Интерьеры шехтеля фото: Шехтель интерьеры — 64 фото

Содержание

8 примечательных построек Федора Шехтеля

Истории

Фото
The History Collection / Alamy

Федор Шехтель родился в 1859 году в Санкт-Петербурге. Он происходил из семьи обрусевших немцев и при рождении получил имя Франц-Альберт. Архитектурное образование Шехтель получал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, но был отчислен за плохую посещаемость в 1878 году и остался без диплома. Это обстоятельство не помешало ему стать одним из наиболее известных российских архитекторов и отцом-основателем русского модерна.

Несколько десятков из построенных Шехтелем в Москве и других городах зданий сохранились до наших дней и стали архитектурными памятниками. «Вокруг света» собрал фотографии наиболее примечательных построек Федора Шехтеля.

Ярославский вокзал в Москве

Здание Ярославского вокзала является одной из самых известных построек Федора Шехтеля. Свой бросающийся в глаза вид фасад вокзала обрел после реконструкции старого здания в 1902–1904 гг. по проекту Шехтеля. В облике постройки сочетаются элементы модерна и неорусского стиля. Созданные Шехтелем интерьеры здания с картинами Константина Коровина, изображающими северный быт, не сохранились.

Особняк Шаронова в Таганроге

Много общего со столичным вокзалом имеет особняк, построенный Шехтелем в 1912 году в Таганроге для дочери хлеботорговца Евгения Шаронова. Фасад здания, в котором с 80-х годов прошлого века располагается музей «Градостроительство и быт Таганрога», украшен мозаичными картинами, включая панно «Морской бой» по эскизу Виктора Васнецова.

Особняк Рябушинского в Москве

В 1900 году Шехтель приступил к строительству особняка для Степана Рябушинского. Трехэтажное здание, построенное через три года, стало одним из образчиков раннего модерна в России. В 1930-х годах в особняке на Малой Никитской жил Максим Горький, а с 1965 года в доме Рябушинского располагается музей писателя. Сохранившиеся и восстановленные интерьеры особняка воплощают идею трех уровней: подводного, земного и небесного. Парадная лестница особняка выполнена в виде волны и украшена светильником-медузой. В доме Рябушинского была обустроена и потайная старообрядческая моленная.

Усадьба фон Дервиза в Кирицах

В 1889 году Шехтель построил усадьбу в селе Кирицы (Рязанская область) по заказу Сергея фон Дервиза. Похожее на замок здание принадлежало фон Дервизу до 1905 года, а потом сменило владельца. В 1938 году усадьбу превратили в детский туберкулезный санаторий. Эту функцию построенное знаменитым архитектором здание выполняет и по сей день.

Усадьба Локалова в Великом

В 1888–1890 гг. Шехтель построил в селе Великом (Ярославская область) усадьбу для купца Александра Локалова. Сам Локалов умер всего через год и усадьбу, в которой прослеживаются черты «шехтелевского» стиля, унаследовали дочери купца. С 1942 года на территории усадьбы расположен детский дом. Здание усадьбы находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации.

Особняк Дерожинской в Москве

Одной из выдающихся построек Шехтеля в стиле модерн стал особняк, спроектированный архитектором для владелицы текстильного предприятия Александры Дерожинской. Построенное в 1901–1904 гг. здание в Кропоткинском переулке было оснащено по последнему слову техники того времени. В 1959 году особняк был передан посольству Австралии, а в 2013 году в здании завершилась четырехлетняя реставрация, после которой особняк вернули в пользование австралийским дипломатам.

Особняк Смирнова в Москве

В 1901–1905 гг. Федор Шехтель занимался реконструкцией особняка на Тверском бульваре в Москве по заказу директора и старшего сына основателя торгового дома «П.А. Смирнов в Москве» Петра Смирнова. Архитектор занимался переделкой фасадов, перепланировкой здания и отделкой помещений. Результатом работы Шехтеля стал еще один образец московского модерна. Спустя несколько лет Шехтель еще раз перестроил здание по заказу наследников Смирнова. Последняя реставрация особняка завершилась в 2006 году.

