Интерьеры ливадийского дворца: Интерьер Ливадийского дворца — путеводитель по отдыху в Крыму

Интерьер Ливадийского дворца — путеводитель по отдыху в Крыму


Прихожая перед Белым залом. 1-й этаж. Ливадийский дворец. Фото: Wallace

Краснов, как большой мастер архитектуры, не мог, конечно, не отразить те изменения, которые произошли в архитектуре на рубеже веков. Историзм к этому времени развивался в сторону большей декоративности и многостилья. Новые задачи — создание в жилых интерьерах атмосферы уюта и комфорта — требовали строгого соответствия декоративного оформления помещения его функциональному назначению и умения архитекторов применить элементы различных стилей разных эпох в новых, современных условиях, подчиняя их новым задачам.

Уже в оформлении интерьеров первого этажа Ливадийского дворца архитектор отходит от строгого следования стилю ренессанса: для приемной избирается классический стиль; для бильярдной — элементы английской архитектуры XVI века.

Особую ценность представляют интерьеры второго этажа, которые создавались и оформлялись в полном соответствии со всеми требованиями новой архитектуры модерна. Это проявилось и в их планировке, и особенно в отделке, которая частично сохранилась до наших дней.


Кабинет Императрицы. 2-й этаж. Ливадийский дворец. Фото: Serge Larin

Чтобы жилым комнатам второго этажа придать более интимный характер, привычная классическая ордерная система, которая всегда использовалась в ренессансе как главное выразительное средство, получает талантливую интерпретацию в духе своего времени. Например, в будуаре императрицы изменяются масштабы классического ордера, его пропорции, соотношение деталей. Архитектор необычайно свободно и смело их компонует — ив результате получается совершенно новый художественный образ, характерный для модерна.

Одной из особенностей архитектуры рубежа XX века было введение в архитектурный образ новых материалов и новых приемов декора. В отделку первого этажа Краснов вводит местный каштан, тис, розовое дерево, а для большей изысканности и утонченности декора второго этажа (что соответствовало вкусам модерна) использует породы деревьев со светлой фактурой — клен, ясень. Здесь же на втором этаже некоторые комнаты оформлялись белыми эмалевыми панелями и такой же стильной мебелью.

Краснов вводит новые приемы в меблировку помещений: встроенная мебель, проектирование панелей вместе с диванами, скамьями, шкафами.


Царь был страстным охотником, и добытые им охотничьи трофеи доставлялись в Ливадийский дворец для украшения стен одного из коридоров.

В декоративное оформление интерьеров вводятся зеркала, цветные майоликовые изразцы, которые в искусстве модерна стали одним из главных элементов художественного образа. Керамической плиткой облицовываются камины. Витражи украсили многие двери. В решении художественного оформления комнат и их деталей — каминов, витражей — появляются рисунки, типичные для модерна — с их плавностью, изяществом линий.

Ну и конечно, возможности строительства царского дворца позволили архитектору сделать его удобным, комфортабельным, гигиеничным, что соответствовало всем передовым современным требованиям, предъявляемым к архитектуре (электрическое освещение, центральное отопление с вентиляцией, горячая и холодная вода во всех помещениях, морская вода для ванн, лифт, телефон, межэтажные перекрытия с пустотелыми камерами системы Геннебик — для уменьшения звукопроводимости, в потолках верхних этажей — изоляционный слой пробковой массы — лапидит — для предохранения от жары в летний период).


Интерьеры дворца — 2 этаж. Жилые комнаты | Ливадийский дворец | Дворцы Крыма

Парадные залы дворца в основном сохранили свою первоначальную отделку. Их пять, так как проектировался и строился дворец для отдыха семьи, а не для официальных приемов. Личные покои царской семьи располагались на втором этаже.

Лестница на второй этаж, в жилые комнаты

Оформление жилых помещений выполняли «согласно приложенным рисункам и образцам дерева из своих материалов и своими рабочими» петербургские, московские и крымские предприятия, фабрики, мастерские.

Здесь иной композиционный строй интерьеров, выдержанный в основном в стиле модерн. Для отделки Н.П. Краснов широко использовал выпуклое стекло, заполняющее мелкую решетку оконных переплетов и дверей, кованый металл, дерево, натуральный камень и новые отделочные материалы — майолика, изразцы, облицовочные плитки. Устройство широких арочных проемов, большие окна, введение цвета в интерьер, витражи придают 2-му этажу особую цельность и выразительность, свойственную модерну.

