы обихода: посуду, мебель и осветительные приборы.

Очень важное значение в создании русского интерьера имеют декор и аксессуары в стиле русских традиционных промыслов. Интерьер могут украсить палехские шкатулки и гжельский фарфор, жостовские подносы и хохломская деревянная посуда, тульские самовары и дымковская игрушка, каменные статуэтки из-за Уральских гор из малахита и других поделочных камней, семеновские матрешки и лукутинские ларцы, кружева и оренбургские узоры. Список огромен, и из него обязательно найдется то, что будет радовать глаз и создаст уют в доме. И совсем необязательно заполнять ими все свободное пространство, ведь перегруженность интерьера не свойственна русскому стилю.

Неправильно считать, что русский стиль нельзя сочетать с современной техникой. Это, скорее, образ собирательный, и не имеет четких границ и рекомендаций, разве что совсем будет неуместным, если внести в интерьер ультрасовременные элементы мебели. Такой дизайн хоть и не имеет единой концепции, но имеет несколько направлений, которые базируются на традициях русской культуры в разные временные периоды.

Стиль «а-ля рус» — этот стиль известен во всем мире, который представляет собой образ сувенирной России, вобрав в себя все самое лучшее и примечательное, чем славилась наша Русь. Изобилие матрешек, печь, пузатый самовар, шкуры, балалайки, расшитые полотенца и скатерти, микс разных направлений декоративной росписи и многое другое. Интерьер в таком стиле игривый, иногда может напомнить музей или сувенирную лавку, но, тем не менее, он достаточно уютный. Это чисто этнический стиль. Такой интерьер чаще всего можно встретить в дорогих гостиницах для иностранных туристов, а вот в собственных загородных домах, квартирах и дачах — это редкость. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, чтобы все материалы для отделки вызывали ассоциации с природой, поэтому лишним считается все, что искусственно. Стены и потолок в оформлении интерьера в стилистике «а-ля рус» лишены строгости, в их отделке главенствующую роль играет дерево коричневых, золотистых, красных, белых оттенков. Стены можно сделать бревенчатыми, а потолок снабдить грубо оструганными балками и подпорками. Также можно использовать резные элементы, декоративную роспись, изразцы, но, чаще всего, они используются на кухне. Деревянными и иногда фарфоровыми также должна быть расписная посуда, утварь, аксессуары, а главным украшением интерьера станет русский самовар. Следует отметить, что количество резных и орнаментальных элементов в русском кантри не слишком велико. Стилю свойственны лаконичность, простота и надежность. Текстиль для данного стиля имеет довольно сдержанный дизайн, он используется в качестве обивки для мягкой мебели, оригинальных ковриков-половиков, скромных коротких занавесей, скатертей, салфеток, накидок. Светлый фон, на котором вышиты традиционные растительные узоры, роспись под гжель и хохлому. А первое русское кружево плелось из золотых и серебряных ниточек, украшалось мелким жемчугом. Сегодня его прекрасной заменой может стать современное вологодское кружево, которое продолжает традиции Руси. Нельзя забывать и о таком украшении интерьера, как картины русских художников или постеры в стиле народных картинок, которые раньше можно было приобрести на русских ярмарках. В основном, на них были изображены фантастические существа, оформленные необычными растительными орнаментами. Но ни в коем случае нельзя превращать свой дом в жилище Плюшкина, ведь не должно быть лишнего, не имеющего практическую ценность.

