Содержание
8 примечательных построек Федора Шехтеля
Истории
- Фото
- The History Collection / Alamy
Федор Шехтель родился в 1859 году в Санкт-Петербурге. Он происходил из семьи обрусевших немцев и при рождении получил имя Франц-Альберт. Архитектурное образование Шехтель получал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, но был отчислен за плохую посещаемость в 1878 году и остался без диплома. Это обстоятельство не помешало ему стать одним из наиболее известных российских архитекторов и отцом-основателем русского модерна.
Несколько десятков из построенных Шехтелем в Москве и других городах зданий сохранились до наших дней и стали архитектурными памятниками. «Вокруг света» собрал фотографии наиболее примечательных построек Федора Шехтеля.
Ярославский вокзал в Москве
Здание Ярославского вокзала является одной из самых известных построек Федора Шехтеля. Свой бросающийся в глаза вид фасад вокзала обрел после реконструкции старого здания в 1902–1904 гг. по проекту Шехтеля. В облике постройки сочетаются элементы модерна и неорусского стиля. Созданные Шехтелем интерьеры здания с картинами Константина Коровина, изображающими северный быт, не сохранились.
Особняк Шаронова в Таганроге
Много общего со столичным вокзалом имеет особняк, построенный Шехтелем в 1912 году в Таганроге для дочери хлеботорговца Евгения Шаронова. Фасад здания, в котором с 80-х годов прошлого века располагается музей «Градостроительство и быт Таганрога», украшен мозаичными картинами, включая панно «Морской бой» по эскизу Виктора Васнецова.
Особняк Рябушинского в Москве
В 1900 году Шехтель приступил к строительству особняка для Степана Рябушинского. Трехэтажное здание, построенное через три года, стало одним из образчиков раннего модерна в России. В 1930-х годах в особняке на Малой Никитской жил Максим Горький, а с 1965 года в доме Рябушинского располагается музей писателя. Сохранившиеся и восстановленные интерьеры особняка воплощают идею трех уровней: подводного, земного и небесного. Парадная лестница особняка выполнена в виде волны и украшена светильником-медузой. В доме Рябушинского была обустроена и потайная старообрядческая моленная.
Усадьба фон Дервиза в Кирицах
В 1889 году Шехтель построил усадьбу в селе Кирицы (Рязанская область) по заказу Сергея фон Дервиза. Похожее на замок здание принадлежало фон Дервизу до 1905 года, а потом сменило владельца. В 1938 году усадьбу превратили в детский туберкулезный санаторий. Эту функцию построенное знаменитым архитектором здание выполняет и по сей день.
Усадьба Локалова в Великом
В 1888–1890 гг. Шехтель построил в селе Великом (Ярославская область) усадьбу для купца Александра Локалова. Сам Локалов умер всего через год и усадьбу, в которой прослеживаются черты «шехтелевского» стиля, унаследовали дочери купца. С 1942 года на территории усадьбы расположен детский дом. Здание усадьбы находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации.
Особняк Дерожинской в Москве
Одной из выдающихся построек Шехтеля в стиле модерн стал особняк, спроектированный архитектором для владелицы текстильного предприятия Александры Дерожинской. Построенное в 1901–1904 гг. здание в Кропоткинском переулке было оснащено по последнему слову техники того времени. В 1959 году особняк был передан посольству Австралии, а в 2013 году в здании завершилась четырехлетняя реставрация, после которой особняк вернули в пользование австралийским дипломатам.
Особняк Смирнова в Москве
В 1901–1905 гг. Федор Шехтель занимался реконструкцией особняка на Тверском бульваре в Москве по заказу директора и старшего сына основателя торгового дома «П.А. Смирнов в Москве» Петра Смирнова. Архитектор занимался переделкой фасадов, перепланировкой здания и отделкой помещений. Результатом работы Шехтеля стал еще один образец московского модерна. Спустя несколько лет Шехтель еще раз перестроил здание по заказу наследников Смирнова. Последняя реставрация особняка завершилась в 2006 году.