Фабрики и фирмы, которые оформляли деревом интерьеры залов дворца, выполняли заказы и на изготовление мебели. Вся она была выполнена по рисункам Н.П. Краснова из того же материала, который использовался для отделки каждой комнаты. Архитектор стремился связать стилистически декоративное решение интерьеров, мебели, предметов прикладного искусства — подчинив все единому «лейтмотиву».

Интерьеры 2-го этажа, отделанные в стиле « модерн», сохранившиеся в таком объеме, имеют большую художественную ценность. Им присуще единое художественное решение элементов декора в каждом зале и мастерство исполнения.

В залах 2-го этажа — личных покоях царской семьи — размещена музейная экспозиция «Романовы в Ливадии».

Картины, мебель, фотографии и письма, альбомы, книги и некоторые вещи позволяют рассказать о высочайших приездах в любимое южное имение, некоторых традициях и обычаях жизни на отдыхе, о быте, вкусах, отношениях в семье последнего русского самодержца.

Материалы Вводного зала экспозиции рассказывают об истории царского имения «Ливадия», его владельцах. Подлинные чертежи архитектора Н.П. Краснова, эскизы на изготовление мебели и отделку некоторых залов позволяют говорить об особенностях архитектуры здания и оформлении внутренних комнат.

Вводный зал экспозиции «Романовы в Ливадии»

На подлинных фотографиях И. Семенова — некоторые моменты строительства Ливадийского дворца.

Рабочий кабинет императора

«Я в восторге от своего верхнего кабинета!» — воскликнул Николай II, когда увидел его.

В кабинете хорошо найдены пропорции большого помещения с эркером. Этому же подчинено крупное членение панелей и простые объемные формы камина, высеченного из диорита. Плавные, мягкие линии камина соответствуют принципам модерна. Архитектор удачно решает интерьер и в цвете — неполированный диорит бледного серо-зеленого оттенка, темная бронза в обрамлении камина, теплый тон мореного кленового дерева и серая обивочная ткань — все сдержанно и соответствует назначению комнаты и вкусам эпохи модерн: «представлениям о цветовой гамме мужского кабинета».

Заказ на деревянное оформление комнаты был поручен мебельной московской фабрике К.В. Зибрехта.

В рабочем кабинете императора — большой кожаный альбом «Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества «Ливадия» 1910-11 гг.». Эти фотографии, выполненные в фотоателье И. Семенова в Ялте, — отчет о ходе строительных работ в Ливадии за каждый месяц с начала до окончания строительства.

Подлинные фотографии работы фотоателье К.Е. Гана, Л.И. Иваницкого, К.К. Буллы и других запечатлели приезды семьи в Ливадийское имение, посещение Севастополя, празднование 300-летия Дома Романовых. Серия фотографий с выпускниками военных и казачьих училищ сделана у стен Ливадийского дворца.

Интересны четыре графических листа работы Ф. Горшельда (1829-1871), украшающих кабинет Николая II. Академик батальной живописи лучшие годы своей художественной деятельности посвятил изображению подвигов русского солдата. Он принимал участие в боевых действиях на Кавказе. В 1861 году Горшельд был приглашен сопровождать прибывшего на театр военных действий Александра II. Пишет для высоких заказчиков и для друзей страницы военной истории.

Привлекает внимание ковер ручной работы с изображениями императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея (подарок персидского шаха царской семье к 300-летию Дома Романовых). Дар музею от барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна (графство Лихтенштейн).

Опочивальня их величеств

Стремясь опочивальню сделать более интимной, создать в ней атмосферу покоя, Краснов проектирует оформить ее панелями и изготовить мебель из белого лакированного дерева. Внутри мебель отделывалась светлым кленом. Центром декоративного оформления комнаты стал камин, обрамленный этажеркой с открытыми полочками и шкафчиками кленового дерева (сохранился). Над камином — зеркало с фацетом. Камин отделан зелеными майоликовыми изразцами, которые оттеняли белизну всего цветового решения комнаты.