Следующий, весьма распространенный и известный дизайн интерьера в русском стиле — это «русская изба» [4]. Комната, дача или загородный дом, выполненные в этом стиле не должны выглядеть богато. Это деревенский и «экостиль» одновременно, рассчитанный на человека, имеющего средний достаток. Главная особенность этого стиля — сохранение традиций, созданных веками, которые так высоко ценятся некоторыми религиозными семьями. Редко используются яркие мотивы в интерьере «русской избы», ведь в первую очередь он отвечает за высокую функциональность пространства и вещей. Лишнего здесь нет, и попросту не может быть. Основное требование — использование природных материалов. Конечно же, в первую очередь, это дерево, которое заполняет практически все помещение, поэтому придется потрудиться. Исторически подходящий вариант — бревенчатые срубы, но при отсутствии возможностей использования дерева при отделке стен, можно применить побелку, фактурную штукатурку, обычную покраску или воспользоваться отделкой досками с эффект состаренности. В избушке нет места для пластиковых окон, подвесных потолков, искусственного напольного покрытия и дорогих обоях на стенах. Необходимо отдать предпочтение деревянным оконным рамам, желательно с распашными ставнями, простому дощатому полу, потолку, дополненному массивными резными балками из дерева. Центральным местом в русской избе является горница — самое просторное светлое место для приема гостей, а иногда и для сна. Здесь обязательно должен быть красный передний уголок (при желании — с иконами), массивный грубый деревянный стол посредине комнаты и скамьи из сосны и дуба, вмонтированные в стену, на которых, при желании, можно было спать. Вторым по важности местом избы всегда была огромная печь или вытяжка трапециевидной формы, вокруг которой крутилась жизнь всех членов семьи. Она служила для приготовления пищи, обогрева помещения, отдыха, на ней люди лечились, беседовали, занимались рукоделием. На сегодняшний день печки стали популярными, поэтому найти подходящую и установить ее у себя дома не составит особого труда. Печь в интерьере может служить просто как исторический символ или же также выполнять свои функции как это было первоначально. Идеально в деревенскую обстановку впишутся шкафы с открытыми полками, изготовленные из состаренной древесины, бочонки, шкатулки, обереги, чугунки и глиняные миски, вышитые картины, толстые свечки, плетеные корзинки и, конечно же, массивный деревянный сундук для хранения вещей дополнит убранство просторной спальни. А поможет создать законченный образ столовой текстиль с традиционными орнаментами и узорами, яркие полотенца, кружевные скатерти, одеяла, сшитые из лоскутков, домотканые половики, подушки, перины. Все, что не вписывается в понятие традиционной избы, желательно задекорировать. Нелепо будет смотреться бытовая техника или предметы из пластика. Такой интерьер не предполагает перестановок, обладает особым шармом и позволяет окунуться в историческое прошлое.

Нужно заметить, что у многих людей интерьер дома в русском стиле ассоциируется именно с русской избой. Но нельзя позабыть о том, что на Руси жили не только люди бедные или среднего достатка, но и купцы, зажиточные помещики, бояре и цари. Их жилища отличались эстетикой, привлекательностью, насыщенностью красками. Такой дизайн называется «терем», подходящий для частных просторных домов из дерева. Как и в предыдущих направлениях русского стиля в интерьере неизменным остается в качестве основного материала — дерево, практически всегда покрытое интересными орнаментами. Стены могут быть оформлены деревянными панелями, или же обоями, могут быть каменными и побеленными, или же оформленными текстилем и обивкой. Если высота потолка позволяет, его можно сделать шатровым, а окна — стрельчатыми с металлическими переплетами и резными ставнями. Под потолком будет красоваться крупная люстра из хрусталя. На полу должны лежать идеально оструганные доски, наборной художественный паркет или современный ламинат, натертый воском до идеального блеска. Также возможно использование мозаичной плитки. Дверные проемы представляют собой арки, но та как русский интерьер редко бывает открытым, то необходимо заказать соответствующие двери. Для визуального разделения пространства используются резные деревянные или каменные колонны. Не обходится такой интерьер и без изразцовой печи, которую можно заменить на декоративный камин, если не позволяет размер помещения. Грубые лавки уступают место мягким диванам и креслам, обитым яркой парчой, кожей или велюром, украшенных орнаментом, вышивкой жемчугом или бисером. Простым тканям и лоскутным одеялам нет места в «тереме». Именно аксессуары по-настоящему внесут в интерьер оригинальность: витражи, вышивка, лампы с изысканными абажурами, богатые сундуки, шикарные ковры, ширмы, старинные часы на стене, элементы восточных культур, привносящие «заморскую» нотку. Мещанскую роскошь дополнят картины с русскими пейзажами или охотничьими мотивами, коллекции ружей на стене или медвежьи шкуры, ведь охота раньше была у людей с достатком одним из любимых занятий. Такое стилистическое решение позволяет сочетать простоту, функциональность и народный шик.