Особняк Морозовой в Москве

Примечательный особняк на Спиридоновке был возведен для молодой жены Саввы Морозова Зинаиды. Асимметричный особняк, построенный Шехтелем в 1893–1898 гг. в неоготическом стиле с элементами модерна, быстро стал одним из самых известных зданий в Москве. В оформлении особняка принимал участие Михаил Врубель. Богатые интерьеры особняка контрастируют с его лаконичным внешним обликом. Здание, которое некоторые поклонники творчества Булгакова считают особняком Маргариты, уже много лет используется как Дом приемов Министерства иностранных дел. В 1995 году в особняке произошел большой пожар, но оригинальные интерьеры были восстановлены по чертежам Шехтеля.

Антон Божко


Теги

  • архитектура

Сегодня читают

5500 метров под водой: посмотрите на дно Индийского океана глазами глубоководного аппарата

Тест: выберите одну картинку и получите жизненный совет от ван Гога

Тест: 10 хитрых фраз с плеоназмами, в которых все ошибаются

Угадайте известное стихотворение Пушкина по эмодзи, вы его точно учили наизусть

Тест: выберите мороженное, а нейросеть нарисует, каким будет ваше лето

Камины Федора Шехтеля — PORUSSKI.

me

Продолжаем серию публикаций о московском архитекторе Федоре Шехтеле и его творчестве.
Важную роль в своих работах Федор Шехтель уделял интерьерам, в которых продумывал каждую деталь – вплоть до дверной ручки или рисунка паркета.
В этой статье мы хотим обратить внимание читателей на камины, выполненные мастером.
Шехтель проектировал камины в разных стилях – от романского до древнерусского, от готического до модерна. Зодчий использовал разные материалы: и дерево, и камень, и даже гипс, а также облицовывал камины разноцветной плиткой и изразцами.

Рассмотрим наиболее эффектные работы архитектора – камины, ставшие настоящими произведениями искусства.

Особняк Морозова, Подсосенский переулок, 21

Особняк Викулы Морозова построен в 1879 году Дмитрием Чичаговым. Сын Викулы Алексей Викулович в 1895 году приглашает Федора Шехтеля, чтобы перестроить некоторые помещения особняка. Так появляется двуцветная гостиная в готическом стиле, а также комната в стиле рококо. На фото представлены камины из этих двух помещений. Готический камин украшен масками грешников – одним из любимейших декоративных приемов Шехтеля.

Особняк Харитоненко (Посольство Великобритании), Софийская набережная, 14.

Особняк построен в 1891-1893 годах двумя архитекторами, В.Г.Залесским и Ф.О. Шехтелем, для крупного промышленника и мецената Павла Харитоненко. Фасад и общая планировка дома – творение Залесского, интерьеры оформлял Шехтель.

Почти в каждом помещении Шехтель помещает изысканно оформленный камин с искусной резьбой по дереву. На некоторых каминах нас снова приветствуют маски грешников. Считается, что именно в этом особняке Шехтель использовал их впервые.

В Розовой гостиной зодчий поместил камин из позолоченного резного дерева. В центральной части расположены два медальона с изображением саламандры и дикобраза.

Особняк Зинаиды Морозовой (Дом приемов МИД), Спиридоновка, 17

Особняк Зинаиды Морозовой – это настоящий готический замок, построенный зодчим, а в любом уважающем себя замке должен быть рыцарский зал и огромный камин. Есть он и в особняке Морозовой. Архитектор выстроил этот особняк в1893-1898 годах по заказу Саввы Морозова. Дом стал подарком жене Саввы Морозова, Зинаиде, на юбилей свадьбы.

Интерьеры особняка восхищают и поражают любое воображение. В их оформлении Шехтель соединил готику, продолжающую идею фасада, с более традиционными для России стилями: ампир, классика и барокко. В столовой Шехтель поместил «рыцарский» камин, вырезанный из гиганта песчаника. На камине вырезаны средневековые рыцари, по бокам украшен масками грешников.

В других помещениях архитектор спроектировал камины с облицовкой из дерева: в красной гостиной, в бильярдной комнате на 2-м этаже, а также в малой готической гостиной (или курительной), той самой, где находятся три панно Михаила Врубеля – «Утро», «Полдень» и «Вечер».