Изо всех помещений 2-го этажа можно было выйти на балконы. Из этой комнаты и соседней библиотеки двери ведут на широкий южный балкон, который использовался Романовыми как место семейных обедов и вечерних чаепитий.

Семейные фотографии в спальне Их Императорских Величеств рассказывают об истории семьи Николая II, представляют близких и родственников семьи Романовых. Здесь же экспонируется часть так называемого Драконовского гарнитура, изготовленного в начале XX века.

Библиотека

Для библиотеки Краснов проектирует изготовление из красного дерева трех книжных шкафов с полками, стеклянными и деревянными створками. Шкафы опоясывали комнату, создавая впечатление высоких панелей. Для южного узкого простенка была изготовлена этажерка (в настоящее время третий шкаф отсутствует, чем нарушается художественный образ комнаты, задуманный архитектором).

Обращает на себя внимание серия акварелей австрийского художника Р. Альта (1812-1905). Живописец много путешествовал, посетил Крым, запечатлел архитектурный облик Ливадии 60-х годов XIX века, представив потомкам образ имения, созданного И. Монигетти.

С семьей Романовых были связаны два брата Боткиных, имена которых хорошо известны отечественной науке и культуре. Врач-клиницист Сергей Петрович и Михаил Петрович — академик истории живописи, коллекционер, составитель экспозиции каталога музея Русского искусства Александра III в Петербурге. Работы М.П. Боткина входили в коллекцию живописи семьи Романовых. Пейзаж, украшающий библиотеку, был написан в Массандре, позже ставшей имением Романовых. Из художественной коллекции семьи — и полотно художника Дмитриева «Берег Ливадии»

Рабочий кабинет императрицы

Отделку интерьеров личных покоев императрицы выполняли мастера Санкт-Петербургской фабрики Ф. Мельцера, которая работала над декором парадных залов (парадный кабинет императора, ожидательная, диванная).

В отделке этих комнат использовались светлые породы деревьев для того чтобы комнаты, предназначенные для императрицы, сделать более светлыми и нарядными (кабинет — ясень, гостиная — светлый клен).

От отделки кабинета остались простые филенчатые панели. На их фоне хорошо выделяется камин, облицованный кафельными белыми плитками и обрамленный этажеркой из ясеневого дерева. В верхней части этажерки вмонтировано овальное зеркало, формы которого соответствуют стилю модерн.

Рабочий кабинет императрицы

Из этой комнаты можно было спуститься в парк по наружной лестнице, которая с балкона — бельведера ведет к восточному фасаду.

В комнатах Александры Федоровны привлекают внимание нежные акварели Ф. Волкова. Такие произведения члены семьи Романовых приобретали на вернисажах, отдавая предпочтение реалистическому пейзажу. Императрица Мария Федоровна, пополняя семейное собрание живописи, часто приобретала акварели Альберта Бенуа. Лирические пейзажи соответствовали вкусам времени.

Характерными для периода модерна были и литографии, также украшающие семейные покои, сюжеты которых художники черпали в мифологии, Евангелии. Это «Мадонна-Утешительница» (1877 г. ), «Мадонна с ангелами» (1889 г.), созданные В. Бугро, «Мадонна» Е. Вейта и др.

Привлекает внимание акварель работы придворной художницы Е. Самокиш-Судковской «Императрица с детьми в Ливадии» и полотно И. Крачковского «Ливадия. 1898 г.»

Серия подлинных фотографий в рабочем кабинете императрицы запечатлела благотворительные базары, которые традиционно устраивали во время пребывания царской семьи в Ялте с обязательным участием самой Александры Федоровны и великих княжон.

Гостиная (будуар) императрицы

Особым изяществом форм и легкостью пропорций отличается гостиная императрицы, где классическим колоннам придана своеобразная форма, соответствующая стилю модерн. Теплый тон шелковистой текстуры кленового дерева, красивые детали в декоре создают радостную атмосферу.

Будуар императрицы украшают радующие взор «Ливадийские розы», «Ливадийская глициния» работы М. Шнейдер. Представлены рояль немецкой фирмы «Беккер», заказанный для комнат Александры Федоровны, и трехстворчатый шкаф, дверцы которого декорированы стеклянными вставками. Ваза с пейзажной росписью, изготовленная в 1904 году на императорском фарфоровом заводе, — характерный образец разработки стилистики модерна начала XX века.