Интерьер, оформленный в русском стиле представляет собой уют, гармонию и оригинальность. И это не просто попытка обратить свой взор к истории, это еще и дань уважения традиций и наследия наших предков, желание стать ближе к естественности и чистоте природы. Чтобы подчеркнуть свои исторические корни, совсем необязательно привязываться к определенному историческому периоду, превращать свой дом в сказочный терем или бедную избушку с грубыми неудобными лавками, ведь русский стиль способен органично соединить в себе старину и современность, дабы повысить функциональность, внести в оформление и обстановку максимальный комфорт. В наших силах возродить вновь богатство национально-исторического своеобразия, благодаря которому и происходит дальнейшее духовное развитие общества.

Литература:

  1. История интерьера и мебели: учеб. Пособие для студ. вузов / под ред. А. А. Барташевича — Ростовн /Д: Феникс, 2004. — 400с.: ил.
  2. Зимина, Е. К. Сохранение традиций Нижегородской глухой домовой резьбы как дизайноёмкого источника творческих поисков / Е. К. Зимина, В. А. Кичигина // Международное научное периодическое издание по итогам международной науч.-практич. конф. Стерлитамак: РИЦ АМИ — 2016. — С.39–42.
  3. Современный русский стиль: возвращение к истокам [Электронный ресурс] / Мода и интерьер Режим доступа: http://www.avtoocean.ru/russkij-stil-v-interere-vozvrashhenie-k-istokam/ (Дата обращения: 04.11.2016 г.).
  4. Русский стиль в дизайне интерьера [Электронный ресурс] / Стили интерьера — Режим доступа: https://styldoma.ru/interer/stili/russkij-stil-v-dizajne-interera (Дата обращения: 04.11.2016 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): русский стиль, интерьер, русский интерьер, стен, стиль, декоративная роспись, мягкая мебель, натуральный вид, русская изба, традиционный русский стиль.

Русский стиль в интерьере дома или квартиры, правила оформления

Содержание

  • 1 Характеристики интерьера в русском стиле
    • 1.1 Отделочные материалы
    • 1.2 Декор интерьера в русском стиле
    • 1. 3 Цвет
    • 1.4 Мебель
  • 2 Элементы «русской избы»
  • 3 Чем отличается «терем»
  • 4 Объединяющий русский стиль в интерьере «а-ля рюс»

И сами русские, и иностранцы не перестают интересоваться и восхищаться русской стариной. Поэтому последнее время русский стиль в интерьере квартир и домов в России встречается все чаще. Люди предпочитают обыкновенное и естественное жилье, наполненное малым количеством мебели с техникой, но с русскими старинными предметами.

Тем, кто выбирает русский стиль, стоит учитывать, что он делится на три направления:

  1. Русская изба;
  2. Терем с элементами дворянства;
  3. Собирательный «а-ля рюс».

Характеристики интерьера в русском стиле

В городской квартире сложно воссоздать русский стиль в интерьере, поэтому здесь применяют отдельные стилизованные элементы. Этот стиль уместнее выбрать для деревянного рубленого дома. И в квартире, и в доме недостаточно выставить чугуны, лапти и ухваты.

Главное в русском стиле: использование только натуральных материалов, декорирование старинными предметами, которые сделаны вручную, и правильно подобранное цветовое оформление.

Отделочные материалы

Русский стиль в интерьере привлекает натуральностью, близостью к природе. Здесь используется естественный цвет и запах дерева или привычная краска, частичное покрытие и отделка натуральным камнем. Материал обрабатывается с сохранением фактурности.

Главный предмет избы – русская печь, на которой лечились и спали, внутри томили супы, каши и парились овощи. В квартире русскую печь имитирует камин или кухонная плита.

Натуральные брёвна допустимо заменить деревянными панелями или оштукатурить стены и покрасить белой краской под извёстку.