Собственный дом Шехтеля в Ермолаевском переулке, 28

В Ермолаевском переулке в 1896 году на гонорар от особняка Зинаиды Морозовой Шехтель построил для себя и своей семьи маленький английский замок. На фото – мраморный камин в этом замке. Над камином Шехтель разместил библиотеку, а рядом с камином расположил деревянную винтовую лестницу. На центральном панно камина изображены мифические существа – грифоны, сфинксы и химера.

Дача Левенсона или «Домик-теремок», Чоботовский проезд, д.4,стр.1

Дача Левенсона – это единственный деревянный дом Федора Шехтеля, сохранившийся до наших дней.
Дача спроектирована зодчим в неорусском стиле, поэтому и камин Шехтель сделал русским, его форма напоминает настоящую русскую печь. Он выложен изразцами, покрытыми глазурью. Они переливаются разными оттенками.

Особняк Дерожинской (Посольство Австралии), Кропоткинский пер., 13.

Особняк Дерожинской построен Шехтелем в 1901–1903 годах для дочери фабриканта Бутикова Александры Ивановны Дерожинской. Особняк выстроен в стиле модерн. В грандиозном двухсветном зале зодчий поместил огромный камин из камня и дерева. Фирменный камин архитектора украшен двумя гигантскими фигурами мужчины и женщины. Размер фигур колоссален – полтора человека в высоту. Шехтель заключил очаг в огромный деревянный портал, сверху в нем вырезаны деревья с кроной.

В спальне хозяйки также расположился белый мраморный камин, декорированный изящными волнообразными линиями.
В столовой камин облицован яркой зеленой плиткой, хорошо сочетающейся с деревянной отделкой комнаты. В оформлении камина Шехтель применил необычное решение – он устроил вокруг него дубовый сервант.

Особняк Смирнова, Тверской бульвар, 18.

Особняк Смирнова – это особняк водочного короля России П.П. Смирнова. Особняк был перестроен Шехтелем в начале 20 века из более старой усадьбы, которая была известна еще с конца 18 века. Главным условием заказчика было не трогать габариты усадьбы и планировку внутренних помещений. В итоге к 1905 году Шехтель объединил в единый особняк три здания старой усадьбы, декорировал фасад в стиле модерн, а внутренние помещения оформил в разных стилях, как и было модно в то время.
В Романской гостиной, конечно же, располагается огромный камин, являющийся доминантой этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома, и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Портал камина в романском стиле украшен сценами из средневековой битвы, по бокам на нем можно увидеть колонны со львами.

Строг и лаконичен камин в зеленой гостиной. Его украшение – рисунок камня. Камин в зале в стиле модерн и сам полностью воплощает это направление: сочетание камня и дерева, красного дерева и розового камня, круглая форма очага.

Усадьба Каратаевой-Морозова, Леонтьевский 10

Усадьба построена тремя зодчими, и даже специалисты точно не могут определить, кто оформил отдельные элементы. Известно, что Александр Каминский выстроил сам особняк в 1883-1884 годах, а также спроектировал роскошную парадную лестницу

.

В 1895 году интерьеры оформлял Шехтель, а в 1905 году над самим особняком работал ещё и А. Эрихсон! Внутренняя лестница со сложным узором в стиле модерн – это его работа. Также, возможно, он частично переделал и парадную лестницу.

Точно известно, что Белоколонный бальный зал, рокайльная гостиная, а также чудом дошедшая до нас деревянная столовая – всё это творения Шехтеля. Самое главное, что во всех этих помещениях сохранились камины!

Мне удалось послушать экскурсию от главного архитектора проекта Е. Корева. Он рассказал о том, как под картоном и панелями была найдена почти полностью сохранившаяся «деревянная» столовая Шехтеля с потрясающей красоты камином. Реставраторов удивила техника, в которой выполнен зал. Здесь дубовые панели дополнены гипсовой имитацией под дерево! Портал камина в «деревянной» столовой просто поражает воображением насыщенностью декора. Зодчий также поместил на портал вензель «КМ», что странно, так как «К» – это фамилия первой владелицы особняка, «М» – фамилия второго. Почему Шехтель объединил два имени в одном вензеле – загадка.

Фото: Елена Крижевская

Образы Рябушинского Дома (Дом Горького) Федора Осиповича Шехтеля

Образы Рябушинского Дома (Горького) Федора Осиповича Шехтеля

Федор Осипович Шехтель
1902

.