Интерьер ванной комнаты

Малая семейная столовая

Оформление комнаты выполнялось мастерами ялтинской столярной мастерской А. Шиллинга, использовано тисовое дерево. Камин декорирован керамической плиткой и темной металлической обкладкой, напротив него — буфетный шкаф с оригинальными резными деталями. Панели простых форм с крупными членениями.

Классная великих княжон

Отделка дубом выполнена петербургской фабрикой «Венской мебели Якова и Иосифа Кон».

В комнатах великих княжон — на четырех акварелях уголки Ливадийского парка (работы дочерей Николая II — Татьяны и Ольги и работы их учителя Н.П. Краснова).

Представлен сохранившийся мебельный гарнитур, выполненный мастерами фабрики Ф. Тарасова. Стены украшают литографии с картин русских художников и фотографии, на которых прогулки и купания, проказы и шалости, минуты умиротворения и счастья. Выполненные официальными фотографами и членами царской семьи, они запечатлели беззаботные лица детей, счастливую домашнюю атмосферу, радость от встречи с «милой Ливадией».

Органично вписались в интерьер, украшая жилые комнаты царской семьи, фотографии и книги, письма, альбомы, картины и вещи: дополняя друг друга, они позволяют понять и воссоздать отдельные события, почуствовать настроение, характеры, привязанности членов царской семьи, их «тоску по Крыму», которая оставалась всегда.

Еще одна классная великих княжон, их спальни, гостиная, большая гостиная следуют далее по коридору. В этих помещениях — художественный отдел, где экспонируются периодически сменяемые художественные выставки.

В одном из залов — постоянная экспозиция коллекции «Воспоминание о Крыме» ялтинского живописца Якова Александровича Басова (1914-2004). 87 великолепных акварелей были переданы в дар музею в 1999 году.

Классная великих княжон

 

Источники:
Лозбень Н. , Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.
Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Крым. — М.: Вече, 2005.

Ливадийский дворец — 100 лет как музей

ФОТО: фасад, парадный вход и сад Ливадийского дворца

В июле исполняется 100 лет со дня открытия Ливадийского дворца-музея. Бывшая резиденция императора Николая II и его семьи в Крыму была открыта для публики как музей в 1922 году, однако через 5 лет закрылась из-за отсутствия посетителей.

Сегодня «Белая жемчужина Крыма» обрамлена садами, наполненными ароматом роз… классические мелодии ненавязчиво льются из динамиков… очередь посетителей терпеливо ждет у кассы за билетами, все хотят увидеть, как последний российский император и его семья жили, своими глазами. По подсчетам персонала, дворец сегодня ежедневно принимает в среднем 500 гостей.

Похожий сценарий разыгрывался 100 лет назад, только вместо туристов по залам и комнатам дворца бродили студенты и красногвардейцы. Благодаря архивным документам мы знаем, что в 1923 году Ливадийский дворец посетило 30 тысяч человек, а соседний Алупкинский дворец, например, принял лишь половину этого числа.

Сто лет назад для посещения были фактически доступны два Ливадийских дворца – Малый или Малый деревянный дворец, принадлежавший Александру III (был снесен после Великой Отечественной войны), и новый Большой Белый дворец (построен на место Большого или Большого деревянного дворца). В Малом Ливадийском дворце для посетителей были открыты только 3 комнаты, а в новом Большом Белом дворце для посетителей были открыты 10 комнат: 2 нижних и 8 верхних. Следует отметить, что в это время дворец-музей еще должен был остаться нетронутым, хотя известно, что некоторые предметы были похищены во время революции и Гражданской войны.

Тогда музей был открыт для посетителей только четыре раза в неделю, с 15:00 до 18:00. И хотя посетители платили за вход, иногда полученных денег не хватало даже на зарплату немногочисленным сотрудникам музея.

30 апреля 1918 года немецкие войска вошли в Ливадию и сразу приступили к разграблению дворца.

В 1922 году в Ливадийском дворце открылся Музей быта царской семьи Романовых . В 1920-е годы Советы использовали Ливадийский дворец исключительно в пропагандистских целях: люди могли видеть, в каких роскошных интерьерах жила императорская семья, из каких дорогих материалов делалась мебель, что вызывало у многих негодование.