Двери, как и пол, также деревянные и тяжёлые. В помещении нет места пластику и поливинилхлориду, поэтому оконные рамы тоже из дерева. Ещё окна русской избы украшали резными наличниками и закрывали ставнями – резными или из доски.

Декор интерьера в русском стиле

К аксессуарам мастеров-ремесленников относят:

  • кухонную деревянную и глиняную утварь;
  • вышитые льняные скатерти и полотенца, шторы на двери и окна из ситца или хлопка;
  • лоскутные одеяла, пирамиды подушек и тканые половики;
  • берестяные и плетёные короба, корзины, туески.

Главное, чтобы предметы гармонировали друг с другом, не превращая дом в музей.

Цвет

Как и в стиле гжель, направление определяет цветовое оформление. В «княжеском тереме» и для «а-ля рюс» используется сочный и насыщенный цвет.

«Русскую избу» оформляют в красно-белой гамме. Применимы спокойный тёплый жёлтый, бежевый, коричневый и серый оттенки. По желанию добавляют приглушённого зелёного или синего цвета.

Мебель

В идеале русский стиль в интерьере жилых помещений «принимает» только деревянные и добротные, желательно резные предметы мебели. Важно, чтобы сохранилась красота текстуры натурального дерева. Поэтому поверхности не красят, не лакируют и не усложняют деталями. Можно использовать искусственно состаренную мебель.

Русский стиль в интерьере жилья немыслим без широких лавок, сундуков вместо шкафов, деревянных или кованых высоких кроватей. В кухню ставят крепкий деревянный стол, табуреты или примитивные стулья из дерева.

Элементы «русской избы»

В приоритете в русской избе то, что действительно необходимо для жизни, природное и понятное, а украшения – вторичны.

Предметы мебели – громоздкие и нужные: сундуки, лавки вместо диванов, полки из досок по стенам. Сундук – главный предмет мебели: это и хранилище для утвари и одежды, и место для сна. Поэтому и украшены они с любовью, с применением кованых элементов, резьбы, каменных изразцов.

Непременные атрибуты избы – красный угол для икон и беленая русская печь. Место красного угла – передний свободный угол справа, здесь вешают вышитое полотенце, украшают колосьями пшеницы или искусственными цветами, вешают лампадку.

Бытовые приборы стоит спрятать в специальных шкафах, наподобие старинного буфета. На стол или лавку поставить самовар с трубой, повесить связку бубликов (по желанию), расставить корзинки и туески. Полки украсит глиняная и деревянная посуда, глиняные поделки.

К месту придутся деревянные предметы: ручная прялка, маслобойка. Если в доме грудной ребёнок, к потолку подвешивают люльку, а рыбаки украшают стены самодельными сетями.

Чем отличается «терем»

Разновидность русского стиля «терем» или «усадьба» отличается обилием ярко-красного и золотого колоритного декора, присутствием лёгкого налёта роскоши и достатка. Так оформлялись древнерусские княжеские дома: в комнатах богатое убранство, по деревянной отделке и стенам – цветные орнаменты.

Стены печи украшаются изразцами и керамической плиткой, по которой идут диковинные узоры. Посуда, иногда и мебель, расписная, а текстиль – с вышивками, кружевом и парчой. Текстилем отделывают стены.

На стены, на иностранный манер, вешают картины, а среди мебели встречаются предметы английского или французского стиля. Это абажуры на лампах, хрустальная люстра, витражные перегородки и шторы на гардинах.

В русской усадьбе перемешаны европейские пышные стили: рококо, модерн, византийский и другие направления. Поэтому здесь допустимы кожаные диваны, обои на стенах и лепнина на потолке. Пол выкладывают паркетом или выстилают линолеумом под дерево, а сверху кладут ковры.

В шкаф-горку или в буфет ставят столовый и чайный сервиз. На стол – фарфоровую вазу с букетом цветов, полки украшают стальными подсвечниками.

Объединяющий русский стиль в интерьере «а-ля рюс»

Это направление с чертами и «русской избы», и «терема». Здесь отражается русский характер и элементы, которые ассоциируются с Русью, почему и назвали так этот вид стиля.