Особняк Морозовой в Москве
Примечательный особняк на Спиридоновке был возведен для молодой жены Саввы Морозова Зинаиды. Асимметричный особняк, построенный Шехтелем в 1893–1898 гг. в неоготическом стиле с элементами модерна, быстро стал одним из самых известных зданий в Москве. В оформлении особняка принимал участие Михаил Врубель. Богатые интерьеры особняка контрастируют с его лаконичным внешним обликом. Здание, которое некоторые поклонники творчества Булгакова считают особняком Маргариты, уже много лет используется как Дом приемов Министерства иностранных дел. В 1995 году в особняке произошел большой пожар, но оригинальные интерьеры были восстановлены по чертежам Шехтеля.
Антон Божко
Теги
- архитектура
Сегодня читают
5500 метров под водой: посмотрите на дно Индийского океана глазами глубоководного аппарата
Тест: выберите одну картинку и получите жизненный совет от ван Гога
Тест: 10 хитрых фраз с плеоназмами, в которых все ошибаются
Угадайте известное стихотворение Пушкина по эмодзи, вы его точно учили наизусть
Тест: выберите мороженное, а нейросеть нарисует, каким будет ваше лето
Камины Федора Шехтеля — PORUSSKI.
me
Продолжаем серию публикаций о московском архитекторе Федоре Шехтеле и его творчестве.
Важную роль в своих работах Федор Шехтель уделял интерьерам, в которых продумывал каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
В этой статье мы хотим обратить внимание читателей на камины, выполненные мастером.
Шехтель проектировал камины в разных стилях – от романского до древнерусского, от готического до модерна. Зодчий использовал разные материалы: и дерево, и камень, и даже гипс, а также облицовывал камины разноцветной плиткой и изразцами.
Рассмотрим наиболее эффектные работы архитектора – камины, ставшие настоящими произведениями искусства.
Особняк Морозова, Подсосенский переулок, 21
Особняк Викулы Морозова построен в 1879 году Дмитрием Чичаговым. Сын Викулы Алексей Викулович в 1895 году приглашает Федора Шехтеля, чтобы перестроить некоторые помещения особняка. Так появляется двуцветная гостиная в готическом стиле, а также комната в стиле рококо. На фото представлены камины из этих двух помещений. Готический камин украшен масками грешников – одним из любимейших декоративных приемов Шехтеля.
Особняк Харитоненко (Посольство Великобритании), Софийская набережная, 14.
Особняк построен в 1891-1893 годах двумя архитекторами, В.Г.Залесским и Ф.О. Шехтелем, для крупного промышленника и мецената Павла Харитоненко. Фасад и общая планировка дома – творение Залесского, интерьеры оформлял Шехтель.
Почти в каждом помещении Шехтель помещает изысканно оформленный камин с искусной резьбой по дереву. На некоторых каминах нас снова приветствуют маски грешников. Считается, что именно в этом особняке Шехтель использовал их впервые.
В Розовой гостиной зодчий поместил камин из позолоченного резного дерева. В центральной части расположены два медальона с изображением саламандры и дикобраза.
Особняк Зинаиды Морозовой (Дом приемов МИД), Спиридоновка, 17
Особняк Зинаиды Морозовой – это настоящий готический замок, построенный зодчим, а в любом уважающем себя замке должен быть рыцарский зал и огромный камин. Есть он и в особняке Морозовой. Архитектор выстроил этот особняк в1893-1898 годах по заказу Саввы Морозова. Дом стал подарком жене Саввы Морозова, Зинаиде, на юбилей свадьбы.
Интерьеры особняка восхищают и поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель соединил готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. В столовой Шехтель поместил «рыцарский» камин, вырезанный из гиганта песчаника. На камине вырезаны средневековые рыцари, по бокам украшен масками грешников.
В других помещениях архитектор спроектировал камины с облицовкой из дерева: в красной гостиной, в бильярдной комнате на 2-м этаже, а также в малой готической гостиной (или курительной), той самой, где находятся три панно Михаила Врубеля – «Утро», «Полдень» и «Вечер».
Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28
В Ермолаевском переулке в 1896 году на гонорар от особняка Зинаиды Морозовой Шехтель построил для себя и своей семьи маленький английский замок. На фото – мраморный камин в этом замке. Над камином Шехтель разместил библиотеку, а рядом с камином расположил деревянную винтовую лестницу. На центральном панно камина изображены мифические существа – грифоны, сфинксы и химера.
Дача Левенсона или «Домик-теремок», Чоботовский проезд, д.4,стр.1
Дача Левенсона – это единственный деревянный дом Федора Шехтеля, сохранившийся до наших дней.
Дача спроектирована зодчим в неорусском стиле, поэтому и камин Шехтель сделал русским, его форма напоминает настоящую русскую печь. Он выложен изразцами, покрытыми глазурью. Они переливаются разными оттенками.
Особняк Дерожинской (Посольство Австралии), Кропоткинский пер., 13.
Особняк Дерожинской построен Шехтелем в 1901–1903 годах для дочери фабриканта Бутикова Александры Ивановны Дерожинской. Особняк выстроен в стиле модерн. В грандиозном двухсветном зале зодчий поместил огромный камин из камня и дерева. Фирменный камин архитектора украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – полтора человека в высоту. Шехтель заключил очаг в огромный деревянный портал, сверху в нем вырезаны деревья с кроной.
В спальне хозяйки также расположился белый мраморный камин, декорированный изящными волнообразными линиями.
В столовой камин облицован яркой зеленой плиткой, хорошо сочетающейся с деревянной отделкой комнаты. В оформлении камина Шехтель применил необычное решение – он устроил вокруг него дубовый сервант.
Особняк Смирнова, Тверской бульвар, 18.
Особняк Смирнова – это особняк водочного короля России П.П. Смирнова. Особняк был перестроен Шехтелем в начале 20 века из более старой усадьбы, которая была известна еще с конца 18 века. Главным условием заказчика было не трогать габариты усадьбы и планировку внутренних помещений. В итоге к 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания старой усадьбы, декорировал фасад в стиле модерн, а внутренние помещения оформил в разных стилях, как и было модно в то время.
В Романской гостиной, конечно же, располагается огромный камин, являющийся доминантой этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Портал камина в романском стиле украшен сценами из средневековой битвы, по бокам на нем можно увидеть колонны со львами.
Строг и лаконичен камин в зеленой гостиной. Его украшение – рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага.
Усадьба Каратаевой-Морозова, Леонтьевский 10
Усадьба построена тремя зодчими, и даже специалисты точно не могут определить, кто оформил отдельные элементы. Известно, что Александр Каминский выстроил сам особняк в 1883-1884 годах, а также спроектировал роскошную парадную лестницу
.
В 1895 году интерьеры оформлял Шехтель, а в 1905 году над самим особняком работал ещё и А. Эрихсон! Внутренняя лестница со сложным узором в стиле модерн – это его работа. Также, возможно, он частично переделал и парадную лестницу.
Точно известно, что Белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная, а также чудом дошедшая до нас деревянная столовая – всё это творения Шехтеля. Самое главное, что во всех этих помещениях сохранились камины!
Мне удалось послушать экскурсию от главного архитектора проекта Е. Корева. Он рассказал о том, как под картоном и панелями была найдена почти полностью сохранившаяся «деревянная» столовая Шехтеля с потрясающей красоты камином. Реставраторов удивила техника, в которой выполнен зал. Здесь дубовые панели дополнены гипсовой имитацией под дерево! Портал камина в «деревянной» столовой просто поражает воображением насыщенностью декора. Зодчий также поместил на портал вензель «КМ», что странно, так как «К» – это фамилия первой владелицы особняка, «М» – фамилия второго. Почему Шехтель объединил два имени в одном вензеле – загадка.
Фото: Елена Крижевская
Образы Рябушинского Дома (Дом Горького) Федора Осиповича Шехтеля
Образы Рябушинского Дома (Горького) Федора Осиповича Шехтеля
Федор Осипович Шехтель
1902
.