21 декабря 1920 года Ленин подписал указ, согласно которому «дворцы бывших царей и великих князей должны использоваться как санатории и здравницы для рабочих и крестьян». В 1925 году в Ливадийском дворце был открыт первый санаторий, предлагавший бесплатное лечение крестьян.

Советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930), побывавший здесь в 1927 году, написал стихотворение «Чудеса», ключевая строчка в котором гласит: «В царском дворце теперь живут санаторники».

В том же году музей был закрыт с табличкой на главном входе «закрыт в связи с отсутствием интереса посетителей».

После этого встал вопрос о распределении содержимого Ливадийского дворца: его просто передали в другие крымские музеи. Например, ряд ковров был передан Дворцу Бухарского эмира (1880-1914) в Ялте, а другие предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства – Алупкинскому дворцу и Крошицкому художественному музею в Севастополе. Куклы и игрушки императорских детей отдавали сиротам, а занавеси, украшавшие императорские покои и другие комнаты дворца, перешивали в одежду для бедняков. К сожалению, большая часть исторической обстановки была утеряна, и это было только в 19 веке.90-х годов, что некоторые предметы мебели были возвращены во дворец и сейчас являются частью музея.

Во время Второй мировой войны церемония, посвященная успешному завершению Крымской кампании немцев (1941–1942 гг.) со взятием Севастополя немецкой 11-й армией под командованием генерала Эриха фон Манштейна и присвоением Манштейну воинского звания. Генералфельдмаршала (фельдмаршала) состоялось в саду Ливадийского дворца 6 июля 1942 года. В нем приняли участие офицеры, унтер-офицеры и солдаты, награжденные немецкими «Рыцарскими крестами» и «Немецкими крестами в золоте». (Немецкий крест в золоте).

Спустя 70 лет Ливадийский дворец прошел масштабную реставрацию и получил статус государственного музея. В ноябре 1993 года Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных покоях императорской семьи на втором этаже дворца открылась экспозиция Романовы в Ливадии .

Сегодня Ливадийский дворец — самый популярный музей Крыма. Первый этаж дворца-музея посвящен знаменитой Ялтинской конференции с участием президента США Франклина Д. Рузвельта, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и советского лидера Иосифа Сталина, которая состоялась 4–11 февраля 19 года.45.

Постоянная экспозиция, посвященная Николаю II и его семье в Ливадии, расположена на 2-м этаже дворца, в 16 залах, каждый из которых отличается оригинальными элементами и деталями.

ФОТО: любимая комната императора – его кабинет

ФОТО: настенный ковер ручной работы, подаренный Николаю II персидским шахом в 1913 году настоящее

Теперь посетители могут увидеть любимую комнату Императора – его кабинет, главной изюминкой которого является настенный ковер ручной работы с изображением Николая II, Александры Федоровны и Цесаревича Алексея, подаренный семье в 1913 Ахмад Шаха Каджара из Персии (1898-1930) – в честь 300-летия династии Романовых. После революции 1917 года многие вещи из дворца были украдены, в том числе и этот ковер, оказавшийся за границей. В 1983 году коллекционер купил ее на аукционе в Германии и через 10 лет подарил дворцу.

ФОТО: Кабинет Императрицы Александры Федоровны

Посетители кабинета Императрицы, в отличие от рабочего места, найдут уютную, домашнюю атмосферу: например, семейные фотографии выставлены на столе в рамках, швейная машинка в углу молчит, а за стеклом буфета висят пасхальные украшения с императорской гравировкой.

ФОТО: Музыкальная комната в Ливадийском дворце

В музыкальной комнате стоит рояль Becker, на котором императрица часто играла со своими дочерьми. Сегодня в этом зале проходят выступления Камерного хора «Таврический Благовест».

Кроме того, здесь находится небольшая семейная столовая с аутентичной посудой и утварью императорской семьи, классная комната для великих княжон, императорская спальня, детские комнаты, библиотека и многое другое.

ФОТО: Малая семейная столовая

ФОТО: бывшая спальня великих княжон

Сотрудники музея любят обращать внимание посетителей на сохранившиеся до наших дней подлинники, подчеркивая собственное недоверие к тому, как некоторым экспонатам удалось уцелеть и по сей день. Например, люстра из муранского стекла в зале ожидания на 1 этаже, которая висит там с 1912 года. Так же, как и люстра в приемной, из бронзы и стекла. А также камины, зеркала и предметы мебели.