В «а-ля рюс» выделяются:

  • игривость и амбициозность;
  • яркость резных деревянных элементов;
  • матрёшки и балалайки;
  • хохломская и гжельская роспись,
  • дымковские и богородские игрушки;
  • палехские шкатулки и жостовские подносы.

Отделка здесь только деревом одного цвета, но возможен и кирпич, и побелка, и другие натуральные материалы. Предметы мебели неяркие, без пластиковых элементов. На стол ставят чайные блюдца цветочных мотивов.

Аксессуары и текстиль для интерьера в русском стиле «а-ля рюс» взяты и из направления «усадьба», и из «избы». Отличие – бисер в украшениях. Орнамент используется как самостоятельный элемент или только на аксессуарах.

Направление «а-ля рюс» настолько популярно, что используется даже за границей. Ещё это русский вариант пёстрого китча, собирательный и разноплановый вид.

Оформляя квартиру в русском стиле, стоит выбрать то направление, которое ближе по духу. Одним нравится лаконичность и понятность, которая создаётся в «русской избе», другим – плюс к этому лёгкая роскошь «терема». Третьи выбирают и то, и другое вместе.

История дизайна: Интерьеры постсоветской Москвы в 1990-е годы

Данный материал продолжает серию, начатую статьей История дизайна: Интерьеры постсоветской Москвы в 1989-1991 гг. С воздухом свободы после развала СССР мы наконец-то узнали о рынке недвижимости, квартиры покупали, продавали и делали достойный ремонт. Вошло в обиход слово «ремонт», представление о том, что их квартиры отремонтированы для эмигрантов. Затем, в 1990-х годах, появились первые частные архитектурные бюро и первые заказчики, не только русские, но и образованные, интересующиеся дизайном люди.

Студия Боровой

Фото из архива Т. Эль-Бакри. На фото: хозяин квартиры Михаил и фотограф Шебеко А.

О, это страшный и чудесный 1991 год, когда стремительно разрушается старое и стремительно наступает новое! Капитализм порвался со словами «приватизация», «рынок», «доллар». Стало возможным (и разрешено!) покупать и продавать все, в том числе и квартиры. Оплата принимается в долларах США.

Открыты новые магазины: продуктов питания, одежды и конечно же мебели. Первыми на мебельный рынок пришли скандинавы. На улице Димитрова (ныне Park Inn) открылся салон скандинавской мебели. Неискушенная публика вошла в него, как в музей.

Студия Боровой

Мебель: Giorgetti

Моя подруга Наталья закончила художественную школу в 1991 году, и именно тогда МОСХ перестал помогать выпускникам с трудоустройством. Она говорит, что в газете было объявление о наборе в магазин «Мебель-Эксклюзив» на Большой Грузинской. То, что она там увидела, не шло ни в какое сравнение со спецэффектами кинематографа.

Это была сказка, сон и сон в одном пространстве. Вещи ведущих итальянских дизайнеров, знакомых только по литературе, уже выставлены на продажу. Цена каждого предмета была сопоставима со стоимостью московских квартир. Покупали эту мебель эмигрантам и «новым русским».

Фото: Mesto.ru

Капитализм принес очередную инновацию возможность сдавать квартиру иностранцам. Привлеченные высокими зарплатами и быстрой карьерой, в Россию хлынули экспаты. Согласно воспоминаниям Тери Линдеберг, которыми он поделился с Harvard Business Review, «жизнь эмигрантов в России в 1990-е годы были очень увлекательными! Наше сообщество было очень молодым, веселым и быстро росло. Тогда все шутили, что компании вынуждены платить высокие зарплаты только потому, что мы работаем в России, хотя на самом деле нам было легко и интересно».

Юлия Галаска

На фото: Юлия Головской Проекты на Малой Бронной и Бюро Д Сесион на Пречистенке (фото ниже), созданные в 2000 году. Но свою «безопасную» репутацию эти районы обрели в 1990-х -ы из-за многочисленных эмигрантов, которые снимали его ровно

Д-сезон (Дизижн)

В 1990-е годы спрос на квартиры на Берсеневской и Котельнической набережных, Малой Бронной и Спиридоновке и их владельцев при среднемесячной российской зарплате в 20 долларов имел шанс получить иностранному арендатору 2000 долларов в месяц и взлететь на вершины пищевой цепи. Для успешной сдачи в аренду в квартире должен быть сделан ремонт.