План с центральным холлом и лестницейСпальни и приемные расположены вокруг лестницы; справа кабинет и спальня, а слева приемная и столовая впереди. От наружного крыльца ведет большой центральный вестибюль. | ||
Лестничная клетка является самой великолепной деталью интерьера, доминирующей над пространством и поражающей зрителя тем, что твердый мрамор может выглядеть таким извилистым и чувственным. Л. И. Юнаковская говорит, что «живая волновая лестница, символ вечного движения жизни, занимает почетное место внутри дома» и продолжает развивать предложения символизма в архитектуре интерьера (3). | ||
Центральный зал с видом на приемную | ||
Сказочный витраж на лестничной площадкеСвет льется через это огромное окно в подобие ниши на лестничной площадке. Свет также проникает через окно в верхней части лестничной клетки. См. ниже. | ||
На большом (10 метров) стекле изображены облака, лучи света и дождь с радугой наверху. Дождь — положительный символ, предполагающий возрождение и плодородие. | ||
На нижнем уровне в этой дугообразной области есть еще один витраж меньшего размера, который, кажется, тоже изображает облака. | ||
Слева: Люк в крыше; В центре и справа: лестничная площадка и поэтическая дверьВо всем доме используется полированное дерево разных пород, многие двери имеют резьбу или криволинейные вставки. Обратите внимание на латунные дверные ручки. Подобные декоративные детали повторяются по всему дому. | ||
Правая сторона лестничной площадки или западная сторонаПримечание: изображение справа взято из Википедии. Эта красная колонна (искусственный порфир) напоминает средневековую архитектуру — колонна с исторической капителью из серебряного листа. Здесь интересная столица имеет спутанные хвостатые существа, вроде ящериц или змей, а также поникшие формы растений. (Некоторые критики считают саламандр традиционными символами зла.) Эта колонна стоит под часовней, поэтому Л. И. Юнаковская предполагает, что она аллегорически изображает битву добра и зла или жизни и смерти. | ||
./repeats/spacer5.gif»/> | ||
Свет, поднимающийся снизу вверх по лестницеСверху он напоминает лампу Тиффани; сбоку скульптурные мраморные усики сравнивают с медузой или осьминогом. Верх или спина напоминает разноцветный панцирь или спину черепахи. Органические аллюзии распространены в искусстве и скульптуре в стиле модерн. | ||
Резные мраморные детали, в том числе напольная регистратура? | ||
Перейдите на страницу 4.
Работы Проконсультированы или процитированы:
Елена Александровна Борисова и Григорий Стернин. Русский модерн . Нью-Йорк: Риццоли, 1988.
Л. И. Юнаковская. английское изд. Транс М. Эльвира. Изображения в стиле модерн: Особняк на Малой Никийской, . Москва, 2005. Особая благодарность Ирине Гудзь, которая прислала мне по электронной почте копию этого буклета, который больше не издается.
См. Гостиницу Метрополь на этом сайте и Дом Зингера для других примеров архитектуры модерна в России.
Нажмите здесь, чтобы вернуться к указателю исторических памятников искусства.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к каталогу художников и архитекторов.
Щелкните здесь, чтобы вернуться к хронологическому указателю.
Щелкните здесь, чтобы открыть домашнюю страницу Блаффтонского университета.
ВЫРАВНИВАНИЕ>
© Мэри Энн Салливан, 2017 г.
Я сфотографировал (на сайте) и обработал все изображения на этих страницах. Пожалуйста, не стесняйтесь использовать их в личных или образовательных целях. Они не доступны для коммерческих целей.
ВЫРАВНИВАНИЕ>
Какое место занимает Беларусь в противостоянии России и Запада?
Истребители Су-30СМ ВВС России и ВВС Республики Беларусь на совместных учениях.
Минобороны России
Пока Россия пытается заставить Соединенные Штаты пойти на уступки по гарантиям безопасности, окружив Украину войсками, Беларусь — в силу географического положения — стала одним из фронтов этого беспрецедентного бряцания оружием.