ФОТО: оригинальная люстра из муранского стекла, 1912 год

На крыше дворца есть солярий, где царская семья наслаждалась солнцем и захватывающим видом на Черное море. На крышу ведет узкая лестница, а во времена Николая II на нее можно было подняться на крохотном подъемнике (лифте), который был отреставрирован несколько лет назад.

ФОТО: из солярия на крыше дворца открывается вид на Черное море

Интересные факты о Ливадийском дворце

Известно, что Императорская семья прибыла в Ливадию с детьми 5 сентября 1909 года. Именно во время этого визита, начиная с 27 октября, состоялась встреча Николая II и Александры Федоровны с архитектором Николаем Петровичем Красновым (1864- 1939), самый модный архитектор Ялты, неоднократно подробно обсуждали проект своего нового белого дворца, убранство его залов и других помещений. Августовская пара утвердила дизайн 12 декабря, всего за 4 дня до отъезда из Ливадии в Санкт-Петербург.

Старый деревянный Большой или Большой дворец, резиденция, построенная в 1860-х годах для императора Александра II, был снесен в 1910 году, чтобы освободить место для нового каменного дворца, который служил резиденцией последнего российского императора и его семьи во время их поездки в Крым.

Дворец был построен в удивительно короткие сроки, за 17 месяцев, на сумму около 4 миллионов золотых рублей, оплаченных Николаем II. Дворец был открыт 11 сентября 1911 года. Около 2500 рабочих работали круглосуточно. Ночью масштабную строительную площадку освещало множество факелов. После окончания строительства стены дворца покрыли специальным химическим составом, предохранявшим камень от выветривания и загрязнения.

Рядом построена электростанция, вырабатывающая электроэнергию для всего поместья. Во дворце также было два вида отопления: каминное и центральное водяное. Во дворце также были оборудованы телефоны и лифт для императрицы. Интересно отметить, что это произошло благодаря современной системе железобетонных перекрытий, которая предотвратила разрушение дворца от сильного землетрясения 1927 года.0004

Краснов построил удобный просторный дворец. Дворец построен в стиле итальянского ренессанса – стиль выбрал лично Николай II. Ни один из четырех фасадов дворца не похож на другой. В новой императорской резиденции было 116 комнат, один большой двор (Итальянский двор, где часто фотографировались Николай II и его семья) и три малых дворика, а также ряд хозяйственных построек.

Пока дворец строился как летняя резиденция Николая II и его семьи, они останавливались здесь всего четыре раза: дважды осенью – в 1911 и 1913 г. и дважды весной – в 1912 и 1914 гг., каждый раз задерживаясь на несколько месяцев. 12 июня 1914 года императорская семья покинула Ливадию, не подозревая, что прощается с ней навсегда. 1 августа Германия объявила войну России.

Императорская семья прибыла на Императорском Поезде в Севастополь, где они сели на Императорскую Яхту Штандарт/Штандарт и поплыли вдоль южного берега Крыма в Ялту, а оттуда на *автомобиле в Ливадию. [*Император содержал Собственный Его Императорского Величества Гараж в Ливадии, один из четырех в России, где размещалась его коллекция автомобилей].

Нажмите ЗДЕСЬ ПОСМОТРЕТЬ 2 старинных кинохроники Святой Царь в России. Ливадия, 1902-1914 – продолжительность: по 18 минут.

Сегодня Ливадийский дворцово-парковый ансамбль занимает более 36 га, в него помимо Большого Белого дворца входят Свицкий корпус, дом министра императорского двора графа Владимира Фредерикса (1838-1927), церковь Воздвижения Креста Господня и живописный парк с сохранившимися сооружениями (беседки, фонтаны) царского периода.

ФОТО: вид на Крестовоздвиженскую церковь (слева)

2 ноября [ст. ст. 20 октября] 1894 г. – в Малом дворце скончался император Александр III. Его ранняя смерть в возрасте 49 лет наступила в результате терминальной болезни почек (нефрита). Панихида по императору была отслужена в Крестовоздвиженской церкви.