Журналист Ольга Прохорова рассказывает о квартире после ремонта Экспат: «Гладкие светлые стены, несколько арок соединяют комнаты, а окна украшают жалюзи. Были перемещены некоторые стены и дверные проемы. Все это было непривычно и абсолютно расходилось с советским интерьером: не было ни обоев в цветочек, ни ковров, ни югославских коричневых стен. Пространство было свободным, мебель лаконичной, а четкая геометрия помещений сочеталась с плавностью арочных пролетов. И в этот момент пришло абсолютное понимание, что ты свидетель нового рубежа дизайна квартир, нового комфорта и скоро наступит XXI век».

Анастасия Каспарян

Фото: проект Анастасии Каспарян, архитектурное бюро «Золотые головы» на Смоленской набережной

Итак, сегодня посмотрим на иностранного бизнесмена в Москве. Светлана Котлоукова в издании «Сноб» рассказывает о проекте Анастасии Каспарян: «Британский бизнесмен купил совершенно мертвую квартиру в старом доме 1938 года постройки на Смоленской набережной, но англичанин рассудил, что разрушенные коммуникации и перекрытия — это поправимо. , виды на набережную и трех сестер намного перевешивают ее недостатки!» Предпочтения иностранцев по выбору расположения квартир мало изменились за 30 лет.

Мастерская Борового

Фото: Журнал «Декоративно-прикладное искусство СССР», 1991, N 6

Оттесненный иностранными влияниями, русский стиль в интерьере отступил, но не сдался. В качестве обновления он также служил иностранцам, но предназначался для привнесения их русской идентичности.

Два года назад ИТЦ закрыл ресторан «Русский», работающий с 1991 года. Журнал «Декоративно-прикладное искусство СССР» сообщает, что по эскизам автора проекта Виктор Васнецов выполнил «девять гобеленов, люстры и шестьдесят, триста стулья, столы шестьдесят восемь витражей, пятнадцать зеркал в одном дереве и три золоченых, четыре белых и три золоченых карниза, две подставки для посуды, фарфоровый сервиз, стаканы, фужеры, скатерти».

Мастерская Борового

Автор росписи ДК Трехгорной мануфактуры И. Лубенников интерпретировал русский стиль иначе — как отголосок авангарда 1920-х годов.

Студия Боровой

Фото: Зал в Советском доме приемов в Берлине, оформленный в стиле лубка, авторы интерьера М. Дедова-Загоринская и И. Николаев

Каждый автор придумал История, но как бы то ни было, явление интерьеров в русском стиле было надуманным и, как блины и кокошники, существовало только для развлечения туристов.

Студия Боровой

Лихим героем 1990-х были «новые русские» (тот самый посетитель мебельных магазинов с чемоданом долларов). Это персонаж с криминальными деньгами, безвкусицей и безудержной погоней за роскошью. Про новые русские интерьеры с золотым унитазом рассказано столько анекдотов, что удивиться тут решительно нечему, тем более, что я лично не знал никого из их представителей.

Студия Боровой

Фото: Архитектор Анастасия Стенберг. Из архива Стенберга А.

Я знал других новых русских: образованных, деловых, быстро нашедших себе место в новой жизни. Их приглашали на работу архитекторы, доверяя их вкусу и профессионализму. При взаимном уважении результат работы был безупречен.

Я работала в офисе Анастасии Стенберг и если бы не знала, что интерьер начала 1990-х, никогда бы не поверила, настолько он был вне времени. Анастасия одна из первых применила фактурную роспись стен. Мне кажется, что технологию она разработала сама и настойчиво обучала ей маляров.

Студия Боровой

Фото: архив Т. Эль-Бакри

Эта квартира на Ленинском проспекте — совместная работа А.С.И. Стенберга и Тарика Эль-Бакри. Тарик начал работать еще учась в техникуме, и он рассказывал, как в век дефицита для наполнения интерьера приходилось по коленке проектировать мебель или использовать реквизит Мосфильма, где у него были друзья.