С середины января Россия перебрасывает войска с Дальнего Востока в район белорусско-украинской границы, где в течение десяти дней с 10 февраля проходят совместные российско-белорусские военные учения «Решимость союзников». . Неизвестно, сколько солдат задействовано, но, похоже, количество российских войск в Беларуси является постсоветским рекордом.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг говорил о 30 000 российских военнослужащих, в то время как российские военные эксперты говорят, что 10 000 — более реалистичная цифра. В любом случае их сопровождают истребители Су-35С, а также ракетные комплексы «Панцирь», «Искандер» и С-400.
Лукашенко во всем этом играл более чем второстепенную роль и делает вид, что сам инициировал совместные маневры. Именно он объявил об учениях еще в начале декабря и с тех пор не упускает возможности подчеркнуть, что пригласил российские войска, потому что Беларуси необходимо защитить свой южный фланг от украинской «угрозы».
Военные учения иллюстрируют новую роль Минска в регионе и показывают, насколько далеко ушли события от провозглашенных белорусскими официальными лицами всего пару лет назад мечтаний о том, чтобы Беларусь стала «восточноевропейской Швейцарией».
До 2020 года Лукашенко использовал плохие отношения между Россией и Западом, балансируя между двумя сторонами, продавая риски одной стороне и возможности другой. Но после жестокого подавления режимом протестов оппозиции по поводу оспариваемых президентских выборов в том же году у Минска не осталось места для маневра с Западом. Любая попытка дистанцировать Беларусь от России едва ли будет замечена на Западе и, мягко говоря, не понята в Москве.
Если когда-то и были предположения о том, как Лукашенко будет действовать в случае крупного регионального конфликта, то это уже не так. Белорусская территория — это просто плацдарм российской армии, и степень угрозы со стороны Беларуси определяется только одним фактором: насколько Кремль настроен на войну.
При этом Лукашенко не изменился, и его не устраивает то, что его перестали считать хозяином собственной страны. Его ранит мысль о том, что другие страны и его собственные высокопоставленные чиновники могут считать его вассалом России. На недавней встрече Лукашенко подробно заявил, что не допустит оккупации страны.
Понимая эту сторону характера Лукашенко, Вашингтон начал насмехаться над ним: анонимный представитель Госдепартамента сообщил СМИ, что белорусский диктатор больше не контролирует ситуацию. Это похоже на попытку подтолкнуть Лукашенко к демонстрации какой-то самостоятельности.
В то же время США угрожают Минску новыми санкциями, если он примет участие в российской агрессии против Украины. Это не пустая угроза: поскольку белорусская экономика не имеет большого значения для мира и уже пострадала от нескольких раундов экономических санкций, для Запада было бы политически более прямолинейно превратить Беларусь в новый Иран, чем это было бы сделать. то же самое с Россией.
Если бы война все-таки началась, маловероятно, что белорусская армия приняла бы участие в боевых действиях. Единственным исключением может быть апокалиптический случай, когда после ударов России по Украине с территории Беларуси Украина наносит контрудары по Беларуси или направляет партизанские отряды в Беларусь и убивает белорусских солдат или мирных жителей.
Лукашенко ни за что не стал бы вовлекать белорусские войска в конфликт по своей воле. С военной точки зрения они особо не нужны Москве, но есть и весомые политические причины. На протяжении двадцати семи лет пребывания у власти Лукашенко подчеркивал свои успехи в сохранении мира. Ему будет крайне сложно сейчас объяснить активную роль в войне, особенно с соседней Украиной, своим сторонникам, не говоря уже о большинстве простых белорусов.
Лукашенко, судя по его недавнему обращению к нации, прекрасно это понимает. В его выступлении было много милитаристской риторики, но когда женщина в зале спросила, будут ли белорусские матери отправлять своих сыновей воевать на чужую войну, Лукашенко ответил, что белорусская армия создана для защиты страны на ее собственной территории . На таких мероприятиях не бывает вопросов, которые не были бы согласованы заранее, а значит, Лукашенко хотел дать возможность успокоить часть нарастающих страхов перед войной.
Для белорусского режима нежелателен любой крайний исход противостояния России и Запада — война или примирение. В случае войны Беларусь будет вынуждена пойти на рискованные и, вероятно, саморазрушительные уступки Кремлю, в то время как примирение затруднит для Беларуси заинтересовать Кремль своей антизападной позицией.