В этот же день взошёл на престол Цесаревич Николай Александрович Романов как последний российский император и царь г., присягая на верность России в дворцовой церкви. Кроме того, святой праведный Иоанн Кронштадтский помазал в этом храме принцессу Алису Гессенскую и, таким образом, стал православной благочестивой великой княгиней и будущей императрицей Александрой Федоровной.

Во время пребывания в Ливадии, осенью 1900 г., Николай II тяжело заболел , причем оказалась довольно тяжелой формой брюшного тифа. Несмотря на то, что она была беременна в четвертый раз и испытывала сильную боль, Александра вылечила его шесть месяцев спустя, весной 19-го года. 01.

ФОТО: вид на сад, главный фасад и вход в Ливадийский дворец

Вход в летнюю императорскую резиденцию охраняют два мраморных льва – хотя они не имеют традиционной пышной гривы и больше похожи на египетских сфинксы. У главного входа во дворец и в знаменитом Итальянском дворике стоят беломраморные скамьи с крылатыми львами на подлокотниках. Эти скамейки были привезены сюда из Венеции. Также из Венеции был привезен истрийский камин, который находится в Главном вестибюле дворца.

В Белом зале также можно увидеть две оригинальные скульптуры. Первая — Пенелопа, символ супружеской верности, жена Одиссея. Пенелопа была приобретена одесситами в подарок императрице Марии Александровне (бабушке Николая II) в первый ее приезд в имение Ливадия в 1863 году. Вторая фигура — химера, или сатир, собирательный образ из древности.

В историческом парке сохранились деревья, посаженные более века назад. Его украшают турецкая беседка, рущуковая колонна, мраморные фонтаны и скамейки.

ФОТО: памятник-бюст Императору Николаю II

ФОТО: памятник Императору Александру III, установленный на месте старого Большого Дворца

19 мая 2015 г. установлен памятник-бюст Императору Николаю II установлен у главного входа в Ливадийский дворец. Выполнена по модели скульптора А. А. Аполлонова из искусственного камня и бронзирована. Постамент выполнен из мрамора.

18 ноября 2017 года в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина в парке Ливадийского дворца – на месте, где когда-то стоял Большой деревянный дворец, был открыт памятник императору Александру III.

ФОТО: Часовня Святых Царственных Мучеников

22 сентября 2013 года в рамках торжеств, посвященных 400-летию Дома Романовых, состоялось освящение Часовни Святых Царственных Мучеников. Часовня, расположенная при входе в Ливадийский дворец, воздвигнута в честь 150-летия Крестовоздвиженского храма Императорской семьи в Ливадии и в память Святых Царственных Мучеников. Великолепная мозаичная икона с изображением Святых Царственных Мучеников возвышается над интерьером крошечной часовни. Часовня открыта для всех желающих, в большие православные праздники проходят литургии.

ФОТО: Совещание Николая II в Белом зале Ливадийского дворца, 20-22 октября 2019 г.

20-22 октября 2019 г., , международная конференция Крым и судьба династии Романовых. Начало и конец царствования императора Николая II года», открылась в Белом зале Ливадийского дворца. В конференции приняли участие ведущие российские историки, публицисты, архивисты и писатели. Цель конференции состояла в том, чтобы обсудить правду о царской семье и достижениях, которых добилась Россия во время правления Николая II. Международная конференция была приурочена к 125-летию принятия Православия принцессой Аликс Гессен-Дармштадтской – будущей императрицы Александры Федоровны и 100-летию бегства членов Российского Императорского Дома из Крыма. Кроме того, в этом году исполняется 125 лет со дня смерти императора Александра III в Ливадии. Крым сыграл решающую роль в судьбе Романовых, сыгравших важную роль в развитии полуострова.

© 25 июля 2022. Пол Гилберт

Нравится:

Нравится Загрузка…

Ливадийский дворец — Императорская резиденция в Ялте

Вид на Беломраморный фонтан в окружении цветущих тюльпанов в парке перед Ливадией Дворец в тумане.

Район вокруг Ливадии на Крымском полуострове известен своей богатой историей и живописной окружающей природой, которая всегда вдохновляла художников, поэтов, писателей и композиторов. Путешественники со всего мира приезжают сюда, чтобы полюбоваться прекрасной архитектурой Ливадийского дворца, прогуляться по великолепной территории окружающего парка, ощутить чистый и целебный морской воздух.