В начале 1990-х возник еще один соблазн — использовать все сразу. Но настоящие профессионалы работают строго в рамках заданной концепции.

Студия Боровой

Фото: архив Т.Эль-Бакри

Затем в интерьере стали использовать стеклоблоки, что принесло много убытков. Эти детали связаны с конструкцией душевых в советских бассейнах. Подвесные потолки со встроенными светлыми перегородками (не до потолка) — тоже новшество 1990-х. 19В этом проекте просматриваются 90-е годы: полосатые стены, синий ламинат, ковер, зеркальная стена, натяжной потолок со встроенной подсветкой.

Студия Боровой

Фото: архив Т.Эль-Бакри

Поскольку нового дома в Москве еще не построили, люди скупали коммуналки или по несколько квартир на каждом этаже, а иногда и целые дома.

Ввиду отсутствия запретов и правил в помещении проведена кардинальная перепланировка. Квартиры объединены в потолке, в несущих стенах и дверях сделаны лестничные проемы, туалеты заменены на жилые комнаты.

Были и курьезы. Наиболее распространенным было вторжение в соседскую квартиру через стену, реже — через потолок или пол. Однажды в многоквартирном доме на улице Летчика Бабушкина из газовых конфорок потекла вода. Жители были эвакуированы. Выяснилось, что в квартире, где находился прораб, перепутали газовую трубу с водой.

На фото: Проект опубликован в журнале «Салон», № 6, 1997. Фотограф: Евгений Лучин

Квартира-«самолет» площадью 42 кв. м, придуманная архитекторами Arch5 Алексеем Козырем, Иваном Чувелевым и Натальей Лобановой, в представлении не нуждается. Теперь каждый уважающий себя дизайнер знает, что это был ответ на просьбу заказчика, который хотел построить себе холостяцкую берлогу в домике своего детства.

Как был найден ответ концептуально, архитектурно и технологически — стал символом творчества, молодости и хулиганства. Это было время первой половины 1990-е годы.

РАССКАЖИТЕ…

Какими вам запомнились интерьеры 1990-х? Делитесь своими воспоминаниями и фотографиями в комментариях!

Последний внешний признак богатства России: Интерьеры — Искусство и досуг — International Herald Tribune

Искусство|Последний внешний признак богатства России: Интерьеры — Искусство и досуг — International Herald Tribune

https://www.nytimes.com /2006/07/14/arts/14iht-deco.2203100.html

Реклама

ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУ

Кристофер Мейсон

ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — «В России есть две популярные поговорки: «Переделка квартиры — это образ жизни» и «Переделка квартиры хуже пожара». Петербургская гостиная, уныло смотрела в сторону кухни, где группа рабочих-узбеков шумно молотила, как и прежде, то в одном, то в другом месте в течение последних нескольких недель.0003

«У всех, кого я знаю, сейчас идет ремонт», — сказала Олби, учительница филологии американского происхождения, замужем за Алексеем Хаасом, известным русским декоратором. «Люди хватаются за голову руками и начинают стонать», — продолжила она. «Столько браков распалось, столько состояний было потеряно».

После десятилетия, в течение которого богатые, заботящиеся о своем статусе россияне поддавались одной жадной прихоти за другой — дизайнерской одежде, затем часам ограниченного выпуска, затем Bentley и Maserati, затем изобразительному искусству — дизайн интерьеров стал последним всепоглощающим увлечением. . Среди миллионеров и миллиардеров, контролирующих промышленность страны, и даже среди представителей бурно развивающегося российского среднего класса ремонт или «ремонт» является постоянной темой разговоров на званых обедах, в салонах красоты и спортивных клубах.

Пока бирюзовые, коралловые и масляные фасады этого города 18-го века полируются в рамках подготовки к встрече Группы восьми промышленно развитых стран в эти выходные, тысячи квартир за этими фасадами и внутри строгих Сталинские многоквартирные дома в Москве покрыты гипсовой пылью и кишат подрядчиками.