План с центральным холлом и лестницей

Спальни и приемные расположены вокруг лестницы; справа кабинет и спальня, а слева приемная и столовая впереди. От наружного крыльца ведет большой центральный вестибюль.

 
Лестничная клетка является самой великолепной деталью интерьера, доминирующей над пространством и поражающей зрителя тем, что твердый мрамор может выглядеть таким извилистым и чувственным. Л. И. Юнаковская говорит, что «живая волновая лестница, символ вечного движения жизни, занимает почетное место внутри дома» и продолжает развивать предложения символизма в архитектуре интерьера (3).
 
Центральный зал с видом на приемную
 
Сказочный витраж на лестничной площадке

Свет льется через это огромное окно в подобие ниши на лестничной площадке. Свет также проникает через окно в верхней части лестничной клетки. См. ниже.

 
На большом (10 метров) стекле изображены облака, лучи света и дождь с радугой наверху.

Дождь — положительный символ, предполагающий возрождение и плодородие.

 
 
На нижнем уровне в этой дугообразной области есть еще один витраж меньшего размера, который, кажется, тоже изображает облака.
 
Слева: Люк в крыше; В центре и справа: лестничная площадка и поэтическая дверь

Во всем доме используется полированное дерево разных пород, многие двери имеют резьбу или криволинейные вставки. Обратите внимание на латунные дверные ручки. Подобные декоративные детали повторяются по всему дому.

 
Правая сторона лестничной площадки или западная сторона

Примечание: изображение справа взято из Википедии. Эта красная колонна (искусственный порфир) напоминает средневековую архитектуру — колонна с исторической капителью из серебряного листа. Здесь интересная столица имеет спутанные хвостатые существа, вроде ящериц или змей, а также поникшие формы растений. (Некоторые критики считают саламандр традиционными символами зла.) Эта колонна стоит под часовней, поэтому Л. И. Юнаковская предполагает, что она аллегорически изображает битву добра и зла или жизни и смерти.

  ./repeats/spacer5.gif»/>
Свет, поднимающийся снизу вверх по лестнице

Сверху он напоминает лампу Тиффани; сбоку скульптурные мраморные усики сравнивают с медузой или осьминогом. Верх или спина напоминает разноцветный панцирь или спину черепахи. Органические аллюзии распространены в искусстве и скульптуре в стиле модерн.

 
Резные мраморные детали, в том числе напольная регистратура?

Перейдите на страницу 4.

Работы Проконсультированы или процитированы:
Елена Александровна Борисова и Григорий Стернин. Русский модерн . Нью-Йорк: Риццоли, 1988.
Л. И. Юнаковская. английское изд. Транс М. Эльвира. Изображения в стиле модерн: Особняк на Малой Никийской, . Москва, 2005. Особая благодарность Ирине Гудзь, которая прислала мне по электронной почте копию этого буклета, который больше не издается.

См. Гостиницу Метрополь на этом сайте и Дом Зингера для других примеров архитектуры модерна в России.


Нажмите здесь, чтобы вернуться к указателю исторических памятников искусства.

Щелкните здесь, чтобы вернуться к каталогу художников и архитекторов.

Щелкните здесь, чтобы вернуться к хронологическому указателю.

Щелкните здесь, чтобы открыть домашнюю страницу Блаффтонского университета.

ВЫРАВНИВАНИЕ>
© Мэри Энн Салливан, 2017 г.
Я сфотографировал (на сайте) и обработал все изображения на этих страницах. Пожалуйста, не стесняйтесь использовать их в личных или образовательных целях. Они не доступны для коммерческих целей.

ВЫРАВНИВАНИЕ>

Какое место занимает Беларусь в противостоянии России и Запада?

Истребители Су-30СМ ВВС России и ВВС Республики Беларусь на совместных учениях.

Минобороны России

Пока Россия пытается заставить Соединенные Штаты пойти на уступки по гарантиям безопасности, окружив Украину войсками, Беларусь — в силу географического положения — стала одним из фронтов этого беспрецедентного бряцания оружием.