До 1862 года Ливадийский дворец принадлежал Льву Потоцкому, после чего был выкуплен Министерством Императорского двора и дворцовых земель. В это время на престоле находился Александр Романов II. Жена его, Мария Александровна, тяжело болела туберкулезом, и врачи рекомендовали ей подышать целебным морским воздухом и прогуляться по сосновому лесу. Именно для этого они и приобрели Ливадию, и она стала царским подарком от царя для его больной жены, после чего стала фамильной резиденцией царской семьи. Дворец перестраивался не менее двух раз, но и сегодня он сохраняет свое величие, и можно представить себе жизнь императорской семьи, любуясь роскошным убранством внутри дворца и на фасадах, что отдает дань мастерству зодчих, которые планировал строительство.

История Ливадии. Строительство императорского дворца

После его покупки Императорская семья сразу наняла для строительства придворного архитектора Ипполита Монигетти. Всего в Ливадии было построено более 60 зданий, в том числе водопровод мощностью 700 тысяч ведер воды.

Вид на Итальянский дворик с пальмами и фонтаном для прогулок и общения в Ливадийском дворце

Вторая реконструкция дворца произошла между 1910-1911, при Николае II. Бывший дворец обветшал, покрылся грибком и совершенно непригоден для проживания. Император влюбился в архитектуру эпохи Возрождения, с которой он столкнулся во время официального визита в Испанию, с ее причудливой лепниной, портиками и внутренними двориками. Задание на реконструкцию было дано известному ялтинскому архитектору Николаю Краснову, и ему удалось отстроить Ливадийский дворец всего за 16 месяцев. От прежнего архитектурного ансамбля осталась только Крестовоздвиженская церковь с ее невероятными небесно-голубыми и золотыми росписями под куполом.

Сам Краснов писал в своем рапорте: «Замыслен и исполнен в стиле итальянского Возрождения из инкерманского камня, причем все части высечены из того же камня. В здании 116 отдельных комнат, три небольших светлых дворика. Парадные залы дворца оформлены и обставлены в едином стиле, однако во дворце нужны только все технические достижения начала ХХ века, а также новые дороги».

Николай II владел Ливадийским дворцом до 1917, хотя статус «официальной резиденции» здание сохраняло и при Советском Союзе.

Ялтинская конференция 1945 года

Бронзовая композиция, посвященная 70-летию встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля

Ливадийский дворец стал еще более известен как декорация для Ялтинской Конференция, проходившая с 4 по 11 февраля 1945 г., в которой приняли участие лидеры антигитлеровской коалиции. Иосиф Сталин из Советского Союза, Уинстон Черчилль из Великобритании и Франклин Д. Рузвельт из США встретились в Ялте, чтобы решить судьбу Европы после поражения нацистской Германии. В то время во дворце размещалась американская делегация во главе с Рузвельтом.

В результате обсуждений на Ялтинской конференции коалиция создала «Международную объединенную организацию по поддержанию мира и безопасности», известную сегодня как ООН (Организация Объединенных Наций). В 2015 году в ознаменование 70-летия конференции возле дворца был установлен бронзовый памятник «Большой тройке» (Черчиллю, Рузвельту и Сталину) весом около 10 тонн. Памятник был создан выдающимся грузино-российским скульптором и архитектором Зурабом Церетели, который также создал большое количество памятников и скульптур в городе Москва.

Современная экспозиция

Внутренний вид от входа в православный храм Воздвижения Креста Господня в Ливадии с яркими синими цветами

В Ливадийском дворце и прилегающем к нему парке в Ялте и вокруг него находится несколько экспонатов, посвященных разным эпохам:

  • Итальянские и арабские патио (дворики) с деревьями, посаженными более века назад;
  • Покои Императора и Императрицы, включая кабинет, спальню и приемные;
  • Шкафы Мемориальной библиотеки Рузвельта и Черчилля;
  • Большие конференц-залы с экспозицией, посвященной событиям 1945 года;
  • Крестовоздвиженская церковь по проекту архитектора Монигетти;
  • Красивый и ухоженный парк, простирающийся от дворца до кромки моря.
  • Памятник Александру III возведен в 2017 году.

Последним дополнением к парку стал памятник миротворцу императору Александру III, который лично открыл президент России Владимир Путин.