Новое богатство в России, вызванное добычей нефти и газа, вызвало золотую лихорадку среди европейских и американских дизайнеров интерьеров — таких людей, как Хуан Пабло Молинье, 59 лет., нью-йоркский декоратор, который работает над дворцом площадью 11 000 квадратных метров или 120 000 квадратных футов для подмосковного промышленника и посещает это место каждые 10 дней. И там, где «пять лет назад была лишь горстка русских декораторов, — говорит 50-летняя Бриджит Саби, дизайнер интерьеров из Парижа, которая была одной из первых жителей Запада, приехавших в страну в начале 1990-х годов, — теперь их тысячи. (или, по крайней мере, сотни, по оценкам более консервативных наблюдателей).

В Москве 23 школы дизайна интерьера, почти все они основаны за последние три года, и 46 российских журналов по дизайну интерьера и архитектуре, большинству из которых меньше четырех лет, по словам Карины Добротворской, главного редактора журнала Russian Architectural Digest, представленный в 2002 г.

«Декорирование сейчас очень модная профессия», — сказала Добротворская, 39 лет.

Она помнит, когда отношение было другим. По ее словам, даже в дни заката коммунизма для некоторых людей «материальная культура считалась буржуазной и очень постыдной».

Когда Саби приехала в Москву, чтобы украсить квартиру российского бизнесмена в 1993 году, через два года после распада Советского Союза, «никто не понимал слова «декоратор» или «дизайнер интерьеров», — сказала она. «У большинства людей, у аппаратчиков» — класса бюрократов среднего звена в партии, — «были одинаковые диваны и кресла. Это были ужасные, тяжелые советские вещи».

Те, кто мог себе позволить, вскоре вышли за рамки аппаратчиков, но с неоднозначными результатами. Мрачные серые тона советской униформы в середине 1990-х были широко вытеснены видом, о котором сейчас многие дизайнеры вспоминают с ужасом: «евроремонт».

Эта фраза вызывает отвращение у Саби, который регулярно сталкивается с пережитками евроремонта, русской интерпретацией западного стиля, характеризующегося безвкусными материалами и отделкой, а также часто явно дешевой конструкцией.

«Евроремонт был безвкусным и вульгарным», — сказала она. «Они повсюду расставили прожекторы и колонны, чтобы все было блестящим и новым. Девизом было: «Это должно быть новым, иначе это нехорошо»» 9.0003

Андрей Дмитриев, один из самых известных дизайнеров страны, охарактеризовал этот образ как «варварское понимание прекрасного».

В последующие годы у состоятельных россиян стали складываться более сложные отношения с «материальной культурой». Когда-то определенных потребительских товаров, повышающих статус, было достаточно, чтобы создать ощущение, что их владелец прибыл, многие россияне теперь жаждут большего: не просто подтверждения своей покупательной способности, но понимания того, как лучше всего ею распорядиться.

«Основная разница между российскими клиентами тогда» — в 1990-х — «и сейчас заключается в том, что они много путешествуют», — сказал Кирилл Истомин, 30-летний дизайнер интерьеров из Москвы, прошедший обучение в Школе дизайна Парсонс в Нью-Йорк. «Они останавливаются в лучших отелях, им очень нравится комфорт класса «А-плюс», и их взгляд становится образованным».

Мир пришел и в Россию благодаря таким мероприятиям, как Московская всемирная ярмарка изящных искусств, ежегодная выставка произведений искусства и коллекционной европейской мебели, которая привлекла 7000 россиян на премьеру в конце мая, а количество посетителей выросло втрое до 70 человек. дилеров за три года с момента основания.

Журналы-приюты страны, особенно большая тройка, Русский Архитектурный Дайджест, Русский Elle Decor и Mezzanine, познакомили своих читателей с изысканными интерьерами Нью-Йорка, Токио и Рима.

А Ikea, которая впервые привезла в Россию доступную шведскую мебель в 2000 году (когда на открытие пришли 35 тысяч москвичей), сейчас имеет там пять магазинов и три «мегамолла», и вложила в страну больше денег, $1,7.