С середины января Россия перебрасывает войска с Дальнего Востока в район белорусско-украинской границы, где в течение десяти дней с 10 февраля проходят совместные российско-белорусские военные учения «Решимость союзников». . Неизвестно, сколько солдат задействовано, но, похоже, количество российских войск в Беларуси является постсоветским рекордом.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг говорил о 30 000 российских военнослужащих, в то время как российские военные эксперты говорят, что 10 000 — более реалистичная цифра. В любом случае их сопровождают истребители Су-35С, а также ракетные комплексы «Панцирь», «Искандер» и С-400.

Лукашенко во всем этом играл более чем второстепенную роль и делает вид, что сам инициировал совместные маневры. Именно он объявил об учениях еще в начале декабря и с тех пор не упускает возможности подчеркнуть, что пригласил российские войска, потому что Беларуси необходимо защитить свой южный фланг от украинской «угрозы».

Военные учения иллюстрируют новую роль Минска в регионе и показывают, насколько далеко ушли события от провозглашенных белорусскими официальными лицами всего пару лет назад мечтаний о том, чтобы Беларусь стала «восточноевропейской Швейцарией».

До 2020 года Лукашенко использовал плохие отношения между Россией и Западом, балансируя между двумя сторонами, продавая риски одной стороне и возможности другой. Но после жестокого подавления режимом протестов оппозиции по поводу оспариваемых президентских выборов в том же году у Минска не осталось места для маневра с Западом. Любая попытка дистанцировать Беларусь от России едва ли будет замечена на Западе и, мягко говоря, не понята в Москве.

Если когда-то и были предположения о том, как Лукашенко будет действовать в случае крупного регионального конфликта, то это уже не так. Белорусская территория — это просто плацдарм российской армии, и степень угрозы со стороны Беларуси определяется только одним фактором: насколько Кремль настроен на войну.

При этом Лукашенко не изменился, и его не устраивает то, что его перестали считать хозяином собственной страны. Его ранит мысль о том, что другие страны и его собственные высокопоставленные чиновники могут считать его вассалом России. На недавней встрече Лукашенко подробно заявил, что не допустит оккупации страны.

Понимая эту сторону характера Лукашенко, Вашингтон начал насмехаться над ним: анонимный представитель Госдепартамента сообщил СМИ, что белорусский диктатор больше не контролирует ситуацию. Это похоже на попытку подтолкнуть Лукашенко к демонстрации какой-то самостоятельности.

В то же время США угрожают Минску новыми санкциями, если он примет участие в российской агрессии против Украины. Это не пустая угроза: поскольку белорусская экономика не имеет большого значения для мира и уже пострадала от нескольких раундов экономических санкций, для Запада было бы политически более прямолинейно превратить Беларусь в новый Иран, чем это было бы сделать. то же самое с Россией.

Если бы война все-таки началась, маловероятно, что белорусская армия приняла бы участие в боевых действиях. Единственным исключением может быть апокалиптический случай, когда после ударов России по Украине с территории Беларуси Украина наносит контрудары по Беларуси или направляет партизанские отряды в Беларусь и убивает белорусских солдат или мирных жителей.

Лукашенко ни за что не стал бы вовлекать белорусские войска в конфликт по своей воле. С военной точки зрения они особо не нужны Москве, но есть и весомые политические причины. На протяжении двадцати семи лет пребывания у власти Лукашенко подчеркивал свои успехи в сохранении мира. Ему будет крайне сложно сейчас объяснить активную роль в войне, особенно с соседней Украиной, своим сторонникам, не говоря уже о большинстве простых белорусов.

Лукашенко, судя по его недавнему обращению к нации, прекрасно это понимает. В его выступлении было много милитаристской риторики, но когда женщина в зале спросила, будут ли белорусские матери отправлять своих сыновей воевать на чужую войну, Лукашенко ответил, что белорусская армия создана для защиты страны на ее собственной территории . На таких мероприятиях не бывает вопросов, которые не были бы согласованы заранее, а значит, Лукашенко хотел дать возможность успокоить часть нарастающих страхов перед войной.

Для белорусского режима нежелателен любой крайний исход противостояния России и Запада — война или примирение. В случае войны Беларусь будет вынуждена пойти на рискованные и, вероятно, саморазрушительные уступки Кремлю, в то время как примирение затруднит для Беларуси заинтересовать Кремль своей антизападной позицией.